Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.09.2002 № 555КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 сентября 2002 г. N 555 ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2002 - 2006 ГОДЫ В целях определения основных направлений деятельности Правительства Республики Татарстан в общественно - политической и социально - экономической сфере на 2002 - 2006 годы Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемые Основные направления стратегии социально - экономического развития Республики Татарстан на 2002 - 2006 годы. 2. Представить Основные направления стратегии социально - экономического развития Республики Татарстан на 2002 - 2006 годы Президенту Республики Татарстан для внесения на рассмотрение в Государственный Совет Республики Татарстан. Премьер - министр Республики Татарстан Р.МИННИХАНОВ Руководитель Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан И.ФАТТАХОВ Одобрены Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 сентября 2002 г. N 555 Программа предстоящей деятельности Правительства Республики Татарстан на срок своих полномочий ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2002 - 2006 ГОДЫ Казань, 2002 год СОДЕРЖАНИЕ 1. Принципы и приоритеты стратегии........................ 3 2. Развитие отраслей социальной сферы..................... 5 Социальное нормирование и социальные гарантии.......... 5 Доходы населения....................................... 6 Занятость населения.................................... 7 Здравоохранение........................................ 8 Образование............................................ 9 Жилищная политика...................................... 10 3. Развитие инфраструктуры................................ 12 Непроизводственные отрасли............................. 12 Производственные отрасли............................... 12 4. Научные фундаментальные и прикладные исследования...... 13 5. Развитие реального сектора экономики................... 14 5.1. Основные макроэкономические показатели социально - экономического развития.............................. 14 5.2. Основные задачи правительства........................ 14 6. Государственное управление............................. 17 1. ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ Основные направления стратегии социально - экономического развития Республики Татарстан на 2002 - 2006 годы (далее - стратегия) должны способствовать достижению главной цели органов государственной власти республики - обеспечению достойного уровня жизни населения. Государственная политика должна ориентироваться на потребности человека. По данным социологических исследований, проводимых в республике ежеквартально с 1994 года, они менялись следующим образом. С 1995 года по 1998 год к числу наиболее значимых проблем татарстанского общества относились угроза безработицы, преступность, низкий уровень заработной платы и снижение качества медицинского обслуживания. Финансово - экономический кризис середины 1998 года и последовавшие в связи с этим перемены привели к некоторым изменениям в перечне социальных тревог. В настоящее время 70% населения озабочено, прежде всего, ростом цен. Это свидетельствует в первую очередь о низких доходах населения. С ноября 1997 по октябрь 2001 года число граждан, заявивших в ходе социологических опросов об улучшении своего материального положения, сократилось с 18,8 до 3,6 процента. А о плохом и очень плохом материальном положении заявляет сегодня почти 51% опрошенных семей. Также в числе острых социальных проблем общество выделяет (в порядке убывания) распространение наркомании, состояние преступности, угрозу потерять работу, снижение качества медицинского обслуживания и другие. Следовательно, вся деятельность органов государственной власти Республики Татарстан должна быть ориентирована на решение проблем, являющихся наиболее актуальными для татарстанцев. Принципы и приоритеты развития всех направлений жизнедеятельности республики определяются исходя из целей государственной политики. Но цель не может быть обозначена без определения миссии государства, т.е. без ответа на вопрос "Для чего существует власть?". Цель должна быть измеряема. Выполнить можно лишь ту работу, которую можно измерить. В контексте излагаемой стратегии миссией государства как власти является обеспечение социально - экономической безопасности (самодостаточности) республики. Целью государственной политики является обеспечение уровня жизни населения не ниже нормативной экономической самодостаточности, измеряемой как отношение дохода к стоимостной величине минимального потребительского бюджета. Основными направлениями деятельности правительства в общественно - политической и социально - экономической сфере на 2002 - 2006 годы будут: достижение уровня экономической самодостаточности граждан, их семей, хозяйствующих субъектов, городов и районов республики, республики в целом на основе производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и конкурентоспособной властью; создание условий для более полного удовлетворения