Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.07.1994 № 353Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 июля 1994 г. N 353 "Об антимонопольной политике и о Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан" Татарское территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур проводит работу по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей. Управлением разработана Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан (в дальнейшем - Программа), являющаяся органической частью Программы социально-экономического развития Татарстана. Определены основные направления антимонопольной политики с учетом специфики переходного периода, анализа тенденций проявления монополистической деятельности предприятий и отраслей на республиканском рынке. В целях стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям, создания конкурентной среды на товарных рынках Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Принять за основу Государственную программу демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан (прилагается). 2. В целях обеспечения согласованных мер, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан, координации деятельности министерств, других органов исполнительной власти по реализации Программы образовать Республиканскую межведомственную комиссию по демонополизации экономики (в дальнейшем - Комиссия). Возложить организационно-методологическое обеспечение деятельности этой Комиссии на Татарское территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. 3. Утвердить Положение о Республиканской межведомственной комиссии по демонополизации экономики (прилагается). 4. (Утратил силу - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.04.97 г. N 350) 5. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам Республики Татарстан в соответствии с принятой Программой разработать и представить на утверждение в Комиссию отраслевые программы демонополизации экономики. 6. Татарскому территориальному управлению по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур периодически информировать Правительство Республики Татарстан о развитии конкуренции на товарных рынках республики. 7. Министерству финансов Республики Татарстан предусмотреть при формировании проекта республиканского бюджета необходимые финансовые ресурсы для реализации Программы по представлению Комиссии. Премьер-министр |———————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| |Республики Татарстан | М.Г.Сабиров| |———————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| Начальник Секретариата Кабинета |———————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| |Министров Республики Татарстан | М.Г.Мингазов| |———————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————| Татарское территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан (основные направления) (принята за основу постановлением КМ РТ от 25 июля 1994 г. N 353) Казань, 1994 г. Пояснительная записка Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан (в дальнейшем - Программа) разработана с учетом специфики переходного периода региональной экономики, практического опыта применения Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", анализа тенденции развития и форм проявления монополистической деятельности предприятий, хозяйствующих на федеральном, республиканском и местном товарных рынках. Разработанная Программа предусматривает в качестве центрального направления реализацию активной антимонопольной политики, которая предполагает ликвидацию экономических и других барьеров на пути свободного движения товаров, устранение монополизма, связанного с деятельностью различных объединений и ассоциаций, возникших на базе прежних управленческих структур, регламентацию порядка образования финансово-промышленных групп на территории Республики Татарстан, учет антимонопольных требований в ходе приватизации и при оказании мер государственной поддержки предприятий в целях предупреждения создания и сохранения монопольных структур, облегчение входа в рынок новым конкурирующим предприятиям. Программа направлена на изменение сложившейся монопольной структуры товарных и других рынков в пределах республики. Необходимость разработки настоящей Программы обусловлена тем, что Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" позволяет предупреждать и пресекать монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов на республиканском (Республики Татарстан) и на местном рынках, но окончательно не устраняет монополизм. Имеются также некоторые отличительные особенности функционирования предприятий на территории Республики Татарстан, связанные с процессом их приватизации и тенденциями вхождения в рыночную среду, что нашло отражение и при подготовке настоящего документа. Программа является органической частью Программы социально-экономического развития Республики Татарстан и учитывает Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". При этом настоящая Программа в полной мере обеспечивает сохранение единого экономического пространства и возможность любого хозяйствующего субъекта реализовать свой потенциал как на товарных рынках Республики Татарстан, так и других регионах Российской Федерации. Программа разработана с учетом замечаний и предложений, высказанных Государственным комитетом Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, Министерством юстиции Республики Татарстан, Министерством внешних экономических связей Республики Татарстан, Министерством торговли Республики Татарстан, Управлением общественного питания при Кабинете Министров Республики Татарстан, а также рядом независимых экспертов. I. Особенности экономики Татарстана и стратегическая цель ее демонополизации Государственная программа демонополизация экономики и развитие конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан (в дальнейшем - Программа) устанавливает цели и приоритеты демонополизация экономики и развития конкуренции в общей политике развития реформы в республике в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Долгосрочной целью демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан является повышение эффективности всех форм производства на основе рыночного регулирования экономических процессов. Основной задачей политики демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках в 1994-1995 гг. является снижение концентрации производства, не относящегося к федеральной собственности, и создание необходимых условий для проявления конкуренции на рынках конкретных групп товаров (работ, услуг). Реализация указанной цели предусматривает: - учет факторов интеграции экономики Республики Татарстан в общероссийскую и в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей; - анализ сложившихся товарных рынков и поведения хозяйствующих субъектов на рынках Республики Татарстан; - содействие поддержанию единого экономического