Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.1996 № 1095Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 1996 г. N 1095 "О Концепции государственной политики занятости Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Одобрить представленную Республиканской межведомственной комиссией по социальной защите населения Концепцию государственной политики занятости Республики Татарстан (прилагается). 2. Министерству экономики Республики Татарстан, Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости совместно с Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, Центром социальных проблем Республики Татарстан и другими заинтересованными министерствами, госкомитетами и ведомствами разработать и представить до 1 апреля 1997 года на рассмотрение Кабинета Министров Республики Татарстан Государственную программу занятости населения Республики Татарстан на 1997-2000 гг. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости совместно с Министерством экономики Республики Татарстан, Центром социальных проблем Республики Татарстан до 1 января 1997 года разработать проект нормативного акта о социально-демографической экспертизе республиканских, городских, районных целевых и инвестиционных программ. 3. Министерствам, госкомитетам и ведомствам, администрациям городов и районов обеспечить предоставление Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости разрабатываемых республиканских, городских, районных программ социально-экономического развития и иных программных решений для проведения с участием министерства экономики Республики Татарстан социально-демографической экспертизы их влияния на занятость населения, создания и сохранения рабочих мест. Установить, что результаты социальной экспертизы представляется в Кабинет Министров Республики Татарстан одновременно с проектами вносимых республиканских программ и решений. 4. Установить, что для обеспечения занятости и сохранения квалифицированного кадрового потенциала на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в случаях, когда сокращение их персонала в связи со структурными изменениями производства превышает за год 10 процентов от общего количества работающих, в них разрабатывается с участием органов труда и занятости социальный план, предусматривавший меры по осуществлению опережавшей целевой профессиональной подготовки (переподготовки) подлежащих высвобождению работников, их трудоустройству, обеспечению временной занятости, а также другие действия, направленные на социальную защищенность работников. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости с участием Министерства экономики Республики Татарстан в месячный срок разработать порядок составления социальных планов предприятий, учреждений и организаций. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Муратова Р.Ф. Премьер-министр Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин Руководитель Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Н.Б.Бакиров Приложение к постановлению КМ РТ от 30 декабря 1996 г. N 1095 Концепция Государственной политики занятости Республики Татарстан Паспорт Концепции государственной политики занятости Республики Татарстан ----------------------T-------------------------------------------------- Наименование документа¦ Концепция государственной политики ¦ занятости Республики Татарстан ----------------------+-------------------------------------------------- Основание для разра-¦ Государственная программа экономического и соци- ботки ¦ального прогресса Республики Татарстан; ¦ Закон РТ "О занятости населения"; ¦ Решение Республиканской межведомственной комис- ¦сии по обеспечению социальной защиты населения ¦N 74 от 17.08.96 г. Разработчик Концепции ¦ Рабочая группа республиканской межведомственной ¦комиссии по обеспечению социальной защиты населе- ¦ния Цели разработки Кон-¦ 1. Определение методологических основ государст- цепции ¦венной политики занятости в условиях рыночного ре- ¦формирования, факторов и условий, воздействующих ¦на сферу занятости, специфики регулирования заня- ¦тости на современном этапе. ¦ 2. Общая оценка состояния и перспектив занятости ¦в Республике Татарстан. ¦ 3. Обоснование целей и задач государственной по- ¦литики занятости РТ на период до 2000 г. в соот- ¦ветствии с основными положениями Государственной ¦программы экономического и социального прогресса ¦Республики Татарстан. ¦ 4. Определение основных звеньев и уровней систе- ¦мы регулирования занятости. ¦ 5. Определение структуры Государственной прог- ¦раммы занятости Республики Татарстан на 1997-2000 ¦годы и методических подходов к ее разработке и ре- ¦ализации. Основные результаты¦ 1. Обоснована ключевая роль активной политики разработки ¦занятости в реализации модели социально ориентиро- ¦ванной рыночной экономики. Исходя из концепции че- ¦ловеческого капитала конкретизирована наиболее эф- ¦фективная для Республики Татарстан модель экономи- ¦ческого развития. ¦ 2. На основе анализа зарубежного опыта и особен- ¦ности переходной экономики определены задачи по ¦формированию системы регулирования занятости, ее ¦уровни и основные звенья. ¦ 3. Определены базисные, общеэкономические, соци- ¦альные и внешнеэкономические условия и факторы, ¦воздействующие на сферу занятости. Выявлены небла- ¦гоприятные демографические тенденции, которые ¦должны быть учтены в социальной политике и регули- ¦ровании занятости. ¦ 4. Удешевление рабочей силы (оплата труда ниже ¦социальных стандартов) характеризуется как главная ¦причина, блокирующая развитие рынка труда, переход ¦к эффективной занятости и тормозящая рыночное ре- ¦формирование экономики. ¦ 5. Определены подходы к оценке скрытой безрабо- ¦тицы (неэффективной занятости) и даны прогнозные ¦оценки занятости в размере основных отраслей на- ¦родного хозяйства. ¦ 6. Сформулирована стратегическая цель политики ¦занятости в Республике Татарстан - достижение эф- ¦фективной, полной и свободной занятости как усло- ¦вия обеспечения достойного уровня и качества жизни ¦каждого гражданина, реализации социальных приори- ¦тетов развития экономики, обеспечения самостоя- ¦тельного и устойчивого развития Татарстана. ¦ Цели и задачи на обозримую перспективу: ¦ Приведение уровня оплаты труда в соответствие с ¦социальными стандартами. ¦ Уменьшение налогообложения средств на оплату ¦труда и развитие дополнительного социального стра- ¦хования. ¦ Реализация стратегии двухсекторной структурной ¦перестройки экономики и развитие системы эффектив- ¦ных рабочих мест. ¦ Формирование системы социального партнерства. ¦ Повышение качества и совершенствование структуры ¦трудовых ресурсов. Использование резуль-¦ 7. Определены основные разделы и этапы реализа- татов разработки ¦ции Государственной программы занятости РТ на ¦1997-2000 годы. ¦ Определение задания на разработку Государствен- ¦ной программы занятости РТ на 1997-2000 годы, сис- ¦темы социально-экономических стандартов, методи- ¦ческой базы для разработки и реализации программы. Материалы и документы,¦ 1. Законодательные акты Российской Федерации и использованные при ра-¦Республики Татарстан по вопросам занятости. зработке Концепции ¦ 2. Федеральная целевая программа содействия за- ¦нятости населения Российской Федерации на 1996- ¦1997 годы. ¦ 3. Комплексная программа мер по созданию и сох- ¦ранению рабочих мест на 1996-2000 годы, утвержден- ¦ная постановлением Правительства Российской Феде- ¦рации 3 августа 1996 г. N 928. ¦ 4. Аналитические разработки и обзоры, выполнен- ¦ные рабочей группой: ¦ Демографическая ситуация в Республике Татарстан. ¦ Человеческий капитал, занятость и рынок труда ¦(обзор зарубежного опыта). ¦ Дополнительное страхование (обзор зарубежного ¦опыта). ¦ Анализ состояния предприятий нефтехимического ¦комплекса Республики Татарстан. ¦ Материалы социологических исследований Центра ¦социальных проблем Республики Татарстан по пробле- ¦ме занятости в Республике Татарстан. ¦ 5. Информационно-статистические материалы Госу- ¦дарственного комитета Республики Татарстан по ста- ¦тистике, Государственного комитета Республики Та- ¦тарстан по труду и занятости, Министерства эконо- ¦мики Республики Татарстан. ----------------------+-------------------------------------------------- Введение Эффективная Государственная политика занятости населения призвана сыграть ведущую роль в реализации той модели реформирования экономики, которая определена Программой экономического и социального прогресса Республики Татарстан. Политика занятости является ключевым эвеном социально-экономической политики, которое обеспечивает неразрывную связь экономики и социальной сферы, экономического роста и трансформации социальной структуры. Активная и продуманная политика занятости, с одной стороны, делает экономические преобразования социально-ориентированными, а с другой - обеспечивает прочную экономическую и финансовую основу для реализации социальных программ, поддержки социально незащищенных групп населения. В процессе рыночных реформ в Российской Федерации противоречие между экономикой и социальной сферой не только не было преодолено, но даже обострилось, реформирование экономики во многом осуществляется за счет большинства населения, ценой снижения уровня и качества жизни, деградации социальной сферы. На этапе "мягкого вхождения в рынок" Татарстану удалось смягчить издержки "шоковой терапии", создать механизм адресной социальной поддержки отдельных групп населения. В то же время дальнейшее развитие реформ требует более глубоких изменений в экономической структуре, нацеленных на решение социальных задач повышения уровня жизни, улучшения условий труда, развитие программ социальной поддержки, укрепление социальных институтов, совершенствование социальной структуры общества. В общем курсе социально-экономической политики политика занятости выступает либо в качестве активного ведущего звена, либо является вторичной, зависимой от данной производственно-экономической структуры. Это определяется тем, нацелено ли управление экономикой в первую очередь на трансформацию материально-вещественной структуры производства или же принимаемые решения исходят из примата человеческого капитала, нацелены, прежде всего, на обеспечение полной и эффективной занятости, рациональное использование трудового потенциала. В более глубоком смысле различие состоит в том, что развитие экономики и действительные (а не декларируемые) цели экономической политики подчинены либо общенациональным интересам, или же они подменяются иными интересами и идеологическими символами. В последнем случае на первый план в управлении неизбежно выступают материально-вещественные факторы и действует принцип "производство ради производства", прикрываемый лозунгами "конкурентоспособности", "модернизации" и т.