Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.07.2008 № 513Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 июля 2008 г. N 513 "О республиканской целевой программе "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан ("Электронный Татарстан" 2008-2010 годы)" В целях повышения качества жизни населения Республики Татарстан за счет широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, повышения эффективности системы государственного и муниципального управления в Республике Татарстан, доступности и качества государственных услуг для граждан и организаций, а также открытости органов государственной власти на основе использования информационно-коммуникационных технологий Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан ("Электронный Татарстан" 2008-2010 годы)" (далее - Программа). 2. Определить государственными заказчиками Программы Министерство информатизации и связи Республики Татарстан и государственное учреждение "Центр информационных технологий Республики Татарстан". 3. Министерству информатизации и связи Республики Татарстан и государственному учреждению "Центр информационных технологий Республики Татарстан" определить в установленном порядке исполнителей Программы и заключить с ними государственные контракты. (В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.12.2010 г. N 1084) 4. Министерству экономики Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан предусмотреть выделение средств на реализацию Программы в 2008-2010 годах, а также включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Руководителя Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Ш.Х. Гафарова. Премьер-министр Республики Татарстан Р.Н. Минниханов Республиканская целевая программа "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан ("Электронный Татарстан" 2008-2010 годы)" (утв. постановлением КМ РТ от 17 июля 2008 г. N 513) Паспорт программы -----------------T------------------------------------------------------¬ ¦Наименование ¦Республиканская целевая программа "Развитие и¦ ¦программы ¦использование информационных и коммуникационных¦ ¦ ¦технологий в Республике Татарстан ("Электронный¦ ¦ ¦Татарстан" 2008-2010 годы)" ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Основания для¦Стратегия развития информационного общества в России,¦ ¦разработки ¦утвержденная распоряжением Президента Российской¦ ¦программы ¦Федерации от 07.02.2008 N Пр-212; ¦ ¦ ¦Закон Республики Татарстан от 13.11.2007 N 58-ЗРТ "Об¦ ¦ ¦информационных системах и информатизации Республики¦ ¦ ¦Татарстан"; ¦ ¦ ¦Закон Республики Татарстан от 27.12.2005 N 133-ЗРТ "Об¦ ¦ ¦утверждении Программы социально-экономического¦ ¦ ¦развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы"; ¦ ¦ ¦Типовая программа развития и использования¦ ¦ ¦информационных и телекоммуникационных технологий¦ ¦ ¦субъекта Российской Федерации, утвержденная¦ ¦ ¦распоряжением Правительства Российской Федерации от¦ ¦ ¦03.07.2007 N 871-р ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Государственный ¦Государственное учреждение "Центр информационных¦ ¦заказчик ¦технологий Республики Татарстан" ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Разработчики ¦Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан; ¦ ¦программы ¦Государственное учреждение "Центр информационных¦ ¦ ¦технологий Республики Татарстан"; ¦ ¦ ¦Министерство информатизации и связи Республики¦ ¦ ¦Татарстан; ¦ ¦ ¦Министерство экономики Республики Татарстан; ¦ ¦ ¦Автономная некоммерческая организация "Институт¦ ¦ ¦развития информационного общества"; ¦ ¦ ¦Центр перспективных экономических исследований¦ ¦ ¦Академии наук Республики Татарстан ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Цели и задачи¦Основными целями программы являются: ¦ ¦программы ¦повышение качества жизни населения Республики¦ ¦ ¦Татарстан за счет широкомасштабного использования¦ ¦ ¦информационно-коммуникационных технологий (далее -¦ ¦ ¦ИКТ) в социальной сфере, в сфере обеспечения¦ ¦ ¦безопасности жизнедеятельности, а также в повседневной¦ ¦ ¦жизни; ¦ ¦ ¦повышение эффективности системы государственного и¦ ¦ ¦муниципального управления в Республике Татарстан,¦ ¦ ¦повышение доступности и качества государственных услуг¦ ¦ ¦для граждан и организаций, а также открытости органов¦ ¦ ¦власти; ¦ ¦ ¦рост экономики, конкурентоспособности Республики¦ ¦ ¦Татарстан, уровня жизни населения и бюджетных доходов¦ ¦ ¦за счет развития современной¦ ¦ ¦информационно-коммуникационной инфраструктуры,¦ ¦ ¦использования ИКТ в экономике. ¦ ¦ ¦Основными задачами программы являются: ¦ ¦ ¦развитие платформы системы "Электронное Правительство¦ ¦ ¦Республики Татарстан", реализация государственных¦ ¦ ¦услуг в электронной форме и принципа "одного окна" для¦ ¦ ¦повышения эффективности функционирования систем¦ ¦ ¦государственного управления и местного самоуправления,¦ ¦ ¦а также повышения оперативности и качества¦ ¦ ¦предоставления государственных и муниципальных услуг; ¦ ¦ ¦повышение доступности и качества медицинских услуг и¦ ¦ ¦эффективного использования ресурсов здравоохранения на¦ ¦ ¦основе широкомасштабного использования ИКТ в¦ ¦ ¦деятельности врачей и медицинских учреждений, создания¦ ¦ ¦"электронного паспорта здоровья" и интегрированной¦ ¦ ¦системы управления здравоохранением; ¦ ¦ ¦повышение доступности и качества образования, уровня¦ ¦ ¦образованности граждан за счет внедрения современных¦ ¦ ¦ИКТ в систему образования и подготовки кадров; ¦ ¦ ¦обеспечение эффективного решения задач социальной¦ ¦ ¦защиты населения за счет создания и развития¦ ¦ ¦ИКТ-инфраструктуры и интегрированной информационной¦ ¦ ¦системы социальной защиты; ¦ ¦ ¦повышение сохранности культурных ценностей,¦ ¦ ¦доступности услуг в сфере культуры и архивного дела,¦ ¦ ¦укрепление межнациональных культурных связей и¦ ¦ ¦интеграция в мировое культурное пространство на базе¦ ¦ ¦развития информационных систем сферы культуры,¦ ¦ ¦создание электронно-цифровой базы данных объектов¦ ¦ ¦культурного и исторического наследия и предоставления¦ ¦ ¦доступа к культурным ценностям и информационным¦ ¦ ¦ресурсам государственных архивов через глобальную сеть¦ ¦ ¦Интернет (далее - Интернет), в том числе с¦ ¦ ¦использованием порталов "Культура Татарстана" и¦ ¦ ¦"Архивная служба Республики Татарстан"; ¦ ¦ ¦содействие развитию экономики Республики Татарстан за¦ ¦ ¦счет стимулирования использования технологий¦ ¦ ¦электронной коммерции организациями Республики¦ ¦ ¦Татарстан, а также использования комплексной системы¦ ¦ ¦информационного обеспечения республиканских¦ ¦ ¦заказчиков, производителей и поставщиков товаров,¦ ¦ ¦работ и услуг и Интернет-выставки Республики Татарстан¦ ¦ ¦для продвижения товаров и услуг предприятий¦ ¦ ¦республики; ¦ ¦ ¦развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение¦ ¦ ¦качества услуг в этой сфере на основе создания единой¦ ¦ ¦системы управления жилищно-коммунальным комплексом и¦ ¦ ¦стимулирования использования ИКТ организациями¦ ¦ ¦жилищно-коммунального хозяйства; ¦ ¦ ¦развитие информационной среды науки и обеспеченности¦ ¦ ¦сферы научно-исследовательских и¦ ¦ ¦опытно-конструкторских разработок современными¦ ¦ ¦информационными технологиями за счет развития¦ ¦ ¦суперкомпьютерных центров и электронных хранилищ¦ ¦ ¦знаний; ¦ ¦ ¦содействие развитию транспортной инфраструктуры¦ ¦ ¦Республики Татарстан за счет создания и внедрения¦ ¦ ¦интеллектуальных транспортных систем, системы¦ ¦ ¦управления развитием дорожного хозяйства, систем¦ ¦ ¦безопасности дорожного движения и других систем в¦ ¦ ¦рамках региональной информационной системы управления¦ ¦ ¦транспортным комплексом и дорожным хозяйством¦ ¦ ¦Республики Татарстан; ¦ ¦ ¦создание и развитие систем обеспечения охраны¦ ¦ ¦правопорядка, общественной безопасности, защиты¦ ¦ ¦населения и объектов инфраструктуры от чрезвычайных¦ ¦ ¦ситуаций для повышения уровня безопасности¦ ¦ ¦жизнедеятельности в Республике Татарстан; ¦ ¦ ¦содействие решению экологических проблем и поддержка¦ ¦ ¦управления природными ресурсами на базе развития¦ ¦ ¦профильных информационных систем и кадастров; ¦ ¦ ¦развитие информационной и телекоммуникационной¦ ¦ ¦инфраструктуры Республики Татарстан, обеспечивающей¦ ¦ ¦предоставление государственных услуг гражданам и¦ ¦ ¦хозяйствующим субъектам и высокий уровень доступности¦ ¦ ¦для населения информации и технологий; ¦ ¦ ¦развитие ИКТ с использованием результатов космической¦ ¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦содействие развитию регионального сектора ИКТ,¦ ¦ ¦повышение его доли в общем объеме валового¦ ¦ ¦регионального продукта и структуре экспорта Республики¦ ¦ ¦Татарстан, развитие науки и технологий, повышение¦ ¦ ¦качества подготовки квалифицированных кадров в сфере¦ ¦ ¦информационных и телекоммуникационных технологий с¦ ¦ ¦учетом потребностей регионального рынка; ¦ ¦ ¦обеспечение реализации организационных и технических¦ ¦ ¦мероприятий, направленных на обеспечение¦ ¦ ¦информационной безопасности Республики Татарстан; ¦ ¦ ¦повышение уровня квалификации и подготовки работников¦ ¦ ¦органов государственной власти и бюджетных организаций¦ ¦ ¦в области использования ИКТ в профессиональной¦ ¦ ¦деятельности, развитие навыков использования ИКТ у¦ ¦ ¦населения; ¦ ¦ ¦обеспечение условий для проектирования организационной¦ ¦ ¦и информационно-технологической инфраструктуры¦ ¦ ¦взаимодействия органов государственной власти¦ ¦ ¦Татарстана с гражданами, экономическими субъектами,¦ ¦ ¦другими органами государственной власти и местного¦ ¦ ¦самоуправления на базе развития архитектуры системы¦ ¦ ¦"Электронное Правительство Республики Татарстан"; ¦ ¦ ¦формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей¦ ¦ ¦эффективное использование ИКТ в системах¦ ¦ ¦государственного управления и местного самоуправления,¦ ¦ ¦деятельности бюджетных организаций, совершенствование¦ ¦ ¦государственных гарантий конституционных прав граждан¦ ¦ ¦в информационной сфере, а также поддержку развития¦ ¦ ¦рынка ИКТ в Республике Татарстан; ¦ ¦ ¦обеспечение организационной, научно-методической и¦ ¦ ¦информационной поддержки реализации программы ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Сроки и этапы¦2008-2010 годы ¦ ¦реализации ¦ ¦ ¦программы ¦ ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Объемы и¦Финансирование программы осуществляется из средств¦ ¦источники ¦бюджета Республики Татарстан, федерального бюджета,¦ ¦финансирования ¦местных бюджетов и внебюджетных источников. ¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс.рублей)¦ ¦ +---------------T---------T--------T---------T---------+ ¦ ¦ Источник ¦ 2008 г. ¦2009 г. ¦ 2010 г. ¦Стоимость¦ ¦ ¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ работ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ ¦ +---------------+---------+--------+---------+---------+ ¦ ¦Бюджет ¦ 300000 ¦ 325000 ¦ 350000 ¦ 975000 ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+---------+--------+---------+---------+ ¦ ¦Местные ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦бюджеты*(1) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+---------+--------+---------+---------+ ¦ ¦Средства ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦министерств и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ведомств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан*(2) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+---------+--------+---------+---------+ ¦ ¦Федеральный ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦бюджет*(3) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+---------+--------+---------+---------+ ¦ ¦Внебюджетные ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦источники*(4) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+---------+--------+---------+---------+ ¦ ¦*(1) Финансирование программы осуществляется при¦ ¦ ¦наличии источников и в пределах средств, выделяемых на¦ ¦ ¦эти цели из местных бюджетов. ¦ ¦ ¦*(2) Программа финансируется за счет общих¦ ¦ ¦ассигнований сводных смет доходов и расходов¦ ¦ ¦министерств и ведомств на соответствующие годы в части¦ ¦ ¦расходов на информатизацию. ¦ ¦ ¦*(3) Финансирование программы осуществляется при¦ ¦ ¦наличии источников и в пределах средств, выделяемых на¦ ¦ ¦эти цели из федерального бюджета. ¦ ¦ ¦*(4) Финансирование программы осуществляется при¦ ¦ ¦наличии источников и в пределах средств, выделяемых на¦ ¦ ¦эти цели из внебюджетных источников ¦ +----------------+------------------------------------------------------+ ¦Ожидаемые ¦Ожидаемые конечные результаты реализации программы¦ ¦конечные ¦(индикаторы оценки результатов) приведены в¦ ¦результаты ¦приложении 1 ¦ ¦реализации ¦ ¦ ¦программы ¦ ¦ ¦(индикаторы ¦ ¦ ¦оценки ¦ ¦ ¦результатов) и¦ ¦ ¦показатели ¦ ¦ ¦бюджетной ¦ ¦ ¦эффективности ¦ ¦ ¦программы ¦ ¦ L----------------+------------------------------------------------------- I. Введение Республиканская целевая программа "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан ("Электронный Татарстан" 2008-2010 годы)" (далее - Программа) разработана в целях продолжения реализации в Республике Татарстан государственной политики в сфере ИКТ в 2008-2010 годах. Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Татарстан, федеральные законы, Стратегия развития информационного общества в России, законы Республики Татарстан и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы развития и использования ИКТ в органах государственной власти. Программа является инструментом реализации государственной политики в сфере развития и использования ИКТ для достижения целей социально-экономического развития республики. Она представляет собой взаимосвязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационно-хозяйственных и других работ, обеспечивающих эффективное развитие и использование ИКТ в Республике Татарстан с учетом: приоритетов социально-экономического развития Республики Татарстан; промежуточных результатов реализации программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан на 2005-2010 годы". В Программе реализован подход к информатизации Республики Татарстан, при котором использование ИКТ в сфере государственного и муниципального управления, в социальной и экономической сферах является не просто автоматизацией функций и деловых процессов, а инструментом существенной перестройки работы соответствующих органов и организаций в сторону оказания услуг, развития новых форм демократии и повышения конкурентоспособности республики. Указанный подход направлен на создание сервис-ориентированной модели оказания государственных услуг, в которой повышение качества государственных услуг и услуг социальной сферы за счет использования ИКТ выступает в качестве основной цели электронного развития. II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Характеристику проблем развития и использования ИКТ в Республике Татарстан, учитывая комплексный характер процессов информатизации, целесообразно давать как по отношению к условиям (факторам) развития и широкомасштабного использования ИКТ, которые сложились в республике (экономическая среда, человеческий капитал, государственное регулирование сферы ИКТ), так и по отношению к основным направлениям электронного развития (использование ИКТ в государственном и муниципальном управлении, образовании, здравоохранении, культуре, отраслях экономики). Благодаря усилиям органов государственной власти Республики Татарстан, направленным на ускорение темпов социально-экономического развития, а также традиционно развитой системе образования в республике сформировались достаточно благоприятные условия для электронного развития. Вместе с тем отдельные факторы оказывают различное влияние на электронное развитие республики. По интегральной оценке состояния этих факторов в наибольшей мере развитию и использованию ИКТ в Республике Татарстан благоприятствует экономическая среда, под которой понимается комплекс социально-экономических условий жизнедеятельности населения, функционирования хозяйственных и общественных структур. Одной из определяющих характеристик экономической среды республики, оказывающих существенное влияние на использование ИКТ, является довольно высокий уровень экономического развития Республики Татарстан. В 2006 г., по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), номинальный валовый региональный продукт на душу населения составил в республике 161 тыс.рублей. Более высокий, чем в среднем по России, уровень урбанизации (доля городского населения в начале 2007 г. - 74,6%) и плотности населения (55,5 человек на кв.км - 15-е место в России) также способствуют электронному развитию региона. Республика отличается сравнительно высокой инвестиционной привлекательностью - по индексу инвестиционного риска Республика Татарстан занимает 7-е место, а инвестиционного потенциала - 10-е место по данным Рейтингового агентства "Эксперт" 2006-2007 годов. В 2006 г. по объему инвестиций в основной капитал на душу населения (42,3 тыс.рублей) республика находилась на 13-й позиции в стране. С другой стороны, имея в виду перспективы широкомасштабного использования ИКТ в республике, следует отметить пока ограниченную покупательную способность населения, организаций бюджетной сферы и несырьевых предприятий в отношении инфокоммуникационных технологий. Ее рост, в частности, сдерживается довольно высокой долей продуктов питания в структуре конечного потребления домохозяйств, составлявшей в 2006 г. 40,4% (47-е место в России). Это обстоятельство ограничивает возможности домашней информатизации и сказывается на перспективах широкомасштабного использования инфокоммуникационных технологий. Сравнительно невысоки и бюджетные доходы Республики Татарстан на душу населения (23,5 тыс.рублей - 26-е место среди регионов России). В этой связи важно отметить и весьма существенную долю предприятий региона (60%), которые, согласно обследованию Росстата 2006 года*, считали отсутствие денежных средств значительным, основным или решающим фактором, сдерживавшим использование инфокоммуникационных технологий. Относительно благоприятно для использования ИКТ в Республике Татарстан состояние человеческого капитала, под которым понимается совокупность знаний и навыков населения, используемых в трудовой деятельности и способствующих электронному развитию. По интегральной оценке человеческого капитала как фактора электронного развития, содержащейся в Индексе готовности регионов России к информационному обществу 2005-2006, подготовленном по заказу Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Татарстан находится на 15-м месте. В первую очередь это касается уровня образования населения. В республике довольно высок уровень охвата обучением молодежи, что проявляется в высоком значении Индекса образования Программы развития ООН (0,92), по которому Республика Татарстан занимает 7-е место в России. По числу студентов на 1000 человек населения (60,6 студента в 2006/2007 учебном году) Татарстан также находился на 7-м месте, соответствуя уровню наиболее развитых стран, в частности Швеции. В республике ведется работа по наращиванию человеческого потенциала использования ИКТ, в частности, через подготовку и повышение квалификации государственных служащих в сфере использования ИКТ в профессиональной деятельности. Совместно с ведущими мировыми компаниями (Microsoft, Intel и др.) реализуются мероприятия, направленные на повышение информационной компетентности учителей и специалистов сферы образования. Отличается чрезвычайно динамичным ростом число пользователей Интернета в республике. Вместе с тем необходимо отметить целый ряд проблем развития человеческого капитала как фактора электронного развития Татарстана. Уровень информационной грамотности населения требует дальнейшего повышения, в этой связи следует отметить, что 34,4% руководителей обследованных Росстатом в 2006 г. организаций республики оценили недостаточность знаний и навыков у работников организации для использования ИКТ как значительный, основной или решающий фактор, сдерживающий использование электронно-вычислительной техники (в России в целом - 29,5%). Для решения этих проблем должна быть развернута система обучения населения базовым навыкам использования инфокоммуникационных технологий. Состояние кадрового потенциала сферы ИКТ также нуждается в улучшении. По числу выпускаемых специалистов по профилю ИКТ на 10000 человек (6,1) республика занимает 16-е место. А по доле специалистов среди занятых (1,83%) она находится лишь на 23-м месте. О наличии проблем в этой сфере свидетельствуют результаты обследования Росстата 2006 г.: 30,8% организаций республики (в России в целом - 26,1%) сталкивались