Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.03.1996 № 238Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 марта Программе содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1996 год"
Утратил силу - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 17.06.1997 № 497
В целях активизации государственной политики содействия занятости населения и обеспечения социальной защиты граждан на рынке труда республики и с учетом рекомендаций Республиканской межведомственной комиссии по обеспечению социальной защиты населения Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1996 год. 2. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и социальным вопросам: внести в декабре 1996 года в Кабинет Министров Республики Татарстан проекты Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1997 год; представить в марте 1997 года в Кабинет Министров Республики Татарстан отчет о реализации Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1996 год. 3. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.10.95 г. N 740 "О Программе содействия занятости и социальной защите незанятого населения Республики Татарстан на 1995 год". Премьер-министр Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин
Руководитель Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Н.Б.Бакиров
Программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1996 год (утв. постановлением КМ РТ от 25 марта Паспорт Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1996 год Наименование Программы - Программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1996 год. Основание для разработки Программы - Закон Республики Татарстан "О занятости населения" (ст.15). Разработчик Программы - Рабочая группа (Решение Республиканской межведомственной комиссии по обеспечению социальной защиты населения от 17.08.1995 г. N 74). Исполнители Программы - Госкомитет Республики Татарстан по труду
и социальным вопросам, министерства и ведомства Республики Татарстан,
администрации городов и районов, предприятия, организации, учреждения
(работодатели), профсоюзы, внебюджетные фонды. Важнейшие целевые показатели - Создание условий для трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы; сдерживание роста численности безработных путем реализации комплекса мер по организации и проведению опережающего переобучения и переподготовки персонала; социальная защита работников
предприятий и организаций, находящихся под угрозой увольнения; увеличение масштабов общественных и временных работ; совершенствование механизма финансовой поддержки работодателей, создающих новые рабочие
места и осуществляющих профессиональную переподготовку персонала; реализация республиканских и региональных мероприятий по поддержке занятости в городах и районах с напряженной ситуацией на рынке труда;
селективная поддержка и содействие занятости на градообразующих предприятиях, расширение масштабов и усиление финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства. Ожидаемые конечные результаты Программы - Реализация мероприятий
Программы позволит оказать содействие в трудоустройстве 22,0 тысяч человек, создать 2,5 тысяч новых рабочих мест, обеспечить временное трудоустройство 68 тысяч человек, поддержать и создать оптимальную предпринимательскую среду примерно для 1000 человек, предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 7,0 тысячам человек, провести профориентационную работу с 23,0 тысячами человек, охватить программами компенсационных выплат 10,0 тысяч человек, поддержать доходы порядка 80,0 тысяч безработных граждан. Сроки реализации Программы. Объемы и источники финансирования - В течение 1996 года. Финансовые затраты на реализацию Программы из Государственного фонда занятости Республики Татарстан в 1996 году составят 295,4 миллиарда рублей (Финансовые затраты на реализацию Программы могут быть уточнены Кабинетом Министров Республики Татарстан). Контроль за исполнением Программы - Контроль за реализацией Программы осуществляет Республиканская межведомственная комиссия по обеспечению социальной защиты населения. Введение Программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1996 год разработана рабочей группой, образованной решением Республиканской межведомственной комиссии по обеспечению социальной защиты населения от 17.08.95 г. N 74 в соответствии с Законом Республики Татарстан "О занятости населения". Данная Программа является составной частью системы республиканских целевых программ, направленных на реализацию экономической и социальной политики повышения жизненного уровня населения Татарстана. Программа нацелена на содействие занятости незанятого населения и его социальную защиту от безработицы и охватывает прежде всего безработных граждан, зарегистрированных в органах труда и занятости, а также часть работающих, находящихся под угрозой увольнения. Программа на 1996 год обеспечивает преемственность Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1995 год в части продолжения реализации основных целей и главных направлений республиканской политики занятости населения. 1. Состояние рынка труда Республики Татарстан 1.1. Экономическая ситуация и ее тенденции
Развитие рыночных отношений в экономике Республики Татарстан сопровождается сокращением масштабов государственного регулирования цен, инвестиций в развитие отраслей из средств государственных бюджетов и других источников, инфляцией, взаимными неплатежами, ростом кредиторской и дебиторской задолженностей, увеличением количества убыточных предприятий, другими негативными явлениями. Вместе с тем со второй половины 1995 года наметились тенденции замедления темпов спада и даже стабилизация объемов производства в ряде отраслей промышленности, в частности таких как топливная, химическая и нефтехимическая. По данными Госкомитета Республики Татарстан по статистике индекс физического объема промышленного производства в январе-сентябре 1995 года составил 102 процента к уровню соответствующего периода 1994 года, в то время как в прошлом году за 9 месяцев произошло снижение на 28,5 процентов. В сентябре текущего года 49,6 процентов всех промышленных предприятий республики
