Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.1993 № 759Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 1993 г. N 759 "О стратегии внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан и механизме ее реализации" В целях повышения эффективности внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Одобрить разработанную Министерством внешних экономических связей Республики Татарстан Концепцию внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан на период до 2000 года и механизм ее реализации (прилагается). 2. Утвердить план мероприятий по реализации основных положений Концепции согласно приложению. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Муратова Р.Ф. и Министерство внешних экономических связей Республики Татарстан (т. Арсланов Ш.Р.). Премьер-министр Республики Татарстан М.Г.Сабиров Начальник Секретариата Кабинета Министров Республики Татарстан М.Г.Мингазов Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан на период до 2000 года и механизм ее реализации (одобрена постановлением КМ РТ от 31 декабря 1993 г. N 759) Введение Необходимость наполнения государственного суверенитета Республики Татарстан реальным экономическим содержанием, помимо других мер, требует определения цели, задач и приоритетов внешнеэкономической политики, основных направлений и средств ее эффективной реализации. Именно этим в первую очередь определяется потребность в разработке концепции внешнеэкономической деятельности и механизма ее осуществления. Такая концепция по необходимости должна быть согласована с другими документами программного и нормативного характера и прежде всего с "Концепцией структурных изменений в экономике Республики Татарстан в соответствии с принятой Конституцией" и Программой государственной поддержки предпринимательства. Увеличение в республике числа субъектов внешнеэкономических отношений ставит вместе с тем проблему координации их деятельности, государственной поддержки, согласования интересов отдельных участников этой деятельности с интересами республики, ее населения в целом. Такая координация и согласование возможны лишь в рамках концептуально оформленной внешнеэкономической политики. Конкретная реализация некоторых принципиальных положений данной концепции предполагает разработку на ближайшую и среднесрочную перспективу ряда целевых программ (по стимулированию промышленного экспорта, привлечению к использованию иностранных инвестиций, правовому обеспечению внешнеэкономической деятельности, подготовке и повышению квалификации кадров для внешнеэкономической деятельности и др.). Предлагаемая концепция разработана сотрудниками Министерства внешних экономических связей Республики Татарстан, апробирована группой экспертов из числа ученых и специалистов, представляющих вузы, научные учреждения, государственные и коммерческие структуры Республики Татарстан, а также прошла экспертизу в Государственном комитете Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, Государственном комитете Республики Татарстан по статистике, Академии наук Республики Татарстан, Торгово-промышленной палате Республики Татарстан, Академии рыночного хозяйства, Ассоциации госпредприятий Республики Татарстан. 1. Цель и основные задачи внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан Цель внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан состоит в том, чтобы путем развития всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья и постепенного подключения к международному разделению труда содействовать становлению в республике социально ориентировонной рыночной экономики и удовлетворению на этой основе материальных и духовных потребностей многонационального народа Татарстана. Указанная цель определяет основные задачи внешнеэкономической политики Республики Татарстан. К ним относятся: - увеличение с помощью внешнеэкономических средств хозяйственного потенциала Республики Татарстан, повышение степени конкурентоспособности ее экономики за счет специализации на производстве наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых товаров и услуг; - содействие инвестиционным программам и структурной перестройке экономики республики, в том числе за счет широкого привлечения иностранных инвестиций для реализации производственных и научно-исследовательских проектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение; - насыщение внутреннего рынка товарами и услугами; - развитие научно-технического сотрудничества, производственной кооперации, инжиниринга, лизинга, других форм связи с зарубежными партнерами; - пополнение валютных ресурсов республики за счет различных видов внешнеэкономической деятельности; - содействие развитию экспортоориентированного и импортозамещающего производства; - формирование структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса товаров с высокой степенью обработки, а также услуг; - поддержка продвижения товаров и услуг, производимых предприятиями и организациями Республики Татарстан, на внешние рынки; - оптимизация объема импорта и структуры импорта с учетом необходимости экономного расходования валютных средств; - обеспечение экономической безопасности Республики Татарстан. 2. Общие условия внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан Внешнеэкономическая деятельность планируется и осуществляется под воздействием целой совокупности внутренних и внешних факторов. В Республике Татарстан эта деятельность определяется прежде всего наличием достаточно высокого экономического потенциала, значительных природных ресурсов (в первую очередь энергоносителей), а также квалифицированных научно-исследовательских и научно-производственных кадров. В республике сформирован довольно мощный химический и нефтехимический комплекс с потенциально устойчивым рынком сбыта, сосредоточен широкий спектр отраслей машиностроения, имеющих немалые возможности для подключения к сфере международных экономических отношений. Социально-политическая обстановка в Татарстане отличается стабильностью, межэтнические отношения развиваются в нормальном русле, что создает благоприятные условия для экономического сотрудничества республики с государствами ближнего и дальнего зарубежья. Вместе с тем имеется ряд обстоятельств негативного порядка, создающие определенные трудности для внешнеэкономической деятельности. Так, при общей стабильности в Татарстане следует учитывать, что зарубежная общественность, деловые круги и прежде всего потенциальные иностранные инвесторы могут оценивать ситуацию в республиках через призму общей нестабильности в Российской Федерации. Находясь с Россией в едином экономическом и рублевом пространстве, Республика Татарстан не может не испытывать кризисных процессов, поразивших российскую экономику и финансы (разрушение хозяйственных связей, массовые неплатежи, недостаток кредитных ресурсов, падение производства и жизненного уровня населения, высокий уровень инфляции и т.