Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2007 № 69Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 марта 2007 г. N 69 "Об утверждении Концепции развития легкой промышленности Республики Татарстан на 2007-2010 годы" В целях создания условий для формирования конкурентоспособного, высокотехнологичного производства легкой промышленности республики и его устойчивого развития Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития легкой промышленности Республики Татарстан на 2007-2010 годы. 2. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, Ассоциации предприятий и предпринимателей Республики Татарстан, Агентству по развитию предпринимательства Республики Татарстан до 1 апреля 2007 года разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план мероприятий по реализации Концепции развития легкой промышленности Республики Татарстан на 2007-2010 годы. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан. Премьер-министр Республики Татарстан Р.Н.Минниханов Концепция развития легкой промышленности Республики Татарстан на 2007-2010 годы (утв. постановлением КМ РТ от 5 марта 2007 г. N 69) 1. Общие положения Концепция развития легкой промышленности Республики Татарстан на 2007-2010 годы (далее - Концепция) определяет цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей внутреннего рынка Республики Татарстан и рынков регионов Российской Федерации отечественными товарами бытового, специального и технического назначения, развития производительных сил и увеличения экспорта продукции отрасли из республики. Концепция учитывает накопленный опыт регионов Российской Федерации, осуществляющих проведение активной государственной политики в области развития рынка товаров легкой промышленности. Концепция рассчитана на период до 2010 года. 2. Цели и задачи Концепции Основными целями Концепции являются создание условий для формирования конкурентоспособного, высокотехнологичного производства легкой промышленности республики и его устойчивого развития и повышение социально-экономического уровня жизни работников легкой промышленности. С учетом реализации основных положений Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 27.12.2005 N 133-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы", указанные цели предполагают решение следующих задач: обеспечение динамичного развития производств легкой промышленности; проведение технической и технологической модернизации существующих производственных мощностей; повышение качества продукции, инновационной активности предприятий производств легкой промышленности; освоение новых видов продукции; повышение эффективности управления предприятиями путем внедрения современных технологий управления; сертификация предприятий в соответствии с требованиями ИСО 9001; подготовка квалифицированных кадров и сертификация персонала предприятий легкой промышленности республики; сохранение существующих и создание новых рабочих мест. 3. Современное состояние легкой промышленности Республики Татарстан Легкая промышленность Республики Татарстан состоит из текстильного и швейного производства, производства кожи, изделий из кожи и производства обуви. Данными видами деятельности занимаются 693 хозяйствующих субъекта республики (включая филиалы, представительства и другие обособленные подразделения юридических лиц). Комплекс предприятий легкой промышленности республики включает более 70 крупных и средних предприятий общей численностью занятых 8,35 тыс.человек, преимущественно женщин. В частной собственности находится 79,7% всех организаций, в государственной собственности - 10,0%, смешанной и иных формах - 10,3 процента. В структуре промышленного производства республики на долю отрасли приходится 0,6% выпуска продукции. Это самый низкий показатель в Приволжском федеральном округе (в Чувашской Республике - 6%, в Ульяновской области - 4,2%, Республике Марий Эл - 2,9%, Кировской области - 2,7%). Доля легкой промышленности в объеме продукции России составила 1,5 процента. Шесть крупных предприятий (ОАО "Мелита", ОАО "Обувная фабрика "Спартак", ОАО "Сафьян", ЗАО "Казанский завод искусственных кож", ОАО "Альметьевская чулочно-носочная фабрика "Алсу", ОАО "Кукморский валяльно-войлочный комбинат") обеспечивают выпуск 64% продукции всего производства легкой промышленности. В легкой промышленности в 2000-2001г г. имелся рост производства на 15,3% и на 7,8% соответственно. Этому способствовало освобождение предприятий легкой промышленности от уплаты налогов в республиканский бюджет Республики Татарстан на основании законов Республики Татарстан от 17.11.1999 N 2438 "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год" и от 19.12.2000 N 512 "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2001 год". В этот период предприятия смогли направить на пополнение оборотных средств более 100 млн.