Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.08.2010 № 627Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 августа 2010 г. N 627 "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы" В целях осуществления единой государственной транспортной политики в интересах развития экономики Республики Татарстан и обеспечения транспортной доступности Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы". 2. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан на основе утвержденной настоящим постановлением Концепции разработать проект долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы" в соответствии с предусмотренным финансированием. Премьер-министр Республики Татарстан И.Ш. Халиков Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы" (утв. постановлением КМ РТ от 6 августа 2010 г. N 627) I. Общие положения Настоящая Концепция является первым этапом разработки долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа). Программа направлена на дальнейшую реализацию комплексных проектов в области развития транспортной инфраструктуры (далее - проекты) и мероприятий инновационного характера, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, внебюджетных источников, в том числе и за счет государственно-частного партнерства. Разработка Программы позволит: сконцентрировать усилия и ресурсы на решении межотраслевых транспортных проблем, комплексном и системном решении приоритетных задач, определенных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р; преодолеть отраслевую односторонность и ограниченность развития инфраструктурных транспортных объектов; использовать в полной мере программно-целевой метод, обеспечивающий взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами; внедрить действенный механизм реализации мероприятий, основанный на взаимовыгодном сотрудничестве государства и частного капитала, привлечь дополнительные финансовые ресурсы для решения приоритетных задач; обеспечить гибкое, контролируемое и адекватное изменяющимся рыночным условиям финансирование мероприятий, направленных на развитие транспортных услуг; учесть в полной мере процессы глобализации, которые в дальнейшем будут оказывать самое серьезное влияние на транспортный рынок республики. II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Республика Татарстан располагает всеми современными видами транспорта. Размещение и структура транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям, но нуждаются в совершенствовании и развитии. Транспортный комплекс Республики Татарстан объединяет шесть видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический, а также включает автомобильные дороги. Анализ реализации республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы" С 2006 года развитие транспортной системы республики осуществляется в соответствии с республиканской целевой программой "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы" (далее - Программа на 2006-2010 годы), утвержденной Законом Республики Татарстан от 03.08.2006 N 64-ЗРТ. В ходе реализации Программы на 2006-2010 годы достигнуты следующие целевые индикаторы: плотность дорог на 1000 кв.км - 214,18 км (план - 218,6 км), отношение дорог с асфальтобетонным покрытием к общей протяженности дорог общего пользования - 79,6 процента (план - 80 процентов), удельный вес населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи дорогами с асфальтобетонным покрытием с сетью путей общего пользования, - 45,7 процента (план - 36,5 процента), увеличение мобильности населения - на 10,3 процента (план - на 12 процентов), увеличение охвата автобусным сообщением населенных пунктов - на 9,3 процента (план - на 15 процентов) и другие. Фактические расходы по реализации Программы на 2006-2010 годы в 2006 - I квартале 2010 года составили 84800,21 млн.рублей, или 73,7 процента от запланированных на этот период, в том числе за счет средств бюджета Российской Федерации - 17534,7 млн.рублей, бюджета Республики Татарстан - 51685,99 млн.рублей, муниципальных средств - 1240,9 млн.рублей, средств предприятий - 9010,45 млн.рублей, привлеченных средств - 5328,2 млн.рублей. Дорожное хозяйство По состоянию на 1 апреля 2010 года сеть дорог общего пользования Республики Татарстан составляет 32144,544 километра. Опорная сеть дорог республики представлена федеральными автомобильными дорогами протяженностью 1066,476 км, в том числе 111 мостов и многоуровневых транспортных развязок протяженностью 9,391 километра. Протяженность автодорог регионального значения составляет 13462,915 км, из которых с асфальтобетонным покрытием - 10495,246 км (77,9 процента), с переходным покрытием - 1915,28 км (14,2 процента), с грунтовым покрытием - 1052,387 км (7,9 процента), в том числе 1094 моста и многоуровневых транспортных развязки протяженностью 45,531 километра. Дорожно-уличная сеть городов и населенных пунктов республики, находящаяся в муниципальной собственности, насчитывает 17,6 тыс.км, в том числе с асфальтобетонным покрытием 5,4 тыс.