Расширенный поиск

Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 02.10.1996 № 755

                       ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                 ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ КУЛЬТУРНЫХ
                       И ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

     Настоящий Закон     определяет    правовые,    экономические    и
организационные основы,  порядок охраны и использования  культурных  и
исторических ценностей на территории Республики Татарстан.
     Целью настоящего  Закона  является  регулирование   отношений   в
области охраны и использования культурных и исторических ценностей, их
сохранения для настоящих и будущих поколений.

                      РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Законодательство об охране и использовании культурных и
исторических ценностей

     Законодательство об   охране   и   использовании   культурных   и
исторических  ценностей  состоит   из   настоящего   Закона   и   иных
законодательных актов, действующих на территории Республики Татарстан.
     Установленный настоящим   Законом   порядок   учета,   охраны   и
использования  культурных и исторических ценностей применяется ко всем
культурным и историческим ценностям независимо от форм собственности.

     Статья 2.   Задачи   законодательства   в   области   охраны    и
использования культурных и исторических ценностей

     Задачами законодательства   в   области  охраны  и  использования
культурных и исторических ценностей являются:
     - определение статуса культурных и исторических ценностей;
     - определение прав и обязанностей органов государственной  власти
и   управления,   юридических   и  физических  лиц  в  деле  охраны  и
использования культурных и исторических ценностей;
     - обеспечение   мер,   направленных   на   охрану   культурных  и
исторических ценностей.

     Статья 3. Основные понятия

     Культурные и исторические  ценности  -  памятники,  территории  и
объекты,  нравственные  и  эстетические  идеалы,  языки,  национальные
традиции  и  обычаи,  фольклор,  художественные  промыслы  и  ремесла,
связанные   с   определенной   культурой,  знаменательным  фактом  или
историческим   событием,   значимые   для   общества   и    сохранения
самобытности,    разнообразия    культурной    и    природной    среды
жизнедеятельности многонационального народа Республики Татарстан.
     Культурное и  историческое  наследие  - совокупность культурных и
исторических ценностей,  созданных человеком  или  природой,  а  также
явления  духовной  жизни  народа,  общества  или выдающихся личностей,
имеющие     историческую,     научно-техническую,      художественную,
природно-экологическую, этнологическую или иную культурную значимость.
     Охрана культурных и исторических ценностей  -  система  правовых,
организационных,  финансовых  и  иных  мер,  регулирующих  отношения в
области  выявления,  учета,  сохранения,  реставрации  и  эффективного
использования культурных и исторических ценностей.
     Территории недвижимых  культурных  и  исторических  ценностей   -
участки,  занимаемые  этими  ценностями  и композиционно и исторически
связанные с ними,  в  отношении  которых  устанавливаются  специальные
условия пользования.
     Зоны охраны недвижимых  культурных  и  исторических  ценностей  -
площади,  расположенные  за  территориями этих ценностей,  в отношении
которых устанавливаются специальные условия пользования.
     Государственные органы  охраны  памятников  истории  и культуры -
органы  государственного  управления,  осуществляющие   управление   и
контроль  в  области  охраны и использования культурных и исторических
ценностей.
     Государственные организации  хранения  культурных  и исторических
ценностей  -  государственные  музеи,  библиотеки,  архивы,  музеи   -
заповедники,   музеи   под   открытым   небом   и   иные  организации,
осуществляющие государственное хранение ценностей.
     Реставрация -    комплекс    исследовательских,    проектных    и
производственных работ с  культурными  и  историческими  ценностями  с
целью максимального сохранения их подлинности.

     Статья 4. Правовое положение культурных и исторических ценностей

     Культурные и    исторические    ценности    являются   богатством
многонационального народа Республики Татарстан.
     Культурные и  исторические ценности общедоступны,  используются в
целях развития науки, образования, культуры и туризма.
     Использование культурных и исторических ценностей в хозяйственных
целях допускается  в  том  случае,  если  это  не  наносит  ущерба  их
сохранности и историко-художественной ценности.
     Использование культурных и исторических ценностей  осуществляется
в соответствии с настоящим Законом.
     Культурные и  исторические  ценности  не  подлежат  приватизации,
кроме случаев, предусмотренных законодательством.

