Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.05.2003 № 286

         Утратил силу - Постановление Кабинета Министров Республики

                                       Татарстан от 15.02.2017 № 83

              КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

               ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 мая 2003 г. N 286

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ
                     ТРУДА НА 2004 - 2006 ГОДЫ

 

 (В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан 

                        от 02.08.2006 № 390)                       

 

    В целях реализации Закона Республики Татарстан "Об охране труда 
в  Республике  Татарстан"  Кабинет  Министров  Республики Татарстан 
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

    1.  Утвердить  прилагаемую  Республиканскую программу улучшения 
условий  и  охраны  труда  на 2004 - 2006 годы (далее - Программа). 
    2.  Министерству  финансов  Республики  Татарстан, Министерству 
экономики  и  промышленности  Республики Татарстан при формировании 
проектов бюджетов Республики Татарстан на 2004 - 2006 годы включить 
указанную  Программу  в  перечень республиканских целевых программ, 
подлежащих   финансированию  за  счет  средств  бюджета  Республики  
Татарстан.
    3.   Министерствам,   ведомствам,  учреждениям  и  организациям  
Республики   Татарстан   принять   меры  по  реализации  Программы.  
    4.  Рекомендовать  администрациям  городов и районов Республики 
Татарстан  принять  территориальные  программы  улучшения условий и 
охраны  труда  в  пределах  средств местных бюджетов и внебюджетных 
источников.
    5. Министерству труда и занятости Республики Татарстан ежегодно 
до  1  марта информировать Кабинет Министров Республики Татарстан о 
ходе выполнения Программы.
    6.  Контроль  за исполнением настоящего Постановления возложить 
на  заместителя  Премьер-министра Республики Татарстан З.Р.Валееву. 

 

Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ

 

Руководитель Аппарата
Кабинета Министров
Республики Татарстан
И.Б.ФАТТАХОВ

 

 

 

 

 

Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 26 мая 2003 г. N 286

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2004
                            - 2006 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
                        НА 2004 - 2006 ГОДЫ

 

Основание  для  разработки Трудовой кодекс Российской   Федерации,
Республиканской  программы принятый Федеральным законом  от 30.12.
улучшения условий и охраны 01 г. N 197-ФЗ;
труда на  2004 - 2006 годы Федеральный    закон   от   17.07.99 г.
(далее - Программа)        N 181-ФЗ   "Об основах  охраны труда  в
                           Российской Федерации";
                           Закон Республики Татарстан от  10.12.97
                           г. N 1417 "Об охране труда в Республике
                           Татарстан";
                           Генеральное соглашение между  Кабинетом
                           Министров     Республики     Татарстан,
                           Федерацией    профсоюзов     Республики
                           Татарстан,   Ассоциацией   промышленных
                           предприятий  Республики   Татарстан   и
                           Торгово-промышленной палатой Республики
                           Татарстан на 2004 - 2006 годы

 

Государственный заказчик   Министерство   труда     и    занятости
                           Республики Татарстан

 

Основные разработчики      Министерство    труда    и    занятости
Программы                  Республики Татарстан;
                           министерства,   ведомства,   Госкомстат
                           Республики Татарстан;
                           администрации городов и районов;
                           органы надзора и контроля;
                           высшие учебные заведения;
                           Федерация      профсоюзов    Республики
                           Татарстан;
                           Ассоциация  промышленных    предприятий
                           Республики Татарстан;
                           организации Республики Татарстан

 

Цели Программы             обеспечение государственных гарантий по
                           вопросам охраны труда,  установленных в
                           Трудовом кодексе Российской  Федерации,
                           принятом  Федеральным законом от 30.12.
                           01 г.  N 197-ФЗ,  федеральными законами
                           от  17.07.99  г.  N  181-ФЗ "Об основах
                           охраны труда в  Российской  Федерации",
                           от    24.07.98    г.   N   125-ФЗ   "Об
                           обязательном социальном страховании  от
                           несчастных  случаев  на  производстве и
                           профзаболеваний",        Постановлением
                           Министерства    труда   и   социального
                           развития   Российской   Федерации    от
                           24.04.02  г.  N  28 "О создании системы
                           сертификации работ по  охране  труда  в
                           организациях"

 

Задачи Программы           определение приоритетных направлений  и
                           научно-технических     разработок     и
                           исследований в области охраны труда;
                           активизация аттестации рабочих   мест и
                           сертификации работ по охране   труда  в
                           организациях и повышение   качества  их
                           проведения;
                           повышение привлекательности     рабочих
                           мест;
                           совершенствование системы подготовки  и
                           повышения квалификации   руководителей,
                           специалистов и  работников  по   охране
                           труда;
                           снижение производственного  травматизма
                           в расчете на 1000 работающих до  уровня
                           4,1;
                           сокращение численности      работников,
                           занятых  в  тяжелых условиях труда,  до
                           показателя 0,93;
                           пропаганда вопросов охраны труда

 

Сроки реализации Программы 2004 - 2006 годы

 

Основные разделы Программы нормативно-правовое обеспечение условий
                           и охраны труда;
                           организационное       и     техническое
                           обеспечение условий и охраны труда;
                           информационное обеспечение       охраны
                           труда,     совершенствование    системы
                           образования по охране труда;
                           научное обеспечение охраны труда;
                           улучшение условий   труда   женщин    и
                           постепенное  высвобождение их с работ с
                           тяжелыми и вредными условиями труда

