Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.02.2002 № 73

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 февраля 2002 г. N 73
"О предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан
по заимствованиям субъектов малого предпринимательства"

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2003 № 261)

 

Во исполнение Указа Президента Республики Татарстан от 20 марта 2001 года N УП-221 "О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства в Республике Татарстан" и Указа Президента Республики Татарстан от 5 января 2002 года N УП-7 "О создании Агентства по развитию предпринимательства Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Принять предложение Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным реформам о внедрении государственного гарантирования кредитов субъектам малого предпринимательства.

2. Разрешить Министерству финансов Республики Татарстан самостоятельно принимать решение о предоставлении государственных гарантий в объеме, не превышающем 0,01% суммы расходов республиканского бюджета Республики Татарстан в текущем финансовом году, по каждому заимствованию субъектов малого предпринимательства в пределах лимита, устанавливаемого законом Республики Татарстан о бюджетной системе на текущий финансовый год.

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 4 июня 2002 г. N 309 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения

 

3. Утвердить прилагаемые:

Положение о предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям субъектов малого предпринимательства;

Регламент работы Комиссии по отбору банков в целях кредитования субъектов малого предпринимательства под государственные гарантии Республики Татарстан;

состав Комиссии по отбору банков в целях кредитования субъектов малого предпринимательства под государственные гарантии Республики Татарстан".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф.Муратова.

 

Премьер-министр

Республики Татарстан

Р.Н.Минниханов

 

Руководитель Аппарата Кабинета

Министров Республики Татарстан

И.Б.Фаттахов

 

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 16 мая 2003 г. N 261 в настоящее Положение внесены изменения

 

Положение
"О предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан
по заимствованиям субъектов малого предпринимательства"
(утв.
постановлением КМ РТ от 19 февраля 2002 г. N 73)

 

1. Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет порядок предоставления государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям юридических лиц - субъектов малого предпринимательства (далее - заемщиков) и порядок исполнения обязательств по этим гарантиям при наступлении гарантийных случаев.

2. Органом, уполномоченным заключать от имени Кабинета Министров Республики Татарстан договоры о предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан, является Министерство финансов Республики Татарстан (далее - Министерство). Указанные договоры подлежат регистрации в органах казначейства Министерства.

3. Государственные гарантии в рамках настоящего Положения предоставляются в пределах лимитов, утверждаемых законом о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год. Максимальный размер предоставляемой в соответствии с настоящим Положением государственной гарантии не превышает 0,01% суммы расходов республиканского бюджета Республики Татарстан в текущем финансовом году.

4. Государственные гарантии предоставляются для обеспечения кредитов со сроками возврата кредитов 1 год и более.

 

2. Условия предоставления государственных гарантий

 

5. Государственные гарантии Республики Татарстан (далее - государственные гарантии) обеспечивают исполнение обязательств заемщика по возврату суммы кредита и уплате процентов за пользование им в размере, определенном кредитным договором.

6. Республика Татарстан несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному обязательству.

7. Срок государственной гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена государственная гарантия.

8. Государственная гарантия обеспечивает не более 75% суммы обязательств по кредиту. Заемщик предоставляет обеспечение в размере не менее 25% суммы обязательств по кредиту.

9. Решение о предоставлении государственных гарантий принимает Министерство по представлению Агентства по развитию предпринимательства Республики Татарстан (далее - Агентство) при соблюдении следующих требований:

доля участия в уставном (складочном) капитале заемщика Российской Федерации, Республики Татарстан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, некоммерческих организаций, иностранных физических и юридических лиц не превышает 25 процентов;

средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Заемщики, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к тому виду деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли;

заемщик, а также физическое лицо - единоличный руководитель заемщика зарегистрированы в Республике Татарстан.