     Статья 5. Виды культурных и исторических ценностей

     В целях  настоящего  Закона  культурные  и  исторические ценности
подразделяются на следующие виды:
     Недвижимые культурные и исторические ценности:
     - памятники истории -  здания,  сооружения,  места,  связанные  с
важнейшими  событиями  в  жизни  народа,  общества  и  государства,  с
развитием  науки  и  техники,  культуры  и  быта  народов,  с   жизнью
выдающихся   политических,   государственных,   общественных,  военных
деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства;
     - памятники  археологии  -  городища,  валы  и другие укрепления,
курганы,  остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов,
дорог,  древние места захоронений,  каменные изваяния,  эпиграфические
объекты,  наскальные изображения,  клады и комплексы, культовые места,
участки   исторического   и  культурного  слоя  древнейших  населенных
пунктов;
     - памятники   архитектуры  и  градостроительства  -  исторические
центры,  кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней
планировки  и  застройки  населенных пунктов;  сооружения гражданской,
промышленной,  военной,  культовой архитектуры, народного зодчества, а
также связанные с ними произведения монументального, изобразительного,
декоративно-прикладного,  садово-паркового искусства,  исторические  и
природные ландшафты;
     - памятники искусства - скульптурные памятники, стелы, обелиски;
     - историко-архитектурные    ансамбли   и   комплексы   -   группы
изолированных  или  объединенных  строений,  которые  в   силу   своей
архитектурной   целостности   или   связи   с  историей  и  ландшафтом
представляют особую ценность  с  точки  зрения  истории,  искусства  и
науки;
     - земли  историко-культурного   назначения   -   земли,   занятые
историко-культурными     заповедниками,     мемориальными     парками,
погребениями,   археологическими,   историческими   и   архитектурными
памятниками, архитектурно-ландшафтными комплексами;
     - исторические населенные пункты -  города  и  другие  населенные
пункты     в     Республике     Татарстан,    обладающие    выдающейся
историко-архитектурной, ландшафтной и иной ценностью.
     Движимые культурные и исторические ценности:
     - архивы  и   архивные   документы   -   документы   по   истории
многонационального   народа   Республики   Татарстан,   акты   органов
государственной власти и управления,  религиозных, творческих и других
организаций, а также личные документы, имеющие историческую ценность;
     - кино- и  фотодокументы  -  негативы  кинофильмов,  видеозаписи,
киноплакаты,  фотографии и другие видеодокументы, имеющие значение для
науки, киноискусства и культуры;
     - старинные   и   редкие   книги,  уникальные  археологические  и
библиографические ценности - рукописи,  рукописные и  печатные  книги,
периодические издания, библиотечные коллекции и собрания, произведения
музыкального,  литературного и  театрального  искусства,  связанные  с
выдающимися личностями или обладающие иными ценными качествами;
     - художественные  ценности   -   произведения   изобразительного,
монументального   и   декоративно-прикладного   искусства,   подлинные
интерьеры  и  их  обстановка,  проекты  в   области   изобразительного
искусства,  дизайна,  архитектуры,  театральные  декорации  и костюмы,
образцы  народной  одежды,  утвари  и  другие   предметы,   являющиеся
произведениями  искусства,  исторически  сложившиеся коллекции музеев,
частные художественные коллекции, отдельные ремесленные изделия;
     - научно-исторические  реликвии  -  вещи,  предметы  и находки из
области  археологии,  нумизматики,   естественных   наук,   филателии,
геральдики   и  этнографии,  связанные  с  историческими  событиями  и
личностями,  уникальные образцы науки  и  техники,  старинная  мебель,
гобелены,  ковры,  костюмы,  одежда, музыкальные инструменты, предметы
культа,  оружие  и  другие  предметы,  представляющие  исторический  и
культурный интерес для общества;
     - фольклор  -   устные   песенные,   поэтические,   прозаические,
драматургические,   а  также  народные  музыкальные,  хореографические
произведения и традиционные обряды.

     Статья 6. Классификация культурных и исторических ценностей

     Культурные и исторические ценности могут быть отнесены по степени
значимости к местным, республиканским, федеральным и международным.
     К культурным и историческим ценностям местного значения относятся
объекты, характерные для данного региона.
     К культурным и историческим ценностям  республиканского  значения
относятся   объекты,   имеющие   значительную  историческую,  научную,
художественную   или   иную   культурную   значимость   для   познания
материальной  и духовной культуры многонационального народа Республики
Татарстан.
     Культурные и  исторические  ценности эталонного характера с точки
зрения истории,  археологии,  культуры, науки и искусства включаются в
Свод особо ценных объектов культурного наследия Республики Татарстан.
     Порядок отнесения объектов к культурным и историческим  ценностям
федерального  значения  устанавливается  законодательством  Российской
Федерации.
     Особо ценные   культурные  и  исторические  ценности  могут  быть
включены  в  Список  всемирного  культурного   наследия   в   порядке,
установленном   Международным   советом   по   охране   памятников   и
исторических  мест  (ИКОМОС)  и  Комитетом  всемирного  культурного  и
природного наследия ЮНЕСКО, и пользуются особой охраной.

