Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.02.2014 № 124

                            Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 февраля 2014 г. N 124
    "Об утверждении Концепции развития и поддержки молодежного
   добровольческого движения в Республике Татарстан на период до
                            2020 года"

      В целях исполнения постановления Кабинета  Министров  Республики
Татарстан  от  05.10.2012 N 830 "О поддержке добровольческого движения
Республики   Татарстан"   Кабинет   Министров   Республики   Татарстан
постановляет:
      1. Утвердить  прилагаемую   Концепцию   развития   и   поддержки
молодежного добровольческого движения в Республике Татарстан на период
до 2020 года.
      2. Предложить  главам   муниципальных   образований   Республики
Татарстан  учитывать  положения  указанной  Концепции при разработке и
реализации   мероприятий   по   поддержке   и   развитию   молодежного
добровольческого движения.
      3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Министерство   по   делам   молодежи,   спорту  и  туризму  Республики
Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан                                    И.Ш. Халиков


 Концепция развития и поддержки молодежного добровольческого движения 
Республики Татарстан на период до 2020 года (утв. постановлением КМ РТ
                     от 27 февраля 2014 г. N 124)                     

                             1. Введение                              

      В последние  годы  наблюдается  устойчивый  рост  числа  молодых
граждан  и  организаций,  участвующих  в добровольческой деятельности,
расширяются масштабы реализуемых добровольческих программ и проектов.
      Содействие  распространению   добровольческой   деятельности   в
соответствии   с   Концепцией  долгосрочного  социально-экономического
развития Российской Федерации на период  до  2020  года,  утвержденной
распоряжением  Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
N 1662-р,  отнесено  к  числу  приоритетных   направлений   молодежной
политики.
      Серьезным импульсом развития добровольчества в  целом  послужило
принятие  ряда  документов,  таких  как Федеральные законы от 5 апреля
2010 года N 40-ФЗ "О внесении изменений  в  отдельные  законодательные
акты    Российской    Федерации   по   вопросу   поддержки   социально
ориентированных некоммерческих организаций",  от  18  июля  2011  года
N 235-ФЗ  "О  внесении  изменений  в  часть  вторую Налогового кодекса
Российской  Федерации  в   части   совершенствования   налогообложения
некоммерческих  организаций  и  благотворительной деятельности", от 25
декабря 2012 года N 257-ФЗ "О внесении изменений в  Федеральный  закон
"О  физической  культуре  и  спорте  в  Российской Федерации", а также
Концепции долгосрочного социально-экономического  развития  Российской
Федерации   на   период   до  2020  года,  утвержденной  распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
      В республике приняты Закон Республики Татарстан от 15 июня  2012
года  N 39-ЗРТ  "О  внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О
молодежи  и   государственной   молодежной   политике   в   Республике
Татарстан",  постановление  Кабинета Министров Республики Татарстан от
05.10.2012   "О   поддержке   добровольческого   движения   Республики
Татарстан".
      Отдельной новацией стало принятие Федерального закона от  6  мая
2011 года  N 100-ФЗ  "О  добровольной  пожарной  охране", которым было
введено   новое    направление    добровольческой    деятельности    и
законодательно закреплено понятие "добровольный пожарный".

                          2. Общие положения                          

      Концепция  развития  и  поддержки  молодежного  добровольческого
движения  Республики  Татарстан  на  период  до  2020  года  (далее  -
Концепция)  разработана  в  целях  создания   условий   для   развития
гражданского  общества  посредством  формирования активной гражданской
позиции молодежи республики.
      В  Концепции  уточняются  цели,  задачи  и   принципы   развития
молодежного  добровольчества  в  Республике  Татарстан,  место  и роль
органов государственной власти и местного  самоуправления,  социальных
институтов,   некоммерческих   организаций  по  развитию  и  поддержке
молодежного добровольчества в Республике Татарстан.
      Нормативную и правовую  основу  настоящей  Концепции  составляют
Конституция  Российской  Федерации и Конституция Республики Татарстан,
Федеральные   законы   от   11   августа   1995   года   N 135-ФЗ   "О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 4
декабря  2007  года  N 329-ФЗ  "О  физической  культуре  и  спорте   в
Российской Федерации", от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации
и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских  зимних
игр   2014   года   в   городе   Сочи,   развитии   города   Сочи  как
горноклиматического  курорта  и   внесении   изменений   в   отдельные
законодательные   акты  Российской  Федерации",  от  6  мая  2011 года
N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", Закон Республики  Татарстан
от  19  октября  1993  года  N 1983-ХII  "О молодежи и государственной
молодежной   политике   в    Республике    Татарстан",    распоряжения
Правительства  Российской  Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р "О
Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации",
от   30   июля  2009 г.  N 1054-р  "О  Концепции  содействия  развитию
благотворительной  деятельности   и   добровольчества   в   Российской
Федерации",  постановление  Кабинета Министров Республики Татарстан от
05.10.2012 N 803 "О  поддержке  добровольческого  движения  Республики
Татарстан".
  ГАРАНТ:
 По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в
 виду постановление КМ РТ от 5 октября 2012 г. N 830
      Настоящая  Концепция  является   основой   для   нормотворческой
деятельности   и  разработки  программ  и  проектов,  направленных  на
развитие и поддержку молодежного добровольческого движения, а также на
построение гражданского общества в Республике Татарстан.