культурных и духовных запросов населения республики; обеспечение экологической безопасности; дальнейшая интеграция Республики Татарстан в политическое, экономическое, информационное, правовое пространство России и мирового сообщества. У республики достаточно ресурсов для созидательного развития. Природные богатства, удобное географическое положение, наличие высокотехнологичных производств, интеллектуальный потенциал - это те средства, которые должны быть использованы для достижения поставленной цели. При этом процесс их использования должен быть ориентирован на достижение уровня внутреннего регионального продукта (как агрегированной от добавленной стоимости величины), достаточного для решения поставленных задач. Для этого основными принципами государственной политики будут следующие: создание благоприятных условий для поддержки и развития предпринимательства; создание равных конкурентных условий для производителей товаров и услуг, демонополизация отраслей и видов деятельности и устранение административных препятствий на пути развития предпринимательства; стимулирование привлечения инвестиций в республику; четкое закрепление функций государственного управления за центрами ответственности; использование системы индикативного управления в качестве метода государственного регулирования экономикой; государственная поддержка товаропроизводителей независимо от формы собственности в виде дотаций, льгот, лизинга, кредита и т.д.; поддержка правительством "сильных" товаропроизводителей, доказывающих свою экономическую, управленческую, техно - технологическую состоятельность и производящих товары - лидеры, к которым сегодня относятся: нефть и нефтепродукты; вертолеты и самолеты; автомобили; шины; полиэтилен; продукты химических производств; меховые изделия; мебель и продукция деревообработки; пиво и алкогольная продукция. 2. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Социальное нормирование и социальные гарантии Социальное нормирование - деятельность, без которой невозможно решить ни одну стратегическую задачу в области социально - экономического развития. Целью социального нормирования является создание нормативной базы для: социально - экономического программирования; государственного регулирования; четкого определения центров ответственности в системе государственного управления; реализации политики повышения доходов населения; определения государственных гарантий; оценки уровня экономической самодостаточности граждан, их семей, хозяйствующих субъектов, городов и районов, республики в целом; регулирования межбюджетных отношений между органами местного самоуправления, городами, районами и республиканским центром. Социальное нормирование должно быть принято как постоянный во времени процесс, интегрированный в систему экономических и социально - политических отношений в обществе. Социальные стандарты - это не государственные гарантии. Последние формируются на основе первых. За пределами государственных гарантий развиваются в том числе и небюджетные направления отраслей социальной сферы на основе либеральных конструкций. При использовании социальных норм и стандартов в определении государственных гарантий недопустимо задание "траекторий" достижения социального норматива, т.е. достижения его постепенным увеличением текущего значения до нормативного. Социальное нормирование должно быть положено в основу социально - экономического выравнивания семей, поселков и городов. К 2006 году обеспеченность социальной инфраструктурой во всех районах республики, включая сельскую местность, будет доведена до нормативной. Это означает, что будут открыты 25 детско - юношеских спортивных школ; построены 1150 спортивно - игровых комплексов на придомовых территориях жилых районов; открыты 17 комплексных учреждений дополнительного образования. Будут открыты 500 досуговых учреждений для детей и молодежи, 326 клубных учреждений. Полностью будут обеспечены телевизионной связью все населенные пункты республики. Обеспеченность населения телефонной связью возрастет до 76 аппаратов на 100 семей. К 2006 году по программе ветхого жилья будут сданы около 24 тыс. квартир. Удельный вес населения, проживающего в коммунальных квартирах, будет снижен до 2,4 процента. Доходы населения Основой развития потребительского рынка и в целом инвестиционной привлекательности Татарстана является высокий уровень доходов населения. Он определяется прежде всего величиной заработной платы работников предприятий и индивидуальных частных предпринимателей. Добавленная стоимость, включающая в себя заработную плату, амортизацию средств производства и прибыль, должна позволить обеспечить необходимый уровень величины личного и общественного потребления. Для оптимизации распределения этих видов доходов необходимо решить задачи определения государственных социальных гарантий на основе социального нормирования, а также определения структуры консолидированного бюджета. При этом на общественное потребление должны быть направлены ресурсы, аккумулируемые из отчислений с фонда оплаты труда и заработной