Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.04.2011 № 316

                            Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 апреля 2011 г. N 316
 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Сельская молодежь
              Республики Татарстан на 2011-2015 годы"

      В  целях   создания   условий   для   повышения   социальной   и
экономической  активности  сельской  молодежи  Республики  Татарстан и
улучшения качества ее жизни  Кабинет  Министров  Республики  Татарстан
постановляет:
      1.  Утвердить   прилагаемую   долгосрочную   целевую   программу
"Сельская  молодежь  Республики  Татарстан на 2011-2015 годы" (далее -
Программа).
      2.  Определить  государственным   заказчиком   -   координатором
Программы  Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики
Татарстан.
      3. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан,  участвующим
в  реализации Программы, ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего
за отчетным кварталом, представлять в Министерство по делам  молодежи,
спорту и туризму Республики Татарстан информацию о ее выполнении.
      4. Министерству финансов  Республики  Татарстан  предусматривать
выделение финансовых средств на реализацию Программы в 2011-2015 годах
исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.
      5.  Предложить  органам  местного  самоуправления  муниципальных
образований Республики Татарстан:
      принять   меры,   обеспечивающие   реализацию    Программы    на
соответствующей территории;
      ежеквартально,  до  10  числа  месяца,  следующего  за  отчетным
кварталом,  представлять  в  Министерство  по делам молодежи, спорту и
туризму Республики Татарстан информацию о выполнении Программы.
      6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Министерство   по   делам   молодежи,   спорту  и  туризму  Республики
Татарстан.

Премьер-министр Республики Татарстан                     И.Ш. Халиков


Долгосрочная целевая программа "Сельская молодежь Республики Татарстан
  на 2011-2015 годы" (утв. постановлением КМ РТ от 22 апреля 2011 г.  
                                N 316)                                

