Расширенный поиск

Постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 10.07.1992 № 1553-XII

                            Постановление
    Верховного Совета Республики Татарстан от 10 июля 1992 г. N
1553-XII "О Государственной программе приватизации государственной
  и коммунальной собственности Республики Татарстан на 1992 год и
                     перспективу до 1995 года"

Верховный Совет Республики Татарстан постановляет: 
1. Государственную программу приватизации государственной и
коммунальной собственности Республики Татарстан на 1992 год и
перспективу до 1995 года утвердить. 
2. Кабинету Министров Республики Татарстан: 
- провести работу с главами администраций
районов и городов, министерствами и ведомствами и не позднее 15
августа 1992 года представить в Верховный Совет Республики
Татарстан проект документа по разграничению государственной и
коммунальной собственности; 
- обеспечить до 1 августа 1992 года
публикацию в печати и отдельной брошюрой Государственной программы
приватизации государственной и коммунальной собственности в
Республике Татарстан на 1992 год и перспективу до 1995 года, а
также ее широкое освещение в средствах массовой информации. 

Председатель Верховного Совета
Республики Татарстан                                    Ф.Мухаметшин

г.Казань, 10 июля 1992 года, N 1553-XII


Государственная программа приватизации государственной и коммунальной 
 собственности Республики Татарстан на 1992 год и перспективу до 1995 
    года (утв. постановлением ВС РТ от 10 июля 1992 г. N 1553-XII)    

                          Раздел 1. Введение                          

      Главной целью приватизации является:
      преодоление  отчужденности   трудящихся   от   собственности   и
управления;
      переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;
      повышение эффективности производства и уровня жизни населения.
      Настоящая программа приватизации государственной и  коммунальной
собственности   реализуется   в   соответствии  с  Законом  Республики
Татарстан   "О   преобразовании   государственной    и    коммунальной
собственности   в   Республике   Татарстан   (о  разгосударствлении  и
приватизации)".
      Государственная программа приватизации:
      состоит из уточненных нормативов на текущий год  и  прогноза  на
два последующих;
      включает  в   себя   этапы,   формы   и   объекты   приватизации
республиканской и коммунальной собственности.

            Раздел 2. Разграничение объектов собственности            

      Необходимым  условием  начала  приватизации  государственной   и
коммунальной    собственности    является    разграничение    ее    по
соответствующим уровням управления.
      До 1 сентября 1992 года:
      предприятия   и   организации,   расположенные   на   территории
Республики   Татарстан,   на  основании  Указа  Президента  Республики
Татарстан  от  15  августа  1991  года   "О   мерах   по   обеспечению
государственного  суверенитета  и  имущественных  прав  Татарской ССР"
переходит в собственность Республики Татарстан.
      До 15 сентября 1992 года:
      производится  разграничение   республиканской   и   коммунальной
собственности.
      До 1 августа 1992 года:
      районные  и   городские   Советы   народных   депутатов,   главы
администраций совместно с министерствами, ведомствами, предприятиями и
объединениями  республики  по  согласованию  с   Кабинетом   Министров
Республики  Татарстан  определяют  перечень  объектов,  переходящих  в
коммунальную собственность городов и районов,  и  представляют  его  в
Госкомитет  Республики  Татарстан  по  управлению госимуществом (далее
Госкомимуществом).
      Верховный   Совет   Республики   Татарстан   по    представлению
Госкомимуществом   с   учетом  предложений  городских  (кроме  городов
районного подчинения) и районных (кроме  районов  в  городах)  Советов
народных  депутатов принимает решение по разграничению государственной
собственности Республики Татарстан на республиканскую и коммунальную.
      В коммунальную собственность могут быть переданы:
      жилищный и нежилой фонд, находящийся  в  ведении  исполнительных
органов  местных Советов народных депутатов (местной администрации), в
том числе здания и  строения,  ранее  переданные  ими  в  ведение  (на
баланс)   другим  юридическим  лицам,  а  также  встроеннопристроенные
нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на
строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
      жилищно-эксплуатационные  предприятия  и   ремонтно-строительные
предприятия,   обслуживающие   объекты,   переданные   в  коммунальную
собственность;
      объекты  инженерной  инфраструктуры  городов   (за   исключением
входящих  в  состав  имущества  предприятий), городского пассажирского
транспорта,   внешнего   благоустройства,   а    также    предприятия,
осуществляющие   эксплуатацию,   обслуживание,   содержание  и  ремонт
указанных объектов;
      другие   объекты,   находящиеся   в    оперативном    управлении
исполнительных  органов  городских  и  районных  (в  городах)  Советов
народных депутатов (местной администрации);
      предприятия промышленности, строительства, сельского хозяйства и
транспорта,  производящие продукцию и оказывающие услуги исключительно
для местных нужд;
      предприятия   торговли   и   общественного   питания,   бытового
обслуживания,  оптово-складские  мощности, предприятия и подразделения
производственно-технической комплектации, необходимые для  обеспечения
товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;
      учреждения народного  образования  (кроме  спецшкол  для  детей,
страдающих     хроническими    заболеваниями),    культуры,    спорта,
здравоохранения  (кроме  республиканских  и  межрайонных   больниц   и
диспансеров)  и иные объекты, необходимые для обеспечения комплексного
экономического     и     социального     развития      соответствующих
административно-территориальных единиц Республики Татарстан.
      Предприятия   и   организации,   переданные    в    коммунальную
собственность,  должны  сохранить  профиль своей работы в течение трех
лет.   В   необходимых    случаях    перепрофилирование    предприятия
осуществляется   решением   районного,   городского   Совета  народных
депутатов по согласованию с Госкомимуществом.
                                * * *                                 

