Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.07.2004 № 334 Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июля "О реализации в 2004 году на территории Республики Татарстан
социальных программ с привлечением средств Пенсионного фонда
Российской Федерации" (В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 14.12.2004 № 527)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2004 г. N 222 "О финансировании в 2004 году расходов на социальные программы и на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" и в целях координации работ и осуществления контроля за целевым использованием вышеуказанных средств Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Утвердить прилагаемые:
Республиканскую межведомственную целевую программу "Отдельные направления социальной поддержки неработающих пенсионеров, осуществляемые в 2004 году на территории Республики Татарстан с привлечением средств Пенсионного фонда Российской Федерации"; Порядок оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. 2. Министерству социальной защиты Республики Татарстан в рамках реализации Программы, утвержденной настоящим постановлением, обеспечить: направление дополнительно выделенных Пенсионным фондом Российской
Федерации средств на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Республики Татарстан; организацию конкурсного отбора поставщиков товаров, исполнителей работ (услуг) с участием Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан; заключение контрактов (договоров) на поставку товаров (выполнение
работ, оказание услуг) на указанные цели в порядке, применяемом при формировании государственного заказа на закупку и поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд субъекта Российской Федерации. 3. Образовать Межведомственную рабочую группу по контролю за целевым использованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации, выделенных Республике Татарстан в 2004 году, в составе согласно приложению. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра социальной защиты Республики Татарстан К.Н.Новикову. Премьер-министр Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Республиканская межведомственная целевая программа "Отдельные направления социальной поддержки неработающих пенсионеров, осуществляемые в 2004 году на территории Республики Татарстан с привлечением средств Пенсионного фонда Российской Федерации" (утв. постановлением КМ РТ от 15 июля декабря Паспорт программы ----------------T-------------------------------------------------------¬ ¦Наименование ¦Республиканская межведомственная целевая программа "От-¦
¦Программы ¦дельные направления социальной поддержки неработающих¦ ¦ ¦пенсионеров, осуществляемые в 2004 году на территории¦ ¦ ¦Республики Татарстан с привлечением средств Пенсионного¦ ¦ ¦фонда Российской Федерации" (далее - Программа) ¦ +---------------+-------------------------------------------------------+ ¦Основания для¦Статья 18 Федерального закона от 23.12.2003 г. N 175-ФЗ¦ ¦разработки ¦"О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на¦ ¦ ¦2004 год", ¦ ¦ ¦постановление Правительства Российской Федерации от¦ ¦ ¦26.04.2004 г. N 222 "О финансировании в 2004 году рас-¦ ¦ ¦ходов на социальные программы и на проведение мероприя-¦
¦ ¦тий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и¦ ¦ ¦стихийных бедствий за счет средств Пенсионного фонда¦ ¦ ¦Российской Федерации" ¦ +---------------+-------------------------------------------------------+ ¦Государственный¦Кабинет Министров Республики Татарстан ¦
¦заказчик Про-¦ ¦ ¦граммы ¦ ¦ +---------------+-------------------------------------------------------+ ¦Разработчики ¦Министерство социальной защиты Республики Татарстан,¦ ¦Программы ¦Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по¦ ¦ ¦Республике Татарстан ¦ +---------------+-------------------------------------------------------+ ¦Назначение Про-¦Обоснование расходов Пенсионного фонда Российской Феде-¦ ¦граммы ¦рации, направляемых в 2004 году в Республику Татарстан¦ ¦ ¦для финансирования следующих мероприятий по социальной¦ ¦ ¦поддержке социально уязвимых категорий из числа нерабо-¦
¦ ¦тающих пенсионеров: ¦ ¦ ¦укрепление материально-технической базы стационарных и¦ ¦ ¦полустационарных учреждений социального обслуживания¦ ¦ ¦престарелых и инвалидов Республики Татарстан; ¦ ¦ ¦оказание социальной помощи малоимущим неработающим пен-¦
¦ ¦сионерам (в т.ч. инвалидам); ¦ ¦ ¦финансирование мероприятий по празднованию 59-й годов-¦ ¦ ¦щины Победы в Великой Отечественной войне, проведению¦ ¦ ¦Международного дня инвалидов, Международного дня пожи-¦ ¦ ¦лых людей в Республике Татарстан ¦ +---------------+-------------------------------------------------------+ ¦Основные цели¦улучшение условий проживания и обслуживания престарелых¦
¦Программы ¦граждан в стационарных и полустационарных учреждениях¦ ¦ ¦социального обслуживания населения в Республике Татарс-¦
¦ ¦тан; ¦ ¦ ¦повышение благосостояния малоимущих престарелых и инва-¦
¦ ¦лидов ¦ +---------------+-------------------------------------------------------+ ¦Основные задачи¦укрепление материально-технической базы стационарных и¦
¦Программы ¦полустационарных учреждений социального обслуживания¦ ¦ ¦населения Республики Татарстан; ¦ ¦ ¦оказание адресной социальной помощи неработающим пенси-¦
¦ ¦онерам ¦ +---------------+-------------------------------------------------------+ ¦Срок реализации¦2004 год ¦
¦Программы ¦ ¦ +---------------+-------------------------------------------------------+ ¦Перечень разде-¦I. Состояние и основные проблемы социально-экономичес-¦
¦лов Программы ¦кого положения неработающих пенсионеров в Республике¦ ¦ ¦Татарстан; ¦ ¦ ¦II. Основные направления Программы на 2004 год; ¦ ¦ ¦III. Финансовое обеспечение Программы; ¦ ¦ ¦IV. Мероприятия по реализации Программы на 2004 год¦ ¦ ¦(далее - программные мероприятия) ¦ +---------------+-------------------------------------------------------+ ¦Исполнители и¦Министерство социальной защиты Республики Татарстан; ¦ ¦соисполнители ¦администрации городов и районов Республики Татарстан; ¦ ¦Программы ¦Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по¦ ¦ ¦Республике Татарстан; ¦ ¦ ¦подведомственные Министерству социальной защиты Респуб-¦
¦ ¦лики Татарстан учреждения социального обслуживания; ¦ ¦ ¦общественные организация ветеранов (пенсионеров) и ин-¦ ¦ ¦валидов Республики Татарстан ¦ +---------------+-------------------------------------------------------+ ¦Объемы и источ-¦Финансовое обеспечение Программы осуществляется в пре-¦
¦ники финансиро-¦делах бюджетного финансирования отрасли за счет¦ ¦вания Програм-¦средств: ¦ ¦мы* ¦федерального бюджета в размере 2,0 млн.рублей; ¦ ¦ ¦бюджета Республики Татарстан - 84,138 млн.рублей; ¦ ¦ ¦местных бюджетов - 18,887 млн.рублей; ¦ ¦ ¦Пенсионного фонда Российской Федерации - 28,051¦ ¦ ¦млн.рублей, ¦ ¦ ¦в том числе в разрезе статей расхода за счет средств: ¦ ¦ ¦федерального бюджета: ¦ ¦ ¦по статье расходов "Капитальное строительство" - 2,0¦ ¦ ¦млн.рублей, ¦ ¦ ¦федеральной целевой программы "Социально-экономическое¦ ¦ ¦развитие Республики Татарстан до 2006 года", ¦ ¦ ¦бюджета Республики Татарстан: ¦ ¦ ¦по статье "Капитальное строительство" - 3,274 млн.руб-¦ ¦ ¦лей; ¦ ¦ ¦по статье "Капитальный ремонт" - 0,464 млн.рублей; ¦ ¦ ¦по статье "Трансферты населению" - 80,4 млн.рублей; ¦ ¦ ¦местных бюджетов: ¦ ¦ ¦по статье "Капитальный ремонт" - 0,75 млн.рублей; ¦ ¦ ¦по статье "Трансферты населению" - 18,137 млн.рублей; ¦ ¦ ¦Пенсионного фонда Российской Федерации: ¦ ¦ ¦по статье "Капитальное строительство" - 7,352 млн.руб-¦ ¦ ¦лей; ¦ ¦ ¦по статье "Капитальный ремонт" - 13,350 млн.рублей; ¦ ¦ ¦по статье "Прочие трансферты населению" - 7,3494¦ ¦ ¦млн.рублей. ¦ ¦ ¦Итого по Программе: 133,1 млн.рублей. ¦ ¦ ¦Мероприятия Программы могут финансироваться из других,¦ ¦ ¦не запрещенных законодательством источников финансиро-¦ ¦ ¦вания ¦ L---------------+-------------------------------------------------------- *) Объемы финансирования уточняются Государственным заказчиком Программы исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан на соответствующий год, а также в соответствии с инвестиционными, адресными и целевыми программами Российской Федерации и Республики Татарстан. Программа взаимосвязана с действующими федеральными и республиканскими программами в том числе: Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан;
территориальными (городскими и районными) программами адресной социальной поддержки населения; Программой капитальных вложений на 2004 год по заказчикам Кабинета Министров Республики Татарстан на 2004 год, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.05.2004 г. N 244, финансирование которой производится за счет средств федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года". -------------T----------------------------------------------------------¬ ¦Ожидаемые ¦Создание условий для более полного обеспечения конституци-¦
¦конечные ¦онных и законодательных прав граждан пожилого возраста и¦ ¦результаты ¦инвалидов Республики Татарстан на государственную социаль-¦
¦реализации ¦ную поддержку, социальную помощь и социальное обслуживание¦
¦Программы ¦в рамках действующего законодательства ¦ +------------+----------------------------------------------------------+ ¦Механизм ре-¦Порядок реализации Программы, ее ресурсного обеспечения,¦ ¦ализации и¦контроль хода выполнения мероприятий устанавливается Госу-¦
¦контроль за¦дарственным заказчиком, в соответствии с законодательства-¦
¦исполнением ¦ми Российской Федерации и Республики Татарстан. ¦
¦Программы ¦Администрации городов и районов Республики Татарстан осу-¦ ¦ ¦ществляют межведомственную координацию Программы. ¦ ¦ ¦Министерство социальной защиты Республики Татарстан, адми-¦
¦ ¦нистрации городов и районов республики определяют механизм¦ ¦ ¦реализации мероприятий и работ, предусмотренных в Програм-¦
¦ ¦ме, в рамках выделенных средств бюджета Республики Татарс-¦
¦ ¦тан, местных бюджетов, бюджетов федеральных и республи-¦ ¦ ¦канских программ в соответствии с действующим законода-¦ ¦ ¦тельством. ¦ ¦ ¦Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рес-¦ ¦ ¦публике Татарстан осуществляет финансирование мероприятий¦ ¦ ¦и работ, предусмотренных в Программе, в рамках выделенных¦ ¦ ¦в 2004 году Республике Татарстан средств Пенсионного фонда¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦ ¦Механизм реализации Программы предусматривает разработку¦ ¦ ¦следующих документов: ¦ ¦ ¦плана работ, вытекающего из системы намеченных мероприятий¦
¦ ¦Программы, с определением разграничения деятельности ис-¦ ¦ ¦полнителей, источников и объемов финансирования на плани-¦ ¦ ¦руемый год, в т.ч. в разрезе мероприятий Программы; ¦ ¦ ¦отчетов по исполнению Программы (ежемесячного, квартально-¦
¦ ¦го, годового) в разрезе разделов Программы. ¦ ¦ ¦Итоги выполнения мероприятий Программы представляются Ми-¦ ¦ ¦нистерством социальной защиты Республики Татарстан в Каби-¦
¦ ¦нет Министров Республики Татарстан в произвольной форме. ¦ ¦ ¦Отчеты по исполнению Программы представляются Министерс-¦ ¦ ¦твом социальной защиты Республики Татарстан в Отделение¦ ¦ ¦Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Та-¦ ¦ ¦тарстан для дальнейшей отчетности в Правление Пенсионного¦ ¦ ¦фонда Российской Федерации. Отчеты представляются в соот-¦ ¦ ¦ветствии с формой, установленной Пенсионным фондом Рос-¦ ¦ ¦сийской Федерации ¦ L------------+----------------------------------------------------------- Введение Настоящая Программа разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2004 г. N 222 "О финансировании в 2004 году расходов на социальные программы и на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации", в соответствие# федеральными законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе федеральными законами от 17.07.99 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 10.12.95 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации", от 02.08.95 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 12.01.95 г. N
5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.95 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.08.96 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", от 06.05.99 г. N 97-ФЗ
"О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", Законом Республики Татарстан от 16.12.2003 г. N 52-ЗРТ "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. N 594 (в редакции от 20.03.2003 г.) "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (вместе с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в
осуществлении которых участвует Российская Федерация), другими правовыми и нормативными актами Российской Федерации и Республики Татарстан. Программа направлена на решение проблем, отнесенных законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан к области социальной защиты населения и находящихся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Татарстан. I. Состояние и основные проблемы социально-экономического положения
граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Татарстан 1.1. Основные демографические показатели
Республика Татарстан - одна из наиболее крупных по численности населения и экономическому потенциалу республик в составе Российской Федерации. В структуре республики - 45 административно-территориальных образований. Территория - 67,8 тыс.кв.километров. Население - около 3,8 млн.человек, городское - более 2,7 млн.человек. Столица - г.Казань с численностью свыше 1,1 млн.человек. Всего в республике 964,5 тысяч пенсионеров. Распределение численности пенсионеров Республики Татарстан по различным категориям: ветеранов войны и труда - 570,6 тыс.человек, в том числе:
инвалидов Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) - 8,704 тыс.человек; участников ВОВ (и к ним приравненных) - 19,340 тыс.человек, в том
числе имеющих инвалидность, - 12,645 тыс.человек; вдов военнослужащих ВОВ - 27,5 тыс.человек, в том числе вдов погибших в ВОВ - 5,4 тыс.человек; тружеников тыла - 210,381 тыс.человек;
ветеранов труда (без лиц, награжденных орденами и медалями за доблестный труд) - 295,605 тыс.человек; ветеранов боевых действий - 8,856 тыс.человек;
лиц, проработавших в годы ВОВ в пределах границ действующих фронтов, и других лиц - 0,25 тыс.человек; инвалидов (за исключением инвалидов ВОВ) - 206,196 тыс.человек, в
том числе детей-инвалидов, - 16,22 тыс.человек; одиноких престарелых - 27,1 тыс.человек.
1.2. Основные показатели социально-экономического положения пенсионеров в Республике Татарстан По состоянию на 01.01.2004 г. прожиточный минимум пенсионера в Республике Татарстан составлял 1248 рублей, минимальный размер общей суммы базовой и страховой частей трудовой пенсии - 660 рублей, размер
средней пенсии - 1643 рубля, средний размер гарантированного государством дохода пенсионера - 1837 рублей, численность пенсионеров, доход которых ниже прожиточного минимума пенсионера - 268,817 тыс.человек, что составляет 27,87% общей численности пенсионеров. Значения основных социальных индикаторов уровня жизни населения в
области пенсионного обеспечения по состоянию на 01.01.2004 г. составляли: соотношение минимального размера гарантированного государством дохода и прожиточного минимума пенсионера - 0,69 раза, соотношение среднего размера гарантированного государством дохода и прожиточного минимума пенсионера - 1,4 раза. 1.3. Меры по социальной поддержке пенсионеров и инвалидов, оказываемых за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов В 2003 году расходы по консолидированному бюджету Республики Татарстан по отрасли "Социальная защита Республики Татарстан" составили около 2882,2 млн.рублей, из них на содержание учреждений социального обслуживания было направлено 838,1 млн.рублей. В 2004 году в консолидированном бюджете по указанной отрасли предусмотрены расходы в размере 3,2 млрд.рублей. Значительная часть расходов приходится на систему социальных выплат в соответствии с федеральным законодательством, представляющую
разветвленную систему льгот различным категориям населения. В целом действует более 150 видов различных льгот для более 250 категорий населения. Под действие Федерального закона "О ветеранах" подпадает более 630 тысяч граждан республики, льготами в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" пользуются более 220 тыс.инвалидов, из них 16,2 тыс. детей-инвалидов.
В 2002 году на реализацию вышеуказанных федеральных законов из бюджета Российской Федерации поступило в министерство 275,257 млн.рублей, из бюджета Республики Татарстан - 73,597 млн.рублей, в 2003 году - соответственно 272,8 и 572,3 млн.рублей. Всего в Республике Татарстан (по сведениям министерств, ведомств,
администраций районов и городов) на реализацию Федерального закона "О
ветеранах" в 2000 году расходы составили 1092,5 млн.рублей, в 2001 году - 1294,2 млн.рублей, в 2002 году - 1984,4 млн.рублей, в 2003 году - 2463,52 млн.рублей. На реализацию Федерального закона "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" израсходовано в 2000 году - 573,0 млн.рублей, в 2001 году - 837,68 млн.рублей, в 2002 году - 1264,6 млн.рублей, в 2003 году - 1498,05 млн.рублей. Работая в едином нормативно-правовом пространстве Российской Федерации, Министерство социальной защиты Республики Татарстан обеспечивает предоставление льгот и компенсационных выплат около 1,5 млн.человек, из них более чем на 550 тыс.человек распространяются дополнительные льготы и компенсационные выплаты, установленные республиканскими нормативными правовыми актами. В результате этого в 2002 году, благодаря косвенным доходам, в среднем увеличились ежемесячные доходы у инвалида ВОВ - на 551,25 рубля, у участника ВОВ - на 405,71 рубля, у ветерана труда - на 189,88 рубля, у взрослого инвалида - на 334 рубля, у ребенка-инвалида - на 442,7 рубля. В 2003 году увеличились ежемесячные доходы: у инвалида ВОВ - на 645,25 рубля, у участника ВОВ - на 450,11 рубля, у ветерана труда - на 243 рубля, у
взрослого инвалида - на 395,8 рубля, у ребенка-инвалида - на 567,0 рубля. С 1993 года в республике действует Программа адресной социальной защиты населения Республики Татарстан, цель которой - поддержание уровня доходов населения при удорожании стоимости жизни, сохранение стабильности социального самочувствия населения. В рамках реализации указанной программы производится выдача пособий в виде чеков. Краткая характеристика помощи социального характера пенсионерам за счет Программы адресной социальной защиты населения Республики Татарстан ------------T------------------T---------------T----------T-------------¬ ¦ Период ¦Численность пенси-¦% общей числен-¦ Сумма, ¦Средний раз-¦ ¦ ¦неров, получивших¦ности населе-¦тыс.рублей¦мер помощи и¦ ¦ ¦социальную помощь,¦ния Республики ¦ ¦выплат, руб-¦ ¦ ¦тыс.человек ¦Татарстан ¦ ¦лей ¦ +-----------+------------------+---------------+----------+-------------+ ¦2000 г. ¦ 219,8 ¦ 5,8 ¦ 67010,2 ¦ 25,4 ¦ +-----------+------------------+---------------+----------+-------------+ ¦2001 г. ¦ 234,5 ¦ 6,2 ¦ 103231,5 ¦ 36,7 ¦ +-----------+------------------+---------------+----------+-------------+ ¦2002 г. ¦ 27,2 ¦ 0,7 ¦ 12208,4 ¦ 37,4 ¦ +-----------+------------------+---------------+----------+-------------+ ¦2003 г. ¦ 9,7 ¦ 0,2 ¦ 9328,2 ¦ 79,8 ¦ +-----------+------------------+---------------+----------+-------------+ ¦2004 г. ¦ 35,4 ¦ 0,9 ¦ 14196,8 ¦ 100,2 ¦ ¦(I квартал)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------+------------------+---------------+----------+-------------- Администрации городов и районов республики оказывают за счет средств местных бюджетов в рамках реализации территориальных (районных, городских) программ адресной социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам социальную помощь следующих видов: предоставление материальной помощи, продуктов питания, вещевой помощи, бесплатного горячего питания, гуманитарной помощи, оказание бесплатных бытовых услуг и льготного обслуживания, выделение скота и фуража, газификация домов пенсионеров, оказание прочей помощи. Краткая характеристика помощи социального характера пенсионерам в городах и районах Республики Татарстан ------------T------------------T---------------T----------T-------------¬ ¦ Период ¦Численность пенси-¦% общей числен-¦ Сумма, ¦Средний раз-¦ ¦ ¦неров, получивших¦ности населе-¦тыс.рублей¦мер помощи и¦ ¦ ¦социальную помощь,¦ния Республики ¦ ¦выплат, руб-¦ ¦ ¦тыс.человек ¦Татарстан ¦ ¦лей ¦ +-----------+------------------+---------------+----------+-------------+ ¦2000 г. ¦ 884,1 ¦ 23,5 ¦ 3587,7¦ 150,7 ¦ +-----------+------------------+---------------+----------+-------------+ ¦2001 г. ¦ 769,7 ¦ 20,4 ¦ 123550,72¦ 160,5 ¦ +-----------+------------------+---------------+----------+-------------+ ¦2002 г. ¦ 703,5 ¦ 18,7 ¦ 67111,63¦ 95,4 ¦ +-----------+------------------+---------------+----------+-------------+ ¦2003 г. ¦ 733,2 ¦ 19,4 ¦ 99488,54¦ 135,7 ¦ +-----------+------------------+---------------+----------+-------------+ ¦2004 г. ¦ 71 ¦ 1,8 ¦ 12132,09¦ 173 ¦ ¦(I квартал)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------+------------------+---------------+----------+-------------- 1.4. Ресурсы отрасли "Социальная защита Республики Татарстан"
1.4.1. Характеристика сети учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов. В республике создана сеть учреждений и служб социального обслуживания, ориентированная на помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь инвалидам, одиноким пожилым гражданам. В настоящее время система социального обслуживания престарелых и инвалидов представлена 23 типами учреждений. С 1996 года количество социальных служб увеличилось в 2,3 раза, при этом число граждан, получивших помощь, возросло в 33 раза и составило в 2003 году более 1
млн.человек жителей республики. По состоянию на начало 2004 года в районах и городах функционируют 97 самостоятельных учреждений социального обслуживания для престарелых граждан и инвалидов, имеющих в своем составе отделения и другие структурные подразделения в количестве 406 единиц различных видов. Из 55 действующих центров социального обслуживания населения 33 являются комплексными, где оказывается материальная, социально-психологическая, правовая и иная помощь гражданам. При центрах функционируют 28 отделений дневного пребывания на 805 мест, 12 отделений социальной реабилитации ветеранов и пожилых людей на 685 мест. Ими за 2003 год обслужено более 30 тыс.человек. Услугами 15 столовых и 4 социальных магазинов воспользовались более 350 тыс.человек. Сотрудниками 52 отделений срочной помощи разовые услуги в 2003 году оказаны более 428 тыс.человек. В республике действуют 223 отделения обслуживания на дому, 50 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания общим охватом более 21 тыс.человек, более половины которых проживают в сельской местности. Прогрессивной формой нестационарного социального обслуживания охвачены более 400 пенсионеров, проживающих в специальных домах для одиноких престарелых граждан. В республике 8 таких домов введено в действие. В 39 стационарных учреждениях проживают более 4 тыс. престарелых и инвалидов, в том числе 1789 человек - в психоневрологических интернатах. Учитывая, что свыше 24 тыс.граждан республики ежегодно признаются
инвалидами, причем около 55% из них - трудоспособного возраста, особое внимание уделяется совершенствованию мер социальной защиты инвалидов. В настоящее время в системе Министерства социальной защиты
Республики Татарстан действуют 13 реабилитационных учреждений для детей с ограниченными возможностями и 6 реабилитационных центров для инвалидов, в которых за 2003 год прошли реабилитацию около 50 тыс.инвалидов, в том числе более 10,6 тыс.детей-инвалидов. Совершенствуется деятельность Государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ). Всего функционируют 46 бюро МСЭ, в том числе 7 составов Главного бюро МСЭ. В 2003 году в учреждениях МСЭ освидетельствованы 84791 человек, число впервые признанных инвалидами составило 25338 человек, из них 2538 - дети. В интересах пожилых людей и инвалидов развивается взаимодействие органов социальной защиты с общественными, некоммерческими и религиозными организациями. Общественные организации активно включаются в деятельность по социальной поддержке уязвимых слоев населения. Развивается волонтерское движение, добровольчество. 1.4.2. Кадровые ресурсы.
Кадровый потенциал отрасли: около 13 тыс.человек работающих.
1.4.3. Управленческие ресурсы.
Реформирование системы управления отраслью, создание в 2001 году территориальных органов социальной защиты позволило повысить эффективность принятия и реализации управленческих решений, усовершенствовать деятельность органов социальной защиты районов и городов, подведомственных им учреждений социального обслуживания. Модифицируется система управления отраслью в части организационных структур и методов управления - в отрасли активно внедряются методы программно-целевого управления. На уровне районов и
городов Республики Татарстан действуют территориальные комплексные программы социальной защиты, которые являются организационной основой
государственной социальной политики Республики Татарстан и компонентами системы социальной защиты населения Республики Татарстан. Сегодня в сфере социальной защиты населения Республики Татарстан реализуются 15 федеральных и 8 республиканских целевых программ. На стабилизацию уровня жизни в Республике Татарстан направлена система индикативного управления отраслью как механизм государственного регулирования социально-экономическим положением республики, в основу которой положены индикаторы оценки уровня жизни населения и социально-экономического положения Республики Татарстан, городов, районов. За отраслью закреплены следующие индикаторы в области социальной поддержки пенсионеров и инвалидов: соотношение минимального размера гарантированного государством дохода (с учетом назначенной месячной пенсии, надбавок, льгот, гарантий, компенсационных выплат в соответствии с Программой адресной
социальной защиты населения Республики Татарстан) и прожиточного минимума пенсионера (раз); соотношение среднего размера гарантированного государством дохода
(с учетом назначенной месячной пенсии, надбавок, льгот, гарантий, компенсационных выплат в соответствии с Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан) и прожиточного минимума пенсионера (раз); обеспеченность учреждениями социального обслуживания в разрезе видов учреждений (%). 1.4.4. Ресурсы отрасли в области информатизации.
Внедрение информационных технологий, создание банка данных адресной социальной защиты населения Республики Татарстан (далее - банк данных) - персонифицированный банк данных получателей субсидий (в т.ч. и жилищно-коммунальных), льгот, компенсаций, услуг, социальной помощи в разрезе их видов позволяет обеспечивать рациональное и эффективное использование бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, контролировать использование бюджетных средств на социальную защиту населения. На базе банка данных проводится мониторинг социальных индикаторов
уровня жизни защищаемых категорий населения, учет предоставленных услуг и видов социальной помощи населению. Банк данных создает основу
для диагностики социальной напряженности в регионе, прогнозирования развития социально-экономических процессов, применения упреждающих мер по социальной поддержке населения. 1.4.5. Социально-правовые ресурсы в области адресной поддержки населения Республики Татарстан. Одно из важных направлений в социальной защите - усиление адресности и упорядочение системы социальных гарантий, льгот и компенсаций. Правительство Республики Татарстан, Министерство социальной защиты Республики Татарстан обеспечивают развитие системы социальной поддержки населения, соответствующей современным требованиям экономической, социальной и политической ситуации в республике, направленной на смягчение негативных явлений переходного периода. Виды, объемы социальной помощи и поддержки определены законодательно на уровне Российской Федерации и Республики Татарстан. Перечень основных нормативных правовых актов Республики Татарстан, регулирующих адресную социальную поддержку населения, включает в себя: Программу адресной социальной защиты населения Республики Татарстан, утвержденную постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 23.03.93 г. N 1790-XII "О Программе адресной социальной защиты населения Республики Татарстан"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.94
г. N 304/1 "Об утверждении Порядка назначения социальных пособий и компенсаций"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.09.98
г. N 574 "О Порядке исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.10.2000 г. N 706 "Об утверждении Положения о порядке учета в совокупном доходе семьи доходов от предпринимательской деятельности и
от ведения личного подсобного хозяйства при назначении ежемесячных пособий семьям с детьми и компенсации малообеспеченным категориям населения, предусмотренных Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.08.2003 г. N 438 "О предоставлении адресных жилищно-коммунальных субсидий в Республике Татарстан"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.09.2003 г. N 507 "О мерах по социальной поддержке семей с детьми, неработающих пенсионеров, инвалидов и других малообеспеченных категорий населения, предусмотренных Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.10.2003 г. N 554 "Об утверждении Типового положения о районной (городской) комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с назначением компенсационных выплат, пособий и оказанием адресной социальной помощи населению Республики Татарстан". 1.5. Проблемы социальной защиты пожилых граждан и пути их решения
Доля пожилых людей в численности населения республики составляет более 25,8%, средняя продолжительность жизни населения - 67,6 года. Среди пожилых людей только 22% практически здоровы, 34% пожилых людей
имеют тяжелые нарушения функций органов, более 70% престарелых имеют по 4-5 хронических заболеваний. Уровень материального обеспечения с выходом на пенсию падает, основным источником дохода является пенсия. В связи с политическими интересами преодоления безработицы среди молодых людей появляются затруднения в сфере обеспечения занятостью, пожилых граждан особенно у пожилых женщин. Возрастают финансовые и социальные издержки семьи по оказанию поддержки пожилым родственникам и уходу за ними. Структуры гражданского общества, призванные обеспечивать защиту прав и интересов пожилых людей, только начали свое развитие. Направляемые из федерального бюджета средства не обеспечивают потребности на реализацию государственных гарантий, что приводит к ущемлению законных прав ветеранов и инвалидов в части получения ряда установленных льгот. Так, уровень финансирования расходов на приобретение спецавтотранспорта, санаторно-курортное обслуживание составили в 2001
году 14,8% и 16,5% потребности. В 2002 году ситуация не улучшилась: на приобретение спецавтотранспорта был утвержден лимит на уровне 9,4% потребности (116,7 млн.рублей), на санаторно-курортное лечение - на сумму 20,5 млн.рублей, или 16,3% потребности. В 2003 году из средств федерального бюджета на приобретение спецавтотранспорта были выделены
24,0 млн.рублей, на санаторно-курортное лечение - 24,8 млн.рублей. На оплату услуг связи из средств федерального бюджета в 2001 году
были выделены всего 740 тыс.рублей при заявке 59,5 млн.рублей (1,2%),
что привело к возникновению задолженности перед операторами связи, в результате чего отдельные компании отказали в предоставлении льгот ветеранам. В 2002 году был утвержден лимит в размере 27 млн.рублей, что составляет 27,9% потребности. В 2003 году расходы на оплату услуг
связи составили 41,4 млн.рублей. Немало проблем в лекарственном обеспечении и зубопротезировании ветеранов. Недостаток средств на уровне республики, районов (городов) сказывается на развитии сети учреждений социального обслуживания. Исходя из норм, утвержденных на уровне Российской Федерации, обеспеченность социальными учреждениями для пожилых граждан и инвалидов на 01.01.2004 г. составила: по домам-интернатам для престарелых и инвалидов (в том числе психоневрологическим интернатам) - около 36%; по центрам реабилитации для детей с ограниченными возможностями -
23 процента. Территория республики сильно дифференцирована по обеспеченности учреждениями социального обслуживания, а, значит, и по возможности получения помощи гражданами в трудной жизненной ситуации. В настоящее время около 3,6 тыс. одиноких пожилых и инвалидов стоят в очереди на надомное обслуживание, около 400 человек нуждаются
в помещении в психоневрологические интернаты, более 35 тыс.ветеранов ежегодно нуждаются в социально-оздоровительных мероприятиях, свыше 5 тыс. инвалидов - в реабилитационных. Материальная база действующих учреждений требует существенного укрепления. Многие из учреждений нуждаются в капитальном ремонте, оснащении современным оборудованием. Государственные учреждения социального обслуживания не имеют типовых проектов, располагаются в приспособленных помещениях. В большей части учреждений санитарные нормы по содержанию обслуживаемых и работников отрасли не выполняются. Требуется реконструкция, замена инженерных коммуникаций, оборудования и мебели. На восстановление зданий и инженерных коммуникаций, находящихся в аварийном состоянии, необходимо единовременно свыше 1 млрд.рублей. По состоянию на 1 января 2004 года в стадии незавершенного строительства находились 27 объектов системы социальной защиты с остатком сметной стоимости 615 млн.рублей в текущих ценах. Расширение круга задач, решаемых системой социальной защиты, вызывает значительную потребность в дополнительных источниках финансирования мероприятий по социальной поддержке граждан пожилого возраста, укреплению материально-технической базы учреждений. Реализация настоящей Программы решит вопрос обеспечения "прозрачности" и эффективного использования в Республике Татарстан привлекаемых дополнительных финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации на социальную поддержку неработающих пенсионеров
и укрепление материально-технической базы отрасли. 1.6. Цели, задачи и ожидаемые результаты реализации Программы
В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Татарстан цели настоящей Программы должны быть направлены на разработку и реализацию мероприятий по обеспечению достойного уровня и качества жизни пожилых людей. Основные задачи Программы следующие:
расширение взаимодействия с органами государственного управления,
местного самоуправления, общественными объединениями по реализации мероприятий в области социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов; усиление адресности социальной поддержки малообеспеченных пенсионеров; повышение эффективности социального обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов; развитие учреждений системы социального обслуживания.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: добиться более полного обеспечения конституционных прав граждан пожилого возраста и инвалидов на государственную социальную помощь в трудной жизненной ситуации; способствовать установлению приоритетов социальной политики с учетом потребностей прав граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства; снизить уровень социальных издержек и негативных социально-экономических последствий переходного периода для пожилых людей, инвалидов, в том числе за счет совершенствования предоставления социальной поддержки и расширения социальной базы отрасли; обеспечить эффективное использование бюджетных средств, увеличение внебюджетной составляющей социальной защиты. Основным критерием эффективности реализации Программы станет улучшение социально-экономического положения и социального самочувствия пожилых граждан и инвалидов в Республике Татарстан. II. Основные направления Программы Основными направлениями Программы являются оказание адресной социальной помощи пенсионерам и укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания населения в рамках мероприятий, представленных в разделе IV настоящей Программы. 2.1. Социальная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам
В рамках реализации Программы предполагается осуществление следующих мероприятий за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации: чествование и материальная поддержка ветеранов ВОВ, вдов участников ВОВ в рамках празднования 59-й годовщины Победы в ВОВ; оказание материальной поддержки в рамках празднования Международного дня пожилых людей и Международного дня инвалидов; предоставление неработающим пенсионерам единовременной материальной помощи. Разработка и реализация мероприятий данного раздела Программы, направленных на обеспечение достойного уровня, качества жизни, повышение общественного статуса пожилых людей и инвалидов, предусматривает: организацию реализации программ адресной социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов в городах и районах республики за счет дополнительных средств Пенсионного фонда Российской Федерации
и оценку их эффективности; обеспечение тесного взаимодействия территориальных органов Министерства социальной защиты Республики Татарстан и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан с администрациями городов и районов республики и общественных организаций по вопросам предоставления социальной помощи прав граждан
пожилого возраста и инвалидов; поддержание в актуальном состоянии банка данных граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих право на получение социальной помощи; обеспечение комплексности социальной помощи, с учетом деятельности социальных служб, в том числе других ведомств и негосударственных структур.# 2.2. Материально-техническое обеспечение учреждений социального обслуживания Поддержание и развитие материально-технической базы учреждений системы Министерства социальной защиты Республики Татарстан является одним из основных условий успешного осуществления социальной защиты. Основными направлениями Программы являются:
сохранение и развитие материально-технической базы учреждений социального обеспечения в соответствии с требованиями социальных норм
и нормативов; проведение капитальных ремонтов зданий и сооружений стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания; строительство, реконструкция зданий и сооружений социального обслуживания стационарных и полустационарных учреждений. Основные мероприятия Программы следующие:
1. Строительство здания государственного учреждения "Алексеевский
дом-интернат для престарелых и инвалидов". Объект расположен по адресу: 422914, Республика Татарстан, Алексеевский район, с.Большие Полянки, ул.Озерная, д.50. Учреждение открыто на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 г. N 734-р. Первоначально располагалось на арендованных площадях. Открытие дома-интерната в районе обусловлено крайне тяжелым положением более 100 одиноко проживающих престарелых и инвалидов. В настоящее время 37 престарелых размещены в Билярской районной больнице на социальных койках и в связи с реформированием отрасли "Здравоохранение" (закрытие социальных коек) требуют срочного устройства в стационарные условия. В с.Большие Полянки в 2003 году начата реконструкция бывшей земской больницы под дом-интернат для престарелых и инвалидов Алексеевского района на 50 мест. Здание передано в оперативное управление дому-интернату на основании договора о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением от 01.07.2003 г. N 15-006-0004. Согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.03 г. N 1179-р на реконструкцию здания в 2003 году были направлены 2,0 млн.рублей. По постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.05.2004 г. N 244 на строительство объекта в 2004 году направлено 2,0 млн.рублей за счет средств, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года". Госзаказчиком реконструкции является администрация Алексеевского района, заказчиком-застройщиком - УКС Алексеевского района. Подрядная
организация - ООО "РАФФ +" определена на конкурсной основе администрацией района. Проектно-сметная документация и заключение Госэкспертизы Республики Татарстан (от 26.06.2003 г. N 542) в наличии. Здание бывшей земской больницы в с.Большие Полянки капитальное, 1884 года постройки. Сметная стоимость работ по реконструкции в базовых ценах 1991 года составляет 778,1 тыс.рублей (ориентировочно, в текущих ценах - 26,0 млн.рублей), из них СМР - 612,1 тыс.рублей. На настоящее время строительные работы проведены на 60%. Для завершения строительства необходимо 22 млн.рублей. Проектно-сметная документация и положительное заключение Госэкспертизы Республики Татарстан (от 26.06.2003 г. N 542) в наличии. Объект будет сдан в эксплуатацию в III квартале 2004 года. 2. Строительство нового социально-бытового корпуса государственного стационарного учреждения Министерства социальной защиты Республики Татарстан "Верхне-Отарский дом-интернат для глубоко
умственно отсталых детей". Верхне-Отарский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей
на 100 мест в системе стационарных учреждений Министерства социальной
защиты Республики Татарстан существует с 1962 г., открыт в соответствии с постановлением Совета Министров ТАССР от 15.01.62 г. N
165. Интернат расположен по адресу: 422062, Республика Татарстан, Сабинский район, с.Верхние Отары, ул.Новая, д.1. Здания и сооружения переданы в оперативное управление интернату на основании договора о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением от 27.05.2003 г. N 38-006-0017. В интернате проживают дети с существенными ограничениями функциональных возможностей организма. В интернате созданы все условия для обеспечения жизнедеятельности, социальной и трудовой реабилитации
детей. На территории интерната располагаются жилые корпуса с медицинской частью, хозяйственные блоки, включающие в себя прачечную,
склады, баню, овощехранилища. Также имеется собственная теплица. Однако в связи с ветхостью зданий и высокой уплотненностью проживания фактическая обеспеченность площадью составляет на 1 ребенка всего 3,7 кв.метра при норме - 7 кв.метров, условия проживания детей не отвечают необходимым санитарно-техническим требованиям. В интернате нет помещений для лечебно-профилактической работы с детьми, игровых комнат, кроме того, во многих зданиях нет умывальных комнат, душевых. С целью улучшения условий проживающих, обеспечиваемых в Верхне-Отарском детском доме-интернате для глубоко умственно отсталых
детей, необходимо строительство социально-бытового корпуса и проведение капитального ремонта в жилых корпусах, банно-прачечном корпусе. Проектно-сметная документация в наличии. Сметная стоимость строительства корпуса составляет 5,0 млн.рублей в текущих ценах и капитального ремонта - 2,5 млн.рублей. 3. Проведение дренажных работ прилежащей к основному зданию государственного стационарного учреждения Министерства социальной защиты Республики Татарстан "Лесхозский дом-интернат для престарелых и инвалидов" территории с целью отвода грунтовых вод из подвала здания и территории интерната. Лесхозский дом-интернат для престарелых и инвалидов на 50 мест открыт на базе пионерского лагеря "Солнышко" Сабинского района в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23.12.99 г. N 846 "О передаче пионерского лагеря "Солнышко", государственного учреждения "Сабинский лесхоз" Сабинского района Республики Татарстан Министерству социального обеспечения Республики Татарстан", расположен по адресу: 420060, Республика Татарстан, Сабинский район, п.Лесхоз, ул.Лагерная , д.6. Здания и сооружения переданы в оперативное управление дому-интернату на основании договора о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением от 25.04.2003 г. N 38-006-0015. Строительство проводилось с 1999 по 2002 год. Заказчиком строительства выступало ГИСУ "Татглавинвестстрой", подрядной организацией - ОАО "Экспро" г.Набережные Челны. Построены 2-этажное кирпичное здание дома-интерната, хозяйственные постройки. Строительство велось в основном за счет средств бюджета Республики Татарстан. Общая стоимость объекта на 01.01.2003 г. составляла 53,8 млн.рублей. В связи со строительством автомобильной магистрали, проходящей около Лесхозского дома-интерната, поднялся уровень грунтовых вод, что
привело к подтоплению подвального помещения здания и заболачиванию территории интерната. Для проведения дренажных работ (земляных работ)
необходимы 673,92 тыс.рублей в текущих ценах согласно имеющейся проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу в Госэкспертизе Республики Татарстан. 4. Капитальный ремонт здания государственного стационарного учреждения Министерства социальной защиты Республики Татарстан "Зеленодольский дом-интернат для престарелых и инвалидов". Зеленодольский дом-интернат для престарелых и инвалидов на 405 мест действует с 1988 года в соответствии с решением исполкома Зеленодольского Совета народных депутатов от 11.07.88 г. N 268. Объект расположен по адресу: 422549, Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул.Гайдара, д.15. Общая площадь зданий и сооружений интерната составляет 27211,5 кв.метра. Инфраструктура учреждения включает 3 корпуса для проживания
обеспечиваемых, картофелехранилище, хозкорпус, баню, гараж. Здания и сооружения переданы в оперативное управление интернату на основании договора о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением от 09.11.99 г. N 6/288. С момента строительства и ввода в эксплуатацию здания до 2002 года в учреждении не было капитального ремонта. За этот период здания
обветшали. В связи с дефектами в кровле образовались течи, поэтому в жилых комнатах появилась сырость, плесень. С 2002 года начался комплексный капитальный ремонт зданий интерната. За этот период была заменена кровля, в ряде корпусов проведен ремонт помещений. В настоящее время необходимо провести капитальный ремонт медицинского блока, в том числе 2 стоматологических кабинетов, кабинетов физиотерапевтического лечения, зоны эмоционально-психологической разгрузки, а также заменить облицовочную
плитку на стенах, инженерные коммуникации, в том числе электрические сети, провести столярные и внутриотделочные работы. Для выполнения указанных выше работ необходимо согласно смете 813,68 тыс.рублей. 5. Проведение капитального ремонта здания муниципального учреждения "Альметьевский центр социального обслуживания населения", расположенного по адресу: 423451, Республика Татарстан, Альметьевский
район, г.Альметьевск, ул.8 Марта, д.21а, планируется в случае выделения дополнительных средств Пенсионным фондом Российской Федерации. Муниципальное учреждение "Альметьевский центр социального обслуживания населения" (далее - Центр) открыт на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.10.97 г. N 747 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.01.97 г. N 26 "Об утверждении Программы первоочередных мер по развитию сети учреждений социального обслуживания населения в Республике Татарстан на 1997-1998 годы", постановления администрации Альметьевского района и г.Альметьевска от
06.06.96 г. N 1028. Часть здания по вышеуказанному адресу передана в оперативное управление Центру на основании постановления главы администрации Альметьевского района и г.Альметьевска от 11.12.2003 г. N 4852. Центр в своей структуре имеет 15 социальных служб: 11 отделений социального обслуживания на дому, 2 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому, 1 полустационарное Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|