увеличили объем производства, 47,8 процентов - снизили. Наибольшее снижение производства наблюдается в легкой, лесной и пищевой промышленности. В среднем ежемесячно около 84 предприятий имели остановки производства. Главная причина остановок - необеспеченность сырьем, материалами, комплектующими изделиями. Непростое положение сложилось на предприятиях военно-промышленного комплекса и машиностроения. С конверсией военного производства связано 6,5 процентов всех потерь рабочего времени, 66,7
процентов потерь рабочего времени приходится на долю предприятий машиностроения. На большинстве предприятий оборонного комплекса и легкой промышленности просроченная задолженность поставщикам превышает их денежные средства. Имеют место задержки выплаты заработной платы. По данным Ассоциации промышленных предприятий Республики Татарстан за 1 полугодие 1995 года на предприятиях оборонного комплекса и легкой промышленности уволено более 14 тысяч человек. По их оценке темпы сокращения численности работающих сохранятся и в 1996
году. 1.2. Формирование рынка труда
Состояние экономики оказывает существенное влияние на ситуацию на рынке труда, которая за 9 месяцев 1995 года характеризовалась следующим: продолжающимся процессом высвобождения работников. По данным Госкомитета Республики Татарстан по статистике за девять месяцев 1995
года уволено в связи с высвобождением 26,9 тысяч человек, что на 59,1
процента больше, чем за аналогичный период прошлого года, и составляет 10,3 процента от общего выбытия работников. 48 процентов высвобожденных - работники промышленных предприятий, что составляет 11,5 процентов от общего числа уволившихся в промышленности; сокращение численности занятых различными видами трудовой деятельности. По данным отчетного баланса трудовых ресурсов в 1994 году численность экономически активного населения составляла 1818,2 тысячи человек, из них занятых - 1728,7 тысяч человек. По расчетным данным Госкомитета Республики Татарстан по статистике в сентябре 1995
года численность экономически активного населения возросла до 1801,8 тысяч человек, численность занятых снизилась при этом до 1677,8 тысяч
человек; преобладанием численности выбывших работников над численностью принятых на работу. За 9 месяцев 1995 года с предприятий и организаций выбыло по различным причинам 260,4 тысячи человек, а принято на работу - 256,8 тысяч человек. Уровень восполнения потерь в рабочей силе составил 98 процентов; продолжающимся переливом рабочей силы между секторами и отраслями экономики. Доля занятых на предприятиях государственного сектора в 1994 году составила 53,4 процента, на предприятиях смешанной формы собственности - 25,5 процента, в частном секторе - 20,1 процента. По оценке Госкомитета Республики Татарстан по экономике и прогнозированию в 1995 году на предприятиях государственной формы собственности будет занято 40,3 процента работающих, возрастет до 36,6 процентов доля работающих на предприятиях смешанной формы собственности, до 22 процентов - занятых в частном секторе. Сокращение численности занятых в наибольшей степени отмечалось в
отраслях с низким уровнем оплаты труда и спадом производства, и прежде всего в машиностроении, легкой промышленности, строительстве, науке и научном обслуживании. Сохраняется тенденция роста числа работающих в организациях жилищно-коммунального хозяйства, банковских учреждениях, органах здравоохранения, социального обеспечения, народного образования. Прирост занятости в непроизводственной сфере пока еще неадекватен численности работников, высвобождаемых из материального производства. При ожидаемом сокращении численности занятых в 1995 году в материальном производстве на 81,9 тысяч человек, численность работающих в непроизводственной сфере увеличится на 4,1 тысячи человек; значительными размерами неполной занятости, являющейся потенциалом безработицы. К началу октября численность работающих на предприятиях республики в режиме неполной занятости составила 110,3 тысячи человек, из них 59,6 тысяч человек работали по инициативе администрации неполное рабочее время и 50,7 тысяч человек находились в вынужденных административных отпусках, причем 17,4 тысячи человек не получали за период отпуска денежной компенсации; ростом обращаемости в службу занятости. Снижение занятости населения при росте общей численности населения за счет механического
прироста трудоспособного населения ведет к увеличению обращаемости в органы труда и занятости. За 9 месяцев 1995 года по различным вопросам обратилось 173,2 тысячи человек, что в 1,7 раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Численность незанятых же граждан,
воспользовавшихся услугами службы занятости, включая состоящих на учете, на начало года возросла на 27 процентов и составила 59,0 тысяч, из них 38,6 тысяч зарегистрированы в текущем году. В числе обратившихся в поисках работы незанятых граждан с 15 до 17 и с 13 до 15 процентов возросли соответственно доли ищущих работу впервые и имеющих длительный перерыв в работе. Женщины в числе незанятых граждан составляют 67 процентов; высокими темпами роста численности безработных. Численность зарегистрированных безработных на 01.01.95 г. составила 23,0 тысячи человек, что в 2 раза превышает показатель на начало октября 1994 года и в 1,6 раза - на начало текущего года. Численность безработных ежемесячно увеличивалась в среднем на 1,1, тысячи человек; изменением качественных характеристик состава зарегистрированных
безработных, проявившимся в незначительном снижении удельного веса безработных среди женщин с 82,4 процента до 81,7 процента, среди молодежи в возрасте 16-29 лет - с 39 до 37,5 процента, с 48 до 30 процентов - доли уволившихся в связи с высвобождением. Наблюдается снижение образовательного уровня безработных: доля имеющих высшее и среднее специальное образование в 1994 году составила 62 процента, в 1995 году уже лишь 47 процентов; с 3 до 10 процентов возросло число не имеющих профессию. В профессиональном разрезе среди безработных из числа ранее работавших на должностях служащих преобладают инженеры, бухгалтеры, кассиры, техники, воспитатели, преподаватели, экономисты.
Среди представителей рабочих профессий чаще становятся безработными продавцы, повара, швеи, портные, подсобные рабочие; увеличением продолжительности периода безработицы. Доля безработных, состоящих на учете в службе занятости свыше 4 месяцев, возросла с 32 процентов на 01.10.94 года до 63 процентов на 01.10.95 года. Уровень зарегистрированной безработицы, рассчитанный по отношению к численности экономически активного населения увеличился с
0,77 процента на начало года до 1,27 процента на начало октября 1995 года. В 9 регионах республики уровень безработицы превышает среднереспубликанский показатель: города - Елабуга (2,88), Набережные
Челны (2,86), Зеленодольск (2,82), Азнакаево (1,69), Нижнекамск (1,58), Чистополь (1,65), районы - Менделеевский (1,91), Мамадышский (1,54), Агрызский (1,36). Самый высокий уровень безработицы зарегистрирован в рабочем поселке Камские Поляны Нижнекамского района
- 10,47 процента. Данные выборочного обследования по проблемам занятости, проведенного органами статистики, показали, что в службу занятости за
помощью в подборе места работы обращается 34 процента ищущих работу. Исходя из того, что на 01.10.95 года в органах труда и занятости зарегистрировано 25,6 тысяч незанятых граждан, то общее число лиц, не
имеющих работу и активно ее ищущих, можно оценить порядка 70-75 тысяч
человек. С учетом лиц, не полностью занятых на производстве, общий потенциал безработицы в республике составит 180-200 тысяч человек, или 11,0 процентов от численности экономически активного населения, что более чем в 8 раз превышает официальный уровень безработицы. 1.3. Прогноз рынка труда на 1996 год
Ситуация на рынке труда в 1996 году будет определяться политикой
правительства республики в финансово-экономической и социальной сфере. По оценке Госкомитета Республики Татарстан по экономике и прогнозированию сложившиеся тенденции в промышленности будут иметь место до конца года. Прогнозом на 1996 год предполагается увеличение объемов промышленного производства на 2-4 процента от уровня 1995 года. Рост ожидается в большинстве отраслей, за исключением топливной
промышленности. В части состояния трудовых ресурсов республики ожидается дальнейшее снижение занятости с 1640,1 тысячи человек в 1995 году до 1578,7 тысяч человек в 1996 году, в основном за счет отраслей материального производства. По-прежнему увеличение занятости в непроизводственной сфере далеко не компенсирует выбытие из материального производства. Несколько возрастет число учащихся с отрывом от производства, снизится число занятых в домашнем хозяйстве,
в 1,8 раза увеличится численность лиц, не занятых трудовой деятельностью и учебой. По прогнозам Госкомитета Республики Татарстан по труду и социальным вопросам, основанным на анализе тенденций развития рынка труда и результатах проведенного мониторинга занятости на предприятиях республики, в органы труда и занятости в 1996 году обратиться 300 тысяч человек. Численность безработных увеличится и достигнет к концу
года 44,5 тысяч человек, уровень безработицы составит 2,58 процента от численности экономически активного населения республики. 2. Основные цели и главные приоритеты программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1996
год Реализация в 1996 году мероприятий настоящей Программы преследует следующие цели: создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан; сдерживание роста безработицы с учетом имеющихся экономических и
финансовых ресурсов; обеспечение эффективной целевой поддержки граждан, потерявших работу; смягчение последствий долговременной безработицы. Главными приоритетами Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1996 год являются: профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников; опережающее переобучение и переподготовка высвобождаемых работников; расширение масштабов подготовки и финансовой поддержки в сфере развития малого и среднего бизнеса; поддержка и обеспечение занятости на градообразующих предприятиях; финансовая поддержка работодателей, создающих ученические и рабочие места для категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также осуществляющих профессиональную переподготовку персонала; увеличение масштабов общественных работ и временной занятости безработных; социальная защита работников предприятий, к которым применяются процедуры, предусмотренные действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве). 3. Активные действия на рынке труда Анализ процессов, происходивших в экономики республики в 1995 году, и прогноз на 1996 год предполагают расширение применения активных мер в решении проблем занятости, к числу которых относятся как действия по экономической поддержке занятости, так и действия по сокращению периода безработицы, возвращения безработных граждан к производительному труду. На реализацию этих мер предусматривается выделение значительной части средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан. 3.1. Экономическая поддержка занятости населения
В условиях роста безработицы большое значение имеет реализация мер по сохранению экономически целесообразных рабочих мест и кадрового потенциала, а также создание новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах. Решение этих задач осуществляется путем:
- оказания материальной поддержки в виде компенсационных выплат работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. В 1996 году предусматривается оказание такой помощи
10,0 тысячам работников и на эти цели направить из фонда занятости 6,0 млрд.рублей; - создания дополнительных рабочих мест, позволяющих расширить возможности гарантированного трудоустройства безработных граждан. При
этом правом первоочередного трудоустройства на создаваемые рабочие места будут пользоваться безработные граждане, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы. На эти цели из фонда занятости предполагается выделить 42,2 млрд.рублей, что
позволит создать 2,5 тысяч дополнительных рабочих мест; - субсидирования выплаты заработной платы граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда, прежде всего инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, молодежи и других граждан, особо нуждающихся в социальной защите и трудовой реабилитации. В 1996 году будет выделено 8,3 млрд.рублей из средств фонда занятости для 6,9 тысяч безработных граждан; - опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения с целью повышения квалификации и получения новых профессий для их дальнейшего использования на новых рабочих местах. На эти цели предусматривается направить из средств Государственного фонда занятости 2,1 млрд.рублей. 3.2. Меры по трудовой реабилитации безработных и незанятых граждан Ожидаемое увеличение численности безработных граждан делает актуальным решение задачи по их трудовой реабилитации и их быстрейшему возвращению к активному труду. В этих целях предусматривается продолжить начатую в 1995 году реализацию услуг, оказываемых органами труда и занятости.
3.2.1. Содействие в трудоустройстве
В целях сокращения времени поиска гражданами работы и периода безработицы, а также усиления взаимодействия с работодателями по полноте представляемой ими информации о вакансиях органы труда и занятости продолжат реализацию следующих услуг: - информирование населения о возможности трудоустройства;
- подбор подходящего места работы;
- предложение гражданам возможности выбора иных форм и видов занятости; - подбор работников по запросу работодателя;
- организация и проведение ярмарок вакансий и ярмарок специалистов; - обучение методам самостоятельного поиска работы, организация "Клубов ищущих работу"; - обучение навыкам поиска работы и специальные формы интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Предполагается, что 140 тысяч незанятых граждан, ищущих работу, воспользуются услугами органов труда и занятости республики, из которых будут трудоустроены 22,0 тысячи человек. Ожидаемое превышение спроса на рабочие места по сравнению с возможностями экономики удовлетворить этот спрос не дает оснований рассчитывать на значительное расширение числа вакансий, дающих постоянную работу. Реализация мер содействия временному трудоустройству позволит предоставить незанятым гражданам, в том числе безработным, на период активного поиска постоянного места работы возможность для поддержания
их доходов, а также сохранения и приобретения трудовых навыков для лиц, имеющих длительный перерыв в работе. В числе этих мер предусматривается заключение договоров с предприятиями о приеме на работу на условиях временной занятости. В случае необходимости финансирование временных работ частично может осуществляться за счет Государственного фонда занятости. В 1996 году намечается трудоустроить на временные работы при содействии органов труда и занятости 68,7 тысяч человек. В течение 1996 года общественными работами предполагается охватить 8,6 тысяч человек, при этом преимущественным правом воспользуются безработные граждане, а также категория граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Приоритетными направлениями проведения общественных работ в 1996
году определены: оказание слабозащищенным категориям населения услуг социального характера; участие в благоустройстве и озеленении территорий городов и районов республики; сельскохозяйственные работы;
работы по ремонту и строительству дорог и другие.
Финансирование общественных работ будет производиться за счет средств предприятий, для которых выполняются эти работы, местного бюджета и фонда занятости. Из фонда занятости предполагается выделить
на эти цели 3,4 млрд.рублей. Как один из основных способов приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 13 до 18 лет предусматривается организация временной занятости учащихся в свободное от учебы время, а также неработающей и неучащейся молодежи. В течение года предполагается трудоустроить на временные работы более 53 тысяч несовершеннолетних граждан и выделить из Государственного фонда занятости Республики Татарстан на создание временных дополнительных рабочих мест 11,2 млрд.рублей. При этом приоритетным правом при трудоустройство на временную работу будут пользоваться дети, оставшиеся без родителей, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Для оказания помощи в трудоустройстве незанятым и безработным гражданам предполагается продолжить сотрудничество с рядом регионов Российской Федерации по направлению рабочих в порядке организованного
набора. Предусматривается сбор и распространение органами труда и занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакансий в других регионах Российской Федерации и внутри Республики Татарстан, установление прямых связей с предприятиями и организациями, а также службами занятости Российской Федерации путем заключения договоров. Предполагаемое трудоустройство с выездом за пределы республики -
100 человек. 3.2.2. Социальные гарантии и квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Основные цели мероприятий, направленных на решение проблемы занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите - предотвращение возникновения застойной и хронической безработицы, помощь им в социально-экономической адаптации к требованиям рынка. Основными мероприятиями являются:
стимулирование создания и сохранения специализированных производств и рабочих мест для указанных категорий граждан путем предоставления государством налоговых льгот и оказания финансовой поддержки; целевое субсидирование из фонда занятости выплаты заработной платы инвалидам и молодежи, завершившей общее или начальное профессиональное образование, или компенсация работодателям расходов,
связанных с трудоустройством и использованием труда указанной категории граждан; содействие в развитии различных форм занятости и гибких режимов труда; содействие в расширении профессиональных возможностей;
организация временной занятости и общественных работ;
правовое и организационное обеспечение дополнительных мер по содействию в трудоустройстве; разработка при необходимости (в зависимости от ситуации на рынке
труда) специальных программ или подпрограмм в рамках Республиканской программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения, направленных на трудоустройство молодежи, женщин, инвалидов и других групп населения, испытывающих в том или ином регионе республики наибольшие затруднения в поиске работы; квотирование рабочих мест на предприятиях по решению местных органов власти на определенное время для категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или заключение договоров с работодателями о квотировании с использованием средств фонда занятости для компенсации затрат предприятий, создающих рабочие места для этих категорий. Расчетная потребность в квотируемых рабочих местах в 1996 году составит около 10 тысяч. Занятость женщин
Спад производства во многих сферах экономики обуславливает повсеместно тенденцию к сокращению возможностей обеспечения занятости
женщин, и в первую очередь женщин имеющих малолетних детей. Дополнительными мерами по обеспечению занятости женщин являются: создание рабочих мест не только потребляющих женский труд, но и позволяющих им работать в режиме гибких форм организации труда; создание условий экономической заинтересованности работодателей в приеме на работу; содействие профессиональной реабилитации выходящих из отпуска по уходу за ребенком; создание условий для развития женского предпринимательства, в том числе семейного; применение различных форм надомного труда;
Занятость молодежи
Доля молодежи в составе безработных граждан колеблется в пределах от 35 до 40 процентов. Основными причинами незанятости молодежи являются: увеличение объемов свободного распределения выпускников высших и средних специальных учебных заведений, отчисление учащихся и студентов их школ и учебных заведений и их низкая конкурентоспособность при трудоустройстве. Наряду с общими мероприятиями, направленными на решение проблемы
занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, для молодежи дополнительно предусматриваются следующие меры: развитие системы профориентационных услуг;
создание специализированных предприятий по содействию трудоустройству молодежи (Молодежная биржа труда); содействие производственному ученичеству и другим формам профессиональной подготовки ("Молодежная практика"); Занятость инвалидов
В условиях растущей безработицы обостряется проблема занятости инвалидов. Эффективными мерами решения данной проблемы для инвалидов являются: укрепление базы специализированных предприятий;
создание системы профессиональной реабилитации инвалидов (реабилитационные центры); стимулирование и поддержка форм надомного труда и самозанятости.
3.2.3. Содействие развитию самозанятости и предпринимательства
В целях оказания содействия безработным гражданам в развитии самозанятости, малого и среднего бизнеса, адаптации безработных граждан к условиям рынка труда в 1996 году будет оказана поддержка в создании оптимальной предпринимательской среды для 1000 человек. Для этого предполагается осуществить меры, включающие:
- консультацию и профессиональную ориентацию безработных с целью
определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей; - обучение безработных основам предпринимательства, выбранным ими профессиям или видам индивидуальной трудовой деятельности; - организацию консультаций по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов и ведению финансовой документации; - финансовую поддержку на стадии становления собственного дела;
- поддержка и функционирование социально-деловых центров, ("бизнесинкубаторов") по подготовке и оказанию помощи начинающим предпринимателям; - оказание помощи начинающим предпринимателям в обеспечении производственными площадями (в том числе за счет аренды) и оборудованием (в том числе - на основе лизинга). На содействие самозанятости и предпринимательской инициативе предусматривается выделить из Государственного фонда занятости Республики Татарстан 5,0 млрд.рублей. Эти мероприятия будут проводиться в тесном взаимодействии с другими ведомствами. 3.2.4. Профессиональная ориентация граждан
Профессиональная ориентация в условиях увеличивающейся конкуренции на рынке труда и повышения требований работодателей к кандидатам на имеющиеся вакансии способствует социальной адаптации наиболее широких слоев населения и является одним из приоритетных направлений активной политики занятости. В 1996 году предусматривается оказать профконсультационную помощь порядка 23 тысячам человек. Особое внимание в профориентационной работе будет уделено:
обеспечение качественных услуг безработным и незанятым гражданам; профессиональному консультированию граждан с целью выбора работы, сферы деятельности, направления профессиональной подготовки, наиболее полно учитывающих как способности и возможности личности, так и потребности рынка труда; психологической поддержке граждан, испытывающих трудности в поиске работы, преодолении последствий ее потери, адаптации в сложившейся ситуации; профессиональному информированию населения о перспективных потребностях в видах деятельности, о профессиях и специальностях, а также возможностях получения избранной профессии для безработных граждан; информационному и методическому обеспечению органов труда и занятости Республики Татарстан по вопросам профессиональной ориентации безработных и незанятых граждан; организации подготовки, повышения квалификации и стажировки специалистов-профконсультантов органов труда и занятости Республики Татарстан. 3.2.5. Профессиональное обучение безработных и незанятых граждан
Основной задачей органов труда и занятости Республики Татарстан по реализации активной политики занятости является создание гибкой системы профессионального обучения, ориентированной на трудоустройство безработных граждан, на повышение их конкурентоспособности на рынке труда через обучение новым, перспективным в современных условиях профессиям, специальностям или углубление уже имеющихся профессиональных знаний и навыков. В 1996 году предусматривается обучение безработных граждан как по заказам работодателей под конкретные рабочие места, так и по профессиям, дающим возможность заняться предпринимательством и индивидуальной трудовой деятельностью. Особое внимание будет уделено программно-целевому подходу к организации обучения социально незащищенных категорий населения - молодежи, женщин, инвалидов, лиц, уволенных из Вооруженных Сил. В 1996 году предполагается организовать обучение, переобучение и повышение квалификации около 7,0 тысяч безработных граждан, из них 4,0 тысячи женщин, 4,5 тысяч молодежи, 300 граждан, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, 80 инвалидов. Расходы Государственного фонда занятости Республики Татарстан на
профессиональное обучение безработных граждан составят 7,7 млрд.рублей. Для решения обозначенных задач предусматривается:
совершенствование организационной и координационной работы по формированию системы профессионального обучения безработных граждан в
Республике Татарстан; расширение направлений профессионального обучения безработных граждан, в том числе слабозащищенных категорий (молодежи, женщин, инвалидов, лиц, уволенных из Вооруженных Сил), обеспечивающих возможность трудоустройства в сфере предпринимательства и самозанятости; организация опережающего обучения 1,9 тысяч работников, намечаемых к увольнению при реорганизации предприятий, конверсии или ином перепрофилировании производства, в виде предоставления соответствующей учебной базы, частичного финансирования, предоставления профориентационных услуг; обучение безработных по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда; корректировка объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования исходя из требований региональных рынков труда; создание республиканского банка данных о профобразовательных программах и учебных технологиях для безработных; создание и развитие учебной базы Казанского регионального учебного центра Госкомтруда Республики Татарстан (КРУЦ); информационное и методическое обеспечение органов труда и занятости Республики Татарстан по вопросам профессионального обучения
безработных граждан. 4. Поддержка доходов безработных граждан В целях обеспечения государственных социальных гарантий в области материальной поддержки безработных граждан и лиц, находящихся
на их иждивении предусмотрены следующие меры: поддержка доходов безработных и членов их семей (выплата пособий
по безработице, материальная и иная помощь, дотирование путевок в летние оздоровительные учреждения и лагеря детям безработных). На эти
цели в 1996 году намечается выделить 121,8 млрд.рублей из средств фонда занятости. Предполагается, что в течение 1996 года порядка 80,0
тысяч граждан будут иметь право на получение пособия по безработице, около 26,0 тысяч в оказании материальной помощи; досрочный выход на пенсию более 6,0 тысяч человек. Кроме того, будет осуществляться возмещение затрат 4,0 тысячам человек, ранее оформленных на досрочную пенсию в установленном порядке. Общая сумма компенсации составит 18,0 млрд.рублей. 5. Территориальное перераспределение рабочей силы С целью поддержки агропромышленного комплекса республики предусматривается разработать и осуществить организационные меры по активному привлечению на постоянное жительство в сельскую местность безработных и незанятых граждан, проживающих в городах и населенных пунктах Республики Татарстан, что позволит максимально удовлетворить его потребность в квалифицированных кадрах. При этом предполагается, что указанные меры дают возможность не только смягчить ситуацию на рынке труда городов, но и сохранять и развивать малые деревни. Для выполнения указанных мероприятий предполагается с привлечением средств Государственного фонда занятости построить 230 домов для семей безработных граждан, переезжающих из городов для постоянного проживания и работы в сельскую местность. 6. Содействие занятости населения в городах и районах с напряженной
ситуацией на рынке труда Как показывают прогнозы, в 1996 году могут существенно возрасти темпы реорганизационных и ликвидационных процедур как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. Отсутствие возможности инвестирования производства приведет к увеличению числа городов и районов с напряженной ситуацией на рынке труда. Если на начало 1996 года уровень безработицы, превышающий два процента, отмечался в четырех городах и двух районах республики, то к
