Расширенный поиск

Указ Президента Республики Татарстан от 08.02.2003 № УП-91

                                  УКАЗ
                   ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНА
   
            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
             РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБЛАСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ,
           ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
   
     В целях    защиты   жизни   и   здоровья   населения,   повышения
эффективности  использования  потенциала  спиртовой  и  ликероводочной
промышленности  Республики  Татарстан,  интеграции с другими отраслями
экономики,  ужесточения  мер   по   пресечению   незаконного   оборота
алкогольной продукции ПОСТАНОВЛЯЮ:
   
     1. Утвердить    прилагаемые   Основы   государственной   политики
Республики Татарстан в области потребления,  производства и реализации
алкогольной продукции.
     2. Кабинету Министров Республики Татарстан  в  двухмесячный  срок
разработать   и   утвердить   план  мероприятий  по  реализации  Основ
государственной политики Республики Татарстан в  области  потребления,
производства и реализации алкогольной продукции.
     3. Исполнительным  органам  государственной   власти   Республики
Татарстан    руководствоваться   Основами   государственной   политики
Республики Татарстан в области потребления,  производства и реализации
алкогольной продукции при решении конкретных задач в этой области.
     4. Рекомендовать органам местного  самоуправления  на  территории
Республики  Татарстан  оказывать содействие реализации государственной
политики Республики Татарстан в области  потребления,  производства  и
реализации алкогольной продукции.
     5. Указ вступает в силу со дня его подписания.
   
     Президент
     Республики Татарстан          М.ШАЙМИЕВ

     Казань, Кремль
     8 февраля 2003 года
     N УП-91
   

                                                            Утверждены
                                                     Указом Президента
                                                  Республики Татарстан
                                          от 8 февраля 2003 г. N УП-91
   
                   ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
             РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБЛАСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ,
           ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
   
                              Содержание
   
                               Введение
     1. Цели и задачи государственной политики Республики Татарстан  в
области потребления, производства и реализации алкогольной продукции.
     2. Анализ ситуации на алкогольном рынке республики.  Тенденции  и
проблемы развития производства и потребления алкогольной продукции.
     3. Пути решения проблем в  области  потребления,  производства  и
реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
а также пива:
     - определение  емкости и структуры внутреннего алкогольного рынка
республики;
     - вывоз алкогольной продукции и спирта за пределы республики;
     - использование этилового спирта в нефтехимической промышленности
республики, в производстве высокоэкологической продукции;
     - вытеснение  с   алкогольного   рынка   республики   нелегальной
алкогольной  продукции  и алкогольных суррогатов,  оценка нелегального
оборота алкогольной продукции.
   
     Приложения: аналитический и иллюстративный материал  о  положении
дел  в  области  потребления,  производства  и  реализации алкогольной
продукции
   
                               ВВЕДЕНИЕ
   
     Основы государственной политики Республики  Татарстан  в  области
потребления,   производства   и   реализации   алкогольной   продукции
разработаны  в  соответствии  с   поручением   Президента   Республики
Татарстан Шаймиева М.Ш.  от 9 сентября 2002 года N П/01-7030 и Премьер
- министра Республики Татарстан Минниханова  Р.Н.  рабочей  группой  в
составе:
   
        1. Муратов             - Первый заместитель Премьер - министра
           Равиль Фатыхович      РТ

        2. Пахомов             - заместитель      Премьер - министра -
           Алексей Михайлович    министр экономики и промышленности РТ

        3. Салимов             - секретарь Совета Безопасности РТ
           Венер Асылгареевич

        4. Хамидуллин          - государственный      советник     при
           Фильза Гарифович      Президенте   РТ     по    социально -
                                 экономическим вопросам

        5. Кудрявцева          - первый заместитель министра экономики
           Алевтина Николаевна   и промышленности РТ - директор Центра
                                 экономических      и       социальных
                                 исследований

        6. Шайхутдинов         - генеральный     директор     ГУП   РТ
           Рашит Рахипович       "ПО "Татспиртпром"

        7. Казаков             - начальник  Государственной  инспекции
           Алексей Николаевич    Республики Татарстан  по  обеспечению
                                 государственного     контроля      за
                                 производством, оборотом  и  качеством
                                 спирта и алкогольной продукции.
   
     Разработку Основ государственной политики Республики Татарстан  в
области  потребления,  производства и реализации алкогольной продукции
предопределили  высокий  уровень  алкоголизации  населения  и  наличие
экономических,    социальных,    экологических   проблем   в   области
потребления,  производства  и  реализации  алкогольной   продукции   в
Республике Татарстан:
     низкая культура потребления алкогольной продукции населением;
     высокая экономическая   зависимость   бюджетов  всех  уровней  от
деятельности предприятий - производителей алкогольной продукции;
     необходимость повышения        эффективности        использования
производственных  мощностей  по  изготовлению  спирта  и   алкогольной
продукции;
     высокое число занятых на предприятиях отрасли работников;
     необходимость расширения        использования       промышленными
предприятиями республики спирта из пищевого сырья с  целью  увеличения
объемов переработки зерна на эти цели;
     низкая интеграционная    деятельность    с    предприятиями     -
производителями виноматериалов.
   
              I. Цели и задачи государственной политики
             Республики Татарстан в области потребления,
           производства и реализации алкогольной продукции
   
     Целью государственной  политики  Республики  Татарстан  в области
потребления,  производства и реализации алкогольной продукции является
защита   жизни   и   здоровья   населения,   повышение   эффективности
использования  потенциала  отрасли  за  счет  интеграции   с   другими
отраслями экономики,  увеличение бюджетных поступлений от деятельности
предприятий отрасли,  в  том  числе  за  счет  вытеснения  незаконного
оборота алкогольной продукции.
     Принципами государственной  политики   Республики   Татарстан   в
области  потребления,  производства и реализации алкогольной продукции
являются признание приоритета личности, защита прав граждан, интересов
товаропроизводителей и государства.
     Основными задачами государственной политики Республики  Татарстан
в области потребления, производства и реализации алкогольной продукции
являются:
     последовательное формирование  оптимальной  структуры потребления
алкогольной продукции за счет увеличения в ней доли качественных  вин,
слабоградусных алкогольных напитков и пива;
     обеспечение условий  для  удовлетворения  спроса   населения   на
алкогольные напитки и повышения культуры их потребления;
     обеспечение вывоза алкогольной  продукции  и  спирта  за  пределы
республики;
     использование этилового  спирта  на   промышленных   предприятиях
республики,  в  том  числе  для выпуска высокоэкологической продукции,
имеющей спрос на мировом рынке;
     использование зерновых ресурсов аграрного сектора экономики.
   
