Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.04.1991 № 188Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 апреля 1991 г. N 188 "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия органов государственного контроля при аварийных сбросах (выбросах) загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении природной среды" Постановлением КМ РТ от 21 июня 1995 г. N 411 настоящее постановление признано утратившим силу В целях своевременного выявления и расследования аварий, других случаев, связанных с экстремально высоким загрязнением природной среды (атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод), оперативного контроля за зоной загрязнения, снижения возможных отрицательных последствий, ликвидации экстремально высокого загрязнения Совет Министров Татарской ССР постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке взаимодействия органов государственного контроля при аварийных сбросах (выбросах) загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении природной среды. 2. Одобрить прилагаемую план-схему передачи информации об аварийных сбросах или выбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении природной среды на территории ТССР, разработанную Государственным комитетом ТССР по охране природы и согласованную с заинтересованными министерствами и ведомствами. 3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Государственный комитет ТССР по охране природы. Председатель Совета Министров Татарской ССР М.Г.Сабиров Управляющий Делами Совета Министров ТССР Н.Ф.Козарь Инструкция "О порядке взаимодействия органов государственного контроля при аварийных сбросах (выбросах) загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении природной среды" (утв. постановлением КМ РТ от 24 апреля 1991 г. N 188) Инструкция устанавливает порядок взаимодействия органов, специально уполномоченных осуществлять государственный контроль за охраной природной среды на территории ТССР при обнаружении и расследовании аварий и других случаев, связанных с экстремально высоким загрязнением природной среды (атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод) с целью оперативного контроля за зоной загрязнения, снижения возможных отрицательных последствий, ликвидации причин экстремально высокого загрязнения, оперативного обеспечения информацией о создавшейся ситуации и принимаемых мерах. Критерии экстремально высокого уровня загрязнения природной среды 1. Критерием экстремально высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха является содержание одного или нескольких веществ, превышающее допустимую максимально разовую концентрацию (ПДК мр): в 50 и более раз; в 39-49 раз при сохранении этого уровня концентрации в течение 8 часов; в 20-29 раз при сохранении этого уровня концентрации в течение 2-х суток; для вещества, по которым не установлены максимально разовые концентрации, критерием являются соответствующие уровни превышения среднесуточных предельно допустимых концентраций (ПДКсс). Визуальные признаки: появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха; обнаружение влияния воздуха на органы чувств (резь в глазах, слезоточение, затрудненное дыхание, покраснение и другие изменения кожи, рвота) одновременно у нескольких десятков человек; выпадение подкрашенных дождей и других атмосферных осадков. 2. Критериями экстремально высокого уровня загрязнения водных объектов являются: превышение максимально разовой концентрации (ПДКмр) одного или нескольких нормируемых веществ в 100 и более раз. Содержание в воде загрязняющих веществ сопоставляется с наиболее жесткими предельно допустимыми концентрациями в ряде одноименных показателей. Если нормативными документами предусмотрено полное отсутствие в водных объектах каких-либо загрязняющих веществ для оценки и определения экстремально высокого уровня загрязнения, в качестве максимально разовой предельно-допустимой концентрации принимается значение 0,001 мг/л; появление запаха воды интенсивностью более 4-х баллов и не свойственного воде ранее; покрытие пленкой (нефтяной, масляной или другого происхождения) более 1/3 поверхности водного объекта при его обозримой площади до 6 кв.км; увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 60 мг/л кислорода; массовая гибель моллюсков, раков, лягушек, рыб и других водных организмов и водной растительности; содержание растворенного кислорода в объеме 2 мг/л и менее. 