Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.2009 № 591

 
                            Постановление                             
  Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа 2009 г. N 591 
"Об утверждении целевой программы "Формирование социально эффективного
 здорового образа жизни населения Республики Татарстан" на 2010-2011  
                                годы"
 
   (В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан  
                         от 19.07.2010 № 578)                         
 
      В целях реализации Концепции формирования социально эффективного
здорового  образа  жизни  населения  Республики Татарстан на 2009-2011
годы Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
      1.  Утвердить  прилагаемую   целевую   программу   "Формирование
социально  эффективного  здорового  образа  жизни населения Республики
Татарстан" на 2010-2011 годы.
      2.  Заинтересованным  министерствам  и   ведомствам   Республики
Татарстан   обеспечить   реализацию  целевой  программы  "Формирование
социально эффективного здорового  образа  жизни  населения  Республики
Татарстан"  на  2010-2011  годы  за счет средств, предусматриваемых на
указанные  цели  по  сводным  сметам  доходов  и   расходов,   средств
обязательного  медицинского  страхования  и внебюджетных источников на
соответствующий финансовый год.
      3.  Предложить  органам   местного   самоуправления   Республики
Татарстан  организовать  выполнение мероприятий указанной Программы за
счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан и
внебюджетных источников.
      4.  Определить  координатором   реализации   целевой   программы
"Формирование  социально эффективного здорового образа жизни населения
Республики Татарстан" на 2010-2011 годы  Министерство  здравоохранения
Республики Татарстан.
      5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
отдел   по   вопросам   здравоохранения  Аппарата  Кабинета  Министров
Республики Татарстан.
 
Премьер-министр Республики Татарстан                 Р.Н. Минниханов
 
 
   Целевая программа "Формирование социально эффективного здорового   
 образа жизни населения Республики Татарстан" на 2010-2011 годы (утв. 
          постановлением КМ РТ от 28 августа 2009 г. N 591)           
 
 Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа  
 
      Настоящая     Программа     разработана     согласно     решению
Республиканского  совета по вопросам благотворительной деятельности от
09.02.2009 N 18 "О мерах по  реализации  Указа  Президента  Республики
Татарстан "О проведении в Республике Татарстан Года спорта и здорового
образа жизни", постановлению Кабинета Министров  Республики  Татарстан
от  18.05.2009  N 321 "Об утверждении Концепции формирования социально
эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан  на
2009-2011 годы".
      Реализуемые   в   последние   годы   в   Республике    Татарстан
государственные  программы  позволили  добиться  некоторой  позитивной
динамики демографических показателей.
      За последние 5 лет на  59,4%,  уменьшилась  убыль  населения,  в
основном  за  счет повышения рождаемости. За последние 15 лет на 67,8%
снизились показатели младенческой смертности, почти в 5  раз  (4,7)  -
материнской   смертности.   Вместе   с   тем   в   целом   современная
демографическая   ситуация    по-прежнему    характеризуется    низким
показателем  рождаемости  и  высоким  -  преждевременной  смерти,  что
способствует общему снижению численности населения.
      Тенденции  основных  показателей  демографической   ситуации   и
здоровья  населения  в Российской Федерации и в республике аналогичны.
Наблюдается  увеличение  среди  населения   больных   с   хроническими
заболеваниями.
      В среднем по России уже в период обучения в школе с  первого  по
восьмой  класс увеличивается количество детей с расстройствами органов
слуха и зрения в 6-8 раз, с нарушениями опорно-двигательного  аппарата
и  центральной нервной системы - в 10-15 раз. В результате около 70,0%
школьников имеют существенные отклонения в состоянии  здоровья,  84,0%
юношей,   достигших   призывного   возраста,   не  способны  выполнить
элементарных норм физической нагрузки.
      В  Республике  Татарстан   данные   ежегодных   профилактических
осмотров свидетельствуют, что по сравнению с учащимися, поступающими в
первый класс, среди выпускников образовательных учреждений  количество
учащихся,  больных  сколиозом, возрастает в 3 раза, нарушениями зрения
- в 2,4 раза, нарушениями слуха - в 2 раза, нарушением осанки - в  1,7
раза.
      В   последние   годы   прогрессируют   социально   зависимые   и
профессионально     обусловленные     дефекты    здоровья    населения
(дизадаптивные   синдромы,   социально-экологическое    утомление    и
переутомление, стрессогенные заболевания).
      К сожалению, для большинства населения здоровье не  является  ни
нравственной,  ни  экономической  ценностью.  Остается высоким уровень
потребления алкоголя и табака. Смертельные отравления алкоголем и  его
суррогатами   составляют   около   трети  всех  летальных  исходов  от
отравлений. Только в 2007-2008 годах по данной  причине  в  республике
погибло   511   человек,  а  в  связи  с  отравлениями  наркотическими
веществами - 657 человек.
      Табак употребляют более 70% мужчин и 30% женщин. Возраст  начала
курения приближается к 8 годам.
      На низком уровне находится культура  сохранения  индивидуального
здоровья.
      Не  занимаются  физической  культурой  около  70,0%   населения.
Распространенность  гиподинамии среди школьников достигла 80,0%. Более
30,0% граждан имеют дефицит веса, столько же - избыточный вес.
      Таким образом,  формирование  здорового  образа  жизни  является
одной   из   наиболее  актуальных  задач,  стоящих  перед  современным
обществом.
 
 Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее  
  реализации, а также индикаторов оценки результата в разрезе целей,  
                                задач                                 
 
      Основными целями Программы являются:
      реализация государственной  политики  в  сфере  охраны  здоровья
населения;
      создание единой системы  формирования  здорового  образа  жизни,
координации различных сфер деятельности по пропаганде, информированию,
обучению населения профилактике заболеваний;
      формирование  мотивации  и  потребности  населения  в   занятиях
физической культурой и спортом;
      формирование мотивационных установок  на  социально  эффективный
здоровый  образ  жизни  и  содействие  организации  культурного досуга
населения Республики Татарстан;
      совершенствование   государственных   гарантий   и   нормативных
правовых основ по защите социальных прав семьи и детей.
      Основными задачами Программы являются:
      обеспечение  приоритета   системы   охраны   здоровья   граждан,
направленной  на профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа
жизни;
      формирование  системы  непрерывного  образования  медицинских  и
немедицинских   специалистов  по  проблемам  сохранения  и  укрепления
здоровья, пропаганды здорового образа жизни;
      обучение населения методам самоконтроля за состоянием здоровья и
методам самооздоровления. Организация работы "школ здоровья";
      развитие межсекторального сотрудничества  в  области  пропаганды
здорового образа жизни;
      создание  постоянно  действующей  информационно-пропагандистской
системы, направленной на повышение уровня знаний о влиянии на здоровье
негативных факторов и возможностях снижения этого влияния;
      организация мониторинга здоровья населения;
      оптимизация деятельности системы  образования  по  сохранению  и
укреплению здоровья учащихся и педагогов;
      принятие мер по созданию безопасной и сберегающей здоровье среды
в образовательных учреждениях;
      содействие органам местного самоуправления в обеспечении городов
и  районов  спортивными сооружениями и оснащении придомовых территорий
в жилых массивах спортивными и игровыми площадками;
      организация и  проведение  спортивных  мероприятий  среди  детей
дошкольного и школьного возраста;
      организация  спортивной  работы  среди  людей  с   ограниченными
возможностями,  создание  условий  для  развития адаптивной физической
культуры и спорта;
      усиление внимания населения Республики Татарстан,  прежде  всего
детей  и  молодежи, к деятельности учреждений культуры. Развитие новых
форм культурно-массовой работы с молодежью,  способных  обеспечить  ее
здоровый досуг, культурное и эстетическое развитие;
      внедрение    новых    форм     организации     реабилитационной,
оздоровительной  деятельности  в  учреждениях социального обслуживания
населения,  учреждениях  начального   и   среднего   профессионального
образования,   в   домах-интернатах   для   престарелых  и  инвалидов,
психоневрологических   интернатах,   детских   домах-интернатах    для
умственно отсталых детей.
      Реализация Программы  будет  осуществлена  в  течение  2010-2011
годов в 2 этапа: I этап - 2010 год; II этап - 2011 год. 
      Ожидаемые конечные результаты реализации  Программы  (индикаторы
оценки  результатов)  с  разбивкой  по  годам  и  показатели бюджетной
эффективности Программы:
      оснащение 6 центров здоровья для детей и дооснащение 15  центров
здоровья для взрослого населения;
      организация и проведение заседаний Межведомственного  совета  по
гигиеническому   образованию   и  воспитанию  населения  при  Кабинете
Министров Республики Татарстан    2009-2011 гг.  -  по  2  заседания
ежегодно);
      организация и проведение республиканских профилактических  акций
(в 2009-2011 гг. - не менее 4 ежегодно);
      организация и проведение  республиканских  смотров-конкурсов  по
вопросам  формирования здорового образа жизни (в 2009 г. - не менее 4;
в 2010-2011 гг. - не менее 5 ежегодно);
      подготовка радио- и телепередач (в 2009 г. - не менее  24  и  38
соответственно; в 2010 г. - не менее 40 и 48 соответственно; в 2011 г.
- не менее 40 и 48 соответственно);
