Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.07.2003 № 401

                 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 31 июля 2003 г. N 401

                ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МАРШРУТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ
                   ПЕРЕВОЗОК В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

     В целях наиболее полного удовлетворения  социальных  потребностей
населения  в  качественном  транспортном  обслуживании  и установления
единых принципов организации и осуществления автомобильных  маршрутных
пассажирских перевозок в Республике Татарстан, а также взаимоотношений
администраций городов,  районов,  органов  местного  самоуправления  с
пассажирами  и  перевозчиками  Кабинет  Министров Республики Татарстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить прилагаемые:
     Временное положение   об  организации  маршрутных  пригородных  и
междугородных  автомобильных  пассажирских  перевозок   в   Республике
Татарстан;
     Временное положение   об   организации    маршрутных    городских
(поселковых) пассажирских перевозок в Республике Татарстан.
     2. Центру экономических и социальных  исследований  при  Кабинете
Министров  Республики Татарстан совместно с отраслевыми министерствами
и ведомствами республики в месячный срок разработать и представить  на
утверждение  в  Кабинет  Министров  Республики  Татарстан  методику  и
порядок расчета бюджетной  компенсации  перевозчикам  за  транспортное
обслуживание маршрутов по социальному и государственному заказам.
     3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить  на
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

     Премьер-министр
     Республики Татарстан          Р.Н.МИННИХАНОВ

     Руководитель Аппарата
     Кабинета Министров
     Республики Татарстан          И.Б.ФАТТАХОВ


                                                            Утверждено
                                                        Постановлением
                                                    Кабинета Министров
                                                  Республики Татарстан
                                              от 31 июля 2003 г. N 401

                         ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
               ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МАРШРУТНЫХ ПРИГОРОДНЫХ И
               МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПАССАЖИРСКИХ
                   ПЕРЕВОЗОК В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

     Настоящее Временное  положение  разработано  в   соответствии   с
Конституцией  Республики  Татарстан,  Гражданским  кодексом Российской
Федерации,  федеральными законами "О безопасности дорожного движения",
"О  местном  самоуправлении  в  Российской Федерации",  "О защите прав
потребителей",  Правилами перевозок пассажиров и багажа  автомобильным
транспортом    в    РСФСР,    утвержденными    Приказом   Министерства
автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.87 г., и другими нормативными
правовыми  актами Российской Федерации,  определяющими общие положения
по управлению маршрутными пригородными и междугородными автомобильными
пассажирскими перевозками, обеспечению безопасных условий перевозок, а
также  определяющими  права  и  обязанности   исполнительных   органов
государственной  власти  Республики Татарстан,  администраций городов,
районов,  органов местного самоуправления,  юридических  и  физических
лиц, осуществляющих автобусные пассажирские перевозки.

                          I. Общие положения

     Настоящее Временное положение определяет организацию пассажирских
перевозок на автомобильных пригородных,  междугородных и  межобластных
маршрутах  в  Республике  Татарстан,  регламентирует  отношения  между
республиканскими  и  местными  органами  государственного  управления,
органами  местного самоуправления,  юридическими и физическими лицами,
являющимися собственниками пассажирского автотранспорта,  пассажирами.
Настоящее Временное положение предназначено для:
     обеспечения удовлетворения  потребностей   населения   Республики
Татарстан  в  услугах пассажирского автотранспорта за счет привлечения
на маршруты общего пользования автомобильного  транспорта  юридических
лиц  независимо  от  их организационно-правовых форм и физических лиц,
осуществляющих  предпринимательскую   деятельность   без   образования
юридического лица;
     регулирования отношений между участниками транспортного  процесса
и   установления   порядка  организации  автомобильных  пригородных  и
междугородных пассажирских перевозок на пригородных,  междугородных  и
межобластных маршрутах;
     создания условий   для   обеспечения    функционирования    рынка
транспортных услуг в рамках действующего законодательства;
     обеспечения безопасности перевозок пассажиров.
     Настоящее Временное   положение   действует  на  всей  территории
Республики Татарстан и распространяется на:
     администрации района, города, органы местного самоуправления;
     организации и учреждения, осуществляющие контроль и регулирование
перевозок пассажиров на территории республики;
     юридических и физических лиц,  осуществляющих предпринимательскую
деятельность   в   сфере  пригородных,  междугородных  и  межобластных
автомобильных пассажирских перевозок.