 

Исполнители основных       Министерство    труда    и    занятости
мероприятий                Республики Татарстан;
                           министерства,   ведомства,   Госкомстат
                           Республики Татарстан;
                           органы надзора и контроля   в   области
                           охраны труда;
                           организации Республики Татарстан;
                           Республиканский     научно-методический
                           центр охраны и безопасности труда;
                           высшие учебные заведения;
                           исполнители на конкурсной основе

 

Объемы и источники         общий объем финансирования Программы  -
финансирования             397240  тыс.  рублей,  в  том  числе по
                           источникам финансирования;
                           средства организаций     и     ведомств
                           Республики   Татарстан  -  382175  тыс.
                           рублей;
                           средства   республиканского   бюджета -
                           15065 тыс. рублей

 

Ожидаемые конечные         достижение значений индикаторов  оценки
результаты реализации      уровней   охраны   и   условий   труда,
Программы                  установленных на 2006 год:
                           число человеко-дней  нетрудоспособности
                           до    33,4    в   расчете   на   одного
                           пострадавшего      в      связи       с
                           производственными увечьями и травмами;
                           снижение числа     пострадавших      на
                           производстве  до 4,1 из расчета на 1000
                           работающих;
                           снижение удельного   веса   работников,
                           занятых    в    условиях    труда,   не
                           соответствующих санитарно-гигиеническим
                           нормам, до 13,5 процентов;
                           удельный вес    работников,     занятых
                           тяжелым   физическим  трудом,  до  0,93
                           процента;
                           удельный      вес     работающих     на
                           оборудовании, не отвечающем требованиям
                           безопасности, до 0,07 процента

 

Система организации        контроль за    реализацией    Программы
контроля за исполнением    осуществляется  в установленном порядке
Программы                  Министерством   труда    и    занятости
                           Республики    Татарстан   совместно   с
                           другими    республиканскими    органами
                           исполнительной власти, республиканскими
                           органами надзора и контроля  в  области
                           охраны   труда;  Министерство  труда  и
                           занятости Республики Татарстан ежегодно
                           до    1   марта   информирует   Кабинет
                           Министров Республики Татарстан  о  ходе
                           выполнения Программы

 

 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

 

    Ситуация  в сфере условий и охраны труда в Республике Татарстан 
остается   сложной,   являясь   серьезной   социально-экономической   
проблемой.  Это  связано  с  продолжением  экономического  кризиса,  
недостатком   инвестиций   на  реконструкцию  производства,  замену  
изношенного оборудования, дефицитом высококвалифицированных рабочих 
и          специалистов          по          охране          труда.          
    В   законодательстве   сделаны   важные   шаги  по  ужесточению  
требований  охраны труда. Трудовой кодекс Российской Федерации ввел 
специальную  главу  и  целый  ряд  статей,  обязывающих  заниматься  
вопросами  охраны  труда на всех уровнях, начиная с работодателя. В 
результате    принятых    государством   мер   на   федеральном   и   
республиканском  уровнях  и  реализации  Республиканской  программы  
улучшения  условий  и  охраны  труда на 2001 - 2003 годы ситуация в 
области         охраны        труда        стала        улучшаться.        
    В   ходе   реализации   Программы   2001  -  2003  гг.  заметно  
активизировалась  работа  по  обучению охране труда руководителей и 
специалистов   организаций.   В  результате  за  1999  -  2002  гг.  
численность руководителей и специалистов, прошедших обучение охране 
труда,   возросла   с  4800  до  17000  человек  в  год.  Проведены  
маркетинговые   исследования   обеспечения   спецодеждой,   другими   
средствами   индивидуальной   защиты  работающих  в  ряде  отраслей  
экономики.  Министерствами  и ведомствами разработаны 17 отраслевых 
программ   улучшения   условий   и   охраны   труда,   а  также  50  
территориальных   программ.   Созданы  и  работают  Республиканский  
научно-методический   центр   по   охране   и  безопасности  труда,  
консультационные   пункты,   которые   позволили   расширить  сферу  
консультационных   услуг  по  проблемам  охраны  труда.  Во  многих  
организациях  республики  проводятся  мероприятия  по модернизации, 
реконструкции,    выводу    из    эксплуатации    нефтехимического,    
химического, энергетического, котлонадзорного оборудования.
    В  целях пропаганды достижений в области охраны труда проведена 
республиканская  выставка  "Охрана  труда  в Республике Татарстан - 
2002",  что  позволило  организациям  республики  -  производителям  
спецодежды,  спецобуви  и  других  средств  индивидуальной защиты - 
продемонстрировать  потенциальным  потребителям  свои  достижения в 
этой  области.  В  2001 и 2002 годах Министерство труда и занятости 
Республики   Татарстан  организовало  их  участие  в  международных  
выставках  "Безопасность  и охрана труда". По результатам последних 
выставок  организации  республики заключили договоры на сумму около 
40  млн. рублей, что позволило им значительно расширить рынок сбыта 
продукции за пределами республики.
    Проведен  республиканский  смотр-конкурс  на лучшую организацию 
работы  по  охране  труда. Определены и награждены 47 победителей в 
этой         области         по        отдельным        номинациям.        
    Отмечается снижение числа пострадавших от несчастных случаев на 
производстве  с  3914  человек  в  2000 году до 3600 человек в 2001 
году, что позволило снизить уровень производственного травматизма в 
среднем  по  республике на 17 процентов. Численность и удельный вес 
работников,     занятых     в    условиях,    не    соответствующих    
санитарно-гигиеническим  нормам,  за  последние  2 года остаются на 
одном уровне.
    Несмотря  на  положительные  результаты,  достигнутые в области 
охраны    труда,    ситуация   продолжает   оставаться   достаточно   
напряженной.  Следует  отметить,  что  число смертельных случаев на 
производстве продолжает оставаться высоким: в 2000 году погибли 178 
человек, в 2001 году - 177 человек, а в 2002 году - 137 человек (по 
оперативным данным).
    Анализ  данных  ежегодных обследований, проводимых Госкомстатом 
Республики  Татарстан  в промышленности, строительстве, транспорте, 
связи, позволяет сделать следующие выводы, представленные в таблице 
1.

