Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.01.2002 № 28

                 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 24 января 2002 г. N 28

                 О КОНЦЕПЦИИ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
                   ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
              ТАТАРСТАН (НА ПЕРИОД С 2002 ПО 2010 ГОДЫ)"

     Обеспечение безопасности  дорожного  движения  является  одной из
наиболее  острых  социальных  и  экономических  проблем  в  Республике
Татарстан.   Кабинет  Министров  Республики  Татарстан  отмечает,  что
предпринимаемые  меры  по  профилактике  и  предупреждению  дорожно  -
транспортных происшествий пока еще не дают ожидаемого результата.
     В целях  реализации  государственной   политики   по   работе   с
участниками   дорожного  движения,  совершенствования  государственной
системы  управления  обеспечением  безопасности  дорожного   движения,
развития сети автомобильных дорог и улиц, активизации образовательно -
воспитательного процесса по обучению  и  пропаганде  правил  дорожного
движения,   снижения   уровня   детского   дорожно   -   транспортного
травматизма,  совершенствования  медицинской  помощи  при  дорожно   -
транспортных  происшествиях  Кабинет  Министров  Республики  Татарстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить  прилагаемую   Концепцию   "Повышение   безопасности
дорожного  движения  в  Республике Татарстан (на период с 2002 по 2010
годы)".
     2. Министерству   транспорта  и  дорожного  хозяйства  Республики
Татарстан  и  Научному  центру  безопасности  жизнедеятельности  детей
Поволжского  отделения Российской академии образования до 30 июля 2002
года представить  в  Кабинет  Министров  Республики  Татарстан  проект
республиканской  целевой  программы  "Повышение безопасности дорожного
движения в Республике Татарстан (на период 2002 - 2010 годов)".
     3. Администрациям   районов   и   городов   Республики  Татарстан
организовать разработку муниципальных программ повышения  безопасности
дорожного движения на 2002 - 2010 годы.
     4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя   Премьер  -  министра  Республики  Татарстан  -  министра
транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан В.А. Швецова.

     Премьер - министр
     Республики Татарстан          Р.МИННИХАНОВ

     Руководитель Аппарата
     Кабинета Министров
     Республики Татарстан          И.ФАТТАХОВ





                                                            Утверждена
                                                        постановлением
                                                    Кабинета Министров
                                                  Республики Татарстан
                                             от 24 января 2002 г. N 28

                              КОНЦЕПЦИЯ
                  "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
                   ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
                   (НА ПЕРИОД С 2002 ПО 2010 ГОДЫ)"

                               ВВЕДЕНИЕ

     Анализ влияния основных факторов на  жизнедеятельность  населения
Республики  Татарстан  свидетельствует,  что  самое большое количество
людей гибнет и получает травмы в  результате  дорожно  -  транспортных
происшествий (далее - ДТП).  Так, только за девять месяцев 2001 года в
республике произошли 3376  ДТП,  в  которых  погибли  504  человека  и
получили ранения 3970 человек,  зафиксированы 449 ДТП с участием детей
до 16 лет,  в которых погиб 31 человек и 447 получили травмы различной
степени. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается
некоторое снижение количества пострадавших детей в ДТП.
     Статистика свидетельствует,  что  виновниками  ДТП  становятся  в
равной степени все категории участников дорожного движения.
     Количественные показатели   ДТП   и   причины   их  возникновения
актуализируют  необходимость   активизации   работы   по   обеспечению
безопасности дорожного движения (далее - БДД).  Проблема БДД имеет как
социальную,  так и  экономическую  значимость.  Социальная  значимость
заключается  в  необходимости  сохранения  жизни  и  здоровья  жителей
Республики Татарстан. Экономическая значимость связана с экономическим
ущербом  от  последствий ДТП,  которая составляет,  по предварительным
данным,  2  -  3%  валового  национального  продукта.  Государственная
политика в сфере БДД, определенная в законодательных актах, может быть
реализована  только  при  условии   разработки   на   местах   системы
мероприятий по обеспечению БДД с учетом местных особенностей и условий
ее реализации.
   
