Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.05.2004 № 226

                 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 11 мая 2004 г. N 226

           О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ
            РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
                         РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

     В целях  защиты  населения  и  территории Республики Татарстан от
последствий   разливов   нефти   и   нефтепродуктов,   во   исполнение
Постановлений  Правительства  Российской  Федерации от 21 августа 2000
года  N  613  "О  неотложных  мерах  по  предупреждению  и  ликвидации
аварийных  разливов нефти и нефтепродуктов" и от 15 апреля 2002 года N
240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и  ликвидации
разливов  нефти  и  нефтепродуктов на территории Российской Федерации"
Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить прилагаемые:
     Требования к  разработке  планов  по  предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и  нефтепродуктов  на  территории  Республики
Татарстан и представлению отчетов о проведении работ по их ликвидации;
     (Утратил  силу  -  Постановление  Кабинета  Министров Республики
Татарстан от 03.11.2005 г. N 528)
     2.  Министерству  по  делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям  Республики  Татарстан  совместно  и  по  согласованию  с
исполнительными   комитетами   муниципальных  районов  и  городских
округов   Республики  Татарстан,  Управлением  Приволжского  округа
Госгортехнадзора     России     (по     согласованию),    Татарским
республиканским   отделением   Российской   транспортной  инспекции
Министерства  транспорта  Российской  Федерации  (по согласованию),
Верхне-Волжской   инспекцией   Российского   речного  регистра  (по
согласованию),  федеральным государственным учреждением "Управление
государственного  энергетического  надзора по Республике Татарстан"
(по  согласованию),  Министерством  экологии  и  природных ресурсов
Республики  Татарстан (по согласованию) в месячный срок представить
на  утверждение  в  Комиссию  по  чрезвычайным ситуациям Республики
Татарстан  перечень  предприятий  независимо от форм собственности,
осуществляющих   разведку  месторождений,  добычу  нефти,  а  также
переработку,  транспортировку,  хранение  нефти и нефтепродуктов, и
график согласования планов по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов  нефти и нефтепродуктов (В редакции Постановления Кабинета
Министров Республики Татарстан от 14.08.2006 г. N 409).
     3. Установить,  что  до  принятия   соответствующих   федеральных
нормативных правовых актов: учет загрязненных нефтью и нефтепродуктами
территорий и водных объектов ведется в рамках Территориальной  системы
мониторинга,  лабораторного  контроля  и  прогнозирования чрезвычайных
ситуаций  природного,  техногенного  и  биолого-социального  характера
Республики Татарстан;
     разработка мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов,  проводимых в повседневной деятельности и при угрозе
разлива  нефти  и  нефтепродуктов,  входящих  в   состав   планов   по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов,
осуществляется в соответствующих проектных,  научных  организациях  по
согласованию   с   Министерством   по   делам  гражданской  обороны  и
чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
     4. Контроль  за исполнением настоящего Постановления возложить на
Министерство по делам гражданской  обороны  и  чрезвычайным  ситуациям
Республики Татарстан.

     Премьер-министр
     Республики Татарстан          Р.Н.МИННИХАНОВ

     Руководитель Аппарата
     Кабинета Министров
     Республики Татарстан          И.Б.ФАТТАХОВ

                                                            Утверждены
                                                        Постановлением
                                                    Кабинета Министров
                                                  Республики Татарстан
                                               от 11 мая 2004 г. N 226

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
         ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
              АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

