Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.12.1995 № 929Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 декабря 1995 г. N 929 "О Программе "Миграция" Республики Татарстан на 1995-1996 годы" Постановлением КМ РТ от 26 июля 2004 г. N 349 настоящее постановление признано утратившим силу В целях реализации государственной политики, направленной на регулирование миграционных процессов в Республике Татарстан, защиту прав вынужденных переселенцев и беженцев, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Утвердить Программу "Миграция" Республики Татарстан на 1995-1996 годы (прилагается). 2. Обязать глав администраций городов и районов изыскать возможность по ежегодному приему, размещению и обустройству вынужденных переселенцев и беженцев согласно приложению N 1 к Программе. 3. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и социальным вопросам выделить средства из Государственного фонда занятости Республики Татарстан для строительства 300 домов в сельских районах республики с целью трудоустройства и обеспечения жильем безработных переселенцев согласно приложению N 2. 4. Обратиться в Федеральную миграционную службу России с просьбой о выделении средств для покупки и строительства жилья вынужденным переселенцам и беженцам, на создание инфраструктуры в компактных поселениях вынужденных переселенцев согласно приложениям N 3, 4, 5. 5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф.Муратова. Премьер-министр Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин Руководитель Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Н.Б.Бакиров Программа "Миграция" Республики Татарстан на 1995-1996 годы (утв. постановлением КМ РТ от 19 декабря 1995 г. N 929) 1. Основания разработки программы "Миграция" Программа "Миграция" (далее - Программа) Республики Татарстан как составная часть Программы социально-экономического прогресса Республики Татарстан подготовлена Государственным комитетом Республики Татарстан по труду и социальным вопросам совместно с Миграционной службой Республики Татарстан. Концепция Программы и сферы ее действия определены и разработаны в соответствии с задачами по реализации Законов Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" и "О беженцах" и других нормативных актов правительств Республики Татарстан и России, определяющих основные подходы и принципы правового регулирования вынужденной миграции и решения проблемы лиц, ищущих убежища на территории Республики Татарстан. Актуальность разработки Программы связана также с масштабами миграции населения и их влиянием на экономическое, социальное и демографическое развитие Республики Татарстан. 2. Характеристика миграционных потоков Характеризуя миграционные процессы на территории Республики Татарстан, необходимо выделить два основных миграционных потока: внутриреспубликанскую и межреспубликанскую миграцию. 2.1. Внутриреспубликанская миграция Внутриреспубликанская миграция является важным социально-экономическим фактором, влияющим на демографическую ситуация в республике, и ее характерным признаком, особенно в годы интенсивного строительства объектов машиностроения и нефтехимии, явился отток сельского населения в города. Это привело к процессу старения сельского населения, исчезновению отдельных населенных пунктов. Так, например, между двумя последними переписями численность сельских населенных пунктов уменьшилась на 273 ед., а более 600 населенных пунктов оказались на грани исчезновения (с численностью населения менее 50 человек). Все это привело, в свою очередь, к осложнению демографической ситуации. Сокращение рождаемости в сочетании с усиливающимся на этом фоне процессом старения населения и ростом половозрастной смертности привело к тому, что в ряде районов республики происходит депопуляция населения. Одновременно необходимо отметить, что сельско-городской обмен, начиная с 1990 года, стал стабилизироваться, и поэтому за последние 5 лет численность населения в сельской местности увеличилась на 34,0 тыс.человек при наличии естественной убыли населения. Вместе с тем на территории республики установились и по прогнозной оценке сохранятся на ближайшую перспективу существенные диспропорции в размещении трудовых ресурсов. В этих условиях регулирование внутриреспубликанской миграции путем организованного переселения граждан из городской зоны является существенным фактором изменения численности и территориального размещения населения республики и устранения диспропорций в распределении трудовых ресурсов. С учетом этого фактора Программой предусматривается инвестирование строительства 300 домов для переселенцев за счет средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан (приложение N 2). В этих домах могут быть размещены мигранты и из-за пределов Республики Татарстан. 2.2. Межреспубликанская миграция Межреспубликанские миграционные потоки в нашей республике на различных этапах ее развития менялись весьма противоречиво, в зависимости от социально-экономической политики государства, размещения и развития производственных сил. При этом, в основном, происходило расселение коренного населения в различные регионы бывшего Союза в организованном и добровольном порядке, не считая 1970-1979 годы, когда происходило интенсивное строительство КамАЗа и других объектов нефтехимии. Вместе с тем в последние годы из-за обострения межнациональных отношений во многих регионах бывшего СССР миграционные потоки в Республику Татарстан заметно увеличились. Этому в значительной мере способствует социально-политическая стабильность в республике. Так, за 1990-1994 годы численность населения республики выросла за счет положительного сальдо миграции более чем на 90 тыс.