рублей. В 2002 году в Республике Татарстан возможности предоставления таких льгот не было. Объем производства в 2002 году к уровню 2001 года снизился на 8,8%, в 2003 году - на 2,7 процента. В целях стабилизации социально-экономического и финансово-хозяйственного положения предприятий легкой промышленности постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 529 "О концепции финансового оздоровления предприятий легкой промышленности" была принята Концепция финансового оздоровления предприятий легкой промышленности республики на 2003-2005 годы. В 2003 году началась реализация плана мероприятий данной концепции, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.11.2002 N 1313. С 2004 года в легкой промышленности стал расти выпуск продукции. По итогам 2004 года выпуск продукции предприятий легкой промышленности составил 2297,6 млн.рублей, индекс физического объема - 105,0 процента. По итогам 2005 года выпуск продукции текстильного и швейного производства вырос на 30,3% к уровню соответствующего периода прошлого года. Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви увеличилось на 13,8 процента. По оценке 2006 года в текстильном и швейном производстве индекс промышленного производства составил 106,0%, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 100,3 процента. Производство продукции по годам (2000-2004 годы) ----------------------------------T-------T------T-------T------T-------¬ ¦ Показатели ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ +---------------------------------+-------+------+-------+------+-------+ ¦Объем произведенной продукции,¦ 1705 ¦ 2010 ¦ 2038 ¦ 2023 ¦ 2297 ¦ ¦млн.рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+-------+------+-------+------+-------+ ¦Индекс производства,% ¦ 115,3 ¦107,8 ¦ 91,2 ¦ 96,7 ¦ 105 ¦ L---------------------------------+-------+------+-------+------+-------- (2005-2006 годы) ------------------------------T-------------------T---------------------¬ ¦ Показатели ¦ Текстильное ¦ Производство кожи, ¦ ¦ ¦ и швейное ¦ изделий из кожи ¦ ¦ ¦ производства ¦и производство обуви ¦ ¦ +--------T----------+---------T-----------+ ¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ ¦ ¦ ¦ (оценка) ¦ ¦ (оценка) ¦ +-----------------------------+--------+----------+---------+-----------+ ¦Объем отгруженной продукции,¦ 1739,4 ¦ 1600 ¦ 846,0 ¦ 940,0 ¦ ¦млн.рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+--------+----------+---------+-----------+ ¦Индекс производства, % ¦ 130,3 ¦ 106,0 ¦ 113,8 ¦ 100,3 ¦ L-----------------------------+--------+----------+---------+------------ Стабилизировалось финансовое состояние предприятий легкой промышленности. Снизилось количество убыточных предприятий с 37,3% в 2001 году до 30% в 2006 году, с 45% до 18,5% - доля дебиторской просроченной задолженности, с 43,6% до 24,0% - доля кредиторской просроченной задолженности. Своевременно выплачивается заработная плата. Средняя заработная плата на предприятиях легкой промышленности с 2001 года выросла в 3 раза и составила в 2006 году 5803 рубля, в том числе в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 6433,5 рубля, в текстильном и швейном производстве - 5360,1 рубля. Однако она остается самой низкой среди предприятий промышленности Республики Татарстан. Финансовые показатели (2000-2004 годы) ------------------------------------------T------T------T------T--------¬ ¦ Показатели ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ +-----------------------------------------+------+------+------+--------+ ¦Сальдированный финансовый результат¦ 135 ¦ -43 ¦ -40 ¦ -80 ¦ ¦(прибыль - убытки), млн.рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------+------+------+------+--------+ ¦Сумма убытка, млн.рублей ¦ 29,8 ¦110,8 ¦ 94,8 ¦ 151,65 ¦ +-----------------------------------------+------+------+------+--------+ ¦Удельный вес убыточных организаций от¦ 37,3 ¦ 45,4 ¦ 45,2 ¦ 28,3 ¦ ¦общего числа организаций отрасли, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------+------+------+------+--------+ ¦Рентабельность продукции, % ¦ 6,7 ¦ 0,2 ¦ 1,6 ¦ 3,5 ¦ L-----------------------------------------+------+------+------+--------- (2005-2006 годы) ---------------------------------T----------------T---------------------¬ ¦ Показатели ¦ Текстильное ¦ Производство кожи, ¦ ¦ ¦ и швейное ¦ изделий из кожи ¦ ¦ ¦ производства ¦и производство обуви ¦ ¦ +------T---------+---------T-----------+ ¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ ¦ ¦ ¦(оценка) ¦ ¦ (оценка) ¦ +--------------------------------+------+---------+---------+-----------+ ¦Сальдированный финансовый¦40,67 ¦ 0,32 ¦ -0,82 ¦ -55,02 ¦ ¦результат (прибыль - убытки),¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн.рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------+---------+---------+-----------+ ¦Сумма убытка, млн.