Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.11.2010 № 898

                            Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 ноября 2010 г. N 898
  "Об утверждении концепции целевой программы "Реализация проекта
"Бережливое производство" в Республике Татарстан на 2011-2013 годы"

      В  целях  повышения  производительности  и  научной  организации
труда,  конкурентоспособности производимой продукции Кабинет Министров
Республики Татарстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемую концепцию целевой программы "Реализация
проекта  "Бережливое производство" в Республике Татарстан на 2011-2013
годы".
      2. Министерству промышленности и торговли  Республики  Татарстан
обеспечить  до 1 апреля 2011 года разработку проекта целевой программы
"Реализация проекта "Бережливое производство" в  Республике  Татарстан
на 2011-2013 годы" (далее - проект программы).
      3.   Рекомендовать   руководителям   исполнительных    комитетов
муниципальных    образований    Республики    Татарстан,   предприятий
промышленности и торговли, учреждений высшего, среднего  и  начального
профессионального  образования  представить  до  1  января 2011 года в
Министерство   промышленности   и   торговли   Республики    Татарстан
предложения по формированию проекта программы.
      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.

И.о. Премьер-министра
Республики Татарстан                                    Р.Ф. Муратов


     Концепция целевой программы "Реализация проекта "Бережливое      
    производство" в Республике Татарстан на 2011-2013 годы" (утв.     
           постановлением КМ РТ от 12 ноября 2010 г. N 898)           

  1. Введение. Основные понятия методики "Бережливое производство",   
        степень реализованности проекта в Республике Татарстан        

      Бережливое производство (лин, Lean Production)  -  инновационный
подход к менеджменту и управлению качеством, разработанный корпорацией
"Тойота"  (Toyota  Motor  Co.)  и  включающий   в   себя   оптимизацию
производственных процессов, ориентированную на требования потребителя,
улучшение качества продукции, экономию годового  оборота  компании  за
счет сокращения издержек.
      Бережливое  производство  -  система  организации  и  управления
разработкой  продукции, операциями, взаимоотношениями с поставщиками и
клиентами, при которой продукция изготавливается в точном соответствии
с  запросами  потребителей  и с меньшим числом дефектов по сравнению с
продукцией, сделанной по технологии массового производства.  При  этом
сокращаются затраты труда, пространства, капитала и времени.