         II. Анализ ситуации на алкогольном рынке республики.
       Тенденции и проблемы развития производства и потребления
                        алкогольной продукции
   
     Если анализ реальной ситуации в области потребления, производства
и реализации алкогольной продукции провести с точки зрения влияния  ее
на  продекларированные  в разделе первом Основ цели,  то можно сделать
следующие выводы:
     На одного родившегося человека:
     1 человек умирает в возрасте старше трудоспособного;
     0,4 человека умирает в возрасте трудоспособном;
     0,3 человека ежегодно лишается свободы;
     0,4 человека признается инвалидом в трудоспособном возрасте.
     Если учесть,  что 21,5% населения составляют дети, 20% - граждане
старше  трудоспособного возраста,  то очевиден вывод о том,  что такое
социальное обременение на одного работающего  для  экономики  в  целом
"неподъемно".
     Анализ показал,  что до 70%  всех правонарушений,  неестественных
смертей   и  большинство  болезней  граждан  трудоспособного  возраста
связаны с применением алкоголя и наркотиков (рисунок N 1, 2).
     Пьянство и  алкоголизация  населения  являются  одним из основных
факторов,   оказывающих   существенное   отрицательное   влияние    на
оперативную   обстановку   в   республике.  Преступления  в  состоянии
алкогольного опьянения составляют 25,7% от общего числа расследованных
преступлений.
     В течение  2002  года  наблюдалось   увеличение   совершенных   в
состоянии  опьянения  умышленных убийств (на 13%  к предыдущему году),
разбойных   нападений   (35,5%),   грабежей   (15,4%).   В   состоянии
алкогольного  опьянения  совершаются  две  трети  убийств,  причинений
тяжкого  вреда  здоровью,  изнасилований,  около  половины   разбойных
нападений и хулиганств, а также ряд других тяжких видов преступлений.
     В Республике Татарстан в период с 1980 по 2002 годы (таблица N 2)
самый  высокий  уровень продаж алкогольной продукции,  включая продажу
пива,  был достигнут в 1984 году,  когда  населению  было  реализовано
11357  тыс.  декалитров (сокращенно - дал) алкогольной продукции,  а с
учетом пива - 20845 тыс.  дал.  Кроме того, в указанном году был самый
высокий  уровень  потребления  алкогольной продукции в расчете на душу
населения:  с учетом потребления пива  он  составил  60  литров,  а  в
пересчете на 100%-ый безводный спирт - 9,47 литров (таблицы NN 1, 2).
     В период существования государственной монополии  на  алкогольную
продукцию   ее   производство   и   реализация  осуществлялись  только
государственными  предприятиями,  действовало  также   государственное
регулирование  розничных  цен,  стоимость крепких алкогольных напитков
была гораздо выше (в 2,5 - 3 раза) стоимости ординарных вин. В связи с
этим  в  начале  80-х  годов  доля  водки  и  ликероводочных изделий в
структуре  продаж  составляла  41%,  вин  и  винных  напитков  -   56%
(диаграммы  NN  2,  3).  Употребление населением алкогольной продукции
кустарного  производства  (самогона   и   непищевой   спиртосодержащей
продукции) было очень незначительно.
     В 1985  году  правительством  было  принято  решение  о   запрете
производства  и  реализации  плодово  -  ягодных  вин,  а также резком
сокращении производства и реализации виноградных вин  и  других  видов
алкогольной   продукции,   а  в  1992  году  отменена  государственная
монополия   на   алкогольную   продукцию.   В   результате   легальное
производство   и   потребление   алкогольной  продукции  начали  резко
снижаться и в 1995 году достигли своей критической отметки.  Розничная
продажа   алкогольной   продукции  в  указанном  году  уменьшилась  по
сравнению с 1984 годом в 3,8 раза,  и в пересчете на 100%-ый безводный
спирт было реализовано лишь 4,1 л на душу населения.
     Резко изменилась и структура продаж алкогольной  продукции.  Так,
реализация вин уменьшилась в 15,7 раза (с 6376 тыс. дал в 1984 году до
405 тыс.  дал в 1995 году). В основном реализовывались водка и крепкие
ликероводочные   изделия.   Рынок   был   заполнен  фальсифицированной
алкогольной продукцией.
     Принятие Правительством  Республики  Татарстан  в 1996 - 1997 гг.
мер по обеспечению государственного регулирования и  контроля  в  этой
сфере  позволило  изменить  ситуацию на алкогольном рынке в позитивную
сторону.  Увеличились производство алкогольной продукции и  объемы  ее
легального  потребления (таблицы NN 1 и 2,  график N 1).  Вместе с тем
объемы продаж водки на внутреннем рынке республики росли незначительно
и максимальный уровень,  достигнутый в 1996 году,  - 5505 тыс. дал - в
последующие годы не был превзойден.  На протяжении последних  6-и  лет
потребление  водки  на  внутреннем  рынке  республики  (с  1997  года)
остается стабильным (таблицы  NN  1,  2).  При  этом  в  общем  объеме
учтенной розничной продажи ввозимая водка в последние два года (2001 и
2002  годы)  составляла  5%,  а  водка,  произведенная   предприятиями
республики, - 95%.
     Принимались меры и по изменению структуры потребления алкогольной
продукции.  В частности,  из-за невозможности обеспечения производства
вин и винных напитков в объемах,  соответствующих уровню  начала  80-х
годов (по причине дороговизны виноматериалов),  в целях удовлетворения
потребности населения в недорогих слабоградусных  (крепостью  до  20%)
напитках  было  принято  решение  о  снижении ставок акцизов на спирт,
используемый для производства ликероводочных изделий крепостью до 20%,
в  результате  чего объемы их потребления в 2000 году были доведены до
1365 тыс. дал против 420 тыс. дал в 1996 году. Однако последующий рост
был  прекращен  в  связи  с  приведением  в соответствие с федеральным
законодательством порядка уплаты  акцизов  и  введением  новых  ставок
акцизов.
     Вместе с тем  спрос  на  слабоградусные  алкогольные  изделия  не
снижается.   В   последние  годы  резко  увеличилась  продажа  пива  и
слабоалкогольной  продукции  крепостью  до   9%   (джин   -   тоников,
коктейлей),  пользующихся  большим  спросом  у  молодежи (таблица N 2,
диаграмма N 2).
     В связи  с  этим в 2002 году потребление алкогольной продукции на
душу населения в физическом объеме снизилось на  41%  по  сравнению  с
1984 годом (2002 год - 19,0 л; 1984 год - 32,0 л), а потребление пива,
напротив, увеличилось в 2001 году - на 55%, в 2002 году - на 17% (2001
год - 42,0 л,  2002 год - 31,6 л,  1984 год - 27,1 л).  В пересчете на
100%-ый безводный спирт уровень потребления алкогольной  продукции  на
душу  населения с учетом потребления пива в 2002 году снизился на 1,59
л,  или  16,8%,  по  сравнению  с  1984  годом  (7,88  л  и   9,47   л
соответственно).  Динамика  и  структура розничной продажи алкогольной
продукции и пива на территории  Республики  Татарстан  представлены  в
таблице N 3 и диаграммах NN 1 - 3 (данные по розничной продаже пива за
2002 год - предварительные).
     В структуре  алкогольного  рынка  в  настоящее время значительную
долю  занимают  крепкие  спиртные  напитки:  в  2002  году   водки   и
ликероводочных  изделий  продано  в  республике  70%  от общего объема
продаж алкогольной продукции.  В то же время доля продажи вин и винных
напитков составляет лишь 16%.
     Резкое увеличение  доли  спиртных  напитков  наряду  с   наличием
нелегального  сектора  алкогольного  рынка,  который  также  состоит в
основном из крепких  алкоголесодержащих  изделий  (нелегальная  водка,
неучтенные  вина  и винные напитки,  самогон,  алкогольные суррогаты),
привело к негативной тенденции роста числа  острых  отравлений  от  их
употребления, в том числе со смертельным исходом.
     В течение ряда последних лет  объемы  производства  и  реализации
алкогольной   продукции   по   структуре   и  ценам  не  соответствуют
потребностям  рынка.  Структуру  потребления   алкогольной   продукции
необходимо приблизить к структуре базового 1984 года, для чего следует
увеличить  производство  и   реализацию   недорогих   слабоалкогольных
изделий, а также вин и винных напитков.
     Спрос на  вина,  винные  и  другие  слабоалкогольные  напитки   в
настоящее время удовлетворяется в основном за счет ввозимой продукции.
Объем  розничной  продажи  учтенной  ввозной  продукции  в  2002  году
составил   20%  от  общего  объема  реализации  алкогольной  продукции
населению республики (2001 г. - 17%, 2000 г. - 10%).
   