п.). Сотрудничая с федеральными органами власти, Татарстан должен учитывать специфику ее экономики, социальной и этнической структуры и отношений, политической ситуации внутри республики, и находить собственные решения возникающих проблем, не всегда совпадающие с мнением федеральных властей. Все основные общественные процессы как в Татарстане, так и в России в целом носят переходный характер. Неустойчивая природа переходных процессов вообще, сопряженная с ошибками в подготовке и принятии политико-управленческих решений, пробелы в правовом регулировании, нестабильность нормативных актов и нередкое нарушение их препятствует налаживанию нормальных, устойчивых, взаимовыгодных для партнеров внешнеэкономических связей. При разработке внешнеэкономической политики Республики Татарстан наряду с явлениями и процессами общероссийского масштаба необходимо учитывать и ряд специфических условий, вытекающих из особенности экономики самой Республики Татарстан. К ним относятся перегруженность народного хозяйства производством средств производства, преобладание крупных и сверхкрупных предприятий, занимающих подчас монопольное положение в производстве и сбыте товаров и услуг, непропорционально высокий удельный вес предприятий военно-промышленного комплекса и некоторые другие. Намеченная структурная перестройка экономики и активизация внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан, испытывая воздействие указанных факторов, одновременно способны сыграть существенную роль в нейтрализации и постепенном преодолении их негативного влияния. В своей внешнеэкономической деятельности Республика Татарстан должна учитывать и совокупность внешних политических факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность этой деятельности. Важнейшим из них является российский фактор. Географически Татарстан отделен от государств ближнего и дальнего зарубежья. Любые контакты республики с иностранными партнерами проходят через территорию России. Народное хозяйство Республики глубоко интегрировано в общероссийскую экономику. В руках федеральных властей находятся основные полномочия в области таможенного, валютного, бюджетно-финансового регулирования, организации банковской системы. Планируя свои внешнеэкономические акции, Республика Татарстан вынуждена считаться также с фактом отсутствия международноправого признания ее со стороны иностранных государств и международных организаций, что практически лишает республику дипломатических средств проведения самостоятельной внешнеэкономической политики. Без международноправового признания трудно рассчитывать на внешнеэкономическое сотрудничество на межгосударственном уровне. По-видимому, в ближайшей перспективе Республика Татарстан реально может рассчитывать на внешнеэкономическое сотрудничество главным образом на двух уровнях - с субъектами зарубежных федераций (штатами, землями, кантонами, провинциями) и государственными, частными и смешанными фирмами, банками и другими организациями. В настоящее время единственно рациональным, а потому приемлемым, средством наполнения суверенитета Республики Татарстан реальным внешнеэкономическим содержанием, признания за республикой широких полномочий для самостоятельного выхода в сферу международных экономических отношений остается путь договоренностей с российскими федеральными властями и заключение соглашений, имеющих принципиальное значение для внешнеэкономических связей республики - соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий в области внешнеэкономической деятельности, о бюджетном и валютном регулировании. 3. Основные направления и приоритеты внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан Внешнеэкономическая деятельность Республики Татарстан распадается на ряд основных направлений, которые сами по себе являются традиционными для любого государства. Однако в содержании деятельности по этим направлениям республика определяет свои задачи и приоритеты, механизм их реализации, исходя из собственных потребностей и реальных возможностей для их удовлетворения. 3.1. Развитие внешней торговли В данной сфере перед Республикой Татарстан стоят прежде всего задачи реально определить свой экспортный потенциал в натуральном и стоимостном выражении, выявить приоритетные направления в экспорте товаров и услуг, оптимизировать объем и структуру экспорта, разработать комплекс мер по стимулированию производства и вывоза за рубеж конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг. Основными приоритетами в области экспорта являются: постепенное изменение его структуры за счет снижения удельного веса сырья и энергоносителей, увеличения доли готовой продукции; обеспечение выполнения договорных обязательств по поставкам товаров на экспорт и увеличение объемов традиционного экспорта; расширение номенклатуры экспортных товаров и услуг; усиление конкурентоспособности производимой в Республике продукции, повышение качества и снижение себестоимости товаров и услуг, предназначенных для экспорта. Подключение Республики Татарстан к международному разделению труда, вхождение ее в систему внешнеэкономических связей требуют специализации экономики республики и соответственно нахождения ее собственной ниши в мировом хозяйстве. В сложившихся условиях наиболее перспективной является специализация Татарстана по следующим направлениям: - добыча и глубокая переработка нефти, для чего потребуется финансирование в крупных масштабах производства, научных исследований, приобретения за рубежом ноу-хау и новейших технологий добычи и переработки нефти, развития нефтеперерабатывающего комплекса, социальных программ нефтяных регионов, мер по охране окружающей среды. Основными источниками такого финансирования могут стать часть экспортной выручки от продажи нефти и нефтепродуктов и иностранные инвестиции; - производство и экспорт высокотехнологического, пользующегося устойчивым спросом на мировом рынке оружия и боеприпасов, а также новых оборонных технологий, учитывая при этом военно-политические интересы Российской Федерации. Возможность продажи в установленном порядке вооружений предприятиями ВПК Татарстана предусмотрена в ст. 9 Соглашения о взаимном делегировании предметов ведения и полномочий в оборонных отраслях промышленности, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан. Тем самым те предприятия военнопромышленного комплекса, основная продукция которых является конкурентоспособной на рынке вооружений, должны оставаться отраслью, зарабатывающей валюту. Вырученные от продажи военной продукции средства целесообразно использовать на НИОКР и