                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Концепция повышения безопасности дорожного движения в  Республике
Татарстан   (далее  -  Концепция)  построена  с  учетом  и  на  основе
Федерального закона Российской  Федерации  "О  безопасности  дорожного
движения",  проекта концепции безопасности дорожного движения в России
на 1999 - 2010 годы.  Она предусматривает взаимосвязь с федеральными и
региональными   нормативными   актами   и  положениями,  регулирующими
деятельность в сфере обеспечения безопасности  дорожного  движения.  В
Концепции   реализуются  взаимосвязь  и  преемственность  с  основными
направлениями   и   мероприятиями   Федеральной   целевой    программы
"Модернизация  транспортной  системы России",  программы "Безопасность
дорожного движения",  программы "Развитие и совершенствование дорожной
сети  в  Республике Татарстан до 2005 года",  Программы мероприятий по
обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Татарстан  на
2001   -  2005  годы,  финансируемыми  Фондом  безопасности  дорожного
движения Управления Государственной инспекции  безопасности  дорожного
движения МВД Республики Татарстан.
     Опыт развития систем управления БДД за  рубежом  показывает,  что
реализация  программно - целевого подхода к решению проблемы позволяет
достичь за период,  аналогичный периоду,  на  который  разрабатывается
настоящая  Концепция,  сокращения  числа  погибших в ДТП более чем в 2
раза при одновременном  увеличении  количества  транспортных  средств.
Концептуальные положения основаны на прогнозах экономического развития
республики и предполагают дальнейшее совершенствование государственной
системы   обеспечения   БДД.  Достижение  главной  цели,  определяемой
Концепцией,  - сокращение количества погибших на 40 - 50% по сравнению
с  1996  годом  -  позволит Республике Татарстан приблизиться к уровню
развитых стран.
     Условием достижения цели является решение следующих задач:
     совершенствование государственной системы управления обеспечением
безопасности дорожного движения;
     предупреждение опасного поведения участников дорожного движения и
повышение надежности водителей транспортных средств;
     совершенствование требований,   касающихся    конструктивной    и
эксплуатационной  безопасности  транспортных  средств  и механизмов их
реализации;
     разработка и  применение  эффективных  схем,  методов  и  средств
организации дорожного движения;
     ликвидация и   профилактика  возникновения  опасных  участков  на
республиканской и муниципальной сети дорог;
     совершенствование правового,  информационного, организационного и
технического  обеспечения   контрольно   -   надзорной   деятельности;
повышение  эффективности  аварийно  -  спасательных  работ  и оказания
экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
     разработка муниципальных программ безопасности дорожного движения
в городах и районах Республики Татарстан.
     Решение поставленных   задач  должно  базироваться  на  принципах
обоснованной системы обеспечения БДД,  разрабатываемой  и  применяемой
также  в  ряде  европейских  стран,  основной  идеей  которой является
достижение  наиболее  полного  соответствия  транспортных  средств   и
дорожной инфраструктуры возможностям и потребностям человека.

                2. ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

     В настоящее  время  безопасность  дорожного движения в Республике
Татарстан  обеспечивается  при  функционировании   ряда   ведомств   и
организаций, деятельность которых связана с совершенствованием дорожно
-  транспортной  сети  и   условий   дорожного   движения,   процессом
управления,   регулирования   и   контроля,   а  также  распределением
транспортных потоков.
     Принимаемые меры  по  профилактике  и предупреждению ДТП пока еще
способствуют сдерживанию роста  аварийности  на  дорогах.  В  условиях
увеличения  подвижного  состава автомобильного транспорта в Республике
Татарстан (за пять лет он составил 156715 единиц) с каждым годом  риск
повышения численности дорожно - транспортных происшествий и тяжести их
последствий будет увеличиваться.
     Проведенный анализ деятельности учреждений республики по снижению
численности ДТП свидетельствует о том,  что организация  этой  работы,
управление системой безопасности дорожного движения,  процесс контроля
и коррекции направлений,  содержание их работы по  предупреждению  ДТП
приходит  в  противоречие  с  изменившимися социально - экономическими
условиями развития общества на современном этапе.
     К наиболее существенным противоречиям можно отнести:
     рост числа  автотранспорта  на  дорогах   значительно   опережает
развитие  инфраструктуры  дорог  и  транспортных развязок в Республике
Татарстан;
     расширение масштабов   подготовки   водителей  не  сопровождается
повышением качества профессионального обучения,  а зачастую, наоборот,
приводит к снижению уровня их квалификации;
     отсутствие четкого,  единого  управления   процессом   подготовки
водителей  не  обеспечивает оптимальных требований к уровню и качеству
их подготовки;
     повышение требований  к  качеству  подготовки  водителей и уровню
культуры поведения на дорогах других участников дорожного движения  не
сопровождается  адекватными изменениями в структуре,  формах и методах
обучения и воспитания,  улучшением  материально  -  технической  базы,
состава   педагогических   кадров   основной   массы   образовательных
учреждений; отсутствие необходимого научно - методического обеспечения
их деятельности;
     несоответствие у населения уровня культуры поведения  на  дорогах
изменяющимся условиям дорожного движения;
     необходимость развития  активных  взаимоотношений   между   всеми
структурными  составляющими системы обеспечения безопасности дорожного
движения в Республике Татарстан и отсутствием соответствующих правовых
и экономических основ.
     Такая ситуация не обеспечивает устойчивых условий для постоянного
снижения всех показателей ДТП,  а лишь способствует,  в лучшем случае,
снижению  отдельных  показателей  и  сдерживанию   роста   других.   В
определенной степени это еще объясняется и тем, что количество опасных
пересечений транспортных и пешеходных потоков в  республике  превышает
допустимые показатели в два - три раза.  Приведенные выше противоречия
выступают в виде комплексной проблемы:  как усовершенствовать  систему
государственного  управления  по  обеспечению  безопасности  дорожного
движения.

             3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
                  ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА
                           2002 - 2010 ГОДЫ

     Практической целью     разрабатываемой     Концепции    выступает
обоснование методологических  подходов  к  разработке  республиканских
целевых    мероприятий    по   реализации   в   Республике   Татарстан
государственной политики и системы управления в области  БДД,  которая
направлена   на  обеспечение  охраны  жизни,  здоровья  граждан  и  их
имущества,  повышение гарантий их законных прав на безопасные  условия
движения на дорогах и создание условий для снижения количества дорожно
- транспортных происшествий к 2010 году на 50 процентов.
     Первый этап (2002 - 2005 гг.) включает в себя:
     создание условий для стабилизации  состояния  с  ДТП  и  снижения
тяжести их последствий,  а также развитие и совершенствование дорожной
сети в Республике Татарстан;
     ликвидацию наиболее  аварийно  опасных  зон,  предупреждение  тех
видов  ДТП,  которые  приводят  к   наиболее   тяжелым   последствиям,
обеспечение   послеаварийной  безопасности  и  экстренной  медицинской
помощи пострадавшим в ДТП;
     отработку региональной  модели  управления  системой безопасности
дорожного движения в Республике Татарстан.
     Второй этап  (2006  - 2010 гг.) включает в себя совершенствование
системы безопасности дорожного  движения  путем  дальнейшего  развития
сети   дорог  общего  пользования,  становления  и  усовершенствования
региональной  модели  управления   системой   безопасности   дорожного
движения     в    Республике    Татарстан,    дальнейшего    повышения
эксплуатационной  безопасности  транспортных  и   других   технических
средств   и   совершенствования   технологических  систем  организации
дорожного движения в соответствии с возможностями человека  (участника
движения).   Результатом   этих   мер  должно  быть  снижение  тяжести
последствий ДТП на 25 процентов.

           4. СТАНОВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ
               СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

     Под региональной  системой  безопасности  дорожного  движения  мы
понимаем,  прежде  всего,  комплекс  взаимосвязанных  мер,   способный
функционировать   в  режиме  постоянной  адаптации  к  изменениям  как
потребностей общества  в  транспортных  услугах,  так  и  социально  -
экономическим   и   технико  -  технологическим  условиям  организации
дорожного движения.
     Таким образом,    актуализируется    необходимость   формирования
региональной государственной политики БДД, региональной модели системы
БДД,   создания   внешних  и  внутренних  условий  и  предпосылок  для
активизации  деятельности  системы  обеспечения   БДД,   выделения   и
обоснования   направлений   деятельности   по   отработке   механизмов
функционирования системы БДД.
     Аксиоматические положения  разработки  концепции  БДД обусловлены
функционированием сложного комплекса водитель - автомобиль - дорога  -
среда.
     Принципы построения системы обеспечения безопасности  на  дорогах
Республики   Татарстан   основаны   на   организационной  целостности,
соподчиненности,  преемственности и взаимосвязи в организации  работы,
последовательности  в  реализации  основных направлений деятельности и
мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
     Учитывая многофакторность  целей и задач всей системы обеспечения
БДД,  следует констатировать,  что важнейшей задачей должна  выступать
функция    координации,   которая   реализуется   через   совокупность
организационно - управленческих мероприятий.
     В качестве основных программных мероприятий можно выделить:
     совершенствование государственной политики и  системы  управления
обеспечением безопасности дорожного движения;
     повышение конструктивной (при согласовании вносимых  изменений  с
заводом  -  изготовителем  и  ГИБДД)  и  эксплуатационной безопасности
транспортных средств;
     совершенствование организации и условий дорожного движения;
     совершенствование контрольно - надзорной деятельности  в  области
обеспечения безопасности дорожного движения;
     научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы.