километров. По экспертным оценкам различных зарубежных организаций и отечественных специалистов, минимальная плотность автомобильных дорог для удовлетворения потребностей экономики и населения должна быть в пределах около 300 км на 1000 кв.км территории. Плотность автомобильных дорог по Республике Татарстан - 214,18 км/1000 кв.километров. При этом следует отметить неравномерность развития автодорог, особенно с асфальтобетонным покрытием, по районам республики. Значительная часть сети дорог общего пользования не соответствует фактической интенсивности движения и значительно возросшим нагрузкам на ось автомобиля. Требуется их модернизация в соответствии с требованием времени. В настоящее время проблема развития сети автомобильных дорог на всех уровнях власти рассматривается через призму приоритетных национальных проектов, которые имеют особое значение в жизни страны. Именно работающая и разветвленная сеть автодорог может и должна способствовать их реализации. Иначе результатами этих социальных программ не смогут воспользоваться жители, проживающие в сельской местности. Расширение возможностей получения профессионального образования, качественных медицинских услуг, нового комфортного жилья и развитие села во многом связаны с обеспечением транспортной доступности региона. Наиболее пристальное внимание уделяется проблеме обеспеченности населенных пунктов республики подъездными автомобильными дорогами с асфальтобетонным покрытием. По состоянию на 1 апреля 2010 года из 3081 населенного пункта республики 1408 не связаны с сетью дорог общего пользования подъездами с асфальтобетонным покрытием, из них 472 имеют переходное покрытие и 936 - грунтовое. Поэтому перспективы развития дорог регионального и местного значения напрямую связаны с реализацией приоритетных национальных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования и обеспечения населения республики доступным жильем. За период с 2006 года по I квартал 2010 года отремонтированы 417,8 км федеральных автомобильных дорог и 2243,9 км региональных автомобильных дорог. В соответствии с программными мероприятиями изменилась структура дорожной сети по типам покрытия, а именно возросло количество дорог с асфальтобетонным покрытием, о чем свидетельствует ежегодная динамика роста индикатора, характеризующего отношение дорог с асфальтобетонным покрытием к общей протяженности дорог общего пользования: на начало 2006 года - 76,4 процента, на 1 июня 2010 года - 79,57 процента. Показатель удельного веса населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи дорогами с асфальтобетонным покрытием с сетью путей общего пользования на начало 2006 года составил 50,5 процента, на 1 апреля 2010 года - 30,4 процента. Как показывает мировой опыт, эффективным инструментом обеспечения развития транспортной инфраструктуры является государственно-частное партнерство. Проект "Строительство платной автомагистрали "Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" в составе автодорожного коридора "Европа - Западный Китай" имеет общегосударственное значение и ориентирован на формирование единой транспортной системы Российской Федерации в рамках реализации целей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Новый маршрут позволит связать между собой две важнейшие автомагистрали М-7 "Волга" и М-5 "Урал" и обеспечить выход Оренбургской области, Республики Башкортостан, Республики Казахстан и других государств Средней Азии к трансевропейскому коридору N 2 по более короткому пути. Общая протяженность маршрута составит около 294 километров. Автомагистраль Шали (М-7) - Бавлы (М-5) - принципиально новый проект с современным продуманным подходом к строительству, содержанию и, главное, к обеспечению безопасности движения. Всего с начала строительства по проекту освоено 10717 млн.рублей, в том числе из бюджета Российской Федерации - 3550 млн.рублей (субсидии), бюджета Республики Татарстан - 4900 млн.рублей, за счет средств частного инвестора - 2267 млн.рублей. Железнодорожный транспорт. Протяженность железнодорожных путей составляет 1889,0 километра. Густота железнодорожных путей общего пользования на 10 тыс.кв.км территории составляет 128 километров. По этому показателю республика занимает 43 место среди субъектов Российской Федерации и 8 место - в Приволжском федеральном округе. Железнодорожные линии на территории республики проходят по западной и восточной ее частям. Железнодорожный транспорт является вторым по объемам перевозок грузов и пассажиров в республике. Этот вид транспорта выполняет внутренние (дальние), межрегиональные перевозки. Межрегиональные связи республика имеет практически со всеми регионами Российской Федерации. Реализация транспортной политики на железнодорожном транспорте осуществляется на основании соглашений и протоколов о взаимодействии и сотрудничестве, заключаемых между Правительством Республики Татарстан и филиалами ОАО "Российский железные дороги" - Горьковской и Куйбышевской железными дорогами. В результате реализации программных мероприятий повышен уровень обслуживания пассажиров (произведено строительство и реконструкция посадочных платформ, железнодорожных пассажирских павильонов), вокзалы в гг. Казани, Набережные Челны и Бугульме оснащены автоинформаторами для оповещения пассажиров на двух государственных языках Республики Татарстан, введены дополнительные электропоезда. Стоит отметить, что объем перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом с каждым годом уменьшался: на начало 2006 года - 21,9 млн.пассажиров, на 1 апреля 2010 года - 11,8 млн.пассажиров. Внутренний водный транспорт. Роль внутреннего водного транспорта определяется географическим расположением внутренних водных путей и сезонностью их использования. Протяженность внутренних водных путей Республики Татарстан - 1056 километров. Перевозки пассажиров в целом являются убыточным сегментом рынка и дотируются за счет бюджетных средств. Вместе с тем туристические, круизные и прогулочные пассажирские перевозки, осуществляемые главным образом по водным путям европейской части страны, высокорентабельны и представляют собой растущий сегмент рынка. Предприятия водного транспорта в навигационный период обслуживают население 17 прибрежных районов республики, осуществляют свою деятельность на реках Волге, Каме и Вятке, которые делят территорию республики на четыре части. В 2009 году приобретены пассажирские суда на сумму 3,3 млн.рублей, в том числе судно на воздушной подушке, предназначенное для круглогодичных перевозок пассажиров. Это позволило принципиально изменить работу предприятий речного транспорта. Объем перевозки пассажиров речным транспортом ежегодно увеличивался, за исключением 2009 года, когда спрос на данный вид транспорта снизился: на начало 2007 года - 35,8 млн.пассажиров, а на конец 2009 года - 33,6 млн.пассажиров. За I квартал 2010 года пассажирооборот речным транспортом составил 16,1 тыс.пассажиров. Грузовые перевозки по реке являются одним из самых дешевых видов транспорта. В настоящее время развитие грузовых перевозок внутренним водным транспортом, прежде всего, зависит от устранения лимитирующих пропускную способность участков водных путей Единой глубоководной системы европейской части России. В республике находятся три грузовых порта - в гг. Набережные Челны, Казани, Чистополе, и четыре пассажирских порта - в гг. Казани, Набережные Челны, Чистополе, Нижнекамске. В городе Набережные Челны расположены два современных в гидротехническом отношении грузовых порта: речной порт г. Набережные Челны и самый крупный в Волжско-Камском бассейне промышленный речной порт ОАО "КАМАЗ". Гражданская авиация За годы экономических реформ Республика Татарстан, как и многие субъекты Российской Федерации, практически полностью лишилась как сети местных авиалиний, так и аэродромов. Воздушный транспорт Республики Татарстан имеет три аэропорта федерального значения: международный аэропорт "Казань"; международный аэропорт "Бегишево"; аэропорт "Бугульма". В ходе реализации Программы на 2006-2010 годы мероприятия по реконструкции аэропортов "Казань" и "Бегишево" включены в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)", приобретена спецтехника и оборудование для залов аэропортов. Количество обслуженных аэропортами республики пассажиров в 2009 году составило 851,7 тыс.человек, за I квартал 2010 года - 196,8 тыс.человек. Пассажиропоток на международных направлениях в 2009 году составил 253,9 тыс.человек, из аэропортов республики по международным направлениям отправлено и прибыло за I квартал 2010 года 56,7 тыс.человек, что больше на 249,3 процента, чем за аналогичный период 2009 года. Увеличение перевозок зафиксировано на направлениях Стамбул, Анталья, Шарм-эль-Шейх, Хургада, Дубай, Душанбе, Ташкент, Худжант, Ереван. За период с 2006 года по I квартал 2010 года всеми авиакомпаниями республики перевезено 103,5 млн.пассажиров. По внутрироссийским маршрутам наибольший рост зафиксирован по направлениям: Москва, Калининград, Санкт-Петербург, Анапа, Уфа. Данные направления активно развиваются, так как пользуются большим спросом у населения. Пассажирский транспорт общего пользования. Наметилась тенденция развития городского общественного транспорта, в том числе его современных скоростных видов, которые могли бы существенно снизить остроту проблемы транспортного развития городов. Продолжается строительство Казанского метрополитена, который занимает все более значимую роль в транспортном обслуживании населения столицы Республики Татарстан. В 2009 году введена в эксплуатацию станция "Проспект Победы". В настоящее время в стадии строительства находится седьмая станция первого участка "Козья Слобода" (ввод в эксплуатацию предполагается ориентировочно в 2011 году), а также начато строительство второго участка первой линии метрополитена от станции "Козья Слобода" до станции "Авиастроительная". В результате программных мероприятий достигнуты следующие результаты. Увеличился охват автобусным сообщением сельских населенных пунктов: с 2142 сельских населенных пунктов до 1369 (63,9 процента общего количества). На высоком уровне (99,95 процента) поддерживается регулярность движения межмуниципальных маршрутных пассажирских автобусов. В городе Казани разработана и оптимизирована комплексная транспортная схема. Внедрена программа разработки единого республиканского расписания для межмуниципальных пассажирских перевозок и его дальнейшего сопровождения. Разработана и внедрена единая республиканская система бронирования и продажи билетов на всех автовокзалах и пассажирских автостанциях республики. В 2006 году - I квартале 2010 года увеличился объем перевезенных автобусным транспортом пассажиров (в 2006 году - 348,354 млн.человек/год, в 2009-м - 424,483, на 1 апреля 2010 года - 167,5 (58 процентов аналогичного периода 2009 года)) на фоне значительного снижения объема перевезенных пассажиров трамвайным транспортом (в 2006 году - 133,3 млн.человек/год, в 2009-м - 100,9, на 1 апреля 2010 года - 20,21 (19 процентов аналогичного периода 2009 года)) и менее значительного снижения объема перевезенных пассажиров троллейбусным транспортом (в 2006 году - 45,3 млн.человек/год, в 2009-м - 34,3, на 1 апреля 2010 года - 7,44 (13 процентов аналогичного периода 2009 года)). Содержание проблемы Спрос населения на перевозки в связи с ростом транспортных тарифов удовлетворяется не в полном объеме. Выделяемые бюджетные субсидии пока не полностью покрывают потери в доходах транспортных компаний, возникающие в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров. Основными причинами низкой рентабельности и убыточности перевозок являются снижение объемов перевозочной работы при сохранении всей инфраструктуры видов транспорта и отставании роста доходных ставок от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и технические средства. На предприятиях всех видов транспорта сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта. Одним из сегментов транспортного комплекса, требующих особого внимания, является внедрение современных информационных телекоммуникационных технологий, направленных в первую очередь на: повышение уровня безопасности; принятие эффективных решений в сфере транспортного комплекса на базе получения полной, достоверной и оперативной информации о происходящих изменениях; своевременное выявление негативных тенденций и принятие необходимых мер по их устранению и ликвидации последствий; проведение системного анализа получаемой информации и выработка стратегических решений. В Республике Татарстан в качестве первого этапа реализации вышеуказанного мероприятия запущен в эксплуатацию современный центр управления перевозками государственного учреждения "Дирекция Региональной автоматизированной информационно-управляющей системы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" с технической возможностью контроля до 10000 подвижных объектов. В настоящее время под управлением центра находится 530 автотранспортных средств, осуществляющих межмуниципальные пассажирские перевозки, 269 транспортных средств, осуществляющих школьные перевозки. Вместе с тем принимаемые меры явно недостаточны для удовлетворения информационных потребностей развития транспортного комплекса Республики Татарстан. Важной проблемой остается совершенствование нормативно-правовой базы функционирования транспортного комплекса и рынка транспортных услуг, включая развитие механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающего четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором, а также определение приоритетных сфер применения этих механизмов на транспорте. Существует необходимость регулирования всей системы движения товаров, при этом эффективность цепи поставок определяется уровнем организационного оформления хозяйственных связей всех участников товародвижения. В силу объективных причин имеет место определенное технологическое отставание в области логистики. Это происходит из-за специфичности создания и развития самих логистических систем, обусловленных целым рядом причин: отсутствие достаточно прочных связей между производителями, поставщиками и потребителями, которые должны быть объединены в одну систему; необходимо вложение значительных капитальных вложений; темпы развития производственной, технической и технологической базы логистики в разных отраслях экономики в последние годы очень высоки и требуют практически постоянного внесения улучшений или внедрения новых продуктов, что требует значительных единовременных затрат; постоянное совершенствование технологий предполагает интенсивную подготовку кадров по специальности "логистика", переподготовку и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента. Отсутствие единой транспортно-логистической системы является одним из главных факторов неконкурентоспособности отечественных транспортных компаний на мировом рынке. Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном комплексе не только Республики Татарстан, но и страны в целом. Ослаблены позиции гражданской авиации и внутреннего водного транспорта, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества этих видов транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала республики. В последние годы темпы развития дорожной отрасли существенно отстают от темпов роста экономики и темпов автомобилизации населения. Недостаточный уровень развития дорожной сети является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития республики. Остается на низком уровне инновационная составляющая в развитии транспортного комплекса Республики Татарстан. Существенно отставание и по экологическим параметрам работы транспорта. В настоящее время идет активный процесс подготовки к проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани (далее - Универсиада). Задача обеспечения комфортными условиями передвижения гостей и участников Универсиады, а также жителей г. Казани решается интегрально, сразу по нескольким направлениям: развитие магистральной улично-дорожной сети, развитие скоростных видов внеуличного пассажирского транспорта, являющихся для жителей города альтернативой проезда на индивидуальном легковом транспорте, а также совершенствование структуры маршрутной сети наземного пассажирского транспорта, обеспечивающее возможность реализации коротких внутрирайонных передвижений без привлечения индивидуального транспорта. Таким образом, основной проблемой реализации конкурентных преимуществ республики является несоответствие транспортной системы республики условиям, сложившимся на рынке товаров и услуг, в том числе: недоиспользование транзитного потенциала; несоответствие темпам социально-экономического развития транспортной инфраструктуры; низкая конкурентоспособность перевозчиков; недостаточный уровень бюджетного финансирования транспортной инфраструктуры; неразвитость конкурентной среды при создании и эксплуатации инфраструктурных объектов. Пути решения этих вопросов отражены при формулировании целей и задач Программы. При значительном дефиците бюджетных средств на содержание и развитие объектов транспортной инфраструктуры государство не имеет действенных механизмов взаимодействия с частным капиталом, основанных на открытом, правовом и взаимовыгодном сотрудничестве. Обоснование решения проблем программными методами Факторами, определяющими необходимость решения перечисленных проблем программными методами, являются: многоаспектность и комплексность проблемы, требующей координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней и организаций различного профиля независимо от организационно-правовой формы; поэтапность решения проблемы; невозможность комплексного решения проблемы без государственного регулирования и государственной поддержки. Реализация программы даст значительный социально-экономический эффект как в самой транспортной отрасли Республики Татарстан, так и в других отраслях экономики в целом. Существующие экономические предпосылки реализации крупных проектов инфраструктурного характера позволяют рассчитывать на успешную реализацию программы при условии ее адекватной организационной и ресурсной обеспеченности. III. Цели и задачи Программы Основными целями Программы являются: обеспечение динамичного развития транспортного комплекса Республики Татарстан, способного удовлетворить потребности граждан в услугах транспорта экономически эффективным образом и с надлежащим уровнем безопасности; создание сбалансированной и конкурентоспособной транспортной инфраструктуры Республики Татарстан для удовлетворения потребностей экономики и социальных нужд населения с применением инновационных методов и соблюдением установленных стандартов безопасности и экологических требований для создания программного документа. Для достижения этих целей необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение следующих основных задач: Задача 1. Формирование единого транспортного пространства Республики Татарстан. 1. Развитие и обеспечение сохранности существующей дорожной сети для комфортного и безопасного проезда автомобильного транспорта: переход на нормативный уровень содержания автомобильных дорог; развитие единой дорожной сети Республики Татарстан, включающей в себя федеральные, региональные, муниципальные автомобильные дороги, обеспечивающей эффективное развитие и конкурентоспособность экономики; реализация мероприятий, направленных на повышение качества дорожных покрытий и их долговечность; модернизация дорожно-уличной сети городов и населенных пунктов с преобладающим устройством капитальных покрытий; формирование сети современных скоростных автомобильных магистралей на основных направлениях автомобильных потоков, в том числе в рамках государственно-частного партнерства; строительство обходов городов и населенных пунктов республики; реализация мероприятий по ликвидации пересечений с железной дорогой в одном уровне со строительством путепроводов; развитие автодорожных подходов к особым экономическим зонам, формирующим крупные грузо- и пассажирообразующие узлы республики и обеспечение их связи с внешними автомобильными дорогами; разработка мероприятий, направленных на повышение уровня обустройства дорог, с применением новых технологий, оборудования и материалов. 2. Достижение социально-территориальной справедливости и обеспечение транспортной доступности для населения: обеспечение круглогодичной транспортной связи между городами и населенными пунктами Республики Татарстан с целью ликвидации дискриминации населения по уровню мобильности и транспортной доступности социальной инфраструктуры; строительство подъездов с твердым покрытием к населенным пунктам республики; приведение в нормативное состояние дорог по маршрутам следования школьных автобусов для доставки детей в централизованные школы; создание условий для развития сети придорожного сервиса для обеспечения комфорта транзитных пассажиров. 3. Развитие систем пассажирского и грузового транспорта (железнодорожный, речной, воздушный, автомобильный, городской электрический транспорт, в том числе метро) с учетом обеспечения сбалансированного согласованного развития различных видов транспорта. Воздушный транспорт: сохранение и развитие авиационных перевозок регионального и местного значения, включая меры государственной поддержки; создание на территории Республики Татарстан инфраструктуры региональных аэродромов (аэродромов местных воздушных линий), вертодромов и посадочных площадок; разработка и внедрение механизмов управления региональными аэродромами (аэродромами местных воздушных линий), вертодромами и посадочными площадками; восстановление и создание наземной инфраструктуры, обновление парка воздушных судов малой авиации; разработка и внедрение мер государственной поддержки предприятий и организаций Республики Татарстан по созданию новых самолетов, вертолетов, авиационных двигателей и бортового оборудования для малой авиации; создание необходимых условий и оказание содействия в подготовке летно-технических кадров малой авиации; модернизация и развитие существующей аэродромной, вертодромной инфраструктуры Республики Татарстан с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Водный транспорт: сохранение и развитие пассажирских перевозок пригородного и регионального значения, социально значимых пассажирских перевозок, включая меры государственной поддержки; развитие маршрутной сети пригородных речных перевозок; восстановление и создание инфраструктуры речного транспорта (причалы, порты, причальные сооружения); разработка и внедрение мер государственной поддержки предприятиями и организациями Республики Татарстан по созданию новых скоростных судов для перевозки пассажиров, прогулочных судов для перевозки туристов; создание необходимых условий и оказание содействия в подготовке квалифицированных специалистов для водного транспорта; создание условий для круглогодичной навигации; создание для людей с ограниченными возможностями условий для беспрепятственного передвижения и доступности к объектам водного транспорта. Автомобильный транспорт: обеспечение недискриминационного доступа к услугам пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и инфраструктуре пассажирского транспорта в Республике Татарстан; оптимизация маршрутной сети; поддержание регулярности движения маршрутных пассажирских автобусов; повышение качества транспортного обслуживания, расширение комплекса оказываемых услуг. Железнодорожный транспорт: совершенствование процесса организации пригородных железнодорожных перевозок в Республике Татарстан; осуществление мероприятий по повышению эффективности и качества железнодорожных перевозок путем удовлетворения спроса населения на пригородные перевозки, расширения комплекса оказываемых услуг, внедрения современных информационных технологий; развитие объектов пассажирской инфраструктуры железнодорожного транспорта. Трубопроводный транспорт: поддержание и развитие технологий транспортировки нефти, газа и технического состояния системы магистральных трубопроводов; развитие объектов инфраструктуры трубопроводного транспорта в рамках реализации инвестиционного проекта "Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске". Скоростной внеуличный транспорт: развитие сети и ввод в эксплуатацию новых станций метрополитена для обеспечения потребностей населения в высокоскоростных перевозках по наиболее востребованным направлениям; удовлетворение потребностей населения в перевозках с минимальными затратами времени при обеспечении удобства, надежности и безопасности поездок; развитие других скоростных видов внеуличного транспорта. Подготовка объектов транспортного комплекса к проведению Универсиады: реконструкция международного аэропорта "Казань"; реконструкция железнодорожных пассажирских посадочных платформ с обустройством навесов и установкой оборудования автоматизированной системы оплаты, контроля и учета проезда пассажиров (АСОКУПЭ); строительство автовокзалов в г. Казани; модернизация волнолома Казанского речного порта; приобретение подвижного состава для городского пассажирского транспорта и туристических автобусов; оснащение техническими средствами пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в аэропортах "Казань" и "Бегишево"; организация интермодальных перевозок от станции Казань до международного аэропорта "Казань"; реконструкция улично-дорожной сети г. Казани; строительство многоуровневых транспортных развязок и пешеходных переходов в г. Казани. Задача 2. Реализация транзитного потенциала Республики Татарстан: развитие рынка логистических и терминально-складских услуг; организация интермодальных перевозок; развитие внутренних водных путей и речных портов; создание маршрутной сети, предусматривающей межвидовую* увязку различных видов транспорта; формирование сети международных транспортных коридоров. Задача 3. Повышение уровня безопасности транспортного комплекса: обеспечение безопасности движения; уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Задача 4. Информатизация транспортного комплекса: использование своевременной, достоверной и оперативной информации для принятия стратегических решений за счет внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий; создание единой геоинформационной среды транспортного комплекса; внедрение автоматизированных систем мониторинга транспортных средств, основанных на использовании спутниковой системы глобального позиционирования, мобильной связи и геоинформационных систем. Задача 5. Широкое использование инновационных разработок на транспорте: сокращение издержек за счет использования инновационных разработок; создание условий для развития инновационной деятельности на транспорте. Задача 6. Обеспечение ценовой доступности услуг транспортного комплекса: реализация государственной политики в области обеспечения сбалансированности устанавливаемых тарифов, платежеспособности населения и размера возмещения компенсаций выпадающих доходов предприятий-перевозчиков из соответствующих бюджетов в соответствии с действующим законодательством; организация персонифицированного и адресного предоставления мер социальной поддержки; обеспечение целевого использования бюджетных средств за счет реализации строгого учета факта предоставления услуг по перевозкам льготных категорий граждан; разработка системы социальных стандартов для осуществления предоставления транспортных услуг населению. Для достижения поставленных целей и задач необходимо также по всем направлениям осуществлять развитие государственно-частного партнерства, координацию разрабатываемых подпрограмм с действующими нормативными документами Российской Федерации и Республики Татарстан. Реализация целей и задач обеспечит удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в качестве конкурентоспособных транспортных услуг. Основные ожидаемые итоги реализации оценены по группам целевых ориентиров. IV. Ожидаемые итоги Общесоциальными ожидаемыми итогами реализации Программы будут являться: обеспечение доступности и повышения качества транспортных услуг для всех слоев населения; повышение мобильности населения; обеспечение постоянной круглогодичной связью всех сельских населенных пунктов с сетью автомобильных дорог общего пользования, сокращение доли населения, не обеспеченного доступом к услугам автотранспорта общего пользования; существенное снижение аварийности, рисков и угроз безопасности по всем видам транспорта; значительное уменьшение вредного воздействия на окружающую среду. Общеэкономическими итогами реализации Программы являются: снижение грузоемкости валового регионального продукта; снижение уровня удельных транспортных издержек в цене продукции; повышение своевременности доставки товаров; обеспечение темпов роста внутреннего валового продукта за счет предоставления организациям и населению полного объема необходимых высококачественных транспортных услуг. Общетранспортными итогами реализации Программы являются: повышение фондоотдачи инфраструктуры транспорта и увеличение рентабельности; развитие и совершенствование опорной сети автомобильных дорог; развитие конкурентной среды, государственно-частного партнерства, целенаправленное формирование условий для инвестирования, которые обеспечат интенсивный рост инвестиционной привлекательности отрасли; сбалансированное согласованное развитие различных видов транспорта. Предполагается, что Программа будет представлять из себя систему конкретных подпрограмм, постоянно корректируемых в зависимости от актуальности запланированных мероприятий и экономической обстановки. Перечень подпрограмм будет уточнен в результате формирования технического задания. V. Срок и оценка рисков реализации Программы Реализация Программы будет осуществляться в 2011-2015 годах. Реализация Программы сопряжена со следующими рисками: макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы, возникновения бюджетного дефицита. По-прежнему критическим фактором для развития транспортной отрасли продолжает оставаться уровень мировых цен на энергоносители. Неблагоприятное изменение конъюнктуры в этих сегментах может привести к снижению доходов транспортных предприятий. Уменьшение этого вида рисков напрямую зависит от диверсификации как российской экономики в целом, так и Республики Татарстан в частности, увеличения структурной доли продукции с высокой добавленной стоимостью; геополитические риски; операционные риски, связанные с технической и нормативной правовой поддержкой развития транспортной отрасли. Эффективное и динамичное развитие транспортной отрасли, конкурентоспособность российских транспортных предприятий во многом зависят от федеральных нормативных актов; риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям внешних условий. Указанный риск должен быть минимизирован государственным заказчиком Программы по основным направлениям реализации Программы, который обеспечит своевременное выявление сбоев в достижении запланированных результатов, оперативную корректировку задач и конкретных механизмов достижения целей Программы; риск неэффективного контроля ожидаемых результатов по проведению программных мероприятий. Указанный риск минимизируется четкой и эффективной организацией управления Программой на основе планов, оценки их ожидаемого выполнения, количественных индикаторов достижения целей, контроля качества управления Программой в целом и отдельными ее мероприятиями. Разработка Программы дополнит действующие механизмы системы принятия решений, создаст новые возможности развития объектов транспортной инфраструктуры. VI. Механизм реализации Программы Реализация Программы осуществляется на основе нормативной правовой базы, включающей Конституцию Российской Федерации и Конституцию Республики Татарстан, федеральные и республиканские законы, указы Президента Российской Федерации и Президента Республики Татарстан, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Татарстан по вопросам решения системных проблем социально-экономического развития. Ключевым принципом реализации Программы является обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, предприятий и организаций различных форм собственности, участвующих в реализации, соблюдение интересов их взаимных интересов. Механизм реализации Программы предполагает: комплексный подход к формированию системы программных мероприятий, предусматривающий совокупность взаимосвязанных мер, проектов и действий участников в решении системной проблемы; разработку и внедрение новых технологий управления проектами на основе различных форм государственно-частного партнерства; научную обоснованность инвестиционных и инновационных мероприятий; гласность, регулярное информирование общественности о целях и ходе ее выполнения, открытый доступ к материалам и базам данных, подготовленным в рамках Программы; координацию работ с исполнительными органами государственной власти муниципальных районов республики; отбор исполнителей мероприятий на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, будут уточняться ежегодно на основе мониторинга выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности. Оценка объемов финансирования Программы будет рассчитана при разработке мероприятий подпрограмм с учетом установленных предельных объемов финансирования различных уровней бюджетов и внебюджетных источников. Основные сведения о результатах реализации Программы, объемах финансовых ресурсов, затраченных на ее выполнение, а также результатах контроля реализации программных мероприятий представляются в Кабинет Министров Республики Татарстан. Мероприятия государственного заказчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан должны быть направлены на комплексное и согласованное выполнение проектов Программы, достижение целей и повышение эффективности реализации Программы в целом. Программа реализуется государственным заказчиком в соответствии с порядком разработки и реализации целевых программ, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.06.2008 N 412 "Об утверждении Порядка разработки и реализации долгосрочных целевых программ". Основными задачами управления реализацией Программы являются: обеспечение реализации Программы в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Республики Татарстан и положениями Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года; обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств и средств из внебюджетных источников; привлечение инвестиций для реализации проектов; разработка и реализация механизмов управления проектами на основе условий государственно-частного партнерства. Система управления Программой должна гарантировать достижение поставленных целей. Контроль за исполнением мероприятий в установленном порядке осуществляет государственный заказчик Программы, контрольные функции осуществляет также Министерство экономики Республики Татарстан. * Создание системы взаимоувязки маршрутов различных видов транспорта, подвозящих пассажиров к объектам транспортной инфраструктуры, строительство многофункциональных вокзалов. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|