человек, в составе которых лица около 50 национальностей и 76,1% татар. Данные по миграции населения за 1990-1994 года по Республике Татарстан приведены в приложении NN 6, 7. Среди мигрантов, прибывших в Республику Татарстан, особое место занимают вынужденные переселенцы и беженцы, численность которых на 1 сентября 1995 года составляет 35296 человек или 13,6 тыс.семей. Преобладающее большинство из них приехало из республик Средней Азии: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, а также Казахстана. При этом удельный вес вынужденных переселенцев общем составе мигрантов постоянно возрастает и за 1994 год составил 64,0% против 23,3% в 1992 году. В перспективе миграционные потоки из-за пределов Республики Татарстан могут состоять главным образом из вынужденных переселенцев и беженцев. Статус беженца и вынужденного переселенца получили в 1994 году 12199 человек или 4763 семьи, из них мужчин - 58837 (47,8%), женщин - 6363 (52,2%) чел., в трудоспособном возрасте - 77011 чел. (57,5%), 1237 чел. - пенсионного возраста (10,1%) и 3973 чел. - дети до 16 лет (32,6%), более 34,8% - имеют высшее образование и среднее специальное образование. Из общего количества вынужденных мигрантов 1994 года размещены в городах республиканского подчинения 5,6 тыс. чел. (46,0%), в сельских районах - 6,6 тыс.чел. или 54,0% всех вынужденных переселенцев. За 8 месяцев 1995 года статус беженца и вынужденного переселенца получили 5838 человек или 2214 семей, из них мужчин - 2749 чел. (47,1%), женщин - 3089 чел. (52,9%), в трудоспособном возрасте - 3282 чел. (56,2%), 742 чел. - пенсионного возраста (12,7%) и 1814 чел. - дети до 16 лет (31,1%), более 39,6% - имеют высшее образование и среднее специальное образование. Из общего количества вынужденных мигрантов 1995 года размещены в городах республиканского значения 2,2 тыс.чел. (38,5%), в сельских районах - 3,6 тыс.чел. или 61,5% всех вынужденных переселенцев. Сведения о численности беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших в Республику Татарстан, по состоянию на 1 сентября 1995 года приведены в приложении N 8. В республике принимаются всевозможные меры по оказанию помощи вынужденным переселенцам и беженцам, по их приему, размещению и трудоустройству путем строительства поселков компактного поселения, выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и беспроцентной долговременной ссуды, оказания материальной помощи. Так, например, за 1993-1994 годы за счет средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан построено и выделено беженцам и вынужденным переселенцам 67 жилых домов на общую сумму 1950,8 млн. рублей, выплачено денежных единовременных пособий на сумму 180 млн. рублей. Из средств Федеральной миграционной службы России израсходовано: - на выдачу беспроцентной ссуды на строительство жилья 567 семьям на общую сумму 1808,7 млн.рублей; - на выплату единовременных денежных пособий 332 млн.рублей; - на создание и развитие инфраструктуры компактных поселений беженцев и вынужденных переселенцев 400 млн.рублей, в том числе выделено: 220 млн.рублей - поселку Инеш Высокогорского района, 180 млн.рублей - поселку Круглое поле Тукаевского района; - на покупку и монтаж сборно-щитовых домов 794,0 млн.рублей. Из бюджета Республики Татарстан выделено и израсходовано на создание инфраструктуры в поселке Инеш высокогорского района 30 млн.рублей. Кроме того, организациями, колхозами и совхозами выделено жилье 2500 семьям вынужденных мигрантов. Увеличение потока мигрантов в Республику Татарстан имеет положительные моменты, т.к. оказывает положительное влияние на демографическую обстановку, устраняет диспропорции в распределении трудовых ресурсов в дефиците рабочей силы, особенно в сельской местности, но вызывает и целый ряд проблем по организации их приема, размещения и трудоустройства, и поэтому требует регулирования миграционных процессов на правительственном уровне. 3. Цели, принципы и задачи миграционной политики Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Республики Татарстан. Основными приоритетными направлениями и задачами миграционной политики Республики Татарстан являются: - защита прав и интересов мигрантов, а также татарской диаспоры и других граждан, входящих в состав коренного населения, проживающих за пределами Республики Татарстан; - соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий; - регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов; - создание условий приема, размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению. Исходя из поставленных задач, государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими основополагающими принципами: - выбор мигрантами места проживания и видов занятости согласно действующим законодательствам Республики Татарстан и Российской Федерации, программа содействия занятости населения и Программе "Миграция"; - недопустимость дискриминации мигрантов по признакам расы, вероисповедания, гражданства, пола, возраста, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; - личное участие мигрантов в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке их инициативы; - применение квот в приеме беженцев (приложение N 1); - предоставление государством беженцам и вынужденным переселенцам основных прав и свобод и возможность их судебной защиты; - государственное стимулирование формирования рынка жилья и рынка занятости, отвечающее текущим и перспективным потребностям Республики Татарстан (приложения NN 1, 5); - разработка практических мероприятий по оказанию помощи в расселении, жилищном и социально-культурном обеспечении, занятости, медико-санитарном и социальном обеспечении, бытовом обслуживании беженцев и вынужденных переселенцев, правовое, организационное и финансовое обеспечение программы на республиканском, городском и районном уровнях. 4. Организационные вопросы создания условий приема и размещения вынужденных мигрантов Принципы и подходы к решению проблем вынужденных мигрантов требуют создания комплексной системы организационных мер, увязывающих их интересы с интересами государства. При этом главную роль в осуществлении единой государственной миграционной политики и координации деятельности всех заинтересованных учреждений и организаций по данному вопросу отводится Миграционной службе Республики Татарстан, которая осуществляет следующие функции: - анализирует состояние внутренней и внешней миграции, вносит предложения в Правительство Республики Татарстан по формированию политики в области миграции населения и организует работу по ее реализации; - разрабатывает республиканскую программу по вопросам миграции населения и осуществляет контроль за ее реализацией; - готовит предложения о финансовом и материальном обеспечении мероприятий по решению проблемы миграции на территории Республики Татарстан и вносит их в Федеральную миграционную службу России и в Правительство республики; - взаимодействует с общественными объединениями по оказанию помощи мигрантам; - в целях обустройства вынужденных мигрантов выступает в качестве заказчика по жилищному и другому строительству; - распределяет финансовые средства и материальные ресурсы, выделенные на обустройство беженцев и вынужденных переселенцев, и осуществляет контроль за их целевым использованием. Программа предусматривает два этапа расселения вынужденных мигрантов: Первый этап - это временное расселение мигрантов на период их притока при чрезвычайных ситуациях для признания их беженцами и вынужденными переселенцами, оказания неотложной материальной, финансовой, медицинской помощи. Расселение осуществляется в имеющихся помещениях, соответствующих по своих характеристикам минимальным санитарно-эпидемиологическим нормам. Второй этап - это постоянное расселение мигрантов, которое осуществляется на основе свободного выбора беженцами и вынужденными переселенцами нового места жительства (с учетом банка данных и рекомендаций Миграционной службы Республики Татарстан). В особом порядке нуждается решение проблемы расселения и жилищного обустройства социально незащищенных групп населения - одиноких пенсионеров по старости, инвалидов, неполных семей с детьми. Постоянное расселение может осуществляться как в индивидуальном порядке, так и на государственной основе. При индивидуальном расселении необходимо содействовать вынужденным мигрантам в прописке у родственников, знакомых, на жилую площадь предприятий, предоставляемую в установленном законодательством порядке, а также в приобретении жилья в частную собственность и в индивидуальном жилищном строительстве. Необходимым условием Программы является обеспечение непосредственного участия самих беженцев и вынужденных переселенцев как в строительстве собственного жилья, так и в развитии производственной базы строительных материалов, поскольку их обустройство в современных условиях только за счет государственных средств практически невозможно из-за ограниченности материальных и финансовых ресурсов. В этой связи организация расселения должна осуществляться преимущественно на основе мобилизации трудовых и финансовых возможностей самих беженцев путем создания ими предприятий, ассоциаций и иных объединений, стимулируемых государством посредством финансово-кредитных рычагов. В целях облегчения адаптации, исходя из имеющейся практики и пожеланий самих беженцев и вынужденных переселенцев, возможно их коллективное расселение в виде компактных поселений в трудонедостаточных районах. Основным направлением решения этой задачи является отбор конкретных регионов, перспективных для компактного расселения, с учетом следующих критериев: - наличие свободных земель, пригодных как для строительства жилья, так и для производственной деятельности; - необходимость сохранения сложившейся этнической целостности местного населения; - нецелесообразность расселения в районах повышенного риска по природным условиям, а также с неблагоприятной экологической обстановкой; - нецелесообразность расселения в районах со сложной социальной ситуацией. С учетом этих критериев Программой предусматривается в 1995-1996 годах за счет средств Федеральной миграционной службы России строительство 250 домов в 22 районах республики, а также создание и развитие инфраструктуры компактных поселений согласно приложениям N 3-5. Выделение этих районах не означает, что конкретные группы населения не могут расселяться в других районах Татарстана в зависимости от их социально-профессиональной структуры, религиозной принадлежности и конкретных пожеланий. Организация жилищного строительства может быть осуществлена сразу после решения вопросов об отводе земель путем создания из числа беженцев и вынужденных переселенцев соответствующих организованных коллективов, их регистрации в качестве юридических лиц, выделения им банковских кредитов и оказания материальной финансовой поддержки со стороны органов государственного управления и общественных организаций. Основная предлагаемая форма жилища - индивидуальная квартира или собственный дом; для социально незащищенного контингента (одиноких пенсионеров, неполных семей) - квартиры в коммунальном (муниципальном) жилищном фонде либо в многоквартирных жилых домах высокоплотной малоэтажной застройки. 