                 3. Цели и задачи настоящей Концепции                 

      Исходя  из  приоритетов  государственной   молодежной   политики
основной   целью  реализации  настоящей  Концепции  является  развитие
массового  организованного   добровольческого   движения   посредством
популяризации  позитивного  узнаваемого образа добровольца в обществе,
поддержки  созидательной  активности  молодежи  по   решению   проблем
современного  общества  и  создания  условий  для  эффективной  работы
добровольческих объединений и центров.
      Для достижения поставленной цели  необходимо  решение  следующих
задач:
      совершенствование действующего законодательства  и  формирование
целостной    системы   нормативной   правовой   базы   добровольческой
деятельности,  в  том  числе  на  уровне   муниципальных   образований
Республики Татарстан;
      развитие  инфраструктуры   добровольчества,   включая   элементы
информационно-консультационной     и     образовательной     поддержки
добровольческой деятельности, муниципальные добровольческие  центры  и
т.д.;
      создание  системы  государственной  и  муниципальной   поддержки
развития молодежного добровольчества;
      обеспечение роста поддержки  в  обществе  и  расширения  участия
молодежи  в  добровольческой  деятельности,  а также повышение доверия
граждан к некоммерческому сектору в целом;
      учет интересов  и  потребностей  различных  групп  молодежи  при
организации   деятельности   добровольческих  объединений  и  центров,
реализации добровольческих инициатив и сетевых проектов;
      содействие   повышению    эффективности    и    профессионализма
деятельности добровольцев и добровольческих объединений;
      привлечение    научной     общественности     к     деятельности
добровольческих   объединений   и   центров,   реализации   и   оценке
добровольческих инициатив;
      совершенствование  системы  партнерского  взаимодействия   между
различными   добровольческими  объединениями,  организациями  и  иными
общественными   объединениями   и    некоммерческими    организациями,
использующими  добровольческий  труд, бизнес-структурами, реализующими
проекты    и    программы     корпоративного     добровольчества     и
благотворительности;
      содействие    информационному    обеспечению     добровольческой
деятельности  в  средствах  массовой  информации  в  целях позитивного
освещения   добровольческого   движения,    пропаганды    деятельности
добровольцев на примере их лучших инициатив и достижений.