пространства на территории Российской Федерации; - формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан; - подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства, по формированию механизма регулирования цен на социально-значимые товары и услуги; - содействие развитию предпринимательства в соответствии с действующим законодательством, в том числе передача предпринимательским структурам используемых производственных площадей и оборудования предприятий, занимающих доминирующее положение в отрасли, для организации новых производств товаров народного потребления; - учет особенностей функционирования отдельных товарных рынков на территории Республики Татарстан и подготовка предложений по совершенствованию процесса приватизации; - взаимодействие с органами исполнительной власти Республики Татарстан, ответственными за проведение экономической реформы. Программа учитывает национально-историческую специфику Республики Татарстан. Прежде всего следует отметить высокую степень монополизации экономики республики, где на преобладающем большинстве рынков функционирует лишь 1-2 производителя, а также то, что многие производства представлены одним, часто гигантским предприятием, не поддающимся по своим технико-экономическим характеристикам такому разделению, которое проводилось в западных странах применительно к крупным компаниям. Так, по статистическим данным на 01.01.94г. в отраслях пищевой промышленности республики большинство товарных рынков характеризуется высоким уровнем монополизации, т.е. производство продукции сосредоточено на 1-3 крупных предприятиях или объединениях. В связи с этим степень монополизации по отдельным товарным рынкам колеблется от 53 до 98%. Значительным уровнем монополизма отличается также рынок обуви, чулочно-носочных изделий, синтетических моющих средств, товаров бытовой химии и т.д. Здесь степень монополизации составляет от 48 до 81% (приложение N 1). На практике такое положение привело, в частности, к особой позиции предприятий после либерализации экономики - массовом стремлении к росту цен при снижении объемов производства и нежелании осуществлять структурную перестройку. Вместе с тем, существующая практика антимонопольного регулирования пока не может быть признана удовлетворительной. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" недостаточно учитывает специфику экономики Российской Федерации и Республики Татарстан, исключает из сферы антимонопольного регулирования некоторые институты. Поэтому система мер, направленная на проведение антимонопольной политики, не может в полном объеме осуществляться одновременно. На первом этапе следует использовать те меры, которые способны в сжатые сроки (1-2 года) обеспечить создание конкурентной среды на товарном рынке. В то же время важно определить приоритеты в антимонопольной политике. В первоочередном порядке целесообразно осуществить демонополизацию торговли, сферы услуг, автотранспорта и строительства. С этой целью они выводятся из-под контроля управленческих структур. Создание холдингов, объединений, ассоциаций может разрешаться только после получения каждым хозяйствующим субъектом полной самостоятельности. В процессе демонополизации торговли и сферы услуг возможно использование двух противоположных направлений: разукрупнение одних предприятий и укрупнение других. Это должно способствовать созданию примерно равных стартовых возможностей для функционирования предприятий на рынке в качестве конкурентов. В противном случае реальна ситуация, когда более крупные, лучше оснащенные за счет государственных средств предприятия быстро поглотят или подчинят себе мелкие предприятия. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос о временном льготном налогообложении предприятий, которые, находясь в худших экономических условиях, на данном этапе не в состоянии составить конкуренцию более мощным предприятиям. Без определенной государственной поддержки отдельных предприятий монополизм некоторых из них будет усиливаться. Таким образом, в числе первоочередных мер антимонопольной политики должны найти отражение не только те, которые направлены не демонополизацию отдельных предприятий, но и сдерживающие усиление монопольного положения других. Монополизм, как отмечено выше, наиболее полно проявляется в промышленности, где очень большое количество предприятий являются единственными производителями своей продукции в Республике Татарстан. По отношению к таким предприятиям первоочередными задачами антимонопольной политики следует считать проведение комплекса мер, ограничивающих власть монополий на рынке. Однако применение этих мер требует индивидуального подхода к каждому предприятию. По отношению к одним они должны быть достаточно жесткими, включая контроль за ценами. По другим возможно ограничиться мерами налогового регулирования или системой льгот при импорте товаров. Положения настоящей Программы используются при формировании других республиканских и отраслевых программ, определяющих стратегию экономической реформы. Процесс формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках рассчитан на долгосрочную перспективу с обязательным ежегодным уточнением приоритетов. Отраслевые программы демонополизации экономики и развития конкуренции являются неотъемлемой частью республиканской Программы и включаются в нее как локальные программы. Указанные программы содержат анализ структуры товарных рынков соответствующих отраслей, уровня и форм проявления монополизма, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий на республиканском и местном уровнях. Планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий, имеющих границы в пределах города (района), согласовываются с главами администраций соответствующих территориальных образований. Отраслевые программы демонополизации экономики и развития конкуренции на отдельных товарных рынках должны предусматривать учет следующих требований: ориентация на создание конкретного рынка, защита прав и интересов потребителей; решение задач демонополизации и приватизации с учетом конкретных условий; дифференцированный подход к процессу демонополизации с учетом социальных интересов и местных особенностей; обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов. Основные функции системы антимонопольного регулирования в Республике Татарстан изложены в приложении N 2 к настоящей Программе. II. Основные направления демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Республики Татарстан Первоочередные мероприятия антимонопольной политики в Республике Татарстан на ближайшие 2-3 года включают: перерегистрацию горизонтальных объединений типа концернов, ассоциаций, преобразованных из старых управленческих структур; формирование механизма инициативного разделения крупных хозяйствующих субъектов, в том числе в процессе приватизации и акционирования предприятий, предоставление права юридического