      В  течение  III  квартала  1992  года  Госкомитетом   Республики
Татарстан       по       управлению      госимуществом      проводится
переосвидетельствование  актов   разгосударствления   и   приватизации
государственных  и коммунальных предприятий и организаций, находящихся
на территории Республики Татарстан, совершенных до введения в действие
Закона   Республики  Татарстан  "О  преобразовании  государственной  и
коммунальной собственности в Республике Татарстан".

            Раздел 3. Объекты, не подлежащие приватизации             

      Преобразование  государственной  и  коммунальной   собственности
охватит в основном все отрасли народного хозяйства республики.
      Вместе с тем,  с  учетом  охраны  окружающей  среды  и  здоровья
человека,  его  социального  и культурного развития, а также интересов
обороны и безопасности государства, на первом  этапе  в  течение  1992
года  не  подлежат  приватизации  объекты следующих отраслей народного
хозяйства, министерств и ведомств Республики Татарстан:
      здравоохранения;
      народного образования,  высших  и  средних  специальных  учебных
заведений;
      историко-культурного наследия и художественные ценности;
      имущество Вооруженных сил, МВД и КГБ;
      патентной службы, стандартизации и метрологии;
      санитарно-эпидемиологической службы;
      мобилизационные запасы;
      инженерной инфраструктуры  (электро-,  тепло-  и  газоснабжения,
водропроводно-канализационного    хозяйства,    наружного   городского
освещения);
      печати;
      магистральных  сетей   Производственно-технического   управления
связи;
      Государственного комитета Республики Татарстан по статистике;
      Государственной телерадиовещательной компании "Татарстан";
      связанные  с  технологическим  процессом  перевозки   грузов   и
пассажиров авиакомпании "Авиалинии Татарстана";
      специализированных предприятий обществ инвалидов,  принадлежащих
общественным   организациям:  Всероссийскому  обществу  слепых  (ВОС);
Всероссийскому  обществу   глухих   (ВОГ);   Всероссийскому   обществу
инвалидов (ВОИ);
      связанные  с  технологическим  процессом  перевозки   грузов   и
пассажиров  Казанским  и  Ижевским  отделениями  Горьковской  железной
дороги, Ульяновским  и  Башкирским  отделением  Куйбышевской  железной
дороги;
      связанные  с  технологическим  процессом  перевозки   грузов   и
пассажиров    Казанского   речного   порта   Волжского   объединенного
пароходства и  Набережночелнинского  речного  порта  Камского  речного
пароходства;
      автомобильные дороги общего пользования  и  сооружения  на  них,
включая комплексы дорожно-ремонтных производств и дорожные управления,
входящие в состав автомобильных дорог;
      здания  и  сооружения,  оборудование,  транспортные  средства  и
техника,  необходимые  для  нормального функционирования автомобильных
дорог общего пользования и выполнения работ по их содержанию;
      ПЭУ "Татэнерго";
      Республиканское государственное предприятие  по  проектированию,
строительству  и  эксплуатации газового хозяйства Республики Татарстан
(РГПИ "Татстройгазификация");
      природоохранной деятельности;
      геологии и охраны недр;
      лесосечный фонд лесного хозяйства;
      НПО "Нива" и его опытные хозяйства, предприятия и организации по
племенному    делу,    конезаводы,    рыбопитомники,   семеноводческие
объединения и  их  хозяйства,  семенные  инспекции  и  госсортучастки,
учебные хозяйства вузов, совхозы-техникумы.
      Не   допускается    приватизация    организаций,    занимающихся
производством:   оружия   и  боеприпасов;  взрывчатых,  отравляющих  и
наркотических веществ; табачных вино-водочных изделий.
      Не  подлежат  приватизации  следующие  объекты   государственной
торговли:
      ювелирные магазины и отделы Росювелирторга;
      специализированная  розничная  сеть,  реализующая  огнестрельное
оружие;
      розничная сеть, обслуживающая контингенты  работающих  в  лесном
хозяйстве и на трассах магистральных газопроводов;
      закрытая розничная сеть ГУТ Приволжско-Уральского округа;
      сеть общественного питания при школах, ПТУ,  лицеях,  гимназиях,
средних специальных и высших учебных заведениях;
      библиотечный коллектор Таткнигообъединения;
      магазины системы Росинвалютторга;
      ломбарды;
      мастерские,  салоны  и   другие   объекты   Минбыта   Республики
Татарстан, работающие с драгоценными металлами;
      Национальный банк Республики Татарстан.
      В собственности  государства  остаются  объекты,  относящиеся  к
исключительной    собственности    Республики   Татарстан,   а   также
обеспечивающие   деятельность   органов   государственной   власти   и
управления,    правоохранительных   органов,   академические   научные
учреждения, магистральные трубопроводы, сооружения  инженерной  защиты
городов.

