Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.11.2007 № 665Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2007 г. N 665 "Об утверждении Концепции развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2008-2010 годы" В целях создания условий для развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2008-2010 годы. 2. Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан до 15 декабря 2007 года разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план мероприятий по реализации Концепции развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2008-2010 годы. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. Премьер-министр Республики Татарстан Р.Н.Минниханов Концепция развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан (утв. постановлением КМ РТ от 29 ноября 2007 г. N 665) 1. Общие положения 1.1. Настоящая Концепция развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, законами Республики Татарстан от 19.10.1993 N 1983-ХII "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан" (в редакции Закона Республики Татарстан от 26.05.2005 N 73-ЗРТ), от 27.12.2005 N 133-3РТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р "Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации", распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.08.2005 N 1260-р, Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2007 год и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан. 1.2. Настоящая Концепция является основой для нормотворческой деятельности и разработки программ и проектов, направленных на организацию занятости студенческой и учащейся молодежи в Республике Татарстан. 2. Анализ реальной ситуации на рынке труда В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что одной из категорий граждан, находящейся в сложном положении, является молодежь. Особые трудности в адаптации к современному рынку труда испытывают молодые люди, которые не имеют достаточной профессиональной квалификации и практических навыков. Именно молодые специалисты, вступающие на рынок труда, в первую очередь обращаются на молодежные биржи труда и в государственные органы занятости населения. По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, на 1 апреля 2007 года официально зарегистрированы 24,8 тыс. безработных граждан, что составляет 1,3% всего экономически активного населения. От общего количества зарегистрированных безработных численность граждан в возрасте 16-29 лет составляет 6,9 тыс. человек, или 28%. Это вызывает озабоченность не столько своими масштабами, сколько последствиями, самыми серьезными из которых является рост преступности, наркомании и других социально-негативных явлений среди безработной молодежи. По данным аналитического доклада "Положение молодежи в России" за 2005 год, подготовленного по заказу ЮНЕСКО при содействии немецкого общества по техническому сотрудничеству (GTZ), в целом по России доля безработных среди населения в возрасте 15-17 лет составляет 2,2%, в возрасте 18-19 лет - 6,8%, в возрасте 20-24 лет - 9,0%, в возрасте 25-29 лет - 7,4% и т.д. "Доля безработных в общей численности населения по возрастным группам, %, 2002 г. (по данным обследования населения по проблемам занятости)" Привлечение учащейся и студенческой молодежи к деятельности студенческих трудовых отрядов (далее - СТО) является одним из механизмов обеспечения ее занятости и повышения конкурентоспособности на современном рынке труда. Движение СТО призвано охватить возрастную группу, на которую приходится пик безработицы, и является одним из самых эффективных, массовых и интересных видов трудоустройства на временные, сезонные и постоянные работы. Согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год приоритетным направлением государственной политики определено улучшение демографической ситуации, предопределяющей на данный момент стремительное старение населения. Неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к современным 10-25-летним жителям страны повышенные требования: молодежь будет основным трудовым ресурсом. Достаточно отметить, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) согласно прогнозу Росстата возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 годом на 20% и составит 709 человек (по данным Демографического ежегодника 2002 г., Статистического сборника Госкомстата России 2002 г.) Ранняя трудовая адаптация и трудовая мобильность участников студенческих трудовых отрядов являются необходимыми качествами молодежи в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка труда. Участие в работе СТО является также эффективным инструментом самореализации личности и формирования таких качеств, как самостоятельность и ответственность среди молодежи - социально-демографической группы, объединяющей население в возрасте от 14 до 30 лет, который является периодом важнейших событий жизненного цикла человека - завершения общего образования, выбора профессии и получения профессионального образования, начала трудовой деятельности, вступления в брак и рождения детей. Несмотря на многолетний перерыв в деятельности, движение СТО в Республике Татарстан обретает массовый характер и способствует созданию условий для освоения практических умений и навыков будущими специалистами. В период с 2001 года в Республике Татарстан (как и в целом по Российской Федерации) неуклонно возрастает количество СТО и желающих в них работать. В 2003 году - 161 отряд общей численностью 4793 человека; 2004 году - 150 отрядов численностью 5136 студентов; в 2005 году - 208 отрядов численностью 7615 человек. В 2006 году было сформировано 188 трудовых отрядов общей численностью 6,8 тыс. студентов. Всего с 2001 года в СТО состояло более 35 тыс.студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования в Республике Татарстан. В ходе этой работы студенты и учащиеся получили возможность закрепить на практике теоретические навыки, приобретаемые в учебном заведении, получая за это заработную плату, средний размер которой в 2006 году составил 5,0 тыс.рублей. "Количество сформированных студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан и занятых в них участников (2001-2006 гг.)" Работа в СТО позволяет также освоить дополнительные профессиональные навыки и специальности, востребованные на современном рынке труда, в том числе и по рабочим профессиям. Принимая во внимание то, что рынок перенасыщен специалистами гуманитарного профиля, в то время как на многих предприятиях наблюдается острая нехватка квалифицированных рабочих кадров, работа в СТО позволяет студентам учреждений высшего профессионального образования освоить новые специальности рабочих профессий. В настоящее время СТО работают по шести направлениям: строительное, педагогическое, сельскохозяйственное, сервисное, экологическое и маркетологов. "Численность участников отраслевых студенческих трудовых отрядов в процентах(по данным 2006 года)" Несмотря на то, что деятельность СТО в Республике Татарстан осуществляется на протяжении 6 лет, до сих пор отсутствует нормативно-правовая база для формирования и организации их работы как на региональном, так и на федеральном уровнях. В целях поддержки движения СТО было принято распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. N 1260, которое позволило привлечь внимание государственных органов и предприятий к проблеме трудоустройства студентов на временные и сезонные работы, а также к проблеме занятости молодежи в целом. Однако темпы развития движения СТО в Республике Татарстан при отсутствии нормативно-правовой базы по взаимодействию между всеми заинтересованными организациями (в особенности в городах и районах) не позволяют в полной мере решать вопросы, связанные с подготовкой кадров, формированием СТО и выделением для них объемов работ на предприятиях. Комплекс мероприятий, предусмотренных в настоящей Концепции, позволит определить правовой статус деятельности СТО, создать единую информационную и методическую базу по обеспечению занятости учащейся и студенческой молодежи и организации их досуга в свободное от работы время. При нынешнем разнообразии форм и методов формирования СТО на базе учебных заведений и учреждений, занимающихся данными вопросами, назрела необходимость совершенствования организационных и правовых механизмов деятельности СТО, повышения уровня их подготовки и качества выполняемых работ. Развитие экономики и решение социальных задач зависит в основном от притока квалифицированных ресурсов в производство и сферу услуг. Поэтому настоящая Концепция предусматривает не только межведомственное взаимодействие, но и участие в ее реализации предприятий и организаций, что позволит создать на республиканском уровне единую систему подготовки специалистов, обладающих практическими навыками работы по окончании учебного заведения в различных отраслях экономики. 3. Структура организации деятельности СТО в Республике Татарстан Студенческий трудовой отряд - это объединение студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования различных форм обучения, добровольно изъявивших желание в свободное от учебы и (или) основной работы время участвовать в творческой, социально полезной и значимой деятельности в различных отраслях хозяйства. В зависимости от продолжительности функционирования СТО они разделяются на постоянные (круглогодичные) и временные (формируемые для выполнения конкретной производственной задачи, социального заказа). В зависимости от места функционирования СТО они подразделяются на стационарные, деятельность которых осуществляется в пределах населенного пункта формирования отряда, и выездные, работающие за его пределами. Кроме того, отряды подразделяются на профильные, члены которого выполняют работы в соответствии с получаемой в учебном заведении специальностью, и непрофильные, когда выполняются работы, связанные с прохождением дополнительного обучения в соответствии с направлением отряда. Штаб студенческих трудовых отрядов - это общественная структура (объединение, подразделение) учебного заведения начального, среднего и высшего профессионального образования, основными задачами которой являются первичное формирование СТО, информационное сопровождение и привлечение учащейся и студенческой молодежи к участию в деятельности республиканского движения СТО в данных учебных заведениях. Центр студенческих трудовых отрядов - это муниципальное учреждение или автономная некоммерческая организация, учрежденная исполнительным комитетом муниципального образования. Основными задачами Центра являются развитие и координация деятельности СТО в городах и районах республики, ее информационное обеспечение в городских и районных средствах массовой информации и организация трудоустройства учащейся и студенческой молодежи, в том числе на временные, сезонные и постоянные работы в каникулярный и учебный периоды. Республиканский центр студенческих трудовых отрядов - это некоммерческая организация, созданная в форме государственного учреждения, основными задачами которой являются развитие движения СТО, координация и обеспечение контроля за организацией его деятельности, взаимодействие с органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, осуществление методической, правовой и информационной поддержки СТО в Республике Татарстан. Окружной Штаб студенческих трудовых отрядов Приволжского федерального округа - это совещательный орган, основной задачей которого является разработка и реализация мероприятий по поддержке деятельности студенческих отрядов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа. 4. Основная цель и задачи настоящей Концепции Решение проблем занятости и профессиональной подготовки учащейся и студенческой молодежи требует выработки специальных механизмов и технологии эффективного взаимодействия всех участников данного процесса. Исходя из приоритетов государственной социальной и молодежной политики, основной целью реализации настоящей Концепции является социально-экономическая поддержка учащейся и студенческой молодежи путем создания условий для получения профессиональных и дополнительных трудовых навыков студентами в период обучения в высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях посредством их участия в деятельности СТО в Республике Татарстан. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: определение перспектив создания нормативно-правовой базы для организации деятельности СТО; обозначение приоритетных направлений деятельности СТО; выработка методов стимулирования и развития деятельности СТО; формирование направлений развития структуры деятельности СТО; выработка проектного подхода в организации деятельности СТО; определение форм информационной поддержки деятельности СТО. 4.1. Перспективы создания нормативно-правовой базы для организации деятельности СТО В целях системного осуществления настоящей Концепции необходимо разработать и утвердить в установленном порядке постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, приказы и соглашения Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан и других адресатов Концепции, регламентирующие республиканское нормативно-правовое поле деятельности СТО и направленные на: осуществление эффективной координации работы по вопросам СТО всех заинтересованных ведомств, организаций и учреждений; создание новых (временных и дополнительных) рабочих мест для участников СТО, в том числе используя механизмы государственного и муниципального заказов; обеспечение охраны труда и профилактики здоровья членов СТО; поддержка инициатив и развитие инновационных подходов в организации занятости среди учащейся и студенческой молодежи; определение и разработку механизмов перехода Республиканского центра СТО, центров СТО и штабов СТО на самоокупаемость. 4.2. Приоритетные направления деятельности СТО Исходя из отраслевой специфики в работе СТО, следует обозначить следующие приоритетные направления их деятельности: строительное направление - выполнение ремонтно-строительных и дорожно-хозяйственных работ на объектах; экологическое направление - выполнение работ по уборке, озеленению и развитию инфраструктуры придомовых и дворовых территорий, парков, скверов и зон отдыха горожан; сельскохозяйственное направление - выполнение сельскохозяйственных работ; промышленное направление - выполнение производственных работ в различных отраслях промышленности; маркетологическое направление - выполнение работ в сфере маркетинга; сервисное направление - выполнение работ в сфере услуг (экскурсионное обслуживание, обслуживание пассажирских вагонов в качестве проводников и т.д.); педагогическое направление - выполнение воспитательной работы в качестве вожатых, педагогов-организаторов в детских оздоровительных лагерях и профилактической работы с детьми "группы риска" и другими социальными категориями; культурно-массовое направление - выполнение работ в сфере организации культурно-массовых мероприятий (проведение благотворительных акций, формирование концертных отрядов, агитационных бригад и т.д.)# 4.3. Методы стимулирования и развития деятельности СТО В целях обеспечения деятельности СТО предполагается использование следующих методов ее стимулирования. 1. Профессиональное стимулирование: расширение свободы выбора участниками СТО в профессиональном самоопределении; приобретение в СТО практических навыков по основной специальности и опыта работы в коллективе, способствующее повышению конкурентоспособности молодого специалиста; овладение участниками СТО дополнительными специальностями и профессиональными навыками, востребованными на современном рынке труда. 2. Материальное стимулирование: оплата труда участников СТО; материальное поощрение за достижение высоких показателей; грантовая поддержка и реализация студенческих социально значимых проектов в области обеспечения занятости учащейся молодежи. 3. Моральное стимулирование: учреждение почетного знака "За вклад в развитие движения студенческих трудовых отрядов Республики Татарстан"; награждение активных участников СТО почетными грамотами, благодарственными письмами, ценными подарками Кабинета Министров Республики Татарстан, министерств и ведомств Республики Татарстан исходя из отраслевой специфики СТО; проведение фестивалей, слетов, спартакиад и других акций с приглашением наиболее активных участников СТО и организация их встреч с государственными, политическими и общественными деятелями. 4. Информационное стимулирование: освещение деятельности СТО и формирование положительного образа его участников в средствах массовой информации; культивирование идеи профессионального и социального раскрытия личности в ходе работы в трудовом отряде; повышение престижа рабочих специальностей среди молодежи. 4.4. Направления развития структуры деятельности СТО В целях системного привлечения учащейся и студенческой молодежи Республики Татарстан к работе в СТО, повышения доступности оказываемых центрами СТО услуг и информационного обеспечения деятельности СТО необходимо: укрепление материально-технической базы Республиканского центра СТО, центров СТО в гг.Казани, Набережные Челны, Нижнекамске, Елабуге и Альметьевске, а также штабов СТО в учреждениях высшего профессионального образования Республики Татарстан; создание центров СТО в форме автономных учреждений в таких городах, как Заинск, Зеленодольск и др., а также штабов СТО в учреждениях среднего и начального профессионального образования Республики Татарстан; организация работы круглогодичной спортивно-оздоровительной базы Республиканского центра СТО для подготовки, обучения и повышения квалификации кадров для работы в СТО по указанным направлениям их деятельности; создание Ассоциации ветеранов движения СТО для поддержания преемственности, оказания консультационной и шефской помощи в организации деятельности СТО. 4.5. Проектный подход в организации деятельности СТО Целью проектного подхода является обеспечение системности, последовательности, планомерности и обобщения приобретаемого опыта в организации деятельности СТО. Применение данного подхода позволяет приобрести начальные практические навыки для эффективной интеграции в профессиональную жизнь с учетом получаемого профессионального образования. Кроме того, он предполагает создание экспериментальных площадок для разработки и внедрения реальных инструментов и механизмов практического сотрудничества между системой государственного образования и рынком труда, что позволяет осуществить межведомственную координацию заинтересованных структур в организации деятельности СТО. Инновационность проектного подхода заключается в привлечении студентов к работе над проектом не только в процессе его реализации, но на этапе разработки#. Предусматриваются проведение ежегодных конкурсов проектов-программ организации деятельности СТО среди учащихся высших учебных заведений и грантовая поддержка социально значимых проектов в области обеспечения занятости студенческой и учащейся молодежи. Задачей студенческих проектов является решение следующих проблем: создание новых (временных или дополнительных) рабочих мест для учащейся и студенческой молодежи; участие СТО в реализации приоритетных национальных проектов Российской Федерации; участие СТО в реализации проектов, предлагаемых Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации; выявление новых направлений формирования и развития деятельности СТО; социальная поддержка и оказание социально-неблагополучным категориям населения, в том числе наркозависимым, находящимся в состоянии ремиссии, содействия в трудоустройстве. 4.6. Формы информационной поддержки деятельности СТО Информационная поддержка деятельности СТО осуществляется в следующих формах: освещение на государственных телерадиовещательных каналах, студиях кабельного телевидения, в республиканских и муниципальных печатных изданиях и в компьютерной сети "Интернет" мероприятий по организации временной и сезонной занятости и трудоустройства учащейся и студенческой молодежи во внеучебное время; организация социальной рекламы в средствах массовой информации; открытие постоянно действующих рубрик о деятельности СТО в студенческих, межвузовских, районных и республиканских печатных и электронных средствах массовой информации; создание и регулярное обновление интернет-портала Республиканского центра СТО, информирующего общественность о его деятельности и наличии вакансий в СТО; издание информационных материалов (брошюр, буклетов, проспектов и т.д.) для популяризации деятельности СТО; пропаганда участия молодежи в работе СТО структурными подразделениями учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования по социальной и воспитательной работе; проведение Республиканским центром СТО мониторинга деятельности СТО. 5. Адресаты настоящей Концепции Адресатами настоящей Концепции являются: министерства и ведомства Республики Татарстан; исполнительные комитеты муниципальных образований городов и районов Республики Татарстан; учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования Республики Татарстан; государственные и муниципальные учреждения в сфере социальной и молодежной политики Республики Татарстан; бизнес-сообщество; средства массовой информации; общественные организации и фонды местного, регионального, федерального и международного уровней. 6. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции и основные индикаторы оценки ее эффективности Реализация настоящей Концепции позволит: достичь установленного уровня показателей, определенных программой "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан на 2005-2010 годы", в том числе довести к 2010 году численность представителей учащейся и студенческой молодежи, вовлеченных в деятельность СТО, до 10 тыс.человек; создать условия для устойчивого и планомерного развития движения СТО в Республике Татарстан, способствующие социально-экономической поддержке учащейся и студенческой молодежи; создать эффективную систему и механизмы взаимодействия заинтересованных сторон - адресатов Концепции и общественности. Основными индикаторами оценки эффективности реализации настоящей Концепции являются: количественный показатель - количество созданных СТО и представителей учащейся и студенческой молодежи, вовлеченных в их деятельность; качественный показатель - увеличение оплаты труда участников СТО, объема работ, выполненных участниками СТО, в том числе в рамках государственного и муниципального заказа, охвата дополнительным обучением членов СТО и информационного охвата деятельности СТО (по данным мониторинга). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|