3. Критериями экстремально высокого уровня загрязнения почвы являются: содержание пестицидов, превышающее предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 50 и более раз по санитарно-токсилогическим критериям или в 10 и более раз по фототоксичным критериям; содержание загрязняющих веществ техногенного происхождения, превышающее предельно допустимую концентрацию в 50 и более раз. Для веществ, по которым не установлены предельно допустимые концентрации, в качестве критерия принимаются уровни, превышающие среднерегиональный фон в 100 и более раз. 4. Критериями экстремально высокого уровня загрязнения природной среды и его негативного воздействия на животный и растительный мир являются: массовая гибель или заболевание рыб или других водных животных и растений, приобретение ими не свойственных ранее посторонних запахов и привкуса, отклонение от нормального развития икры, личинок и молоди рыб, нарушение путей миграции, мест нагула, нереста; массовая гибель или заболевание животных и птиц, в том числе диких, когда уровень их смертности или заболеваемости превышает среднестатистический в 3 и более раз; массовая гибель растительности, в том числе лесов и сельскохозяйственных растений (ожоги, усыхание и другие признаки); резкое увеличение случаев физического недомогания, обращения населения в медицинские учреждения. Если указанные явления обусловлены факторами, не связанными с загрязнением природной среды (поражение вредителями, ухудшение естественных условий обитания и т.д.), расследование этих явлений проводится в соответствии с ведомственными нормативно-техническими документами. 5. Критериями радиоактивного загрязнения природной среды являются: содержание радионуклидов в атмосферном воздухе, поверхностных водах выше концентраций, предусмотренных Нормами радиационной безопасности НРБ-76 (табл.1 и 2); уровень радиации пор местности, превышающий 0,2 р/час. 6. Экстремально высокие уровни загрязнения природной среды, как правило, обусловлены аварийными и залповыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ. Под аварийными (залповыми) выбросами (сбросами) загрязняющих веществ понимается: аварийный сброс (выброс) загрязняющих веществ, вызывающий экстремально высокое загрязнение, зафиксированное аналитически или по визуальным признакам; увеличение поступления сточных вод от стационарных источников загрязнения, вызывающих увеличение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в 10 и более раз; попадание в природную среду от предприятий и нестационарных источников загрязнения (автотранспорт, железнодорожный транспорт, суда и другие плавсредства) токсичных веществ, для которых предельно допустимые концентрации не установлены, а также нефти и нефтепродуктов. 7. Под высоким загрязнением природной среды понимается: 7.1. Для атмосферного воздуха содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее ПДК в 5 и более раз. 7.2. Для поверхностных вод: максимально разовое содержание одного или нескольких нормируемых веществ в концентрациях, превышающих ПДК, установленные для водных объектов, от 10 до 100 раз ( для нефтепродуктов, фенолов, соединений меди - от 30 до 100 раз), величина биохимического потребления кислорода от 15 до 60 мг кислорода/л; покрытие пленкой (нефтяной, масляной и другого происхождения) от 1/4 до 1/3 поверхности водного объекта на площади от 1 до 2 кв.км при его обозримой площади более 6 кв.м. 7.3. Для почв: содержание пестицидов в концентрациях от 20 до 49 ПДК по санитарно-токсилогическим критериям или от 2 до 10 ПДК по фитотоксическим критериям; содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях от 20 до 49 ПДК. 7.4. Для радиоактивного загрязнения природной среды: концентрация радиоактивных веществ в приземном слое атмосферы, по результатам первого измерения после отбора проб, превышающая 3700 х 0,00001 Бк/мз; пятикратное превышение концентраций радиоактивных веществ в приземном слое атмосферы ( на 5 сутки после отбора проб) по сравнению со среднесуточной концентрацией за предыдущий месяц; плотности радиоактивных выпадений по результатам первого измерения после отбора проб, превышающие 110 Бк/кв.км сутки; десятикратное превышение плотностей радиоактивных выпадений ( на 5 сутки после отбора проб) по сравнению со среднесуточной плотностью выпадений за предыдущий месяц; уровни радиации на местности, превышающие 60 мкр-час; обнаружение аномального изотопного состава в пробах атмосферных аэрозолей и выпадениях, речных водах. 8. При обнаружении по признакам и явлениям других факторов негативного воздействия на животный и растительный мир и отклонений от нормального состояния природной среды, информация об этом оперативно передается в том же порядке, что и по фактам экстремально высокого загрязнения природной среды. Порядок расследования экстремально высокого загрязнения природной среды 9. Экстремально высокое загрязнение природной среды выявляется: Штабом ГО ТССР, Госкомприродой ТССР, Татарским республиканским центром по гидрометеорологии, Минздравом ТССР и другими государственными органами по охране и регулированию использования водных ресурсов, почвы, животного и растительного мира при осуществлении ими в установленном порядке государственного контроля за охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов в соответствии с положениями об этих органах. Случаи экстремально высокого загрязнения могут выявляться также ведомственными службами охраны природы, общественными организациями и гражданами. 