                        1. Основные положения

     Настоящие Методические  рекомендации  предназначены  для  единого
методологического  подхода  к  разработке  планов ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов всех значений  и  выработке  алгоритма
действий  по  ликвидации  аварийных  разливов  нефти  и нефтепродуктов
(далее - план ЛАРН).
     Количество экземпляров  разрабатываемого  плана  ЛАРН  определяет
разработчик с учетом того,  что по одному экземпляру должно находиться
у разработчика,  у всех согласующих и утверждающих организаций,  кроме
того,  выписки  из  плана  ЛАРН  направляются  всем   заинтересованным
территориальным  органам  федеральных  органов  исполнительной власти,
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  органам
местного самоуправления и взаимодействующим организациям.
     Излагаемый в плане ЛАРН порядок выполнения работ по локализации и
ликвидации  аварийных разливов нефти и нефтепродуктов должен служить в
качестве руководства по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефти   и   нефтепродуктов,   базироваться   на  существующей  системе
управления,    инженерных    расчетах,     производственном     опыте,
природоохранной  практике  и  использоваться  должностными лицами всех
уровней.
     Ежегодно до   1  февраля  планы  ЛАРН  подлежат  корректировке  в
случаях,  указанных в пункте 11  Требований  к  разработке  планов  по
предупреждению  и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
на  территории  Республики  Татарстан  и   представлению   отчетов   о
проведении работ по их ликвидации.
     Изменения, вносимые в планы ЛАРН,  подлежат экспертной  оценке  в
порядке,  установленном  Приказом Министерства Российской Федерации по
делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям   и   ликвидации
последствий  стихийных бедствий от 18 мая 2002 г.  N 242 "О дальнейшем
совершенствовании  работы  в  области  предупреждения   и   ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".

               2. Рекомендации по структуре планов ЛАРН

                План ЛАРН содержит следующие разделы:
                           Общие положения;
     Раздел 1.  Описание  и характеристика объекта и оценка обстановки
при возможном максимальном разливе нефти и нефтепродуктов;
     Раздел 2.  Мероприятия по предупреждению аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов,  проводимые в повседневной деятельности и при угрозе
разлива нефти и нефтепродуктов;
     Раздел 3.  Организация действий сил  и  средств  при  локализации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
     Раздел 4.  Организация действий  сил  и  средств  при  ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
     Раздел 5. Обеспечение действий органов управления сил и средств;
     Раздел 6.  Мероприятия  по  временному  хранению   и   утилизации
собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов;
     Раздел 7.  Мероприятия  по  реабилитации территорий (акваторий) и
объектов,  загрязненных  в  результате  аварийных  разливов  нефти   и
нефтепродуктов. Приложениями к плану ЛАРН могут быть:
     1. Схема  управления,  связи  и оповещения при аварийных разливах
нефти и нефтепродуктов;
     2. Расчет  необходимого   и   достаточного   количества   сил   и
специальных технических средств;
     3. Схемы   дорог  для  доставки  сил  и  специальных  технических
средств;
     4. Расчет доставки сил и специальных технических средств в  район
разлива нефти и нефтепродуктов;
     5. План   взаимодействия  привлекаемых  сил  и  средств,  включая
противопожарные;
     6. План-график проведения работ по локализации разливов  нефти  и
нефтепродуктов;
     7. План-график  проведения  работ  по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
     8. Мероприятия по защите населения и объектов от разливов нефти и
нефтепродуктов;
     9. Схема   размещения   мест  временного  хранения  и  утилизации
собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов;
     10. Обеспеченность работников и населения средствами защиты;
     11. Договоры     с    профессиональными    аварийно-спасательными
формированиями (службами) на абонентское обслуживание;
     12. Договоры с организациями, обслуживающими речной транспорт.
     С учетом особенностей территорий,  попадающих в  зону  возможного
разлива  нефти  и  нефтепродуктов,  помимо  вышеуказанных приложений к
планам ЛАРН,  могут разрабатываться и другие.  Кроме  того,  к  планам
могут прилагаться справочные, расчетные данные (в виде графиков, схем,
таблиц)  и  формализованные  документы,  которые  должны  храниться  в
отдельной папке вместе с планами ЛАРН.