рублей ¦21,38 ¦ 34,98 ¦ 12,90 ¦ 66,31 ¦ +--------------------------------+------+---------+---------+-----------+ ¦Удельный вес убыточных¦ 26,0 ¦ 14 ¦ 25,0 ¦ 50 ¦ ¦организаций от общего числа¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организаций отрасли, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------+---------+---------+-----------+ ¦Рентабельность продукции, % ¦ 7,1 ¦ ¦ 3,2 ¦ ¦ L--------------------------------+------+---------+---------+------------ С целью выпуска и реализации высококачественной продукции предприятиям легкой промышленности, реализующим инвестиционные проекты, была оказана государственная поддержка в виде предоставления субсидии на погашение части процентной ставки по банковскому кредиту. Успешно смогли решить вопросы технического и технологического переоснащения производства крупные и средние предприятия легкой промышленности. В частности, ОАО "Мелита" был реализован инвестиционный проект, суть которого заключается в замене морально и физически устаревшего оборудования для сырейно-красильного и скорняжно-пошивочного производства. Освоение нового современного оборудования позволило внедрить 20 новых видов имитаций на волосяном покрове и кожевой ткани меховой овчины и мехового велюра и улучшить потребительские свойства полуфабриката. Это позволило предприятию по выделке овчины занять лидирующее положение в России. ОАО "Производственное предприятие "Швейник" и ОАО "Адонис" реализовали проекты, направленные на приобретение современного высокопроизводительного швейного оборудования, что сегодня позволяет внедрять новые модели одежды, отвечающие современным конкурентоспособным требованиям. ОАО "Сафьян" был реализован инвестиционный проект, направленный на техническое перевооружение производства обувных, хромовых, юфтевых кож и кожтоваров комбинированного дубления. Это позволило выпускать продукцию, конкурентоспособную на европейском рынке. С 2003 года Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан совместно с Федерацией профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Республики Татарстан проводится республиканский конкурс рабочего мастерства по профессиям "швея", "скорняк-раскройщик" и "закройщик верха обуви", в котором принимают участие победители внутрифабричных конкурсов. Основной целью конкурсов является пропаганда достижений и передового опыта работников отраслей, их профессионального мастерства, качества выпускаемой продукции, расширение ассортимента, снижение текучести кадров и повышение заработной платы. Победители республиканского конкурса лучшего по профессии награждаются дипломами Кабинета Министров Республики Татарстан и ценными призами. С 2004 года на проведение данного конкурса выделяются средства бюджета Республики Татарстан. Конкурс показал, что уровень подготовки специалистов требует дополнительной квалификации, повышения уровня знаний с учетом современных требований. В декабре 2004 года для повышения профессиональной квалификации и развития кадров на производстве в интересах обеспечения решения проблем производительности, качества и конкурентоспособности продукции создан орган по сертификации персонала легкой промышленности - автономная некоммерческая организация "Поволжский центр добровольной сертификации персонала легкой промышленности" (далее - Центр). Центром в 2005 году были разработаны учебные программы для переподготовки и сертификации персонала предприятий легкой промышленности, в том числе швейного производства, кожгалантерейного производства, мехового производства, кожевенного производства, производства кожаной обуви, производства технических изделий из кожи, дубильно-экстрактного производства, шорно-седельного производства, щетинно-щеточного производства, общих профессий предприятий легкой промышленности. Проведена сертификация мастеров швейного производства с выдачей сертификата государственного образца (ОАО "Производственное предприятие "Швейник", ООО "Камско-Полянская швейная фабрика", ОАО "Казанская швейная фабрика"). Несмотря на некоторое улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятий легкой промышленности, сравнительный анализ показателей 1990 и 2005 годов дает реальное представление, какая на сегодняшний день сложилась ситуация в производстве легкой промышленности. Производство важнейших видов продукции ------------------------T--------T-----T-----T-----T-----T-------T-----------¬ ¦ Наименование ¦1990 год¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦ 2005 ¦% 2005 год ¦ ¦ показателя ¦ ¦год ¦год ¦год ¦ год ¦ год ¦к 1990 году¦ +-----------------------+--------+-----+-----+-----+-----+-------+-----------+ ¦Численность работающих,¦ 53¦ 19¦ 18 ¦ 14¦ 12¦ 8,3¦ 15,66 ¦ ¦тыс.человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------+--------+-----+-----+-----+-----+-------+-----------+ ¦Произведено (в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦натуральном выражении):¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Чулочно-носочные ¦ 26104¦ 3630¦7453 ¦ 6503¦12270¦10636,6¦ 40,75 ¦ ¦изделия, тыс.пар ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Обувь валяная, тыс.пар ¦ 3267¦ 1396¦1518 ¦ 1173¦ 1100¦ 917,3¦ 28,1 ¦ ¦Обувь кожаная, тыс.пар ¦ 11211¦865,1¦ 756 ¦662,3¦483,6¦ 574¦ 5,12 ¦ ¦Хромовые кожтовары,¦ 133,1¦ 18,8¦20,4 ¦ 15,9¦ 17,5¦ 27,5¦ 20,7 ¦ ¦млн.кв.дециметров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Меховое пальто для¦ 93,3¦ 82,2¦45,4 ¦ 51,7¦ 57,3¦ 43,2¦ 46,3 ¦ ¦взрослых, тыс.штук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Мытая шерсть, тыс.тонн ¦ 6,1¦ 1,0¦ 1,1 ¦ 1,3¦ 1,2¦ 0,717¦ 11,75 ¦ +-----------------------+--------+-----+-----+-----+-----+-------+-----------+ ¦Удельный вес легкой¦ 8,1¦ 0,9¦ 0,9 ¦ 0,8¦ 0,7¦ 0,6¦ ¦ ¦промышленности в общем¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объеме промышленного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------+--------+-----+-----+-----+-----+-------+-----------+ ¦Индекс производства, % ¦1990 год¦ 32¦ 29 ¦ 28¦ 25¦ 31¦ ¦ ¦ ¦ = 100 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------------------+--------+-----+-----+-----+-----+-------+------------ За 1990-2005 годы доля отрасли в общем объеме промышленной продукции Республики Татарстан снизилась с 8,1 до 0,6%, выпуск изделий в натуральном выражении сократился на 70-90%, численность производственного персонала уменьшилась в 6,4 раза. 4. Основные проблемы легкой промышленности Республики Татарстан Актуальными проблемами предприятий легкой промышленности остаются: высокая доля материальных затрат в структуре затрат на производство (до 50% от себестоимости - затраты на сырье, материалы, покупные комплектующие и полуфабрикаты и 10-11% - затраты на энерго- и водоснабжение); низкая производительность устаревшего оборудования; недостаток собственных оборотных средств и ограниченная возможность привлечения кредитных ресурсов из-за низкой рентабельности (в среднем - 5%) при ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 13 процентов; недостаток квалифицированных рабочих кадров; низкий уровень внедрения на предприятиях сертифицированных систем качества международных стандартов ИСО 9000; разобщенность предприятий, отсутствие профессионального союза работодателей; слабый маркетинг, плохая ориентация на потребителя; усиление конкуренции с импортом, поступающим из ближнего и дальнего зарубежья; незаконная деятельность физических и юридических лиц, занимающихся производством и распространением фальсифицированной и контрафактной продукции легкой промышленности в Российской Федерации; недостаточная инвестиционная активность большинства предприятий, низкая инновационная восприимчивость, недостаточная связь науки и производства; недостаточное применение энерго- и ресурсосберегающих технологий. 5. Приоритетные направления развития легкой промышленности Достижение определенных Концепцией целей и решение поставленных задач, учитывая экономическую, социальную значимость, технологические критерии, будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям: 5.1. Повышение эффективности управления собственностью в легкой промышленности Повышение эффективности управления собственностью предприятий легкой промышленности будет проводиться по следующим направлениям: обеспечение инвестиционной привлекательности в текстильном и швейном производстве; создание эффективного механизма управления предприятием. 5.2. Реструктуризация предприятий легкой промышленности Реструктуризация предприятий легкой промышленности, направленная на создание конкурентной производственной среды, предусматривает: использование прогрессивных форм управления. Создание структуры холдингового типа в текстильном производстве, производственные, обслуживающие и вспомогательные подразделения, которые выделены в отдельные производства и самостоятельно зарабатывают средства на свое развитие. При этом они остаются в рамках общей управляющей компании, которая решает задачи маркетинга и сбыта продукции, управления финансами и инвестиционным развитием, юридического обеспечения и рекламы, выполняет другие функции централизованного управления; реструктуризацию имущественного комплекса, включающую поэтапный вывод из состава имущественного комплекса незагруженных производственных мощностей и объектов, реализацию простаивающего и излишнего технологического оборудования предприятий; производственно-технологическую реструктуризацию в швейном производстве, включающую внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих эффективное использование сырьевых ресурсов, модернизацию некоторых звеньев технологической линии производства продукции при условии, что все остальные звенья обеспечивают необходимую производительность и качество операций. В целях сохранения и дальнейшего развития предприятий отрасли, максимального использования производственных площадей, внутризаводской инфраструктуры, кадрового потенциала руководителям предприятий необходимо изучить возможность диверсификации производства, освоения новых направлений деятельности и, прежде всего, для внутриреспубликанской кооперации. 