        РАЗДЕЛ II. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
                 КУЛЬТУРНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

     Статья 7. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан
в области охраны и использования культурных и исторических ценностей

     К ведению Государственного Совета Республики Татарстан относятся:
     - законодательное регулирование в области охраны и  использования
культурных и исторических ценностей;
     - определение     государственной      политики,      утверждение
государственных  программ  по  охране  и  использованию  культурных  и
исторических ценностей;
     - утверждение  Республиканского  бюджета  Республики  Татарстан в
части расходов на охрану и реставрацию памятников истории и  культуры,
установления налоговых льгот в соответствии с законодательством;
     - решение вопросов изменения форм собственности на  культурные  и
исторические ценности, находящиеся в государственной собственности;
     - контроль за исполнением законодательства  в  области  охраны  и
использования культурных и исторических ценностей.

     Статья 8.   Государственное   управление   в   области  охраны  и
использования культурных и исторических ценностей

     Государственное управление  в  области  охраны  и   использования
культурных и исторических ценностей осуществляется Кабинетом министров
Республики  Татарстан,  государственными  органами  охраны  памятников
истории  и  культуры,  в  том числе местными органами государственного
управления.
     В компетенцию Кабинета министров Республики Татарстан входят:
     - принятие нормативных правовых актов по охране  и  использованию
культурных и исторических ценностей;
     - осуществление     государственной     политики,      реализация
государственных программ в области охраны и использования культурных и
исторических ценностей;
     - утверждение  Республиканского  охранного  реестра  культурных и
исторических ценностей,  представление перечня объектов для внесения в
Федеральный охранный реестр и Список всемирного культурного наследия;
     - определение  статуса   территорий,   объектов   культурного   и
исторического наследия,  включенных в Республиканский охранный реестр,
земель историко-культурного назначения;
     - развитие реставрационного комплекса;
     - утверждение  проектов  зон  охраны   памятников,   установление
порядка  определения  ставок платежей за земли исторических населенных
пунктов;
     - попечительство   над  культурными  и  историческими  ценностями
республики,  расположенными вне  территории  Республики  Татарстан,  в
соответствии  с межгосударственными и межправительственными договорами
и соглашениями.

     Статья 9.  Государственные органы  охраны  памятников  истории  и
культуры и их компетенция

     Государственными органами охраны памятников истории и культуры на
территории Республики Татарстан являются:
     Министерство культуры Республики Татарстан;
     Главное архивное управление  при  Кабинете  министров  Республики
Татарстан;
     управления (отделы) культуры местных администраций.
     Главное архивное  управление  при  Кабинете  министров Республики
Татарстан в пределах своей  компетенции  осуществляет  государственное
управление в области охраны и использования документальных памятников.
     В компетенцию Министерства культуры Республики Татарстан входят:
     - внесение  предложений  в Кабинет министров Республики Татарстан
об  использовании  культурных   и   исторических   ценностей,   земель
историко-культурного назначения;
     - разработка и утверждение методических  рекомендаций;
     - реализация  государственных  программ  Республики  Татарстан по
охране и использованию культурных и исторических ценностей;
     - управление   и   распоряжение   культурными   и   историческими
ценностями,   находящимися   в   государственной   собственности,    в
соответствии с законодательством;
     - приобретение  культурных  и  исторических  ценностей  от  имени
государства;
     - организация  работы  по  выявлению   и   учету   культурных   и
исторических  ценностей  и  ведению  охранного  реестра  и Свода особо
ценных объектов культурного наследия Республики Татарстан;
     - установление   режима  содержания  и  использования  памятников
истории и культуры,  их территорий, историко-культурных заповедников и
зон охраны недвижимых памятников;
     (Исключен  -  Закон Государственного Совета Республики Татарстан
от 17.01.2002 г. N 1285)
     - выдача  лицензий  на  право  деятельности  в  области   охраны,
реставрации  и  использования  культурных  и  исторических  ценностей,
включая выдачу лицензий иностранным фирмам и специалистам;
     - выполнение  функций  заказчика  при  реставрации  культурных  и
исторических ценностей;
     - создание   научных,   проектных   и   производственных   служб,
обеспечивающих    разработку    научно-методических    принципов     и
осуществляющих   практические   мероприятия  по  охране  культурных  и
исторических ценностей;
     - рассмотрение  и  утверждение проектной документации на все виды
работ,  связанных   с   реконструкцией   и   благоустройством   земель
историко-культурного  назначения  и  реставрацией памятников истории и
культуры;
     - регистрация   разрешений  (открытых  листов)  на  осуществление
археологических изысканий;
     - разработка республиканских программ реставрационных работ;
     - проведение фундаментальных научных исследований, информационной
и  просветительско-образовательной  деятельности  в  области  охраны и
использования культурных и исторических ценностей;
     - приостановка  реализации  проектов,  не  соответствующих нормам
законодательства об охране и использовании культурных  и  исторических
ценностей;
     - участие в деятельности международных и  зарубежных  организаций
по сохранению и использованию культурных и исторических ценностей;
     - проведение  государственной  экспертизы  в  области  охраны   и
использования культурных и исторических ценностей;
     - согласование проектов генеральных планов, планировки, застройки
и реконструкции исторических городов и других населенных пунктов и зон
охраны памятников истории и культуры;
     - осуществление других полномочий.
     Требования государственных  органов   пожарного   и   санитарного
надзора  и  других органов в области охраны и использования памятников
истории и культуры подлежат согласованию с  государственными  органами
охраны памятников истории и культуры Республики Татарстан.