10. Расследованию подлежат все случаи аварийного выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду предприятиями, организациями и объектами, транспортными средствами, другими возможными источниками загрязнения, расположенными на территории республики, и все случаи экстремально высокого загрязнения природной среды. 11. Предприятия, организации, учреждения при возникновении аварийных ситуаций и залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ в природную среду немедленно передают сообщения в Штаб гражданской обороны ТССР, Государственный комитет ТССР по охране природы, Татарский республиканский центр по гидрометеорологии, республиканскую, городские и районные санитарно-эпидемиологические службы в соответствии со Схемой передачи об аварийных сбросах и выбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении природной среды на территории ТССР (приложение -2) сообщения, где указываются: дата и начало сброса (выброса) загрязняющих веществ; объем сброса (выброса) в кг, тоннах, куб.м.; состав сброса (выброса). 12. Контролирующие органы, ответственные за проведение расследования фактов загрязнения среды: по атмосферному воздуху - Госкомприроды ТССР, Татарский республиканский центр по гидрометеорологии (ТРЦГМ), Республиканская СЭС; по загрязнению природных вод и в случае массовой гибели рыбы и других водных организмов - Госкомприроды ТССР, Татарский республиканский центр по метеорологии, Республиканская СЭС, Инспекция рыбоохраны по ТССР; по радиационному загрязнению - Татарский республиканский центр по гидрометеорологии, Республиканская СЭС, Штаб гражданской обороны ТССР, Госкомприроды ТССР; в случае массовой гибели (повреждении) лесов в результате загрязнения - Госкомприроды ТССР, Минлесхоз ТССР, Республиканская СЭС и ТРЦГМ при необходимости. 13. Органы, специально уполномоченные осуществлять государственный контроль за природной средой, обязаны незамедлительно совместно проводить расследование фактов аварийных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Госкомприроды ТССР координирует работу и готовит информацию в Совет Министров ТССР и комиссию по экологии и рациональному использованию природных ресурсов Верховного Совета ТССР, имеет право привлекать к расследованию фактов экстремально высоких загрязнений природной среды руководителей предприятий, выброс которых вызвал данное загрязнение и другие заинтересованные организации. 14. Комиссия, проводящая расследование экстремально высокого загрязнения, немедленно обеспечивается транспортом и другими средствами для выполнения возложенных функций предприятием - источником загрязнения. Порядок взаимодействия органов госконтроля при расследовании экстремально высокого загрязнения 15. При установлении экстремально высокого загрязнения органами контроля в возможно короткий срок осуществляются следующие действия: выдает предписание на проведение работ по прекращению (сокращению) выброса загрязняющих веществ; устанавливает (уточняет) объемы выбросов загрязняющих веществ; контролирует ход выполнения мероприятий по ликвидации последствий экстремально высокого загрязнения, проводит расчет нанесенного ущерба; 16. Татарский республиканский центр по гидрометеорологии участвует в обследовании зоны распространения экстремально высокого загрязнения, проводит расчет нанесенного ущерба; проводит наблюдения по нормализации положения; составляет оперативные прогнозы распространения зоны экстремально высокого загрязнения. 17. Органы Минздрава ТССР: участвуют в обследовании зоны распространения экстремально высокого загрязнения; участвуют в обследовании предприятий; оценивают возможность влияния создавшейся ситуации на здоровье населения и условий его проживания. По поверхностным водам: 18. Госкомприроды ТССР: обследует предприятие - источник экстремально высокого загрязнения (при наличии сведений об источнике загрязнения), проводит расследование причин аварийного загрязнения, принимает меры к выявлению источника загрязнения, совместно с органами Госкомгидромета участвует в осуществлении контроля за распространением зоны загрязнения, готовит справку в комиссию по чрезвычайным ситуациям Совета Министров ТССР; выдает предписание на проведение работ по прекращению (сокращению) сбросов загрязняющих веществ и другие виды работ; контролирует ход выполнения мероприятий и ликвидации последствий экстремально высокого загрязнения; определяет размер убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства в результате экстремально высокого загрязнения и применяет соответствующие санкции, в соответствии с действующим законодательством. 