Расширенный поиск

Указ Президента Республики Татарстан от 07.03.2003 № УП-186

                                  УКАЗ
                   ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
   
       ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
                   В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ
   
     В целях качественного и эффективного информационного  обеспечения
населения,    органов   государственной   власти,   органов   местного
самоуправления,  организаций и общественных  объединений,  а  также  в
целях  создания  условий  для  развития  информатизации  и  связи  как
эффективного средства информационного обеспечения процессов  социально
- экономического развития Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЮ:
   
     1. Одобрить  Основы государственной политики Республики Татарстан
в области информатизации и связи на 2003 - 2007 годы.
     2. Кабинету Министров Республики Татарстан:
     до 1 мая 2003 года принять нормативно -  правовые  и  иные  акты,
направленные  на  реализацию Основ государственной политики Республики
Татарстан в области информатизации и связи на 2003 - 2007 годы;
     образовать при Министерстве экономики и промышленности Республики
Татарстан   общественный    координационный    Совет    по    вопросам
информатизации и связи.
     3. Указ вступает в силу со дня его подписания.
   
     Президент
     Республики Татарстан          М.ШАЙМИЕВ

     Казань, Кремль
     7 марта 2003 года
     N УП-186
   
   
                   ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
                         РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
                   В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ
                         НА 2003 - 2007 ГОДЫ
   
                            Казань 2002 г.
   
                              Содержание
   
     Введение                                                        3
     1. Цели и задачи                                                5
     2. Информационные ресурсы                                       6
     3. Информационные технологии                                    8
     4. Связь                                                       15
     4.1. Местная телефонная связь                                  17
     4.2. Междугородная и международная связь                       18
     4.3. Мобильная связь                                           19
     4.4. Дополнительные информационные услуги связи                21
     4.5. Телевидение и радиовещание                                22
     4.6. Почтовая связь                                            24
     5. Средства массовой информации                                26
     6. Информационная безопасность                                 27
     7. Государственное регулирование                               29
     8. Предложения по реализации основ государственной
        политики   Республики   Татарстан   в   области
        информатизации и связи                                      33
   
                               Введение
   
     Основы государственной  политики  Республики  Татарстан в области
информатизации связи на 2003 - 2007  годы  закрепляют  единую  систему
представлений о целях,  приоритетных направлениях, задачах и принципах
политики Республики Татарстан в сфере развития информатизации и связи,
а также о механизмах ее реализации.
     Государственная политика основывается на  Конституции  Российской
Федерации,  Конституции  Республики Татарстан,  Федеральном законе "Об
информации, информатизации и защите информации", Федеральном законе "О
связи"  и  находит  свое  выражение  в  законах  Республики Татарстан,
постановлениях  Кабинета  Министров  Республики   Татарстан   и   иных
нормативно - правовых актах в данной сфере.
     Разработка Основ    государственной    политики     в     области
информатизации  и  связи определяется значимостью данных направлений в
обеспечении экономического  развития  республики,  ее  политических  и
стратегических   интересов,   необходимостью  решения  ряда  имеющихся
проблем.
     Основной задачей  при  создании и развитии в Республике Татарстан
рынка информации,  обеспечении потребности общества  в  информационных
продуктах  и  услугах  является  формирование  законодательной  базы и
нормативное регулирование процесса с целью рационального использования
информационных,  технических  и  интеллектуальных ресурсов,  повышения
качества и доступности услуг в рассматриваемой области,  оптимизации и
сбалансированности инвестиционных вложений,  соблюдения равноправности
государственных интересов и интересов бизнес - структур.
     Данный документ  представляет  собой систему взглядов на развитие
информатизации и связи на 5 лет.
     В данном  документе  учтены  предложения  республиканских органов
власти,   научных   организаций,    операторов    связи    и    других
заинтересованных хозяйствующих субъектов.
     В материале используется следующий понятийный аппарат:
     Информационные ресурсы  - отдельные документы и отдельные массивы
документов,  документы и массивы документов в информационных  системах
(библиотеках,  архивах,  фондах,  банках данных, других информационных
системах).
     Информационная система     -     организационно     упорядоченная
совокупность информационных ресурсов и  информационных  технологий,  в
том  числе  с  использованием  средств вычислительной техники и связи,
реализующих информационные процессы.
     Информатизация -  организационный,  социально  -  экономический и
научно   -   технический   процесс    удовлетворения    информационных
потребностей   и  реализации  прав  граждан,  органов  государственной
власти,  органов местного  самоуправления,  организаций,  общественных
объединений  на  основе  формирования  и  использования информационных
ресурсов.
     Сеть связи - технологическая система, включающая средства и линии
связи, предназначенная для почтовой, электрической или интегрированной
связи.
     Информационные технологии   -   совокупность   процессов   сбора,
получения,   накопления,   хранения,  обработки,  анализа  и  передачи
информации с использованием средств вычислительной техники.
     Инфокоммуникации - комплекс, органически объединяющий современные
информационные,  компьютерные   и   телекоммуникационные   технологии,
реализующие их системы и средства,  предназначенный для предоставления
организациям и населению информационных и коммуникационных продуктов и
услуг.
   
                           1. Цели и задачи
   
     Информатизация и   связь   должна  рассматриваться  как  средство
информационной поддержки  (информационного  обеспечения)  социально  -
экономического  развития  республики.  Информатизация  порождает новые
типы  производств,  новую  продукцию,  новые  специальности   и,   как
следствие, новые рабочие места.
     Развитие информатизации  и  связи  позволяет   решить   важнейшую
государственную  задачу  -  объединить  населенные пункты республики в
единое   информационное   пространство   республики,   что   обеспечит
интеграцию  информационного  пространства  республики в информационное
пространство России и,  как следствие,  в международное информационное
пространство.    Эта    интеграция    должна    проходить   постоянно,
последовательно и целенаправленно развиваясь.  Информатизация общества
оптимизирует  работу  потребителей  информационных  ресурсов  (быстрый
поиск  информации,  электронный  документооборот  и  т.д.).   Развитие
средств  доставки  (сети  передачи  данных) информационных ресурсов до
пользователей  и  организации  мест  хранения   позволит   значительно
увеличить   рынок   труда,  прежде  всего  в  области  связи  и  сфере
информационных технологий.
     Таким образом,   целью  информатизации  является  формирование  и
удовлетворение    информационных    потребностей    всех     субъектов
информационных    систем   -   населения,   хозяйствующих   субъектов,
общественных организаций,  органов государственной власти  и  местного
самоуправления.
     Для достижения сформулированной цели необходимо решение следующих
задач:
     - создание в республике  сбалансированного  рынка  информационных
ресурсов,  информационных услуг, информационных систем, информационных
технологий;
     - создание  технологической базы,  необходимой для формирования и
удовлетворения  информационных  потребностей  путем  развития   систем
связи;
     - формирование и защита государственных информационных ресурсов и
систем связи.
   
