Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.1999 № 671Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 октября 1999 г. N 671 "О Концепции государственной транспортной политики Республики Татарстан и разработке программы развития транспортного комплекса Республики Татарстан до 2005 года" В целях осуществления единой государственной транспортной политики в интересах развития экономики и более полного удовлетворения населения в транспортном обслуживании, повышения эффективности реформирования и развития транспортного комплекса Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию государственной транспортной политики Республики Татарстан. 2. Министерству финансов Республики Татарстан выделить Департаменту транспорта Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан из Республиканского фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 500 тыс.рублей для оплаты разработки Концепции государственной транспортной политики Республики Татарстан, программы развития транспортного комплекса Республики Татарстан до 2005 года и Республиканской информационно-аналитической компьютерной системы (паспорта) транспортного комплекса Республики Татарстан в соответствии с заключенным с Научным центром по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта Российской Федерации договором от 7 октября 1998 года. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Швецова В.А. Премьер-министр Республики Татарстан Р.Н.Минниханов Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов Концепция государственной транспортной политики Республики Татарстан Содержание Введение I. Состояния транспортного комплекса Республики Татарстан II. Цели государственной транспортной политики и основные задачи по их реализации III. Государственное управление и регулирование транспортного комплекса 1. Преобразование отношений собственности и реформирование предприятий 2. Экономические отношения Тарифное регулирование Налоговое регулирование Инвестиционная деятельность Формирование и функционирование рынка транспортных услуг Внешнеэкономическая деятельность 3. Безопасность работы транспорта и охрана окружающей среды 4. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки, мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 5. Социальная и кадровая политика IV. Механизм реализации государственной транспортной политики Приложения: 1. Транспортные коммуникации в Республике Татарстан 2. Перевозки пассажиров и грузов транспортом общего пользования в Республике Татарстан 3. Пригородные и городские перевозки пассажиров транспортом общего пользования в Республике Татарстан 4. Парк транспортных средств в Республике Татарстан Введение Транспортный комплекс - одна из важнейших отраслей экономики Республики Татарстан. Его устойчивое и эффективное функционирование определяет развитие внутренних и внешних транспортно-экономических связей, способствует стабилизации и подъему экономики, улучшению условий и уровня жизни населения Республики Татарстан. Транспортный комплекс, обеспечивающий потребности Республики Татарстан в перевозках пассажиров и грузов, характеризуется сложной организационной структурой, включающей многочисленные разнообразные хозяйствующие субъекты железнодорожного, автомобильного, городского электрического, воздушного, водного и трубопроводного транспорта. Государственная транспортная политика - это эффективная деятельность уполномоченных органов государственной власти, осуществляемая в соответствии со стратегическими целями и приоритетами функционирования и развития транспортного комплекса на основе законодательных и иных нормативно-правовых документов в условиях рыночной экономики. Разработанная концепция государственной транспортной политики Республики Татарстан соответствует общей направленности проводимых в республике преобразований и отражает специфику транспортного комплекса. Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, действующих законов Российской Федерации и Республики Татарстан, посланий Президента Республики Татарстан, Государственной программы экономического и социального прогресса Республики Татарстан, Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации, концепций реструктуризации и реформирования, а также программ развития видов транспорта Российской Федерации. I. Состояние транспортного комплекса Республики Татарстан Республика Татарстан является одним из наиболее развитых в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. Наличие недровых ресурсов, благоприятные природные условия, выгодное транспортно-географическое положение, квалифицированные кадры и научно-образовательный потенциал Республики Татарстан способствовали развитию промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, созданию крупных промышленных и культурных центров. За последние годы в Республике Татарстан, как и в целом по Российской Федерации, произошло сокращение объемов производства. Индекс физического объема промышленного производства в России в 1998 г. по сравнению с 1991 г. составил 52,4%, в Республике Татарстан - 66,9%. Более благоприятным по сравнению с Российской Федерацией является также положение с относительным уровнем доходов населения. Отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму в республике составило в 1998 г. 2,2 (шестое место среди субъектов Российской Федерации). Затруднение в развитии всех отраслей экономики Республики Татарстан связано с внутренними и внешними факторами: продолжающейся структурной перестройкой и реформированием предприятий, неэффективной реорганизацией отношений собственности, слабой мотивацией эффективного труда, ослаблением государственного регулирования и управления экономикой. В результате негативного влияния вышеуказанных факторов валовой региональный продукт в 1998 году сократился на 3,9% по сравнению с уровнем 1997 года. Транспортный комплекс, как отрасль народного хозяйства, является одним из крупнейших в республике. Его доля в валовом региональном продукте составила в 1998 году 6,5%, в стоимости основных фондов - 12,0%, в численности работающих - 5,7%, в прибыли предприятий и организаций - 9,0%, в объеме платных услуг - 22,0%. Ведущую роль в обеспечении межрегиональных связей Республики Татарстан играет железнодорожный транспорт. Им осуществляется преобладающая часть межрегиональных перевозок грузов и пассажиров. В выполнении международных грузовых перевозок все более активную роль начинает играть автомобильный транспорт. Республика осуществляет поставки нефти и газа нефтеперерабатывающим предприятиям Республики Татарстан, в соседние регионы и на экспорт. Соответственно сохраняются перевозки продукции нефтехимической промышленности. Отсутствие собственного танкерного флота приводит к тому, что перевозку нефтехимической продукции осуществляет водный транспорт других регионов. Республика Татарстан осуществляет значительный объем добычи и перевозок строительных материалов. При условии стабилизации положения в экономике России и наличия транспортного обеспечения объемы поставок строительных материалов в соседние регионы и по республике могут быть увеличены. Значительный объем городских, пригородных и междугородних пассажирских перевозок осуществляет пассажирский транспорт, который в наибольшей мере нуждается в государственной поддержке. Сеть транспортных коммуникаций в республике является достаточно разветвленной (Приложение N 1). Железнодорожные магистрали пересекают Республику Татарстан в широтном и меридиональном направлениях. Основным транзитным широтным направлением является двухпутная электрифицированная линия Москва-Казань-Екатеринбург. Линии Свияжск-Ульяновск и Агрыз-Письмянка, представляющие собой рокадные направления и обеспечивающие в значительной мере перевозки грузов в Республике Татарстан, остаются однопутными, работающими на тепловозной тяге. Автомобильная дорожная сеть республики постоянно развивается: строятся сельские дороги, объезды городов, путепроводы, участки дорог федерального и республиканского значений, а также ведется их реконструкция. Аэропорты и аэродромы гражданской авиации размещены в 9 пунктах республики. Имеются два международных аэропорта в гг.Казани и Набережные Челны. Бугульминский аэропорт обеспечивает межрегиональные и местные, а 6 аэродромов - только местные воздушные сообщения. Выполняются работы по реконструкции аэропортов "Казань" и "Бегишево", модернизируется система управления воздушным движением. Единая водная система европейской части России, основу которой составляет бассейн реки Волги, создает условия для использования судов смешанного плавания в международных перевозках в направлении Каспийского, Средиземноморского и Балтийского бассейнов. Водные судоходные пути представлены глубоководными участками рек Волги, Камы, а также Вятки и Свияги. Речные порты в городах Казань и Набережные Челны, а также грузовые причалы в ряде населенных пунктов нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции. Основные транспортные магистрали в Республике Татарстан имеют не только республиканское, но и федеральное значение. Размещение магистралей совпадает с направлениями международных транспортных коридоров, что предъявляет к ним дополнительные требования по совершенствованию технических параметров, обеспечению безопасности перевозок, охране окружающей среды и развитию сервисных служб. Вследствие существенного спада объема перевозок пассажиров и грузов за последние годы (Приложения N 2, 3) имеются значительные резервы пропускных, провозных и перерабатывающих мощностей транспорта. В то же время из-за недостатка и неудовлетворительного состояния подвижного состава и других технических средств транспорта имеются трудности в освоении пассажирских перевозок. Степень износа основных фондов транспорта к началу 1999 г. составила 43,6%, в том числе транспортных средств - 60,7%. О необходимости существенного обновления парков подвижного состава транспорта свидетельствует и их возрастная структура (Приложение N 4). Не хватает автобусов для городских, пригородных и междугородных перевозок, а также трамваев и троллейбусов. Остро ощущается недостаток железнодорожного пассажирского подвижного состава для пригородного сообщения. На водном транспорте к 2005 г. выработают нормативный срок службы все самоходные грузовые суда, половина буксиров-толкачей и перегрузочной техники, все суда на подводных крыльях и более половины водоизмещающих пассажирских судов. Критическое положение сложилось с ремонтом и обновлением парка самолетов. Транспорт остается одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха, прежде всего больших городов. Основными причинами этого являются: резкий рост численности автомобилей, неудовлетворительное состояние и изношенность значительной части эксплуатируемого парка, низкий технический уровень отечественных автомобилей. Неблагополучным остается положение с обеспечением безопасности движения, полетов и судоходства. Неудовлетворительное состояние технических средств транспорта повышает себестоимость перевозок, приводит к росту тарифов на перевозки и ухудшению обслуживания предприятий и населения. Значительная изношенность и низкие темпы обновления технических средств транспорта связаны, главным образом, с трудным финансовым положением транспортных организаций. По итогам 1998 года все предприятия городского электрического транспорта оказались убыточными. На пассажирском автомобильном транспорте общего пользования доля убыточных предприятий составляет 88,2%, на воздушном транспорте - 83%, водном - 50%. Убыточность организаций вызвана снижением их доходов из-за уменьшения объемов перевозок, а также общей нестабильностью в экономике, кризисом неплатежей, парализующим процесс воспроизводства на транспорте независимо от экономических результатов деятельности, неполной компенсацией затрат на убыточные социально значимые пассажирские перевозки. Необоснованные структурные преобразования на видах транспорта привели к излишней раздробленности предприятий, а отсутствие необходимых организационных, финансово-экономических условий создали чрезвычайно трудное положение на предприятиях транспорта. В транспортном комплексе Республики Татарстан, исключая железнодорожный и воздушный транспорт, слабо используются современные информационные технологии. Отсутствуют: единые базы данных о расписании движения пассажирского транспорта; единая система бронирования и продажи билетов; диспетчерские системы управления городским транспортом; информационно-аналитические системы транспорта в районах и городах, видов транспорта; системы сбора и оформления заказов на перевозки, оповещения о месте нахождения грузов в любой момент времени; ведение документооборота с применением электронных систем. Глубинными причинами рассмотренного неудовлетворительного положения транспортного комплекса Республики Татарстан наряду с общей нестабильностью в экономике являются ослабление государственного управления, регулирования и контроля за деятельностью транспорта, за эффективным использованием собственности, отставание в разработке необходимых нормативно-правовых документов, регламентирующих и стимулирующих работу транспорта в новых условиях. Устранение глубинных причин и преодоление отмеченных недостатков в области транспорта являются необходимыми условиями стабилизации положения в транспортном комплексе Республики Татарстан и в целом экономики Республики Татарстан. II. Цели государственной транспортной политики и основные задачи по их реализации Главными целями государственной транспортной политики Республики Татарстан являются: - вывод из кризисного состояния и реформирование транспортного комплекса для эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики республики в транспортных услугах; - повышение безопасности работы транспорта и снижение его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду; - наиболее полное использование транспортно-географического положения республики для расширения транспортных связей, объемов и услуг межрегиональных и международных перевозок. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи: - совершенствование законов и иных нормативно-правовых документов в области транспорта, способствующих повышению эффективности работы транспорта, государственного регулирования транспортной деятельности в новых хозяйственных условиях; - совершенствование системы управления транспортным комплексом Республики Татарстан для усиления государственного регулирования экономических процессов и хозяйственной деятельности на транспорте республики, усиления взаимодействия и координации с федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации и межрегиональными ассоциациями; - совершенствование экономических отношений в целях улучшения взаимодействия предприятий транспорта с пользователями его услуг и с органами государственного управления, а также транспортных организаций между собой; - проведение институциональных преобразований и реформирования предприятий транспорта для повышения эффективности управления собственностью, финансового оздоровления предприятий и увеличения результативности их деятельности; - координация взаимодействия всех видов транспорта, развитие транспортно-экспедиционной деятельности; - расширение и развитие рынка транспортных услуг и повышение эффективности его функционирования, создание конкурентной среды на региональном уровне; - активизация инвестиционной деятельности на транспорте Республики Татарстан для обновления технических средств предприятий и транспортной инфраструктуры; - совершенствование социальной и кадровой политики, направленной на формирование благоприятных условий труда, повышение квалификации работников транспортных предприятий, обеспечение достойного вознаграждения за труд с учетом его специфики, улучшение социальных условий на производстве и в быту. Намечаемые меры по достижению целей и решению поставленных задач оформляются в виде единой государственной программы развития транспортного комплекса Республики Татарстан, а также целевых программ, проектов, предусматривающих целесообразную этапность и очередность их реализации, основанных на положениях настоящей Концепции и согласованных с направлениями Государственной программы экономического и социального прогресса Республики Татарстан. III. Государственное управление и регулирование транспортного комплекса В новых хозяйственных условиях существенно изменяется роль региональной экономической политики. В соответствии с Договором "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" в собственность Республики Татарстан переданы: - автомобильный транспорт; - воздушный транспорт; - водный транспорт; - городской электрический транспорт, сохранены в государственной федеральной собственности: - железнодорожный транспорт; - трубопроводный транспорт. Разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан вызывают необходимость совершенствования и усиления государственного регионального управления и регулирования транспортного комплекса республики. В этих целях постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 1998 года N 134 образован Департамент транспорта Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, на который возложено государственное управление и регулирование транспортного комплекса Республики Татарстан, выполнение задач по реализации государственной политики в области развития транспортной отрасли. В целом государственному управлению и регулированию в транспортном комплексе Республики Татарстан подлежат: - преобразование отношений собственности и реформирование на уровне предприятий; - совершенствование экономических отношений; - внешнеэкономическая деятельность; - технологическая и экономическая безопасность; - обеспечение мобилизационной готовности гражданской обороны и выполнения мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций; - социальная и кадровая политика; - информационная политика и т.д. 1. Преобразование отношений собственности и реформирование предприятий Проведенные на первом этапе рыночных реформ преобразования отношений собственности и реформирование предприятий транспорта не позволили создать эффективного и дееспособного собственника. Основные экономические процессы в государственных унитарных предприятиях и акционерных обществах протекали без особых различий и не свидетельствуют о предпочтительности той или иной формы собственности. Отличительной особенностью реформирования на новом этапе должен стать перенос центра тяжести с массового преобразования отношений собственности на создание благоприятных условий для формирования эффективных собственников предприятий всех форм собственности. Ключевыми направлениями реформирования являются: - участие органов государственного управления Республики Татарстан в преобразовании отношений собственности и реформировании предприятий федерального железнодорожного и трубопроводного транспорта; - выделение в сфере транспортных услуг воздушного и водного транспорта секторов, относящихся к сфере естественных монополий и нуждающихся в особом режиме регулирования со стороны государства, а также конкурентных секторов, где необходимо формирование условий для конкуренции между предприятиями, оказывающими услуги; - дальнейшее преобразование в акционерные общества предприятий автомобильного, воздушного и водного транспорта и создание в этих видах транспорта холдинговых компаний, а на железнодорожном транспорте - пригородной компании; - завершение передачи в коммунальную собственность предприятий наземного пассажирского городского транспорта; - завершение акционирования и приватизации сервисных предприятий транспорта (вокзалы, трансагентства, станции технического обслуживания, бронирование, резервирование и продажа билетов и т.д.); - исключение из сферы коммерциализации и приватизации предприятий, связанных с обеспечением безопасности движения, полетов и судоходства; - участие органов государственной власти Республики Татарстан в процессе приватизации и управлении предприятиями транспорта. 2. Экономические отношения Экономические отношения предприятий транспорта с потребителями транспортных услуг и органами государственной власти в наибольшей степени отражаются на результатах их деятельности и уровне обслуживания ими народного хозяйства и населения. Для повышения экономической эффективности работы транспортных предприятий предусматривается реализация следующих направлений государственной транспортной политики: Тарифное регулирование В области тарифного регулирования предусматривается: - повышение тарифов на социально значимые перевозки пассажиров с учетом инфляции и необходимости государственной финансовой поддержки малоимущих слоев населения и транспортных предприятий, работающих по фиксированным тарифам - городской пассажирский транспорт, пригородные перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом; - покрытие убытков от городских и пригородных перевозок предприятиям транспорта из республиканского и городских бюджетов, а также за счет собственных средств предприятий транспорта; - свободное ценообразование тарифов в секторах транспортного рынка с высоким уровнем конкуренции; - установление в определенных случаях фиксированных тарифов на потребляемую предприятиями транспорта электроэнергию; - осуществление контроля за фактическими издержками и рентабельностью транспортных предприятий; - участие органов государственного управления Республики Татарстан в формировании тарифной политики на транспорте Российской Федерации. Налоговое регулирование В области налогового регулирования предполагаются: - совершенствование льготного налогообложения предприятий транспорта, выполняющих социально значимые перевозки пассажиров и народно-хозяйственных грузов, в части налогов, поступающих в республиканский и местные бюджеты; - реструктуризация задолженности предприятий транспорта путем представления налоговых инвестиционных кредитов и перевода суммы задолженности в разряд долгосрочных обязательств. Вопросы о предоставлении льгот по налогообложению предприятиям транспорта, выполняющим социально значимые перевозки пассажиров и грузов, рассматриваются Государственным Советом Республики Татарстан, местными органами государственной власти районов и городов при утверждении бюджетов на соответствующие годы. Инвестиционная деятельность Инвестиционная политика на транспорте регулируется Законом Республики Татарстан "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан", Указом Президента Республики Татарстан "О государственной поддержке предпринимательства в Республике Татарстан", в которых предусмотрены государственная поддержка и дифференциация льгот для инвесторов при реализации проектов. Источниками инвестиций в транспортном комплексе для осуществления и развития пассажирских перевозок являются государственная поддержка, собственные и привлеченные средства предприятий. Государственная поддержка транспорта осуществляется в виде выделения необходимых средств из республиканского и местных бюджетов, в том числе путем привлечения федеральных средств, в виде вклада государства в уставный капитал предприятий, предоставления кредитов на льготных условиях и гарантий сторонним инвесторам, в виде налоговых льгот и в других формах. Она предоставляется для реализации наиболее важных проектов, относящихся к сфере ответственности государства (осуществление социально-значимых перевозок, снижение вредного воздействия на природную среду, обеспечение безопасности работы транспорта и модернизация транспортной инфраструктуры общего пользования). Наиболее актуальными вопросами, требующими государственной поддержки, на ближайший период являются приобретение трамваев, троллейбусов и автобусов, пассажирского железнодорожного подвижного состава для пригородного сообщения, самолетов, судов пассажирского и грузового флота, развитие инфраструктуры транспорта. Необходимо обеспечить, в том числе законодательно, рост инвестиционных возможностей предприятий и стимулирование их инвестиционной активности, а также повысить привлекательность предприятий для сторонних инвесторов. Для создания инвестиционной привлекательности необходимо реализовать следующие меры: - привлечение предприятиями кредитных ресурсов под залог имущества, акций и также под государственные гарантии Республики Татарстан; - разработка и реализация программы лизинговой деятельности и создание залогового лизингового фонда для пополнения и обновления транспортных средств и технологического оборудования; - вовлечение в оборот неиспользуемых основных и оборотных средств путем их продажи, сдачи в аренду. Государственные инвестиции должны носить избирательный характер и направляться, в первую очередь, на решение приоритетных задач и обеспечение безопасной работы транспорта. Формирование и функционирование рынка транспортных услуг Формирование и функционирование рынка транспортных услуг предусматривает обеспечение свободного доступа на рынок транспортных услуг любых хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, отвечающих предъявляемым к ним требованиям, и создание им равных, установленных законодательством, условий работы. В этих целях необходимо: - развивать систему транспортно-экспедиционного обслуживания, особенно на межрегиональных и международных автомобильных перевозках; - дальнейшее развитие и совершенствование системы лицензирования и сертификации транспортной деятельности; - создание транспортно-логистических терминалов; - проведение мониторинга состояния рынка транспортных услуг; - создание автоматизированных аналитических, прогнозирующих и управляющих систем на транспорте для осуществления взаимодействия на качественно новом уровне с федеральными структурами и предприятиями транспортного комплекса республики. Внешнеэкономическая деятельность Внешнеэкономическая деятельность в области транспорта выражается в осуществлении перевозок народно-хозяйственных грузов и пассажиров за пределы Российской Федерации. В связи с этим особое внимание должно уделяться: - состоянию и развитию объектов транспортной инфраструктуры, попадающих в зоны международных транспортных коридоров, и участию транспортных предприятий республики в осуществлении международных перевозок (Пан-европейский коридор N 2 "Москва-Астрахань" и Пан-европейский коридор N 9 "Москва-Нижний Новгород-Урал"); - участию Республики Татарстан в международных организациях в области развития транспорта и международных перевозок; - заключению и реализации межгосударственных соглашений в области транспорта; - осуществление необходимых мер по государственной поддержке международных перевозчиков; - создание логистического центра в г.Казани. 