                5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ
               СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
                    И ИСТОЧНИКИ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ

     Органом региональной  администрации,  ответственным  за  создание
условий эффективного функционирования и развития объектов системы БДД,
являются Министерство  транспорта  и  дорожного  хозяйства  Республики
Татарстан и УГИБДД МВД Республики Татарстан, основной функцией которых
является  государственное  регулирование  деятельности  министерств  и
ведомств в области обеспечения безопасности дорожного движения.
     При реализации  задач  по  обеспечению   безопасности   дорожного
движения  Министерство  транспорта  и  дорожного  хозяйства Республики
Татарстан взаимодействует с:
     Министерством по   делам   гражданской   обороны  и  чрезвычайным
ситуациям Республики Татарстан;
     Министерством образования Республики Татарстан;
     Министерством здравоохранения Республики Татарстан;
     Министерством строительства  и  жилищно - коммунального хозяйства
Республики Татарстан;
     Управлением Государственной   инспекции   безопасности  дорожного
движения Министерства внутренних дел Республики Татарстан;
     Татарским республиканским   отделением   Российской  транспортной
инспекции Министерства транспорта Российской Федерации;
     Татарстанским центром стандартизации, метрологии и сертификации;
     администрациями городов (районов);
     общественными организациями и конфессиями;
     средствами массовой информации и страховыми компаниями.
     В структуре   Министерства   транспорта   и  дорожного  хозяйства
Республики Татарстан может быть создан  Центр  (отдел)  мониторинга  и
управления системой БДД в Республике Татарстан.
     В обобщенном виде источники финансирования системы БДД включают в
себя  как  бюджетные,  так  и  внебюджетные  (отчисления  от страховых
взносов, спонсорские средства и др.) источники.

            6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
             УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