19. Татарский республиканский центр по гидрометеорологии: участвует в обследовании зоны распространения экстремально высокого загрязнения; проводит наблюдения до нормализации положения; составляет оперативные прогнозы распространения зоны экстремально высокого загрязнения. 20. Органы Минздрава ТССР: осуществляют контроль за качеством воды объектов в местах использования для хозяйственно-питьевых и рекреационных целей, определяют возможность использования воды и водных организмов для указанных целей, выдают предписания на временную приостановку использования; дают оценку влияния загрязненной воды на человеческий организм. 21. Инспекция рыбоохраны ТССР: участвует в обследовании предприятий для установления причин загрязнения; осуществляет контроль за влиянием экстремально высокого загрязнения на жизнедеятельность рыб, других водных организмов и растений, а также за состоянием мест массового скопления рыб (нерестилища, зимовальные ямы, нагульные площади, миграционные пути); разрабатывает и осуществляет меры по максимальному снижению возможных потерь для рыбного хозяйства; определяет ущерб рыбному хозяйству в результате экстремально высокого загрязнения и применяет соответствующие санкции. По подземным водам: 22. Казанский гидрогеологический и инженерно-геологический участок совместно с Госкомприроды ТССР: осуществляют контроль за качеством подземных вод в зоне экстремально высокого загрязнения; обследуют предприятие - предполагаемый виновник экстремально высокого загрязнения, проводят расследование причин загрязнения вод, выдают предписания на проведение работ по прекращению загрязнения подземных вод и контролируют их выполнение, выдают предписание на откачку загрязненных вод и контролируют его выполнение. 23. Органы Минздрава ТССР: выдают предписание на временную приостановку водопользования, проводят контроль качества подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения, и оценку влияния на здоровье людей. По почвам: 24. Госкомприроды ТССР совместно с Минсельхозпродом ТССР и Казанским гидрогеологическим и инженерно-геологическим участком: обследуют зону распространения экстремально высокого загрязнения; организуют расследование причин экстремально высокого загрязнения; готовят материалы обследования зоны экстремально высокого загрязнения почв. 25. Татарский республиканский центр по гидрометеорологии участвует в обследовании зоны распространения экстремально высокого загрязнения почвы. 26. Органы Минздрава ТССР: участвуют в обследовании зоны распространения экстремально высокого загрязнения почв; оценивают возможность влияния создавшейся ситуации на здоровье населения и условия его проживания. 27. В случае гибели (повреждения) леса: готовят материалы обследования зоны гибели (повреждения) леса, определяют ущерб лесному хозяйству; 28. Татарский республиканский центр по гидрометеорологии: участвует в обследовании зоны распространения экстремально высокого загрязнения лесов. 29. Органы Минздрава ТССР: оценивают возможность влияния создавшейся ситуации на здоровье населения и условия его проживания. В случае массовой гибели диких зверей и птиц: 30. Госкомприроды ТССР и Управление охотничьего хозяйства при Совете Министров ТССР: организуют расследование причин массовой гибели диких зверей и птиц; обследуют зону массовой гибели диких зверей и птиц; готовят материалы обследования зоны массовой гибели диких зверей и птиц, определяют ущерб, нанесенный охотничьему хозяйству; оценивают возможные последствия массовой гибели диких зверей и птиц; принимают меры к ликвидации (снижению) последствий массовой гибели; в случае, если гибель обусловлена загрязнением атмосферного воздуха, выдают предприятию - источнику экстремально высокого загрязнения предписания на прекращение (сокращение) выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; участвуют в обследовании зоны массовой гибели диких зверей и птиц и расследовании причин этого явления в случае, если массовая гибель диких зверей и птиц обусловлена загрязнением вод; определяют нанесенный ущерб; выдают предписание предприятию - источнику загрязнения на прекращение (сокращение) сброса загрязняющих веществ в водные объекты. 31. Татарский республиканский центр по гидрометеорологии участвует в обследовании зоны массовой гибели диких зверей и птиц. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|