п. В настоящее время Татарстан стоит на пороге трех возможных сценариев развития в зависимости от места и роли политики занятости в общей системе управления экономикой: пассивное приспособление структуры экономики к рыночной конъюнктуре; активная структурная политика, нацеленная на развитие конкурентоспособных производств, политика эффективной занятости в сочетании со структурной политикой, учитывающей стратегические приоритеты (Приложение 1). Наиболее эффективной как по экономическим, так и по социальным критериям, представляется третья модель экономического развития, основанная на приоритетности социальных целей и, соответственно, человеческого капитала в сочетании с активным реформированием материально-вещественной структуры производства (политика эффективной занятости в сочетании с активной структурной политикой, учитывающей стратегические приоритеты). 1. Исходные методологические предпосылки политики занятости Научно обоснованная и практически действенная политика занятости должна охватывать все элементы сферы занятости: 1) система рабочих мест, структура и качество рабочей силы, трудовые отношения, структура и динамика безработицы, система профессиональной подготовки и трудоустройства, формы и методы регулирования занятости и др.; 2) учитывать объективные факторы и условия, воздействующие на сферу занятости; 3) принимать во внимание специфику сферы занятости и формирования рынка труда в условиях реформируемой экономики; 4) вырабатывать и использовать адекватные формы и методы регулирования занятости. 1.1. Рынок труда и регулирование занятости Правомерность понятия рынка труда в строгом смысле слова вызывает сомнения даже применительно к современной зрелой рыночной экономике, точнее было бы говорить о способах управления занятостью, регулирования занятости. Принципиально важно учитывать следующие обстоятельства: 1. Рынок труда, т.е. система отношений, связанных с предложением рабочей силы и спроса на нее, а также формированием цены рабочей силы (определенного уровня заработной платы), не охватывает своим воздействием всю современную сферу занятости и не способен обеспечить ее оптимальное функционирование. Ориентация только на рыночное саморегулирование в сфере занятости не оправдано с социальной и экономической точек зрения. В условиях современной рыночной экономики рынок труда претерпел существенные изменения и по существу стал полем взаимодействия профсоюзов, объединений предпринимателей и государства. Уровень заработной платы и другие условия занятости определяются не столько в результате действия рыночных механизмов, сколько на основе согласования интересов работников и работодателей в рамках механизма социального партнерства, основанного на деятельности государства, профсоюзов, союзов предпринимателей, служб занятости и социальной поддержки, системы обязательного и добровольного социального страхования, детальном правовом регулировании трудовых отношений, безработицы и социальной защиты граждан. Отказ от регулирования занятости чреват большими социальными издержками и наносит ущерб конкурентоспособности национальной экономики. 2. Рынок труда по своей природе является вторичным. Он определяется структурой производства, состоянием рынка капиталов и товарного рынка. Наоборот, активная политика занятости способна выступить как катализатор структурных преобразований на рынке товаров и услуг и рынке капиталов. В процессе рыночного реформирования недопустимо рассчитывать на стихийное формирование рынка труда. Более того, само формирование рыночных механизмов в сфере занятости нуждается в государственном регулировании. 3. Практически в каждой из развитых стран сложились специфические модели регулирования занятости (рынка труда), обусловленные спецификой рыночной модели национальной экономики. Они различаются в зависимости от соотношения рыночных рычагов и административного контроля, роли и влияния профсоюзов, форм социального партнерства и организации переговоров по оплате труда, методов государственного регулирования занятости и др. (Приложение 2). Существуют серьезные различия в основных характеристиках рынка труда развитых стран (Приложение 3). Анализ показывает, что модель социально-ориентированного рынка предполагает, что в сфере занятости административное регулирование, безусловно, преобладает над рыночным саморегулированием. При этом ни одна из существующих моделей регулирования занятости не может быть механически перенесена на российские условия. Регулирование занятости на макро- и/или микроуровне тесно связано с практикой индикативного планирования и программирования экономического роста. 4. Политика занятости противоречива по своей природе, она отражает противоречие экономических и социальных критериев эффективности. Поэтому применительно к конкретной ситуации и условиям развития должна быть определена рациональная мера сочетания административных и рыночных регуляторов, текущих и долгосрочных целей и задач, способы соподчинения интересов субъектов экономики. Для этого должна быть использована система экономических и социальных индикаторов. 5. Укоренившиеся в социальном обиходе и в официальных документах понятия "рынок труда" применительно к сфере занятости в России и Татарстане является некорректным. Это создает иллюзию того, что рынок сам по себе со временем отрегулирует все существующие проблемы, и формирует примиренческое отношение к безработице. В практике управления это отодвигает на задний план необходимость государственного регулирования занятости. 1.2. Факторы и условия, воздействующие на сферу занятости Политика занятости и механизм регулирования занятости должны учитывать следующие факторы и условия. 1) Базисные: а) Демографическая ситуация и тенденции ее развития: Масштабы предложения рабочей силы. Половозрастная структура трудоспособного населения. Территориальное распределение трудоспособных. Масштабы миграции рабочей силы. Доля активного населения в его общей численности (коэффициент демографической нагрузки на одного занятого). Издержки, связанные со "старением" населения и другими демографическими сдвигами (коэффициент замещения и др.). Важнейший показатель - стоимость рабочей силы с учетом объективного (рационального) стандарта жизни. В настоящее время для Татарстана отсутствует оценка демографического потенциала и достоверный демографический прогноз, адаптированные к задачам политики занятости. Демографическая политика должна стать частью политики занятости. б) Природно-ресурсный потенциал. По общему правилу обеспеченность экономики ресурсами создает условия для более высокого уровня оплаты труда и доходов населения, а также минимизирует безработицу. Должна быть осуществлена "ревизия" природно-ресурсного потенциала в связи с задачами обеспечения занятости. в) Географическое положение. Значительные неиспользованные возможности для создания рабочих мест и привлечения инвестиций. Конкуренция соседних регионов (Н.Новгород и др). 2) Общеэкономические: а) Экономическая политика федерального правительства и общий курс реформ ведут к деградации региональной экономики путем перераспределения ресурсов в пользу Центра и крупного финансового капитала. Необходимо постоянно осуществлять меры по защите экономической безопасности и самостоятельности республики. Эффективная занятость может быть обеспечена лишь на основе экономического роста, что требует проведения самостоятельной социально-экономической политики, прежде всего, в финансово-кредитной сфере. б) Сложившаяся структура народного хозяйства, а также наличный промышленный, аграрный, финансовый и научно-технический потенциал, производственная и социальная инфраструктура, в т.ч. на перспективу, с точки зрения сохранения и модернизации существующих рабочих мест, ликвидации неэффективных и создания новых рабочих мест. Выбор приоритетных направлений структурно-инвестиционной политики осуществляется на основе следующих основных критериев и показателей: - соответствие предложения рабочих мест предложению рабочей силы; - затраты на создание (сохранение, модернизацию) рабочего места с учетом дополнительных затрат на подготовку рабочей силы: - эффективность и качество рабочих мест (технологическая и коммерческая конкурентоспособность продукции, рентабельность, производительность труда, уровень заработной платы, соответствие стандартам по условиям труда и др.); - мультипликатор инвестиций, т.е. показатель воздействия инвестиций в создание рабочих мест на развитие производства и увеличение занятости в смежных отраслях; - увеличение экспортного потенциала и рост объемов внутреннего рынка, общее повышение конкурентоспособности производства; - рост средней заработной платы и среднедушевых доходов. Должна быть разработана система социально-экономической экспертизы инвестиционных проектов и программ с учетом задач политики занятости. в) Отраслевая и региональная сегментация занятости и условия для мобильности рабочей силы. 3) Социальные: а) Состояние законодательства о труде и занятости; б) Система социального партнерства; в) Дифференциация качества (квалификации) рабочей силы, оплаты труда и доходов на душу населения; г) Система профессиональной подготовки и повышения квалификации; д) Социальная поддержка безработных, а также других социально незащищенных групп населения (инвалиды, молодежь и др.). 