     Эффективная работа   системы   БДД   возможна   при  определенных
условиях,  которые  можно   дифференцировать   на   организационно   -
управленческие, межведомственные и внутриведомственные.
     Организационно -     управленческие     условия     обусловливают
целостность, динамичность, последовательность развития и эффективность
работы всей системы.
     Для организации работы по управлению и контролю необходимо:
     определить совокупность управленческих  полномочий,  делегируемых
субъектам управления системой безопасности дорожного движения;
     определить ожидаемые результаты каждого этапа  работы  системы  в
целом  и  ее  отдельных  компонентов  (длительность  этапа  не  должна
превышать пяти лет);
     определить формы    и    периодичность   отчетности   структурных
компонентов системы на протяжении каждого этапа;
     выявить критерии оценки эффективности работы каждого структурного
компонента  в  соответствии  с  его  функциональными  обязанностями  и
деятельностью всей системы.
     Межведомственные условия обеспечивают системные связи в  процессе
реализации программных мероприятий по обеспечению БДД.
     Внутриведомственные условия      обеспечивают       эффективность
деятельности  каждого  структурного  компонента  системы  БДД.  К  ним
относятся:
     высокий профессиональный уровень сотрудников;
     своевременное научно - методическое и информационное  обеспечение
деятельности в сфере БДД;
     соответствие материально   -   технической    базы    современным
требованиям и международным стандартам;
     своевременное и   объективное   информирование   о    результатах
деятельности в сфере обеспечения БДД.
     Совершенствование государственной   политики    по    работе    с
участниками дорожного движения должно быть направлено на:
     совершенствование образовательной деятельности в  отношении  всех
участников дорожно - транспортного комплекса;
     активизацию деятельности образовательных  учреждений  (начиная  с
дошкольных  общеобразовательных  учреждений  и кончая высшими учебными
заведениями) по формированию культуры поведения  участников  дорожного
движения;
     выявление и внедрение новых  перспективных  форм  пропаганды  БДД
среди  широких  слоев  населения,  привлечение к данной работе средств
массовой информации, общественных организаций и конфессий;
     разработку и  внедрение  новой  эффективной  схемы  управления  и
контроля деятельности по формированию  культуры  поведения  участников
дорожного движения;
     страхование всех   участников   дорожного   движения,    развитие
дорожного сервиса, дорожного строительства и т.д.;
     совершенствование законодательной  и  материально  -  технической
базы образовательных учреждений;
     кадровое обеспечение  и  повышение  квалификации  педагогического
состава образовательных учреждений, готовящих водителей;
     создание системы    мониторинга    общественного     мнения     и
информационной  базы  для принятия адекватных управленческих решений в
работе с участниками дорожного движения.
     Следует пересмотреть  систему оценки деятельности образовательных
учреждений  с  целью  введения  критерия  оценки  качества  подготовки
водительского   состава.  Назрела  необходимость  пересмотра  процесса
сертификации,  лицензирования,  управления  и  контроля   деятельности
образовательных учреждений,  готовящих водителей транспортных средств.
В этом случае важнейшим показателем должна стать  их  надежность,  для
определения  которой  должен  быть организован мониторинг деятельности
выпускников  образовательных  учреждений,  осуществляющих   подготовку
водителей на протяжении как минимум трех лет.
     В настоящее    время    актуализировалась    проблема    качества
профессиональной  подготовки  водителей.  Это  объясняется расширением
форм  подготовки   водителей   (экстернат,   лицензированные   частные
образовательные учреждения, государственные образовательные учреждения
и др.).  В настоящее время механизм контроля за  качеством  подготовки
водителей  и  соблюдением объемов программ обучения действует только в
образовательных учреждениях.  В то же время при подготовке водителей в
индивидуальном  порядке  (в  автошколах,  имеющих  лицензию)  механизм
такого контроля недостаточно проработан.
     В частных   образовательных  учреждениях  после  выдачи  лицензии
практически  прекращается  контроль   за   деятельностью   учреждений,
осуществляющих подготовку водителей. Не определен механизм контроля за
выполнением учебных программ,  часто не выполняются требования ст.  26
п.  1  Федерального  закона  N  196-ФЗ от 10.12.95 г.  "О безопасности
дорожного движения".  В результате материально -  техническая  база  и
педагогический состав таких образовательных учреждений не обеспечивают
требуемого качества подготовки водителей.  В погоне за быстрой выгодой
руководство  образовательных  учреждений  сокращает  сроки  подготовки
водителей,  что не позволяет реализовать в полном  объеме  программные
требования к качеству их профессиональной подготовки.
     Назрела настоятельная   потребность   создания    Республиканской
юношеской  автошколы,  а  также  концентрации функций предлицензионной
подготовки,  аттестации,  аккредитации и контроля за учебным процессом
подготовки водителей в рамках одного госучреждения (например, НЦБЖД).
     Одной из важнейших задач  в  предупреждении  детского  дорожно  -
транспортного  травматизма является проведение воспитательной работы с
учащимися,  направленной  на  глубокое   изучение   правил   дорожного
движения.  Всю  работу  по  пропаганде  правил  дорожного  движения  и
предупреждению детского  дорожно  -  транспортного  травматизма  нужно
организовать с учетом этих требований. Необходимо также активизировать
работу по разработке и внедрению инновационных форм и методов обучения
детей и подростков правилам дорожного движения,  прививать им культуру
поведения на улицах и дорогах, уделять серьезное внимание подготовке и
повышению квалификации педагогов.
     На повестке дня стоит  задача  создания  сети  спортивных  секций
автотранспортного  профиля,  вело-  и  автогородков,  карт  -  клубов.
Решение этой  задачи  позволит  снизить  остроту  проблемы  не  только
детского  дорожно  -  транспортного травматизма,  но и снизить уровень
детской преступности, наркомании, решить проблемы, связанные с другими
негативными явлениями социальной действительности.
     В соответствии с приказом Минздрава России и  Федерального  фонда
медицинского  страхования  от  19.01.98  г.  N  12/2  и постановлением
Правительства Российской Федерации от 22.08.98 г.  N 1002 "О  внесении
изменений   в  постановление  Правительства  Российской  Федерации  от
14.10.96 г.  N 1217 "Вопросы Министерства  здравоохранения  Российской
Федерации"  все лечебно - профилактические учреждения должны оказывать
своевременную,  адекватную  медицинскую  помощь  пострадавшим  в  ДТП,
однако   при   этом  они  поставлены  в  зависимость  от  фактического
финансирования.
     Минимизация риска  при оказании медицинской помощи пострадавшим в
ДТП возможна,  если:  создана единая диспетчерская служба по  спасению
пострадавших   в   ДТП,  используются  современные  методики  оказания
медицинской помощи на  догоспитальном  этапе,  образована  эффективная
информационная  система  обнаружения  ДТП с использованием технических
средств и специального оборудования;  разработана законодательная база
по   оказанию   медицинской  помощи  пострадавшим  в  ДТП,  проводятся
мероприятия  по  организации  оказания   первой   доврачебной   помощи
участникам   дорожного  движения;  автомашины,  принадлежащие  службам
придорожного сервиса,  ГИБДД,  ООО "СПАС" и скорой медицинской помощи,
оснащены   противошоковыми  приспособлениями  (противошоковый  костюм,
брюки, вакуумные шины).
     Решение проблемы обеспечения БДД требует привлечения значительных
финансовых,  научных  и  технических   ресурсов,   согласованности   и
скоординированности    действий    заинтересованных   организаций   на
республиканском  уровне.  Только  в  рамках  государственной   системы
управления  может  быть  достигнута  эффективная  концентрация  сил  и
ресурсов на главных направлениях деятельности.
     В целях   совершенствования  государственной  системы  управления
обеспечением БДД  в  Республике  Татарстан  до  2010  года  необходимо
провести:
     1. Структурную реорганизацию системы, которая предполагает:
     создание вертикальной и горизонтальной структур управления БДД на
республиканском  и  муниципальном  уровнях,  что   позволит   повысить
управляемость системы;
     четкое и полное распределение полномочий в сфере  управления  БДД
между  государственными  органами  на  республиканском и муниципальном
уровнях.
     2. Совершенствование  системы  управления  контрольно - надзорной
деятельностью,  предполагающее четкое и полное  распределение  сфер  и
объектов контроля между различными государственными органами, создание
механизмов эффективного взаимодействия между ними.
     3. Переход  к  современным  методам  и технологиям управления БДД
предполагает:
     широкое использование  индикативного  управления  системой БДД на
этапах установления целей,  прогнозирования,  планирования, управления
финансированием, учета, контроля при регулировании правовых, финансово
-   экономических   и   организационных   механизмов    взаимодействия
республиканского и муниципальных органов;
     формирование и использование индикаторов оценки  уровня  ДТП  для
оценки  состояния улиц и дорог,  планирования действий к снижению ДТП,
контроля за достижением результатов, принятия регулирующих воздействий
на   систему  безопасности  дорожного  движения,  оценки  деятельности
органов государственного управления в  городах  и  районах  Республики
Татарстан по повышению уровня БДД;
     создание и развитие информационно - аналитических систем  (в  том
числе  систем  мониторинга)  для  обеспечения  государственных органов
управления информацией о состоянии и проблемах БДД;
     создание системы   мониторинга   общественного   мнения;  учет  и
формирование  общественного   мнения   при   подготовке   и   принятии
управленческих  решений,  обязательное  аргументированное  разъяснение
среди широких слоев населения применяемых мер  по  обеспечению  БДД  в
Республике Татарстан.
     Таким образом,  система БДД должна обладать определенным  научным
потенциалом  и иметь возможности прямого административного воздействия
на функциональные компоненты системы безопасности дорожного движения.