 I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа  

      В настоящее время в Республике Татарстан  проживают  3768,6 тыс.
человек.   При   этом   численность   сельского  населения  составляет
944,7 тыс. человек, то есть 25,1 процента всего населения  республики.
Число  сельской  молодежи (населения в возрасте от 15 до 29 лет) равно
195,2 тыс. человек, что составляет 20,7 процента  от  всего  сельского
населения  республики  и  21,6  процента  от численности всей молодежи
Республики Татарстан.
      Статистические данные свидетельствуют о негативных тенденциях  в
социально-демографической   сфере   на   селе.  В  сельской  местности
наблюдается отрицательный естественный прирост населения. В  2008 году
он  составил - 5,4 на 1000 человек населения (для сравнения: в городах
- +0,1 на 1000 человек населения, по республике - -1,2 на 1000 человек
населения).   Численность  сельского  населения  ежегодно  сокращается
примерно на 5,4 тыс. человек. Одной из главных причин  этого  процесса
является рост миграционного оттока сельской молодежи в город. Основной
отток из села идет за счет молодежи  в  возрасте  от  18  до  35  лет.
Именно   эта   часть  населения  является  наиболее  трудоспособной  и
грамотной, строит семью, на нее приходится  три  четверти  рождающихся
детей. Велик в сельской местности коэффициент демографической нагрузки
- на 1000 человек трудоспособного  населения  здесь  приходится  760,5
ребенка  в  возрасте  до  15  лет и лиц пенсионного возраста, при этом
средняя   продолжительность   жизни   сельчан   составляет   67,9 года
(2007 год), что на 2 года меньше, чем у горожан.
      Среди  сельской  молодежи  наблюдаются   негативные   тенденции,
связанные,   прежде   всего,  с  сокращением  численности  лиц  моложе
трудоспособного  возраста.  Если  в  1989 году  численность  сельского
населения  в  возрасте  до  14  лет  составляла 222 тыс. человек, то в
2002 году - 200 тыс. человек, а на начало 2009-го - уже  только  157,6
тыс.  человек.  Эти данные позволяют говорить о снижении в перспективе
потенциала  трудовых  ресурсов  для   развития   аграрно-промышленного
комплекса республики.
      Исследования   социального   самочувствия   сельской    молодежи
показывают,  что сегодня лишь 48,4 процента ее полностью удовлетворены
своей  жизнью.  Неудовлетворенность  в  различной  степени  испытывают
больше половины представителей молодого поколения (51,7 процента).
      Сельская молодежь, как социальная  группа,  не  имеет  в  полном
смысле   слова   собственного   социального  положения.  Она  образует
возрастную  группу  населения,  отражающую  уровень   развития   всего
современного  молодого  поколения  со всеми его проблемами. В селе они
более ярко выражены. В молодежной среде  сельской  местности  особенно
остро  проявляются  бедность,  общее снижение уровня жизни, отсутствие
условий для  трудоустройства,  неразвитость  культурных  потребностей,
эмоциональная  бедность,  заниженность  нравственных  оценок  своего и
чужого поведения. А результат этого -  пренебрежение  к  созидательной
трудовой деятельности, снижение ответственности за состояние общества,
отчуждение от него.
      Активность сельской молодежи в мире информации и коммуникаций за
последние  15 лет очень сильно изменилась. Практически не используются
в поле активного молодежного обращения  такие  информационные  каналы,
как книги, радио и газеты.
      Вместе с тем информационное поле выполняет  в  сельском  социуме
особые дополнительные, своего рода компенсаторные, социальные функции:
психологические, культурологические, познавательные,  образовательные,
развлекательно-досуговые,  идеологические (мировоззренческие). Главная
задача в развитии информационной активности сельской молодежи  состоит
в оказании ей информационно-разъяснительной поддержки.
      Безусловно, сеть Интернет - один из самых перспективных для села
информационно-ресурсных  каналов.  Информационная  активность сельской
молодежи  в  этом  самом   динамично   развивающемся   коммуникативном
пространстве последовательно усиливается. Но пока сельская молодежь по
интенсивности  использования  сети   Интернет   значительно   уступает
городской молодежи.
      Не менее важной  задачей  является  сегодня  развитие  проектной
деятельности и развитие предпринимательства среди сельской молодежи. А
это   невозможно   без   обучения   ее   социальному   проектированию,
бизнес-планированию. Сейчас это можно сделать благодаря сети Интернет,
используя дистанционное обучение и программы вебинаров.
      Проектная  деятельность  относится  к   разряду   инновационной,
творческой  деятельности,  поскольку  она  предполагает преобразование
реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно
унифицировать,  освоить  и усовершенствовать. Социальное инновационное
проектирование   является   фактором   развития   молодежной    среды,
способствует  становлению  личности,  ее  социализации,  обретению  ею
определенных видов навыков и наиболее  полноценного  участия  в  жизни
гражданского общества.
      Актуальность  овладения  основами   социального   проектирования
обусловлена,  во-первых,  тем,  что  данная  технология  имеет широкую
область применения для всех профессий. Во-вторых, владение  логикой  и
технологией  социального  проектирования  позволит  специалистам более
эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и
другие  функции, особенно в сфере государственной молодежной политики,
физической  культуры  и  спорта.   В-третьих,   проектные   технологии
обеспечивают  конкурентоспособность специалиста на рынке труда, умение
разработать  социально  значимый  проект  и  оформить  заявку  на  его
финансирование  -  это реальная возможность создать себе рабочее место
как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
      В  условиях  экономического  кризиса   вопросы   трудоустройства
молодежи  становятся  все  более актуальными. Осознавая складывающуюся
ситуацию, молодые люди начинают искать все  новые  способы  реализации
своего  потенциала.  По  мнению  Премьер-министра Российской Федерации
В.В. Путина, малый и  средний  бизнес  является  очень  гибкой  формой
хозяйствования,  быстрее  всего реагирует на происходящие изменения на
рынке  труда.  В  одном  из  своих  выступлений  Президент  Республики
Татарстан  Р.Н. Минниханов  поставил  цель  превратить  республику  не
только в потребителя, но и в разработчика инновационных технологий. По
его   словам,  этого  можно  достичь  только  на  основе  опережающего
развития предпринимательства, а именно малый и средний  бизнес  должен
сформировать  средний  класс республики - надежную опору инновационных
преобразований в экономике и социальной сфере. Для этого первоначально
требуется  обучение  элементарным  навыкам бизнес-планирования с целью
решения  вопросов  самозанятости  и   развития   малого   и   среднего
предпринимательства на селе.
      Сельская  молодежь  испытывает  определенные   трудности   и   в
организации  досуга.  Исследования  показывают, что центром культурной
жизни сельской молодежи остается  сельский  клуб.  Его  посещают  43,2
процента  представителей  молодого  поколения.  Занимаются  физической
культурой и спортом на спортивной  площадке  26,7  процента,  посещают
библиотеку   17,3  процента  сельской  молодежи.  Нельзя  не  обратить
внимание и на тот факт, что фактически каждый четвертый  представитель
сельской    молодежи    (26,3    процента)    вообще    не    посещает
культурно-досуговые учреждения.
      Закономерно,   что   лишь   8,6   процента   сельской   молодежи
удовлетворены  организацией  досуга.  Потребности  сельской молодежи в
области организации досуга за последние годы возросли, но  не  находят
реального    воплощения.    Это    происходит   на   фоне   сокращения
культурно-досуговых учреждений в сельской местности. Если в  2000 году
в  сельской местности было 2130 учреждений культурно-досугового типа и
600 киноустановок, то в 2007 году их осталось соответственно лишь 2036
и 270.
      Указанные  факторы  усиливают  мотивацию  миграции  молодежи   в
города, ориентацию на поиски трудовой занятости вне сельского социума.
Как показывают  исследования,  для  57,7  процента  сельской  молодежи
мотивом  переезда  служит  желание  учиться, для 78 процентов - плохие
условия труда, для 69,2 процента - низкий уровень оплаты труда, для 50
процентов  -  отсутствие интересного досуга. В то же время при условии
решения проблем сельской молодежи две трети ее остались бы на селе.
      В  целях  решения  стоящих  перед  сельской  молодежью   проблем
региональной    общественной    организацией    "Аграрное   молодежное
объединение Республики Татарстан" создана  организационная  структура,
представляющая интересы и стремления сельской молодежи.
      В  ряде  муниципальных  образований  Республики   Татарстан   на
сегодняшний  день  избраны руководители местных отделений региональной
общественной организации "Аграрное молодежное  объединение  Республики
Татарстан"   на   общественных   началах.   Но  отсутствие  системного
методического и материально-технического обеспечения местных отделений
не позволяет достичь требуемых позитивных изменений.
      До тех пор,  пока  не  совершится  качественный  прорыв  в  этом
вопросе,  многие  усилия  и  инициативы в молодежной сфере будут иметь
ограниченный  круг  действия,  а  значит  и  неполный   социальный   и
экономический эффект.
      Вышесказанное   свидетельствует   об   актуальности   разработки
комплексной  системы  мероприятий,  направленных на улучшение качества
жизни сельской молодежи республики.
      Социально-экономическое развитие республики в различных областях
(образование,  здравоохранение, связь, транспорт и т.д.), модернизация
образа жизни в сельских районах и  повышение  их  привлекательности  в
результате  перспективных  направлений  деятельности  позволит создать
оптимальные возможности  для  сельской  молодежи,  желающей  именно  в
сельской местности строить свое будущее.