платы работника. Для обеспечения существующего уровня общественного потребления в виде расходов на услуги отраслей социальной сферы и социальные выплаты фонд оплаты труда должен формироваться исходя из величины средней заработной платы в 2002 году в размере 3900 рублей. Величина средней заработной платы и ее доля в структуре добавленной стоимости будут одним из основных индикаторов оценки деятельности руководителей предприятий и представителей государства в них. В 2006 году государство как самый крупный работодатель обязано обеспечить оплату труда работников бюджетной сферы на уровне 80% средней заработной платы по промышленности. В 2002 году среднемесячная заработная плата работников села должна увеличиться до 1820 рублей, а в 2006 году - до уровня 80% среднереспубликанской. Для этого, прежде всего, будут пересмотрены и приведены в соответствие действующие тарифы и сдельные расценки по оплате труда в сельском хозяйстве. Эта работа будет завершена в 2002 году. Одновременно уже в ближайшее время будет пересмотрена структура дотаций селу. Особенно важно обеспечить необходимый уровень заработной платы работникам, выходящим на пенсию, для того чтобы их пенсия не была ниже среднероссийской. Прежде всего это касается работников села и бюджетной сферы. Для граждан, размер пенсии которых ниже прожиточного минимума, необходимо обеспечить дополнительные выплаты, активно развивая систему дополнительного пенсионного обеспечения и прежде всего через негосударственные пенсионные фонды. В 2005 году средняя пенсия граждан, выходящих на пенсию, будет не ниже среднероссийской. В 2004 году коэффициент уровня жизни граждан, определяемый как отношение дохода к стоимостной величине минимального потребительского бюджета, составит 1, то есть доход будет не ниже черты обеспеченности. Население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума, будет защищено государственными социальными гарантиями. Вышеуказанные меры помогут решить одну из основных задач правительства в области социальной стратификации - формирование среднего класса, так как его отсутствие не позволяет добиться согласованности социально - экономических стратегий различных групп населения. Здесь речь, прежде всего, идет о все нарастающем рассогласовании малообеспеченных и состоятельных слоев населения. При этом вторая группа, меньшая по численности, имеет более высокий достаток и готова заниматься социально ответственным бизнесом, но не может преодолеть стереотипы общественного мнения первой группы населения, имеющей меньшие доходы, но пока еще высокие стандарты потребления. Первая группа более ориентирована на получение от государства социальных гарантий, близких к "доперестроечному" периоду; вторая группа ориентирована на ведение рискованного бизнеса, построенного на предпринимательской инициативе и поддержке ее деятельности со стороны государства. Органы государственной власти не в состоянии удовлетворить в полной мере интересы этих групп по причине полярности этих интересов. Именно это обстоятельство и является одной из причин распространенности оценки работы органов государственной власти как неэффективной. (И решение задачи формирования среднего класса нельзя подменять задачей реформирования организационной структуры правительства. Свою полезность правительство может обеспечить, лишь решив первую задачу). Поэтому не менее 51% населения республики в 2006 году будут иметь доход на уровне республиканских стандартов обеспеченности. Достижение этой цели будет основой социальной стабильности нашего общества. Занятость населения Уже сегодня число вакантных мест в республике составляет около 20 тысяч. Вместе с тем появилась проблема дефицита качества трудовых ресурсов. В этой связи необходимо создать более эффективную, кардинально отличающуюся от ранее существовавшей, систему начального и среднего профессионального образования. Целесообразно ввести ее не только в учреждениях профессионального образования, но и в школах. Будет развиваться система внутрифирменного обучения. Кардинальные изменения будут проведены и в системе дополнительного профессионального образования. Подготовлены и начиная с 2002 года будут реализовываться меры, направленные на ликвидацию разрыва системы образования и востребованности полученных знаний в практической деятельности. (Это и введение государственного заказа на базовое и дополнительное профессиональное образование, и создание кафедр ведущих вузов на наших предприятиях). Самое серьезное внимание будет обращено на решение проблем адаптации в официальную экономику "серого" рынка труда. Для этого необходимо обеспечить привлекательность рабочих мест в официальной экономике. Это касается, прежде всего, величины заработной платы и условий труда. Допустимая величина емкости "серого" рынка труда не может быть сегодня более 190 тыс. человек (сейчас на нем заняты около 300 тыс. человек). Это определяется величиной дефицита средств на общественное потребление, рассчитанное по существующим нормам. Сейчас этот дефицит покрывается поступлениями от налоговых платежей, которые