            7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
               ФАКТОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

     К технико   -  технологическим  факторам  безопасности  дорожного
движения относятся эксплуатационная безопасность транспортных средств,
инженерно  -  техническое  обеспечение  БДД  и рациональные технологии
управления организацией дорожного движения.
     Интенсификация процесса  регулирования дорожного движения связана
с созданием на дорожной сети коммуникаций,  обеспечивающих оперативную
связь участников дорожного движения и структур системы БДД, внедрением
в практику новых технологий регулирования дорожного движения на основе
автоматизированных    средств    управления   и   спутниковой   связи,
обеспечивающих оперативность деятельности системы БДД.
     Серьезные изменения  должна  претерпеть и система информационного
обеспечения водителей.  Внедрение многоуровневой оперативной связи  на
дорогах  и  знаков  с  меняющейся  информацией,  широкое использование
световолоконной  технологии  передачи  информации  -  все  это  должно
способствовать   повышению   информированности   участников  дорожного
движения.  Изготовление полиграфической  продукции  со  сведениями  об
изменяющихся  условиях  движения  по маршрутам,  о дорожно - ремонтных
работах,  проводимых   в   годовом   цикле,   также   должно   служить
предотвращению ДТП на дорогах республики.
     В местах с малой пропускной способностью улично -  дорожной  сети
следует   шире  использовать  средства  регулирования,  обеспечивающие
уменьшение числа встречных  потоков  движения  транспорта,  сокращение
пересечений транспортных и пешеходных потоков на одном уровне.
     Повышение эффективности  регулирования,  организации  и  контроля
дорожного    движения    на   основе   совершенствования   технико   -
технологических   факторов   заключается    в    обновлении    средств
регулирования    и    контроля,   обеспечении   системы   БДД   новыми
перспективными техническими средствами организации дорожного движения.
     Эксплуатационная безопасность  транспортных  средств  зависит  от
ряда  факторов,  таких,  например,  как   интенсивность   эксплуатации
подвижного   состава,  состояние  дорог,  своевременность  и  качество
технического обслуживания и ремонта транспортных средств и т.д.
     С этой  целью  необходимо  совершенствовать  систему  требований,
регламентирующих  правила,  периодичность  технического  обслуживания,
ремонта  и  осмотра  транспортных  средств с учетом срока и условий их
эксплуатации, пробега после текущего капитального ремонта.
     Для качественной    организации    и    проведения   технического
обслуживания и ремонта  автотранспорта  следует  пересмотреть  систему
сертификации  деятельности  предприятий  с  использованием  критериев,
обеспечивающих условия для качественного выполнения работ.
     В кратчайшие  сроки  следует решить вопрос о последовательности и
поэтапном пересмотре нормативов  в  области  обеспечения  безопасности
транспортных средств, разработать механизмы финансового стимулирования
процесса контроля за состоянием безопасности транспортных средств.