             II. Основные цели и задачи целевой Программы             

      Целью  Программы  является  создание   условий   для   повышения
социальной  и  экономической  активности  сельской молодежи Республики
Татарстан.
      Для достижения  указанной  цели  должны  быть  решены  следующие
задачи:
      Создание системы информационного обеспечения  сельской  молодежи
позволит   доводить   до   сведения   сельской   молодежи  специальную
адаптированную  информацию   через   средства   массовой   информации,
информационно-полиграфической  продукции,  а также путем использования
IT-технологий.
      Создание условий для повышения  социальной  активности  сельской
молодежи  предполагает  создание  молодежных организаций, занимающихся
вопросами  сельской   молодежи,   повышение   общественно-политической
активности  сельской  молодежи, обучение сельской молодежи социальному
проектированию и вовлечение молодежи в реализацию программ социального
развития села.
      Создание условий для повышения экономической активности сельской
молодежи   включает   в   себя   обучение  сельской  молодежи  основам
бизнес-планирования,  содействие   занятости   молодежи   в   сельской
местности  и  вовлечение молодежи в реализацию программ экономического
развития села.
      Содействие  духовному,  физическому   и   творческому   развитию
сельской    молодежи    предполагает    организацию    и    проведение
интеллектуально-творческих и физкультурно-оздоровительных мероприятий,
а   также   содействие   формированию  здорового  образа  жизни  среди
подростков и молодежи.
      Вследствие необходимости постоянного  совершенствования  форм  и
методов работы с сельской молодежью реализация Программы рассчитана на
5-летний период (с 2011 по 2015 год) и осуществляется в один этап.
      Досрочное прекращение реализации Программы не предусматривается.

