Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.10.1992 № 552

                            Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 октября 1992 г. N 552
 "О Типовом положении о детских домах семейного типа в Республике
                            Татарстан"

        В целях дальнейшего улучшения воспитания и обучения  детей-сирот
и   детей,   оставшихся  без  попечения  родителей,  подготовки  их  к
самостоятельной  жизни  и  трудовой  деятельности  Кабинет   Министров
Республики Татарстан постановляет:
      1. Утвердить  прилагаемое  Типовое  положение  о  детских  домах
семейного типа в Республике Татарстан.
      2.  Министерству  народного  образования  Республики   Татарстан
последовательно  проводить  работу по созданию детских домов семейного
типа,  по  пропаганде  и  распространению  опыта  работы   действующих
семейных домов и оказанию им практической помощи.

Премьер-министр
Республики Татарстан                                       М.Г.Сабиров

Зам.начальника Секретариата
Кабинета Министров Республики Татарстан                    Ш.А.Зарифов


    Типовое положение "О детских домах семейного типа в Республике    
  Татарстан" (утв. постановлением КМ РТ от 12 октября 1992 г. N 552)  

      Детский  дом  семейного  типа  -  новая   форма   воспитания   и
общественно-государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся
без попечения родителей.
      Главный ее смысл - соединение гуманных принципов государственной
системы  воспитания с семейным уютом, теплотой, родительской заботой и
преимуществами  домашнего  коллектива,   в   котором   наиболее   ярко
проявляются  взаимная  ответственность  и  взаимные обязательства всех
членов семьи друг перед другом.
      Цель  детских  домов  семейного  типа  -   дальнейшее   усиление
государственной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей,  и  обеспечение  более  полного   сочетания   общественных,
коллективных  и  семейных форм воспитания. Эти дома создаются наряду с
дальнейшим   развитием   действующей   системы   детских   интернатных
учреждений.
      Принцип и формы функционирования домов семейного типа направлены
на   обеспечение   благополучных   условий  для  жизни,  воспитания  и
гармоничного развития детей-сирот и детей,  оставшихся  без  попечения
родителей,  формирование  у  них  добросовестного  отношения  к учебе,
высоких моральных качеств. В  основе  деятельности  этих  домов  лежит
широкое развитие демократических начал на основе их самодеятельности и
самоуправления.
      Решающим фактором  воспитания  в  детском  доме  семейного  типа
должна  быть атмосфера семейного очага, скрепленная взаимным уважением
и заботой  взрослых  и  детей,  общим  ведением  домашнего  хозяйства,
организацией  общего  быта,  досуга,  учебы  и  труда.  В детском доме
семейного типа должны получать практическую реализацию гуманистические
принципы   воспитания,   органическое   сочетание   государственной  и
общественной заботы об  осиротевших  детях  и  детях,  оставшихся  без
попечения родителей.

                          1. Общие положения                          

      1.1. Детский дом семейного типа является новой формой воспитания
и  социальной  защиты  детей-сирот  и  детей, оставшихся без попечения
родителей, и представляет собой отдельные семьи, взявшие на воспитание
не  менее  5  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
проживающие   в   многокомнатных    отдельных    квартирах    или    в
специализированных жилых домах.
      1.2.  Порядок   организации   детских   домов   семейного   типа
определяется  решением  глав  администраций городов и районов. Детские
дома семейного типа находятся в ведении местных органов власти.
      1.3. Органы опеки  и  попечительства,  совместно  с  отделениями
Детского  фонда Республики Татарстан оказывают детским домам семейного
типа необходимую помощь и осуществляют наблюдение за условиями жизни и
воспитанием детей.
      1.4. Органы народного образования оказывают методическую  помощь
в  воспитании детей, постоянно консультируют родителей-воспитателей по
психолого-педагогическим вопросам.
      1.5. Органы здравоохранения:
      оказывают   необходимую   помощь    родителям-воспитателям    по
составлению   режима   дня,   осуществлению   рационального   питания,
проведению  оздоровительных  мероприятий,   профилактической   работы,
проводят углубленный осмотр узкими специалистами 2 раза в год;
      разрешают отпускать бесплатно  молоко  и  молочную  продукцию  с
молочных кухонь детям до 3-летнего возраста;
      разрешают проводить бесплатное лекарственное  обеспечение  детей
до 16 лет включительно по рецептам врачей и очками;
      обеспечивают первоочередное санаторное лечение детей из семейных
детских домов, нуждающихся в этом по состоянию здоровья.