                 8. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕТИ
           АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И УЛИЦ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

     Республика Татарстан   по  показателям  динамики  изменения  сети
автомобильных  дорог  общего  пользования  и  изменениям   технических
параметров   за  последние  5  лет  занимает  лидирующее  положение  в
Приволжском федеральном округе и третье место в Российской  Федерации,
уступая  только  Московской  области и Краснодарскому краю.  Плотность
дорожной сети составляет 183 км/1000 кв.  км, что меньше аналогичной в
центральной  части  России  (390  км/1000  кв.  км) и необходимой (300
км/1000 кв. км) для развития экономики республики.
     Существующая интенсивность  на  большей  части  федеральных дорог
превышает расчетную, что также способствует увеличению числа ДТП.
     Улично -  дорожная  сеть  городов и населенных пунктов республики
перегружена.
     Главными задачами  развития  и  совершенствования  дорожной  сети
Республики Татарстан являются:
     сохранение существующей   сети   автомобильных  дорог  на  основе
осуществления ее комплексного ремонта и  содержания  с  использованием
новых технологий и оборудования;
     поэтапное развитие   дорожной   сети   (новое   строительство   и
реконструкция);
     контроль за  развитием  и  содержанием  улично  -  дорожной  сети
городов.
     Главным принципом  развития  и  совершенствования  дорожной  сети
Республики  Татарстан  должен  стать уровень обслуживания,  выраженный
либо   в   минимизации   затрат    при    заданных    эксплуатационных
характеристиках,  либо  в  максимизации эксплуатационных характеристик
при заданных затратах, с учетом социальных факторов и поливариативного
финансирования.
     Социальные факторы ориентируют,  с одной стороны,  на обеспечение
транспортными  связями  всех населенных пунктов Республики Татарстан с
последующим   поддержанием   их    в    эксплуатационном    состоянии,
соответствующем стандартам, с другой стороны, на формирование дорожной
сети,  которая должна обеспечивать удобства и безопасность  участников
дорожного движения.
     Поливариативное финансирование актуализирует проблему привлечения
дополнительных  внебюджетных средств для строительства и реконструкции
дорожной   сети   Республики   Татарстан.   Для    этого    необходимы
законодательные  акты,  стимулирующие  негосударственные предприятия и
фирмы вкладывать финансы в совершенствование  и  реконструкцию  дорог.
Одним  из  действенных  стимулов  может  быть  предоставление льгот по
налогам  тем  предприятиям,   которые   содействуют   либо   оказывают
материально  -  техническую поддержку в организации и проведении работ
по ремонту и реконструкции сети автомобильных дорог и улиц.
     Для повышения    эффективности    и    экономичности   работ   по
совершенствованию сети автомобильных дорог и улиц  необходимо  активно
разрабатывать  и  внедрять  новые  технологии  строительства и ремонта
дорог,  позволяющие  шире  использовать  сырьевую   базу   республики,
производственные   мощности   Татарстана  для  обеспечения  дорожно  -
ремонтных   и   строительных    организаций    качественным    сырьем,
высокопроизводительной техникой и оборудованием.
     Реализация программы БДД в  плане  развития  и  совершенствования
сети  автомобильных  дорог и улиц Республики Татарстан включает в себя
мероприятия, направленные, в первую очередь, на реконструкцию участков
дорог, на которых совершается наибольшее количество ДТП.

                9. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПО РАЗРАБОТКЕ
               ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
                   БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

     На систему    безопасности    дорожного   движения   влияет   ряд
противоречий,  проявление  которых  обусловлено  как  непосредственным
процессом   ее   функционирования,  так  и  причинами  более  широкого
экономического и социального характера.
     Рассматривая на  современном этапе актуальные вопросы становления
и  развития  системы  обеспечения  безопасности  дорожного   движения,
необходимо отметить, что пути их решения различны:
     перестройка стратегии обеспечения безопасности дорожного движения
в   направлении  приоритетности  вопросов  образования  и  воспитания,
усиления экономических и правовых рычагов в решении  задач  пропаганды
правил дорожного движения и предупреждения ДТП;
     перестройка системы  пропаганды  правил  дорожного   движения   и
предупреждения   ДТП  с  общей  ориентацией  на  ее  интенсификацию  и
качественное совершенствование содержания и форм деятельности;
     активизация экономических, правовых взаимоотношений министерств и
ведомств в системе обеспечения БДД в Республике Татарстан;
     перераспределение функций  между  органами  управления  адекватно
решаемым задачам в системе обеспечения БДД.
     Программные мероприятия    должны    группироваться    в   четыре
взаимосвязанных блока:
     организационные -  связанные  с  процессом становления и развития
республиканской системы обеспечения безопасности дорожного движения  и
ее подструктур в городах и районах республики;
     управленческие - связанные с контролем, координацией деятельности
системы;
     образовательно -  воспитательные   -   связанные   с   повышением
профессионализма  водителей,  педагогов  и  культуры  поведения других
участников дорожного движения;
     агитационно -  пропагандистская  -  связанная с пропагандой БДД и
предупреждением ДТП среди широких слоев населения республики.

