Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.12.2010 № 1091

                            Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2010г. N 1091
   "Об утверждении Концепции развития жилищного строительства в
          Республике Татарстан на период 2011-2015 годов"

    В целях развития жилищного строительства в Республике Татарстан 
Кабинет     Министров     Республики     Татарстан    постановляет:    
    1.   Утвердить   прилагаемую   Концепцию   развития   жилищного   
строительства  в  Республике  Татарстан  на  период 2011-2015 годов 
(далее - Концепция).
    2.      Министерству      строительства,      архитектуры     и     
жилищно-коммунального  хозяйства  Республики  Татарстан совместно с 
заинтересованными   министерствами  и  ведомствами  до  25  декабря  
2010 года  на  основе  Концепции  и  с  учетом  пороговых  значений  
показателей  жилищного  строительства,  определенных  Министерством  
регионального развития Российской Федерации, разработать и внести в 
Кабинет   Министров   Республики   Татарстан  согласованный  проект  
долгосрочной  целевой программы "Развитие жилищного строительства в 
Республике Татарстан в 2011-2015 годах".
    3.  Предложить  муниципальным образованиям Республики Татарстан 
учитывать   положения   Концепции  при  планировании  и  выполнении  
мероприятий   по   вопросам   развития   территорий   и   жилищного   
строительства,  обеспечить разработку соответствующих муниципальных 
программ.
    4.  Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить 
на  Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального 
хозяйства Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан                            И.Ш. Халиков


 Концепция развития жилищного строительства в Республике Татарстан
                     на период 2011-2015 годов
(утв. постановлением КМ РТ от 22 декабря 2010 г. N 1091)

1. Основные положения настоящей Концепции

    Настоящая  Концепция  определяет  основные направления развития 
жилищного  строительства  в  Республике  Татарстан,  а  также цели, 
задачи  и  методы  государственного  регулирования  в этой сфере на 
период 2011-2015 годов.
    Комплексное  планирование  территориального развития Республики 
Татарстан,   основанное   на   приоритетах  роста,  на  взвешенном,  
экономически   целесообразном  размещении  производительных  сил  и  
жилищном  строительстве,  обеспечивающем существующие и планируемые 
потребности   населения,  является  одним  из  главнейших  векторов  
развития  республики.  Наличие собственного жилья является одной из 
базовых   ценностей   человеческого   существования,  основных  его  
потребностей,  обеспечивающих  здоровье нации, формирование семьи и 
сохранение   семейных   ценностей,   стабилизацию  и  положительное  
развитие демографической ситуации. Это - источник уверенности людей 
в  завтрашнем  дне  и  опора  стабильности  в обществе. Кроме того, 
жилье,  помимо  выполнения  базовых  функций,  является, как объект 
недвижимости,  средством  накопления  капитала  и  в  то  же  время  
инвестиционным механизмом в сфере производства и оборота капитала в 
обществе.
    Вместе  с  тем  решение  задачи  наращивания  объемов жилищного 
строительства   и   повышения   его   доступности   для  населения,  
определенной  Правительством  Российской  Федерации, невозможно без 
развития  самого  строительного  комплекса и без мер, стимулирующих 
застройщиков  к  активизации их деятельности. Необходимо учитывать, 
что  инвестиционно-строительный  комплекс является одной из ведущих 
отраслей  народного  хозяйства, где решаются жизненно важные задачи 
структурной  перестройки  материальной базы всего производственного 
потенциала  страны  и  развития  непроизводственной  сферы. Так, по 
данным   Национального   агентства  финансовых  исследований,  одно  
рабочее  место  в  сфере  строительства обеспечивает занятость до 6 
человек  в смежных отраслях. Строительство обладает синергетическим 
эффектом  привлечения инвестиций в ряд других отраслей - банковский 
сектор,  легкую  промышленность,  торговлю, которые своими услугами 
закрывают возникающие потребности новых собственников (арендаторов) 
построенной   недвижимости.   Жилищное   строительство  является  и  
генератором  налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, величина 
которых  в полной мере способна покрыть необходимые затраты отрасли 
на   подготовку   территорий   для   комплексной  жилой  застройки.  
    Развитие  жилищного  строительства  в  республике  должно  быть  
основано на реализации комплексной программы действий, включающей в 
себя   все   важнейшие  аспекты  влияния  государства  на  процессы  
стимулирования  предложения  и экономически обоснованного спроса на 
рынке жилья.
    Актуальность   решения   комплекса  проблем  в  сфере  развития  
жилищного   строительства  подчеркивается  тем,  что,  несмотря  на  
создание  в Российской Федерации основ функционирования рынка жилой 
недвижимости, приобрести жилье с использованием рыночных механизмов 
на  сегодняшний  день  способен  ограниченный  круг семей с уровнем 
доходов  выше  среднего. Общая потребность населения России в жилье 
составляет  1570 млн.кв.метров,  и для ее удовлетворения необходимо 
увеличить  жилищный  фонд  почти  в полтора раза к существующему. В 
Республике  Татарстан потенциальная доля семей, имеющих возможность 
приобрести   жилье   по   существующим   ипотечным  программам  (по  
социальной  ипотеке  и по классической ипотеке, в рамках механизма, 
реализуемого  ОАО  "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" 
(АИЖК)),  ориентировочно  составляет  33  процента.  Таким образом, 
более  2/3  населения  республики  улучшить свои жилищные условия в 
настоящее время не в силах. Кроме низкой покупательской способности 
населения,   существует   целый   комплекс   проблем,  сдерживающих  
инвестиционную  активность  в  самом  процессе  строительства в том 
числе:
    общее  снижение  инвестиционной  активности  в  строительстве в 
период    2008-2009 гг.,   связанное   с   последствиями   мирового   
финансового кризиса;
    наличие   мощных  административных  барьеров,  прежде  всего  в  
системе   согласования   и   предоставления  исходно-разрешительной  
документации на строительство;
    отсутствие   реально   подготовленных   для  комплексной  жилой  
застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение; 
    высокая  изношенность  производственных  мощностей  большинства  
действующих  предприятий  промышленности  строительных  материалов;  
    низкая   доступность   кредитных   ресурсов   для  строительных  
организаций,  возникшая  на волне кризиса и продолжающая оставаться 
как  фактор  негативного  влияния  на  развитие  отрасли  в  целом.  
    Настоящая    Концепция   предусматривает   следующие   основные   
направления   развития  жилищного  строительства  и  повышения  его  
доступности     для     граждан     в     Республике     Татарстан:     
развитие городских агломераций;
    строительство   жилья  эконом-класса,  в  том  числе  жилья  по  
программе социальной ипотеки;
    поддержка  реализации проектов комплексного освоения и развития 
территорий;
    развитие     малоэтажного     и    индивидуального    жилищного    
строительства;
    модернизация     производств     предприятий     промышленности     
строительных материалов;
    формирование  фонда жилья социального найма, маневренного фонда 
и          сегмента          рынка         доходного         жилья;         
    дальнейшее развитие механизмов классической ипотеки;
    адресная  поддержка  граждан, отнесенных к отдельным категориям 
(молодые    семьи,    специалисты    агропромышленного   комплекса,   
военнослужащие,   уволенные   в   запас,  вынужденные  переселенцы,  
участники  ликвидации  последствий  аварий  и  катастроф,  ветераны  
Великой     Отечественной     войны,     инвалиды,    дети-сироты).    
    Настоящая  Концепция  ориентирована  на интеграцию предлагаемых 
механизмов  и  мер  в  действующие  и разрабатываемые федеральные и 
республиканские   целевые   программы,   предполагающие  реализацию  
механизмов  поддержки  развития строительного комплекса и жилищного 
строительства.
    Положения   настоящей   Концепции   будут   использоваться  при  
разработке   долгосрочной  целевой  программы  "Развитие  жилищного  
строительства    в   Республике   Татарстан   в   2011-2015 годах".   

    2.   Современное   состояние   и  проблемы  развития  жилищного  
строительства в Республике Татарстан