   2. Определение детей на воспитание в детский дом семейного типа    

      2.1. Определяя ребенка в  детский  дом  семейного  типа,  органы
опеки   и   попечительства   и   Детский   фонд  Республики  Татарстан
руководствуются интересами ребенка, педагогической целесообразностью и
юридической обоснованностью.
      2.2. Дети направляются в детские дома семейного типа, с согласия
родителей-воспитателей    на   основании   совместных   решений   глав
администраций городов  и  районов,  Детского  фонда  по  представлению
органов опеки и попечительства, районных (городских) отделов народного
образования.
      2.3. В детские дома семейного типа направляются:
      дети-сироты  и  дети,  оставшиеся   без   попечения   родителей,
преимущественно;
      дети, родители которых лишены родительских прав;
      дети,  родители  которых  признаны   в   установленном   порядке
недееспособными;
      дети,  родители  которых  признаны   в   установленном   порядке
безвестно отсутствующими.
      2.4.  При  комплектовании  детских  домов  семейного  типа  туда
преимущественно направляются:
      дети раннего возраста;
      дети, в отношении которых не решен вопрос о форме устройства;
      дети с ослабленным здоровьем;
      дети, находящиеся в родстве (за исключением  случаев,  когда  по
медицинским   показаниям   или   по  другим  причинам  дети  не  могут
воспитываться вместе).
      2.5. По желанию родителей-воспитателей возможна передача  им  на
воспитание больных детей.
      Не рекомендуется:
      направлять в детские  дома  семейного  типа  детей  с  глубокими
органическими   поражениями  центральной  или  периферической  нервной
системы, с тяжелыми врожденными  пороками  развития,  не  поддающимися
медицинской коррекции, детей со злокачественными новообразованиями;
      направлять  детей  в  такие  детские  дома,   родители   которых
проживают в данной местности (населенном пункте).
      2.6. На каждого ребенка, направляемого в детский  дом  семейного
типа, администрация детских интернатных учреждений или отдел народного
образования представляет следующие документы:
      свидетельство о рождении;
      медицинскую справку о состоянии здоровья или выписку из  истории
развития  ребенка  или  истории  новорожденного;  справку  о состоянии
здоровья матери и течении  родов  (в  случае  направления  ребенка  из
родильного дома); карту психоневрологического прогнозирования;
      документ об образовании;
      документы  о  родителях  или   лицах,   их   заменяющих   (копия
свидетельства  о  смерти, приговор или решение суда, справка о болезни
или розыске родителей и другие  документы,  подтверждающие  отсутствие
родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
      справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
      опись имущества, оставшегося после родителей и сведения о лицах,
отвечающих за их сохранность;
      решение местных органов власти о закреплении  жилой  площади  за
несовершеннолетними;
      пенсионную книжку на детей,  получающих  пенсию,  копию  решения
суда о взыскании алиментов.
      2.7. Документы на каждого ребенка, принимаемого  в  детский  дом
семейного   типа,  передаются  из  дома  ребенка,  детского  дома  или
школы-интерната, а также приемников-распределителей в семью.
      2.8. Комплектование  детского  дома  семейного  типа  происходит
постепенно,  в  течение 1 года, под контролем и при помощи комиссии по
отбору  родителей-воспитателей  и  опекунов,  создаваемой  по  решению
местных  органов власти. В семьи, где нет кровнорожденных детей, прием
детей свыше пяти человек может проходить не ранее  чем  через  2  года
после приема пятого ребенка.