      обследование женщин в возрасте 50-69  лет  в  рамках  отраслевой
целевой    программы    "Снижение    смертности   от   злокачественных
новообразований молочной железы на 2008-2010  гг."    2009 г.  -  не
менее 15 тысяч; в 2010 г. - не менее 15 тысяч);
      охват педагогических кадров, обучающихся на дистанционных курсах
повышения     квалификации    педагогических    кадров    в    области
здоровьесберегающей деятельности,  от  30,0%  в  2010 г.  до  35,0%  в
2011 г.;
      увеличение   доли   школ,   имеющих   оснащенные   оборудованием
физкультурные залы, до 40,0% в 2011 г.;
      увеличение  доли   медицинских   кабинетов   общеобразовательных
учреждений,    лицензированных    и    оснащенных    согласно   СанПиН
2.4.2.1178-02, с 10,0% в 2009 г. до 20,0%  в  2010 г.  и  до  40,0%  в
2011 г.;
      увеличение  доли  детей  дошкольного   и   школьного   возраста,
участвующих  в  спортивно-массовых  мероприятиях (в 2009 г. - 44,0%; в
2010 г. - 46,0%; в 2011 г. - 48,0%);
      увеличение доли  обновленных  фондов  библиотек  документами  по
вопросам  социально  эффективного  здорового  образа жизни населения с
60,0% в 2009 г. до 80,0% в 2011 г.
 
                    Список используемых сокращений                    
 
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|    Сокращенное    |                    Полное наименование                     |
|   наименование    |                                                            |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|КМ РТ              |Кабинет Министров Республики Татарстан                      |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|МЗ РТ              |Министерство здравоохранения Республики Татарстан           |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|МТЗиСЗ РТ          |Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики|
|                   |Татарстан                                                   |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|МОиН РТ            |Министерство образования и науки Республики Татарстан       |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|МДМСиТ РТ          |Министерство по делам молодежи, спорту и туризму  Республики|
|                   |Татарстан                                                   |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|Минкультуры РТ     |Министерство культуры Республики Татарстан                  |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|МЭ РТ              |Министерство экологии Республики Татарстан                  |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|МВД по РТ          |Министерство внутренних дел по Республике Татарстан         |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|Татмедиа           |Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям|
|                   |"Татмедиа"                                                  |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|СМИ                |средства массовой информации                                |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|ЗОЖ                |здоровый образ жизни                                        |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|РЦМП               |Государственное медицинское учреждение Республиканский центр|
|                   |медицинской профилактики                                    |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|Роспотребнадзор  по|Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав|
|РТ                 |потребителей   и   благополучия   человека   по   Республике|
|                   |Татарстан (Татарстан)                                       |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|КГМА               |Казанская государственная медицинская академия              |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|КГМУ               |Казанский государственный медицинский университет           |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
|МСА и ЖКХ РТ       |Министерство строительства, архитектуры и                   |
|                   |жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан        |
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————|
 
           Обоснование ресурсного обеспечения Программы           
 
      Реализация Программы будет осуществляться: в 2010 г. -  за  счет
субсидий  из  федерального  бюджета  в  размере  12625,0 тыс. рублей и
ассигнований  из  средств  бюджета  Республики  Татарстан  в   размере
6312,5 тыс. рублей;  в  2011 г.  -  за  счет  субсидий из федерального
бюджета в размере 4466,0 тыс. рублей и ассигнований из средств бюджета
Республики   Татарстан   в   размере   4242,7 тыс. рублей;   а   также
внебюджетных средств, предполагаемых  средств  бюджетов  муниципальных
образований Республики Татарстан (по согласованию).
      Здоровый образ жизни - категория общего понятия "образ жизни".
      Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (1948  г.)
здоровье   -   это   состояние  полного  физического,  психического  и
социального  благополучия,  а  не  только  отсутствие   болезней   или
физических   дефектов.  Это  преодоление  факторов  риска  и  создание
благоприятствующей  обстановки  и   должный   уровень   гигиенического
воспитания и поведения.
      Успех работы в данном направлении может быть достигнут во многом
благодаря   межсекторальному  сотрудничеству.  Должна  быть  проведена
масштабная  информационная  кампания,  направленная  на   формирование
здорового  образа  жизни,  в  том  числе  на  борьбу  с алкоголизмом и
табакокурением. На базе  информационно-разъяснительной  работы  должны
осуществляться  образование населения, социальная реклама, организация
специальных  акций,  инициирование  социальных  групп  и  общественных
организаций.
      В основе общегосударственной стратегии оздоровления населения  и
профилактики   заболеваний  в  Республике  Татарстан  лежит  Концепция
формирования социально эффективного здорового образа  жизни  населения
Республики  Татарстан  на  2009-2011 годы, утвержденная Правительством
республики.
      На основании принципа деффиренцированности приоритеты в процессе
гигиенического  образования  и воспитания населения должны быть отданы
мероприятиям, направленным на повышение  функционального  резерва  тех
звеньев, которые в настоящее время испытывают наибольшее напряжение.
      Все большую  значимость  приобретают  массовые  профилактические
акции   по  пропаганде  здорового  образа  жизни,  способные  привлечь
внимание граждан различных социальных и возрастных категорий.
      Особая роль отводится СМИ. Это наиболее  наглядный  и  доступный
информационный  ресурс  для  населения.  Важно  применять  различные и
наиболее современные формы информационного обеспечения,  в  том  числе
создание  тематических  теле-  и  радиопередач,  видео- и кинофильмов,
видео- и аудиороликов, социальной рекламы, печатной продукции.
      Используемые ресурсы средств массовой информации должны обладать
высококачественными  визуальными  характеристиками.  В  этих  целях, а
также в целях повышения уровня профессиональных знаний  журналистов  и
корреспондентов  СМИ  по  вопросам формирования здорового образа жизни
населения, сохранения и укрепления здоровья, профилактики  заболеваний
необходимо    проведение    республиканских    конкурсов.   Определить
достигнутый  уровень   знаний   населения   республики   по   усвоению
тематического материала позволят социологические исследования.
      Требуются  кардинальные  меры  для  решения   вопроса   создания
условий, необходимых для развития двигательной активности населения и,
прежде всего, детей, лиц "группы риска".
      Сегодня большинство  общеобразовательных  учреждений  республики
имеют физкультурные залы (96,7%) и физкультурные площадки (89,8%).
      Вместе с тем спортивного оборудования недостаточно, а  имеющееся
физически  и морально устарело. Только в 32 школах (11%) функционируют
бассейны, 45,2% школ  обеспечены  хоккейными  коробками.  Кроме  того,
значительная    часть    медицинских   кабинетов   общеобразовательных
учреждений не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02.
      Аналогичная проблема и в учреждениях сферы социальной защиты.
      Для   коренного   изменения   ситуации   необходимо   обеспечить
спортивным  инвентарем и оборудованием физкультурные залы и спортивные
площадки  общеобразовательных   учреждений,   учреждений   социального
обслуживания  населения,  а  также оснастить имеющиеся и открыть новые
медицинские кабинеты в школах.
      В процессе гигиенического  образования  и  воспитания  населения
должны  участвовать  квалифицированные, имеющие специальную подготовку
работники  различных  сфер  деятельности.  Разработка  и  внедрение  в
учреждениях  социального обслуживания комплексных программ по развитию
навыков  здоровьесбережения  и   психологического   сопровождения   по
восстановлению   социально-психологического   статуса   и   социальной
активности  лиц   трудоспособного   возраста,   перенесших   ургентные
состояния  (инсульты),  повлекшие  стойкие  изменения  здоровья, в том
числе  инвалидность,  позволят  повысить  уровень  знаний   работников
социальной  сферы,  использовать  в дальнейшем новые современные формы
работы.
 