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Настоящая Концепция носит открытый характер и определяет основные
стратегические направления развития идеи БДД в Республике Татарстан до
2010 года,  пути ее реализации могут быть различными в зависимости  от
конкретных условий.
     Реализация Концепции   предполагает   разработку   и   проведение
широкого   круга  мероприятий  органами  государственного  и  местного
управления,  образовательными и научными учреждениями, предприятиями и
ведомствами,  общественными  организациями и другими заинтересованными
лицами, направленных на:
     организацию стройной   и   эффективно   функционирующей   системы
обеспечения БДД;
     повышение безопасности участников дорожного движения;
     научно - методическое и  материально  -  техническое  обеспечение
процессов  подготовки  водителей  автотранспортных  средств,  обучение
населения   правилам   дорожного   движения,   профилактики   ДТТ    и
предупреждения ДТП;
     создание новой  нормативно  -   правовой   базы,   способствующей
эффективности обеспечения безопасности дорожного движения.
     Основными показателями учета состояния БДД ДТП будут выступать:
     количество площадок для остановки подвижного состава, в том числе
площадок  для  отдыха  и  площадок   для   кратковременной   остановки
автомобилей у пунктов питания,  торговли,  скорой медицинской помощи и
других  мест  остановок  автотранспорта,   устроенных   за   пределами
земляного полотна;
     протяженность тротуаров и пешеходных дорожек с твердым покрытием;
     количество автобусных остановок;
     количество примыканий  и  пересечений  в  одном  уровне  (простые
необорудованные  примыкания  и пересечения,  частично канализированные
примыкания и пересечения с направляющими островками на  второстепенной
дороге,   полностью   канализированные   пересечения  и  примыкания  с
направляющими островками на обеих дорогах, кольцевые пересечения);
     количество съездов   и  въездов  на  основную  дорогу  с  твердым
покрытием  (капитальным,  облегченным  и  переходным),  устроенным   в
соответствии с требованиями строительных норм и правил;
     количество переходно - скоростных полос всех типов,  в том  числе
клиновидных,  параллельных,  параллельных  с  разделительной  полосой,
непараллельных или криволинейных;
     протяженность дорожных   покрытий   с   шероховатой  поверхностью
(устройство  поверхностных  обработок  и  верхних  слоев  покрытия   с
подобранным  гранулометрическим составом,  обеспечивающим его макро- и
микрошероховатость);
     количество виражей на кривых в плане;
     протяженность укрепленных обочин (левая и правая),  в  том  числе
обочин,   укрепленных   асфальтобетоном,   цементобетоном,   каменными
материалами с применением вяжущих, засевом трав;
     протяженность ограждений    барьерного    и    парапетного   типа
(ограждения первой группы в соответствии со  строительными  нормами  и
правилами);
     количество сигнальных столбиков;
     протяженность повышенного  колесоотбойного бруса на искусственных
сооружениях и бордюрного камня;
     наличие дорожной разметки: горизонтальной (линии, надписи, стрелы
и  другие  обозначения,  наносимые  на  покрытие  проезжей  части)   и
вертикальной (линии и обозначения,  наносимые на элементы опор мостов,
путепроводов,  парапеты,  ограждения,  бордюры   и   другие   дорожные
сооружения и элементы оборудования дорог);
     количество дорожных  знаков  и  указателей   в   соответствии   с
утвержденной дислокацией;
     количество стационарных осветительных установок;
     количество пешеходных переходов в разных уровнях;
     количество транспортных развязок разных уровней  на  пересечениях
железнодорожных  путей  и автомобильных дорог,  находящихся на балансе
отчитывающейся организации;
     качество подготовки  водителей  и  культура  поведения на дорогах
других участников дорожного движения;
     количество объектов  сервиса в полосе отвода и придорожной полосе
(автозаправочные  станции,  мотели,  кемпинги,  станции   технического
обслуживания, прочие объекты сервиса);
     количество участков   концентрации   дорожно    -    транспортных
происшествий,  выявленных  в  соответствии с Правилами учета и анализа
дорожно  -  транспортных   происшествий   на   автомобильных   дорогах
Российской Федерации;
     количество участков   концентрации   дорожно    -    транспортных
происшествий,  на  которых  были  осуществлены  дорожные работы для их
ликвидации;
     количество трамваев  и троллейбусов,  принадлежащих юридическим и
физическим лицам;
     качество дорог и их соответствие условиям потребителей.


Информация по документу
Читайте также