                       3. Родители-воспитатели                        

      3.1.  Родителями-воспитателями   могут   быть   совершеннолетние
граждане,   за  исключением  лиц,  находящихся  в  кровном  родстве  с
принимаемыми на воспитание детьми, а также лишенных родительских прав,
признанных  в  установленном  порядке  недееспособными или ограниченно
дееспособными.
      3.2. Отбор родителей-воспитателей  осуществляется  комиссией  по
отбору  родителей-воспитателей  и  опекунов.  В состав комиссии входят
специалисты:   психолог,   педагоги,   юристы,   педиатр,    терапевт,
дефектолог.
      3.3.  Используя  специальные  методы   психолого-педагогического
исследования, комиссия дает рекомендации по каждой кандидатуре.
      3.4. При рассмотрении кандидатур предпочтение  отдается  семьям,
добросовестно выполняющим свои обязанности.
      3.5. Утверждение кандидатур  родителей-воспитателей  оформляется
решением глав администраций городов и районов.
      3.6. Вопрос об ограничении по возрасту,  образованию,  семейному
положению  кандидатов  решается  исполкомом  в индивидуальном порядке,
основываясь на рекомендациях комиссии.
      3.7.   Родители-воспитатели   могут   рекомендоваться    советом
трудового коллектива и советом или администрацией учреждения народного
образования, где учатся или воспитываются их дети.
      3.8. Родители-воспитатели обязаны воспитывать детей,  заботиться
об  их  нравственном  и  физическом развитии и обучении, готовить их к
общественно полезному труду.
      Права   родителей-воспитателей   не   могут   осуществляться   в
противоречии с интересами детей.
      3.9. Родители-воспитатели являются представителями воспитанников
и  осуществляют  защиту  их  прав  и интересов и несут ответственность
перед обществом и законом.
      По достижении совершеннолетия родителям-воспитателям  необходимо
определить  дальнейшую  судьбу  детей,  помочь  им  в трудоустройстве,
продолжении обучения, обеспечении жильем.
      3.10.  Родители-воспитатели   должны   способствовать   контакту
ребенка  с  родителями и воссоединению с ними, в случае восстановления
их в родительских правах, освобождения из мест  лишения  свободы  и  в
других случаях, не противоречащих интересам ребенка. Возвращение детей
в семью родителей  осуществляется  в  установленном  законодательством
порядке.
      3.11. В случае, если родители или ближайшие родственники ребенка
в  течение  года  не  проявляют интереса к его судьбе или препятствуют
созданию  нормальной  атмосферы  в  детском   доме   семейного   типа,
родители-воспитатели не обязаны предоставлять им свидания с детьми.