         3. Краткое описание содержания разделов планов ЛАРН

     В разделе  "Общие  положения"  указываются  основания  разработки
плана  ЛАРН,  его  краткое  содержание,  определяются  основные   цели
разработки   плана  ЛАРН  и  порядок  его  применения  в  практической
деятельности.
     В разделе   "1.   Описание  и  характеристика  объекта  и  оценка
обстановки при возможном максимальном разливе нефти и  нефтепродуктов"
указываются: местонахождение организации, наибольшая работающая смена;
     наличие аварийных формирований и специальных технических средств,
предназначенных для проведения работ по ЛАРН;
     гидрогеологические особенности  района  расположения  организации
(наличие  поверхностных  водотоков,  характеристика почв,  особенности
рельефа местности);
     максимальный объем нефти на объекте;
     расчетный максимально   возможный   объем   разлива    нефти    и
нефтепродуктов;
     тип и   характеристики   продукта   (физико-химические   свойства
продукта в соответствии с п. 12 РД 03-357-00);
     прогнозируемая площадь разлива,  направление его движения, длина,
ширина  и  предполагаемое  значение  разлива нефти и нефтепродуктов по
установленной классификации, влияние разлива нефти и нефтепродуктов на
население, объекты жизнеобеспечения и окружающую природную среду;
     самые неблагоприятные  гидрометеорологические  условия  в  районе
возможного разлива нефти и нефтепродуктов.
     В разделе "2.  Мероприятия по предупреждению  аварийных  разливов
нефти  и нефтепродуктов,  проводимые в повседневной деятельности и при
угрозе разлива нефти и нефтепродуктов" должен  быть  отражен  комплекс
мероприятий    по    предупреждению   аварийных   разливов   нефти   и
нефтепродуктов  с   учетом   экономических,   природных,   социальных,
экологических   и   других  характеристик  и  особенностей  территории
объекта, а также его технических характеристик.
     Комплекс мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов может в себя включать: выявление возможных источников и
причин разливов нефти и нефтепродуктов;
     прогнозирование максимально   возможных    разливов    нефти    и
нефтепродуктов для планирования работ по их локализации и ликвидации;
     расчет потребности  сил  и   специальных   технических   средств,
предназначенных   для   локализации   и  ликвидации  разлива  нефти  и
нефтепродуктов;
     организацию подготовки  и  поддержания  в  постоянной  готовности
аварийных   формирований   и    специальных    технических    средств,
предназначенных   для   локализации  и  ликвидации  разливов  нефти  и
нефтепродуктов;
     подготовку и   аттестацию   работников   в  области  промышленной
безопасности;
     экспертизу промышленной   безопасности,  диагностику,  испытания,
освидетельствование технических устройств;
     организацию взаимодействия   органов   управления  всех  уровней,
объектовых     аварийных     формирований      и      профессиональных
аварийно-спасательных   формирований   регионального   и  федерального
уровней реагирования;
     организацию управления, связи и оповещения;
     производственный контроль за соблюдением требований  промышленной
безопасности;
     определение порядка   взаимного    обмена    информацией    между
организациями,  территориями  и  регионами,  участниками локализации и
ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
     планирование первоочередных действий по локализации разлива нефти
и нефтепродуктов при получении сигнала о ее угрозе или разливе;
     организацию контроля  за  выполнением  мероприятий,  связанных  с
предупреждением и ликвидацией разливов нефти и нефтепродуктов;
     создание резервов   финансовых   и   материальных   ресурсов  для
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на всех уровнях.
     Также излагаются  порядок  передачи  информации об угрозе разлива
нефти  и  нефтепродуктов,  ее  доведение   до   руководства,   органов
управления  сил и средств соответствующих уровней и порядок оповещения
населения об угрозе разлива нефти и нефтепродуктов.
     Определяется порядок  приведения  в  различные степени готовности
(режимы функционирования) органов управления, сил и средств.
     Уточняется состав органов управления сил и средств,  привлекаемых