          Объемы производства и ввоза ликероводочных изделий
      крепостью до 20%, вин, винных напитков и слабоалкогольных
            изделий крепостью до 9% в Республике Татарстан
   
                                                            (тыс. дал)
----------------------T-----------------------T----------------------¬
¦                     ¦      Произведено      ¦        Ввезено       ¦
¦                     +------T------T---------+-----T------T---------+
¦                     ¦ 2000 ¦ 2001 ¦  +, -   ¦2000 ¦ 2001 ¦  +, -   ¦
¦                     ¦  г.  ¦  г.  ¦к 2000 г.¦ г.  ¦  г.  ¦к 2000 г.¦
+---------------------+------+------+---------+-----+------+---------+
¦ЛВИ крепостью до 20% ¦1494,4¦ 893,1¦   -601,3¦  0,7¦   3,1¦     +2,4¦
+---------------------+------+------+---------+-----+------+---------+
¦Вина и винные напитки¦ 279,1¦ 161,8¦   -117,3¦466,6¦ 658,1¦   +191,5¦
+---------------------+------+------+---------+-----+------+---------+
¦Вина шампанские и    ¦   2,7¦  48,0¦    +45,3¦153,9¦ 145,7¦     -8,2¦
¦игристые             ¦      ¦      ¦         ¦     ¦      ¦         ¦
+---------------------+------+------+---------+-----+------+---------+
¦Слабоалкогольные  на-¦   3,4¦  54,9¦    +51,5¦ 13,9¦  90,1¦    +76,2¦
¦питки крепостью до 9%¦      ¦      ¦         ¦     ¦      ¦         ¦
+---------------------+------+------+---------+-----+------+---------+
¦Итого                ¦1779,6¦1157,8¦   -621,8¦635,1¦ 897,0¦   +261,9¦
+---------------------+------+------+---------+-----+------+---------+
¦                                                                    ¦
+---------------------T------T------T---------T-----T------T---------+
¦                     ¦ 2001 ¦ 2002 ¦  +, -   ¦2001 ¦ 2002 ¦  +, -   ¦
¦                     ¦  г.  ¦  г.  ¦к 2001 г.¦ г.  ¦  г.  ¦к 2001 г.¦
+---------------------+------+------+---------+-----+------+---------+
¦ЛВИ крепостью до 20% ¦ 893,1¦ 733,8¦   -159,3¦  3,1¦   2,4¦     -0,7¦
+---------------------+------+------+---------+-----+------+---------+
¦Вина и винные напитки¦ 161,8¦ 139,6¦    -22,2¦658,1¦ 845,9¦   +187,8¦
+---------------------+------+------+---------+-----+------+---------+
¦Вина шампанские и иг-¦  48,0¦  78,2¦    +30,2¦145,7¦ 162,0¦    +16,3¦
¦ристые               ¦      ¦      ¦         ¦     ¦      ¦         ¦
+---------------------+------+------+---------+-----+------+---------+
¦Слабоалкогольные  на-¦  54,9¦  51,3¦     -3,6¦ 90,1¦ 236,7¦   +146,6¦
¦питки крепостью до 9%¦      ¦      ¦         ¦     ¦      ¦         ¦
+---------------------+------+------+---------+-----+------+---------+
¦Итого                ¦1157,8¦1002,9¦   -154,9¦897,0¦1247,0¦   +350,0¦
L---------------------+------+------+---------+-----+------+----------
   
     В 2001  году  допущено  значительное  снижение  (почти  в 2 раза)
объемов производства ликероводочных изделий крепостью до 20%,  которое
продолжается и в 2002 году.
     Основной причиной  указанного   снижения   является   дороговизна
указанной  продукции.  В настоящее время розничная цена слабоградусных
ликероводочных изделий  крепостью  до  20%  составляет  около  50%  от
стоимости водки.
   