                  Философия бережливого производства                  

      1. Определение ценности  каждого  семейства  продуктов  с  точки
зрения клиента. 
      2. Определение всех стадий потока создания ценности для  каждого
семейства  продуктов  и  устранение  по  мере возможности операций, не
создающих ценности.
      3.  Выстраивание  операций,  создающих   ценность,   в   строгой
последовательности, обеспечивающей движение продукта к клиенту.
      4. По окончании формирования потока - создание  возможности  для
"вытягивания" клиентами ценности из предыдущей стадии.
      5. По окончании определения ценности, выявления потоков создания
ценности,  устранения стадий, вызывающих возникновение потерь, а также
формирования  потока  и  вытягивающей  системы  -   повторение   всего
процесса  заново  столько  раз,  сколько  потребуется  для  достижения
состояния совершенства, при котором создается  абсолютная  ценность  и
нет никаких потерь.
      Основа   методики   "Бережливое   производство"   -    стратегия
непрерывных    улучшений,   цель   которой   -   решение   проблем   и
совершенствование в аспектах качества, затратах и дисциплины поставок.
      Бережливое  производство  сегодня  повсеместно  признается   как
наиболее  эффективный, надежный и малозатратный путь компаний к выходу
из кризиса и повышению конкурентоспособности  в  глобальном  масштабе.
Его  методы  позволяют  без  капитальных  затрат  значительно повысить
производительность, значительно улучшить качество продукции или услуг,
сократить издержки, время производственного цикла и дефектность.
      В  России  уже  сотни  предприятий  встали  на  путь  построения
производственных  систем на основе бережливого производства, среди них
ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "Русский алюминий", ОАО  "УАЗ",  ОАО  "Северсталь",
ОАО    "СИБУР    Холдинг",   ОАО   "Уралмашзавод",   ОАО   "Корпорация
ВСМПО-АВИСМА", предприятия, входящие в Группу "ГАЗ", и  другие.  Среди
финансовых структур - ОАО "Сбербанк России", ОАО "Внешторгбанк".
      В   Республике   Татарстан   элементы    методики    "Бережливое
производство"  на  том  или  ином уровне внедряются в ОАО "КАМАЗ", ОАО
"Производственное  объединение  Елабужский  автомобильный  завод",  на
федеральном  государственном  унитарном  предприятии "Производственное
объединение  "Завод  имени  Серго",  в  ОАО   "Казанское   авиационное
производственное объединение имени С.П. Горбунова", ОАО "Спартак", ОАО
"Казанькомпрессормаш",     ОАО      "Казанское      моторостроительное
производственное  объединение", ОАО "Татнефть", ОАО "СОЛЛЕРС-Елабуга",
ОАО   "КВАРТ",   ОАО   "Казанский   электротехнический   завод",   ОАО
"Нижнекамскшина",    ОАО    "Казанский    вертолетный    завод",   ОАО
"Альметьевский трубный  завод",  ОАО  "Вакууммаш",  ОАО  "Генерирующая
компания"  и  других.  При  этом предприятия заинтересованы в развитии
данной системы управления, в том числе на условиях софинансирования.
      Предприятия, идущие по пути внедрения принципов  и  инструментов
бережливого   производства,   при   минимальных  вложениях  добиваются
следующих результатов:
      увеличения производительности труда на 35-70 процентов;
      сокращения времени производственного цикла на 25-90 процентов;
      роста качества на 40 процентов;
      времени работы оборудования в исправном  состоянии  -  до  98,87
процента;
      высвобождения производственных площадей на 25-50 процентов;
      сокращения брака на 58-90 процентов;
      экономии до 10 процентов годового оборота;
      снижения потребности в инвестициях на 10-30  процентов,  в  ряде
случаев и на 100 процентов;
      сокращения сроков реализации инвестиционных  проектов  на  10-20
процентов и других.
      В соответствии с  распоряжением  Кабинета  Министров  Республики
Татарстан    от    05.04.2010    N 524-р    специалистами   Казанского
государственного   технического   университета   имени   А.Н. Туполева
совместно  с  Торгово-промышленной  палатой  "Закамье" разработан курс
"Комплекс учебных программ "Современные методы организации, управления
и  технологии бережливого производства", апробируемый в соответствии с
указанным  распоряжением   на   площадках   промышленных   предприятий
республики.  Комплекс  отражает  потребности  в повышении квалификации
специалистов  всех   уровней   промышленных   предприятий,   а   также
преподавательского   состава   образовательных   учреждений.   Следует
отметить,  что  он  стал  синтезом  не  только   методик   бережливого
производства,   но  и  передовых  разработок  университета  в  области
наукоемкого   машиностроения,   ERP-систем,   тайм-менеджмента,   иных
инструментов   применительно  к  бережливому  производству.  Внедрение
учебных курсов  позволит  существенно  расширить  кругозор  студентов,
специалистов  предприятий, адаптировать их к требованиям работодателя.
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан
от   17.08.2010   N 1352-р  выделены  денежные  средства  для  издания
сборника по названному курсу.
      Второй важный момент - адаптация  курса  на  пилотных  площадках
промышленных  предприятий,  что  уже  на  первом этапе, как показывает
практика, позволяет наглядно показать преимущества  лин-технологий  от
"нулевого" цикла внедрения отдельной узловой производственной площадки
до распространения методики на все предприятие.

2. Предложения о целях и задачах целевой программы "Реализация проекта
 "Бережливое производство" в Республике Татарстан на 2011-2013 годы"  
 (далее - программа), целевых индикаторах, позволяющих оценивать ход  
                    реализации программы по годам                     