5. Вопросы занятости вынужденных мигрантов Обеспечение занятости мигрантов может идти по двум направлениям: - путем содействия им в трудоустройстве на имеющиеся вакансии по их специальностям либо после их соответствующей их переподготовки, в т.ч. на специализированных курсах, создаваемых на базе профессионально-технических и средних специальных учебных заведений Министерства образования Республики Татарстан и вузов, через Учебный центр Госкомтруда Республики Татарстан; - путем создания новых рабочих мест и самозанятости беженцев и вынужденных переселенцев в предпринимательской сфере, сфере материального бизнеса и обслуживания, ведения фермерского хозяйства в малых предприятиях. Второе направление в рамках Программы рассматривается как основное при компактном расселении, обеспечивающие личное участие беженцев и вынужденных переселенцев в создании надлежащих условий жизнедеятельности на новом месте. Приоритетным направлением в обеспечении занятости беженцев и вынужденных переселенцев является организация трудоустройства в соответствии с имеющимися у них профессиями (специалистами) на вакантные места в районах, избранных беженцами и вынужденными переселенцами для постоянного проживания. При этом следует исходить из того, что далеко не во всех городах и районах Татарстана может быть обеспечена занятость беженцев и вынужденных переселенцев. Определенная часть населения может попасть в число безработных. Соответственно необходима заблаговременная подготовка к организации их социальной защиты (выплата пособия, общественные работы, переподготовка). Другое направление обеспечения занятости - создание рабочих мест в строительном комплексе, формируемом для жилищного обустройства мигрантов параллельно и, в основном, независимо от действующего производства. Занятость в этой сфере может быть рассчитана исходя из потребности прибывающего населения в жилье. Следующим направлением обеспечения занятости и одновременно средством жизнеобеспечения беженцев и вынужденных переселенцев является сельскохозяйственное производство для тех, кто захочет переселиться в сельскую местность. В настоящее время некоторые хозяйства, предприятия и организации агропромышленного комплекса, расположенные в сельской местности Республики Татарстан, испытывают определенный недостаток в кадрах. Это потребует создания соответствующей инфраструктуры, а также необходимых жилищных и социально-культурных условий. 6. Вопросы правовой защиты мигрантов Основой реализации комплекса мер, предусмотренных Программой, является наличие нормативно-правовой базы. Действующая в настоящее время правовая база уже позволяет довольно успешно осуществить системный подход к проблемам беженцев и вынужденных переселенцев. При решении вопросов правовой защиты мигрантов в Республике Татарстан необходимо руководствоваться постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.04.1993 г. N 234 "Об организации работы по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам, прибывающим в Республику Татарстан", законами "О беженцах", "О вынужденных переселенцах" и другими нормативными документами Российской Федерации по проблемам мигрантов, если они не противоречат законодательству Республики Татарстан, поскольку вопросы труда, занятости и миграции находятся в совместном ведении, как определено Договором "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" (п.15 статья III). Вместе с тем, в настоящее время для успешной реализации государственной политики в области регулирования и рационализации миграционных процессов, для стабилизации миграционных потоков в Республику Татарстан извне во внешнеполитической деятельности следует проводить линию защиты прав и интересов соотечественников, особенно татарской диаспоры, вне зависимости от места (государства) проживания либо пребывания. Назрела необходимость дифференциации межгосударственных, межрегиональных взаимоотношений в области политики, экономики, культуры и т.д. с точки зрения защиты прав человека и включения в межправительственные договоры Республики Татарстан, а также в другие социально-экономические, политические программные документы вопросов: - защиты прав вынужденных мигрантов, их организованного переселения с учетом гарантий возмещения материальных расходов и выплаты компенсаций за оставляемое жилье и другие имущественные потери за счет страны выезда, содействия им в приватизации жилья, его продаже, провозе к новому месту жительства всего домашнего имущества, переводе средств и т.д.; - обеспечения материальных и духовных потребностей татарской диаспоры и других соотечественников во всех странах содружества и в регионах России, особенно в области культуры, изучения родного языка сохранения национальных обычаев, обеспечения соответствующей художественной литературой и учебниками, в организации передач по радио и телевидению и т.д., выделения финансовых средств на эти цели; - взаимного обмена рабочей силой, специалистами в области культуры, народного образования, отраслей народного хозяйства с учетом национальных особенностей регионов, республик, государств. 7. Финансовое обеспечение Программы Численность населения республики за последние годы ежегодно увеличивается в среднем на 18-20 тыс.человек в год за счет прибытия мигрантов из-за пределов республики (приложения 6, 7, 8). Это требует определенных дополнительных финансовых затрат от республики в целом. Настоящая Программа затрагивает, в основном, только вопросы финансового обеспечения вынужденных мигрантов, численность которых достигает в год 12 тыс.