заемщик не имеет просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также по возврату средств, предоставленных ранее из республиканского бюджета Республики Татарстан на возвратной основе;

банк, осуществляющий кредитование субъектов малого предпринимательства под государственные гарантии в соответствии с настоящим Положением, дает положительное заключение по бизнес-плану, технико-экономическому обоснованию кредита, проекту финансирования либо иному документу, содержащему детальное описание предлагаемого проекта (далее - бизнес-план);

в отношении заемщика не применяются процедуры банкротства;

заемщик удовлетворяет требованиям, предъявляемым к финансово устойчивым предприятиям в соответствии с методикой, утвержденной федеральными органами по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, либо требованиям методики финансового анализа, используемой банком и прошедшей оценку комиссией в соответствии с п.п.13-17 настоящего Положения.

10. Министерство проводит проверку финансового состояния заемщика на основе представленного анализа финансового состояния заемщика, подготовленного банком-кредитором, содержащего указание на соответствие заемщика условиям, предусмотренным в п.9 настоящего Положения.

11. Исключен

Информация об изменениях:

См. текст пункта 11

12. Государственная гарантия не выдается по кредитам банков, предоставляемых дочерним и аффилиированным компаниям этих банков.

 

3. Порядок отбора банков-кредиторов

 

13. Банки, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства под государственные гарантии в соответствии с настоящим Положением (далее - банки-кредиторы), определяются на основании решения комиссии, в состав которой входят представители следующих организаций:

Министерства;

Агентства;

Национального банка Республики Татарстан;

Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Татарстан.

14. Банк представляет на рассмотрение комиссии следующие документы:

внутренние документы банка, регламентирующие порядок кредитования субъектов малого предпринимательства;

формы кредитных договоров.

15. Внутренние документы банка о кредитовании субъектов малого предпринимательства, помимо требований действующего законодательства, должны предусматривать:

принятие кредитным комитетом банка решения о выдаче кредита при наличии заключений по пакету документов трех служб банка - кредитного, юридического, безопасности;

проверку наличия залога с выходом на место;

проверку банком финансового состояния заемщика, в том числе в соответствии с требованиями Министерства;

проверку банком соответствия заемщика требованиям п.9 настоящего Положения;

необходимость проверки банком целевого использования кредитов.

16. В случае включения банка в число банков-кредиторов в соответствии с настоящим Положением Министерство, Агентство и банк-кредитор заключают соглашение, определяющее взаимоотношения сторон в связи с предоставлением государственных гарантий в соответствии с настоящим Положением.

17. Основаниями для отказа включения банка в число банков-кредиторов или исключения банка из числа банков-кредиторов в соответствии с настоящим Положением являются:

непредставление хотя бы одного документа из запрашиваемого пакета;

наличие в представленных документах недостоверной информации;

отзыв или приостановление банковской лицензии;

наличие просроченных денежных обязательств, в том числе по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

нарушение требований настоящего Положения;

нарушение требований внутренних документов о кредитовании субъектов малого предпринимательства или несоответствие их требованиям настоящего Положения;

нарушение банком любых соглашений, подписанных во исполнение настоящего Положения;

превышение в течение трех месяцев 10-процентного уровня невозвратности кредитов. Указанный уровень рассчитывается по состоянию на 1-е число каждого месяца как соотношение суммы остатков предоставленных банком в рамках настоящего Положения кредитов, по которым заемщики не исполнили в полном объеме свои обязательства в соответствии с кредитным договором, к общему объему остатков предоставленных банком в соответствии с настоящим Положением кредитов.

Комиссия не может отказать банку во включении его в число банков-кредиторов или исключить банк из числа банков-кредиторов в соответствии с настоящим Положением по другим основаниям, кроме указанных выше.

18. Банк-кредитор предоставляет уполномоченным представителям Агентства в рабочие часы доступ к своей информации для просмотра, проверки и копирования всех записей и документов, относящихся к кредитам, по которым предоставлена государственная гарантия.

19. Ежемесячно каждый банк-кредитор направляет в Министерство и Агентство сведения о ходе исполнения заемщиками обязательств по возврату кредитов и уплате процентов за пользование ими.