должны были бы быть направлены на инвестиционное развитие. Для привлечения в официальный сектор экономики трудовых ресурсов с "серого" рынка труда будут приняты решения об участии их в оплате затрат на общественное потребление. Кроме того, решение вопросов пенсионного обеспечения и медицинского страхования должно быть возложено также на них. Ряд решений будет принят на республиканском уровне, по другим будут подготовлены предложения об изменении нормативных документов федерального уровня. Здравоохранение В социально ориентированном государстве объектами особого внимания здравоохранения должны стать детство, материнство и старость. Следует преодолеть стереотипы, когда на первый план выдвигается забота о здоровье работающих людей. Именно в отношении взрослых трудоспособных граждан должен в полной мере действовать принцип индивидуальной ответственности за свое здоровье, а заботу о детях и старшем поколении общество должно взять на себя. Необходимо обеспечить достойные условия жизни и работы для творческой элиты, поскольку именно она определяет технологическое развитие общества. Это,в свою очередь, приносит ему финансовое благополучие и экономическое процветание. Важнейший параметр этих условий - качественная, своевременная, эффективная медицинская помощь, ориентированная на поддержание высокой работоспособности в течение всей жизни, на предупреждение ее снижения в преклонные годы. Фундаментальные медицинские исследования, высокотехнологичная медицина должны ориентироваться на те направления, где наша медицина занимает нишу в мировой науке, поэтому правительство не будет "от нуля" разворачивать дорогие высокотехнологичные формы медицинского обслуживания. Необходимо вступать в связи с коллегами из регионов России и дальнего зарубежья и строить совместные проекты, включающие как лечение за рубежом, так и разворачивание общих инфраструктур. Курс правительства - на эффективную, достаточно технологичную, но не слишком дорогую медицину, способную обслужить каждого жителя. Это обеспечит уверенность населения в том, что медицинская помощь будет всегда оказана ему в нужное время и в достаточном объеме. Акцент должен быть сделан на совместных усилиях государства и общества в области формирования медицинской помощи как части системы здравоохранения. Фундаментальный принцип - контракт между заказчиком и исполнителем. Правительство (заказчик) разрабатывает государственный заказ на предоставление медицинских услуг населению, включающий в себя уровень государственных гарантий. Начиная с 2003 года государственный заказ будет формироваться в терминах услуг, а не нормативов работы учреждений. Будут созданы условия для появления частных клиник. Уже в 2003 году в Республике Татарстан будет открыт первый американский медицинский госпиталь, предоставляющий весь набор медицинских услуг, соответствующий международным стандартам. Однако проблемой является исключение сферы медицинской помощи из легального рыночного оборота, в результате чего все основные финансовые потоки идут мимо нее. В этих условиях рыночный механизм разрушает медицину, рынок не способствует развитию медицинских технологий, повышению качества обслуживания. Многие медицинские услуги давно уже стали платными, в том числе оплата медикаментов, питания, постельного белья и др. При жестких ресурсных ограничениях необходимо в этой ситуации выстроить систему, которая обеспечит доступную и качественную медицинскую помощь для всех граждан. Для этого необходимо решить следующие задачи: медицинские услуги должны быть доступными (никто не должен остаться без медицинской помощи, но доступ к ней может быть разным для разных категорий населения); медицинская помощь должна быть функциональной, т.е. отвечать объективным потребностям и запросам пациентов; медицинская помощь должна быть организована эффективно (необходимо избавляться от дублирующих звеньев, увеличивать мобильность ресурсов, повышать фондоотдачу дорогостоящего оборудования, труд высококвалифицированных врачей использовать только по назначению и т.д.); коренным образом необходимо изменить качество управления данной сферой. Решением управленческой задачи должен быть ответ, как именно за определенную сумму денег можно выполнить определенный объем работ; ресурсное обеспечение должно быть необходимым и достаточным, адресным, гарантированным и предсказуемым. В 2003 году начнется апробация подготовленных решений по реформированию отрасли. Образование Ключевой проблемой наших неуспехов в любой отрасли жизнедеятельности является слабый менеджмент. Низкий уровень культуры управления практически на всех уровнях стал причиной инерционности и несистемности развития нашего общества. Только человек, получивший образование на уровне международных стандартов, может стать катализатором новаций и эффективной деятельности. Главными направлениями развития в системе образования будут следующие: гармонизация систем базового образования и дополнительного профессионального образования в рамках концепции единой кадровой политики. Широкое применение найдут инновационные образовательные технологии в системе дополнительного профессионального образования управленцев всех уровней и прежде всего госслужащих; введение с 2002 г. государственного заказа в системе образования. Оценка деятельности учебных заведений будет производиться по степени текущей деятельности обучающихся; развитие небюджетного образования и в первую очередь высшего, позволяющего получить диплом о высшем образовании, признаваемый странами мирового сообщества. Первый зарубежный университет будет открыт в республике в 2004 году; повышение требований к качеству кадрового потенциала педагогического персонала общеобразовательных средних школ, снижение нагрузки на детей путем решения вопросов обеспеченности школ спортинвентарем, частично транспортом и ухода от многосменности. Жилищная политика Цель жилищной политики - обеспечение стандартов качества условий проживания. Жилищная политика должна решать следующие задачи: формирование рынков жилья, земельных участков на его застройку, строительных материалов, инфраструктуры рынка жилья, жилищно - коммунальных услуг. При этом в основе рыночных отношений будет лежать открытая тендерная система, в которой будет исключено прямое вмешательство государственных чиновников в систему принятия решений. Привлечение средств населения, включая механизм ипотеки, должно стать важным ресурсным источником для развития названных рынков. Будут пересмотрены подходы к решению проблем ликвидации ветхого жилья и градостроительства в целом. Развитие малоэтажного домостроения, ориентированного на возможности большой и малой энергетики, на энергосберегающие технологии, с одновременным использованием ранее построенного внутри городов жилья для создания фонда социального жилья; обеспечение отдельным категориям населения социального жилья с условиями, соответствующими государственным социальным стандартам; определение и обеспечение жилищных прав граждан и механизмов их реализации; выведение отрасли на бездотационное функционирование; создание эффективной системы управления отраслью, разделение управления и обслуживания жилого фонда. Это означает, что будет выведена из сектора государственного управления деятельность по обслуживанию жилого фонда. При этом балансодержателями внутридомового оборудования и инженерных коммуникаций должны стать жилищные организации или товарищества собственников жилья. В 2003 году обеспеченность общей площадью на одного жителя увеличится до 19,3 кв. метра. Важным направлением работы правительства будет забота об обеспечении жильем работников бюджетной сферы. Реформирование отрасли жилищно - коммунального хозяйства будет приоритетным направлением работы правительства на ближайшие годы. К 2006 году отрасль выйдет на самоокупаемость. 3. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ Непроизводственные отрасли В 1995 - 2000 гг. в республике построены более 16,1 тыс. км газопроводов и газифицированы 29,6 тыс. квартир. Уровень газификации домов и квартир составил более 95,7 процента, в том числе по сельской местности - 89,6 процента, в городах и рабочих поселках - 98,7 процента. Природный газ пришел во все подлежащие газификации города и населенные пункты. Президентская программа газификации выполнена. К 2006 году в республике не будет ветхих школ. В Республике Татарстан 20% детей обучаются пока в две смены. В течение 5 лет республика должна выйти на уровень нормативной обеспеченности общеобразовательными учреждениями (сегодня этот показатель составляет 0,447 от нормативного при коэффициенте сменности 1,5). В 2003 году каждая школа в городе, поселке будет укомплектована компьютерным классом. Обеспеченность республики медицинскими учреждениями сегодня выше нормативной, и задача правительства - провести необходимые работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий и дооснастить медицинские учреждения современным оборудованием. Производственные отрасли В ближайшие пять лет протяженность дорог общего пользования Республики Татарстан вырастет в 1,2 раза. При этом к 2005 году 55% населенных пунктов республики будут иметь подъездные автомобильные дороги с асфальтобетонным покрытием и 72% населенных пунктов - регулярное автобусное сообщение. Сегодня все райцентры республики обеспечены подъездами с асфальтобетонным покрытием, но почти 25% (352 поселения) центральных усадьб сельскохозяйственных предприятий не имеют такой связи. Задача их соединения будет решена полностью с одновременным повышением качества строительства и реконструкции дорог. Будут сохранены и обеспечены государственной поддержкой все почтовые отделения. Только при таком подходе возможно решение социально - экономических проблем села. Сохраняя свой уклад жизни, селяне должны пользоваться теми же благами, что и горожане. В 2002 году будет завершено строительство первой очереди моста через реку Каму в районе Сорочьих Гор. В течение 2002 - 2006 гг. будет продолжать действовать программа ликвидации ветхого жилья. При этом изменится ее концепция. Применение новых строительных материалов, новых технологий домостроения, энергосберегающих технологий, развитие самодостаточного малоэтажного домостроения, оптимальное использование существующего жилого фонда старой застройки с одновременным введением механизмов привлечения средств населения и других инвесторов к строительству жилья - все это должно лечь в основу этой концепции. 4. НАУЧНЫЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С 2001 года начинает формироваться ежегодный государственный заказ научно - исследовательским коллективам, ориентированный на приоритетные направления развития, к которым отнесены: развитие татарской национальной культуры; общественно - политическое развитие республики; медицинские и биологические науки; образовательные технологии; информационные технологии; повышение эффективности агропромышленного производства; математика, механика, машиностроение; перспективные материалы и технологии в области физики и энергетики, стройиндустрии; новые высокие химические технологии; топливно - энергетические и сырьевые ресурсы, энергосберегающие технологии их освоения; экологическая безопасность; повышение эффективности государственного управления. На следующем этапе правительство отработает механизм оценки эффективности применения результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в народном хозяйстве. Научные разработки должны стать товаром, применяемым в реальном секторе экономики. Интеллектуальная собственность будет защищена государственными гарантиями. 5. РАЗВИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ 5.1. Основные макроэкономические показатели социально - экономического развития В качестве сценарных условий прогноза приняты следующие: потребность мирового рынка в нефти и нефтепродуктах за пять лет не упадет: цена на нефть сохранится на уровне 19 - 21 доллара США за баррель; республика не будет выходить из единого налогового поля России; бюджетообразующие предприятия не потеряют рынка; отраслевая структура экономики принципиально не изменится; будут применены дефляторы прогноза Российской Федерации; средняя заработная плата в 2002 году составит 3900 рублей; государственная поддержка агропромышленного комплекса сохранится на прежнем уровне; курс доллара США в 2006 году составит 36 рублей; численность экономически активного населения сохранится. В 2006 году валовой региональный продукт в сопоставимых ценах увеличится на 20% и составит в действующих ценах 441 млрд. рублей. Среднегодовой рост его прогнозируется на уровне 3,2 процента. Индексы - дефляторы по годам приняты на уровне прогнозных показателей на этот период в целом по России. Индекс потребительских цен прогнозируется с понижением от 121,4% в 2001 году до 109% в 2006 году. В 2006 году объем промышленного производства составит 311 млрд. рублей, рост в сопоставимых ценах - 19 процентов. Валовая продукция сельского хозяйства - 77,5 млрд. рублей. Объем инвестиций в основной капитал за шесть лет суммарно составит около 492 млрд. рублей, в том числе в 2006 году - около 110 млрд. рублей. Прибыль составит около 220 млрд. рублей, в том числе в 2006 году - 36,7 млрд. рублей. Рост розничного товарооборота запланирован на уровне 6% в год, и в 2006 году он составит 131 млрд. рублей. Численность экономически активного населения составит 1,8 млн. человек. Уровень безработицы не превысит 1 процента. Рост реальных денежных доходов населения прогнозируется в среднем на 8% в год. В 2006 году средняя заработная плата работающих составит в Республике Татарстан не менее 300 долларов США (в сегодняшнем потребительском эквиваленте). 5.2. Основные задачи Правительства Главная задача Правительства Республики Татарстан на ближайшие 5 лет - создать равные конкурентные условия для производства конкурентоспособных товаров и услуг. Государство как собственник должно обеспечить безубыточную деятельность всех предприятий с полным или частичным своим участием. Быть безубыточным - это значит иметь возможность платить заработную плату на уровне установленных государственных гарантий и в полном объеме налоги. Безубыточное предприятие как минимум обеспечивает простое воспроизводство. Выше точки безубыточности находятся самодостаточные предприятия. Они будут поддерживаться государством. Государственная поддержка будет симметричной, то есть предоставляться независимо от формы собственности предприятий. Государство как власть не будет вмешиваться в хозяйственную деятельность самодостаточных предприятий. Государство как собственник "войдет" в управление предприятием на профессиональной основе. К 2004 году представителей государства - государственных чиновников на предприятиях не будет. Оценка уровня экономической самодостаточности предприятий будет производиться по системе индикаторов, определенных в системе индикативного управления экономикой. К основным индикаторам будут отнесены уровень заработной платы, доля фонда оплаты труда в структуре добавленной стоимости, уровень самодостаточности. Промышленная политика должна обеспечивать производство конкурентоспособной продукции, суммарная величина от добавленной стоимости которой обеспечивает уровень экономической самодостаточности (безопасности) предприятий, их работников, районов республики, республики в целом. Это основное направление деятельности правительства в области промышленной политики. При этом важно в стратегическом плане определиться по двум основным моментам - в каком объеме и какую отрасль промышленности республики нужно развивать (в контексте государственной поддержки) и как добиться обеспечения уровня экономической самодостаточности предприятий. В среднесрочной перспективе в качестве основного принципа развития промышленного сектора экономики будет декларироваться саморазвитие. У государства нет ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в них. Правительство введет такие правила хозяйственного поведения, которые будут мотивировать предприятия на саморазвитие, разработку собственных долго-, средне- и краткосрочных программ, обновление основных фондов через увеличение инвестиций. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: введение механизма стимулирования предприятий к увеличению добавленной стоимости путем создания одинаковых конкурентных условий. Это означает, что налоговые льготы и/или реинвестирование со стороны государства будут предоставляться предприятиям в сумме, рассчитанной исходя из превышения величины добавленной стоимости над базовой. При этом особое значение должно иметь увеличение заработной платы. До 2004 года будет ликвидировано перекрестное субсидирование предприятий и отраслей по энергоносителям; полный уход государства в 2002 году как собственника из отраслей торговли, бытовых услуг, пищевой переработки, легкой промышленности; введение механизма государственных инвестиций и других мер государственного протекционизма, ориентированных исключительно на определенные правительством и обеспеченные ресурсами приоритеты; создание условий для обеспечения необходимого качества кадрового потенциала менеджеров предприятий; введение в системы управления предприятий международных стандартов управления. Приоритетными направлениями деятельности правительства в ближайшие пять лет будут следующие: 1. Производство товаров - лидеров, имеющих значительную долю реализуемой продукции за пределами республики (нефтедобыча, нефтепереработка, химическая отрасль, авиастроение, автомобилестроение, приборостроение, деревообработка). 2. Ориентация на отрасли, являющиеся потенциальными точками экономического роста: нефтехимическую и химическую промышленность; легкую промышленность; пищевую промышленность; мебельное производство и производства, технологически связанные с ним; производство экспортоориентированной продукции; производство строительных материалов. 3. Другие направления, сумевшие доказать технологическую, организационную, управленческую перспективность своего развития. Таким образом, на государственную поддержку могут рассчитывать только те предприятия, которые сумели самостоятельно адаптироваться к хозяйствованию в новой экономической среде, а также те предприятия, которые умеют доказать наличие потенциальных возможностей в эффективном решении задач в областях продуктовой, технологической и управленческой политики. 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ Система индикативного управления - основной метод государственного управления. Организационная структура государственной власти должна строго соответствовать функциям государственного управления. В республике введена трехвидовая организационная структура Кабинета Министров Республики Татарстан: министерство; комитет; агентство. Оценка эффективности деятельности глав администраций, органов государственного управления будет производиться по системе индикаторов, определенных как государственный заказ на управление. В качестве основных индикаторов будут определены уровень жизни, уровень обеспеченности расходов на содержание отраслей социальной сферы собственными доходами, величина средней заработной платы, инфраструктурная обеспеченность. Число дотационных районов в республике до 2006 года должно быть не более 7, или 15% от их общего числа. Это означает, что район, имея свои программы социально - экономического развития, должен выйти на уровень безубыточности, в противном случае будет поставлен вопрос о целесообразности существования такого района. В регионах - реципиентах, не выполняющих поставленные задачи по увеличению своей доходной части, будет введено внешнее финансовое управление. Начиная с 2004 года финансирование текущих расходов бюджетных отраслей не должно быть ниже минимального стандарта. Регионы - доноры будут стимулироваться на увеличение дополнительных собственных ресурсов закреплением за ними не менее 10% суммы превышения собственных доходов над расходами по минимальному стандарту. Дополнительно к государственному заказу на управление, ежегодно формируемому для каждого района (города) республики, будут заключаться соглашения, определяющие взаимоотношения администраций городов и районов и Правительства Республики Татарстан (как совокупности обязательств министерств). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|