Расширенный поиск

Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 20.05.1999 № 2146

                                 ЗАКОН
                         РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                  О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

     Настоящий Закон   в   соответствии   с   Конституцией  Республики
Татарстан,  федеральным Законом "О соглашениях о  разделе  продукции",
законами  Республики  Татарстан  "О  недрах",  "О  нефти  и газе" и на
основании Договора Российской  Федерации  и  Республики  Татарстан  "О
разграничении  предметов  ведения  и взаимном делегировании полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и  органами
государственной  власти  Республики  Татарстан" устанавливает правовые
основы отношений,  возникающих в процессе осуществления инвестиций,  в
том числе иностранных,  в поиск, разведку и добычу минерального сырья,
в первую очередь углеводородов,  на территории  Республики  Татарстан,
проводимых на условиях соглашений о разделе продукции.

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

     В настоящем Законе используются следующие понятия:
     1. "Оператор" -  юридическое  лицо  или  иностранное  юридическое
лицо,  привлеченное  инвестором  для  организации  выполнения работ на
территории Республики Татарстан по соглашению, в том числе для ведения
обособленного учета и отчетности по соглашению.
     2. "Добыча" - все операции и относящиеся к ним действия  с  целью
извлечения   из   недр   минерального   сырья  в  пределах  территории
соглашения,  включая эксплуатацию и ремонт  всех  относящихся  к  этим
операциям сооружений.
     3. "Разработка месторождений" - работы, проводимые в соответствии
с   соглашением,   прямо   или   косвенно   связанные   с  разработкой
месторождения  минерального  сырья,  с  обеспечением  строительства  и
монтажа  необходимых объектов для добычи минерального сырья и доставки
его  в  пункт  раздела.  Работы  по   разработке   месторождения,   не
ограничиваясь       приведенным      ниже      перечнем,      включают
проектно-изыскательские,     строительные,      строительно-монтажные,
вскрышные, буровые работы, строительство платформ, площадок и кустовых
оснований под бурение  скважин,  скважин  для  сброса  пластовых  вод,
захоронения   сточных   отходов,   строительство   сборных   нефте-  и
газопромысловых линий,  строительство сепараторов, резервуаров, систем
перекачки,  средств  механизированной  эксплуатации  скважин  и других
объектов,  нефте-  и  газопромыслового   обустройства,   объектов   по
переработке    газа,    строительство    дорог,    водоводов,    линий
электропередачи   и   связи,    строительство    вахтовых    поселков,
строительство  и  монтаж  необходимых  объектов  для доставки добытого
минерального сырья в пункт раздела,  реализацию мероприятий по  охране
окружающей среды и др.
     4. "Пункты  раздела  продукции"   -   пункты   сдачи   инвестором
углеводородов  в  системы  магистрального  трубопроводного транспорта,
пункты отгрузки продукции  (порты,  эстакады,  склады  и  резервуарные
парки хранения продукции),  пункты экспорта,  в которых обеспечивается
замер сдаваемой продукции.
     5. "Углеводороды" - сырая нефть и любые углеводороды, находящиеся
в  жидком  состоянии  на  устье  скважины   или   исходящей   задвижке
технологической   аппаратуры,  включая  получаемые  из  нефти  и  газа
дистилляты и конденсаты.
     6. "Работы  по  соглашению" - работы,  услуги,  операции и другие
действия,  выполняемые инвестором,  оператором  или  подрядчиками  при
исполнении   соглашения,   которые   финансируются  (оплачиваются)  со
специальных банковских  счетов.  К  работам  по  соглашению  не  могут
относиться  никакие  иные действия,  кроме непосредственно связанных с
поиском и оценкой запасов минерального сырья,  разведкой и разработкой
месторождений,  добычей минерального сырья, проведением ликвидационных
работ, включая действия вспомогательного и обслуживающего характера, а
также связанных со стихийными бедствиями, в том случае, если инвестор,
оператор или подрядчики осуществили обоснованные  действия  по  защите
жизни и здоровья людей и окружающей среды.
     7. "Смета  затрат"  -  смета  затрат  инвестора,  разрабатываемая
ежегодно  в  соответствии  с  главой  II настоящего Закона и условиями
соглашения и утверждаемая уполномоченным государственным  органом  или
создаваемым   в   соответствии   с  условиями  соглашения  управляющим
комитетом.  В смете  затрат  предусматривается  оценка  в  стоимостном
выражении  годовых  затрат  на работы по соглашению,  в соответствии с
программой работ, по видам работ и затрат и элементам затрат.
     8. "Произведенная  продукция" - объем добытого минерального сырья
в пункте раздела за вычетом нормативных потерь минерального  сырья  до
пункта   раздела   и   нормативного   расхода  минерального  сырья  на
собственные технологические нужды инвестора.
     9. "Бонусы" - разовые платежи (взносы,  отчисления, компенсация),
уплачиваемые инвестором при заключении соглашения (бонус  подписания),
а  также  по  достижении  определенного  результата  в  соответствии с
условиями соглашения.
     10. "Валюта  учета"  -  валюта  Российской  Федерации (рубли) или
иностранная валюта, принятая в соответствии с условиями соглашения для
ведения  бухгалтерского  учета  и  отчетности  о затратах инвестора на
ведение работ по соглашению  и  стоимости  произведенной  продукции  в
целях   возмещения  затрат  инвестора  и  исчисления  налогооблагаемой
прибыли по соглашению.
     11. "Возмещаемые  затраты"  -  обоснованные  затраты,  понесенные
инвестором  на  выполнение  работ  по  соглашению   и   включенные   в
исполненную  смету затрат за соответствующий период,  которые подлежат
возмещению за счет полученной инвестором компенсационной  продукции  в
размере  и  в  порядке,  установленном  соглашением  в  соответствии с
настоящим Законом.

     Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом

     1. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения,
исполнения  и прекращения соглашений о разделе продукции на территории
Республики  Татарстан,  определяет  основные  правовые  условия  таких
соглашений,  гарантирующих  рациональное  геологическое изучение недр,
оптимальную  разработку  месторождений  природных  ресурсов,  защищает
интересы населения Республики Татарстан и инвесторов.
     2. Отношения,  не урегулированные настоящим Законом,  в том числе
возникающие   в  процессе  пользования  землей  и  другими  природными
ресурсами  (за  исключением  углеводородов),   а   также   особенности
применения  настоящего  Закона  с  учетом  ограничений или запретов на
право   собственности   на   добываемые   металлы,   камни    (включая
драгоценные),  радиоактивное  сырье  регулируются  другими  законами и
иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, а в случаях,
предусмотренных  Договором Российской Федерации и Республики Татарстан
"О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий
между  органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Татарстан", - нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
     3. Отношения,  возникающие в процессе поиска,  разведки и  добычи
минерального   сырья,   включая   геологическое  изучение,  разработку
месторождения,  транспортировки, хранения, переработки, использования,
реализации,  раздела  продукции  или иного распоряжения,  регулируются
соответствующим  соглашением  о  разделе  продукции,   заключаемым   в
соответствии с настоящим Законом.
     Права и  обязанности  сторон  соглашения  о  разделе   продукции,
имеющие  гражданско-правовой  характер,  определяются в соответствии с
настоящим Законом  и  гражданским  законодательством,  действующим  на
территории Республики Татарстан.

     Статья 3. Соглашение о разделе продукции

     1. Соглашение  о  разделе продукции (далее - соглашение) является
договором,  в  соответствии  с  которым   Республика   Татарстан   как
государство  предоставляет  субъекту  предпринимательской деятельности
(далее -  инвестор)  на  возмездной  основе  и  на  определенный  срок
исключительные  права  на  поиск,  разведку,  добычу  углеводородов  и
другого минерального сырья и на ведение  связанных  с  этим  работ  на
участке недр, указанном в соглашении, а инвестор обязуется осуществить
проведение указанных работ за свой счет и  на  свой  риск.  Соглашение
определяет все необходимые условия,  связанные с пользованием недрами,
в том числе условия и порядок раздела  произведенной  продукции  между
сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Закона.
     2. Условия пользования недрами,  установленные в  соглашении,  не
должны противоречить требованиям законов Республики Татарстан "О нефти
и газе",  "О недрах".  Лицензия на  пользование  недрами  на  условиях
соглашения  о  разделе продукции выдается в соответствии с положениями
статьи 5 настоящего Закона и  может  быть  приостановлена  в  порядке,
определяемом законодательством.
     3. Перечни участков недр,  право пользования которыми на условиях
раздела   продукции   может   быть   предоставлено  в  соответствии  с
положениями настоящего  Закона,  устанавливаются  законами  Республики
Татарстан  и включают месторождения нефти,  извлекаемые запасы которых
составляют до 25 миллионов тонн.  Проекты указанных законов Республики
Татарстан, а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в
эти законы  вносятся  в  Государственный  Совет  Республики  Татарстан
Кабинетом Министров Республики Татарстан.
     4. Основаниями для  включения  в  перечни  участков  недр,  право
пользования  которыми  может  быть  предоставлено  на условиях раздела
продукции, являются:
     - связанная    с    объективными    факторами   убыточность   для
недропользователя  и  государства   продолжения   разработки   залежи,
месторождения   или  его  самостоятельно  разрабатываемой  части  (для
крупных    месторождений    полезных    ископаемых),    обеспечивающих
существенный  объем добычи и являющихся градообразующими,  в силу чего
прекращение  указанной  добычи  связано  с   негативными   социальными
последствиями;
     - отсутствие финансовых и технических средств  для  вовлечения  в
разработку,  для  геологического  изучения  и  освоения участков недр,
залежей, месторождений полезных ископаемых, для строительства объектов
инфраструктуры,  в  первую  очередь  в  удаленных  и  слабо  освоенных
районах, обеспечивающих поддержание уровня добычи минерального сырья в
целом   по  Республике  Татарстан,  необходимого  для  ее  социального
развития, национальной и экономической безопасности;
     - необходимость привлечения специальных технологий для разработки
трудноизвлекаемых запасов полезных ископаемых,  находящихся в  сложных
горно-геологических условиях, а также для предотвращения безвозвратных
потерь  в  недрах   остаточных   запасов   минеральных   ресурсов   на
эксплуатируемых месторождениях;
     - необходимость вложения значительных дополнительных средств  для
обеспечения  экологической  безопасности  и охраны недр при разработке
месторождений полезных ископаемых,  расположенных на особо  охраняемых
природных территориях и в санитарно-защитных зонах;
     - необходимость обеспечения собственным топливно - энергетическим
сырьем, создания новых производств, стабилизации добычи углеводородов,
снятия социальной напряженности в районах с низким  уровнем  занятости
населения или дотационных районах.
     5. Решение о предоставлении участков недр,  пользование  которыми
может  быть  предоставлено на условиях раздела продукции,  принимается
Государственным  Советом   Республики   Татарстан   по   предложениям,
внесенным Кабинетом Министров Республики Татарстан.
     6. Соглашения,  заключенные  до  вступления  в  силу   настоящего
Закона,  подлежат  исполнению  в  соответствии  с  определенными в них
условиями.  При  этом  положения  настоящего  Закона   применяются   к
указанным   соглашениям   в  той  мере,  в  какой  его  применение  не
противоречит  условиям  таких  соглашений  и  не  ограничивает  права,
приобретенные  и  осуществляемые  инвесторами  в  соответствии с этими
соглашениями.