2.1. Состояние жилищного строительства в Республике Татарстан.
    Республика  Татарстан  является  одним из лидеров в Приволжском 
федеральном  округе  и  в  Российской  Федерации  в целом по объему 
строительных  работ  и строительству жилья. Среди регионов Поволжья 
наибольший  объем  подрядных  работ  за  период  с 2007 по 2009 год 
приходился  на  Республику  Татарстан,  по  итогам 2009 г. составив 
29,5 процента  от  общего  объема  работ  по округу. В 2009 году по 
оценке    показателей    эффективности   деятельности   в   отрасли   
"строительство"   Татарстан   занял   второе   место  в  Российской  
Федерации,  в  целом  по  общему  рейтингу  эффективности  (по всем 
отраслям) - восьмое место.
    Сальдированный  результат  по  крупным  и  средним организациям 
строительного комплекса Республики Татарстан по итогам деятельности 
за  2009 год  сформировался положительным в сумме 2,28 млрд.рублей. 
    В  последние годы в республике ежегодно вводится жилье в объеме 
более  2 млн.кв.метров,  что превышает пиковый показатель жилищного 
строительства в регионе в период существования Советского Союза. По 
итогам    2009 года    ввод    жилья    в    республике    составил    
2010 тыс.кв.метров,  обеспеченность  жильем  на  одного  человека - 
22,2 кв.метра  (в среднем по Российской Федерации - 22,4 кв.метра), 
ввод  жилья  в год на душу населения - 0,533 кв.метра (в среднем по 
Российской   Федерации   -   0,42 кв.метра).   Плановый  показатель  
2010 года        -       ввод       2020 тыс.кв.метров       жилья.       
    2.2.  Предпосылки  и основные характеристики развития жилищного 
строительства в Республике Татарстан.
    Предпосылками  сохранения  и  развития  строительного комплекса 
Республики  Татарстан  и наращивания темпов жилищного строительства 
стали:
    реализация  программы  газификации населенных пунктов (сейчас в 
городах республики обеспеченность сетевым газом составляет более 99 
процентов,       на       селе       свыше      95      процентов);      
    значительные  темпы  строительства  в  90-х годах прошлого века 
межселенческих дорог;
    реализация  республиканской  программы  "Свой  дом",  которая в 
целях  ускорения  ввода жилья в новых индивидуальных жилых поселках 
предусматривала     обеспечение     строящихся    жилых    поселков    
индивидуальной  застройки  необходимой инженерной инфраструктурой - 
дорогами,  газопроводом,  водопроводом,  электросетями, в некоторых 
поселках          -          и          сетями         канализации;         
    реализация   программы  ликвидации  ветхого  жилья,  за  период  
действия    которой   благоустроенное   жилье   было   безвозмездно   
предоставлено 49125 семьям, а доля ветхого жилого фонда сократилась 
до 1,5 процента;
    реализация    программы    социальной    ипотеки,   в   которую   
интегрированы  механизмы  обеспечения жильем молодых семей, молодых 
специалистов  в сельской местности, детей-сирот и детей, оставшихся 
без   попечения  родителей,  лиц  из  числа  детей-сирот  и  детей,  
оставшихся  без  попечения  родителей,  не имеющих закрепленного за 
ними  жилого  помещения, граждан, подвергшихся воздействию радиации 
вследствие  радиационных  аварий  и катастроф, и приравненных к ним 
лиц,  граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, и приравненных 
к  ним  территорий,  вынужденных переселенцев, инвалидов, ветеранов 
Великой    Отечественной   войны   1941-1945 гг.,   военнослужащих,   
уволенных в запас.
    За  пять  лет  реализации  программы  социальной ипотеки смогли 
улучшить  свои  жилищные  условия  44360 семей, в том числе свыше 4 
тысяч молодых семей, более 2 тысяч семей ветеранов и инвалидов, 357 
семей    граждан,    отнесенных   к   отдельным   категориям.   Это   
непосредственно  влияет  на рынок жилья республики в целом и на его 
доступность   для  населения  -  по  итогам  2009 года  коэффициент  
доступности  жилья для граждан республики стал на уровне 3,11 года; 
    реализация  градостроительной  деятельности,  благодаря которой 
завершена  разработка  и полностью проведены процедуры согласования 
проекта  Схемы  территориального планирования Республики Татарстан, 
утверждены  схемы  территориального планирования двух муниципальных 
районов,    в    стадии   согласования   находятся   проекты   схем   
территориального  планирования 7 муниципальных районов, завершается 
разработка   схем  территориального  планирования  4  муниципальных  
районов,  утверждены  2  генеральных  плана  городских округов и 20 
генеральных   планов   поселений,  проекты  10  генеральных  планов  
разработаны  и  находятся  в  стадии  согласования,  разработаны  и  
утверждены   Правила  землепользования  и  застройки  16  поселений  
республики.   Схемы   территориального  планирования  остальных  37  
районов  республики  и  71  проект  генеральных  планов городских и 
сельских        поселений       находятся       в       разработке;       
    развитая  промышленность строительных материалов, насчитывающая 
более   300  предприятий  и  практически  полностью  обеспечивающая  
внутренний строительный рынок республики;
    в  последние  годы, наряду с традиционной поддержкой социальной 
ипотеки,  значительное  внимание  уделяется  в республике поддержке 
реализации  проектов  комплексного  освоения  и развития территорий 
(далее  -  проекты  КОРТ)  в  рамках  федеральной целевой программы 
"Жилище"  (далее - ФЦП "Жилище"). В течение 2007-2009 гг. указанная 
поддержка  по  инфраструктурному  развитию  оказана  более  чем  20  
площадкам  комплексной  жилой  застройки  с общей территорией более 
3,5 тыс.гектаров     и    потенциальным    вводом    жилья    свыше    
12 млн.кв.метров. Ввод жилья по площадкам за 2007-2009 гг. составил 
более  700 тыс.кв.метров,  при  этом  в  2008 году его доля в общем 
объеме   ввода   жилья   по   республике   достигла  18  процентов;  
    активное  развитие в республике системы классической ипотеки по 
стандартам  ОАО  "Агентство  по  ипотечному жилищному кредитованию" 
(далее - АИЖК). Региональным оператором АИЖК в Республике Татарстан 
является    ОАО   "Ипотечное   агентство   Республики   Татарстан".   
    Создана  инфраструктура  участников рынка ипотеки. Организована 
совместная  работа  всех  организаций,  задействованных в процессе: 
кредитных  организаций (на рынке 25 банков активно выдают ипотечные 
кредиты*),  страховых  и  оценочных компаний, риэлтерских агентств, 
строительных  организаций.  Средневзвешенная  процентная  ставка по 
кредитам,  выдаваемым физическим лицам, составляет 12,47 процентов, 
средневзвешенный      срок      кредитования      -      9,21 года.      
    Создана   система   рефинансирования   ипотечных   кредитов  на  
республиканском   уровне,   что   позволяет   стабильно  привлекать  
федеральные  средства  для  выкупа  кредитов  с  балансов первичных 
кредиторов.   В   течение  2004-2010 гг.  в  республику  привлечено  
3,7 млрд.рублей из АИЖК.
    Повышена   доступность   ипотечных  кредитов  путем  расширения  
спектра  ипотечных  программ.  С  2009 г.  реализуются  программы с 
использованием  средств  материнского  капитала, программы оказания 
поддержки  заемщикам,  оказавшимся  в трудном финансовом положении. 
Внедрена  процедура  обращения  взыскания  на  заложенное имущество 
физических  лиц,  нарушающих  платежную  дисциплину,  разработанная  
АИЖК;
    масштабное   промышленное  строительство  (реализация  проектов  
создания  комплекса нефтеперерабатывающих заводов в г. Нижнекамске, 
заводов  "Татсталь" и "Аммоний", строительство особой экономической 
зоны   "Алабуга")   и   связанное  с  этими  процессами  размещение  
производительных     сил,     формирующее     спрос    на    жилье.    
    2.3. Проблемы развития жилищного строительства
    Анализ  существующих проблем в жилищном строительстве позволяет 
говорить  об  условном  распределении  их  на  две условные группы: 
проблемы   активизации   предложения  жилья  на  рынке  и  проблемы  
активизации спроса на него.
К проблемам, сдерживающим строительство жилья, следует отнести: 
    1)    Наличие    административных    барьеров   при   получении   
исходно-разрешительной  документации  на  строительство, заключения 
государственной  экспертизы  на  проектную  документацию,  а  также  
технических   условий   на   подключение   объектов   к  инженерным  
коммуникациям   и   разрешений   на  ввод  построенных  объектов  в  
эксплуатацию.
    Проблемными  вопросами  для  застройщиков  остаются  оформление  
земельных  участков,  не  отработан  регламент  перевода  земель из 
земель  сельхозназначения  в земли под строительство после принятия 
муниципальными  образованиями  схем  территориального планирования, 
существуют  проблемы  при  кадастровом  учете  земельных  участков.  
Выдача  технических  условий  осуществляется  сетевыми компаниями с 
завышенными  требованиями,  есть  вопросы  у  строителей и к службе 
Ростехнадзора  при  оформлении документов по подъемно-транспортному 
оборудованию, электроустановкам, лифтовому хозяйству, подсоединению 
к газовым сетям.
    Кроме  сокращения  сроков согласовательных процедур, необходимо 
законодательно  урегулировать и сроки строительства самих объектов. 
С   учетом   новых  технологий,  применяемых  в  строительстве,  их  
дальнейшего  совершенствования необходимо пересмотреть существующие 
нормативные сроки и учитывать их при проведении конкурсных процедур 
на   предоставление  заказа  на  строительство  объектов  в  рамках  
программ, имеющих бюджетное финансирование;
    2)  Отсутствие  подготовленных  к застройке земельных участков, 
обеспеченных коммунальной инфраструктурой.
    Практически  все  крупные города и районные центры в Республике 
Татарстан, как и в целом по России, подходят к той стадии, когда их 
ресурс свободных и готовых для застройки площадок уже исчерпан. Это 
требует вовлечения в оборот новых земель, из пригородной зоны - как 
правило,  земель  сельскохозяйственного назначения, масса которых в 
свое  время  скупалась  с целью спекулятивной перепродажи. Выход на 
освоение   площадок  в  пригородной  зоне  порождает  прежде  всего  
инфраструктурные  проблемы  -  необходимо  с  чистого  листа решать 
вопросы  подведения  к  районам  застройки магистральных инженерных 
сетей   и   автомобильных   дорог,   на   что  у  органов  местного  
самоуправления  нет  достаточных  ресурсов.  Если  же  решение этих 
вопросов   перекладывать  на  самих  застройщиков,  то  существенно  
возрастает   себестоимость  строящегося  жилья,  а,  следовательно,  
серьезно   снижается   его  доступность  для  населения,  и  проект  
становится   убыточным  уже  в  начальной  стадии  его  реализации;  
    3)   Недоступность   для   большинства  застройщиков  кредитных  
ресурсов  для  осуществления  строительства.  С  приходом  мирового  
экономического   кризиса   кредитные   ресурсы   стали  практически  
недоступны для строительных организаций. В 2008-2009 гг. процентная 
ставка  по  банковским кредитам на реализацию жилищных проектов для 
застройщиков  доходила  до  28-34 процентов годовых, и по настоящее 
время   ставки   остаются   реально   высокими.   В  этих  условиях  
дополнительным  негативным фактором, влияющим на ситуацию, является 
отсутствие   каких-либо   программ   долгосрочного   финансирования   
строительства  жилья в рамках комплексного освоения территорий (как 
государственных,  так  и  кредитного сектора), которые бы учитывали 
именно эту специфику - масштабность и длительность реализации таких 
проектов;
    4) Сдерживание развития промышленности строительных материалов, 
связанное  с  имеющимся  износом  основных  фондов  на уровне 60-70 
процентов    и    невозможностью    для   большинства   предприятий   
стройиндустрии    привлечь   льготный   кредит   для   модернизации   
производства   или  закупить  высокотехнологичное  оборудование  за  
пределами    Российской   Федерации.   Общий   размер   инвестиций,   
необходимых  для  модернизации  предприятий отрасли, составляет, по 
экспертным оценкам, порядка 23,8 млрд.рублей.
    К  основным  факторам, негативно влияющим на динамику спроса на 
рынке жилья, относятся:
    низкий    уровень    доходов    населения.    Согласно   данным   
Татарстанстата,   по  итогам  2009 года  42,44  процента  населения  
республики  имеют  среднедушевой ежемесячный доход до 10000 рублей. 
По сравнению с 2007 годом, когда этот показатель был выше уровня 50 
процентов,  наблюдается определенная положительная динамика, однако 
необходимо констатировать, что все же только 33,6 процентов семей в 
республике   имеет  возможность  улучшить  свои  жилищные  условия,  
используя  механизмы  социальной  и  классической ипотеки (значение 
показателя  в  среднем  по Российской Федерации по итогам 2009 года 
составляет 20,5 процентов семей);
    отсутствие  на рынке ипотечных продуктов, доступных для широких 
слоев населения с разной покупательской способностью, прежде всего, 
для  категорий  граждан  с  низким  уровнем  доходов, нуждающихся в 
улучшении  жилищных  условий,  а  также  отсутствие жилищного фонда 
муниципальных  образований для предоставления таким гражданам жилья 
на  условиях социального найма. Доходы почти 70 процентов населения 
республики  не  позволяют  им  приобрести жилье даже в перспективе. 
Опыт западноевропейских стран, общемировая практика показывают, что 
наем  жилья - это тот механизм, который обеспечивает удовлетворение 
основной  доли  потребности населения в улучшении жилищных условий. 
Именно   поэтому   на   данном  этапе  одной  из  задач,  требующих  
пристального   внимания,   становится  формирование  муниципального  
жилищного  фонда  для  сдачи  на условиях социального найма для той 
категории  населения,  которая  не  может себе позволить приобрести 
жилье  и  вряд  ли  сможет  в  силу  своей  текущей и перспективной 
трудовой   деятельности,   а,  соответственно,  и  размера  доходов  
приобрести его в будущем. Второй аспект - это наличие той категории 
граждан,   которые  в  силу  своего  молодого  возраста,  специфики  
трудовой   деятельности,   связанной   с   активными  миграционными  
процессами  (в  зависимости  от  востребованности  специальности  -  
деятельность,    связанная    с   информационным   обеспечением   и   
программированием, с реализацией временных проектов, строительством 
различных  объектов  и т.д.) не хотят приобретать жилье, хотя имеют 
для   этого   финансовые   возможности,  предпочитая  инвестировать  
накопления  в  иные  сферы. Для такой категории людей (в республике 
это  направление  становится  актуальным  применительно  к проектам 
строительства    комплекса    нефтеперерабатывающих    заводов    в    
г. Нижнекамске,   строительства   и   размещения   производств   на   
территории  ОЭЗ  "Алабуга",  заводов "Аммоний" и "Татсталь", другим 
крупным   инфраструктурным  проектам)  целесообразно  и  необходимо  
развивать сегмент доходного жилья, находя компромиссные решения для 
бизнеса,  готового  инвестировать  в  строительство доходных домов; 
    отсутствие необходимой нормативной базы, стимулирующей развитие 
системы   жилищных   строительных   и  накопительных  кооперативов,  
позволяющей  им  участвовать  в  освоении  земельных  участков  под  
комплексную    массовую    жилую   застройку,   а   также   системы   
стройсберкасс.  Развитие  этих  институтов  в  настоящее  время,  в  
условиях отсутствия полноценной нормативной базы по данным вопросам 
на  уровне законодательства Российской Федерации может базироваться 
на определенных преференциях, оказываемых федеральным, региональным 
и местным законодательствами для некоммерческих объединений граждан 
в  целях  обеспечения  их  жильем,  или  на  определенных  пилотных  
проектах,   апробирующих   механизмы   их   реализации  с  участием  
банковских и страховых институтов.

    3.  Основные  приоритеты  развития  жилищного  строительства  в  
Республике Татарстан в 2011-2015 годах

    Жилищное строительство в республике в среднесрочной перспективе 
должно быть ориентировано на:
    освоение  имеющегося  резерва территорий, имеющих потенциальную 
возможность   жилой   застройки,   обеспечение  которых  инженерной  
инфраструктурой  возможно  с учетом минимального вложения бюджетных 
средств   (т.е.   уже   подготовленных   либо  имеющих  оптимальные  
технические условия на подключение):
    освоение   территорий  комплексной  жилой  застройки  в  рамках  
проектов  КОРТ,  которым  оказывается  поддержка  по  ФЦП "Жилище", 
    реализацию  проектов  жилой  застройки, обоснованных наличием и 
перспективным размещением производительных сил.
    С  другой  стороны,  жилищное  строительство в республике будет 
направлено  на  удовлетворение  платежеспособного спроса населения, 
подкрепленного  в  том  числе  и мерами государственной поддержки в 
отношении   определенных  категорий  населения.  Это  касается  как  
реализации   механизма   социальной  ипотеки,  так  и  привлекаемых  
субсидий  на  улучшение  жилищных  условий молодых семей, отдельных 
категорий  граждан,  ветеранов  и инвалидов в рамках ФЦП "Жилище" и 
молодых  специалистов,  работающих  в  агропромышленном  комплексе.  
    Таким  образом,  в  целях соблюдения баланса между социальным и 
коммерческим     жильем,    основными    направлениями    жилищного    
строительства  в  среднесрочной перспективе в республике останутся: 
    строительство жилья по социальной ипотеке;
    строительство коммерческого жилья;
    индивидуальное жилищное строительство.
    Планируется   внедрение   механизма   предоставления  жилья  по  
социальному  найму тем категориям граждан, которые состоят на учете 
на  улучшение  жилищных  условий,  но  не  смогут стать участниками 
ипотечных  программ и претендовать на бюджетные субсидии. Для этого 
в  пределе  5  процентной доли от объемов ввода жилья по социальной 
ипотеке  в  Республике  Татарстан будет формироваться муниципальный 
фонд жилья социального найма.
    При   реализации  положений  настоящей  Концепции  должен  быть  
обеспечен  основной  принцип  жилищного  строительства в Республике 
Татарстан  в  ближайшей  и  среднесрочной  перспективе  -  создание  
условий  для  обеспечения доступности жилья для различных категорий 
населения.
    Прогноз ввода жилья декларируется с учетом задачи, поставленной 
Министерством   регионального   развития  Российской  Федерации,  о  
достижении  ежегодного  роста  объемов в течение 2011-2013 гг. на 5 
процентов,  в  течение  2014-2015 гг.  -  на 10 процентов. При этом 
стабильный  уровень  в  45-50  процентов  от  общего  объема  ввода  
предполагается    обеспечить   за   счет   малоэтажного   жилищного   
строительства     (индивидуальное    жилищное    строительство    и    
организованные коттеджные поселки эконом-класса).
    Основные  точки  роста  жилищного  строительства  в  Республике  
Татарстан  определяются  развитием  территорий  условно формируемых 
агломераций  крупных  городов, где создается основная потребность в 
жилье   как   за   счет  собственного  населения,  так  и  за  счет  
миграционных процессов:
    Казанская      агломерация     (г. Казань,     Верхнеуслонский,     
Зеленодольский,     Высокогорский,     Лаишевский,    Пестречинский    
муниципальные районы);
    Набережночелнинская     агломерация    (г. Набережные    Челны,    
Тукаевский,   Нижнекамский,   Елабужский,  Заинский,  Менделеевский  
муниципальные районы);
    Альметьевская    агломерация   (Альметьевский,   Бугульминский,   
Бавлинский,   Лениногорский,  Азнакаевский  муниципальные  районы).  
    С  учетом  социально-экономического развития столичного региона 
республики     (Казанская    агломерация)    и    восточной    зоны    
(Набережночелнинская,    Альметьевская   агломерации)   планируются   
создание  необходимых  условий  и  апробация  пилотных  механизмов,  
связанных   с  формированием  сегмента  жилья,  сдаваемого  в  наем  
(доходные  дома).  При  этом в г. Елабуге этот сегмент жилого рынка 
уже имеет практическое воплощение.
    Основными   приоритетами   при  реализации  стратегии  развития  
классической   ипотеки,   утвержденной   Правительством  Российской  
Федерации,    с    участием    региональных    операторов   станут:   
    организация   выкупа   ипотечных  кредитов  пулами  под  выпуск  
ипотечных ценных бумаг;
    поддержка   заемщиков,   оказавшихся   в   трудном   финансовом   
положении;
    реализация программы "Стимул";
    стандартизация механизмов рынка ипотеки;
    разработка  новых  продуктов  ипотеки (кредитование строящегося 
жилья,   малоэтажного   жилья   в   рамках   комплексного  освоения  
территорий);
    разработка новых схем привлечения ресурсов на рынок;
    развитие рынка строительства жилья эконом-класса.
    Отдельным приоритетным направлением для жилищного строительства 
в республике станет обеспечение жильем эконом-класса военнослужащих 
в  соответствии с контрактами, заключаемыми с Министерством обороны 
Российской Федерации.
    В  рамках стимулирования застройщиков будет реализован комплекс 
мер,   направленных   на   снижение  существующих  административных  
барьеров  в строительстве, повышение доступности земельных участков 
для   жилищного  строительства,  поддержки  обеспечения  территорий  
застройки   проектов   КОРТ  необходимой  инженерной  и  социальной  
инфраструктурой,  формирования льготных условий налогообложения для 
жилищных строительных кооперативов.
    Для   обеспечения   потребности  строительства  в  строительных  
материалах  и  технологиях,  отвечающих требованиям экологичности и 
энергоресурсосбережения,  планируется  поддержка  за счет бюджетных 
средств   мероприятий   по   кредитованию   предприятий   в   целях   
модернизации   и  создания  соответствующих  производств,  а  также  
проработка   вопросов   изменения   законодательной  базы  в  целях  
стимулирования  применения  энергоэффективных  и ресурсосберегающих 
строительных  технологий  и  материалов  в  жилищном строительстве. 
    В  целях  обеспечения  сбалансированности бюджетов всех уровней 
при   финансировании   объектов  капитального  строительства  будут  
сформированы  рекомендации  по  использованию  в  рамках реализации 
социальных   жилищных   программ   типовых   проектных  решений  по  
строительству    жилья,    объектов    инженерной    и   социальной   
инфраструктуры.