     Статья 10.    Компетенция    местных   органов   государственного
управления в области охраны и использования культурных и  исторических
ценностей

     К компетенции   местных  органов  государственного  управления  в
области охраны и использования  культурных  и  исторических  ценностей
относятся:
     - осуществление контроля за соблюдением настоящего Закона;
     - финансирование охраны и использования культурных и исторических
ценностей местного значения;
     - внесение  предложений  о  включении  культурных  и исторических
ценностей в Республиканский охранный реестр;
     - ведение  охранного  реестра культурных и исторических ценностей
местного значения по согласованию с Министерством культуры  Республики
Татарстан;
     - обеспечение  контроля  в   области   охраны   и   использования
культурных  и  исторических  ценностей,  включенных  в охранный реестр
местного   значения,   проведение   их   регистрации,   экспертизы   и
страхования;
     - управление культурными и историческими ценностями, находящимися
в   государственной  собственности,  переданными  им  в  установленном
порядке;
     - реализация   государственных   программ   в  области  охраны  и
использования культурных и исторических ценностей.

     Статья 11.  Государственный  учет   культурных   и   исторических
ценностей

     Недвижимые культурные  и исторические ценности независимо от форм
собственности  подлежат  государственному  учету.  Их   учет   ведется
посредством   составления  Свода  особо  ценных  объектов  культурного
наследия   Республики   Татарстан   и   ведения   охранного   реестра.
Государственный  учет  возлагается на Министерство культуры Республики
Татарстан.
     Порядок государственного  учета  определяется Кабинетом министров
Республики Татарстан.
     Охранные реестры включают:
     - Список выявленных недвижимых памятников истории и культуры;
     - Государственный   список   недвижимых   памятников   истории  и
культуры, состоящих на государственной охране.
     Недвижимые памятники  истории и культуры подлежат государственной
охране как  единое  целое  вместе  с  территорией,  связанной  с  ними
исторически  и  функционально,  сооружениями и движимыми культурными и
историческими ценностями.
     Библиотеки, музеи  и архивы,  имеющие в своих фондах культурные и
исторические ценности,  ведут учет по установленной  форме,  пополняют
свои фонды вновь выявленными и приобретенными ценностями, обеспечивают
их сохранность и проведение реставрационных и консервационных работ.
     Порядок учета  и  сохранения  ценностей,  находящихся  в  музеях,
библиотеках и архивах, устанавливается законодательством.

     Статья 12.  Государственная  экспертиза  в   области   охраны   и
использования культурных и исторических ценностей

     Государственная экспертиза  культурных  и  исторических ценностей
обязательна при осуществлении строительства,  хозяйственного  освоения
территорий и зон охраны памятников истории и культуры. Государственная
экспертиза проводится Министерством культуры Республики Татарстан.

     Статья 13.  Участие общественных организаций и граждан в охране и
использовании культурных и исторических ценностей

     Общественные организации  способствуют  привлечению  населения  к
участию в сохранении культурных и исторических ценностей,  содействуют
работе  государственных  органов охраны памятников истории и культуры,
выполняют иные функции в соответствии со своими уставными  задачами  и
целями.
     Изменение, перемещение и  снос  памятников  истории  и  культуры,
строительство  и реконструкция объектов на землях историко-культурного
назначения, деятельность дирекций заповедников осуществляются с учетом
мнения местного населения.