             Сравнительный анализ розничных цен на водку
     "Пшеничная" и аперитив "Степной", производимые предприятиями
       Республики Татарстан и пользующиеся наибольшим спросом у
                         населения республики
   
   -----------------------T-----------------------------------------¬
   ¦                      ¦    Розничная цена за 0,5 л в рублях     ¦
   ¦                      ¦            по состоянию на:             ¦
   ¦                      +-------------T-------------T-------------+
   ¦                      ¦01.07.2000 г.¦01.07.2001 г.¦01.09.2002 г.¦
   +----------------------+-------------+-------------+-------------+
   ¦Водка "Пшеничная"     ¦             ¦             ¦             ¦
   ¦(крепость 40%)        ¦     41,2    ¦     42      ¦    44,75    ¦
   +----------------------+-------------+-------------+-------------+
   ¦Аперитив "Степной"    ¦             ¦             ¦             ¦
   ¦(крепость 18%)        ¦     10,5    ¦     21      ¦     22,0    ¦
   +----------------------+-------------+-------------+-------------+
   ¦Стоимость 1 градуса   ¦             ¦             ¦             ¦
   ¦водки                 ¦     1,03    ¦    1,05     ¦     1,12    ¦
   +----------------------+-------------+-------------+-------------+
   ¦Стоимость 1 градуса   ¦             ¦             ¦             ¦
   ¦аперитива             ¦     0,58    ¦    1,17     ¦     1,22    ¦
   +----------------------+-------------+-------------+-------------+
   ¦Соотношение  стоимости¦     58%     ¦    111%     ¦     109%    ¦
   ¦1 гр.   аперитива    к¦             ¦             ¦             ¦
   ¦1 гр. водки           ¦             ¦             ¦             ¦
   L----------------------+-------------+-------------+--------------
   
     В конце  70-х  - начале 80-х годов,  когда бутылка водки стоила 2
руб.  62 коп., бутылка вермута стоила 92 копейки, или 35% от стоимости
водки. Когда водка стоила 3 руб. 62 коп., бутылка дешевого вина стоила
1 руб.  20 коп., или 33% от стоимости водки. При этом объем продаж вин
в  Республике Татарстан в 1984 году превышал объем продаж водок в 1,35
раза (вино - 6,38 млн.  дал, водка - 4,72 млн. дал). В настоящее время
вино  стоит  гораздо  дороже водки,  а продажа водки в 2002 году в 5,4
раза превысила продажу вина (вино - 915 тыс.  дал,  водка - 4963  тыс.
дал).
     Сложившаяся практика и опросы потребителей  показывают,  что  для
обеспечения  стабильной  продажи слабоградусных ликероводочных изделий
необходимо, чтобы стоимость 1 градуса ЛВИ была ниже 1 градуса водки.
     На оптово  - отпускные цены слабоградусных ликероводочных изделий
существенное влияние оказывает величина  ставки  акциза.  В  настоящее
время удельный вес акциза и НДС в цене на указанные изделия составляет
около 55%.  Снижение  ставки  акциза  на  50%  позволит  снизить  цену
слабоградусной ликероводочной продукции на 22 - 23%.
     Вместе с тем решение этой проблемы в  настоящее  время  входит  в
полномочия федеральных органов законодательной власти.
     Производство вин, винных и слабоалкогольных газированных напитков
крепостью до 9% также не удовлетворяет потребностям рынка.
     Вместе с тем в  республике  имеется  достаточно  производственных
мощностей по выпуску указанных изделий.
   
     Сравнительные показатели   наличия   производственных  мощностей,
объемов производства и ввоза вин и слабоалкогольных напитков крепостью
до  9%  по  Республике  Татарстан предоставляются пользователям в виде
ксерокопии.
   
     Мощности по производству вин,  винных напитков и слабоалкогольных
напитков  используются  предприятиями республики лишь на 15%,  а объем
ввоза этой продукции превысил объем производства в 2,2 раза в 2000 г.,
в 3,4 раза в 2001 г. и в 4,6 раза в 2002 году.
     Ассортиментный анализ  вин  и  винных  напитков  (в   том   числе
шампанских  и игристых вин),  поставленных в розничную сеть Республики
Татарстан в январе и феврале 2002 года,  показал, что из общего объема
поставленных  вин  29%  занимают  импортные  вина  (дальнее  и ближнее
зарубежье),  24% - вина, произведенные в Ставропольском, Краснодарском
краях  и  в Осетии,  то есть в местах традиционного виноделия,  39%  -
вина,   произведенные   на    предприятиях    вторичного    виноделия,
расположенных   в  Московской,  Ленинградской,  Калужской  и  Тульской
областях,  и лишь 7%  - вина,  произведенные  в  Республике  Татарстан
(Казанский ЛВЗ ГУП РТ "ПО "Татспиртпром").
   
            Сравнительные показатели объемов поставок вин,
             винных напитков, шампанских и игристых вин в
           розничную сеть Республики Татарстан по различным
            ценовым сегментам в январе - феврале 2002 года
   
                                                            (тыс. дал)
---------------T-----T--------------------------------------------------¬
¦ Средняя цена ¦Всего¦  в том числе по месту нахождения производителя:  ¦
¦   поставки   ¦     +---------T--------------T--------------T----------+
¦  (руб. за 1  ¦     ¦дальнее и¦Краснодарский,¦  Московская, ¦Республика¦
¦    литр)     ¦     ¦ ближнее ¦Ставропольский¦Ленинградская,¦Татарстан ¦
¦              ¦     ¦зарубежье¦ край, Осетия ¦  Калужская,  ¦          ¦
¦              ¦     ¦         ¦              ¦Тульская обл. ¦          ¦
+--------------+-----+---------+--------------+--------------+----------+
¦от 300 до 1000¦  1,3¦   1,3   ¦       -      ¦       -      ¦     -    ¦
¦руб. и выше   ¦     ¦         ¦              ¦              ¦          ¦
+--------------+-----+---------+--------------+--------------+----------+
¦от 100 до  300¦  7,0¦   6,4   ¦      0,2     ¦      0,3     ¦    0,1   ¦
¦руб.          ¦     ¦         ¦              ¦              ¦          ¦
+--------------+-----+---------+--------------+--------------+----------+
¦от 70  до  100¦ 31,0¦  16,2   ¦      2,5     ¦      9,5     ¦    2,8   ¦
¦руб.          ¦     ¦         ¦              ¦              ¦          ¦
+--------------+-----+---------+--------------+--------------+----------+
¦от 50  до   70¦ 42,0¦   8,6   ¦      4,5     ¦     26,9     ¦    2,5   ¦
¦руб.          ¦     ¦         ¦              ¦              ¦          ¦
+--------------+-----+---------+--------------+--------------+----------+
¦от 40  до   50¦ 15,5¦   0,6   ¦      5,9     ¦      6,2     ¦    2,8   ¦
¦руб.          ¦     ¦         ¦              ¦              ¦          ¦
+--------------+-----+---------+--------------+--------------+----------+
¦от 30  до   40¦ 15,5¦   -     ¦     13,7     ¦      1,7     ¦    0,1   ¦
¦руб.          ¦     ¦         ¦              ¦              ¦          ¦
+--------------+-----+---------+--------------+--------------+----------+
¦Итого         ¦112,2¦  33,1   ¦     26,8     ¦     44,1     ¦    8,3   ¦
L--------------+-----+---------+--------------+--------------+-----------
   
