Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2001 № 838

                 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 30 ноября 2001 г. N 838

                   О РЕЗЕРВЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ НА
          ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     В соответствии  с  Федеральным  законом  "О  защите  населения  и
территорий   от   чрезвычайных   ситуаций  природного  и  техногенного
характера",  постановлением  Правительства  Российской  Федерации   от
26.10.2000  г.  N 810 "О порядке выделения средств из резервного фонда
Правительства Российской  Федерации  по  предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  и  последствий  стихийных  бедствий",  в целях
введения единого подхода к финансированию  мероприятий  по  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера Кабинет
Министров         Республики          Татарстан          ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Министерству  финансов  Республики  Татарстан   ежегодно   при
формировании    республиканского    бюджета    Республики    Татарстан
предусматривать  резерв  финансовых  средств   на   предупреждение   и
ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
     2.   Министерству  финансов  Республики  Татарстан  обеспечить
Министерство  по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Республики Татарстан финансовыми средствами в размере о (В редакции
Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2004
г.  N 311) процента от резерва финансовых средств на предупреждение
и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
     3. Утвердить прилагаемые:
     Порядок использования    резерва    финансовых     средств     на
предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
     Методические рекомендации по  перечню  и  содержанию  документов,
обосновывающих   размер   запрашиваемых   средств  на  мероприятия  по
ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
     Типовой порядок  подготовки  документов,  обосновывающих оказание
финансовой помощи на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и
их последствий.
     4. Признать  утратившим  силу  постановление  Кабинета  Министров
Республики  Татарстан  от  25.12.97  г.  N  918  "О резерве финансовых
средств на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций".
     5. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
Министерство по делам гражданской  обороны  и  чрезвычайным  ситуациям
Республики Татарстан.

     Премьер - министр
     Республики Татарстан          Р.МИННИХАНОВ

     Руководитель Аппарата
     Кабинета Министров
     Республики Татарстан          И.ФАТТАХОВ





                                                             Утвержден
                                                        постановлением
                                                    Кабинета Министров
                                                  Республики Татарстан
                                            от 30 ноября 2001 г. N 838

                               ПОРЯДОК
                   ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВА ФИНАНСОВЫХ
                СРЕДСТВ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЮ
                        ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     1. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
и их последствий производится за счет средств организаций, находящихся
в    зонах    чрезвычайных   ситуаций,   бюджетов   органов   местного
самоуправления,  администраций городов и районов Республики Татарстан,
страховых фондов, а также других источников.
     При недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайной
ситуации  администрации  городов  и  районов  Республики  Татарстан не
позднее пяти дней со дня  возникновения  чрезвычайной  ситуации  могут
обращаться  в  Кабинет  Министров  Республики  Татарстан  с просьбой о
выделении средств из резерва финансовых средств  на  предупреждение  и
ликвидацию  чрезвычайных ситуаций (далее - резерв финансовых средств).
В обращении  должны  быть  указаны  данные  о  количестве  погибших  и
пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и
израсходованных   на   ликвидацию   чрезвычайной   ситуации    средств
организаций,  органов местного самоуправления,  местных администраций,
страховых фондов  и  иных  источников,  а  также  о  наличии  резервов
материальных и финансовых ресурсов.
     Обращение, в   котором   отсутствуют   указанные   сведения,   не
рассматривается.
     2. Кабинет   Министров   Республики    Татарстан    рассматривает
поступившие    обращения    в   порядке,   установленном   действующим
законодательством,  и принимает решение о финансировании  расходов  на
ликвидацию  чрезвычайной  ситуации,  размере ассигнований и их целевом
использовании.
     3. Министерство финансов Республики Татарстан в течение пяти дней
после    издания    Кабинетом    Министров    Республики     Татарстан
соответствующего   постановления  (распоряжения)  выделяет  финансовые
средства на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
     4. Средства   из   резерва   финансовых  средств  выделяются  для
частичного покрытия расходов на финансирование следующих  мероприятий,
связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
     а) проведение поисковых и аварийно - спасательных  работ  в  зоне
чрезвычайной ситуации;
     б) проведение неотложных аварийно -  восстановительных  работ  на
объектах   жилищно   -   коммунального  хозяйства,  социальной  сферы,
энергетики,  промышленности,  транспорта, связи и сельского хозяйства,
пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
     в) закупка,  доставка  и  кратковременное  хранение  материальных
ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших граждан;
     г) развертывание и  содержание  временных  пунктов  проживания  и
питания  для  эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого
срока, но не более месяца;
     д) оказание   единовременной   материальной  помощи  пострадавшим
гражданам;
     е) оказание гуманитарной помощи.
     Погашение государственных   жилищных    сертификатов,    выданных
гражданам   Республики   Татарстан,   лишившимся  жилья  в  результате
чрезвычайной ситуации,  осуществляется в установленном порядке за счет
средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации.  В случае
невозможности  использования  государственных  жилищных   сертификатов
разрешается  выплата  компенсаций за утраченное жилье в соответствии с
действующими в Российской Федерации социальными нормами.
     Использование средств   из   резервного   фонда  на  другие  цели
запрещается.
     4. Администрации   городов   и   районов   Республики  Татарстан,
обратившиеся  за   выделением   финансовых   средств   на   ликвидацию
чрезвычайных   ситуаций,   в   месячный   срок  со  дня  возникновения
чрезвычайной ситуации представляют в Министерство по делам гражданской
обороны  и  чрезвычайным  ситуациям  Республики  Татарстан  документы,
обосновывающие размер запрашиваемых средств.
     Перечень и   содержание  обосновывающих  документов  определяются
Методическими рекомендациями,  утверждаемыми настоящим  постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан.
     5. При   возникновении   на   территории   Республики   Татарстан
чрезвычайной  ситуации территориального,  регионального,  федерального
или   трансграничного   уровня,   установленной   в   соответствии   с
постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 13.09.96 г.  N
1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного
характера",  Кабинет  Министров  Республики  Татарстан  может  принять
решение об обращении в Правительство Российской Федерации с просьбой о
выделении дополнительных финансовых средств на ликвидацию чрезвычайной
ситуации.
     В этом   случае  Министерство  по  делам  гражданской  обороны  и
чрезвычайным  ситуациям  Республики  Татарстан   с   участием   других
заинтересованных   министерств,  администраций  городов  и  районов  и
ведомств   Республики   Татарстан    в    установленные    действующим
законодательством  сроки  обобщает  данные  о  количестве  погибших  и
пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и
израсходованных    на   ликвидацию   чрезвычайной   ситуации   средств
организаций,  органов местного самоуправления,  местных администраций,
страховых  фондов  и  иных  источников  и  представляет  их  в Кабинет
Министров Республики Татарстан.
     Кабинет Министров      Республики     Татарстан     рассматривает
представленные  материалы  в  месячный  срок  со   дня   возникновения
чрезвычайной   ситуации   и   обращается  в  Правительство  Российской
Федерации с просьбой о выделении дополнительных финансовых средств  из
Резервного фонда Правительства Российской Федерации.
     Министерство по  делам   гражданской   обороны   и   чрезвычайным
ситуациям   Республики  Татарстан  в  течение  месяца  со  дня  выхода
соответствующего поручения Правительства Российской  Федерации  должно
представить  в  Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных
бедствий документы,  обосновывающие размер запрашиваемых средств.  При
проведении аварийно  -  спасательных  работ  представляются  договоры,
счета - фактуры с приложением расчетов произведенных затрат.
     6. Министерство  финансов  Республики   Татарстан   совместно   с
Министерством  по  делам  гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Республики Татарстан организует учет и осуществляет контроль  целевого
расходования  средств  из  Резервного фонда,  выделенных на ликвидацию
чрезвычайных ситуаций.
     7. Администрации   городов   и   районов   Республики   Татарстан
представляют   Министерству   финансов    Республики    Татарстан    в
установленном порядке отчеты о расходовании указанных средств.