человек. Программа предполагает регулирование миграционных процессов и установление квоты ежегодного приема вынужденных переселенцев и беженцев в количестве 4 тыс.семей или примерно 10,5 тыс. человек (приложение 5). Финансовые расчеты ежегодных затрат по приему, размещению, обустройству и обеспечению занятости вынужденных переселенцев и беженцев подготовлены под эту квоту в ценах 1995 года и требуют ежегодного уточнения и корректировки с учетом инфляции и индекса цен (приложения 3, 4, 5). Программой предусмотрено: выделение долгосрочной беспроцентной ссуды на приобретение или строительство жилья 35% вынужденным переселенцам и беженцам или 1400 семьям из расчета в среднем 6 млн.рублей на семью (с учетом ожидаемого увеличения размера ссуды). То есть общие расходы на выдачу ссуды на 1995 год запланированы в сумме 8,4 млрд.руб. в год; выплата единовременных пособий и оплата расходов за проезд и провоз багажа социально слабо защищенной категории беженцев и вынужденных переселенцев. Затраты на эти цели в 1995 году предусматриваются в сумме 625 млн.рублей. При этом предполагается, что 75% мигрантов будут расселены в сельской местности, 25% - в городской. В пособиях будут нуждаться 50% вынужденных переселенцев и беженцев (в сельской местности, 1500 семей или 3940 человек, а в городской - 500 семей или 1310 человек из расчета, что одна семья состоит в среднем из 2,6 человек). С учетом того, что мигрантам при расселении в сельской местности выделяется пособие в размере трех минимальных окладов, а в городской местности - в размере одного минимального оклада, тот расходы на эти цели должны составить 600 млн.руб., если предположить, что минимальный размер оклада составит 55000 рублей; затраты на проезд и провоз багажа составят около 25 млн.рублей в год, если учесть, что социально слабо защищенная часть мигрантов составляет 25% (2625 чел. или примерно тысяча семей) и расходы на одного человека составят 9,5 тыс.рублей; выделение средств в сумме 12,6 млрд.рублей на создание и развитие инженерной и социальной инфраструктуры компактных поселений. Расчеты подготовлены с учетом нормативов Федеральной миграционной службы России (предполагаемое компактное расселение требует 50% прибывающих мигрантов и выделение средств 2,4 млн.рублей на одного человека); расходы на покупку и строительство жилья для переселенцев в сумме 15,0 млрд.рублей за счет средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан и Федеральной миграционной службы России рассчитаны из расчета 50 млн.рублей на один, как правило, сборно-щитовой дом в ценах 1995 года. Предполагается разместить в них 3500 мигрантов; расходы на создание и содержание пункта первичного приема беженцев и вынужденных переселенцев в сумме 87 млн.рублей. Ориентировочная емкость пункта - 20 чел., обслуживающий персонал - 5 человек. И предусматривается, что в этих пунктах мигранты будут находиться до 5 дней, как правило, до решения вопроса о регистрации их ходатайства о предоставлении им статуса вынужденного переселенца или беженца; выделение средств на создание новых рабочих мест в сумме 2625 млн.рублей, в основном, в районах компактного поселения мигрантов, при этом рабочие места должны быть созданы для 10% мигрантов компактных поселений (стоимость одного рабочего места принята в сумме 5 млн.рублей); выделение средств на содержание аппарата Миграционной службы Республики Татарстан в сумме 663 млн.рублей в год из расчета увеличения работающих до 35 человек. В итоге реализации Программы "Миграция" требуется ежегодное выделение финансовых средств более 40 млрд.рублей без учета инфляции и роста индекса цен. Поэтому для решения проблем вынужденных мигрантов требуется система мер, среди которых необходимо выделить как главное - создание Фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам, который мог бы формироваться из следующих источников: - использование собственных средств беженцев и вынужденных переселенцев, как накопленных ранее, в т.ч. в виде компенсации за оставленное жилье и недвижимое имущество, так и получаемых на новом месте жительства в виде доходов от трудовой деятельности; - средства предприятий, вкладываемые при организованном трудоустройстве беженцев и вынужденных переселенцев в виде выплаты компенсаций и предоставления установленных льгот. Эти предприятия для стимулирования приема на работу беженцев и вынужденных переселенцев должны пользоваться режимом льготного налогообложения и кредитования; - средства доноров - неправительственных организаций, привлекаемых к оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам (общественные и благотворительные организации, коммерческие структуры, религиозные общины) на добровольной основе; - средства специализированных страховых компаний (обществ), выплачиваемые гражданам в случае вынужденной миграции; - средства, выделяемые в порядке оказания помощи Управлением Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев и Международной организацией по миграции; - средства юридических и физических лиц, вкладываемые в предприятия, создаваемые в рамках Программы; - средства от информационно-рекламной деятельности (выпуск справочных информационных бюллетеней, пособий, газет и т.