4) Внешнеэкономические (регионы Российской Федерации, ближнее и дальнее зарубежье): а) Инвестиционная привлекательность республики, ее отраслей и регионов, наличие необходимой инфраструктуры; б) Повышение конкурентоспособности и защита внутреннего рынка в сфере экспортно-импортной деятельности; в) Возможности для миграции рабочей силы и капитала. Утечка интеллектуального потенциала страны и капитала. Конкуренция соседних регионов и зарубежных фирм. 1.3. Специфика проблемы занятости в условиях реформируемой экономики Процесс рыночного реформирования экономики России осуществляется в форме системного кризиса, который обусловлен несоответствием методов экономической политики ("шоковая терапия" и "финансовая стабилизация") исходным условиям: монополистическая структура экономики, устойчивость государственной формы собственности, болезненно трансформирующиеся в частную, преобладание высококонцентрированной тяжелой индустрии, технологический монополизм, препятствующий образованию конкурентной среды и др. Реформирование экономики осуществляется федеральным Центром на основе использования, в основном, инструментов финансово-кредитной сферы, других косвенных регуляторов, призванных стимулировать структурную перестройку производства. При этом вместо поддержки отечественного производства созданы условия для широкой интервенции иностранных товаров, делающей неконкурентоспособными подавляющую часть российских товаропроизводителей. Один из самых негативных и опасных результатов российских реформ - удешевление живого труда, снижение стоимости рабочей силы, падение доли заработной платы в стоимости затрат на единицу продукции. С учетом перехода многих "бесплатных" услуг в разряд платных падение реальной зарплаты стало еще более значительным. Удешевление рабочей силы не только одно из отрицательных последствий кризиса (в результате спада производства и инфляции), но одна из главных причин углубления и затягивания кризиса. Дешевая рабочая сила препятствует структурной перестройке производства, блокирует развитие рынков труда, капитала, товаров и услуг (Приложение 4). Таким образом, ключевой проблемой дальнейшего продвижения к рыночной модели и условием нормализации положения в сфере занятости является восстановление роли живого труда (личного фактора производства, рабочей силы) в процессе производства, повышение оплаты труда, реальных доходов населения. Проблема занятости в настоящее время сводится, в основном, к проблеме безработицы. При этом упор делается не на экономические, а на социальные формы и методы ее решения (социальная поддержка официально зарегистрированных безработных). Такой подход заводит в тупик, т.к. одновременно с ростом числа безработных и снижением реальной оплаты труда занятых сокращаются финансовые ресурсы, необходимые для реализации социальных программ. Типичные для рыночной экономики основные формы безработицы (фрикционная, структурная и циклическая) не могут быть адекватно использованы для характеристики безработицы в наших условиях. Они имеют смысл применительно к условиям, где проявляются основные факторы рынка труда. Безработица в наших условиях имеет хронический, стагнационный характер, т.к. обусловлена системным кризисом производства, несоответствием структуры производства требованиям рынка, неконкурентоспособностью производства и т.п. Кроме того, в силу объективных причин, преобладает скрытая безработица, когда человек формально занимает рабочее место, однако фактически не занят производительным трудом или труд его не обеспечивает минимальной эффективности производства, или же производимая продукция неконкурентоспособна, не находит сбыта. Скрытой она является и в том смысле, что избыточная по отношению к реализованной продукции численность персонала обуславливает еще более низкий уровень зарплаты. Уравнительная оплата труда на уровне, близком к прожиточному минимуму, фактически скрывает безработицу. Такая оплата труда ведет к снижению качества кадрового потенциала, а для отдельных категорий работающих выполняет функцию социального пособия. Понятия и масштабы скрытой безработицы необходимо уточнить и конкретизировать с учетом: работающих неполную неделю (67 тыс.чел. в июне 1996 г.) и находящихся в отпусках по инициативе администрации (50 тыс.чел. в июне 1996 г.); объема реализации товаров и услуг в расчете на нормативную численность; неэффективно занятых (получающих зарплату ниже уровня минимального потребительского бюджета) более 40% занятых. Таким образом, острота проблемы занятости в нашей экономике определяется не столько уровнем официально учитываемой безработицы, сколько "навесом" скрытой безработицы, масштабы которой значительно выше. Официальная статистика отражает лишь небольшую часть этого системного явления, т.к. "выдавливание" работников происходит, в основном, стихийно под воздействием низкой оплаты труда, задержек в выплате зарплаты, отсутствия перспектив развития у предприятия, организации. Высвобождение по инициативе администрации занимает сравнительно небольшой удельный вес в общей массе увольняющихся (за 1995 г. выбыло 343,5 тыс.чел, в т.ч. по сокращению штатов лишь 23 тыс.чел, т.е. 6,6%). Это объясняется целым рядом причин: - действующее трудовое законодательство создает серьезные трудности для сокращения численности по инициативе администрации; - позиция директората, по традиции считающего себя ответственным за "сохранение коллектива"; - отсутствие серьезных рыночных стимулов для "рационализации" персонала и др. В условиях реформируемой экономики еще не сложились основные элементы рыночного механизма, обеспечивающего формирование стоимости рабочей силы, стимулирующего экономию издержек производства, конкуренцию на рынке труда и др. Поэтому сфера регулирования занятости и масштабы государственного воздействия в этих условиях должны быть существенно шире, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Причем, если в развитых зарубежных странах регулирование занятости нацелено, в основном, на борьбу с безработицей, то в наших условиях оно должно быть направлено в первую очередь на предотвращение массовой безработицы путем структурных изменений в сфере производства. Специфика проблемы занятости в современных условиях обуславливает три основных направления политики занятости: 1. Создание условий для повышения оплаты труда в соответствии со стандартами жизни, определяемой системой потребительских бюджетов. 2. Структуризация и смягчение скрытой и открытой безработицы методами структурно-инвестиционной политики, а также путем реализации соответствующих социальных программ. 3. Формирование системы регулирования занятости, соответствующей задачам выхода из кризиса и рыночного реформирования экономики. 2. Состояние и перспективы занятости в Республики Татарстан Социально-экономический кризис привел к ухудшению демографической ситуации. В 1995 г. впервые за многие десятилетия смертность превысила рождаемость, и эта тенденция сохраняется. Увеличивается доля населения в нетрудоспособном возрасте, что ведет к увеличению коэффициента демографической нагрузки на одного занятого и, следовательно, увеличивает социальную нагрузку, связанную с поддержкой нетрудоспособных. На период до 2003-2005 гг. прогнозируется устойчивый рост численности населения в трудоспособном возрасте (в среднем на 0,2-0,6% в год), что является неблагоприятным фактором в условиях сокращения спроса на рабочую силу и роста безработицы. В то же время за пределами 2005 г. ожидается снижение предложения рабочей силы на фоне предполагаемого экономического роста (прежде всего за счет вступления в рабочий возраст малочисленного поколения родившихся в кризисные 90-е годы). Демографические факторы необходимо учитывать при формировании структуры народного хозяйства. На первом этапе необходимо и оправдано стимулирование трудоемких производств, тогда как в более отдаленной перспективе придется считаться с ограниченным предложением дополнительной рабочей силы и повышением требований к ее квалификации. За период экономических реформ произошло резкое падение уровня занятости населения. Численность занятых в экономике в 1990 г. составила 1878 тыс.человек при общей численности населения трудоспособного возраста 2068 тыс.человек, в 1995 году число занятых составило 1675,4 тыс.человек. При этом численность населения трудоспособного возраста практически не изменилась. Из сферы материального производства выбыло более 200 тыс.человек. В результате структурных изменений, связанных со спадом производства и рыночной конъюнктурой, возникло значительное несоответствие между структурой производства (рабочих мест) и профессионально-квалификационной структурой рабочей силы. Главной проблемой здесь является невостребованность кадров высокой и средней квалификации. Структурная безработица не проявляется в открытой форме и составляет значительную часть скрытой безработицы. При снижении объемов промышленного производства примерно вдвое численность занятых уменьшилась лишь на 20%. По уровню регистрируемой безработицы Татарстан относится к числу сравнительно благополучных регионов, однако ситуация устойчиво ухудшается: растет уровень безработицы (от 0,21% к числу занятых на 01.01.94 г. до 1,9% на 01.07.96 г.), увеличивается средний период продолжительности безработицы (с 4,6 месяцев на 01.01.94 г. до 6,1 месяцев на 11.07.96 г.). Наряду с сокращением количества рабочих мест ухудшается их качество, прежде всего за счет высокотехнологичных рабочих мест, требующих квалифицированную рабочую силу, а также в результате увеличения степени износа основных фондов (60-65%). Увеличиваются масштабы неполной занятости, что является одним из проявлений скрытой безработицы. В течение 1995 г. в режиме неполной занятости работало около 100 тыс.чел., в первой половине 1996 г. более 100 тыс.человек. Безработица имеет явно выраженный индустриальный характер. Наибольшее сокращение численности за период 1990-1995 гг. произошло в промышленности (124,5 тыс.человек), в строительстве (55,7 тыс.человек), на транспорте и связи (21,7 тыс.человек). В сельском хозяйстве до 1993 года имел место рост численности занятых, однако за последующие 2 года сокращение составило более 20 тыс.