 

4. Правила взаимодействия организаций-участников

 

20. Прием документов и передача информации, а также их получение производятся в течение рабочего времени ежедневно, кроме выходных.

21. Заемщик должен представить банку-кредитору следующие документы:

учредительные документы;

финансовую отчетность;

бизнес-план;

документы, подтверждающие наличие ликвидного залога в размере не менее чем 25% суммы обязательств по кредиту по оценке банка-кредитора;

иные документы, предусмотренные внутренними документами банка-кредитора о кредитовании субъектов малого предпринимательства.

22. Заявление клиента рассматривается банком-кредитором в течение 5 дней после получения полного пакета документов.

23. В случае принятия положительного решения о кредитовании банк-кредитор в течение одного дня передает в Агентство весь пакет документов с его описью, а также:

подписанный банком-кредитором и заемщиком договор о предоставлении государственных гарантий в 3 экземплярах;

договор поручительства с единоличным руководителем заемщика как физическим лицом либо с основными учредителями заемщика на возмещение денежных средств в случае исполнения Министерством обязательств по государственной гарантии (далее - договор поручительства) в 2 экземплярах;

подписанный заемщиком и банком-кредитором кредитный договор;

заключение банка-кредитора по представленному бизнес-плану;

подготовленный банком-кредитором анализ финансового состояния заемщика в соответствии с требованиями внутренних документов банка-кредитора о кредитовании субъектов малого предпринимательства.

24. При получении комплекта документов от банка-кредитора Агентство проверяет наличие и правильность их заполнения, соответствие документов требованиям настоящего Положения, а также соответствие заемщика требованиям, предусмотренным в пункте 9 настоящего Положения, после чего принимает решение о возможности предоставления государственной гарантии либо об отказе в однодневный срок.

25. Основаниями для отказа в возможности предоставления государственной гарантии являются:

несоответствие заемщика требованиям, предусмотренным в пункте 9 настоящего Положения;

непредставление хотя бы одного документа, необходимого в соответствии с требованиями внутренних документов банка-кредитора о кредитовании субъектов малого предпринимательства;

наличие в представленных документах неполной или недостоверной информации;

превышение лимита государственных гарантий, предоставляемых по обязательствам субъектов малого предпринимательства;

нарушение требований настоящего Положения;

нарушение требований действующего законодательства.

Агентство не может отказать заемщику в возможности предоставления государственной гарантии на других основаниях, за исключением указанных выше.

26. В случае отказа в возможности предоставления государственной гарантии Агентство в течение одного дня возвращает документы банку-кредитору.

27. В случае принятия решения о возможности предоставления государственной гарантии Агентство в течение одного дня передает в Министерство представленный банком-кредитором в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения комплект документов, а также положительное заключение Агентства по предполагаемому к реализации заемщиком проекту.

28. При получении от Агентства указанных выше документов Министерство в 5-дневный срок принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной гарантии.

Основанием для отказа Министерства в предоставлении государственной гарантии является несоответствие заемщика условиям и требованиям настоящего Положения.

При принятии решения о предоставлении гарантии Министерство в течение 2 дней передает Агентству договор о предоставлении государственной гарантии, подписанный Министерством, в 2 экземплярах и договор поручительства, подписанный со стороны Министерства, в одном экземпляре вместе с ранее направленным комплектом документов.

При отказе в предоставлении государственной гарантии Министерство в тот же срок направляет Агентству мотивированное заключение об отказе в предоставлении государственной гарантии вместе с ранее направленным комплектом документов.

29. Агентство в течение одного дня возвращает банку-кредитору переданный ранее комплект документов, а также передает документы, представленные Министерством.

30. При получении от Агентства указанного выше комплекта документов в случае положительного решения о предоставлении государственной гарантии банк-кредитор обязуется выдать заемщику предусмотренный комплектом документов кредит в течение 3 банковских дней.

31. Заемщик, получивший кредит под государственную гарантию, не может претендовать на предоставление государственной гарантии по новому кредиту до полного выполнения своих обязательств по предыдущему.