4. Анализ состояния молодежного добровольчества в Республике Татарстан

      Для  анализа   состояния   молодежного   добровольчества   важно
учитывать:
      механизмы  поддержки  и  развития  молодежного  добровольческого
движения;
      деятельность  некоммерческих  организаций  в  данной  сфере,  их
взаимодействие  с  органами  государственной власти и иными субъектами
правоотношений;
      проблемы в области развития молодежного добровольчества.
      В  2011  году  Кабинетом  Министров  Республики  Татарстан  была
утверждена  Концепция  развития добровольческого движения в Республике
Татарстан на период до 2013 года, которая определила основные понятия,
используемые  в  сфере  добровольчества,  направления  добровольческой
деятельности,  механизмы   развития   и   поддержки   добровольческого
движения,  а  также  ожидаемые  результаты.  Концепция заложила основы
системы поддержки и развития  молодежного  добровольческого  движения.
Благодаря ей были достигнуты следующие результаты:
      на  законодательном  и   нормативно-правовом   уровне:   внесены
изменения  в  Закон  Республики  Татарстан  от  19  октября  1993 года
N 1983-XII  "О  молодежи  и  государственной  молодежной  политике   в
Республике    Татарстан",    которые    определили,    что   поддержка
добровольчества является одним из приоритетных направлений  молодежной
политики  в  Республике Татарстан; принято постановление Правительства
Республики Татарстан, которое регламентировало системы  нематериальной
поддержки  лиц,  занимающихся добровольческой деятельностью, повышения
квалификации специалистов, занимающихся развитием  добровольчества,  и
"Личную  книжку  добровольца".  На  уровне  муниципальных  образований
нормативно-правовые      документы,      регламентирующие      вопросы
добровольчества,    приняты    в    Бугульминском,   Альметьевском   и
Лениногорском муниципальных районах;
      на инфраструктурном  уровне:  количество  молодежных  и  детских
объединений  за  время  реализации  Концепции выросло и составило на 1
января 2013 года 803, в том числе 4 организации, зарегистрированные  в
органах  юстиции  (в  2010  - одна). Активно работают 11 муниципальных
добровольческих  центров  на  общественных   началах   в   гг. Казани,
Набережные  Челны,  Нижнекамске,  Альметьевске,  Бугульме,  Чистополе,
Заинске, Болгар, Елабуге, селах Верхний Услон и  Пестрецы,  что  на  9
больше  по  сравнению с 2010 годом. Во всех муниципальных образованиях
определены   центры   ответственности   за   развитие   и    поддержку
добровольческого движения;
      на  уровне  вовлеченности  молодых  граждан  в  решение  проблем
современного  общества:  количество молодых добровольцев в возрасте от
14 до 30 лет выросло на 19 тысяч человек и составило 49 тысяч,  что  в
целом  говорит  о  повышении  уровня  общественной активности молодежи
Республики Татарстан;
      на  уровне  подготовки  и  проведения  XXVII  Всемирной   летней
универсиады   2013   года   в  г. Казани:  количество  желающих  стать
волонтером  Универсиады  превысило  50 тысяч  человек,   из   них   на
конкурсной   основе   было   отобрано   20 тысяч.  Команда  волонтеров
Универсиады активно и эффективно участвовала  в  проведении  игр,  что
было  неоднократно  отмечено руководством ФИСУ, Российской Федерации и
Республики Татарстан;
      на уровне общественного признания добровольцев: стали ежегодными
республиканский   конкурс   "Доброволец   года",  победитель  которого
выдвигается на получение стипендии Президента Российской Федерации для
талантливой   молодежи,   и   специальная  номинация  республиканского
конкурса "Благотворитель года";
      на уровне грантовой  поддержки  добровольческих  объединений:  в
2012  году  при поддержке Правительства Республики Татарстан состоялся
республиканский конкурс поддержки добровольческих инициатив  "Алга"  с
грантовым   фондом   800 тыс. рублей,  что  позволило  реализовать  11
добровольческих проектов. Кроме того, с  2012  года  проходит  конкурс
малых  грантов  для  центров  межрегионального движения "Волонтер" при
поддержке благотворительного фонда "Махеев", с 2013 г. в г. Набережные
Челны  -  конкурс  добровольческих  проектов  "Территория  эффективных
решений". Добровольческие организации, прошедшие регистрацию в органах
юстиции,   наряду   с  другими  НКО  имеют  право  получить  грантовую
поддержку в рамках республиканских и федеральных конкурсов;
      на уровне организации сетевого взаимодействия: стали  ежегодными
такие мероприятия, как республиканские добровольческие акции "Весенняя
неделя добра", "Добровольцы детям", мероприятия к  Международному  дню
добровольца;  ежегодно  реализуются не менее 5 крупных добровольческих
сетевых  проектов,  таких  как  "Уроки  добра",   "Сессия   здоровья",
Межрегиональная   практическая   академия   социального   менеджмента,
"Семьфония жизни", фестиваль творчества воспитанников детских домов  и
социальных   приютов   "Варенье".   Республиканскими  мероприятиями  и
сетевыми проектами охватываются не менее 35 муниципальных  образований
республики,  только  в рамках Весенней недели добра помощь оказывается
более чем 40 тысячам благополучателей. Этот факт позволяет говорить  о
большом  кумулятивном эффекте добровольчества, в том числе в экономику
республики;
      на уровне информационно-методического  обеспечения  деятельности
добровольцев:            организована           работа           сайта
http://dobrovolets.tatarstan.ru,  содержащего   такие   разделы,   как
новости,  информация  о проектах и конкурсах, библиотека, и т.д., РМОО
"Центр  развития  добровольчества"  подготовлено  и  издано  более  10
информационно-методических    сборников    по    организации    работы
добровольцев, реализации добровольческих инициатив и т.д.;
      на  уровне  подготовки  молодежи   к   ведению   добровольческой
деятельности:   сформирована  система  обучения,  которая  состоит  из
следующих компонентов: обучение для новичков, тех, кто не имеет  опыта
добровольческой    работы   (летняя   школа   "Доброград",   обучающие
интерактивные занятия на базе добровольческих центров и  объединений),
обучение    координаторов    добровольческой    деятельности   (Зимняя
добровольческая   школа,   Межрегиональная    практическая    академия
социального  менеджмента,  городская  школа добровольцев г. Набережные
Челны, муниципальные  добровольческие  школы),  семинар-совещание  для
ответственных за развитие добровольчества в муниципальных образованиях
и   курсы    повышения    квалификации    для    специалистов    сферы
добровольчества.
      Вместе  с  тем  наряду  с  положительными  тенденциями  в  сфере
развития  молодежного  добровольчества в Республике Татарстан, как и в
целом по стране, существует совокупность проблем, наличие  которых  не
позволяет максимально использовать потенциал добровольчества:
      отсутствует нормативная правовая база  на  уровне  муниципальных
образований  Республики  Татарстан,  что  не  позволяет  в полной мере
оказывать поддержку и развивать  добровольческое  движение  на  уровне
муниципального образования с учетом особенностей территории;
      отсутствует научное сопровождение  деятельности  добровольческих
объединений и центров, включая системный анализ сферы с использованием
социологических,  экономических  и  иных  форм  оценки,  использование
практической   деятельности   добровольцев  при  написании  научных  и
зачетных работ студентов, а также добровольческих объединений, центров
и организаций для проведения практики студентов;
      отсутствует  единый  информационный   банк   о   добровольческом
движении Республики Татарстан, размещенный в свободном доступе;
      недостаточно    развиты    механизмы     системной     поддержки
добровольческой деятельности, в том числе грантовой;
      в половине  муниципальных  образований  практически  отсутствует
инфраструктура развития и поддержки добровольчества;
      слабое  взаимодействие  государства,   институтов   гражданского
общества  и  представителей  бизнеса  в  вопросах развития и поддержки
добровольческой деятельности;
      низкая  активность  средств  массовой  информации  в   освещении
добровольческих инициатив;
      отсутствие  системы  мотивации,  элементов  позитивного   имиджа
добровольца.