 

Таблица 1

 

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
                         В 1999 - 2001 ГГ.

 

N  п/п  Показатели охраны и     условий труда           1999 г.         2000 г. 2001 г. 2002 г. (опера- тивные  данные) 
1       Число пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более - всего      3895            3914            3600            3512    
        в расчете на 1000 работающих    4,5     4,0     3,7     4,0     
2       Число пострадавших со  смертельным исходом - всего      138     178     177     137     
        в расчете на 1000 работающих    0,160   0,183   0,181           
3       Число дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего                         32,3    38,0    34,8            
4       Удельный вес занятых в условиях труда, не соответствующих  санитарно-гигиеническим нормам, %                    13,5    15,5    16,5            
5       Удельный вес работников, занятых   тяжелым   физическим трудом, %                       1,3     1,2     1,6             
6       Удельный вес  работающих  на оборудовании,  не отвечающем требованиям     безопасности труда, %                         0,1     0,2     0,1             
7       Затраты на   мероприятия  по охране труда, млн. рублей          546,2   1162,4          1217,1                  

 

Сравнение показателей по охране труда в Республике Татарстан с показателями в России и Приволжском федеральном округе за последние 3 года позволяет сделать вывод о том, что уровень травматизма 3,7 человека в расчете на 1000 работающих имеет тенденцию к снижению и ниже показателей по России и Приволжскому федеральному округу. Показатель травматизма со смертельным исходом находится на уровне 0,181, что выше, чем по России и Приволжскому федеральному округу, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.

 

Таблица 2

 

ИНФОРМАЦИЯ
О СОСТОЯНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
И РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ПО ДАННЫМ ГОСКОМСТАТА РОССИИ)

 

Наименование территории   Российской   Федерации        Численность пострадавших с утратой   трудоспособности на один рабочий день и бо- лее в расчете на 1000  ра- ботающих                    Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работаю- щих                          
        1999 г. 2000 г. 2001 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 
Российская   Федерация          5,2     5,1     5,0     0,144   0,149   0,150   
Приволжский  федеральный  округ         5,1     4,9     4,6     0,138   0,139   0,143   
Республика   Татарстан          4,5     4,0     3,7     0,140   0,183   0,181   

 

    В  организациях  промышленности,  строительства,  транспорта  и  
связи   Республики  Татарстан  численность  работающих,  занятых  в  
условиях,  не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составляет 
свыше 16% списочного состава работников. Наибольшая доля приходится 
на      промышленность      -     20%.     По     данным     Центра     
санитарно-эпидемиологического  надзора Республики Татарстан, в 2001 
году  численность  работающих  в условиях, не отвечающих санитарным 
нормам,  составила  почти  20%  от  числа лиц, занятых в контакте с 
вредными  факторами  производственной  среды,  около трети из них - 
женщины. Значительная часть занята в сельском хозяйстве - 17,4 тыс. 
человек.
    Остается   значительной   доля   работников,   занятых  тяжелым  
физическим  трудом.  За  последние  годы  численность  этой  группы  
колебалась     в    пределах    5,8    -    8,4    тыс.    человек.    
    Серьезной  проблемой  продолжает  оставаться аттестация рабочих 
мест  по условиям труда в организациях республики. И дело не только 
в  недостатке финансирования, дефиците измерительных приборов, но и 
в  качестве  проведения  аттестации  рабочих мест. Подготовительная 
работа  по  введению  системы  сертификации работ по охране труда в 
организациях  в  настоящее  время  ведется на недостаточном уровне. 
    Высокий процент износа оборудования повышает риск возникновения 
аварийных  ситуаций.  Острой  с точки зрения охраны труда остается, 
например,  ситуация  на  химических и нефтехимических предприятиях, 
построенных  более  20  - 30 лет назад, многие организации малого и 
среднего  бизнеса  используют  списанное  или  физически изношенное 
оборудование.
    За  последние  годы  в  Республике  Татарстан затраты на охрану 
труда систематически возрастали согласно динамике, представленной в 
таблице    3.    Однако   сохраняются   существенные   диспропорции   
финансирования   охраны   труда   в   организациях  различных  форм  
собственности.  Так,  затраты  на  охрану  труда  в частном секторе 
экономики  более  чем  в 3 раза ниже среднего уровня по республике. 
Это  обуславливает неблагополучное состояние условий и охраны труда 
в организациях малого и среднего бизнеса, что отражено в таблице 3. 