5.3. Привлечение инвестиций в легкую промышленность Для решения проблемы привлечения инвестиций в текстильное и швейное производство предусматривается: квалифицированное управление предприятием; профессиональное знание рынка планируемых к производству товаров; "прозрачность" финансово-экономического состояния предприятий для инвесторов; использование франчайзинговых схем как одного из инструментов инвестирования; инновационный подход при формировании и реализации стратегий развития предприятий; создание бизнес-инкубаторов для малого бизнеса в крупных городах республики на основе автономной некоммерческой организации "Поволжский инновационно-технологический центр легкой промышленности"; инвестирование крупных бизнес-проектов государственной некоммерческой организацией "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" через дополнительную эмиссию акций предприятий; обеспечение благоприятного инвестиционного климата через особую экономическую зону "Алабуга", наличие действенных механизмов привлечения инвестиций и гарантий для инвестора путем: активного продвижения инвестиционных проектов на российский и зарубежный рынки; расширения практики использования инвестиционных соглашений как инструмента инвестиционной и промышленной политики, особенно при привлечении иностранных инвестиций; оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности в соответствии с Законом Республики Татарстан от 25.11.1998 N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан". 5.4. Формирование внутреннего рынка, развитие внутриреспубликанской производственной кооперации Для формирования внутреннего рынка и развития внутриреспубликанской производственной кооперации будут применяться: схемы изучения внутреннего рынка (на основе анализа "ввоза - вывоза", производства и потребления товаров, сырья, материалов и оборудования) и организация рынка с учетом защиты местного товаропроизводителя; разработка и применение механизмов поддержки предприятий текстильного и швейного производства и производства обуви, направленных на расширение их присутствия на внутриреспубликанском рынке, и увеличение производства продукции, необходимой другим предприятиям топливно-энергетического комплекса, и обрабатывающих производств, организациям социальной сферы, населению республики. 5.5. Повышение конкурентоспособности предприятий Повышение конкурентоспособности предприятий будет реализовано с помощью следующих мер: оптимизация структуры предприятий, совершенствование управления, использование современных методов и средств менеджмента; выявление резервов сокращения затрат, снижение себестоимости продукции (в том числе через внедрение энергосберегающих технологий и повышение энергоэффективности предприятий и внедрение систем автоматизированного проектирования); загрузка неиспользуемых производственных площадей и оборудования; развитие маркетинга, проведение исследований товарных рынков, совершенствование ценовой политики предприятий; реконструкция и модернизация предприятий, техническое перевооружение и диверсификация производств - в текстильном и швейном производстве; повышение качества продукции, внедрение современных систем управления качеством в текстильном и швейном производствах; расширение номенклатуры и ассортимента импортозамещающей продукции в текстильном производстве; совершенствование рекламной, выставочной деятельности предприятий, издание справочников продукции легкой промышленности. 5.6. Решение проблем кадрового обеспечения Эффективное развитие легкой промышленности в Республике Татарстан во многом зависит от решения задачи ее кадрового обеспечения. Для этого предусматривается: приведение структуры подготовки кадров для малого бизнеса в соответствие с текущими и перспективными потребностями предприятий на базе автономной некоммерческой организации "Поволжский центр добровольной сертификации персонала легкой промышленности"; вовлечение научного и интеллектуального потенциала Республики Татарстан (Института легкой промышленности Казанского государственного технологического университета, Казанского техникума легкой промышленности, учреждений начального профессионального образования) в процесс обучения и подготовки кадров; обеспечение переподготовки профессионального уровня управления предприятиями - подготовка высококвалифицированных кадров в сфере менеджмента, маркетинга, управления персоналом; формирование резерва кадрового высшего и среднего управленческого звена легкой промышленности; создание эффективной системы переподготовки специалистов предприятий; изменение системы подготовки кадров в средних профессиональных и средних технических учебных заведениях. С целью стимулирования учащихся к получению профессии, заинтересованности в продолжении работы на производстве необходимо рассмотреть вопрос госзаказа специалистов, обучающихся на бюджетной основе; содействовать повышению престижа рабочих профессий путем организации конкурсов профессионального мастерства, профессиональных праздников, присуждения почетных званий, правительственных наград и других мер поощрения; разработка мер по созданию дополнительных рабочих мест для лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, а также адаптации молодежи на производстве; создание эффективной системы переподготовки специалистов предприятий для работы в условиях Всемирной торговой организации. 