                     Раздел 4. Формы приватизации                     

      1. Приватизация может осуществляться в форме:
      выкупа  государственного  и  коммунального  имущества   трудовым
коллективом;
      продажи   или   безвозмездной   передачи   государственного    и
коммунального имущества в частную собственность;
      преобразования предприятий в акционерные общества и товарищества
путем  продажи  принадлежащих  государству  и местным Советам народных
депутатов акций (паев) трудовым коллективам, гражданам  или  созданным
ими юридическим лицам.
      2. Продажа  государственного  и  коммунального  имущества  может
осуществляться  по  конкурсу  или  на  аукционах  или иными способами,
определяемыми Госкомимуществом и соответствующими комитетами.

                     Раздел 5. Малая приватизация                     

      Объектами малой приватизации являются предприятия и организации:
      агропромышленного комплекса;
      торговли;
      общественного питания;
      бытового обслуживания;
      жилищно-коммунального хозяйства;
      промышленности и строительства (с численностью работающих до 200
человек);
      транспорта (с численностью работающих до 50 человек).
      Децентрализация  управления   предприятиями   и   организациями,
относящимся    к    объектам   малой   приватизации,   предусматривает
обязательное предоставление структурным подразделениям (технологически
обособленным    и    производящим    гражданскую    продукцию)   права
непосредственного  обращения  в  Госкомитет  Республики  Татарстан  по
управлению   госимуществом  или  соответствующие  комитеты  городов  и
районов  с  предложениями  по  изменению   их   хозяйственно-правового
статуса.
      Предоставление Госкомитетом Республики Татарстан  по  управлению
госимуществом  и  соответствующими  комитетами первичным хозяйственным
звеньям в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания
и  других отраслей прав юридического лица позволит создать условия для
демонополизации   экономики,   а   производителям   стать   свободными
товаропроизводителями.
      В ходе коммерциализации указанных выше  предприятий  каждому  из
них  открываются  расчетные  счета  в отделениях банков и производится
разделение балансов.
      Объекты малой приватизации реализуются в первую очередь на  ИПВ,
а затем на денежные средства, с учетом льгот трудовому коллективу.
      Малая приватизация проводится в три этапа:
      I этап - 1992 год
      II этап - 1993 год
      III этап - 1994 год.