  5. Основные направления добровольческой деятельности в Республике   
                              Татарстан                               

      В   Республике   Татарстан    добровольческие    инициативы    и
созидательная  активность  молодежи  реализуются по следующим основным
направлениям:
      работа с социально  не  защищенными  слоями  населения,  людьми,
попавшими  в  трудную  жизненную  ситуацию  (включая  оказание  помощи
пенсионерам, инвалидам, детям, оставшимся без попечения  родителей,  и
т.д.);
      формирование     у     детей     и     молодежи     определенной
социально-профессиональной  позиции  и  ответственности  (молодые люди
осваивают способы социального  и  профессионального  поведения,  новые
социальные   роли,   а   также   социальные  и  профессиональные  виды
деятельности);
      формирование  здорового  стиля  жизни   и   пропаганда   занятий
физической культурой и спортом;
      профилактика   социально   негативных    явлений    (наркомания,
алкоголизм,   табакокурение,  инфекции,  передаваемые  половым  путем,
ВИЧ/СПИД);
      работа с детьми и молодежью и  для  детей  и  молодежи,  включая
"группу риска" (например, выпуск информационных материалов, реализация
программ патриотического воспитания);
      популяризация    межкультурного    диалога    и     профилактика
межнациональных конфликтов;
      содействие  в  организации  и  проведении  крупных   культурных,
спортивных и иных социально значимых мероприятий;
      содействие  в  развитии  туризма  и  восстановлении   памятников
культуры и архитектуры в Республике Татарстан;
      содействие спасательным службам в  предупреждении  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  пропаганде  и  обучению  навыкам безопасности
жизнедеятельности,   создание    общественных    аварийно-спасательных
формирований;
      содействие экологическому воспитанию граждан и организации работ
по  защите  окружающей  среды  (например,  акции  по  очистке  лесов и
водоемов, по посадке деревьев);
      содействие органам внутренних дел в охране правопорядка,  поиске
пропавших людей;
      содействие добровольному донорству крови;
      содействие развитию иных добровольческих инициатив.