                   РАЗДЕЛ III. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
                НА КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

     Статья 14.  Формы  собственности  на  культурные  и  исторические
ценности

     Культурные и  исторические  ценности в Республике Татарстан могут
находиться в  государственной  собственности,  собственности  местного
самоуправления   и   общественных   объединений,  а  также  в  частной
собственности.

     Статья 15.  Объекты  права   государственной   собственности   на
культурные и исторические ценности

     Недвижимые культурные  и  исторические ценности,  закрепленные за
государственными органами  охраны  памятников  истории  и  культуры  и
государственными      предприятиями,      являются     государственной
собственностью.
     Обнаруженные культурные  и  исторические  ценности,  составляющие
содержание клада,  подлежат передаче в государственную собственность в
порядке, установленном законодательством.
     Культурные и исторические ценности, вновь выявленные и не имеющие
собственника,  либо  собственник  которых  неизвестен,  либо  от права
собственности  на   которые   собственник   отказался,   поступают   в
государственную     собственность     в     порядке,     установленном
законодательством.

     Статья 16.  Объекты права собственности местного самоуправления и
общественных объединений на культурные и исторические ценности

     К объектам   права   собственности   местного   самоуправления  и
общественных объединений (организаций) относятся движимые и недвижимые
культурные   и   исторические   ценности,   приобретенные  в  порядке,
установленном законодательством.

     Статья 17.   Выкуп   культурных   и    исторических    ценностей,
содержащихся бесхозяйственно

     В случаях, когда собственник культурных и исторических ценностей,
отнесенных в соответствии  с  законом  к  особо  ценным  и  охраняемым
государством,   бесхозяйственно  содержит  эти  ценности,  что  грозит
утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть
изъяты  у  собственника  путем  выкупа  государством  или  продажей  с
публичных торгов.
     При выкупе   культурных  ценностей  собственнику  возмещается  их
стоимость в размере,  установленном соглашением  сторон,  а  в  случае
спора - судом.

        РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
                 КУЛЬТУРНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

     Статья 18.  Экономическое  регулирование  в  области   охраны   и
использования культурных и исторических ценностей

     Экономическое регулирование   в   области   охраны  культурных  и
исторических ценностей предусматривает:
     - установление налоговых и иных льгот;
     - финансирование мероприятий по охране и реставрации культурных и
исторических ценностей;
     - страхование культурных и исторических ценностей;
     - установление  арендных  ставок  за  использование  культурных и
исторических ценностей, находящихся в государственной собственности;
     - возмещение   владельцам  культурных  и  исторических  ценностей
затрат на их содержание в соответствии с законодательством.

     Статья 19.  Источники  финансирования  охраны   и   использования
культурных и исторических ценностей

     Источниками финансирования  охраны  и  использования культурных и
исторических ценностей являются:
     Республиканский бюджет Республики Татарстан и местные бюджеты.
     Государство финансирует  работы   на   объектах   культурного   и
исторического  наследия  независимо от их форм собственности в случаях
их повреждения, разрушения в результате проведения общественных работ,
социальных, экологических, стихийных бедствий и катастроф;
     - средства владельцев,  пользователей и арендаторов культурных  и
исторических ценностей, другие взносы юридических и физических лиц;
     - арендная плата за использование памятников истории и  культуры,
находящихся  в  оперативном  управлении государственных органов охраны
памятников;
     - средства     от    выдачи    лицензий,    доходы    организаций
государственного  хранения  культурных   и   исторических   ценностей,
туристско-экскурсионных  организаций,  осуществляющих показ памятников
истории и культуры, и другие поступления;
     - средства от иных источников, не запрещенных законодательством.
     Средства, поступающие   от   всех   источников    финансирования,
зачисляемые    в    установленном   порядке   на   специальные   счета
государственных  органов  охраны  памятников   истории   и   культуры,
расходуются  на  государственные  программы  и мероприятия по научному
изучению,  охране  и  реставрации  памятников  истории   и   культуры,
переподготовку   кадров  государственных  органов  охраны  памятников,
содержание органов охраны памятников и развитие их инфраструктуры.

     Статья 20.  Налогообложение  деятельности  в  области  охраны   и
использования культурных и исторических ценностей

     Государственные органы охраны памятников истории и культуры могут
освобождаться от уплаты налогов в соответствии с законодательством.
     Юридическим и   физическим   лицам,  занятым  в  области  охраны,
изучения,  реставрации  и   пропаганды   культурных   и   исторических
ценностей,  участвующим  в сохранении и возрождении традиционных видов
художественного   творчества,   промыслов   и   ремесел,    а    также
осуществляющим   добровольные   пожертвования   на   эти  цели,  могут
предоставляться   налоговые    льготы    в    порядке,    определяемом
законодательством.