                                                            Утверждены
                                                        постановлением
                                                    Кабинета Министров
                                                  Республики Татарстан
                                            от 30 ноября 2001 г. N 838

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                 ПО ПЕРЕЧНЮ И СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ,
             ОБОСНОВЫВАЮЩИХ РАЗМЕР ЗАПРАШИВАЕМЫХ СРЕДСТВ
              НА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
                      СИТУАЦИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

     1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии
с  Правилами  выделения  средств  из  Резервного  фонда  Правительства
Российской  Федерации  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций   и    последствий    стихийных    бедствий,    утвержденными
постановлением  Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 г.  N
810 "О порядке выделения средств  из  резервного  фонда  Правительства
Российской  Федерации  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций и последствий стихийных бедствий",  и определяют  перечень  и
содержание  документов,  обосновывающих  размер запрашиваемых средств,
выделяемых на мероприятия по ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  их
последствий.
     2. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
и их последствий производится за счет средств организаций, находящихся
в   зонах   чрезвычайных   ситуаций,   бюджетов    органов    местного
самоуправления,  администраций городов и районов Республики Татарстан,
страховых фондов, а также других источников.
     При недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайной
ситуации администрации  городов  и  районов  Республики  Татарстан  не
позднее  пяти  дней  со  дня возникновения чрезвычайной ситуации могут
обращаться в Кабинет  Министров  Республики  Татарстан  с  просьбой  о
выделении  средств  из  резерва финансовых средств на предупреждение и
ликвидацию чрезвычайных ситуаций (далее - резерв финансовых  средств).
В  обращении  должны  быть  указаны  данные  о  количестве  погибших и
пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и
израсходованных    на   ликвидацию   чрезвычайной   ситуации   средств
организаций,  органов местного самоуправления,  местных администраций,
страховых  фондов  и  иных  источников,  а  также  о  наличии резервов
материальных и финансовых ресурсов.
     Администрации городов    и    районов    Республики    Татарстан,
обратившиеся  за   выделением   финансовых   средств   на   ликвидацию
чрезвычайных   ситуаций,   в   месячный   срок  со  дня  возникновения
чрезвычайной ситуации представляют в Министерство по делам гражданской
обороны  и  чрезвычайным  ситуациям  Республики  Татарстан  документы,
обосновывающие размер запрашиваемых средств.
     Документы, обосновывающие   оказание   помощи   агропромышленному
комплексу,  в  установленном  порядке  представляются  в  Министерство
сельского   хозяйства   и   продовольствия  Республики  Татарстан  для
направления в Министерство сельского  хозяйства  Российской  Федерации
для проведения соответствующей экспертизы.
     Если имеются объекты  с  разрушениями  и  повреждениями  основных
конструктивных элементов,  то документы по ним в установленном порядке
представляются в Министерство строительства и жилищно -  коммунального
хозяйства  Республики  Татарстан для направления в Госстрой России для
проведения соответствующей экспертизы.
     В случае  непредставления необходимых документов в указанный срок
вопрос о выделении финансовых средств не рассматривается.
     3. В  Министерство  по  делам  гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям Республики Татарстан представляются:
     письмо - обращение главы администрации города (района) Республики
Татарстан на  имя  председателя  Комиссии  по  чрезвычайным  ситуациям
Республики   Татарстан,   в   котором   должны  быть  указаны  причина
возникновения чрезвычайной ситуации,  количество пострадавших и  сумма
материального ущерба;
     протокол заседания    Комиссии    по    чрезвычайным    ситуациям
пострадавшего города (района) Республики Татарстан;
     справка Федеральной  службы   России   по   гидрометеорологии   и
мониторингу      окружающей      среды      о     факте     стихийного
гидрометеорологического явления;
     справка соответствующих государственных надзорных органов о факте
чрезвычайной ситуации и  ее  характеристике  (Федерального  горного  и
промышленного надзора России, Федерального надзора России по ядерной и
радиационной безопасности и других надзорных служб);
     справки страховых организаций;
     смета - заявка  потребности  в  денежных  средствах  на  оказание
помощи   городу   (району)   в   ликвидации  чрезвычайной  ситуации  в
соответствии  с  формой  приложения  N  1  к  настоящим   Методическим
рекомендациям,    которая   заверяется   председателем   Комиссии   по
чрезвычайным  ситуациям  города  (района)  и   руководителем   местной
администрации;
     перечень всех  пострадавших  объектов  и  общая  сумма  ущерба  в
соответствии   с  формой  приложения  N  2  к  настоящим  Методическим
рекомендациям,   утвержденный   главой   местной   администрации,    в
распечатанном   виде,   на   магнитном   носителе  и  согласованный  с
председателем  Комиссии  по  чрезвычайным  ситуациям  города  (района)
Республики   Татарстан.   На  каждый  пострадавший  объект  жилищно  -
коммунального  хозяйства   либо   социальной   сферы   оформляются   и
прилагаются:
     - фотографии пострадавшего  объекта,  заверенные  главой  местной
администрации;
     - основные  сведения  о  повреждениях  в  соответствии  с  формой
приложения  N  3  к  настоящим Методическим рекомендациям,  заверенные
руководителем  организации,  на  балансе  которой  находится   объект,
начальником бюро технической инвентаризации и руководителем страхового
органа;
     - акт    обследования   объекта,   поврежденного   в   результате
чрезвычайной ситуации,  согласно форме  приложения  N  4  к  настоящим
Методическим рекомендациям,  который должен отражать фактический объем
разрушений,  соответствующий  объемам  аварийно  -   восстановительных
работ, приводимых в сметах, с указанием суммы ущерба и быть согласован
с начальником управления  (отдела)  по  делам  гражданской  обороны  и
чрезвычайным  ситуациям  города  (района)  и  утвержден главой местной
администрации;
     - смета  на  аварийно - восстановительные работы в соответствии с
формой  приложения  N  5  к  настоящим   Методическим   рекомендациям,
составленная   главным   бухгалтером  объекта,  которая  подписывается
председателем Комиссии по чрезвычайным ситуациям пострадавшего  города
(района),  руководителем  объекта и утверждается руководителем местной
администрации.
     При проведении   аварийно  -  спасательных  работ  представляются
договоры, счета - фактуры с приложением расчетов произведенных затрат.
     Если объект   принадлежит   к   хозяйствам  со  смешанной  формой
собственности,  то документы на возмещение ущерба представляют  только
для  тех,  у  которых государственная доля составляет не менее 51%,  с
приложением справки, подтверждающей состав собственников.
     Список пострадавшего   населения   (в   алфавитном   порядке)  на
получение  единовременной  материальной  помощи  с  указанием  размера
единовременной  материальной  помощи  согласно  форме приложения N 6 к
настоящим Методическим рекомендациям заверяется начальником  паспортно
- визовой службы, начальником управления (отдела) по делам гражданской
обороны и  чрезвычайным  ситуациям  города  (района)  и  руководителем
местной администрации;
     список пострадавших (по категориям) по форме  приложения  N  7  к
настоящим Методическим рекомендациям;
     основные сведения о повреждениях жилых домов частного сектора;
     акт обследования на каждый жилой дом.
     Оформленные материалы должны быть пронумерованы и сброшюрованы  в
алфавитном  порядке  отдельно  по  разделам:  жилищно  -  коммунальное
хозяйство, социальная сфера и частный сектор.
     В соответствии  с  приказом  Министерства Российской Федерации по
делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям   и   ликвидации
последствий  стихийных  бедствий  от  02.02.98 г.  N 63 "О независимой
аудиторской  и  оценочной  деятельности  в  области  предупреждения  и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  страхования  ответственности за
причинение вреда в случае аварии на опасном производственном  объекте"
в  Министерство  по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Республики Татарстан представляются от пострадавшего района (в  целом)
независимое  оценочное  заключение  о  размере  фактического  ущерба и
сведения о затратах местного  бюджета  на  ликвидацию  последствий  от
чрезвычайных                                                 ситуаций.
     Министерство по  делам   гражданской   обороны   и   чрезвычайным
ситуациям  Республики  Татарстан  с  участием  других заинтересованных
министерств  и   ведомств   Республики   Татарстан   в   установленные
действующим   законодательством   сроки  рассматривает  представленные
документы  и  вносит  в   Кабинет   Министров   Республики   Татарстан
соответствующие предложения.
     Основанием для выделения финансовых  средств  на  мероприятия  по
ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   и   их   последствий   является
постановление (распоряжение) Кабинета Министров Республики  Татарстан,
в котором указываются размер ассигнований и их целевое назначение.
     Средства выделяются   для   частичного   покрытия   расходов   на
финансирование   следующих   мероприятий,   связанных   с  ликвидацией
чрезвычайных ситуаций:
     проведение поисковых  и  аварийно  -  спасательных  работ  в зоне
чрезвычайной ситуации;
     проведение неотложных   аварийно  -  восстановительных  работ  на
объектах  жилищно  -  коммунального   хозяйства,   социальной   сферы,
энергетики,  промышленности,  транспорта, связи и сельского хозяйства,
пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
     закупка, доставка   и   кратковременное   хранение   материальных
ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших граждан;
     развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания
для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока, но
не более месяца;
     оказание единовременной    материальной    помощи    пострадавшим
гражданам  из  расчета  не  более десятикратного размера установленной
законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда.
     Использование выделенных средств на другие цели не допускается.