д.); - средства, поступающие от государств, республик бывшего СССР, в качестве компенсаций за неэквивалентный миграционный обмен населения, что требует заключения соглашений. Контроль за правильным расходованием средств, направляемых на создание и развитие компактных поселений, покупку и строительство жилья для переселенцев осуществляется Миграционной службой Республики Татарстан, а также общественными организациями вынужденных переселенцев: Республиканским фондом помощи беженцам и вынужденным переселенцам в г.Казани, Ассоциации беженцев и вынужденных переселенцев в г.Набережные Челны, Спасском и Елабужском районах. Приложение N 1 Расчеты по ежегодному приему и размещению вынужденных переселенцев и беженцев по районам и городам Республики Татарстан на 1995-1996 годы ---T--------------------------------------------------------------T------ NN ¦ Наименование районов ¦Кол-во пп ¦ ¦семей ---+--------------------------------------------------------------+------ 1 ¦ 2 ¦ 3 ---+--------------------------------------------------------------+------ ¦Всего по республике ¦ 4000 ¦ ¦ 1. ¦Агрызский ¦ 70 2. ¦Азнакаевский ¦ 100 3. ¦Аксубаевский ¦ 70 4. ¦Актанышский ¦ 80 5. ¦Алексеевский ¦ 90 6. ¦Алькеевский ¦ 85 7. ¦Альметьевский ¦ 85 8. ¦Апастовский ¦ 60 9. ¦Арский ¦ 105 10.¦Атнинский ¦ 40 11.¦Бавлинский ¦ 50 12.¦Балтасинский ¦ 60 13.¦Бугульминский ¦ 60 14.¦Буинский ¦ 95 15.¦Верхнеуслонский ¦ 50 16.¦Высокогорский ¦ 75 17.¦Дрожжановский ¦ 65 18.¦Елабужский ¦ 60 19.¦Заинский ¦ 80 20.¦Зеленодольский ¦ 45 21.¦Кайбицкий ¦ 50 22.¦Камско-Устьинский ¦ 50 23.¦Кукморский ¦ 70 24.¦Лаишевский ¦ 60 25.¦Лениногорский ¦ 70 26.¦Мамадышский ¦ 95 27.¦Менделеевский ¦ 35 28.¦Мензелинский ¦ 80 29.¦Муслюмовский ¦ 75 30.¦Нижнекамский ¦ 65 31.¦Новошешминский ¦ 85 32.¦Октябрьский ¦ 80 33.¦Пестречинский ¦ 70 34.¦Рыбно-Слободский ¦ 75 35.¦Сабинский ¦ 55 36.¦Сармановский ¦ 85 37.¦Спасский ¦ 80 38.¦Тетюшский ¦ 75 39.¦Тукаевский ¦ 80 40.¦Тюлячинский ¦ 45 41.¦Черемшанский ¦ 65 42.¦Чистопольский ¦ 95 43.¦Ютазинский ¦ 35 ¦Итого по районам: ¦ 3000 ¦ ¦ 1. ¦г.Азнакаево ¦ 40 2. ¦г.Альметьевск ¦ 110 3. ¦г.Бугульма ¦ 70 4. ¦г.Елабуга ¦ 50 5. ¦г.Заинск ¦ 40 6. ¦г.Зеленодольск ¦ 80 7. ¦г.Лениногорск ¦ 60 8. ¦г.Наб.Челны ¦ 360 9. ¦г.Нижнекамск ¦ 140 10.¦г.Чистополь ¦ 50 ¦Итого по городам: ¦ 1000 ---+--------------------------------------------------------------+------ Примечание: Анализ структуры семей ранее принятых вынужденных переселенцев и беженцев показывает, что средний размер их семьи составляет 2,63 чел., то есть ежегодный прием 4000 семей эквивалентен приему более 10,5 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Приложение N 2 Перечень районов, где планируется инвестирование строительства жилых домов для переселенцев в 1995-1996 годах за счет средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан ---T---------------------------------------T-------T--------------------- NN ¦ Наименование районов ¦ Всего ¦в том числе по годам: пп ¦ ¦(кол-во+----------T---------- ¦ ¦ домов)¦ 1995 ¦ 1996 ---+---------------------------------------+-------+----------+---------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ---+---------------------------------------+-------+----------+---------- ¦Всего по республике: ¦ 300 ¦ 200 ¦ 100 ¦ ¦ ¦ ¦ 1. ¦Агрызский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 2. ¦Азнакаевский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - 3. ¦Аксубаевский ¦ 10 ¦ 5 ¦ 5 4. ¦Актанышский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - 5. ¦Алексеевский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - 6. ¦Алькеевский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - 7. ¦Апастовский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 8. ¦Арский ¦ 20 ¦ 20 ¦ - 9. ¦Атнинский ¦ 5 ¦ 5 ¦ - 10.¦Бавлинский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - 11.¦Балтасинский ¦ 6 ¦ 6 ¦ - 12.¦Буинский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - 13.¦Высокогорский ¦ 28 ¦ 28 ¦ - 14.¦Дрожжановский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 15.¦Елабужский ¦ 4 ¦ - ¦ 4 16.¦Заинский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - 17.¦Зеленодольский ¦ 4 ¦ - ¦ 4 18.¦Кайбицкий ¦ 5 ¦ 5 ¦ - 19.¦Камско-Устьинский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - 20.¦Кукморский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 21.¦Лаишевский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 22.¦Лениногорский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 23.¦Менделеевский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 24.¦Мензелинский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 25.¦Муслюмовский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 26.¦Нижнекамский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 27.¦Новошешминский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - 28.¦Октябрьский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 29.¦Пестречинский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 30.¦Сармановский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 31.¦Спасский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - 32.¦Тетюшский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - 33.¦Тукаевский ¦ 12 ¦ - ¦ 12 34.¦Тюлячинский ¦ 6 ¦ 6 ¦ - 35.¦Черемшанский ¦ 5 ¦ 5 ¦ - 36.¦Чистопольский ¦ 10 ¦ - ¦ 10 37.¦Ютазинский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - ---+---------------------------------------+-------+----------+---------- Приложение N 3 Перечень районов Республики Татарстан, где планируется строительство жилых домов для беженцев и вынужденных переселенцев в 1995-1996 годах за счет средств Федеральной миграционной службы России ---T---------------------------------------T-------T--------------------- NN ¦ Наименование районов ¦ Всего ¦в том числе по годам: п/п¦ ¦(кол-во+----------T---------- ¦ ¦ домов)¦ 1995 ¦ 1996 ---+---------------------------------------+-------+----------+---------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ---+---------------------------------------+-------+----------+---------- ¦Всего по республике: ¦ 250 ¦ 100 ¦ 150 ¦ ¦ ¦ ¦ 1. ¦Азнакаевский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 2. ¦Актанышский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 3. ¦Алексеевский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - 4. ¦Алькеевский ¦ 10 ¦ 10 ¦ - 5. ¦Альметьевский ¦ 10 ¦ - ¦ 10 6. ¦Арский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 7. ¦Бугульминский ¦ 10 ¦ - ¦ 10 8. ¦Буинский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 9. ¦Верхнеуслонский ¦ 10 ¦ - ¦ 10 10.¦Высокогорский ¦ 35 ¦ 25 ¦ 10 11.¦Елабужский ¦ 15 ¦ 5 ¦ 10 12.¦Заинский ¦ 10 ¦ - ¦ 10 13.¦Зеленодольский ¦ 10 ¦ - ¦ 10 14.¦Камско-Устьинский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 15.¦Мамадышский ¦ 5 ¦ - ¦ 5 16.¦Новошешминский ¦ 10 ¦ 5 ¦ 5 17.¦Рыбно-слободский ¦ 5 ¦ 5 ¦ - 18.¦Сабинский ¦ 20 ¦ 10 ¦ 10 19.¦Спасский ¦ 15 ¦ 15 ¦ - 20.¦Тетюшский ¦ 15 ¦ 5 ¦ 10 21.¦Тукаевский ¦ 25 ¦ 10 ¦ 15 22.¦Чистопольский ¦ 10 ¦ - ¦ 10 ---+---------------------------------------+-------+----------+---------- Приложение N 4 Расчет необходимых финансовых средств на создание и развитие инфраструктуры компактных поселений вынужденных переселенцев и беженцев на 1995-1996 годы по Республике Татарстан ---T----------------------------------------------T------T-----T--------- NN ¦ Местонахождение и наименование компактных ¦Кол-во¦В них¦ Объемы п/п¦ поселений ¦семей ¦чело-¦ежегодных ¦ ¦ ¦век ¦ затрат ¦ ¦ ¦ ¦(млн.руб) ---+----------------------------------------------+------+-----+--------- ¦Всего по республике ¦ 2000 ¦5250 ¦ 126000 ¦в том числе в 1995 году: ¦ ¦ ¦ 1. ¦Высокогорский район: ¦ ¦ ¦ ¦пос.Инеш ¦ 300 ¦ 800 ¦ 1920 ¦Пос.Клыки ¦ 120 ¦ 320 ¦ 768 2. ¦Тукаевский район ¦ ¦ ¦ ¦пос.Круглое поле ¦ 120 ¦ 320 ¦ 768 3. ¦Елабужский район ¦ ¦ ¦ ¦Пос.ЕлАЗ ¦ 165 ¦ 440 ¦ 1058 4. ¦Зеленодольский район ¦ ¦ ¦ ¦дер.Тенибяково ¦ 130 ¦ 345 ¦ 828 5. ¦Спасский район ¦ ¦ ¦ ¦пос.Болгар ¦ 150 ¦ 400 ¦ 960 ---+----------------------------------------------+------+-----+--------- Примечание: Объемы ежегодных затрат рассчитаны в ценах и по нормативам Федеральной миграционной службы России за 1995 год. Приложение N 5 Итоговая таблица ежегодных расходов на реализацию мероприятий Программы "Миграция" Республики Татарстан на 1995-1996 годы ---T-------------------------------T---------------T---------T----------- NN ¦ Наименование мероприятий ¦Кол-во ежегодно¦ Объемы ¦в том числе п/п¦ ¦ охваченных ¦ежегодных¦ за счет ¦ ¦ мероприятиями:¦ затрат ¦ средств: ¦ +-------T-------+(млн.руб)+-----T----- ¦ ¦ семей ¦человек¦ ¦ ФМС ¦ ГФЗ ---+-------------------------------+-------+-------+---------+-----+----- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ---+-------------------------------+-------+-------+---------+-----+----- ¦Всего по республике ¦ 4000 ¦ 10500 ¦ 40000 ¦29820¦10180 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. ¦Выдача долгосрочной беспроцент-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной возвратной ссуды на приоб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ретение или строительство жилья¦ 1400 ¦ 3675 ¦ 8400 ¦ 8400¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. ¦Выплата единовременного пособия¦ 2000 ¦ 5250 ¦ 600 ¦ 420¦ 180 ¦в том числе для расселенных: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦а) в сельской местности ¦ 1500 ¦ 3940 ¦ 540 ¦ 360¦ 180 ¦б) в городской местности ¦ 500 ¦ 1310 ¦ 60 ¦ 60¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦Оплата расходов за проезд и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦провоз багажа ¦ 1000 ¦ 2625 ¦ 25 ¦ 25¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. ¦Создание жилищного фонда, ¦ 3300 ¦ 8750 ¦ 27600 ¦17600¦10000 ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦а. на создание и развитие инже-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нерной и социальной инфраструк-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦туры компактных поселений ¦ 2000 ¦ 5250 ¦ 12600 ¦12600¦ - ¦б. покупка и строительство¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жилья ¦ 1330 ¦ 3500 ¦ 15000 ¦ 5000¦10000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. ¦Создание новых рабочих мест ¦ 200 ¦ 525 ¦ 2625 ¦ 2625¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6. ¦Покупка или аренда зданий или¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помещений под пункты первичного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приема и временного размещения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вынужденных переселенцев и бе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦женцев и их содержание ¦ 570 ¦ 1500 ¦ 87 ¦ 87¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7. ¦Содержание Миграционной службы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦республики (с увеличением чис-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ленности работающих от 13 до¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦35 чел.) ¦ - ¦ - ¦ 663 ¦ 663¦ - ---+-------------------------------+-------+-------+---------+-----+----- Примечание: Объемы затрат рассчитаны в ценах и по нормативам ФМС за 1995 год. ФМС - Федеральная миграционная служба России. ГФЗ - Государственный фонд занятости Республики Татарстан. Приложение N 6 Данные по миграции населения за 1990-1994 гг. по Республике Татарстан -------------------------------T----------------------------------------- ¦ Прибыло Выбыло Миграц. ¦ прирост +------T------T------T------T------T------ ¦всего ¦в т.