     Статья 21. Страхование культурных и исторических ценностей

     Страхование культурных    и   исторических   ценностей   является
обязательным и производится при включении объектов в охранные реестры.
Обязанности   страхования   возлагаются   на   юридические   лица,   в
хозяйственном  ведении  или   оперативном   управлении   которых   они
находятся.   Средства,  полученные  от  страхования,  используются  на
мероприятия  по  охране,  использованию  и  реставрации  культурных  и
исторических ценностей.

     Статья 22.   Право  граждан  на  вознаграждение  за  выявление  и
сохранение культурных и исторических ценностей

     Гражданин имеет право на вознаграждение за выявление и сохранение
культурных    и    исторических    ценностей    в    соответствии    с
законодательством.

         РАЗДЕЛ V. ПОРЯДОК ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ
                       И ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

     Статья 23.   Установление  зон  охраны  и  режимов  использования
памятников истории, культуры и историко-архитектурных комплексов

     В целях  обеспечения  охраны  памятников  истории  и  культуры  и
историко-архитектурных     комплексов,     музеев    -    заповедников
устанавливаются   границы   их   территорий,   охранные   зоны,   зоны
регулирования  застройки  и  зоны охраняемого природного ландшафта,  а
также  кадастры  земель  историко-культурного  назначения  в  порядке,
определяемом законодательством.
     Проекты районной планировки,  генеральные планы городов, поселков
и   сельских   населенных  пунктов,  проекты  детальной  планировки  и
застройки территорий,  имеющих памятники истории  и  культуры,  должны
предусматривать  зоны  охраны,  а  также мероприятия по обеспечению их
сохранности и использованию в современных условиях.
     В отношении  недвижимых памятников истории и культуры применяются
следующие режимы использования:
     - резервационный - запрещение хозяйственного использования;
     - ограниченное использование;
     - универсальный - использование не ограничено.

     Статья 24.   Ремонтно-реставрационные   работы,   консервация   и
реставрация памятников истории и культуры

     Ремонтно-реставрационные работы,   консервация   и    реставрация
памятников   истории  и  культуры  осуществляются  по  согласованию  с
Министерством культуры Республики Татарстан.
     Все работы по реставрации недвижимых памятников осуществляются на
основании реставрационного задания,  выданного Министерством  культуры
Республики Татарстан.
     Проекты реставрации и консервации памятников разрабатываются  под
руководством   специалистов,   имеющих   соответствующую  лицензию,  и
подлежат согласованию с Министерством культуры Республики Татарстан  и
его органами.
     Хозяйственное освоение территорий,  представляющих  культурную  и
историческую   ценность,   не   может   осуществляться  до  проведения
археологических,  геологических,  искусствоведческих,  архитектурных и
других специальных исследований в соответствии с характером объекта.
     Проведение работ по реставрации, консервации и ремонту памятников
истории      и      культуры      производится     специализированными
научно-реставрационными организациями,  а также ремонтно-строительными
организациями,  получившими  соответствующую  лицензию,  под авторским
надзором специалиста - реставратора.

     Статья 25. Охрана исторических населенных мест

     Городам и другим населенным пунктам,  имеющим  крупные  комплексы
памятников  истории  и  культуры,  ансамбли  и комплексы,  сохранившие
древний архитектурный облик и пространственно-планировочную структуру,
и  представляющим  собой  историческую,  культурную,  научную  и  иную
ценность,  Кабинетом  министров  Республики   Татарстан   может   быть
установлен статус исторического населенного пункта.
     В исторических   населенных   пунктах   охране    подлежат    все
градоформирующие  и  художественные ценности:  планировка,  застройка,
композиция,     природный     ландшафт,     археологический      слой,
объемно-пространственная   структура,  фрагментарное  и  руинированное
градостроительное  наследие,  форма  и  вид   зданий   и   сооружений,
определяемые масштабом и стилем.

     Статья 26.   Согласование   с  государственными  органами  охраны
памятников истории и культуры градостроительной документации городов и
других населенных пунктов, имеющих недвижимые памятники

     Градостроительная документация  для  городов  и других населенных
пунктов,  имеющих недвижимые памятники истории  и  культуры,  подлежит
согласованию с Министерством культуры Республики Татарстан.