     Статья 4. Стороны соглашения

     Сторонами соглашения являются:
     - государство   (Республика   Татарстан),  от  имени  которого  в
соглашении  выступает  Кабинет  Министров  Республики  Татарстан   или
уполномоченный им орган;
     - инвесторы - граждане Республики Татарстан,  граждане Российской
Федерации,  иностранные  граждане,  юридические  лица и создаваемые на
основе  договора  о  совместной  деятельности  и  не  имеющие  статуса
юридического   лица   объединения  коммерческих  организаций  и  (или)
индивидуальных предпринимателей,  осуществляющие вложение собственных,
заемных  или  привлеченных средств в поиск,  разведку и добычу нефти и
газа и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

     Статья 5.  Пользование  участками  недр   на   условиях   раздела
продукции

     1. Право пользования участками недр на условиях раздела продукции
предоставляется инвестору  на  основании  соглашения,  заключенного  в
соответствии с настоящим Законом.
     2. Участок  недр  предоставляется  в  пользование   инвестору   в
соответствии с условиями соглашения.  При этом лицензия на пользование
участком недр,  которая удостоверяет право пользования участком  недр,
указанным  в  соглашении,  выдается  инвестору республиканским органом
управления государственным фондом  недр  в  течение  З0  дней  с  даты
подписания  соглашения.  Указанная  лицензия выдается на срок действия
соглашения и подлежит продлению  или  переоформлению  либо  утрачивает
силу в соответствии с условиями соглашения.
     3. В случае,  если в  качестве  инвестора  выступает  не  имеющее
статуса  юридического  лица  объединение  юридических  лиц,  лицензия,
указанная в пункте  2,  выдается  уполномоченному  лицу  -  одному  из
участников  такого объединения с указанием в этой лицензии на то,  что
уполномоченный  выступает  от  имени  этого  объединения,  а  также  с
указанием всех других участников объединения.

     Статья 6. Срок действия соглашения

     1. Срок   действия   соглашения   устанавливается   сторонами   в
соглашении в соответствии с законодательством.
     2. Действие  соглашения  по  взаимному  согласованию  сторон  при
условии выполнения инвестором принятых на себя обязательств может быть
продлено,  но  не  более  чем на срок,  установленный в первоначальном
соглашении.
     При этом  продление  срока  соглашения  осуществляется в порядке,
определенном  настоящим  Законом.   При   продлении   срока   действия
соглашения  указанная в пункте 2 статьи 5 настоящего Закона Республики
Татарстан лицензия  на  пользование  недрами  подлежит  переоформлению
органом, выдавшим данную лицензию.

             ГЛАВА II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ

     Статья 7. Порядок заключения соглашения

     1. Соглашение заключается государством с победителем конкурса или
аукциона,  проводимых в порядке,  установленном законодательством и  в
сроки,  согласованные  сторонами,  но  не позднее чем через год со дня
объявления результатов конкурса или аукциона,  за исключением случаев,
предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
     Соглашение заключается  в   соответствии   с   законодательством.
Соглашения,  заключенные  без  проведения  конкурса  или аукциона,  на
участки   недр,   не    имеющих    недропользователей,    утверждаются
Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Кабинета
Министров Республики Татарстан.
     2. Соглашения  могут  заключаться  без  проведения  конкурсов или
аукционов при условии, если:
     - интересы национальной безопасности Республики Татарстан требуют
заключения соглашения с конкретным инвестором;
     - соответствующее   положение  предусмотрено  законом  Республики
Татарстан,  устанавливающим перечни участков  недр  в  соответствии  с
пунктом 3 статьи 3 настоящего Закона;
     - объявленный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в  связи
с  участием  в  нем только одного инвестора.  В этом случае соглашение
может быть заключено с  этим  инвестором,  принявшим  участие  в  этом
конкурсе или в аукционе, на условиях конкурса или аукциона;
     - инвестор на день вступления настоящего Закона в  силу  является
пользователем  недр для разведки и добычи полезных ископаемых на иных,
предусмотренных  законодательством  Республики   Татарстан   условиях,
отличных  от  условий соглашения.  В этом случае соглашение может быть
заключено с указанным пользователем недр  либо  с  другим  юридическим
лицом, созданным с участием этого пользователя;
     - переговоры Кабинета Министров Республики Татарстан с инвестором
по подготовке проектов соглашений были начаты до вступления настоящего
Закона в силу.
     В указанных случаях соглашения заключаются в сроки, согласованные
сторонами,  но не позднее  чем  через  год  со  дня  принятия  решения
Кабинетом Министров Республики Татарстан.
     3. Разработка условий пользования недрами  и  подготовка  проекта
соглашения   по   каждому   объекту   недропользования  осуществляется
комиссией,  создаваемой Кабинетом Министров  Республики  Татарстан.  В
состав     указанной    комиссии    входят    представители    органов
государственного  управления  и  (по  согласованию)   представительных
органов  государственной  власти.  В  случае  необходимости  к  работе
указанной   комиссии   привлекаются   производственные    и    научные
организации, а также эксперты и консультанты. Проект соглашения должен
предусматривать требования рационального использования и охраны  недр,
установленные законодательством Республики Татарстан о недрах.
     4. Подписание соглашения со  стороны  государства  осуществляется
Кабинетом Министров Республики Татарстан.
     5. Подписание  соглашения   в   согласованные   сторонами   сроки
осуществляется   по   завершении   переговоров  между  уполномоченными
делегациями сторон,  в результате которых должны быть согласованы  все
необходимые условия соглашения,  не являвшиеся обязательными условиями
конкурса или аукциона.  При этом  обязательные  условия  конкурса  или
аукциона не должны противоречить условиям соглашения.

     Статья 8. Условия выполнения работ

     1. Предусмотренные  соглашением работы и виды деятельности (далее
- работы по соглашению)  выполняются  в  соответствии  с  программами,
проектами,   планами   и  сметами,  которые  утверждаются  в  порядке,
определяемом соглашением.
     2. Работы  по  соглашению  выполняются  при соблюдении требований
законодательства  Республики  Татарстан,  а   также   при   соблюдении
утвержденных  в  установленном  законодательством  порядке  стандартов
(норм,  правил) по безопасному ведению работ,  охране недр, окружающей
природной   среды   и   здоровья   населения.   При  этом  соглашением
предусматриваются обязательства инвестора по:
     - предоставлению    юридическим   лицам,   зарегистрированным   в
Республике Татарстан,  преимущественного права на участие в выполнении
работ по соглашению в качестве подрядчиков,  поставщиков, перевозчиков
или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами;
     - привлечению  иностранных  рабочих и специалистов с указанием их
количества и сроков пребывания на начальных этапах работ по соглашению
при  отсутствии  рабочих  и  специалистов  -  граждан,  проживающих на
территории Республики Татарстан, соответствующих квалификаций;
     - размещению   заказов   на   изготовление   конкурентоспособного
оборудования,  технических  средств  и  материалов,  необходимых   для
геологического  изучения,  добычи  и  первичной  переработки  полезных
ископаемых,  оговаривая  в  соглашении  объем  общей  стоимости  таких
заказов   между   российскими  юридическими  лицами  или  иностранными
юридическими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность;
     - конкурсному  принципу  приобретения  новой  техники и внедрению
прогрессивных технологий для ведения работ по соглашению;
     - отказу  от  получения  акций  татарстанских нефтяных компаний в
случае если  инвестиционные  средства  не  направлены  на  капитальные
вложения по разработке нефтяных месторождений;
     - в случае если инвестор иностранный,  то отказу от  приобретения
более   чем  25%  от  общего  количества  выпущенных  акций  любой  из
татарстанских нефтяных компаний;
     - осуществлению  мер,  направленных  на  предотвращение  вредного
влияния указанных работ на окружающую  природную  среду,  а  также  на
ликвидацию последствий такого влияния;
     - страхованию  ответственности  по  возмещению  ущерба  в  случае
аварий,  повлекших  за  собой  вредное влияние на окружающую природную
среду;
     - ликвидации,  при  необходимости,  всех сооружений,  установок и
иного имущества по завершении работ по соглашению,  а также по очистке
от   загрязнения   территории,   на   которой  проводились  работы  по
соглашению.
     3. Организация  выполнения  работ  по  соглашению,  в  том  числе
ведение учета и отчетности в  соответствии  с  положениями  статьи  15
настоящего   Закона,   осуществляется   инвестором  или  по  поручению
инвестора оператором соглашения.  В качестве такого оператора, предмет
деятельности  которого  должен  быть  ограничен организацией указанных
работ,  могут выступать  создаваемые  инвестором  для  этих  целей  на
территории  Республики  Татарстан филиалы либо привлекаемые инвестором
для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица,
осуществляющие  деятельность  на  территории  Республики  Татарстан  и
зарегистрированные на ее территории в качестве налогоплательщиков. При
этом  инвестор  несет имущественную ответственность перед государством
за действия оператора как за свои собственные действия.
     4. По   завершении   определенных   этапов   поисков  и  разведки
месторождений минерального сырья инвестор  обязан  возвращать  участки
территории,  переданной  ему  в пользование в соответствии с условиями
соглашения.  Размеры возвращаемых участков,  а также порядок,  сроки и
условия их возврата определяются соглашением.
     5. Геологическая и технико-экономическая информация по  объектам,
на  которых  проводятся  работы  по  соглашению  и  намечается  добыча
полезных  ископаемых,  должна  быть  представлена  на  государственную
экспертизу в порядке и объеме, соответствующем законодательству.
     6. В  целях  координации  деятельности  по  выполнению  работ  по
соглашению  сторонами  может  быть предусмотрено создание управляющего
комитета,  в состав которого входит  равное  число  представителей  от
каждой  стороны.  Численный  состав,  права и обязанности управляющего
комитета,  а также порядок его работы  определяются  соглашением.  При
иных формах координации деятельности по выполнению работ по соглашению
обязательно   присутствие   в   органах    управления    представителя
государства.

     Статья 9. Раздел продукции

     Произведенная продукция  подлежит  разделу  между  государством и
инвестором  в  соответствии  с  соглашением,  в  котором  должны  быть
предусмотрены условия и порядок:
     - определения  общего  объема  произведенной   продукции   и   ее
стоимости;
     - определения части  произведенной  продукции  (в  том  числе  ее
предельного уровня),  которая передается в собственность инвестора для
возмещения его затрат на  выполнение  работ  по  соглашению  (далее  -
компенсационная   продукция).   При  этом  состав  затрат,  подлежащих
возмещению инвестору за счет компенсационной  продукции,  определяется
соглашением;
     - раздела между Республикой  Татарстан  и  инвестором  прибыльной
продукции,  под  которой понимается произведенная продукция за вычетом
части этой продукции,  используемой для уплаты платежей за пользование
недрами   в   соответствии   с   положениями   настоящего   Закона,  и
компенсационной продукции;
     - передачи Республике Татарстан принадлежащей ей в соответствии с
условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного
эквивалента;
     - получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему
в соответствии с условиями соглашения.

     Статья 10.   Право   собственности   инвестора  на  произведенную
продукцию

     1. Компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции,
являющаяся  в  соответствии  с  условиями  соглашения долей инвестора,
принадлежит на праве собственности инвестору.
     2. Минеральное  сырье,  поступающее  в  соответствии  с условиями
соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с территории
Республики Татарстан и с таможенной территории Российской Федерации на
условиях и в порядке, которые определены этим соглашением.

     Статья 11.  Распределение  и  реализация   государственной   доли
произведенной продукции

     1. Распределение произведенной продукции, полученной государством
в результате раздела продукции в соответствии с условиями  соглашения,
или  ее  стоимостного  эквивалента осуществляется на основе договоров,
заключаемых органами  исполнительной  власти  Республики  Татарстан  и
Российской Федерации по каждому отдельному соглашению, как правило, не
позднее чем через 30 дней со дня вступления такого соглашения в силу.
     Указанные договоры устанавливают:
     - пропорции  распределения  государственной  доли   произведенной
продукции,  определяемые с учетом месторасположения предоставляемого в
пользование  участка  недр,  вида  добываемого  минерального  сырья  и
размера  его  извлекаемых запасов,  величины налогов,  учитываемой при
разделе продукции между государством и инвестором и подлежащей  уплате
в   федеральный   бюджет,   уровня  социально-экономического  развития
территории,  на которой производятся  работы  по  соглашению,  степени
экологического риска;
     - условия  и  порядок  поступления  указанной  продукции  или  ее
стоимостного   эквивалента   (включая   налоги)   в   соответствии   с
согласованными   пропорциями   распределения   государственной    доли
произведенной  продукции  в  собственность  Республики  Татарстан  и в
федеральную собственность.
     2. Использование  части  произведенной  продукции,  поступающей в
собственность  Республики   Татарстан,   осуществляется   в   порядке,
определяемом законодательством Республики Татарстан.
     3. Порядок  распределения  части  произведенной   продукции   или
выручки  от  ее  реализации,  поступающей  в  собственность Республики
Татарстан,  определяется Государственным Советом Республики  Татарстан
при утверждении республиканского бюджета.

     Статья 12. Право собственности на имущество и информацию

     1. Имущество,  вновь  созданное  или  приобретенное  инвестором и
используемое  им  для  выполнения  работ   по   соглашению,   является
собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением.
     Право собственности на указанное имущество переходит от инвестора
к  государству со дня,  когда стоимость указанного имущества полностью
возмещена,  или  со  дня   прекращения   соглашения,   или   с   иного
согласованного   сторонами  дня  на  условиях  и  в  порядке,  которые
предусмотрены  соглашением.  При  этом  в   течение   срока   действия
соглашения   инвестору   предоставляется   исключительное   право   на
пользование таким имуществом на безвозмездной  основе  для  проведения
работ по соглашению,  и инвестор несет бремя содержания находящегося в
его пользовании имущества и риск его случайной гибели  или  случайного
повреждения.
     2. Вся первичная геологическая,  геофизическая,  геохимическая  и
иная  информация,  данные по ее интерпретации и производные данные,  а
также образцы горных пород,  в том  числе  керн,  пластовые  жидкости,
полученные  инвестором  в  результате  выполнения работ по соглашению,
принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий
конфиденциальности,  предусмотренных соглашением, инвестор имеет право
свободно и безвозмездно пользоваться указанной информацией,  данными и
образцами в целях выполнения работ по соглашению.  Порядок пользования
указанной информацией,  данными и образцами, а также порядок их вывоза
за  пределы  Республики  Татарстан и Российской Федерации определяются
соглашением в соответствии с законодательством.

     Статья 13.  Транспортировка,  хранение и переработка минерального
сырья

     1. Инвестор имеет право свободного доступа на договорной основе к
объектам  трубопроводного  транспорта,  а  также  право  на  свободное
использование  на  договорной  основе  объектов трубопроводного и иных
видов транспорта,  объектов по  хранению  и  переработке  минерального
сырья без каких-либо дискриминационных условий.
     2. Инвестор в рамках выполнения работ по соглашению  имеет  право
на  сооружение  объектов  по  хранению,  переработке и транспортировке
минерального  сырья,  право  собственности  на  которые   определяется
соглашением с учетом положений статьи 12 настоящего Закона.

     Статья 14. Налоги и платежи при исполнении соглашения

     1. За  исключением  налога  на  прибыль и платежей за пользование
недрами,  инвестор  в  течение  срока  действия  соглашения  с  учетом
положений пункта 4 настоящей статьи освобождается от взимания налогов,
сборов,  акцизов  и  иных  обязательных   платежей   (за   исключением
предусмотренных   пунктом   7   настоящей   статьи),   предусмотренных
законодательством.  Взимание  указанных   налогов,   сборов   и   иных
обязательных   платежей  заменяется  разделом  продукции  на  условиях
соглашения в соответствии с действующим законодательством.
     В случае,  если  законами  и  иными нормативными правовыми актами
Республики   Татарстан   и   правовыми   актами    органов    местного
самоуправления  не  предусмотрено  освобождение  инвестора от взимания
налогов,  сборов и иных  обязательных  платежей  в  бюджет  Республики
Татарстан  и местные бюджеты,  часть прибыльной продукции,  являющаяся
долей  инвестора  в  соответствии  с  условиями  соглашения,  подлежит
увеличению  за  счет  соответствующего  уменьшения доли государства на
величину,  эквивалентную  сумме   фактически   уплаченных   в   бюджет
Республики   Татарстан   и   местные  бюджеты  налогов,  сборов,  иных
обязательных платежей,  и уточненную на сумму,  рассчитанную исходя из
ставок   рефинансирования  Центрального  банка  Российской  Федерации,
действовавших в истекшем периоде.
     2. Налог   на   прибыль   уплачивается   инвестором   в  порядке,
установленном законодательством, с учетом следующих особенностей:
     - объектом   обложения   этим  налогом  является  определяемая  в
соответствии  с  условиями  соглашения  стоимость   части   прибыльной
продукции,  принадлежащей  инвестору по условиям соглашения.  При этом
такая стоимость уменьшается на сумму платежей инвестора за пользование
заемными   средствами,  разовых  платежей  инвестора  при  пользовании
недрами,  а  также  на  сумму  других,  не  возмещаемых  инвестору   в
соответствии  с  условиями  соглашения затрат,  состав и порядок учета
которых  при  определении  объекта  обложения   налогом   на   прибыль
устанавливаются  соглашением  в  соответствии  с законодательством.  В
случае,  если  указанные  затраты  превышают  стоимость  принадлежащей
инвестору  части  прибыльной  продукции,  в последующие периоды объект
обложения налогом на  прибыль  уменьшается  на  сумму  соответствующей
возникающей разницы до полного ее возмещения;
     - уплата налога на прибыль  инвестора  при  выполнении  работ  по
соглашению  производится  обособленно  от  уплаты налога на прибыль по
другим видам деятельности.  При  этом  применяется  ставка  налога  на
прибыль, действующая на дату подписания соглашения;
     - льготы по налогу на прибыль, предусмотренные законодательством,
а  также  налогообложение  суммы  превышения  фактических  расходов на
оплату труда над их нормируемой величиной, сумм выплаченных дивидендов
или  доходов  от  долевого  участия  при взимании налога на прибыль не
применяются;
     - налог на прибыль,  взимаемый по ставкам зачисления этого налога
в бюджет Республики  Татарстан,  вносится:  50%  -  в  Республиканский
бюджет  Республики  Татарстан  и  50%  -  в бюджеты городов и районов,
пропорционально  количеству  добытых  на   их   территориях   полезных
ископаемых, независимо от места регистрации плательщика;
     - по согласованию сторон налог на прибыль уплачивается инвестором
в натуральной или стоимостной форме.
     3. Платежи     за     пользование     недрами,      установленные
законодательством, вносятся инвестором: 50% - в Республиканский бюджет
Республики  Татарстан  и  50%  -  в   бюджеты   городов   и   районов,
пропорционально   количеству   добытых   на  их  территориях  полезных
ископаемых, независимо от места регистрации плательщика.
     4. При  исчислении налога на добавленную стоимость при реализации
инвестором принадлежащей ему в  соответствии  с  условиями  соглашения
произведенной    продукции   из   подлежащей   взносу   в   бюджет   в
соответствующем периоде суммы указанного налога вычитаются  все  суммы
налога на добавленную стоимость,  уплаченные инвестором в этом периоде
по   приобретенным   им   для   выполнения   работ    по    соглашению
товарно-материальным ценностям, а также по работам и услугам.
     Разница, возникающая в случае превышения сумм указанного  налога,
уплаченного      инвестором      поставщикам      за     приобретаемые
товарно-материальные  ценности,   над   суммами   указанного   налога,
исчисленными   при   реализации  произведенной  продукции,  являющейся
собственностью инвестора,  подлежит возмещению инвестору в порядке и в
сроки,   установленные   законодательством  с  уточнением  суммы  этой
разницы,  исходя  из  ставок   рефинансирования   Центрального   банка
Российской   Федерации,   действовавших   в  соответствующем  истекшем
периоде.
     После начала добычи минерального сырья уточненная сумма указанной
разницы,  не возмещенная инвестору из бюджета к соответствующему  дню,
возмещается   ему  за  счет  уменьшения  принадлежащей  государству  в
соответствии с условиями соглашения части произведенной  продукции  на
величину ее стоимостного эквивалента.
     Обороты между инвестором и оператором соглашения по безвозмездной
передаче  товарно-материальных  ценностей,  необходимых для выполнения
работ по соглашению,  а также операция по передаче  денежных  средств,
необходимых  для  финансирования  указанных  работ  в  соответствии  с
утвержденной в установленном соглашением порядке сметой, освобождаются
от налога на добавленную стоимость.
     5. Инвестор уплачивает государству за пользование недрами:
     - разовые  платежи  (бонусы) при заключении соглашения и (или) по
достижении определенного результата, установленные соглашением;
     - регулярные  платежи,  установленные  в  процентном отношении от
объема  добычи  минерального  сырья  или  от  стоимости  произведенной
продукции  и уплачиваемые инвестором в денежной форме или в виде части
добытого минерального сырья.
     От уплаты   иных   платежей   за   пользование  недрами  инвестор
освобождается.
     6. Плата  за  пользование  землей  и другими природными ресурсами
осуществляется  инвестором  на  договорной  основе  в  соответствии  с
законодательством Республики Татарстан.
     7. Инвестор осуществляет обязательные платежи  по  социальному  и
медицинскому   страхованию   своих   работников,   граждан  Республики
Татарстан и Российской  Федерации,  а  также  в  Государственный  фонд
занятости   Республики   Татарстан   и   отделение  Пенсионного  фонда
Российской  Федерации  по  Республике  Татарстан,  в  соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     8. Операторы соглашения,  а также юридические  лица  (подрядчики,
поставщики, перевозчики и другие лица), участвующие в выполнении работ
по  соглашению  на  основе  договоров   (контрактов)   с   инвестором,
освобождаются  от  взимания  налога на добавленную стоимость и акцизов
при ввозе на таможенную территорию товаров и услуг  в  соответствии  с
проектной  документацией,  предназначенных  для  проведения  указанных
работ,  а  также  при  вывозе   за   пределы   таможенной   территории
минерального   сырья   и   продуктов  его  переработки,  являющихся  в
соответствии с условиями соглашения собственностью инвестора.

     Статья 15. Учет и отчетность

     1. Учет  финансово-хозяйственной   деятельности   инвестора   при
выполнении  работ  по  соглашению осуществляется по каждому отдельному
соглашению, а также обособленно от такого учета при выполнении им иной
деятельности,  не связанной с соглашением.  Порядок этого учета, в том
числе в целях возмещения  затрат  инвестора  и  исчисления  налога  на
прибыль, определяется соглашением в соответствии с законодательством.
     2. Бухгалтерский  учет  и  отчетность  при  выполнении  работ  по
соглашению  ведутся  в  валюте  Российской  Федерации  (рублях)  или в
иностранной  валюте.  В  случае,  если  ведение  бухгалтерского  учета
осуществляется  в  иностранной валюте,  отчетность,  предоставляемая в
государственные органы,  должна содержать данные,  исчисленные  как  в
принятой  иностранной  валюте,  так  и в рублях.  При этом все данные,
исчисленные в иностранной валюте,  должны быть пересчитаны в рубли  по
курсу  Центрального  банка  Российской  Федерации  на день составления
отчетности.

     Статья 16. Банковские счета и валютное регулирование

     1. Для выполнения  работ  по  соглашению  инвестор  должен  иметь
специальные  банковские  счета  в  рублях и (или) иностранной валюте в
банках на территории  Республики  Татарстан,  и  (или)  на  территории
Российской  Федерации,  и (или) на территориях иностранных государств,
которые используются исключительно для выполнения указанных работ.
     2. Инвестор  имеет право получать и хранить выручку в иностранной
валюте от реализации принадлежащей  ему  в  соответствии  с  условиями
соглашения доли продукции на указанных банковских счетах, оплачивать с
этих счетов любые расходы по выполнению работ по соглашению,  а  также
налог   на   прибыль   и  платежи  за  пользование  недрами,  свободно
распоряжаться остатком средств на этих счетах.
     З. На   инвестора,   а   также  на  юридических  лиц  (операторов
соглашения,  подрядчиков,  поставщиков,  перевозчиков и  других  лиц),
участвующих  в  выполнении  работ  по  соглашению  на основе договоров
(контрактов) с инвестором, не распространяются требования обязательной
продажи  на  валютном  рынке  Российской  Федерации  части  выручки  в
иностранной валюте, полученной при выполнении работ по соглашению.

     Статья 17. Передача прав и обязанностей по соглашению

     1. Инвестор имеет право  передать  полностью  или  частично  свои
права  и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому
гражданину  (физическому  лицу)  только  с  согласия  государства  при
условии,   если   эти  лица  располагают  достаточными  финансовыми  и
техническими   ресурсами   и   опытом   управленческой   деятельности,
необходимыми для выполнения работ по соглашению.
     2. Передача прав  и  обязанностей  по  соглашению  совершается  в
письменной    форме   посредством   составления   специального   акта,
являющегося неотъемлемой частью  соглашения,  в  порядке  и  в  сроки,
определенные    соглашением,    и    сопровождается    соответствующим
переоформлением лицензии на пользование недрами в течение  30  дней  с
даты подписания указанного акта.
     3. С   согласия   государства   инвестор    может    использовать
принадлежащие  ему  имущество  и имущественные права в качестве залога
для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в связи с
исполнением соглашения с соблюдением требований законодательства.

     Статья 18. Стабильность условий соглашения

     1. Условия  соглашения  сохраняют свою силу в течение всего срока
действия соглашения.  Изменения в  соглашении  допускаются  только  по
согласию  сторон,  а  также  по  требованию  одной  из сторон в случае
существенного изменения обстоятельств  в  соответствии  с  Гражданским
кодексом  Российской  Федерации  с  учетом соответствующих нормативных
правовых актов Республики Татарстан.
     Изменения в условия соглашения, внесенные по согласованию сторон,
вводятся в действие в том же порядке,  что и исходные  соглашения  (за
исключением конкурса).
     2. В  случае,  если   в   течение   срока   действия   соглашения
законодательством  и  правовыми актами органов местного самоуправления
будут   установлены   нормы,   ухудшающие   коммерческие    результаты
деятельности  инвестора  в  рамках  соглашения,  в соглашение вносятся
изменения,  обеспечивающие инвестору коммерческие результаты,  которые
могли  бы  быть  им  получены  при  применении действовавших на момент
заключения  соглашения  законов  и  правовых  актов  органов  местного
самоуправления.   Порядок   внесения   таких   изменений  определяется
соглашением.
     Указанное положение    об   изменении   условий   соглашения   не
применяется в случае,  если  законодательством  вносятся  изменения  в
стандарты (нормы,  правила) по безопасному ведению работ, охране недр,
окружающей природной среды и здоровья населения, в том числе и в целях
приведения  их  в  соответствие  с  аналогичными стандартами (нормами,
правилами), принятыми и общепризнанными в международной практике.

     Статья 19. Государственные гарантии прав инвестора

     1. Инвестору гарантируется  защита  имущественных  и  иных  прав,
приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением.
     2. На инвестора  не  распространяется  действие  законов  и  иных
нормативных  правовых  актов,  а также правовых актов органов местного
самоуправления,  если указанные акты  устанавливают  ограничения  прав
инвестора,   приобретенных   и  осуществляемых  им  в  соответствии  с
соглашением,  за  исключением  предписаний   соответствующих   органов
надзора,  которые  выдаются в соответствии с законодательством в целях
обеспечения  безопасного  ведения  работ,  охраны   недр,   окружающей
природной  среды,  здоровья  населения,  а  также  в целях обеспечения
общественной и государственной безопасности.

     Статья 20. Контроль за исполнением соглашения

     1. Государственный    контроль    за    исполнением    соглашения
осуществляют   органы  государственной  власти  в  соответствии  с  их
компетенцией.
     2. Уполномоченные  представители  указанных  в пункте 1 настоящей
статьи государственных органов, осуществляющих контроль за исполнением
соглашения,   имеют   право   беспрепятственного  доступа  на  объекты
проведения работ по соглашению,  а также к документации, относящейся к
проведению   указанных  работ,  исключительно  в  целях  осуществления
функций контроля за исполнением соглашения.

     Статья 21. Ответственность сторон по соглашению

     1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение своих обязательств по соглашению в соответствии с условиями
соглашения с соблюдением гражданского законодательства.
     2. Условия  и порядок распределения между Республикой Татарстан и
Российской Федерацией расходов для удовлетворения требований инвестора
о   возмещении   убытков   в  случае  неисполнения  или  ненадлежащего
исполнения государством своих  обязательств  по  соглашению,  а  также
порядок   взаимоотношений  органов  исполнительной  власти  Республики
Татарстан  и  Российской  Федерации  при  рассмотрении   предъявленных
государству  требований инвестора,  касающихся исполнения государством
своих  обязательств   по   соглашению,   устанавливаются   договорами,
указанными  в  пункте  1  статьи  11  настоящего  Закона.  Возникающие
разногласия решаются с учетом положений Договора Российской  Федерации
и  Республики  Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном
делегировании  полномочий  между   органами   государственной   власти
Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти Республики
Татарстан" и соответствующих соглашений.

     Статья 22. Прекращение действия соглашения

     Действие соглашения прекращается по истечении срока его  действия
или досрочно по согласованию сторон,  а также по другим основаниям и в
порядке,   который   предусмотрен   соглашением   в   соответствии   с
законодательством, действовавшим на дату подписания соглашения.
     Прекращение действия соглашения по согласованию сторон проводится
в том же порядке,  что и исходное соглашение, за исключением процедуры
конкурса.

     Статья 23. Разрешение споров

     Споры между государством и инвестором,  связанные с  исполнением,
прекращением  и признанием недействительным соглашения,  разрешаются в
соответствии с условиями соглашения в суде,  в арбитражном суде или  в
третейском суде (в том числе международных арбитражных институтах).

     Статья 24. Иммунитет государства

     В соглашениях,    заключаемых   с   иностранными   гражданами   и
иностранными  юридическими   лицами,   может   быть   предусмотрен   в
соответствии   с  законодательством  отказ  государства  от  судебного
иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и
исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

                 ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 25. Международные договоры Республики Татарстан

     Если международным  договором  Республики  Татарстан  установлены
иные  правила,  чем  те,  которые  предусмотрены  настоящим   Законом,
применяются правила международного договора.

     Статья 26. О порядке введения в действие настоящего Закона

     1. Ввести в действие настоящий Закон со дня его опубликования.
     2. Кабинету Министров Республики Татарстан:
     а) внести  на  рассмотрение  Государственного  Совета  Республики
Татарстан предложения об участках  недр,  право  пользования  которыми
может  быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции в
соответствии с настоящим  Законом,  а  также  предложения  о  внесении
изменений  и  дополнений  в  законы  Республики  Татарстан  в  связи с
принятием настоящего Закона;
     б) привести  свои  нормативные  правовые  акты  в  соответствие с
настоящим Законом.

     Президент
     Республики Татарстан          М.ШАЙМИЕВ

     Казань,
     20 мая 1999 года
     N 2146
                                         Утратил силу - Закон
                                  Государственного Совета Республики
                                   Татарстан от 22.02.2001 г. N 651

Информация по документу
Читайте также