 

Таблица 3

 

ДИНАМИКА ЗАТРАТ НА ОХРАНУ ТРУДА В
РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 1999 - 2001 ГГ.

 

Показатели затрат               1999 г.         2000 г.         2001 г.         
Израсходовано средств на мероприя- тия по охране труда, млн. рублей     546,2   1162,3  1217,1  
Темп роста к предыдущему году, %        130,0   212,8   104,7   
    Затраты  на  мероприятия  по  охране  труда в расчете на одного 
работающего     на  предприятиях,  рублей  все  формы собственности 
государственная  частная         634,0 561,4 192,1       1193,4 1194,3 339,4 
1245,5 1032,0 452,3

 

    Значительная   дифференциация   в   затратах  на  охрану  труда  
увеличивает  разрыв в условиях труда между отдельными организациями 
и   отраслями,   а  это  снижает  социальную  защищенность  каждого  
работника  и,  самое главное, приводит к нарушению законодательства 
по  охране  труда.  Одной  из  серьезных  проблем  остается высокий 
уровень  производственного  травматизма  в  сельском  хозяйстве. На 
протяжении  многих  лет эта отрасль является самой травмоопасной. В 
различных  отраслях  сельского  хозяйства  ежегодно получают травмы 
около 50% всех пострадавших в республике при численности работающих 
в  этой  сфере  около  14%  от  всех занятых в экономике. По данным 
Госкомстата  Республики  Татарстан,  в  2001  году  в  этой отрасли 
пострадало   от   несчастных   случаев  1775  человек    2000  г.  
пострадавших  было  2103  человека).  Финансовые  затраты на охрану 
труда  в  отрасли  сельского  хозяйства  самые  низкие  среди  всех  
отраслей  экономики республики, они составили в 2001 г. 258,1 рубля 
в  расчете на одного работающего, что в 8 раз ниже, чем аналогичные 
затраты  в  области  промышленности,  в  4 раза ниже, чем в области 
строительства, в 3 раза ниже, чем в сфере здравоохранения. Наиболее 
высокий   уровень   производственного  травматизма  со  смертельным  
исходом  отмечен  в  2001  году в отраслях лесного хозяйства (0,516 
пострадавших  на 1000 работающих), строительства (0,336), сельского 
хозяйства     (0,275).    В    области    промышленности    уровень    
производственного  травматизма  со  смертельным  исходом  вырос  по  
сравнению  с  2000  годом  в  1,2  раза.  Ежегодно увеличивается на 
производстве  число лиц с трудовыми увечьями, профзаболеваниями или 
иным  ущербом  здоровью,  получающих  за  это выплаты по возмещению 
вреда.  В  2001  году ежемесячные страховые выплаты пострадавшим на 
производстве  в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном 
социальном  страховании  от  несчастных  случаев и профзаболеваний" 
получали  8263  человека,  в 2000 г. их было 7875, из них было 6705 
пострадавших  от  несчастных  случаев  и 1558 - от профессиональных 
заболеваний.  На  возмещение вреда пострадавшим выплачено в 2001 г. 
147 млн. рублей.
    Реализация Республиканской программы улучшения условий и охраны 
труда  на  2004  - 2006 годы позволит улучшить ситуацию в различных 
областях  производства,  что,  соответственно, повлияет на значения 
индикативной  оценки  уровня  жизни  населения  республики, которые 
приведены в таблице 4.
Таблица 4

 

ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ,
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПО ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА 2004 - 2006 ГГ.

 

--------------------T------------------------------------------------¬
¦   Наименование    ¦        Значение индикатора на уровне           ¦
¦    индикатора     ¦              Республики Татарстан              ¦
¦                   +----T-----T-------------------------------------+
¦                   ¦Фак-¦Уста-¦       Прогнозное значение           ¦
¦                   ¦ти- ¦нов- +-------T---------T---------T---------+
¦                   ¦чес-¦лен- ¦2003 г.¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦ 2006 г. ¦
¦                   ¦кое ¦ное  ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦                   ¦2001¦2002 ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦                   ¦г.  ¦г.   ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
+-------------------+----+-----+-------+---------+---------+---------+
¦         1         ¦  2 ¦  3  ¦   4   ¦    5    ¦    6    ¦   7     ¦
+-------------------+----+-----+-------+---------+---------+---------+
¦1. Число  человеко-¦34,8¦34,0 ¦  33,9 ¦33,8 <*> ¦33,7 <*> ¦33,4 <*> ¦
¦дней нетрудоспособ-¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦ности в расчете  на¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦одного пострадавше-¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦го в связи с произ-¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦водственными увечь-¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦ями и травмами     ¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
+-------------------+----+-----+-------+---------+---------+---------+
¦2. Число пострадав-¦ 3,7¦ 4,3 ¦   4,3 ¦ 4,2 <*> ¦ 4,2 <*> ¦ 4,1 <**>¦
¦ших на производстве¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦из расчета на  1000¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦работающих         ¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
+-------------------+----+-----+-------+---------+---------+---------+
¦3. Удельный вес ра-¦16,5¦13,8 ¦  13,8 ¦13,7 <*> ¦13,6 <*> ¦13,5 <*> ¦
¦ботников, занятых в¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦условиях труда,  не¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦соответствующих са-¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦нитарно-гигиеничес-¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦ким нормам, %      ¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
+-------------------+----+-----+-------+---------+---------+---------+
¦4. Удельный вес ра-¦ 1,6¦ 1,0 ¦   1,0 ¦ 0,99 <*>¦ 0,98 <*>¦ 0,93 <*>¦
¦ботников,   занятых¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦тяжелым  физическим¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦трудом, %          ¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
+-------------------+----+-----+-------+---------+---------+---------+
¦5. Удельный вес ра-¦ 0,1¦ 0,09¦   0,09¦ 0,08 <*>¦ 0,08 <*>¦ 0,07 <*>¦
¦ботающих на  обору-¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦довании, не отвеча-¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦ющем    требованиям¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦безопасности, %    ¦    ¦     ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
L-------------------+----+-----+-------+---------+---------+----------

 

-------------------------------
    <*> - прогнозные значения индикаторов будут корректироваться по
                                 фактическим ежегодным показателям;
    <**>  -  показатель  "Число  пострадавших  на  производстве  из  
расчета на 1000 работающих" в 2001 году планировался на уровне 4,4, 
а  фактически  составил 3,7. Поэтому при планировании показателя на 
2006  год была определена методика, по которой было принято среднее 
значение показателя их трех лет (2001 г. - 3,7; 2002 г. - 4,3; 2003 
г.           -           4,3),           составившего          4,1.          

 

    В  области  профессиональной  заболеваемости  за последние годы 
произошли  позитивные сдвиги. Однако эта проблема остается одной из 
самых   актуальных   социально-трудовых   проблем.  Это  связано  с  
выявлением,    учетом,   диагностированием   здоровья   работающих,   
несовершенством   нормативной   базы   и   нехваткой   специалистов   
соответствующего  профиля. Решение этой проблемы требует совместных 
усилий   Министерства  здравоохранения  Республики  Татарстан,  ФГУ  
"Центр   Госсанэпиднадзора  в  Республике  Татарстан",  Госкомстата  
Республики    Татарстан,   отраслевых   министерств   и   ведомств.   
Воздействие  неблагоприятных условий труда вызывает стойкий уровень 
профзаболеваемости  как  среди всех работников, так и среди женщин. 
Более  25%  всех  впервые  выявленных профзаболеваний приходится на 
долю  женщин.  В  последние  годы  сохраняется высокий удельный вес 
профзаболеваний  женщин  детородного  возраста - более 50%. Вредные 
производственные  факторы  оказывают неблагоприятное воздействие на 
здоровье  самих  женщин  и,  как  следствие,  на  здоровье  детей - 
осложнения  беременности, рост соматических заболеваний женщин и их 
детей  наблюдаются  в  2  раза  чаще.  Это обусловлено тем, что, по 
статистическим     данным,     в    организациях    промышленности,    
строительства,  транспорта  и  связи  почти  14%  женщин  заняты  в  
условиях,  не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, фактически 
данный  показатель  значительно  выше. По данным Госсанэпиднадзора, 
только   в   сельском   хозяйстве   в   контакте   с   вредными   и   
неблагоприятными факторами производственной среды трудятся 39 тысяч 
женщин,  около  60%  женщин,  занятых  тяжелым  физическим трудом в 
республике,  трудятся  в  сельском хозяйстве. Вместе с тем женщины, 
особенно      детородного      возраста,      часто      становятся      
неконкурентоспособными  на рынке труда или вынуждены соглашаться на 
тяжелую  низкооплачиваемую  работу.  В  настоящее  время  в связи с 
наращиванием  объемов  производства  многие  организации республики 
столкнулись  с  дефицитом  высококвалифицированных кадров, особенно 
молодежи.  Это связано с необходимостью повышения привлекательности 
рабочих  мест,  создания  достойных  здоровых  и безопасных условий 
труда.  Привлечение новой рабочей силы требует и особого внимания к 
обучению  людей  правилам  безопасного  ведения  работ,  соблюдению  
трудовой дисциплины, гигиены и санитарии. В связи с этим актуальной 
стала  проблема  обучения работников вопросам охраны труда, широкая 
пропаганда  этих вопросов. Системный анализ работы в области охраны 
труда  показал,  что  программный  подход  в  этом направлении себя 
полностью  оправдал,  его  необходимо  использовать и в дальнейшем. 

 

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

 

    Основной  целью  Республиканской  программы улучшения условий и 
охраны   труда   на   2004   -   2006   годы  является  обеспечение  
государственных  гарантий по вопросам охраны труда, установленных в 
Трудовом   кодексе   Российской   Федерации  Российской  Федерации,  
принятом  Федеральным  законом  от  30.12.01 N 197-ФЗ, федеральными 
законами  от  17.07.99  г.  N  181-ФЗ  "Об  основах  охраны труда в 
Российской  Федерации",  от  24.07.98  г. N 125-ФЗ "Об обязательном 
социальном  страховании  от  несчастных  случаев  на производстве и 
профзаболеваний",  Постановлением  Министерства труда и социального 
развития  Российской  Федерации  от  24.04.02  г.  N 28 "О создании 
Системы   сертификации  работ  по  охране  труда  в  организациях".  

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

    Основными  задачами Республиканской программы улучшения условий 
и   охраны   труда  на  2004  -  2006  годы  являются:  определение  
приоритетных   направлений   и   научно-технических   разработок  и  
исследований в области охраны труда; активизация аттестации рабочих 
мест и сертификации работ по охране труда в организациях, повышение 
качества  их  проведения; повышение привлекательности рабочих мест; 
совершенствование   системы  подготовки  и  повышения  квалификации  
руководителей,  специалистов и работников по охране труда; снижение 
производственного  травматизма  в  расчете  на  1000  работающих до 
уровня  4,1;  сокращение  численности работников, занятых в тяжелых 
условиях  труда,  до  показателя  0,93;  пропаганда вопросов охраны 
труда. Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния 
условий и охраны труда работников, проведенного Министерством труда 
и  занятости Республики Татарстан совместно с Федерацией профсоюзов 
Республики Татарстан, государственными органами надзора и контроля, 
научно-исследовательскими    организациями.   Учтены   рекомендации   
Республиканского  совещания  по охране труда (2001 г.), предложения 
министерств,      ведомств      и      организаций      республики.      
    Приоритетные  направления  мероприятий  Программы  определены в 
соответствии  с  ее  целями  и задачами, а также положениями нового 
Трудового   кодекса  Российской  Федерации,  принятого  Федеральным  
законом        от        30.12.01        г.        N        197-ФЗ.        

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

 

В рамках этого направления Программой предусматриваются:
    издание  санитарно-гигиенических  норм  по  различным  факторам  
производственной    среды    и    обеспечение    ими   организаций;   
    подготовка,  издание  и распространение нормативно-методической 
документации  по  охране и условиям труда для организаций всех форм 
собственности.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

 

    В   1999   г.   создан   и   успешно  работает  Республиканский  
научно-методический  центр  охраны  и  безопасности  труда. На него 
возложены      головные      функции      выполнения      комплекса      
организационно-технических, научных и других работ по охране труда, 
реализация  которых  требуется  на республиканском уровне. В рамках 
реализации    мероприятий   Программы   предполагается   дальнейшее   
материально-техническое  развитие  центра, расширение его функций с 
целью   увеличения   услуг   в  области  условий  и  охраны  труда,  
оказываемых  министерствам,  ведомствам,  организациям  республики.  
Будет  продолжена  ежегодная  работа Министерства труда и занятости 
Республики  Татарстан  по  проведению  анализа  состояния условий и 
охраны  труда  в  республике, разработке оперативных мероприятий по 
профилактике  производственного  травматизма, подготовке доклада по 
указанному  вопросу  для Кабинета Министров Республики Татарстан. В 
связи   с   необходимостью  отраслевого  управления  охраной  труда  
Программой   намечена   разработка   отраслевых  и  территориальных  
программ  по  улучшению условий и охраны труда на 2004 - 2006 годы. 
Согласно  Федеральному закону "Об основах охраны труда в Российской 
Федерации"   в   республике   предполагается   создание  органа  по  
сертификации    работ    по    охране   труда.   Будет   продолжена   
организационная  работа  по  проведению  аттестации рабочих мест по 
условиям   труда   как  базы  для  последующей  сертификации  работ  
(объектов)  по  охране  труда в организациях республики. Программой 
предусматривается    проведение    смотров-конкурсов    на   лучшую   
организацию   работы   по   охране  труда  среди  организаций  всех  
организационно-правовых форм, проведение Республиканского совещания 
  состоянии  условий  и охраны труда в Республике Татарстан". Для 
более   полного  учета  условий  труда,  всех  факторов  и  затрат,  
связанных   с   профилактикой   производственного   травматизма   и   
профессиональных  заболеваний,  предусмотрено  обеспечение  полного  
охвата  государственной статистической отчетностью по охране труда. 
В   этот   блок   включены   предложения,  направленные  на  анализ  
обеспеченности   организаций   ряда  отраслей  с  высокой  степенью  
производственного    травматизма    средствами   индивидуальной   и   
коллективной  защиты  для  работающих, приборами контроля вредных и 
опасных производственных факторов. После изучения опыта организации 
и  участия  Министерства  труда  и занятости Республики Татарстан в 
международных   выставках,   проводимых   Министерством   труда   и   
социального   развития   Российской   Федерации   в  рамках  данной  
Программы, принято решение о продолжении участия в таких выставках, 
а также об организации в республике выставок спецодежды, спецобуви, 
средств индивидуальной защиты, выпускаемых организациями республики 
и    близлежащих    регионов.    Будет    проведена    аккредитация    
исследовательской  лаборатории для проведения сертификации работ по 
охране  труда.  Намечено проведение проверочных контрольных замеров 
параметров  условий труда в организациях республики. Предполагается 
разработка  положения  об организации и проведении аудита по охране 
труда.  Реализация Программы включает изучение международного опыта 
работы  по  улучшению  условий  и  охраны  труда,  что предполагает 
участие  специалистов  республики в совместных с Германией, Швецией 
международных проектах по охране труда в составе Министерства труда 
и       социального       развития       Российской      Федерации.      