      Программа направлена на  полномасштабное  развитие  и  внедрение
методики   "Бережливое   производство"  на  предприятиях,  а  также  в
профессиональной    подготовке     (переподготовке)     кадров     для
высокотехнологичных  отраслей  промышленности  в  целях модернизации и
сокращения издержек в производственных процессах.
      Основанием для разработки настоящей Концепции являются поручение
Президента   Республики  Татарстан,  распоряжение  Кабинета  Министров
Республики Татарстан  от  05.04.2010  N 524-р,  п. 1.16  постановления
Кабинета  Министров  Республики  Татарстан  от  23.10.2009  N 748  "Об
утверждении Плана мероприятий Кабинета Министров Республики  Татарстан
по  реализации  рекомендаций  республиканского августовского совещания
работников образования и науки "Образование  в  Республике  Татарстан:
состояние, проблемы и перспективы развития".
      В  настоящее  время  сформировался  состав  высокотехнологичного
сектора     промышленности     Республики    Татарстан    (авиационная
промышленность, автомобилестроение,  судостроение,  двигателестроение,
компрессоростроение,     радиоэлектронная    промышленность,    точное
машиностроение),  в  которых   Республика   Татарстан   обладает   или
претендует  на  создание  в  среднесрочной  и долгосрочной перспективе
серьезных конкурентных преимуществ. Поэтому развитие инновационного  и
кадрового  потенциала  именно  для  этих  высокотехнологичных секторов
должно  стать   приоритетом   для   федеральных,   республиканских   и
муниципальных органов власти.
      При этом мероприятия Концепции будут реализовываться в  условиях
последствий  мирового финансово-экономического кризиса, который привел
к значительным переменам на рынке труда.
      Во-первых,  происходит  высвобождение  среднего  управленческого
персонала:  предложений  по  нему  на  рынке  труда  будет становиться
больше, а ожидания по уровню заработной платы этого персонала при этом
будут     снижены.     Это     приведет     к     деинтеллектуализации
высокотехнологичных секторов экономики.
      Во-вторых,  большую  привлекательность  в   промышленности   для
специалистов   начнут   представлять   предприятия   и   компании   со
значительным    государственным    участием     в     капитале     как
системно-интегрирующие элементы инновационной экономики.
      В-третьих, руководство промышленных предприятий вынуждено  будет
проводить    политику    оптимизации,    решая    вопросы    повышения
производительности труда, заново разрабатывая маркетинговую стратегию.
      Все  это  потребует  подготовки   специалистов,   обеспечивающих
системную интеграцию технологических и управленческих процессов.
      Цель программы - поэтапное повышение эффективности  деятельности
предприятий,  в  первую  очередь  наукоемкого  машиностроения, за счет
снижения издержек с одновременным освоением инновационного потенциала,
подготовкой,  переподготовкой  и повышением квалификации руководителей
и   специалистов   на    базе    современных    методов    оптимизации
бизнес-процессов.
      В ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
      реализация  пилотных   проектов   на   наукоемких   предприятиях
Республики   Татарстан,   направленных   на   повышение  эффективности
использования существующих производственных  мощностей,  технологий  и
методов   управления,   а   также  активизация  их  работы  в  области
инновационного развития;
      обеспечение научно-методической поддержки предприятий республики
в области развития современных производственных систем;
      подготовка, переподготовка и  повышение  квалификации  персонала
предприятий,   ориентированных   на   внедрение   современных  методик
эффективного управления предприятием;
      анализ  и   обобщение   опыта   успешного   внедрения   методики
"Бережливое производство";
      обучение и  привлечение  студентов  к  работе  проектных  команд
предприятий    по    работе   с   механизмами   методики   "Бережливое
производство";
      проведение  научных  исследований  на  предприятиях   Республики
Татарстан  в  рамках  адаптации  и  внедрения  современных  технологий
управления, проблем обеспечения необходимого инновационного климата;
      участие в  федеральных,  долгосрочных  и  ведомственных  целевых
программах модернизации экономики и образования;
      подготовка инвестиционных проектов, осуществляемых на  принципах
государственно-частного  партнерства  и  кредитного финансирования для
привлечения внебюджетных средств.
      В целях осуществления контроля реализации программы используется
система  целевых  индикаторов  и показателей, позволяющих осуществлять
ее мониторинг и оценивать результаты (приложение).

   3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы    
 "Реализация проекта "Бережливое производство" в Республике Татарстан 
           на 2011-2013 годы" приоритетным целям и задачам            
        социально-экономического развития Республики Татарстан        

      Решаемая проблема и цели  программы  соответствуют  приоритетным
целям   и   задачам   социально-экономического   развития   Республики
Татарстан. В частности, внедрение методики  "Бережливое  производство"
на предприятиях республики позволяет решать следующие задачи:
      совершенствование    республиканской    научно-технической     и
инновационной    политики    с    учетом   приоритетов   долгосрочного
технико-экономического развития;
      развитие  эффективной  республиканской  инновационной   системы,
включающей в себя подсистемы:
      коммерциализации знаний;
      образования и профессиональной подготовки;
      производства инновационной продукции и услуг;
      развитие инфраструктуры  поддержки  и  стимулирования  процессов
распространения  и  практического  применения  новых  знаний,  включая
нормативное   правовое,   финансовое,   кадровое   и    информационное
обеспечение;
      привлечение  научных  школ  для   решения   актуальных   проблем
экономики республики;
      обеспечение процессов непрерывного обучения  и  профессиональной
переподготовки высококвалифицированных кадров;
      развитие инновационного предпринимательства в сфере производства
продукции и услуг;
      совершенствование механизмов эффективного взаимодействия органов
государственной  власти,  науки  и бизнеса по оптимизации деятельности
производительных сил;
      расширение  кооперации  предприятий  и  научных   учреждений   с
ведущими российскими и зарубежными научными центрами.
      Кроме того, решаемая проблема  и  цели  программы  соответствуют
публичному  приоритету  -  сохранению  рабочих  мест,  определенному в
соответствии   с   Реестром   публичных   приоритетов,    утвержденным
распоряжением  Кабинета  Министров  Республики Татарстан от 24.05.2010
N 815-р. Например,  завод,  принадлежащий  компании  "Parker  Hannifin
Corp"  с  головным  офисом  в  г. Кливленде (США), за последние 10 лет
настолько  изменился  в   соответствии   с   принципами   "Бережливого
производства", что на многих сборочных линиях работают всего несколько
высококвалифицированных рабочих, из-за чего положение рабочих  гораздо
стабильнее,  чем  во  многих  других  отраслях промышленности, так как
увольнение штатного работника стало стоить очень дорого.

 4. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым  
                               методом                                

      Использование программно-целевого метода позволит:
      повысить  эффективность  использования  бюджетных  средств   при
внедрении  методики  "Бережливое  производство",  в  том числе за счет
координации работ и  исключения  дублирования  мероприятий  в  области
развития и использования указанной методики;
      создать  условия   для   максимально   эффективного   управления
государственными  финансами в соответствии с приоритетами промышленной
политики;
      скоординировать    проводимые     антикризисные     мероприятия,
направленные  на  снижение  напряженности  на  рынке  труда,  в  части
повышения квалификации, переобучения персонала предприятий, сохранения
рабочих мест;
      обеспечить на предприятиях концентрацию ресурсов, выделяемых  из
бюджета  Республики  Татарстан, федерального бюджета и привлекаемых из
внебюджетных  источников  при  решении  задач  в  области  развития  и
использования методики "Бережливое производство".
      Учитывая  вышеизложенное,  наилучшей   формой   решения   задачи
широкомасштабного   внедрения  и  использования  методики  "Бережливое
производство"   для   повышения   конкурентоспособности    предприятий
Республики     Татарстан    представляется    реализация    программы,
скоординированной   с    соответствующими    программами    интеграции
научно-технических   разработок   и   производства  на  федеральном  и
региональном  уровне.  Это  может  стать  решающим  фактором  перехода
деятельности  предприятий  республики,  в  первую очередь, наукоемкого
машиностроения, на новый уровень развития.

5. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в
  рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода  

      В настоящее время, как показывает мониторинг, значительное число
предприятий  различных  отраслей  промышленности  Республики Татарстан
либо находится на  различных  этапах  внедрения  методики  "Бережливое
производство",  либо  намерено  начать  внедрение данной методики. При
этом наблюдается определенная нескоординированность  как  в  трактовке
методической  базы,  так  и  в  применении  ее на практике, в реальных
производственных процессах. Зачастую привлекаются  неквалифицированные
специалисты,  что  может привести к негативным финансово-экономическим
результатам для предприятий,  дискредитирует  саму  систему  внедрения
методики  "Бережливое  производство".  При  этом  средства, выделяемые
предприятиями на обучение и адаптацию методики, более эффективно могли
бы быть использованы в рамках государственно-частного партнерства.
      Применение программно-целевого метода  позволит  избежать  таких
негативных последствий и рисков, как:
      замедление темпов роста промышленного производства;
      дальнейшее    уменьшение    инновационной    составляющей     на
предприятиях;
      рост социальной  напряженности  на  рынке  труда,  обусловленный
недостаточной     адаптацией     выпускников     учреждений    высшего
профессионального   образования   и   специалистов    предприятий    к
модернизации производственных процессов;
      неэффективное использование имущественных комплексов;
      низкая загрузка производственных мощностей;
      снижение      показателей       эффективности       деятельности
(конкурентоспособности     продукции),    производительности    труда,
фондоотдачи;
      недостаточное внедрение современных информационных технологий;
      замедление  интеграции   промышленных   предприятий   Республики
Татарстан в мировую экономику.
      Таким образом, отказ  от  решения  проблемы  внедрения  методики
"Бережливое  производство" в образовательный процесс и на предприятиях
республики программно-целевым методом приведет  к  потере  координации
системного подхода в решении данной проблемной ситуации.

 6. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, 
         возникающих при различных вариантах решения проблемы         

      Возможными вариантами решения проблемы являются:
      финансирование внедрения методики "Бережливое  производство"  на
предприятиях   на   основе   программно-целевого   метода   в   рамках
государственно-частного партнерства;
      софинансирование внедрения методики "Бережливое производство" на
предприятиях  хозяйствующими  субъектами за счет включения предприятий
в федеральные целевые программы.
      Преимущества использования  программно-целевого  метода  описаны
выше.
      При использовании исключительно программно-целевого метода могут
возникнуть риски, связанные с:
      недостатками в управлении программой;
      отсутствием   заинтересованности   предприятий   в    дальнейшем
последовательном внедрении методики "Бережливое производство";
      неверно выбранными приоритетами развития промышленного комплекса
республики.
      Риски, связанные с недостатками в управлении  программой,  могут
быть  вызваны  слабой  координацией действий хозяйствующих субъектов -
участников  проекта,  что  приведет  к  возникновению  диспропорций  в
ресурсной    поддержке    реализации    намеченных   мероприятий,   их
неоправданному дублированию  и  снижению  эффективности  использования
средств.
      Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований  хода
реализации  программы  может  существенно  повлиять  на  объективность
принятия  решений  при  планировании  программных   мероприятий,   что
приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
      Ошибки   при   выборе   механизмов   управленческой    коррекции
программных  мероприятий  могут  привести  к недостаточной координации
деятельности  заказчиков  и  исполнителей,  нецелевому   использованию
средств или их неэффективному расходованию.
      Оптимальным вариантом представляется софинансирование реализации
инвестиционного    проекта    на    условиях   государственно-частного
партнерства.

 7. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым 
                               методом                                

      Предполагается провести в 2011-2012 годах:
      обследование  предприятий  с  целью  последующего   картирования
потока создания ценности;
      внедрение базовых элементов бережливого производства, обучение и
повышение   квалификации   персонала   на  предприятиях  -  участниках
программы;
      тиражирование и углубление успешного  опыта  внедрения  методики
"Бережливое производство";
      распространение  результатов  внедрения   методики   "Бережливое
производство" на основную часть предприятий промышленности и включение
учебных курсов в  образовательные  программы  начального,  среднего  и
высшего  профессионального  образования, профессиональной подготовки и
переподготовки кадров.
      Предполагается провести в 2013 году:
      обобщение опыта  внедрения  методики  "Бережливое  производство"
группы  предприятий - участников программы, подача заявок на участие в
федеральных целевых программах;
      формирование   внешнего   позитивного   восприятия   результатов
внедрения    лин-технологий    и    определение   внешних   источников
финансирования их дальнейшего развития;
      включение предприятий в федеральные целевые программы;
      распространение    опыта    внедрения    методики    "Бережливое
производство" на инновационно развивающиеся предприятия республики.

   8. Предложения об объемах и источниках финансирования программы    

      На реализацию программы предусматривается направить средства  из
различных  источников  на  условиях софинансирования с предприятиями -
участниками  программы.  Средства  федерального  бюджета  могут   быть
использованы   в   случае   включения  предприятий  в  соответствующие
федеральные целевые программы.
      Индикаторы достижения  целей  программы  включаются  в  плановые
ежегодные индикаторы Министерства промышленности и торговли Республики
Татарстан.

 9. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности 
               предлагаемого варианта решения проблемы                

      Ожидаемая   эффективность   и   результативность   предлагаемого
варианта   решения   проблемы   поэтапно   характеризуется  следующими
прогнозными показателями:
      1 этап:
      сокращение  стоимости  оборотных  средств  за   год   на   10-15
процентов;
      сокращение цеховых запасов на 15-25 процентов;
      увеличение объема выпуска продукции на 5-10 процентов;
      повышение производительности труда на 5-10 процентов;
      высвобождение площадей - до 20 процентов.
      2 этап:
      сокращение стоимости оборотных средств за год на 30 процентов;
      сокращение цеховых запасов на 25-30 процентов; увеличение объема
выпуска продукции на 15-30 процентов;
      повышение производительности труда на 10-15 процентов;
      высвобождение площадей - до 40 процентов.

  10. Предложения об участии исполнительных органов государственной   
     власти Республики Татарстан, ответственных за формирование и     
реализацию программы, о ее государственных заказчиках и разработчиках 

      Определить Министерство  промышленности  и  торговли  Республики
Татарстан   государственным   заказчиком   и   исполнительным  органом
государственной  власти   Республики   Татарстан,   ответственным   за
формирование    и    реализацию   программы.   Разработчик   программы
определяется на конкурсной основе.

  11. Предложения об основных направлениях финансирования, сроках и   
                     этапах реализации программы                      

      Программа реализуется в три этапа:
      1)  внедрение  базовых  элементов  бережливого  производства  на
пилотных площадках.
      Данный этап включает в себя:
      развитие организованных в соответствии с распоряжением  Кабинета
Министров  Республики  Татарстан от 05.04.2010 N 524-р учебных центров
по внедрению методики "Бережливое  производство"  на  базе  профильных
образовательных учреждений;
      формирование  учебными  центрами  единого,   адаптированного   к
предприятиям  республики  учебного  курса,  состоящего  из подпрограмм
обучения работников  и  топ-менеджеров  всех  уровней  на  базе  ранее
согласованных   с   Министерством   образования   и  науки  Республики
Татарстан,  Министерством   промышленности   и   торговли   Республики
Татарстан научно-методических разработок;
      обследование предприятий с целью картирования  потоков  создания
ценностей;
      создание методики оценки эффективности внедрения  лин-технологий
в производственные процессы;
      проведение обучения персонала, в том числе практических  занятий
с   внедрением   элементов   методики   "Бережливое  производство"  на
производственных площадках с  фиксацией  оптимизационных  изменений  в
ходе практических занятий;
      проведение   практических   семинаров-тренингов    с    участием
руководства промышленных предприятий по результатам внедрения;
      проведение научно-технического анализа результатов первого этапа
внедрения   на  основе  разработанной  методики  оценки  эффективности
внедрения лин-технологий в производственные процессы и его  применение
в  целях  корректировки  практики  использования  методики "Бережливое
производство"  на  производстве  и   в   профессиональной   подготовке
специалистов;
      2) распространение результатов  внедрения  методики  "Бережливое
производство" на предприятия промышленности и включение учебных курсов
в   образовательные   программы   начального,   среднего   и   высшего
профессионального образования.
      Задачей  данного  этапа  является  совместная  с   Министерством
образования   и   науки  Республики  Татарстан,  Министерством  труда,
занятости и социальной защиты Республики Татарстан, базовыми  учебными
центрами  работа по включению скорректированных по результатам первого
этапа учебных  курсов  в  образовательные  программы  профессиональной
подготовки специалистов в высокотехнологичных отраслях промышленности,
распространение  их  на  промышленные  предприятия,  что  предполагает
следующую последовательность мероприятий:
      введение   экспериментального   учебного    курса    "Технологии
"Бережливого   производства"   в  профильных  учреждениях  начального,
среднего и высшего профессионального образования;
      разработка технологии формирования и  подготовки  управленческих
команд   для   высокотехнологичных   предприятий   на   базе  методики
"Бережливое производство";
      разработка  и  апробация  на  предприятиях  различных   отраслей
экономики,  в образовательных учреждениях и отраслевых министерствах и
ведомствах модульных презентаций, сценариев деловых игр по бережливому
производству;
      формирование  на  предприятиях  совместно  с   образовательными,
научно-исследовательскими  учреждениями  инженерных научно-технических
центров внедрения методики  "Бережливое  производство",  разработка  и
реализация программ их развития;
      развитие   кооперации   учреждений   высшего   профессионального
образования и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию
высокотехнологичного  производства  на  базе   совместного   внедрения
методики   "Бережливое  производство"  путем  вхождения  в  профильные
программы федерального субсидирования;
      презентация  результатов  применения   лин-технологий   в   иных
регионах  (в  первую  очередь,  Приволжского  федерального  округа) на
основе заключенных соглашений о межрегиональном сотрудничестве;
      3)  формирование  внешнего  позитивного  восприятия  результатов
внедрения    лин-технологий    и    определение   внешних   источников
финансирования их дальнейшего развития.
      Данный этап отражает необходимость  научно-технического  анализа
результатов     внедрения    методики    "Бережливое    производство",
систематизацию  его  результатов  и  представление  их  в   профильные
федеральные   министерства,   Совет  Федерации  Федерального  Собрания
Российской  Федерации,  Правительство  Российской  Федерации  с  целью
включения  мероприятий проекта "Бережливое производство" в федеральные
и ведомственные целевые программы, в частности:
      распространения    опыта    внедрения    методики    "Бережливое
производство" на инновационно развивающиеся предприятия;
      направления обобщенных результатов внедрения  лин-технологий  на
предприятиях  в  Комитет  Совета  Федерации  по  образованию  и науке,
Правительство  Российской  Федерации,  Министерство  промышленности  и
торговли   Российской  Федерации,  Министерство  образования  и  науки
Российской    Федерации,    Российский    союз    промышленников     и
предпринимателей,  Торгово-промышленную  палату Российской Федерации с
целью поддержки проекта на федеральном уровне;
      направления  в  Министерство  образования  и  науки   Российской
Федерации  предложения  о  частичном  финансировании  проекта  за счет
средств, выделяемых по линии национальных исследовательских центров  и
Казанского (Приволжского) федерального университета.


                                                            Приложение
                             к концепции целевой программы "Реализация
                                     проекта "Бережливое производство"
                             в Республике Татарстан на 2011-2013 годы"

Система целевых индикаторов для оценки результатов внедрения методики 
                      "Бережливое производство"                       

|——————|———————————————————————————————————————————|————————————————|—————————————|
|  N   |          Наименование индикатора          | Периодичность  |  Значение,  |
| п/п  |                                           |  мониторинга   |  процентов  |
|——————|———————————————————————————————————————————|————————————————|—————————————|
|  1.  |Индекс промышленного производства          |    ежегодно    |   105-110   |
|——————|———————————————————————————————————————————|————————————————|—————————————|
|  2.  |Темп роста производительности труда (к     |    ежегодно    |   105-110   |
|      |соответствующему периоду прошлого года)    |                |             |
|——————|———————————————————————————————————————————|————————————————|—————————————|
|  3.  |Доля промышленных предприятий, в которых   |    ежегодно    |     30      |
|      |внедрена методика "Бережливое              |                |             |
|      |производство", в общем количестве          |                |             |
|      |промышленных предприятий численностью      |                |             |
|      |работающих более 500 человек               |                |             |
|——————|———————————————————————————————————————————|————————————————|—————————————|
|  4.  |Уровень рентабельности производства        |    ежегодно    |     20      |
|——————|———————————————————————————————————————————|————————————————|—————————————|
|  5.  |Экономический эффект от внедрения          |    ежегодно    |     85      |
|      |технологии "Бережливое производство" (доля |                |             |
|      |предприятий, внедривших технологию         |                |             |
|      |"Бережливое производство", достигших       |                |             |
|      |плановых значений раздела 8 настоящей      |                |             |
|      |концепции)                                 |                |             |
|——————|———————————————————————————————————————————|————————————————|—————————————|


Информация по документу
Читайте также