                                                             Утвержден
                                                        постановлением
                                                    Кабинета Министров
                                                  Республики Татарстан
                                            от 30 ноября 2001 г. N 838

                           ТИПОВОЙ ПОРЯДОК
                      ПОДГОТОВКИ    ДОКУМЕНТОВ,
                            ОБОСНОВЫВАЮЩИХ
              ОКАЗАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ НА МЕРОПРИЯТИЯ
                      ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
                     СИТУАЦИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

     В соответствии  с  Порядком  использования   резерва   финансовых
средств   на   предупреждение   и  ликвидацию  чрезвычайных  ситуаций,
утвержденным настоящим постановлением  Кабинета  Министров  Республики
Татарстан,  администрации  городов  и районов Республики Татарстан при
нехватке средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их  последствий
могут обращаться в Кабинет Министров Республики Татарстан с просьбой о
выделении средств из резерва финансовых средств  на  предупреждение  и
ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
     В обращении должны быть указаны данные о  количестве  погибших  и
пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и
израсходованных   на   ликвидацию   чрезвычайной   ситуации    средств
организаций,  органов местного самоуправления,  местных администраций,
страховых фондов  и  иных  источников,  а  также  о  наличии  резервов
материальных и финансовых ресурсов.
     В месячный  срок  со  дня  возникновения  чрезвычайной   ситуации
администрации городов и районов Республики Татарстан,  обратившиеся за
выделением финансовых средств  на  ликвидацию  чрезвычайных  ситуаций,
представляют   в   Министерство   по   делам   гражданской  обороны  и
чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан документы,  обосновывающие
размер запрашиваемых средств.
     Сбор документов,  обосновывающих нанесенный ущерб, возлагается на
соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
     При этом  Комиссии  по  чрезвычайным  ситуациям  города  (района)
необходимо   в  сроки,  установленные  действующим  законодательством,
выполнить  комплекс  типовых  мероприятий,  направленных  на  изучение
обстановки,  сложившейся  в  результате  чрезвычайной ситуации,  в том
числе:
     спланировать и   провести   заседание  Комиссии  по  чрезвычайным
ситуациям города (района);
     подготовить и  провести  совещание по вопросам организации работы
по  обследованию  пострадавших  населенных  пунктов,  объектов  жилого
фонда, жилищно - коммунального хозяйства, коммуникаций и др.;
     сформировать рабочие  группы  по   обследованию   повреждений   и
подготовки обосновывающих материалов по оказанию помощи;
     организовать сбор,   обработку,   обобщение   и   оформление   по
установленным формам материалов, обосновывающих оказание помощи.
     На основе   визуального    наблюдения    пострадавших    объектов
составляется   акт   обследования  на  каждый  пострадавший  объект  с
указанием полученных разрушений или повреждений.  В акте  должны  быть
указаны принадлежность объекта,  его основные размеры (длина,  ширина,
высота и т.д.).  Определяется нанесенный ущерб.  На  объекты,  имеющие
разрушения  или повреждения основных конструктивных элементов,  должны
быть заключения Министерства строительства и жилищно  -  коммунального
хозяйства  Республики Татарстан о возможности дальнейшей эксплуатации.
При  необходимости  к  актам  на  пострадавшие   объекты   прилагаются
материалы расследований соответствующих надзорных служб.
     Акт обследования   подписывается    членами    рабочей    группы,
согласовывается с начальником управления (отдела) по делам гражданской
обороны  и  чрезвычайным  ситуациям  города  (района)  и  утверждается
руководителем  местной  администрации,  к  нему  прилагается  смета на
производство неотложных аварийно - восстановительных работ  на  данном
объекте.
     Смета составляется на основе акта обследования и должна учитывать
финансирование тех работ, которые указаны в акте, по ценам 1984 года с
последующим переводом по утвержденным коэффициентам удорожания к  1991
и  текущему  году.  Накладные,  плановые расходы,  НДС составляются по
существующим  нормам.  Предусматриваются  и  другие   затраты.   Смета
утверждается руководителем местной администрации.
     К акту   обследования   прикладываются   основные   сведения    о
пострадавшем    объекте,    содержащие   наименование,   ведомственную
принадлежность, степень и характеристику разрушений (повреждений), год
возведения,  балансовую  стоимость по состоянию на момент чрезвычайной
ситуации,  амортизационные  отчисления,  остаточную  стоимость,  сумму
ущерба, страховые возмещения.
     Кроме того,  на   рабочие   группы   возлагается   подготовка   и
составление списков пострадавшего населения на оказание единовременной
материальной помощи с указанием ее размера. Обследование поврежденного
жилья   осуществляется   соответствующими   рабочими   группами  путем
подворного обхода с составлением акта при участии владельца жилья.
     Документы на пострадавшие объекты в районах и городах формируются
по отраслям,  согласовываются с председателем Комиссии по чрезвычайным
ситуациям   города   (района)  и  утверждаются  руководителем  местной
администрации.
     По итогам работы составляются перечень всех пострадавших объектов
(в распечатанном виде и  на  магнитном  носителе)  и  смета  -  заявка
потребности  в денежных средствах на оказание помощи городу (району) в
ликвидации чрезвычайной ситуации по установленной форме.


                                                        Приложение N 1
                                          к Методическим рекомендациям
                                   по перечню и содержанию документов,
                                   обосновывающих размер запрашиваемых
                                  средств на мероприятия по ликвидации
                                чрезвычайных ситуаций и их последствий

                                                                 Форма

                            СМЕТА - ЗАЯВКА
             потребности в денежных средствах на оказание
                помощи _______________ городу (району)
                  в ликвидации чрезвычайной ситуации

     1. Состояние бюджета ____________________ города (района).
     Свободный остаток денежных средств  бюджета  города  (района)  по
состоянию на _________________________,  в том числе в резервном фонде
___________________________

            2. Оказание единовременной помощи пострадавшим

                                                      (тыс. рублей)
----------------T--------T-------T-------T---------------------------------------------------¬
¦   Категория   ¦Количес-¦Сумма  ¦Страхо-¦        Источники финансирования по оказанию       ¦
¦ пострадавших  ¦тво пос-¦затрат ¦вое    ¦              единовременной помощи                ¦
¦               ¦традав- ¦       ¦возме- +-------T--------T--------T--------T--------T-------+
¦               ¦ших (че-¦       ¦щение  ¦из мес-¦за счет ¦за счет ¦из   ре-¦из   ре-¦Всего  ¦
¦               ¦ловек)  ¦       ¦       ¦тного  ¦предпри-¦феде-   ¦зервного¦зервного¦       ¦
¦               ¦        ¦       ¦       ¦бюджета¦ятий,   ¦ральных ¦фонда   ¦фонда   ¦       ¦
¦               ¦        ¦       ¦       ¦       ¦органи- ¦органов ¦Респуб- ¦Прави-  ¦       ¦
¦               ¦        ¦       ¦       ¦       ¦заций,  ¦исполни-¦лики Та-¦тельства¦       ¦
¦               ¦        ¦       ¦       ¦       ¦объеди- ¦тельной ¦тарстан ¦Российс-¦       ¦
¦               ¦        ¦       ¦       ¦       ¦нений  и¦власти  ¦        ¦кой  Фе-¦       ¦
¦               ¦        ¦       ¦       ¦       ¦т.д.    ¦        ¦        ¦дерации ¦       ¦
+---------------+--------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+--------+-------+
¦       1       ¦    2   ¦   3   ¦   4   ¦   5   ¦    6   ¦    7   ¦   8    ¦   9    ¦   10  ¦
+---------------+--------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+--------+-------+
¦Всего          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦       ¦
¦в том числе:   ¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦       ¦
¦- взрослые     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦       ¦
¦- дети до 6 лет¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦       ¦
¦- дети от 6  до¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦       ¦
¦12 лет         ¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦       ¦
L---------------+--------+-------+-------+-------+--------+--------+--------+--------+--------

     Примечание: прилагается  список  пострадавших  (по   категориям),
утвержденный председателем Комиссии по чрезвычайным ситуациям района.

                 3. Расходы на проведение неотложных
                  аварийно - восстановительных работ

-----T-----------------T-------T-------------------T-----------------------------------------------------¬
¦ NN ¦   Наименование  ¦Количе-¦  Стоимость работ  ¦                 Источники финансирования            ¦
¦п/п ¦отраслей объектов¦ство   ¦   (тыс. рублей)   ¦                       (тыс. рублей)                 ¦
¦    ¦    экономики    ¦постра-+------T------T-----+-------T------T-----T--------T-------T-------T-------+
¦    ¦                 ¦давших ¦поис- ¦ава-  ¦итого¦за счет¦вне-  ¦за   ¦за счет ¦из рес-¦из  ре-¦ всего ¦
¦    ¦                 ¦объек- ¦ковых ¦рийно ¦     ¦средств¦бюд-  ¦счет ¦феде-   ¦публи- ¦зервно-¦       ¦
¦    ¦                 ¦тов    ¦и ава-¦- вос-¦     ¦местно-¦жетные¦пред-¦ральных ¦канско-¦го фон-¦       ¦
¦    ¦                 ¦       ¦рийно ¦стано-¦     ¦го бюд-¦источ-¦прия-¦органов ¦го бюд-¦да Пра-¦       ¦
¦    ¦                 ¦       ¦- спа-¦ви-   ¦     ¦жета   ¦ники  ¦тий, ¦исполни-¦жета   ¦витель-¦       ¦
¦    ¦                 ¦       ¦са-   ¦тель- ¦     ¦       ¦      ¦орга-¦тельной ¦Респуб-¦ства   ¦       ¦
¦    ¦                 ¦       ¦тель- ¦ных   ¦     ¦       ¦      ¦низа-¦власти  ¦лики   ¦Россий-¦       ¦
¦    ¦                 ¦       ¦ных   ¦      ¦     ¦       ¦      ¦ций, ¦        ¦Татарс-¦ской   ¦       ¦
¦    ¦                 ¦       ¦      ¦      ¦     ¦       ¦      ¦учре-¦        ¦тан    ¦Федера-¦       ¦
¦    ¦                 ¦       ¦      ¦      ¦     ¦       ¦      ¦жде- ¦        ¦       ¦ции    ¦       ¦
¦    ¦                 ¦       ¦      ¦      ¦     ¦       ¦      ¦ний  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
+----+-----------------+-------+------+------+-----+-------+------+-----+--------+-------+-------+-------+
¦ 1  ¦        2        ¦   3   ¦   4  ¦   5  ¦  6  ¦   7   ¦  8   ¦  9  ¦   10   ¦   11  ¦   12  ¦   13  ¦
+----+-----------------+-------+------+------+-----+-------+------+-----+--------+-------+-------+-------+
¦ 1  ¦Жилищный фонд    ¦       ¦      ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
+----+-----------------+-------+------+------+-----+-------+------+-----+--------+-------+-------+-------+
¦ 2  ¦Объекты соцкульт-¦       ¦      ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
¦    ¦быта             ¦       ¦      ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
+----+-----------------+-------+------+------+-----+-------+------+-----+--------+-------+-------+-------+
¦ 3  ¦Коммунальное  хо-¦       ¦      ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
¦    ¦зяйство          ¦       ¦      ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
+----+-----------------+-------+------+------+-----+-------+------+-----+--------+-------+-------+-------+
¦ 4  ¦Транспорт        ¦       ¦      ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
+----+-----------------+-------+------+------+-----+-------+------+-----+--------+-------+-------+-------+
¦ 5  ¦Связь            ¦       ¦      ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
+----+-----------------+-------+------+------+-----+-------+------+-----+--------+-------+-------+-------+
¦ 6  ¦Промышленность   ¦       ¦      ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
+----+-----------------+-------+------+------+-----+-------+------+-----+--------+-------+-------+-------+
¦    ¦ИТОГО:           ¦       ¦      ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
L----+-----------------+-------+------+------+-----+-------+------+-----+--------+-------+-------+--------

     Примечание: составляется с учетом актов и смет.

        4. Всего по смете - заявке ____________ тыс. рублей,
     в том числе за счет Резервного фонда
     Правительства Российской Федерации ________ тыс. рублей.

Глава администрации района         Председатель Комиссии по
__________________________         чрезвычайным ситуациям района
(подпись, фамилия, И. О.,          _______________________________
дата)                              (подпись, фамилия, И. О., дата)

М. П.


                                                        Приложение N 2
                                          к Методическим рекомендациям
                                   по перечню и содержанию документов,
                                   обосновывающих размер запрашиваемых
                                  средств на мероприятия по ликвидации
                                чрезвычайных ситуаций и их последствий

                                                                 Форма

Согласовано:                             Утверждаю:
Председатель Комиссии                    Глава администрации
по чрезвычайным ситуациям                города (района)
города (района) Республики               _________________________
Татарстан                                   (подпись, Ф. И. О.)
__________________________               "__" ________ 200_ г.
(подпись, Ф. И. О.)                      М. П.
"__" ________ 200_ г.
М. П.

           Перечень пострадавших объектов и сумма ущерба,
                  нанесенного стихийным бедствием
                   _____________ району в 200_ г.

------T-------------T--------T---------------------T------T------¬
¦  N  ¦ Населенный  ¦Объекты ¦    Принадлежность   ¦Сумма ¦Приме-¦
¦ п/п ¦   пункт     ¦        +----------T----------+ущерба¦чание ¦
¦     ¦             ¦        ¦вид собст-¦ведомст-  ¦      ¦      ¦
¦     ¦             ¦        ¦венности  ¦венная    ¦      ¦      ¦
+-----+-------------+--------+----------+----------+------+------+
¦  1  ¦      2      ¦    3   ¦     4    ¦     5    ¦   6  ¦   7  ¦
+-----+-------------+--------+----------+----------+------+------+
¦                      1. Социальная сфера                       ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦                                                     Итого:     ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦                     2. Коммунальная сфера                      ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦                                                     Итого:     ¦
L-----------------------------------------------------------------

     Начальник Управления (отдела)
     по делам Гражданской обороны и
     чрезвычайным ситуациям города (района) ________________


                                                        Приложение N 3
                                          к Методическим рекомендациям
                                   по перечню и содержанию документов,
                                   обосновывающих размер запрашиваемых
                                  средств на мероприятия по ликвидации
                                чрезвычайных ситуаций и их последствий

                                                                 Форма

                          ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

                             (производственных зданий и сооружений,
о повреждениях (разрушениях) _____________________________________
                                         (наименование
объектов социальной сферы и жилищно - коммунального хозяйства,
__________________________________________________________________
                              зданий)
мостов, дорог)
__________________________________________________________________
                              (наводнение, землетрясение, ураганный
и материальном ущербе от _________________________________________
                                  (наименование чрезвычайной
(штормовой) ветер и пр. ЧС)
_____________________________________________ (дата) _____________
                 ситуации)
                                      (хозяйство, район республики)
__________________________________________________________________

-----T------------T-----------T-----------T----------------------------T---------T--------T--------¬
¦ N  ¦Наименование¦Степень по-¦Краткая ха-¦      Согласно данным       ¦Остаточ- ¦ Сумма  ¦Страхо- ¦
¦п/п ¦пострадавше-¦вреждения  ¦рактеристи-¦    бухгалтерского учета    ¦ная стои-¦ ущерба ¦вое воз-¦
¦    ¦го здания   ¦(разруше-  ¦ка  повреж-+--------T---------T---------+мость  по¦ (тыс.  ¦мещение ¦
¦    ¦(сооруже-   ¦ния) (силь-¦дений (раз-¦год воз-¦балансо- ¦амортиза-¦состоянию¦ руб.)  ¦ (тыс.  ¦
¦    ¦ния), его   ¦ная,  сред-¦рушений)   ¦ведения ¦вая стои-¦ция    по¦на 200_  ¦        ¦ руб.)  ¦
¦    ¦ведомствен- ¦няя,   сла-¦           ¦        ¦мость  по¦состоянию¦год (тыс.¦        ¦        ¦
¦    ¦ная  принад-¦бая)       ¦           ¦        ¦состоянию¦на 200_  ¦руб.)    ¦        ¦        ¦
¦    ¦лежность    ¦           ¦           ¦        ¦на 200_  ¦год (тыс.¦         ¦        ¦        ¦
¦    ¦            ¦           ¦           ¦        ¦год (тыс.¦руб.)    ¦         ¦        ¦        ¦
¦    ¦            ¦           ¦           ¦        ¦руб.)    ¦         ¦         ¦        ¦        ¦
+----+------------+-----------+-----------+--------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦ 1  ¦     2      ¦     3     ¦     4     ¦    5   ¦    6    ¦    7    ¦    8    ¦    9   ¦   10   ¦
L----+------------+-----------+-----------+--------+---------+---------+---------+--------+---------

     Примечание: слабая степень:  разрушены до  30%  кровли,  окон,
дверей;
     средняя степень:  разрушены до  50%  кровли,  окон  и  дверных
проемов; в стенах имеются трещины;
     сильная степень:  разрушены  на  100%  все  стены  (крыша)   и
перекрытия; балки, колонны, ригели, фермы могут сохраниться.

М. П.  Руководитель предприятия ___________ (подпись) ______ дата __________ (Ф. И. О.)
        (на балансе которого находятся объекты)
М. П.  Руководитель БТИ ___________________ (подпись) ______ дата __________ (Ф. И. О.)
М. П.  Руководитель страхового органа _____ (подпись) ______ дата __________ (Ф. И. О.)


                                                        Приложение N 4
                                          к Методическим рекомендациям
                                   по перечню и содержанию документов,
                                   обосновывающих размер запрашиваемых
                                  средств на мероприятия по ликвидации
                                чрезвычайных ситуаций и их последствий

                                                                 Форма

Согласовано:                                 Утверждаю:
Председатель Комиссии по                     Глава администрации
чрезвычайным ситуациям города                города (района)
(района) Республики Татарстан                _____________________
_____________________                          (подпись, Ф. И. О.)
(подпись, Ф. И. О.)                          "__" ________ 200_ г.
"__" ________ 200_ г.                        М. П.
М. П.

                                 АКТ
                 обследования объекта, поврежденного
                     (разрушенного) в результате

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
             (наименование чрезвычайной ситуации, дата)
__________________________________________________________________
                          (адрес объекта)
     Наименование объекта _________________________________________
__________________________________________________________________
     Собственник объекта __________________________________________
__________________________________________________________________
     Характеристика объекта по конструктивным элементам ___________
__________________________________________________________________
     (размеры, материалы, год постройки, балансовая стоимость)

     Характеристика повреждений  (разрушений)   по   конструктивным
элементам ________________________________________________________
__________________________________________________________________
             (длина, ширина, высота, м, кв. м, куб. м)
     Сумма нанесенного ущерба ________________________

     Комиссия в составе:
     Председатель комиссии:
__________________________________________________________________
                (должность, Ф. И. О., подпись, дата)

     Члены комиссии:
__________________________________________________________________
                (должность, Ф. И. О., подпись, дата)
__________________________________________________________________
                (должность, Ф. И. О., подпись, дата)
__________________________________________________________________
                (должность, Ф. И. О., подпись, дата)


                                                        Приложение N 5
                                          к Методическим рекомендациям
                                   по перечню и содержанию документов,
                                   обосновывающих размер запрашиваемых
                                  средств на мероприятия по ликвидации
                                чрезвычайных ситуаций и их последствий

                                                                 Форма

                                                             Утверждаю
                                   Глава администрации города (района)
                                   ___________________________________
                                                 "__" ________ 200_ г.

                                Смета
                  аварийно - восстановительных работ

     Объект _______________________________________
     Предприятие __________________________________
     Район ________________________________________

------T----------T-----------------------T------T-------T----------------¬
¦  N  ¦Обоснова- ¦      Наименование     ¦  Ед. ¦Коли-  ¦   Стоимость    ¦
¦ п/п ¦ние расце-¦         работ         ¦изме- ¦чество +-------T--------+
¦     ¦нок       ¦                       ¦рения ¦       ¦  ед.  ¦ всего  ¦
+-----+----------+-----------------------+------+-------+-------+--------+
¦     ¦          ¦                       ¦      ¦       ¦       ¦        ¦
+-----+----------+-----------------------+------+-------+-------+--------+
¦     ¦          ¦                       ¦      ¦       ¦       ¦        ¦
+-----+----------+-----------------------+------+-------+-------+--------+
¦                 Итого:                                                 ¦
¦                 Накладные расходы 14,2%                                ¦
¦                 Плановые накопления 6%                                 ¦
¦                 Итого:                                                 ¦
¦                 Коэфф. приведения к це-                                ¦
¦                 нам 1991 года - К =                                    ¦
¦                 1,54 (1,47)                                            ¦
¦                 Коэфф. приведения к це-                                ¦
¦                 нам на день ЧС - К =                                   ¦
¦                 (согласно нормативным                                  ¦
¦                 документам)                                            ¦
¦                 Итого:                                                 ¦
¦                                                                        ¦
¦                 Всего:                                                 ¦
L-------------------------------------------------------------------------

     М. П. Смету составил главный бухгалтер _________________
           Председатель Комиссии               (Ф. И. О.)
           по чрезвычайным ситуациям _________________
                                        (Ф. И. О.)
           Руководитель объекта _________________
                                    (Ф. И. О.)


                                                        Приложение N 6
                                          к Методическим рекомендациям
                                   по перечню и содержанию документов,
                                   обосновывающих размер запрашиваемых
                                  средств на мероприятия по ликвидации
                                чрезвычайных ситуаций и их последствий

                                                                 Форма

"Утверждаю"
Министр по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям
Республики Татарстан
_________________ В.А.Власов
М.П. "__" ________ 200_ г.