     Статья 27.  Охрана  историко-культурных заповедников и заповедных
территорий

     Ансамблям и   комплексам   памятников   истории    и    культуры,
представляющим особую историческую,  научную,  художественную или иную
культурную ценность,  Кабинетом министров Республики  Татарстан  может
быть  установлен  статус историко-культурных заповедников,  заповедных
территорий,  охрана  которых  осуществляется  на   основании   особого
положения.

     Статья 28.  Охрана  вновь  выявленных  культурных  и исторических
ценностей

     Вновь выявленные объекты культурного  и  исторического  наследия,
представляющие   историческую,   научную,   художественную   или  иную
культурную ценность,  впредь до  решения  вопроса  о  включении  их  в
охранный   реестр   подлежат  охране  в  соответствии  с  требованиями
законодательства.

     Статья 29.  Запрещение сноса,  перемещения,  изменения недвижимых
памятников истории и культуры

     Снос, перемещение  и  изменение  фасадов  и интерьеров недвижимых
памятников истории и культуры запрещаются.  В отдельных случаях  снос,
перемещение  и  изменение  фасадов  и интерьеров недвижимых памятников
истории  и  культуры  допускаются  с  разрешения  Кабинета   министров
Республики Татарстан с учетом мнения населения.
     Юридические и физические лица,  получившие такое разрешение,  при
осуществлении  сноса,  перемещения  или изменения фасадов и интерьеров
памятников истории и культуры  обязаны  провести  работы  по  научному
изучению памятников истории и культуры.

     Статья 30.  Обеспечение  сохранности  культурных  и  исторических
ценностей при производстве строительных и других работ

     Строительные, мелиоративные,  дорожные и другие  работы,  которые
могут  создать угрозу для существования памятников истории и культуры,
проводятся  по  согласованию  с  Министерством   культуры   Республики
Татарстан   после   осуществления   мероприятий,   обеспечивающих   их
сохранность.
     Проектные задания,  технико-экономические  обоснования  и проекты
строительных,  дорожных,  мелиоративных и других работ,  планируемых к
производству  в  зонах  охраны памятников,  территориях заповедников и
заповедных мест,  исторических городах и  других  населенных  пунктах,
подлежат  согласованию с Министерством культуры Республики Татарстан и
предусматривают   мероприятия,   обеспечивающие    сохранность    этих
ценностей.
     Указанные мероприятия    включают     выявление,     исследование
памятников,  археологические раскопки, передачу вещественных находок в
музеи,  реставрационные  и  иные  работы,  проводимые  по  предписанию
государственных органов охраны памятников истории и культуры.
     Решение о  предоставлении  земель  под  строительство  или   иную
хозяйственную   деятельность   в   зонах  охраны  памятников  подлежит
согласованию с Министерством культуры Республики Татарстан.
     Юридические и  физические  лица  в  случае обнаружения в процессе
ведения   хозяйственных   работ   объектов,   которые   могут    иметь
историческую,  научную,  художественную  или иную культурную ценность,
обязаны сообщить об этом в Министерство культуры Республики  Татарстан
и   приостановить   дальнейшее   проведение   работ   до  специального
разрешения.
     Финансирование мероприятий     по     выявлению,    исследованию,
согласованию и иных охранных мер производится за  счет  юридических  и
физических лиц, осуществляющих строительные, мелиоративные, дорожные и
другие виды работ.

     Статья 31. Ведение раскопок и разведок памятников археологии

     Ведение раскопок и  разведок  памятников  археологии  допускается
только при наличии разрешений (открытых листов),  выдаваемых Академией
наук Татарстана и регистрируемых в установленном порядке Министерством
культуры Республики Татарстан.

     Статья 32.  Предоставление  в  пользование  памятников  истории и
культуры

     Памятники истории и культуры, которые находятся в государственной
собственности,   по   предложению   Министерства  культуры  Республики
Татарстан в установленном порядке могут быть  переданы  в  пользование
юридическим и физическим лицам.
     Памятники, являющиеся  жилыми  помещениями   и   используемые   в
соответствии  со своим первоначальным назначением,  могут передаваться
жилищно-эксплуатационным предприятиям или гражданам  путем  оформления
охранных обязательств Министерством культуры Республики Татарстан.
     Памятники культового назначения могут передаваться в  пользование
религиозных  организаций безвозмездно.  При использовании религиозными
общинами памятников истории и  культуры,  их  отдельных  помещений,  а
также  связанных  с ними территорий и сооружений в хозяйственных целях
заключаются охранно-арендные договоры.
     Движимые ценности,   находящиеся   в   фондах  государственных  и
общественных  библиотек,  музеев,  архивов,   научно-исследовательских
институтов  и  учреждений,  находятся в управлении и распоряжении этих
учреждений и используются в соответствии с законодательством.