                      2. Информационные ресурсы
   
     Следует отметить   недостаточность   правовой  отрегулированности
отношений всех участников инфокоммуникационной  среды  -  совокупности
средств    реализации   инфокоммуникационных   технологий,   услуг   и
информационных ресурсов. Нет четкого разграничения предметов ведения и
полномочий  федерального  центра и регионов в области информатизации и
связи, что вносит неопределенность в сферу правоотношений.
     Так, ст.  71 Конституции Российской Федерации относит федеральную
информацию и связь к компетенции Российской Федерации.  Таким образом,
предполагается,  что  существует информация и связь нефедеральная,  то
есть субъектов Федерации.
     Федеральным законом   "Об  информации,  информатизации  и  защите
информации"   к    собственности    субъектов    федерации    отнесены
информационные   ресурсы,  сформированные  за  счет  средств  бюджетов
субъектов Федерации.  Вместе с тем  ряд  федеральных  законов  относят
такого  рода  информационные  ресурсы к федеральной собственности.  Но
чтобы информационные ресурсы стали объектом собственности,  необходимо
их  по  определенным  правилам,  как  любой  другой  товар или услугу,
регистрировать,  учитывать,  сертифицировать   и   использовать.   Это
означает,  что  должен  быть  определен собственник и владелец каждого
информационного  ресурса.  У   него   появится   цена,   товар   будет
сертифицирован.   И,   главное,   республика   будет   иметь  в  своей
собственности самые важные государственные ресурсы.
     В настоящее  время практически невозможно решить эти проблемы без
принятия нормативных документов в виде  указов  Президента  Республики
Татарстан и законов Республики Татарстан.
     Разделение государственных  ресурсов   по   видам   собственности
производится   Федеральным   центром   по  согласованию  с  субъектами
Федерации.  Эта  работа  не  проведена,  и  целесообразно  предпринять
опережающие шаги.
     Республика Татарстан  должна  определиться  со  своим   сегментом
информации  -  государственным ресурсом и создать условия для развития
рынка   информационных   ресурсов,   услуг   и   систем   для   других
пользователей,   что  позволит  республике  интегрироваться  в  единое
федеральное и мировое информационное пространство.
     Следует отметить   ошибочность   представления  о  том,  что  для
определения  перечня  государственных  информационных  ресурсов  нужна
сплошная  инвентаризация  баз данных в органах исполнительной власти и
государственных учреждениях.  Ошибка  заключается  в  том,  что  нужно
изначально  определиться с тем,  что нужно государственным органам,  а
затем определить центры ответственности за создание и ведение тех  или
иных информационных ресурсов. Введение с 2002 года электронной подписи
существенно повысит эффективность информационного обмена.
   
                     3. Информационные технологии
   
     Как уже  отмечалось  в  предыдущих  разделах,  важно  не   только
удовлетворять    информационные   потребности   потребителей,   но   и
формировать  их.   Без   современных   информационных   технологий   и
телекоммуникационных систем эту задачу решить невозможно.
     В Республике Татарстан  несколько  десятилетий  успешно  работали
ведущие  академические  и  научные центры страны,  высокотехнологичные
производства.  В результате сформирован высокий научно  -  технический
потенциал республики,  в частности,  в области информационных систем и
технологий.   Большинство    государственных    и    негосударственных
организаций   Республики  Татарстан,  предприятия  малого  и  среднего
бизнеса в настоящее время  ведут  работы  по  автоматизации  процессов
накопления, хранения и обработки информации.
     Внедрены автоматизированные    рабочие    места     специалистов,
эксплуатируются    локальные   и   глобальные   информационные   сети.
Формируются  информационные  базы,  отражающие   состояние   отдельных
аспектов социальной сферы и экономики республики.  В негосударственном
секторе экономики  информационные  технологии  широко  используются  в
сфере распределения товарно - сырьевыми,  фондовыми,  посредническими,
сбытовыми  и   закупочными   организациями,   коммерческими   банками,
страховыми компаниями и т.п.
     Формируется и исполняется государственный заказ на информационный
статистический  ресурс,  введение  которого освобождает предприятия от
необходимости  готовить  для  различных   потребителей   дублирующуюся
информацию.   Ведутся   на  уровне  Госкомстата  Республики  Татарстан
паспорта   районов,   паспорта   предприятий.   Развивается    система
региональной статистики.
     Создаются виртуальные офисы предприятий на единых республиканских
сайтах.
     Разработаны и   ускоренными   темпами   вводятся   информационные
технологии в системе государственного заказа. Регулярным стало издание
сборников  по  товарам  и  услугам,  производимым   в   республике   и
потребляемым в ней, а также рыночным ценам на них.
     Для промышленных  предприятий   выбран   международный   стандарт
управления MRP-II, который обеспечен информационными технологиями.
     На уровне республики в рамках  системы  индикативного  управления
экономикой применяется комплекс информационных технологий,  включающий
функционирование Центра принятия решений на уровне Аппарата Президента
Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан.
     В ближайшее время завершается работа по разработке информационных
технологий в системе межотраслевого баланса.
     Разработан проект  системы  электронных  торгов,  который   также
планируется  реализовать  в ближайшее время на базе Интернет - портала
"Деловой Центр Республики Татарстан".
     Создана и   функционирует   система   информационных   технологий
регистрации  субъектов  предпринимательской  деятельности  и  объектов
недвижимости по принципу "одного окна".
     Активно развиваются  информационные  технологии   во   всех   без
исключения  отраслях  социальной сферы.  Идет массовая компьютеризация
пользователей информационных услуг.  Компьютеры  "вошли"  в  школы,  в
детские учреждения, в медицинские учреждения, в вузы и т.д.
     Вместе с  тем  обострилась  проблема,  связанная  с   отсутствием
возможности   заказать  своим  республиканским  разработчикам  крупный
проект класса  систем  управления  объектом.  На  такие  проекты,  как
правило, приглашаются специалисты из других регионов России, поскольку
своих крупных компаний в области проектирования информационных  систем
у  нас  нет.  Эти  проекты  требуют  значительных  финансовых  затрат.
Потребители идут на  эти  затраты,  а  следовательно,  мы  инвестируем
компании    других   регионов.   Отсутствие   организации   системного
интегратора  порождает  другую  проблему  -  невозможность  обеспечить
необходимые темпы развития отрасли информатизации и связи,  являющейся
важнейшей составляющей процессов социально -  экономического  развития
республики в целом.
     Следовательно, создание (или,  скорее,  воссоздание)  компании  -
системного интегратора является одной из актуальных задач.
   
                       Производственные системы
   
     В республику   "вошли"   различные   современные   информационные
технологии для целей внутрифирменного управления.
     В настоящее время большинство промышленных предприятий Республики
Татарстан  независимо  от  формы   собственности   имеют   достаточное
техническое  оснащение,  автоматизируют  отдельные  задачи и процессы.
Среди наиболее распространенных информационных технологий  применяются
BAAN,  R3, MAX - стандарты управления MRP (ERP), а также отечественные
БЭСТ, 1C, Галактика, Парус и пр. Однако их применение несистемно.
     Современные информационные   технологии  являются,  как  правило,
разработками ведущих западных компьютерных фирм.  Стоимость  их  также
относительно высока (в зависимости от комплектации в среднем 100 - 300
тыс.  долларов США). Поэтому руководители предприятий иногда полагают,
что своими силами разработать дешевле. Однако системный проект создать
таким способом невозможно.
     Ряд руководителей также считают,  что достаточно автоматизировать
бухгалтерию,  учет материалов,  поставить систему  автоматизированного
проектирования  в  конструкторские  отделы  и  можно уже считать,  что
современные информационные технологии внедрены в  систему  управления.
Это  глубоко  ошибочное  представление.  Необходимы системные проекты,
охватывающие весь производственный процесс.
     В республике  -  единственном субъекте Федерации - было проведено
обучение   международным   стандартам   управления   руководителей   и
специалистов  всех  министерств.  Сделано  это было с целью введения в
отрасли   технологий   финансового    оздоровления    подведомственных
предприятий и формирования у руководителей министерств представления о
роли информационных технологий в системе управления производством.
   
                           Здравоохранение
   
     В настоящее  время   в   здравоохранении   Республики   Татарстан
применяется целый ряд компьютерных информационных технологий.  К числу
относительно новых для Республики Татарстан и в целом  для  Российской
Федерации можно отнести следующие технологии:
     - телемедицинские консультации в режиме реального времени;
     - отсроченные    медицинские   телеконсультации   с   применением
электронной почты;
     - сбор   и  анализ  персонифицированной  информации  о  пациентах
медицинских учреждений на территориальном и республиканском уровнях.
     На базе  Межрегионального  клинического  диагностического  центра
создан и функционирует Республиканский центр телемедицины.  Состоялось
несколько  сеансов  связи  с  российскими  медицинскими учреждениями в
режиме реального времени.
     Функционирует система  мониторинга  состояния здоровья беременных
женщин с двухсторонней передачей информации по электронной почте.
     Современные информационные   технологии   применяются  в  системе
сбора,  обработки и анализа  персонифицированных  данных  о  пациентах
стационаров и поликлиник,  о кадрах медицинских работников, о льготном
лекарственном обеспечении граждан.
   
                             Образование
   
     Правительством Республики Татарстан выделены средства на  закупку
9   тысяч  компьютеров  для  оснащения  школ.  Оснащение  компьютерами
производится  и  за  счет  других   источников.   На   данный   момент
компьютерные  классы  имеют  около  2  тысяч  школ.  Начата  работа по
интернетизации  школ  по  всей  республике.  В  общей   сложности   по
республике доступ к сети Интернет имеют только 10% всех школ.
     Принято решение о создании Единого  межвузовского  инновационного
технопарка  "Идея"  с  мощным  Интернет  -  центром,  на базе которого
учащиеся средних,  среднеспециальных и высших учебных заведений  будут
проходить целевую подготовку,  заниматься проектной, образовательной и
научной деятельностью.
     Большой задел  имеется  в  республике по дистанционному обучению.
Наиболее заметными проектами в этой области стали работы по применению
информационных  технологий  в библиотечном деле и создании условий для
развития работ по сохранению и развитию татарского языка.
     В области    компьютеризации   библиотек   можно   отметить   два
направления - каталогизация и создание электронных фондов.
   
                                Языки
   
     В Республике  Татарстан  существуют  два  государственных  языка,
формируются  и активно взаимодействуют два информационных и культурных
слоя - русскоязычный и татароязычный.
     В этой   ситуации   представляется  целесообразным  использование
современных средств  и  методов  компьютерных  и  телекоммуникационных
систем  и технологий для целей изучения и сохранения татарского языка,
формирования и развития татароязычного информационного поля, что будет
способствовать   развитию   информационных   и   культурных  связей  с
диаспорами наших соотечественников в других регионах России  и  за  ее
пределами.
   
                   Жилищно - коммунальное хозяйство
   
     Пока, как  правило,  в  отрасли жилищно - коммунального хозяйства
применяются только автоматизированные расчеты платежей  за  жилищно  -
коммунальные услуги, но уже завершается разработка проекта по созданию
интегрированной республиканской  информационной  системы,  связывающей
информационные  потоки  отраслей  жилищно  -  коммунального хозяйства,
социальной защиты, энергетики.
     Все поставщики    жилищно   -   коммунальных   услуг   пользуются
разрозненными базами данных, существующими в разных форматах. Они даже
не могут быть интегрированы по набору данных. В связи с этим предстоит
большая работа по созданию  распределенной  базы  данных  по  городам,
районам, республике в целом.
   
                          Социальная защита
   
     В рамках   Республиканской   программы  "Разработка  и  внедрение
информационных  технологий  в  системе  адресной   социальной   защиты
населения  Республики  Татарстан"  внедрены комплексные информационные
технологии на основе распределенных банков данных:
     - в  органах  социальной  защиты  (Министерство социальной защиты
Республики Татарстан, 56 систем);
     - в   органах   технической   инвентаризации  (республиканское  и
районные бюро технической инвентаризации  Министерства  строительства,
архитектуры  и жилищно - коммунального хозяйства Республики Татарстан,
52 системы);
     - в   расчетных   центрах   жилищно   -  коммунального  хозяйства
(Министерство строительства,  архитектуры и  жилищно  -  коммунального
хозяйства Республики Татарстан, 42 системы);
     - в  филиалах  1  и  2  Государственной  регистрационной   палаты
Республики  Татарстан  по  регистрации юридических и физических лиц по
технологии "одного окна" (Сейчас эта функция выполняется  УМНС  РФ  по
РТ).
     Создан Республиканский банк  данных  адресной  социальной  защиты
Республики Татарстан.
     Следует отметить, что единого реестра населения в республике нет.
   
                      Государственное управление
   
     Руководители и специалисты всех министерств обучены  (и  получили
свидетельства) современным стандартам управления. Обучение проводилось
на базе компьютеризированных бизнес - курсов.
     Проводятся работы  по  организации  ситуационно  - аналитического
Центра  органов  государственной  власти  и  управления,   что   будет
способствовать  повышению эффективности принимаемых на государственном
уровне управленческих решений,  достоверному анализу и прогнозированию
возможных   последствий   действий   властных   структур,   достижению
оптимальной стратегии государственного регулирования  жизненно  важных
сфер деятельности человека и общества.
     В Центре   установлены   высокопроизводительные   мультисерверные
платформы,  выполняющие трудоемкие вычисления,  связанные с процессами
выработки  и  принятия  управленческих   решений,   моделированием   и
прогнозированием.  Необходимая  для этого информация может извлекаться
из  Республиканского  банка  информационных   ресурсов.   В   качестве
технической  базы  при  создании  Центра  может  быть  использован уже
функционирующий вычислительный комплекс Silicon Graphics. Центр должен
быть    оснащен    соответствующими    программными   средствами   для
моделирования,  прогнозирования  и  выполнения  сложных  аналитических
задач   прикладного   характера.   Необходима   разработка   комплекса
многофакторных  моделей,  предназначенных  для  компьютерного  анализа
процессов  и  явлений,  а  также  современных методов исследования для
поддержки процессов принятия решений.  При этом  необходимо  в  полной
мере задействовать потенциал Академии Наук Республики Татарстан. Очень
важно создать механизм,  обеспечивающий востребованность перспективных
студентов вузов предприятиями.
   
                               4. Связь
   
     Отрасль связи  и  информатизации  (кроме  почтовой,  телеграфной,
сельской связи и проводного вещания) относится к числу рентабельных  и
поэтому    привлекательна    для    инвесторов.   Для   удовлетворения
информационных потребностей и их формирования  необходимо  опережающее
развитие   телекоммуникаций   как  необходимое  условие  для  создания
инфраструктуры бизнеса,  что приведет к росту  инвестиций  в  целом  в
экономику,  решению вопросов занятости населения, развитию современных
технологий.  Темпы развития инфокоммуникационной структуры должны быть
выше темпов роста экономики.
     Объем информации,   передаваемой    через    инфокоммуникационную
инфраструктуру,   в   мире   удваивается  каждые  два  года.  Можно  с
уверенностью сказать, что все мировое сообщество стоит на пороге эпохи
глобального информационного общества.
     Значение телекоммуникационной отрасли проявляется в увеличении ее
роли в валовом региональном продукте (ВРП).  В ВРП развитых стран доля
этой отрасли составляет 5%, в России 2%, в Республике Татарстан 2%.
   