человек. Противоречивая картина наблюдается в непроизводственной сфере. При общем росте численности занятых на 6,3 тыс.человек существенное сокращение произошло в сфере народного образования, культуры, искусства и науки (23,3 тыс.человек), а также в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания (18,8 тыс.человек). Одновременно выросла численность в аппарате органов управления (18,7 тыс.человек), в здравоохранении, организациях физкультуры и спорта, органах социального обеспечения (15,8 тыс.человек), а также в сфере финансов, кредитовании, страховании и пенсионном обеспечении (7,8 тыс.человек). Действие таких противоречивых тенденций требует более детального анализа динамики занятости в отраслях непроизводственной сферы. В региональном аспекте наибольшую озабоченность вызывают города республики с моноотраслевой структурой производства и значительной долей занятости на предприятиях депрессивных отраслей: Набережные Челны (уровень безработицы 5,5%), Зеленодольск (более 4%), Елабуга (более 3%), Чистополь (более 3%), Камские Поляны (9,9%). Стабилизация и некоторый рост рабочих мест возможны в нефтедобыче и нефтехимическом комплексе при условии поддержания конкурентоспособности продукции, особенно на внешнем рынке. Численность занятых более 100 тыс. чел., относительно высокий уровень оплаты труда. Производство на этих предприятиях, в основном, связано с аппаратурными процессами и носит непрерывный характер. Ситуация, при которой цены на основную продукцию превышают уровень мировых, создает угрозу полной остановки производств и массовое высвобождение. Это недопустимо еще и потому, что нефтехимический комплекс составляет основу экспортного потенциала республики. Принципиально важно обеспечить стабилизацию численности занятых в агропромышленном комплексе. Это возможно на основе развития перерабатывающих производств с одновременным продолжением реформ в аграрном секторе, что приведет к перераспределению доходов в пользу товаропроизводителей на основе рыночных механизмов и уменьшит долю бюджетного финансирования. Здесь может быть сохранена занятость 240-250 тыс.человек при относительно невысоком уровне оплаты труда. Улучшение условий для занятости в строительном комплексе может быть обеспечено на основе реализации республиканской программы жилищного строительства, на основе рыночных механизмов и привлечения средств населения. Здесь следует ожидать наиболее значительного эффекта влияния инвестиций на развитие потребительского рынка и промышленности строительных материалов. Обеспечивается занятость более 200 тыс.человек при среднем уровне оплаты труда. Занятость в строительстве с учетом трудоемкости и относительно невысокой квалификации рабочей силы может выполнить роль "амортизатора" в период структурной перестройки промышленности. Наибольшая вероятность массовых высвобождений и резких структурных сдвигов в машиностроении, особенно в оборонном комплексе, и в легкой промышленности. Необходима селективная поддержка приоритетных производств путем включения их в соответствующие федеральные программы и осуществления специальных мер по сохранению научно-технического и кадрового потенциала. Неиспользуемые мощности должны быть задействованы на основе превышения внешних инвестиций, развития сети технопарков для малого и среднего бизнеса. Регулирование занятости и предотвращение массовой безработицы требует усиления государственного контроля и разработки программ развития, санации и реструктуризации имущества по каждому крупному предприятию. Регулирование занятости в отраслях непроизводственной сферы, а также в отраслях, где действуют естественные монополии (энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство) также требует усиления контроля в соответствии с нормативами. 3. Цели и задачи государственной политики занятости в Республики Татарстан Стратегической целью политики занятости в Республике Татарстан является достижение эффективной, полной и свободной занятости как условия обеспечения достойного уровня и качества жизни каждого гражданина, реализации социальных приоритетов развития экономики, обеспечения самостоятельного и устойчивого развития Татарстана. В обозримой перспективе с учетом необходимости выхода из кризиса и продолжения рыночных реформ в сфере занятости стоят следующие цели и задачи: 1. Приведение уровня оплаты труда и доходов населения в соответствие с социальными стандартами. Тем самым обеспечивается важнейшее условие рынка труда, соответствие уровня оплаты труда стоимости рабочей силы. 2. Уменьшение налогообложения средств, идущих на оплату труда (фактическая задача, тесно связанная с первой и нацеленная на регулирование системы социального страхования в условиях кризиса). 3. Содействие структурной перестройке и развитию системы эффективных рабочих мест. 4. Формирование системы социального партнерства. 5. Стимулирование повышения качества и совершенствования структуры трудовых ресурсов. 1. Повышение уровня реальной зарплаты и среднедушевых доходов в соответствии со стандартами жизни Исходным является повышение минимального уровня оплаты труда и его постоянная индексация в соответствии с уровнем прожиточного минимума. При этом необходимо учитывать, что прожиточный минимум не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы. Он предназначен для использования в течение краткосрочного периода преодоления кризиса и характеризует лишь минимально допустимые границы потребления наиболее важных для человека благ и услуг. Ориентиром для средней заработной платы в народном хозяйстве Республики Татарстан является минимальный потребительский бюджет, который отражает нижнюю границу стоимости рабочей силы и обеспечивает нормальное воспроизводство и развитие рабочей силы трудоспособных и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. В настоящее время около 25% населения республики имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, а около 75% населения - ниже минимального потребительского бюджета. Это означает, что более половины граждан объективно не являются полноценными участниками рыночных отношений, в том числе рынка труда и потребительского рынка (по критериям воспроизводства рабочей силы и платежеспособного спроса). При этом необходимо учитывать растущие масштабы "серого" рынка труда (около 150 тыс.чел. в 1995 году). При опросах 47% работодателей отметили, что они практикуют прием на работу без оформления трудовых отношений. Двухлетний опыт наблюдений за динамикой минимальной и средней зарплаты в Республике Татарстан показывает наличие устойчивой тенденции: рост минимального уровня оплаты труда вызывает повышение средней зарплаты при условии, что доля "минималки" в величине средней зарплаты составляет не менее 30%. Есть основания полагать, что в краткосрочной перспективе повышение минимальной зарплаты должно быть использовано в качестве рычага повышения общего уровня оплаты труда в сочетании со сбалансированной политикой цен и тарифов. Целесообразно также разработать и ввести механизм минимальной почасовой оплаты труда. В целях ликвидации неоправданных разрывов в уровнях оплаты труда работников различных отраслей и сфер экономики следует осуществить упорядочение основной зарплаты путем совершенствования тарифной системы. В среднесрочной перспективе минимальный уровень оплаты труда должен быть приближен к уровню минимального потребительского бюджета. Достижение этого показателя означало бы, что в основном сформированы условия для реализации рыночных отношений в сфере занятости, потребительского рынка. Это, в свою очередь, положительно отразится на функционировании рыночного механизма в целом, создаст условия для устойчивого экономического роста. 2. Ослабление налогового бремени на средства оплаты труда В настоящее время степень налогообложения труда (средств оплаты труда) значительно выше налогообложения капитала (имущества, ресурсов). Кроме того, в условиях либерализации цен и инфляции произошло обесценивание рабочей силы, тогда как стоимость капитала во многих случаях завышена в результате периодической индексации без учета рыночных критериев. Учитывая то, что средний уровень оплаты труда близок к порогу бедности, чрезмерное налогообложение средств на оплату труда при наличии безработицы и избыточной численности персонала на предприятиях ведет к сокращению спроса на труд, тормозит повышение заработной платы и стимулирует неучитываемую занятость. Кроме того, отчисления в централизованные страховые фонды (фонды социального и медицинского страхования, пенсионный фонд и фонд занятости) носят обезличенный, чисто фискальный характер и практически не связаны с текущими потребностями и интересами как работодателей, так и работников. Система социального страхования с учетом ее специфических функций не может рассматриваться как рядовое звено налоговой системы. В целях повышения уровня реальной оплаты труда, наряду с регулированием минимальной зарплаты целесообразно пересмотреть существующую систему налогообложения фонда оплаты труда, максимально освободить его от второстепенных налогов (например: транспортный налог, налог на образование). Нынешнее критическое состояние указанных фондов является прямым следствием того, что оплата труда упала на недопустимо низкий уровень. Чтобы вырваться из этого порочного круга, необходимо перенести частично тяжесть обложения с живого труда на капитал, вещественные факторы производства. Это одновременно увеличит спрос на труд. Создание системы социального страхования на принципах прямого участия работодателей и граждан в формировании страховых фондов и солидарного использования их средств. Это обеспечит адресность использования средств и будет способствовать развитию рыночных механизмов и стимулов в сфере социального обслуживания. Снижение ставок подоходного налога для зарплаты ниже уровня минимального потребительского бюджета. Потери бюджета частично компенсируются увеличением ставок на заработки выше рационального потребительского бюджета (с более дробным интервалом и большей прогрессией, чем это предусмотрю действующим законодательством). 