3. Безопасность работы транспорта и охрана окружающей среды Безопасность работы транспорта и охрана окружающей среды являются определяющими направлениями всей его деятельности. Отклонения от нормативных требований эксплуатации технических средств недопустимы и должны адекватно вызывать ограничения или запрещение их использования. В этих целях необходимо: - повысить требования к сертификации и техническому осмотру транспортных средств, особенно предназначенных для перевозки опасных грузов; - выработать механизм согласования с органами обеспечения безопасности движения маршруты движения транспорта при транспортировке опасных грузов, а также обеспечить оснащение этих транспортных средств необходимыми средствами нейтрализации и локализации очагов загрязнения; - осуществлять в установленные сроки списание изношенных транспортных средств, ремонт и текущее содержание которых не могут обеспечить их необходимой эксплуатационной надежности; - обеспечить своевременное обновление транспортных средств: автобусов, троллейбусов, трамваев, самолетов, речных судов и пригородного железнодорожного подвижного состава; - особое внимание уделять реализации программ текущего содержания, своевременного ремонта и совершенствования путевого хозяйства на железных дорогах, автомобильных дорог, мостов и путепроводов, судоходных линий, взлетно-посадочных полос; - разработать целевую программу повышения безопасности дорожного движения, снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду; - разработать нормативные правовые акты и нормативно-технические документы, регламентирующие и стимулирующие использование экологически чистых видов топлива (газа); - обеспечить совершенствование экологического мониторинга на улицах и автомагистралях городов; - обеспечить организацию экологической экспертизы разрабатываемых программ и проектов; - постоянно повышать квалификацию и ответственность персонала, обслуживающего транспортную технику и отвечающего за его состояние и эксплуатацию. 4. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки, мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций В целях организации и обеспечения мобилизационной подготовки, мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в ходе развития и совершенствования транспортного комплекса предусматривается: - обеспечение исполнения федеральных законов "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "О гражданской обороне", нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации, Президента Республики Татарстан, нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Татарстан в области мобилизационной подготовки, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - организация разработки необходимых планирующих документов по мобилизационной подготовке и выполнению мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и контроля за их выполнением; - руководство созданием и деятельностью органов управления силами и средствами, входящими в состав единой территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Татарстан; - участие в формировании республиканского и местных бюджетов с учетом затрат на мобилизационную подготовку, проведение мероприятий по гражданской обороне, создание резервов финансовых средств и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в организации контроля за их использованием. 5. Социальная и кадровая политика Социальная и кадровая политика должна быть направлена на формирование на транспортных предприятиях трудовых коллективов, способных профессионально выполнять производственные функции. Эта цель достигается соответствующей производственной подготовкой работников, созданием им благоприятных условий для работы, сохранением за государством системы профессиональной подготовки работников транспорта, получением ими соответствующего образования и квалификации, достойного вознаграждения за выполняемую работу, учитывающего ее специфику. Система оплаты труда должна стимулировать заинтересованность работников в результатах труда и улучшении экономических показателей предприятия. В связи с изменением условий хозяйственной деятельности и совершенствованием технических средств транспорта должна быть обеспечена соответствующая переподготовка кадров. В этих целях необходимо: - сохранить государственную систему профессиональной подготовки работников транспорта, разработать и реализовать программу подготовки специалистов, в том числе в учебных заведениях республики; - расширить практику конкурсного подбора и контрактной системы найма управленческого персонала; - реализовать практику заключения тарифных соглашений, включающих своевременную индексацию заработной платы в условиях инфляции на предприятиях, осуществляющих социально значимые пассажирские перевозки по устанавливаемым государственными органами тарифам; - совершенствовать систему аттестации, порядок и методики подтверждения квалификации кадров, прежде всего связанных с обеспечением безопасности на транспорте. При сокращении объемов перевозок, приводящем к высвобождению работников, следует поддерживать инициативу транспортных предприятий о диверсификации их производственной деятельности. IV. Механизм реализации государственной транспортной политики Разработка и совершенствование законов, иных нормативно-правовых документов, регламентирующих транспортную деятельность в республике, является важным условием реализации целей государственной транспортной политики Республики Татарстан. Предполагаемые изменения действующих, разработка новых нормативно-правовых документов должны быть направлены на обеспечение эффективной и согласованной работы предприятий транспорта независимо от форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей в новых хозяйственных условиях и предусматривать согласование интересов предприятий и предпринимателей с общественными интересами. Необходимо повысить ответственность республиканских и местных государственных органов управления и предприятий за выполнение условий заключенных между ними хозяйственных договоров и соглашений в части осуществления социально значимых перевозок пассажиров и грузов. Наряду с мерами, имеющими долговременный характер, необходимы неотложные решения по ряду проблем общеэкономического характера, в том числе по проблемам неплатежей, сокращению бартерных расчетов и своевременной компенсации убытков транспортных предприятий на социально значимых пассажирских перевозках. Исходной позицией совершенствования управления транспортным комплексом Республики Татарстан является разделение полномочий в области управления транспортом между федеральным и республиканским уровнями, которое должно соответствовать основным принципам разграничения предметов ведения и делегирования полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Отношения Правительства Республики Татарстан с федеральными органами исполнительной власти в области транспорта должны строиться на основе двусторонних соглашений. В соглашениях должно быть предусмотрено разграничение полномочий в сфере управления транспортом между федеральным и республиканским уровнями, обеспечение совместного финансирования объектов федерального значения на территории Республики Татарстан и определен порядок решения задач, представляющих взаимный интерес. Предметом двусторонних соглашений Правительства Республики Татарстан с федеральными органами исполнительной власти являются: - согласованное формирование и проведение общей государственной транспортной политики Российской Федерации, обеспечение координации федеральных целевых программ с региональными программами; - совместная организация лизинга транспортных средств (автобусов, подвижного состава городского электрического транспорта, речных судов, самолетов, электроподвижного состава); - развитие транспортно-экспедиционной деятельности и формирование сети терминальных комплексов; - привлечение инвестиций, в том числе иностранных, для развития транспорта и транспортных коммуникаций. Необходимо развивать взаимодействие в области транспорта между Республикой Татарстан и межрегиональной ассоциацией "Большая Волга", другими ассоциациями и субъектами Российской Федерации. Соглашения Республики Татарстана# с субъектами Российской Федерации и с межрегиональными ассоциациями России должны предусматривать меры по расширению экономического сотрудничества в области развития транспорта, взаимных поставок транспортных средств, оборудования и запасных частей к ним. В сложившихся условиях транспортного комплекса Республики Татарстан и ограниченности инвестиций первоочередной задачей является приведение в нормативное состояние всех звеньев транспортной системы, особенно связанных с обеспечением массовых общественных перевозок. Положения настоящей Концепции должны использоваться при разработке необходимых нормативно-правовых документов, республиканских целевых программ, инвестиционных проектов по развитию транспортного комплекса республики и решению отдельных транспортных проблем, при подготовке правительственных решений. Приложение N 1 Транспортные коммуникации общего пользования в Республике Татарстан, км ----------------------------------------T-------T-------T-------T-------¬ ¦ Дороги, пути, линии ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+-------+ ¦Автомобильные ¦10551,0¦10709,0¦12257,2¦12422,8¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+-------+ ¦Троллейбусные ¦ 95,6¦ 95,6¦ 95,3¦ 99,0¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+-------+ ¦Трамвайные ¦ 278,6¦ 278,6¦ 278,6¦ 278,6¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+-------+ ¦Железнодорожные ¦ 916,6¦ 916,6¦ 916,6¦ 916,6¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+-------+ ¦Водные судоходные ¦ 976,0¦ 933,0¦ 843,0¦ 843,0¦ L---------------------------------------+-------+-------+-------+-------- Приложение N 2 Пассажирооборот транспорта общего пользования в Республике Татарстан, млн.пасс.км ------------------------------T------T------T------T------T------T------¬ ¦ Транспорт ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ +-----------------------------+------+------+------+------+------+------+ ¦Автомобильный ¦6654,7¦6755,5¦6520,5¦5934,4¦6650,0¦6660,0¦ +-----------------------------+------+------+------+------+------+------+ ¦Городской электрический ¦1477,3¦1548,5¦1774,0¦1828,1¦1815,2¦1826,2¦ +-----------------------------+------+------+------+------+------+------+ ¦Железнодорожный ¦3207,1¦2570,0¦2354,8¦2330,0¦2150,0¦2125,0¦ +-----------------------------+------+------+------+------+------+------+ ¦Воздушный ¦ 739,1¦ 524,7¦ 529,3¦ 359,8¦ 365,0¦ 455,0¦ +-----------------------------+------+------+------+------+------+------+ ¦Водный ¦ 78,0¦ 60,0¦ 38,0¦ 37,3¦ 35,0¦ 38,0¦ L-----------------------------+------+------+------+------+------+------- Грузооборот транспорта общего пользования в Республике Татарстан, млн.т.км ------------------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬ ¦ Транспорт ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ +-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Автомобильный ¦ 1124,0¦ 688,0¦ 708,0¦ 676,2¦ 610,0¦ 620,0¦ +-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Железнодорожный ¦12410,0¦10449,0¦10364,0¦10302,0¦10379,0¦10495,0¦ +-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Воздушный ¦ 1,7¦ 1,0¦ 0,9¦ 0,83¦ 0,97¦ 1,34¦ +-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Водный ¦ 581,0¦ 684,0¦ 714,0¦ 619,0¦ 842,0¦ 933,0¦ L-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------- Приложение N 3 Пригородные и городские перевозки пассажиров транспортом общего пользования в Республике Татарстан, млн.человек ------------------------------------------------T-----T-----T-----T-----¬ ¦ Транспорт ¦1995 ¦1996 ¦1997 ¦1998 ¦ +-----------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+ ¦ Городской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+ ¦- автобус ¦605,3¦612,8¦609,7¦569,0¦ +-----------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+ ¦- трамвай ¦197,7¦204,7¦228,7¦236,0¦ +-----------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+ ¦- троллейбус ¦138,9¦142,5¦149,2¦148,5¦ +-----------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+ ¦ Автомобильный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+ ¦- пригородный ¦104,7¦ 99,6¦ 83,8¦ 82,3¦ +-----------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+ ¦ Железнодорожный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+ ¦- пригородный ¦ 23,8¦ 18,6¦ 16,6¦ 17,9¦ +-----------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+ ¦ Водный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+ ¦- пригородный ¦ 2,2¦ 1,7¦ 1,49¦ 1,19¦ L-----------------------------------------------+-----+-----+-----+------ Приложение N 4 Парк транспортных средств в Республике Татарстан, единиц --------------------------------T------T------T------T------T-----T---------------¬ ¦ Транспорт ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦износ¦средний возраст¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ % ¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦ Автомобильный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 63,4¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦Грузовые ¦106051¦106907¦110531¦110756¦ ¦8-10 лет 17,6% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦св.10 лет 24,6%¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦Автобус - всего ¦ 17141¦ 17431¦ 17974¦ 17221¦ ¦8-10 лет 13,9% ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+св.10 лет 14,5%¦ ¦- общего пользования ¦ 5540¦ 4794¦ 4483¦ 4598¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦ Городской электрический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 47,8¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦Трамвай ¦ 604¦ 591¦ 587¦ 584¦ ¦10-15 лет 43,3%¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦Троллейбус ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦св.15 лет 23,8%¦ ¦ ¦ 328¦ 331¦ 339¦ 328¦ ¦св.10 лет 40,6%¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦ Железнодорожный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 51,6¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦Вагоны пассажирские ¦ 536¦ 529¦ 488¦ 410¦ ¦15-20 лет 24,2%¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦20-25 лет 29% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦св.25 лет 5,6% ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦Поезда пригородные - всего ¦ 33¦ 33¦ 30¦ 27¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦- электропоезда ¦ 21¦ 20¦ 20¦ 20¦ 47,0¦10-15 лет 100% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦св.15 лет 70% ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦- дизельпоезда ¦ 12¦ 13¦ 10¦ 7¦100,0¦св.26 лет 100% ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦ Воздушный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 85,3¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦Самолеты - всего ¦ 136¦ 132¦ 137¦ 135¦ ¦ * ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦- пассажирские ¦ 76¦ 70¦ 72¦ 70¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦- грузовые ¦ 3¦ 4¦ 6¦ 6¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦- специальные ¦ 57¦ 58¦ 59¦ 59¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦Вертолеты - всего ¦ 14¦ 20¦ 23¦ 23¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦- общего пользования ¦ 7¦ 8¦ 11¦ 11¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦ Водный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 67,5¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦Грузовые суда - всего ¦ 104¦ 107¦ 114¦ 118¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦- самоходные ¦ 51¦ 52¦ 58¦ 58¦ 72,0¦25-30 лет 28,8%¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦св.30 лет 14,2%¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦- несамоходные ¦ 53¦ 55¦ 56¦ 60¦ 54,3¦25-30 лет 5,9% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦св.30 лет нет ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦Пассажирские суда - всего ¦ 62¦ 58¦ 54¦ 51¦ ¦ ¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦- скоростные ¦ 31¦ 27¦ 25¦ 22¦ 70,8¦15-20 лет 13,6%¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦св.20 лет 36,4%¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦- водоизмещающие ¦ 31¦ 31¦ 29¦ 29¦ 92,5¦25-30 лет 7,5% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦св.30 лет 48,1%¦ +-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------+ ¦Грузопассажирские суда (паромы)¦ 6¦ 6¦ 6¦ 6¦ 98,8¦25-30 лет 16% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦св.30 лет 84% ¦ L-------------------------------+------+------+------+------+-----+---------------- * Выработка установленного ресурса самолетов составляет: Ту-154 - 85%, Ан-24 - 95%, Л-410 - 62%, Як-42 - 49%, Як-40 - 94%. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|