лица всем хозяйствующим субъектам, которые могут быть технологически обособлены, подготовка и принятие соответствующих нормативных актов по данным вопросам; насаждение предпринимательства "сверху" необходимо подкрепить широким встречным движением "снизу". Для этого нужно снять еще имеющиеся административные барьеры и препятствия на пути создания частных и акционерных предприятий, строго ограничив право местных администраций и других органов власти вмешиваться в деятельность предприятий. Требуется существенно упростить порядок организации мелких и средних предприятий и перейти к заявительной регистрации частных предприятий; создание и введение в практику более эффективной системы государственной поддержки малого бизнеса, предусмотрев зачисление в бюджетный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса части доходов от приватизации и продажи государственного имущества. Государственная помощь должна оказываться лишь жизнеспособным предприятиям, а не тем, которые сохраняют устаревшую структуру, не изучают спрос потребителей и не реагируют на изменения в научно-техническом прогрессе; открытие частным предпринимателям приоритетного доступа к иностранным кредитам, предоставляемым по государственной линии или международными экономическими организациями посредством конкурса инвестиционных и иных проектов; создание массовых ассоциаций конечных потребителей, обладающих достаточными правами и своим техническим аппаратом для контроля потребительского качества продукции, "антирекламы", участия в переговорах о стандартизации и т.п. Они должны иметь свои печатные издания и иметь возможность информировать население о перестройке производства и обращения; совершенствование законодательной базы антимонопольной политики, в частности, подготовка предложений к проектам законов РСФСР о государственной и естественной монополии, о стимулировании конкуренции в кредитно-банковской сфере, на рынке капиталов и валютном рынке. Необходимо также сформировать механизм антимонопольного регулирования в рамках СНГ, учитывая, что объединения производителей уже выходят за национальные рамки. Антимонопольное регулирование таких предприятий должно проводиться дифференцировано с учетом их особенностей. Кроме того, как показывает анализ, на демонополизацию экономики также негативно влияет создание таких надстроек, как холдинги и крупные акционерные общества в строительном комплексе, в автомобильном транспорте, городском хозяйстве и других отраслях. Это при определенных условиях может закрепить существующую систему монополизма. Конкурентноспособным предприятиям республики либо предприятиям, которые могут стать конкурентоспособными на рынках Российской Федерации, СНГ и мировом рынке, будет дана максимальная свобода в перестройке собственной внутренней структуры, вплоть до снятия ограничений на рост концентрации производства. К предприятиям, не выдерживающим конкуренции, будет применяться механизм инициативного и, в отдельных случаях, принудительного разукрупнения предприятий, поскольку в рамках в целом неконкурентоспособного предприятия или объединения могут оказаться жизнеспособные подразделения. К предприятиям - естественным и государственным монополиям - будут применяться традиционные в мировой практике методы регулирования, в частности, цен и тарифов. III. Особенности демонополизации отдельных отраслей и хозяйственных комплексов в 1994-1996 гг. Исходя из структуры экономики республики, можно выделить ряд хозяйственных комплексов, где наиболее четко проявляются особенности их демонополизации: торговля, строительство, связь, транспортный комплекс (без железнодорожного транспорта). Имеющиеся здесь особенности демонополизации связаны со спецификой вхождения различных отраслей и отдельных товарных рынков Республики Татарстан в рыночную среду и, следовательно, не одинаковый уровень адаптации к современным экономическим условиям. Кроме того, в ряде отраслей и товарных рынков имеет место временная монополия, которая при проведении соответствующих мероприятий может быть достаточно быстро устранена. В этой связи следует отметить, что проведение политики демонополизации экономики предполагает осуществление государственного контроля за ходом приватизации государственных и коммунальных предприятий в целях соблюдения антимонопольных требований и предупреждения создания новых монопольных структур, не относящихся к естественной монополии. При разработке отраслевых программ по демонополизации и развитию конкуренции на отдельно взятых товарных рынках необходимо исходить из следующих положений: Для стимулирования конкуренции необходимо создать и ввести в действие более эффективную систему государственной поддержки малого бизнеса. Для стимулирования конкуренции необходимо создать и ввести в действие систему поиска и работы с потенциальными иностранными инвесторами. Мероприятия по демонополизации и развитию конкуренции в отдельных отраслях промышленности могут включать в себя следующие мероприятия: увеличение числа поставщиков и объема поставок продукции путем импорта продукции из-за рубежа или иного региона; снижение финансово-экономических и организационных барьеров для входа на рынок; ликвидация межрегиональных барьеров для товарообмена; приватизацию и выделение самостоятельных предприятий из их объединений; создание юридических лиц на базе структурных подразделений действующих предприятий при условии сохранения основного производства и наличия спроса на эту продукцию; реализацию продукции путем организации торгов, аукционов; широкое информирование покупателей о ценах на товары в других регионах; передачу предпринимательским структурам неиспользуемых производственных площадей и оборудования предприятий, занимающих доминирующее положение в отрасли, для организации новых производств товаров народного потребления. В соответствии с вышеизложенным основные направления политики демонополизации и развития конкуренции в различных отраслях экономики Республики Татарстан можно представить следующим образом. Оптовая торговля. На оптовом рынке в течение 1992-1993 гг. практически устранена монополия специализированных оптовых предприятий и объединений. Удельный вес поставок товаров в розничную сеть от общереспубликанского оборота по всем каналам товародвижения составляет по каждому хозяйствующему субъекту в среднем от 12 до 35 процентов. Исключение составляют некоторые товарные рынки, на которых сохраняется государственная монополия и товары реализуются по регулируемым ценам (продукция животного происхождения и т.д.). В этой связи основные направления деятельности на 1994-1995 гг. должны быть следующими: концентрация капитала оптовых предприятий (акционерных обществ) для ускорения реализации инвестиционных программ по развитию складского хозяйства; развитие гласной оптовой торговли на республиканском и районном уровнях; введение лицензирования деятельности предприятий оптовой торговли; развитие рыночной инфраструктуры. Розничная торговля. Монопольное положение в сфере розничной торговли реально присутствовало на уровне городов, в некоторых функционировало не более двух торговых предприятий (торга, орса и т.