Расширенный поиск
Закон Удмуртской Республики от 13.12.2006 № 58-рзЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О территориальных избирательных комиссиях в Удмуртской Республике (В редакции Законов Удмуртской Республики от 17.03.2008 г. N 7-рз; от 22.06.2009 г. N 24-рз; от 01.12.2009 г. N 54-рз) Принят Государственным Советом Удмуртской Республики 24 октября 2006 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Пределы действия настоящего Закона Настоящим Законом определяются статус, порядок формирования и полномочия территориальных избирательных комиссий в Удмуртской Республике, правовые, организационные и финансовые основы их деятельности, а также положение территориальных избирательных комиссий в системе государственных органов Удмуртской Республики. Статья 2. Цели и задачи территориальных избирательных комиссий 1. Территориальные избирательные комиссии в Удмуртской Республике обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение на соответствующей территории выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации, выборов в органы государственной власти Удмуртской Республики, референдума Удмуртской Республики, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, а также участвуют в решении иных вопросов, отнесенных законодательством к их компетенции. 2. На территориальные избирательные комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, принятому на основании обращения соответствующих представительных органов муниципальных образований, могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований. В случае создания вновь образованного муниципального образования, а также в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования на соответствующую территориальную избирательную комиссию могут быть возложены полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики. (В редакции Закона Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) 3. При проведении соответствующих референдумов территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Статья 3. Правовая основа организации и деятельности территориальных избирательных комиссий 1. Порядок формирования, статус и полномочия территориальных избирательных комиссий определяются федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), другими федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики. 2. Территориальные избирательные комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, решениями и иными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики. Статья 4. Основные принципы организации и деятельности территориальных избирательных комиссий 1. Деятельность территориальных избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, установлении итогов голосования осуществляется открыто и гласно. 2. Деятельность территориальных избирательных комиссий осуществляется коллегиально. 3. Территориальные избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность территориальных избирательных комиссий со стороны Государственного Совета Удмуртской Республики и исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. 4. Решения и иные акты территориальных избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, обязательны для исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, инициативных групп по проведению референдума, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума, а также нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума. 5. Решения и иные акты территориальных избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации. Глава 2. Порядок формирования, статус и полномочия территориальных избирательных комиссий. статус членов территориальных избирательных комиссий Статья 5. Порядок формирования, срок полномочий территориальных избирательных комиссий 1. Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе. 2. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий составляет четыре года. Если срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. 3. Полномочия территориальной избирательной комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. 4. Территориальные избирательные комиссии формируются в количестве пяти-четырнадцати членов с правом решающего голоса. 5. Формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется с учетом административно-территориального устройства Удмуртской Республики и размещения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (далее ? ГАС «Выборы»), а также числа избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных избирательных комиссий, при этом решение об их формировании принимает Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 6. Формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики на основе предложений политических партий», после слов «а также предложений» дополнить словами «других политических партий и иных, указанных в части 7 настоящей статьи, а также предложений общественных объединений, представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава. (В редакции Закона Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) 7. Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений: 1) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьёй 821 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; (В редакции Закона Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) 2) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственном Совете Удмуртской Республики. 8. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Государственного Совета Удмуртской Республики право внесения предложений в составы территориальных избирательных комиссий сохраняется за политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Совете Удмуртской Республики последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном частью 7 настоящей статьи. 9. В случае досрочного прекращения полномочий члена территориальной избирательной комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации либо в Государственном Совете Удмуртской Республики, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с частью 7 настоящей статьи, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в части 12 статьи 9 настоящего Закона). 9.1. Права, предусмотренные частями 8 и 9 настоящей статьи, принадлежат также политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьёй 821 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». (Дополнен - Закон Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) 10. В территориальную избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, иного общественного объединения. Политическая партия, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной территориальной избирательной комиссии. 11. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй членов территориальной избирательной комиссии. 12. Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики утверждает на своем заседании перечень территориальных избирательных комиссий, подлежащих формированию, количественный состав каждой в отдельности территориальной избирательной комиссии. Соответствующее решение Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики и сообщение о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах для назначения в территориальные избирательные комиссии нового состава должно быть опубликовано не позднее чем за 45 дней до истечения их полномочий. Предложения по составу территориальных избирательных комиссий направляются в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня опубликования решения Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики и сообщения о формировании комиссий нового состава. 13. Предложения по составу территориальной избирательной комиссии должны быть оформлены: 1) для политических партий, иных общественных объединений ? решением уполномоченного на то органа, принимаемым в порядке, предусмотренном их уставами, иными учредительными документами; 2) для представительных органов муниципальных образований ? решением представительного органа, принимаемым в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, регламентом представительного органа муниципального образования; 3) для собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы ? решением (протоколом) собрания; 4) для территориальной избирательной комиссии предыдущего состава ? решением комиссии, принимаемым в порядке, установленном настоящим Законом. 14. К решению о предложениях по составу территориальной избирательной комиссии прилагаются сведения о кандидате биографического характера: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы ? род занятий). К решению прилагается также письменное согласие кандидата на вхождение в состав этой комиссии. 15. Несоблюдение указанных требований является основанием для отказа в принятии документов по предложенной кандидатуре. 16. После принятия решения о формировании территориальной избирательной комиссии Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики назначает из числа членов комиссии с правом решающего голоса председателя соответствующей территориальной избирательной комиссии. 17. Решение о формировании территориальной избирательной комиссии принимается большинством от числа присутствующих на заседании членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя территориальной избирательной комиссии ? большинством от установленного числа членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса. 18. Решения Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с указанием фамилии, имени, отчества председателя и членов территориальной избирательной комиссии, даты их рождения, образования, места работы или службы, занимаемой должности (рода занятий), кем предложен в состав комиссии, публикуются в соответствующих муниципальных периодических печатных изданиях, а в случае их отсутствия ? в республиканских государственных периодических печатных изданиях. 19. Территориальная избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после принятия решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава. При этом в состав территориальной избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов комиссии. 20. Со дня первого заседания территориальной избирательной комиссии нового состава полномочия территориальной избирательной комиссии предыдущего состава прекращаются. 21. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания. Статья 6. Назначение членов территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса 1. Кандидат со дня представления в территориальную избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, а также кандидат, политическая партия, выдвинувшая список кандидатов, в случае регистрации кандидата, списка кандидатов избирательной комиссией, являющейся вышестоящей в отношении территориальной избирательной комиссии, вправе назначить в территориальную избирательную комиссию по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. 2. Инициативная группа по проведению референдума, а также политические партии, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Совете Удмуртской Республики соответственно уровню референдума или более высокого уровня, политические партии, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьёй 82.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», после официального опубликования решения о назначении референдума вправе назначить в территориальную избирательную комиссию по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. (В редакции Закона Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) 3. Членами территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не могут быть назначены лица, указанные в пунктах 1, 3 – 6 части 1 статьи 9 настоящего Закона, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов избирательных комиссий, комиссий референдума, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях. 4. Членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса выдаются удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики. Статья 7. Статус территориальных избирательных комиссий 1. Территориальные избирательные комиссии являются государственными органами Удмуртской Республики, организующими на соответствующей территории подготовку и проведение выборов, референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Законом. 2. Законом Удмуртской Республики территориальной избирательной комиссии по предложению Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики может быть придан статус юридического лица. Территориальные избирательные комиссии имеют печать, штампы и бланки со своими реквизитами, могут иметь свои атрибуты (вымпел, эмблему, нагрудные знаки и другие атрибуты). 3. Совмещение территориальными избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению избирательной комиссии, комиссии референдума, организующей выборы, референдум на соответствующей территории, которое принято на основании обращения избирательной комиссии, комиссии референдума, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение территориальными избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению избирательной комиссии, комиссии референдума, организующей выборы, референдумы. 4. Территориальные избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении федеральных законов и законов Удмуртской Республики, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, ? немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение федеральных законов и законов Удмуртской Республики кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения. 5. Территориальные избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в части 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, ? не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, ? немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся территориальную избирательную комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок. 6. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных законов, законов Удмуртской Республики территориальные избирательные комиссии вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом. 7. Территориальные избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов, о вопросах, вынесенных на референдум. 8. Решения территориальных избирательных комиссий, противоречащие федеральным законам и законам Удмуртской Республики либо принятые с превышением установленной компетенции, подлежат отмене вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия, комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса или направить территориальной избирательной комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если территориальная избирательная комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая избирательная комиссия, комиссия референдума. 9. Государственные органы Удмуртской Республики, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязаны оказывать территориальным избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении установленных сроков хранения, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование и оказывать иное содействие. 10. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Удмуртской Республики и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязаны оказывать территориальным избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения. 11. Республиканские государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции республиканских государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять территориальным избирательным комиссиям не позднее чем в пятидневный срок со дня обращения эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, и печатную площадь для опубликования решений территориальных избирательных комиссий и размещения иной информации. (В редакции Закона Удмуртской Республики от 01.12.2009 г. N 54-рз) 12. Государственные органы Удмуртской Республики, органы местного самоуправления и их должностные лица в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязаны предоставлять территориальным избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения территориальных избирательных комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, ? не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, ? немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям безвозмездно. (В редакции Закона Удмуртской Республики от 01.12.2009 г. N 54-рз) 13. Предоставление территориальным избирательным комиссиям необходимых сведений и материалов общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, предоставление ими ответов на обращения территориальных избирательных комиссий осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Статья 8. Полномочия территориальных избирательных комиссий Территориальная избирательная комиссия в пределах своих полномочий: 1) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; 2) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых избирательных комиссий, комиссий референдума; 3) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий, комиссий референдума и других организаторов выборов, референдумов; 4) осуществляет на соответствующей территории мероприятия по внедрению, эксплуатации и развитию ГАС «Выборы»; 5) распределяет выделенные ей из соответствующего бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; 6) формирует нижестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума и назначает их председателей; 7) координирует работу нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума на соответствующей территории, оказывает им методическую, организационно-техническую помощь; 8) составляет списки избирателей, участников референдума по соответствующей территории, в том числе с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Удмуртской Республики; 9) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования; 10) устанавливает на соответствующей территории итоги голосования, сообщает их представителям средств массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума; 11) обеспечивает хранение и передачу в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, уничтожает их по истечении сроков хранения; 12) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдумов; 13) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 14) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики. Статья 9. Статус членов территориальных избирательных комиссий 1. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» членами территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть: 1) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 2) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; 3) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет; 4) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; 5) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций; 6) судьи, прокуроры; 7) на соответствующих выборах ? кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов; 8) на соответствующих референдумах ? члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума; 9) на соответствующих выборах, референдумах ? члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса; 10) на соответствующих выборах ? супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов; 11) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов; 12) лица, выведенные из состава избирательных комиссий, комиссий референдума по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), ? в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда; 13) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, ? в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания. 2. Положения пунктов 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи не распространяются на членов территориальных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу. 3. Под непосредственным подчинением в настоящем Законе в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания. 4. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. 5. Членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть работник аппарата Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики. 6. Срок полномочий членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий территориальной избирательной комиссии, в состав которой они входят. 7. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии решением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики до истечения срока своих полномочий в случае: 1) подачи членом территориальной избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников; 2) появления оснований, предусмотренных частями 1 и 4 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена территориальной избирательной комиссии, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных пунктами 1, 2 и 13 части 1 настоящей статьи. 8. Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных пунктом 10 части 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена территориальной избирательной комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются досрочно по решению Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики. 9. Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прекращаются немедленно в случае: 1) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 2) вступления в законную силу в отношении члена территориальной избирательной комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах; 3) признания члена территориальной избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; 4) смерти члена территориальной избирательной комиссии; 5) признания члена территориальной избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей территориальной избирательной комиссии систематически не выполняющим свои обязанности; 6) вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 10. Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена территориальной избирательной комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума ? в течение десяти дней со дня поступления в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики заявления члена территориальной избирательной комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности. 11. Если Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена территориальной избирательной комиссии в сроки, указанные в части 10 настоящей статьи, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается территориальной избирательной комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанных сроков. 12. Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики обязана назначить нового члена территориальной избирательной комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в частях 7 и 9 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума ? не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными статьей 5 настоящего Закона. 13. Председатель территориальной избирательной комиссии, являющейся юридическим лицом, работает в комиссии на постоянной (штатной) основе. 14. Возможность работы на постоянной (штатной) основе иных, кроме указанных в части 13 настоящей статьи, членов территориальной избирательной комиссии, являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, а также размер и виды денежного содержания членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих в комиссии на постоянной (штатной) основе, иных выплат этим членам территориальной избирательной комиссии определяются законами, иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики. 15. Председатель, иной член территориальной избирательной комиссии, являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, замещают в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом Удмуртской Республики государственную должность Удмуртской Республики. Указанные лица не могут замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. (В редакции Законов Удмуртской Республики от 17.03.2008 г. N 7-рз; от 22.06.2009 г. N 24-рз) 15.1. Члену территориальной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, работающему в комиссии на постоянной (штатной) основе, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается: (Дополнен - Закон Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) а) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; (Дополнен - Закон Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) б) получать в связи с выполнением возложенных на него обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные членом избирательной комиссии в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью Удмуртской Республики и передаются членом избирательной комиссии по акту в соответствующую территориальную избирательную комиссию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Член избирательной комиссии, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; (Дополнен - Закон Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) в) выезжать в связи с выполнением возложенных на него обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счёт средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договорённостями на взаимной основе органов государственной власти, органов местного самоуправления с государственными органами (органами) иностранных государств, международными и иностранными организациями; (Дополнен - Закон Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) г) использовать в целях, не связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности; (Дополнен - Закон Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) д) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, сведения, отнесённые в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с выполнением возложенных на него обязанностей. (Дополнен - Закон Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) 15.2. В случае, если владение членом избирательной комиссии, указанным в части 151 настоящей статьи, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Дополнен - Закон Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) 16. Органы государственной власти Удмуртской Республики принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) лиц, перечисленных в частях 13, 14 настоящей статьи. Уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения члена территориальной избирательной комиссии, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, должен быть не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих высшие должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики в исполнительном органе государственной власти Удмуртской Республики либо в его территориальном органе. Размер и виды денежного содержания указанных лиц, а также размер и виды иных выплат указанным лицам определяются законами и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики. 17. Гарантии для членов территориальных избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, работающих в этих комиссиях на постоянной (штатной) основе, не назначенных членами указанной избирательной комиссии нового состава, на период трудоустройства или оформления пенсии устанавливаются законами Удмуртской Республики. 18. Члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления территориальной избирательной комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума. 19. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Прокурора Удмуртской Республики. Порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, заключении под стражу устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». (В редакции Закона Удмуртской Республики от 17.03.2008 г. N 7-рз) 20. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, а член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса ? в период избирательной кампании, кампании референдума (Дополнен - Закон Удмуртской Республики от 17.03.2008 г. N 7-рз) в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу. 21. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» члены территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные на то соответствующими территориальными избирательными комиссиями, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 22. Член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права: 1) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; 2) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; 3) составлять протокол об итогах голосования на соответствующей территории; 4) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей территориальной избирательной комиссии, подписывать решения территориальной избирательной комиссии; 5) составлять протоколы об административных правонарушениях. 23. Положения части 22 настоящей статьи не могут служить основанием для отказа члену территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в части 22 настоящей статьи действий. 24. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса и член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса: 1) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей территориальной избирательной комиссии; 2) вправе выступать на заседании территориальной избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей территориальной избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; 3) вправе задавать другим участникам заседания территориальной избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; 4) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей территориальной и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральными законами), требовать заверения указанных копий; 5) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; 6) вправе обжаловать действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. 25. Срок полномочий членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов, которые были допущены к распределению депутатских мандатов или политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьёй 821 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании. (В редакции Закона Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) 26. Если кандидату отказано в регистрации, а политической партии в регистрации списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, ? со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации. 27. Член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в том числе повторных и дополнительных выборов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия. 28. Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время срока его полномочий по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу. 29. За кандидатами, которые были избраны, за политическими партиями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов а также политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьёй 821 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших. (В редакции Закона Удмуртской Республики от 22.06.2009 г. N 24-рз) Глава 3. Организация деятельности территориальных избирательных комиссий Статья 10. Порядок избрания заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии 1. Заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. В бюллетень для тайного голосования на должность заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии вносятся фамилии, имена, отчества кандидатов, выдвинутых членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Возможно включение в бюллетень для тайного голосования одного кандидата. 3. По выдвинутым кандидатам проводится обсуждение. 4. Избранным на должность заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии считается кандидат, получивший в результате тайного голосования большинство голосов от установленного числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. 5. В случае если в бюллетень для тайного голосования было включено два или более кандидата и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов членов территориальной избирательной комиссии, то проводится второй тур голосования в следующем порядке: 1) если в первом туре голосования в бюллетень было включено два кандидата, то второй тур голосования проводится по одному кандидату, получившему наибольшее число голосов; 2) при включении в бюллетень в первом туре голосования более двух кандидатов второй тур голосования проводится по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов; 3) если два и более кандидата, следующие по порядку в бюллетене за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, получили равное число голосов, то они вместе с кандидатом, получившим наибольшее число голосов, включаются в бюллетень для голосования во втором туре голосования. 6. Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то процедура выборов, начиная с выдвижения, повторяется до избрания заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии. 7. Копии решений территориальной избирательной комиссии об избрании заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии в течение трех дней после принятия направляются в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики. Статья 11. Полномочия председателя, заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии 1. Председатель территориальной избирательной комиссии: 1) представляет территориальную избирательную комиссию в отношениях с Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики, государственными органами и органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, избирательными объединениями, избирателями, нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также в судебных органах; 2) руководит деятельностью территориальной избирательной комиссии, организует ее работу; 3) созывает заседания территориальной избирательной комиссии и председательствует на них; 4) приглашает для участия в заседаниях территориальной избирательной комиссии представителей государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных объединений, организаций, должностных или иных лиц; 5) организует работу по разъяснению избирательного законодательства, повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов, референдумов; 6) дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам территориальной избирательной комиссии; 7) выдает доверенности на представление интересов территориальной избирательной комиссии в судебных органах при рассмотрении споров, одной из сторон в которых является территориальная избирательная комиссия; 8) распределяет бюджетные средства, выделенные на подготовку и проведение выборов, референдумов и на содержание территориальной избирательной комиссии; 9) распоряжается средствами и имуществом территориальной избирательной комиссии, пользуется правом приема на работу и увольнения работников аппарата территориальной избирательной комиссии, совершает сделки и иные юридические действия от имени территориальной избирательной комиссии; 10) организует работу по рассмотрению заявлений, обращений, поступающих в адрес территориальной избирательной комиссии; 11) подписывает решения, протоколы заседаний территориальной избирательной комиссии, а также иные документы территориальной избирательной комиссии; 12) организует контроль за реализацией планов мероприятий и решений вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, планов мероприятий и решений территориальной избирательной комиссии; 13) управляет аппаратом территориальной избирательной комиссии; 14) осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, регламентом территориальной избирательной комиссии. 2. Заместитель председателя территориальной избирательной комиссии: 1) осуществляет полномочия председателя территориальной избирательной комиссии в случае его отсутствия, невозможности выполнения им своих обязанностей; 2) осуществляет руководство деятельностью контрольно-ревизионной службы при территориальной избирательной комиссии; 3) выполняет поручения председателя территориальной избирательной комиссии; 4) организует работу по конкретным направлениям деятельности территориальной избирательной комиссии в соответствии с распределением обязанностей между членами территориальной избирательной комиссии; 5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, регламентом территориальной избирательной комиссии. 3. Секретарь территориальной избирательной комиссии: 1) осуществляет организационно-техническое и документационное обеспечение заседаний территориальной избирательной комиссии; 2) организует перспективное и текущее планирование деятельности территориальной избирательной комиссии, контролирует ход выполнения планов мероприятий территориальной избирательной комиссии; 3) организует ведение делопроизводства территориальной избирательной комиссии; 4) обеспечивает сохранность документов территориальной избирательной комиссии и передачу их в архив, организует уничтожение документов с истекшим сроком хранения; 5) обеспечивает доведение решений и иных материалов территориальной избирательной комиссии до сведения членов территориальной избирательной комиссии, других избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений; 6) подписывает решения территориальной избирательной комиссии, протоколы заседаний территориальной избирательной комиссии; 7) осуществляет оперативный контроль за выполнением членами территориальной избирательной комиссии поручений и распоряжений председателя территориальной избирательной комиссии; 8) выполняет поручения председателя территориальной избирательной комиссии; 9) осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, регламентом территориальной избирательной комиссии. Статья 12. Досрочное освобождение от должности председателя, заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии 1. Председатель территориальной избирательной комиссии может быть досрочно освобожден от занимаемой должности на основании решения Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, принимаемого большинством голосов от установленного числа членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса на основании его личного заявления, а также по предложению не менее половины членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса либо не менее одной трети членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса, Председателя Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики. 2. Заместитель председателя, секретарь территориальной избирательной комиссии могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности решением соответствующей территориальной избирательной комиссии, принимаемым на основании личного заявления заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии, а также по предложению не менее одной трети членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, председателя территориальной избирательной комиссии. Решения об освобождении от должности заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению). 3. Копии решений об освобождении от должности заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии в течение трех дней после принятия направляются в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики. 4. В случае досрочного освобождения от должности председателя, заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии новое назначение председателя комиссии, новые выборы заместителя председателя, секретаря комиссии проводятся не позднее чем через 15 дней со дня их освобождения, а в период проведения избирательной кампании, референдума, иных избирательных действий ? не позднее чем через 3 дня со дня их освобождения в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 13. Порядок проведения заседаний и принятия решений территориальных избирательных комиссий 1. Заседания территориальной избирательной комиссии созываются председателем территориальной избирательной комиссии по мере необходимости. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, выраженному в письменной форме. 2. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях территориальной избирательной комиссии. 3. На заседаниях территориальной избирательной комиссии при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. 4. Заседание территориальной избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. В случае невозможности прибыть на заседание член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса заблаговременно извещает об этом председателя либо заместителя председателя или секретаря комиссии. 5. Территориальная избирательная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. 6. Решения территориальной избирательной комиссии об избрании либо об освобождении от должности заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателей нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, об итогах голосования, о признании недействительными итогов голосования на соответствующей территории, об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума принимаются на заседаниях территориальной избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 7. Решения территориальной избирательной комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. В случае равенства голосов, поданных «за» и «против», голос председателя территориальной избирательной комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. 8. Решения территориальной избирательной комиссии, за исключением решения об избрании и освобождении от должности заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии, принимаются открытым голосованием. 9. Решения территориальной избирательной комиссии и протоколы ее заседаний подписываются председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). 10. Члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии. Статья 14. Гласность в деятельности территориальных избирательных комиссий 1. На всех заседаниях территориальной избирательной комиссии, а также при осуществлении территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо политической партии, список кандидатов которой зарегистрирован вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях территориальной избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Территориальная избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях территориальной избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами вправе присутствовать представители средств массовой информации. 2. Решения территориальных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в течение 5 дней после их принятия. 3. При проведении в территориальной избирательной комиссии досрочного голосования, установлении итогов голосования, составлении протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в помещении территориальной избирательной комиссии вправе присутствовать лица, указанные в части 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. 4. При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, политической партией, зарегистрировавшей список кандидатов, иным общественным объединением. При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. 5. Наблюдателями в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса. 6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, наименование территориальной избирательной комиссии, куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 7. Документ, указанный в части 6 настоящей статьи, может быть предъявлен в территориальную избирательную комиссию в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках, участках референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении территориальной избирательной комиссии двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума. 8. Наблюдатели в территориальной избирательной комиссии вправе: 1) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями; 2) находиться в помещении территориальной избирательной комиссии в дни досрочного голосования; 3) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума в помещении территориальной избирательной комиссии при проведении досрочного голосования; 4) знакомиться с протоколами территориальной избирательной комиссии, нижестоящих участковых избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования и приложенными к ним документами, получать от территориальной избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов; 5) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, инициативной группы референдума, направивших наблюдателя в комиссию. Форма нагрудного знака устанавливается избирательной комиссией, комиссией референдума, организующей выборы, референдум; 6) обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», действия (бездействие) комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; 7) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в территориальной избирательной комиссии. 9. Наблюдатель в территориальной избирательной комиссии не вправе: 1) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени; 2) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; 3) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени; 4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; 5) принимать непосредственное участие в проводимом членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса повторном подсчете бюллетеней; 6) совершать действия, препятствующие работе территориальной избирательной комиссии; 7) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума; 8) участвовать в принятии решений территориальной избирательной комиссией. 10. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе: 1) присутствовать на заседаниях территориальной избирательной комиссии; 2) знакомиться с протоколом территориальной избирательной комиссии об итогах голосования, в том числе составляемым повторно, получать от территориальной избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов; 3) находиться в помещении территориальной избирательной комиссии в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку. 11. Заверение копий протоколов и иных документов территориальной избирательной комиссии производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей территориальной избирательной комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать территориальной избирательной комиссии. Статья 15. Контрольно-ревизионные службы при территориальных избирательных комиссиях 1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям, комиссиям референдума на подготовку и проведение выборов, референдума, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах и об их источниках при территориальных избирательных комиссиях создаются контрольно-ревизионные службы. 2. Контрольно-ревизионные службы при территориальных избирательных комиссиях создаются с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений. Указанные органы и учреждения в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по запросу территориальной избирательной комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума обязаны откомандировать специалистов в распоряжение территориальной избирательной комиссии на срок не менее двух месяцев. 3. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается соответствующей территориальной избирательной комиссией. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией. 4. Контрольно-ревизионная служба по поручению территориальной избирательной комиссии либо вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума: 1) проверяет финансовые отчеты кандидатов, нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; 2) осуществляет проверку достоверности представленных кандидатами сведений о размере и источниках доходов кандидатов, об их имуществе, денежных вкладах и ценных бумагах; 3) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка финансирования при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума кандидатами, избирательными объединениями, инициативными группами по проведению референдума; 4) запрашивает и получает от кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию; 5) обращается в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в организации любой формы собственности, а также к гражданам по вопросам, отнесенным к ведению контрольно-ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов, референдума. Ответы и материалы по обращениям контрольно-ревизионной службы представляются в порядке и в сроки, установленные федеральными законами; 6) составляет документы о финансовых нарушениях при финансировании выборов. 5. Контрольно-ревизионная служба вправе ставить перед территориальной избирательной комиссией вопросы о применении мер ответственности к кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании избирательной кампании, кампании референдума. 