для   локализации   и   ликвидации   аварийных   разливов   нефти    и
нефтепродуктов.
     Отражается комплекс мероприятий по повышению  готовности  органов
управления,  сил  и  средств  к реагированию на возможные чрезвычайные
ситуации, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов.
     В разделе "3.  Организация действий сил и средств при локализации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" в  хронологическом  порядке
излагаются  мероприятия,  проводимые  органами управления и силами при
возникновении разливов нефти и нефтепродуктов различного значения:
     оповещение органов управления и сил, порядок доведения информации
о факте разлива нефти и нефтепродуктов;
     оценка объемов разлива нефти и нефтепродуктов, определение границ
зоны разлива и его влияния на природные и производственные объекты;
     прогнозирование возможных  последствий аварийного разлива нефти и
нефтепродуктов;
     принятие решения о локализации разлива нефти и нефтепродуктов;
     выдвижение сил и средств в зону разлива;
     мероприятия по защите населения (при необходимости);
     мероприятия по локализации разлива нефти и нефтепродуктов;
     контроль за   состоянием  окружающей  природной  среды  в  районе
разлива нефти  и  обстановкой  на  аварийном  объекте,  осуществляющем
добычу,    переработку,    транспортировку    и   хранение   нефти   и
нефтепродуктов, и на прилегающей к нему территории.
     В разделе  "4.  Организация действий сил и средств при ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" в  хронологическом  порядке
излагаются  мероприятия,  проводимые  органами управления и силами при
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов различного значения:
     оценка объемов  работ  по  ликвидации  аварийного разлива нефти и
нефтепродуктов;
     принятие решения о ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
     выдвижение сил и средств в зону разлива;
     распределение сил и специальных технических средств по участкам и
объектам работ;
     практические действия  сил  и  специальных технических средств по
ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов.
     В разделе  "5.  Обеспечение  действий  органов  управления  сил и
средств" отражается комплекс мер по  видам  обеспечения  (инженерному,
противопожарному,  транспортному,  дорожному, гидрометеорологическому,
техническому,    метрологическому,    материальному,     медицинскому,
финансовому,  охране  общественного  порядка и др.),  осуществляемых в
целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми  к
работам  по  ликвидации  аварийного  разлива  нефти  и  нефтепродуктов
органами управления силами и специальными техническими средствами.
     Определяются порядок    использования   резервов   финансовых   и
материальных  ресурсов   и   лица,   ответственные   за   всестороннее
обеспечение действий органов управления, сил и средств.
     В разделе "6.  Мероприятия по временному  хранению  и  утилизации
собранной  нефти  и  отработанных  расходных материалов" определяются:
лица,  ответственные за проведение  работ  по  временному  хранению  и
утилизации  собранной  нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных
материалов, и организации, за счет которых проводятся эти работы;
     полигоны (места) временного хранения и утилизации собранной нефти
и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов по согласованию с
природоохранными органами и противопожарными службами;
     способы утилизации  нефти   и   нефтепродуктов   и   отработанных
расходных  материалов,  привлекаемые для этих работ специализированные
организации, специальные технические средства и технологии;
     примерные сроки  выполнения этих работ с учетом объемов собранной
нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов.
     В разделе "7.  Мероприятия по реабилитации территорий (акваторий)
и объектов,  загрязненных в  результате  аварийных  разливов  нефти  и
нефтепродуктов" отражаются:
     последовательность работ по реабилитации загрязненных  территорий
(акваторий) и объектов;
     порядок привлечения   организаций   к   проведению    работ    по
реабилитации территорий (акваторий) и объектов;
     порядок финансирования  мероприятий  по  реабилитации  территорий
(акваторий) и объектов.