   Оценка экономической, социальной и экологической эффективности   
                              Программы                               
 
      Реализация   Программы   позволит   повысить   информированность
населения  по  актуальным  проблемам  здоровья,  в том числе здорового
образа жизни, активного  сохранения  и  укрепления  здоровья,  уровень
культуры  и  потенциал  здоровья,  качество жизни населения Республики
Татарстан.
 
 Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
 
      Министерство      здравоохранения      Республики      Татарстан
(государственный   заказчик-координатор)   ежегодно  уточняет  целевые
индикаторы, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
      При  необходимости   Министерство   здравоохранения   Республики
Татарстан  вносит  предложения  в  Министерство  экономики  Республики
Татарстан  о  продлении  срока  реализации   Программы.   Министерство
экономики  Республики  Татарстан подготавливает заключение о продлении
срока  реализации  Программы  или  нецелесообразности  ее   дальнейшей
государственной   поддержки  и  направляет  его  в  Кабинет  Министров
Республики Татарстан для принятия решения.
      Министерство  экономики   Республики   Татарстан   совместно   с
Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу
и  Министерством  здравоохранения  Республики   Татарстан   организует
ведение   ежеквартальной   статистической   отчетности   о  реализации
Программы  по  перечню   индикаторов,   установленных   Программой   и
представляемых в докладах.
      Министерство здравоохранения Республики Татарстан направляет:
      ежеквартально,  до  15  числа  месяца,  следующего  за  отчетным
периодом,    в    Министерство    экономики    Республики    Татарстан
статистическую, справочную и  аналитическую  информацию  о  реализации
Программы в соответствии с установленным порядком;
      ежегодно  в   Министерство   экономики   Республики   Татарстан,
Министерство  финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по
реализации Программы и эффективности использования финансовых  средств
в соответствии с установленным порядком.
      Министерства и ведомства  Республики  Татарстан,  участвующие  в
реализации  Программы, ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за
отчетным периодом, направляют  информацию  о  реализации  Программы  в
Министерство  здравоохранения  Республики Татарстан. К сводному отчету
за год должна быть приложена информация о невыполненных мероприятиях.
      Министерство   экономики   Республики   Татарстан   с   участием
Министерства     финансов     Республики    Татарстан,    Министерства
здравоохранения Республики Татарстан подготавливает и  представляет  в
Кабинет  Министров  Республики  Татарстан информацию о ходе реализации
Программы за отчетный период в составе сводного доклада о  результатах
и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования
Республики Татарстан в установленном порядке.
 


Информация по документу
Читайте также