3. Содействие структурной перестройке и развитию системы эффективных рабочих мест Это предполагает, во-первых, создание макроэкономических условий для оптимального сочетания эффективной занятости с приоритетными направлениями структурной перестройки экономики, а во-вторых, создание механизма контроля и стимулирования развития эффективных рабочих мест на уровне предприятия. Стратегия двухсекторной структурной перестройки экономики предусматривает постепенную трансформацию крупных предприятий с сохранением в обозримой перспективе государственного контроля над ними и одновременное интенсивное развитие негосударственного сектора, представленного частными предприятиями малого и среднего бизнеса, ориентированными на свободный рынок. Для этого необходимо: - восстановление государственного управления (регулирования) крупными предприятиями с использованием системы госзаказов; - реализация системы мер по защите внутреннего рынка от экспансии дешевой импортной продукции путем повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей; - повышение инвестиционной активности государства, направленной прежде всего на развитие инфраструктуры и поддержку предпринимательского сектора путем развития технопарков, бизнес-инкубаторов, лизинга и др; - усиление государственного контроля в финансово-кредитной сфере в целях мобилизации дополнительных ресурсов, их перераспределения в пользу приоритетных направлений экономического роста, селективной поддержки предприятий; - реализация приоритетных направлений структурной перестройки на основе индикативного планирования и программирования экономики. В соответствии с отраслевыми и региональными приоритетами должна разрабатываться схема создания, сохранения и модернизации рабочих мест. Реализация этой схемы основана на паспортизации рабочих мест на крупных и средних предприятиях и социальной экспертизе инвестиционных проектов и программ в рамках структурно-инвестиционной политики. 4. Формирование системы социального партнерства Государственная политика занятости, особенно регулирование заработной платы, может стать эффективной только при опоре на механизм социального партнерства. В наших условиях система социального партнерства в сфере регулирования занятости находится в зачаточном состоянии. Потенциальные участники системы социального партнерства: - государственные и муниципальные органы управления; - профсоюзы на крупных предприятиях, отраслевые, республиканские; - администрация предприятий (работодатели). В обозримой перспективе государство и профсоюзы способны выполнять активную роль в регулировании трудовых отношений в сфере занятости. Работодатели (и их объединения) пока не выступают как самостоятельная сила в вопросах регулирования занятости. Для этого необходимо, чтобы рыночные механизмы и стимулы сформировали реальную конкурентную среду на микроуровне. Повышение роли и значения профсоюзов в вопросах регулирования оплаты труда и занятости имеет ключевое значение для развития рыночных отношений в этой сфере и должно стимулироваться государством путем: - законодательного закрепления полномочий и функций профсоюзов в вопросах организации и оплаты труда, регулирования занятости, политики цен и доходов, защиты прав работников и контроля за деятельностью организации; - создания благоприятных условий для развития в системе профсоюзов различных негосударственных форм социального страхования. Основные задачи, решаемые в рамках системы социального партнерства: 1. Достижение социального согласия в вопросах определения основных приоритетов социально-экономического развития, ориентиров для политики цен и доходов. 2. Определение на основе переговоров уровней и динамики минимальной оплаты труда в соответствии с прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом. 3. Унификация принципов и условий оплаты труда с целью преодоления необоснованных различий (отраслевых и региональных) в оплате труда одинакового качества. 4. Выборка общих условий тарифной политики, повышение роли тарифных соглашений и коллективных договоров в регулировании оплаты труда, условий труда и высвобождения работников. 5. Совершенствование правового регулирования сферы труда и занятости. 4. Система регулирования занятости В соответствии с целями и задачами государственной политики занятости система регулирования занятости включает в себя следующие звенья. 1. Взаимодействие с федеральными органами и участие в федеральных целевых программах. Определение общеэкономических условий политики занятости. Участие Республики Татарстан в реализации Федеральной комплексной программы по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы. Федеральной целевой программы содействия занятости РФ на 1996-1997 годы, отраслевых и региональных программ федерального уровня. 2. Регулирование занятости на республиканском уровне. Как показывает анализ, активная политика занятости тесно связана с демографической политикой, политикой доходов, мониторингом стандартов жизни через систему потребительских бюджетов, реализацией социальных программ (профессионального обучения, поддержки безработных и других категорий населения), а также с осуществлением структурно-инвестиционной политики. В настоящее время система государственных органов управления экономикой не обеспечивает на должном уровне регулирование сферой занятости и координацию управленческих решений во взаимосвязи с решением задач экономической и социальной политики. Не налажен систематический контроль за соответствием инвестиционных и других экономических программ критериям эффективной занятости и другим социальным приоритетам. В целях совершенствования государственного регулирования занятости, повышения эффективности социальной политики, усиления скоординированности в решении экономических и социальных задач целесообразно образовать Министерство труда и социальной политики. Соответственно на уровне местных администраций образовать управления (отделы) по труду и социальным вопросам. В результате на республиканском и региональном уровне организационно формируется единый блок управления, ответственный за проведение социальной политики, включая регулирование сферы труда и занятости, что позволит: - более четко и последовательно обеспечивать реализацию социальных приоритетов при осуществлении экономической политики; - организовать социальную экспертизу экономических проектов и программ, обеспечить реализацию схемы развития эффективных рабочих мест; - обеспечить координацию и согласованность в разработке и реализации социальных программ, связанных с политикой занятости, доходов, социальной защиты населения и др.; - реализовать меры по совершенствованию тарифной системы, организации социального мониторинга, разработке системы потребительских бюджетов, повышению оплаты труда и доходов населения в соответствии со стандартизацией жизни; - обеспечить разработку и реализацию системы социальных показателей в рамках индикативного планирования и др. 3. Регулирование занятости на региональном уровне. Разработка и реализация региональных и межрегиональных программ занятости. Текущая деятельность управлений (отделов) по труду и социальным вопросам. 4. Регулирование занятости на уровне крупных предприятий. Обязательная паспортизация рабочих мест и осуществление мер по развитию и модернизации рабочих мест в рамках программ развития, санации и модернизации предприятий. Развитая система социального страхования под патронажем профсоюзов. 5. Регулирование занятости на основе системы социального партнерства. 6. Правовое регулирование занятости. 5. Структура государственной программы занятости Республики Татарстан на 1997-2000 гг. 5.1. Цели и задачи Программы. 5.2. Этапы реализации Программы: I этап. 1997-1998 гг. Создание целостной многоуровневой системы регулирования занятости. Подготовка условий для рационализации структуры занятости по мере мобилизации инвестиционных ресурсов и структурной перестройки экономики. Предупреждение резкого роста общего уровня безработицы и кризисных ситуаций в отдельных отраслях и регионах. В течение 1997-1998 гг. будет продолжаться рост безработицы, сохранится количественное и качественное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Минимальный уровень оплаты труда не ниже прожиточного минимума. II этап. 1999-2000 гг. Начинается переход к эффективной структуре занятости. Повышение качества и эффективности рабочих мест в приоритетных отраслях на основе реализации инвестиционных программ. Стабилизация уровня безработицы на социально приемлемом уровне. Существенное повышение уровня оплаты труда и улучшение условий труда в приоритетных отраслях. Минимальный уровень оплаты труда существенно сближается с минимальным потребительским бюджетом. Развитие системы социального партнерства и совершенствование нормативно-правового регулирования занятости, которые становятся важными элементами политики занятости. Перестройка системы профессионального образования и переподготовки кадров, соответствующей требованиям к качеству рабочей силы. Формирование механизмов активного регулирования занятости на региональном и микроэкономическом уровне. 5.3. Оценка предложения рабочей силы и определение потребности в создании рабочих мест в отраслевом и региональном разрезе с учетом основных приоритетов и структурных сдвигов. Баланс трудовых ресурсов и рабочих мест. 5.4. Показатели (индикаторы) развития системы эффективности рабочих мест (создание новых, сохранение и модернизация существующих рабочих мест) по отраслям, регионам и крупным предприятиям. 5.5. Система социальных индикаторов, характеризующих уровень и динамику оплаты труда, формирование фондов социального страхования. 5.6. Показатели (индикаторы) уровня и динамики безработицы. 5.7. Мероприятия по стимулированию занятости на предприятиях малого и среднего бизнеса, меры по поддержке предпринимательства. 5.8. Совершенствование законодательной базы регулирования трудовых отношений, занятости и повышения качества рабочей силы. 5.9. Комплекс мероприятий по формированию и развитию системы социального партнерства. 5.10. Мероприятия по развитию системы образования, профессиональной подготовки, совершенствованию условий труда, повышению мобильности рабочей силы, развитию временной занятости и общественных работ, социальной поддержке граждан с особыми потребностями. Приложение N 1 к Концепции государственной политики занятости Республики Татарстан Варианты экономической политики и вероятные последствия в зависимости от избранных приоритетов в отношении факторов производства, развития рынков труда и капитала ------------------------T------------------------------------------------ Варианты экономической ¦Вероятные последствия (в перспективе 10-15 лет) политики +------------------------T----------------------- ¦ Итоговая структура ¦Рынок труда. Характер и ¦ народного хозяйства ¦ динамика безработицы ------------------------+------------------------+----------------------- 1. Пассивное приспособ-¦Преимущественно аграр-¦Сохранение на длитель- ление структуры экономи-¦но-сырьевая (самообеспе-¦ное время скрытой без- ки к рыночной конъюнкту-¦чение продовольствием и¦работицы, которая обус- ре. (Превалирующее зна-¦экспорт нефти и нефтеп-¦лавливает хроническую чение вещественных фак-¦родуктов). Зависимость¦застойную безработицу. торов производства). ¦от импорта оборудования,¦Ограниченный и незави- ¦технологий, ресурсов. ¦симый рынок труда. Воз- ¦ ¦можен отток квалифици- ¦ ¦рованных кадров и их ¦ ¦деградация. ------------------------+------------------------+----------------------- 2. Активная структурная¦Неоднородная структура,¦Возможность периодичес- политика, нацеленная на¦сочетающая передовые те-¦ких вспышек высокого развитие конкурентоспо-¦хнологии с депрессивны-¦уровня безработицы вс- собных производств, пре-¦ми, технически отсталыми¦ледствие резких струк- имущественно за счет¦производствами. Некомп-¦турных сдвигов. Сущест- внешних инвестиций.(Ори-¦лексность отраслей, ра-¦венные разрывы в эффек- ентация на оптимальную¦ботающих на внешний и¦тивности рабочих мест и структуру вещественных¦внутренний рынки. Техно-¦квалификации кадров. факторов производства). ¦логическая зависимость¦Сегментированный рынок ¦ряда отраслей. ¦труда. ------------------------+------------------------+----------------------- 3. Политика эффективной¦Сбалансированная струк-¦Смягчение структурной занятости в сочетании с¦тура, обеспечивающая ра-¦безработицы в результа- активной структурной по-¦циональное использование¦те гибкой перестройки литикой, учитывающей¦ресурсного и кадрового¦структуры занятости. стратегические приорите-¦потенциала, оптимальное¦Формирование региональ- ты. (Социально-ориенти-¦сочетание отраслей, ори-¦ного рынка труда, регу- рованные преобразования¦ентированных на внешний¦лируемого государством. личного и вещественных¦и внутренний рынки,¦ факторов производства). ¦сырьевых и обрабатываю-¦ ¦щих. Сочетание капитало-¦ ¦емких и трудоемких про-¦ ¦изводств. ¦ ------------------------+------------------------+----------------------- ------------------------------------------------------------------------- Вероятные последствия (в перспективе 10-15 лет) ------------------------T------------------------T----------------------- Уровень доходов и ¦Изменение совокупного¦ Масштабы и источники качество жизни ¦потенциала и экономичес-¦ инвестиций ¦кого роста ¦ ------------------------+------------------------+----------------------- Сравнительно невысокий¦Утрата значительной час-¦Ресурсы, получаемые от уровень доходов и ка-¦ти промышленного, науч-¦экспорта нефти пере- чество жизни. Существен-¦но-технического и кадро-¦распределяются на феде- ная дифференциация насе-¦вого потенциала. Невысо-¦ральный уровень, ис- ления по доходам. Необ-¦кая конкурентоспособ-¦пользуются для поддерж- ходимость значительных¦ность и зависимость от¦ки АПК, бесперспектив- бюджетных расходов на¦внешних факторов. Сниже-¦ных обрабатывающих про- социальную поддержку. ¦ние финансового потенци-¦изводств. Поэтому воз- ¦ала. ¦никает необходимость ¦ ¦внешних инвестиций и ¦ ¦зависимость от них. ------------------------+------------------------+----------------------- Значительные отраслевые,¦Сохранение и развитие¦Необходимо привлечение региональные различия в¦совокупного потенциала¦значительных внешних уровне оплаты труда, до-¦ценой резких структурных¦инвестиций. ходов и качества жизни. ¦сдвигов. Частично утра-¦ ¦чивается контроль за¦ ¦производственным, ресур-¦ ¦сным и финансовым потен-¦ ¦циалом. ¦ ------------------------+------------------------+----------------------- Активная политика дохо-¦Максимальное сохранение¦Рациональное сочетание дов, нацеленная на су-¦и развитие имеющегося¦внутренних и внешних щественное повышение¦потенциала в результате¦источников инвестиций стоимости рабочей силы и¦гибкой структурно-инвес-¦на основе поэтапного платежеспособного спро-¦тиционной политики. ¦выхода отраслей из кри- са. Смягчение дифферен-¦ ¦зиса и мобилизации вну- циации доходов в резуль-¦ ¦тренних накоплений. тате государственного¦ ¦ регулирования структур-¦ ¦ ных сдвигов, политики¦ ¦ эффективной занятости и¦ ¦ перераспределения дохо-¦ ¦ дов. ¦ ¦ ------------------------+------------------------+----------------------- Приложение N 2 к Концепции государственной политики занятости Республики Татарстан Модели организации рынка труда ----------T--------T--------T--------T--------T--------T--------T-------- Страна ¦Профпод-¦Профсою-¦Перего- ¦Законо- ¦Политика¦Социаль-¦Политика ¦готовка ¦зное ¦воры по¦дательс-¦в облас-¦ная за-¦занятос- ¦рабочей ¦движение¦з/плате ¦тво о¦ти з\пл ¦щита ¦ти ¦силы ¦ ¦ ¦труде ¦ ¦ ¦ ----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+-------- 1. Либеральная или дарвинистская модель организации рынка труда Соединен- ¦Выбор- ¦Слабое ¦Децент- ¦Ограни- ¦Отсутс- ¦Низкий ¦Малораз- ные штаты¦рочно ¦ ¦рализо- ¦ченное ¦твующая ¦уровень ¦вита Америки, ¦ ¦ ¦ванные ¦ ¦или ог-¦пособий ¦ Канада ¦ ¦ ¦ ¦ ¦раничен-¦по без-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ная зар-¦работице¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦плата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Стремятся ¦ ¦Плюра- ¦Сегмен- ¦Обширные¦Устойчи-¦Плохо ¦Стабиль- к модели: ¦ ¦лизм ¦тирован-¦ ¦вая ¦развита ¦ная за- ¦ ¦ ¦ные ¦ ¦зарплата¦ ¦нятость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Бельгия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Франция, ¦ ¦Незначи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ирландия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Италия, ¦ ¦Снижающ.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Великобри-¦ ¦уровень ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тания ¦ ¦ -"- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. Социал-демократическая или согласительная модель организации труда Австрия, ¦Постоян-¦Мощные ¦Коллек- ¦ ¦ ¦Высокий ¦Активная Дания, ¦но ¦профсою-¦тивные ¦ ¦ ¦уровень ¦политика Финляндия,¦ ¦зы ¦перего- ¦ ¦ ¦пособий ¦занятос- ФРГ, ¦ ¦ ¦воры, ¦ ¦ ¦по без-¦ти Норвегия, ¦ ¦ ¦солидар-¦ ¦ ¦работице¦ Швеция ¦ ¦ ¦ность ¦ ¦ ¦ ¦ 3. Японская модель организации труда Япония ¦Непре- ¦ ¦ ¦ ¦Почти ¦ ¦Админис- ¦рывная ¦ ¦ ¦ ¦одинако-¦ ¦тратив- ¦профес- ¦ ¦ ¦ ¦ва по¦ ¦ный кон- ¦сиональ-¦ ¦ ¦ ¦отраслям¦ ¦троль ¦ная под-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦занятос- ¦готовка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ти (по- ¦на рабо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жизнен- ¦чем мес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ная) ¦те ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+-------- Приложение N 3 к Концепции государственной политики занятости Республики Татарстан Основные характеристики рынка труда в развитых странах ---------------------------------T-------T-------T-------T-------T------- ¦Швеция ¦ФРГ ¦Бельгия¦Франция¦Англия ---------------------------------+-------+-------+-------+-------+------- Уровень централизации (в убываю-¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 щем порядке) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Процент членства в профсоюзах в¦ 79% ¦ 43% ¦ 75% ¦ 10% ¦ менее 1988 г. ¦(1984) ¦ ¦ ¦ ¦ 40% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Устойчивость реальной краткосроч-¦слабая ¦сильная¦сильная¦сильная¦сильная ной заработной платы по отраслям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Размер заработной платы по отрас-¦очень ¦сред. ¦сред. ¦сред. ¦сред. лям ¦слабая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Размер компенсаций, пособий по¦выс. ¦выс. ¦выс. ¦выс. ¦слабая безработице ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Устойчивость занятости, 1960-1988¦ 0,78 ¦ 0,68 ¦ 0,73 ¦ 0,75 ¦ 0,77 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Уровень безработицы (1988 г.) ¦ 1,4% ¦ 5,6% ¦ 8,1% ¦ 9,4% ¦ 6,9% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Средний уровень безработицы,¦ 2,5% ¦ 5,8% ¦ 10,8% ¦ 8,7% ¦ 9,7% 1879-1988 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Долговременная безработица (+12¦ 8,2% ¦ 48,1% ¦ 74,5% ¦ 44,8% ¦ 45,2% месяцев) в % к общей безработице¦ ¦(1987) ¦(1987) ¦ ¦(1987) (1988 г.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Государственные расходы - гаран-¦ 0,80% ¦ 1,35% ¦ 3,01% ¦ 2,26% ¦ 1,74% тия ресурсов (в % к ВВП), 1988 г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Государственные расходы - гаран-¦ 1,79% ¦ 1,05% ¦ 1,20% ¦ 0,81% ¦ 0,77% тия ресурсов (в % к ВВП), 1988 г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - из которых на переподготовку¦ 0,51% ¦ 0,32% ¦ 0,14% ¦ 0,28% ¦ 0,14% (взрослые) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------------------+-------+-------+-------+-------+------- ---------------------------------T-------T-------T-------T-------T------- ¦Италия ¦Испания¦Япония ¦США ¦Канада ---------------------------------+-------+-------+-------+-------+------- Уровень централизации (в убываю-¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 щем порядке) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Процент членства в профсоюзах в¦ 45% ¦ 17% ¦ 22% ¦ 15% ¦ 1988 г. ¦ ¦ ¦(1982) ¦(1984) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Устойчивость реальной краткосроч-¦сред. ¦сред. ¦слабая ¦слабая ¦слабая ной заработной платы по отраслям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Размер заработной платы по отрас-¦сред. ¦слабая ¦очень ¦выс. ¦выс. лям ¦ ¦ ¦выс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Размер компенсаций пособий по¦сред. ¦слабая ¦слабая ¦слабая ¦сред. безработице ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Устойчивость занятости, 1960-1988¦ 0,99 ¦ ¦ 0,91 ¦ 0,58 ¦ 0,44 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Уровень безработицы (1988 г.) ¦ 10,9% ¦ 16,9% ¦ 2,3% ¦ 5,2% ¦ 7,5% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Средний уровень безработицы,¦ 9,5% ¦ 16,8% ¦ 2,5% ¦ 7,2% ¦ 9,3% 1879-1988 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Долговременная безработица (+12¦ 56,8% ¦ 61,5% ¦ 20,2% ¦ 7,4% ¦ 7,3% месяцев) в % к общей безработице¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (1988 г.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Государственные расходы - гаран-¦ 0,72% ¦ 2,36% ¦ 0,39% ¦ 0,44% ¦ 1,59% тия ресурсов (в % к ВВП), 1988 г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Государственные расходы - гаран-¦ 0,90% ¦ 0,78% ¦ 0,20% ¦ 0,25% ¦ 0,52% тия ресурсов (в % к ВВП), 1988 г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - из которых на переподготовку¦ 0,03% ¦ 0,12% ¦ 0,03% ¦ 0,11% ¦ 0,20% (взрослые) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------------------+-------+-------+-------+-------+------- Приложение N 4 к Концепции государственной политики занятости Республики Татарстан Негативное влияние дешевой рабочей силы на развитие производства рынка и занятости ----------------------¬ ----------------------¬ ----------------------¬ ¦ Производственная ¦ ¦ Рынок капитала ¦ ¦ Рынок труда, ¦ ¦ сфера ¦ L---------------------- ¦ занятость и доходы ¦ L---------------------- - Низкая норма сбереже- L---------------------- - Спад производства вс- ний и накоплений, уме- - Уменьшение спроса на ледствие спросовых ог- ньшение инвестиционного квалифицированный труд, раничений. потенциала. деквалификация. - Деградация материаль- - Преобладание спекуля- - Разрушение трудовой но-технической базы тивного капитала, "ко- мотивации и развитие производства, ослабле- ротких денег" на финан- уравнительных тенденций ние стимулов для повы- совом рынке. в оплате труда. шения технического - Зависимость от внеш- - Усиление дифференциа- уровня производства. них инвестиций, иност- ции по доходам. - Свертывание отрасле- ранного капитала. - Низкий уровень дохо- вой структуры произ- -----------+----------¬ дов большинства населе- водства и ее утяжеление -+Дешевая рабочая сила +- ния и ограниченный по- в результате сокращения L----------T----------- купательский спрос. спроса на высокотехно- -----------+----------¬ - Натурализация потреб- логичную продукцию. ¦Рынок товаров и услуг¦ ления. - Ослабление стимулов L---------------------- экономии материальных - Сужение внутреннего издержек вследствие рынка в результате сок- уменьшения доли оплаты ращение платежеспособ- труда в структуре зат- ного спроса и натурали- рат. зации потребления. - Деградация рынка в результате уменьшения доли высокотехнологич- ной продукции высокой степени обработки. - Расщепление внутрен- него рынка: деградация рынка общественной про- дукции и ориентация лиц с высокими доходами на элитарный рынок импорт- ной продукции. - Усиление зависимости от импорта. Приложение N 5 к Концепции государственной политики занятости Республики Татарстан Общая оценка занятости населения Республики Татарстан. Основные проблемы Различают два типа обеспечения занятости населения: 1) микроэкономический - возможность для наемного работника сохранить свое место; 2) макроэкономический - возможность (вероятность) найти работу в случае ее потери. Главными причинами появления проблем в сфере трудовых отношений являются: 1) Резкое изменение хозяйственно-экономической ситуации в России, связанное с необходимостью повышения эффективности экономики. Основные факторы: сокращение оборонного заказа; сокращение бюджетных инвестиций; появление реальной и мощной конкуренции со стороны зарубежных фирм и товаров. 2) Сокращение бюджетных вливаний в экономику через оборонный заказ и инвестиций привело к свертыванию производства в отраслях группы А, снижению доходов работников этих отраслей и сокращению платежеспособного спроса на продукцию группы Б и сельскохозяйственную продукцию. Это в совокупности с конкуренцией со стороны зарубежных фирм и товаров вызвало спад реализации отечественных товаров и привело к необходимости сокращения производства потребительских товаров (в том числе и сельскохозяйственной продукции). Сокращение производства затронуло почти все отрасли и неминуемо вызвало безработицу в виде фактической и скрытой. С другой стороны, в народном хозяйстве возникли и бурно развиваются новые сферы трудовых отношений, такие как челночная торговля, банковское дело, различные операции с ценными (и квазиценными) бумагами. Таким образом, фактически происходит структурная перестройка экономики, компасом которой является прибыль. Затухают отрасли с низкой нормой прибыли и развиваются высокорентабельные. Человеческий капитал имеет определенную структуру. В идеале структура человеческого капитала соответствует структуре сферы трудовых отношений. В стихийных рыночных отношениях первично развивается производство по критерию прибыльности, а люди приспосабливаются к потребностям производства. Инерционность структуры человеческого капитала предопределяет неизбежность ее отставания от изменений производства и неизбежность безработицы. Для решения проблем занятости можно рассматривать две стратегии: 1) обеспечение, а затем усиление конкурентоспособности продукции производится путем стимулирования (или поощрения) увольнения работников с предприятий. Такая стратегия позволяет развить временные формы работы, сокращенный рабочий день, вести опережающее обучение персонала под будущие функциональные потребности предприятия; 2) сохранение рабочих мест через субсидирование убыточных, а чаще всего бесперспективных предприятий. Мировой опыт говорит о том, что эта стратегия хотя некоторое время и сохраняет рабочие места, но в результате ведет к уничтожению все увеличивающегося числа таких предприятий и рабочих мест. В связи с этим необходимо определить термин "рабочее место". Под "рабочим местом" понимается только самоокупаемое рабочее место. Исходя из такого толкования нельзя считать, например, допустимой оплату труда по производству нереализованной продукции. Социальные пособия в этом случае в несколько раз дешевле обойдутся работодателю. т.к. не будут использованы сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы. Аналогичным должен стать подход к оплате простоя работника. Если на основном рабочем месте его занять нельзя, следовательно, работник должен быть использован на работах по благоустройству территории (типа приведения в порядок территории), уборка производственных помещений и т.д. Для выбора стратегии в области занятости следует иметь в виду, что: 1) безработица стоит дорого не только из-за расходов на социальные нужды, которые она влечет за собой, но и в силу недопроизводства, что является ее результатом. Возникают и проблемы психологического плана, усиливается криминогенность и т.д. В связи с этим необходимо иметь модель расчета экономических потерь от безработицы и предельный уровень безработицы. 2) искусственное сдерживание числа работников на предприятиях привело к резкому снижению качества кадрового потенциала предприятия. Первыми уходят высококвалифицированные специалисты. Особую остроту для республики приобрела проблема внутренней социальной и профессиональной миграции. Особенно заметен уход в другие сферы национальной экономики ученых, высококвалифицированных медиков, работников образования, руководителей всех уровней, и что особенно тревожит, так это миграция высококвалифицированных работников правоохранительных органов. Промышленные предприятия республики, сумевшие найти свой путь экономического развития, столкнулись с проблемой управления. Нет высококвалифицированных конструкторов и технологов, практически на всех предприятиях низок уровень производственно-технической культуры управления. Необходимо предпринять кардинальные шаги в направлении сохранения и приумножения кадрового интеллектуального потенциала. В противном случае нашей республике не удастся сохранить свой научно-технический суверенитет. 3) Появился так называемый "серый рынок" труда. Это ситуация, когда работники находятся в трудовых отношениях с несостоятельным предприятием, но работают у других работодателей. По экспертным оценкам число таких работников достигает 150 тыс.человек. 4) Профессиональная миграция происходит без участия государственных органов и мимо служб занятости. Это говорит о необходимости создания фирм по подбору кадров, сохранив за службами занятости функции выдачи пособий и некоторых функций обучения, считая их элементом системы социального страхования, где страховым риском является потеря дохода. 5) В связи со спецификой экономической ситуации в регионах республики появились специфические региональные проблемы занятости (поселок Камские Поляны, города Нижнекамск, Н.Челны, Елабуга). Главной причиной высокого уровня безработицы как существующей, так и потенциальной при этом является отсутствие необходимой связи при решении проблем по размещению производительных сил и проблем занятости из-за потери работы. 