  III. Перечень программных мероприятий, а также индикаторов оценки   
                   результатов основных мероприятий                   

             Список использованных понятий и сокращений:              

      Социальное проектирование  -  способ  выражения  идеи  улучшения
окружающей  среды  путем  реализации  конкретных  целей,  задач, мер и
действий по их достижению, а также описание необходимых  ресурсов  для
практической   реализации   замысла   и  конкретные  сроки  воплощения
описываемой цели.
      Вебинар    -    разновидность    веб-конференции,     проведение
онлайн-встреч  или  презентаций через сеть Интернет в режиме реального
времени. Во время веб-конференции каждый  из  участников  находится  у
своего  компьютера,  а  связь  между  ними  поддерживается  через сеть
Интернет  посредством  загружаемого  приложения,   установленного   на
компьютере каждого участника, или через веб-приложение.
      Тачборд позволяет вводить текст без клавиатуры и мыши,  вводимая
информация  обрабатывается  специальным приложением, например, Notepad
для Windows.
      СМО РТ - общественная организация "Совет молодежных  организаций
Республики Татарстан".
      АМО  РТ  -  региональная  общественная   организация   "Аграрное
молодежное объединение Республики Татарстан".
      МДМСиТ РТ - Министерство по делам  молодежи,  спорту  и  туризму
Республики Татарстан.
      МСХиП РТ - Министерство  сельского  хозяйства  и  продовольствия
Республики Татарстан.
      МТЗиСЗ РТ - Министерство труда, занятости  и  социальной  защиты
Республики Татарстан.
      МК РТ - Министерство культуры Республики Татарстан.
      КРМиСП  РТ   -   Комитет   по   развитию   малого   и   среднего
предпринимательства Республики Татарстан.

           IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы           

      Программа  имеет   долгосрочную   перспективу   и   предполагает
поэтапный   охват   сельской   молодежи   республики.  Для  реализации
мероприятий  Программы  привлекаются   средства   бюджета   Республики
Татарстан исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан, а также
предполагается  привлечение  средств   муниципальных   образований   и
внебюджетных источников.
      С учетом  возможностей  бюджета  Республики  Татарстан,  местных
бюджетов  и  внебюджетных  средств  объемы  средств,  направляемых  на
реализацию  Программы,  ежегодно  уточняются  при  разработке  проекта
бюджета Республики Татарстан в течение периода действия Программы.