д.). Однако в настоящее время количество предприятий - субъектов потребительского рынка - значительно возросло. Для создания дополнительных условий по формированию конкурентной среды необходимо: завершить коммерциализацию розничной сети, имея в виду придание статуса юридического лица предприятию, объединяющему не более 5-7 структурных единиц с последующей обязательной приватизацией; введение лицензирования деятельности предприятий розничной торговли; проведение коммерциализации для заготовительных, перерабатывающих предприятий, производителей потребительских и других товаров, самостоятельная хозяйственная деятельность которых не повлечет за собой чрезмерного увеличения управленческого и обслуживающего персонала; снижение размера платы за получение лицензии новыми экономическими структурами и, в первую очередь, предпринимателями без образования юридического лица. При этом особое значение должен иметь учет местных условий и предложений администраций с целью сохранения регулирующих функций на потребительском рынке в переходный период. Общественное питание. Предприятия общественного питания можно условно классифицировать таким образом: а) предприятия, обслуживающие специальные контингенты населения по месту работы и учебы (закрытой сети); б) общедоступная сеть (открытой сети). Сохранение естественной и государственной монополии для предприятий и структурных единиц первой группы достаточно обосновано до изменения ими форм собственности. Однако вторая группа - общедоступные рестораны, кафе, столовые, закусочные и т.д. - для создания конкурентной среды на внутреннем потребительском рынке должны быть коммерциализованы с учетом завершенности технологического цикла в каждом хозяйствующем субъекте (заготовка, приготовление пищи, организация потребления, комплекс дополнительных услуг). Бытовое обслуживание. Особенность создания конкурентной среды в этой отрасли связана с необходимостью сохранения полного технологического цикла при обслуживании и оказании услуг. Однако бытовое обслуживание выполняет и функции по производству и реализации произведенных товарных ресурсов, а это, в свою очередь, требует ускоренной демонополизации. Особенностью данной отрасли является также наличие значительного количества предприятий, расположенных в сельской местности. С целью достижения наиболее оптимального учета перечисленных выше факторов необходимо применять особый подход при преобразовании сети бытового обслуживания в сельских районах республики, создав акционерные общества на базе существующих райбытуправлений или их государственных правопреемников. Главная задача на данном этапе - сохранение единого технологического цикла и, следовательно, возможности для будущего экономического развития. В городах и крупных рабочих поселках схема преобразования системы бытового обслуживания с целью создания конкурентной среды в этой отрасли должна развиваться в следующих направлениях: а) коммерциализация и ускоренная приватизация технологически независимых структурных единиц; б) акционирование крупных технологических комплексов, включая их филиалы, а также отдельно стоящих объектов с многопрофильной специализацией. Строительный комплекс. В настоящее время данная отрасль в республике представлена несколькими крупными организационными структурами, концентрирующими у себя функции управления преимущественно по территориальному принципу ("Татстрой", "Камгэсэнергострой", "Татнефтегазстрой" и другие). Образование в процессе приватизации крупных объединений (холдинговых компаний и акционерных обществ) препятствует созданию конкурентной среды в этой сфере экономики. Следует признать, что центробежные силы в строительном комплексе в течение ближайших двух-трех лет будут наиболее ощутимы. Это основано, в частности, на возможности вполне автономного функционирования крупных строительно-монтажных подразделений - трестов, комбинатов крупнопанельного домостроения и т.д. с одной стороны, а с другой - сохранение малоэффективной структуры и устаревших принципов управления. Вместе с тем, рынок строительной продукции крайне монополизирован, особенно ощутимо это в жилищном строительстве, где уровень монополизма 4-х крупнейших объединений составляет 82 процента. Все это в условиях жесткой территориальной ориентации также является серьезным сдерживающим фактором демонополизации, ставит вопрос о необходимости принудительного разукрупнения предприятий, придания статуса юридического лица тем из них, где имеется возможность проводить строительные (монтажные) работы по полному технологически законченному производственному циклу. Наиболее эффективные мероприятия по демонополизации в строительном комплексе связаны с долгосрочными и капиталоемкими инвестиционными проектами, включающими: развитие действующих предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, расширение производства строительных материалов, конструкций, оборудования, строительной техники и механизмов; создание в строительном комплексе структур, способствующих образованию конкурентной среды; поддержка и развитие предприятий малого и среднего бизнеса, выполняющих полный комплекс строительно-монтажных работ, особенно в небольших городах и сельской местности; привлечение иностранных фирм в строительный рынок Татарстана, в первую очередь, для реконструкции исторической части городов, возведения гостиничных и туристских комплексов и т.д.; внедрение и развитие системы государственного лицензирования строительной деятельности. Связь (в части обслуживания населения). В едином экономическом пространстве функции этой отрасли подразделяются на два направления: а) обеспечение потребностей населения в услугах почтовой, электрической связи; б) обеспечение потребностей правительственной и другой спецсвязи, теле- и радиопередающих центров и систем и т.д. К сожалению, основные виды услуг связи для населения выполняются предприятиями и их структурными единицами, занимающими естественное (или созданное государством) монопольное положение. Поэтому процесс создания конкурентной среды здесь займет значительно больше времени, чем в других отраслях сферы услуг. Хозяйствующие субъекты комплекса (предприятия связи) имеют ряд существенных особенностей: являются многофункциональными производственными предприятиями и участвуют в предоставлении, как правило, нескольких видов услуг связи; подвергаются мерам государственного регулирования: ограничиваются и регулируются цены и тарифы на все виды услуг связи, предоставляемых населению и бюджетным организациям. В течение 1994 года необходимо завершить акционирование системы АТС. Однако большинство других предприятий связи, работающих в условиях общероссийских тарифов и единой информационной и научно-технической политики, должны сохранить государственную форму собственности. Создание конкурентной среды в этой сфере начнет происходить после отпуска цен на услуги связи. Важнейшими направлениями антимонопольной политики в этих достаточно специфических условиях являются: на первом этапе - концентрация и увеличение инвестиций в развитие отрасли и формирование конкурентной среды в предоставлении услуг; защита прав потребителей услуг связи; проведение протекционистской налоговой и кредитной политики, обеспечение льготных условий аренды, учета специфики отрасли при приватизации предприятий связи; осуществление конверсионной деятельности в области промышленности средств связи, использование специальных и ведомственных связей; на втором этапе предполагается смена приоритетов в процессе демонополизации и переориентации на всемерную поддержку развития альтернативных структур, особенно использующих новые виды связи, более высокого технологического уровня, что приведет к увеличению их доли на рынках предоставления услуг связи. В результате этого этапа формируется естественная конкурентная среда и достигается насыщение рынка высококачественными услугами. Автомобильный транспорт. В этой отрасли особую роль играет специализация автотранспортных предприятий и связанная с ней дальнейшая коммерциализация деятельности. Если грузовые автотранспортные предприятия в большей степени ориентированы на этот процесс, имея возможность применять свободные тарифы, то пассажирские, получающие дотацию к регулируемым ценам на проезд, практически лишены возможности перейти на экономические рыночные отношения. В этой связи необходимо начиная с 1995 года передать пассажирские автотранспортные предприятия, а также горэлектротранспорт в ряде городов республики на баланс администрации, т.е. приблизить их к источнику дотаций. В этом случае автотранспортным предприятиям должна передаваться расчетная дотация из республиканского бюджета. Холдинговая компания, созданная на базе Таттрансуправления, может рассматриваться как временная структура. Создание объективных условий для конкуренции в этом секторе экономики основано на постепенном переходе к системе свободных тарифов. После передачи пассажирского автопарка городским и районным администрациям и некоторой адаптации предприятий к временным (бездотационным) условиям (ориентировочно к 1996 году) надстройка в виде холдинговой компании должна быть трансформирована исходя из сложившихся требований рынка. Жилищно-коммунальное и городское хозяйство. Особенность функционирования этой сферы связана с невозможностью создать конкурентную среду в ближайшее время: здесь сохраняется государственная монополия и регулируемые цены практически на все виды услуг. Наиболее оптимальное направление в создании конкурентной среды в этом секторе экономики связано с проведением постепенной адаптации населения и жилищно-эксплуатационных служб к условиям рыночной экономики. Необходимо в течение 1994 года преобразовать в акционерные общества по одному предприятию производственного комплекса жилищного хозяйства в ряде крупных городов республики. При этом необходимо установить государственный лимит (нижний предел) объемов работ и услуг, выполняемых по единым регулируемым тарифам. В данной отрасли необходимо осуществлять лицензирование различных видов производственной деятельности отраслей городского хозяйства на конкурсной основе с участием предпринимательских структур. Другие отрасли городского хозяйства (банно-прачечные комбинаты, горэлектротранспорт, тресты горзеленхозов и т.п.) должны перейти к новым формам собственности и, следовательно, к рыночным условиям хозяйствования только после снятия их с бюджетного дотирования. В настоящее время завершается процесс приватизации некоторых гостиничных комплексов, появляется возможность для привлечения иностранного капитала на их реконструкцию. Трудность формирования конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального и городского хозяйства усугубляется отсутствием достаточного количества субъектов рынка, ведомственной принадлежности многих структур, содержанием их за счет государственных предприятий или при вновь образуемых обществах, а также рядом других проблем. В связи с введением специальных налогов на содержание городского хозяйства необходимо в течение 1994 года передать, где это не сделано, ведомственные объекты горэлектротранспорта, гостиничное хозяйство и другие на баланс администраций с последующим преобразованием в акционерные общества (товарищества) для возможного привлечения инвестиций на их развитие. Однако в полной мере конкурентная среда в данной отрасли сформируется только под воздействием свободных цен и тарифов, что связано с длительным процессом стабилизации экономики и изменением структуры потребления населения. Легкая и пищевая промышленность. Многочисленные отрасли легкой и пищевой промышленности представлены в Республике Татарстан развитой обувной, швейной, трикотажной, фарфоровой, а также мясоперерабатывающей, молочной, кондитерской, маслосыродельной и другими. Большинство предприятий из указанных отраслей преобразованы в настоящее время в акционерные общества или холдинговые компании по технологическому принципу. В отраслях легкой промышленности большинство товарных рынков не являются монопольными. Вместе с тем, необходимо создавать более выгодные условия для поступления товаров из других регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. В течение 1994-1995 гг. особое внимание необходимо обращать на создаваемые холдинговые компании в мясоперерабатывающей промышленности, практически полностью обеспечивающие потребности республики в продукции животного происхождения. В этой связи следует отметить, что после постепенного перехода к свободным розничным ценам регулирующие функции местных исполнительных органов будут регламентироваться только Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", действующим в рамках единого экономического пространства в Республике Татарстан, а, следовательно, при отсутствии многочисленных субъектов (или при проведении единой ценовой политики на данном товарном рынке) препятствовать массовому завышению цен станет весьма затруднительно. Множественность независимых товаропроизводителей на товарном рынке продукции животноводства - генеральная линия создания конкурентной среды в этой отрасли. Имеющаяся государственная монополия на небольших товарных рынках (уксус, дрожжи) может быть в настоящее время вполне оправдана и не несет серьезного ущерба для потребителей. Другие отрасли промышленности, по которым производимая продукция занимает монопольное положение на товарных рынках Республики Татарстан. Здесь необходимо произвести разграничение между так называемой естественной и государственной (объективно созданной) монополией и временной монополией. Предприятия, относящиеся к первой группе, могут занимать монопольное положение на отдельных товарных рынках достаточно длительное время. К таким рынкам относятся рынки реализации минеральных удобрений, продукции нефтехимии, холодильников, морозильных камер и некоторых других товаров. Для предприятий, производящих подобную продукцию, устранение монополизма может быть достигнуто под воздействием не только достаточного количества местных и республиканских (РФ) конкурентов, но и снижением импортных пошлин, другими мерами по упорядочению политики протекционизма. Одновременно должен быть облегчен доступ аналогичных импортных товаров не рынок республики. Ко второй группе предприятий можно отнести те из них, которые временно не имеют достаточного количества конкурентов (товарный рынок бытовой химии). При установлении монопольно высоких (низких) цен пресечение этого злоупотребления осуществляется в соответствии со ст.5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В течение 1994-1995 гг. предстоит также обеспечить контроль за созданием промышленно-финансовых групп на территории республики. Указанные объединения могут создаваться при участии Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур на базе крупных предприятий, действующих в местных регионах (производство вооружений, сложной наукоемкой продукции и т.п.). Однако в этих случаях требуется обеспечить необходимый контроль со стороны территориального антимонопольного управления с целью недопущения возникновения временной монополии и снижения конкурентоспособности входящих в финансово-промышленную группу хозяйствующих субъектов. В приложении N 3 представлен план мероприятий по реализации Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан на 1994-1995 гг. IV. Организационно-финансовое, кадровое обеспечение программы Реализация Программы возлагается на Татарское территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Координацию действий министерств и ведомств по реализации настоящей Программы осуществляет Республиканская межведомственная комиссия по демонополизации экономики. В систему обеспечения Программы входят меры по пропагандистской поддержке и формированию позитивного общественного мнения по отношению к проблемам демонополизации и подготовки кадров в области демонополизации. Особое внимание следует уделять информационному обеспечению Программы. Для этих целей необходимо усилить взаимодействие республиканских экономических органов (Государственного комитета Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, Государственного комитета Республики Татарстан по статистике, Татарского территориального управления по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и др.) и упростить процедуру обмена информацией, обеспечить в полной мере использование существующих и создание новых баз данных. Источниками финансирования мероприятий и работ по настоящей Программе, корректировке и реализации отраслевых программ республиканских министерств и ведомств являются средства бюджета Республики Татарстан, средства, получаемые от приватизации, а также добровольные отчисления предприятий различных форм собственности. При этом мероприятия и работы по информационному обеспечению реализации Программы и проведение соответствующих целевых исследований, подготовка кадров специалистов и некоторые другие обеспечиваются непосредственно за счет средств республиканского бюджета. Приложение N 1 Показатели степени монополизации отраслей на товарных рынках Республики Татарстан (по состоянию на 01.01.94 г.) -----------------------T-------------------------T-------T--------------¬ ¦ Наименование отраслей¦Основные товаропроизводи-¦Доля на¦Степень моно- ¦ ¦ ¦тели ¦рынке ¦полизации ¦ ¦ ¦ ¦ (%) ¦рынка (%) ¦ +----------------------+-------------------------+-------+--------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +----------------------+-------------------------+-------+--------------+ ¦ Пищевая промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ - сахарная Нурлатский сахарный завод 23,4 55,5 ¦ ¦ Заинский сахарный завод 9,7 ¦ ¦ Буинский сахарный завод 22,3 ¦ ¦ - мясная Холдинговая компания ¦ ¦ "Татмясопром" 68,5 68,5 ¦ ¦ - кондитерская Фабрика "Заря" 52,0 66,0 ¦ ¦ Пищекомбинат "Татарский" 14,0 ¦ ¦ - хлебопекарная и Производственное объеди- ¦ ¦ макаронная нение "Татархлебпром" 95,0 95,0 ¦ ¦ - спирто-водочная Производственное объеди- ¦ ¦ нение "Татспиртагропром" 83,0 83,0 ¦ ¦ - рыбная Татарское объединение ¦ ¦ рыбной промышленности 8,0 8,0 ¦ ¦ - мукомольная Производственное объеди- ¦ ¦ нение "Татархлебопродукт" 98,0 98,0 ¦ ¦ - молочная Производственное объеди- ¦ ¦ нение арендаторов молоч- ¦ ¦ ной промышленности 95,0 95,0 ¦ ¦ ¦ ¦ Легкая промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ - трикотажная: ¦ ¦ трикотажные изделия Чистопольская швейная ¦ ¦ фабрика 10,0 42,2 ¦ ¦ Казанская трикотажная ¦ ¦ фабрика 32,2 ¦ ¦ чулочно-носочные Концерн "Ростекстиль" ¦ ¦ изделия (фирма "Алсу") 65,0 65,0 ¦ ¦ - швейная Татарское производствен- ¦ ¦ но-торговое швейное объ- ¦ ¦ единение "Киемнер" 37,0 45,7 ¦ ¦ Акционерное общество ¦ ¦ "Адонис" 8,7 ¦ ¦ - меховая Акционерное общество ¦ ¦ "Мелита" 84,0 84,0 ¦ ¦ - обувная Акционерное общество ¦ ¦ "Спартак" 48,0 48,0 ¦ ¦ (в натуральном выражении 60,0) ¦ ¦ - хлопчатобумажная Елабужский хлопчато-бу- ¦ ¦ мажный комбинат 30,0 30,0 ¦ ¦ - льняная Казанский льнокомбинат 94,0 94,0 ¦ ¦ - мебельная Производственное мебель- ¦ ¦ ное объединение "Татме- ¦ ¦ бель" 52,0 52,0 ¦ ¦ - кожгалантерейная Кожгалантерейная фабрика 64,0 64,0 ¦ ¦ - валяльно-войлочная Казанский валяльно-вой- ¦ ¦ лочный комбинат 60,0 100,0 ¦ ¦ ¦ ¦ Строительный комплекс ¦ ¦ ¦ ¦ Концерн "Татстрой" 14,1 37,0 ¦ ¦ Концерн "Камгэсэнергост- ¦ ¦ рой" 13,4 ¦ ¦ Производственное строи- ¦ ¦ тельно-монтажное объеди- ¦ ¦ нение "Татнефтегазстрой" 9,5 ¦ ¦ в т.ч. ¦ ¦ жилищное строитель- Концерн "Татстрой" 35,4 82,0 ¦ ¦ ство: Концерн "Камгэсэнергост- ¦ ¦ рой" 22,0 ¦ ¦ Объединение "Татагро- ¦ ¦ промстрой" 11,5 ¦ ¦ Производственное строи- ¦ ¦ тельно-монтажное объеди- ¦ ¦ нение "Татнефтегазстрой" 13,1 ¦ ¦ ¦ ¦ Розничная торговля ¦ ¦ ¦ ¦ Государственная торговля ¦ ¦ и потребительская коопе- ¦ ¦ рация 83,6 ¦ L------------------------------------------------------------------------ Приложение N 2 Основные функции системы антимонопольного регулирования в Республике Татарстан ---T------------T-------------------------T-------------T---------------- N ¦ Объекты ¦Основные функции и задачи¦Виды информа-¦Источники инфор- п/п¦исследования¦ ¦ции ¦мации ---+------------+-------------------------+-------------+---------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ---+------------+-------------------------+-------------+---------------- 1.¦Структура ¦ Отнесение хозяйствую- ¦Основные эко-¦ Государственный ¦отраслей ¦ щих субъектов к от- ¦номические ¦ комитет Респуб- ¦и народнохо-¦ раслям и народнохо- ¦показатели ¦ лики Татарстан ¦зяйственных ¦ зяйственным комплек- ¦деятельности ¦ по экономике и ¦комплексов ¦ сам. ¦отраслей и ¦ прогнозирова- ¦ ¦ Выявление особеннос- ¦хозяйствующих¦ нию, Государст- ¦ ¦ тей и форм внутриот- ¦субъектов, ¦ венный комитет ¦ ¦ раслевой хозяйствен- ¦структура уп-¦ Республики Та- ¦ ¦ ной деятельности. ¦равления ¦ тарстан по ста- ¦ ¦ Оценка социально-эко- ¦ ¦ тистике, Татар- ¦ ¦ номической значимости ¦ ¦ ское антимоно- ¦ ¦ отраслей (народно-хо- ¦ ¦ польное управ- ¦ ¦ зяйственных комплек- ¦ ¦ ление, заинте- ¦ ¦ сов) на товарных рын- ¦ ¦ ресованные ми- ¦ ¦ ках Республики Та- ¦ ¦ нистерства и ¦ ¦ тарстан. ¦ ¦ ведомства, хо- ¦ ¦ Выявление необходи- ¦ ¦ зяйствующие ¦ ¦ мости государственно- ¦ ¦ субъекты ¦ ¦ го регулирования хо- ¦ ¦ ¦ ¦ зяйственной деятель- ¦ ¦ ¦ ¦ ности. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2.¦Структура ¦ Определение границ ¦Объемы произ-¦ Государственный ¦внутренних ¦ товарных рынков и их ¦водства и по-¦ комитет Респуб- ¦товарных ¦ емкости. ¦ставок на ры-¦ лики Татарстан ¦рынков ¦ Определение перечня ¦нок продукции¦ по статистике, ¦ ¦ хозяйствующих субъек- ¦хозяйствующи-¦ Государственный ¦ ¦ тов с указанием рын- ¦ми субъекта-¦ комитет Респуб- ¦ ¦ ка, на котором они ¦ми. ¦ лики Татарстан ¦ ¦ действуют. ¦Объемы ввоза,¦ по экономике и ¦ ¦ Выявление хозяйствую- ¦вывоза проду-¦ прогнозированию ¦ ¦ щих субъектов, конку- ¦кции на тер-¦ Министерство ¦ ¦ рирующих между собой ¦риторию Рес-¦ финансов ¦ ¦ на товарных рынках. ¦публики Та- ¦ Республики Та- ¦ ¦ ¦тарстан, дру-¦ тарстан, Татар- ¦ ¦ ¦гие регионы. ¦ ское антимоно- ¦ ¦ ¦Динамика се-¦ польное управ- ¦ ¦ ¦бестоимости, ¦ ление, соответ- ¦ ¦ ¦отпускных и¦ ствующие инфор- ¦ ¦ ¦конечных цен¦ мационные служ- ¦ ¦ ¦реализации ¦ бы, хозяйствую- ¦ ¦ ¦продукции. ¦ щие субъекты ¦ ¦ ¦ ¦ 3.¦Экономичес- ¦ Определение хозяйс- ¦Объемы произ-¦ Государственный ¦кая ситуация¦ твующих субъектов-по- ¦водства и ¦ комитет Респуб- ¦на товарных ¦ ставщиков, действую- ¦поставок на ¦ лики Татарстан ¦рынках, под-¦ щих на товарных рын- ¦рынок продук-¦ по статистике, ¦лежащих де- ¦ ках. ¦ции хозяйст-¦ Татарское анти- ¦монополиза- ¦ Расчет доли хозяйс- ¦вующими субъ-¦ монопольное уп- ¦ции ¦ твующих субъектов на ¦ектами. ¦ равление, ин- ¦ ¦ соответствующих то- ¦Объемы ввоза¦ формационные ¦ ¦ варных рынках. ¦и вывоза про-¦ службы органов ¦ ¦ Определение степени ¦дукции на¦ исполнительной ¦ ¦ монополизации и кон- ¦территорию ¦ власти, хозяй- ¦ ¦ центрации товарных ¦Республики ¦ ствующие субъ- ¦ ¦ рынков. ¦Татарстан и ¦ екты, товарные ¦ ¦ Выявление хозяйствую- ¦другие регио-¦ биржи ¦ ¦ щих субъектов, зани- ¦ны. ¦ ¦ ¦ мающих доминирующее ¦Динамика цен¦ ¦ ¦ положение на соот- ¦на различных¦ ¦ ¦ ветствующих товарных ¦географичес- ¦ ¦ ¦ рынках. ¦ких рынках. ¦ ¦ ¦ Определение хозяйс- ¦ ¦ ¦ ¦ твующих субъектов-по- ¦ ¦ ¦ ¦ купателей (граж- ¦ ¦ ¦ ¦ дан-потребителей) на ¦ ¦ ¦ ¦ товарных рынках. ¦ ¦ ¦ ¦ Сопоставительный ана- ¦ ¦ ¦ ¦ лиз цен на однотипную ¦ ¦ ¦ ¦ продукцию на различ- ¦ ¦ ¦ ¦ ных географических ¦ ¦ ¦ ¦ рынках. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.¦Развитие и ¦ Анализ деятельности ¦Показатели ¦ Государственный ¦поддержка ¦ малых предприятий в ¦деятельности ¦ комитет Респуб- ¦предприни- ¦ Республике Татарстан. ¦малых предп-¦ лики Татарстан ¦мательства ¦ Содействие развитию ¦риятий: их¦ по статистике, ¦ ¦ предпринимательства в ¦количество по¦ Государственный ¦ ¦ Республике Татарстан. ¦отраслям, ¦ комитет Респуб- ¦ ¦ Поддержка инфраструк- ¦численность ¦ лики Татарстан ¦ ¦ туры малого бизнеса. ¦занятых, ¦ по экономике и ¦ ¦ Развитие учебной базы ¦средняя зара-¦ прогнозированию ¦ ¦ для подготовки предп- ¦ботная плата,¦ Министерство ¦ ¦ ринимателей. ¦объемы выпус-¦ финансов ¦ ¦ ¦каемой про-¦ Республики Та- ¦ ¦ ¦дукции и ее ¦ тарстан, Татар- ¦ ¦ ¦доля в общем¦ ское антимоно- ¦ ¦ ¦объеме произ-¦ польное управ- ¦ ¦ ¦водства. ¦ ление, информа- ¦ ¦ ¦Условия фи-¦ ционные службы ¦ ¦ ¦нансовой под-¦ исполнительной ¦ ¦ ¦держки малого¦ власти ¦ ¦ ¦бизнеса, ис-¦ ¦ ¦ ¦точники ¦ ¦ ¦ ¦средств, нап-¦ ¦ ¦ ¦равления их¦ ¦ ¦ ¦использова- ¦ ¦ ¦ ¦ния, сведения¦ ¦ ¦ ¦об инфраст-¦ ¦ ¦ ¦руктуре мало-¦ ¦ ¦ ¦го бизнеса,¦ ¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦структур, го-¦ ¦ ¦ ¦товящих кадры¦ ¦ ¦ ¦предпринима- ¦ ¦ ¦ ¦телей. ¦ ---+------------+-------------------------+-------------+---------------- Приложение N 3 План мероприятий по реализации Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан на 1994-1995гг. -----T------------------------T----------T------------------------------- N ¦ Содержание работ ¦ Срок ¦ Исполнители п/п ¦ ¦исполнения¦ -----+------------------------+----------+------------------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 -----+------------------------+----------+------------------------------- 1. ¦Разработка теоретичес- ¦ июнь ¦ Татарское антимонопольное ¦кого механизма реализа- ¦ 1994г. ¦ управление, Государственный ¦ции Государственной ¦ ¦ комитет Республики Татарстан ¦программы. ¦ ¦ по управлению государствен- ¦ ¦ ¦ ным имуществом, Казанский ¦ ¦ ¦ финансово-экономический инс- ¦ ¦ ¦ титут ¦ ¦ ¦ 2. ¦Разработка проектов до- ¦ сентябрь ¦ Государственный комитет Рес- ¦полнений и изменений в ¦ 1994г. ¦ публики Татарстан по эконо- ¦действующее законода- ¦ ¦ мике и прогнозированию, Та- ¦тельство Республики Та- ¦ ¦ тарское антимонопольное уп- ¦тарстан с целью уско- ¦ ¦ равление, Министерство юсти- ¦ренной реализации Госу- ¦ ¦ ции Республики Татарстан ¦дарственной программы. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦Методическое руковод- ¦ ¦ ¦ство разработкой отрас- ¦ ¦ ¦левых программ демоно- ¦ ¦ ¦полизации экономики в ¦ ¦ ¦Республики Татарстан: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3.1.¦торговля ¦ май ¦ Министерство торговли Респуб- ¦ ¦ 1994г. ¦ лики Татарстан ¦ ¦ ¦ 3.2.¦общественное питание ¦ июнь ¦ Управление общественного пи- ¦ ¦ 1994г. ¦ тания при Кабинете Министров ¦ ¦ ¦ Республики Татарстан ¦ ¦ ¦ 3.3.¦бытовое обслуживание ¦ июнь ¦ Министерство бытового обслу- ¦ ¦ 1994г. ¦ живания населения Республики ¦ ¦ ¦ Татарстан ¦ ¦ ¦ 3.4.¦строительный комплекс ¦ июнь ¦ Отдел строительства, архи- ¦ ¦ 1994г. ¦ тектуры и жилищно-коммуналь- ¦ ¦ ¦ ного хозяйства Секретариата ¦ ¦ ¦ Кабинета Министров Республи- ¦ ¦ ¦ ки Татарстан, Акционерное ¦ ¦ ¦ общество "Татстрой" ¦ ¦ ¦ 3.5.¦связь (в части об- ¦ июль ¦ Министерство связи Республи- ¦служивания населе- ¦ 1994г. ¦ ки Татарстан, отдел транс- ¦ния) ¦ ¦ порта и связи Секретариата ¦ ¦ ¦ Кабинета Министров Республи- ¦ ¦ ¦ ки Татарстан ¦ ¦ ¦ 3.6.¦автотранспортный ¦ июль ¦ Отдел транспорта и связи Се- ¦комплекс ¦ 1994г. ¦ кретариата Кабинета Минист- ¦ ¦ ¦ ров Республики Татарстан, ¦ ¦ ¦ Акционерное общество "Татав- ¦ ¦ ¦ тотранс", главы администра- ¦ ¦ ¦ ций соответствующих городов ¦ ¦ ¦ и районов ¦ ¦ ¦ 3.7.¦жилищно-коммунальное ¦ август ¦ ТПО жилищно-коммунального ¦хозяйство ¦ 1994г. ¦ хозяйства Республики Татар- ¦ ¦ ¦ стан, главы администраций ¦ ¦ ¦ соответствующих городов и ¦ ¦ ¦ районов ¦ ¦ ¦ 3.8.¦легкая и пищевая ¦ август ¦ Отдел промышленности Секре- ¦промышленность ¦ 1994г. ¦ тариата Кабинета Министров ¦ ¦ ¦ Республики Татарстан ¦ ¦ ¦ 4. ¦Разработка Программы ¦ сентябрь ¦ Государственный комитет Рес- ¦демонополизации агро- ¦ 1994г. ¦ публики Татарстан по земель- ¦промышленного комп- ¦ ¦ ным ресурсам и земельной ре- ¦лекса. ¦ ¦ форме, Министерство сельско- ¦ ¦ ¦ го хозяйства и продовольст- ¦ ¦ ¦ вия Республики Татарстан, ¦ ¦ ¦ Государственный комитет Рес- ¦ ¦ ¦ публики Татарстан по управ- ¦ ¦ ¦ лению государственным иму- ¦ ¦ ¦ ществом ¦ ¦ ¦ 5. ¦Экспертиза проектов от- ¦постоянно ¦ Республиканская межведом- ¦раслевых программ де- ¦ ¦ ственная комиссия по демоно- ¦монополизации и струк- ¦ ¦ полизации экономики, Татар- ¦турной перестройки эко- ¦ ¦ ское антимонопольное управ- ¦номики. ¦ ¦ ление ¦ ¦ ¦ 6. ¦Контроль исполнения ме- ¦постоянно ¦ -"- -"- ¦роприятий, направленных ¦ ¦ ¦на демонополизацию эко- ¦ ¦ ¦номики и развитие кон- ¦ ¦ ¦куренции в Республике ¦ ¦ ¦Татарстан. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7. ¦Содействие поддержке и ¦постоянно ¦ Татарское антимонопольное ¦развитию предпринима- ¦ ¦ управление Государственный ¦тельства. ¦ ¦ комитет Республики Татарстан ¦ ¦ ¦ по управлению государствен- ¦ ¦ ¦ ным имуществом, Государс- ¦ ¦ ¦ твенный комитет Республики ¦ ¦ ¦ Татарстан по экономике и ¦ ¦ ¦ прогнозированию, главы адми- ¦ ¦ ¦ нистраций соответствующих ¦ ¦ ¦ городов и районов ¦ ¦ ¦ 8. ¦Подготовка специалистов ¦постоянно ¦ Татарское антимонопольное ¦по демонополизации, изу-¦ ¦ управление ¦чению товарных рынков ¦ ¦ ¦через систему учебных ¦ ¦ ¦курсов и семинаров Го- ¦ ¦ ¦сударственного комитета ¦ ¦ ¦Российской Федерации по ¦ ¦ ¦антимонопольной полити- ¦ ¦ ¦ке и поддержке новых ¦ ¦ ¦экономических структур. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9. ¦Проведение научно-прак- ¦постоянно ¦ Республиканская межведом- ¦тических и информацион- ¦ ¦ ственная комиссия по демоно- ¦ных семинаров и конфе- ¦ ¦ полизации экономики, Татар- ¦ренций, пропаганда по- ¦ ¦ ское антимонопольное управ- ¦литики демонополизации ¦ ¦ ление ¦в республиканских сред- ¦ ¦ ¦ствах массовой информа- ¦ ¦ ¦ции. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10. ¦Контроль за ходом реа- ¦постоянно ¦ -"- -"- ¦лизации Программы. ¦ ¦ -----+------------------------+----------+------------------------------- Положение "О Республиканской межведомственной комиссии по демонополизации экономики" (утв. постановлением КМ РТ от 25 июля 1994 г. N 353) 1. Республиканская межведомственная комиссия по демонополизации экономики (в дальнейшем - Комиссия) является органом, осуществляющим координацию деятельности министерств, других республиканских органов исполнительной власти и органов исполнительной власти городов и районов Республики Татарстан по реализации Государственной программы по демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан (в дальнейшем - Программа). 2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Республики Татарстан и другими законами и актами, действующими на территории Республики Татарстан. Основными задачами Комиссии являются: определение приоритетных отраслей и предприятий, демонополизация которых должна регулироваться законодательными и нормативными актами Республики Татарстан; предварительное рассмотрение представленных в Правительство Республики Татарстан отраслевых программ демонополизации и развития конкуренции на республиканском и федеральном рынках, подготовка соответствующих заключений по ним; участие в подготовке проектов законодательных и других нормативных актов, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан; подготовка прогнозных оценок последствий реализации мер, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках Республики Татарстан; контроль за выполнением республиканской Программы, других программ демонополизации и развития конкурентной среды на товарных рынках; изучение и распространение в республике положительного опыта формирования и развития конкурентной среды на рынках субъектов Российской Федерации и стран СНГ. 4. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами: анализирует ход реализации Программы демонополизации экономики Республики Татарстан, отраслевых программ демонополизации и развития конкуренции на рынках Республики Татарстан, обобщает предложения министерств, ведомств, товаропроизводителей, органов исполнительной власти городов и районов в республике, научной общественности по важнейшим вопросам конкурентной политики; вносит в Правительство Республики Татарстан предложения по развитию предпринимательства с целью демонополизации товарных рынков на территории Республики Татарстан; организует и осуществляет первичную экспертизу проектов законодательных и других нормативных актов, затрагивающих вопросы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Татарстан, а также республиканских инвестиционных проектов; анализирует состояние товарных рынков Республики Татарстан с целью подготовки предложений по развитию конкуренции; осуществляет сотрудничество с деловыми кругами и предпринимательскими объединениями Республики Татарстан и зарубежных стран. 5. Состав Комиссии утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан. 6. Председатель Комиссии: руководит деятельностью Комиссии; может привлекать к работе Комиссии специалистов министерств и других республиканских органов исполнительной власти, ученых, руководителей предприятий и организаций Республики Татарстан, представителей деловых кругов; информирует о деятельности Комиссии Правительство Республики Татарстан. 7. Члены Комиссии участвуют в ее заседаниях с правом решающего голоса, имеют право вносить на рассмотрение Комиссии предложения и рекомендации по вопросам, относящимся к ее компетенции. 8. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов Комиссии. 9. Заседания Комиссии оформляются протоколом. Решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины членов Комиссии, присутствующих на заседании. Протокол заседания Комиссии подписывается председательствующим на заседании. Члены Комиссии участвуют в ее работе без права замены. Протоколы и иная информация о деятельности Комиссии доводится до сведения членов Комиссии и других заинтересованных лиц. 10. Принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией решения являются обязательными для министерств, других органов исполнительной власти в Республике Татарстан. По вопросам, требующим решения Правительства Республики Татарстан, Комиссия вносит соответствующие предложения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|