                    II. Основные понятия и термины

     В настоящем Временном положении используются  следующие  основные
понятия и термины:
     Маршрут - установленный  путь  следования  автобусов  (маршрутных
такси)   между   начальным   и   конечным  пунктами  с  промежуточными
остановками   для   посадки   и   высадки   пассажиров,   на   котором
осуществляются регулярные перевозки пассажиров. Пригородные и
     междугородные маршруты  общего  пользования   подразделяются   на
внутрирайонные  -  начинающиеся  и  оканчивающиеся  в  пределах одного
административного  района,  внутриреспубликанские  -  начинающиеся   и
оканчивающиеся в пределах Республики Татарстан,
     межреспубликанские (межобластные) - проходящие  через  территорию
двух и более республик (областей).
     Маршрутная сеть -  совокупность  маршрутов,  предназначенных  для
обеспечения пассажирских перевозок.
     Социальные перевозки   -   перевозки   пассажиров   автомобильным
транспортом, осуществляемые перевозчиком по государственному заказу по
маршрутам на основании договоров между заказчиком  и  перевозчиком,  с
компенсацией затрат перевозчика на перевозку пассажиров,  пользующихся
согласно  законодательству   льготами   на   проезд   в   пассажирском
автотранспорте.
     Заказ - предложение  заказчика  перевозчику  выполнить  перевозку
пассажиров   на   условиях  договора,  регулирующего  отношения  между
заказчиком   перевозок   и   перевозчиком   в   вопросах   организации
пассажирских перевозок по маршрутам общего пользования.
     Государственный заказ   -   оформленный    и    утвержденный    в
установленном порядке заказчиком годовой заказ на социальные перевозки
пассажиров автомобильным  транспортом.  Формирование  государственного
заказа  осуществляется заказчиком на основании потребностей населения,
пользующегося  льготами   на   проезд,   в   пассажирских   перевозках
автомобильным  транспортом  общего  пользования  исходя  из финансовых
ресурсов,  выделяемых  из  бюджета  Республики  Татарстан   заказчику.
Государственный   заказ   оформляется   договором,  заключаемым  между
заказчиком  и  перевозчиком  и  гарантирующим  компенсацию  выпадающих
доходов,  связанных  с  перевозкой  граждан,  пользующихся  льготами в
соответствии с законодательствами Российской  Федерации  и  Республики
Татарстан.
     Заказчик перевозок   -   республиканский   исполнительный   орган
государственной  власти или иной получатель средств бюджета Республики
Татарстан,  внебюджетных фондов, заключающий с перевозчиком договор на
перевозку  пассажиров  на  пригородных,  междугородных  и межобластных
маршрутах.  На территории Республики Татарстан таким органом  является
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
     Организатор пассажирских перевозок - уполномоченное Министерством
транспорта  и  дорожного  хозяйства  Республики  Татарстан юридическое
лицо,  осуществляющее на условиях  договора  (соглашения)  организацию
перевозчиками перевозок пассажиров по утвержденной маршрутной сети.
     Перевозчик - сторона,  получившая заказ на перевозку пассажиров и
багажа  на  пригородных,  междугородных  и  межобластных  маршрутах  и
осуществляющая эти перевозки по установленному маршруту в соответствии
с определенным настоящим Временным положением порядком.
     Паспорт маршрута  -  оформленный  в   установленном   порядке   и
утвержденный  заказчиком перевозок документ,  характеризующий маршрут,
наличие линейных сооружений,  остановочных пунктов,  расстояний  между
ними,  состояние  дороги,  а  также перечень основных эксплуатационных
показателей для их безусловного выполнения при работе  перевозчика  на
маршруте.
     Расписание движения - график  (таблица),  содержащий  сведения  о
времени,  месте  и  последовательности  выполнения рейса автомобильным
пассажирским транспортом.
     Конкурс (торги)   -   способ  определения  поставщиков  продукции
(рассмотрение   заявок   перевозчиков)   для   государственных   нужд,
обеспечивающих лучшие условия исполнения заказа.
     Компенсация -   возмещение    заказчиком    выпадающих    доходов
перевозчика,  связанных  с  перевозкой отдельных категорий пассажиров,
пользующихся льготами в соответствии с  законодательствами  Российской
Федерации и Республики Татарстан,  на условиях заключенного между ними
договора перевозки на выполнение государственного заказа.

                  III. Основные принципы организации
           автомобильных маршрутных пассажирских перевозок

     Услуги по   перевозке  пассажиров  автомобильным  транспортом  на
территории Республики Татарстан  осуществляются  на  основе  следующих
принципов:
     сочетание государственных  интересов  и  интересов  муниципальных
образований  на  основе  разграничения  предметов ведения и полномочий
между органами исполнительной власти республики  и  органами  местного
самоуправления;
     обеспечение безопасности   в   сфере   маршрутных   автомобильных
пассажирских перевозок и создание условий для экологически безвредного
их осуществления;
     допуск перевозчика,  имеющего лицензию,  для работы на регулярных
маршрутах,  не обеспеченных  государственным  заказом,  на  конкурсной
основе;
     заключение договоров на основе финансово-экономических  отношений
при организации и осуществлении маршрутных пассажирских перевозок;
     формирование государственного заказа на перевозки в  соответствии
с выделенным объемом бюджетного финансирования;
     гарантированное обеспечение   перевозок    граждан    в    объеме
утвержденного государственного заказа и предоставление льгот на проезд
     в пригородном и междугородном  пассажирском  транспорте  согласно
действующим   законодательствам   Российской  Федерации  и  Республики
Татарстан и в соответствии с заключенными договорами перевозок;
     своевременная компенсация    заказчиком    затрат   перевозчиков,
связанных  с  предоставлением  льгот  на  проезд   в   пригородном   и
междугородном пассажирском автомобильном транспорте.

      IV. Полномочия и функции заказчика, организатора перевозок
              и администраций городов, районов, органов
                       местного самоуправления