                     I. Агропромышленный комплекс                     
      Исходной  для  всего   процесса   реформирования   собственности
является   приватизация   в   агропромышленном   комплексе.  При  этом
преобразования   на   селе   необходимо   проводить   осторожно,   ибо
одновременное  массовое расформирование колхозов и совхозов, тем более
силовыми приемами, не только нецелесообразно, но  и  вредно,  так  как
отрицательно   скажется  на  продовольственном  обеспечении  населения
республики.  Необходимым  условием  выступает  либерализация  цен   на
сельскохозяйственную продукцию.
      Первый  этап  приватизации  в  высокорентабельных   совхозах   в
основном     предусматривает    сохранение    государственной    формы
собственности с дальнейшим расширением внутрихозяйственной аренды.
      Одновременно определяется доля собственности  каждого  работника
совхоза  в  доходах  хозяйства  с учетом его трудового вклада. В то же
время совхозы, проявившие желание приватизироваться, могут  обратиться
в  Госкомитет  Республики  Татарстан  по  управлению госимуществом при
выборе формы приватизации.
      Убыточные и низкорентабельные совхозы преобразуются путем:
      безвозмездной передачи им имущества на основе распределения паев
(долей)   работникам   совхозов   для  последующей  организации  малых
производств фермерского направления и кооперативных хозяйств;
      создания мелких хозяйств, основанных  на  частной  собственности
(паевых  обществ),  как  правило,  на  территории  одного  населенного
пункта;
      сдачи имущества на конкурсной основе или аукционе в долгосрочную
аренду с правом выкупа.
      Пути преобразования определяются  с  учетом  местных  условий  и
добровольности выбора.
      Убыточные   и   низкорентабельные    промышленные    предприятия
преобразуются   в  коллективные  предприятия  путем  выкупа  имущества
трудовыми  коллективами  с  предоставлением  льгот,   определяемых   в
соответствии с Законом Республики Татарстан о приватизации.
      Убыточные   и   низкорентабельные   предприятия,   обслуживающие
сельского хозяйство, переходят в аренду с последующим выкупом основных
и  оборотных  фондов  их  трудовыми  коллективами  акционируются   или
реализуются на конкурсной основе и аукционах.
      Подлежат акционированию с долей акций государства от  45  до  51
процента  с  последующим  ее  снижением или передаче в аренду с правом
выкупа:
      агрокомбинаты, крупные животноводческие комплексы, птицефабрики,
тепличные комбинаты.
      Акционируются и преобразуются  в  хозяйственные  товарищества  и
общества  предприятия  и  объединения  пищевой  отрасли,  строительные
организации  и   предприятия,   обслуживающие   АПК,   с   сохранением
контрольного пакета акций за государством с последующим снижением доли
государственной собственности;
      ПО "Красный Восток";
      казанская арендная фирма "Фрегат";
      арендное предприятие "Сельхозводстрой";
      СПМК "Ремсельбурвод";
      экспериментально-механический завод "Казанский";
      арендное        кооперативно-государственное         объединение
"Татагропромдорстрой";
      производственно-научная агрофирма "Полимер";
      арендная фабрика первичной обработки шерсти "Казанская";
      государственно-кооперативное объединение "Татагропромремонт";
      кооперативно-государственное объединение "Татагропромстрой";
      арендное предприятие завод "Лесхозмаш";
      трест "Росагропромспецмонтажналадка";
      мехколонна N 10 "Татсельэлектросетьналадка";
      арендное предприятие "Васильевский лесокомбинат";
      производственное объединение "Татарстан Балы";
      концерн "Татплодоовощпром";
      агрофирма "Петровская";
      ПО "Татмясоагропром";
      ПО "Татмолагропром";
      ПО "Татсахарагропром";
      завод продтоваров.
      Колхозы и совхозы строго на добровольной основе преобразуются на
принципах  кооперативной  собственности  по специальной программе. При
этом определяется имущественный пай (доля) каждого из собственников.