    4.  Основные  цели  и задачи развития жилищного строительства в 
Республике Татарстан

    Основной  целью  развития  жилищного строительства в Республике 
Татарстан   в   среднесрочной   перспективе   является  обеспечение  
населения  республики  доступным жильем путем реализации механизмов 
государственной  поддержки  и  государственно-частного партнерства. 
Для  достижения этой цели Кабинетом Министров Республики Татарстан, 
органами    местного   самоуправления   муниципальных   образований   
республики,  министерствами,  ведомствами,  финансовыми институтами 
проводится  согласованная  политика,  направленная  на сохранение и 
развитие  потенциала  строительного комплекса Республики Татарстан, 
формирование  сегмента  жилья эконом-класса, комплексное освоение и 
развитие    территорий,    соблюдение    социальных    гарантий   и   
конституционных  прав  граждан,  связанных с улучшением их жилищных 
условий. Основные задачи:
    1) Обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья.
    2)  Развитие  направлений  строительства  жилья, доступного для 
широких  слоев  населения, включая создание фонда жилья социального 
найма,  сегмента доходного жилья, а также формирование маневренного 
жилого фонда.
    3)   Формирование  условий  для  стимулирования  инвестиционной  
активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации 
проектов КОРТ.
    4)   Развитие   базы   промышленности  строительных  материалов  
Республики   Татарстан  (с  учетом  внедрения  энергоэффективных  и  
ресурсосберегабющих  технологий, материалов и решений) с выходом на 
максимальную обеспеченность строительными материалами на внутреннем 
рынке  и  формирование  конкурентных  преимуществ  для  продвижения  
продукции    стройиндустрии    республики    на   внешних   рынках.   
    5)   Снижение   административных   барьеров   в  строительстве.  
    6)  Стимулирование  частной  инициативы  граждан;  формирование  
условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в 
том   числе   жилищно-строительных   кооперативов   и  строительных  
сберегательных касс.
    7)  Выполнение  социальных  гарантий  по  поддержке граждан при 
приобретении     жилья     и     улучшении     жилищных    условий.    
    8)   Создание   условий   для   развития  ипотечного  жилищного  
кредитования  и  деятельности участников рынка ипотечного жилищного 
кредитования.
    9)  Обеспечение  информационной  открытости  для населения мер, 
предпринимаемых   государством   в  целях  стимулирования  развития  
жилищного строительства.
    Таким   образом,  реализация  Концепции  ориентирована  как  на  
продолжение  реализации  и  совершенствование  существующих  мер  и  
механизмов    государственной    поддержки    развития    жилищного    
строительства,  так  и  на  поиск  новых форм, создание условий для 
возникновения  новых  сегментов  на  рынке  жилья  с целью наиболее 
полного  учета  потребности  всех  категорий населения республики в 
улучшении жилищных условий.

5. Комплекс мероприятий по реализации настоящей Концепции

    Комплекс мероприятий по реализации настоящей Концепции включает 
в  себя  меры  государственной  поддержки организаций строительного 
комплекса,  населения и некоммерческих объединений граждан, которые 
направлены  на  стимулирование спроса и предложения на рынке жилья, 
сбалансированность  рынка  и  развитие  жилищного  строительства  и  
стройиндустрии в республике.
    Концепцией   определены  следующие  мероприятия,  стимулирующие  
производителей     продукции    и    услуг    на    рынке    жилья:    
    1)  Обеспечение жилищного строительства земельными участками, в 
том числе:
    формирование   государственного   резерва   земель   Республики   
Татарстан  в  целях  обеспечения  строительства жилья по социальной 
ипотеке,  а  также  подготовки  территорий  и  предоставления их на 
конкурсной (аукционной) основе организациям строительного комплекса 
и   инвесторам   для   реализации   проектов   строительства  жилья  
эконом-класса.  Для  реализации данной задачи планируется расширить 
существующие  функции  и  полномочия  НО "Государственный резервный 
фонд земель при Президенте Республики Татарстан", придав ему статус 
оператора    при   обеспечении   земельных   участков   необходимой   
инфраструктурой   и   их   подготовке  для  реализации  инвесторам;  
    вовлечение   в   хозяйственный   оборот   для  целей  жилищного  
строительства   земельных   участков   на   территории   Республики   
Татарстан,   находящихся  в  федеральной  собственности,  в  рамках  
осуществления   взаимодействия   с  Федеральным  фондом  содействия  
развитию    жилищного    строительства    (далее   -   Фонд   РЖС);   
    установление   налоговых   санкций  в  отношении  собственников  
неэффективно  используемых  земельных  участков,  в  первую очередь 
собственников  земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 
включенных        в        границы        населенных       пунктов.       
    2)    Обеспечение    территорий   жилой   застройки   объектами   
коммунальной инфраструктуры.
    Строительство   объектов   коммунальной   инфраструктуры  будет  
осуществляться  организациями  коммунального  комплекса  - сетевыми 
компаниями с их последующей эксплуатацией. Окупаемость их затрат на 
строительство    достигается    путем    формирования    и   защиты   
инвестиционных  программ развития, взимания с потребителей платы за 
подключение    к    построенным   объектам,   а   также   включения   
инвестиционной   составляющей  в  надбавку  к  тарифу  на  оказание  
жилищно-коммунальных   услуг.   Инвестиционные   программы   должны   
коррелировать  с разрабатываемыми и утверждаемыми органами местного 
самоуправления    программами    комплексного    развития    систем    
коммунальной инфраструктуры.
    Для     реализации     крупных    инфраструктурных    проектов,    
обеспечивающих  территории  массовой  жилой  застройки, планируется 
привлечение  средств  Государственной  корпорации  "Банк развития и 
внешнеэкономической  деятельности  (Внешэкономбанк)", в том числе и 
для  решения вопросов размещения производительных сил и обеспечения 
строительства  необходимой  продукцией  промышленности строительных 
материалов.
    В  рамках  строительства жилья по социальной ипотеке затраты на 
строительство  объектов  коммунальной  инфраструктуры  включаются в 
бюджет  НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики 
Татарстан" (далее - ГЖФ).
    В    рамках   реализации   механизмов   государственно-частного   
партнерства   и   осуществления   проектов  КОРТ,  в  том  числе  и  
малоэтажной   жилой   застройки,   планируется  оказание  поддержки  
застройщикам  в  виде  частичной компенсации их затрат на погашение 
процентной   ставки  по  кредитам,  привлекаемым  на  строительство  
объектов    коммунальной    инфраструктуры.    Также    планируется    
апробирование механизма заключения с инвесторами договоров "полного 
цикла",  т.е.  строительства объектов инфраструктуры (автомобильных 
дорог,  инженерных сетей) с последующей эксплуатацией на 10-15 лет. 
    Дополнительно  для  проектов  комплексной малоэтажной застройки 
планируется   апробация   механизмов   обеспечения  их  автономными  
источниками  энергии  на  основе  переработки  вторичного  сырья  и  
отходов.
    Для    развития    индивидуального    жилищного   строительства   
предусматриваются     дополнительные    меры,    направленные    на    
инфраструктурное   обеспечение  застраиваемых  земельных  участков;  
    3)   Оказание   поддержки   развитию   малоэтажного   жилищного   
строительства.
    Малоэтажное   жилищное   строительство   в   республике   будет   
осуществляться      по     следующим     основным     направлениям:     
    проекты   комплексной   малоэтажной  застройки  (организованные  
коттеджные    поселки,    в    том    числе    и    эконом-класса);    
    строительство   малоэтажного   жилья   для   жителей   сельской   
местности,  осуществляемое  в  рамках  программы улучшения жилищных 
условий  молодых  специалистов агропромышленного комплекса и членов 
их  семей  (в  рамках программы строительства по социальной ипотеке 
ГЖФ);
индивидуальное жилищное строительство.
    Для      проектов     комплексной     малоэтажной     застройки     
предусматривается  возможность  предоставления  мер государственной 
поддержки,  предусматриваемых  ФЦП  "Жилище", на конкурсной основе. 
    Строительство     малоэтажного     жилья    для    специалистов    
агропромышленного   комплекса   осуществляется   с   использованием   
выделяемых   бюджетных   субсидий   по   соответствующей  программе  
Министерства     сельского    хозяйства    Российской    Федерации.    
    Для  стимулирования  развития  ИЖС в Республике Татарстан будет 
возобновлена  практика  предоставления субвенций консолидированного 
республиканского  бюджета  на  обеспечение  территорий  новой жилой 
застройки  объектами  коммунальной  инфраструктуры и автомобильными 
дорогами,  а  также  созданы  условия  для привлечения долгосрочных 
средств на финансирование проектов комплексного освоения территорий 
под малоэтажное жилищное строительство.
    4)   Снижение   административных   барьеров   в  строительстве.  
    В   рамках   этого   направления   предусматривается   выход  с  
соответствующими  законодательными  инициативами  в Государственную 
Думу   Федерального  Собрания  Российской  Федерации  по  вопросам:  
    формирования   единого  регламента  действий  всех  согласующих  
инстанций    (федеральной,    республиканской   или   муниципальной   
подчиненности),   относящихся   к   предоставлению   разрешения  на  
строительство      и     сдачу     объектов     в     эксплуатацию;     
    внесения   изменений   в  Градостроительный  кодекс  Российской  
Федерации с целью четкого определения понятия агломерации городских 
округов  и  установления  случаев применения законодательного права 
субъектов Российской Федерации на реализацию инициативы по развитию 
смежных территорий и обязанности органов местного самоуправления по 
обеспечению   разработки,  согласования  и  утверждения  документов  
территориального планирования;
    исключения  требования  о  подготовке  градостроительного плана 
земельного  участка  в  случаях,  если  документацией по планировке 
территорий   предусматривается   строительство  линейных  объектов;  
    законодательного    закрепления    срока    действия   выданных   
технических  условий  для  строительства  не  менее 3 лет и другим. 
    На  уровне  полномочий  Республики  Татарстан предусматривается 
обеспечение мер по усилению контроля за строительством на земельных 
участках,  предоставленных  для  жилищного  строительства из земель 
сельхозназначений, внедрение системы оказания государственных услуг 
по  экспертизе, выдаче разрешений на строительство и ввод объекта в 
эксплуатацию   в   электронном   виде,  осуществление  перехода  на  
электронную  форму  представления,  оформления и выдачи документов; 
    5)  Разработка  градостроительной  и  проектной  документации с 
ежегодным  определением  объемов  финансирования  за  счет  средств  
бюджета  Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований, 
исходя из следующих приоритетов:
    в части градостроительной документации - схемы территориального 
планирования  муниципальных  районов  и генеральные планы городов и 
населенных   пунктов;   проекты  планировки  территории  и  правила  
землепользования и застройки по тем территориям, которые отнесены к 
точкам           роста           и          проектам          КОРТ;          
    в   части   проектной   документации   -  проектная  и  сметная  
документация  по объектам капитального строительства, застраиваемым 
в          рамках         реализации         проектов         КОРТ;         
    6) Поддержка реализации проектов КОРТ в рамках софинансирования 
мероприятий,   предусматриваемых   ФЦП   "Жилище",   в  том  числе:  
    возмещение    затрат   застройщиков   по   проектам   жилищного   
строительства  по  уплате  процентов  по кредитам, привлеченным для 
обеспечения   территорий  жилой  застройки  объектами  коммунальной  
инфраструктуры;
    финансирование   строительства   автомобильных  дорог  к  новым  
микрорайонам   массовой   многоквартирной   и   малоэтажной   жилой   
застройки;
    финансирование      строительства     объектов     коммунальной     
инфраструктуры    и    социальной    сферы   для   проектов   КОРТ.   
    7)   Дальнейшая   реализация  программы  социальной  ипотеки  с  
интеграцией  в нее мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, 
специалистов  на селе, граждан-получателей государственных жилищных 
сертификатов,  инвалидов, детей-сирот, а также семей, имеющих право 
воспользоваться  средствами  материнского  (семейного)  капитала  в  
целях улучшения жилищных условий;
    8) Развитие ипотечного жилищного кредитования.
    Дальнейшее   развитие   ипотечного   жилищного  кредитования  в  
Республике   Татарстан   основано   на   принципах   и  механизмах,  
устанавливаемых заключаемыми соглашениями между Кабинетом Министров 
Республики   Татарстан,   АИЖК   и   региональным  оператором  (ОАО  
"Ипотечное  агентство Республики Татарстан") по вопросам реализации 
программы   "Стимул",   формированию   с   участием   Агентства  по  
реструктуризации   ипотечных   жилищных   кредитов   (АРИЖК)  части  
маневренного  жилого  фонда  Республики  Татарстан, а также по иным 
вопросам.
Основными целями развития рынка ипотечного кредитования станут: 
    разработка   специальных   программ   ипотечного  кредитования,  
позволяющих   повысить   доступность   ипотеки  для  широких  слоев  
населения      с      разной      покупательской      способностью,      
    реализация  программ поддержки заемщиков, оказавшихся в трудном 
финансовом положении,
    развитие   рынка   найма   жилья  при  поддержке  Правительства  
Республики Татарстан,
    участие   в   организации   кооперативов  для  строительства  и  
приобретения жилья;
    9)  Поддержка  развития коммерческого жилищного строительства в 
рамках формирования государственного заказа на жилье эконом-класса. 
    Выкуп   готового   жилья  эконом-класса  у  застройщиков  будет  
осуществляться    в    рамках   следующих   основных   направлений:   
    обеспечение  жильем военнослужащих за счет средств Министерства 
обороны Российской Федерации;
    стимулирование  кредитования  застройщиков, реализующих проекты 
строительства  жилья  эконом-класса и физических лиц, приобретающих 
жилые  помещения  в  рамках  данных  проектов  (программа "Стимул", 
реализуемая    в   регионах   АИЖК   совместно   с   Фондом   РЖС);   
    переселение    граждан    из   аварийного   жилого   фонда   (с   
использованием     средств    Фонда    содействия    реформированию    
жилищно-коммунального хозяйства);
    10)  Оказание  поддержки  модернизации  и  развития предприятий 
промышленности   строительных   материалов.  Планируется  ежегодное  
определение  на  конкурсной  основе  соответствующих  проектов  для  
предоставления  им  мер  бюджетных субсидий в части погашения части 
процентной  ставки  по привлекаемым на эти цели кредитам. Основными 
критериями   отбора   таких  проектов  должны  стать  экологичность  
выпускаемой        продукции        (применяемой       технологии),       
энергоресурсоэффективность   применения  производимой  продукции  в  
жилищном  строительстве,  максимальный эффект на вложения бюджета в 
меры господдержки;
    11)  Стимулирование частной инициативы граждан по строительству 
жилья.
    Планируется  внедрение в практику налоговых льгот (установление 
ставки  земельного  налога  в  размере 0,01 процента от кадастровой 
стоимости  земельных  участков для граждан, приобретающих земельные 
участки для индивидуального жилищного строительства, и для жилищных 
строительных и накопительных кооперативов). Кроме того, планируется 
разработка нормативной базы и внедрение пилотных проектов на основе 
соглашений  Кабинета  Министров Республики Татарстан с рядом банков 
(Сберегательный  банк  Российской  Федерации, ОАО "Ак Барс" Банк) о 
создании  строительных  сберегательных  касс.  В качестве пилотного 
проекта   стройсберкассы   в   начальный  период  осуществления  их  
деятельности  должны  быть открыты для категорий граждан, состоящих 
на  учете  на  улучшение  жилищных условий, в том числе для молодых 
семей,    молодых    ученых    и    работников    научной    сферы;    
    12)  Создание  условий  для  формирования в республике сегмента 
доходных  домов  на  рынке  жилья  и фонда жилья социального найма. 
    Принцип    реализации   этой   меры   строится   на   механизме   
государственно-частного   партнерства,  основанного  на  заключении  
соглашений  между  органом  местного  самоуправления муниципального 
образования, организации застройщика и организации, для сотрудников 
которой строится жилье. Планируется установление преференций, в том 
числе  налоговых льгот, для застройщиков на период строительства, в 
качестве  пилотного  проекта  этот  механизм  будет  апробирован на 
территориях  концентрированного  размещения  производительных сил в 
Закамском   регионе   республике   -   применительно   к  комплексу  
нефтеперерабатывающих    заводов    в   г. Нижнекамске   и   особой   
экономической  зоне  "Алабуга". При этом муниципалитет должен иметь 
право  на  квоту  квартир  в построенном жилье для предоставления в 
наем   сотрудникам  бюджетной  сферы  и  аппарата  государственного  
управления.
    Фонд  жилья  социального найма планируется формировать в рамках 
определенной квоты муниципалитетов по программе социальной ипотеки; 
    13)   Обеспечение   информационной  открытости  реализации  мер  
стимулирования развития жилищного строительства.
    В  постоянном  режиме  ежегодно,  в соответствии с утвержденным 
Министерством  строительства,  архитектуры  и жилищно-коммунального 
хозяйства    Республики    Татарстан   планом   мероприятий   будет   
осуществляться  широкомасштабное освещение в печатных, электронных, 
телевизионных   средствах   массовой   информации  хода  реализации  
комплекса  мероприятий,  предусматриваемых  настоящей Концепцией, в 
том числе:
    публикация   соответствующих   информационных,  методических  и  
анонсных    материалов    на   официальном   портале   "Электронное   
Правительство    Республики    Татарстан",    сайте    Министерства    
строительства,   архитектуры   и   жилищно-коммунального  хозяйства  
Республики  Татарстан, сайтах муниципальных образований республики; 
    еженедельный  выход специализированной передачи на региональном 
канале,  а  также  новостные и информационные репортажи, передачи и 
интервью на региональных, муниципальных и федеральных телевизионных 
каналах;
    публикация  информации  о  государственно-частном партнерстве в 
рамках  развития  жилищного  строительства в республике, новостей о 
проведении  конкурсных  отборов  на  оказание  мер  государственной  
поддержки,  в  том  числе  в рамках ФЦП "Жилище", порядка и условий 
участия            в            отборах            и           т.д.           
    Кроме  того,  предусматривается широкое освещение мер поддержки 
жилищного  строительства  в  печатных  СМИ, проведение тематических 
брифингов,  презентаций,  совещаний  и  "круглых столов" с участием 
представителей     прессы     и     информационного     сообщества.     
    Соотнесение  основных  задач, мероприятий и целевых индикаторов 
реализации      Концепции     представлено     в     таблице     1.     

* Докризисный период

Таблица 1

Задачи, мероприятия и индикаторы реализации Концепции

Г————————————————————T—————————————————————————T——————————————————————————¬
|       Задача       |       Мероприятие       |    Целевой индикатор     |
+————————————————————+—————————————————————————+——————————————————————————+
|Обеспечение         |совокупность всех        |ввод жилья;               |
|ежегодного роста    |мероприятий Концепции    |общая площадь жилых       |
|объемов ввода жилья |                         |помещений, приходящаяся в |
|                    |                         |среднем на 1 жителя       |
|                    |                         |субъекта Российской       |
|                    |                         |Федерации;                |
|                    |                         |общая площадь жилых       |
|                    |                         |помещений, приходящаяся в |
|                    |                         |среднем на 1 жителя       |
|                    |                         |субъекта Российской       |
|                    |                         |Федерации, введенная в    |
|                    |                         |действие за год           |
+————————————————————+—————————————————————————+——————————————————————————+
|Развитие направлений|дальнейшая реализация    |коэффициент доступности   |
|строительства жилья,|программы социальной     |жилья                     |
|доступного для      |ипотеки с интеграцией в  |                          |
|широких слоев       |нее мероприятий по       |                          |
|населения           |обеспечению жильем       |                          |
|                    |молодых семей,           |                          |
|                    |специалистов на селе,    |                          |
|                    |граждан-получателей      |                          |
|                    |государственных жилищных |                          |
|                    |сертификатов, инвалидов, |                          |
|                    |детей-сирот, а также     |                          |
|                    |семей, имеющих право     |                          |
|                    |воспользоваться          |                          |
|                    |средствами материнского  |                          |
|                    |(семейного) капитала в   |                          |
|                    |целях улучшения жилищных |                          |
|                    |условий;                 |                          |
|                    |поддержка развития       |                          |
|                    |коммерческого жилищного  |                          |
|                    |строительства в рамках   |                          |
|                    |формирования             |                          |
|                    |государственного заказа  |                          |
|                    |на жилье эконом-класса;  |                          |
|                    |создание условий для     |                          |
|                    |формирования в республике|                          |
|                    |сегмента доходных домов  |                          |
|                    |на рынке жилья и фонда   |                          |
|                    |жилья социального найма  |                          |
+————————————————————+—————————————————————————+——————————————————————————+
|Формирование условий|обеспечение жилищного    |площадь земельных         |
|для стимулирования  |строительства земельными |участков, находящихся в   |
|инвестиционной      |участками;               |федеральной собственности,|
|активности в        |разработка               |вовлеченных в             |
|жилищном            |градостроительной и      |хозяйственный оборот под  |
|строительстве, в том|проектной документации;  |цели жилищного            |
|числе в части       |обеспечение территорий   |строительства;            |
|реализации проектов |жилой застройки объектами|доля городских округов и  |
|КОРТ                |коммунальной             |городских поселений с     |
|                    |инфраструктуры;          |численностью населения    |
|                    |поддержка проектов КОРТ  |более 50 тыс.человек, в   |
|                    |                         |которых приняты           |
|                    |                         |генеральные планы (внесены|
|                    |                         |в них изменения) с 1      |
|                    |                         |января 2005 г., в общем   |
|                    |                         |количестве городских      |
|                    |                         |округов и городских       |
|                    |                         |поселений с численностью  |
|                    |                         |населения более 50        |
|                    |                         |тыс.человек;              |
|                    |                         |доля городских округов и  |
|                    |                         |городских поселений с     |
|                    |                         |численностью населения    |
|                    |                         |более 50 тыс.человек, в   |
|                    |                         |которых приняты правила   |
|                    |                         |землепользования и        |
|                    |                         |застройки, в общем        |
|                    |                         |количестве городских      |
|                    |                         |округов и городских       |
|                    |                         |поселений с численностью  |
|                    |                         |населения более 50        |
|                    |                         |тыс.человек;              |
|                    |                         |доля ввода жилья по       |
|                    |                         |площадкам КОРТ в общем    |
|                    |                         |объеме ввода жилья по     |
|                    |                         |субъекту Российской       |
|                    |                         |Федерации                 |
+————————————————————+—————————————————————————+——————————————————————————+
|Развитие базы       |оказание поддержки       |обеспеченность на душу    |
|промышленности      |модернизации и развития  |населения основными       |
|строительных        |предприятий              |строительными материалами |
|материалов          |промышленности           |(стеновые, бетон и        |
|Республики Татарстан|строительных материалов  |железобетон,              |
|                    |                         |теплоизоляционные)        |
+————————————————————+—————————————————————————+——————————————————————————+
|Снижение            |внесение пакета          |средняя продолжительность |
|административных    |законодательных инициатив|строительства жилого дома |
|барьеров в          |в Федеральное Собрание   |с учетом запараллеливания |
|строительстве       |Российской Федерации и   |процедур согласования     |
|                    |Правительство Российской |                          |
|                    |Федерации для решения    |                          |
|                    |системных проблем на     |                          |
|                    |федеральном уровне;      |                          |
|                    |внедрение системы        |                          |
|                    |оказания государственных |                          |
|                    |услуг по экспертизе,     |                          |
|                    |выдаче разрешений на     |                          |
|                    |строительство и ввод     |                          |
|                    |объекта в эксплуатацию в |                          |
|                    |электронном виде         |                          |
+————————————————————+—————————————————————————+——————————————————————————+
|Стимулирование      |оказание поддержки       |количество жилых помещений|
|частной инициативы  |развитию индивидуального |(квартир), введенных в    |
|граждан             |жилищного строительства  |действие за год, в расчете|
|                    |                         |на 1 тыс. человек         |
|                    |                         |населения;                |
|                    |                         |доля малоэтажного жилья в |
|                    |                         |объеме вводимого жилья по |
|                    |                         |субъекту Российской       |
|                    |                         |Федерации                 |
+————————————————————+—————————————————————————+——————————————————————————+
|Выполнение          |мероприятия по           |количество молодых семей, |
|социальных гарантий |обеспечению жильем       |получивших субсидию на    |
|по поддержке граждан|молодых семей,           |улучшение жилищных        |
|при приобретении    |специалистов на селе,    |условий;                  |
|жилья и улучшении   |граждан-получателей      |количество семей молодых  |
|жилищных условий    |государственных жилищных |специалистов в сельской   |
|                    |сертификатов, инвалидов, |местности, получивших     |
|                    |детей-сирот, а также     |субсидию на улучшение     |
|                    |семей, имеющих право     |жилищных условий;         |
|                    |воспользоваться          |количество семей граждан, |
|                    |средствами материнского  |отнесенных к отдельным    |
|                    |(семейного) капитала в   |категориям, улучшивших    |
|                    |целях улучшения жилищных |жилищные условия          |
|                    |условий;                 |                          |
+————————————————————+—————————————————————————+——————————————————————————+
|Создание условий для|рефинансирование         |доля семей, имеющих       |
|развития ипотечного |ипотечных жилищных       |возможность приобрести    |
|жилищного           |кредитов и выпуск        |жилье, соответствующее    |
|кредитования        |ипотечных ценных бумаг;  |стандартам обеспечения    |
|                    |реализация программы     |жилыми помещениями, с     |
|                    |"Стимул" по кредитованию |помощью собственных и     |
|                    |застройщиков и           |заемных средств;          |
|                    |приобретателей жилья и   |соотношение платежа по    |
|                    |приобретателей жилья     |стандартному ипотечному   |
|                    |путем выкупа непроданного|кредиту к ежемесячному    |
|                    |жилья при оказании       |доходу семьи с медианным**|
|                    |финансовой поддержки;    |доходом                   |
|                    |разработка ипотечных     |                          |
|                    |программ, повышающих     |                          |
|                    |доступность кредитов для |                          |
|                    |широких слоев населения  |                          |
+————————————————————+—————————————————————————+——————————————————————————+
|Обеспечение         |системное освещение в    |увеличение количества     |
|информационной      |печатных и электронных   |информационных материалов |
|открытости для      |СМИ мероприятий          |по развитию жилищного     |
|населения мер,      |реализации Концепции;    |строительства в СМИ       |
|предпринимаемых     |издание и распространение|                          |
|государством в целях|тематических печатных    |                          |
|стимулирования      |материалов по вопросам   |                          |
|развития жилищного  |реализации Концепции     |                          |
|строительства       |                         |                          |
+————————————————————+—————————————————————————+——————————————————————————+

    **  -  уровень доходов населения, выше и ниже которого получает 
доход   одинаковое   количество   занятого   населения  в  регионе.  

    6.  Финансовое обеспечение проведения мероприятий по реализации 
настоящей Концепции

    Для  развития  жилищного  строительства,  по объемам и качеству 
отвечающего      реалиям      времени      и     задачам     общего     
социально-экономического развития Российской Федерации и Республики 
Татарстан,  необходимо  создать  условия  для  привлечения  средств  
действующих  институтов  развития  (АИЖК, Фонд РЖС, Фонд содействия 
реформированию  жилищно-коммунального  хозяйства,  Внешэкономбанк),  
внебюджетных    инвестиций    в    рамках   государственно-частного   
партнерства, для чего разработать действующие правовые и финансовые 
механизмы   реализации  инвестиционных  проектов  в  данной  сфере,  
обеспечить заключение соответствующих соглашений.
    Финансовое   обеспечение   мероприятий  по  развитию  жилищного  
строительства     в     Республике     Татарстан    предполагается:    
    из   федерального   бюджета  (субсидии  на  приобретение  жилья  
молодыми   семьями,   специалистами   агропромышленного  комплекса,  
военнослужащими,   уволенными   и   увольняемыми   в  запас,  иными  
категориями  граждан, субсидии на строительство объектов дорожной и 
социальной   инфраструктуры   для   проектов   КОРТ,   субсидии  на  
компенсацию  части  процентной  ставки по кредитам, привлекаемым на 
строительство объектов коммунальной инфраструктуры, на модернизацию 
производств промышленности строительных материалов);
    из     консолидированного    бюджета    Республики    Татарстан    
(софинансирование перечисленных выше расходов федерального бюджета, 
финансирование  реализации программы социальной ипотеки, разработки 
градостроительной   и   проектной   документации,   мероприятий  по  
инвестиционной   подготовке   земельных   участков,  финансирование  
строительства  автомобильных  дорог и инженерных сетей для площадок 
жилой   застройки   под   ИЖС,   софинансирование   мероприятий  по  
переселению   граждан   из   аварийного   жилого   фонда   и  др.);  
    за  счет  средств  институтов  развития (строительство жилья по 
программе  "Стимул",  рефинансирование  ипотечных кредитов и выпуск 
ипотечных   ценных   бумаг,   кредитование  проектов  строительства  
объектов  инфраструктуры  и предприятий промышленности строительных 
материалов,  софинансирование мероприятий по переселению граждан из 
аварийного  жилого  фонда,  обеспечение  инвестиционной  подготовки  
земельных   участков   для   реализации   под   жилую   застройку);   
    за  счет  средств инвесторов и населения (строительство жилья и 
объектов инфраструктуры).

7. Ориентировочные сроки реализации Концепции

    Для   решения   намеченных   задач   Концепции  выделяются  два  
программных периода:
первый этап - 2011-2012 годы;
второй этап - 2013-2015 годы.
    На  первом  этапе  формируется  необходимая нормативно-правовая 
база для реализации механизмов снижения административных барьеров в 
строительстве,   повышения  доступности  застройщиков  к  земельным  
участкам,  создания  сегмента  доходного  жилья, формирования фонда 
жилья  социального  найма,  маневренного жилого фонда, установления 
рекомендуемых   к   использованию  типовых  проектов  строительства  
объектов  жилья,  инженерной  инфраструктуры  и  социальной  сферы,  
стимулирования  развития  жилищных  кооперативов  и стройсберскасс, 
установления   льготных   режимов   налогообложения  для  отдельных  
категорий   юридических   лиц   и  объединений  граждан,  поддержки  
предприятий   стройиндустрии,   механизмов   дальнейшего   развития   
классической  ипотеки. В рамках этого этапа реализуются мероприятия 
по  строительству  жилья  по социальной ипотеке, поддержке проектов 
КОРТ,   выполнению   обязательств  по  улучшению  жилищных  условий  
категорий   граждан,   отнесенных   законодательством  к  отдельным  
категориям.
    На втором этапе осуществляется практическое внедрение комплекса 
мероприятий,  для реализации которых на первом этапе осуществлялось 
формирование  нормативной основы. Апробируются механизмы сокращения 
времени   и   стоимости   проведения  согласовательных  процедур  в  
строительстве,  упрощенного  предоставления  земельных участков под 
индивидуальное  жилищное  строительство  и  строительство  жилья  в  
рамках    создаваемых   жилищных   строительных   и   накопительных   
кооперативов,   оказывается  поддержка  в  развитии  промышленности  
строительных  материалов,  осуществляется подготовка территорий для 
массового     жилищного    строительства    жилья    эконом-класса,    
осуществляется   строительство   жилья   для  социального  найма  и  
формирования   маневренного   жилого   фонда,  формируется  сегмент  
доходных   домов,   создается   задел  по  строительству  жилья  на  
последующие годы.
    Каждый   год   реализации   мероприятий   настоящей   Концепции   
необходимо   корректировать   финансовый   план  в  зависимости  от  
финансового обеспечения.

8. Риски реализации Концепции

    Существуют следующие риски реализации Концепции:
    длительность    периода    принятия   решений   и   утверждения   
соответствующей  нормативно-правовой  базы на федеральном уровне (в 
первую  очередь  -  в  отношении  ФЦП  "Жилище"  на 2011-2015 гг.); 
    отсутствие   утвержденных  финансовых  планов  деятельности  на  
перспективу 2011-2015 гг. институтов развития;
    нехватка  финансовых  средств в целом и вследствие опережающего 
роста          цен          в          отраслях          экономики;          
преодоление финансового и экономического кризиса;
    изменение общего инвестиционного климата в стране, влияющего на 
возможность привлечения инвестиций.
    Реальная  эффективность основной цели Концепции возможна только 
при  условии  организации  текущего  управления  и  контроля  за ее 
реализацией. В частности, необходимы:
    мониторинг   разработки   и   реализации  всех  существующих  и  
разрабатываемых  целевых  программ,  имеющих  отношение  к развитию 
жилищного строительства, законопроектов;
    анализ  фактического  уровня развития жилищного строительства и 
корректировка приоритетов;
    координация  ресурсных потоков и концентрация их на критических 
направлениях.

9. Ожидаемые результаты реализации положений настоящей Концепции

    Реализация  комплекса  мероприятий  Концепции позволит выйти на 
запланированные  показатели  ввода  жилья  в Республике Татарстан с 
устойчивым трендом его увеличения и создать необходимые условия для 
инвестиционной   и   потребительской  активности  на  рынке  жилья,  
обеспечив  платежеспособный  спрос и реализацию социальных гарантий 
по  улучшению  жилищных  условий  граждан,  имеющих  право  на меры 
государственной поддержки.
    Это позволит осуществить:
    улучшение  жилищных  условий более 240 тыс.семей, проживающих в 
республике;
    формирование  агломераций крупных городов Республики Татарстан, 
обеспечивающих       потребности       населения      в      жилье;      
    системное развитие отдельных территорий муниципальных районов и 
городов  Республики  Татарстан  под  комплексную  жилую  застройку;  
    создание  условий для формирования маневренного фонда жилья для 
граждан,  нуждающихся  в  улучшении  жилищных  условий и не имеющих 
финансовых  возможностей  для  решения  данного  вопроса  в  рамках  
участия   в   программах   социальной   и   коммерческой   ипотеки;   
    создание  условий  для  формирования сегмента доходных домов на 
жилищном рынке;
    снижение   административных   барьеров   и   сокращение  сроков  
строительства объектов;
    полное обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 
1941-1945 гг.,  вставших  на  учет  на  улучшение жилищных условий; 
    полное   самообеспечение  реализуемых  в  Республике  Татарстан  
жилищных     программ    основными    строительными    материалами,    
производимыми  на  территории  республики,  и  выход  на экспортную 
составляющую  промышленности  строительных  материалов  по основным 
направлениям;
    обеспечение  ежегодного прироста доходов бюджетов всех уровней, 
а  также  валового  регионального  продукта,  полученных  благодаря  
приросту объемов ввода жилья.

Таблица 2

Количественные показатели реализации Концепции

Г———————————————————T———————T———————T—————————————————————————————————————¬
|   Наименование    |2009 г.|2010 г.|               Прогноз               |
|    показателя     |(факт) |(план) +—————————————————————————————————————+
|                   |       |       | 2011 |2012 г.|2013 г.| 2014 |2015 г.|
|                   |       |       |  г.  |       |       |  г.  |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Ввод жилья,        | 2010  | 2020  | 2100 | 2210  | 2321  | 2555 | 2810  |
|тыс.кв.метров      |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Доля малоэтажного  |  39   |  42   |43,61 | 44,63 | 45,51 |44,70 | 45,90 |
|жилья в общем вводе|       |       |      |       |       |      |       |
|жилья по субъекту  |       |       |      |       |       |      |       |
|Российской         |       |       |      |       |       |      |       |
|Федерации,         |       |       |      |       |       |      |       |
|процентов          |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Общая площадь жилых| 22,2  | 22,8  | 23,3 | 23,8  | 24,3  | 24,9 | 25,6  |
|помещений,         |       |       |      |       |       |      |       |
|приходящаяся в     |       |       |      |       |       |      |       |
|среднем на 1 жителя|       |       |      |       |       |      |       |
|субъекта Российской|       |       |      |       |       |      |       |
|Федерации, кв.     |       |       |      |       |       |      |       |
|метров             |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Общая площадь жилых| 0,53  | 0,532 |0,553 | 0,580 | 0,607 |0,667 | 0,731 |
|помещений,         |       |       |      |       |       |      |       |
|приходящаяся в     |       |       |      |       |       |      |       |
|среднем на 1 жителя|       |       |      |       |       |      |       |
|субъекта Российской|       |       |      |       |       |      |       |
|Федерации,         |       |       |      |       |       |      |       |
|введенная в        |       |       |      |       |       |      |       |
|действие за год,   |       |       |      |       |       |      |       |
|кв. метров         |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Количество жилых   |  6,4  |  6,4  | 6,5  |  6,6  |  6,7  |  7   |  7,2  |
|помещений (квартир)|       |       |      |       |       |      |       |
|в расчете на 1     |       |       |      |       |       |      |       |
|тыс.человек        |       |       |      |       |       |      |       |
|населения,         |       |       |      |       |       |      |       |
|введенных в        |       |       |      |       |       |      |       |
|действие за год,   |       |       |      |       |       |      |       |
|штук               |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Доля городских     | 88,8  | 88,8  | 100  |  100  |  100  | 100  |  100  |
|округов и городских|       |       |      |       |       |      |       |
|поселений с        |       |       |      |       |       |      |       |
|численностью       |       |       |      |       |       |      |       |
|населения более 50 |       |       |      |       |       |      |       |
|тыс. человек, в    |       |       |      |       |       |      |       |
|которых приняты    |       |       |      |       |       |      |       |
|генеральные планы  |       |       |      |       |       |      |       |
|(внесены в них     |       |       |      |       |       |      |       |
|изменения) с 1     |       |       |      |       |       |      |       |
|января 2005 г., в  |       |       |      |       |       |      |       |
|общем количестве   |       |       |      |       |       |      |       |
|городских округов и|       |       |      |       |       |      |       |
|городских поселений|       |       |      |       |       |      |       |
|с численностью     |       |       |      |       |       |      |       |
|населения более 50 |       |       |      |       |       |      |       |
|тыс.человек,       |       |       |      |       |       |      |       |
|процентов          |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Доля городских     | 77,7  | 77,7  | 100  |  100  |  100  | 100  |  100  |
|округов и городских|       |       |      |       |       |      |       |
|поселений с        |       |       |      |       |       |      |       |
|численностью       |       |       |      |       |       |      |       |
|населения более 50 |       |       |      |       |       |      |       |
|тыс. человек, в    |       |       |      |       |       |      |       |
|которых приняты    |       |       |      |       |       |      |       |
|правила            |       |       |      |       |       |      |       |
|землепользования и |       |       |      |       |       |      |       |
|застройки, в общем |       |       |      |       |       |      |       |
|количестве         |       |       |      |       |       |      |       |
|городских округов и|       |       |      |       |       |      |       |
|городских поселений|       |       |      |       |       |      |       |
|с численностью     |       |       |      |       |       |      |       |
|населения более 50 |       |       |      |       |       |      |       |
|тыс. человек       |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Соотношение средней| 3,11  | 3,11  | 3,1  | 3,08  | 3,04  | 3,02 |  3,0  |
|рыночной стоимости |       |       |      |       |       |      |       |
|стандартной        |       |       |      |       |       |      |       |
|квартиры общей     |       |       |      |       |       |      |       |
|площадью           |       |       |      |       |       |      |       |
|54 кв.метров и     |       |       |      |       |       |      |       |
|среднего годового  |       |       |      |       |       |      |       |
|совокупного        |       |       |      |       |       |      |       |
|денежного дохода   |       |       |      |       |       |      |       |
|семьи из 3 человек |       |       |      |       |       |      |       |
|(коэффициент       |       |       |      |       |       |      |       |
|доступности жилья),|       |       |      |       |       |      |       |
|лет                |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Доля семей, имеющих| 33,65 | 33,9  | 34,1 | 34,9  | 35,5  | 36,5 | 37,0  |
|возможность        |       |       |      |       |       |      |       |
|приобрести жилье,  |       |       |      |       |       |      |       |
|соответствующее    |       |       |      |       |       |      |       |
|стандартам         |       |       |      |       |       |      |       |
|обеспечения жилыми |       |       |      |       |       |      |       |
|помещениями, с     |       |       |      |       |       |      |       |
|помощью собственных|       |       |      |       |       |      |       |
|и заемных средств, |       |       |      |       |       |      |       |
|процентов          |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Доля ввода жилья по| 10,7  | 17,85 |25,16 | 26,0  | 27,24 |26,06 | 29,33 |
|площадкам КОРТ в   |       |       |      |       |       |      |       |
|общем объеме ввода |       |       |      |       |       |      |       |
|жилья по субъекту  |       |       |      |       |       |      |       |
|Российской         |       |       |      |       |       |      |       |
|Федерации,         |       |       |      |       |       |      |       |
|процентов          |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Площадь земельных  |   0   |   0   |  34  |  50   |  60   |  80  |  100  |
|участков,          |       |       |      |       |       |      |       |
|находящихся в      |       |       |      |       |       |      |       |
|федеральной        |       |       |      |       |       |      |       |
|собственности,     |       |       |      |       |       |      |       |
|вовлеченных в      |       |       |      |       |       |      |       |
|хозяйственный      |       |       |      |       |       |      |       |
|оборот под цели    |       |       |      |       |       |      |       |
|жилищного          |       |       |      |       |       |      |       |
|строительства,     |       |       |      |       |       |      |       |
|гектаров           |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Средняя            | 1179  | 1179  | 1100 | 1000  |  900  | 850  |  755  |
|продолжительность  |       |       |      |       |       |      |       |
|строительства      |       |       |      |       |       |      |       |
|жилого дома с      |       |       |      |       |       |      |       |
|учетом             |       |       |      |       |       |      |       |
|запараллеливания   |       |       |      |       |       |      |       |
|процедур           |       |       |      |       |       |      |       |
|согласования, дней |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Соотношение платежа|  45   |  45   |  45  |  45   |  45   |  45  |  45   |
|по стандартному    |       |       |      |       |       |      |       |
|ипотечному кредиту |       |       |      |       |       |      |       |
|к ежемесячному     |       |       |      |       |       |      |       |
|доходу семьи с     |       |       |      |       |       |      |       |
|медианным доходом, |       |       |      |       |       |      |       |
|процентов          |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Количество молодых |  666  | 2356  | 2300 | 2300  | 2300  | 2300 | 2300  |
|семей, получивших  |       |       |      |       |       |      |       |
|субсидию на        |       |       |      |       |       |      |       |
|улучшение жилищных |       |       |      |       |       |      |       |
|условий, единиц    |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Количество семей   |  347  |  343  | 415  |  415  |   0   |  0   |   0   |
|молодых            |       |       |      |       |       |      |       |
|специалистов в     |       |       |      |       |       |      |       |
|сельской местности,|       |       |      |       |       |      |       |
|получивших субсидию|       |       |      |       |       |      |       |
|на улучшение       |       |       |      |       |       |      |       |
|жилищных условий,  |       |       |      |       |       |      |       |
|единиц             |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Количество семей   |  37   |  15   | 157  |  180  |  190  | 190  |  210  |
|граждан, отнесенных|       |       |      |       |       |      |       |
|к отдельным        |       |       |      |       |       |      |       |
|категориям,        |       |       |      |       |       |      |       |
|улучшивших жилищные|       |       |      |       |       |      |       |
|условия, единиц    |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Обеспеченность на  |       |       |      |       |       |      |       |
|душу населения     |       |       |      |       |       |      |       |
|основными          |       |       |      |       |       |      |       |
|строительными      |       |       |      |       |       |      |       |
|материалами:       |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|стеновыми (кирпич),|  100  |  95   | 100  |  104  |  109  | 115  |  120  |
|штук усл. кирпичей |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|бетоном и          | 0,21  |  0,2  | 0,22 | 0,23  | 0,24  | 0,26 | 0,28  |
|железобетоном,     |       |       |      |       |       |      |       |
|куб.метров         |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|теплоизоляционными,| 0,25  | 0,25  | 0,26 | 0,27  | 0,28  | 0,29 |  0,3  |
|куб.метров         |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+
|Увеличение         |  -27  |  38   |  5   |   8   |  10   |  15  |  20   |
|количества         |       |       |      |       |       |      |       |
|информационных     |       |       |      |       |       |      |       |
|материалов по      |       |       |      |       |       |      |       |
|развитию жилищного |       |       |      |       |       |      |       |
|строительства в    |       |       |      |       |       |      |       |
|СМИ, процентов     |       |       |      |       |       |      |       |
+———————————————————+———————+———————+——————+———————+———————+——————+———————+

    Целевые  индикаторы  Концепции  будут  уточнены  при разработке 
долгосрочной  целевой программы "Развитие жилищного строительства в 
Республике Татарстан в 2011-2015 годах".

Информация по документу
Читайте также