5.7. Развитие инновационной деятельности В условиях динамичного развития российской экономики на фоне широкомасштабных общемировых интеграционных процессов, в которых предприятия Республики Татарстан вынуждены уже сегодня вести конкурентную борьбу на рынке не только между собой, но и с западными производителями, неизбежной составляющей успешной работы отрасли становится ведение активной инновационной деятельности. Для решения этой проблемы необходимо активизировать инновационную и научно-техническую деятельность в легкой промышленности, что предусматривает принятие следующих мер: создание системы координации научной и производственной деятельности в масштабах республики и Российской Федерации; формирование и реализация инновационных программ, совершенствование систем экспертизы проектов, продвижения инновационных разработок в текстильном и швейном производствах; выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию экономического механизма повышения эффективности работы производств легкой промышленности; создание научно-производственных участков на базе предприятий швейного производства для обеспечения непрерывности функционирования цикла "наука - производство". 5.8. Развитие внешнеэкономической деятельности Основная задача товаропроизводителей легкой промышленности республики заключена не только в сохранении российских сегментов рынка и своего традиционного потребителя, но и в увеличении объемов экспорта. Будут реализованы меры по развитию экспортного потенциала легкой промышленности республики. В вопросах расширения внешнеэкономической деятельности основными направлениями должны стать: расширение экспорта продукции швейного производства и производства кожи; развитие сотрудничества, восстановление и развитие кооперации с зарубежными странами; сертификация систем управления качеством предприятий в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000, ИСО-14000; участие предприятий в международных выставках, презентациях, формирование благоприятного имиджа легкой промышленности Республики Татарстан на внешних рынках, использование мировых информационных систем для рекламы экспортного потенциала республики; проведение протекционистской политики, направленной на получение для предприятий текстильного и швейного производств республики централизованного государственного финансирования и инвестиций (в том числе в рамках федеральных целевых программ). 5.9. Повышение экологической безопасности производств Повышение экологической безопасности производств решает задачу защиты окружающей среды от вредного воздействия на нее промышленных производств. Для этого предусматривается: внедрение современных экологически безопасных технологий с целью снижения объемов сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в текстильном производстве; внедрение экологического аудита и страхования; обеспечение соблюдения предприятиями требований экологической безопасности; наличие на предприятиях утвержденной нормативно-экологической документации; соблюдение на предприятиях установленных норм предельно допустимых сбросов и выбросов; наличие учета образования отходов, переработка отходов. 5.10. Территориальный аспект Основное внимание органов местного самоуправления муниципальных образований должно быть уделено решению ключевых вопросов обеспечения работы предприятий легкой промышленности за счет: образования новых рабочих мест через создание предприятий малого бизнеса; содействия предприятиям в вопросах привлечения инвесторов; размещения заказов на производство продукции для социально значимых нужд, финансируемых из местных бюджетов; развития товаропроводящей сети; обеспечения льготного режима кредитования предприятий и инвесторов. 5.11. Обеспечение социальной направленности Одним из важнейших аспектов при разработке и проведении промышленной политики является ее социальная направленность. Социальными приоритетами промышленной политики предусмотрены: обеспечение занятости населения; выполнение трудового законодательства; развитие системы трудоустройства; формирование отраслевой политики заработной платы и системы оплаты труда. 