     Статья 33. Порядок использования памятников истории и культуры

     Порядок использования    памятников    истории     и     культуры
устанавливается    Кабинетом    министров   Республики   Татарстан   и
определяется для каждого памятника,  находящегося  в  пользовании  или
собственности  юридических и физических лиц,  соответствующим охранным
документом   -   охранно-арендным,   охранным   договором,    охранным
обязательством.
     Ответственность за соблюдение установленных охранными документами
порядка    использования    памятников,    пожарно-сторожевой   охраны
возлагается на руководителей предприятий,  учреждений,  организаций  и
граждан, в собственности или пользовании которых они находятся.
     Ставки арендной  платы  за  пользование  памятниками  истории   и
культуры устанавливаются Кабинетом министров Республики Татарстан.

     Статья 34.  Права  собственников  и  пользователей  культурных  и
исторических ценностей

     Собственники и пользователи культурных и  исторических  ценностей
имеют право:
     - на получение от государственных органов материальной помощи для
проведения   ремонтно-консервационных,   противоаварийных   работ  при
соблюдении ими  условий  охранных  обязательств  или  охранно-арендных
договоров  и  правил  проведения  таких  работ на памятниках истории и
культуры;
     - на  бесплатный  учет  и  регистрацию  культурных и исторических
ценностей, составление на них учетной документации, а также имеют иные
права в соответствии с законодательством.

     Статья 35. Обязанности собственников и пользователей культурных и
исторических ценностей

     Собственники и пользователи культурных и  исторических  ценностей
обязаны:
     - соблюдать порядок и правила охраны, реставрации и использования
культурных и исторических ценностей, установленные законодательством;
     - заключать  в  установленном  порядке  охранные   обязательства,
охранные и охранно-арендные договоры;
     - содержать памятники  в  надлежащем  состоянии,  производить  их
ремонт, реставрацию, принимать другие меры по их сохранению;
     - согласовывать с  Министерством  культуры  Республики  Татарстан
изменение  форм  собственности  на культурные и исторические ценности,
местонахождение, условия содержания, а также работы по их реставрации;
     - выполнять    предписания   Министерства   культуры   Республики
Татарстан;
     - обеспечивать  доступность  к  памятникам  истории  и культуры с
целью   осмотра,   проведения   археологических,   консервационных   и
реставрационных работ в научных, просветительно-образовательных и иных
целях;
     - хранить   и   представлять   Министерству  культуры  Республики
Татарстан и его органам на местах документацию  на  принадлежащие  или
используемые ими культурные и исторические ценности.

        РАЗДЕЛ VI. СОТРУДНИЧЕСТВО С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ
             В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ
                       И ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

     (Исключен  -  Закон Государственного Совета Республики Татарстан
от 17.01.2002 г. N 1285)
     Статья 37. Вывоз и ввоз культурных и исторических ценностей

     Вывоз и ввоз культурных и исторических ценностей осуществляются в
порядке,  определяемом законодательством,  действующим  на  территории
Республики Татарстан.
     Незаконно вывезенные за пределы территории  Республики  Татарстан
культурные и исторические ценности подлежат возвращению.

     Статья 38.   Попечительство   над   культурными  и  историческими
ценностями Республики Татарстан, находящимися за ее пределами

     Республика Татарстан осуществляет попечительство над  культурными
и   историческими   ценностями,   находящимися   за  ее  пределами,  в
соответствии с межгосударственными и межправительственными  договорами
и соглашениями.

               РАЗДЕЛ VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
           ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОБ ОХРАНЕ
         И ИСПОЛЬЗОВАНИИ КУЛЬТУРНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

     Статья 39.    Ответственность   за   нарушение   законодательства
Республики  Татарстан  об  охране   и   использовании   культурных   и
исторических ценностей

     Нарушения настоящего  Закона влекут юридическую ответственность в
соответствии с законодательством.

     Статья 40.  Восстановление  памятников  истории  и   культуры   и
возмещение  вреда,  причиненного нарушением законодательства в области
охраны и использования культурных и исторических ценностей

     Юридические и  физические  лица,  причинившие   вред   памятникам
истории  и  культуры,  зонам  охраны памятников,  обязаны восстановить
памятники,  зоны  охраны  памятников,  а   при   невозможности   этого
возместить убытки в соответствии с законодательством.


     Президент
     Республики Татарстан          М.ШАЙМИЕВ

     Казань,
     2 октября 1996 г.
     N 755


Информация по документу
Читайте также