               V. Механизм реализации целевой Программы               

      Источником финансирования Программы  являются  средства  бюджета
Республики   Татарстан   исходя  из  возможностей  бюджета  Республики
Татарстан, предполагаемые к  привлечению  средства  местных  бюджетов,
внебюджетных  источников.  Финансирование  мероприятий  осуществляется
через министерства и ведомства, муниципальные  образования  Республики
Татарстан   (по   согласованию)   и   организации  (по  согласованию),
являющиеся исполнителями настоящей Программы.
      Государственным заказчиком -  координатором  Программы  является
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
      Общий   контроль   за   исполнением    Программы    осуществляет
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
      Для  реализации  мероприятий  Программы  Министерство  по  делам
молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан:
      с учетом выделяемых на реализацию Программы  финансовых  средств
на  очередной  финансовый  год  ежегодно  уточняет целевые индикаторы,
затраты на реализацию  программных  мероприятий,  механизм  реализации
Программы и состав ее исполнителей;
      организует  преддоговорную  проработку  размещения  заказов  для
государственных  нужд  на  конкурсной  основе и последующее размещение
заказов с заключением договоров на выполнение  конкретных  мероприятий
Программы  в  случае  финансирования Программы за счет средств бюджета
Республики Татарстан;
      направляет:
      ежеквартально,  до  15  числа  месяца,  следующего  за  отчетным
периодом,    в    Министерство    экономики    Республики    Татарстан
статистическую, справочную и аналитическую информацию о  подготовке  и
реализации Программы;
      ежегодно  в   Министерство   экономики   Республики   Татарстан,
Министерство  финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по
реализации Программы и эффективности использования финансовых  средств
в  составе  докладов  в соответствии с установленным порядком в случае
финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан.
      Органам  местного   самоуправления   предлагается   осуществлять
следующие функции:
      обеспечивать финансирование мероприятий муниципальной  программы
"Сельская молодежь" за счет своих средств;
      содействовать  в  установленном  порядке   созданию   молодежных
общественных  организаций,  занимающихся вопросами сельской молодежи в
поселениях муниципального образования, и их поддержке.
      Исполнители Программы представляют государственному заказчику  -
координатору Программы ежеквартальные отчеты об исполнении мероприятий
Программы по установленной форме.
      Министерство по делам  молодежи,  спорту  и  туризму  Республики
Татарстан  направляет  в  Министерство экономики Республики Татарстан,
Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ  по
выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств.
      Государственный заказчик согласовывает с Министерством экономики
Республики  Татарстан  и  Министерством  финансов Республики Татарстан
внесение  изменений  в  индикаторы  оценки  результатов  Программы  на
соответствующий год.

VI. Оценка экономической и социальной эффективности целевой Программы 

      Эффективность реализации Программы  и  использования  выделенных
средств  бюджета  Республики  Татарстан, привлеченных средств местного
бюджета будет обеспечена за счет:
      исключения  возможности   нецелевого   использования   бюджетных
средств;
      "прозрачности" использования бюджетных средств;
      адресного предоставления бюджетных средств.
      Реализация мероприятий Программы позволит:
      увеличить  долю  сельской  молодежи,  состоящей   в   молодежных
общественных организациях;
      увеличить  долю  представителей  сельской  молодежи  в   органах
местного самоуправления;
      увеличить число  сельской  молодежи,  участвующей  в  реализации
программ социального и экономического развития села;
      обучить сельскую молодежь основам социального  проектирования  и
бизнес-планирования;
      увеличить   число   сельской   молодежи,    получившей    высшее
профессиональное образование;
      организовать интеллектуально-творческие мероприятия для сельской
молодежи;
      организовать   физкультурно-оздоровительные   мероприятия    для
сельской молодежи;
      увеличить количество сельской молодежи, участвующей в программах
формирования здорового образа жизни.
      Обучение социальному  проектированию,  бизнес-планированию  даст
возможность  сельской  молодежи  участвовать  в конкурсах на грантовой
основе,  начать  свое  дело,  внедрять  малозатратные  и   эффективные
программы и проекты.
      В рамках реализации  Программы  предполагается,  что  конкретные
специалисты  исполнителей  Программы,  работающие  в  сфере молодежной
политики, обладая специальной информацией о жилье, льготных  кредитах,
получении  образования, пользуясь существующими технологиями командной
работы,  социального  проектирования,  бизнес-планирования,  повышения
электоральной   активности   будут   способствовать  выполнению  задач
Программы,   обеспечат   адресность   работы,   реализацию   различных
социальных, экономических программ на селе.
      Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
      заинтересованность сельской молодежи  в  социально-экономическом
развитии республики и ее готовность участвовать в этом процессе;
      развитие и закрепление положительных демографических тенденций в
сельской местности;
      снижение уровня социальной напряженности в сельской местности;
      снижение миграционного потока молодежи из села в город;
      повышение уровня доверия населения государственным структурам;
      улучшение качества жизни сельской молодежи.
                                    Утратил силу - Постановление
                                   Кабинета Министров Республики
                                  Татарстан от 07.02.2014 г. N 73

Информация по документу
Читайте также