     За последние  три  года  наметилась   тенденция   роста   продажи
слабоалкогольных напитков крепостью до 9% (джин - тоников, коктейлей),
пользующихся большим спросом у  молодежи.  Ежегодно  объем  их  продаж
увеличивается в 2 раза по сравнению с предыдущим годом (в 2000 г. - 65
тыс. дал, в 2001 г. - 145 тыс. дал, в 2002 г. - 260 тыс. дал).
     В этом   сегменте   рынка  лидирующее  положение  также  занимают
российские предприятия.  Из 16,6 тыс.  дал  слабоалкогольных  напитков
крепостью до 9%,  поставленных в розничную сеть Республики Татарстан в
январе и феврале  2002  года,  15,8  тыс.дал  -  продукция  российских
предприятий  (115  наименований)  и  лишь  0,8  тыс.  дал  - продукция
предприятий РТ (7 наименований).
     В Республике   Татарстан  слабоалкогольные  напитки  производятся
Казанским ЛВЗ ГУП РТ "ПО "Татспиртпром" и ОАО "Булгарпиво".
     В связи   с   тем,  что  потребителем  слабоалкогольных  напитков
является молодежь,  основными показателями конкурентоспособности  этой
продукции   являются  оформление  и  вкусовые  качества,  а  не  цена.
Розничные цены на слабоалкогольные напитки российских предприятий выше
цен  на  аналогичную  продукцию  предприятий  Республики  Татарстан  в
среднем на 20 - 30 процентов.
     В республике    имеются   большие   резервы   повышения   объемов
производства и  реализации  слабоалкогольной  продукции  в  Республике
Татарстан.  Их  необходимо  использовать  с  учетом  реалий  свободных
рыночных отношений.  Представляется также  целесообразным  разработать
совместно    с    производителями    пива   программу   по   повышению
конкурентоспособности   слабоалкогольной    продукции,    производимой
предприятиями республики.
   
      Вывоз алкогольной продукции и спирта за пределы республики
   
     С 1997  года  по  2000 год ежегодно увеличивались объемы отгрузки
алкогольной   продукции,   произведенной   предприятиями    Республики
Татарстан, за пределы республики (таблица N 4 и диаграмма N 4).
     Так, в  1997  году  предприятиями  -  изготовителями   республики
реализовано   за   пределы   республики  185,9  тыс.  дал  алкогольной
продукции,  что составляет 2,7%  к объему производства;  в 1998 году -
515,2  тыс.  дал,  или  7,9%  к объему производства и 277,1%  к уровню
предыдущего года; в 1999 году - 2474,9 тыс.дал, что в 4,8 раза больше,
чем в 1998 году, и составило 27,8% к объему ее производства.
     В 2000 году  объем  отгрузки  алкогольной  продукции  за  пределы
республики остался на уровне предыдущего года (100,2%) и осуществлялся
в  основном,  как  и  в  1999  году,   в   счет   выполнения   целевых
республиканских  программ.  При  этом  было отгружено 2479,3 тыс.  дал
алкогольной продукции (27,3%  к  объему  производства),  в  том  числе
предприятиями   -  изготовителями  и  оптовыми  складами  ГУП  РТ  "ПО
"Татспиртпром" - 1560,6  тыс.дал,  другими  оптовыми  предприятиями  -
918,7 тыс. дал.
     В 2001 году объемы  отгрузки  алкогольной  продукции  за  пределы
республики резко снизились, что было связано с завершением поставок по
целевым республиканским программам.  Всего в 2001 году  было  вывезено
720,6  тыс.  дал,  или  29,1%  к  уровню  2000  года и 13,2%  к объему
производства,   в   том   числе   непосредственно   предприятиями    -
изготовителями  и  оптовыми складами ГУП РТ "ПО "Татспиртпром" - 178,9
тыс.  дал;  другими оптовыми предприятиями (по целевым  программам  из
остатков 2000 года) - 541,7 тыс. дал.
     В 2002 году вывоз алкогольной  продукции  за  пределы  республики
осуществляли  только производители,  которые в 2002 году вывезли 228,5
тыс.  дал алкогольной продукции против 178,9 тыс.  дал,  что ими  было
вывезено  в  2001  году  (128%).  Из  них  предприятиями  ГУП  РТ  "ПО
"Татспиртпром" вывезено 214,9 тыс. дал алкогольной продукции, или 123%
к 2001 году (174,8 тыс. дал).
     Кроме того,  в 2002 году ГУП РТ "ПО "Татспиртпром" активизировало
работу  по  вывозу  этилового  спирта,  в том числе денатурированного,
головной фракции этилового спирта  и  сивушных  масел,  объемы  вывоза
которых  в  2002  году  составили  1409,5  тыс.  дал (в 2001 году было
вывезено 441,3 тыс. дал, в 2000 г. - 129,2 тыс. дал, в 1999 г. - 235,7
тыс. дал).
     Наметившаяся позитивная   тенденция    роста    объемов    вывоза
алкогольной   продукции,   а   также   спирта  за  пределы  республики
свидетельствует  о  наличии  резервов   и   возможностей   продвижения
республиканской  продукции  на внешний рынок.  В дальнейшем необходимо
совершенствовать работу по повышению конкурентоспособности алкогольной
продукции  и спирта производителей республики,  повышению их качества,
узнаваемости и престижности.
   