концу 1996 года ожидается значительное увеличение таких территорий. При этом в шести сельских районах безработица перешагнет за двухпроцентный рубеж, а в семи городских поселениях уровень безработицы превысит три процента. Наиболее напряженная ситуация на рынке труда в 1996 году ожидается в городах Набережные Челны, Елабуга, Зеленодольск, Чистополь, в рабочем поселке Камские Поляны Нижнекамского района, районах Менделеевском, Агрызском, Ютазинском и ряде других административно-территориальных образований Татарстана. В целях смягчения ситуации на рынке труда в этих городах и районах предусматривается осуществление ряда мер. В то же время на правительственном уровне необходима разработка специальных программ экономического подъема территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, предусматривающих возможное смягчение налогового давления, предоставление преимуществ, создающих благоприятный инвестиционный климат, реструктуризацию экономики городов и районов и другие меры. По ряду целевых действий, осуществление которых предусмотрено в этих регионах, потребуется корректировка действующего законодательства. 7. Развитие государственных органов труда и занятости Развитию служб занятости в Республике Татарстан способствует формирование сети территориальных органов труда и занятости, обеспечивающих всем гражданам свободный доступ к услугам службы занятости и возможность гибко и своевременно реагировать на изменения
ситуации на рынке труда. Улучшение обслуживания возрастающего потока граждан, обращающихся в органы труда и занятости, предполагается обеспечить за
счет внедрения компьютерных систем, прогрессивных технологий информационной поддержки программ содействия занятости и повышения квалификации работников органов труда и занятости. В целях приведения помещений органов труда и занятости к требованиям типовых норм, намечается: - завершить строительство новых зданий в городах: Набережные Челны, Бугульма, Зеленодольск, в Тетюшском, Тюлячинском, Лаишевском районах; - решить вопрос размещения Альметьевского, Азнакаевского, Нижнекамского и Чистопольского центров труда и занятости. В течение 1996 года привести в соответствие с решениями Республиканской межведомственной комиссии по обеспечению социальной защиты населения структуру и штаты органов труда и занятости и Государственного фонда занятости Республики Татарстан, утвердить положение о Государственном комитете Республики Татарстан по труду и социальным вопросам, обеспечить экономию средств Государственного фонда занятости за счет структурных преобразований в районных бюро труда и занятости. Предусматривается продолжить работу по внедрению в городах республики типовой технологии работы центра занятости. 7.1. Информатизация службы занятости
Анализ рынка труда и сложившейся ситуации в информационном обеспечении центров и бюро показывает, что основные усилия по информационному обеспечению службы занятости в 1996 году необходимо направлять на дальнейшее развитие и внедрение аппаратно-программных комплексов ведения единой информационной базы данной службы занятости. Основными направлениями развития будут: - развитие коммуникационных систем связи;
- развитие информационных систем;
- внедрение технических средств информационных систем;
- внедрение оргтехники.
7.1.1. Развитие коммуникационных систем связи
По данному направлению предусматривается разработка и внедрение аппаратных и программных средств для организации обмена информацией республиканской службы занятости со следующими государственными структурами: - Федеральной службой занятости России;
- государственными органами статистики России и Татарстана;
- городскими центрами и районными бюро труда и занятости Республики Татарстан; - органами местного самоуправления, включая Центр социальных проблем Республики Татарстан и глав администраций городов и районов. Информационное взаимодействие в рамках Республики Татарстан по вопросам обеспечения социальной защиты населения будут проводиться согласно решению Республиканской межведомственной комиссии по обеспечению социальной защиты населения от 26.09.95 года N 85 под методическим руководством Центра социальных проблем Республики Татарстан. Спецификация затрат на проектирование информационной технологии в службе занятости, порядок и сроки внедрения, материальное обеспечение с указанием источников финансирования будут определены на
стадии частного технического задания. 7.1.2. Развитие информационных систем
По данному направлению предусматривается дальнейшее планомерное внедрение новых сетевых версий пакетов программ автоматизации рабочих
мест специалистов центров и бюро по работе с безработными: "Трудовые ресурсы", "Начисление и выплата пособий и стипендий", по работе с предприятиями "Фонд". 7.1.3. Внедрение технических средств информационных систем и оргтехники По данному направлению предусматривается дальнейшее внедрение технических средств локальных вычислительных сетей (ЛВС), компьютерной и оргтехники. Общее количество технических средств, необходимое к внедрению в целом по республике, и объемы финансирования по данной статье, а также потребности по каждому центру и бюро труда и занятости определены исходя из региональных программ содействия занятости и социальной защиты незанятого населения. Общая потребность для оснащения рабочих мест в районных бюро труда и занятости составляет - 130 компьютеров и
14 единиц множительной техники. 8. Информационно-издательская деятельность В 1996 году будет продолжено дальнейшее развитие информационно-издательской деятельности органов труда и занятости Республики Татарстан. Предусмотренные меры включают в себя:
- информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда, ходе реализации Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан через средства массовой информации, в том числе через периодические издания органов труда и занятости; - содействие самостоятельному поиску работы через распространение буклетов, брошюр, памяток, плакатов и непериодических
изданий, в том числе раздаточных материалов для клиентов службы занятости и работодателей; - содействие трудоустройству граждан посредством публикаций сведений о вакантных рабочих местах. Затраты на информационно-издательскую деятельность составят 1,0 млрд.рублей. 9. Контроль за исполнением Закона Республики Татарстан "О занятости
населения" В соответствии со статьями 25, 41 Закона Республики Татарстан "О занятости населения" работа по контролю за исполнением законодательства о занятости направлена на реализацию следующих мероприятий: 1. организационных;
2. по пропаганде и применению законодательства о занятости;
3. по контролю и предупреждению нарушений.
10. Подпрограмма действий службы занятости в условиях кризиса на рынке труда Основные мероприятия, предусмотренные данной Программой, определялись исходя из того, что по всем направлениям социально-экономического развития будут наблюдаться положительные сдвиги без резких изменений, выходящих за рамки прогноза развития экономики на 1996 год. Однако в случае возникновения кризисных явлений на рынке труда, роста масштабов безработицы выше предельно допустимого уровня (по расчетам ученых и специалистов Госкомтруда Республики Татарстан в 1996 году предельно допустимый уровень безработицы в Республике Татарстан составляет 4 процента) ситуация в сфере занятости будет развиваться по максимально неблагоприятному варианту. Это вызовет дефицит бюджета Государственного фонда занятости Республики Татарстан. При этом служба занятости будет вынуждена сократить активные действия на рынке труда и ограничиться поддержкой доходов безработных в целях обеспечения им минимальных социальных гарантий. В этих условиях приоритеты действий службы занятости будут построены следующим образом: - перераспределение средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан в пользу городов и районов с напряженной ситуацией на рынке труда для обеспечения гарантированных Законом Республики Татарстан "О занятости населения" норм социальной поддержки безработных; - обеспечение своевременной и в полном объеме выплаты пособий по
безработице всем безработным гражданам, имеющим на это право; - расширение объемов организации общественных работ и временной занятости; - реализация системы специализированных программ профессионального обучения; - осуществление профессионально ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения. В зависимости от степени приближенности реальной ситуации к максимально неблагоприятному варианту прогноза на рынке труда предлагается несколько возможных путей погашения дефицита бюджета Государственного фонда занятости Республики Татарстан за счет: - усиление контроля за расходованием средств Фонда занятости на основные целевые программы социальной поддержки безработных граждан в
городах и районах; - сокращения перечня предполагаемых активных действий на рынке труда, ориентации на преимущественное финансирование выплаты пособий по безработице и организацию общественных работ; - увеличения тарифа обязательных страховых взносов в Государственный фонд занятости Республики Татарстан; - введения дополнительных страховых взносов с заработка работающих граждан; - привлечения иных финансовых ресурсов, включая внебюджетные фонды. Весь комплекс мероприятий можно подразделить на две части: профилактические меры и чрезвычайные. Первые являются подготовительными и потому должны реализовываться независимо от ситуации на рынке труда. Вторые вводятся в действие только в случае перехода развития рынка в пессимистический вариант. Ведение их осуществляется решением Кабинета Министров Республики Татарстан по предложению координационного комитета содействия занятости и Республиканской межведомственной комиссии по обеспечению социальной защиты населения. 11. Условия реализации программы Оценка объемов и финансовых затрат, предусмотренных Программой, определялись исходя из прогнозов развития экономики Республики Татарстан на 1996 год. Предполагается, что средства в Государственный фонд занятости Республики Татарстан будут поступать регулярно и установленный норматив отчислений сохранится на уровне двух процентов фонда оплаты труда для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и одного процента - для колхозов, совхозов и других хозяйств. Ожидаемые поступления страховых взносов в Государственный фонд занятости составят 266,4 млрд.рублей. С учетом переходящего остатка средств фонда занятости на 01.01.96 года в сумме 11,0 млрд.рублей и других поступлений - 18,0 млрд.рублей, общая сумма фонда составит 295,4 млрд.рублей. Приложение N 1
Мероприятия по содействию занятости населения и его социальной защиты от безработицы на 1996 год -----T-----------------------------------------T----------T-------------- N/N ¦ Наименование мероприятия ¦ Срок ¦ Исполнители п/п ¦ ¦исполнения¦
-----+-----------------------------------------+----------+-------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 -----+-----------------------------------------+----------+-------------- 1. Экономическая поддержка занятости населения
1.1. ¦Подготовка предложений по предоставлению¦ В течение¦Госкомтруд РТ,
¦компенсационных выплат работникам пред-¦ года ¦Госкомэкономи- ¦приятий, учреждений и организаций, нахо-¦ ¦ка РТ, Управ- ¦дящимся в вынужденных отпусках без сохра-¦ ¦ление занятос- ¦нения заработной платы, на конкурсной¦ ¦ти, центры, ¦основе с учетом приоритетов в социально-¦ ¦бюро труда и Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|