Расширенный поиск
Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 19.04.1991 № 840-XIIЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ Настоящий Закон определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций на территории Республики Татарстан. Закон гарантирует гражданам, проживающим на территории Республики Татарстан, право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту их интересов государством, равенство и свободное кооперирование с другими производителями сельскохозяйственной продукции. РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (в дальнейшем "крестьянское хозяйство") является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящихся в их владении земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Основной целью крестьянского хозяйства является производство и реализация сельскохозяйственной продукции для удовлетворения нужд своей семьи и общества на основе свободного предпринимательства. 2. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи, родственники и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. 3. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов, который представляет его интересы перед государственными органами власти, предприятиями, организациями и гражданами. Статья 2. Место крестьянского хозяйства в экономической системе 1. Крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, частными и другими предприятиями и организациями. Оно самостоятельно определяет направление своей деятельности, структуру и размеры производства, каналы реализации продукции, выбирает себе партнеров по совместной деятельности, в том числе и зарубежных. 2. Отношения крестьянского хозяйства с предприятиями, организациями, гражданами, органами государственного управления строятся на основе договоров, торговых операций по наличному и безналичному расчетам. Государство способствует развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экологических нормативов и т.д. Статья 3. Учредительная и совместная деятельность крестьянских хозяйств Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции, материально-техническому снабжению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, приобретению и использованию технических средств, кредитные, страховые и прочие, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций, союзов и кооперативов. РАЗДЕЛ II СОЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 4. Право на создание крестьянского хозяйства 1. Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин Республики Татарстан, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на организацию крестьянского хозяйства имеют граждане, проживающие в данной местности. 2. При создании одним из членов семьи крестьянского хозяйства остальные ее члены самостоятельно принимают решение об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости. 3. При наличии нескольких претендентов на один и тот же земельный участок право выбора принадлежит сельскому (поселковому) Совету народных депутатов с последующим утверждением и оформлением районным (городским) Советом народных депутатов. 4. Споры о преимущественном праве на землю и на организацию крестьянского хозяйства рассматриваются в судебном порядке. 5. Государственным органам управления, органам управления агропромышленным комплексом, общественным организациям, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям запрещается принудительное создание крестьянских хозяйств и передача им земли. Статья 5. Условия предоставления земельного участка 1. Земельный участок для ведения крестьянского хозяйства предоставляется по заявлению его главы в аренду, пожизненное наследуемое владение по решению сельского (поселкового) Совета народных депутатов с последующим утверждением районным (городским) Советом народных депутатов. Крестьянское хозяйство может дополнительно арендовать земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции. При этом общая площадь земельного участка не должна превышать предельного размера, установленного Верховным Советом Республики Татарстан. Арендодателями земли по согласованию с местными Советами народных депутатов могут быть и граждане, имеющие землю во владении с правом наследования. 2. Лицам, не имеющим профессиональных навыков ведения сельскохозяйственного производства, земельный участок может предоставляться в аренду сроком до трех лет. Если в течение данного срока претендент подтверждает способность к рациональному хозяйствованию, ему предоставляется право на продление аренды, получение земельного участка в пожизненное наследуемое владение в порядке, указанном в п. 1 настоящей статьи. 3. Право владения, пользования землей определяется государственным актом, выдаваемым районным (городским) Советом народных депутатов, при передаче земли в аренду - договором аренды. 4. Земельный участок выделяется крестьянскому хозяйству, как правило, единым массивом. При выделении земельных участков крестьянским хозяйствам вблизи населенного пункта не затрагиваются земли приусадебного фонда и земли общественного пользования - выпасы для скота, водоемы, дороги, парки, земли под спортивными и другими сооружениями. 