6. При осуществлении контрольно-ревизионной службой своих полномочий может использоваться ГАС «Выборы». Глава 4. Обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий Статья 16. Финансовое обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий 1. Финансовое обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, производится за счет средств бюджета Удмуртской Республики, а в случае возложения на территориальные избирательные комиссии полномочий избирательных комиссий муниципальных образований ? за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год. 2. Смета финансируемых из бюджета Удмуртской Республики расходов на обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий ежегодно проходит согласование в Министерстве финансов Удмуртской Республики и утверждается решением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики. Смета расходов, финансируемых из местного бюджета, проходит согласование в соответствующем органе местного самоуправления и утверждается решением территориальной избирательной комиссии. 3. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся территориальными избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. 4. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с проведением референдумов, осуществляются территориальными избирательными комиссиями за счет средств, выделенных из соответствующего бюджета на указанные цели. При этом за счет средств, выделенных территориальным избирательным комиссиям, до официального опубликования решения о назначении референдума производятся только расходы территориальных избирательных комиссий, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума. 5. Председатель территориальной избирательной комиссии распоряжается денежными средствами и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и соответствующей территориальной избирательной комиссии, а также представление финансовых отчетов в порядке и сроки, установленные федеральными законами и законами Удмуртской Республики. 6. Территориальные избирательные комиссии представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством. 7. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из соответствующего бюджета территориальным избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти Удмуртской Республики, в органы местного самоуправления, референдума Удмуртской Республики, местного референдума, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий, устанавливается Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики по согласованию с Национальным банком Удмуртской Республики. 8. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые территориальным избирательным комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия ? в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. 9. Территориальные избирательные комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов. Статья 17. Аппарат территориальной избирательной комиссии 1. Территориальная избирательная комиссия, являющаяся юридическим лицом, вправе иметь свой аппарат, структура и штат которого устанавливаются территориальной избирательной комиссией самостоятельно в пределах средств, выделенных из бюджета Удмуртской Республики на обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии. 2. Аппарат территориальной избирательной комиссии осуществляет правовое, организационно-методическое, документационное, информационно- аналитическое, финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии. 3. Работники аппаратов территориальных избирательных комиссий являются государственными гражданскими служащими Удмуртской Республики. Порядок замещения работниками аппаратов территориальных избирательных комиссий должностей государственной гражданской службы Удмуртской Республики определяется законами и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики. Уровень материального (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения замещающих должности государственной гражданской службы работников аппаратов территориальных избирательных комиссий устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики. Органы государственной власти Удмуртской Республики принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) работников аппаратов территориальных избирательных комиссий. 4. Статус, права, обязанности и ответственность работников аппарата территориальной избирательной комиссии определяются федеральными законами и законами Удмуртской Республики. 5. Для осуществления полномочий территориальной избирательной комиссии решением соответствующей территориальной избирательной комиссии могут создаваться рабочие группы из числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса, работников аппарата комиссии, с привлечением специалистов, экспертов и других лиц. 6. Территориальная избирательная комиссия может привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий комиссий, по гражданско-правовым договорам. Глава 5. Порядок обжалования решений и действий (бездействия) территориальных избирательных комиссий Статья 18. Порядок обжалования решений и действий (бездействия) территориальных избирательных комиссий 1. Решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума или суд в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 2. С жалобами на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также избирательные комиссии, комиссии референдума. 3. Порядок рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, отмены решений территориальных избирательных комиссий, привлечения к ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами. Статья 19. Расформирование территориальных избирательных комиссий 1. Основания, порядок расформирования территориальных избирательных комиссий устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 2. Расформирование территориальной избирательной комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Глава 6. Заключительные положения Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования. 2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу: 1) Закон Удмуртской Республики от 6 декабря 2002 года N 66-рз «О территориальных избирательных комиссиях в Удмуртской Республике» (Известия Удмуртской Республики, 2002, 18 декабря); 2) статью 7 Закона Удмуртской Республики от 22 декабря 2003 года N 64-рз «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Удмуртской Республики в связи с принятием поправок к Конституции Удмуртской Республики» (Известия Удмуртской Республики, 2003, 25 декабря); 3) статью 3 Закона Удмуртской Республики от 30 декабря 2005 года N 87-рз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Удмуртской Республики» (Известия Удмуртской Республики, 2006, 7 февраля). Президент Удмуртской Республики А.А. Волков г. Ижевск 13 декабря 2006 года N 58-рз Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|