         Об уровне нелегального оборота алкогольной продукции
   
     В настоящее время население Республики  Татарстан  употребляет  в
качестве алкогольной продукции как алкогольные изделия,  приобретенные
в лицензированной  розничной  сети,  так  и  нелегально  произведенную
продукцию,  покупаемую  у частных лиц,  которые реализуют ее незаконно
(незаконный, нелегальный оборот).
     Кроме того,  определенная часть населения с низким уровнем дохода
в качестве алкогольной продукции покупает в аптечных и других торговых
точках  различные  спиртосодержащие  растворы (гигиенические средства,
денатурат и т.п.),  а также в последнее время широкое  распространение
получило  самогоноварение  (особенно  в  сельской местности).  При чем
реализация спиртосодержащих растворов, а также изготовление и хранение
самогона без цели сбыта законом не запрещаются.
     В связи с этим фактически нелегальным  оборотом  может  считаться
только алкогольная продукция, незаконно произведенная или ввезенная на
территорию Республики Татарстан и реализованная частными лицами.
     Поэтому судить об уровне нелегального оборота, уровне потребления
самогона и различных спиртосодержащих жидкостей можно только по объему
потребления     населением     алкогольной    продукции,    закупаемой
непосредственно в легальной розничной  сети,  так  как  статистических
данных  об объеме потребления самогона и спиртосодержащих жидкостей не
имеется.
     Следует отметить  также,  что сегодня отсутствует единая методика
определения уровня потребления  алкоголя  с  учетом  его  нелегального
оборота.  Каждое  министерство  и  ведомство  России дает свою оценку,
исходя из ведомственных интересов,  от 8,28 до 15  литров  абсолютного
алкоголя  на  душу населения.  Из них самая высокая оценка принадлежит
Министерству здравоохранения Российской Федерации.
     Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают,  что если
потребление алкогольной продукции  превышает  8,0  литров  абсолютного
алкоголя  на  душу  населения,  то  это  уже  опасно  для  нации  и ее
генофонда, происходит деградация населения.
     Как отмечалось    выше,   самый   высокий   уровень   потребления
алкогольной продукции населением республики  был  достигнут  в  период
государственной  монополии на алкогольную продукцию в 1984 году - 9,47
литра абсолютного алкоголя на душу населения. В России в указанный год
было  выпито  10,45  литра  абсолютного алкоголя на душу населения,  и
руководство страны,  обеспокоенное возросшей алкоголизацией населения,
приняло   постановление   о   сокращении   производства  и  реализации
алкогольных изделий (май 1985 года),  итогом реализации которого стало
существенное   снижение  объемов  легального  потребления  алкогольной
продукции.
     В республике  уровень потребления алкогольной продукции 1984 года
до настоящего времени не достигнут.
   
   --------T------------------------------T-------------------------¬
   ¦Период ¦Потребление на  душу населения¦ Снижение по сравнению с ¦
   ¦       ¦ литров учтенного абсолютного ¦уровнем 1984 года (в %%) ¦
   ¦       ¦           алкоголя           ¦                         ¦
   +-------+------------------------------+-------------------------+
   ¦1984 г.¦             9,47             ¦            -            ¦
   +-------+------------------------------+-------------------------+
   ¦1995 г.¦             4,14             ¦           56            ¦
   +-------+------------------------------+-------------------------+
   ¦1996 г.¦              7,0             ¦           26            ¦
   +-------+------------------------------+-------------------------+
   ¦1997 г.¦              7,6             ¦           20            ¦
   +-------+------------------------------+-------------------------+
   ¦1998 г.¦              7,5             ¦           21            ¦
   +-------+------------------------------+-------------------------+
   ¦1999 г.¦              7,9             ¦           17            ¦
   +-------+------------------------------+-------------------------+
   ¦2000 г.¦              7,5             ¦           21            ¦
   +-------+------------------------------+-------------------------+
   ¦2001 г.¦              7,8             ¦           18            ¦
   +-------+------------------------------+-------------------------+
   ¦2002 г.¦              7,9             ¦           17            ¦
   L-------+------------------------------+--------------------------
   
     Оценка объемов  реализации  легальной  алкогольной  продукции   в
Республике Татарстан и в России в целом показывает, что в республике с
1996 года наблюдается тенденция неуклонного роста  емкости  легального
алкогольного рынка.
     В 1996  году  в  Республике  Татарстан  произошел   резкий   рост
потребления  легальной  алкогольной  продукции  с  4,14  л абсолютного
алкоголя на душу населения в 1995 году до 7,02 л в 1996 году,  и  этот
уровень  (от  7 до 7,9 л а/а) сохранялся в течение последних 7-и лет и
до  настоящего  времени,  тогда  как  в  России   относительный   рост
потребления  легального  алкоголя  и стабилизации рынка начался лишь в
1999 году (график N 1).
     Подтверждением более  стабильной  ситуации  на  алкогольном рынке
Татарстана  по  сравнению  с  Российской  Федерацией  являются  данные
Госкомстата  России  о  смертности от случайных отравлений алкоголем в
расчете на 1000 жителей в Республике Татарстан по сравнению с  Россией
в целом (график N 2).
   
           III. Пути решения проблем в области потребления,
      производства и реализации этилового спирта, алкогольной и
               спиртосодержащей продукции, а также пива
   
            1. Определение емкости и структуры внутреннего
                    алкогольного рынка республики
   