со значительными трудностями при заполнении вакантных рабочих мест специалистов по ИКТ вследствие недостаточного числа претендентов. Состояние ИКТ-инфраструктуры Республики Татарстан требует целенаправленных усилий органов власти по ее дальнейшему развитию. Среди сильных сторон этого фактора электронного развития можно отметить высокий уровень цифровизации местной сети, по этому показателю Татарстан занимал 6-7-е места в России. Также относительно лучше других показателей ИКТ-инфраструктуры Татарстана значение показателя "доля домохозяйств, имеющих доступ к Интернету" (18,5% семей, уровень Болгарии), по которому регион в 2006 г. занимал 19-е место в России. Среди важных положительных характеристик ИКТ-инфраструктуры Республики Татарстан следует отметить также открытие 160 центров коллективного доступа к Интернету в рамках решения социально значимых задач обеспечения доступа населения республики к информации и преодоления информационного неравенства. По другим характеристикам ИКТ-инфраструктуры позиции региона требуют интенсификации работы. В 2006 г. по проникновению сотовой связи (110,3 абонента на 100 человек) Республика Татарстан занимала 22-е место в России; телефонная плотность составляла 30,3 телефонных аппарата на 100 человек (32-е место); по доле домохозяйств, проживающих в домах, оборудованных стационарным телефоном (68,3%), Республика Татарстан занимала 42-е место. В 2006 г. на 100 человек приходилось 21,1 персонального компьютера (41-е место среди российских регионов), примерно столько же, сколько и в менее продвинутых в электронном отношении странах с переходной экономикой. По доле домохозяйств, имеющих персональный компьютер (27,3%, уровень Румынии), регион находился на 44-м месте в России. О недостаточно высоком уровне развития ИКТ-инфраструктуры как фактора электронного развития свидетельствуют результаты обследования Росстата 2006 г.: отсутствие технической возможности подключения к сетям телекоммуникаций является значительным, основным или решающим фактором, сдерживающим использование Интернета в 21,3% организаций республики (18,4% в России в целом). Кроме того, следует подчеркнуть необходимость повышения уровня развития ИКТ-инфраструктуры в сельской местности, где, в частности, в 2 с лишним раза более низкий уровень телефонной плотности в сельских районах по сравнению с городскими. В республике ведется большая работа по формированию нормативно-правовой базы электронного развития региона. В частности, приняты следующие нормативные акты: Указ Президента Республики Татарстан от 07.03.2003 N УП-186 "Об Основах государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи"; Закон Республики Татарстан от 13.11.2007 N 58-ЗРТ "Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.10.2003 N 527 "О создании комплексной системы информационного обеспечения республиканских заказчиков, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.07.2003 N 351 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан и исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.2004 N 400 "Об информационно-аналитической системе поддержки принятия управленческих решений органов государственной власти Республики Татарстан"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.03.2005 N 112 "О Реестре информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, структуре, основах и порядке организации электронного информационного взаимодействия (обмена) органов исполнительной власти Республики Татарстан"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.05.2006 N 218 "О приоритетных проектах в области информатизации исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан на 2006 год и о результатах аудита использования инфокоммуникационных технологий"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2007 N 92 "О перечне приоритетных проектов по развитию и использованию информационных и коммуникационных технологий в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан на 2007 год"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.04.2007 N 157 "Об организации выдачи сертификатов ключей электронных цифровых подписей уполномоченных лиц исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан"; распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.08.2004 N 1233-р по вопросу создания государственной интегрированной системы телекоммуникаций для нужд органов государственной власти Республики Татарстан, научно-образовательных организаций и учреждений бюджетной сферы; распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2004 N 1470-р о мероприятиях, направленных на совершенствование системы информационной безопасности Республики Татарстан; распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.08.2005 N 1242-р о мерах по реализации комплексного проекта "Электронное Правительство Республики Татарстан"; распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.07.2007 N 1011-р о плане по реализации мер информационной безопасности в министерствах Республики Татарстан. Вместе с тем существуют проблемы как полноты и взаимосвязанности документации внутри нормативной базы Республики Татарстан, так и корректировки ее на предмет соответствия документам федерального уровня. Последнее обуславливается принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который во многом изменил понятия и принципы регулирования создания, эксплуатации и защиты информационных систем. Нормативная правовая база республики должна постоянно обновляться и совершенствоваться в соответствии с изменениями технологий и текущими проблемами их использования. Среди основных направлений электронного развития Республики Татарстан наибольшие успехи достигнуты в сфере использования ИКТ в медицине. В 2006 г., по данным Росстата, по доле лечебно-профилактических учреждений, имеющих сайты (32%), регион занимал 4-е место в России, по доле таких учреждений, имеющих доступ в Интернет (92%), - 7-е место, по доле организаций, имеющих каналы передачи данных со скоростью 256 и выше Кбит/сек (34%), - 12-е место, по доле лечебно-профилактических учреждений, имеющих локальные вычислительные сети (84,8%), - 14-е место. Республика также имела относительно высокие показатели оснащения медработников вычислительной техникой, в особенности с выходом в Интернет. По числу персональных компьютеров, подключенных к Интернету, на 100 занятых (2) республика занимала 10-е место, по общему числу персональных компьютеров на 100 занятых (11) и числу персональных компьютеров, объединенных в локально-вычислительную сеть (5,7), - 16-е место. Существенный прогресс достигнут в республике в последние годы в области использования ИКТ в сфере государственного и муниципального управления. В рамках деятельности по организации эффективного взаимодействия органов государственной власти на территории Республики Татарстан созданы государственная интегрированная система телекоммуникаций; межведомственная система электронного документооборота; Республиканский центр управления государственными информационными системами и ресурсами, обеспечивающий распределенный центр сбора, хранения и обработки данных; Портал Правительства Республики Татарстан и сайты органов государственной власти республики; информационная система мониторинга, анализа и планирования эффективности деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан и органов государственной власти республики; система видеоконференцсвязи органов государственной власти республики. Созданы также межведомственная система информационной безопасности, система электронной цифровой подписи, информационная система управления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан; информационная система управления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан; информационная система учета плательщиков имущественных налогов Республики Татарстан и другие информационные системы. В конце 2006 г. официальные веб-сайты органов исполнительной власти республики получили высокую оценку по итогам обследования, проведенного по методологии ООН в рамках построения Индекса готовности регионов России к информационному обществу, что позволило Татарстану занять 3-е место по уровню развития официального веб-присутствия в Интернете, тогда как в 2005 году регион по этому показателю занимал лишь 16-е место. Отражением более продвинутого, интерактивного присутствия органов власти в Интернете является довольно активное на общероссийском фоне использование предприятиями Татарстана технологий системы "Электронное Правительство Республики Татарстан". По доле предприятий, использовавших Интернет для участия в электронных торгах на закупку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд (14,1%), Республика Татарстан занимала в 2006 г. 5-е место. По другим показателям использования Интернета предприятиями для взаимодействия с органами власти (получение информации, скачивание бланков документов, отправка заполненных форм) Татарстан занимал места с 10-го по 16-е. Успешно развиваются в республике и созданные при поддержке органов власти специализированные информационные системы, предоставляющие услуги предприятиям республики. В частности, Комплексная система информационного обеспечения республиканских заказчиков, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг награждена в 2004 году серебряной медалью IV Московского международного салона инноваций и инвестиций и золотой медалью V Московского международного салона инноваций и инвестиций в 2005 году. Вместе с тем в прежние годы отмечался недостаточный уровень оснащенности органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - ОМС) вычислительной техникой и телекоммуникациями. Так, в конце 2006 года по числу компьютеров на 100 занятых в ОМС (35,3) Татарстан занимал 53-е место среди регионов России, по числу компьютеров в составе локальной вычислительной сети на 100 занятых в ОМС (15,7%) - 59-е место, по доле ОМС, имеющих доступ к Интернету (19,4%), - 79-е место, по доле ОМС, имеющих веб-сайты в Интернете (6,3%), - 63-е место. В органах государственной власти республики ситуация с доступом к ИКТ также оставляла желать лучшего: например, в конце 2006 года, по данным Росстата, по числу компьютеров в составе локальной вычислительной сети на 100 занятых в органах государственной власти (включая их представительства на местах) Татарстан занимал 79-е место (24,2 компьютера на 100 занятых). При этом следует отметить, что в 2007 году произошло существенное улучшение доступа к ИКТ в органах власти и местного самоуправления Республики Татарстан. Продолжение этой работы и решение проблем доступа к ИКТ органов государственной власти и местного самоуправления позволит создать необходимую техническую базу использования ИКТ для улучшения качества государственного и муниципального управления. В использовании ИКТ для предоставления государственных услуг и поддержки выполнения административных функций также существует целый ряд проблем, требующих решения в рамках реализации Программы. 