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА,
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 

    Мероприятия    этого    раздела    направлены    на   улучшение   
информационного  обеспечения охраны труда в республике на всех трех 
уровнях  управления  на основе дальнейшего развития и сопровождения 
автоматизированной  информационной системы по охране труда (далее - 
РИСОТ),  создания  республиканского банка данных по охране труда. В 
рамках  этого  направления  предполагается внедрение новых программ 
обучения  по  вопросам  охраны  труда,  в  том  числе  модульных  и  
компьютерных   систем  обучения,  оснащение  компьютерного  класса,  
сопровождение  республиканского  сайта по охране труда, организация 
обучения  специалистов  различных  организаций  методам  аттестации  
рабочих  мест,  травмобезопасности,  сертификации  работ  по охране 
труда  в  организациях.  В  этот  блок включена организация выпуска 
Республиканского  информационного  бюллетеня  по  вопросам охраны и 
безопасности труда.

 

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

 

    Программа  предполагает  выполнение  таких  прикладных  научных  
исследований,   которые   позволят   получить  важные  практические  
результаты  и  создать  научно-техническую  и  методическую  основу  
улучшения  условий  и  охраны труда, как разработка государственной 
системы   управления   охраной   труда   в   республике   с  учетом  
международных  стандартов,  рекомендаций  по  улучшению  условий  и  
охраны  труда  для  операторов  машинного  доения  и раздаче кормов 
крупному  рогатому  скоту  мобильными кормораздатчиками, разработка 
защитного  комплекта  одежды для работающих с жидкими и пылевидными 
ядохимикатами  в  сельском  хозяйстве,  перевод  на  татарский язык 
нормативной        документации        по       охране       труда.       

 

УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА ЖЕНЩИН И ПОСТЕПЕННОЕ
ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ИХ С РАБОТ С ТЯЖЕЛЫМИ И ВРЕДНЫМИ
УСЛОВИЯМИ ТРУДА

 

    Разработка  этого  раздела  обусловлена  тем,  что  без решения 
проблемы    улучшения    условий   труда   женщин   нельзя   решить   
государственные   задачи  улучшения  экономической  стабильности  в  
республике,   повышения   уровня   жизни   населения   и  улучшения  
демографической  обстановки.  В  связи  с  этим  в  раздел включены 
мероприятия   по  улучшению  условий  труда  женщин,  работающих  в  
сельском  хозяйстве,  животноводстве, а также использующих в работе 
пестициды.  Учитывая,  что  значительная  часть женщин в республике 
трудится    на    химических,    нефтедобывающих,   нефтехимических   
предприятиях,  предполагается разработать мероприятия, направленные 
на  сохранение здоровья беременных женщин, работающих именно в этих 
отраслях промышленности, а также разработку рекомендаций для приема 
девушек  в  профессиональные  учебные заведения указанного профиля. 
    В  рамках  Программы  предусмотрены  меры  по трудоустройству и 
профессиональному  переобучению  женщин,  высвобождаемых  с работ с 
тяжелыми  и  вредными  условиями труда. Следует отметить, что такое 
высвобождение   женщин   не   подразумевает  прекращения  трудового  
договора  с  работниками  вообще, а означает либо перевод на другое 
рабочее  место,  либо  приведение  условий  труда  в соответствие с 
санитарно-гигиеническими нормами.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
                             ПРОГРАММЫ

 

    Государственным   заказчиком  Программы  является  Министерство  
труда  и  занятости  Республики  Татарстан.  Оперативное управление 
реализацией   Программы   (исполнительские   функции)  осуществляет  
Министерство  труда  и  занятости  Республики  Татарстан. Программа 
включает  в  себя  комплекс мероприятий по всем направлениям охраны 
труда,  которые  являются многоцелевыми и межотраслевыми. Многие из 
них  не  могут  быть выполнены без государственного финансирования. 
Это,  в частности, нормативно-правовое, организационно-техническое, 
информационное  обеспечение  работы  служб  охраны  труда, обучение 
требованиям  охраны труда, НИОКР в области охраны труда. Статьей 19 
Федерального   закона   "Об   основах  охраны  труда  в  Российской  
Федерации"  предусматриваются  источники  и  порядок финансирования 
целевых  программ  улучшения условий и охраны труда. Финансирование 
мероприятий  Республиканской  целевой программы улучшения условий и 
охраны  труда  на  2004 - 2006 годы предполагается за счет средств: 
бюджета  Республики  Татарстан;  средств  организаций всех отраслей 
экономики, министерств и ведомств республики. Программа содержит 47 
мероприятий   общей  стоимостью  397,24  млн.  рублей.  Затраты  на  
мероприятия  Программы запланированы на минимальном уровне с учетом 
ограниченных  возможностей  финансирования.  По  отношению  к общим 
затратам  средства, запланированные к выделению из республиканского 
бюджета, составляют 3,8 процента.

 

    ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
                             ПРОГРАММЫ

 

    Реализация  Программы  позволит  повысить эффективность системы 
управления   охраной   труда   в   республике,   обоснованность   и   
оперативность   управленческих  решений,  уровень  профессиональной  
подготовки  кадров и создать более благоприятные условия для работы 
служб          охраны         труда         в         организациях.         
    Программа    реализуется    непосредственно    в   организациях   
республики.  Социальный  эффект от реализации мероприятий Программы 
будет  выражаться  в  сокращении  численности работников, занятых в 
неблагоприятных  условиях  труда,  снижении уровня заболеваемости и 
производственного  травматизма, повышении социальной защищенности и 
удовлетворенности работников условиями труда.
Экономический эффект от реализации Программы ожидается:
    в    снижении    материальных   последствий   производственного   
травматизма,     общей     и    профессиональной    заболеваемости;    
    в  повышении производительности труда за счет сокращения потерь 
рабочего времени;
    в снижении затрат на льготы и компенсации за работу в тяжелых и 
вредных условиях труда;
    в    предотвращении    материального    ущерба    от    аварий,    
производственного травматизма и профзаболеваемости.
    Приблизительные  расчеты  показывают,  что  только в результате 
проведения   одной   республиканской  выставки  и  участия  в  трех  
международных  выставках  по  охране  труда организации республики, 
производящие   средства  индивидуальной  защиты,  смогут  заключить  
договоры  на  сумму  около  150 млн. рублей, что в 10 раз превышает 
стоимость бюджетного финансирования Программы.

 

 

Приложение
к Республиканской программе
улучшения условий и охраны
труда на 2004 - 2006 годы

 

  ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ
                     ТРУДА НА 2004 - 2006 ГОДЫ

 

         (в ред. Постановления КМ РТ от 22.09.2003 N 423)

 

------T---------------------------T------------------T------------T-----------------------------T-------------------¬
¦  N  ¦ Наименование мероприятий  ¦   Исполнители    ¦Сроки испол-¦    Финансовые затраты,      ¦Источники финанси- ¦
¦ п/п ¦                           ¦                  ¦нения по го-¦        тыс. рублей          ¦      рования      ¦
¦     ¦                           ¦                  ¦дам         +------T-------T-------T------+                   ¦
¦     ¦                           ¦                  ¦            ¦всего ¦ 2004  ¦ 2005  ¦ 2006 ¦                   ¦
+-----+---------------------------+------------------+------------+------+-------+-------+------+-------------------+
¦                  I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ                                                       ¦
¦                                И ОХРАНЫ ТРУДА                                                                     ¦
+-----T---------------------------T------------------T------------T------T-------T-------T------T-------------------+
¦  1.1¦Издание санитарно-гигиени- ¦ФГУ "Центр Госсан-¦ 2004 - 2006¦   300¦    100¦    100¦   100¦средства  организа-¦
¦     ¦ческих  норм  по  различным¦эпиднадзора в Рес-¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦ций                ¦
¦     ¦факторам   производственной¦публике Татарстан"¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦среды и обеспечение ими ор-¦                  ¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦ганизаций                  ¦                  ¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
+-----+---------------------------+------------------+------------+------+-------+-------+------+-------------------+
¦  1.2¦Подготовка, издание и расп-¦Республиканский   ¦ 2004 - 2006¦   225¦     75¦     75¦    75¦средства  организа-¦
¦     ¦ространение  нормативно-ме-¦научно-методичес- ¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦ций                ¦
¦     ¦тодической  документации по¦кий центр   охраны¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦охране и условиям труда для¦и безопасности    ¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦организаций всех форм собс-¦труда             ¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦твенности                  ¦                  ¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
+-----+---------------------------+------------------+------------+------+-------+-------+------+-------------------+
¦                II. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                                                      ¦
¦                            УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА                                                                 ¦
+-----T---------------------------T------------------T------------T------T-------T-------T------T-------------------+
¦  2.1¦Подготовка в   Кабинет  Ми-¦Минтруд    Респуб-¦    2004    ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦нистров Республики  Татарс-¦лики    Татарстан,¦    2005    ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦тан  доклада    состоянии¦Гострудинспекция  ¦    2006    ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦условий и  охраны  труда  в¦в  Республике  Та-¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦Республике Татарстан"      ¦тарстан,          ¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦                           ¦ФГУ   "Центр  Гос-¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦                           ¦санэпиднадзора   в¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦                           ¦Республике  Татар-¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦                           ¦стан",    Приволж-¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦                           ¦ский  округ   Гос-¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦                           ¦гортехнадзора     ¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦                           ¦Российской   Феде-¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦                           ¦рации,  Госкомстат¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦                           ¦Республики  Татар-¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦                           ¦стан              ¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
+-----+---------------------------+------------------+------------+------+-------+-------+------+-------------------+
¦  2.2¦Проведение санитарно-гигие-¦ФГУ  "Центр   Гос-¦ 2004 - 2006¦  4500¦   1500¦   1500¦  1500¦средства  организа-¦
¦     ¦нической паспортизации кан-¦санэпиднадзора   в¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦ций                ¦
¦     ¦церогеноопасных производств¦Республике  Татар-¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦в  отраслях  промышленности¦стан",   министер-¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦Республики Татарстан       ¦ства,   ведомства,¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
¦     ¦                           ¦организации       ¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦
+-----+---------------------------+------------------+------------+------+-------+-------+------+-------------------+
¦  2.3¦Разработка отраслевых     и¦Министерства,  ве-¦ 2004 - 2005¦      ¦       ¦       ¦      ¦средства     минис-¦
¦     ¦территориальных программ по¦домства,  отрасле-¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦терств,   ведомств,¦
¦     ¦улучшению  условий и охраны¦вые     профсоюзы,¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦администраций горо-¦
¦     ¦труда на 2004 - 2006 годы  ¦администрации  го-¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦дов и районов      ¦
¦     ¦                           ¦родов и районов   ¦            ¦      ¦       ¦       ¦      ¦                   ¦


Информация по документу
Читайте также