Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2016 № 193
Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан
|
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
1. Информация о создавшихся в системе дополнительного образования детей в Республике Татарстан условиях для осуществления модернизационных процедур.
В настоящее время в Республике Татарстан функционируют 428 учреждений дополнительного образования детей разной ведомственной принадлежности с общим охватом в 323617 обучающихся и 14116 школьных кружков.
N п/п |
Ведомство |
Количество образовательных организаций дополнительного образования |
Количество обучающихся |
1. |
Министерство образования и науки Республики Татарстан |
158 |
198153 |
2. |
Министерство культуры Республики Татарстан |
106 |
38879 |
3. |
Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан |
- |
- |
4. |
Негосударственная сеть дополнительного образования |
155 |
83394 |
Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования с учетом занятости в школьных кружках осуществляется в образовательных организациях различных видов, что составляет 102 процента.
N п/п |
Образовательные организации |
Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Министерство культуры Республики Татарстан |
Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан |
Негосударственная сеть дополнительного образования |
|
|
Количество объединений / Количество обучающихся |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Школы |
40/21068 |
104/36704 |
155/83394 |
- |
2. |
Многопрофильные центры |
83/145028 |
- |
- |
- |
3. |
Профильные центры |
24/25547 |
2/2175 |
- |
9/3191 |
4. |
Профильные станции |
11/6510 |
- |
- |
- |
5. |
Объединения дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ |
Всего объединений по всем ведомствам - 4116, в которых обучаются 231720 детей |
Учитывая социальную значимость развития дополнительного образования детей, в республике с 2011 года сделан акцент на развитие технического творчества детей, освоение инженерно-технических компетенций, в том числе на робототехнике.
По итогам последних лет наблюдается стабильное увеличение числа объединений технической направленности. При этом в объединениях технической направленности учреждений дополнительного образования детей и школьных объединениях занимается 12,9 процента от общего количества учащихся.
Основу системы технического творчества детей республики составляют 9 профильных учреждений дополнительного образования детей (далее - УДО) и 63 многопрофильных УДО, в которых занимаются 25705 детей, а также 1558 школьных кружков, в которых занимаются 26279 человек.
Осуществлено организационно-методическое сопровождение развития детского технического творчества:
внедрены новые виды технического творчества: 3D-моделирование, прототипирование, работа на станках с числовым программным управлением и др.;
во всех муниципальных образованиях открыты объединения по робототехнике;
созданы 8 базовых площадок профориентационной направленности "Страна Авиация";
поддержано 139 школ по созданию объединений научно-технического творчества в рамках проекта "Школа после уроков";
создано 58 базовых площадок научно-технического творчества.
Для повышения мотивации учащихся к занятиям научно-техническим творчеством в рамках стратегической инициативы "Новая модель дополнительного образования детей" на территории Республики Татарстан" 18 июня 2015 года было заключено Соглашение о сотрудничестве между Республикой Татарстан и автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения планируется проектирование и создание сети опорных ресурсных центров на территории Республики Татарстан в целях развития системы дополнительного образования детей.
В целях реализации Соглашения при поддержке Аппарата Президента Республики Татарстан, Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан и автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив" в г. Набережные Челны была создана автономная некоммерческая организация "Детский технопарк "Кванториум".
Это новая модель дополнительного образования детей с образовательно-творческим пространством, в котором созданы условия для раскрытия потенциала школьников, имеющих склонность к инженерному творчеству и научной работе.
2. Направления реализации Комплекса мер по развитию эффективной системы дополнительного образования детей Республики Татарстан в 2016 году.
2.1. Увеличение численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами.
Увеличение численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, будет обеспечено за счет:
открытия новых объединений технической направленности дополнительного образования детей;
укрепления и развития материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы научно-технического творчества;
развития кадрового потенциала;
организации и проведения новых конкурсных мероприятий по всем направлениям дополнительного образования детей.
2.2. Увеличение численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической направленности.
Увеличение численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической направленности, будет обеспечено за счет:
организации многоканального финансирования в обеспечении реализации образовательных программ;
создания сети технопарков на территории Республики Татарстан; развития компетенций по стандартам "Junior Skills" (JS).
2.3. Внедрение системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования.