32. Не позднее одного месяца после истечения срока, установленного бизнес-планом для приобретения активов:

заемщик и банк-кредитор оформляют договор залога данных активов в качестве обеспечения возврата кредита;

Агентство готовит и передает на подпись сторонам договора о предоставлении государственной гарантии изменения к данному договору, предусматривающие уменьшение суммы государственной гарантии на стоимость приобретенных заемщиком активов;

Агентство готовит и передает на подпись сторонам договора поручительства изменения к данному договору, предусматривающие уменьшение суммы поручительства на стоимость приобретенных заемщиком активов;

Агентство обеспечивает оформление документов, связанных с указанными изменениями.

Взаимоотношения сторон при изменении условий договора государственных гарантий определяются в соглашении, предусмотренном п.16 настоящего Положения.

 

5. Контроль за возвратом и целевым использованием кредитов

 

33. Контроль за возвратом и целевым использованием кредитов заемщиками осуществляют банки-кредиторы и Агентство.

34. Погашение кредитов производится по графику, согласованному между заемщиком и банком-кредитором, исходя из сроков окупаемости и анализа денежных потоков, генерируемых кредитуемым проектом, а также из сроков и стоимости приобретения активов (покупки оборудования, строительства объектов недвижимости и т.п.), предусмотренных бизнес-планом кредитуемого проекта.

35. В случае невозврата кредита или неуплаты процентов Агентство совместно с банком-кредитором в течение 3 недель после образования просрочки возврата кредита в установленном порядке предпринимают меры по началу процедур взыскания задолженности. При нецелевом использовании кредита заемщиком указанные процедуры производятся при отсутствии просрочки по кредиту.

 

6. Исполнение обязательств по государственным гарантиям

 

36. Под гарантийным случаем понимается невозврат заемщиком суммы кредита и неуплаты процентов (или их части) в срок, установленный в кредитном договоре либо графике возврата кредита.

37. Банк-кредитор обязан не позднее чем через 3 рабочих дня после первого неисполнения заемщиком любого из своих обязательств перед ним (в том числе обязательств, неисполнение которых не влечет за собой гарантийных выплат) письменно уведомить Министерство об этом факте, а также обо всех обстоятельствах, могущих повлечь за собой неисполнение заемщиком своих обязательств перед банком-кредитором или третьими лицами, принимая при этом в соответствии с действующим законодательством все меры для получения необходимой информации. Датой уведомления считается дата регистрации письменного обращения банка-кредитора в Министерстве.

38. Ответственность Министерства перед банком-кредитором за неисполнение заемщиком предусмотренных договором о предоставлении государственной гарантии обязательств наступает после того, как банк-кредитор:

официально уведомит Министерство о наступлении гарантийного случая;

подтвердит факт неисполнения заемщиком в срок своих обязательств по кредитному договору перед банком-кредитором путем представления в Министерство заверенной выписки с ссудного счета заемщика, копии переписки с заемщиком в связи с требованием погасить задолженность, информации о мерах, предпринятых против заемщика и поручителей, а также в отношении заложенного имущества.

39. Министерство рассматривает указанное требование и определяет его обоснованность в течение 30 дней со дня предъявления. При этом Министерство вправе выдвигать против требования возражения, которые мог бы представить заемщик, даже в том случае, если заемщик отказался их представить или признал свой долг.

40. Министерство по требованию банка-кредитора, признанному обоснованным, в течение 7 дней после окончания срока, указанного в п.39 настоящего Положения, перечисляет средства на корреспондентский счет банка-кредитора для возмещения долга по кредитному договору, который обеспечен государственной гарантией.

41. При исполнении Министерством обязательства, предусмотренного государственной гарантией, банк-кредитор в 3-дневный срок со дня его исполнения должен передать в Министерство документы, удостоверяющие требование к заемщику.

42. Министерство обязано до удовлетворения требования, предъявленного банком-кредитором, уведомить заемщика о его предъявлении.

