Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.01.2011 № 38
Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан
|
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
1.1. Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2011-2013 годы (далее - Меморандум) разработан в соответствии со статьями 9 и 11 Закона Республики Татарстан от 02.08.2010 N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан" и Стратегией развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 17.06.2008 N УП-293 "Об утверждении Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года".
1.2. Меморандум - документ, определяющий механизм и основные макроэкономические показатели реализации стратегии инновационного развития Республики Татарстан на среднесрочную перспективу, устанавливающий приоритетные направления инновационной деятельности и приоритетные виды инновационных продуктов, направленный на содействие реализации следующих ключевых задач экономической политики Республики Татарстан, в том числе:
повышение эффективности и уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности экономики республики и качества жизни населения;
достижение прогрессивных изменений в качестве экономического роста посредством инициации структурных преобразований, направленных на диверсификацию экономики Республики Татарстан, сокращение в ней доли периферийных секторов;
интенсификация процессов вхождения экономики в фазу постиндустриального развития за счет последовательного выполнения государственными и общественными институтами, а также бизнес-сообществом требований, диктуемых стратегией модернизации;
стимулирование создания в экономике Республики Татарстан производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов. Содействие их росту наравне с модернизацией смежных производств.
1.3. Цель Меморандума - обнародование принципов, направлений, инструментария и иных ключевых аспектов формирования и проведения государственной инновационной политики в Республике Татарстан для координации и обеспечения согласованного функционирования субъектов инновационной деятельности, для повышения эффективности государственного регулирования инновационной сферы и скорейшего достижения его основных ориентиров.
1.4. Положения Меморандума носят обязательный характер для органов исполнительной власти Республики Татарстан и рекомендательный - для органов местного самоуправления и иных субъектов инновационной деятельности, определенных Законом Республики Татарстан 02.08.2010 N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан".
1.5. Результаты исполнения Меморандума освещаются в ежегодно публикуемом Государственном докладе "Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан".
Основными направлениями государственного регулирования инновационной деятельности, определяемыми настоящим Меморандумом, являются:
развитие и совершенствование деятельности системы рыночных институтов, способствующих формированию инновационно восприимчивой и инновационно ориентированной экономической среды, характерными особенностями которой являются динамичные зарождение и диффузия технологических и управленческих нововведений;
перераспределение активов республики с их последующей концентрацией на "прорывных" направлениях развития экономики;
последовательная реализация налоговых инициатив, направленных на достижение и поддержание перманентно высокого уровня деловой активности в инновационной сфере;
совершенствование механизмов системы государственного финансирования и регулирования инновационных процессов;
создание механизмов привлечения финансовых ресурсов в производственные инвестиции;
организация предоставления доступного кредита через венчурные фонды для инновационно активных организаций;
повышение эффективности деятельности региональной инновационной инфраструктуры;
снижение административных барьеров, препятствующих интенсификации предпринимательской активности в инновационной сфере;
создание и развитие единой системы государственного учета исследований и разработок, осуществляемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, в том числе переход к централизованному планированию государственных расходов на исследования и разработки;
концентрация властных полномочий по проведению государственной инновационной политики в едином центре ответственности.
Приоритетными направлениями инновационного развития экономики Республики Татарстан, определяемыми настоящим Меморандумом, являются отказ от сырьевой модели воспроизводства и формирование высокотехнологичной ("умной") экономической системы с высоким интеллектуальным потенциалом, обеспечивающей производство новейших технологий и инновационных продуктов. Реализация указанных направлений осуществляется посредством:
повышения эффективности производства, транспортировки и использования энергии, энерго- и ресурсоэффективности экономической системы, а также разработки и внедрения принципиально новых видов и источников энергии, в том числе альтернативных;
модернизации и диверсификации нефтехимического комплекса, существенного расширения номенклатуры производимой высокотехнологичной продукции;
модернизации и развития машиностроительного комплекса, формирования современного автомобильного кластера, обеспечивающих производство высокотехнологичных видов машин и оборудования;
внедрения новых, совершенствования и расширения применения существующих информационных технологий, увеличения охвата и развития глобальных общедоступных информационных сетей, разработки современного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов для нужд экономики;
развития применения космических технологий, расширения использования возможностей современной высокоточной космической навигации, совершенствования наземной инфраструктуры передачи всех видов информации;
развития производства медицинского оборудования, формирования высокоэффективного фармацевтического кластера для обеспечения населения республики современными формами лекарственных средств;
формирования биотехнологического кластера, обеспечивающего широкомасштабное внедрение современных биотехнологий и продуктов в ключевые отрасли народного хозяйства;
создания и развития наноиндустрии в целях обеспечения опережающего развития высокотехнологичных отраслей экономики на основе разработки и внедрения современных технологий и материалов в экономическую систему, повышения конкурентоспособности предприятий за счет использования новых поколений материалов и технологий;
формирования полноценного, отвечающего требованиям времени рынка интеллектуальной собственности.