5.12. Критерии выбора приоритетов для государственной поддержки легкой промышленности Адресные меры государственной поддержки будут оказываться субъектам легкой промышленности для реализации проектов, отвечающих критериям: социальной значимости: создание дополнительных рабочих мест; экономических показателей: собственные инвестиции в проект не менее 20% стоимости проекта; отсутствие задолженности в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды либо реструктуризация указанной задолженности; технологических показателей: реализуемый проект увеличивает производство высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции; экологических показателей: сокращение отходов; обеспечение соблюдения предприятиями требований экологической безопасности; формирования стратегии развития, исследования рынка и продвижения товаров и услуг: наличие стратегии развития предприятия; темпы роста доли продукции предприятия на рынке Республики Татарстан, Российской Федерации, СНГ; увеличение клиентской базы; рост объема заказов на выставках, презентациях Российской Федерации и СНГ. При рассмотрении вопроса оказания адресной государственной поддержки учитываются объем ранее оказанной государственной поддержки и эффективность ее использования. 6. Система мер государственной поддержки легкой промышленности республики Государственная поддержка предприятий легкой промышленности на республиканском уровне является необходимым условием ускоренного развития промышленного комплекса Республики Татарстан. Республиканские меры государственной поддержки легкой промышленности должны дополняться соответствующими мерами поддержки легкой промышленности на муниципальном уровне. 6.1. Прямые меры государственной поддержки Прямые меры государственной поддержки предусматривают: принятие нормативных правовых актов Республики Татарстан в целях регулирования и поддержки легкой промышленности республики; предоставление льгот при реализации инвестиционных проектов предприятий легкой промышленности за счет средств бюджета Республики Татарстан в соответствии с Законом Республики Татарстан от 25.11.1998 N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан"; предоставление государственных гарантий инвесторам, в том числе гарантий при закупке (получении в лизинг) высокотехнологичного оборудования, иной наукоемкой продукции (новых технологий); проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти с целью получения для предприятий республики: централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ и национальных проектов; инвестиционного налогового кредита, освобождения (полного или частичного) от уплаты налогов, отсрочки или рассрочки налоговых платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации; гарантий Правительства Российской Федерации для инвесторов; возмещения из федерального бюджета части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях; создание информационной базы по предприятиям легкой и текстильной промышленности с целью усиления маркетинговой и производственной деятельности; обеспечение создания и успешной работы субъектов малого предпринимательства в условиях рыночной экономики, наращивание объемов выпуска конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом населения, повышение эффективности производства за счет создания практического механизма поддержки предприятий малого и среднего бизнеса на ранней стадии их деятельности. 7. Ожидаемые результаты реализации Концепции Реализация инвестиционных проектов в рамках настоящей Концепции сыграет значительную роль в развитии производства, будет способствовать активному выходу большой группы предприятий на межрегиональный рынок продукции и услуг, что неизбежно привлечет внимание инвесторов к Республике Татарстан, повысит доверие кредитных организаций. При активной государственной поддержке на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях предполагается: увеличение доли продукции предприятий республики на внутреннем рынке; осуществление качественных изменений в структуре легкой промышленности в направлении сокращения удельного веса неэффективных (убыточных) предприятий и производств; повышение конкурентоспособности продукции товаропроизводителей легкой промышленности Республики Татарстан на российском и международном рынках; формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, увеличение притока инвестиций; создание экономических условий, способствующих эффективной занятости населения и позволяющих трудоспособному населению обеспечить достойный уровень жизни за счет собственных доходов. Для решения задач Концепции предполагается к концу 2010 года достичь следующих целевых показателей развития легкой промышленности Республики Татарстан: рост индекса промышленного производства - на 3,0 процента; снижение доли убыточных производств - на 0,5 процента; рост заработной платы в легкой промышленности - до уровня средней заработной платы в промышленном производстве; создание новых рабочих мест - 300-400 единиц. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|