     Показатели развития телекоммуникаций
   
----------------T-----------T-----------T----------T-------T--------¬
¦  Показатели   ¦  2000 г.  ¦   2005 г. ¦  2010 г. ¦   В   ¦по РТ на¦
¦               +----T------+-----T-----+----T-----+странах¦01.10.02¦
¦               ¦ РФ ¦  РТ  ¦ РФ  ¦ РТ  ¦ РФ ¦  РТ ¦ мира  ¦г.      ¦
+---------------+----+------+-----+-----+----+-----+-------+--------+
¦Количество про-¦31,2¦ 0,79 ¦36,9 ¦ 0,99¦47,7¦ 1,24¦   -   ¦   0,83 ¦
¦водных  телефо-¦    ¦      ¦     ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
¦нов, млн.      ¦    ¦      ¦     ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
+---------------+----+------+-----+-----+----+-----+-------+--------+
¦Телефонная     ¦21,2¦20,9  ¦25,3 ¦26,2 ¦32,7¦32,9 ¦40 - 60¦  22    ¦
¦плотность    на¦    ¦      ¦     ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
¦100    жителей,¦    ¦      ¦     ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
¦тел.           ¦    ¦      ¦     ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
+---------------+----+------+-----+-----+----+-----+-------+--------+
¦Количество  мо-¦ 2,9¦ 0,069¦ 9,24¦ 0,5 ¦22,2¦ 1,1 ¦   -   ¦   0,35 ¦
¦бильных телефо-¦    ¦      ¦(на 1¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
¦нов, млн.      ¦    ¦      ¦нояб.¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
¦               ¦    ¦      ¦2002 ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
¦               ¦    ¦      ¦15,4)¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
+---------------+----+------+-----+-----+----+-----+-------+--------+
¦Плотность сото-¦ 2,0¦ 2,0  ¦ 6,3 ¦13,3 ¦15,2¦29,2 ¦25 - 40¦   9,28 ¦
¦вых   телефонов¦    ¦      ¦     ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
¦на 100 жителей,¦    ¦      ¦     ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
¦тел.           ¦    ¦      ¦     ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
+---------------+----+------+-----+-----+----+-----+-------+--------+
¦Количество     ¦ 2,5¦ 0,009¦ 6,0 ¦ 0,4 ¦26,1¦ 0,9 ¦   -   ¦   0,088¦
¦пользователей  ¦    ¦      ¦     ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
¦Интернет, млн. ¦    ¦      ¦     ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
+---------------+----+------+-----+-----+----+-----+-------+--------+
¦Плотность      ¦ 1,7¦ 0,23 ¦ 4,1 ¦10,6 ¦17,9¦23,9 ¦20 - 30¦   2,34 ¦
¦пользователей  ¦    ¦      ¦     ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
¦Интернет на 100¦    ¦      ¦     ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
¦жителей, чел.  ¦    ¦      ¦     ¦     ¦    ¦     ¦       ¦        ¦
L---------------+----+------+-----+-----+----+-----+-------+---------
   
     В качестве     шагов,    обеспечивающих    ускоренное    развитие
инфотелекоммуникационной сети  (ИТС),  необходимо  провести  следующие
базовые мероприятия:
     - создать  управляющий  орган   -   хозяйствующий   субъект   для
централизации  программы  развития  ИТС в РТ,  который должен привлечь
(организовать) финансирование заинтересованных коммерческих структур и
инвесторов,  а  также использовать бюджетное финансирование в основном
на возвратной основе;
     - разработать   соответствующие  нормативные  документы  и  акты,
позволяющие оптимальным образом использовать  государственные  ресурсы
для   строительства  и  развития  телекоммуникационной  сети  передачи
данных;
     - на  первом  этапе  необходимо обеспечить использование ресурсов
существующих  телефонных   сетей   общего   пользования   (ТфОП)   для
организации  подключения широкого круга пользователей.  Но,  поскольку
ресурсы ТфОП ограничены,  необходимо одновременно строить параллельные
системы   доступа.  Примером  построения  такой  сети  может  являться
мультисервисная сеть передачи данных,  строящаяся в настоящее время  в
г.   Казани   и   Республике   Татарстан   группой   компаний   "Таиф"
(магистральная  сеть  на  оптоволоконном  кабеле,  последняя  миля  на
коаксильном кабеле);
     - разработать и реализовать программы "Интернет в каждую  школу",
"Интернет  в  каждую клинику",  привлекая для этих целей на конкурсной
основе крупнейших поставщиков оборудования и Интернет  -  провайдеров,
динамика   темпов  роста  и  техническое  оснащение  которых  отвечают
требованиям сегодняшнего дня;
     - скорректировать    Республиканскую    программу   телефонизации
сельской  местности  с   целью   повышения   заинтересованности   всех
операторов    связи    развивать   сельскую   инфотелекоммуникационную
структуру.
     Сегодняшний рынок   телекоммуникационных   услуг   в   республике
сформирован из следующих сегментов:
   
                    4.1. Местная телефонная связь
   
     Местная телефонная сеть обеспечивается на 64,2%  проводной  и  на
35,8%  сотовой  радиотелефонной  связью.  Сегмент проводной телефонной
связи обеспечивается на 89,2% традиционными и на 10,7% нетрадиционными
операторами  связи,  имеющими лицензию на предоставление услуг местной
телефонной связи.  Общее число  операторов  местной  телефонной  связи
составляет 38 проводных и 5 сотовых.
     Наиболее крупными  операторами,   оказывающими   услуги   местной
телефонной  проводной  связи,  являются ГУП УЭС "Таттелеком",  имеющий
общую монтированную емкость сетей 470,5 тыс. номеров, из которых 107,7
тыс. номеров приходится на сельскую телефонную связь, и ОАО "Казанская
ГТС", сеть которого насчитывает 238,2 тыс. номеров.
     Для справки (по состоянию на 1.10.2002 г.):
     ООО "Телесет" - 50,6 тыс. номеров
     ОАО "ИнтелСет" - 38,9 тыс. номеров
     ОАО "Татнефть" - 26,5 тыс. номеров
     Серьезные проблемы   существуют   в   обеспеченности   телефонной
проводной связью в сельской местности.  Здесь индикатор обеспеченности
населения  составляет лишь 10,7 телефона на 100 человек.  При этом 80%
от общего числа сельских АТС морально и физически устарели и  подлежат
замене.
     Поскольку тарифы  на  местную   телефонную   связь   регулируются
государством  (функции  по  регулированию  возложены  на  Министерство
антимонопольной политики и  поддержки  предпринимательства  Российской
Федерации),   деятельность  по  обслуживанию  и  развитию  этого  вида
коммуникаций в сельской местности экономически невыгодна.
     Для справки:
     Срок окупаемости капитальных  вложений  по  проводной  телефонной
связи составляет не менее 25 лет.
     Общее количество неудовлетворенных заявлений  граждан  составляет
около 120 тысяч, в т.ч. 10 тысяч - по льготным категориям.
     В сельской местности установлено 97809 основных телефонов, в т.ч.
у  населения 75216.  Количество неудовлетворенных заявлений составляет
около 20 тысяч, из них 2,3 тыс. льготных категорий.
     Плотность связи  по  городам  республики составляет около 33%.  В
сельской местности - 11%.
     Для решения  проблем с сельской телефонной связью целесообразно в
отдельных  случаях  при  социально  -  экономической  целесообразности
использовать  технологии установки таксофонов (радио- и проводных).  В
следующих разделах приведена аргументация этого предложения.
   
               4.2. Междугородная и международная связь
   
     Сегмент рынка междугородной связи обслуживается одним  оператором
-  ГУП  УЭС  "Таттелеком".  Вид деятельности рентабелен и за счет этой
деятельности  осуществляется   перекрестное   субсидирование   местной
телефонной связи, телеграфной связи и проводного вещания.
     Сегмент рынка международной связи обслуживается двумя операторами
(ГУП  УЭС  "Таттелеком"  и  ОАО  "Татинком-Т",  который имеет закрытую
спутниковую сеть международной связи).
     С появлением     новых    операторов    связи,    предоставляющих
нетрадиционные  услуги  (IP-телефония,  Интернет,  передача   данных),
трафик  междугородных  соединений  ГУП  УЭС  "Таттелеком"  значительно
снизился.
     Масштабы деятельности  оператора  этого  типа  связи  оцениваются
объемом пропускаемого трафика.
     Рентабельность новых  компаний  значительно  выше,  чем у ГУП УЭС
"Таттелеком" по причине отсутствия у них такой социальной нагрузки как
местная  телефонная  связь,  телеграфная связь и проводное вещание.  В
связи с этим,  с одной стороны,  ГУП УЭС "Таттелеком" обладает  мощной
материальной базой, позволяющей вести высокорентабельную деятельность,
а,  с  другой  стороны,   высокая   социальная   нагрузка,   а   также
государственное   регулирование  тарифов  на  услуги  междугородной  и
международной связи не позволяет этого сделать.
   
                          Телеграфная связь
   
     Это социально  значимый  нерентабельный  сегмент   услуг   связи,
обслуживание  которого  ведется  одним оператором республики - ГУП УЭС
"Таттелеком".  В связи с  появлением  новых  современных  видов  услуг
телематических служб телеграфный обмен в республике с 1990 г. снизился
в 4 раза,  однако в связи с социальной  значимостью  и  необходимостью
решения  государственных  задач гражданской обороны,  защиты населения
при чрезвычайных ситуациях мирного времени и в особый период  оператор
ГУП   УЭС   "Таттелеком"   вынужден   содержать   убыточное  хозяйство
телеграфной связи.
   
                         4.3. Мобильная связь
   
     Это наиболее    динамично     развивающийся     сегмент     рынка
телекоммуникаций.  За  2002 год количество абонентов подвижной сотовой
связи в республике увеличилось в 2,4 раза по сравнению с 2001 годом  и
составляет 460,1 тысяч.
     В вопросах  взаимодействия  операторы  подвижной  сотовой   связи
республики  руководствуются  действующими  нормативными  документами и
"Генеральной схемой построения  и  развития  сетей  сотовой  подвижной
связи общего пользования в Российской Федерации".
     Тарифы на  услуги  связи,  предоставляемые  операторами   сотовой
связи,  не  подлежат  государственному  регулированию  и  определяются
самими операторами.
     По данным   проведенных   исследований   30%  жителей  республики
способно оплатить  услуги  сотовой  связи.  Это  означает,  что  число
пользователей  может  удвоиться.  При этом расходы на оплату услуги не
должны превышать 2 - 5% от среднемесячного дохода пользователя.
     Чрезвычайно актуальной    для    республики   является   проблема
обеспечения телефонной связью сельских населенных пунктов,  не имеющих
ее. В этой связи в отдельных сельских населенных пунктах в зависимости
от социально - экономической целесообразности можно было бы установить
радиотаксофоны   вместо  системы  проводной  связи.  Такая  технология
позволит сократить значительный объем бюджетных средств,  направляемых
на   развитие   телекоммуникаций  в  республике.  При  этом  установка
таксофона могла бы быть произведена  либо  за  счет  средств  компании
мобильной  связи  в  качестве "социального обременения",  либо за счет
средств Фонда инфокоммуникационного  развития,  формируемого  за  счет
средств всех операторов связи. При этом необходимо обеспечить покрытие
всей территории республики зоной принятия сигнала.
     Оплата для  абонента  такого  таксофона близка к оплате проводных
таксофонов. Радиотаксофонами имеет смысл оборудовать также все объекты
системы дорожного сервиса.
     Целесообразно также  в  населенных  пунктах,  где  нет  проводной
телефонной    связи,   обеспечить   органы   местного   самоуправления
необходимым количеством мобильных телефонов  для  населения.  Месячная
оплата абонента такой связи не превышает оплаты проводного телефона.
     Появились серьезные проблемы в отношениях субъектов рынка  связи,
что приводит к ухудшению уровня доступности потребителей к информации.
     В качестве иллюстрации  этой  ситуации  можно  назвать  следующие
проблемы:
     - служба 09 перестала быть для потребителя единой и бесплатной;
     - межсетевые  отношения  и  взаимодействия сетей нарушаются,  что
приводит  к   ухудшению   качества   предоставления   услуг   конечным
пользователям и отсутствию связи
   
           4.4. Дополнительные информационные услуги связи
   
     По итогам  2002 года в республике насчитывается 110 узлов доступа
к услугам передачи данных и телематическим службам общей емкостью 2067
каналов,  в  том числе по Казани - 27 узлов емкостью 1264 каналов,  по
республике - 83 узла емкостью 803 канала. В настоящее время введено 23
узла  доступа  в  городах  и районах республики,  в городах и районных
центрах республики.  До конца 1 квартала 2003 г.  ГУП УЭС "Таттелеком"
обеспечит  ввод  в эксплуатацию узлов доступа во всех районных центрах
республики.
     Наиболее важной   и   стремительно  развивающейся  дополнительной
услугой связи являются доступ ко всемирной  инфокоммуникационной  сети
Интернет    (обмен    посредством   передачи   текстовой,   аудио-   и
видеоинформации)  и  услуги  передачи  речевой  информации  по   сетям
передачи  данных  с  использованием  протокола IP (IP-телефония).  Это
стало возможным  благодаря  развитию  мультисервисных  сетей  передачи
данных,   снижению   стоимости   высокотехнологичного  оборудования  и
компьютерной техники, доступности тарифов для населения.
     Новые услуги  начинают  успешно  конкурировать  с  традиционными.
Только на начальном  этапе  формирования  этого  перспективного  рынка
услуг  с 2000 по 2002 г.  количество Интернет - пользователей возросло
более чем в 10 раз  и  составило  более  88  тыс.  абонентов.  Высокие
тенденции роста дополнительных информационных услуг связи сохранятся и
в будущем.
     По оценкам  экспертов,  Интернет  относится  к  типу конкурентных
рынков без доминирования хозяйствующего субъекта,  что в  полной  мере
реализуется  в  Республике  Татарстан.  В настоящее время действуют 50
операторов связи в сегменте предоставления  услуг  передачи  данных  и
телематических   служб,   из  них  в  24  активно  работают  на  рынке
предоставления услуг доступа в сеть  Интернет.  Наиболее  крупными  по
количеству  Интернет  - пользователей являются ООО "Телесет",  ГУП УЭС
"Таттелеком",  ЗАО "ИФК "БанКорп",  ООО "МЭЛТ", ОАО "ИнтелСет" (группа
компаний "Таиф"), ОАО "Комтат", ОАО "Казанская ГТС", ООО "Альком", ОАО
"Татнефть", ОАО "Татинтелком".
     Весьма популярную  у  населения услугу IP-телефонии предоставляют
17 предприятий связи.  Наиболее активные из них:  ЗАО "ИФК  "БанКорп",
ООО "ВИП-Центр", ЗАО "Казгорсервис", ТОО "МЭЛТ", ЗАО "ТАкПО".
     В общей   сложности   услугами   IP-телефонии   за    2002    год
воспользовалось более 60 тыс.  абонентов, которыми установлено почти 6
млн.  соединений,   что   составляет   6,5%   от   общего   количества
междугородных соединений.
     Все это  уже  сегодня  позволило  Республике   Татарстан   занять
лидирующие   позиции   по   предоставлению  услуг  передачи  данных  и
телематических служб среди регионов России.
   
                   4.5. Телевидение и радиовещание
   
     Телевидение и  радиовещание,  занимая  ведущее  место   в   сфере
обеспечения    информационных    потребностей   населения   Республики
Татарстан,  решают   важнейшую   государственную   задачу,   объединяя
население   в   единое   информационное   поле.   Этот  сегмент  рынка
обеспечивается следующими  операторами:  Государственным  предприятием
"Радиотелевизионный   передающий  центр"  (ГП  РТПЦ),  Государственным
унитарным   предприятием    "Управление    радиотелевизионных    сетей
"Радиотелесет"   (ГУП   УРТС   "Радиотелесет")  и  рядом  коммерческих
операторов.
     Основным оператором       по       эфирному       распространению
радиотелевизионных программ является ГП РТПЦ.  В настоящее время охват
населения  Республики  программами  ВГТРК  и  ГТРК "Татарстан" доведен
99,3%.
     В 2000  - 2001 годы на базе существующей телевизионной передающей
сети   создан   отдельный   спутниковый   телевизионный   канал    для
республиканской   программы   ТРК  "Новый  век".  Охват  телевизионным
вещанием ТРК "Новый век" составляет  95,8%  (в  сельской  местности  -
90,2%).
     Серьезной проблемой  является  низкий   охват   телевизионным   и
радиовещанием  населения  в  сельской местности.  Так,  радиопрограммы
принимают лишь 76,7% сельского населения.
     Сети телеприема   являются   составной   частью  технологического
процесса доставки телевизионного сигнала от передатчика до абонента. В
настоящее   время   в   Республике   Татарстан  услуги  по  трансляции
телевизионных программ по сетям телеприема предоставляют 17 операторов
связи различных форм собственности.
     В городах  республики  все  больше  телекомпаний  начинают   свое
вещание,  однако  устаревшие  сети  телеприема  не способны обеспечить
доставку сигнала до абонента.
     Сети коллективного  приема телевидения построены на оборудовании,
разработанном в 60-х годах прошлого века.  К сожалению,  эти  сети  не
подлежат   модернизации,   отличаются   нестабильностью  параметров  и
ограничением по числу принимаемых каналов - как правило,  не более  6:
ОРТ,  РТР/Татарстан,  Культура,  Эфир,  городской канал. В г. Казани к
указанным каналам в сетях  коллективного  приема  присоединяются  СТС,
Рен-ТВ,  ТНТ,  ТНВ.  Другие эфирные телеканалы - ТВ-6,  MTV, ТВЦ, 7ТВ,
Муз-ТВ могут принимать жители домов только  с  помощью  индивидуальных
антенн и абоненты кабельного телевидения ТВТ.
     В республике  продолжается  строительство  широкополосных   сетей
кабельного  и эфирно - кабельного телевидения с использованием системы
MMDS,  абоненты  которых  имеют  возможность  смотреть  от  12  до  30
телевизионных программ.
     В настоящее время техническая  возможность  подключения  к  сетям
кабельного телевидения по республике составляет 239,8 тыс. абонентских
точек. Техническая возможность подключения к сетям эфирно - кабельного
телевидения  с  использованием  системы  MMDS  составляет  110,6  тыс.
абонентских  точек.   Однако   низкая   платежеспособность   населения
позволяет подключиться к таким сетям не более 15 - 20% населения.
     Если рассматривать частный рынок  телевещания,  то  в  республике
выделяются ряд предприятий, заметно влияющих на конъюнктуру рынка.
     Среди телекомпаний -  ТК  "Эфир",  обладающая  высоким  рейтингом
телеканала.
     Среди кабельных  операторов  и   антенных   участков:   Татинвест
(Нижнекамск  и  Наб.  Челны),  Радиотелесет (Нижнекамск,  Альметьевск,
Лениногорск,  Заинск,  Зеленодольск,  Бугульма,  Мамадыш, Менделеевск,
Мензелинск), предприятие РТТА (Наб. Челны).
     Развитие сетей телеприема ведется,  как правило,  на  собственные
средства операторов связи.
     К 2005   году   ожидается   охват   75%   населения    республики
многопрограммным качественным телевидением.
     К сожалению,  и на  TV-рынке  инвестиционные  ресурсы  распылены.
Кроме   того,   появилась   серьезная   проблема  в  отношениях  между
операторами,  обслуживающими сети  телеприема  и  Министерством  связи
Республики  Татарстан.  Появление  проблемы  обусловлено незавершением
работ  по  закреплению  за  жильцами  долевой  собственности  в  части
инженерной инфраструктуры, к которой относятся и антенны.

                         4.6. Почтовая связь
   
     Основным оператором  на  рынке  почтовых  услуг  является ГУП УПС
"Татарстан почтасы",  сеть которого состоит из 1074 отделений почтовой
связи и 40 пунктов,  из них 38% отделений связи являются убыточными. С
целью снижения убытков в почтовой связи развиваются новые виды  услуг,
такие, как прием электронных переводов, гибридная и электронная почта,
Интернет - подписка,  предоставление  населению  доступа  в  Интернет.
Благодаря  принимаемым  мерам убытки от основной деятельности частично
покрываются за счет увеличения доходов  от  непрофильных  услуг,  доля
которых в валовом доходе за последние 5 лет возросла до 27%.
     Важным направлением в  развитии  информатизации  в  республике  и
обеспечении  доступа  населения  к  информационным  ресурсам  является
Программа "КиберПочт@",  в рамках которой  предусматривается  открытие
при  отделениях  почтовой  связи пунктов коллективного доступа (ПКД) к
сети Интернет. На сегодня в республике открыты 23 ПКД с 62-мя рабочими
местами,  в  ближайшей  перспективе  планируется  открытие ПКД во всех
районных центрах республики.
   
                   5. Средства массовой информации
   
     Развитие информационного поля  невозможно  без  развития  средств
массовой  информации.  Не  уменьшается  подписка  на  печатные  СМИ  у
высокорейтинговых  изданий.  Все  большую   популярность   приобретают
электронные  СМИ.  Редакции  ведут  работу по созданию своих страниц в
Интернете.
     Многие типографии работают на изношенном оборудовании. Затраты на
их переоборудование значительны.  Вместе с тем  рынок  полиграфических
услуг рентабелен.  Инвесторы готовы вкладывать свои финансовые ресурсы
в переоснащение  этих  предприятий,  но  необходимо  создать  для  них
организационные  условия,  обеспечивающие  успешность  бизнеса.  Такой
мерой могло  бы  быть,  например,  создание  более  крупных  зональных
типографий, изменение их организационно - правовой формы и др.
     Необходимо также   определиться   с   включением   в   социальный
(гарантированный)  пакет  инфокоммуникационных  услуг  государственной
поддержки печатных изданий на двух государственных языках.
     В области  теле- и радиовещания реальная ситуация характеризуется
неполным покрытием сигналом территории республики.  Программой ТНВ  не
охвачена  значительная  часть  территории (хотя по населению это около
5%). Еще более сложная ситуация с радиовещанием.
     В этой  связи  необходимо определить гарантированный набор теле-и
радиоуслуг, предоставляемых в каждый дом каждого населенного пункта.
     Активно развиваются  региональные телекомпании.  Их сейчас 31 (из
них 8 - в г.  Казани).  Уровень их профессиональной культуры пока  еще
невысок.  Слаба  и  материальная  база.  Но  содержание  программ,  их
"близость" к населению района делает их рейтинг очень высоким. Было бы
очень  важно  ввести на республиканских телеканалах постоянную рубрику
типа "Региональные новости", где районы могли бы для большой аудитории
вещать о событиях в районе, об их суждениях по тем или иным вопросам.
   
                    6. Информационная безопасность
   
     Информационная безопасность   состоит   из  двух  взаимоувязанных
частей:
     - безопасность информации,
     - защищенность информационной сферы.
     Под безопасностью     информации     понимается    предотвращение
несанкционированного  доступа  (НСД)   к   формируемой,   хранимой   и
передаваемой    информации.    Наиболее    распространенным   способом
обеспечения  безопасности  информации  является  ее  криптографическая
защита.   Использование   криптографии  регулируется  соответствующими
законами  РФ,  Указами  Президента  РФ  и  документами  ФАПСИ.  Однако
изделия,   рекомендованные   ФАПСИ,   существенно  снижают  пропускную
способность сети и увеличивают стоимость.  Это  объясняется  тем,  что
требования   ФАПСИ  рассчитаны  на  защиту  гостайны,  что  совсем  не
обязательно для большинства приложений.
     Задача государственной  политики состоит в том,  чтобы определить
уровень защиты конкретной  информации  в  государственных  учреждениях
Татарстана   в   целях   предотвращения   неоправданных   расходов  на
криптование и излишней загрузки сетей передачи данных.
     Под защищенностью    информационной   сферы   понимается   защита
компьютеров,  баз данных,  сетей связи от информационного нападения  и
разрушения.  Важным  компонентом  информационной безопасности является
антивирусная   защита,   предотвращающая    разрушение    программного
обеспечения  и  аппаратной части информационной сферы.  В аппаратуре и
программном     обеспечении     могут     содержаться      вредоносные
недекларированные  возможности  (закладки),  активизация которых извне
может привести к катастрофическим последствиям.
     Задача государственной    политики    состоит    в   том,   чтобы
контролировать и  предотвращать  закупку  и  оснащение  информационной
сферы  республики (не только в государственных,  но и в частных сетях,
т.к.  все  они   взаимосвязаны)   устаревшей   и   несертифицированной
аппаратурой,  контрафактным и нелицензионным программным обеспечением.
В обязательном порядке  предписать  госучреждениям  применять  сетевые
экраны и другие средства защиты своих сетей.
   
                   7. Государственное регулирование
   
     Как уже   отмечалось   выше,   отрасль   информатизации  и  связи
представляет   из    себя    сложнейший    взаимосвязанный    комплекс
информационных   ресурсов,   информационных   технологий   и   средств
телекоммуникаций.  Очевидно,  что отдельные сегменты  этого  комплекса
могут  развиваться автономно и для целей отработки различных вариантов
возможно дублирование  работ.  В  то  же  время  есть  те  направления
деятельности,   которые   должны   координироваться,  причем  в  такой
координации    нуждаются     все     участники     информационно     -
телекоммуникационных  процессов.  Регулирование  при  этом  может быть
ведомственным  (корпоративным),  общественным  и  государственным.   В
контексте  данного  документа  речь  будет идти лишь о государственном
регулировании.
     В информационно  -  телекоммуникационном  комплексе регулирование
производится в следующих направлениях:
     - экспертиза проектов, затрагивающих интересы других участников;
     - выдача  разрешений  на  проектные,  строительные,  монтажные  и
эксплуатационные работы;
     - установление  требований  поставщикам  и  потребителям  инфо  -
телекоммуникационных услуг;
     - надзор  за  соблюдением  требований   ко   всем   субъектам   -
потребителям и поставщикам инфо - телекоммуникационных услуг;
     - инвестирование развития инфо - телекоммуникационного комплекса.
     Даже поверхностный   анализ  перечисленных  регулирующих  функций
позволяет сделать вывод о том,  что с учетом существующей нормативно -
правовой   базы   в   настоящее   время   только   последняя   функция
(инвестирование) может быть выполнена Министерством связи РТ. При этом
у Министерства должны быть финансовые ресурсы. Для этого в его ведение
можно  было   бы   передать   Фонд   инфокоммуникационного   развития,
формируемый всеми операторами сферы инфо - телекоммуникационных услуг.
     Министерство должно  определять   стратегию   развития   отрасли,
работать на опережение.
     Что касается вопроса инвестиционных ресурсов, то предпочтительным
является механизм использования негосударственных (т.е.  коммерческих)
финансовых средств.
     В силу  того,  что  создание информационно - телекоммуникационной
системы (ИТКС) является  довольно  дорогостоящим  проектом,  требующим
больших  инвестиционных  вложений,  можно  признать,  что  республика,
опираясь  только  на  бюджетные  ресурсы,  не   в   состоянии   решить
поставленные  задачи  с темпами,  диктуемыми требованиями сегодняшнего
дня.  Кроме того,  государственная политика в области информатизации и
связи  должна  быть  направлена  на создание законодательно - правовых
условий по привлечению  негосударственных  финансовых  и  материальных
ресурсов    предприятий    всех    форм    собственности   к   решению
общегосударственных задач.  С этой целью, а также с целью формирования
эффективной  системы  государственного  регулирования  информационно -
телекоммуникационного комплекса  необходимо  провести  организационную
интеграцию   коммерческих   и   государственных   предприятий   в  три
хозяйствующие структуры,  которые будут иметь финансовый и технический
потенциал, необходимый для реализации задач создания ИТКС РТ.
     Кроме того,  есть  еще  одна  проблема.  Практически  аналогичное
(системе   телекоммуникационных  связей)  положение  дел  сложилось  в
области информационных технологий.  В  республике  нет  организации  -
системного  интегратора.  Но  при  этом  есть  высокие  потребности  в
разработке информационных технологий.  Как правило, разработчиками или
поставщиками   этих   технологий   являются  Московские  или  Санкт  -
Петербургские  компании.  Даже  если  пренебречь  аргументом   высокой
стоимости  их услуг,  возникают проблемы с сопровождением приоритетных
информационных технологий.
     Вместе с тем у этих проблем объективные причины.  Среди них можно
отметить две:
     в республике  ни  в  одной  организации,  занимающейся  вопросами
информационных технологий,  нет необходимой и достаточной концентрации
высокопрофессионального персонала;
     но даже те организации,  в которых такая  концентрация  близка  к
требуемой, работают не на республиканском рынке.
     Чтобы появился   в   республике   системный   интегратор,   чтобы
потребитель  информационных технологий мог найти разработчика у себя в
республике,  было бы правильным  провести  организационную  интеграцию
действующих компаний.
     Например, создание акционерного общества на базе ОАО "ICL-КПО ВС"
и  ГУП  НПО  ВТИ  позволило  бы  в  комплексе решать вопросы обучения,
переподготовки специалистов в области информационных технологий (и  не
только  из республики),  а также поставки,  разработки,  сопровождения
наиболее   востребованных   (сегодня   актуальных   для    республики)
информационных технологий.
     Есть еще   много   малочисленных   групп   высокопрофессиональных
специалистов в области информационных технологий при вузах,  в частных
фирмах, практически на всех предприятиях, в учреждениях.
     Следующим шагом  интеграции могло бы быть создание корпорации,  в
которую могли бы входить любые организации.  Обязательным условием при
этом  должно стать выполнение единого корпоративного кодекса,  который
определяет уровень профессиональной культуры при разработке,  поставке
и сопровождении программного продукта. Мотивацией для такого вхождения
могло бы стать  обеспечение  информацией  о  положении  дел  на  рынке
информационных  услуг,  возможность  доступа  к  финансовым  бюджетным
ресурсам (имея в виду высокую потребность государственных  структур  и
бюджетных   учреждений   в  этих  разработках),  а  также  возможность
получения инвестиций за счет средств инвестиционного развития, которые
могли бы формироваться членами корпорации и Правительством республики.
     Возможный вариант интеграции приведен на рисунке 1. Суть варианта
заключается в следующем:
     Создаются три структуры, объединяющие в себе:
     - информационные ресурсы - ТАТИНФОРЕСУРС (например,  региональное
управление статистики при  Госкомстате  РТ,  ГУП  -  Бюро  технической
инвентаризации и другие);
     - информационные технологии - ТАТИНФОТЕХ (например,  ОАО "ICL-КПО
ВС", ГУП НПО ВТИ и другие);
     - системы   телекоммуникаций   -   ТАТИНФОТЕЛ   (например,    ОАО
"Татнефть",  ОАО "Таиф",  ГУП УЭС "Таттелеком",  ОАО "Казанская ГТС" и
другие).
     При такой  интеграции  проблемы  координации могли бы быть решены
значительно проще, без межведомственных конфликтов.
   
     Вариант организационной интеграции
   
-------------------¬     -------------------¬  --------------------¬
¦Корпорация  "Теле-¦     ¦Корпорация "Инфор-¦  ¦АО  "Информационные¦
¦коммуникационные  ¦     ¦мационные техноло-¦  ¦ресурсы РТ" (Татин-¦
¦системы РТ"  (Тат-¦     ¦гии РТ"  (Татинфо-¦  ¦форесурс)          ¦
¦инфотел)          ¦     ¦тех)              ¦  ¦                   ¦
+-------------------     +-------------------  +--------------------
¦  ОАО "Таиф" (группа    ¦                     ¦  Управление
+- телекоммуникационных  +- ОАО "ICL-КПО ВС"   +- Региональной
¦  предприятий) -        ¦                     ¦  статистики
¦  ТАИФТЕЛКОМ            ¦                     ¦
¦                        ¦                     ¦
+- ГУП УЭС "Таттелеком"  +- ГУП НПО ВТИ        +- ГУП БТИ
¦                        ¦                     ¦
+- ОАО "Казанская ГТС"   ¦                     ¦
¦                        ¦                     ¦

     Рисунок 1

                  8. Предложения по реализации Основ
            государственной политики Республики Татарстан
                   в области информатизации и связи

     1. Определить  все  наиболее   важные   информационные   ресурсы,
зарегистрировать их, провести сертификацию, определить собственников и
владельцев.  Результатом будет технология формирования  информационных
ресурсов и их использования.  Как нематериальные активы информационные
ресурсы должны быть поставлены на баланс.
     2. Образовать   Государственный   архив  информационных  ресурсов
Республики Татарстан.  В этот архив могут войти все электронные версии
информационных ресурсов и те бумажные носители,  которые не отнесены к
Федеральной собственности.
     Соответствующие филиалы  архива  могут  быть  созданы в городах и
районах республики.
     3. На     владельцев    информационных    ресурсов,    являющихся
государственной и муниципальной собственностью,  может быть  возложена
обязанность  страхования  этого  имущества.  Это  необходимо в связи с
угрозой   возникновения   обстоятельств,    в    результате    которых
информационные ресурсы могут быть похищены, повреждены или уничтожены.
     4. Создать экономические  условия  для  интеграции  ведомственных
информационных ресурсов в республиканские.
     5. Продолжить работы по модернизации и развитию  пользовательской
инфокоммуникационной  среды  органов  государственного  управления,  а
также создать их информационные системы.
     (В настоящее  время  система  государственного  управления в виде
системы индикативного управления  в  республике  введена.  Необходимая
информация  собирается  в рамках ежегодного государственного заказа на
информационно   -   статистический   ресурс.   Необходимо    развивать
Корпоративную  сеть  передачи  данных  органов  исполнительной  власти
Республики Татарстан).
     6. Активизировать  создание  в  городах и районах республики сети
Интернет - центров.
     7. Создать  на  базе  инновационного  технопарка  ИДЕЯ Интернет -
центр общего доступа и электронную библиотеку научных публикаций.
     8. Издать Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан о
создании общеобразовательной инфотелекоммуникационной системы.
     9. Обеспечить  поддержку  татарского языка в инфокоммуникационных
системах и их интеграцию в мировое информационное пространство.
     10. Сформировать  государственный заказ на разработку и внедрение
информационных технологий в органах государственной власти  Республики
Татарстан,   на   бюджетообразующих   предприятиях   и   перспективных
предприятиях.
     11. Принять   решение  об  установлении  периода  распространения
государственного заказа на  информационные  системы  и  информационные
технологии не менее чем на 5 лет.
     12. На уровне региональной статистики (государственный  заказ  на
информационный статистический ресурс) ввести методику расчета валового
регионального продукта по отрасли "Информатизация и связь".
     13. С   целью  обеспечения  востребованности  знаний,  полученных
студентами в вузах республики,  и создания мотивации их закрепления за
предприятиями  республики  создать  фонд поддержки образования (своего
рода  стипендиальный  фонд)  перспективных  специалистов   в   области
инфокоммуникационных систем.
     14. Предусмотреть  научное   обеспечение   реализации   отдельных
направлений силами Академии наук Республики Татарстан.
     15. Определить  пакет  гарантированных  потребителям   социальных
услуг для Татарстана:
     - радио;
     - социальный пакет телевизионных каналов;
     - коллективный доступ в ИНТЕРНЕТ;
     - безвозмездные услуги единой справочной службы 09;
     - сельская почта.
     16. Образовать    республиканский    Фонд   инфокоммуникационного
развития  за  счет  средств,  отчисляемых   от   прибыли   операторов,
работающих  в  сфере  инфокоммуникационных  систем.  Одной из основных
задач Фонда должно стать обеспечение предоставления социальных пакетов
информационных услуг.
     17. Подготовить технико - экономическое обоснование использования
радио  -  таксофонов  в  сельских  населенных  пунктах.  При  этом для
"непривлекательных" для инвесторов поселений ввести  либо  "социальное
обременение"   для   компании,   либо   использовать   средства  Фонда
инфокоммуникационного развития,  либо  произвести  установку  за  счет
бюджетных средств.
     18. Создать  единую  справочную  службу,  определив  условия   ее
финансирования за счет Фонда инфокоммуникационного развития.
     19. Разработать и  реализовать  программы:  "Компьютер  в  каждую
семью",  "Интернет  (типа  Интранет)  -  в каждую школу",  "Интернет в
каждую клинику".
     20. Принять  решение  о  "покрытии"  всей  территории  республики
телевещанием.
     21. Произвести   равномерное   с   точки   зрения  инвестиционной
привлекательности зонирование республики для последующего  конкурсного
распределения    зон    среди    операторов,   обслуживающих   системы
коллективного телеприема.
     22. Завершить  работы  по  закреплению  долевой  собственности за
жильцами домов в части инженерной инфраструктуры (в том числе антенное
оборудование) и мест общего пользования.
     23. Разработать  и  реализовать  программу  создания  виртуальных
учебных заведений, обучающих телепередач, разработки и распространения
электронных учебников.
     24. Открыть сайты республиканских телерадиокомпаний.
     25. Определить  социальный  пакет  печатных   изданий   на   двух
государственных   языках,  применяя  систему  грантов.  Оптимизировать
бюджетные  расходы  на  государственную   поддержку,   оказываемую   в
настоящее время для нескольких десятков печатных изданий.
     26. Создать объединенные зональные типографии.
     27. На республиканских телеканалах ввести постоянную рубрику типа
"Региональные новости".
     28. Создать  условия для интеграции организаций - разработчиков в
акционерную компанию системного интегратора в  области  проектирования
информационных систем и информационных технологий.
     29. Провести организационную интеграцию  в  трех  направлениях  -
информационные    ресурсы,    информационные    технологии,    системы
телекоммуникаций.
     30. Подготовить  и  подписать  новое  соглашение  между Кабинетом
Министров РТ и Министерством связи Российской Федерации в соответствии
со  ст.  78  Конституции  Российской  Федерации,  в котором определить
информационные ресурсы республики.

Информация по документу
Читайте также