     Основной проблемой   развития   алкогольного    рынка    является
сложившееся  несоответствие  предложения  (производства  и реализации)
алкогольной продукции  потребностям  населения  и  его  покупательской
способности.   В  настоящее  время  население  республики  приобретает
алкогольную продукцию на сумму около 6 млрд. рублей в год.
     Анализ объемов  продажи  алкогольной продукции за период с начала
80-х годов показывает,  что  за  последние  15  лет  произошли  резкие
структурные   изменения   в   составе  алкогольного  рынка:  в  8  раз
неоправданно уменьшились объемы потребления вин и винных  напитков,  в
1,7 раз возросло потребление пива, увеличилось потребление неучтенного
алкоголя - нелегальной алкогольной  продукции,  самогона  и  различных
спиртосодержащих   жидкостей,   употребляемых   определенными   слоями
населения в качестве суррогатов алкогольной продукции.
     Главной причиной  этой проблемы явились ошибочная государственная
политика  в  этой  области,  принятая  правительством  в   1985   году
(запрещение  производства  и реализации плодово - ягодных вин,  резкое
сокращение производства и реализации виноградных вин  и  других  видов
алкогольной  продукции),  отмена в 1992 году государственной монополии
на   алкогольную   продукцию   и   отсутствие   в   настоящее    время
государственной   политики   в  области  потребления,  производства  и
реализации алкогольной продукции.
     Решения по  обеспечению  государственной монополии на алкогольную
продукцию,  которые  принимались  в  последнее  время   в   Российской
Федерации,  имели  своей  целью  обеспечение лишь фискальных интересов
государства без учета потребностей рынка.
     В результате  в  настоящее время структура алкогольной продукции,
потребляемой населением,  характеризуется высоким уровнем доли крепких
спиртных  напитков  (70%  от  общего  объема потребления против 42%  в
начале 80-х годов),  что привело к негативной  тенденции  роста  числа
острых  отравлений от употребления алкоголесодержащих напитков,  в том
числе со смертельным исходом.
     По результатам  токсикологического  мониторинга,  осуществляемого
Министерством  здравоохранения  Республики   Татарстан,   в   качестве
обстоятельств  отравления алкоголесодержащими напитками в 96%  случаев
отмечается передозировка, в 3% случаев - преднамеренное употребление с
целью одурманивания и суицида. В качестве основного места приобретения
пострадавшие указывают на продовольственные магазины,  в 10% случаев -
частный  сектор,  22%  - приобретение в торговой сети спиртосодержащих
жидкостей.
     Причиной резкого   увеличения   доли  крепких  спиртных  напитков
является изменение структуры алкогольного рынка по ценовым  сегментам.
В  начале  80-х годов основным видом потребляемых алкогольных напитков
(около 60%) являлось вино,  стоимость которого составляла порядка 33 -
35%  от  стоимости водки.  Сегодня самым дешевым легальным алкогольным
напитком  в  пересчете  на  стоимость  1  градуса  является,  как   ни
парадоксально, водка. Но и водка недоступна по цене определенным слоям
населения,  которые вынуждены употреблять еще более дешевый продукт  -
фальсифицированные     алкогольные    изделия,    самогон    и    даже
спиртосодержащие непищевые жидкости.
     В связи   с   этим   необходимо   принять   в  республике  основы
государственной   политики   и   нормативные   документы   в   области
потребления,   производства   и   реализации   алкогольной  продукции,
предусматривающие меры  по  последовательному  формированию  структуры
потребительской  корзины алкогольных напитков в Республике Татарстан в
следующих соотношениях:
     - водка и крепкие ликероводочные изделия: 4,5 млн. дал в год, или
4,8 литра абсолютного алкоголя на душу населения;
     - вина и винные напитки: 2,1 - 2,2 млн. дал в год, или 0,8 литров
абсолютного алкоголя на душу населения;
     - слабоградусные  ликероводочные  изделия:  1,2 - 1,5 млн.  дал в
год, или 0,6 литров на душу населения;
     - шампанские  вина и коньяк:  0,3 млн.  дал в год,  или 0,2 литра
абсолютного алкоголя на душу населения;
     - пиво  и  слабоалкогольные газированные напитки крепостью до 9%:
29 - 34 млн.  дал в год,  или 3,1 литра абсолютного алкоголя  на  душу
населения.
     Общее потребление абсолютного  алкоголя  по  указанной  структуре
составит порядка 9,5 литров на душу населения, при этом в общем объеме
потребления 87%  должны занять некрепкие  алкогольные  изделия  (вино,
винные напитки,  другие слабоградусные алкогольные изделия) и пиво.  В
дальнейшем необходимо довести уровень потребления абсолютного алкоголя
до 8 литров на душу населения.
     В целях  обеспечения  указанной  выше  структуры  потребительской
корзины  алкогольных  напитков  в  республике необходимо разработать и
осуществить следующие меры.
     1. В   целях   обеспечения  условий  для  производства  недорогих
слабоградусных алкогольных изделий внести  предложения  в  федеральные
органы   законодательной  власти  о  внесении  изменений  в  налоговое
законодательство,  предусматривающих снижение ставок акциза  на  вина,
винные напитки и другие слабоградусные алкогольные изделия.
     2. Определить   приоритетным   направлением   развития    отрасли
повышение  объемов производства вин,  винных напитков,  слабоградусных
ликероводочных   изделий   крепостью   до   20%   и   слабоалкогольных
газированных  напитков  крепостью до 9%.  Для удовлетворения растущего
спроса на слабоалкогольную продукцию  рассмотреть  вопрос  привлечения
инвесторов  для  строительства завода по производству слабоалкогольной
продукции либо модернизации существующего производства.
     3. В  целях обеспечения устойчивой сырьевой базы для производства
вин и винных напитков правительству республики рассмотреть возможность
участия  в  приватизации предприятий первичного виноделия и заключения
долгосрочных   соглашений   о   сотрудничестве    с    производителями
виноматериалов   Краснодарского  и  Ставропольского  краев  Российской
Федерации,  Украины,  Молдавии и  других  стран  ближнего  и  дальнего
зарубежья.
     4. В  целях  обеспечения  условий  для  культурного   потребления
алкогольных   напитков  и  пива  населением  республики  рекомендовать
предприятиям - изготовителям алкогольной продукции и пива  разработать
долгосрочную  программу развития за счет собственных средств в городах
и крупных населенных пунктах республики  сети  пивных  домов,  клубов,
кафе  и  баров  на количество мест в зависимости от уровня потребления
алкогольной продукции,  в особенности пива,  в  конкретных  населенных
пунктах.
     5. В   целях   обеспечения   торгового   обслуживания   населения
отдаленных   сельских  населенных  пунктов,  не  имеющих  стационарных
торговых  объектов,   рекомендовать   предприятиям   -   изготовителям
алкогольной  продукции  и  пива принять указанные населенные пункты на
обслуживание  по  заказам  населения,  организовав  торговлю  товарами
первой необходимости. Графики и маршруты поставок продукции по заказам
согласовать  с  главами  администраций  районов  и  Советами  местного
самоуправления.
   
              2. Вывоз алкогольной продукции и спирта за
                          пределы республики
   
     В целях   обеспечения   повышения   эффективности   использования
производственных  мощностей  спиртовых  и  ликероводочных  предприятий
республики  необходимо   принятие   следующих   мер   по   продвижению
алкогольной   продукции,   производимой  предприятиями  республики,  в
регионы Российской Федерации:
     1. Произвести  оценку  емкости  рынков  сбыта в регионах России и
степень их обеспеченности алкогольной продукцией и  спирта  по  видам,
производителям  и  ценовым  сегментам  с  учетом  особенностей каждого
региона.
     2. Поддерживать   на   спиртовых  и  ликероводочных  предприятиях
республики условия для обеспечения стабильного качества и популярности
своей продукции.
     3. Разработать   портфель    брэндов    алкогольной    продукции,
производимой в Республике Татарстан,  для продвижения на внешний рынок
со строгим позиционированием в нем каждого наименования продукции.
     4. Рассмотреть  вопрос  о  передаче  производителям  спирта части
земель государственного фонда в долгосрочную аренду  под  производство
экологически чистого сырья.
   
