Расширенный поиск
Закон Государственного Совета ТССР от 26.11.1991 № 1297-XIIЗакон Республики Татарстан от 26 ноября 1991 г. N 1297-XII "О занятости населения" (введен в действие Постановлением ВС РТ от 27 ноября 1991 г. N 1323-XII) Законом РТ от 19 июня 2006 г. N 39-ЗРТ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2007 г. Законом РТ от 17 декабря 2005 г. N 129-ЗРТ действие настоящего Закона приостановлено на 2006 год Законом РТ от 4 декабря 2004 г. N 60-ЗРТ действие настоящего Закона приостановлено на 2005 год Настоящий Закон устанавливает гарантии реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы в Республике Татарстан. Глава I. Общие положения Статья 1. Занятость граждан 1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок). 2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. Принудительный труд запрещен. Статья 2. Занятые граждане Занятыми считаются граждане: зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные и временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона); временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органа службы занятости; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, а также выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными 1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций, предприятий и учреждений (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее организаций) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. 2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органом службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявления органу службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов. 3. Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работы временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная статьей 33 настоящего Закона, либо пенсия по старости или по выслуге лет по государственному пенсионному обеспечению; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный государственными органами труда и занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; относящиеся к категории занятых в соответствии со статьей 2 настоящего Закона. 4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными. Статья 4. Подходящая и неподходящая работа 1. Подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Пункт 2 статьи 4 настоящего Закона вступает в силу со дня истечения срока полномочий местных Советов народных депутатов Республики Татарстан 2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. 3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в государственных органах труда и занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. 4. Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке. Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения 1. Республика Татарстан проводит единую с Российской Федерацией политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. 2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Республики Татарстан независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение добровольности труда; обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными: граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф); сочетание самостоятельности органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, а также республиканских и местных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости и социальной защите незанятого населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; международное и межрегиональное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан за пределами Республики Татарстан и иностранных граждан на территории Республики Татарстан, соблюдение международных трудовых норм. 3. Орган исполнительной власти Республики Татарстан, ведающий вопросами в области занятости населения, совместно с иными органами государственной власти, органами службы занятости и органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики Республики Татарстан в области содействия занятости населения. Статья 6. Законодательство о занятости населения 1. Законодательство о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Татарстан и регулирующих отношения в сфере занятости населения. 2. Законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Глава II. Права граждан на обеспечение занятости Статья 7. Право граждан на выбор места работы 1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. 2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу. Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством о труде. Статья 8. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости 1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. 2. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости. Статья 9. Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Республики Татарстан Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Республики Татарстан. Статья 10. Право граждан на обжалование действий государственных органов труда и занятости и их должностных лиц Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством. Глава III. Гарантии государства в области занятости населения Статья 11. Гарантии государства в реализации права граждан на труд 1. Государство гарантирует гражданам: свободу выбора рода деятельности, в том числе с различными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения и перевода на другую работу (должность) или от необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. 2. Государство гарантирует безработным гражданам: бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию, в соответствии с законодательством, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных и временных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Статья 12. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения 1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления в соответствии с законодательством квоты для приема на работу, организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. 2. Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. 3. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия. Пункт 4 статьи 12 настоящего Закона вступает в силу со дня истечения срока полномочий местных Советов народных депутатов Республики Татарстан 4. В случаях массового увольнения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве Кабинет Министров Республики Татарстан, органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов и иных представительных органов работников могут приостановить на срок до шести месяцев решение об увольнении работников или принять решение о проведении поэтапного их увольнения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов. Глава IV. Регулирование и организация занятости населения Статья 13. Регулирование занятости населения В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет: разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест; правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан, предоставления им соответствующих государственных гарантий, дальнейшего совершенствования законодательства о занятости населения; разработку и реализацию республиканских и местных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости и социальной защите незанятого населения; внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан; оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Статья 14. Государственная статистическая отчетность и информация о занятости населения Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения устанавливается государственная статистическая отчетность. Органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций. Статья 15 настоящего Закона вступает в силу со дня истечения срока полномочий местных Советов народных депутатов Республики Татарстан Статья 15. Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Кабинет Министров Республики Татарстан, органы местного самоуправления совместно с органом исполнительной власти Республики Татарстан, ведающим вопросами в области занятости, органами службы занятости разрабатывают проекты республиканских и местных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости и социальной защите незанятого населения, а также обеспечивают их реализацию. Республиканская и местные программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости и социальной защите незанятого населения, утверждаются в порядке, установленном законодательством. Статья 16. Исключена Статья 17. Добровольное переселение граждан и членов их семей Добровольное переселение граждан и членов их семей является одной из форм решения проблемы занятости и проводится в целях обеспечения трудовыми ресурсами сельскохозяйственного производства малонаселенных пунктов. Меры по государственной поддержке граждан, переезжающих в эти районы, количество семей и финансирование затрат, связанных с переселением семей, определяются в Республиканской программе содействия занятости и социальной защиты незанятого населения. Статья 18. Привлечение в Республику Татарстан иностранной рабочей силы Привлечение и использование на территории Республики Татарстан иностранной рабочей силы осуществляется в соответствии с законодательством. Кабинет Министров Республики Татарстан в установленном порядке ежегодно готовит предложения для установления квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан, нанимаемых работодателями для работы на территории Республики Татарстан, и вносит их в федеральный орган исполнительной власти. Статья 19. Исключена Статья 20. Координационные комитеты содействия занятости В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения в рамках социального партнерства создаются республиканские, городские и районные координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости, а также других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами. Статья 21. Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения 1. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. 2. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право: Абзац 2 пункта 2 статьи 21 настоящего Закона вступает в силу со дня истечения срока полномочий местных Советов народных депутатов Республики Татарстан вносить в Кабинет Министров Республики Татарстан, органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым увольнением работников; содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством. 3. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством. 4. Органы исполнительной власти Республики Татарстан, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов и иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения. 5. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости. 6. Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством порядке. Статья 22. Финансирование мероприятий по содействию занятости и социальной защите незанятого населения Финансирование мероприятий по содействию занятости и социальной защите незанятого населения осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов, а также иных внебюджетных источников. Формирование и расходование средств, направленных на реализацию мероприятий государственной политики в области содействия занятости и социальной защиты незанятого населения осуществляется в соответствии с законодательством. Статья 23. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан 1. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации и безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: гражданин не имеет профессии (специальности); невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности). 2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации и безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, в учебных центрах органов службы занятости или в иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций в соответствии с заключаемыми государственными органами труда и занятости договорами. 3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, а также жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности). 4. Образовательные учреждения по запросу органов службы занятости представляют им информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве. Статья 24. Организация общественных работ Общественные работы организуются в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан. В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона). Глава V. Государственные органы труда и занятости Исключена Глава VI. Участие работодателей в обеспечении занятости населения Статья 26. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения 1. Работодатели содействуют в проведении государственной политики занятости населения на основе: соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством; реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников; оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей; создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели; разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы; соблюдения установленной в соответствии с законодательством квоты для приема на работу; трудоустройства определенного в установленном законодательством порядке числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. 2. Работодатели обязаны ежемесячно представлять государственным органам труда и занятости: сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей); информацию о выполнении установленной квоты для приема на работу, о внесении обязательной платы в бюджет Республики Татарстан при ее невыполнении или невозможности выполнения. 3. При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. 4. В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной организации за год. 5. При приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает органу службы занятости направление с указанием даты приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости, работодатель делает в направлении отметку с указанием даты явки гражданина и причины отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. Статья 27. Права работодателей 1. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости. 2. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда. 3. При необходимости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, увольняемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, уволенных из других организаций. 4. Работодатель имеет право обжаловать действия органов службы занятости в вышестоящие органы службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке. Глава VII. Социальные гарантии и компенсации Статья 28. Гарантии социальной поддержки безработных 1. Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению государственных органов труда и занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости. 2. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа. 3. Все виды пособий и выплат безработным подлежат индексации в соответствии с федеральным законом. Статья 29. Гарантии и компенсации работникам, увольняемым из организации 1. Работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. 2. При отсутствии у ликвидируемой организации средств, предназначенных для расчетов с увольняемыми гражданами, выплата компенсаций производится в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации. Статья 30. Социальная поддержка граждан, направляемых на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 1. В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости гражданам выплачивается стипендия. Стипендии выплачиваются в порядке, размерах и на условиях, установленных федеральным законом. 2. Гражданину, проходящему профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости и являющемуся единственным кормильцем в семье, размер его стипендии повышается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке, на каждого из лиц, находящихся на его содержании. При этом максимальный размер повышения стипендии не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке. Общая сумма стипендии и доплат не должна превышать размера средней заработной платы по прежнему месту работы. К лицам, находящимся на содержании безработного, относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве. К лицам, находящимся на содержании безработного, не относятся лица: получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице; находящиеся на государственном содержании (учащиеся профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов и домов ребенка); учащиеся специальных школ и дети, находящиеся в домах-интернатах, за содержание которых с опекунов не взимается плата, а также в интернатах при школах с полным государственным обеспечением. Порядок отнесения граждан к категории единственного кормильца в семье устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан. Статья 31. Социальная поддержка безработных граждан 1. Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается пособие по безработице. Пособия по безработице выплачиваются в сроки, в порядке, размерах и на условиях, предусмотренных федеральным законом. 2. Гражданину, являющемуся единственным кормильцем в семье, размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке, на каждого из лиц, находящихся на его содержании, указанных в пункте 2 статьи 30 настоящего Закона. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке. Общая сумма пособия по безработице и доплаты не должна превышать размера средней заработной платы по прежнему месту работы. Пункт 3 статьи 31 настоящего Закона вступает в силу со дня истечения срока полномочий местных Советов народных депутатов Республики Татарстан 3. Органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках местных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости и социальной защите незанятого населения, за счет местных бюджетов. Статья 32. Исключена Статья 33. Условия досрочного выхода на пенсию По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия трудовая пенсия по старости может быть назначена досрочно. Пенсия назначается и выплачивается в порядке, размерах и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством. Статья 34. Исключена Статья 35. Исключена Статья 36. Исключена Статья 37. Материальная помощь Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости уполномоченными органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами службы занятости, органами местного самоуправления может оказываться материальная помощь. Порядок оказания материальной помощи за счет средств бюджета Республики Татарстан устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан. Статья 38. Добровольное социальное страхование на случай потери работы Граждане могут заключать со страховыми организациями договор добровольного страхования на случай потери работы. Порядок, периодичность и условия страхования определяются законодательством. Глава VIII. Контроль за исполнением настоящего Закона и ответственность за его нарушение Статья 39. Органы, осуществляющие контроль за исполнением настоящего Закона Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующими на территории Республики Татарстан законами и иными нормативными правовыми актами. Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Закона Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством. Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев г.Казань, 26 ноября 1991 года, N 1297-XII Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|