     К ведению   Министерства   транспорта   и   дорожного   хозяйства
Республики Татарстан  в  области  организации  пассажирских  перевозок
относятся:
     разработка проектов   законодательных   и    нормативных    актов
Республики    Татарстан,    регламентирующих   организацию   перевозок
пассажиров на маршрутах общего пользования;
     осуществление взаимодействия с администрациями городов и районов,
органами местного  самоуправления  в  сфере  автомобильных  маршрутных
пассажирских перевозок;
     обеспечение государственного    контроля     за     деятельностью
перевозчиков,   осуществляющих   маршрутные   пассажирские   перевозки
автомобильным транспортом;
     определение потребностей  населения  в  перевозках,  формирование
заказа и государственного заказа и  выполнение  функций  заказчика  по
пригородным,  междугородным  и межобластным автомобильным пассажирским
перевозкам;
     утверждение паспортов   и   расписаний   движения   автобусов  по
пригородным и междугородным внутриреспубликанским маршрутам;
     согласование паспортов   и   расписаний   движения  автобусов  по
междугородным  и  межобластным  маршрутам,  проходящим  по  территории
Республики Татарстан;
     формирование предложений     по     государственной     поддержке
пассажирского транспорта, осуществляющего пригородные, междугородные и
межобластные маршрутные перевозки,  из бюджетов Российской Федерации и
Республики Татарстан;
     формирование государственного   заказа   исходя   из   финансовых
ресурсов,   предусмотренных   в   бюджете   Республики   Татарстан  на
соответствующий  год,  и  его  размещение   среди   специализированных
автотранспортных  предприятий  путем  заключения  договоров  перевозок
пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах;
     заключение договоров  с  перевозчиками на осуществление перевозок
пассажиров  по  пригородным  и   междугородным   внутриреспубликанским
маршрутам, в том числе по государственному заказу;
     расторжение договоров с перевозчиками на обслуживание конкретного
маршрута в случае невыполнения ими условий,  на которых они заключены,
правил  безопасной   перевозки   пассажиров,   настоящего   Временного
положения;
     компенсация в   установленном   порядке   затрат    перевозчиков,
выполняющих на условиях заключенных договоров государственный заказ на
осуществление пригородных и междугородных перевозок;
     разработка и   реализация   республиканских   программ   развития
пассажирского транспорта с привлечением для этих целей  инвестиционных
средств;
     организация конкурсов на осуществление  перевозок  пассажиров  на
автомобильных  пригородных и междугородных маршрутах,  не обеспеченных
государственным заказом;
     утверждение форм  отчета перевозчиков и организатора пассажирских
перевозок,  порядка  и  сроков  отчетности  о  перевозках  и  качестве
оказываемых при этом услуг;
     обеспечение взаимодействия  государственных  контрольно-надзорных
органов  по контролю безопасности осуществления пассажирских перевозок
в Республике Татарстан;
     взаимодействие с  Министерством  транспорта Российской Федерации,
Российским автотранспортным союзом и международными  организациями  по
вопросам   пассажирских   межобластных   и   международных  маршрутных
перевозок.
     К ведению  организатора  пассажирских  перевозок на автомобильных
пригородных и междугородных маршрутах  в  Республике  Татарстан  могут
быть отнесены:
     организация изучения  потребностей  населения   в   автомобильных
маршрутных пассажирских перевозках, выработка рекомендаций по развитию
маршрутной  сети  автомобильного   пассажирского   транспорта   общего
пользования  на  основе  расчетов  их экономической целесообразности и
формирование предложений заказчику перевозок;
     разработка совместно  с  перевозчиками и администрациями городов,
районов,  органами местного  самоуправления  предложений  по  развитию
пригородных и междугородных перевозок транспортом общего пользования с
учетом строительства и реконструкции дорог и искусственных сооружений;
     формирование предложений по открытию новых маршрутов;
     осуществление взаимодействия  с  перевозчиками   по   обеспечению
координации    их    работы    на    пригородных    и    междугородных
внутриреспубликанских и межреспубликанских маршрутах;
     разработка, оформление  (по взаимной договоренности) перевозчикам
паспортов маршрутов и расписания движения автобусов по  пригородным  и
междугородным маршрутам;
     согласование расписания  движения  автобусов   по   междугородным
межреспубликанским (межобластным) автобусным маршрутам;
     осуществление контроля  за  выполнением   перевозчиками   условий
договора   перевозки,  ведение  учета  и  своевременное  представление
заказчику  перевозок  отчетности  по   пассажирскому   автотранспорту,
осуществляющему пригородные и междугородные перевозки;
     предоставление перевозчикам      по      отдельному      договору
консультационных   услуг   в   вопросах  планирования  и  безопасности
перевозок пассажиров.
     Выполнение функций   организатора   перевозок  осуществляется  на
основе договора между заказчиком и организатором перевозок.

          V. Порядок организации пригородных и междугородных
                 пассажирских автомобильных перевозок

     Заказчик перевозок совместно с администрациями городов,  районов,
органами местного самоуправления определяет  потребность  населения  в
перевозках по регулярным пригородным и междугородным маршрутам,  время
работы,  количество  рейсов  и  количество  необходимых   транспортных
средств.
     Заказчик формирует  и  размещает  между  перевозчиками  заказ  на
перевозки  пассажиров по маршрутам,  в том числе государственный заказ
на  социальные  перевозки  среди  специализированных  автотранспортных
предприятий  в пределах установленных бюджетом компенсаций;  заключает
договоры  с  перевозчиками  на  обслуживание  конкретных  маршрутов  в
соответствии с заказом на перевозки.
     Исходя из имеющегося  спроса,  не  обеспеченного  государственным
заказом  на перевозки по установленным маршрутам,  заказчик определяет
потребность в дополнительных  автомобильных  пассажирских  перевозках,
заказ  на  удовлетворение  которой размещается среди перевозчиков всех
форм собственности и  индивидуальных  предпринимателей  на  конкурсной
основе в установленном настоящим Временным положением порядке.
     Маршруты, на  которых  полностью  обеспечивается   удовлетворение
потребности населения в перевозках, на конкурс не выставляются.
     Условия конкурса,  состав  конкурсной  комиссии,  прилагаемые   к
заявке на участие в конкурсе документы,  форма договора с перевозчиком
утверждаются Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики
Татарстан.
     Выставленные на конкурс маршруты и условия конкурса публикуются в
средствах массовой информации.
     Для открытия  маршрута  между  субъектами  Российской   Федерации
перевозчику   или   организатору  перевозок  дополнительно  необходимо
согласовать свои намерения с региональными транспортными структурами и
органами   Государственной   автомобильной  инспекции,  по  территории
которых проходит  маршрут  (при  транзитном  прохождении  региона  без
остановок для посадки и высадки пассажиров согласования с региональной
транспортной структурой не требуется).
     Изменение расписания  движения автобусов по регулярным и сезонным
маршрутам согласовывается с  заказчиком  перевозок  и  утверждается  в
установленном настоящим Временным положением порядке.
     Договоры на   оказание   услуг    перевозчикам,    осуществляющим
маршрутные пассажирские перевозки по межобластным автобусным маршрутам
с перевозчиками  из  других  регионов  Российской  Федерации,  включая
транзитные   через  территорию  Республики  Татарстан,  автовокзалы  и
автостанции,  заключаются  после  согласования   расписаний   движения
автобусов  с  организатором  перевозок  и утверждения их Министерством
транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
     Перевозка пассажиров  и  багажа  по расписаниям,  не утвержденным
Министерством транспорта и дорожного хозяйства  Республики  Татарстан,
не допускается.
     Основанием для выполнения перевозок пассажиров по  пригородным  и
междугородным  маршрутам  является  наличие  у перевозчика лицензии на
право осуществления  пассажирских  перевозок,  договора,  заключенного
между  заказчиком  и  перевозчиком,  утвержденных  паспорта маршрута и
расписания   движения   автобусов,    договоров    с    автовокзалами,
автостанциями, расположенными по маршруту следования автобусов.
     Основанием для расторжения договора со  стороны  заказчика  могут
служить   лишение   перевозчика   лицензии   на   право  осуществления
пассажирских перевозок в порядке,  установленном законодательством,  а
также выявленные факты нарушения условий заключенного договора.

        VI. Права, обязанности и ответственность перевозчиков

     Права, обязанности  и  ответственность  перевозчиков,  порядок их
взаимоотношений с заказчиком при осуществлении пассажирских  перевозок
на  маршрутах  общего  пользования устанавливаются настоящим Временным
положением и договором с заказчиком перевозок.
     Перевозчик:
     получает в      установленном      законодательством      порядке
государственное   разрешение   (лицензию)   на   право   осуществления
перевозок;
     заключает с   заказчиком   договор   перевозок  на  осуществление
перевозки пассажиров по конкретному маршруту (маршрутам);
     утверждает у  заказчика паспорт автобусного маршрута (маршрутного
такси), которому присваивается индивидуальный порядковый номер;
     заключает договоры     с    автовокзалами,    автостанциями    на
диспетчерское    обслуживание    водителей    автобусов    (маршрутных
таксомоторов) на маршруте и кассовую продажу билетов пассажирам;
     обеспечивает оснащение    подвижного    состава,     обустройство
остановочных пунктов и пассажирских станций по маршруту в соответствии
с установленными требованиями.
     Перевозчики, не  имеющие  соответствующей  базы  для  обеспечения
технологического  процесса,   охраны   и   технического   обслуживания
автобусов,  указанные  условия  выполняют  путем размещения подвижного
состава  на  базе  специализированных  автотранспортных   предприятий,
расположенных в данном регионе, на основе договоров.
     Перевозки по  пригородным  и   междугородным   маршрутам   общего
пользования  независимо  от  формы  собственности  перевозчика  должны
осуществляться от автовокзалов,  автостанций,  расположенных в  данном
населенном   пункте   или   по   пути   следования.   Отношения  между
перевозчиками и автовокзалами (автостанциями) регулируются договорами.
     Перевозчик обеспечивает  реализацию пассажирам билетной продукции
установленного образца.
     Во время     осуществления    перевозки    пассажиров    комплект
разрешительных документов,  а также другая документация  (лицензионная
карточка,  утвержденное заказчиком расписание движения, схема маршрута
с указанием опасных  участков,  размер  платы  за  проезд,  путевой  и
билетно-учетный   листы)  должны  находиться  у  водителя  автобуса  и
предъявляться контролирующим органам по их требованию.
     Передача вышеуказанной    разрешительной    документации   другим
перевозчикам запрещена.
     При осуществлении  междугородных  перевозок пассажиров перевозчик
несет ответственность за обязательное личное страхование пассажиров от
несчастных  случаев  в  соответствии  с  Указом  Президента Российской
Федерации от 07.07.92 г.  N 750 "Об  обязательном  личном  страховании
пассажиров" (с изменениями от 06.04.94 г. и от 22.07.98 г.).
     Перевозчик не вправе без уведомления заказчика и  уполномоченного
организатора  перевозок  отменить  назначенные  на  маршруте рейсы или
изменить расписание,  за исключением случаев,  когда выполнение рейсов
по   расписанию   невозможно   из-за  возникновения  не  зависящих  от
перевозчика     помех     по     неблагоприятным     дорожным      или
погодно-климатическим  условиям,  угрожающим безопасности движения или
безопасности перевозки пассажиров.
     Перевозчик обязан:
     представлять заказчику   перевозок   информацию   для    контроля
соблюдения перевозчиком настоящего Временного положения;
     обеспечивать беспрепятственный  допуск  органов  государственного
контроля   на   объекты,   обеспечивающие  осуществление  пассажирских
перевозок;
     вести учет и своевременно представлять заказчику или организатору
пассажирских  перевозок  в   соответствии   с   предоставленными   ему
полномочиями установленную отчетность по перевозкам.
     Перевозчик имеет право:
     требовать соблюдения  всеми  участниками  транспортного  процесса
настоящего  Временного  положения,  нормативных  правовых   актов   по
осуществлению автомобильных маршрутных перевозок;
     при выполнении государственного  заказа  требовать  от  заказчика
своевременной компенсации в соответствии с заключенным договором.
     В случае    нарушения    условий    договора    и    действующего
законодательства  не  урегулированные  сторонами  споры  разрешаются в
суде.