43. В случае неподтверждения факта наступления гарантийного случая или необоснованности требования Министерство направляет банку-кредитору в течение срока рассмотрения требования мотивированное уведомление об отказе в удовлетворении этого требования.

44. Министерство обязано потребовать от заемщика и поручителя в порядке регресса возмещение расходов, связанных с исполнением обязательств по гарантиям, а при неисполнении требования обратиться с иском в арбитражный суд.

 

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 4 июня 2002 г. N 309 настоящее постановление дополнено Регламентом

 

Регламент
работы Комиссии по отбору банков в целях кредитования субъектов
малого предпринимательства под государственные гарантии
Республики Татарстан
(утв.
постановлением КМ РТ от 4 июня 2002 г. N 309)

 

Настоящий Регламент определяет порядок подготовки и проведения заседаний Комиссии по отбору банков в целях кредитования субъектов малого предпринимательства под государственные гарантии Республики Татарстан (далее - Комиссия).

 

1. Состав Комиссии и назначение даты ее заседания

 

Состав Комиссии утверждается постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.

Дата заседания Комиссии назначается председателем Комиссии, заседание проводится не реже одного раза в три месяца.

 

2. Вопросы, относящиеся к ведению Комиссии

 

К ведению Комиссии относятся вопросы включения банков в число и исключения их из числа банков-кредиторов в соответствии с Положением о предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям субъектов малого предпринимательства, утверждаемым настоящим постановлением.

 

3. Порядок подготовки и проведения заседания

 

На рассмотрение Комиссии выносятся вопросы согласно утвержденному ею плану работы.

Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан (далее - Агентство) является ответственным за сбор, подготовку документов по плану работы Комиссии и ведение протокола заседаний.

Предложения, замечания по розданным к заседанию Комиссии материалам представляются в Агентство не позднее, чем за день до его проведения.

Члены Комиссии присутствуют на заседании лично. В заседании могут принять участие и приглашенные лица. Список лиц, приглашаемых на заседание Комиссии, утверждается председателем Комиссии.

Повестка дня, сведения о времени и месте проведения заседания доводятся до членов Комиссии не позднее, чем за десять дней до его проведения, за исключением заседаний, проводимых в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Решение Комиссии по вынесенному на ее рассмотрение вопросу считается принятым, если за данное решение проголосовали большинство присутствующих на заседании членов Комиссии при наличии кворума.

Чтобы кворум состоялся, необходимо участие в заседании не менее двух третей его состава.

Решение о включении банка в число банков-кредиторов в соответствии с утверждаемым настоящим постановлением Положением о предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям субъектов малого предпринимательства принимается исключительно в случае присутствия на заседании всех членов Комиссии и при их единогласном голосовании за данное решение.

При равенстве голосов, голос председателя Комиссии является решающим.

Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем.

Протокол и материалы заседания подлежат хранению в архиве Агентства и представляются по запросу для ознакомления членам Комиссии.

В случае несогласия одного или нескольких членов Комиссии с принятым решением, может быть изложено их особое мнение, являющееся неотъемлемой частью протокола заседания Комиссии, ссылка на которое в протоколе является обязательной.

 

4. Заключительные положения

 

Решения, принятые Комиссией, являются обязательными для исполнения в соответствии с Положением о предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям субъектов малого предпринимательства.

Вопросы, касающиеся порядка работы Комиссии, не оговоренные в настоящем регламенте, решаются членами Комиссии голосованием.

 

 

Состав
Комиссии по отбору банков в целях кредитования субъектов
малого предпринимательства под государственные гарантии
Республики Татарстан
(утв.
постановлением КМ РТ от 4 июня 2002 г. N 309)

 

Постановлением КМ РТ от 4 июня 2002 г. N 309 (в ред. Постановления КМ РТ от 4 октября 2002 г. N 576) настоящий состав утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст состава

 

 

 


Информация по документу
Читайте также