               4. Социальное и материальное обеспечение               

      4.1. На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
переданных    под    опеку    (попечительство)    в   семьи   граждан,
устанавливаются   нормы   материального    обеспечения    и    льготы,
установленные  постановлением Правительства Российской Федерации от 20
июня  1992  г.  N  409  "О  неотложных  мерах  по  социальной   защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
      Средства  на  хозяйственное  обслуживание   зданий,   отопление,
освещение,   текущий   ремонт   жилья,  оплату  услуг  связи,  бытовое
обслуживание выделяются по нормам и  тарифам,  действующим  на  данной
территории,   согласно   заключенным   договорам   органами  народного
образования.
      4.2. Воспитанникам детских домов семейного типа после  окончания
школы,   профессиональных,   средних   специальных  и  высших  учебных
заведений при их трудоустройстве  выделяется  единовременное  денежное
пособие   в   сумме   двух   минимальных   размеров  оплаты  труда,  и
перечисляется на лицевой счет, открытый в сберегательном банке на  имя
воспитанника.
      4.3.  Родителям-воспитателям  детских   домов   семейного   типа
выплачивается   денежное  содержание  в  размере  максимальной  ставки
воспитателя детского дома (независимо от образования и  стажа  работы)
за  воспитание  5  детей,  переданных  на  воспитание  в  детский  дом
семейного типа; за каждого ребенка,  взятого  на  воспитание  сверх  5
детей выплачивается 20% от основной ставки.
      При наличии 5 и более приемных детей  в  семейном  детском  доме
вводится  должность  отца-воспитателя с окладом в размере максимальной
ставки воспитателя детского дома (независимо от  образования  и  стажа
работы).
      4.4. Родители-воспитатели  ведут  учет  расходов  по  простейшим
формам  учета  в  виде  записей по приходу и расходу средств. Отчет об
израсходованных средствах в пределах общих ассигнований представляется
2  раза  в год в органы народного образования. Сэкономленные в течение
года средства изъятию не подлежат, могут  быть  перечислены  на  счета
детей.
      Целевые   перечисления    общественных    и    благотворительных
организаций  должны  быть  использованы  по назначению. По возможности
родители-воспитатели имеют право равномерно  вкладывать  средства  на,
открытие  счета  детей  в  Сбербанке  (кровнорожденные и приемные). Их
счета должны быть неприкосновенными до их совершеннолетия.
      При необходимости денежных  средств  расходы  с  лицевых  счетов
детей могут производиться с разрешения органов опеки и попечительства,
      4.5.  Родителям-воспитателям,  не  имеющим  необходимого  жилого
помещения   для   организации   детского   дома  семейного  типа,  оно
предоставляется по установленным нормам (включая родных детей).
      В   случае,   если   родители-воспитатели   отказываются    либо
отстраняются  от  принятых  обязательств по воспитанию детей в детском
доме семейного типа, они лишаются предоставленного им в связи  с  этим
жилого  помещения  и  возвращаются на ранее занимаемую или равноценную
площадь. Индивидуально построенный жилой дом  для  семейного  детского
дома находится на балансе отдела народного образования.
      4.6.  Безвозмездно  переданные  основные  средства  должны  быть
оприходованы в установленном порядке.
      4.7. По достижении детьми-сиротами  и  детьми,  оставшимися  без
попечения  родителей,  18-летнего  возраста  они  обеспечиваются жилой
площадью  в  порядке,  предусмотренном  постановлением   Правительства
Республики  Татарстан  от  20  октября 1987 г. N 439, если им не может
быть возвращено жилое помещение, которое они занимали до помещения  их
в  детский  дом  семейного  типа,  либо  при  отсутствии такого жилого
помещения.
      4.8. Главы администраций городов и районов принимают  решения  о
прикреплении  детских домов, семейного типа для приобретения продуктов
питания к базовым  школьным  столовым  или  непосредственно  к  базам,
снабжающим учреждения народного образования.
      4.9. Приобретение одежды, мебели, мягкого  инвентаря,  предметов
личной  гигиены,  хозяйственных товаров, игрушек и т.д. осуществляется
родителями-воспитателями по перечислению или  за  наличный  расчет,  а
также через базы, обслуживающие учреждения народного образования.
      4.10. Возникающие вопросы материального и жилищного обеспечения,
не   оговоренные   настоящим   Типовым  положением,  решаются  главами
администраций городов и районов, Детским фондом  Республики  Татарстан
по представлению попечительских советов.
      4.11. По окончании работы в  качестве  родителей-воспитателей  в
связи   с   выходом   на   пенсию,   другими  уважительными  причинами
родителям-воспитателям  предоставляется   благоустроенное   жилье   по
нормам,  установленным для данной территории, если жилое помещение, из
которого они выбыли  в  связи  с  окончанием  работы  в  детском  доме
семейного  типа,  предоставлено  другим  гражданам  или вселение в это
помещение невозможно по иным причинам.
      4.12.      В      случае      недобросовестного       выполнения
родителями-воспитателями своих обязанностей, изменений семейно-бытовых
условий родителей-воспитателей решением  местных  органов  власти  они
отстраняются от воспитания детей, дети передаются в резервную семью.
      4.13.  Жилищные,  имущественные,  финансовые  вопросы   решаются
главами  администраций  городов  и  районов  по согласованию с Детским
фондом Республики Татарстан.
      Спорные  вопросы  решаются  в  установленном   законодательством
порядке.


Информация по документу
Читайте также