                             II. Торговля                             
      С 1992 года приватизируются убыточные торговые предприятия, доля
которых  в  общей  численности составляет около 14 процентов. Основная
масса их будет предложена на выкуп трудовым коллективам, а также через
аукционы.
      Около 60 магазинов (на 1-2 рабочих места), торгующих  овощами  и
фруктами,  рыбой,  минеральными водами, одеждой, обувью и галантереей,
продаются через аукцион.
      В течение 1992 года  через  аукцион  распродаются  не  менее  50
процентов    (из    1200    ед.)    палаток   и   киосков,   торгующих
продовольственными и непродовольственными товарами.
      Торговые точки площадью до  150  кв.м.  подлежат  распродаже  на
конкурсной  основе  и  через  аукционы.  Это  -  молочные  магазины  и
магазины,  торгующие  хлебобулочными  изделиями,   тканями,   одеждой,
обувью,  хозяйственными  товарами,  книгами,  отходами  производства и
некоторые другие. Всего в 1992 году  приватизируются  около  75  таких
магазинов или 20 процентов от их общего количества.
      Средние магазины (площадью от 150 до 1000 кв.м.):  комиссионные,
мебельные, хозяйственные, овощные, гастрономические, а также торгующие
радио-, электро- и культтоварами, спорттоварами, автомобилями,  обувью
и  одеждой, выкупаются трудовыми коллективами. В 1992 году таким путем
приватизируются около 45 магазинов, или  25  процентов  от  их  общего
количества.  При  этом  высокодоходные магазины и иные торговые точки,
расположенные  в  центральной  и  иных   престижных   зонах   городов,
реализуются  преимущественно на аукционах. Перечень указанных объектов
утверждается Госкомимуществом. Всего таких магазинов будет реализовано
от 10 до 15 процентов от общего количества.
      Крупнейшие розничные предприятия  Татарстана  -  универмаг  ЦУМ,
"Детский  мир",  магазины  "Юность",  "Подарки" (Казань), а также "Дом
мебели" (Набережные  Челны),  универмаги  в  Альметьевске,  Чистополе,
Зеленодольске  и  других городах по решению Госкомимуществом в течение
1992 года преобразуются в открытые акционерные общества.
      Оптовые,    оптово-розничные    производственные    предприятия,
функционирующие на федеральном и республиканском потребительском рынке
в течение  1992  года,  также  преобразуются  в  открытые  акционерные
общества.

                                * * *                                 

      В целом на первом этапе приватизируются 20-25 процентов торговых
предприятий,  на  втором  -  25-30  процентов  и  на  третьем  - 25-30
процентов. К  1995  году  удельный  вес  госсобственности  в  торговле
составит около 15-30 процентов.

                      III. Общественное питание                       
      На первом этапе не подлежат приватизации школьная и студенческая
сеть  общественного  питания, а также столовые и комбинаты питания при
промышленных предприятиях и учреждениях.
      Убыточные и низкорентабельные предприятия  (около  165,  или  10
процентов  от  общей  численности  всех предприятий) приватизируются в
первую очередь, часть из них продается через аукцион (это, в основном,
предприятия  до  50  посадочных  мест).  Другая часть предлагается для
выкупа трудовым коллективам.
      Специализированные закусочные, пивные павильоны  и  бары,  кафе,
рюмочные, буфеты продаются через аукционы.
      При этом высокодоходные предприятия и объекты,  расположенные  в
центральной    и    иных   престижных   зонах   городов,   реализуются
преимущественно на аукционах. Перечень указанных объектов утверждается
Госкомимуществом Республики Татарстан.
      Около 350 столовых и кафе (с количеством посадочных  мест  более
50)  выкупаются  трудовыми  коллективами.  Выкуп будет производиться в
рассрочку.
      Рестораны  "Маяк",  "Нарат",  "Восток"  (Казань)   и   "Дружба",
"Москва"  (Набережные  Челны)  акционируются  или выкупаются трудовыми
коллективами.
      Дома  татарской  кулинарии  в   Казани   и   Набережных   Челнах
преобразуются   в   акционерные   общества   с  долей  государственной
собственности 25-51 процент.
      Около  300  столовых  (по  10-15  посадочных  мест)  в  сельской
местности  продаются  или передаются безвозмездно трудовым коллективам
либо в семейную собственность. В отдельных случаях возможна продажа по
конкурсу и на аукционах.
      В целом на первом этапе приватизируется  около  20-25  процентов
государственной  и  коммунальной  собственности,  на втором 25-30 и на
третьем 20-30 процентов. К 1995  году  предполагается  приватизировать
около 65-85 процентов предприятий общественного питания.

