Расширенный поиск
Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.01.2000 № 36ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона 1. Настоящий Закон устанавливает на основе Конституции Республики Татарстан и законодательства Республики Татарстан гарантии избирательных прав граждан в Республике Татарстан при выборах депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок проведения выборов депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением непосредственно. 2. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, избираемых выборными органами местного самоуправления, сходом граждан, а также порядок формирования органов местного самоуправления регулируются уставом местного самоуправления. Статья 2. Основные принципы выборов депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Выборы депутатов представительных органов (далее - депутатов) и должностных лиц местного самоуправления проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Участие гражданина Республики Татарстан в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Республики Татарстан с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. 3. Гражданин Республики Татарстан, достигший 18 лет и проживающий на территории местного самоуправления, вправе избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. 4. Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Статья 3. Назначение выборов 1. Выборы депутатов и должностных лиц местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки, установленные уставом местного самоуправления, но не позднее чем за 65 дней до истечения срока полномочий депутатов и должностных лиц местного самоуправления. 2. В случаях, если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы в установленные сроки, выборы назначаются сходом граждан на первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий представительного органа, депутатов или должностных лиц местного самоуправления. 3. Решение о назначении даты выборов публикуется в печати (обнародуется) не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. Статья 4. Финансирование выборов Подготовка и проведение выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления финансируются за счет средств бюджетов местных самоуправлений. Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 5. Образование избирательных округов 1. Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются по одномандатным избирательным округам, либо одному или нескольким многомандатным избирательным округам, образуемым на территории местного самоуправления на основе единой нормы представительства. Число мандатов в многомандатных избирательных округах не может быть более пяти. 2. Для проведения выборов депутатов городскими, поселковыми, сельскими избирательными комиссиями не позднее чем за 60 дней до дня выборов образуются избирательные округа с соблюдением следующих требований: примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат; избирательный округ составляет единую территорию: не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий. 3. Выборы должностных лиц местного самоуправления проводятся по единому округу, границы которого совпадают с границами территории местного самоуправления. 4. Список избирательных округов с указанием их номеров, описанием границ и численностью избирателей подлежит опубликованию (обнародованию) в течение пяти дней после их образования. Статья 6. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются не позднее чем за 60 дней до дня выборов городскими, поселковыми, сельскими избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3000 избирателей на каждом участке. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. 3. Список избирательных участков с указанием их номеров, адресов, описанием границ и численностью избирателей подлежит опубликованию (обнародованию) в течение пяти дней после их образования. Статья 7. Список избирателей и порядок его составления 1. Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей. Указанные сведения направляются уполномоченным органом или должностным лицом в участковые избирательные комиссии. 2. В список избирателей включаются граждане, обладающие на день голосования активным избирательным правом. В списке избирателей указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места проживания избирателя. Список избирателей составляется в алфавитном или ином удобном для организации голосования порядке (по населенным пунктам, улицам, домам). Избиратель не может быть включен в список избирателей на других избирательных участках. Список избирателей составляется в двух экземплярах, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии, заверяется печатью участковой избирательной комиссии и представляется для всеобщего ознакомления за 20 дней до выборов. 3. Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии. Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе. Заявление об ошибках и неточностях в списке рассматривается участковой избирательной комиссией, которая обязана в течение 24 часов, а в день выборов - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно. 4. Вносить какие-либо изменения в список избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. Статья 8. Дополнительный список избирателей 1. Избиратели, прибывшие к новому месту жительства после обнародования списка избирателей либо в силу различных обстоятельств не включенные в основной список избирателей, включаются в день выборов по их просьбе и по предъявлении ими паспорта или удостоверения личности в дополнительный список избирателей на избирательном участке по месту их нового места жительства. 2. Дополнительный список избирателей составляется участковой избирательной комиссией и подписывается ее председателем и секретарем, заверяется печатью участковой избирательной комиссии. ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 9. Система и статус избирательных комиссий 1. Для организации и проведения выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные комиссии: городская, поселковая, сельская избирательная комиссия; участковые избирательные комиссии. 2. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления. 3. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, органами государственной власти и управления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями. Статья 10. Порядок образования избирательных комиссий 1. При подготовке и проведении выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления образуются городские, поселковые, сельские избирательные комиссии. Указанные комиссии образуются уполномоченным уставом местного самоуправления органом или должностным лицом местного самоуправления, а в случаях их отсутствия - сходом граждан не позднее чем за 65 дней до выборов в составе председателя и 6 - 8 членов. 2. Участковая избирательная комиссия образуется городской, поселковой, сельской избирательной комиссией не позднее чем за 50 дней до дня выборов в составе 5 - 7 членов. Статья 11. Полномочия избирательных комиссий 1. Городская, поселковая, сельская избирательная комиссия: организует подготовку и проведение выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на соответствующей территории; образует избирательные округа; руководит деятельностью участковых избирательных комиссий; наблюдает за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления; организует выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов и на выборные должности местного самоуправления; регистрирует кандидатов в депутаты и на выборные должности местного самоуправления, их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; утверждает тексты избирательных бюллетеней для голосования, обеспечивает изготовление и передачу их участковым избирательным комиссиям; устанавливает результаты выборов по избирательному округу, на всей территории местного самоуправления и публикует их в печати (обнародует); регистрирует избранных депутатов и должностных лиц местного самоуправления, выдает им удостоверения об избрании; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности всех кандидатов; распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными им для проведения выборов, представляет финансовые отчеты в представительные органы местного самоуправления; контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материального и технического обеспечения выборов; решает вопросы, связанные с проведением повторного голосования и повторных выборов; назначает выборы вместо выбывших депутатов и должностных лиц местного самоуправления и обеспечивает их проведение; решает вопросы, связанные с проведением отзыва депутатов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством; устанавливает порядок и сроки хранения избирательных документов; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Городская, поселковая, сельская избирательная комиссия действует до образования городской, поселковой, сельской избирательной комиссии в новом составе. 2. Участковая избирательная комиссия: составляет список избирателей по избирательному участку и предоставляет его для всеобщего ознакомления; принимает к рассмотрению заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещения для голосования и избирательных ящиков; оповещает избирателей о месте нахождения участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; организует на избирательном участке голосование в день выборов; производит подсчет голосов, поданных за кандидатов, определяет результаты голосования на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом. Срок полномочий участковой избирательной комиссии заканчивается после избрания депутата или должностного лица и передачи ею избирательной документации вышестоящей избирательной комиссии. Статья 12. Статус членов избирательных комиссий 1. В состав избирательной комиссии не могут входить депутаты, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 2. Член избирательной комиссии обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. 3. Член избирательной комиссии: заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списком избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий; вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 4. Член избирательной комиссии может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: письменного заявления члена избирательной комиссии о сложении своих полномочий; выезда на постоянное место жительства за пределы территории местного самоуправления; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; систематического невыполнения обязанностей члена избирательной комиссии по представлению избирательной комиссии; наличия иных оснований, предусмотренных настоящим Законом. 5. В течение срока своих полномочий член избирательной комиссии не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя) или без его согласия переведен на другую работу. 6. Член избирательной комиссии на период проведения выборов не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора района (города) или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Статья 13. Организация работы избирательных комиссий 1. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании соответствующей комиссии. 2. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей состава комиссии. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети состава комиссии. 3. Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении результатов выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов принимаются на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством голосов от общего числа членов избирательной комиссии. 4. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии. 5. При принятии решений избирательной комиссией в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим. 6. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. 7. Члены участковой избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. 8. Решение участковой избирательной комиссии, принятое с нарушением закона, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. 9. Городская, поселковая, сельская избирательная комиссия рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и обязана не позднее чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в день голосования - немедленно. Статья 14. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. На всех заседаниях избирательной комиссии, а также при работе со списком избирателей в день голосования, избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящей избирательной комиссии, кандидат, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. При этом указанным лицам не требуется дополнительного разрешения. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении работы с указанными избирательными документами. На заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами также вправе присутствовать представители средств массовой информации. 2. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии городской, поселковой, сельской избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать наблюдатели. 3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом либо избирателями, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. 4. Наблюдатель вправе: знакомиться со списками избирателей; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования; присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов; знакомиться с протоколом избирательной комиссии об итогах голосования, а также иными документами, поступившими в избирательную комиссию либо составленными указанной комиссией, в том числе со списком лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать заверенную копию указанных документов; обжаловать в порядке, установленном настоящим Законом, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, а действия (бездействие) городской, поселковой, сельской избирательной комиссии в соответствующий районный (городской) суд; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей; обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями, замечаниями по вопросам организации голосования. 5. Наблюдатель не вправе: выдавать избирателям избирательные бюллетени; расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней; заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии подсчете избирательных бюллетеней; совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; вести агитацию среди избирателей; участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. Статья 15. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий по выборам депутатов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в районный (городской) суд в порядке, установленном Законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием. ГЛАВА IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 16. Право выдвижения кандидатов. Регистрация кандидатов 1. Выдвижение кандидатов начинается за 60 дней и заканчивается не позднее 30 дней до выборов. 2. Контроль за выдвижением кандидатов обеспечивает соответствующая городская, поселковая, сельская избирательная комиссия. 3. Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидата возможно при условии представления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения). Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в городскую, поселковую, сельскую избирательную комиссию. Самовыдвижение осуществляется путем подачи письменного заявления кандидатом в городскую, поселковую, сельскую избирательную комиссию с полными биографическими данными и уведомлением о последующем сборе подписей в свою поддержку. 4. В поддержку выдвинутого кандидата по одномандатному избирательному округу требуется собрать подписи не менее 2 процентов избирателей округа. В поддержку кандидата по многомандатному избирательному округу требуется собрать подписи не менее 2 процентов от числа избирателей избирательного округа, поделенного на число мандатов. При выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления на территориях с числом зарегистрированных избирателей менее 10 тысяч человек сбор подписей не проводится. 5. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию и инициалы, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или иного удостоверения личности. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или иного удостоверения личности. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении к настоящему Закону. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. 6. Избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Городская, поселковая, сельская избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям, установленным настоящим Законом, и в течение 5 дней регистрирует кандидата, обеспечивает опубликование (обнародование) данных о нем, выдает ему удостоверение о регистрации либо отказывает в регистрации. 7. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в районный (городской) суд. 8. Регистрация кандидатов в органы и на выборные должности местного самоуправления заканчивается за 25 дней до выборов. 9. Регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, городской, поселковой, сельской избирательной комиссией или судом, в случае: нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов; нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании; использования кандидатами и их доверенными лицами должностного или служебного положения в целях избрания; установления фактов подкупа избирателей кандидатами. Регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) также в случае существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных, предусмотренных настоящей статьей. Статья 17. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов 1. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. 2. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 3. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора района или города. При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. 4. Зарегистрированный кандидат вправе назначить до двух доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно городской, поселковой, сельской избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата. Доверенные лица осуществляют агитацию и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию. ГЛАВА V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 18. Право на участие в предвыборной агитации 1. При проведении выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления гарантируется беспрепятственное в допускаемых законодательством формах и законными методами проведение агитации "за" или "против" любых зарегистрированных кандидатов. 2. Участие государственных органов и органов местного самоуправления в предвыборной агитации не допускается. Статья 19. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов, их доверенных лиц с избирателями. 2. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы членам избирательных комиссий. 3. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. 4. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. ГЛАВА VI. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ВЫБОРОВ Статья 20. Избирательные бюллетени 1. Для проведения выборов каждый избиратель получает избирательные бюллетени установленной формы. Избирательные бюллетени печатаются на татарском, русском и на языках, которыми пользуется население. Избирательные бюллетени печатаются по решению и под наблюдением городских, поселковых, сельских избирательных комиссий. Число избирательных бюллетеней не должно превышать число зарегистрированных избирателей более чем на два процента. 2. Форма и текст избирательных бюллетеней, порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются городскими, поселковыми, сельскими избирательными комиссиями не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеней должен быть размещен только на одной его стороне. 3. В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов. 4. В избирательный бюллетень для голосования включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные по округу кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, рода занятий и места жительства кандидатов, а также информации о том, кем они выдвинуты. 5. Справа напротив данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 6. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. 7. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. 8. При выбытии отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих городских, поселковых, сельских избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготовляют новые бюллетени. Статья 21. Время и место голосования Голосование проводится в день выборов с 7 до 21 часа, а в случае совпадения выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления с выборами в органы государственной власти или проведением референдума городская, поселковая, сельская избирательная комиссия вправе принимать решения о переносе времени голосования. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее чем за двадцать дней до выборов. Статья 22. Организация голосования 1. Голосование в день выборов проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы кабины для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установки избирательных ящиков. 2. В помещении для голосования, либо непосредственно перед ним, участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. На стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии зарегистрированных кандидатов. В информационных материалах не должны содержаться агитационные призывы. 3. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов избирательной комиссии. 4. Избирательные ящики устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины для тайного голосования. 5. В день выборов перед началом голосования избирательные ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии. Только после этого избиратели приглашаются получать избирательные бюллетени. 6. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются членами участковой избирательной комиссии на основании списка избирателей по предъявлению избирателем паспорта или иного удостоверения личности. При получении избирательных бюллетеней гражданин расписывается в списке избирателей против своей фамилии. 7. В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия поручает двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих избирателей. Для этих целей на избирательном участке должно быть не более трех переносных избирательных ящиков уменьшенного размера. 8. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям избирателей, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее числу письменных или устных заявлений. Избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления, обращения в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего указанное сообщение. Фамилии избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня, а член участковой избирательной комиссии - в его выдаче. Статья 23. Порядок голосования 1. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц. 2. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом. 3. В избирательных бюллетенях избиратель ставит любой знак в пустом квадрате (квадратах - в многомандатном округе ) напротив фамилии того кандидата (кандидатов - в многомандатном округе), за которого (которых) он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Статья 24. Протокол избирательной комиссии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в котором указываются: а) номер экземпляра; б) название выборов, дата голосования, наименование и номер избирательного участка; в) слово "Протокол"; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка; д) строки протокола: строка 1. Число избирателей, включенных в список избирателей; строка 2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка 3. Число погашенных избирательных бюллетеней; строка 4. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; строка 5. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 6. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 7. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 8. Число действительных избирательных бюллетеней; строка 9. Общее число недействительных избирательных бюллетеней; е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии и их подписи; з) дата и время (часы и минуты) подписания протокола (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола); и) печать избирательной комиссии (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола). 2. В строку 10 и последующие строки протокола об итогах голосования дополнительно вносятся: в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатах и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. 3. Числа, указанные в пунктах 1 - 2 настоящей статьи, заносятся в протоколы об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 25. Порядок подсчета голосов участковой избирательной комиссией 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. 2. Перед началом подсчета голосов члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, погашают неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и заносят их число в строку 3 протокола об итогах голосования. В число погашенных включаются также избирательные бюллетени, испорченные избирателями при проведении голосования. 3. Затем члены участковой комиссии вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: а) число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); в) число бюллетеней, выданных избирателям для голосования вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей). 4. После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается членом участковой комиссии, который проставляет и суммирует эти данные, затем эти данные суммируются по списку избирателей в целом, вносятся в последний лист списка избирателей, заверяются подписью председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии и печатью. Итоги по каждой странице и списку в целом оглашаются. 5. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования: а) число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования; б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой комиссией. 6. Затем в протокол вносятся данные: в строку 4 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); в строку 5 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей). 7. После этих действий председатель или секретарь участковой избирательной комиссии обязан обеспечить хранение списка избирателей, которое исключало бы доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей может проводиться лишь после проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи. 8. Затем члены участковой избирательной комиссии приступают к непосредственному подсчету голосов избирателей по бюллетеням, извлеченным из ящиков для голосования. Перед этим председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. 9. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число оглашается и заносится в строку 6 протокола и не должно превышать число заявлений избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносных избирательных ящиках большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находящиеся в переносных избирательных ящиках, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования, отражается в отдельном акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. 10. Затем подсчитывается и заносится в строку 7 протокола количество бюллетеней, находящихся в стационарных ящиках для голосования. 11. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные избирательной комиссией. Эти бюллетени при подсчете голосов не учитываются. Отделяются также недействительные избирательные бюллетени. 12. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а именно: в которых знак проставлен более чем в одном квадрате (в большем количестве квадратов, чем мандатов по данному округу в многомандатных округах); в которых знак не проставлен ни в одном квадрате. При возникновении сомнений участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня недействительным избирательные комиссии указывают на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями председателя и секретаря участковой комиссии. Недействительные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней. Количество недействительных бюллетеней заносится в строку 9 протокола. 13. Члены участковой комиссии заносят в строку 8 протокола число действительных избирательных бюллетеней. 14. После подсчета избирательных бюллетеней производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования (приложение N 2). В случае, если они не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о новом подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования. В случае, если в результате нового подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола. 15. После подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки; отдельно упаковываются бюллетени с голосами "против всех кандидатов", а также недействительные и погашенные избирательные бюллетени, с указанием на каждой пачке числа содержащихся в ней избирательных бюллетеней. В одномандатных избирательных округах действительные избирательные бюллетени отдельно упаковываются по каждому кандидату в избирательном бюллетене. Сложенные таким образом избирательные бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются соответственно номер (наименование) избирательного участка, округа, число избирательных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. 16. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания. 17. Члены участковой комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 18. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. 19. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой комиссии, жалобы (заявления), поступившие в участковую избирательную комиссию на нарушение соответствующего закона, а также принятые по ним решения. Заверенные копии этих документов приобщаются ко второму экземпляру протокола. 20. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. 21. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанной избирательной документацией, включая избирательные бюллетени и печать, хранятся секретарем участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы участковой комиссии. 22. Третий экземпляр протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией. Статья 26. Обработка итогов голосования по избирательному округу 1. На основании данных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования городская, поселковая, сельская избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования в округе. 2. По итогам голосования городская, поселковая, сельская избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых комиссий, о числе поступивших протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий, установленных статьей 24 настоящего Закона. 3. Городская, поселковая, сельская избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися в случае: а) если в выборах приняло участие менее 35 процентов избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования (число избирателей, принявших участие в выборах, определяется как сумма чисел в строках 4, 5 протокола об итогах голосования); б) если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; в) в связи с выбытием кандидата, если по избирательному округу был зарегистрирован один кандидат. 4. Городская, поселковая, сельская избирательная комиссия признает результаты выборов по избирательному округу недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков; в) по решению суда. 5. Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избранными по многомандатному избирательному округу признаются зарегистрированные кандидаты, получившие наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равенстве голосов избранными признаются кандидаты, зарегистрированные раньше. Число избранных по многомандатному избирательному округу кандидатов должно соответствовать установленному числу депутатов, избираемых в многомандатном округе. Число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. 6. Протокол об итогах голосования в избирательном округе составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. 7. К первому экземпляру приобщаются особые мнения членов избирательной комиссии, составлявшей протокол, а также поступившие в участковые избирательные комиссии избирательного округа жалобы (заявления) и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Первый экземпляр протокола остается в городской, поселковой, сельской избирательной комиссии. 8. Второй экземпляр протокола вывешивается для ознакомления в соответствующем избирательном округе в месте, определенном городской, поселковой, сельской избирательной комиссией. Статья 27. Определение результатов выборов 1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования в избирательных округах соответствующая городская, поселковая, сельская избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем через два дня со дня голосования путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты выборов. Суммирование данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования в избирательных округах, осуществляют непосредственно члены городской, поселковой, сельской избирательной комиссии. 2. Городская, поселковая, сельская избирательная комиссия на основании протоколов об итогах голосования в избирательном округе составляет протокол о результатах выборов, в который вносятся следующие данные: а) число округов на соответствующей территории; б) число протоколов об итогах голосования в избирательном округе, на основании которых составлен данный протокол; в) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах об итогах голосования. К протоколу прилагается список избранных кандидатов с указанием их фамилии, имени, отчества. 3. Протокол городской, поселковой, сельской избирательной комиссии о результатах выборов составляется в двух экземплярах, подписывается всеми присутствующими членами городской, поселковой, сельской избирательной комиссии с указанием даты и времени (часа, минуты) их составления и заверяется печатью. К каждому экземпляру протокола приобщаются: а) сводная таблица о результатах выборов, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов избирательных комиссий об итогах голосования; б) акты о получении избирательными комиссиями избирательных бюллетеней, а также о погашении неиспользованных избирательных бюллетеней с указанием числа этих бюллетеней. 4. Сводная таблица и акты подписываются председателем и секретарем городской, поселковой, сельской избирательной комиссии. Член городской, поселковой, сельской избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 5. К первому экземпляру протокола городской, поселковой, сельской избирательной комиссии о результатах выборов приобщаются особые мнения членов городской, поселковой, сельской избирательной комиссии, а также поступившие в указанную комиссию жалобы, заявления на нарушения настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. 6. Первый экземпляр протокола городской, поселковой, сельской избирательной комиссии, первый экземпляр сводной таблицы и актов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, хранятся у секретаря городской, поселковой, сельской избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания полномочий комиссии. 7. Второй экземпляр протокола городской, поселковой, сельской избирательной комиссии вывешивается для ознакомления в месте, установленном городской, поселковой, сельской избирательной комиссией. 8. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы и направления их в вышестоящую избирательную комиссию избирательная комиссия, составившая протокол, сводную таблицу, выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования и (или) сводную таблицу, на которых делается отметка "Повторный" или "Повторная". Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. 9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из нижестоящих избирательных комиссий, городская, поселковая, сельская избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей в соответствующем избирательном округе (на соответствующем избирательном участке). 10. Протокол об итогах голосования, составленный и утвержденный избирательной комиссией, подлежит проверке в присутствии члена вышестоящей избирательной комиссии. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. 11. Соответствующая городская, поселковая, сельская избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом избранного кандидата. Статья 28. Регистрация избранных депутатов и должностных лиц местного самоуправления 1. Соответствующая городская, поселковая, сельская избирательная комиссия на основании протоколов о результатах голосования в избирательных округах подводит итоги выборов в целом и производит регистрацию избранных депутатов и должностных лиц местного самоуправления. 2. Избирательная комиссия отказывает в регистрации и признает выборы недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов либо определении результатов выборов по округу имелись нарушения настоящего Закона, повлиявшие на исход выборов по данному округу. 3. Споры по поводу регистрации разрешаются районным (городским) судом в сроки, установленные законом. Статья 29. Опубликование итогов выборов 1. Сообщение об итогах выборов и список избранных депутатов и должностных лиц местного самоуправления публикуются в печати (обнародуются) городской, поселковой, сельской избирательной комиссией не позднее чем на пятый день после выборов. 2. В сообщении указывается общее число граждан, включенных в списки избирателей, и число избирателей, принявших участие в голосовании, а также число голосов избирателей, поданных "за" каждого кандидата, и число голосов, поданных "против всех кандидатов". 3. Список избранных депутатов и должностных лиц местного самоуправления публикуется в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства, номеров избирательных округов, по которым они избраны. ГЛАВА VII. УДОСТОВЕРЕНИЕ ОБ ИЗБРАНИИ ДЕПУТАТОМ ИЛИ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПОРЯДОК И СРОКИ ИХ ХРАНЕНИЯ Статья 30. Удостоверение и нагрудный знак депутата или должностного лица местного самоуправления 1. Городская, поселковая, сельская избирательная комиссия после регистрации избранных депутатов или должностных лиц местного самоуправления выдает им удостоверения об их избрании и соответствующий нагрудный знак. 2. В случае отзыва депутата, избранного в представительный орган местного самоуправления или должностного лица или досрочного прекращения его полномочий в связи со вступлением в законную силу обвинительного приговора суда, удостоверение и нагрудный знак подлежат возврату в соответствующую городскую, поселковую, сельскую избирательную комиссию. Статья 31. Формы избирательных документов Формы избирательных бюллетеней, протоколов регистрации кандидатов, удостоверений кандидата, доверенного лица, протоколов об итогах голосования на избирательном участке, протоколов о результатах выборов в округе устанавливаются городской, поселковой, сельской избирательной комиссией. Статья 32. Порядок и сроки хранения избирательных документов Порядок и сроки хранения избирательных документов определяются городской, поселковой, сельской избирательной комиссией. ГЛАВА VIII. ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ. ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВМЕСТО ВЫБЫВШИХ ДЕПУТАТОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ВЫБОРЫ ВО ВНОВЬ ОБРАЗОВАННЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 33. Повторное голосование 1. Если по одномандатному избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов и ни один из них не был избран, городская, поселковая, сельская избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторного голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При равенстве их у нескольких кандидатов в избирательный бюллетень включаются два кандидата, зарегистрированные раньше других. 2. Повторное голосование проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати (обнародуется). Повторное голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие не менее четверти зарегистрированных избирателей округа. 3. Избранным считается кандидат, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. 4. При повторном голосовании по одному кандидату кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Статья 34. Повторные выборы 1. Если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран либо выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, либо повторное голосование не позволило определить избранного депутата или должностного лица местного самоуправления, городская, поселковая, сельская избирательная комиссия назначает в этом округе повторные выборы. При этом в случае необходимости она может принять решение о проведении выборов избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. В случае проведения повторных выборов кандидатами в депутаты и на выборные должности не могут вновь баллотироваться граждане, не набравшие необходимого числа голосов в ходе общих выборов в данном избирательном округе, за исключением тех округов, выборы в которых признаны недействительными. 2. Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после общих выборов. Образование новых избирательных комиссий, если на то было решение городской, поселковой, сельской избирательной комиссии, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты и должностные лица местного самоуправления, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом. 3. Сообщение о проведении повторных выборов и их результатах публикуется в печати (обнародуется). Статья 35. Проведение выборов вместо выбывших депутатов и должностных лиц местного самоуправления 1. В случае отзыва депутата, избранного в представительный орган или должностного лица местного самоуправления, досрочного прекращения их полномочий по другим причинам в соответствующих избирательных округах в трехмесячный срок с момента выбытия депутата, избранного в представительный орган или должностным лицом местного самоуправления, проводятся дополнительные выборы. 2. Выборы назначаются соответствующей городской, поселковой, сельской избирательной комиссией и организуются с соблюдением требований настоящего Закона. 3. В случае выбытия лица, избранного в депутаты или должностным лицом местного самоуправления менее чем за 1 год до истечения срока полномочий представительного органа или должностного лица местного самоуправления, выборы вместо выбывшего лица не проводятся. Статья 36. Проведение выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления во вновь образованных местных самоуправлениях Выборы депутатов и должностных лиц местного самоуправления во вновь образованных местных самоуправлениях назначаются не позднее чем в двухмесячный срок со дня образования местного самоуправления сходом граждан и проводятся в сроки, установленные настоящим Законом. ГЛАВА IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 37. Ответственность за нарушение законодательства о выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления 1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Республики Татарстан права избирать и быть избранным депутатом или должностным лицом местного самоуправления, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных и общественных органов, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут ответственность, установленную законом. К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные сведения о кандидате. 2. При нарушении кандидатом настоящего Закона избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, предупреждает его, а при повторном нарушении может отменить решение о его регистрации, о чем доводится до сведения населения избирательного округа. 3. Заявления о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в избирательные комиссии, государственные и общественные органы в период подготовки к выборам или после выборов, должны рассматриваться в пятидневный срок, а поступившие накануне или в день выборов - немедленно. Статья 38. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Предложить органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение 6 месяцев со дня его вступления в силу. Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. В связи с принятием настоящего Закона признать утратившей силу главу VII Временного примерного устава местного самоуправления в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Татарстан от 25 января 1995 года N 2315-XII "О Временном примерном уставе местного самоуправления в Республике Татарстан" (Ведомости Верховного Совета Татарстана, N 1, 1995 г.), за исключением случаев, указанных в пунктах 3, 4 настоящей статьи. 3. Настоящий Закон не применяется при проведении выборов, назначенных до его вступления в силу. 4. При проведении повторных выборов, а также выборов вместо выбывших депутатов и должностных лиц местного самоуправления применяются действовавшие при подготовке и проведении основных выборов нормы. 5. В целях совмещения дня голосования на выборах депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления с днем голосования на выборах Президента Российской Федерации допускается продление или сокращение сроков полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, истекающих в 2000 году. 6. В случае, указанном в пункте 5 настоящей статьи, а также в случае истечения сроков полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления до 1 мая 2000 года допускается пропорциональное сокращение сроков избирательных действий. Президент Республики Татарстан М.ШАЙМИЕВ Казань, 21 января 2000 года N 36 Приложение N 1 к Закону Республики Татарстан "О выборах депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в Республике Татарстан" ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Лаишевского поселкового Совета (или на выборную должность) местного самоуправления по избирательному округу N 5 Иванова Ивана Ивановича, родившегося 13 марта 1940 г., директора школы, проживающего в Лаишевском районе г. Казани. ----------T-----------T-------------T----------------T---------------- Фамилия, ¦ Дата ¦ Адрес места ¦ Паспорт ¦ Подпись имя, ¦ рождения ¦ жительства ¦ (удостоверение ¦ отчество ¦ ¦ ¦ личности) ¦ ----------+-----------+-------------+----------------+---------------- 1. 2. Подписной лист удостоверяю ___________________________________________ ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, данные паспорта и подпись лица, собиравшего подписи) Кандидат: ______________________________________________ (Иванов И.И.) (Дата и место) Приложение N 2 к Закону Республики Татарстан "О выборах депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в Республике Татарстан" Контрольные соотношения данных, внесенные в протокол об итогах голосования (числами обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со статьей 23 настоящего Закона) 1 больше или равно 4 + 5 2 равно 3 + 4 + 5 6 + 7 равно 8 + 9 8 равно 10 + все последующие сроки протокола об итогах голосования Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|