                                СПИСОК
           граждан на получение единовременной материальной
                  помощи, пострадавших в результате

__________________________________________________________________
                (наименование чрезвычайной ситуации)
__________________________________________________________________
                     (город, район республики)

-----T----------------T----------T-------------T--------------------------T----------¬
¦ NN ¦  Фамилия, имя, ¦Адрес пос-¦Документ,    ¦  Оказанная помощь (тыс.  ¦Требуемая ¦
¦ пп ¦    отчество    ¦тоянного  ¦удостоверяю- ¦           руб.)          ¦помощь из ¦
¦    ¦ пострадавшего  ¦места  жи-¦щий личность +-------T---------T--------+Резервного¦
¦    ¦                ¦тельства  ¦(серия,  но- ¦из мес-¦из респу-¦страхо- ¦фонда Пра-¦
¦    ¦                ¦          ¦мер,  кем и  ¦тного  ¦бликанс- ¦вые воз-¦вительства¦
¦    ¦                ¦          ¦когда выдан) ¦бюджета¦кого бюд-¦мещения ¦Российской¦
¦    ¦                ¦          ¦             ¦       ¦жета Рес-¦        ¦Федерации ¦
¦    ¦                ¦          ¦             ¦       ¦публики  ¦        ¦(тыс.     ¦
¦    ¦                ¦          ¦             ¦       ¦Татарстан¦        ¦руб.)     ¦
+----+----------------+----------+-------------+-------+---------+--------+----------+
¦ 1  ¦       2        ¦    3     ¦      4      ¦   5   ¦    6    ¦    7   ¦     8    ¦
+----+----------------+----------+-------------+-------+---------+--------+----------+
¦    ¦                ¦          ¦             ¦       ¦         ¦        ¦          ¦
L----+----------------+----------+-------------+-------+---------+--------+-----------

Глава администрации        Начальник Управления        Начальник паспортно -
города (района) _______    (отдела) по делам           визовой службы
                            гражданской обороны         города (района) _______
                            чрезвычайным ситуациям
                            города (района) ________
М. П.                      М. П.                       М. П.


                                                        Приложение N 7
                                          к Методическим рекомендациям
                                   по перечню и содержанию документов,
                                   обосновывающих размер запрашиваемых
                                  средств на мероприятия по ликвидации
                                чрезвычайных ситуаций и их последствий

                                                                 Форма
   
                                      "Утверждаю"
                                      Председатель Комиссии по
                                      чрезвычайным ситуациям района
                                      "__" ________ 200__ г.
                                      __________ (Подпись ФИО)

                                СПИСОК
         пострадавших от ____________ с ____ по ____ 200_ г.,
                 (наименование чрезвычайной ситуации)
              проживающих в ___________________________
                      (район, населенный пункт)

-----T----------T-------T---------T--------T-------T-------T-----¬
¦ N  ¦ Ф. И. О. ¦Состав ¦Взрослые ¦Дети до ¦Дети от¦Дети   ¦При- ¦
¦п/п ¦          ¦семьи  ¦         ¦ 6 лет  ¦6 до 12¦старше ¦меча-¦
¦    ¦          ¦       ¦         ¦        ¦  лет  ¦12 лет ¦ние  ¦
+----+----------+-------+---------+--------+-------+-------+-----+
¦ 1  ¦    2     ¦   3   ¦    4    ¦    5   ¦   6   ¦   7   ¦  8  ¦
+----+----------+-------+---------+--------+-------+-------+-----+
¦    ¦          ¦       ¦         ¦        ¦       ¦       ¦     ¦
L----+----------+-------+---------+--------+-------+-------+------

     Начальник Управления (отдела)
     по делам гражданской обороны
     и чрезвычайным ситуациям            ___________________


                                                        Приложение N 8
                                          к Методическим рекомендациям
                                   по перечню и содержанию документов,
                                   обосновывающих размер запрашиваемых
                                  средств на мероприятия по ликвидации
                                чрезвычайных ситуаций и их последствий

                                                            Утверждена
                                                        постановлением
                                                    Кабинета Министров
                                                  Республики Татарстан
                                            от 30 ноября 2001 г. N 838

                                                                 Форма

                                СПИСОК
              граждан Республики Татарстан на получение
                государственных жилищных сертификатов,
                    лишившихся жилья в результате
           _______________________________________________
          (наименование чрезвычайной ситуации, место, дата)

-----T-------------T----------T--------T--------T--------T-----T-----------T------¬
¦ NN ¦   Фамилия,  ¦Родствен- ¦Год рож-¦Адрес   ¦ Серия, ¦Кем и¦Предостав- ¦Приме-¦
¦ пп ¦     имя,    ¦ные  отно-¦дения   ¦прежнего¦ номер  ¦когда¦ляемая  об-¦чание ¦
¦    ¦   отчество  ¦шения     ¦        ¦прожива-¦паспорта¦выдан¦щая площадь¦      ¦
¦    ¦             ¦          ¦        ¦ния     ¦        ¦     ¦жилья <*>  ¦      ¦
¦    ¦             ¦          ¦        ¦        ¦        ¦     ¦(кв. м)    ¦      ¦
+----+-------------+----------+--------+--------+--------+-----+-----------+------+
¦    ¦             ¦          ¦        ¦        ¦        ¦     ¦           ¦      ¦
+----+-------------+----------+--------+--------+--------+-----+-----------+------+
¦    ¦             ¦          ¦        ¦        ¦        ¦     ¦           ¦      ¦
L----+-------------+----------+--------+--------+--------+-----+-----------+-------

Глава администрации района         Начальник паспортно - визовой
______________________________     службы района
(подпись, фамилия, И. О., дата)    ______________________________
                                    (подпись, фамилия, И. О., дата)

М. П.                              М. П.

     Примечание: каждый  лист должен быть пронумерован,  подписан и
скреплен печатями.

     --------------------------------
     <*> Представляемая   общая   жилая  площадь  рассчитывается  в
соответствии с пунктом 2  постановления  Правительства  Российской
Федерации от 07.06.95 г. N 561.


Информация по документу
Читайте также