                    IV. Потребительская кооперация                    
      Потребительское общество в республике  располагает  значительной
сетью  своих  предприятий  розничной торговли и общественного питания,
особенно в сельской местности.  Преобразование  сферы  потребительской
кооперации  должно  идти  одновременно с приватизацией государственной
собственности и быть направлено на демонополизацию и превращение ее  в
подлинно кооперативную.

                  V. Бытовое обслуживание населения                   
      Убыточные  и  низкорентабельные  предприятия   распродаются   по
конкурсу  и на аукционах (до 15 процентов от общего числа предприятий,
мастерских,   ателье,   цехов    территориально    и    технологически
обособленных), независимо от профиля оказываемых услуг, с численностью
работающих менее 15 человек.
      До 25 процентов ателье мод (швейных, трикотажных),  обособленных
цехов  и  участков различного профиля, с численностью работающих более
15 человек,  выкупаются  трудовыми  коллективами  или  реализуются  на
аукционной  (конкурсной) основе. При этом высокодоходные предприятия и
объекты  сферы  обслуживания,  расположенные  в  центральной  и   иных
престижных  зонах  городов,  реализуются преимущественно на аукционах.
Перечень указанных объектов утверждается  Госкомимуществом  Республики
Татарстан.
      Другие средние и крупные предприятия преобразуются в акционерные
(с  долей  государственной  собственности  не  более 30-40 процентов),
коллективные и арендные предприятия.
      В 1992 году преобразуются в  акционерные  общества  Казанский  и
Набережночелнинский  дома быта с долей акций государства 35 процентов.
В III квартале 1992 года акционируется казанский Дом модельной обуви с
долей акций государства 40 процентов.

                                * * *                                 

      На  первом  этапе  приватизируется  около  25   процентов   всех
предприятий этой отрасли.
      На втором этапе приватизируется 20-25 и на третьем этапе - 25-30
процентов.
      К началу 1995 года доля государственной  собственности  в  сфере
бытового обслуживания населения составит 20-30 процентов.

                  VI. Торговля и сфера услуг на селе                  
      Небольшие  магазины  на  1-2   рабочих   места   и   предприятия
общественного  питания  рекомендуется  предать  безвозмездно в частную
собственность. Средние и крупные магазины, столовые и кафе передать  в
аренду с правом выкупа или акционировать.
      В течение 1992-1993 годов рекомендуется  реализовать  около  500
магазинов  и  не  менее  100  предприятий  общественного  питания, что
составит 12-15 процентов от общего количества.
      Принцип  преимущественно  безвозмездной  передачи  собственности
рекомендуется и для сферы услуг в сельской местности. Производственная
и заготовительная  инфраструктура  может  оставаться  в  собственности
потребительских обществ.

                 VII. Жилищно-коммунальное хозяйство                  
      Более половины предприятий этой сферы услуг являются убыточными.
      55 предприятий банно-прачечного и гостиночного хозяйства в  1992
году  перейдут  на  аренду  с  выкупом  или будут проданы на аукционе.
Гостиничные комплексы в Казани акционируются с долей акций государства
на  первом  этапе  до  50  процентов,  с  последующим  снижением до 25
процентов.
      Предприятие   "Комбытсервис"   преобразуется   в    коллективное
предприятие,   получив   часть  собственности  из-за  большого  износа
безвозмездно.
      Одна    из    четырех    производственных    баз     объединения
жилищно-коммунального хозяйства преобразуется в арендное предприятие с
правом выкупа во II полугодии 1992 года.

                     VIII. Местная промышленность                     
      Все  48  предприятий   местной   промышленности   имеют   статус
юридического  лица  и  специализированы на металло- и деревообработке,
пошиве одежды и обуви, меховых  изделий,  надомном  труде  по  выпуску
изделий народного творчества и не являются монопольным производством.
      Ряд предприятий перейдет в коммунальную собственность городов  и
районов.  Отдельные  предприятия преобразуются в арендные и выкупаются
или передаются безвозмездно (и возмездно) трудовым коллективам.
      В III квартале 1992  года  по  инициативе  трудовых  коллективов
предприятий  местной  промышленности  создается  акционерное  общество
"Прогресс" с долей государственной собственности 35-45 процентов.