5. Затраты по отводу земель и оформлению государственного акта на землю, ведению земельно-кадастровой документации, землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и экологической паспортизации почв осуществляются за счет средств бюджета. Землепользователь имеет право самостоятельно заказывать и финансировать землеустроительные работы. Статья 6. Порядок предоставления земельных участков из земель запаса 1. Гражданам, не являющимся членами колхозов, работниками сельскохозяйственных предприятий, земельные участки для организации крестьянского хозяйства предоставляются из земель запаса. При отсутствии или недостатке таких земель районным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе создается специальный фонд земельного запаса за счет: а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли; б) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению; в) земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства и не использованных в течение одного года, а также предоставленных для несельскохозяйственных целей и не использованных в течение двух лет; г) земель сельскохозяйственных предприятий, фактическая продуктивность которых за последние 5 лет ниже нормативной, определяемой по кадастровой оценке. Выявленные и рекомендованные для зачисления в земельный запас угодья изымаются у колхозов, совхозов, иных предприятий, учреждений, организаций районным (городским) Советом народных депутатов по мере необходимости. Согласия землевладельцев на изъятие этих земель не требуется. 2. Граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство, включая и тех, кто переезжает из других регионов Союза ССР на постоянное жительство, для получения земельного участка из земель запасов подают заявление с указанием цели использования спрашиваемого земельного участка, предполагаемой площади и его местоположения, состава членов крестьянского хозяйства в сельский (поселковый) Совет народных депутатов по месту расположения земельного участка. 3. Решение о предоставлении земельного участка принимает районный (городской) Совет народных депутатов в срок не более двух месяцев со дня подачи заявления с учетом решения сельского (поселкового) Совета народных депутатов. В случае нарушения сроков принятия решения и сокрытия информации о наличии земельного фонда виновные должностные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от одной до трех тысяч рублей, налагаемого Государственным комитетом Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе. Решение районного (городского) Совета народных депутатов об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке. Статья 7. Порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского хозяйства членам колхозов, работникам совхозов и других организаций, учреждений, обслуживающих сельское население 1. Члены колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов имеют право на основе их заявлений выйти из состава соответствующих организаций с земельным наделом. Работники совхозов и других сельскохозяйственных предприятий после расторжения трудового договора имеют право на земельный надел. Согласие трудовых коллективов на создание крестьянских хозяйств не требуется. Работникам организаций и учреждений, обслуживающих сельское население, земельный участок для организации крестьянского хозяйства предоставляется из земель колхозов, совхозов в установленном порядке. Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется районным (городским) Советом народных депутатов с учетом численного состава крестьянского хозяйства, специализации, качества и площади земель, приходящихся на одного работающего в хозяйстве, с учетом работников организаций и учреждений, обслуживающих сельское население данного хозяйства, но не более предельных размеров, установленных Верховным Советом Республики Татарстан. В целях создания равных условий хозяйствования для ведения крестьянского хозяйства предоставляются земельные участки, кадастровая оценка которых, как правило, должна быть на уровне средней кадастровой оценки по хозяйству. Для этих целей используются в первую очередь внесевооборотные угодья, отдельные поля севооборота (по возможности без нарушения целостности отдельных земельных участков и образования черезполосицы) или другие сельскохозяйственные угодья. При предоставлении земельных участков с качественной оценкой выше или ниже средней кадастровой по хозяйству районными (городскими) Советами народных депутатов налоговые и другие выплаты увеличиваются или уменьшаются соответственно их качества. 2. Работнику, выходящему из колхоза (совхоза) с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен выдать средства производства в счет долевого фонда, созданного за счет собственных средств. Если колхоз (совхоз) не имеет такой возможности, то он обязан определить срок расчетов и выступить на указанный срок гарантом получения кредитов в банке для крестьянского хозяйства на эту сумму, погашать их по срокам и компенсировать проценты за пользование ими. 3. Граждане, являющиеся членами колхозов или работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, пожелавшие выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, подают заявление, в котором указываются предполагаемая площадь земельного участка, его местоположение, форма владения, вид деятельности, перечень имущества. Колхоз (совхоз) или другое сельскохозяйственное