ч.¦всего ¦в т.ч.¦всего ¦в т.ч. ¦ ¦татар ¦ ¦татар ¦ ¦татар -------------------------------+------+------+------+------+------+------ Межреспубликанская миграция -¦273145¦109372¦183008¦ 40749¦ 90137¦ 68623 всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Россия ¦147108¦ 65166¦123186¦ 34738¦ 23922¦ 30428 Украина ¦ 8216¦ 2219¦ 6314¦ 792¦ 1902¦ 1427 Белоруссия ¦ 1843¦ 421¦ 1342¦ 156¦ 501¦ 265 Узбекистан ¦ 22773¦ 17289¦ 3950¦ 2211¦ 18823¦ 15078 Казахстан ¦ 11146¦ 6013¦ 3400¦ 1223¦ 7746¦ 4790 Грузия ¦ 1845¦ 339¦ 633¦ 42¦ 1212¦ 297 Азербайджан ¦ 3324¦ 1297¦ 1243¦ 146¦ 2081¦ 1151 Литва ¦ 402¦ 146¦ 123¦ 26¦ 279¦ 120 Молдова ¦ 674¦ 168¦ 344¦ 32¦ 330¦ 136 Латвия ¦ 715¦ 203¦ 151¦ 35¦ 564¦ 168 Кыргызстан ¦ 7105¦ 5586¦ 732¦ 360¦ 6373¦ 5226 Таджикистан ¦ 11032¦ 7966¦ 1037¦ 515¦ 9995¦ 7451 Армения ¦ 870¦ 181¦ 200¦ 35¦ 670¦ 146 Туркменистан ¦ 1951¦ 1049¦ 1057¦ 233¦ 894¦ 816 Эстония ¦ 440¦ 144¦ 54¦ 6¦ 386¦ 138 Страны дальнего зарубежья ¦ 4309¦ 1185¦ 4052¦ 199¦ 257¦ 986 Не указаны области ¦ 49392¦ - ¦ 35135¦ - ¦ 14257¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Внутриреспубликанская миграция¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦280708¦ - ¦208708¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Итого по республике ¦553853¦ ¦463716¦ ¦ 90137¦ -------------------------------+------+------+------+------+------+------ Приложение N 7 Данные по миграции населения за 1990-1994 гг. по Республике Татарстан -------------------------------T-------T------T-------T------------------ ¦Прибыло¦Выбыло¦Миграц.¦ в том числе ¦ ¦ ¦прирост+-----------T------ ¦ ¦ ¦ ¦1990-1993г.¦1994г. -------------------------------+-------+------+-------+-----------+------ Межреспубликанская миграция -¦ 273145¦183008¦ 90137 ¦ 71074 ¦ 19063 всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Россия ¦ 147108¦123186¦ 23922 ¦ 23302 ¦ 620 Украина ¦ 8216¦ 6314¦ 1902 ¦ 849 ¦ 1053 Беларусь ¦ 1843¦ 1342¦ 501 ¦ 342 ¦ 159 Узбекистан ¦ 22773¦ 3950¦ 18823 ¦ 11565 ¦ 7258 Казахстан ¦ 11146¦ 3400¦ 7746 ¦ 4189 ¦ 3557 Грузия ¦ 1845¦ 633¦ 1212 ¦ 868 ¦ 344 Азербайджан ¦ 3324¦ 1243¦ 2081 ¦ 1496 ¦ 585 Литва ¦ 402¦ 123¦ 279 ¦ 231 ¦ 48 Молдова ¦ 674¦ 344¦ 330 ¦ 237 ¦ 93 Латвия ¦ 715¦ 151¦ 564 ¦ 486 ¦ 78 Кыргызстан ¦ 7105¦ 732¦ 6373 ¦ 4569 ¦ 1804 Таджикистан ¦ 11032¦ 1037¦ 9995 ¦ 7786 ¦ 2209 Армения ¦ 870¦ 200¦ 670 ¦ 399 ¦ 271 Туркменистан ¦ 1951¦ 1057¦ 894 ¦ 544 ¦ 350 Эстония ¦ 440¦ 54¦ 386 ¦ 313 ¦ 73 Страны дальнего зарубежья ¦ 4309¦ 4052¦ 257 ¦ 788 ¦ 531 Не указаны области ¦ 49392¦ 35135¦ 14257 ¦ 13110 ¦ 1147 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Внутриреспубликанская миграция¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ 280708¦280708¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Итого по республике ¦ 553853¦463716¦ 90137 ¦ 71074 ¦ 19063 -------------------------------+-------+------+-------+-----------+------ Приложение N 8 Сведения о численности беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших в Республику Татарстан, по стоянию на 01.09.1995 г. --T------------------------------------------T-------------T------------- NN¦ Показатели ¦ всего ¦ в том числе пп¦ ¦ ¦ в 1995 г. ¦ +-----T-------+-----T------- ¦ ¦семей¦человек¦семей¦человек --+------------------------------------------+-----+-------+-----+------- 1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 --+------------------------------------------+-----+-------+-----+------- А.¦Численность прибывших - всего ¦13653¦ 35296 ¦ 2214¦ 5838 ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1. Таджикистан ¦ 4283¦ 10442 ¦ 452¦ 1036 ¦2. Узбекистан ¦ 5412¦ 14353 ¦ 1062¦ 2980 ¦3. Азербайджан ¦ 550¦ 1216 ¦ 69¦ 160 ¦4. Кыргызстан ¦ 1633¦ 4697 ¦ 139¦ 367 ¦5. Грузия ¦ 225¦ 540 ¦ 13¦ 25 ¦6. Чечня ¦ 261¦ 579 ¦ 91¦ 212 ¦7. Молдова ¦ 67¦ 148 ¦ 1¦ 1 ¦8. Казахстан ¦ 994¦ 2825 ¦ 345¦ 960 ¦9. Абхазия ¦ 106¦ 188 ¦ 12¦ 20 ¦10. Латвия ¦ 37¦ 94 ¦ 11¦ 29 ¦11. Эстония ¦ 23¦ 49 ¦ 1¦ 2 ¦12. Туркменистан ¦ 42¦ 95 ¦ 14¦ 31 ¦13. Дагестан ¦ 3¦ 10 ¦ -¦ - ¦14. Сев.Осетия ¦ 3¦ 13 ¦ 1¦ 4 ¦15. Литва ¦ 2¦ 10 ¦ -¦ - ¦16. Россия ¦ 1¦ 4 ¦ -¦ - ¦17. Украина ¦ 1¦ 2 ¦ -¦ - ¦18. Армения ¦ 6¦ 19 ¦ 1¦ 1 ¦19. Ингушетия ¦ 3¦ 11 ¦ 2¦ 10 ¦20. Кабардино-Балкария ¦ 1¦ 1 ¦ -¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Б.¦Размещение прибывших ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1. В городской местности ¦ 8817¦ 20914 ¦ 1181¦ 2889 ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г.Казань ¦ 2190¦ 4439 ¦ 313¦ 716 ¦г.Н.Челны ¦ 1843¦ 4118 ¦ 189¦ 401 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. В сельской местности ¦ 4836¦ 14382 ¦ 103¦ 2949 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ В.¦Национальный состав прибывших: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦татары ¦ - ¦ 77,0¦ - ¦ 73,3 ¦русские ¦ - ¦ 12,9¦ - ¦ 15,4 ¦др.национальности ¦ - ¦ 10,1¦ - ¦ 11,3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Г.¦Получили пособие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦численность получивших ¦ - ¦ 13087¦ - ¦ 3422 ¦общая сумма пособий (млн.руб.) ¦ - ¦ 731,4¦ - ¦304,3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Д.¦Получили беспроцентную ссуду ¦ ¦ ¦ ¦ ¦численность получивших ¦ - ¦ 845¦ 287 ¦ - ¦общая сумма полученной ссуды (млн.руб.) ¦ - ¦ 3167,2¦1655 ¦ - --+------------------------------------------+-----+-------+-----+------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|