1. Процесс внедрения в республике технологий системы "Электронное Правительство Республики Татарстан", включая предоставление услуг гражданам и организациям в электронном виде, находится на стадии становления. Существующие сегодня порталы и веб-сайты органов государственной власти выполняют преимущественно информационную функцию и пока имеют небольшое количество инструментов интерактивного взаимодействия с гражданами и организациями. В конце 2007 года, по данным государственного учреждения "Центр перспективных экономических исследований Республики Татарстан", около 39% услуг, оказываемых органам государственной власти Республики Татарстан, вообще не представлены в Интернете даже на уровне информации об услуге, необходимой для ее получения в традиционной форме (контактные данные, процедура получения и т.п.). Еще 37% государственных услуг находятся на стадии информационного присутствия в Интернете - по ним есть только информация, необходимая для начала получения услуги. Для 23% услуг можно скачать с сайтов органов государственной власти официальные формы, и только для около 1% услуг можно представить заполненную форму в электронном виде. Предоставление услуги полностью через Интернет, исключающее необходимость формальных процедур с использованием бумажных носителей, не реализовано ни для одной услуги. 2. Требует дальнейшего внедрения единая система электронного документооборота органов государственной власти Республики Татарстан, недостаточное развитие получили пока интеграционные информационные системы и регистры, позволяющие исключить дублирование ввода информации и обеспечить эффективное взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем. 3. Большая часть государственных служащих не обладает достаточным набором умений и навыков использования ИКТ, в том числе работы в распределенных информационных системах. 4. Недостаточны усилия по обеспечению информационной безопасности региона, защите телекоммуникационной инфраструктуры и информационных систем, предотвращению угроз информационной безопасности системы "Электронное Правительство Республики Татарстан". Обращает на себя внимание пока еще небольшая доля органов власти, особенно местных, использующих цифровую подпись, применение которой играет важную роль в расширении электронного документооборота в органах власти, а также в обеспечении информационной безопасности их телекоммуникаций. По доле ОМС, использующих электроную# цифровую подпись (4,9%), Татарстан в конце 2006 года занимал 75-е место среди регионов России. Необходимо решить еще одну важную задачу, уделив ей существенное внимание в рамках настоящей Программы. У Республики Татарстан есть лицензионное соглашение на использование в органах государственной власти республики программных продуктов компании Microsoft. Вместе с тем число используемых органами государственной власти аппаратно-программных решений, рабочих мест ежегодно увеличивается, что влечет за собой дополнительные непроизводительные расходы на лицензионные отчисления. Имеющееся лицензионное соглашение не охватывает потребности муниципальных органов. Использование программного обеспечения на основе лицензионного соглашения ограничивает органы государственной власти Республики Татарстан в распространении программных решений, приобретенных в результате работ по государственным контрактам для государственных и муниципальных нужд, сдерживает внедрение и использование типовых решений. Одним из путей решения этих проблем при сохранении лицензионной чистоты программного обеспечения является использование для нужд органов государственной власти и ОМС программного обеспечения, распространяемого на условиях свободного, в отдельных случаях также наследуемого, лицензионного договора (СПО). Как показывает международный опыт, массовый переход на СПО невозможен без стратегии миграции и детально проработанного плана перехода. Отсутствие четкого представления об этапах перехода и особенностях использования программного обеспечения в органах государственной власти может привести к неудачному внедрению и значительным перерасходам бюджетных средств. Необходимо разработать детальный план перехода органов государственной власти Республики Татарстан на СПО с тщательным анализом возможных проблем, возникающих при столь крупномасштабном внедрении. При этом процесс перехода на СПО не должен нарушать функционирование существующих информационных систем органов государственной власти Республики Татарстан и приводить к снижению уровня безопасности. Большое внимание в республике уделяется применению ИКТ в образовательных процессах. Реализация приоритетного национального проекта "Образование" по направлению "Внедрение информационных образовательных технологий" обеспечила доступ к информационным ресурсам по высокоскоростной технологии подключения всем школам республики к началу 2007/2008 учебного года. Оснащенность школ республики вычислительной техникой находилась в начале 2006 года на относительно высоком уровне: по доле школ, имеющих локальные вычислительные сети (55,2%), республика занимает 7-е место среди регионов России, по числу персональных компьютеров, подключенных к Интернету, на 100 учащихся (1,16) - 11-е место, по числу персональных компьютеров, используемых в учебном процессе, на 100 учащихся (3,57) - 14-е место. Однако по этим показателям регион существенно уступал среднему уровню Евросоюза 2006 г., где на 100 учащихся приходилось 11,4 персональных компьютера, в том числе 10 персональных компьютеров, подключенных к Интернету. Республика Татарстан выступает в качестве пилотного региона по использованию в образовательном процессе российского программного обеспечения на базе операционной системы Linux. Вместе с тем можно отметить и несколько относительно слабых мест в развитии школьной информатизации в республике. В начале 2006 года 84,6% школ имели персональные компьютеры, используемые в учебном процессе, (в Евросоюзе - 98,7%) и только 70,6% - абонентские телефонные номера (74-е место в России). 28% школ в начале 2006 года были подключены к Интернету по каналам, обеспечивающим передачу данных со скоростью 256 Кбит/с и выше. Значительная часть установленных персональных компьютеров требует модернизации. ИКТ-технологиями владеет 61% преподавателей республики, из них систематически используют информационные технологии в образовательной деятельности 41% преподавателей. В то же время необходимо обеспечить обучение по ИКТ на базовом уровне для 39% преподавателей. В рамках национального проекта "Образование" предусматривается получение всеми школами Республики Татарстан стандартных базовых пакетов лицензионного программного обеспечения. Однако после 2009 г., когда истечет срок поддержки проекта на федеральном уровне, возможны несколько вариантов дальнейшего использования в школах республики лицензионного программного обеспечения. В частности, финансирование платного программного обеспечения может осуществляться из бюджета Республики Татарстан, причем ряд установленных программ можно будет использовать и после 2010 года бесплатно. Кроме того, до конца 2009 г. на всех школьных компьютерах планируется установить СПО. Его испытания начнутся в 2008 году в школах трех пилотных регионов, в том числе и в Республике Татарстан. В рамках настоящей Программы необходимо сделать выбор: перейти на СПО или использовать в дальнейшем платные лицензионные программные продукты с финансированием из бюджета Республики Татарстан. Отмечается недостаточное развитие такого важного звена электронного развития региона, как электронное развитие культуры, особенно библиотечного дела, по которому регион относится к числу отстающих. По интегральной оценке развития электронной культуры, содержащейся в Индексе готовности регионов России к информационному обществу 2005-2006, республика занимает только 59-е место. По данным Министерства культуры Российской Федерации, по доле библиотек, имеющих персональные компьютеры (7,3%), республика находится на 75-м месте среди субъектов Российской Федерации, по числу персональных компьютеров на 100 занятых в библиотеках (14,9) - на 67-м месте, по доле библиотек, имеющих доступ в Интернет (2,5%), - на 69-м месте. Немногим лучше показатели использования ИКТ в библиотечном деле. По объему электронного каталога библиотек (2,6%) регион занимает 57-е место среди регионов России. Для сравнения: в Эстонии в 2002 г. в электронных каталогах отражалось 25% библиотечного фонда, а в Нидерландах этот показатель достигал 100%. В то же время важно заметить, что при оценке доступа к ИКТ библиотек надо учитывать трудности развития ИКТ-инфраструктуры библиотечной сети, связанные с тем, что республика обладает второй по величине в Российской Федерации (после Башкортостана) библиотечной сетью (1629 библиотек), при этом подавляющее большинство библиотек - муниципального уровня. В республиканских библиотеках ситуация относительно лучше, по числу персональных компьютеров на 100 занятых в таких библиотеках (71,1%) республика занимает 40-е место в России. Проблемным остается и электронное развитие музейного дела. По числу персональных компьютеров на 100 занятых в музеях (15,9) республика находилась на 52-м месте, поднимаясь лишь на 19-ю позицию по доле музеев, имеющих доступ в Интернет (44,7% - уровень в Латвии 2003 г., для сравнения: в Греции все музеи подключены к Интернету). Объем электронного каталога музеев крайне мал (лишь 1,7% музейных фондов отражен в электронных каталогах), по этому показателю регион занимает 62-е место в России. Проблемы существуют и в архивной сфере. В настоящее время доступ к информационным ресурсам, находящимся в государственных архивах, и их использование затруднено как из-за удаленности многих архивов, так и вследствие недостаточно высокого уровня описания архивных материалов и их тематической разработки. Создание информационно-поисковых баз данных, электронных копий архивных документов с возможностью удаленного доступа через телекоммуникационные сети позволят расширить доступ к архивной информации. Вместе с тем важно отметить, что Республика Татарстан - один из пионеров реализации концепции сохранения языкового и культурного разнообразия в России на базе использования инфокоммуникационных технологий. Первыми шагами в этом направлении стали информационное наполнение целого ряда веб-сайтов и порталов на татарском языке, а также локализация на татарский язык программных продуктов Microsoft и Linux (включая коммуникационные приложения Mozilla Firefox и Mozilla Thunderbird), что позволяет всем желающим, в особенности проживающим или работающим за пределами республики, изучать и использовать татарский язык для работы и общения в Интернете. Важным направлением дальнейшего развития работ по локализации является разработка соответствующих словарей и реализация алгоритмов проверки орфографии и пунктуации в офисных приложениях. Также в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" органы государственной власти и ОМС Республики Татарстан обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском и татарском языках в соответствии с федеральными законами, законами Республики Татарстан и нормативными правовыми актами ОМС, поэтому важной частью дальнейших работ при разработке и развитии информационных систем становится использование татарского языка наравне с русским. В качестве приоритетного направления следует отметить работы по локализации такого важного ресурса, как Портал Правительства Республики Татарстан, на английский язык для его интеграции в мировое информационное пространство. Происходит внедрение ИКТ в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство (в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье" в 2005 г. на условиях паритетного финансирования из республиканского и федерального бюджетов создана информационная система управления жилищно-коммунальным хозяйством Республики Татарстан), общественный транспорт (ведется создание навигационной дорожной карты и системы управления автобусными пассажирскими перевозками в Республике Татарстан), земельные и имущественные отношения (перевод в электронно-цифровую форму архивов Бюро технической инвентаризации). Подводя итоги, можно сказать, что в последние 3-4 года Республике Татарстан удалось преодолеть разрыв между относительно неплохими условиями, имеющимися в республике для электронного развития, и низким уровнем использования ИКТ в ключевых сферах деятельности, характерным для предыдущего периода: в Индексе готовности регионов России к информационному обществу, построенном на данных за 2003 год, Республика Татарстан занимала 25-е место по факторам развития информационного общества, а по использованию ИКТ только лишь 42-е место. В последнем рейтинге готовности регионов России к информационному обществу 2005-2006 гг. Республика Татарстан занимает уже 13-е место, по индексу состояния факторов электронного развития регион находится также на 13-й позиции, а по индексу использования ИКТ для развития - на 14-й. Дальнейший прогресс республики в области развития информационного общества целиком зависит от продолжения в сфере развития и использования ИКТ целенаправленной политики органов власти. Процесс перехода к информационному обществу - это сложная комплексная задача, охватывающая практически все виды и формы человеческой деятельности, затрагивающая интересы всех слоев общества. Решение такого рода задачи требует достаточно длительного времени, эффективного взаимодействия всех заинтересованных в ее решении сторон. Именно для решения такого рода задач, требующих интеграции усилий всего общества, служит программно-целевой подход. В его основу положен принцип ориентации совокупности выполняемых различными исполнителями действий на достижение общей цели. Развитие и использование ИКТ для социально-экономического развития региона является задачей, решение которой требует программно-целевого подхода, поскольку для ее решения необходимы: решение множества проблем, значительная часть которых имеет межведомственный и межсекторный характер; интеграция усилий различных организаций и ведомств, часто имеющих свои несовпадающие интересы в конечных целях, методах решения и т.д., что определяет необходимость четкой внешней координации всех усилий и соблюдения баланса интересов различных участников процесса; решение общесистемных проблем информатизации региона на федеральном уровне; достаточно длительный период времени; достаточно большие финансовые и человеческие ресурсы. Использование программно-целевого метода позволит: при решении задач в области развития и использования ИКТ обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из бюджета Республики Татарстан и привлекаемых из внебюджетных источников; проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования ИКТ в целях совершенствования деятельности региона; повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и использование ИКТ, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий в области развития и использования ИКТ, реализуемых в рамках различных программ и проектов; обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области развития и использования инфокоммуникационных технологий. Учитывая вышеизложенное, наилучшей формой решения задачи широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития Республики Татарстан представляется республиканская целевая программа "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан ("Электронный Татарстан" 2008-2010 годы)", скоординированная с программами развития и использования ИКТ, принятыми как на федеральном уровне, так и в самом регионе. Оптимальный период ее реализации - 2008-2010 годы. Формирование и реализация такой программы может стать решающим фактором перехода региона на новый уровень развития. На успешное выполнение Программы и достижение поставленных целей могут повлиять следующие внешние факторы и риски: экономические риски, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в развитие ИКТ, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности региона, общей экономической ситуации в стране и в республике, благоприятного инвестиционного климата и т.д.; организационные риски, связанные с проблемами координации деятельности большого числа государственных заказчиков и управления очень сложными проектами, требующими согласованной технической политики и перестройки административных процессов и т.п.; риски, связанные с "человеческим фактором", характерные при осваивании новых технологий; технологические риски в решении отдельных задач. Учитывая экономическую ситуацию в стране и республике, а также прогнозы экспертов по развитию мировой экономики, внешние экономические риски успешного выполнения Программы можно считать незначительными. Обеспечение выполнения Программы необходимыми для достижения результатов ресурсами возможно при условии последовательного выполнения финансовых обязательств Правительства Республики Татарстан, зафиксированных в Программе. Эффективность использования средств Республики Татарстан на информатизацию в числе прочего будет зависеть от согласованного решения общесистемных проблем на федеральном уровне и единства подходов в электронном развитии регионов России. Минимизация организационных рисков связана главным образом с эффективной координацией выполнения мероприятий Программы. Основные организационные риски выполнения Программы связаны с тем, что успешное решение задач эффективного использования ИКТ связано с необходимостью проведения административной реформы в органах государственной власти. При этом необходимо учитывать возможности ИКТ для повышения качества государственного управления. Решение этих вопросов выходит за рамки компетенции Государственного заказчика - координатора Программы. Для нейтрализации этих рисков и согласования процессов разработки и реализации информационных систем и процессов административной реформы, реорганизации деятельности органов власти должен быть задействован институт рабочей группы по реализации Программы. III. Основные цели и задачи Программы, сроки, этапы ее реализации, индикаторы оценки результатов в разрезе целей и задач Цели и задачи Программы сформированы на основе декомпозиции стратегических целей социально-экономического развития Республики Татарстан и выделения "ветвей" дерева целей, связанных с использованием ИКТ для решения социальных и экономических проблем. Цели Программы Основными целями Программы являются: повышение качества жизни населения Республики Татарстан за счет широкомасштабного использования ИКТ в социальной сфере, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также в повседневной жизни; повышение эффективности системы государственного и муниципального управления в Республике Татарстан, повышение доступности и качества государственных услуг для граждан и организаций, а также открытости органов власти; рост экономики, конкурентоспособности Республики Татарстан, уровня жизни населения и бюджетных доходов за счет развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, использования ИКТ в экономике. Задачи Программы Основными задачами Программы являются: развитие системы "Электронное Правительство Реcпублики Татарстан", реализация государственных услуг в электронной форме и принципа "одного окна" для повышения эффективности функционирования систем государственного управления и местного самоуправления, а также повышения оперативности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг; повышение доступности и качества медицинских услуг и эффективного использования ресурсов здравоохранения на основе широкомасштабного использования ИКТ в деятельности врачей и медицинских учреждений, создания "электронного паспорта здоровья" и интегрированной системы управления здравоохранением; повышение доступности и качества образования, уровня образованности граждан за счет внедрения современных ИКТ в систему образования и подготовки кадров; обеспечение эффективного решения задач социальной защиты населения за счет создания и развития ИКТ-инфраструктуры и интегрированной информационной системы социальной защиты; повышение сохранности культурных ценностей, доступности услуг в сфере культуры и архивного дела, укрепление межнациональных культурных связей и интеграции в мировое культурное пространство посредством развития информационных систем сферы культуры, перевод на цифровые носители информации о культурном и историческом наследии Республики Татарстан и предоставление доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам государственных архивов через Интернет, в том числе с использованием порталов "Культура Татарстана" и "Архивная служба Республики Татарстан"; содействие развитию экономики Республики Татарстан за счет стимулирования использования технологий электронной коммерции организациями Республики Татарстан, а также использования комплексной системы информационного обеспечения республиканских заказчиков, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг и интернет-выставки Республики Татарстан для продвижения товаров и услуг предприятий республики; развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение качества услуг в этой сфере на основе создания единой системы управления жилищно-коммунальным комплексом и стимулирования использования ИКТ организациями жилищно-коммунального хозяйства; развитие информационной среды науки и обеспечение сферы научных исследований и опытно-конструкторских разработок современными ИКТ за счет развития суперкомпьютерных центров и электронных хранилищ знаний; содействие развитию транспортной инфраструктуры Республики Татарстан за счет создания и внедрения интеллектуальных транспортных систем, системы управления развитием дорожного хозяйства, систем безопасности дорожного движения и других систем в рамках региональной информационной системы управления транспортным комплексом и дорожным хозяйством Республики Татарстан; создание и развитие систем обеспечения охраны правопорядка, общественной безопасности, защиты населения и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций для повышения уровня безопасности жизнедеятельности в Республике Татарстан; содействие решению экологических проблем и поддержка управления природными ресурсами на базе развития профильных информационных систем и кадастров; развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Республики Татарстан, обеспечивающей предоставление государственных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам и высокий уровень доступности для населения информации и технологий; развитие ИКТ с использованием результатов космической деятельности; содействие развитию регионального кластера информационных технологий, повышение его доли в общем объеме валового регионального продукта и структуре экспорта Республики Татарстан, развитие науки и технологий, повышение качества подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий с учетом потребностей регионального рынка; обеспечение реализации организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности Республики Татарстан; повышение уровня квалификации и подготовки работников органов государственной власти и бюджетных организаций в области использования ИКТ в профессиональной деятельности, развитие навыков использования ИКТ у населения; обеспечение условий для проектирования организационной и информационно-технологической инфраструктуры взаимодействия органов государственной власти Татарстана с гражданами, экономическими субъектами, другими органами государственной власти и ОМС на базе развития архитектуры системы "Электронное Правительство Республики Татарстан"; формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное использование ИКТ в системах государственного управления и местного самоуправления, деятельности бюджетных организаций, совершенствование государственных гарантий конституционных прав граждан в информационной сфере, а также поддержку развития рынка ИКТ в республике; обеспечение организационной, научно-методической, информационной поддержки реализации Программы. Индикаторы оценки конечных результатов Программы в разрезе целей, задач и мероприятий Программы представлены в приложении 1 к настоящей Программе. IV. Программные мероприятия В Программе предусматривается реализация нескольких основных направлений, в рамках каждого из которых обеспечивается выполнение комплекса взаимосвязанных программных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, сформулированных в Программе. Деление Программы на направления и программные мероприятия осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации деятельности по их решению с учетом распределения полномочий государственных заказчиков Программы. Разработка системы программных мероприятий основывалась на следующих принципах: системность: направления реализации и мероприятия Программы должны дополнять друг друга и обеспечивать достижение максимального эффекта от их взаимодействия и совместного использования их результатов; приоритет целей перед средствами: направления реализации и мероприятия Программы должны быть направлены, прежде всего, на достижение конечных целей социально-экономического развития региона, а не на создание промежуточных условий для их достижения; каждое направление или мероприятие должно оцениваться и приниматься, прежде всего, ввиду этих целей; информационные системы, создаваемые в рамках Программы, должны рассматриваться как инструмент, обеспечивающий деятельность органов государственной власти, а не как конечный результат; организационная обеспеченность мероприятий: система мероприятий должна предусматривать финансирование необходимых организационных мероприятий, включая создание организационных структур, подготовку нормативной правовой, методической и регламентной базы, реорганизацию административных процессов и др.; социальная направленность Программы: система мероприятий нацелена на решение социальных проблем, повышение качества жизни населения, доступности и качества государственных услуг и услуг в сфере образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, обеспечения безопасности и т.д. Перечень мероприятий Программы с указанием сроков их выполнения, объемов и источников финансирования, а также индикаторы оценки конечных результатов Программы в разрезе ее целей, задач и мероприятий представлены в приложении 1 к настоящей Программе. V. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Зарубежный и отечественный опыт реализации комплексных программ развития и использования ИКТ показывает целесообразность использования макроэкономического показателя для общей оценки ресурсного обеспечения Программы. В качестве основного показателя используется доля государственных расходов на развитие и использование ИКТ в общем объеме годового бюджета страны (региона). Анализ имеющихся данных 2006-2007 гг. об использовании бюджетных средств на развитие и использование ИКТ показывает, что даже в высокоразвитых европейских странах они, как правило, не выходят за пределы 2% расходной части бюджета, в частности, Германия демонстрирует показатель на уровне 1,7%; Франция - около 1,25%; Испания - примерно 1,1%; Великобритания - немногим более 0,8%; Италия - чуть менее 0,6%. Следует отметить, что в последние годы объемы бюджетных расходов на ИКТ в перечисленных странах составляют стабильные величины с небольшой динамикой снижения (кроме Франции, где имело место незначительное увеличение). Это объясняется тем, что эти страны уже достигли высокого уровня электронного развития и ключевым фактором для них становится не столько финансирование, сколько системность в проработке программ и проектов развития и использования ИКТ и эффективное управление ими. Распределение средств государственного бюджета, выделенных на ИКТ в европейских странах в указанный период, показывает, что основная часть приходится на оплату услуг, связанных с внедрением технологий: в среднем 57,7% (минимальный показатель составляет 50,7%, максимальный - 66,6%); на аппаратное обеспечение приходится в среднем 23,4% (разброс от 19% до 30,7%), на программное обеспечение - 18,9% (разброс от 13,1% до 23,1%). По данным компании Gartner, Western Europe IT Spending and Staffing Survey (2005), суммарные затраты на ИКТ в странах Западной Европы, включая оплату труда соответствующих специалистов, в центральных органах государственной власти составили в среднем 6,81% от операционного бюджета ведомства, в местных органах власти - 5,24% операционного бюджета определенного органа власти. Экспертный анализ доли расходов на ИКТ в бюджетах некоторых субъектов Российской Федерации в 2006-2007 гг. показывает большую дифференциацию. Традиционным лидером в области электронного развития среди российских регионов является город Москва, где эта доля составляла в указанный период чуть менее 1,8%. В г. Санкт-Петербурге, стабильно занимающем 2-е место в рейтингах готовности российских регионов к информационному обществу, этот показатель составлял 0,56% в 2006 г. и увеличился до 0,72% в 2007 году. Один из стабильных лидеров российских рейтингов - Ямало-Ненецкий автономный округ, который тратит на ИКТ на протяжении последних лет около 1% регионального бюджета. Для Самарской области, занявшей по итогам последнего рейтинга 6-е место среди российских регионов, эта доля составила в 2006 г. 0,52% расходной части бюджета и 0,37% - в 2007 году. Ряд регионов России, известных своей активной политикой в области информатизации, - Республика Карелия, Чувашская Республика и Томская область - оценивают свои затраты на информатизацию примерно в 0,5% регионального бюджета. При этом в Республике Башкортостан, расходы на ИКТ которой составили в 2006-2007 гг. лишь сотые доли процента (0,02%) республиканского бюджета, заняла лишь 49-е место в последнем рейтинге готовности регионов России к информационному обществу. Исходя из зарубежной и российской практики, рекомендуемыми для Республики Татарстан значениями показателей расходов на ИКТ могут служить следующие: 6-8% от общего объема валового регионального продукта (речь идет об общих расходах на ИКТ, включая расходы бизнес-сектора); 1,5-2% расходной части бюджета; 5-7% от операционного бюджета республиканских ведомств. Достижение этих показателей позволит обеспечить заметный прогресс в развитии и использовании ИКТ для достижения целей социально-экономического развития региона в среднесрочной перспективе. Объемы бюджетного финансирования Программы должны определяться ежегодно в установленном порядке в процессе формирования бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов. Отдельно должен определяться объем бюджетных средств, выделяемых на эксплуатацию созданных информационных систем. В соответствии с объемом выделяемого бюджетного финансирования и финансирования за счет средств других источников, а также по результатам анализа выполнения указанных программ может осуществляться корректировка проектов и ожидаемых результатов их реализации. Для финансирования Программы предлагается использовать средства бюджета Республики Татарстан (консолидированный бюджет Программы, а также средства, выделяемые органами государственной власти республики на информатизацию) и местных бюджетов. Для софинансирования проектов Программы могут быть привлечены средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", других целевых программ, содержащих мероприятия по развитию и внедрению ИКТ, а также средства внебюджетных источников. В указанных случаях привлекаемые средства должны быть, при наличии соответствующих соглашений, учтены в ежегодно утверждаемых объемах финансирования мероприятий Программы в рамках ежегодного доклада Государственного заказчика Программы, подготавливаемого для Кабинета Министров Республики Татарстан в установленном порядке. Учитывая возможности и потребности региона, для реализации настоящей Программы предлагаются следующие объемы финансирования: (тыс.рублей) ------------------------------T--------T---------T--------T-------------¬ ¦ Источник финансирования ¦2008 г. ¦ 2009 г. ¦2010 г. ¦ Стоимость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работ, всего ¦ +-----------------------------+--------+---------+--------+-------------+ ¦Бюджет Республики Татарстан ¦ 300000 ¦ 325000 ¦ 350000 ¦ 975000 ¦ +-----------------------------+--------+---------+--------+-------------+ ¦Местные бюджеты*(1) ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ +-----------------------------+--------+---------+--------+-------------+ ¦Средства министерств и¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ведомств Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Татарстан*(2) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+--------+---------+--------+-------------+ ¦Федеральный бюджет*(3) ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ +-----------------------------+--------+---------+--------+-------------+ ¦Внебюджетные источники*(4) ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ +-----------------------------+--------+---------+--------+-------------+ ¦Требуемый объем¦900000- ¦ 900000- ¦900000- ¦ 2700000- ¦ ¦финансирования (на уровне¦1200000 ¦ 1200000 ¦1200000 ¦ 3600000 ¦ ¦1,5-2% расходной части¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета Республики Татарстан)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------------------------+--------+---------+--------+-------------- *(1) Финансирование Программы осуществляется при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели из местных бюджетов. *(2) Программа финансируется за счет общих ассигнований сводных смет доходов и расходов министерств и ведомств на соответствующие годы в части расходов на информатизацию. *(3) Финансирование Программы осуществляется при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. *(4) Финансирование Программы осуществляется при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели из внебюджетных источников. VI. Механизм реализации Программы В систему рабочих органов по управлению реализацией Программы входят: рабочая группа по координации внедрения комплексного проекта "Электронное Правительство Республики Татарстан", утвержденная распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан, осуществляющая координацию работ по реализации Программы и согласование интересов органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих в разработке и реализации Программы; уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан в сфере информатизации; Государственный заказчик Программы. Система управления реализацией мероприятий Программы должна гарантировать достижение поставленных целей и эффективность проведения каждого из мероприятий. В задачи, решаемые рабочей группой по координации внедрения комплексного проекта "Электронное Правительство Республики Татарстан", входят: обсуждение предложений по корректировке плана мероприятий Программы; оценка результатов мероприятий, осуществляемых в рамках реализации Программы; рассмотрение ежегодного сводного доклада Государственного заказчика Программы о ходе ее выполнения. Рабочая группа при Кабинете Министров Республики Татарстан рассматривает вопросы реализации Программы не реже 2 раз в год. В задачи, решаемые уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере информатизации, входят: ежегодная подготовка предложений по перечню приоритетных проектов, реализуемых в рамках мероприятий Программы; ведение контроля и мониторинга за ходом реализации Программы, включая оценку социально-экономической эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан. В задачи Государственного заказчика Программы входят: осуществление функций главного распорядителя бюджетных средств по Программе, государственного заказчика межотраслевых проектов Программы; осуществление функций по технической координации разработки и реализации мероприятий Программы; согласование конкурсной и проектной документации отраслевых мероприятий Программы; организация выполнения мероприятий организационного, научного и информационного обеспечения реализации Программы; подведение итогов реализации Программы; подготовка и предоставление в Кабинет Министров Республики Татарстан ежегодного доклада, содержащего информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств. Государственный заказчик с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год ежегодно в составе доклада уточняет целевые индикаторы, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы. С целью обеспечения совместимости, стандартизации и унификации решений, принимаемых при реализации программных мероприятий, интеграции информационных систем при реализации Программы, осуществляются технические координация и контроль, экспертиза программных мероприятий, проектов и подпрограмм в рамках реализации Программы. Эффективность управления Программой достигается за счет разработки и принятия системы нормативных документов, определяющих порядок выполнения и финансирования мероприятий Программы, включая положение о каждом из органов управления Программой, положение о порядке конкурсного финансирования инвестиционных проектов Программы и другие документы. В реализации Программы также принимают участие министерства и ведомства Республики Татарстан, осуществляющие мероприятия по развитию ведомственных информационных систем и информатизации подведомственных учреждений. Проектная и конкурсная документация отраслевых мероприятий информатизации согласуются с Государственным заказчиком. Реализация Программы осуществляется при активном участии органов местного самоуправления республики. Республиканская поддержка и координация информатизации муниципальных образований осуществляется на принципах, аналогичных заложенным в поддержку региональной информатизации федеральными органами власти, включая участие представителей муниципального управления в рабочих органах Программы, софинансирование муниципальных программ информатизации из бюджета Республики Татарстан, разработку стандартов и типовых решений в сфере муниципальной информатизации и т.д. VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы Республиканская целевая программа "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан ("Электронный Татарстан" 2008-2010 годы)" относится к числу комплексных программ технической и социальной направленности. При оценке эффекта, достигаемого при выполнении Программы, целесообразно учитывать ее отличительные особенности, отмеченные ниже. В состав Программы вошли мероприятия экономической, технической и социальной направленности, для оценки эффективности выполнения которых используются показатели разных категорий. Поэтому чтобы обосновать целесообразность выделения средств на выполнение Программы, следует учитывать эффекты разных категорий - экономический, технический, социальный и др. При этом некоторые из мероприятий приводят к достижению сразу нескольких эффектов. Программа рассчитана на три года с возможным последующим продолжением. В соответствии со сложившейся практикой она занимает промежуточное место между среднесрочными и долгосрочными программами, что затрудняет прогнозирование ожидаемого эффекта. Тем не менее возможно прогнозирование социально-экономического развития на трехлетнюю перспективу с разделением по годам при условии ежегодной корректировки. Что касается развития сферы ИКТ, то, как показывает опыт, прогнозирование ожидаемого эффекта на срок свыше двух-трех лет редко оказывается достоверным. Программа будет выполняться в соответствии со стандартами федеральной целевой программы "Электронная Россия". Принцип единства экономической политики (Правительства Российской Федерации и Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации) предполагает необходимость согласования этих программ в процессе их выполнения. При этом развитие Республики Татарстан будет происходить опережающими темпами, и численные значения отдельных показателей ожидаемых конечных результатов реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" в процессе выполнения республиканской целевой программы "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан" будут превышены как для относительных, так и для абсолютных значений. Ожидаемые обобщенные эффекты Главный интегральный эффект, который предполагается достичь в результате выполнения Программы, состоит в повышении качества жизни населения Республики Татарстан за счет более широкого внедрения современных ИКТ в их повседневную жизнедеятельность. При этом под "качеством жизни" в широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает характеристики и показатели уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности. Таким образом, рассматривая качество жизни как интегральный показатель для оценки эффективности выполнения Программы, целесообразно все выполняемые мероприятия по достигаемому эффекту разбить на следующие основные виды: экономический, технический, социальный, психологический и экологический эффекты. Основной экономический эффект будет состоять в получении прибыли в результате реализации тех мероприятий, которые имеют коммерческую направленность, а также в содействии повышению производительности труда и общему росту экономики республики. Основной технический эффект будет состоять в повышении объема и скорости использования информации и в более интенсивном развитии наукоемких производств. В процессе выполнения Программы предполагается охватить все население Республики Татарстан. При этом основной социальный эффект будет состоять в повышении уровня жизни граждан, а также в сглаживании социального и информационного неравенства. Повышение производительности труда, частичный переход на работу на дому приведут к увеличению свободного времени, а доступ к современным ИКТ позволит более качественно удовлетворять информационные потребности населения. Преимущественным станет использование цифровых систем распределения телевизионных программ, что приведет к снижению уровня электромагнитного излучения. Увеличится доля трудового населения, работающего на дому, вследствие этого произойдет снижение загрязненности воздуха выхлопными газами личного и общественного автотранспорта. При реализации Программы необходимо ориентироваться на достижение поставленной в ней цели, но при этом как сама цель, так и этапы продвижения республики к ней должны иметь индикативное выражение, позволяющее контролировать ход реализации Программы. Целью Программы является повышение качества жизни населения Республики Татарстан и приезжих за счет широкомасштабного использования ИКТ, поэтому в системе целевых показателей Программы используются две группы индикаторов: показатели качества жизни населения республики (в основных составляющих, раскрывающих это понятие) и показатели развития и использования ИКТ для обновления ключевых сфер деятельности. Влияние инвестиций в ИКТ на экономическое развитие Республики Татарстан Программа нацелена на развитие и широкомасштабное использование в республике ИКТ и предполагает в ближайшие годы осуществление и стимулирование масштабных инвестиций в это направление. Поэтому первый вопрос, на который необходимо ответить при экономическом обосновании Программы, это насколько совокупные инвестиции в ИКТ влияют на экономическое развитие Республики Татарстан. Примерную оценку этого эффекта можно дать, опираясь на данные, которые приводились для оценки влияния инвестиций в ИКТ на экономический рост развитых стран. Как показывают результаты экономических расчетов, недавно опубликованные в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инвестиции в ИКТ в 1990-е годы обеспечили определенный вклад в экономический рост не только США, но и других развитых стран. За последние два десятилетия ИКТ обеспечивали от 0,2 до 0,5 процентных пункта роста экономики в зависимости от страны. Во второй половине 1990-х годов вклад в экономический рост инвестиций в ИКТ увеличился и уже обеспечивал от 0,3 до 0,9 процентных пункта роста в изученных странах. Учитывая, что эффект использования ИКТ наблюдается в различных по масштабам и социально-экономическим особенностям странах, эти оценки представляется обоснованным перенести на экономику Республики Татарстан и предположить, что широкомасштабное использование ИКТ обеспечит не менее 0,4-0,6% экономического роста в год. Важный вклад в экономику республики будет вносить и развитие собственно сектора ИКТ как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей, к тому же, предпосылки повышения конкурентоспособности и роста во всех других отраслях. Оценка социально-экономической эффективности Программы Программа носит системообразующий характер для повышения эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти и результативности расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Новое качество государственного управления как результат реализации Программы является важным фактором социально-экономического развития страны и повышения качества жизни населения. С учетом заявленных целей Программы и основных ее направлений представляется возможным оценить эффект реализации мероприятий Программы в 2007-2010 годах по следующим основным направлениям: 1. Повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти. Повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти, возникающих в результате недостаточной эффективности управления реализацией проектов создания и развития государственных информационных систем, отсутствия общих требований и стандартов к выполнению указанных работ, дублирования ранее выполненных разработок и организации повторного сбора и ввода в государственные информационные системы уже имеющихся данных, рассчитывается по следующей формуле: где: Т - срок реализации Программы (в годах); i - индекс отсчета времени реализации Программы; - общий объем расходования бюджетных средств на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти в i-том году; - индекс повышения эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти в i-том году. Таким образом, исключение неэффективных расходов, составляющих до 10 процентов всех бюджетных средств и выделяемых на внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, за счет повышения результативности управления реализацией проектов создания государственных информационных систем, централизованного принятия решений для совместного использования органами государственной власти, формирования типовых решений и их последующего свободного распространения в интересах органов государственной власти, а также исключения дублирования соответствующих разработок на уровне отдельных ведомств за годы реализации Программы даст бюджетный эффект в размере 97,5 млн.рублей (30,0 млн.рублей - в 2008 году, 32,5 млн.рублей - в 2009 году, 35,0 млн.рублей - в 2010 году). 2. Снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне. Снижение трудозатрат работников органов государственной власти на организацию информационной работы с ведомствами и населением за счет обеспечения прямого регламентированного доступа заинтересованных органов государственной власти, граждан и организаций к данным, содержащимся в государственных информационных системах, за счет интеграции государственных информационных систем и перевода электронных услуг в электронный вид рассчитывается по следующей формуле: , где: Т - срок реализации Программы (в годах); i - индекс отсчета времени реализации Программы; - общий объем фонда оплаты труда работников органов государственной власти в i-том году; - индекс снижения трудозатрат работников органов государственной власти в i-том году. Таким образом, снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне до 25 процентов за счет обеспечения доступности государственных информационных ресурсов для заинтересованных органов государственной власти и интеграции государственных информационных систем, а также за счет развития межведомственной системы электронного документооборота за годы реализации Программы даст бюджетный эффект в размере 2578,5 млн.рублей (779,0 млн.рублей - в 2008 году, 856,9 млн.рублей - в 2009 году, 942,6 млн.рублей - в 2010 году). 3. Снижение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с сокращением времени получения ими государственных услуг и необходимой информации. Социально-экономический эффект от реализации Программы определяется показателем снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с сокращением времени получения ими государственных услуг и необходимой информации, а также со снижением стоимости взаимодействия между государственными органами, организациями и населением в результате интеграции государственных информационных систем, рассчитывается по следующей формуле: , где: Т - срок реализации Программы (в годах); i - индекс отсчета времени реализации Программы; - общий объем времени, затрачиваемого населением на получение государственных услуг в месяц в i-том году; - средняя заработная плата в Республике Татарстан в месяц в i-том году; - индекс экономии времени, затрачиваемого населением на получение государственных услуг в месяц в i-том году. Таким образом, снижение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с сокращением времени получения ими государственных услуг и необходимой информации, со снижением количества вынужденных обращений граждан в органы государственной власти и необходимого времени ожидания, а также снижение стоимости взаимодействия между органами государственной власти, организациями и гражданами в результате интеграции государственных информационных систем за годы реализации Программы позволит в масштабах страны получить социально-экономический эффект в размере 667,3 млн.рублей (201,6 млн.рублей - в 2008 году, 221,8 млн.рублей - в 2009 году, 243,9 млн.рублей - в 2010 году). 4. Обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия к власти и сокращение времени на обеспечение доступа граждан Республики Татарстан к информации о деятельности органов государственной власти за счет создания новых и модернизации действующих ведомственных сайтов Интернета, развития их информационного наполнения и функциональных возможностей, а также обеспечения тематического доступа к размещаемой на них информации через информационную систему "Портал Правительства Республики Татарстан". 5. Повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на управление за счет создания соответствующих информационных систем. Таким образом, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы в 2008-2010 годах, рассчитанная в соответствии с приведенной методикой оценки социально-экономической и бюджетной эффективности реализации мероприятий Программы, составит 3718,7 млн.рублей, или 1119,3 млн.рублей - в 2008 году, 1273,6 млн.рублей - в 2009 году, 1325,8 млн.рублей - в 2010 году. * Итоги государственного статистического наблюдения по форме N 3-информ, предоставленные федеральным государственным унитарным предприятием "Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики" по запросу Института развития информационного общества. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|