Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.1994 № 329

  Утратил силу - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
                                                   от 14.04.2004 № 182
                           Постановление
 Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 июля 1994 г. N 329
    "Об утверждении Положения об общеобразовательном учреждении
                       Республики Татарстан"
 
      Во  исполнение  Закона  Республики  Татарстан  "Об  образовании"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
      Утвердить   прилагаемое   Положение    об    общеобразовательном
учреждении Республики Татарстан.
 
Премьер-министр
Республики Татарстан                                       М.Г.Сабиров
 
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан                             М.Г.Мингазов
  
 
   Типовое положение "Об общеобразовательном учреждении Республики    
   Татарстан" (утв. постановлением КМ РТ от 12 июля 1994 г. N 329)    
 
                          I. Общие положения                          
 
      1.  Настоящее  Типовое  положение   регулирует   образовательную
правовую  и  хозяйственно-экономическую  деятельность государственных,
коммунальных общеобразовательных учреждений в Республике Татарстан.
      На основе настоящего Типового положения разрабатываются  Типовые
положения   о   соответствующих  видах  государственных,  коммунальных
общеобразовательных учреждений.
      Настоящее  положение  является  типовым  для   следующих   видов
общеобразовательных    учреждений:    начальных,   основных,   средних
общеобразовательных  школ,  в  том  числе  с   углубленным   изучением
отдельных предметов, лицеев и гимназий.
      Для  негосударственных  общеобразовательных  учреждений  Типовое
положение выполняет функцию примерного.
      На  основе  настоящего  Типового  положения  общеобразовательное
учреждение разрабатывает свой Устав.
      2. Государственное, коммунальное общеобразовательное  учреждение
    дальнейшем    -    общеобразовательное   учреждение)   реализует
общеобразовательные программы  начального  общего,  основного  общего,
среднего (полного) общего образования.
      Общеобразовательное учреждение является основным звеном  системы
непрерывного  образования  и  предоставляет  всем гражданам Республики
Татарстан гарантированное государством право и  возможность  получения
бесплатного    общего    образования    в   пределах   государственных
образовательных стандартов.
      3. Цель общеобразовательного учреждения - обучение и  воспитание
разносторонне развитой, интеллектуальной личности, руководствующейся в
своей деятельности общечеловеческими принципами.
      4.   Общеобразовательное   учреждение   в   своей   деятельности
руководствуется Законом Республики Татарстан "Об образовании", другими
законодательными и нормативными актами, принимаемыми в соответствии  с
ним,    настоящим   Типовым   положением,   Типовыми   положениями   о
соответствующем  виде  общеобразовательного  учреждения,  договором  с
учредителем и уставом учреждения.
      5. Главные задачи  общеобразовательного  учреждения  -  создание
благоприятных  условий для умственного, нравственного, эстетического и
физического  развития  личности,  выработка  научного   мировоззрения;
освоение  учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке и его
труде.   Общеобразовательное    учреждение    должно    способствовать
удовлетворению  национально-культурных  запросов населения, воспитанию
интернационалистов, выработке у молодых людей  осознанной  гражданской
позиции,  готовности  к  самостоятельной  жизни  и  труду.  Обучение и
воспитание в учебном  заведении  на  территории  Республики  Татарстан
исключает религиозное влияние.
      6. Общеобразовательное учреждение осуществляет свою деятельность
в  соответствии  с  действующим  законодательством об образовании и на
принципах самоуправления,  с  учетом  местных  социально-экономических
условий, национальных традиций и региональных особенностей.
      7. Республика  гарантирует  социально-политическую,  правовую  и
экономическую  основу  всеобщего  образования, деятельности и развития
общеобразовательных  учреждений,  определяет  необходимый  уровень   и
обязательные      требования      к     образованию,     предоставляет
общеобразовательным учреждениям материально-технические, финансовые  и
другие средства для их выполнения.
      8. Общеобразовательное учреждение  несет  ответственность  перед
обществом  за  реализацию  конституционных  прав личности на получение
бесплатного  образования,  соответствие  выбранных  форм   организации
образовательного     процесса     возрастным     психо-физиологическим
особенностям, требованиям охраны здоровья детей, качественное усвоение
школьниками  учебного  материала, соответствующего уровню обязательных
требований к образованию.
      9.  Общеобразовательное  учреждение  определяет   самостоятельно
языки  обучения  (изучения)  в  соответствии с запросами учащихся и их
родителей (лиц, их заменяющих) исходя из имеющихся возможностей.
      10. Общеобразовательные учреждения создают благоприятные условия
для  развития и удовлетворения потребностей учащихся в самообразовании
и  получении  дополнительного  образования;  на  обучение   в   рамках
государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному
плану на ускоренный курс обучения.
      11. Виды и формы дополнительных  образовательных  услуг,  в  том
числе платных, определяет общеобразовательное учреждение.
      12. В  целях  обеспечения  доступности  и  вариативности  общего
образования,  создания  образовательной инфраструктуры, обеспечивающей
благоприятные условия для обучения, воспитания и  развития  граждан  в
соответствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием
здоровья,  могут  создаваться   различные   виды   общеобразовательных
учреждений,   деятельность   которых   регулируется   соответствующими
Типовыми положениями.
      Общеобразовательные  учреждения  различных  видов  создаются   в
зависимости  от конкретных задач, требований к содержанию образования,
особенностей образовательного процесса, режима деятельности и  условий
бюджетного финансирования.
      13.   Общеобразовательные   программы   осваиваются   с   учетом
потребностей   и   возможностей   личности   в   следующих  формах:  в
общеобразовательном  учреждении  с  отрывом  (преимущественно)  и  без
отрыва от производства в форме семейного образования, самообразования,
экстерна.
      Сочетания    различных    форм    получения    образования     в
общеобразовательном учреждении допускается.
      Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в  форме
семейного  образования,  самообразования,  экстерната  или в сочетании
различных   форм   устанавливаются   учредителем   и   (или)   уставом
общеобразовательного  учреждения и осуществляются на условиях договора
между   образовательным   учреждением   и   родителями   (лицами,   их
заменяющими).
      14. Для всех форм  получения  образования  в  рамках  конкретной
основной   общеобразовательной   программы  действует  государственный
образовательный стандарт.
      15. На основании настоящего Типового  положения  образовательное
учреждение   разрабатывает   свой   Устав   (Положение),   в   котором
определяются  нормы  и  правила  жизни   коллектива   с   учетом   его
особенностей   и  перспектив  развития,  права  и  обязанности  членов
коллектива.  Уставом  (Положением)  не  могут  быть  ограничены  права
участников    образовательного    процесса,   определенные   настоящим
Положением.
 
        II. Структура обзего образования и основы деятельности        
                    общеобразовательного процесса                     
 
      16. Общеобразовательное учреждение осуществляет  образовательный
процесс  в  соответствии  с уровнями общеобразовательных программ трех
ступеней образования:
      I  ступень  -  начальное  общее  образование  (нормативный  срок
обучения 3-4 года);
      II  ступень  -  основное  общее  образование  (нормативный  срок
обучения 5 лет);
      III ступень - среднее (полное)  общее  образование  (нормативный
срок обучения 2-3 года);
      17. Возраст  и  продолжительность  обучения  на  каждой  ступени
обучения определяется Уставом общеобразовательного учреждения.
      18.  Общеобразовательные   учреждения   различных   ступеней   в
зависимости   от  местных  условий  могут  создаваться  и  размещаться
отдельно  или  в  едином  комплексе.  В  зависимости  от   реализуемых
общеобразовательных  программ учреждения образования подразделяются на
общеобразовательные учреждения начального общего образования, среднего
(полного) общего образования.
      19. Начальное общее образование (I ступень) призвано  обеспечить
овладение  чтением,  письмом,  счетом,  основными  умениями и навыками
учебной деятельности,  элементами  теоретического  мышления,  умениями
самоконтроля  учебных  действий, культурной речи и поведения, основами
личной гигиены и здорового образа жизни.
      С учетом интересов учащихся и в  целях  развития  склонностей  и
способностей           вводятся          факультативные          курсы
(художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и др.).
      Начальное  общее  образование  является  базой   для   получения
основного общего образования.
      20. Основное общее образование (II ступень) обеспечивает условия
становления   и   формирования  личности  учащихся,  его  склонностей,
интересов и способностей к социальному самоопределению.
      В   дополнение   к    обязательным    предметам,    определяемым
Министерством   народного   образования  Республики  Татарстан,  могут
вводиться новые учебные предметы,  факультативные  курсы  и  различные
формы внешкольных занятий, а также предметы по выбору, направленные на
более полное развитие способностей учащихся.
      По  согласованию  с   учащимися   и   родителями   (лицами,   их
заменяющими)   может   организоваться   обучение   по   разноуровневым
программам.
      Основное общее образование является базой для получения среднего
(полного)  общего образования, начального и среднего профессионального
образования.
      21. Основное общее образование является обязательным. Требование
обязательности   основного   среднего   образования   применительно  к
конкретному   обучающемуся   сохраняет   силу   до    достижения    им
пятнадцатилетнего  возраста,  если соответствующее образование не было
получено обучающимся ранее.
      Получение основного  общего  образования  в  общеобразовательном
учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним
возрастом обучающегося.
      22.   Среднее   (полное)   общее   образование   (III   ступень)
обеспечивает  завершение  обязательной  подготовки  учащихся на основе
дифференциации  обучения.  В  дополнение  к   обязательным   предметам
вводятся предметы для организации обучения по выбору самого учащегося,
направленные на  реализацию  интересов,  способностей  и  возможностей
личности.
      Решением совета учебного заведения при  наличии  соответствующих
условий  и  исходя из запросов учащихся может быть открыто обучение по
различным профилям и направлениям.
      Профессионально-ориентированное                                и
профессионально-профилированное    образование   строится   с   учетом
избранного  учащимися  профиля  обучения   или   может   иметь   форму
профессионального обучения, не обязательного для всех учащихся.
      23. Учащиеся и их родители (лица,  их  заменяющие)  имеют  право
выбирать  профили  обучения,  формы  обучения, определять темпы, сроки
освоения обязательного и дополнительного образования, а также избирать
индивидуальную программу обучения.
      Для учащихся по решению педагогического совета  могут  вводиться
индивидуальные  программы  и  учебные  планы.  Кроме того, учащиеся по
своему желанию могут воспользоваться экстернатом по всем или отдельным
предметам.
      Среднее  (полное)  общее  образование   является   основой   для
получения   среднего   профессионального  (по  сокращенным  ускоренным
программам) и высшего профессионального образования.
      24. Вариативность  общего  среднего  образования  обеспечивается
наличием   и   соотношением   в  структуре  его  содержания  следующих
компонентов:
      общеобразовательного   базового,   определяемого   Министерством
образования Республики Татарстан;
      компонента,  определяемого   советом   учебного   заведения   по
согласованию с учащимися и родителями (лицами, их заменяющими).
      Содержание образования сельского общеобразовательного учреждения
должно учитывать особенности труда и образа жизни на селе.
      25. Для оказания помощи учащимся, не усвоившим учебную программу
в    пределах    государственного   уровня   обязательных   требований
педагогическим  советом  учебного  заведения  может   организовываться
компенсирующее  обучение,  различные формы педагогической поддержки, а
районным, городским, районным (в городе) Советом  по  образованию  при
районном,   городском,   районном    городе)  органе  самоуправления
определяются формы и условия организации обучения и воспитания детей с
недостатками в развитии.
      26. Обучение на II  и  III  ступенях  общеобразовательной  школы
завершается  экзаменами. Порядок перевода учащихся по ступеням школы и
их   выпуска   определяется   Министерством   образования   Республики
Татарстан.
      27. Учащиеся могут быть освобождены от  выпускных  экзаменов  по
болезни   на   основании  заключения  медицинской  комиссии.  Перечень
заболеваний, дающих право на освобождение от экзаменов устанавливается
Министерством    образования    Республики   Татарстан   совместно   с
Министерством здравоохранения Республики Татарстан.
      28. Учащимся,  завершившим  образование  в  объеме  II  ступени,
вручается  аттестат  о  получении  основного  (общего)  образования, а
добившимся особых успехов - аттестат с отличием.
      Педагогическому   коллективу   общеобразовательного   учреждения
предоставляется право отбора для учебы в классы III ступени.
      Выпускникам,  получившим  образование  в  объеме  III   ступени,
вручается  аттестат  о среднем (полном) общем образовании. Выпускники,
достигшие особых успехов, награждаются золотой и серебряной медалью.
      Учащиеся,   отличившиеся   в   изучении   отдельных   предметов,
награждаются грамотами Министерства образования Республики Татарстан.
      29. Порядок вручения аттестатов  о  получении  основного  общего
образования,  аттестатов о среднем (полном) общем образовании, золотой
и  серебряной  медалей,  устанавливается   Министерством   образования
Республики Татарстан.
 