предприятие в месячный срок рассматривает заявление гражданина и вместе с протоколом заседания правления колхоза или приказом руководителя предприятия передает материалы в сельский (поселковый) Совет народных депутатов. При отказе в выделении конкретного земельного участка для желающих выйти из состава предприятия районный (городской) Совет народных депутатов в месячный срок вправе самостоятельно определить земельный участок. Земли учебных хозяйств, высших, средних специальных, профессионально-технических, общеобразовательных школ и других учебных заведений, опытных участков, научно-исследовательских организаций, птицеводческих, звероводческих хозяйств, тепличных комбинатов, государственных специализированных животноводческих комплексов, племенных предприятий по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, государственной ветеринарной сети, семенных инспекций, государственных сортоиспытательных участков, рыбоводческих питомников не могут быть изъяты для организации крестьянских хозяйств без их согласия. Земельный спор разрешается в судебном порядке. Статья 8. Регистрация крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство считается созданным после выдачи районным (городским) Советом народных депутатов государственного акта на право владения землей, а при арендных отношениях - подписания договора на аренду земельного участка. 2. Районный (городской) Совет народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу. 3. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программы экономического и социального развития региона. РАЗДЕЛ III ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ ВЛАДЕНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ И ДРУГИМИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ Статья 9. Владение и пользование землей 1. Владельцы земли имеют право: а) самостоятельно хозяйствовать на земле; б) собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации; в) использовать в установленном порядке только для нужд хозяйств имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли; г) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с действующими нормативами и по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов, предоставившими землю; д) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков, влияющими на эффективность использования их земель; е) в случае принудительного изъятия земельного участка получать полную компенсацию затрат на повышение плодородия земли, а также возмещение убытков, включая упущенную выгоду; ж) обменять в установленном порядке земельный участок, передать его по наследству; з) сдать земельный участок или его часть в аренду в случае временной нетрудоспособности, призыва на действительную службу в ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу; и) огораживать предоставленный во владение участок при условии сохранения возможности прохода людей, проезда транспорта по дорогам общего пользования, перемещения диких животных. 2. Арендаторы имеют те же права, что и землевладельцы, кроме права обмена, наследования и сдачи полученного земельного участка в субаренду. Строительство жилых и производственных объектов на арендованном участке производится с согласия землевладельца. Другие права арендаторов регулируются договором. При истечении срока аренды земли преимущественным правом заключения нового договора, а также получения во владение с правом наследования имеют прежние члены крестьянского хозяйства. 3. В случае предоставления во владение гражданину для ведения крестьянского хозяйства земельного участка с посевами урожай становится его собственностью, а бывшему землевладельцу или арендатору крестьянское хозяйство возмещает производственные фактические затраты, если стороны не договорились об ином. 4. Если на предоставленном во владение или в аренду земельном участке находятся сооружения, многолетние насаждения или иные объекты, которые невозможно переместить на другой участок, крестьянское хозяйство возмещает прежнему собственнику их остаточную стоимость, если стороны не договорились об ином порядке. После этого данные объекты переходят в собственность крестьянского хозяйства. Оценка произведенных затрат и остаточной стоимости объектов производится депутатскими комиссиями сельского и районного Совета народных депутатов. 5. Действия предприятий, организаций и граждан, которые могут причинить материальный ущерб или неудобства крестьянскому хозяйству, могут осуществляться только с согласия главы крестьянского хозяйства. 6. Землевладельцы и арендаторы обязаны: а) рационально использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; б) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель и окружающей среды; в) своевременно вносить земельный налог или арендную плату за землю; г) не нарушать права других землевладельцев и землепользователей; д) своевременно представлять в соответствующий Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель; е) возмещать в установленном порядке ущерб от снижения плодородия земель, которое произошло по вине землевладельца и арендатора. 7. Предоставленный во владение или аренду семье земельный участок для организации крестьянского хозяйства разделу не подлежит, кроме случаев, указанных в настоящем Законе. Статья 10. Плата за землю 1. Землевладение, аренда земли и другие виды временного пользования в Республике Татарстан являются платными. Плата за землю ежегодно взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и местоположения земельного участка с учетом кадастровой оценки. 2. Земельный налог и арендная плата за землю сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фонда определяются в зависимости от качества и местоположения земельного участка с учетом кадастровой оценки. Основой расчета ставок налога и арендной платы за землю является цена баллогектара, которая утверждается Верховным Советом Республики Татарстан. Они должны быть стабильными в течение 5 лет, могут изменяться в случае пересмотра цен и тарифов на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а также после уточнения материалов государственного земельного кадастра. 3. Районные (городские) Советы народных депутатов могут устанавливать льготы в виде частичного освобождения от платежей за землю на определенный срок. Крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и арендаторы освобождаются от уплаты земельного налога и арендной платы в течение пяти лет с момента предоставления им земельного участка, а при передаче земель, требующих осушения, проведения культуртехнических и других видов мелиоративных работ - на период, предусмотренный проектом их производства. От земельного налога освобождаются полностью при получении во владение или аренду нарушенных и малопродуктивных земель, требующих рекультивации. Платежи за земельные участки поступают в районные бюджеты и используются исключительно на охрану земель, повышение их плодородия, на землеустройство, на оказание помощи на первичное обустройство крестьянских хозяйств и социально-культурных объектов на селе. 4. Местные Советы народных депутатов обязаны ежегодно отчитываться перед налогоплательщиками об использовании средств, полученных в порядке платежей за землю. Статья 11. Контроль за использованием и охраной земель Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется Советами народных депутатов и Государственным комитетом Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе и его органами на местах в соответствии с действующим законодательством. РАЗДЕЛ IV ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 12. Состав имущества и его формирование 1. Имущество крестьянского хозяйства составляют имеющиеся на земельном участке насаждения, жилые дома, хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, необходимое для осуществления хозяйственной и иной деятельности. 2. Источниками формирования имущества крестьянского хозяйства являются: денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства; доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов трудовой деятельности; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и другие кредиты; капитальные вложения и дотации из бюджета; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования предприятий, организаций и граждан; иные источники, не запрещенные действующим законодательством. 3. Имущество крестьянского хозяйства находится под защитой государства наравне с другими формами собственности и может быть изъято лишь в предусмотренном законом порядке на основании решения суда. Статья 13. Владение, пользование и распоряжение имуществом 1. Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства часть имущества может находиться в общей совместной собственности. 2. Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществляется его членами по совместной договоренности. Сделка по распоряжению имуществом осуществляется главой хозяйства либо уполномоченным им лицом. 3. При выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава земля и общее имущество разделу в натуральной форме не подлежат. Причитающаяся часть (вклад, доля, пай) имущества компенсируется денежными средствами. Порядок выплаты компенсации устанавливается по совместной договоренности всех членов крестьянского хозяйства. Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать 5 лет. 4. Крестьянское хозяйство имеет право продавать и передавать предприятиям, организациям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование принадлежащее ему на правах собственности имущество. 5. Крестьянское хозяйство имеет право приобретать, брать в аренду или во временное пользование имущество у предприятий, объединений, организаций и граждан. 6. Имущественные отношения крестьянского хозяйства регулируются, помимо настоящего Закона, и гражданским законодательством. 7. Имущество крестьянского хозяйства страхуется на добровольной основе в соответствии с действующим законодательством. 8. При организации крестьянского хозяйства на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, государство берет на себя первичное обустройство: строительство дорог, линий электропередач, водообеспечение, телефонизацию, землеустройство, мелиорацию. Местные Советы народных депутатов обязаны оказывать помощь в возведении производственных объектов и жилья. РАЗДЕЛ V ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 14. Производственная деятельность крестьянского хозяйства Крестьянское хозяйство самостоятельно определяет направления своей деятельности, структуру и объемы производства. Оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Статья 15. Порядок реализации продукции крестьянским хозяйством 1. Крестьянскому хозяйству принадлежит исключительное право распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по собственному усмотрению государственным заготовительным организациям, на колхозном рынке, в государственную и кооперативную торговую сеть и другим потребителям. 2. Для крестьянского хозяйства обязательно соблюдение действующих нормативов по качеству продукции, санитарным требованиям и другим параметрам. 3. Крестьянское хозяйство может реализовывать продукцию по закупочным, договорным, рыночным и иным ценам. 4. Государственные и другие организации обязаны принимать всю предъявленную крестьянским хозяйством продукцию по заключенным договорам, соответствующую стандартам, с оплатой по установленным закупочным или договорным ценам. 5. В целях реализации продукции крестьянское хозяйство имеет право открывать пункты продажи (магазины) и использовать для этого наемную рабочую силу в порядке, установленном пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона. 6. Крестьянские хозяйства развивают внешнеэкономическую деятельность на равных началах с другими формами предпринимательства в предусмотренном законом порядке. Статья 16. Материально-техническое обеспечение крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство приобретает необходимые ему для осуществления нормальной деятельности материально-технические ресурсы в системе государственных, снабженческих организаций, в том числе за счет фондов, выделенных специально для крестьянских хозяйств, по ценам, действующим для колхозов и совхозов. Распределение фондовых и лимитированных ресурсов по конкретным хозяйствам осуществляется организациями Агроснаба с участием Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, органов самоуправления крестьянских хозяйств, их ассоциаций, союзов и др. Кроме того, они могут приобретать ресурсы у любых государственных и кооперативных предприятий и организаций, на колхозных рынках, у населения, а также в государственной и кооперативной розничной торговой сети. Плата за пользование телефоном, газом, электроэнергией, водой, теплоэнергией для производственных нужд производится по тарифам, установленным для сельской местности. 2. Ремонт и техническое обслуживание принадлежащих крестьянскому хозяйству тракторов, сельскохозяйственной техники и оборудования, грузовых автомобилей осуществляются государственными агросервисными предприятиями и организациями по оптовым ценам, расценкам, тарифам, действующим для колхозов и совхозов, а также колхозами, совхозами, кооперативами, гражданами по ценам договоренности. Агротехническое, мелиоративное обслуживание крестьянских (фермерских) хозяйств проводится специализированными службами на договорной основе. Статья 17. Денежные средства крестьянского хозяйства 1. Денежные средства крестьянского хозяйства формируются за счет выручки от реализации продукции (работ и услуг), кредитов, бюджетных ассигнований, пожертвований и других поступлений. 2. Крестьянское хозяйство вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. 3. Все расчеты крестьянского хозяйства, включая платежи в бюджет, производятся в порядке календарной очередности поступления в учреждение банка расчетных документов. 4. Списание средств с расчетного счета крестьянского хозяйства может производиться только с его согласия или по решению суда. Статья 18. Кредитование крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство имеет право пользоваться кредитом, предоставленным государственными и коммерческими, в том числе кооперативными банками на основании договоров, определяющих условия кредитования, где предусматриваются его обязательства по залогу кредитуемых ценностей, поручительство и другие виды обеспечения возврата ссуд, а также страхование жилых домов, зданий, сооружений, построенных за счет полученных кредитов и других основных средств. При этом гарантом является районный (городской) Совет народных депутатов. 2. Крестьянское хозяйство несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. В случае несвоевременного возврата кредита учреждение банка без обращения в суд может использовать право на реализацию принятого в залог имущества и направить выручку от его реализации на погашение задолженности. В качестве залога принимаются товарно-материальные ценности, производимая продукция и иное имущество заемщика, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским законодательством не может быть обращено взыскание. 3. Крестьянское хозяйство может поставить продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в кредит с уплатой получателями (потребителями) процентов как за пользование заемными средствами. Крестьянское хозяйство вправе приобретать продукцию, пользоваться работами и услугами организаций, предприятий и граждан в кредит. 4. Районный (городской) Совет народных депутатов вправе оказывать безвозмездную материальную помощь за счет средств местного бюджета или выдавать крестьянскому хозяйству беспроцентную ссуду для погашения первоочередных расходов на создание и развитие хозяйства по ходатайству сельского (поселкового) Совета народных депутатов. Порядок выдачи и условия погашения этой ссуды устанавливаются Советом министров Республики Татарстан. 