Внедрение системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования будет осуществляться через:
разработку нормативно-правовой базы по организации финансирования деятельности учреждений дополнительного образования детей на основе персонифицированного подхода;
создание региональной модели эффективного учета детей в объединениях дополнительного образования;
разработку моделей финансирования учреждений дополнительного образования детей в форме государственно-частного партнерства;
реализацию проекта по электронному учету детей в учреждениях дополнительного образования.
Проект реализуется в двух направлениях:
повсеместно - посредством "электронного журнала" в рамках портала "Электронное образование в Республике Татарстан",
"пилотный проект" - ежедневный учет посещаемости в УДО шести муниципальных районов (с 2012 года - Зеленодольский, с 2013 года - Высокогорский, Верхнеуслонский, Лаишевский, Пестречинский, Сабинский муниципальные районы).
Внедрение проекта по ежедневному учету посещаемости подразумевает оснащение педагогов дополнительного образования детей УДО мобильными устройствами с поддержкой NFC (ноутбуки) и выдачу бесконтактных смарт-карт обучающимся, установку в УДО точек доступа wi-fi (по 1-3 точки на учреждение).
Внедрение проекта имеет ряд социальных эффектов:
наличие объективной информации для рейтинговой оценки программ и учреждений дополнительного образования;
обновление и расширение спектра программ дополнительного образования детей;
наличие объективной информации для принятия кадровых решений.
2.4. Внедрение независимой оценки качества дополнительного образования детей.
Внедрение независимой оценки качества дополнительного образования детей планируется через разработку методик по оценке качества дополнительного образования детей по уровням "объединение - учреждение - муниципальный район - республика", ее пробную апробацию и создание независимого экспертного совета по направлению.
В конце 2014 года создан Республиканский экспертный совет по оценке программ повышения квалификации, проведена независимая экспертиза и сформирован республиканский реестр программ повышения квалификации работников образования Республики Татарстан на 2015 год (приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.12.2014 N 7658/1) и на 2016 год (приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 30.11.2015 N 9645/15).
В 2016 году в экспертный совет планируется включение представителей Наблюдательного совета из числа сотрудников исполнительных органов власти Республики Татарстан (Министерства информатизации и связи Республики Татарстан и Министерства образования и науки Республики Татарстан), а также сотрудников ПАО "КАМАЗ".
2.5. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования.
Повышением квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования в Республике Татарстан занимается государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Республиканский центр внешкольной работы" (далее - РЦВР).
В связи с введением в Республике Татарстан в 2016 году персонифицированной системы повышения квалификации работников образования Республики Татарстан РЦВР разработаны 11 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для различных категорий работников дополнительного образования детей (в том числе для педагогов дополнительного образования технической направленности), которые вошли в Республиканский реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Татарстан.
Предполагаемое количество слушателей курсов повышения квалификации на базе РЦВР в 2016 году - 600 человек.
2.6. Создание ресурсного центра для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.
Ресурсным центром для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, планируется определить РЦВР.
РЦВР является региональной инновационной площадкой в Республике Татарстан (приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 05.11.2015 N под-9548/15 "О региональных инновационных площадках") по направлению "Инновационная деятельность педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов" в 2015-2016 учебном году. РЦВР является разработчиком Программы подготовки к чемпионату мира JuniorSkills-2019 и организатором отборочных региональных соревнований для участия в соревнованиях на российском уровне (приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12.11.2015 N под-9576/15). С 2011 по 2015 год РЦВР в рамках работы федеральной стажировочной площадки по направлению "Распространение в Республике Татарстан инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей" Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы организовал проведение стажировок 595 человек по различным направлениям технического творчества для педагогов дополнительного образования технической направленности на базовых площадках по распространению технического творчества в Республике Татарстан.
3. Индикаторы эффективности реализации Комплекса мер по развитию эффективной системы дополнительного образования детей Республики Татарстан и ожидаемые результаты.
3.1. Индикаторы эффективности реализации Комплекса мер по развитию эффективной системы дополнительного образования детей Республики Татарстан представлены в следующей таблице:
N п/п |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
2015 год (базовый) |
Пороговые значения индикаторов по годам |
|
|||
|
|
|
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
1. |
Увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами |
% |
82 |
82 |
85 |
88,6 |
|
|
2. |
Увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической направленности |
% |
12,3 |
12,3 |
12,9 |
13 |
|
|
3. |
Увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет. охваченных дополнительными общеобразовательными программами естественно-научной направленности |
% |
4,5 |
4,5 |
4,6 |
4,7 |
||
4. |
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внеурочной и внешкольной деятельности |
% |
88 |
88 |
90 |
90 |
||
5. |
Число (доля) муниципалитетов, в которых реализуется механизм персонифицированного финансирования дополнительного образования детей |
количество, % |
6 (13%) |
6 (13%) |
8 (17%) |
10 (22%) |
||
3.2. Ожидаемые результаты:
Будет разработан и внедрен механизм получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования;
негосударственные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, получат доступ к финансированию за счет бюджетных ассигнований;
через деятельность Наблюдательного совета и экспертного совета будет введена система независимой оценки качества дополнительного образования детей;
будет повышена квалификация руководящих и педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования (по направлению технического творчества) (не менее 600 человек);
будет создан ресурсный центр для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности.
4. Объемы финансирования Комплекса мер по модернизации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Республике Татарстан в 2016 году и План-график реализации Комплекса мер по развитию эффективной системы дополнительного образования детей Республики Татарстан в 2016 году представлены в приложениях N 1 и N 2 к Комплексу мер соответственно.
Приложение N 1 к Комплексу мер по
развитию эффективной системы дополнительного образования детей Республики
Татарстан в 2016 году
(тыс. рублей) |
||||
Комплекс мер по развитию эффективной системы дополнительного образования детей Республики Татарстан в 2016 году |
Объемы финансирования в 2016 году |
|||
федеральный бюджет |
бюджет Республики Татарстан |
внебюджетные источники |
всего |
|
40000,0 (прогноз) |
10400,0 |
9300,0 |
59700,0 |
Приложение N 2 к Комплексу мер по
развитию эффективной системы дополнительного образования детей Республики
Татарстан в 2016 году
Перечень мероприятий |
Срок (период) выполнения |
1 |
9 |
Разработка положения о Наблюдательном совете по реализации мероприятия 3.2 ФЦПРО* на 2016 год |
март-май |
Разработка порядка межведомственного взаимодействия по реализации мероприятия 3.2 ФЦПРО на 2016 год |
март-май |
Разработка нормативно-правовой базы о финансировании детских технопарков на территории Республики Татарстан |
март-июнь |
Разработка региональной системы учета потребностей детей в обучении по всем направлениям технического творчества |
март-июнь |
Реализация проекта по электронному учету индивидуальной посещаемости детей в учреждениях дополнительного образования |
январь-декабрь 2016 года |
Утверждение региональными нормативными правовыми актами системы учета потребностей детей в обучении по всем направлениям технического творчества |
июль-август |
Разработка системы учета потребностей управленческих и педагогических кадров системы образования в повышении квалификации (включая все направления технического творчества) |
март-июнь |
Утверждение разработанной системы учета потребностей управленческих и педагогических кадров системы образования в повышении квалификации (включая все направления технического творчества) |
июль-август |
Отбор программ повышения квалификации педагогических кадров по всем направлениям технического творчества |
апрель-август |
Реализация программ повышения квалификации педагогических кадров по всем направлениям технического творчества |
май-декабрь |
Проведение обучающих семинаров для специалистов дополнительного образования детей, реализующих программы технической направленности |
май-декабрь |
Оснащение базовых организаций-участников современным оборудованием |
май-октябрь |
Организация стажировок педагогов дополнительного образования, реализующих программы технической направленности |
май-декабрь |
Организация, проведение и экспертиза трех направлений (лазерные технологии, электроника, нейропилотирование) JouniorSkills в Закамском регионе: проведение отборочного тура |
март |
Организация, проведение и экспертиза трех направлений (лазерные технологии, электроника, нейропилотирование) JouniorSkills в РТ: региональный этап JS |
апрель |
Проведение цикла городских и региональных олимпиад по всем направлениям деятельности автономной некоммерческой организации "Детский технопарк "Кванториум" |
апрель-декабрь |
Осуществление мониторинга за реализацией мероприятия 3.2 ФЦПРО и деятельностью детских технопарков |
декабрь |
* ФЦПРО - Федеральная целевая программа развития образования.
2024
Декабрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |