Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2000 № 560КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 1 августа 2000 г. N 560 О ПРОГРАММЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ И ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2003 ГОДА В целях активизации экспортной деятельности, стимулирования развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Программу стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года. 2. Министерству торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан обеспечить координацию работ министерств, госкомитетов, ведомств и учреждений по выполнению указанной Программы. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер - министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан С.А.Когогина. Премьер - министр Республики Татарстан Р.МИННИХАНОВ Заместитель Премьер - министра Республики Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан И.ФАТТАХОВ Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 августа 2000 г. N 560 ПРОГРАММА СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ И ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН на период до 2003 года СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года................. 3 Введение ..................................................... 5 1. Цель и задачи Программы стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года.......................................................... 7 2. Система государственной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств................................................... 9 3. Финансовое обеспечение Программы........................... 12 Приложение 1 План мероприятий по реализации Программы стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года Приложение 2 Структура и динамика внешнеторгового оборота Республики Татарстан Паспорт Программы стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республики Татарстан на период до 2003 года Основание для Постановление Кабинета Министров разработки Республики Татарстан от 29 мая 1999 года N Программы 328 "О мерах, предпринимаемых Правительством Республики Татарстан по реализации Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 1999 год". Разработчик Министерство торговли и экономического Программы сотрудничества Республики Татарстан. Исполнители Министерство экономики и промышленности Программы Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, Министерство торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан, Торгово - промышленная палата Республики Татарстан, "Ак Барс" Банк - уполномоченный банк Кабинета Министров Республики Татарстан, Агентство по развитию международного сотрудничества при Кабинете Министров Республики Татарстан, ГУП "Хеджинговый центр Республики Татарстан", Республиканский центр промышленной субконтрактации, Департамент транспорта Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, прочие заинтересованные министерства, государственные комитеты, ведомства и организации Республики Татарстан. Цель Стратегической целью Программы является Программы поэтапное обеспечение экономической самодостаточности Республики Татарстан. Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2003 г. следующих пороговых значений индикаторов: 1. Доля безубыточных хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики должна быть более 86 процентов. 2. Темп прироста валового регионального продукта в сопоставимых ценах к предыдущему году должен быть более 2,5 процента. 3. Доля региональных товаропроизводителей на потребительском рынке Республики Татарстан должна увеличиться: - в пищевой промышленности до 82%, - в легкой промышленности до 52%, - в деревообрабатывающей промышленности до 34%. 4. Физические объемы экспорта товаров в течение действия Программы должны ежегодно увеличиваться: - нефть и нефтепродукты на 1,2%, - автомобили на 5%, - полиэтилен на 1,5%, - меховые изделия на 1,5%, - вертолеты на 1,5%, - мебель и полуфабрикаты деревообрабатывающей промышленности на 0,8%. Источники Бюджетные средства всех уровней, средства финансирования внебюджетных фондов, инвестиционные Программы ресурсы заинтересованных предприятий, организаций, физических лиц, кредитные ресурсы банков, иностранные инвестиции. Введение В последние годы наблюдаются положительные тенденции в экономике Республики Татарстан: с 1995 по 1998 гг. ежегодные темпы прироста объемов товарной продукции составляли до 3,5 процента. В целом за четыре года объемы промышленного производства возросли на 9%, а в 1999 г. темп роста составил 110,1 процента. По объемам промышленного производства республика находится на 4 месте среди субъектов Российской Федерации, а по среднедушевому объему промышленного производства, который составляет более 3,5 тыс. рублей в месяц, на 6 месте. Наиболее динамично развивающейся отраслью является машиностроение, темп роста объемов производства в которой составил в 1999 г. до 30%, а его доля в объеме промышленного производства увеличилась в 1,5 раза и превышает 20 процентов. Успешно развивается и внешняя торговля. Внешнеторговый оборот Республики Татарстан в 1999 г. превысил уровень 1998 г. на 2,9% и составил 1751 млн. долларов США. Также выросла доля внешнеторгового оборота Республики Татарстан в общем объеме внешней торговли Российской Федерации до 1,8% в 1999 г. (1,6% - в 1998 г.). Рост положительного сальдо торгового баланса республики, которое составило 1183,4 млн. долларов США в 1999 г. (830,4 млн. долларов США - в 1998 г.), произошел под влиянием роста экспорта (на 15,9% по сравнению с 1998 г.) и снижения импорта (на 34,9% соответственно). Вместе с тем, несмотря на рост промышленного производства положительные результаты внешнеторговой деятельности, современное состояние экономики Республики Татарстан характеризуется наличием ряда проблем. Среди них следует отметить ограниченные возможности платежеспособного спроса на внутреннем рынке, высокий уровень износа основных производственных фондов многих республиканских предприятий, применение морально устаревших технологий и, как следствие, низкая конкурентоспособность производимой продукции. В результате структура республиканского экспорта продолжает сохранять сырьевую направленность. Определяющее влияние на динамику экспорта и результаты внешнеторговой деятельности Татарстана оказывает ценовая конъюнктура на мировых рынках на основные сырьевые товары. Положительной динамики экспорта в 1999 г. удалось достичь благодаря значительному росту мировых цен на топливное сырье и увеличению объема экспорта нефти против 1998 г. на 27,7 процента. По-прежнему высокой остается зависимость республики от результатов экспортной деятельности, поскольку поступающие валютные ресурсы обеспечивают платежеспособность Татарстана на международном уровне. В связи с необходимостью ускоренного развития реального сектора экономики, оптимизации структуры внешнеторгового оборота и повышения качества жизни населения республики в настоящей Программе в качестве приоритетных направлений определены развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств, поддержка продвижения продукции на зарубежные рынки. Создание новых экспортоориентированных производств позволит диверсифицировать структуру республиканского экспорта. В Программе экспорту отводится решающая роль не только как источнику валютных доходов для оплаты ввоза прогрессивных технологий и обеспечения платежеспособности республики перед зарубежными кредиторами, но и как фактору развития реального сектора экономики. Создание производств конкурентоспособной импортозамещающей продукции должно быть направлено на повышение качества и расширение номенклатуры товаров и услуг, предлагаемых на внутреннем рынке. Гармоничная экспортно - импортная политика должна сочетать элементы экспортоориентированной и импортозамещающей моделей и быть направлена на экспорт продукции, производимой на базе экспортоориентированных производств, развивающихся с привлечением новейших зарубежных технологий и современного оборудования. При разработке комплекса мер, предлагаемых в Программе, учитывался зарубежный опыт таких стран, как США, Германия, Италия, Франция, Чехия, Словакия, Япония, а также опыт ряда регионов России, создающих благоприятные региональные условия для развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Основное содержание программы состоит в обосновании и последующей реализации комплекса экономических, организационно - правовых и специальных мер государственного регулирования, направленных на формирование благоприятных условий для создания новых и развития действующих экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан (приложение 1). Конечными результатами Программы являются укрепление экономического потенциала республики и повышение благосостояния населения. Масштабность и сложность поставленной проблемы определили целесообразность установления периода действия Программы до 2003 года. 1. Цель и задачи Программы стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года Стратегической целью Программы является поэтапное обеспечение экономической самодостаточности Республики Татарстан. Реализация Программы должна, в том числе, обеспечить достижение в 2003 г. следующих пороговых значений индикаторов: 1. Доля безубыточных хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики должна быть более 86 процентов. 2. Темп прироста валового регионального продукта в сопоставимых ценах к предыдущему году должен быть более 2,5 процента. 3. Увеличение доли региональных товаропроизводителей на потребительском рынке Республики Татарстан должно составить: - в пищевой промышленности до 82%, - в легкой промышленности до 52%, - в деревообрабатывающей промышленности до 34 процентов. 4. Ежегодное увеличение физических объемов экспорта товаров в течение периода действия Программы должно составить: - нефть и нефтепродукты на 1,2%, - автомобили на 5%, - полиэтилен на 1,5%, - меховые изделия на 1,5%, - вертолеты на 1,5%, - мебель и полуфабрикаты деревообрабатывающей промышленности на 0,8% процента. В Республике Татарстан в среднесрочной перспективе в качестве основного принципа развития реального сектора экономики определено саморазвитие. Это означает, что государство не обладает ресурсами, достаточными для удовлетворения потребностей всех предприятий отрасли. С учетом этого ограничения данная Программа определяет исключительные приоритетные направления, по которым будет осуществляться государственная поддержка. Реализация Программы позволит придать импульс внедрению новых технологий, освоению принципиально новых видов продукции, созданию новых рабочих мест, ускоренному развитию промышленного производства в республике и укрепить позиции Татарстана как на российском, так и на мировом рынках. Основополагающими задачами, решение которых направлено на достижение поставленной цели, являются: - активное взаимодействие Республики Татарстан с федеральными органами государственного управления с целью координации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности республики; - поиск возможных новых рынков сбыта для товаров республиканских производителей и разработки рекомендаций по доработке продукции в соответствии с требованиями зарубежных рынков; - оказание активной государственной помощи при продвижении продукции на зарубежные рынки, включая финансовую поддержку научных разработок высокотехнологичной наукоемкой продукции; - поддержка на республиканском уровне предприятий промышленности при освоении продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке. Решение поставленных задач предполагает их реализацию в двух основных направлениях. 1. Создание новых и развитие действующих экспортоориентированных и импортозамещающих производств. 2. Содействие продвижению продукции предприятий Республики Татарстан на зарубежные рынки. 2. Система государственной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств Активное участие государства в области поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств предполагает наличие эффективно действующей системы государственной поддержки, координацию усилий всех заинтересованных сторон в этом направлении, а также формирование долгосрочных партнерских отношений органов государственной власти и управления и деловых кругов в обеспечении торгово - экономических интересов Республики Татарстан за рубежом. В первую очередь усилия всех заинтересованных сторон должны быть направлены на поддержку производств, обеспечивающих экономическую безопасность и самодостаточность Республики Татарстан. Приоритетными направлениями для господдержки импортозамещающих производств являются: - легкая промышленность; - пищевая промышленность; - деревообрабатывающая промышленность. Приоритетным направлением для господдержки экспортоориентированных производств является производство товаров - лидеров, к которым относятся: - нефть и нефтепродукты; - автомобили; - полиэтилен; - меховые изделия; - вертолеты; - мебель и полуфабрикаты деревообрабатывающей промышленности. При осуществлении государственной поддержки в реализации мер, предусмотренных данной Программой, и за счет источников финансирования, указанных в данной Программе, в первую очередь реализуются проекты, относящиеся к вышеназванным приоритетным направлениям. Список приоритетов не является конечным и может изменяться по предложению любых заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности, министерств, госкомитетов и ведомств. Решение по отнесению того или иного вида деятельности к приоритетным принимается Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан в соответствии с результатами анализа экспортного потенциала и наличия перспективных рынков сбыта. Главными критериями экспортного потенциала и наличия перспективных рынков сбыта. Главными критериями выбора приоритетов развития являются: - наличие потенциальных возможностей эффективного решения задач в продуктовой, технологической и управленческой политике предприятия; - соответствие производства и выпускаемой продукции требованиям российского мирового рынков; - большой мультипликативный эффект от инвестиций. Одним из необходимых условий успешной государственной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан является координация действий всех участников этого процесса - промышленных предприятий, финансово - кредитных учреждений, таможенных, налоговых служб и внешнеторговых объединений, корпоративных структур, органов государственного управления. Роль государства должна, в том числе, заключаться и в активном участии в формировании соответствующих организационной, финансовой и информационной инфраструктур. Механизм государственной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств должен предусматривать тесное взаимодействие всех государственных структур, обеспечивающих реальную помощь заинтересованным предприятиям в течение всего производственно - коммерческого цикла - от начала организации экспортоориентированных производств до продвижения готовой продукции на зарубежные рынки. Система государственной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств включает комплекс мер государственного регулирования, направленный на повышение эффективности промышленного производства и конкурентоспособности отечественной продукции, рост производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, наращивание экспортного потенциала и совершенствование структуры экспорта и импорта. Экономические меры: - развитие коммерческого кредитования проектов в области импортозамещения и экспортных проектов промышленных предприятий, также с привлечением крупных банков с государственным участием; - страхование экспортных операций, а также страхование экспортеров от коммерческих и политических рисков; - предоставление государственной финансовой поддержки на срочной и возвратной основе по высокоэффективным экспортным и импортозамещающим проектам; - предоставление на конкурсной основе государственных гарантий: 1) для страхования экспортных кредитов, направленных на обеспечение модернизации экспортоориентированных производств; 2) банкам, финансирующим экспортные поставки; 3) по кредитам на участие в международных торгах; - при разработке проекта закона Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2001 год" необходимо предусмотреть направление средств на государственную поддержку экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан; - реинвестирование средств, поступающих в бюджет Республики Татарстан от экспортоориентированных и импортозамещающих производств, в целях развития данных производств. Организационно - правовые меры: - совершенствование нормативно - правовой базы и механизма реализации нормативных актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, в том числе отдельные вопросы развития экспорта; - выработка и реализация долгосрочной стратегии участия Республики Татарстан в системе международного разделения труда; - создание баз данных и информационных справочников в области правового регулирования внешнеэкономической деятельности; - информационное обеспечение внешнеторговой деятельности через создание информационно - консультационных центров, создание и развитие различных систем информации и баз данных по экспорту, технологиям, стандартам; - активизация участия полномочных и торговых представительств Республики Татарстан в области организации информационной и правовой государственной поддержки продвижения продукции республиканских товаропроизводителей на внешних рынках. Специальные меры: - сертификация экспортоориентированных производств, повышение качества и конкурентоспособности продукции, сбор и анализ опыта участия организаций и учреждений Республики Татарстан в международных и региональных организациях по сертификации; - внедрение стандартов качества Международной организации по стандартизации, признанных в мировой практике (ISO-9000); - финансовое, техническое и кадровое содействие при подготовке и осуществлении процедур аттестации систем управления на предприятиях Республики Татарстан, выпускающих экспортоориентированную продукцию; - содействие при внедрении комплексных систем управления, соответствующих мировым стандартам для таких систем (MRP, ERPN и т.п.), с целью оптимизации процесса управления экспортоориентированными и импортозамещающими производствами; - внедрение практики регулярного комплексного аудита финансово - хозяйственной деятельности предприятий; - создание единой концепции выставочно - ярмарочной деятельности республиканских предприятий; - финансовое и техническое содействие предприятиям при освоении ими современных информационных технологий (Internet, электронная коммерция); - подготовка высококвалифицированных кадров и повышение квалификации государственных служащих в области внешнеэкономической деятельности; - развитие научно - исследовательских работ в сфере внешнеэкономической деятельности, повышение научного уровня исследований в области внешней торговли; - аттестация менеджеров предприятий. 3. Финансовое обеспечение Программы Успешная реализация комплекса мероприятий, направленных на создание и развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также на дальнейшее укрепление экспортного потенциала республики, во многом зависит от наличия ежегодных бюджетных ассигнований. В настоящее время в республиканском бюджете Республики Татарстан не предусмотрена статья затрат на финансирование экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Татарстане. В соответствии со статьей 27 Закона Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год" в рамках Республиканской инвестиционной программы на 2000 год предусмотрено финансирование приоритетных инвестиционных проектов республики на сумму 6181,3 млн. рублей, что составляет 32% от расходной части бюджета Республики Татарстан. В том числе на реализацию проектов предприятий, продукцию которых можно считать экспортоориентированной, выделено 176,2 млн. рублей, что составляет 0,9% от расходной части бюджета Республики Татарстан на 2000 год. В федеральном бюджете Российской Федерации выделение средств бюджета развития на 2000 год предусмотрено в объеме 26 884,8 млн. рублей, или 3,2% от расходной части бюджета. Средства бюджета развития будут направлены на финансирование экспортоориентированных и импортозамещающих инвестиционных проектов, высокоэффективных инвестиционных проектов, инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности и формирование резервного фонда под ранее предоставленные государственные гарантии. В том числе по статье "Финансирование экспортоориентированных и импортозамещающих инвестиционных проектов и других инвестиционных проектов российских организаций" предусмотрены средства в размере 22 960,0 млн. рублей на 2000 г., или 2,7% от расходной части бюджета соответственно. Поскольку в текущем году государственная поддержка не может осуществляться за счет прямого финансирования из республиканских бюджетных источников, необходимо предусмотреть такие меры финансовой поддержки, как льготное кредитование, предоставление инвестиционного налогового кредита и других налоговых льгот предприятиям, развивающим производство ориентированной на экспорт и импортозамещающей продукции. Дефицит источников финансирования является одной из актуальных проблем для предприятий, располагающих эффективными инвестиционными проектами в области организации экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Для реализации всего комплекса мероприятий по развитию экспортоориентированных и импортозамещающих производств и поддержке татарстанского экспорта потребуются ежегодные бюджетные ассигнования, объемы которых целесообразно определять исходя из потребностей в источниках финансирования с учетом возможностей как российской, так и республиканской экономики и задач, поставленных в настоящей Программе. При этом меры государственного протекционизма в отношении экспортоориентированных и импортозамещающих производств осуществляются исключительно при выполнении следующих условий; - предприятие имеет четко сформулированную маркетинговую стратегию и гарантированную долю соответствующего товарного рынка; - на предприятии осуществлен комплекс мер, по результатам которых можно сделать однозначный вывод о возможности достижения предприятием безубыточного объема производства в результате осуществления инвестиционного проекта (маржинальный анализ); - стандартизирована система управления предприятия; - аттестованы система управления и менеджмент (управленческий персонал) предприятия. Приложение 1 к Программе стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Программы стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года +------------------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование ¦ Наименование ¦Срок ¦ Исполнители ¦ ¦ мероприятия ¦ документа ¦исполне- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния ¦ ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦1. Государственная¦При разработке проек-¦Ежегодно ¦Министерство эконо-¦ ¦финансовая поддержка¦та закона Республики¦IV кв. ¦мики и промышлен-¦ ¦экспортоориентиро- ¦Татарстан о бюджетной¦ ¦ности Республики¦ ¦ванных и импортоза-¦системе Республики¦ ¦Татарстан, Минис-¦ ¦мещающих произ-¦Татарстан на очеред-¦ ¦терство торговли и¦ ¦водств. ¦ной год предусмотреть¦ ¦экономического сот-¦ ¦Развитие коммерчес-¦введение раздела¦ ¦рудничества Респуб-¦ ¦кого кредитования¦"Поддержка экспортоо-¦ ¦лики Татарстан. ¦ ¦экспортных проектов,¦риентированных и им-¦ ¦ ¦ ¦в том числе с прив-¦портозамещающих про-¦ ¦ ¦ ¦лечением крупных¦изводств" в составе¦ ¦ ¦ ¦банков с государс-¦Республиканской ин-¦ ¦ ¦ ¦твенным участием. ¦вестиционной програм-¦ ¦ ¦ ¦ ¦мы. ¦ ¦ ¦ ¦Предоставление госу-¦Проведение конкурса¦Ежегодно ¦Министерство эконо-¦ ¦дарственной финансо-¦инвестиционных проек-¦III кв. ¦мики и промышлен-¦ ¦вой поддержки на¦тов, предусматриваю-¦ ¦ности Республики¦ ¦срочной и возвратной¦щих развитие сущест-¦ ¦Татарстан, Минис-¦ ¦основе целенаправ-¦вующих и создание но-¦ ¦терство торговли и¦ ¦ленно по проектам,¦вых экспортоориенти-¦ ¦экономического сот-¦ ¦имеющим высокую эф-¦рованных и импортоза-¦ ¦рудничества Респуб-¦ ¦фективность. ¦мещающих производств,¦ ¦лики Татарстан, Ми-¦ ¦Предоставление госу-¦с целью их первооче-¦ ¦нистерство финансов¦ ¦дарственной финансо-¦редного включения в¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦вой поддержки экс-¦Республиканскую ин-¦ ¦тан, отраслевые ми-¦ ¦порта в области¦вестиционную програм-¦ ¦нистерства и ве-¦ ¦страхования экспорт-¦му. ¦ ¦домствами. ¦ ¦ных контрактов и ор-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ганизации выставоч-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий Респуб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦лики Татарстан. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Включение статей, со-¦Ежегодно ¦Министерство эконо-¦ ¦ ¦держащих протекцио-¦IV кв. ¦мики и промышлен-¦ ¦ ¦нистские меры в отно-¦ ¦ности Республики¦ ¦ ¦шении республиканских¦ ¦Татарстан, Минис-¦ ¦ ¦экпортоориентирован- ¦ ¦терство финансов¦ ¦ ¦ных и импортозамещаю-¦ ¦Республики Татар-¦ ¦ ¦щих производств, в¦ ¦стан, Министерство¦ ¦ ¦проект закона Респуб-¦ ¦торговли и экономи-¦ ¦ ¦лики Татарстан о бюд-¦ ¦ческого сотрудни-¦ ¦ ¦жетной системе на¦ ¦чества Республики¦ ¦ ¦очередной год в рам-¦ ¦Татарстан. ¦ ¦ ¦ках полномочий Рес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦публики Татарстан. ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦2. Содействие прив-¦Проект Закона Респуб-¦IV кв. ¦Министерство эконо-¦ ¦лечению иностранных¦лики Татарстан "О¦2000 г. ¦мики и промышлен-¦ ¦и отечественных ин-¦внесении изменений и¦ ¦ности Республики¦ ¦вестиций в сферу¦дополнений в Закон¦ ¦Татарстан, Минис-¦ ¦экспортоориентиро- ¦Республики Татар-¦ ¦терство торговли и¦ ¦ванных и импортоза-¦стан "Об иностранных¦ ¦экономического сот-¦ ¦мещающих произ-¦инвестициях в Респуб-¦ ¦рудничества Респуб-¦ ¦водств. ¦лике Татарстан". ¦ ¦лики Татарстан, Ми-¦ ¦ ¦ ¦ ¦нистерство финансов¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тан. ¦ ¦ ¦Подготовка предложе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ний для внесения в¦ ¦ ¦ ¦ ¦органы государствен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного управления Рес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦публики Татарстан по¦ ¦ ¦ ¦ ¦совершенствованию ме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ханизма привлечения¦ ¦ ¦ ¦ ¦иностранных инвести-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ций в приоритетные¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли экономики с¦ ¦ ¦ ¦ ¦целью создания и¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития экспортоори-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ентированных и импор-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тозамещающих произ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦водств в рамках реа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦лизации Программы. ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦3. Усиление государ-¦Реализация постанов-¦В течение¦Министерство эконо-¦ ¦ственного контроля¦ления Кабинета Ми-¦всего пе-¦мики и промышлен-¦ ¦за осуществлением¦нистров Республики¦риода. ¦ности Республики¦ ¦экспортных операций¦Татарстан от¦ ¦Татарстан. ¦ ¦в целях уменьшения¦22.02.2000 г. N 113¦ ¦ ¦ ¦нарушений в сфере¦"Об обязательной экс-¦ ¦ ¦ ¦внешнеэкономической ¦пертизе внешнеторго-¦ ¦ ¦ ¦деятельности в Рес-¦вых контрактов на¦ ¦ ¦ ¦публике Татарстан. ¦экспорт и импорт то-¦ ¦ ¦ ¦ ¦варов (работ и ус-¦ ¦ ¦ ¦ ¦луг), финансируемых¦ ¦ ¦ ¦ ¦за счет средств рес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦публиканского бюджета¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Татарстан¦ ¦ ¦ ¦ ¦или под поручительст-¦ ¦ ¦ ¦ ¦во Правительства Рес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦публики Татарстан". ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦4. Разработка меха-¦Разработка проекта¦IV кв. ¦Министерство финан-¦ ¦низма кредитования¦постановления Кабине-¦2000 г. ¦сов Республики Та-¦ ¦экспортной промыш-¦та Министров Респуб-¦ ¦тарстан, "Ак Барс"¦ ¦ленной продукции ма-¦лики Татарстан "О¦ ¦Банк, Комиссия по¦ ¦шиностроительных ¦проведении переучет-¦ ¦ценным бумагам и¦ ¦предприятий Респуб-¦ных операций с вексе-¦ ¦фондовому рынку при¦ ¦лики Татарстан, в¦лями предприятий -¦ ¦Кабинете Министров¦ ¦том числе с привле-¦экспортеров под экс-¦ ¦Республики Татар-¦ ¦чением средств бюд-¦портные контракты". ¦ ¦стан, Министерство¦ ¦жета Республики Та-¦ ¦ ¦торговли и экономи-¦ ¦тарстан. ¦ ¦ ¦ческого сотрудни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦чества Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан, Минис-¦ ¦ ¦ ¦ ¦терство экономики и¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленности Рес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦публики Татарстан. ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦5. Организация сис-¦Реализация распоряже-¦В течение¦Министерство тор-¦ ¦темы страхования¦ния Кабинета Минист-¦всего пе-¦говли и экономичес-¦ ¦коммерческих креди-¦ров Республики Та-¦риода. ¦кого сотрудничества¦ ¦тов при поставках на¦тарстан от 29.10.99¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦экспорт промышленной¦г. N 990-р о создании¦ ¦тан, ГУП "Хеджинго-¦ ¦продукции товаропро-¦ГУП "Хеджинговый¦ ¦вый центр Республи-¦ ¦изводителей Респуб-¦центр Республики Та-¦ ¦ки Татарстан", Ми-¦ ¦лики Татарстан. ¦тарстан". ¦ ¦нистерство финансов¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тан. ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦6. Содействие транс-¦Разработка проекта¦II кв. ¦Департамент тран-¦ ¦портному обеспечению¦постановления Кабине-¦2000 г. ¦спорта Республики¦ ¦экспортных перево-¦та Министров Респуб-¦ ¦Татарстан при Каби-¦ ¦зок. Разработка¦лики Татарстан "О¦ ¦нете Министров Рес-¦ ¦предложений по со-¦программе развития¦ ¦публики Татарстан. ¦ ¦вершенствованию ис-¦транспортного комп-¦ ¦ ¦ ¦пользования потенци-¦лекса Республики Та-¦ ¦ ¦ ¦ала республиканских¦тарстан до 2005 го-¦ ¦ ¦ ¦перевозчиков экс-¦да". ¦ ¦ ¦ ¦портной продукции,¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе по ук-¦ ¦ ¦ ¦ ¦реплению инфраструк-¦ ¦ ¦ ¦ ¦туры экспортных пе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ревозок. ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦7. Государственное¦Разработка проекта¦III кв. ¦Министерство тор-¦ ¦регулирование выста-¦закона Республики Та-¦2000 г. ¦говли и экономичес-¦ ¦вочно - ярмарочной ¦тарстан "О выставочно¦ ¦кого сотрудничества¦ ¦деятельности Респуб-¦- ярмарочной деятель-¦ ¦Республики Татар-¦ ¦лики Татарстан в¦ной Республики Та-¦ ¦стан, Министерство¦ ¦Российской Федерации¦тарстан". ¦ ¦экономики и промыш-¦ ¦и за рубежом. ¦ ¦ ¦ленности Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Совершенствование ¦Организация единого¦В течение¦ ¦ ¦системы информацион-¦информационного обес-¦всего пе-¦ ¦ ¦ного обеспечения¦печения проводимых¦риода ¦ ¦ ¦выставочно - ярма- ¦выставочно - ярмароч-¦ ¦ ¦ ¦рочной деятельности¦ных мероприятий. ¦ ¦ ¦ ¦предприятий и орга-¦ ¦ ¦ ¦ ¦низаций Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Подготовка Программы¦Разработка проекта¦Ежегодно ¦ ¦ ¦участия Республики¦постановления Кабине-¦ ¦ ¦ ¦Татарстан в междуна-¦та Министров Респуб-¦ ¦ ¦ ¦родных и межрегио-¦лики Татарстан "Об¦ ¦ ¦ ¦нальных форумах,¦утверждении программы¦ ¦ ¦ ¦выставках и ярмар-¦участия Республики¦ ¦ ¦ ¦ках. ¦Татарстан в междуна-¦ ¦ ¦ ¦ ¦родных и межрегио-¦ ¦ ¦ ¦ ¦нальных форумах, выс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тавках и ярмарках" и¦ ¦ ¦ ¦ ¦его реализация. ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦8. Содействие расши-¦Реализация постанов-¦В течение¦Республиканский ¦ ¦рению экспортных¦ления Кабинета Ми-¦всего пе-¦центр производс-¦ ¦возможностей предп-¦нистров Республики¦риода ¦твенной субконтрак-¦ ¦риятий через органи-¦Татарстан от 12.11.99¦ ¦тации, Министерство¦ ¦зацию поставок по¦г. N 753 "О развитии¦ ¦экономики и промыш-¦ ¦субконтрактам с за-¦системы производс-¦ ¦ленности Республики¦ ¦рубежными фирмами. ¦твенной субконтракта-¦ ¦Татарстан, Минис-¦ ¦ ¦ции". ¦ ¦терство торговли и¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического сот-¦ ¦ ¦ ¦ ¦рудничества Респуб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦лики Татарстан, Ми-¦ ¦ ¦ ¦ ¦нистерство финансов¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тан. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Создание специализи-¦Реорганизация Центра¦IV кв. ¦Министерство тор-¦ ¦рованных подразделе-¦маркетинга и торговли¦2000 г. ¦говли и экономичес-¦ ¦ний, осуществляющих¦при Министерстве тор-¦ ¦кого сотрудничества¦ ¦практическую дея-¦говли и экономическо-¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦тельность по изуче-¦го сотрудничества¦ ¦тан, Агентство по¦ ¦нию зарубежных рын-¦Республики Татарстан¦ ¦развитию междуна-¦ ¦ков и продвижению¦и Республиканского¦ ¦родного сотрудни-¦ ¦промышленной продук-¦центра маркетинга. ¦ ¦чества при Кабинете¦ ¦ции республики. ¦ ¦ ¦Министров Республи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки Татарстан, Тор-¦ ¦ ¦ ¦ ¦гово - промышленная¦ ¦ ¦ ¦ ¦палата Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан, Респуб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ликанский центр¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленной суб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦контрактации, ГУП¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Хеджинговый центр¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тан". ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Создание маркетинго-¦IV кв. ¦Министерство тор-¦ ¦ ¦вой сети для продви-¦2000 г. ¦говли и экономичес-¦ ¦ ¦жения информации о¦ ¦кого сотрудничества¦ ¦ ¦продукции предприятий¦ ¦Республики Татар-¦ ¦ ¦Республики Татарстан,¦ ¦стан, Агентство по¦ ¦ ¦ее потенциале, инвес-¦ ¦развитию междуна-¦ ¦ ¦тиционных проектах. ¦ ¦родного сотрудни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦чества при Кабинете¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министров Республи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки Татарстан, Тор-¦ ¦ ¦ ¦ ¦гово - промышленная¦ ¦ ¦ ¦ ¦палата Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан. ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦9. Государственная¦Разработка программы¦I кв. ¦Министерство эконо-¦ ¦поддержка развития¦развития лизинговой¦2001 г. ¦мики и промышлен-¦ ¦лизинговой дея-¦деятельности в Рес-¦ ¦ности Республики¦ ¦тельности с целью¦публике Татарстан. ¦ ¦Татарстан, Минис-¦ ¦освоения высокотех-¦ ¦ ¦терство торговли и¦ ¦нологичных произ-¦ ¦ ¦экономического сот-¦ ¦водств в республике,¦ ¦ ¦рудничества Респуб-¦ ¦в том числе с ис-¦ ¦ ¦лики Татарстан,¦ ¦пользованием меха-¦ ¦ ¦Агентство по разви-¦ ¦низмов финансирова-¦ ¦ ¦тию международного¦ ¦ния лизингового фон-¦ ¦ ¦сотрудничества при¦ ¦да через выпуск цен-¦ ¦ ¦Кабинете Министров¦ ¦ных бумаг. ¦ ¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тан, Комиссия по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ценным бумагам и¦ ¦ ¦ ¦ ¦фондовому рынку при¦ ¦ ¦ ¦ ¦Кабинете Министров¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Татар-¦ ¦ ¦ ¦ ¦стан, Министерство¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансов Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан. ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦10. Развитие инф-¦Проект постановления¦II кв. ¦Инновационный фонд¦ ¦раструктуры наукоем-¦Кабинета Министров¦2001 г. ¦Республики Татарс-¦ ¦ких производств. ¦Республики Татарстан¦ ¦тан, Министерство¦ ¦ ¦"О создании произ-¦ ¦экономики и промыш-¦ ¦ ¦водственно - техноло-¦ ¦ленности Республики¦ ¦ ¦гических комплексов".¦ ¦Татарстан. ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦11. Разработка пред-¦Разработка концепции¦IV кв. ¦Министерство эконо-¦ ¦ложений по активиза-¦комплексной программы¦2000 г. ¦мики и промышлен-¦ ¦ции инновационной¦коммерциализации ин-¦ ¦ности Республики¦ ¦деятельности в Рес-¦теллектуальной соб-¦ ¦Татарстан, Иннова-¦ ¦публике Татарстан. ¦ственности в Респуб-¦ ¦ционный фонд Рес-¦ ¦ ¦лике Татарстан. ¦ ¦публики Татарстан,¦ ¦ ¦ ¦ ¦Академия наук Рес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦публики Татарстан. ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦ ¦Разработка и реализа-¦I кв. ¦Министерство эконо-¦ ¦ ¦ция программы активи-¦2001 г. ¦мики и промышлен-¦ ¦ ¦зации инновационной¦ ¦ности Республики¦ ¦ ¦деятельности в Рес-¦ ¦Татарстан, Минис-¦ ¦ ¦публике Татарстан. ¦ ¦терство торговли и¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического сот-¦ ¦ ¦ ¦ ¦рудничества Респуб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦лики Татарстан,¦ ¦ ¦ ¦ ¦Академия наук Рес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦публики Татарстан,¦ ¦ ¦ ¦ ¦Инновационный фонд¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тан. ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦12. Оказание инфор-¦Проект постановления¦III кв. ¦Министерство эконо-¦ ¦мационно - консуль- ¦Кабинета Министров¦2000 г. ¦мики и промышлен-¦ ¦тационной помощи¦Республики Татарстан¦ ¦ности Республики¦ ¦предприятиям Респуб-¦"Об оказании информа-¦ ¦Татарстан, Минис-¦ ¦лики Татарстан. ¦ционно - консультаци-¦ ¦терство торговли и¦ ¦ ¦онных услуг предприя-¦ ¦экономического сот-¦ ¦ ¦тиям в области экс-¦ ¦рудничества Респуб-¦ ¦ ¦портной деятельности"¦ ¦лики Татарстан,¦ ¦ ¦ ¦ ¦Торгово - промыш- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ленная палата Рес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦публики Татарстан. ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦13. Развитие сотруд-¦Внесение предложений¦В течение¦Министерство тор-¦ ¦ничества с федераль-¦в федеральные органы¦всего пе-¦говли и экономичес-¦ ¦ными органами власти¦государственного уп-¦риода ¦кого сотрудничества¦ ¦и управления по воп-¦равления об изменении¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦росам нетарифного¦действующего законо-¦ ¦тан, ФГУП "ГК "Рос-¦ ¦регулирования внеш-¦дательства в части¦ ¦вооружение". ¦ ¦неэкономической дея-¦применения отдельных¦ ¦ ¦ ¦тельности предприя-¦мер государственной¦ ¦ ¦ ¦тий - экспортеров ¦поддержки предприятий¦ ¦ ¦ ¦продукции. ¦- экспортеров. ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦14. Подготовка кад-¦Внесение раздела¦III кв. ¦Департамент по де-¦ ¦ров в области внеш-¦"Внешнеэкономическая ¦2000 г. ¦лам государственных¦ ¦неэкономической дея-¦деятельность" в прог-¦ ¦служащих, Минис-¦ ¦тельности. Повышение¦рамму курсов подго-¦ ¦терство образования¦ ¦квалификации работ-¦товки и переквалифи-¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦ников сферы внешнеэ-¦кации госслужащих. ¦ ¦тан, Министерство¦ ¦кономических связей¦ ¦ ¦торговли и экономи-¦ ¦в рамках Республи-¦Подготовка перечня¦ ¦ческого сотрудни-¦ ¦канской программы¦специалистов для про-¦ ¦чества Республики¦ ¦подготовки и повыше-¦хождения курсов повы-¦ ¦Татарстан. ¦ ¦ния квалификации¦шения квалификации. ¦ ¦ ¦ ¦госслужащих. ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦15. Создание единой¦Издание брошюры¦ежегодно ¦Министерство тор-¦ ¦базы данных по пра-¦"Справочник экспорте-¦ ¦говли и экономичес-¦ ¦вовому обеспечению¦та Республики Татарс-¦ ¦кого сотрудничества¦ ¦внешнеэкономической ¦тан" (сборник норма-¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦деятельности. ¦тивных актов, коммен-¦ ¦тан, Министерство¦ ¦ ¦тарии специалистов). ¦ ¦экономики и промыш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ленности Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан, Госинп-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ром - КНИАТ, Депар-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тамент внешних свя-¦ ¦ ¦ ¦ ¦зей при Президенте¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Татар-¦ ¦ ¦ ¦ ¦стан. ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦16. Создание системы¦Организация единой¦II кв. ¦Министерство тор-¦ ¦оценки ситуации в¦базы данных в области¦2001 г. ¦говли и экономичес-¦ ¦странах - покупате- ¦патентования в стра-¦ ¦кого сотрудничества¦ ¦лях экспортной про-¦нах - покупателях, ¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦дукции в области¦экспортной продукции¦ ¦тан, Торгово - про-¦ ¦стандартов, патенто-¦в целях оценки усло-¦ ¦мышленная палата¦ ¦вания и сертифика-¦вий выхода на внешние¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦ции. ¦рынки и исключения¦ ¦тан, Министерство¦ ¦ ¦возможных штрафов за¦ ¦экономики и промыш-¦ ¦ ¦поставку продукции,¦ ¦ленности Республики¦ ¦ ¦подпадающей под дейс-¦ ¦Татарстан, Иннова-¦ ¦ ¦твие системы нацио-¦ ¦ционный фонд Рес-¦ ¦ ¦нального патентова-¦ ¦публики Татарстан. ¦ ¦ ¦ния. ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦17. Стандартизация и¦Аттестация систем¦IV кв. ¦ЦЭСИ Республики Та-¦ ¦повышение качества¦внутрифирменного уп-¦2000 г. ¦тарстан при Кабине-¦ ¦систем управления¦равления ¦ ¦те Министров Рес-¦ ¦производством в рам-¦ ¦ ¦публики Татарстан,¦ ¦ках Программы перво-¦ ¦ ¦Министерство эконо-¦ ¦очередных мер по ре-¦ ¦ ¦мики и промышлен-¦ ¦ализации концепции¦ ¦ ¦ности Республики¦ ¦промышленной полити-¦ ¦ ¦Татарстан. ¦ ¦ки Республики Та-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тарстан. ¦Аттестация менедже-¦В течение¦ЦЭСИ Республики Та-¦ ¦ ¦ров. ¦всего пе-¦тарстан при Кабине-¦ ¦ ¦ ¦риода ¦те Министров Рес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦публики Татарстан,¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министерство эконо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦мики и промышлен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Аудит производственно¦В течение¦ЦЭСИ Республики Та-¦ ¦ ¦- хозяйственной дея-¦всего пе-¦тарстан при Кабине-¦ ¦ ¦тельности предприя-¦риода ¦те Министров Рес-¦ ¦ ¦тий. ¦ ¦публики Татарстан,¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министерство эконо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦мики и промышлен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Внедрение стандартов¦В течение¦ЦЭСИ Республики Та-¦ ¦ ¦качества ISO-9000. ¦всего пе-¦тарстан при Кабине-¦ ¦ ¦ ¦риода ¦те Министров Рес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦публики Татарстан,¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министерство эконо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦мики и промышлен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан. ¦ +--------------------+---------------------+---------+-------------------¦ ¦18. Введение анализа¦Аналитический отчет и¦Ежегодно ¦Министерство тор-¦ ¦товарных потоков по¦прогноз состояния дел¦ ¦говли и экономичес-¦ ¦стратегическим ре-¦на рынках стратеги-¦ ¦кого сотрудничества¦ ¦сурсам. ¦ческих ресурсов (на¦ ¦Республики Татарс-¦ ¦ ¦основании матрицы то-¦ ¦тан. ¦ ¦ ¦варных потоков). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Матрица товарных по-¦IV кв. ¦ЦЭСИ Республики Та-¦ ¦ ¦токов. ¦каждого ¦тарстан при Кабине-¦ ¦ ¦ ¦года ¦те Министров Рес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦публики Татарстан,¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министерство эконо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦мики и промышлен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан. ¦ +------------------------------------------------------------------------+ Приложение 2 к Программе стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан Структура и динамика внешнеторгового оборота Республики Татарстан Внешнеторговый оборот Республики Татарстан в 1999 г. превысил уровень 1998 г. на 2,9% и составил 1751 млн. долларов США. Также выросла доля внешнеторгового оборота Республики Татарстан в общем объеме внешней торговли Российской Федерации и составила 1,8% в 1999 г. (1,6% - в 1998 г.). Рост положительного сальдо торгового баланса республики, которое составило 1183,4 млн. долларов США в 1999 г. (830,4 млн. долларов США - в 1998 г.), произошел под влиянием роста экспорта (на 15,9% по сравнению с 1998 г.) и снижения импорта (на 34,9% соответственно). Наибольший вклад в развитие внешнеторговой деятельности вносят предприятия и организации топливной, химической и нефтехимической промышленности и машиностроительного комплекса. Именно они являются стержнем развития внешнеторговых отношений республики со странами ближнего и дальнего зарубежья. Динамика внешнеторговых отношений Республики Татарстан за 1995 - 1999 гг. (млн. долларов США) Диаграмма прилагается к подлиннику. Импорт В 1999 г. в результате роста курса доллара значительно сократились импортные поставки в Татарстан как из стран дальнего, так и ближнего зарубежья (соответственно на 35,2% и 34,2%) и составили в целом 283,8 млн. долларов США (16,2% от внешнеторговых отношений Республики Татарстан или 65% от объема импорта в 1998 г.). В том числе из стран СНГ импортирована продукция на сумму 79,6 млн. долларов США (28% от общего объема импорта), из стран дальнего зарубежья - на сумму 204,2 млн. долларов США (72%). Товарная структура импорта не претерпела существенных изменений. Как и в предыдущие годы, важнейшей статьей остаются машины, оборудование и транспортные средства, которые были импортированы на 171,6 млн. долларов США, что на 34,4% меньше, чем в 1998 г. В общей структуре импорта доля машин, оборудования и транспортных средств составила 60,5% в 1999 г. против 60,0% в 1998 году. Следует отметить, что импорт легковых автомобилей составил лишь 4,7% от уровня 1998 г., грузовых автомобилей - 40 процентов. Значительно сократился импорт черных металлов (на 49,6%), труб (на 65,7%), медикаментов (на 82,4%). В 1999 г. по сравнению с предыдущим годом в республику меньше ввезено продовольственных товаров: мяса и мясопродуктов (на 91,3%), белого сахара (на 50%), алкогольных и безалкогольных напитков (на 78,1 процента). Напротив, увеличился импорт зерновых культур на 51,8 процента. Динамика товарной структуры импорта Республики Татарстан на 1995 - 1999 г. (млн. долларов США) Диаграмма прилагается к подлиннику. Экспорт В настоящее время экспорт является одним из основных направлений внешнеторговой деятельности Республики Татарстан. Динамика экспорта в решающей степени определяется развитием ценовой конъюнктуры на мировых рынках на основные сырьевые товары. Объем экспорта после его существенного снижения на 22,7% в 1998 г. в 1999 г. возрос, составив 1467,2 млн. долларов США. Положительного результата удалось достичь благодаря значительному росту мировых цен на топливное сырье и увеличению объема экспорта нефти против 1998 г. на 27,7 процента. Также следует отметить и рост экспорта продукции машиностроения (на 36% по сравнению с 1998 г.). Основными странами, в которые экспортируется продукция Республики Татарстан, являются Германия, Украина, Польша, Финляндия Литва, Великобритания, США, Швейцария. Географическая структура экспорта Республики Татарстан за 1995 - 1999 гг. (%) Диаграмма прилагается к подлиннику. На долю Германии, Финляндии, Швейцарии, Польши и Украины приходится более половины экспортных поставок Республики Татарстан. В 1999 г. появились новые страны - партнеры, импортирующие товары из Татарстана: Бангладеш и Объединенные Арабские Эмираты. Динамика товарной структуры экспорта Республики Татарстан за 1995 - 1999 гг. (млн. долларов США) Диаграмма прилагается к подлиннику. Для товарной структуры экспорта Республики Татарстан в 1999 г. характерно преобладание топливных ресурсов (66,5% от общего объема экспорта Республики Татарстан), а также машин, оборудования и транспортных средств (9,6%). Товарная структура экспорта Республики Татарстан. +--------------------------------------------------------------------+ ¦Показатели товарной¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ Темп ¦ ¦структуры экспорта +------------------+------------------¦ роста ¦ ¦ ¦коли-¦стои- ¦в % к¦коли-¦стои- ¦в % к¦ (1999 ¦ ¦ ¦чест-¦мость,¦итогу¦чест-¦мость,¦итогу¦ г. к ¦ ¦ ¦во ¦млн. ¦ ¦во ¦млн. ¦ ¦ 1998 ¦ ¦ ¦ ¦долла-¦ ¦ ¦долла-¦ ¦ г.) ¦ ¦ ¦ ¦ров ¦ ¦ ¦ров ¦ ¦ (%) ¦ ¦ ¦ ¦США ¦ ¦ ¦США ¦ ¦ ¦ +----------------------+-----+------+-----+-----+------+-----+-------¦ ¦Экспорт ¦ ¦1266,4¦100,0¦ ¦1467,2¦100,0¦ 115,9 ¦ +----------------------+-----+------+-----+-----+------+-----+-------¦ ¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Нефть сырая, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн. тонн ¦ 10,1¦ 714,4¦ 56,4¦ 9,2¦ 912,6¦ 62,2¦ 127,7 ¦ +----------------------+-----+------+-----+-----+------+-----+-------¦ ¦нефтепродукты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн. тонн ¦ 1,5¦ 102,1¦ 8,1¦ 0,9¦ 62,4¦ 4,3¦ 61,1 ¦ +----------------------+-----+------+-----+-----+------+-----+-------¦ ¦лесоматериалы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тыс. куб. м ¦ 4,3¦ 0,2¦ 0,0¦ 5,0¦ 0,1¦ 0,0¦ 50,0 ¦ +----------------------+-----+------+-----+-----+------+-----+-------¦ ¦машины, оборудование,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приборы и транспортные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средства, их части ¦ ¦ 103,9¦ 8,2¦ ¦ 141,3¦ 9,6¦ 136,0 ¦ +----------------------+-----+------+-----+-----+------+-----+-------¦ ¦остальные товары ¦ ¦ 345,8¦ 27,3¦ ¦ 350,8¦ 23,9¦ 101,4 ¦ +--------------------------------------------------------------------+ В товарной структуре экспорта традиционно наибольший удельный вес приходится на сырую нефть. Доля сырой нефти составила 56,4% в 1998 г. и 62,2% в 1999 году. Товары топливно - энергетического комплекса наиболее подвержены влиянию конъюнктуры мирового рынка. Средняя экспортная контрактная цена сырой нефти, реализованной в страны дальнего зарубежья в 1999 г., с января по декабрь возросла с 55 до 165 долларов за тонну, в то время как в 1998 г. наблюдалось снижение с 95 до 50 долларов за тонну соответственно. Прекращение спада мировых цен на нефть и их рост, начиная с III квартала 1999 г., оказали значительное влияние на улучшение ситуации на внутреннем рынке и рост положительного сальдо внешнеторгового оборота Республики Татарстан в 1999 году. Удельный вес экспорта сырой нефти повысился с 56,4% в 1998 г. до 62,2% в 1999 году (на 5,8%). В то же время, если объем экспорта в количественном выражении сократился с 10,1 до 9,2 млн. тонн, то в стоимостном выражении этот показатель возрос с 714,4 млн. долларов США до 912,6 млн. долларов США, что обусловлено ростом мировых цен на нефть во втором полугодии 1999 года. Доля экспорта нефтепродуктов в общей структуре республиканского экспорта снизилась с 8,1% в 1998 г. до 4,3% в 1999 году (на 3,8%). В натуральном выражении снижение экспорта составило 40% (с 1,5 млн. тонн до 0,9 млн. тонн), а в стоимостном - 38,9% (с 102,1 млн. долларов США до 62,4 млн. долларов США). Это произошло в основном из-за ухудшения конъюнктуры цен на мировом рынке нефтепродуктов, продолжавшегося до середины 1999 года. Вторая по значимости товарная группа в структуре экспорта - продукция машиностроительного комплекса (машины, оборудование и транспортные средства, включая их части). Ее доля в общем объеме экспорта республики увеличилась на 1,4% по сравнению с 1998 годом (с 8,2% до 9,6%). Основными видами машин и оборудования, поставляемых на экспорт, являются летательные аппараты, грузовые и легковые автомобили, электродвигатели, оптические и измерительные приборы, медицинские инструменты. Наибольший прирост экспортных поставок пришелся на грузовые автомобили. В 1999 г. их экспортировано в 3,9 раза больше, чем в 1998 году (1152 единицы против 294 единиц). Структура экспортной продукции, поставляемой предприятиями машиностроительной отрасли Республики Татарстан на мировой рынок, стабильна на протяжении последних лет. В промышленно развитые страны поставляются авиационная техника, оптические приборы, металлопродукция, электронные элементы, оказываются инженерно - технические услуги. Утратил силу - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.03.2005 г. N 115 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|