5. Сельский (поселковый) Совет народных депутатов представляет районному (городскому) Совету народных депутатов предложения о распределении кредитных ресурсов между крестьянскими хозяйствами и осуществляет контроль за правильным использованием кредита. Статья 19. Налогообложение крестьянского хозяйства и льготы по налогам Налогообложение крестьянского хозяйства и льготы по уплачиваемым им налогам производятся в соответствии с действующим законодательством. Статья 20. Труд в крестьянском хозяйстве 1. Производственную деятельность крестьянское хозяйство осуществляет преимущественно трудом своих членов. 2. В случае производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд, условия которого регламентируются договором. 3. Оплата труда граждан, заключивших договор об использовании их труда, осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения, но не должна быть ниже установленной работникам соответствующих профессий сельскохозяйственных предприятий. Оплата труда может производиться как деньгами, так и натурой. За гражданами, работающими в крестьянском хозяйстве по договору, сохраняется пенсия, стипендия по месту учебы и заработная плата по месту основной работы в полном размере при условии выполнения работ в свободное время. Специального разрешения с места основной работы на это не требуется. 4. Глава крестьянского хозяйства обязан обеспечивать безопасные условия труда, проявлять заботу о здоровье и нормальном отдыхе членов своего хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда. 5. Трудовые отношения в крестьянском хозяйстве устанавливаются членами хозяйства. 6. Трудовые споры между главой и членами хозяйства, а также гражданами, заключившими договор об использовании их труда, решаются судом. Статья 21. Учет и отчетность в крестьянском хозяйстве 1. Крестьянское хозяйство осуществляет учет результатов своей работы, ведет статистическую отчетность в порядке, установленном органами государственной статистики. Требование иной отчетности запрещается. Глава крестьянского хозяйства несет установленную законодательством ответственность за искажение государственной отчетности. 2. Государственные органы, наделенные правом контроля, осуществляют контроль за деятельностью крестьянского хозяйства в области землеиспользования, использования кредитов, уплаты налогов, охраны труда, пожарной безопасности, профилактики заболеваний животных, болезней и вредителей растений, соблюдения законодательства об охране природы. Статья 22. Ответственность крестьянского хозяйства 1. За нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности крестьянское хозяйство несет полную имущественную ответственность, предусмотренную действующим законодательством. 2. Крестьянское хозяйство несет ответственность за сохранение плодородия земли. В случаях передачи земель в установленном порядке другим лицам, организациям и предприятиям, а также возвращения их местным Советам народных депутатов произведенное повышение плодородия за период деятельности возмещается крестьянскому хозяйству по цене баллогектара. Возмещение производится теми гражданами, организациями, предприятиями и Советами народных депутатов, которым передается земельный участок в аренду или во владение. Крестьянское хозяйство возмещает местным Советам народных депутатов снижение плодородия земли за период его деятельности в указанных выше случаях по цене баллогектара. Статья 23. Передача земли в наследство 1. Земельный участок гражданина, ведущего крестьянское хозяйство, передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства. В случае смерти главы крестьянского хозяйства право на владение землей передается в наследство по завещанию или же в порядке наследования по закону. Глава крестьянского хозяйства может завещать право владения на землю одному из членов крестьянского хозяйства. При отсутствии завещания или, если указанный в завещании наследник отказывается от принятия права землевладения, или, если передать ему право не представляется возможным по причине его несоответствия требованиям статьи 4 п. 1 настоящего Закона, причем препятствующие обстоятельства не могут быть устранены в течение трех лет, то при передаче права землевладения исходят из следующей очередности лиц, имеющих право получить в наследство крестьянское хозяйство; совершеннолетние дети и супруга (супруг) главы крестьянского хозяйства, являющиеся его членами; совершеннолетние дети главы хозяйства, не являющиеся членами крестьянского хозяйства; другие законные наследники, являющиеся членами крестьянского хозяйства; другие законные наследники, не являющиеся членами крестьянского хозяйства. 2. Если имеется несколько наследников той же очередности, которые по закону имеют право наследовать право на владение землей крестьянского хозяйства, то предпочтение следует отдать тому, кто внес в крестьянское хозяйство наибольший вклад. 3. Если владелец крестьянского хозяйства получает в наследство другое крестьянское хозяйство, но нет возможности объединить их в единое хозяйство, когда площадь земли превышает предельные размеры, то глава крестьянского хозяйства обязан в течение года возвратить часть земли сельскому (поселковому) Совету народных депутатов. 4. Если наследник права на владение землей не соответствует требованиям, приведенным в статье 4 п. 1 настоящего Закона, причем препятствующие обстоятельства могут быть устранены в течение трех лет, то сельский (поселковый) Совет, учитывая предложения и согласие членов крестьянского хозяйства, назначает лицо, замещающее главу крестьянского хозяйства до срока, пока наследник сможет вступить в права главы хозяйства. 5. В случае отсутствия наследников или их отказа от принятия права владения землей крестьянского хозяйства она возвращается сельскому (поселковому) Совету народных депутатов с возмещением наследникам произведенного наследодателем повышения плодородия земли в соответствии с п. 2 статьи 22 настоящего Закона. 6. Право на владение землей переходит по наследству к одному из наследников. Если в завещании содержится пожелание о разделе земли и создании на месте одного крестьянского хозяйства нескольких хозяйств, вопрос рассматривается районным (городским) Советом народных депутатов по предложению сельского (поселкового) Совета народных депутатов и, как исключение, решается положительно при условии соблюдения рациональных размеров каждого из вновь создаваемых хозяйств. Статья 24. Наследование имущества крестьянского хозяйства 1. В случае смерти главы или члена крестьянского хозяйства открывается наследство на его долю в имуществе. При сохранении крестьянского хозяйства наследник - член крестьянского хозяйства имеет право получить свою долю в порядке, приведенном в статье 13 п. 3 настоящего Закона. Наследник, не являющийся членом крестьянского хозяйства, имеет право получить причитающуюся ему долю наследства в деньгах, выплачиваемых по договоренности с главой и другими совершеннолетними дееспособными членами крестьянского хозяйства, но не позднее, чем в течение пяти лет со времени открытия наследства. 2. Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины с наследуемого имущества. 3. Наследование имущества крестьянского хозяйства регулируется гражданским законодательством. РАЗДЕЛ VI СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 25. Социальная защита членов крестьянского хозяйства и граждан, работающих в нем по трудовому договору 1. Члены крестьянского хозяйства и граждане, работающие в нем по трудовому договору, имеют право на государственное социальное страхование и социальное обеспечение в соответствии с действующим законодательством. 2. Крестьянское хозяйство несет материальную ответственность за ущерб, причиненный его членам, гражданам, заключившим договоры об использовании их труда, за увечье или иные повреждения здоровья, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей. 3. Социальное и культурное обслуживание членов крестьянского хозяйства обеспечивается за счет собственных средств и средств общественных фондов потребления. Они пользуются всеми услугами, объектами социальной инфраструктуры, расположенными на данной территории. 4. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании документов о выплате взносов на социальное страхование. Запись в трудовую книжку членов крестьянского хозяйства и граждан, работающих по договору, ведет сельский (поселковый) Совет народных депутатов по представлению главы крестьянского хозяйства. 5. Учет трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, ведется крестьянским хозяйством самостоятельно. 6. За членами крестьянского хозяйства сохраняется ранее назначенная пенсия в полном размере. Члены крестьянского хозяйства имеют право на трудовые и социальные пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении, действующим на территории Республики Татарстан. РАЗДЕЛ VII АССОЦИАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА И ДРУГИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ Статья 26. Ассоциации, товарищества и другие объединения крестьянских хозяйств 1. Крестьянские хозяйства на добровольной основе могут создавать ассоциации, товарищества и другие объединения (в дальнейшем ассоциация). 2. Ассоциация действует на основании устава, утверждаемого ее участниками, имеет права юридического лица и подлежит государственной регистрации в районном (городском) Совете народных депутатов в порядке, установленном действующим законодательством для предприятий. 3. Крестьянские хозяйства, входящие в ассоциацию, сохраняют самостоятельность, права на земельные участки и права юридического лица, на них распространяется действие настоящего Закона. 4. Действия, ведущие к принудительному ассоциированию крестьянских хозяйств, запрещаются и могут быть обжалованы в судебном порядке. 5. Главной целью ассоциации крестьянских хозяйств является увеличение доходов ее участников и рост уровня их социально-экономического развития на основе организации совместного производства продукции. 6. Задачами ассоциации крестьянских хозяйств являются: коллективное регулирование межхозяйственных отношений; налаживание эффективных форм кооперации во всех сферах деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Закона; коллективная защита законных интересов и прав участников перед другими предприятиями, организациями и учреждениями; подбор, подготовка и переподготовка фермерских кадров. Статья 27. Управление ассоциации крестьянских хозяйств Высшим органом управления ассоциации крестьянских хозяйств является общее собрание глав этих хозяйств. Общее собрание избирает координационный совет ассоциации, осуществляющий исполнительные функции и координацию деятельности ассоциации. Координационный совет при необходимости нанимает рабочий аппарат управления ассоциаций. Статья 28. Производственно-хозяйственная деятельность ассоциации крестьянских хозяйств 1. Для реализации своих целей и задач ассоциация крестьянских хозяйств вправе: осуществлять согласованные между ее участниками общие действия в области коммерции, финансов и кредита, технического развития; создавать ассоциацированные финансовые средства и материальные ресурсы путем добровольного отчисления, централизовать отдельные производственно-хозяйственные функции; регулировать взаимоотношения между ее участниками с помощью расчетных цен, тарифов и расценок. 2. Стоимость имущества, находящегося в коллективной (неделимой) собственности ассоциации, или пакета акций, принадлежащего ей, не может превышать сорок процентов соответственно совокупной стоимости имущества всех ее участников или стоимости всех акций ассоциации. 3. Среднегодовая сумма ассоциацированных на добровольной основе финансовых средств определяется общим собранием участников ассоциации крестьянских хозяйств. 4. Ассоциация крестьянских хозяйств может выступать кредитором за счет ассоциацированных финансов, фондов и резервов. 5. Ассоциация крестьянских хозяйств не отвечает по обязательствам ее участников, а участники не отвечают по обязательствам ассоциации, если иное не предусмотрено ее уставом. Статья 29. Выход из ассоциации и ее ликвидация 1. Крестьянское хозяйство - участник ассоциации вправе выйти из нее с сохранением обязательств перед ее участниками в соответствии с заключенными договорами. 2. Ассоциация ликвидируется по решению ее участников в порядке, установленном действующим законодательством для ликвидации предприятия. Имущество, находящееся в коллективной (неделимой) собственности ассоциации, остающееся после ее ликвидации, распределяется между ее участниками в соответствии с уставом ассоциации. РАЗДЕЛ VIII ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 30. Условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства Деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях: а) неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года; б) ведения хозяйства преимущественно трудом наемных работников; в) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности; г) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать деятельность хозяйства; д) использования земельного участка не по целевому назначению; е) использования земельного участка методами, приводящими в состояние, не позволяющее его дальнейшее рациональное использование; ж) изъятия земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд; з) признания его банкротом; и) повторного нарушения правил землепользования и охраны окружающей среды; к) признания главы крестьянского хозяйства в установленном порядке недееспособным или ограничения его дееспособности при отсутствии в составе крестьянского хозяйства иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона. Статья 31. Порядок прекращения деятельности крестьянского хозяйства 1. Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным (городским) Советом народных депутатов, а в случае банкротства - судом. Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются судом. 2. Изъятие у крестьянского хозяйства земли в установленном порядке для государственных и общественных нужд производится с его согласия после выделения ему по его желанию районным (городским) Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещение в полном объеме причиненных убытков, включая упущенную выгоду. 3. При прекращении деятельности крестьянского хозяйства его имущество используется на расчеты по оплате труда граждан, заключивших договоры об использовании их труда, на выплату платежей в бюджет, возврат ссуд банкам, расчеты с прочими кредиторами. Остающееся имущество и полученные от его реализации средства сохраняются в качестве общей собственности членов хозяйства либо делятся между ними. РАЗДЕЛ IX ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ВЕДЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 32. Правовые гарантии ведения крестьянского хозяйства 1. Ведение крестьянского хозяйства может быть прекращено только на предусмотренных настоящим Законом основаниях. 2. Государственные органы или организации не имеют права вмешиваться в ведение крестьянского хозяйства либо устанавливать не предусмотренные законом дополнительные обязанности и ограничения. 3. Государственные органы, организации, а также должностные лица несут ответственность за ущерб, причиненный их вмешательством в хозяйственную деятельность крестьянского хозяйства, в том числе за упущенную выгоду. 4. Условия ведения крестьянского хозяйства, порядок создания крестьянских хозяйств и прекращения их деятельности могут быть изменены только Верховным Советом Республики Татарстан. Председатель Верховного Совета Республики Татарстан М.ШАЙМИЕВ Казань, 19 апреля 1991 года N 840-XII Утратил силу - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 27.04.2001 г. N 740 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|