                    Раздел 6. Большая приватизация                    

      Большая   приватизация   проводится   одновременно    с    малой
приватизацией,  органично  дополняя  ее.  Необходимым условием для нее
является  децентрализация  и   демонополизация   управления   народным
хозяйством.
      Преобладающие формы  приватизации  крупных  предприятий  крупных
предприятий  -  преобразование  их в акционерные общества и перевод на
аренду с последующим выкупом.
      При акционировании предприятий в ряде случаев контрольный  пакет
акций  сохраняется за государством. В дальнейшем, по мере стабилизации
экономики и наполнения рынка, доля государственной собственности будет
поэтапно снижаться и достигнет уровня 15-25 процентов.
      При  приватизации  убыточных  и  низкорентабельных   предприятий
возможна продажа (выкуп) на конкурсной основе и в отдельных случаях на
аукционе.
      На  первом  этапе  приватизации   (апрель-декабрь   1992   года)
преобразуются в акционерные общества:
      в  промышленности   -   ПО   "Татнефть";   "Нижнекамскнефтехим";
"Нижнекамскшина";   "Тасма";  КХК  им.Вахитова;  фирма  "Татснаб";  ПО
"Медаппаратура"; Казанский  медико-инструментальный  завод;  Казанский
компрессорный   завод   (с   долей   акций  государства  51  процент);
Бугульминский  фарфоровый   завод;   Альметьевский   завод   погружных
электронасосов;  НПО  "Мединструмент";  меховое  объединение "Мелита";
Альметьевский трубный завод и другие;
      в      строительстве      -       тресты       "Татэнергострой";
"Татнефтепроводстрой";          "Татнефтехиммонтаж";          концерны
"Камгэсэнергострой";   "Татстрой",   "Татнефтегазстрой";   объединение
"Каздорстрой" и другие.
      Преобразуются в коллективные предприятия (аренда  с  последующим
выкупом):
      в  промышленности   -   ПО   "Татмебель";   "Оргсинтез";   завод
кинофотоматериалов; ПО "Хитон"; "Казаньрезинотехника"; Казанский завод
искусственных  кож;  Казанский  арендный  завод  газовой   аппаратуры;
Чистопольский  часовой  завод;  завод  "Полимерфото", завод "Полимиз";
Казанская фабрика игрушек и другие;
      в  строительстве  -  объединение  "Татсантехмонтаж";   Казанское
строительно-монтажное  управление  "Волгостальконструкция";  кирпичные
заводы в Шеланге и Агрызе и другие;
      на   транспорте   -   транспортные    предприятия    объединения
"Татавтотранс".
      До   20   процентов   объектов   незавершенного    строительства
приватизируются  путем распродажи на аукционах и конкурсной основе. Во
II полугодии 1992 года реализуются недостроенные гостиничный  комплекс
на ул.Чистопольской в Казани и ряд других объектов.
      На   первом   этапе   приватизируемая    доля    государственной
собственности составит:
      в промышленности 25-30 процентов (60-80 предприятий);
      в строительстве 23-28 процентов (25-40 предприятий);
      на транспорте 5-10 процентов.
      На втором и  третьем  этапах  (1993-1994  годы)  приватизируется
значительная  часть  объектов  народного  хозяйства,  и  удельный  вес
государственной собственности к концу 1994 года составит:
      в промышленности 40-30 процентов;
      в строительстве 35-25 процентов;
      на транспорте 75-65 процентов.

         Раздел 7. Финансовые аспекты выкупа госсобственности         

      Нормативы  распределения   средств   между   республиканским   и
коммунальным уровнями устанавливаются следующими:

---------------------------------T------------------T-------------------¬
¦      От приватизации           ¦      в фонд      ¦    в фонды        ¦
¦                                ¦  приватизации    ¦  приватизации     ¦
¦                                ¦   Республики     ¦     местных       ¦
¦                                ¦    Татарстан     ¦     Советов       ¦
¦                                ¦                  ¦                   ¦
+--------------------------------+------------------+-------------------+
¦      объектов государственной  ¦     70%          ¦      30%          ¦
¦      собственности             ¦                  ¦                   ¦
¦      объектов коммунальной     ¦     30%          ¦      70%          ¦
¦      собственности             ¦                  ¦                   ¦
L--------------------------------+------------------+--------------------

      В 1992 году в  фондах  приватизации  всех  уровней  остается  10
процентов  поступивших  средств,  90 процентов средств от приватизации
передаются в доходы соответствующих бюджетов.