6) Низкий уровень экономической активности работников. Человеческий капитал должен использоваться наилучшим образом. Это означает, что сфера трудовых отношений должна быть наилучшим образом приспособлена к потребностям и способностям человеческого капитала - населения республики. При этом каждый человек должен иметь реальную возможность выбрать работу в соответствии со своими способностями и предпочтениями и это позволяет ему максимизировать доходы при гарантии доходов выше минимального потребительского бюджета. Психологическая "притертость" к работе и относительно высокий доход обеспечивает высокий жизненный тонус (уровень жизни), что в свою очередь является надежной основой социального благополучия в республике. Реальная ситуация далека от описанного идеала. Более того, представляется, что ситуация в сфере трудовых отношений в доперестроечный период была ближе к описанной идеальной. Люди имели больше возможностей выбирать работу, подыскивать ее в соответствии со своими предпочтениями, получая при этом доход, гарантирующий определенный средний уровень жизни. Сегодняшняя ситуация характеризуется нарастанием социальной напряженности, связанной с безработицей, невозможностью изменения места и характера работы (особенно для таких групп, как инвалиды, женщины, пожилые люди), потерей ориентиров получения образования и профессионального обучения, низкими доходами от трудовой деятельности для значительной части населения и т.д. По данным социологических исследований большинство людей, потерявших работу, склонны объяснять это внешними причинами, а не своей собственной несостоятельностью. И как основную причину называют сознательную политику администрации предприятия, направленную на сокращение занятости. Кроме того, большинство граждан, ищущих работу, в первую очередь полагаются на разного рода внешние силы - службу занятости, администрацию предприятий, родственников, друзей, знакомых. Вряд ли можно в ближайшее время рассчитывать на изменение основ трудовой этики наших граждан, на то, что у людей будет превалировать вера в собственную способность контролировать обстоятельства своей жизни и принять тот факт, что безработица - одна из ипостасей образа сегодняшней жизни. Людей, не уверенных в том, что они найдут "подходящую" работу, около 5%. 6) изменилась ситуация с занятостью молодежи. Появились тенденции, которые свидетельствуют о повышении качества (по формальным признакам) абитуриентов ВУЗов и об увеличении их количества, в том числе количества юношей. Наметился рост абитуриентов не только со школьной скамьи, но и людей более старших возрастов. Это объясняется следующими причинами: стремление оттянуть время до призыва на военную службу; выпускнику школы трудно устроиться на работу; в более или менее сформировавшихся коммерческих структурах предпочтение отдают людям с образованием. Однако стала изменяться и ситуация с занятостью на промышленных предприятиях. Если в последние годы рабочему "у станка" было около 45 лет, то сейчас все больше молодых людей идут на предприятия, пополняя численность именно производственных рабочих. Необходимо включать в программы занятости работу с молодежью, имея в виду целевую подготовку студентов, создание служб занятости в ВУЗах и т.д. 7) Объективно существуют и требуют приоритетного решения вопросы повышения профессиональной подготовки государственных служащих, т.е. людей, которые будут принимать решения по реформированию хозяйства республики. Реформирование осуществляется при выполнении двух условий: сохраняется сильным государственное управление, и его главные функции социальные (регулирование заработной платы, регулирование цен, социальная помощь и т.д.); сохраняется хозяйство в том смысле, что все процессы преобразования должны быть эволюционными, адаптированными к существующей реальной экономике. В этой связи к государственным служащим предъявляются особые требования. Место, которое они занимают в структуре органов государственного управления, - это прежде всего профессия (управление), а уж затем должность. Вместе с тем государство, как один из самых крупных работодателей, не обеспечивает для своих работников необходимый уровень мотивации труда. Система оплаты труда госслужащих крайне неэффективна, не говоря о том, что она не имеет формальной интерпретации. Наиболее целесообразной системой оплаты труда, по-видимому, следует считать систему оплаты, ориентированную на существующую систему потребительских бюджетов. Необходимо в самые кратчайшие сроки введение стандартов управления и обучения им - работников органов государственного управления с выдачей им сертификатов. Имея в виду высокую социальную значимость задачи обеспечения необходимого качества кадрового потенциала специалистов, выполняющих функции управления в органах государственной власти необходимо определить оптимальную численность специалистов и структуру управления, перестроить систему образования. Мировая практика говорит о том, что фактически сложившаяся численность работников, занятых в сфере государственно-территориального управления составляет 12% от численности экономически активного населения. У нас в республике таких данных на сегодня нет. 8) Требуют неотложного решения вопросы подготовки и переподготовки руководителей предприятий. В таблице 1 приведены данные из газеты "Экономика и жизнь" (N 45, 1995 г.) о доле руководящих кадров по видам народнохозяйственной деятельности. Примерная доля руководящих кадров в составе экономически активного населения, по отраслям (в% к итогу) Таблица 1 ------------------------------------------------T------------------------ Вид деятельности ¦ Регион +------T--------T-------- ¦Япония¦Германия¦Норвегия ------------------------------------------------+------+--------+-------- Сельское хозяйство ¦ 0,8 ¦ 0,6 ¦ 1,0 Добывающая промышленность ¦ 0,4 ¦ ¦ Обрабатывающая промышленность ¦ 25,4 ¦ 27,9 ¦ 17,2 Электро-газо-водоснабжение ¦ 0,4 ¦ 0,8 ¦ 1,0 Строительство ¦ 14,6 ¦ 4,5 ¦ 7,1 Торговля, гостиницы, рестораны ¦ 23,2 ¦ 20,4 ¦ 17,5 Транспорт и связь ¦ 6,4 ¦ 7,4 ¦ 7,1 Финансы, страхование ¦ 14,2 ¦ 11,8 ¦ 18,3 Услуги ¦ 14,6 ¦ 26,6 ¦ 29,8 ------------------------------------------------+------+--------+-------- Всего к экономически активному населению ¦ 3,9 ¦ 3,1 ¦ 8,5 ------------------------------------------------+------+--------+-------- Как видно, основная доля управленческих кадров в развитых странах приходится на обрабатывающую промышленность, сферу услуг, финансы и страхование. При этом доля руководителей, работающих по найму, составляет более 80% управленческих кадров. У нас в республике отсутствует система учета подобной категории работающих. Наиболее важными проблемами в области повышения эффективности работы руководителей предприятий нужно назвать: отсутствие системы (именно системы, а не отдельных ее компонентов) подготовки, переподготовки, повышения квалификации и подбора кадров управления; отсутствие четкой системы оценки эффективности деятельности руководителей: отсутствие четкой системы оплаты труда руководителей. Решение этих проблем позволило бы решить одну из главных проблем - явно выраженный в настоящее время дефицит так необходимых республике высококвалифицированных работников этого звена. 9) Эффективность деятельности служб занятости. Анализ показывает, что руководители предприятий принимают на работу не более двух процентов от числа вакансий лиц по направлению служб занятости, - они пользуются иными способами подбора кадров. 50% зарегистрированных безработных пользуются услугами службы занятости только для получения пособий и место приложения своего труда они также находят по другим каналам. Работники высокой квалификации практически не обращаются в службы занятости. Не представляется возможным дать точную оценку "серого" рынка труда. По результатам социологических исследований 47% работодателей принимают работников без оформления соответствующим образом трудовой книжки. По экспертным оценкам число таких работников достигает 100 тысяч человек. А это означает, что некорректны данные о безработице, в том числе скрытой. Кроме того, истинная безработица в республике находится внутри предприятий, имея в виду непроизводительный труд. 10) Неэффективное использование средств Государственного фонда занятости, направляемых на сохранение старых рабочих мест и создание новых. В условиях отсутствия механизма учета целевого использования средств фонда и исходя из соображений социально-экономической целесообразности средства Фонда занятости не должны направляться на сохранение рабочих мест, а должны выделяться строго под экономически обоснованную программу, "разделяя нагрузку" с Фондом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), например, следующим образом: средства НИОКР направляются на НИОКР; средства Фонда занятости - на производственную подготовку производства; службы занятости должны быть частью системы социального страхования (потеря дохода в связи с потерей работы). Таким образом, если рассмотреть весь спектр проблем в области управления занятостью, то можно в качестве особо значимых выделить следующие: отсутствует эффективная методика прогнозирования рынка труда и занятости; нет представления об искомой модели рынка труда и занятости; отсутствуют эффективная система оценки реальной ситуации, мониторинг, паспортизация, программы развития ведущих предприятий; недостаточный уровень социальной и экономической адаптивности (защищенность) активного населения; не проведена инвентаризация трудовых ресурсов республики и не выбран оптимальный вариант их использования; отсутствует государственный механизм кластеризации отраслей в соответствии с определенными приоритетами; не ведется база данных паспортизации рабочих мест (сертификация, уровень заработной платы, условия труда, экологическая чистота и т.п.); отсутствуют программы развития ведущих предприятий; в процессе принятия решений о размещении производственных сил, градостроительства, инвестиции и т.д. отсутствуют процедуры обязательного согласования с проблемами занятости на уровне республики; отсутствуют стандарты управления всех уровней, предусматривающие увязку принимаемых решений с вопросами занятости (предоставление данных о паспортизации рабочих мест). Процедуры приватизации, банкротства и санации предприятий также не увязаны с проблемами занятости; структуры и функции службы занятости не соответствуют реальным задачам регулирования рынка труда; отсутствуют реальные пути сочетания экономической и социальной эффективности (например, не лучше ли платить зарплату за невыполненную работу, экономя сырье и энергоресурсы, чем занимать людей на производстве ненужной продукции). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|