    III. Организация деятельности общеобразовательного учреждения     
 
      30. Общеобразовательное  учреждение  создается  учредителями  по
собственной    инициативе    и    регистрируется   органами   местного
самоуправления в заявительном порядке.
      31.     Статус     учредителя      (учредителей)      определяет
организационно-правовую форму общеобразовательного учреждения.
      Учредителями  государственного  общеобразовательного  учреждения
являются  органы  государственной  власти  и  управления; учредителями
коммунального  общеобразовательного  учреждения  -   органы   местного
самоуправления.
      Допускается   совместное   учредительство    общеобразовательных
учреждений,   основанное  на  объединении  имущества,  находящегося  в
государственной,  коммунальной  и  частной  собственности,   а   также
собственности   общественных   организаций,   иностранных  государств,
юридических и физических лиц.
      Учредительными   документами   общеобразовательного   учреждения
являются решение о его создании или договор учредителей, а также устав
учреждения.
      32.    Отношения    между    учредителем    (учредителями)     и
общеобразовательным  учреждением  определяются  договором, заключенным
между ними в соответствии с законодательством Республики Татарстан.
      33. Передача государственных  общеобразовательных  учреждений  в
ведение  органов местного самоуправления допускается только с согласия
последних.
      34. Права юридического лица у общеобразовательного учреждения  в
части    ведения    уставной   финансово-хозяйственной   деятельности,
направленной на  подготовку  образовательного  процесса,  возникают  с
момента его регистрации.
      35.   Право   на   образовательную   деятельность   и    льготы,
предоставленные  законодательством  Республики  Татарстан, возникают у
общеобразовательного  учреждения  с  момента   выдачи   ему   лицензии
(разрешения).
      36.  Общеобразовательное  учреждение   проходит   аттестацию   и
государственную    аккредитацию    в    порядке,   установленном   для
общеобразовательных учреждений.
      37. Общеобразовательное учреждение может быть  реорганизовано  в
иное  учреждение  по  решению учредителя, если это не влечет нарушение
обязательств  общеобразовательного  учреждения  или   его   учредитель
принимает на себя эти обязательства.
      При  реорганизации  (изменении  организационно-правовой   формы,
статуса)   общеобразовательного   учреждения   его   устав,  лицензия,
свидетельство о государственной аккредитации утрачивает силу.
      38.    Ликвидация    общеобразовательного    учреждения    может
осуществляться:
      а) по  инициативе  учредителя  или  Совета  общеобразовательного
учреждения;
      б)  автоматически  при  невозобновлении  в  течение  12  месяцев
изъятой лицензии;
      в) по решению судебных органов;
      г)    по    решению    органа,    осуществившего     регистрацию
общеобразовательного   учреждения,  в  случае  невыполнения  последним
уставных задач;
      д) по решению органа местного самоуправления.
      39.   Ликвидация   сельского   общеобразовательного   учреждения
допускается  только  с  согласия  схода  жителей  населенных  пунктов,
обслуживаемых данным учреждением.
      40.    Права    юридического    лица    у     негосударственного
общеобразовательного  учреждения  возникают  с момента государственной
регистрации в установленном порядке.
      41.      Учебно-воспитательные      учреждения      образования,
государственные,   негосударственные   и   общественные   организации,
предприятия могут вступать на добровольной  основе  в  различные  виды
образовательных,  учебновоспитательных, учебно-научно-производственных
и других объединений.
      42. Для предоставления образовательным учреждениям определенного
статуса   (гимназия,  лицей,  академия,  университет,  самоуправляемое
высшее учебное заведение и др.), а также для  оценки  качества  работы
проводится  их государственно-общественная аттестация или аккредитация
в  соответствии  с  положениями,  утвержденными  органами   управления
образованием.
      43.   Создаваемые   общеобразовательным   учреждением   филиалы,
хозрасчетные    отделения,   являясь   обособленными   подразделениями
юридического лица, могут осуществлять  по  его  доверенности  все  или
часть его функций, но не правомочий юридического лица.
      Расчетные    счета    филиалам,    структурным    (хозрасчетным)
подразделениям могут открываться по представлению юридического лица.
      Филиалы,     отделения     и      структурные      подразделения
общеобразовательного  учреждения  проходят регистрацию по фактическому
адресу; лицензирование, аттестацию и  государственную  аккредитацию  в
порядке установленном для общеобразовательных учреждений.
      44. Медицинское обслуживание учащихся осуществляется штатным или
специально  закрепленным за учебным заведением медицинским персоналом,
который наряду с администрацией несет ответственность  за  здоровье  и
физическое   развитие   детей,   проведение   лечебно-профилактических
мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима, качества
питания учащихся.
      В  общеобразовательном  учреждении  должно  быть   предусмотрено
помещение для питания обучающихся.
      Психологическое обеспечение образовательного процесса в  учебном
заведении осуществляет психолог.
      45. Предельная наполняемость классов  и  групп  продленного  дня
общеобразовательного  учреждения  не  должна превышать 25 обучающихся.
При наличии необходимых  средств  возможно  комплектование  классов  и
групп  продленного  дня  с  меньшей  наполняемостью,  что определяется
уставом общеобразовательного учреждения.
      46. При проведении занятий по иностранному языку в 1-11  классах
и  трудовому  обучению  в  5-11  классах,  физической культуре в 10-11
классах по информатике и вычислительной технике, физике  и  химии  (во
время  практических занятий) допускается деление класса на две группы;
в  городских  общеобразовательных  учреждениях  при  наполняемости  25
человек, в сельских - не менее 20 человек.
      При наличии  необходимых  средств  возможно  деление  классов  с
меньшей наполняемостью.
      47.  Количество  и  наполняемость  классов  общеобразовательного
учреждения   (включая   малокомплектные),  расположенного  в  сельской
местности, определяются исходя из потребностей населения.
      48. Общеобразовательное учреждение вправе открывать по желанию и
запросам родителей (лиц, их заменяющих) группы продленного дня.
      С  учетом  интересов   родителей   (лиц,   их   заменяющих)   по
согласованию  с  учредителем  в  общеобразовательном  учреждении могут
открываться  классы  компенсирующего  обучения,  перевод   в   которые
осуществляется  после  психолого-педагогического  диагностирования,  а
также классы выравнивания для детей с отклонениями в развитии. Перевод
детей  в классы выравнивания осуществляется с согласия родителей (лиц,
их   заменяющих)   по    заключению    психолого-медико-педагогической
консультации.
      49. Порядок приема граждан в  общеобразовательное  учреждение  в
части   не   отрегулированной   Законом   Республики   Татарстан   "Об
образовании"  определяется  учредителем  и   закрепляется   в   уставе
учреждения.
      50.  Учредитель  устанавливает  порядок  приема  в  коммунальное
общеобразовательное   учреждение   на   ступени  начального  общего  и
основного  общего  образования,  обеспечивающий  прием  всех  граждан,
проживающих   на  данной  территории  и  имеющих  право  на  получение
основного общего образования.
      Гражданам, не  проживающим  на  данной  территории,  может  быть
отказано  в  приеме  только  по  причине  отсутствия  свободных мест в
учреждении.
      Прием  граждан  в  школы  с  углубленным   изучением   отдельных
предметов,  лицеи,  гимназии  для  получения среднего (полного) общего
образования производится по заявлению на  конкурсной  основе.  Условия
конкурса,   разработанные   общеобразовательным   учреждением,  должны
способствовать отбору  наиболее  подготовленных  учащихся  к  освоению
программы  III ступени образования и гарантировать соблюдение их права
на получение среднего (полного) общего образования.
      51. При приеме гражданина общеобразовательное учреждение обязано
ознакомить  его  и  (или) его родителей (лиц, их заменяющих) уставом и
другими документами,  регламентирующими  организацию  образовательного
процесса в учреждении.
      52. Права и  обязанности  обучающихся,  их  родителей  (лиц,  их
заменяющих)  определяются  уставом учреждения и иными предусмотренными
уставом локальными актами.
      Устав общеобразовательного учреждения утверждается учредителем.
      53. Каждый гражданин может  поступать  и  переходить  в  течение
всего  учебного  года  (независимо  от  года обучения) в любое учебное
заведение при наличии в нем свободных  мест.  Преимущественным  правом
пользуются граждане, проживающие вблизи данного учебного заведения.
      Иностранные граждане и  лица  без  гражданства,  проживающие  на
территории  Республики  Татарстан,  принимаются в учебное заведение на
общих основаниях.
      54. Дата  начала  учебного  года  устанавливается  Министерством
образования  Республики  Татарстан.  В зависимости от местных условий,
учебное заведение (по согласованию с районным, городским, районным  
городе)  органом  образования)  может  самостоятельно определять сроки
начала и окончания учебного года.
      Продолжительность учебного года не должна быть менее 34  недель,
в первых классах - 30 недель.
      55. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного
года  - не менее 30 календарных дней, а летом не менее 8 недель. Совет
учебного заведения по согласованию с районным, городским, районным  
городе)   Советом   по   образованию   определяет   сроки   начала   и
продолжительность осенних, зимних и весенних каникул.
      Для  учащихся  первых  классов  устанавливаются   дополнительные
недельные каникулы.
      Годовой   календарный   учебный   график    разрабатывается    и
утверждается общеобразовательным учреждением самостоятельно.
      Отвлечение учащихся от  занятий  за  счет  учебного  времени  на
различные  виды  работ, мероприятия, не связанные с учебным процессом,
запрещаются.   Руководители   учреждений    и    органов    управления
образованием,  виновные  в  отвлечении  учащихся, несут дисциплинарную
ответственность.
      56.   Совет   общеобразовательного   учреждения    устанавливает
продолжительность учебной недели и учебных занятий по каждому предмету
в пределах лимита учебного времени, предусмотренного  учебным  планом.
Продолжительность  перерыва  между  занятиями устанавливается с учетом
необходимости организации горячего питания и активного отдыха детей.
      Пяти-  и   шестидневную   учебную   неделю   учебное   заведение
устанавливает  по  согласованию  с родителями (лицами, их заменяющих),
учащимися и с учетом санитарно-гигиенических требований.
      Решением  совета  общеобразовательного   учреждения   наряду   с
традиционным     45-минутным    уроком    может    быть    установлена
продолжительность уроков в I ступени до 35 минут, во II и III ступенях
- по 40 минут.
      57. В  I  и  II  классах  начальной  школы  используется  только
качественная   оценка   успеваемости  усвоения  учебной  программы.  В
последующих классах она заполняется оценками в баллах: 5 (отлично),  4
(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
      Промежуточные  итоговые  отметки  в  баллах  по  решению  совета
учебного  заведения  выставляются  за  четверть,  полугодие или другой
период учебного времени. В конце года выставляются итоговые отметки. В
процессе  обучения  допустима  другая  система оценок в соответствии с
Уставом учебного заведения.
      В случае  несогласия  учащегося,  его  родителей  (или  лиц,  их
заменяющих)  с  годовой  оценкой ему предоставляется возможность сдать
экзамены по соответствующему предмету  комиссии,  создаваемой  советом
учебного заведения.
      Перевод  учащегося  в  последующий  класс   осуществляется   при
освоении  в  полном  объеме образовательной программы. Решением совета
(педагогического совета) общеобразовательного учреждения  в  следующий
класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие академическую
задолженность по одному предмету.
      Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности  в
течение  следующего  учебного  года  возлагается на родителей (лиц, их
заменяющих).
      Обучающиеся на ступенях начального  общего  и  основного  общего
образования,   не   освоившие   программу   учебного  года  и  имеющие
академическую задолженность по двум или более предметам по  усмотрению
их  родителей  (лиц, их заменяющих) оставляются на повторное обучение,
переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают  обучение
в форме семейного образования.
      Обучающиеся на ступени начального общего образования могут  быть
переведены  в  специальные (коррекционное) учреждение для обучающихся,
воспитанников с отклонением в развитии  только  с  согласия  родителей
(лиц,       их      заменяющих)      на      основании      заключения
психолого-медико-педагогической консультации.
      Перевод обучающегося в  любом  случае  производится  по  решению
органа управления общеобразовательного учреждения.
      Обучающиеся,   не   освоившие   общеобразовательную    программу
предыдущего  уровня,  не  допускаются  к обучению на следующей ступени
общего образования.
      58. Освоение общеобразовательных  программ  основного  общего  и
среднего   (полного)   общего   образования  завершается  обязательной
итоговой аттестацией выпускников.
      Итоговая аттестация выпускников  общеобразовательных  учреждений
осуществляется  в  соответствии  с  Положением  об итоговой аттестации
выпускников   государственных,   коммунальных   и    негосударственных
общеобразовательных   учреждений  Республики  Татарстан,  утверждаемым
Министерством образования Республики Татарстан.
      59.  Выпускникам   общеобразовательного   учреждения,   имеющего
государственную   аккредитацию,   после   прохождения   ими   итоговой
аттестации    выдается    документ    государственного    образца    о
соответствующем  образовании,  заверенный печатью общеобразовательного
учреждения.
      Выпускники,    достигшие    особых    успехов    при    освоении
общеобразовательной  программы  среднего (полного) общего образования,
награждаются золотой или серебряной медалью.
      60. Выпускникам  общеобразовательного  учреждения,  не  имеющего
государственную   аккредитацию,   после   прохождения   ими   итоговой
аттестации  выдается  документ  об  образовании   в   соответствии   с
лицензией.  Форма  документа  определяется  самим  общеобразовательным
учреждением.   Документ   заверяется   печатью    общеобразовательного
учреждения.
      61. Обучающиеся  обязаны  выполнять  устав  общеобразовательного
учреждения;  добросовестно  учиться;  бережно  относиться  к имуществу
учреждения;  уважать  честь  и  достоинство   других   обучающихся   и
работников;   выполнять  требования  работников  учреждения  в  части,
отнесенной  уставом  и   правилами   внутреннего   распорядка   к   их
компетенции.
      Дисциплина в общеобразовательном  учреждении  поддерживается  на
основе  уважения  человеческого  достоинства  обучающихся и педагогов.
Применение методов физического и психического насилия по  отношению  к
обучающимся не допускается.
      62. По решению органа управления общеобразовательным учреждением
и  по  согласованию  с  органами местного самоуправления за совершение
противоправных  действий,  грубые  и  неоднократные  нарушения  устава
допускается как крайняя мера педагогического воздействия исключение из
данного   общеобразовательного   учреждения   обучающихся,   достигших
пятнадцатилетнего возраста. Решение об исключении детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,  принимается  с  согласия  органов
опеки и попечительства.
      Об  исключении  обучающегося  общеобразовательное  учреждение  в
трехдневный  срок  информирует органы местного самоуправления, которые
совместно  с  родителями  (лицами,  их  заменяющими)   решают   вопрос
дальнейшего его устройства в течение месяца.
      63. Родители (лица, их заменяющие) имеют право:
      а) выбирать формы обучения, общеобразовательное учреждение;
      б) защищать законные права и интересы детей;
      в) участвовать в управлении  общеобразовательным  учреждением  в
форме, определяемой уставом учреждения.
      64. Родители  (лица,  их  заменяющие)  обязаны  выполнять  устав
общеобразовательного  учреждения и нести ответственность за воспитание
и обучение своих детей.
      65. Другие права и обязанности родителей  (лиц,  их  заменяющих)
могут  закрепляться  в  заключенном  между  ними и общеобразовательным
учреждением договоре в соответствии с уставом учреждения.
      66.  Порядок   комплектования   персонала   общеобразовательного
учреждения    регламентируется    его    уставом.    Для    работников
общеобразовательного   учреждения   работодателем   является    данное
учреждение.
      На педагогическую работу принимаются лица,  имеющие  необходимую
профессионально-педагогическую      классификацию,     соответствующую
требованиям классификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании.
      К педагогической деятельности в общеобразовательных  учреждениях
не  допускаются  лица,  которым  она  запрещена приговором суда или по
медицинским  показателям,  а  также   лица,   имевшие   судимость   за
определенные   преступления.   Перечни   соответствующих   медицинских
показаний и составов преступлений устанавливаются законом.
      67. Отношения  работника  и  администрации  общеобразовательного
учреждения   регулируются   контрактом,   условия  которого  не  могут
противоречить трудовому законодательству Республики Татарстан.
      Срок действия контракта определяется работником и  работодателем
при его заключении.
      68. Работники общеобразовательного учреждения имеют право:
      а) на участие в управлении учреждением в  порядке,  определяемым
уставом учреждения;
      б) на защиту профессиональной чести и достоинства.
      69.  Педагогические  работники  общеобразовательного  учреждения
имеют право:
      а)  свободно  выбирать  и  использовать  методики   обучения   и
воспитания,  учебные  пособия  и  материалы,  учебники,  методы оценки
знаний обучающихся;
      б) повышать квалификацию; с  этой  целью  администрация  создает
условия, необходимые для обучения работников в высших профессиональных
общеобразовательных  учреждениях,  а  также   в   учреждения   системы
переподготовки и повышения квалификации.
      в) аттестовываться на  добровольной  основе  на  соответствующую
квалификационную   категорию   и   получить   ее  в  случае  успешного
прохождения аттестации;
      г) на сокращенную рабочую неделю; на дополнительный оплачиваемый
отпуск  сроком  на  один  календарный  месяц через каждые 5 (пять) лет
непрерывной работы; на получение пенсии  по  выслуге  лет  в  порядке,
установленном законодательством Республики Татарстан;
      д) на длительный неоплачиваемый срок до 1 года отпуск  не  реже,
чем  через  каждые  10  лет  непрерывной  педагогической деятельности.
Порядок и условия предоставления отпуска  определяются  учредителем  и
(или) уставом учреждения.
      е)   на   социальные   льготы    и    гарантии,    установленные
законодательством   Республики  Татарстан,  и  дополнительные  льготы,
предоставляемые     в      регионе      педагогическим      работникам
общеобразовательного учреждения.
      70.  Объем  учебной  нагрузки  (объем   педагогической   работы)
учителям  и другим педагогическим работникам устанавливается исходя из
количества  часов  по  учебным  плану  и  программам,   обеспеченности
кадрами,   других  конкретных  условий  в  данном  общеобразовательном
учреждении.
      Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) больше  или
меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с
письменного согласия работника.
      Установленный в начале  учебного  года  объем  учебной  нагрузки
(объем  педагогической  работы)  не  может  быть  уменьшен  в  течение
учебного года по  инициативе  администрации,  за  исключением  случаев
уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения
количества часов (групп).
      Установленный в  текущем  году  объем  учебной  нагрузки  (объем
педагогической   работы)   не   может   быть  уменьшен  по  инициативе
администрации  на  следующий  учебный  год,  за  исключением  случаев,
указанных в абзаце 3 настоящего пункта.
      71.  Рабочее  время  учителя  в  общеобразовательном  учреждении
определяется расписанием занятий.
      72.    Работники    общеобразовательных    учреждений     должны
удовлетворять     требованиям     соответствующих    классификационных
характеристики  и   обязаны   выполнять   устав   общеобразовательного
учреждения.
 
            IV. Управление общеобразовательным учреждением            
 
      73. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется  в
соответствии с Законом Республики Татарстан "Об образовании" и уставом
образовательного учреждения на принципах демократичности,  открытости,
приоритета   общечеловеческих   ценностей,  охраны  жизни  и  здоровья
человека, свободного развития личности.
      74.   Общее    руководство    общеобразовательным    учреждением
осуществляет  выборный  представительный  орган  -  совет  учреждения.
Порядок выборов совета и вопросы его компетенции определяются  уставом
общеобразовательного учреждения.
      75. Непосредственное руководство  государственным,  коммунальным
общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую
аттестацию директор.
      Найм    (прием)    на    работу    директора    государственного
общеобразовательного учреждения осуществляется в порядке, определяемом
уставом   общеобразовательного   учреждения   и   в   соответствии   с
законодательством.
      Директор    коммунального    общеобразовательного     учреждения
назначается решением органа местного самоуправления.
      76.    Директор    общеобразовательного     учреждения     несет
ответственность    перед   родителями,   государством,   обществом   и
учредителем за свою  деятельность  в  соответствии  с  функциональными
обязанностями,    предусмотренными   квалификационными   требованиями,
трудовым  договором  (контрактом)   и   уставом   общеобразовательного
учреждения.
      77.  Разграничение  полномочий  между   советом   учреждения   и
директором определяется уставом общеобразовательного учреждения.
 
         V. Экономическое и правовое обеспечение деятельности         
                   общеобразовательного учреждения                    
 
      78. Деятельность общеобразовательного  учреждения  финансируется
его учредителем в соответствии с договором между ними.
      Финансовые средства общеобразовательного учреждения складываются
из:
      бюджетных ассигнований;
      средств учредителя;
      банковских кредитов;
      других    источников    в     соответствии     с     действующим
законодательством.
      Финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется на
основе  государственных  и  местных  нормативов  в  расчете  на одного
обучающегося в зависимости от вида общеобразовательного учреждения.
      Для  малокомплектных  сельских  общеобразовательных   учреждений
норматив  финансирования  должен  учитывать  затраты,  не зависящие от
количества обучающихся.
      Органы местного самоуправления  могут  устанавливать  повышенные
нормативы,  исходя  из  местных  потребностей  и  условий,  и выделять
общеобразовательному   учреждению   соответственно   этим   нормативам
ассигнования.
      Привлечение дополнительных средств не влечет за  собой  снижения
нормативов  и  (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета
учредителя.
      79.    Образовательное    учреждение    независимо    от     его
организационноправовой      формы     в     части     его     уставной
непредпринимательской деятельности освобождается от уплаты всех  видов
налогов,  за  исключением платы за землю. Учреждения, финансируемые из
государственного бюджета или за счет средств профсоюзов, освобождаются
также и от оплаты за землю.
      80.   Общеобразовательное   учреждение   имеет    право    вести
предпринимательскую   деятельность,  предусмотренную  его  уставом.  В
данной деятельности общеобразовательное  учреждение  приравнивается  к
предприятию   и  попадает  под  действие  законодательства  Республики
Татарстан в области предпринимательской деятельности.
      81. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в распоряжении
имеющимися    финансовыми    средствами   в   пределах,   определенных
действующим законодательством.
      Учреждение  устанавливает  работникам  ставки  заработной  платы
(должностные  оклады) на основе Единой тарифной сетки в соответствии с
тарифно-квалификационными  требованиями  и   с   учетом   рекомендаций
аттестационной  комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и
других выплат стимулирующего характера в пределах  имеющихся  средств,
имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых работ
учтены в размерах ставок и  окладов,  определяемых  на  основе  Единой
тарифной  сетки; устанавливает структуру и штаты без учета соотношений
численности работников различных категорий.
      82. При введении  в  учебном  заведении  дополнительных  учебных
предметов и курсов, проведении опытно-экспериментальных работ, а также
в других  случаях  местные  органы  самоуправления  могут  производить
дополнительное  финансирование  и  необходимое материально-техническое
оснащение учебного заведения.
      Целевые  эксперименты  по  развитию  образования,   деятельность
экспериментальных    и    других    учебных   заведений,   выдвинувших
перспективные педагогические программы могут финансироваться  за  счет
дополнительных  источников финансирования образовательных учреждений и
организаций и других привлеченных средств.
      83. Порядок ведения бухгалтерского  и  статистического  учета  и
отчетности    в    учебном    заведении    регулируется    действующим
законодательством.  Учет  может  проводиться  самостоятельно   учебным
заведением   и   через   централизованные   районные   или   городские
бухгалтерии.
      84. Порядок ведения бухгалтерского  и  статистического  учета  в
общеобразовательном      учреждении      определяется      действующим
законодательством. Учет по усмотрению совета учебного заведения  может
проводиться  самостоятельно организациями, учреждениями, предприятиями
и через централизованные районные или городские бухгалтерии.
      85. Директор  от  имени  общеобразовательного  учреждения  имеет
право:
      приобретать,   арендовать,   заказывать   необходимые   учебному
заведению   оборудование   и   другие  материальные  ресурсы  у  любых
государственных и негосударственных предприятий, организаций и лиц  по
безналичному  или наличному расчету, в розничной сети и в комиссионных
магазинах в установленном порядке;
      заключать договоры с организациями,  учреждениями  и  лицами,  а
также  с  учащимися  учебного  заведения по выполнению различных видов
строительно-монтажных  работ,  работ  по  текущему  ремонту   учебного
заведения,  оформлению  и  хозяйственному  содержанию  его  помещений,
сооружений и пр.;
      заключать договоры  на  оказание  учебным  заведением  различных
услуг  ученикам,  их  родителям, иным гражданам, а также предприятиям,
организациям и учреждениям;
      заключать договоры о создании  объединений  с  другими  учебными
заведениями,    внешкольными    учреждениями,    государственными    и
негосударственными предприятиями, сосредотачивая средства или их часть
для  создания  межшкольных комбинатов, курсов, учебно-производственных
и хозяйственных объединений, проведение отдельных мероприятий  и  т.п.
без увеличения бюджетных ассигнований.
      86.  Местные  органы   самоуправления   предоставляют   учебному
заведению необходимые сооружения и помещения, инженерные коммуникации,
земельный  участок,  учебное  оборудование,  инвентарь;   обеспечивают
своевременный  капитальный и текущий ремонт зданий учебных заведений и
сооружений,  выделяют   лимиты   на   оснащение   общеобразовательного
учреждения.
      Помещения   общеобразовательного   учреждения   оборудуются    и
эксплуатируются    в    соответствии   с   правилам   безопасности   и
санитарно-гигиеническими нормами.
      Укрепление и  развитие  материальной  базы  общеобразовательного
учреждения осуществляется за счет централизованных средств, а также за
счет финансовых средств учебного заведения.
      87. Педагогические работники, учащиеся и их родители  (лица,  их
заменяющие)  в  соответствии  с  законодательством несут имущественную
ответственность за порчу зданий и сооружений,  учебного  оборудования,
инвентаря и другого имущества учебного заведения.
      Ответственность должностных лиц за соблюдение требований  охраны
труда,  здоровья учащихся и работников учебного заведения определяется
в соответствии с законодательством.
      88. За  общеобразовательным  учреждением  учредитель  закрепляет
объекты  права  собственности.  Эти  объекты  находятся  в оперативном
управлении учреждения.
      Общеобразовательному учреждению принадлежит право  собственности
на   денежные   средства,  имущество  и  иные  объекты  собственности,
переданные  ему  физическими  и  юридическими  лицами  в  форме  дара,
пожертвования  или  по  завещанию;  на  продукты  интеллектуального  и
творческого труда, являющегося результатом его деятельности;  а  также
на  доходы от собственной деятельности общеобразовательного учреждения
и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
      89.  Общеобразовательное  учреждение   распоряжается   объектами
собственности в пределах, определенных действующим законодательством и
договором  между  учредителем  и  собственником  или  собственником  и
учредителем.
      90.  Общеобразовательное  учреждение   с   момента   регистрации
является  юридическим  лицом,  имеет  устав,  печать,  штамп, вывеску,
бланки со своим наименованием, расчетный и другие счета в банках.
      91.  При  ликвидации  или   реорганизации   общеобразовательного
учреждения,  осуществляемых,  как правило, по окончании учебного года,
учредитель берет на себя  ответственность  за  перевод  обучающихся  в
другие  общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями
(лицами, их заменяющими).
      Денежные средства и иные объекты  собственности  при  ликвидации
учреждения  направляются на цели развития образования в соответствии с
уставом общеобразовательного учреждения.
 
                       VI. Международные связи                        
 
      92. Общеобразовательные учреждения  имеют  право  участвовать  в
международном  сотрудничестве  как  по республиканской линии, так и по
линии прямых связей с зарубежными партнерами.
      93. Общеобразовательное учреждение осуществляет подбор  и  несет
ответственность  за  подготовку  и оформление педагогов и учащихся для
направления их за границу (с  целью  работы,  повышения  квалификации,
учебы,   обмена   педагогическим   опытом,   участия  в  конференциях,
олимпиадах и иных мероприятиях).
      94.   Общеобразовательное    учреждение    осуществляет    прием
иностранных  учащихся  и  преподавателей  как  по  линии  Министерства
образования Республики Татарстан, так и других организаций при наличии
у него соответствующих условий.
      95. Общеобразовательное  учреждение  имеет  право  устанавливать
прямые    связи    с   зарубежными   предприятиями,   учреждениями   и
организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность  и  иметь
валютные  счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке,
установленном законодательством Республики Татарстан.
      Валютные средства, полученные общеобразовательным учреждением от
внешнеэкономической    деятельности,    принадлежат   ему   на   праве
собственности или поступают в его оперативное управление и изъятию  не
подлежат.
 
 
 


Информация по документу
Читайте также