Информация об изменениях:
Постановлением
КМ РТ от 10 сентября
См. текст раздела в предыдущей редакции
4.1. Приоритетные целевые программы, рекомендованные для реализации и финансирования в 2011-2013 годах:
План совместных действий Государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" и Республики Татарстан по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию, утвержденный Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым и заместителем генерального директора Государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" А.Г. Свинаренко 31.08.2010 года;
Комплексная программа проектного развития наноиндустрии Республики Татарстан на период до 2015 года, одобренная на расширенном заседании Координационного совета по реализации Соглашения о сотрудничестве в области развития нанотехнологий и наноиндустрии между Государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий" и Республикой Татарстан 20 ноября 2009 года;
целевая программа "Развитие биотехнологий в Республике Татарстан на 2010-2020 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.03.2010 N 180;
Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.04.2010 N 275;
Программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008 N 763;
долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604;
Республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1151.
4.2. Приоритетные целевые программы, рекомендованные для разработки и утверждения в 2011-2013 годах:
республиканская целевая инновационная программа;
республиканская программа "Государственная система научно-технической информации Республики Татарстан";
республиканская программа "Формирование рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан";
целевая программа "Развитие фармацевтической промышленности Республики Татарстан на 2011-2020 годы и на дальнейшую перспективу".
4.3. Мероприятия, направленные на поддержку инновационных проектов:
Республиканский конкурс "Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан" (в соответствии с решением Попечительского совета Государственной некоммерческой организации "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" от 1 июля 2005 года);
Программа инновационных проектов "Идея - 1000" (в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве, подписанного между Государственной некоммерческой организацией "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан", Государственной некоммерческой организацией "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (Фонд Бортника) и ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея");
формирование Единой системы государственного учета и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2010 N 133;
формирование государственного заказа на прикладные научные исследования и разработки в Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.11.2009 N 797.
4.4. Приоритетные инновационные инфраструктурные проекты в 2011-2013 годах:
Центр наноразмерных технологий на базе ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея";
вторая очередь парка высоких технологий на территории Технополиса "Химград";
тиражирование опыта "Сколково" (создание "Иннограда" на территории Республики Татарстан).
