Расширенный поиск
Закон Государственного Совета Удмуртской Республики от 18.02.1997 № 389-1ЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Утратил силу - Закон Удмуртской Республики от 12.09.2002 г. N 51-рз О выборах депутатов Советов депутатов районов, городов Удмуртской Республики ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов депутатов Советов депутатов районов, городов Удмуртской Республики Депутаты Советов депутатов районов, городов (административно -территориальных единиц) Удмуртской Республики избираются гражданами Удмуртской Республики, проживающими на территории соответствующих районов, городов Удмуртской Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан в выборах является добровольным. Контроль за волеизъявлением избирателей не допускается. Статья 2. Избирательные права 1. Право избирать депутатов Советов депутатов районов, городов имеют граждане Удмуртской Республики, достигшие на день выборов 18-летнего возраста и проживающие на территории соответствующего района, города. 2. Депутатами Советов депутатов районов, городов могут быть избраны граждане Удмуртской Республики, достигшие на день выборов 18-летнего возраста и проживающие или работающие на территории соответствующего района, города. 3. Не имеют права избирать депутатов и быть избранными депутатами граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Гарантии избирательных прав граждан устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", настоящим Законом, другими федеральными законами и законами Удмуртской Республики. Статья 3. Несовместимость статуса депутата с должностным положением или деятельностью 1. Лица, у которых должность или род занятий несовместимы со статусом депутата Совета депутатов района, города, дают письменные обязательства о прекращении соответствующей деятельности в случае избрания их депутатами. Ограничения, связанные со статусом депутата, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, федеральными законами и законами Удмуртской Республики. 2. Депутаты Советов депутатов районов, городов не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также выборными и иными должностными лицами органов местного самоуправления. 3. Несоблюдение требований настоящей статьи влечет за собой признание избрания указанных лиц недействительным. Статья 4. Право выдвижения кандидатов в депутаты. Избирательные объединения 1. Право выдвижения кандидатов в депутаты Советов депутатов районов, городов принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям. 2. Избирательным объединением является районное, городское общественное объединение либо районная, городская организация, отделение, филиал, представительство общероссийского, межрегионального, регионального, республиканского общественного объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и которые зарегистрированы соответствующими органами не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. 3. Правами избирательных объединений наделяются избирательные блоки, образуемые не менее чем двумя общественными объединениями, обладающими правами избирательного объединения, для совместного участия в выборах. В случае, если общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Избирательные блоки подлежат регистрации соответствующими районными, городскими избирательными комиссиями до начала выдвижения кандидатов в депутаты. 4. Избирательные объединения назначают уполномоченных представителей, которые наделяются правом представлять избирательные объединения по всем вопросам, связанным с участием в выборах депутатов Советов депутатов районов, городов, в том числе и по финансовым. Статья 5. Проведение выборов избирательными комиссиями 1. Организацию и проведение выборов депутатов Советов депутатов районов, городов, контроль за соблюдением избирательных прав граждан обеспечивают избирательные комиссии, которые действуют в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и законами Удмуртской Республики, настоящим Законом. 2. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Статья 6. Гласность при подготовке и проведении выборов Подготовка и проведение выборов депутатов Советов депутатов районов, городов осуществляются открыто и гласно. Решения избирательных комиссий, органов государственной власти по вопросам подготовки и проведения выборов подлежат опубликованию. Статья 7. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан, избирательного законодательства 1. Лица, препятствующие осуществлению гражданами Удмуртской Республики права избирать и быть избранными депутатами Советов депутатов районов, городов путем насилия, подкупа, обмана, угроз, подлога избирательных документов или иным способом, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а также препятствующие работе избирательных комиссий, голосованию избирателей, деятельности доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, допустившие иные нарушения законодательства о выборах, несут установленную законом ответственность . 2. Заявления о нарушениях избирательных прав граждан, а также о любых нарушениях избирательного законодательства, поступившие в избирательные комиссии, государственные органы и суды, должны рассматриваться в пятидневный срок, а поступившие за пять дней до дня выборов или в день выборов - немедленно. 3. Заявления, поступившие в избирательные комиссии, кроме заявлений по обжалованию решений и действий (бездействия) нижестоящих избирательных комиссий, рассматриваются председателем избирательной комиссии или по его поручению - другими членами избирательной комиссии, либо передаются для принятия соответствующих мер нижестоящим избирательным комиссиям. При необходимости заявление может быть рассмотрено на заседании избирательной комиссии. ГЛАВА 2. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 8. Назначение выборов депутатов Советов депутатов районов, городов 1. Выборы депутатов Советов депутатов районов, городов очередного созыва назначаются Государственным Советом Удмуртской Республики не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий депутатов Советов депутатов районов, городов. 2. Досрочные выборы, а также первые выборы депутатов Советов депутатов районов, городов назначаются не позднее чем за два месяца до их проведения, при этом сроки избирательных действий сокращаются на треть. Статья 9. Численный состав Советов депутатов районов, городов. Образование избирательных округов 1. Численный состав Советов депутатов районов, городов определяется Государственным Советом Удмуртской Республики при назначении выборов депутатов Советов депутатов районов, городов. 2. Выборы депутатов Советов депутатов районов, городов проводятся по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам. 3. Избирательные округа образуются районными, городскими избирательными комиссиями на основании данных об избирателях, представленных главами администраций - главными должностными лицами районов, городов. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе утверждаются не позднее чем за 65 дней со дня выборов соответствующими Советами депутатов районов, городов, а при проведении первых выборов - Государственным Советом Удмуртской Республики. 4. Взаимное отклонение числа избирателей в каждом избирательном округе на всей территории района, города не должно превышать 10 процентов. Не допускается создание избирательных округов из неграничащих между собой территорий. 5. Списки избирательных округов с указанием их границ и численности избирателей публикуются районными, городскими избирательными комиссиями не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Статья 10. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов Советов депутатов районов, городов образуются избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются главами администраций - главными должностными лицами районов, городов по согласованию с соответствующими районными, городскими избирательными комиссиями не позднее чем за 50 дней до дня выборов из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке. Не допускается создание избирательных участков, пересекающих границы избирательных округов. 3. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно -профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей избирательные участки могут быть образованы в порядке и в сроки, установленные настоящей статьей, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов. 4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Образование избирательных участков в воинских частях допускается, если они расположены в обособленных, удаленных от населенных пунктов местах. В этих случаях избирательные участки образуют командиры воинских частей по решению районных, городских избирательных комиссий. При этом должен быть обеспечен доступ в помещения для голосования всем членам избирательных комиссий, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам по предъявлении соответствующих удостоверений. 5. Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых избирательных комиссий публикуются районными, городскими избирательными комиссиями не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Статья 11. Списки избирателей 1. Списки избирателей составляются отдельно по каждому избирательному участку соответствующими участковыми избирательными комиссиями на основании данных об избирателях, представляемых не позднее чем за 40 дней до дня выборов главами администраций - главными должностными лицами районов, городов. 2. Списки избирателей -военнослужащих, находящихся в воинских частях, членов их семей и других избирателей, если они проживают в расположении воинских частей, составляются на основании данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно -профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. 3. В список избирателей включается каждый гражданин Удмуртской Республики, достигший ко дню выборов 18-летнего возраста, и имеющий право избирать депутатов. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории данного избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законодательством. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 4. В списках избирателей указывается фамилия, имя, отчество, год рождения (для граждан, которым 18 лет исполняется в год выборов - дата рождения) и адрес каждого избирателя. Списки составляются в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Удмуртской Республики, в алфавитном или ином порядке, удобном для организации голосования, подписываются председателями и секретарями участковых избирательных комиссий. Один экземпляр списков остается в участковых избирательных комиссиях, а второй передается в соответствующие районные, городские избирательные комиссии не позднее чем за 16 дней до дня выборов. 5. Участковые избирательные комиссии не позднее чем за 30 дней до дня выборов представляют списки избирателей для всеобщего ознакомления. Граждане, поселившиеся на территории избирательных участков после представления списков избирателей для всеобщего ознакомления, а также лица, по какой -либо иной причине не включенные в списки избирателей, дополнительно включаются участковыми избирательными комиссиями в списки на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории соответствующих избирательных участков. 6. Гражданам предоставляется право заявить в участковые избирательные комиссии о невключении их в списки избирателей, а также о любых ошибках или неточностях в списках. Участковые избирательные комиссии обязаны проверить заявления и устранить ошибки или неточности либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителям ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления. Решения избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящие избирательные комиссии или в суд. 7. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. ГЛАВА 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 12. Виды избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов депутатов Советов депутатов районов, городов обеспечивают избирательные комиссии: а) Избирательная комиссия Удмуртской Республики; б) районные, городские избирательные комиссии; в) территориальные в городе Ижевске избирательные комиссии; г) участковые избирательные комиссии. 2. Районные, городские, территориальные в городе Ижевске избирательные комиссии осуществляют одновременно полномочия окружных избирательных комиссий. 3. Избирательная комиссия Удмуртской Республики осуществляет методическое руководство деятельностью избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Советов депутатов районов, городов, контроль за соблюдением избирательных прав граждан Удмуртской Республики. 4. Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, собрания избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства, а также коллективы предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности вносят в Советы депутатов районов, городов предложения в состав избирательных комиссий. Статья 13. Формирование избирательных комиссий 1. Районные, городские избирательные комиссии в количестве 7-15 человек формируются Советами депутатов районов, городов не позднее чем за 75 дней до дня выборов. 2. Территориальные в городе Ижевске избирательные комиссии в количестве 5-10 человек формируются Советом депутатов города Ижевска не позднее чем за 50 дней до дня выборов. 3. Участковые избирательные комиссии в количестве 5-15 человек формируются Советами депутатов районов, городов не позднее чем за 45 дней до дня выборов. 4. В случае, если соответствующий Совет депутатов не назначил составы избирательных комиссий в сроки, установленные настоящей статьей либо выборы проводятся впервые, формирование избирательных комиссий производится Государственным Советом Удмуртской Республики или по его поручению - Президиумом Государственного Совета Удмуртской Республики. 5. Избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов в депутаты Советов депутатов районов, городов, сами кандидаты в депутаты вправе назначить по одному члену соответствующей районной, городской, территориальной, участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса. 6. В день голосования в помещениях участковых избирательных комиссий и помещениях для голосования с начала голосования до окончания оформления документов об итогах голосования вправе находиться по одному наблюдателю от каждого избирательного объединения, каждого кандидата в депутаты. Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены решениями избирательных объединений или справками кандидатов в депутаты. Статья 14. Полномочия районных, городских избирательных комиссий 1. Районные, городские избирательные комиссии по выборам депутатов Советов депутатов районов, городов: а) осуществляют на всей территории соответствующего района, города контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивают его единообразное применение; б) образуют избирательные округа; в) руководят деятельностью территориальных, участковых избирательных комиссий, рассматривают заявления и жалобы на их решения и действия (бездействие) и принимают по ним мотивированные решения; г) распределяют бюджетные средства, выделенные на проведение выборов, по территориальным и участковым избирательным комиссиям, контролируют их целевое использование; д) следят за обеспечением избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, решают вопросы материально -технического обеспечения выборов; д) регистрируют кандидатов в депутаты, их доверенных лиц и выдают им соответствующие удостоверения; ж) в соответствии с формой, установленной Избирательной комиссией Удмуртской Республики, утверждают тексты избирательных бюллетеней по выборам депутатов Советов депутатов районов, городов, обеспечивают их изготовление и снабжение ими участковых избирательных комиссий; з) контролируют соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты, избирательных объединений; и) организуют досрочное голосование в помещениях районных, городских избирательных комиссий; к) устанавливают общие итоги выборов депутатов Советов депутатов районов, городов и публикуют их в печати, выдают удостоверения избранным депутатам; л) организуют проведение повторных выборов депутатов в избирательных округах, в которых выборы не состоялись или признаны недействительными; м) назначают дополнительные выборы вместо выбывших депутатов и обеспечивают их проведение; н) решают вопросы, связанные с отзывом депутатов Советов депутатов районов, городов; о) обеспечивают передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архивы; п) осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Законом, федеральными законами и другими законами Удмуртской Республики. 3. Районные, городские избирательные комиссии действуют до образования районных, городских избирательных комиссий в новом составе для проведения следующих выборов депутатов Советов депутатов районов, городов. Статья 15. Полномочия территориальных в городе Ижевске избирательных комиссий Городская избирательная комиссия по выборам депутатов Совета депутатов города Ижевска передает территориальным в городе Ижевске избирательным комиссиям часть своих полномочий, решение об этом принимается городской избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после формирования территориальных избирательных комиссий. Статья 16. Полномочия участковых избирательных комиссий 1. Участковые избирательные комиссии: а) составляют списки избирателей по избирательным участкам; б) проводят ознакомление избирателей со списками избирателей, принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках и решают вопросы о внесении в них соответствующих изменений; в) оповещают население о месте нахождения участковых избирательных комиссий и времени их работы, а также о дне выборов и месте голосования; г) контролируют размещение предвыборных агитационных материалов в порядке, предусмотренном настоящим Законом; д) обеспечивают подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; е) организуют на избирательных участках досрочное голосование и голосование в день выборов; ж) производят подсчет голосов, устанавливают итоги голосования на избирательных участках; з) рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования, принимают по ним решения; и) обеспечивают передачу документации, связанной с организацией и проведением выборов, в районные, городские избирательные комиссии; к) осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Законом, федеральными законами и другими законами Удмуртской Республики. 2. Срок полномочий участковых избирательных комиссий истекает после опубликования общих итогов выборов и представления ими финансовых отчетов и избирательной документации в районные, городские избирательные комиссии. Статья 17. Организация работы избирательных комиссий 1. Первые заседания избирательных комиссий созываются в двухдневный срок после принятия решения об их формировании. 2. Председатели, заместители председателей и секретари избирательных комиссий избираются открытым или тайным голосованием на первых заседаниях из числа членов комиссий. 3. Заседания избирательных комиссий созываются и проводятся председателями или по их поручению заместителями председателей комиссий, а также по требованию не менее трети членов комиссий с правом решающего голоса. Члены избирательных комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса заблаговременно оповещаются о заседаниях избирательных комиссий. Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссий. Заседания являются правомочными, если в них принимает участие более половины членов комиссии с правом решающего голоса. Протоколы заседаний, а также решения избирательных комиссий подписываются председателем и секретарем комиссии. 4. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов и об отмене их регистрации, по вопросам финансового обеспечения выборов, об установлении итогов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссий с правом решающего голоса. Решения по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссий с правом решающего голоса. В случае равенства голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим. Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, не согласные с принятым решением, вправе в письменной форме высказать особые мнения, которые прилагаются к протоколам заседаний. 5. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения государственными органами и органами местного самоуправления, общественными организациями, предприятиями, учреждениями и должностными лицами, а также нижестоящими избирательными комиссиями. 6. Решения избирательных комиссий, противоречащие федеральным законам и законам Удмуртской Республики либо принятые с превышением полномочий, подлежат отмене вышестоящими избирательными комиссиями или судом. 7. Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящие избирательные комиссии или суд в установленном законом порядке. При этом предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Избирательными комиссиями, судами указанные жалобы рассматриваются в пятидневный срок, а поступившие за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно. 8. На заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать кандидаты в депутаты, их доверенные лица, представители избирательных объединений, средств массовой информации. При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать представители заинтересованных сторон. 9. Члены избирательных комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: а) вправе вносить предложения для рассмотрения на заседаниях избирательных комиссий; б) вправе выступать на заседаниях избирательных комиссий, задавать вопросы участникам заседаний и получать на них ответы по существу; в) вправе знакомиться с любыми документами избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов; г) заблаговременно оповещаются о заседаниях избирательных комиссий; д) имеют удостоверения установленного образца. 10. Председатели, заместители председателей, секретари, отдельные члены избирательных комиссий с правом решающего голоса могут быть освобождены от основной работы в период подготовки и проведения выборов с оплатой труда за счет средств, выделенных на проведение выборов. 11. Избирательные комиссии могут создавать на период подготовки и проведения выборов временные аппараты, структура и штаты которых устанавливаются соответствующими избирательными комиссиями в пределах выделенных им бюджетных средств. 12. Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса в течение срока своих полномочий не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу, а также в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора соответствующего района, города к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке. 13. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и местного самоуправления. 14. Органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование. На обращения по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, они обязаны давать избирательным комиссиям ответ не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. 15. Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса могут быть в любое время освобождены от своих обязанностей в комиссии по решению органа, образовавшего комиссию, на основании личного заявления или вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии, а также в связи с отзывом общественным объединением выдвинутого им члена избирательной комиссии. 16. Полномочия членов районных, городских избирательных комиссий с правом совещательного голоса продолжаются до окончания регистрации кандидатов при выборах депутатов Советов депутатов районов, городов следующего созыва в случае, если кандидаты, назначившие их, получили депутатские мандаты, полномочия остальных членов избирательных комиссий с правом избирательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования общих итогов выборов. Срок полномочий членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий этих избирательных комиссий. ГЛАВА 4. КАНДИДАТЫ В ДЕПУТАТЫ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ РАЙОНОВ, ГОРОДОВ Статья 18. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты 1. Выдвижение кандидатов в депутаты Советов депутатов районов, городов начинается после образования избирательных округов. 2. Выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями производится путем сбора подписей не менее двух процентов избирателей соответствующих избирательных округов (но не менее 50 подписей) в поддержку выдвижения кандидатов. Инициаторы выдвижения уведомляют в письменной форме районные, городские избирательные комиссии о начале сбора подписей. В уведомлениях должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидатов. 3. Избирательные объединения могут выдвинуть по одному кандидату в депутаты Советов депутатов районов, городов в каждом избирательном округе, собрав в поддержку каждого кандидата необходимое количество подписей избирателей соответствующего избирательного округа либо собрав в поддержку избирательного объединения не менее 2 процентов подписей избирателей района, города, при этом на один избирательный округ должно приходиться не более 7 процентов от требуемого общего числа подписей. 4. Выдвижение кандидатов в депутаты избирательными объединениями производится на общих собраниях, конференциях избирательных объединений с указанием избирательных округов, в которых будет баллотироваться каждый кандидат. Решения о выдвижении кандидатов принимаются тайным или открытым голосованием. Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами входящих в них общественных объединений. О выдвижении кандидатов и начале сбора подписей избирательные объединения в письменной форме уведомляют районные, городские избирательные комиссии. В уведомлении должны быть указаны дата проведения общего собрания, конференции, а также фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства каждого выдвинутого кандидата. 5. Сбор подписей избирателей начинается после письменного уведомления районных, городских избирательных комиссий и проводится по месту работы, службы, учебы, жительства избирателей, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. При этом не допустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лиц, собирающих подписи. 6. Подписные листы изготавливаются по формам, установленным в приложениях к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата или наименование избирательного объединения, в поддержку которых ведется сбор подписей. 7. В подписные листы самими избирателями вносятся фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - точная дата рождения), адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, личная подпись избирателя. Избиратели вправе ставить подписи в поддержку различных кандидатов в депутаты и различных избирательных объединений, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, избирательного объединения. Подписные листы заверяются лицами, собиравшими подписи, с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства этих лиц, серии и номера их паспортов или заменяющих их удостоверений личности и лицами, за выдвижение кандидатуры которых собраны подписи, или уполномоченными представителями избирательных объединений. 8. Сбор подписей проводится на безвозмездной основе. При выявлении фактов предоставления вознаграждения избирателям, внесшим подписи, а также сборщикам подписей районная, городская избирательная комиссия признает соответствующие подписные листы недействительными. Статья 19. Порядок регистрации кандидатов в депутаты 1. Инициаторы выдвижения кандидатов или сами кандидаты вносят подписные листы в поддержку кандидатов или избирательных объединений, заявления кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующим округам, а также решения избирательных объединений о выдвижении кандидатов на регистрацию в районные, городские избирательные комиссии не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, в своих заявлениях сообщают о намерении освободить занимаемые должности в случае избрания их депутатами. В представленных документах указывается принадлежность кандидатов к какому -либо избирательному объединению либо его участие в выборах как независимого кандидата. 2. Подписные листы представляются в избирательные комиссии в пронумерованном виде. Каждый подписной лист заверяется подписью членов районных, городских избирательных комиссий либо печатью, штампом комиссий. Уполномоченным представителям или кандидатам выдаются копии актов о приеме подписных листов и других документов с указанием даты и времени их приема. При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, а также кандидаты и их доверенные лица. 3. Районные, городские избирательные комиссии проверяют представленные на регистрацию документы, в трехдневный срок регистрируют кандидатов и выдают им соответствующие удостоверения либо копии решений об отказе в регистрации с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований законодательства о выборах. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. 4. В течение трех дней после регистрации кандидатов районные, городские избирательные комиссии передают средствам массовой информации сведения о кандидатах (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства), не позднее чем за 15 дней до дня выборов размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о всех зарегистрированных кандидатах. 5. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Зарегистрированный в одном избирательном округе кандидат не может представляться к регистрации в другом округе. Кандидат, зарегистрированный как выдвинутый непосредственно избирателями, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат от избирательного объединения. 6. Лица, выдвинутые кандидатами и состоящие в избирательных комиссиях, считаются освобожденными от обязанностей в комиссии с момента регистрации их кандидатами. 7. Кандидаты вправе в любое время до дня выборов снять свои кандидатуры. Избирательные объединения могут отозвать любого зарегистрированного кандидата по решению уполномоченного органа, за исключением тех, в поддержку которых по избирательным округам собраны подписи избирателей. Если кандидатуры сняты без вынуждающих к тому обстоятельств, районные, городские избирательные комиссии вправе отнести на счет кандидатов либо избирательных объединений соответствующую часть понесенных ими расходов, включая средства, выделенные избирательными комиссиями кандидатам или избирательным объединениям на предвыборную агитацию. 8. В случае, если в сроки, установленные настоящей статьей, по избирательному округу будет зарегистрирован только один кандидат или на день выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этих избирательных округах откладываются на 35 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Статья 20. Проверка подлинности подписей в подписных листах 1. Проверку подлинности подписей в подписных листах проводят члены районных, городских избирательных комиссий, при этом могут привлекаться члены территориальных в городе Ижевске и участковых избирательных комиссий. 2. Проверке подлежат не менее двух процентов подписей, представленных избирательным объединением, и не менее десяти процентов подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты. Подписные листы для проверки отбираются произвольным образом соответствующей избирательной комиссией. На отобранных листах проверяются все подписи избирателей. 3. Недействительными считаются подписи избирателей: а) не являющихся избирателями данного избирательного округа; б) не указавших в подписном листе всех требующихся сведений; в) указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; г) внесших сведения в подписной лист не собственноручно; д) фальсифицированные подписи (письменно подтвержденные самим избирателем и не менее чем двумя членами избирательной комиссии). 4. В случае обнаружения недействительных подписей избирателей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей производится дополнительная проверка такого же количества других подписных листов. Если при повторной проверке будет выявлено более 10 процентов недействительных подписей, регистрация кандидата (кандидатов) не производится. Статья 21. Отмена решения о регистрации кандидата в депутаты 1. При нарушениях кандидатом в депутаты, его доверенными лицами, назначенными им наблюдателями и членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, выдвинувшим кандидата избирательным объединением избирательных прав граждан, избирательного законодательства, а также в случае последующего выявления фальсификации документов, представленных для регистрации кандидата, районные, городские избирательные комиссии вправе в любое время до дня выборов отменить свое решение либо обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. 2. Об отмене регистрации кандидата в депутаты незамедлительно оповещаются соответствующие избирательные комиссии, а также избиратели округа и избирательное объединение, выдвинувшее кандидата в депутаты. 3. В случае признания выборов по избирательному округу недействительными вследствие нарушений законодательства о выборах кандидатом в депутаты, его доверенными лицами, назначенными им наблюдателями и членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, а также выдвинувшим кандидата избирательным объединением, указанный кандидат не вправе выдвинуть свою кандидатуру при проведении в данном избирательном округе повторных выборов. Статья 22. Гарантии деятельности кандидатов в депутаты 1. С момента регистрации и до опубликования результатов выборов кандидаты по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы. За этот период им районными, городскими избирательными комиссиями ежемесячно выплачивается денежное содержание из средств, предназначенных для проведения выборов, в размере их среднего основного дохода за последние три месяца, но не свыше пятикратного размера минимальной оплаты труда. 2. Кандидаты со дня регистрации и до опубликования результатов выборов имеют право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (кроме такси) в пределах соответствующих районов, городов. 3. Кандидаты после их регистрации и до опубликования результатов выборов не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора соответствующего района, города. При даче согласия прокурор обязан известить об этом соответствующую районную, городскую избирательную комиссию. 4. Кандидаты до опубликования результатов выборов не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы, исключены из учебного заведения или переведены на другую работу, направлены в командировку без их согласия. Время участия в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой они работали до регистрации кандидатами. 5. Кандидаты могут иметь до трех доверенных лиц для ведения агитационной и иной деятельности, способствующей их избранию. Районные, городские избирательные комиссии регистрируют доверенных лиц, выдают им удостоверения. Кандидаты несут ответственность за действия доверенных лиц и вправе в любое время до дня выборов заменять их. На время проведения предвыборной агитации по просьбе кандидатов доверенным лицам предоставляется неоплачиваемый отпуск по месту работы, службы, военных сборов и учебы. Оплата работы доверенных лиц может производиться из средств избирательных фондов кандидатов. ГЛАВА 5. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 23. Право на участие в предвыборной агитации 1. Граждане Удмуртской Республики, избирательные объединения в допускаемых законом формах и законными методами вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов. 2. Избирательные комиссии обеспечивают равные правовые возможности для ведения предвыборной агитации всем кандидатам, избирательным объединениям. 3. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы государственным органам и органам местного самоуправления, их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, благотворительным организациям, религиозным объединениям, членам избирательных комиссий. 4. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, после регистрации их кандидатами освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения для ведения предвыборной агитации. 5. Должностные лица и депутаты органов государственной власти и местного самоуправления с момента регистрации их кандидатами и до опубликования результатов выборов по соответствующему избирательному округу не вправе выступать в средствах массовой информации в качестве должностных лиц и с отчетами о своей деятельности. 6. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо их доверенными лицами. Статья 24. Сроки проведения предвыборной агитации 1. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. 2. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. 3. В течение трех дней до дня выборов, а также в день голосования опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Статья 25. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных предвыборных мероприятий), выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. 2. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты и избирательным объединениям в организации встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями, проведении предвыборных собраний. Вопросы о выделении помещений для проведения предвыборных мероприятий рассматриваются соответствующими органами в течение трех дней после подачи заявлений. 3. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. 4. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. 5. Проведение агитации в помещениях, где размещаются избирательные комиссии, а также в помещениях для голосования запрещается. Статья 26. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах. При этом кандидаты в депутаты, избирательные объединения вправе самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации. 2. Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают органы государственной власти и местного самоуправления, а также полностью или частично финансируемые за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов, избирательных объединений. 3. Порядок публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях, предоставления эфирного времени устанавливается Государственным Советом Удмуртской Республики или по его поручению - Избирательной комиссией Удмуртской Республики. Статья 27. Выпуск агитационных печатных материалов 1. Кандидаты в депутаты и избирательные объединения, участвующие в выборах, вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за выпуск, тираже и месте издания материалов. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 3. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, здании, сооружении и ином объекте, на транспортных средствах с согласия их собственника или владельца. Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий и в помещениях для голосования. Не позднее чем за 20 дней до дня выборов администрации районов, городов обязаны выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. 4. Агитационные печатные материалы должны быть сняты со своих мест в течение 3 дней после проведения выборов лицами, вывесившими указанные материалы либо собственниками или владельцами зданий и сооружений, транспортных средств. Статья 28. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации 1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, не разрешается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, языковую, религиозную ненависть и вражду, а также призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению целостности государства, пропаганда войны. 2. Не разрешается распространение агитационных материалов, вводящих избирателей в заблуждение, прямо или косвенно ограничивающие их конституционные права и свободы. 3. Запрещается проведение предвыборной агитации, а также участие кандидатов и их доверенных лиц в любых мероприятиях, сопровождаемых предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, за исключением агитационных печатных материалов и агитационных значков, выплатой денежных средств, выдачей подарков, а также обещаниями передачи им каких-либо материальных благ. Кандидаты, их доверенные лица не вправе заниматься благотворительной деятельностью, в том числе и за пределами избирательного округа, где баллотируются кандидаты. 4. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с предоставлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты. ГЛАВА 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 29. Порядок финансирования выборов 1. Финансовые расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Советов депутатов районов, городов, осуществляются за счет средств республиканского бюджета Удмуртской Республики. Дополнительные выборы депутатов Советов депутатов районов, городов вместо выбывших проводятся за счет бюджетов соответствующих районов, городов. 2. Кандидаты в депутаты и избирательные объединения для финансирования предвыборной агитации создают избирательные фонды. Использование денежных средств для финансирования предвыборной агитации помимо избирательных фондов не допускается. В случае если избирательное объединение создает избирательный фонд, выдвинутые им кандидаты не вправе создавать собственные избирательные фонды. 3. Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, средств избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных объединений, формы финансовых отчетов устанавливаются Государственным Советом Удмуртской Республики или по его поручению - Избирательной комиссией Удмуртской Республики. Статья 30. Порядок использования бюджетных средств, выделенных на организацию выборов 1. Средства, выделенные из республиканского бюджета Удмуртской Республики на организацию выборов, поступают в распоряжение Избирательной комиссии Удмуртской Республики и распределяются между всеми избирательными комиссиями. 2. Участковые, территориальные в городе Ижевске избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после опубликования результатов выборов представляют районным, городским избирательным комиссиям отчеты о расходовании выделенных им средств. Районные, городские избирательные комиссии представляют финансовые отчеты Избирательной комиссии Удмуртской Республики не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. 3. Избирательная комиссия Удмуртской Республики не позднее чем через 60 дней после опубликования результатов выборов представляет Государственному Совету Удмуртской Республики отчет о расходовании бюджетных средств, выделенных на финансирование выборов. Указанный отчет подлежит опубликованию в средствах массовой информации в течение одного месяца после представления его в Государственный Совет Удмуртской Республики. 4. Неизрасходованные бюджетные средства остаются в распоряжении Избирательной комиссии Удмуртской Республики и используются ею для проведения повторных и дополнительных выборов депутатов. Статья 31. Порядок использования средств избирательных фондов 1. Избирательные фонды кандидатов в депутаты и избирательных объединений могут формироваться за счет: а) бюджетных средств, выделенных кандидатам, избирательным объединениям районными, городскими избирательными комиссиями; б) собственных средств кандидатов или избирательных объединений, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 10 и 30 раз соответственно; в) средств, выделенных кандидатам выдвинувшими их избирательными объединениями, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 20 раз; г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц, при этом размеры пожертвований в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений не должны превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 10 и 20 раз соответственно. 2. Предельные суммы расходов кандидатов за счет средств избирательных фондов не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 50 раз, избирательных объединений - не более чем в 500 раз. 3. Не допускаются анонимные пожертвования, а также пожертвования в избирательные фонды со стороны: иностранных государств, организаций и граждан; лиц, не имеющих гражданства; российских юридических лиц с иностранным участием; международных организаций и международных общественных движений; воинских частей, военных учреждений и организаций; благотворительных организаций и религиозных объединений; органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций. 4. Средства избирательных фондов должны содержаться на специальных временных счетах в отделениях Сберегательного банка. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются. Банки предоставляют сведения о поступлении и расходовании денежных средств, находящихся на специальных временных счетах избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений, районным, городским избирательным комиссиям. 5. В случае, если кандидаты, избирательные объединения использовали иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в их избирательные фонды, районные, городские избирательные комиссии вправе отменить свое решение или обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидатов либо в течение двух месяцев после опубликования результатов выборов - об отмене решения о регистрации избранных депутатов. 6. Отчеты о размерах и источниках поступлений в избирательные фонды и произведенных затратах кандидаты, избирательные объединения представляют в районные, городские избирательные комиссии не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. Указанные отчеты подлежат опубликованию в течение 45 дней после представления их в избирательные комиссии в государственных средствах массовой информации. В случае выявления фальсифицированных финансовых отчетов после их опубликования указанные финансовые отчеты подлежат повторному опубликованию. 7. Остатки денежных средств на счетах избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений не позднее чем через 30 дней после выборов перечисляются кандидатами и избирательными объединениями пропорционально вложенным средствам избирательным комиссиям, организациям и лицам, осуществившим пожертвования в избирательные фонды. ГЛАВА 7. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 32. Помещения для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий безвозмездно главами администраций - главными должностными лицами районов, городов. 2. В помещениях для голосования должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены избирательные ящики. Кабины, комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями, при этом применение карандашей не допускается. Избирательные ящики устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковых избирательных комиссий и наблюдателей. 3. В помещениях для голосования или непосредственно перед ними участковые избирательные комиссии оборудуют стенды, на которых помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы о всех баллотирующихся по соответствующим избирательным округам кандидатах. В информационных материалах не должно содержаться агитационных призывов, а образцы заполненных избирательных бюллетеней не должны содержать фамилии баллотирующихся кандидатов. Избирательная комиссия Удмуртской Республики утверждает образцы оформления информационных стендов и перечень содержащихся в них документов. Статья 33. Избирательные бюллетени 1. В избирательных бюллетенях в алфавитном порядке размещаются сведения о всех зарегистрированных по округу кандидатах с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий) и постоянного места жительства каждого из них. В случае, если кандидаты выдвинуты избирательными объединениями, указываются их наименования, а также принадлежность кандидатов к общественным объединениям. Если кандидаты выдвинуты непосредственно избирателями, их политическая принадлежность указывается только по желанию самих кандидатов. Справа, против данных о каждом кандидате, помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов размещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Во всех избирательных бюллетенях указывается порядок их заполнения. 2. Избирательные бюллетени печатаются на удмуртском и русском языках, текст на обоих языках помещается в каждом избирательном бюллетене. По решению районных, городских избирательных комиссий избирательные бюллетени по всем или отдельным избирательным округам могут печататься только на одном языке. 3. Избирательные бюллетени печатаются районными, городскими избирательными комиссиями не позднее чем за 16 дней до дня выборов. Участковым избирательным комиссиям бюллетени передаются не позднее чем за четыре дня до дня выборов. 4. Все избирательные бюллетени отмечаются печатями участковых избирательных комиссий, либо - при досрочном голосовании - районных, городских избирательных комиссий и подписываются двумя ее членами. Не заверенные избирательными комиссиями бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. 5. В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовления бюллетеней участковые избирательные комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах или отмечают квадраты напротив фамилий соответствующих кандидатов словом "выбыл", подтверждая их подписями двух членов избирательных комиссий. Статья 34. Досрочное голосование 1. Если избиратели в день выборов не будут пребывать в месте своего постоянного жительства, они могут проголосовать досрочно, начиная с 15 дней до дня выборов. Избиратели могут заполнить бюллетени в помещениях районных, городских избирательных комиссий (начиная с 15 дней до дня выборов) или участковых избирательных комиссий (с трех дней до дня выборов) таким образом, чтобы при этом не был нарушена тайна голосования. Основанием для выдачи избирательного бюллетеня при досрочном голосовании является письменное заявление избирателя с указанием причин досрочного голосования. 2. Заполненные бюллетени избиратели помещают в конверты, которые заклеивают и передают членам избирательный комиссий. На месте склейки на конвертах ставятся печати избирательных комиссий, поверх печати - подписи двух членов комиссий. 3. Районные, городские избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующие участковые избирательные комиссии. Участковые избирательные комиссии вносят в списки избирателей отметки о досрочном голосовании. 4. В день голосования председатели участковых избирательных комиссий в присутствии других членов комиссий и наблюдателей вскрывают конверты с заполненными бюллетенями и опускают извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. Число конвертов оглашается и заносится в протоколы участковых избирательных комиссий. В случае если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все эти бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. Статья 35. Время и порядок голосования 1. В день выборов голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. По решению районных, городских избирательных комиссий начало голосования на отдельных избирательных участках может быть установлено ранее 8 часов. Если по отдельным избирательным участкам проголосовали все избиратели, включенные в списки избирателей, по разрешению районных, городских избирательных комиссий голосование на указанных избирательных участках может быть прекращено ранее 22 часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до его проведения. 2. В день выборов в 8 часов перед началом голосования избирательные ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателями участковых избирательных комиссий и наблюдателей, прибывших на голосование избирателей. Затем вскрываются конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательные ящики. После этого председатели избирательных комиссий приглашают избирателей приступить к голосованию. 3. Каждый избиратель голосует лично:голосование за других лиц не допускается. При получении избирательных бюллетеней в списке избирателей указывается серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности избирателей, после чего они расписываются. В исключительных случаях, когда у избирателя по уважительной причине отсутствует паспорт или заменяющее его удостоверение личности, участковая избирательная комиссия вправе принять решение о выдаче избирательного бюллетеня по предъявлении избирателем иного удостоверения личности. Члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, выдавшие бюллетени, также расписываются в списках избирателей против фамилий избирателей, получивших бюллетени. В случае, если избиратели не имеют возможности самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней, они вправе воспользоваться помощью других лиц, за исключением членов участковых избирательных комиссий, кандидатов, доверенных лиц, наблюдателей. При этом лица, оказавшие избирателям помощь, расписываются в списках избирателей с указанием своих фамилий. 4. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальных кабинах или комнатах, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратели, не имеющие возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любых лиц, кроме членов участковых избирательных комиссий, кандидатов, доверенных лиц, наблюдателей. Фамилии этих лиц указываются в списках избирателей рядом с подписями избирателей о получении бюллетеней. Одно и то же лицо не вправе оказывать помощь в заполнении избирательных бюллетеней более чем одному избирателю, кроме членов своей семьи. 5. В избирательных бюллетенях избиратели ставят любые знаки в квадрате напротив фамилии одного из кандидатов в депутаты, за которого они голосуют, либо в квадрате напротив строки "Против всех кандидатов". 6. Заполненные бюллетени избиратели, покинув кабины или комнаты для тайного голосования, опускают в избирательные ящики. 7. В случае если избиратели считают, что при заполнении избирательных бюллетеней совершили ошибку, они вправе обратиться к членам избирательный комиссий, выдавшим избирательные бюллетени, с просьбой выдать им новые бюллетени. Члены избирательных комиссий выдают избирателям новые бюллетени взамен испорченных, делая при этом соответствующие отметки в списках избирателей против фамилий этих избирателей. Испорченные бюллетени погашаются, о чем составляются акты. 8. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования на избирательных участках вправе находиться кандидаты, уполномоченные представители избирательных объединений, доверенные лица кандидатов, наблюдатели, представители средств массовой информации. 9. Порядок в помещении для голосования обеспечивает председатель участковой избирательной комиссии. В случае отсутствия председателя его обязанности исполняет заместитель, секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный председателем избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а доверенное лицо, наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателей. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 36. Голосование вне помещения для голосования 1. В случае, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их устному или письменному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование вне помещения для голосования. Такое голосование проводится только на территории соответствующего избирательного участка. Для проведения голосования вне помещения для голосования используются специальные переносные избирательные ящики, их количество на избирательном участке определяет районная, городская избирательная комиссия. 2. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных и устных заявлений. При прибытии к избирателю членов участковой избирательной комиссии устное заявление должно быть подтверждено в письменной форме. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательных бюллетеней избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. 3. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования в списке избирателей напротив фамилии каждого из проголосовавших избирателей делается соответствующая отметка. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в специальном акте. 4. Голосование вне помещения для голосования проводится в присутствии не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, при этом вправе участвовать члены комиссии с правом совещательного голоса, доверенные лица, наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, искажение волеизъявления избирателя. Статья 37. Подсчет голосов на избирательных участках 1. После истечения времени голосования председатели участковых избирательных комиссий в присутствии всего состава комиссий и наблюдателей погашают неиспользованные избирательные бюллетени, оглашают их число, которое заносится в протоколы, проверяют целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывают их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: вначале переносных избирательных ящиков, затем - стационарных. 2. Подсчет голосов избирателей проводится только членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования. Вначале производится подсчет голосов избирательных бюллетеней в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число соответствующих заявлений избирателей. В случае обнаружения в переносных избирательных ящиках большего числа бюллетеней, чем число заявлений, все находящиеся в них избирательные бюллетени признаются недействительными, о чем составляются акты с указанием фамилий членов избирательных комиссий, обеспечивавших проведение голосования вне помещений для голосования. Акты прилагаются к протоколам об итогах голосования. 3. При подсчете голосов избирателей выявляются и отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя: знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнений участковые избирательные комиссии разрешают вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательных бюллетеней недействительными избирательные комиссии указывают на их обратной стороне причины недействительности. Эти записи заверяются подписями не менее трех членов участковых избирательных комиссий. 4. В случае, если на территории избирательных участков имеется более одного избирательного округа, подсчет бюллетеней ведется по каждому избирательному округу отдельно. Участковые избирательные комиссии, подсчитав бюллетени, составляют протоколы об итогах голосования по избирательным участкам. В протоколы вносятся следующие данные: а) число избирателей по избирательному округу (либо отдельно по каждому избирательному округу), внесенных в список избирателей; б) число избирательных бюллетеней, полученных от районной, городской избирательной комиссии; в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; г) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; д) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования; е) число погашенных избирательных бюллетеней; ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); и) число действительных избирательных бюллетеней; к) число недействительных избирательных бюллетеней; л) фамилии, имена и отчества внесенных в избирательные бюллетени кандидатов; м) число голосов, поданных за каждого кандидата; н) число голосов, поданных против всех кандидатов. 5. Протоколы составляются в трех экземплярах и подписываются всеми членами комиссий с правом решающего голоса, при отсутствии отдельных членов комиссий указывается причина их отсутствия. Члены комиссий с правом решающего голоса, не согласные с протоколами в целом или отдельными их положениями, вправе приложить к протоколам особые мнения. К первым экземплярам протоколов приобщаются жалобы и заявления, поступившие в участковые избирательные комиссии, и принятые по ним решения. Заверенные копии жалоб, заявлений и принятых по ним решений приобщаются ко вторым экземплярам протоколов. 6. Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При выявлении в протоколах участковых избирательных комиссий ошибок, а также при сомнении в правильности их составления районные, городские избирательные комиссии вправе принять решение о повторном подсчете голосов. Повторный подсчет проводится участковыми избирательными комиссиями в присутствии членов вышестоящих избирательных комиссий. 7. Первые экземпляры протоколов участковых избирательных комиссий незамедлительно направляются в районные, городские избирательные комиссии. Вторые экземпляры протоколов вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов комиссий с правом совещательного голоса, доверенных лиц, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, а также другие документы комиссий остаются в участковых избирательных комиссиях, а затем не позднее чем через три дня после выборов передаются районным, городским избирательным комиссиям на хранение. Третьи экземпляры протоколов предоставляются для ознакомления доверенным лицам, наблюдателям, членам комиссий с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. Статья 38. Определение результатов выборов 1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования районные, городские избирательные комиссии не позднее чем через два дня после выборов определяют результаты выборов по всем избирательным округам. Обобщение данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, осуществляют только члены районных, городских избирательных комиссий с правом решающего голоса. 2. Районные, городские избирательные комиссии составляют протоколы о результатах выборов по каждому избирательному округу, в которые вносятся следующие сведения: а) число избирателей по избирательному округу, внесенных в списки избирателей; б) число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям; в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день выборов; г) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; д) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования; е) число погашенных избирательных бюллетеней; ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); и) общее число действительных избирательных бюллетеней; к) общее число недействительных избирательных бюллетеней; л) фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов; м) число голосов, поданных за каждого кандидата; н) число голосов, поданных против всех кандидатов; о) одно из следующих решений: признание избранными по каждому избирательному округу кандидатов в депутаты, получивших наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не меньше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в стационарных и переносных избирательных ящиках. При равном числе голосов избранными считаются кандидаты, зарегистрированные раньше; признание выборов по отдельным избирательным округам или по всему району, городу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; признание выборов по отдельным избирательным округам несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей округа. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней. 3. Протоколы составляются в трех экземплярах и подписываются всеми членами районных, городских избирательных комиссий с правом решающего голоса, при отсутствии отдельных членов комиссий указывается причина их отсутствия. В случае, если в границах избирательных округов имеется более одного избирательного участка, по этим округам составляются сводные таблицы об итогах голосования по избирательным округам, включающим в себя полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий. Члены районных, городских избирательных комиссий с правом решающего голоса, не согласные с протоколами в целом или с отдельными их положениями, вправе приложить к протоколам особые мнения. К первым экземплярам протоколов приобщаются жалобы и заявления, поступившие в районные, городские избирательные комиссии, а также принятые по ним решения. Заверенные копии жалоб, заявлений и принятых по ним решений приобщаются ко вторым экземплярам протоколов. 4. Первые экземпляры протоколов районных, городских избирательных комиссий и сводные таблицы по округам направляются в Избирательную комиссию Удмуртской Республики. Вторые экземпляры протоколов вместе со сводными таблицами и списками членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, доверенных лиц, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также другие документы находятся в районных, городских избирательных комиссиях на хранении, а затем передаются в архивы. Третьи экземпляры протоколов и сводные таблицы предоставляются для ознакомления доверенным лицам, наблюдателям, членам комиссий с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. 5. Избирательные бюллетени хранятся в районных, городских избирательных комиссиях не менее одного года, протоколы об итогах голосования и о результатах выборов - не менее одного года со дня назначения даты следующих выборов, иные документы избирательных комиссий - не менее шести месяцев. 6. Общие данные о результатах выборов по району, городу передаются районными, городскими избирательными комиссиями средствам массовой информации в течение трех дней после окончания выборов. Районные, городские избирательные комиссии публикуют в печати полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов в течение 15 дней после окончания выборов. Статья 39. Регистрация избранных депутатов 1. Районные, городские избирательные комиссии после подписания протокола о результатах выборов извещают об этом кандидатов, избранных депутатами Советов депутатов районов, городов. Кандидаты, избранные депутатами в трехдневный срок в письменной форме сообщают в районные, городские избирательные комиссии о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата Совета депутатов района, города. 2. Районные, городские избирательные комиссии после опубликования общих итогов выборов проводят регистрацию избранных депутатов Советов депутатов районов, городов и выдают им удостоверения об избрании депутатами при условии выполнения ими требований, установленных частью первой настоящей статьи. 3. Решение о регистрации избранного депутата может быть обжаловано в суд в течение двух месяцев после регистрации депутата. Статья 40. Повторные выборы В избирательных округах, в которых депутаты не избраны или избранные депутаты не выполнили требование статьи 3 настоящего Закона либо выборы не состоялись или признаны не действительными, районные, городские избирательные комиссии назначают повторные выборы. Сроки избирательных действий при этом могут быть сокращены, но не более чем на треть. Районные, городские избирательные комиссии вправе распорядиться о формировании в этих случаях участковых избирательных комиссий в новом составе. Статья 41. Замещение вакантных депутатских мандатов В случае досрочного прекращения полномочий депутатов Советов депутатов районов, городов соответствующие районные, городские избирательные комиссии в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначают в соответствующих избирательных округах дополнительные выборы, которые проводятся с соблюдением требований настоящего Закона. Если до окончания срока полномочий депутатов остается менее одного года, дополнительные выборы не проводятся. ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 42. Использование автоматизированной информационной системы 1. В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы, районные, городские избирательные комиссии образуют группы из числа членов комиссий с правом решающего и правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательных комиссий имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее. 2. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, носящей справочный характер, не имеющей юридического значения. Ко вторым экземплярам протоколов избирательных комиссий должны быть приложены тексты компьютерной распечатки, содержащие данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерных распечаток подтверждается подписями членов групп контроля за использованием автоматизированной информационной системы и лиц, ответственных за введение информации. 3. Лица, работающие с автоматизированными информационными системами, не могут быть кандидатами в депутаты, доверенными лицами кандидатов, уполномоченными представителями избирательных объединений, членами избирательных комиссий, а также членами руководящих органов общественных объединений. 4. Лица, работающие с автоматизированными информационными системами, не могут высказываться в поддержку одного из кандидатов в депутаты или избирательного объединения. Статья 43. Порядок вступления Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8, вступающей в силу с момента принятия. Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики А.А.Волков г. Ижевск 18 февраля 1997 г. N 389-1 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|