                  3. Использование этилового спирта
             в нефтехимической промышленности республики,
             в производстве высокоэкологической продукции
   
     Производство этилового спирта как в Республике Татарстан, так и в
целом  по  России  становится  все  более  независимым  от   состояния
производства ликероводочной продукции. Темпы роста производства спирта
существенно выше темпов производства алкоголя.  В еще большей  степени
это  относится к производству спирта за рубежом.  Мировое производство
этилового спирта выросло за последние 30 лет более чем в 4  раза.  Это
связано с тем, что:
     - спирт во все большем масштабе потребляется в производствах,  не
имеющих  отношение  к  производству алкоголя.  В частности,  основными
потребителями спирта в США и Бразилии уже  давно  стали  производители
моторного  топлива  (в  России  87  процентов  спирта потребляется для
производства ЛВП);
     - побочные  продукты производства спирта по стоимости существенно
превосходят стоимость собственно спирта (корма,  клейковина, крахмал и
т.д.).  Кроме  прочего,  это дает возможность продажи самого спирта по
себестоимости.
     Такого рода  производство  спирта возможно только на основе новых
технологий и современного оборудования.  Они позволяют кратно  снизить
энерго-   и   другие  затраты  на  производство  спирта  и  "побочных"
продуктов.
     В частности, себестоимость производства спирта за рубежом сегодня
фактически в два раза ниже среднероссийской.
     В настоящее  время  мощности  по  производству этилового спирта в
республике составляют 4,4 млн.  дал в год и  используются  на  82%.  С
вводом в эксплуатацию Буинского спиртзавода производственной мощностью
2 млн.  дал спирта в год их избыток составит около 3,4 млн.  дал,  а в
случае  увеличения  объемов  производства  алкогольной продукции с 5,5
млн. дал в 2001 году до 7 - 8 млн. дал (с учетом роста объемов вывоза)
- порядка 2,8 - 3,2 млн. дал в год.
     Вместе с  тем  имеется  необходимость  в  сохранении  действующих
мощностей  по  производству  спирта  и  даже  их наращивании,  так как
потребность нефтехимической  промышленности  республики,  например,  в
этиловом спирте,  составляет в настоящее время порядка 900 тыс.  дал в
год.  Имеется  также  перспектива  использования  этилового  спирта  в
производстве  моторного  топлива  в  качестве высокооктановых добавок,
повышающих его экологическую чистоту, в объеме 3,59 млн. дал в год.
     Это позволит  в  определенной  мере  решить и проблему реализации
зерна в аграрном секторе экономики,  так как для производства 900 тыс.
дал  спирта потребуется порядка 27 тыс.  тонн ржи,  а для производства
3,59 млн. дал - 0,11 млн. тонн.
     В целях  обеспечения экономичности производства топливных добавок
необходимо  внести  в  Государственную  Думу  Российской  Федерации  в
порядке  законодательной  инициативы  предложение  об  освобождении от
налогообложения  акцизом   этилового   спирта   из   пищевого   сырья,
используемого при производстве указанной продукции.
     Рассмотреть вопрос о передаче части спиртзаводов на  определяемых
Кабинетом     Министров     Республики    Татарстан    условиях    ОАО
"Нижнекамскнефтехим".
   
            4. Вытеснение с алкогольного рынка республики
           нелегальной алкогольной продукции и алкогольных
            суррогатов. Оценка уровня нелегального оборота
                        алкогольной продукции
   
     Меры по усилению государственного контроля в сфере производства и
оборота этилового спирта,  алкогольной и  спиртосодержащей  продукции,
принимаемые   в   республике,  приносят  положительные  результаты  по
вытеснению   с   алкогольного   рынка   республики    нелегальной    и
фальсифицированной алкогольной продукции.
     Вместе с тем эти меры не приводят к существенному  росту  объемов
производства   алкогольной   продукции   в   республике  из-за  низкой
покупательской способности населения.
     В качестве дополнительной меры по вытеснению нелегального оборота
целесообразно использовать опыт других регионов, в частности Мордовии,
где  в  течение  5-и  лет  акцизы  от реализации алкогольной продукции
полностью зачисляются непосредственно в муниципальные бюджеты  (50%  -
по  продукции  местного  производства,  25%  - по ввозимой продукции).
Указанная мера способствует контролю со стороны местных органов власти
за  реализацией  на  своей территории алкогольной продукции.  При этом
увеличилась   доля   реализации   алкогольной    продукции    местного
производства, так как размер акциза, поступающего в бюджет региона, по
ней в 2 раза  выше,  чем  акциз,  поступающий  в  бюджет  региона,  по
ввозимой продукции.
     Преимущества предлагаемой  схемы   очевидны:   заинтересованность
органов  местного  самоуправления,  способных  обеспечить  постоянный,
действенный контроль оборота алкогольной продукции на местах, позволит
перейти   от  эпизодических  мероприятий  по  вытеснению  нелегального
оборота к систематической работе с населением.
     При распределении  акциза  от  реализации  алкогольной продукции,
поступающего в бюджет Республики Татарстан,  между  республиканским  и
муниципальными бюджетами в равных долях в доходную часть муниципальных
бюджетов поступит около 500 млн.  руб.  в год.  Результатом вытеснения
нелегального  оборота  будет  расширение  налогового поля,  увеличение
налоговых поступлений в бюджет  Республики  Татарстан  от  предприятий
спиртовой  отрасли.  При  вытеснении  с  алкогольного рынка республики
только 5%  нелегальной продукции и соответствующем увеличении  объемов
производства  в  республиканский  бюджет и внебюджетные фонды поступит
дополнительно около 65 млн. руб. налогов и сборов.
     Для реализации предлагаемой схемы необходимо разработать механизм
перечисления   акцизов   от   реализации   алкогольной   продукции   в
муниципальные  бюджеты,  установить  на  период  не  менее  5 лет долю
акциза, зачисляемую в муниципальные бюджеты, обеспечить учет розничной
реализации  алкоголя  по  видам продукции в разрезе территорий Советов
местного самоуправления.
     В целях  реальной  оценки изменения ситуации на алкогольном рынке
необходимо также  разработать  методику  оценки  нелегального  оборота
алкоголя   с   учетом   демографических  особенностей,  покупательской
способности населения и других факторов.
     Кроме того,  для  повышения  заинтересованности  Советов местного
самоуправления  в  предупреждении  и  пресечении  нарушений  в   сфере
производства    и    оборота    этилового    спирта,   алкогольной   и
спиртосодержащей продукции необходимо внести  в  Государственную  Думу
Российской  Федерации в порядке законодательной инициативы предложение
о внесении изменений в пункт 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской
Федерации  о зачислении сумм штрафов в полном объеме в местные бюджеты
по месту совершения административного правонарушения.

Информация по документу
Читайте также