   6. Механизмы развития добровольческой деятельности в Республике    
                              Татарстан                               

      В основе реализации Концепции лежит  государственно-общественный
принцип   взаимодействия,   в   соответствии   с  которым  максимально
используется  потенциал  общественных  объединений  и   некоммерческих
организаций, органов местного самоуправления в Республике Татарстан.
      Механизмами реализации Концепции являются:
      принятие нормативных правовых актов,  направленных  на  создание
системы развития и поддержки добровольчества в Республике Татарстан на
краткосрочный и среднесрочный периоды, в том  числе  на  муниципальном
уровне;
      разработка   и   утверждение   республиканских,   муниципальных,
городских  программ,  планов  мероприятий  по  реализации Концепции на
соответствующие годы;
      создание системы поддержки добровольческих  инициатив  молодежи,
добровольческих    объединений   на   основе   частно-государственного
партнерства, в том числе на конкурсной основе;
      включение   научной   общественности    в    вопросы    изучения
добровольческой   деятельности   в   Республике   Татарстан  и  выбора
оптимальных путей ее развития;
      активное развитие добровольческих объединений  на  базе  учебных
заведений, включая использование программ по обучению действием;
      популяризация добровольческой деятельности в молодежной среде, с
использованием  электронных  и  печатных  средств массовой информации,
социальных сетей и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
      развитие и  мониторинг  инфраструктуры  добровольчества,  в  том
числе  создание  и  развитие  некоммерческих организаций, привлекающих
население к добровольческой деятельности как на республиканском, так и
на муниципальном уровнях;
      создание    системы    учета    добровольцев,    добровольческих
объединений,  центров  и  организаций  с обеспечением широкого доступа
всех слоев населения;
      совершенствование системы поощрения добровольческого труда;
      совершенствование системы способов передачи полученных знаний  и
опыта  между  организациями,  специалистами  и  добровольцами, включая
проведение и участие в межрегиональных, всероссийских и  международных
мероприятиях, проектах, программах.

 7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации Концепции  

      Реализация настоящей Концепции позволит:
      ежегодно вовлекать в добровольческую  деятельность  не  менее  3
тысяч  человек,  в  т.ч. из числа учащейся, студенческой, работающей и
незанятой молодежи;
      создать  условия  для  устойчивого   и   планомерного   развития
молодежного  добровольческого  движения  в  Республике  Татарстан  как
элемента гражданского общества, способствующего формированию  активной
гражданской позиции и ответственности у молодежи;
      сформировать  привлекательный  образ  добровольца   у   молодежи
республики;
      сформировать  целостную  устойчивую  общественно-государственную
систему поддержки добровольчества;
      активизировать молодежь посредством вовлечения в общественную  и
профессиональную  занятость  в  общественно  полезной  сфере на основе
добровольчества;
      совершенствовать деятельность некоммерческих организаций и  форм
их  взаимодействия  с  органами  государственной  власти  в  интересах
социально-экономического развития и укрепления гражданского общества;
      разработать    критерии    оценки    и    методы     определения
социально-экономической эффективности добровольческого труда.
      Основными индикаторами оценки эффективности реализации настоящей
Концепции являются:
      количественные показатели:
      доля  молодых  людей,  принимающих  участие  в   добровольческой
деятельности, в общем количестве молодежи, процентов;
      доля некоммерческих организаций, использующих труд  добровольцев
в общем количестве некоммерческих организаций, процентов;
      доля  вновь  созданных  добровольческих  объединений   в   общем
количестве добровольческих объединений, процентов;
      количество  добровольческих  организаций,  зарегистрированных  в
органах юстиции;
      количество добровольческих  объединений,  центров,  организаций,
официально  являющихся  базами для прохождения производственной и иных
видов практик;
      количество поддержанных добровольческих инициатив;
      качественные показатели:
      повышение уровня  общественной  активности  молодежи  Республики
Татарстан и ее вовлеченности в решение проблем современного общества;
      создание    сети    муниципальных    добровольческих    центров,
некоммерческих организаций, привлекающих к своей работе добровольцев.


Информация по документу
Читайте также