               4. Рекомендации по разработке приложений
                            к планам ЛАРН

     Каждое приложение  к  плану  ЛАРН  должно   разрабатываться   как
отдельный документ и подписываться соответствующим руководителем.
     Приложения разрабатываются   в   графическом,    табличном    или
текстуальном  виде  в  зависимости  от  характера  содержащейся  в них
информации.
     Формат документов,    масштабы    карт    (планов)   определяются
руководителем и должны обеспечивать удобство в работе с ними  в  любых
условиях.
     Схема управления, связи и оповещения при аварийных разливах нефти
и  нефтепродуктов  разрабатывается  графически.  На  ней  отображаются
органы  управления  и  силы,  привлекаемые  к  работам  по  ликвидации
аварийного  разлива  нефти  и  нефтепродуктов,  порядок подчиненности,
места привязки к проводным линиям  связи  (при  необходимости),  схема
вызова абонентов и их номера телефонов, сигналы оповещения и т.д.
     Расчет необходимого и достаточного количества сил  и  специальных
технических   средств   разрабатывается   в   табличном  виде.  В  нем
указываются наименования подразделений и формирований,  привлекаемых к
работам по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов, места
их дислокации,  количество личного состава и техники, время приведения
в готовность к выполнению работ и ориентировочные возможности.
     Разрабатываются схемы  дорог  для  доставки  сил  и   специальных
технических  средств в район разлива нефти и нефтепродуктов,  а при их
отсутствии - наиболее приемлемые пути с учетом рельефа местности.
     Расчет доставки  сил  и  специальных  технических средств в район
разлива  нефти  и  нефтепродуктов  разрабатывается   в   табличном   и
графическом  видах.  В  нем  указываются  наименование  сил и средств,
выделяемые   для   доставки   транспортные   средства,    организации,
предоставляющие   транспортные  средства,  и  порядок  связи  с  ними,
маршруты движения, время поставки транспорта.
     План взаимодействия  привлекаемых сил и средств разрабатывается в
текстуальном  и  графическом  виде.  В   нем   указываются   участники
взаимодействия  и способ связи с ними,  перечень вопросов,  по которым
организуется взаимодействие, порядок организации взаимодействия.
     План-график проведения  работ  по  локализации  разливов  нефти и
нефтепродуктов разрабатывается в виде таблицы.  В нем  отображаются  в
хронологическом  порядке  перечень  мероприятий и работ по локализации
разлива нефти и нефтепродуктов с временными показателями их выполнения
и  ответственными  за  их проведение,  а также график движения личного
состава и техники по времени и этапам работ по  ликвидации  аварийного
разлива нефти и нефтепродуктов.
     План-график проведения  работ  по  ликвидации  разливов  нефти  и
нефтепродуктов  разрабатывается  в виде таблицы.  В нем отображаются в
хронологическом порядке перечень мероприятий  и  работ  по  ликвидации
разлива нефти с временными показателями их выполнения и ответственными
за их проведение, а также график движения личного состава и техники по
времени  и  этапам  работ  по  ликвидации  аварийного  разлива нефти и
нефтепродуктов.
     Приложение "Мероприятия   по   защите  населения  и  объектов  от
разливов нефти и нефтепродуктов" разрабатывается в текстуальном виде с
указанием всех необходимых мероприятий по защите населения и объектов,
привлекаемых для их выполнения сил и средств,  сроков их выполнения  и
ответственных за их проведение.
     Схема размещения мест временного хранения и утилизации  собранной
нефти  и  отработанных расходных материалов разрабатывается графически
на карте (плане) с указанием мест временного  хранения  и  утилизации,
возможного объема емкостей для временного хранения, маршрутов движения
к ним и других данных.
     Обеспеченность работников  и  населения средствами индивидуальной
защиты отображается в форме таблицы с указанием вида  средств  защиты,
их количества, сроков годности и порядка выдачи.
     Договоры с        профессиональными        аварийно-спасательными
формированиями  (службами) на абонентское обслуживание разрабатываются
заблаговременно в двух экземплярах,  хранятся в отдельной папке вместе
с планами ЛАРН.
     Договоры с  организациями,   обслуживающими   речной   транспорт,
составляются  по  установленной  форме в двух экземплярах,  хранятся в
папке вместе с планами ЛАРН.


                                                            Утверждены
                                                        Постановлением
                                                    Кабинета Министров
                                                  Республики Татарстан
                                               от 11 мая 2004 г. N 226

                              ТРЕБОВАНИЯ
          К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
             АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА
           ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
             ОТЧЕТОВ О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ИХ ЛИКВИДАЦИИ

     1. Настоящие  Требования  разработаны  на основании Постановлений
Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года  N  613  "О
неотложных  мерах  по  предупреждению  и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов",  от 15 апреля 2002  года  N  240  "О  порядке
организации  мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов на  территории  Российской  Федерации"  и  определяют
требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов в Республике Татарстан.
     2. Планы  по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов (далее - планы) разрабатываются с учетом  максимально
возможного   объема   разлившейся   нефти  и  нефтепродуктов,  который
     определяется для следующих объектов:
     нефтеналивное судно - 2 танка;
     нефтеналивной причал - 1500 тонн;
     нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
     стационарные добывающие установки - 1500 тонн;
     стационарные объекты   хранения  нефти  и  нефтепродуктов  -  100
процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения;
     автоцистерна - 100 процентов объема;
     резервуар - 100 процентов объема;
     железнодорожный состав  -  50  процентов  общего объема цистерн в
железнодорожном составе;
     трубопровод при   порыве  -  25  процентов  максимального  объема
прокачки в течение 6  часов  и  объем  нефти  и  нефтепродуктов  между
запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
     трубопровод при  проколе  -  2  процента   максимального   объема
прокачки в течение 14 дней;
     стационарные объекты  хранения  нефти  и  нефтепродуктов  -   100
процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
     3. Разливы   нефти   и   нефтепродуктов   классифицируются    как
чрезвычайные  ситуации  и  ликвидируются  в  соответствии  с  Приказом
Министерства природных ресурсов Российской Федерации от  03.03.2003  N
156  "Об  утверждении  указаний  по определению нижнего уровня разлива
нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной
ситуации".
     В зависимости от объема и площади разлива нефти и  нефтепродуктов
на   местности,   во   внутренних   пресноводных  водоемах  выделяются
чрезвычайные ситуации следующих категорий:
     локального значения  -  разлив  от нижнего уровня разлива нефти и
нефтепродуктов до  100  тонн  нефти  и  нефтепродуктов  на  территории
объекта;
     муниципального значения - разлив от  100  до  500  тонн  нефти  и
нефтепродуктов  в  пределах  административной  границы города (района)
либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов,  выходящий за  пределы
территории объекта;
     территориального значения - разлив от 500 до 1000  тонн  нефти  и
нефтепродуктов  в  пределах  административной  границы республики либо
разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы
административной границы города (района);
     регионального значения - разлив от 1000  до  5000  тонн  нефти  и
нефтепродуктов  в  пределах  административной  границы республики либо
разлив от 500 до  1000  тонн  нефти  и  нефтепродуктов,  выходящий  за
пределы административной границы республики;
     федерального значения  -  разлив  свыше   5000   тонн   нефти   и
нефтепродуктов  либо  разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от
объема,  выходящий  за  пределы  государственной  границы   Российской
Федерации,  а  также  разлив  нефти  и  нефтепродуктов,  поступающий с
территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
     Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий
категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
     4. Планы   разрабатываются  в  организациях  независимо  от  форм
собственности,  осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а
также переработку,  транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.
Разработка планов может выполняться как самой организацией,  так  и  с
привлечением  специализированных организаций,  имеющих опыт разработки
планов.
     5. Организация,   имеющая   несколько   объектов,  осуществляющих
разведку   месторождений,   добычу   нефти,   а   также   переработку,
транспортировку,  хранение нефти и нефтепродуктов, разрабатывает планы
для каждого объекта в отдельности и для предприятия в целом.
     6. Планы  до  их  согласования  и утверждения подлежат экспертной
оценке  (экспертизе)  экспертным   органом   Министерства   по   делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
     7. Планы   согласовываются    и    утверждаются    при    наличии
положительного  заключения экспертизы,  указанной в пункте 6 настоящих
Требований.
     7.1. Планы  организаций,  в  которых  максимально возможный объем
разлившейся нефти  и  нефтепродуктов  может  составить  до  100  тонн,
согласовываются   с   администрациями   районов   и  городов,  Главным
управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды  Министерства
природных  ресурсов  Российской  Федерации  по  Республике  Татарстан,
Министерством экологии  и  природных  ресурсов  Республики  Татарстан,
Управлением  Приволжского округа Госгортехнадзора России,  федеральным
государственным     учреждением      "Управление      государственного
энергетического надзора по Республике Татарстан".
     Планы организаций,  использующих автоцистерны для перевозки нефти
и  нефтепродуктов  по  территории Республики Татарстан,  дополнительно
согласовываются  с  Татарским   отделением   Российской   транспортной
инспекции.
     Планы утверждаются  территориальными  органами  Министерства   по
делам   гражданской   обороны   и  чрезвычайным  ситуациям  Республики
Татарстан.
     7.2. Планы  организаций,  в  которых  максимально возможный объем
разлившейся нефти и нефтепродуктов может составить от 100 до 500 тонн,
согласовываются  с  Управлением  Приволжского  округа Госгортехнадзора
России,  Главным управлением природных ресурсов  и  охраны  окружающей
среды   Министерства   природных   ресурсов  Российской  Федерации  по
Республике Татарстан,  Министерством  экологии  и  природных  ресурсов
Республики    Татарстан,   федеральным   государственным   учреждением
"Управление государственного  энергетического  надзора  по  Республике
Татарстан",   Министерством   сельского   хозяйства  и  продовольствия
Республики Татарстан.  Планы  утверждаются  территориальными  органами
Министерства  по  делам  гражданской  обороны и чрезвычайным ситуациям
Республики Татарстан.
     7.3. Планы  организаций,  в  которых  максимально возможный объем
разлившейся нефти и нефтепродуктов может  составить  от  500  до  1000
тонн, согласовываются с администрациями районов и городов, Управлением
Приволжского  округа  Госгортехнадзора  России,  Главным   управлением
природных  ресурсов  и  охраны окружающей среды Министерства природных
ресурсов Российской Федерации по Республике  Татарстан,  Министерством
экологии   и  природных  ресурсов  Республики  Татарстан,  федеральным
государственным     учреждением      "Управление      государственного
энергетического   надзора   по  Республике  Татарстан",  Министерством
сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
     Планы судоходных   компаний,   осуществляющих   деятельность   на
территории  Республики  Татарстан,  дополнительно  согласовываются   с
государственным   учреждением  "Волжское  государственное  бассейновое
управление   водных   путей   и   судоходства",   а   планы   объектов
(нефтеналивных судов,  барж и нефтеналивных причалов), разрабатываемые
судоходными компаниями,  согласовываются с Верхне-Волжской  инспекцией
Российского речного регистра.
     Планы утверждаются Министерством по делам гражданской  обороны  и
чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
     7.4. Согласование и утверждение  планов  организаций,  в  которых
максимально  возможный  объем разлившейся нефти и нефтепродуктов может
составить   свыше   1000   тонн,   производятся   в   соответствии   с
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 21 августа 2000
года  N  613  "О  неотложных  мерах  по  предупреждению  и  ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".
     8. Планом должны предусматриваться:
     8.1. Прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
     8.2. Состав  и  дислокация  сил  и   средств,   достаточных   для
локализации  возможных  разливов  нефти и нефтепродуктов в любое время
года (далее - силы и средства);
     8.3. Обоснование количества сил и средств, соответствие имеющихся
на  объекте  сил  и  средств  задачам   ликвидации   и   необходимость
привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
     8.4. Организация взаимодействия сил и средств;
     8.5. Организация управления, связи и оповещения;
     8.6. Порядок обеспечения постоянной готовности сил  и  средств  с
указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание
в готовности;
     8.7. Система  взаимного  обмена информацией между организациями -
участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
     8.8. Первоочередные  действия  при получении сигнала об аварийном
разливе нефти и нефтепродуктов;
     8.9. Географические,                             гидрологические,
навигационно-гидрографические,   гидрометеорологические    и    другие
особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются
при  организации  и  проведении  операции  по  его  ликвидации.   Весь
картографический  материал  должен быть отражен на бумажных и цифровых
электронных картах,  которые  представляются  в  формате  shape-файлов
ArcView,  в  формате  ARC/INFO  или  в  другом широко распространенном
формате, допускающем конвертацию в указанные выше форматы;
     8.10. Обеспечение   безопасности   населения   и   оказание   ему
медицинской помощи;
     8.11. График  проведения  операций по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
     8.12. Организация   материально-технического,    инженерного    и
финансового  обеспечения  операций  по  ликвидации  разливов  нефти  и
нефтепродуктов.
     9. При  расчете  необходимого  количества  сил  и  средств должны
учитываться:
     9.1. Максимально   возможный   объем    разлившейся    нефти    и
нефтепродуктов;
     9.2. Площадь разлива;
     9.3. Год ввода  в  действие  и  последнего  капитального  ремонта
объекта,  дата  проведения  последнего  технического  диагностирования
объекта  и  (или)  обследования   технологического   оборудования   на
соответствие   требованиям  технической  эксплуатации  и  промышленной
безопасности;
     9.4. Максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
     9.5. Физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
     9.6. Влияние   места    расположения    объекта    на    скорость
распространения   нефти  и  нефтепродуктов  с  учетом  возможности  их
попадания в речные акватории и водоемы;
     9.7. Гидрометеорологические,  гидрогеологические и другие условия
в месте расположения объекта;
     9.8. Возможности имеющихся на объекте  сил  и  средств,  а  также
профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в
регионе (при условии их письменного согласия на участие  в  ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов);
     9.9. Наличие  полигонов  по  перевалке,  хранению  и  переработке
нефтяных отходов;
     9.10. Транспортная инфраструктура  в  районе  возможного  разлива
нефти и нефтепродуктов;
     9.11. Время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
     9.12. Время локализации разлива нефти и  нефтепродуктов,  которое
не  должно  превышать  4  часов  при разливе в акватории и 6 часов при
разливе на почве.
     10. Планы подлежат пересмотру в случаях:
     10.1. Изменения условий,  влияющих на обеспечение  локализации  и
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
     10.2. Изменения  действующих  требований  (правил  и норм) защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,  а также промышленной
безопасности.
     11. В   случае   аварийного   разлива   нефти   и  нефтепродуктов
организация - виновник аварии - и (или) эксплуатирующая организация  в
течение  1  часа с момента обнаружения аварии уведомляет о случившемся
администрацию города (района), на территории которой произошла авария,
Министерство  по  делам  гражданской  обороны и чрезвычайным ситуациям
Республики Татарстан,  Главное управление природных ресурсов и  охраны
окружающей  среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации
по    Республике    Татарстан,    Управление    Приволжского    округа
Госгортехнадзора    России,   Министерство   сельского   хозяйства   и
продовольствия Республики Татарстан, Министерство экологии и природных
ресурсов  Республики  Татарстан  и  принимает  меры  по  локализации и
ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с планом.
     Проведение рекультивации  загрязненных  нефтью  и нефтепродуктами
земель осуществляется  в  обязательном  порядке  и  в  соответствии  с
действующим   законодательством  по  согласованной  и  утвержденной  в
установленном  порядке  проектно-технической  документации.   В   план
мероприятий    должна    быть    включена    обязательность    очистки
нефтезагрязненных почв  от  нефти  и  нефтепродуктов  до  утвержденных
допустимых  нормативов  и  утилизации  нефтешламов.  После  завершения
ликвидации разлива  нефти  и  нефтепродуктов  организация  -  виновник
аварии  -  за  счет  собственных  средств  обеспечивает  экологический
мониторинг водных объектов, почвы, атмосферного воздуха и представляет
в  месячный  срок  в  органы  власти,  надзорные и контрольные органы,
указанные выше,  письменный отчет о  проведении  работ  по  ликвидации
аварийного  разлива  нефти  и  нефтепродуктов,  в  котором  приводятся
следующие данные:
     дата, время разлива;
     причина и обстоятельства разлива нефти и нефтепродуктов;
     источник разлива;
     район аварии в виде картографического материала с указанием  мест
и  площади  разлива,  зданий  и сооружений,  инфраструктуры местности,
которая попала в зону разлива.  Весь картографический материал  должен
быть  отражен  на  цифровых электронных картах и представлен в формате
shape-файлов  ArcView,  в  формате  ARC/INFO  или  в   другом   широко
распространенном  формате,  который  допускает конвертацию в указанные
выше    форматы;    действия    органов    управления    объекта     и
аварийно-спасательных   формирований,  в  том  числе  и  привлеченных;
количество разлившейся нефти и нефтепродуктов,  в том числе на почве и
на   водной   поверхности,   и  оценка  воздействия  разлива  нефти  и
нефтепродуктов на окружающую природную  среду  и  здоровье  населения;
затраты на ликвидацию разлива,  включая расходы на локализацию,  сбор,
утилизацию   нефти   и   нефтепродуктов,   последующую   рекультивацию
территории и страховые выплаты по гражданской ответственности, а также
выплаты аварийно-спасательным  формированиям  (службам)  в  случае  их
привлечения к выполнению работ по ликвидации разливов нефти;
     уровень остаточного загрязнения в почве, воде;
     должность, фамилия, имя, отчество составителя отчета;
     сведения о нанесенном  экологическом  ущербе  по  форме  N  6-ОС,
утвержденной  Постановлением Госкомстата России от 3 марта 1998 года N
81;
     оценка эффективности   сил  и  специальных  технических  средств,
применяемых  в   ходе   работ   по   ликвидации   разливов   нефти   и
нефтепродуктов;
     предложения по     дополнительному     оснащению     формирований
(подразделений)  организаций  и профессиональных аварийно-спасательных
формирований (служб);
     состояние технологического   оборудования   организации,  наличие
предписаний  надзорных   органов   об   устранении   недостатков   его
технического   состояния,   нарушений   норм   и  правил  промышленной
безопасности.
     12. Расследование причин инцидента (аварии),  повлекшего за собой
разлив  нефти  и   нефтепродуктов,   проводится   в   соответствии   с
действующими нормативными правовыми актами.



Информация по документу
Читайте также