     Раздел 8. Социальные аспекты и гарантии защиты населения при     
                             приватизации                             

      Конечной целью процесса приватизации является  повышение  уровня
жизни населения.
      Вместе с тем  на  начальном  этапе  приватизация  сопровождается
негативными    явлениями:    безработицей,   падением   уровня   жизни
определенных групп населения, ростом социального напряжения в обществе
и  т.д.,  которые  могут  спровоцировать социальные конфликты, крайнее
обострение ситуации (экономической, политической и т.д.)  в  обществе.
По  предварительным  расчетам,  уровень  безработицы  составит около 8
процентов работающих на  приватизируемых  предприятиях  (1992г.  -  12
тысяч человек), на выплату пособий по безработице потребуется около 50
млн. рублей.
      С   целью   предотвращения   негативных   последствий   процесса
приватизации  предусматривается  создание целостной системы социальной
защиты населения.
      1. Обеспечение в  соответствии  с  законодательством  Республики
Татарстан   льгот   и   гарантий,   предоставляемых  при  приватизации
государственных   и   коммунальных   предприятий,    в    том    числе
преимущественное право трудовых коллективов.
      2. С момента подачи предприятием (подразделением) заявки на  его
приватизацию   и   до  момента  возникновения  права  собственности  у
покупателя   (или   до   проведения   первого   собрания   акционеров)
администрации   предприятия   (объединения)  запрещается  осуществлять
реорганизацию, ликвидацию, изменения структуры, штатного расписания  и
увольнение  работников  предприятия  (кроме увольнений по собственному
желанию).
      3. Государственному комитету Республики  Татарстан  по  труду  и
социальным вопросам, Государственному комитету Республики Татарстан по
статистике  необходимо  изучать  динамику  ситуации  на  рынке  труда,
прогнозировать  возможные  объемы  сокращения  численности  занятых на
предприятиях   республики,   масштабы    и    характер    безработицы,
ежеквартально выпускать бюллетени с текущей информацией.
      В  целях  защиты   работников,   высвобождаемых   в   результате
приватизации  предприятий  и  организаций, формировать фонд социальной
защиты трудящихся Республики Татарстан  и  биржи  труда,  регулирующие
вопросы  занятости и материальной компенсации безработных и малоимущих
граждан республики в соответствии с Законом  Республики  Татарстан  "О
занятости населения".
      4.  Для  поддержания   оптимального   уровня   жизни   населения
республики  Кабинету Министров РТ ежеквартально проводить исследование
"потребительской  корзины"  различных   групп   населения   Республики
Татарстан,  определять  уровень инфляции и вносить предложения в ВС РТ
об индексации доходов жителей республики в соответствии с  Законом  РТ
"Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РТ".
      5. В целях сохранения необходимого уровня производства социально
значимых  товаров  и  услуг практиковать конкурсную форму приватизации
предприятий и организаций, а также в необходимых случаях устанавливать
объемы производства не ниже достигнутого.

                                * * *                                 

      Настоящая   программа   предусматривает   реализацию    процесса
приватизации в народном хозяйстве РТ и может корректироваться ВС РТ на
очередных  сессиях  по  предложениям,  вносимым  Госкомитетом  РТ   по
управлению госимуществом.
      Дальнейшая детализация  и  конкретизация  этих  процессов  будет
осуществляться в виде подпрограмм:
      по  государственной  собственности  -  Госкомитетом   Республики
Татарстан по управлению имуществом;
      по  коммунальной  собственности  -  под  контролем   Госкомитета
Республики  Татарстан  по  управлению  госимуществом  соответствующими
комитетами Советов народных депутатов с учетом  предложений  и  заявок
граждан, трудовых коллективов, министерств и ведомств республики.



Информация по документу
Читайте также