          VII. Социальные льготы на пассажирском транспорте

     Обеспечение прав отдельных категорий  населения  на  пассажирские
перевозки  по  льготным  тарифам  или  бесплатно и вопросы компенсации
затрат перевозчиков на их  перевозку  регулируются  законодательствами
Российской Федерации и Республики Татарстан.
     Льготы, предоставленные    гражданам     в     соответствии     с
законодательством  Республики  Татарстан  для  проезда  в  автобусах в
пределах  административного  района  проживания,  распространяются  на
внутрирайонные   пригородные  маршруты.  Льготы,  предоставленные  для
проезда в автобусах,  осуществляющих перевозки  внутриреспубликанского
сообщения,   действуют   только   в   автобусах  внутриреспубликанских
маршрутов.  На межреспубликанские  маршруты  распространяются  льготы,
предоставленные   отдельным   категориям  населения  законодательством
Российской Федерации.
     Государственным заказом         обеспечиваются         перевозки,
нерентабельность которых обусловлена правом  отдельных  пассажиров  на
проезд по льготным тарифам или бесплатно. На перевозках по всем рейсам
или   отдельным   рейсам    утвержденного    маршрута,    обеспеченным
государственным   заказом,   льготы   действуют   для  всех  категорий
населения, пользующихся согласно законодательству льготами на проезд в
автобусах.
     Порядок и механизм компенсации затрат перевозчиков  на  перевозку
пассажиров по государственному заказу регулируются договором перевозок
между заказчиком и перевозчиком.

                 VIII. Тарифы и расчеты за перевозки

     Финансово-экономическая деятельность  перевозчиков  пассажиров  и
предприятий,  обеспечивающих  их  работу,  основывается  на  принципах
сочетания  государственного  регулирования  и  рыночных  отношений   в
соответствии с действующим законодательством.
     На пригородные и междугородные перевозки  автотранспортом  общего
пользования  в  Республике  Татарстан  установлены  свободные  тарифы,
которые регулируются  перевозчиками  с  учетом  рентабельности  до  25
процентов.
     На паритетных    маршрутах    (обслуживаемых    двумя   и   более
перевозчиками) устанавливаются единые тарифы,  которые регулируются по
согласованию   между  перевозчиками  в  соответствии  с  вышеуказанным
нормативным актом.
     Перевозка пассажиров  на   регулярных   маршрутах   без   билетов
установленного образца не допускается.
     Перевозка пассажиров  перевозчиком  по  государственному   заказу
осуществляется  в  соответствии с условиями,  определенными в договоре
между заказчиком и перевозчиком.


                                                            Утверждено
                                                        Постановлением
                                                    Кабинета Министров
                                                  Республики Татарстан
                                              от 31 июля 2003 г. N 401

                         ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
           ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МАРШРУТНЫХ ГОРОДСКИХ (ПОСЕЛКОВЫХ)
            ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

     Настоящее Временное положение об организации маршрутных городских
(поселковых) пассажирских перевозок в Республике  Татарстан  (далее  -
Временное положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом
Российской  Федерации,  федеральными  законами  "Об  общих   принципах
организации   местного  самоуправления  в  Российской  Федерации",  "О
безопасности  дорожного  движения",  "О   местном   самоуправлении   в
Российской   Федерации",   "О  защите  прав  потребителей"  и  другими
нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации,  определяющими
общие  положения по управлению пассажирскими перевозками,  обеспечению
безопасных  условий  перевозок,  а  также  устанавливающими  права   и
обязанности   администраций   городов,   районов,   органов   местного
самоуправления при  осуществлении  маршрутных  городских  (поселковых)
пассажирских перевозок.

                          I. Общие положения

     1. Основные  понятия и термины,  которые используются в настоящем
Временном положении:
     Общий заказ  - оформленный и утвержденный в установленном порядке
администрацией  города,  района,   органом   местного   самоуправления
документ,   отражающий   потребности   населения  города  (поселка)  в
транспортном обслуживании  и  содержащий  общие  параметры  маршрутных
городских (поселковых) пассажирских перевозок.
     Социальный заказ  -  оформленный  и  утвержденный  администрацией
города,  района,  органом местного самоуправления документ, содержащий
параметры,   характеризующие   его   обязательства   по    обеспечению
установленных  действующим  законодательством прав отдельных категорий
граждан  на  льготный  проезд,  а   также   по   выплате   компенсаций
перевозчикам.
     Заказчик -   администрация   города,   района,   орган   местного
самоуправления.
     Организатор пассажирских   перевозок    -    юридическое    лицо,
уполномоченное   администрацией   города,   района,  органом  местного
самоуправления   осуществлять   на   условиях   договора   организацию
маршрутных пассажирских перевозок в городе (поселке).
     Перевозчик -  юридическое  или  физическое  лицо,  осуществляющее
маршрутные  городские  (поселковые) пассажирские перевозки на условиях
заключенного с заказчиком договора перевозок.
     Маршрут -    установленный    путь    следования    пассажирского
транспортного средства (трамвая,  троллейбуса, автобуса) перевозчика с
утвержденными остановками для посадки и высадки пассажиров.
     Маршрутная сеть -  утвержденный  администрацией  города,  района,
органом местного самоуправления перечень маршрутов города (поселка).
     Паспорт маршрута  -  оформленный  в   установленном   порядке   и
утвержденный   администрацией   города,   района,   органом   местного
самоуправления документ,  содержащий  сведения  о  маршруте  и  работе
транспортного средства на нем.
     Маршрутные городские  (поселковые)   пассажирские   перевозки   -
перевозки  пассажиров  и  их  багажа  перевозчиками  по утвержденным и
публично объявленным администрацией города,  района,  органом местного
самоуправления  маршрутам  пассажирскими  транспортными  средствами на
основании заключенных договоров перевозок с заказчиком  и  выдачей  им
паспортов маршрутов.
     Конкурс -  установленная  и  объявленная  администрацией  города,
района,  органом местного самоуправления процедура рассмотрения заявок
перевозчиков и принятия решения конкурсной комиссией о  предоставлении
перевозчику-победителю  права  транспортного обслуживания населения на
утвержденном маршруте на условиях заключенного с  заказчиком  договора
перевозок.
     Плата за проезд - величина оплаты пассажиром своего проезда путем
приобретения  проездного  билета  или компенсации заказчиком за проезд
пассажира льготной категории.
     Затраты перевозчика  -  расходы  перевозчика  на перевозку одного
пассажира,  определенные расчетным путем на основании натуральных норм
по установленной методике.
     Компенсация -  возмещение   заказчиком   из   бюджетных   средств
выпадающих   доходов   перевозчика  от  перевозки  льготных  категорий
населения,  регулирования платы за проезд,  нерентабельности перевозок
на отдельных маршрутах.
     2. Настоящее Временное положение устанавливает:
     процедуру формирования,   утверждения   и   исполнения  общего  и
социального заказов;
     взаимоотношения администрации  города,  района,  органа  местного
самоуправления, пассажира и перевозчика при реализации прав граждан на
транспортное обслуживание;
     общий порядок организации,  осуществления и обеспечения городских
(поселковых)   маршрутных  пассажирских  перевозок  в  соответствии  с
установленными  показателями   качества   транспортного   обслуживания
населения.
     3. Настоящее Временное положение действует  в  городах,  районных
центрах Республики Татарстан и распространяется на:
     органы местного самоуправления, администрации городов и районов;
     организации, уполномоченные   администрациями  городов,  районов,
органами местного самоуправления;
     лиц, пользующихся услугами перевозчиков;
     перевозчиков независимо  от   их   организационно-правовых   форм
собственности.

      II. Основные принципы организации, осуществления городских
            (поселковых) маршрутных пассажирских перевозок

     Организация и  осуществление  городских  (поселковых)  маршрутных
пассажирских перевозок на территории Республики Татарстан производится
на основе следующих принципов:
     соблюдение законодательно      установленных     полномочий     и
ответственности  органов  местного  самоуправления  по  организации  и
обеспечению  потребностей  населения  города  (поселка) в пассажирских
перевозках;
     прогнозирование, планирование  социальных  потребностей населения
города (поселка) в пассажирских перевозках,  формирование  показателей
качества  транспортного  обслуживания  и  на  их  основе  -  общего  и
социального заказов;
     формирование социального    заказа   на   перевозки   исходя   из
возможностей местного бюджета;
     определение платы  за  проезд  на маршрутах социального заказа на
основе платежеспособности населения города  (поселка)  и  возможностей
местного бюджета;
     возмещение убытков  перевозчиков  при   осуществлении   перевозок
льготных   категорий   пассажиров  и  регулирования  платы  за  проезд
заказчиком из бюджетных средств согласно договору перевозок;
     предоставление перевозчику  права работы на маршруте путем выдачи
администрацией  города,  района,   органом   местного   самоуправления
паспорта маршрута и заключения договора перевозок;
     возможность делегирования администрацией города,  района, органом
местного  самоуправления выполнения части своих полномочий юридическим
лицам;
     соблюдение перевозчиками   требований   Федерального   закона  "О
безопасности дорожного движения" и издаваемых  в  соответствии  с  ним
нормативно-правовых  актов  в части обеспечения безопасности дорожного
движения;
     конкурсное распределение   перевозок   на   маршрутах   общего  и
социального    заказов    среди     перевозчиков     независимо     от
организационно-правовой формы собственности.

               III. Формирование и утверждение общего и
                         социального заказов

     Формирование проекта  общего  заказа  на   маршрутные   городские
(поселковые)   пассажирские  перевозки  осуществляется  администрацией
города,  района, органом местного самоуправления на основании изучения
социальных  потребностей  населения  города  (поселка)  в транспортных
пассажирских услугах с использованием:
     анализа показателей пассажирских перевозок,  результатов изучения
пассажиропотоков на сложившейся маршрутной сети в предыдущем году;
     прогнозируемых потребностей    в   пассажирских   перевозках   на
предстоящий год с учетом изменения численности населения,  ввода новых
объектов  жилья,  культурно-досуговых  центров,  торговых,  спортивных
комплексов и т.д.
     Общий заказ должен содержать следующие параметры:
     маршрутная сеть;
     объемы пассажирских перевозок;
     показатели качества транспортного обслуживания населения  (режимы
работы  пассажирских  транспортных средств на маршрутах,  интервалы их
движения, комфортабельность перевозок пассажиров);
     принципы формирования платы за проезд;
     объем компенсации перевозчикам при осуществлении  ими  маршрутных
городских (поселковых) пассажирских перевозок.
     Проект общего    заказа    рассматривается     и     утверждается
администрацией  города,  района,  органом  местного  самоуправления по
установленному  им  регламенту  и  публикуется  в  местных   средствах
массовой информации.
     Социальный заказ формируется на  основании  утвержденного  общего
заказа и включает следующие параметры:
     объемы пассажирских перевозок;
     перечень маршрутов,   на   которых   осуществляются  перевозки  с
предоставлением перевозчику компенсаций;
     показатели качества   транспортного   обслуживания  населения  на
данных маршрутах (режимы работы пассажирских транспортных  средств  на
маршрутах,   интервалы   их   движения,   комфортабельность  перевозок
пассажиров);
     плата за проезд на данных маршрутах;
     стоимость месячных проездных билетов.
     Социальный заказ   формируется,  рассматривается  и  утверждается
администрацией  города,  района,  органом  местного  самоуправления  в
установленном  порядке  и  подлежит  публикации  в  местных  средствах
массовой информации.
     Заказчик формирует  и  размещает  социальный  заказ  на перевозки
среди  специализированных  автотранспортных  предприятий  в   пределах
установленных бюджетом компенсаций.
     Исходя из имеющегося спроса, не обеспеченного социальным заказом,
заказчик   определяет   потребность   в   дополнительных  пассажирских
перевозках,  заказ  на  удовлетворение   которой   размещается   среди
перевозчиков     всех    видов    собственности    и    индивидуальных
предпринимателей на конкурсной основе.

          IV. Организация маршрутных городских (поселковых)
                        пассажирских перевозок

     В соответствии   с   Федеральным   законом  "Об  общих  принципах
организации  местного  самоуправления  в  Российской   Федерации"   на
администрацию города,  района, орган местного самоуправления возложена
ответственность  за  организацию  городских  (поселковых)   маршрутных
пассажирских перевозок и поручено утверждать:
     положение о конкурсной комиссии и ее состав;
     расписание движения пассажирских транспортных средств;
     паспорта маршрутов.
     Администрация города,   района,   орган  местного  самоуправления
вправе поручить по  договору  (соглашению)  организатору  пассажирских
перевозок:
     разработку проекта положения о конкурсной комиссии и  организации
ее работы;
     организацию обследования    пассажиропотоков    на     маршрутах,
определение потребностей населения в пассажирских перевозках;
     определение затрат  перевозчика  на   перевозку   пассажиров   на
основании установленных натуральных норм;
     подготовку проектов общего и социального заказов;
     организацию и  проведение  конкурсов  перевозчиков  с оформлением
договоров перевозок по итогам конкурса и выдачей паспорта маршрута;
     принятие решения  об  изъятии  паспорта  маршрута  и  расторжении
договора перевозок в случае нарушения перевозчиком его условий;
     организацию и  осуществление  контроля  за  работой  пассажирских
транспортных средств перевозчиков на маршрутах;
     определение размера   и   выплату   компенсации   перевозчику  за
фактически выполненный объем перевозок;
     оформление и  ведение паспортов маршрутов,  разработку расписания
движения транспортных средств по утвержденным маршрутам;
     приобретение и реализацию билетной продукции;
     обустройство и содержание остановочных пунктов на маршрутах.
     Министерство транспорта    и   дорожного   хозяйства   Республики
Татарстан:
     обеспечивает разработку  и утверждение необходимых методических и
регламентирующих документов,  осуществляет организационно-методическую
помощь    администрациям    городов,    районов,    органам   местного
самоуправления  в  организации   маршрутных   городских   (поселковых)
пассажирских перевозок;
     по соглашению  с  администрациями  городов,   районов,   органами
местного  самоуправления поручает исполнение ряда функций организатора
пассажирских    перевозок    своим    структурным    (территориальным)
подразделениям  в  городах республиканского значения (в том числе в г.
Казани), районах Республики Татарстан.
     Администрация города,   района,   орган  местного  самоуправления
вправе    образовать    административно-техническую    комиссию    для
рассмотрения  материалов  государственных контрольно-надзорных органов
(ГИБДД,  транспортной инспекции),  актов проверок  условий  выполнения
договоров  перевозок,  обращений  граждан,  перевозчиков  по  развитию
маршрутной сети,  нарушению режимов движения,  качества  транспортного
обслуживания и безопасности перевозок.
     На своем заседании  административно-техническая  комиссия  вправе
предупредить  перевозчика  о  недопущении  нарушений  условий договора
перевозок, потребовать неукоснительного исполнения его обязательств по
договору  перевозок,  а  при неоднократных нарушениях условий договора
перевозок  предложить  заказчику  расторгнуть  договор   перевозок   в
установленном законодательством порядке.

          V. Осуществление маршрутных городских (поселковых)
                        пассажирских перевозок

     Правила пользования    городским    (поселковым)     пассажирским
транспортом,   определяющие   права,   обязанности  и  ответственность
пассажиров  при  маршрутных  пассажирских   перевозках,   утверждаются
постановлением   администрации   города,   района,   органа   местного
самоуправления.
     Правила подлежат   опубликованию  в  местных  средствах  массовой
информации.
     Маршрутные городские    (поселковые)    пассажирские    перевозки
осуществляются  перевозчиками  на  основании  договора   перевозок   с
заказчиком по установленным маршрутам, при наличии паспортов маршрутов
согласно  утвержденным   режимам   работы   и   расписаниям   движения
пассажирских  транспортных  средств  с  соблюдением  Правил  перевозок
пассажиров и багажа  автомобильным  транспортом  в  РСФСР  (Приказ  от
24.12.87 г. N 176 Министерства автомобильного транспорта РСФСР).
     Для осуществления маршрутных  городских  (поселковых)  автобусных
пассажирских  перевозок  перевозчик  обязан  иметь  лицензию  на право
перевозок пассажиров, выданную уполномоченным органом в соответствии с
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 г.  N
402 "О лицензировании  перевозок  пассажиров  и  грузов  автомобильным
транспортом".
     Перевозчики, не   имеющие    соответствующего    технологического
оборудования,  приборов,  документации и специалистов для технического
обслуживания пассажирских транспортных  средств,  должны  размещать  и
обеспечивать   их   техническое   обслуживание  на  специализированных
транспортных предприятиях,  расположенных в данном городе,  на  основе
договоров.
     Во время  осуществления  перевозки  пассажиров  разрешительные  и
другие   документы  (лицензионная  карточка,  утвержденное  заказчиком
расписание движения,  схема маршрута  с  указанием  опасных  участков,
путевой  и  билетноучетный  листы)  должны  находиться на пассажирском
транспортном средстве и предъявляться водителем контролирующим органам
по их требованию.
     Передача лицензии и паспорта маршрута,  имеющихся у  перевозчика,
другому перевозчику запрещена.
     Перевозчик не   вправе   без   разрешения   заказчика    отменить
назначенные   на  маршруте  рейсы  или  изменить  расписание  движения
пассажирского  транспортного  средства,  если  иное  не  предусмотрено
договором   перевозок.   При   невозможности   выполнения   рейсов  по
утвержденному  расписанию  из-за   возникновения   не   зависящих   от
перевозчика   обстоятельств,   а  также  в  связи  с  неблагоприятными
дорожными   или    погодно-климатическими    условиями,    угрожающими
безопасности   движения   или   безопасности   перевозок   пассажиров,
перевозчик обязан уведомить заказчика  или  организатора  пассажирских
перевозок.
     Контроль за выполнением перевозчиком условий  договора  перевозок
осуществляется   администрацией   города,   района,  органом  местного
самоуправления или организатором пассажирских перевозок.
     Перевозчик обязан     обеспечить     беспрепятственный     допуск
представителей   заказчика,   организатора   пассажирских   перевозок,
государственных    контрольно-надзорных    органов   на   пассажирские
транспортные  средства  и  объекты  их  технического  обслуживания   и
ремонта.
     Акты о нарушениях условий договора и правил перевозок,  положений
об   обеспечении  безопасности  перевозок  пассажиров  передаются  для
рассмотрения   заказчику   или   уполномоченному    им    организатору
пассажирских       перевозок,      а      также      в      образуемую
административно-техническую комиссию.
     Основанием для  расторжения  договора  перевозок является лишение
перевозчика лицензии в  порядке,  установленном  законодательством,  а
также  неоднократные нарушения перевозчиком (или водительским составом
перевозчика) условий договора.

          VI. Обеспечение маршрутных городских (поселковых)
                        пассажирских перевозок

     Обеспечение маршрутных    городских   (поселковых)   пассажирских
перевозок предполагает:
     обновление и   пополнение  пассажирских  транспортных  средств  в
соответствии с существующими нормативами;
     текущее содержание, ремонт транспортных магистралей по маршрутам,
трамвайных путей и контактных линий трамвая и троллейбуса;
     предоставление перевозчикам компенсаций;
     контроль выполнения условий договоров перевозок;
     предоставление заказчику   по   установленной   форме   отчета  и
информации  о   выполненных   объемах   перевозок   перевозчиком   или
организатором пассажирских перевозок;
     обустройство, содержание и  оформление  остановочных  пунктов  на
маршрутах;
     приобретение и реализация билетной продукции;
     административное воздействие за неоплаченный проезд пассажира.
     Обновление и пополнение  пассажирскими  транспортными  средствами
для   обслуживания   маршрутов,   утвержденных   социальным   заказом,
производится и  осуществляется  за  счет  средств  бюджета  Республики
Татарстан и перевозчиков,  а для обслуживания маршрутов, не входящих в
социальный заказ, - только за счет средств перевозчиков.
     Обустройство и  содержание остановочных пунктов осуществляется за
счет средств местного бюджета.
     Компенсация рассчитывается  для  каждого  маршрута и оплачивается
перевозчику за фактически выполненную работу (перевозку) на маршруте.
     Перевозки пассажиров   по  социальному  заказу  осуществляются  в
соответствии с условиями договора между заказчиком и перевозчиком.

                         VII. Плата за проезд

     Плата за проезд может быть единой или различаться  в  зависимости
от:
     территории города (поселка);
     вида транспортного     сообщения     (автобусное,     трамвайное,
троллейбусное);
     маршрутной сети;
     типов и марок транспортных средств;
     скорости и комфортабельности перевозок.
     Плата за  проезд  на  пассажирских  транспортных   средствах   по
утвержденным     социальным    заказом    маршрутам    устанавливается
администрацией города,  района,  органом  местного  самоуправления  на
основании  расчетного  определения платежеспособности населения города
(поселка) и возможности бюджета.
     По утвержденным  социальным заказом маршрутам затраты перевозчика
на маршруте  определяются  на  основе  утвержденных  натуральных  норм
расхода расчетным путем по установленной методике.
     Плата за  проезд  на  пассажирских  транспортных   средствах   по
утвержденным  социальным  заказом маршрутам не должна превышать затрат
перевозчика на маршруте в расчете на перевозку одного пассажира.
     При установлении администрацией города,  района, органом местного
самоуправления платы за проезд меньше затрат перевозчика  на  маршруте
выпадающие  доходы  перевозчика  компенсируются заказчиком на условиях
договора перевозок.
     Плата за   проезд   на  пассажирских  транспортных  средствах  по
маршрутам,  не включенным в социальный заказ,  определяется по  итогам
конкурса   перевозчиков,   на   котором   заявляются  величины  затрат
перевозчика.

                                    Утратил силу - Постановление
                                   Кабинета Министров Республики
                                  Татарстан от 15.08.2008 г. N 583


Информация по документу
Читайте также