совершенствование производства на предприятиях ВПК, выпускающих экспортную продукцию; решение социально-экономических проблем трудовых коллективов, занятых на этих предприятиях; инвестиции в конверсионные программы, приобретение наукоемких технологий, использование которых, в свою очередь, позволило бы увеличить номенклатуру и объем экспорта. В целях стимулирования производства и экспорта указанной продукции необходимо обеспечить выделение кредитов для закупки той ее части, которая предназначена для поставок в платежеспособные страны; - кооперирование машиностроительных предприятий республики с зарубежными фирмами в целях изготовления оборудования или его отдельных элементов по заказам и чертежам инофирм, производство республиканскими предприятиями технологического оборудования и машиностроительной продукции потребительского назначения, которые отвечают мировым стандартам. Предприятия машиностроительного комплекса Татарстана, имеющим значительный станочный парк, могли бы участвовать во внешнеэкономических связях и путем лизинга оборудования; - научно-технические разработки, ноу-хау, которые могли бы поставлять научно-исследовательские институты, вузы, лаборатории, научно-производственные объединения и другие предприятия республики, учитывая ее значительный научно-технический потенциал. Кроме того, научные центры республики могли бы проводить фундаментальные и прикладные исследования по заказам инофирм. В идеале следует добиваться того, чтобы экспортное производство стало неотъемлемой частью работы отечественных предприятий. В нынешних же условиях мотивация активности участников внешнеэкономической деятельности в области экспорта товаров и услуг будет во многом зависеть от тех стимулов, которые предложит Правительство Республики Татарстан. В настоящее время актуальной является разработка Программы стимулирования экспорта из Республики Татарстан. В этой Программе представляется необходимым предусмотреть льготное налогообложение для предприятий и организаций в части экспортных товаров и услуг, причем поставить величину налоговых льгот в зависимость от степени переработки экспортной продукции; поощрение предприятий, впервые сумевших наладить экспорт продукции, прежние аналоги которой на имели сбыта за рубежом; поддержку государством, в том числе за счет государственных закупок и субсидий тех предприятий, которые выпускают наукоемкую, ресурсосберегающую, экологически чистую продукцию, по своим параметрам соответствующую или превосходящую международные стандарты, стимулируя обновление основных фондов производителей сложной, наукоемкой продукции и товаров с высокой степенью переработки. В эту же программу целесообразно также включить положения о льготном кредитовании экспортеров, оговорив прямую зависимость предоставляемых кредитных ресурсов от объема экспорта; о страховании от коммерческих и некоммерческих рисков и залоговом фонде; об информационно-консалтинговом обслуживании предприятий и организаций, экспортирующих товары и услуги. В целях повышения экспортного потенциала республики следует пойти по пути создания на базе акционируемых предприятий, которые выпускают либо готовы в короткие сроки освоить выпуск конкурентоспособной наукоемкой экспортной продукции, финансово-промышленных групп. Такие группы включают технологически объединенные вертикальной кооперацией производства предприятия, научно-исследовательские организации, специализированные внешнеторговые фирмы и торговые дома, банки и инвестиционные фонды, связанные с промышленными предприятиями через долевое владение собственностью. Все эти участники промышленно-финансовых групп в совокупности могут обеспечить устойчивость воспроизводства технологических комплексов по производству технически сложной конечной продукции, экспортную ориентацию и профессиональную работу на мировых рынках. Управление промышленно-финансовыми группами целесообразно осуществлять через холдинги. В число мер, направленных на увеличение экспортного потенциала Республики Татарстан, целесообразно включить также формирование в республике системы сертификации продукции предприятий и организаций и производств по ее изготовлению в соответствии с международными стандартами и контроля за качеством экспортной продукции. Среди разнообразных услуг, которые могут оказывать предприятия республики, заметное место занимает такой вид деятельности, как обслуживание международного туризма. При надлежащей организации этот вид услуг дает значительные валютные поступления. Татарстан занимает выгодное географическое положение. Наличие Волги как привлекательного туристического объекта, историко-культурных памятников в Казани, Свияжске, Великих Болгарах, Билярске, создании в ближайшем будущем международного аэропорта в Казани и перспектива строительства проходящей через территорию республики трансконтинентальной автомагистрали "Европа-Азия" создает возможность для превращения Татарстана в одну из зон, по которой проходят популярные маршруты международного туризма. Для развития в республике данной формы услуг необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающий коренное обновление республиканской инфраструктуры туризма, реконструкцию архитектурных памятников и историко-культурных заповедников, составление разнообразных программ пребывания иностранных туристов на земле Татарстана и резкое улучшение качества их обслуживания, подготовку квалифицированных кадров для этой отрасли хозяйства. К реализации указанного комплекса мероприятий следует привлечь как государственные, так и коммерческие структуры. Значительное место во внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан занимают импортные операции. Их роль в экономическом развитии не поддается однозначной оценке. Более дешевая импортная продукция позволяет во многих случаях снижать издержки производства, ограничивать инфляцию. С другой стороны, конкуренция импортной продукции из позитивного фактора легко перерастает в силу, способную оказать разрушающее воздействие на национально-хозяйственный комплекс, подорвать перспективы дальнейшего развития отечественных производителей. Обе возможности ставят перед Татарстаном задачу формирования и осуществления весьма взвешенной политики в области импорта. Для республики, обладающей скромными валютными ресурсами, чрезвычайно важно определить действительные экономически и социально обоснованные импортные потребности; исходя из того, оптимизировать объем и структуру импорта, имея в виду наиболее экономичное расходование валютных средств; стимулировать развитие в разумных пределах импортозаменяющего производства, направляя часть бюджетных валютных средств на приобретение технологий и оборудования для производства импортируемых в настоящее время товаров. Приоритетом в данной области является постепенная переориентация основной части импорта на расширение экспортных возможностей Татарстана за счет ввоза новейшей техники и высоких технологий, ноу-хау, приглашения наиболее квалифицированных специалистов и ученых. Для насыщения внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами необходимо сделать большой упор на импортные закупки частного сектора, что позволит одновременно экономить государственные валютные средства для реализации других проектов. В то же время в политике республики в области импорта могут присутствовать элементы протекционизма по отношению к предприятиям и предпринимателям Республики Татарстан, если неконтролируемые цены на импортные товары и услуги грозят свертыванием отечественного производства. Решение актуальных задач в области экспортно-импортных операций может быть облегчено при условии создания свободных экономических зон. Следует по примеру других регионов разработать и принять пакет нормативных документов, которые законодательно закрепят статус СЭЗ и тех иностранных инвесторов, которые будут иметь там свои предприятия. В повышении эффективности деятельности по экспорту и импорту большое значение приобретает нахождение неординарных способов организации грузопотоков из Республики Татарстан и обратно. В этой связи к числу важных задач относится формирование собственного флота, состоящего из нефтеналивных судов, способных осуществлять прямые перевозки нефтепродуктов из Татарстана на мировые рынки, и большегрузных сухогрузов для эксплуатации и тех, и других в условиях "река-море". Исходя из своего геополитического положения, Республика Татарстан будет вынуждена расширять географию регулярных пассажирских и грузовых международных авиарейсов после изучения спросов и расчетов экономической эффективности, а также развивать международные автомобильные перевозки, особенно с учетом перспективы строительства трансконтинентальной автомагистрали "Европа-Азия". 3.2. Привлечение иностранных инвестиций и зарубежная инвестиционная деятельность К числу важнейших направлений внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан относится привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Их эффективное использование должно способствовать решению таких задач, как подключение новых источников финансирования модернизации экономики и социальной инфраструктуры при одновременной экономии валютных ресурсов республики; трансферт технологии, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; насыщение внутреннего рынка товаров и услуг; развитие экспортоориентированных и импортозаменяющих производств; реализация конверсионных и других особо важных для республики проектов; создание новой структуры собственности и усиление рыночных элементов поведения хозяйствующих субъектов; стимулирование конкуренции на внутреннем рынке и преодоление монополизма; увеличение занятости; обучение кадров рабочих, специалистов и управленцев, приобщение их к нормам высокой культуры производства и труда; выход Республики на зарубежные рынки и постепенная адаптация ее экономики к мирохозяйственной системе. В интересах наращивания своего экономического потенциала и развития социальной инфраструктуры Республика Татарстан будет поощрять прямые инвестиции в форме создания на ее территории новых, принадлежащих иностранным физическим и юридическим лицам предприятий по производству конкурентоспособных на внешнем рынке товаров и услуг, включая строительство производственных филиалов иностранных компаний; организации совместных татарстанскоиностранных предприятий; продажи иностранным инвесторам предприятий и объектов незавершенного строительства; участия зарубежных инвесторов на равных условиях с отечественными инвесторами в процессе разгосударствления и приватизации собственности. Республика испытывает и, по крайней мере, в ближайшей перспективе будет продолжать испытывать большую потребность в инвестиционных кредитах для финансирования производственных и исследовательских проектов крупного народохозяйственного значения. Очевидно, в ближайшей перспективе не следует ожидать сколько-нибудь значительного притока в республику иностранных государственных инвестиций или инвестиций международных организаций, поскольку они органически связаны с международноправовым признанием государствареципиента. Однако остается открытой перспектива привлечения частного и смешанного капитала. Приоритетные сферы для иностранных инвестиций определяются исходя из наличия природных ресурсов, хозяйственного потенциала и первоочередных социально-экономических потребностей Республики Татарстан. В нынешних условиях для инвестиционной политики Республики Татарстан приоритетными сферами являются агропромышленный, топливноэнергетический, военно-промышленный комплексы, а также жилищное и социально-культурное строительство. Политика Республики Татарстан будет основываться на системе преференций для иностранных инвестиций прежде всего в указанные приоритетные сферы и определяемые Правительством регионы республики. При этом предпочтение будет отдаваться инвесторам, имеющим опыт работы в соответствующих отраслях производства и услуг, знание рынка, достаточные финансовые ресурсы, опыт управления предприятиями в различных частях мира и способным продвинуть производимые товары и услуги на международные рынки. Меры стимулирования будут применяться в первую очередь в отношении иностранных инвестиций, осуществляемых на компенсационной основе. Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо создать в республике благоприятный инвестиционный климат. При наличии в Татарстане некоторых составляющих такого климата (политической стабильности, относительно высокого экономического потенциала, квалифицированного научно-производственного персонала, некоторых видов сырья, емкого внутреннего рынка) актуальными остаются следующие задачи: - создание адекватной нынешним условиям переходного периода правовой базы инвестиционного процесса, включающей признание за иностранными гражданами и юридическими лицами, совместными предприятиями, международными объединениями и организациями права собственности на земельные участки; упрощение процедуры регистрации предприятий с иностранными инвестициями; льготное налогообложение; гарантии возврата капитала и репатриации прибыли; страхование от некоммерческих рисков; использование залоговых форм привлечения иностранных инвестиций; создание условий, стимулирующих реинвестиции; - формирование отвечающей международным стандартам бизнесинфраструктуры - от удобных офисов, комфортабельных гостиниц и ресторанов до транспорта и современных средств связи; - разработка механизма государственных гарантий, которые Татарстан может предоставлять зарубежным инвесторам под особо значимые для республики инвестиционные проекты, отработка механизма предоставления банковских гарантий. С целью привлечения иностранных инвесторов и заключения соответствующих контрактов следует предварительно осуществлять экспертный отбор наиболее интересных и перспективных с точки зрения социально-экономического развития Республики и повышения жизненного уровня ее населения проектов,выдвигаемых предприятиями всех форм собственности, а также научно-исследовательскими институтами и вузами. Следуя сложившейся международной практике, представляется необходимым создать в Республике Татарстан специальный межведомственный орган по иностранным инвестициям либо на первое время отдела в Министерстве внешних экономических связей Республики Татарстан. На подобный орган целесообразно возложить такие функции, как координация деятельности по привлечению иностранных инвестиций в экономику и другие сферы жизни Республики Татарстан; разработка Программы привлечения и использования иностранных инвестиций; подготовка предложений по созданию и в последующем обновлению правовой базы иностранного инвестирования; сбор информации об инвестиционных проектах в Республике Татарстан и возможных иностранных инвесторах; правовая защита иностранных инвестиций путем подготовки соглашений с зарубежными участниками внешнеэкономической деятельности о страховании иностранных инвестиций; определение мер по защите отечественных технологий и авторских прав в процессе привлечения иностранного капитала; составление для Правительства республики периодических аналитических обзоров о деятельности предприятий с иностранными инвестициями. В целях регулирования иностранных инвестиций в соответствии с общепринятыми нормами Республика Татарстан заинтересована в установлении тесных контактов с Международным агентством по страхованию капиталовложений; Международным центром по разрешению споров, связанных с инвестициями; Корпорацией частных иностранных инвестиций. Особое место в сфере внешнеэкономических связей Республики Татарстан занимает зарубежная инвестиционная деятельность. В предстоящие годы она вряд ли получит большое развитие главным образом из-за дефицита валютных средств. Однако сама задача постепенного развертывания этого вида деятельности с повестки дня не снимается. С учетом своих возможностей республика намерена создавать или приобретать предприятия в странах традиционного производства товаров, импортируемых Татарстаном. Это касается в первую очередь импортируемых продовольственных товаров, производство которых нерентабельно в самой республике. Создание либо приобретение предприятия в странах традиционного производства этих товаров позволит сократить расходы на их импорт. Другим каналом капиталовложений за рубеж может стать создание и наращивание сервисной структуры, призванной гарантировать по западным стандартам обслуживание, ремонт и эксплуатацию поставляемой Татарстаном техники. Будучи заинтересованной в широкой интервенции производимых товаров и услуг на внешние рынки, республика должна оказать реальную поддержку отечественным предпринимателям в их деятельности за рубежом. В перспективе заслуживает изучения и обсуждения возможность инвестирования капитала Татарстана (как частных, так и государственных) в транснациональные компании, функционирующие в странах ближнего и дальнего зарубежья. 3.3. Валютное и таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности Система валютного регулирования Республики Татарстан в настоящее время не может отличаться от российской, поскольку на ее территории действует Закон Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, принятый в 1992 г., а соглашение между правительствами Татарстана и России о разграничении предметов ведения и полномочий в области валютного регулирования не заключено. Поэтому республика может регулировать лишь движение принадлежащих ей средств. В нынешних условиях комплекс задач, стоящих в области валютного регулирования, предстает в виде формирования практики прозрачной и честной финансовой отчетности, своевременной уплаты налогов участниками внешнеэкономической деятельности; полной репатриации экспортной выручки и других валютных доходов при сосредоточении поступлений валютных средств за экспорт нефти на едином счете(счетах) Правительства Татарстана; экономически и социально обоснованных закупок потребительских товаров; дальнейшего расширения экспортных возможностей республики за счет увеличения части валютных затрат на развитие экспортоориентированных производств; экономии в перспективе валютных средств благодаря расходованию части экспортной выручки на развитие импортозаменяющего производства. Одной из важных мер повышения эффективности внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан может стать разработка сбалансированной и обязательной к исполнению программы валютных расходов, одобренной Валютно-экономическим советом Республики Татарстан. Оплату контрактов, предусмотренной этой Программой, предлагается осуществлять только после экспертизы в Министерстве внешних экономических связей Республики Татарстан. Общей с Российской Федерацией является и система таможенного регулирования в Республике Татарстан. Сохранение единой таможенной службы, единых таможенных тарифов, системы таможенных пошлин, налогов и иных сборов предусмотрено Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан об урегулировании отношений в вопросах таможенного дела. Для республики наиболее существенными задачами в данной области является обеспечение поступлений в бюджет Татарстана в виде таможенных пошлин, содействие осуществлению валютного контроля за своевременной и полной репатриацией платежей за экспортируемые товары, а также организация таможенной статистики на основе обобщения машинообработанной информации, содержащейся в грузовых таможенных декларациях. Переход к формированию таможенной статистики и создание на ее базе автоматизированной системы позволят: - сформулировать надежно просчитанные на перспективу оценки экспортных возможностей и импортных потребностей республики; - определить степень профессионализма в использовании субъектами внешнеэкономических связей Республики Татарстан конъюнктуры товарных рынков не только по традиционным для республики экспортируемым товарам, но и по товарам так называемого "критического импорта", без ввоза которых пока невозможен целый ряд производств, особенно в легкой и пищевой промышленности; - ориентироваться в степени приближенности внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан к мировым ценам как по экспортным, так и по импортным операциям; - принимать управленческие решения, ориентированные на развитие и укрепление экспортного потенциала республики в плане стимулирования экспорта товаров с высокой степенью переработки и развития импортозаменяющих производств; - иметь реальную картину значимости вклада отдельных предприятий и организаций республики в ее экспорт и рациональное освоение закупок по импорту. 4. Правовое, информационное и организационное обеспечение внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан 4.1. Создание правовой базы Реализация задач внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан предполагает создание и совершенствование соответствующей правовой базы. Работа по ее формированию осуществляется по двум направлениям. Одно из них определяется необходимостью заложить нормативно-правовые основы внешнеэкономической деятельности, руководствуясь новой Конституцией Республики Татарстан и соглашениями, заключенными между правительствами Республики Татарстан и Российской Федерации. В настоящее время внешнеэкономическая деятельность субъектов, находящихся под юрисдикцией Республики Татарстан, регулируется законами Российской Федерации "Об иностранных инвестициях", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О таможенном тарифе", Таможенным кодексом Российской Федерации и другими российскими нормативными актами. Кроме того, некоторые вопросы, относящиеся к этой деятельности, получили отражение в законах Республики Татарстан, в указах Президента Республики Татарстан и регламентируются в ряде постановлений Правительства Республики Татарстан. Последними определяются, в частности, регистрация совместных предприятий и представительств инофирм, порядок лицензирования и квотирования экспорта и импорта на территории Республики Татарстан. Активизация внешнеэкономических связей республики требует большой законотворческой работы, которая учитывала бы специфику Татарстана и стимулировала бы участие отечественных предприятий и предпринимателей во внешнеэкономической деятельности. При планировании этой работы на первое место ставится принятие законов "Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан и "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан". Немаловажное значение будет иметь, далее, разработка законопроекта о концессиях. В перспективном плане следует рассматривать принятие закона о свободных экономических зонах в Республике Татарстан, а также нормативных актов, определяющих гражданскоправовое положение иностранных физических и юридических лиц, трудовые отношения с их участием, порядок международных перевозок пассажиров и грузов, правовые основы государственной политики в области внешней трудовой эмиграции и ряд других. Второе направление формирования правовой базы внешнеэкономической деятельности - это заключение Республикой Татарстан международных соглашений по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству с другими странами. Соглашения, подписанные с государствами дальнего и ближнего зарубежья, в том числе с Венгерской Республикой, Свободным государством Саксония, Республикой Беларусь, Литовской Республикой, Республикой Узбекистан, Республикой Молдова, составляют договорно-правовую основу внешнеэкономических отношений Республики Татарстан. 4.2. Информационное обеспечение Эффективность внешнеэкономической деятельности в немалой степени зависит от ее информационного обеспечения. Все субъекты, участвующие в экономическом сотрудничестве с зарубежными государствами, нуждаются в оперативной и достоверной информации, относящейся к различным аспектам внешнеэкономических связей. Программа информационного обеспечения должна включать в данном случае три необходимых компонента. Прежде всего это информационная база, содержащая сведения двоякого характера. С одной стороны, она включает данные об участниках внешнеэкономической деятельности, находящихся под юрисдикцией Татарстана (своеобразный реестр отечественных производителей с их бизнес-возможностями и бизнес-предложениями); экспортном потенциале республики; ее импортных потребностях; межправительственных соглашениях, заключенных экспортно-импортных контрактах и других сделках; выданных квотах и лицензиях; имеющихся в республике инвестиционных программах и инвестиционных проектах; валютных ресурсах, поступлениях и расходах валютных средств; законодательстве и других нормативных актах Российской Федерации и Республики Татарстан, регулирующих деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности, а также деятельность иностранных компаний и физических лиц на территории республики и т.п. С другой стороны, информационная база должна содержать сведения о крупнейших зарубежных производителях продукции; об экономическом и финансовом положении реальных и потенциальных партнеров по внешнеэкономическим связям; законодательстве иностранных государств и международно-правовых актах, относящихся к сфере внешнеэкономической деятельности; конъюнктуре мирового рынка; ценах на основных рынках по видам продукции; обменных курсах валют, процентных ставках и т.п. Оперативная и качественная обработка и анализ такого количества информации предполагает создание мощного республиканского информационного банка данных, основанного на международных стандартах накопления и передачи данных. Такую систему целесообразно сформировать при Министерстве внешних экономических связей Республики Татарстан и связать ее при помощи сетевых средств с другими специализированными информационными системами Правительства Республики Татарстан. В этой связи предстоит коренной пересмотр государственной статистики по вопросам внешнеэкономических связей, которая дает крайне ограниченную информацию, касается главным образом экспортноимпортных операций по товарам. В данных Госкомстата Республики Татарстан нет сведений об экспорте-импорте услуг, иностранных инвестициях в экономику Республики Татарстан, зарубежных инвестициях республики, расходовании валютных средств и ряда других. Следовательно, они не дают достаточно точного представления о внешнеэкономической деятельности республики в целом. С учетом этого стоит задача разработки новой системы показателей, дающих всестороннюю, полную и достоверную информацию о внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан. Формирование информационной системы требует определенных затрат, но они окупятся за счет предоставления на коммерческой основе соответствующих информационных услуг участникам внешнеэкономической деятельности, a, главное, обернутся знанием точной картины в мире внешнеэкономических связей. Второй компонент информационного обеспечения участников внешнеэкономической деятельности - это проведение на постоянной основе маркетинговых и конъюнктурных исследований, предоставление по их результатам на коммерческих условиях информационных и консультационных услуг предприятиям, организациям и отдельным предпринимателям. Наконец, третий компонент информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности заключается в широкой презентации Республики Татарстан, ее реальных и потенциальных возможностей в международном сообществе. Цель такой презентации - ознакомление общественности и деловых кругов зарубежных стран с республикой, предоставление иностранным бизнесменам всей необходимой информации о Татарстане - от экономического потенциала до гостиничного сервиса, раскрытие реальных перспектив взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с предприятиями и организациями республики. Слабая, отрывочная и разбросанная информация об этом представляет собой огромное препятствие на пути привлечения в Татарстан иностранных инвестиций, поисков надежных зарубежных партнеров для других форм международного экономического сотрудничества. Исходя из этого Татарстану предстоит разработать Программу презентации в международном сообществе, положив в ее основу участие в выставочной деятельности регионального и континентального масштабов, в ярмарках, семинарах. При этом международные выставки будут рассматриваться как инструмент маркетинга, изучения внешними партнерами рынка Татарстана, а нашими фирмами и предприятиями внешнего рынка. 4.3. Меры организационного обеспечения Наряду с информационным и правовым обеспечение интенсификация и повышение эффективности внешнеэкономической деятельности, требуют осуществления ряда организационно-структурных инноваций. Одной из них было создание при Министерстве внешних экономических связей Республики Татарстан Агентства по развитию международного сотрудничества, призванного, в частности, участвовать в реализации Программы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан и размещению республиканских инвестиций за рубежом; в выработке стратегических мер по обеспечению ускоренного роста экспортного потенциала и эффективности импорта на территории Татарстана; экспертизе инвестиционных проектов; разработке и внедрении новых форм внешнеэкономических связей; создании системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности и др. На очереди - создание ряда других, крайне необходимых структур. Прежде всего принципиально важное значение приобретает привлечение к внешнеэкономической деятельности ряда банков. Для обеспечения их работы на уровне международных стандартов необходимо направить на обучение и стажировки за рубежом группу молодых специалистов, имеющих финансово-экономическое и юридическое образование. Для организации на достаточно высоком уровне информационно-консалтингового обслуживания участников внешнеэкономической деятельности целесообразно организовать республиканский Центр конъюнктурных исследований и международного маркетинга с участием зарубежных научно-исследовательских центров. Учитывая прямую зависимость конкурентоспособности производимых предприятиями Татарстана товаров и услуг от качества, существует потребность в создании республиканского (или межреспубликанского) центра сертификации продукции и производств по ее изготовлению на основе технических условий международных стандартов (Центра международной сертификации). Другой путь создания подобного центра - реорганизация существующих, сходных по функциям учреждений (Центра стандартизации и метрологии). Большие выгоды дает создание свободной таможенной и экспортной зоны близ Казани и Зеленодольска (Центр логистики), работы по строительству которой планируется осуществлять при техническом содействии Европейского сообщества. В целях организационной поддержки внешнеэкономической деятельности, а также обеспечения реализации правительственных программ в перспективе целесообразно создать специализированные внешнеэкономические объединения, например, по экспорту стратегических товаров - нефти и нефтепродуктов, машиностроительной продукции, импорту продукции сельского хозяйства, медицинского оборудования и лекарств. В перспективе следует рассмотреть вопрос об открытии за рубежом сети специализированных торгово-экономических представительств Республики Татарстан. В нынешних условиях наиболее приемлемой формой организации представительств такого рода могло бы стать создание представительств государственной коммерческой структуры Республики Татарстан, например, Агентства по развитию международного сотрудничества на территории государств, с которыми у республики установились наиболее тесные торгово-экономические отношения. Свои представительства могут иметь и отдельные предприятия-экспортеры. Среди мер организационного обеспечения деятельности участников внешнеэкономических связей необходимо выделить формирование системы независимой экспертизы контрактов, соглашений и инвестиционных проектов, осуществляемых за счет республики и (или) под гарантии Правительства Республики Татарстан. Плодотворное внешнеэкономическое сотрудничество невозможно и без создания системы быстрой и надежной международной связи с любым регионом мира. Республика должна будет выделять определенные финансовые ресурсы для такой системы и обеспечивать на коммерческой основе каналами круглосуточной международной связи иностранных и отечественных участников внешнеэкономической деятельности, действующих на территории Республики Татарстан. 5. Подготовка и повышение квалификации кадров для внешнеэкономической деятельности Внешнеэкономическая деятельность, как и всякая иная профессиональная деятельность, требует серьезного кадрового обеспечения. В Татарстане ощущается острый недостаток в специалистах в области международных экономических отношений. До недавнего времени республика, расположенные на ее территории предприятия и организации фактически не имели более или менее самостоятельного выхода на экономические связи с зарубежными государствами, фирмами, банками и т.п. Такого рода связи осуществлялись через посредничество общесоюзных или российских организаций. Соответственно Татарстан не испытывал острой потребности в своих кадрах специалистов в данной области, и они в республике не готовились. Достаточно сказать, что ни одно высшее учебное заведение республики не занималось подготовкой, например, кадров экономистов-международников или специалистов в области международного банковского дела, правового регулирования международных экономических отношений, международного частного права и т.д. Внешнеэкономическая активность Республики Татарстан, вызванная ее стремлением использовать свои права как суверенного государства в международной экономической сфере, поставило в числе первоочередных задач подготовку высококвалифицированных кадров. Недостаток их в настоящее время - одно из самых слабых звеньев в системе внешнеэкономической деятельности. В настоящее время единственным учебным заведением, приступившим с 1993/1994 учебного года к подготовке специалистов в области внешнеэкономической деятельности является Татарско-американский колледж (ТАРК). Однако для Республики Татарстан в силу роста интенсивности внешнеэкономических связей этого недостаточно. В связи с этим необходимо безотлагательно предпринять ряд других мер по подготовке кадрового потенциала внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан. Целесообразно осуществить такие меры по следующим направлениям: - ввести в некоторых вузах специализацию, а возможно, и открыть отделения по подготовке квалифицированных кадров специалистов, способных обеспечить высокий уровень внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан. Такую специализацию или отделения могли бы иметь прежде всего Казанский государственный университет (на экономическом и юридическом факультетах) и Казанский финансово-экономический институт; - создать систему повышения квалификации и переподготовки кадров, участвующих во внешнеэкономической деятельности, в виде постоянно действующих курсов при Министерстве внешних экономических связей Республики Татарстан либо при одном из вузов республики, а также в виде спецотделений (спецфакультетов) в КГУ и (или) КФЭИ для желающих получить второе высшее образование по одной из специальностей, имеющих прямое отношение к внешнеэкономической деятельности. Такое обучение осуществляется на коммерческой основе по направлениям предприятий и организаций; - направлять молодежь на учебу в известные российские центры, готовящие кадры для внешнеэкономической деятельности (прежде всего в Москве), в том числе на коммерческих условиях; - послать несколько человек, отобранных на условиях открытого конкурса, в зарубежные университеты для продолжения учебы по специальностям внешнеэкономического профиля за счет средств, выделяемых целевым назначением Валютно-экономическим советом Республики Татарстан; - добиваться в каждом случае включения в соглашения с иностранными фирмами, банками и другими партнерами по внешнеэкономической деятельности обязательства с их стороны финансировать учебу или стажировку 1-2 человек из Татарстана в стране пребывания фирмы, банка и т.п. Рекомендовать предприятиям с иностранным капиталом периодически направлять своих сотрудников на учебу и стажировки в зарубежные страны за счет средств предприятия; - организовывать за счет различных источников краткосрочные и более продолжительные по времени стажировки сотрудников (в первую очередь молодых и владеющих иностранными языками) Министерства внешних экономических связей Республики Татарстан и других организаций, участвующих во внешнеэкономических отношениях, в зарубежных компаниях, банках, научно-исследовательских центрах и т.п. Настоящая Концепция разработана на переходный период, конечную границу которого сейчас невозможно предсказать. Социально-экономическая и политическая жизнь в Российской Федерации и Татарстане настолько динамична, что неизбежно потребуется вносить коррективы (иногда, возможно, существенные) в содержание концепции. Однако в целом, она может послужить в качестве отправного документа, определяющего основы внешнеэкономической политики Республики Татарстан в нынешних условиях. План мероприятий по реализации основных положений концепции внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан (утв. постановлением КМ РТ от 31 декабря 1993 г. N 759) ----T------------------------------------T-------T-------------------- --- NN¦ Содержание работы ¦ Сроки ¦ Ответственные пп¦ ¦ ¦ за выполнение ----+------------------------------------+-------+-------------------- --- ¦ ¦ ¦ 1.¦Разработать программу стимулирования¦декабрь¦Министерство внешних ¦промышленного экспорта из Республики¦1993 г.¦экономических связей ¦Татарстан в 1994-1995 гг. ¦ ¦Республики Татарстан, ¦ ¦ ¦Госкомэкономика Рес- ¦ ¦ ¦публики Татарстан, ¦ ¦ ¦Минфин Республики Та- ¦ ¦ ¦тарстан ¦ ¦ ¦ 2.¦Разработать программу привлечения и¦январь ¦Госкомэкономика Рес- ¦использования иностранных инвестиций¦1994 г.¦публики Татарстан, ¦в Республике Татарстан ¦ ¦Министерство внешних ¦ ¦ ¦экономических связей ¦ ¦ ¦Республики Татарстан ¦ ¦ ¦ 3.¦Составить план разработки законопро-¦ март ¦Министерство внешних ¦ектов и проектов других нормативных¦1994 г.¦экономических связей ¦актов, регулирующих внешнеэкономи-¦ ¦Республики Татарстан, ¦ческую деятельность Республики Та-¦ ¦Минюст Республики Та- ¦тарстан ¦ ¦тарстан ¦ ¦ ¦ 4.¦Разработать Программу подготовки и¦февраль¦Министерство внешних ¦повышения квалификации кадров для¦1994 г.¦экономических связей ¦внешнеэкономической деятельности ¦ ¦Республики Татарстан, ¦ ¦ ¦Минобразование Рес- ¦ ¦ ¦публики Татарстан, ¦ ¦ ¦Академия наук Респуб- ¦ ¦ ¦лики Татарстан ¦ ¦ ¦ 5.¦Представить Программу информационно-¦январь ¦Госкомстат Республики ¦го обеспечения внешнеэкономической¦1994 г.¦Татарстан, Региональ- ¦деятельности Республики Татарстан ¦ ¦ное таможенное управ- ¦ ¦ ¦ление ¦ ¦ ¦ 6.¦Составить программу участия Респуб-¦февраль¦Министерство внешних ¦лики Татарстан в международных выс-¦1994 г.¦экономических связей ¦тавках, ярмарках, семинарах ¦ ¦Республики Татарстан ¦ ¦ ¦ 7.¦Учредить залоговый фонд Республики¦ март ¦Госкомимущество Рес- ¦Татарстан. Разработать проекты нор-¦1994 г.¦публики Татарстан, ¦мативных актов о залоге и залоговом¦ ¦Госкомэкономика Рес- ¦фонде Республики Татарстан ¦ ¦публики Татарстан, ¦ ¦ ¦Министерство внешних ¦ ¦ ¦экономических связей ¦ ¦ ¦Республики Татарстан ¦ ¦ ¦ 8.¦Рассмотреть вопрос о создании рес-¦декабрь¦Министерство внешних ¦публиканского Центра конъюнктурных¦1994 г.¦экономических связей ¦исследований и международного марке-¦ ¦Республики Татарстан, ¦тинга ¦ ¦Госкомэкономика Рес- ¦ ¦ ¦публики Татарстан ¦ ¦ ¦ 9.¦Создать в рамках Министерства внеш-¦апрель ¦Министерство внешних ¦них экономических связей Республики¦1994 г.¦экономических связей ¦Татарстан информационно-аналитичес-¦ ¦Республики Татарстан ¦кую службу для обеспечения внешнеэ-¦ ¦ ¦кономической деятельности Республики¦ ¦ ¦Татарстан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10¦Сформировать систему независимой¦февраль¦Министерство внешних ¦экспертизы контрактов, соглашений и¦1994 г.¦экономических связей ¦инвестиционных проектов ¦ ¦Республики Татарстан, ¦ ¦ ¦Госкомэкономика Рес- ¦ ¦ ¦публики Татарстан, ¦ ¦ ¦Минфин Республики Та- ¦ ¦ ¦тарстан, Госкомиму- ¦ ¦ ¦щество Республики Та- ¦ ¦ ¦тарстан ¦ ¦ ¦ 11¦Создать координационную комиссию¦ март ¦Министерство внешних ¦Республики Татарстан по вопросу¦1994 г.¦экономических связей ¦строительства Центра логистики при¦ ¦Республики Татарстан ¦техническом содействии Европейского¦ ¦ ¦сообщества ¦ ¦ ----+------------------------------------+-------+-------------------- --- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|