Макроориентиры системы государственного регулирования инновационной деятельности, определяемые настоящим Меморандумом, представлены в следующей таблице:
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. Интеллектуальный капитал |
||||
1.1. |
Численность аспирантов и докторантов в расчете на 100 тыс.человек населения |
110,5 |
113,7 |
115,2 |
1.2. |
Численность лиц, занимающихся исследованиями и разработками, на 10 тыс. человек населения |
34,1 |
35,5 |
36,2 |
1.3. |
Доля исследователей технических наук в общей численности исследователей, процентов |
67,0 |
68,0 |
69,5 |
1.4. |
Доля специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности сотрудников, выполняющих исследования и разработки, процентов |
не менее 92,0 |
не менее 92,0 |
не менее 92,0 |
1.5. |
Изобретательская активность (количество поданных заявок на патенты на 100 тыс. человек), штук |
12,5 |
13,7 |
14,2 |
2. Инновационный потенциал организаций |
||||
2.1. |
Число организаций, имеющих инновационный потенциал (в соответствии с установленными критериями, определяющими наличие предпосылок к возникновению инноваций), единиц |
210 |
230 |
240 |
2.2. |
Число предприятий, реализовавших инновационный потенциал и перешедших в категорию инновационно-активных, единиц |
15 |
20 |
25 |
2.3. |
Удельный вес предприятий, сохранивших за собой статус инновационно-потенциальных в течение 3 последних лет, в общем количестве инновационно-потенциальных предприятий, процентов |
30,0 |
33,0 |
35,0 |
3. Финансовые вложения в науку и создание инноваций |
||||
3.1. |
Государственные расходы на образование, в процентах к валовому региональному продукту |
3,5 |
3,7 |
4,0 |
3.2. |
Расходы на научные исследования и разработки, в процентах к валовому региональному продукту |
0,75 |
0,9 |
1,05 |
3.3. |
Удельный вес затрат на научные исследования и разработки, финансируемые за счет собственных средств организаций, процентов |
30,0 |
33,0 |
35,0 |
3.4. |
Расходы на информационно-коммуникационные технологии, в процентах к валовому региональному продукту |
1,1 |
1,5 |
1,7 |
3.5. |
Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, в процентах к валовому региональному продукту |
3,0 |
3,3 |
3,5 |
3.6. |
Доля закупаемой инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции в общем объеме государственных закупок, процентов |
5,0 |
7,0 |
10,0 |
4. Результаты инновационной деятельности |
||||
4.1. |
Уровень инновационной активности организаций (доля инновационно активных предприятий в общем количестве), процентов |
14,9 |
15,3 |
16,1 |
4.2. |
Доля инновационной продукции в валовом региональном продукте, процентов |
18,0 |
18,9 |
19,5 |
4.3. |
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно активными предприятиями, процентов |
27,0 |
29,5 |
31,5 |
4.4. |
Доля продукции, вновь внедренной или подвергшейся значительным технологическим изменениям, в общем объеме инновационной продукции инновационно активных предприятий, процентов |
22,8 |
23,5 |
24,7 |
Целевыми ориентирами деятельности технопарковых структур (технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов) и венчурных фондов, определяемыми настоящим Меморандумом, являются следующие показатели и их пороговые значения:
6.1. Технопарковые структуры:
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные назначения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1.1. |
Среднегодовые темпы роста валовых объемов выпуска предприятий-резидентов, процентов |
105,7 |
106,9 |
107,2 |
1.2. |
Среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал предприятий-резидентов, процентов |
104,5 |
108,3 |
109,5 |
1.3. |
Среднегодовые темпы роста численности занятых на предприятиях-резидентах, процентов |
103,1 |
107,8 |
110,0 |
1.4. |
Доля резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, от общей численности, процентов |
35,0 |
40,0 |
45,0 |
1.5. |
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме продукции, отгруженной предприятиями-резидентами, процентов |
35,0 |
40,0 |
48,0 |
1.6. |
Доля коммерциализированных проектов в общем количестве, процентов |
26,5 |
32,5 |
37,3 |
6.2. Технопарки:
6.2.1. ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Численность резидентов, единиц |
95 |
95 |
95 |
2. |
Доля резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, от общей численности, процентов |
50 |
50 |
50 |
3. |
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженной продукции, процентов |
70 |
70 |
70 |
4. |
Численность занятых, человек |
1500 |
1500 |
1500 |
5. |
Число вновь созданных рабочих мест, единиц |
750 |
750 |
750 |
6. |
Доля коммерциализированных проектов в общем количестве, процентов |
15 |
15 |
15 |
7. |
Доля площадей, сданных в аренду, от общей площади, процентов, в том числе производственного назначения |
85 |
85 |
85 |
8. |
Объем и источники привлеченных средств, млн.рублей |
- |
- |
- |
9. |
Количество бизнес-инкубаторов, штук |
2 |
2 |
2 |
6.2.2. ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Восток":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Численность резидентов, штук |
63 |
70 |
78 |
2. |
Доля резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, от общей численности, процентов |
35 |
40 |
52 |
3. |
Объем отгруженной продукции, млн.рублей |
2643 |
2907 |
3198 |
4. |
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженной продукции, процентов |
10 |
14 |
19 |
5. |
Инвестиции в основной капитал, млн.рублей |
170 |
204 |
300 |
6. |
Численность занятых, человек |
2320 |
2540 |
2980 |
7. |
Число вновь созданных рабочих мест, единиц |
210 |
220 |
440 |
8. |
Доля площадей, сданных в аренду, от общей площади, процентов, |
43 |
43 |
43 |
в том числе производственного назначения |
30 |
30 |
30 |
|
9. |
Объем и источники привлеченных средств, млн.рублей |
- |
- |
- |
10. |
Количество бизнес-инкубаторов, штук |
- |
- |
- |
11. |
Количество научно-исследовательских центров, лабораторий, штук |
- |
- |
- |
6.2.3. Научно-производственное некоммерческое партнерство "Технопарк Прикамья":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Численность резидентов, штук |
2 |
3 |
4 |
2. |
Доля резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, от общей численности, процентов |
55 |
68 |
76 |
3. |
Объем отгруженной продукции, млн.рублей |
200 |
250 |
300 |
4. |
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженной продукции, процентов |
25 |
30 |
30 |
5. |
Инвестиции в основной капитал, млн.рублей |
152 |
255 |
300 |
6. |
Численность занятых, человек |
80 |
100 |
120 |
7. |
Число вновь созданных рабочих мест, единиц |
15 |
25 |
30 |
8. |
Доля коммерциализированных проектов в общем количестве, процентов |
25 |
40 |
60 |
9. |
Доля площадей, сданных в аренду, от общей площади, процентов, в том числе производственного назначения |
40 |
72 |
80 |
10. |
Объем и источники привлеченных средств, млн.рублей, в том числе из: |
- |
150 |
200 |
федерального бюджета |
- |
150 |
150 |
|
бюджета Республики Татарстан |
- |
- |
- |
|
иных источников |
- |
- |
50 |
|
11. |
Количество научно-исследовательских центров, лабораторий, штук |
1 |
2 |
2 |
Информация об изменениях:
Постановлением
КМ РТ от 10 сентября
См. текст наименования в предыдущей редакции
6.2.4. ОАО "Технопарк промышленных технологий "Инновационно-технологический центр "КНИАТ":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Численность резидентов, штук |
73 |
74 |
74 |
2. |
Доля резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, от общей численности, процентов |
93 |
94 |
94 |
3. |
Объем отгруженной продукции, млн.рублей |
550 |
600 |
700 |
4. |
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженной продукции, процентов |
55 |
60 |
65 |
5. |
Численность занятых, в том числе индивидуальных предпринимателей, человек |
790 |
800 |
850 |
6. |
Число вновь созданных рабочих мест, единиц |
35 |
40 |
40 |
7. |
Доля коммерциализированных проектов в общем количестве, процентов |
20 |
22 |
25 |
8. |
Доля площадей, сданных в аренду, от общей площади, процентов, |
44 |
48 |
51 |
в том числе производственного назначения |
32 |
34 |
38 |
|
9. |
Объем и источники привлеченных средств, млн.рублей, в том числе из: |
63,0 |
66,0 |
70,0 |
федерального бюджета |
28 |
28 |
30 |
|
бюджета Республики Татарстан |
- |
- |
- |
|
иных источников |
35 |
38 |
40 |
|
10. |
Количество научно-исследовательских центров, лабораторий, штук |
11 |
12 |
12 |
6.2.5. ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея-Юго-Восток":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Численность резидентов, штук |
40 |
45 |
50 |
2. |
Объем отгруженной продукции, млн.рублей |
253 |
275 |
300 |
3. |
Численность занятых, человек |
320 |
340 |
360 |
4. |
Число вновь созданных рабочих, единиц |
25 |
35 |
45 |
5. |
Доля коммерциализированных проектов в общем количестве, процентов |
44 |
50 |
55 |
6. |
Доля площадей, сданных в аренду, от общей площади, процентов (при условии проведения реконструкции зданий и сооружений) |
50 |
55 |
60 |
2024
Декабрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |