Расширенный поиск

Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 19.06.1997 № 1211

                       ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                            О НЕФТИ И ГАЗЕ

     Нефть и газ - основное  богатство  недр  Республики  Татарстан  -
являются достоянием ее народа.  Добыча,  транспортировка и переработка
нефти  и  газа  являются  важнейшими   составляющими   промышленности,
определяющей  экономическую самостоятельность республики и влияющей на
стабильность   социально-экономического   положения    в    Республике
Татарстан.  Законодательное  регулирование вопросов разведки,  добычи,
транспортировки, потребления и реализации нефти и газа является важной
государственной задачей.
     Закон регулирует   отношения,    возникающие    при    разработке
нефтегазовых   месторождений,   добыче   нефти  и  газа,  обеспечивает
рациональную эксплуатацию  и  безопасность  работ,  защищает  интересы
населения   Республики  Татарстан  и  охраняет  право  собственника  и
пользователя недр.

                               ГЛАВА 1.
                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

     Нефть, добываемая  в  Республике  Татарстан,  представляет  собой
природную многокомпонентную смесь взаимосвязанных и  взаимодействующих
друг  с другом углеводородов (алкановых,  ароматических,  нафтеновых),
кислородных,  сернистых и металлосодержащих  соединений.  Близкими  по
химическому составу,  но имеющими большую вязкость,  являются тяжелые,
высоковязкие нефти и природные битумы.
     Газ природный - газ, добываемый в Республике Татарстан из газовых
месторождений;  газ попутный - газ,  полученный в Республике Татарстан
сепарированием из добытой нефти.
     Роялти -  регулярные  платежи  за  пользование   нефтегазоносными
недрами  в  течение  всего  срока  действия  лицензионного соглашения.
Роялти исчисляются в процентах от стоимости продаж продукции.
     Соглашение о   разделе   продукции   -   договор   (контракт),  в
соответствии  с  которым  Кабинет   Министров   Республики   Татарстан
предоставляет  инвестору  на  возмездной основе и на определенный срок
исключительные права на  поиск,  разведку,  добычу  нефти  и  газа  на
участке  недр,  указанной в соглашении,  и на ведение связанных с этим
работ,  а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за
свой счет и на свой риск.
     Объекты магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа  -
совокупность  трубопроводов,  осуществляющих  поставку  нефти  и  газа
потребителям.
     Транспортные услуги   -   типовые  производственные  операции  по
приемке,  сливу, перемещению, смешению, хранению, сдаче и наливу нефти
на    объектах,   специально   предназначенных   для   нефтепроводного
транспорта, налива (слива) на борт (с борта) судна и в железнодорожные
цистерны (из железнодорожных цистерн).
     Единая система   газоснабжения   -   совокупность    предприятий,
организационно  и  функционально  связанных  между  собой  при добыче,
транспортировке, хранении, переработке и распределении газа.

     Статья 2.  Законодательное регулирование отношений, возникающих в
процессе поиска,  разведки и добычи нефти и газа, их транспортировки и
хранения

     Отношения, возникающих в процессе поиска, разведки и добычи нефти
и   газа,   их  хранения,  транспортировки  по  территории  Республики
Татарстан,  регулируются Конституцией Республики Татарстан,  настоящим
Законом и иным законодательством, действующим на территории Республики
Татарстан.

     Статья 3. Распоряжение ресурсами нефти и газа

     Нефть и газ,  находящиеся  в  недрах  в  естественном  состоянии,
являются государственной собственностью Республики Татарстан.
     Нефть и  газ,   извлеченные   из   недр,   могут   находиться   в
государственной,   частной   и   другой,  в  том  числе  совместной  с
иностранными юридическими лицами и гражданами, собственности.
     Нефть и газ,  извлеченные из недр владельцем лицензии по условиям
лицензии  и  возвращенные  в  недра  для  хранения,  повышения  дебита
скважины и нефтеотдачи,  рассматриваются как нефть и газ,  поднятые на
поверхность.

     Статья 4.  Республиканский фонд резервных месторождений  нефти  и
газа

     В целях  создания  стратегических  запасов  нефти  и газа Кабинет
Министров  Республики   Татарстан   формирует   Республиканский   фонд
резервных  месторождений  нефти  и газа,  утверждаемый Государственным
Советом  Республики  Татарстан.  В   состав   Республиканского   фонда
резервных   месторождений   нефти  и  газа  включаются  разведанные  и
подготовленные к эксплуатации месторождения нефти и газа.

                              ГЛАВА II.
                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ
                         О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

     Статья 5. Соглашение о разделе продукции

     Отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и добычи нефти
и газа,  раздела произведенной продукции,  а также ее транспортировки,
обработки, могут регулироваться соглашением о разделе продукции (далее
-  соглашение).  Права  и  обязанности  сторон  соглашения  о  разделе
продукции определяются в соответствии с  настоящим  Законом,  а  также
законодательством  Российской  Федерации  в  части,  не противоречащей
Конституции Республики Татарстан и Договору о разграничении  предметов
ведения   и   взаимном   делегировании   полномочий   между   органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти  Республики Татарстан.  Соглашение о разделе продукции является
договором,  в соответствии  с  которым  Кабинет  Министров  Республики
Татарстан   предоставляет  субъекту  предпринимательской  деятельности
(далее -  инвестор)  на  возмездной  основе  и  на  определенный  срок
исключительные  права  на  поиск,  разведку,  добычу  нефти  и газа на
участке недр,  указанном в соглашении,  и на ведение связанных с  этим
работ,  а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за
свой счет и  на  свой  риск.  Соглашение  определяет  все  необходимые
условия,  связанные  с  пользованием  недрами,  в  том числе условия и
порядок раздела произведенной продукции  между  сторонами  соглашения.
Лицензия  на  пользование  участком  недр,  удостоверяющая  право  его
пользования, указанное в соглашении, выдается инвестору уполномоченным
Кабинетом   Министров  Республики  Татарстан  республиканским  органом
управления государственным фондом  недр  в  течение  30  дней  с  даты
подписания соглашения. Лицензия выдается на срок действия соглашения и
подлежит  продлению  или  переоформлению,  либо  утрачивает   силу   в
соответствии  с  условиями  соглашения.  Перечни участков недр,  право
пользования которыми на условиях раздела продукции  предоставляется  в
соответствии   с  законодательством,  устанавливаются  Государственным
Советом  Республики  Татарстан  по  представлению  Кабинета  Министров
Республики Татарстан.

     Статья 6. Стороны соглашения

     Сторонами соглашения  являются  Республика  Татарстан,  от  имени
которой в соглашении выступает Кабинет Министров Республики Татарстан;
инвесторы  -  граждане  Российской  Федерации,  в  том  числе граждане
Республики  Татарстан,  иностранные  граждане,  юридические   лица   и
создаваемые  на  основе договора о совместной деятельности объединения
юридических лиц,  осуществляющие  вложение  собственных,  заемных  или
привлеченных  средств  в  поиск,  разведку  и  добычу  нефти  и газа и
являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
     Срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии
с законодательством.

     Статья 7. Налоги и платежи при исполнении соглашений

     За исключением  налога  на  прибыль  и  платежей  за  пользование
недрами, инвестор в течение срока действия соглашения освобождается от
взимания  налогов,  сборов,  акцизов  и  иных  обязательных  платежей,
зачисляемых  в  соответствии  с  законодательством  в  Республиканский
бюджет Республики Татарстан. Взимание указанных налогов, сборов и иных
обязательных   платежей  заменяется  разделом  продукции  на  условиях
соглашения. Порядок заключения и исполнения соглашений устанавливается
положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Татарстан.

                              ГЛАВА III.
                         ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
                       НЕФТЕГАЗОНОСНЫМИ НЕДРАМИ

     Статья 8. Виды платежей за пользование нефтегазоносными недрами

     Пользование нефтегазоносными   недрами   является   платным,   за
исключением случаев, предусмотренных статьей 10 настоящего Закона.
     За пользование  нефтегазоносными  недрами  производятся следующие
виды платежей:
     а) сбор за участие в конкурсе (аукционе);
     б) сбор за выдачу лицензий;
     в) платежи за пользование нефтегазоносными недрами;
     г) отчисления на воспроизводство запасов нефти и газа и повышение
нефтеотдачи пластов;
     д) акцизы.
     Кроме того,   пользователи   недр   уплачивают  налоги,  сборы  и
производят   другие   платежи,   предусмотренные    законодательством.
Пользователям  недр могут предоставлять скидки с платежей за истощение
недр в соответствии со статьей 12  настоящего  Закона.  (К  истощенным
недрам  относятся месторождение или его часть,  находящиеся на поздней
стадии разработки с низкой эффективностью,  объективно обусловленной и
не   связанной   с  нарушениями  условий  рационального  использования
запасов.  При  определении  платежей  за  разработку  истощенных  недр
применяется скидка.)
     Взимание с  пользователя  нефтегазоносных   недр   платежей,   не
предусмотренных законодательством, не допускаются.
     При заключении соглашений на  условиях  раздела  продукции  между
Кабинетом   Министров   Республики   Татарстан  и  пользователем  недр
предусматривается раздел добытых  нефти  и  газа.  По  условиям  таких
соглашений  пользователь  недр может освобождаться от уплаты налогов и
других платежей в соответствии с законодательством.

     Статья 9. Платежи за пользование нефтегазоносными недрами

     С пользователей  недр  взимаются  платежи  за  поиски,   разведку
месторождений   нефти   и   газа,   за   их   добычу   и   пользование
нефтегазоносными недрами в иных целях.
     Платежи за  проведение поисковых и разведочных работ,  а также за
добычу нефти  и  газа  определяются  в  зависимости  от  количества  и
качества  запасов  залежей  нефти  и  газа,  глубин залегания основных
нефтегазоносных пластов,  начального  дебита  скважин,  степени  риска
(доли  запасов  категории  С2),  расстояния до ближайших магистральных
трубопроводов,  транспортирующих  нефть  и  газ,  других  экономико  -
географических условий.
     Платежи за добычу нефти и  газа  включаются  в  себестоимость  их
добычи и определяются как доля от стоимости реализованного сырья.
     Величина роялти  и  распределение  отчислений  в  Республиканский
бюджет   Республики   Татарстан   и  местные  бюджеты  устанавливаются
Государственным   Советом   Республики   Татарстан   при   утверждении
Республиканского бюджета Республики Татарстан.

     Статья 10.    Освобождение    от    платежей    при   пользовании
нефтегазоносными недрами

     От платы за добытые нефть и газ могут освобождаться  пользователи
участков недр:
     ведущие добычу   нефти   на   основе   физических,    химических,
физико-химических,    газовых,    тепловых,    микробиологических    и
гидродинамических методов на участках разработки;
     при реализации компонентов, попутно извлекаемых при добыче нефти,
газа и воды, если их добыча не оговорена в лицензии;
     с продукции,  получаемой  за  счет сокращения потерь нефти и газа
при внедрении новых технологий;
     при освоении  новых  месторождений  в  начальной  стадии  на срок
окупаемости капитальных вложений, определенных технико - экономическим
обоснованием   или   проектными   документами   на   разработку   этих
месторождений;
     ведущие добычу нефти при опытно-промышленных работах по отработке
новых технологий;
     ведущие добычу попутного нефтяного газа.
     Решение об освобождении от платежей в  соответствии  с  настоящей
статьей   принимается   при   утверждении   Республиканского   бюджета
Республики Татарстан.

     Статья 11.  Отчисления на воспроизводство запасов нефти и газа  и
повышение нефтеотдачи пластов

     Ставка отчислений  на  воспроизводство  запасов  нефти  и  газа и
повышение нефтеотдачи пластов устанавливается как  доля  от  стоимости
реализованных нефти и газа и включается в себестоимость продукции.
     Отчисления на воспроизводство запасов нефти и  газа  и  повышение
нефтеотдачи  пластов  аккумулируются  в  государственном  внебюджетном
фонде  воспроизводства  запасов  минеральных  ресурсов   и   повышения
эффективности добычи полезных ископаемых Республики Татарстан.
     С целью   поддержания   сырьевой   базы    углеводорододобывающих
предприятий часть отчислений, предусмотренных настоящей статьей, может
оставаться  в  распоряжении   пользователей   недр,   ведущих   добычу
углеводородного   сырья,  и  использоваться  ими  для  воспроизводства
запасов и повышения эффективности добычи полезных  ископаемых.  Размер
отчислений, остающихся у пользователей недр, устанавливается Кабинетом
Министров Республики Татарстан.
     Геологоразведочные работы   и  работы  по  повышению  нефтеотдачи
пластов могут самостоятельно финансироваться  владельцем  лицензии  за
счет  части  отчислений  на  воспроизводство  запасов  нефти  и газа и
повышение нефтеотдачи пластов, остающихся у пользователей недр.
     Отчисления на   воспроизводство   запасов   нефти   и   газа   не
производятся при добыче нефти за счет методов увеличения  нефтеотдачи,
трудноизвлекаемых,   некондиционных,   забалансовых,  ранее  списанных
запасов нефти, при освоении новых месторождений на начальной стадии на
срок      окупаемости      капитальных      вложений,     определенный
технико-экономическим  обоснованием  или  проектными  документами   на
разработку этих месторождений.
     В случае,  если  пользователем  недр  за  счет  применения  новых
технологий     произведена    экономия    средств,    выделенных    на
геологоразведочные работы и работы по повышению  нефтеотдачи  пластов,
при   превышении   объективно   сложившейся   (за   последние  5  лет)
эффективности соответствующего вида работ для конкретного участка недр
сэкономленные   средства   переводятся   в   прибыль   предприятия   -
пользователя недр и облагаются налогом  на  прибыль  по  установленной
ставке.
     Пользователи недр,  осуществившие  за  счет  собственных  средств
поиски  и  разведку  разрабатываемых  ими  месторождений или полностью
возместившие  все   расходы   государства   на   поиски   и   разведку
соответствующего количества запасов, могут освобождаться от отчислений
на воспроизводство  запасов  нефти  и  газа  и  повышение  нефтеотдачи
пластов  при разработке этих месторождений.  Положением,  утверждаемым
Кабинетом Министров Республики Татарстан,  часть суммы  отчислений  на
воспроизводство  запасов  направляется  на  выплату  вознаграждений за
открытие и разведку месторождений нефти и газа.

     Статья 12. Скидки по плате за пользование недрами

     Скидки по плате за пользование недрами могут  предоставляться  за
добытые нефть и газ пользователю недр,  осуществляющему добычу нефти и
газа при объективно обусловленной низкой  экономической  эффективности
разработки  месторождений (в случае истощения запасов пластов нефтяных
месторождений с обводненностью  более  85  процентов  и  месторождений
высоковязких  нефтей,  залежей с низкими коллекторскими свойствами,  в
случае добычи полезных ископаемых из  остаточных  запасов  пониженного
качества  и  в  случае  добычи нефти из малодебитного убыточного фонда
скважин).
     Порядок предоставления  скидок  по  плате  за пользование недрами
устанавливается Кабинетом  Министров  Республики  Татарстан.  Величина
ставок  платы  за  пользование недрами устанавливается Государственным
Советом Республики Татарстан.

     Статья 13. Акцизы

     Ставки акцизов на нефть и  газ,  добываемые  из  месторождений  с
относительно  лучшими горно-геологическими и экономико-географическими
характеристиками, могут устанавливаться Кабинетом Министров Республики
Татарстан в соответствии с законодательством.
     Акцизы не могут вводиться на нефть и газ,  добытые при объективно
обусловленной  низкой  экономической  эффективности добычи (истощенные
запасы  пластов  нефтяных  месторождений  с  обводненностью  более  85
процентов,  залежей  с  низкими  коллекторскими  свойствами,  в случае
добычи нефти и газа из  остаточных  запасов  пониженного  качества,  в
случае  добычи  нефти  из  малодебитных убыточных скважин,  при добыче
нефти на основе третичных методов разработки).

     Статья 14. Стимулирование увеличения добычи нефти

     Акцизы в   части,   уплачиваемой   за   нефть,   добытую    сверх
государственного    задания,    установленного   Кабинетом   Министров
Республики  Татарстан,  при  условии  сохранения  достигнутого  уровня
добычи  нефти  в  целом  по  республике  зачисляются в Республиканский
бюджет Республики Татарстан,  в местные бюджеты районов добычи  нефти,
на     счет     нефтедобывающего    производственного    подразделения
(организации).
     Роялти в    части,   уплачиваемой   за   нефть,   добытую   сверх
государственного   задания,   установленного    Кабинетом    Министров
Республики  Татарстан,  при  условии  сохранения  достигнутого  уровня
добычи нефти в  целом  по  республике  зачисляются  в  Республиканский
бюджет  Республики Татарстан,  в местные бюджеты районов добычи нефти,
на    счет    нефтедобывающего     производственного     подразделения
(организации).
     Соотношение распределения средств между Республиканским  бюджетом
Республики     Татарстан,    местными    бюджетами,    нефтедобывающим
производственным  подразделением  (организацией)  устанавливается  при
утверждении Республиканского бюджета Республики Татарстан.

                              ГЛАВА IV.
                ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ
               НЕДРАМИ В ЦЕЛЯХ ПОИСКА, ОЦЕНКИ И ДОБЫЧИ
                             НЕФТИ И ГАЗА

     Статья 15. Лицензия. Лицензионное соглашение

     Лицензия должна содержать следующие положения:
     Обязательные условия:
     - данные о целевом назначении  работ,  связанных  с  пользованием
недрами;
     - привязку пространственных границ участка недр,  представляемого
в пользование, и земельного отвода, необходимого для ведения работ;
     - сроки действия лицензии.
     Условия, определяемые соглашением сторон:
     - порядок и сроки составления  технологических  схем  и  проектов
обустройства и разработки месторождений нефти и газа,  общей и годовых
программ этих работ,  а также порядок и сроки финансирования указанных
схем, проектов и программ;
     - согласованные  уровни  добычи   нефти   и   газа,   которые   в
установленные сроки уточняются в соответствии с технологической схемой
или с проектом разработки,  либо обязательства по минимальным  объемам
работ по обустройству месторождения нефти и газа,  сроки начала добычи
нефти и газа, ввода скважин в эксплуатацию и другие;
     - обязательства по использованию попутного газа;
     - условия транспортировки нефти и газа;
     - право  собственности  на имущество,  созданное и используемое в
связи  с  исполнением  лицензионного  соглашения,  условия  и  порядок
ликвидации имущества после окончания срока действия лицензии;
     - права и обязанности сторон по предмету соглашения;
     - порядок  координации  действий  пользователей  недр  при выдаче
лицензии группе пользователей недр;
     - право  собственности на геологическую информацию,  получаемую в
процессе пользования недрами;
     - объемы   и  виды  сбрасываемых  в  недра  отходы  производства,
пластовых и сточных вод и условия осуществления этих работ;
     - обязательства    по   обеспечению   безопасности   промышленных
объектов,   охране   окружающей   природной   среды    и    проведению
природовосстановительных работ;
     - порядок использования объектов общей инфраструктуры;
     - порядок  использования  территории при разработке месторождения
нефти и газа;
     - платежи за пользование недрами, земельными участками;
     - условия возмещения затрат и раздела продукции;
     - процедура   контроля   за   выполнением  условий  лицензионного
соглашения;
     - условия продления срока действия лицензионного соглашения,  его
приостановления или досрочного прекращения;
     - порядок проведения и финансирования ликвидационных работ;
     - условия страхования;
     - меры правовой и экономической ответственности сторон;
     - порядок прекращения или приостановления действия  лицензионного
соглашения при наступлении обстоятельств непреодолимой силы;
     - порядок рассмотрения споров.
     Лицензионное соглашение  может дополняться и другими положениями,
не противоречащими действующему  законодательству  и  определяемыми  с
учетом   особенностей  проведения  конкретных  работ,  предусмотренных
лицензией.
     Положения лицензионного  соглашения сохраняют свою силу в течение
всего срока действия лицензии и могут быть изменены лишь по соглашению
сторон  в  письменной  форме,  за  исключением  тех  условий,  которые
подлежат   изменению   на   основании    вновь    принятых    законов,
устанавливающих  обязательные  для  выполнения  новые  нормы по охране
окружающей природной среды и технике безопасности.
     В случае, если после заключения лицензионного соглашения законами
или иными нормативными правовыми  актами  будут  установлены  условия,
ухудшающие  экономическое  положение  владельца лицензии,  в положения
лицензионного соглашения вносятся изменения,  обеспечивающие владельцу
лицензии  получение коммерческих результатов,  которые подразумевались
при подписании лицензионного соглашения.

     Статья 16. Особенности лицензий

     Право на ведение работ по поискам,  разведке,  оценке  и  опытной
добыче нефти и газа удостоверяется одной лицензией.
     Допускается выдача   лицензий,   включающих    несколько    видов
пользования нефтегазоносными недрами (поиск, разведку и добычу нефти и
газа).
     Владельцами лицензий могут быть физические и юридические лица.
     Лицензия на  геологическое  изучение  (поиски  и   оценку)   недр
предусматривает право осуществлять:
     геофизическое исследование недр без нарушения  их  целостности  в
границах территорий геологических отводов;
     создание сети  разведочных  скважин   в   границах   лицензионных
участков    с   обязательным   оформлением   земельных   отводов   для
строительства каждой скважины, обеспечением возможностей для испытания
скважин  на продуктивность в целях оценки промышленных запасов нефти и
газа в зонах дренирования таких скважин;
     опробование перспективных  геологических объектов на промышленную
нефтегазоносность  с  добычей  нефти  и  газа  не  выше  указанного  в
лицензионном  соглашении  предельно  допустимого  уровня  от оценочных
промышленных запасов нефти и газа  в  зонах  дренирования  разведочных
скважин,  с  последующей  государственной  экспертизой  этих запасов и
включением   их   с   соответствующей   категорией   достоверности   в
государственный баланс запасов полезных ископаемых;
     дополнительное геологическое изучение месторождений нефти и  газа
в целях повышения достоверности запасов этих ресурсов, с их добычей не
выше предельно допустимого  уровня  от  числящихся  в  государственном
балансе   запасов   полезных  ископаемых  и  обязательным  последующим
предоставлением материалов для  переутверждения  объемов  и  категорий
достоверности запасов нефти и газа.
     Лицензия на  геологическое  изучение  недр   удостоверяет   право
ведения геолого-съемочных,  поисково-разведочных работ,  а также право
выполнения отдельных  видов  геологических  и  геолого-технологических
исследований    (геофизических,    гидрогеологических,   сейсмических,
научных,  тематических,  специальных),  связанных  с  непосредственным
пользованием нефтегазоносными недрами.
     Лицензия на добычу нефти и  газа  дает  исключительное  право  ее
владельцу осуществлять:
     разведку, добычу  и  доразведку   нефти   и   газа   в   пределах
лицензионного участка;
     извлечение сопутствующих компонентов из нефти и газа,  подготовку
и первичную переработку указанных компонентов;
     добычу пластовых   вод   из   лицензированных   стратиграфических
горизонтов   для   поддержания   пластового   давления   и  извлечения
сопутствующих  компонентов,   подготовку   и   переработку   указанных
компонентов.
     Владелец лицензии  на  добычу  нефти  и  газа  имеет   право   на
сооружение  трубопроводов для транспортировки нефти и газа от объектов
разработки до хранилища и от  хранилища  до  пунктов  подсоединения  к
системам магистральных трубопроводов.
     Владелец лицензии  на  геологическое  изучение  недр   в   случае
открытия  им  месторождения  нефти и газа обязан представить в органы,
выдавшие данную лицензию,  проект разработки месторождения, включающий
в   себя   прогноз   реализации  продукции.  В  такой  лицензии  могут
предусматриваться порядок и условия консервации месторождения или  его
части.  Период  консервации  такого  месторождения  или  его  части не
включается в период  эксплуатации  месторождения  и  в  срок  действия
лицензии на пользование недрами. Допускается консервация месторождений
нефти с большим содержанием попутного сероводорода.
     Органы государственной власти,  органы местного самоуправления не
вправе    препятствовать    владельцам    лицензий    в     реализации
предоставленного им права пользования недрами,  если этими владельцами
не нарушаются условия лицензий,  лицензионных соглашений и действующее
законодательство.

     Статья 17.  Особенности выдачи лицензий на геологическое изучение
(поиск и оценку) недр и добычу нефти и газа

     Выдача лицензий на геологическое изучение (поиск и оценку) недр и
добычу   нефти  и  газа  осуществляется  по  результатам  конкурсов  и
аукционов.
     Перечень соответствующих  критериев  конкурсного  или аукционного
отбора претендентов на пользование недрами,  а также форма  договорных
отношений определяются органами, выдающими лицензии.
     Основными критериями отбора претендентов при проведении конкурсов
или аукционов на пользование недрами являются:
     темпы и интенсивность проведения поисковых и оценочных работ;
     величина ресурсов   и   запасов   нефти   и   газа,  с  расчетным
обоснованием;
     сроки начала  добычи  нефти  и газа и достижения ее максимального
уровня, определенного технологической схемой разработки;
     технический уровень производства работ;
     размер начального, а также последующих регулярных платежей;
     рациональное и комплексное использование ресурсов нефти и газа, а
также сопутствующих компонентов - показатель конечной нефтеотдачи;
     минимальное воздействие  хозяйственной деятельности на окружающую
природную среду,  уровень природоохранных  и  природовосстановительных
мероприятий;
     объем капитальных вложений в развитие инфраструктуры, необходимой
для освоения ресурсов нефти и газа.
     Лицензии на геологическое исследование, разведку и добычу нефти и
газа   могут  выдаваться  без  проведения  конкурсов  и  аукционов,  в
результате прямых переговоров. Такие решения принимаются в случаях:
     если предприятия  фактически используются нефтегазоносные недра в
силу своих прежних уставных обязанностей и (или)  осуществляют  добычу
нефти и газа на ранее закрепленных территориях;
     доказанной необходимости  предоставления  сопредельных   участков
недр  для  обеспечения  сырьевой  базы действующих нефтегазодобывающих
организаций;
     имеющейся у   претендента   на   пользование  недрами  уникальной
технологии разработки месторождений нефти и газа, применимой на данном
месторождении;
     если на объявленный конкурс (аукцион)  подана  заявка  только  от
одного претендента;
     если лицензируемые объекты недропользования  закрыты  для  общего
доступа соответствующими нормативными актами;
     если владелец   лицензии    в    соответствии    с    действующим
законодательством уступает право на пользование недрами;
     если предприятия вложили  средства  в  объект  лицензирования  на
стадии поисково-разведочных работ.
     В указанных  настоящей  статьей  случаях  лицензии   выдаются   в
порядке, установленном законодательством.

     Статья 18.   Выдача  лицензий  на  строительство  и  эксплуатацию
подземных хранилищ нефти и газа

     Выдача лицензий  на  строительство   и   эксплуатацию   подземных
хранилищ   нефти   и   газа   допускается   на   основании   заявок  и
технико-экономических обоснований обустройства  и  эксплуатации  таких
хранилищ.
     Заявка на выдачу  таких  лицензий  должна  содержать  обоснование
необходимости   создания   подземного  хранилища  данного  назначения,
информацию о месторасположении предполагаемого подземного хранилища  и
его пространственных границах,  данные об остаточных запасах (в случае
создания  подземного   хранилища   нефти   и   газа   в   отработанных
месторождениях  или  в  залежах),  информацию  о  ранее проведенных на
данном участке недр работах по другим видам лицензий, обязательства по
изоляции  выше-  и  нижележащих  пластов  в  случае создания подземных
хранилищ в водоносных пластах.

     Статья 19. Переход права пользования недрами

     Право пользования   недрами   переходит   к   другому    субъекту
предпринимательской   деятельности  (юридическому  лицу)  в  следующих
случаях:
     1) при  изменении  организационно-правовой  формы  предприятия  -
пользователя недр;
     2) при   реорганизации   предприятия   -   пользователя  недр,  в
соответствии с действующим законодательством.
     При переходе   права   пользования   недрами   лицензия  подлежит
переоформлению. При этом содержание лицензии пересмотру не подлежит.
     Переоформление лицензии    обязательно    также   при   изменении
наименования предприятия - пользователя недр.
     Лицензия переоформляется по заявлению пользователя недр органами,
выдавшими лицензию.
     Порядок переоформления  лицензии  определяется  в  соответствии с
требованиями законодательства к оформлению и регистрации  лицензии  на
пользование недрами при ее выдаче.
     Отказ в   переоформлении   лицензии    может    быть    обжалован
пользователем недр в судебном порядке.
     Право пользования  недрами,  полученное  пользователем  недр,  не
может   быть  им  передано  третьим  лицам,  в  том  числе  в  порядке
переуступки  прав,   кроме   случаев,   предусмотренных   федеральными
законами.

     Статья 20. Право собственности на имущество

     Все движимое и недвижимое имущество,  созданное или приобретенное
владельцем лицензии на пользование недрами  за  счет  его  собственных
средств, является его собственностью.
     Имущество, стоимость которого в соответствии с условиями лицензии
возмещена  владельцу  лицензии  государством в виде добытой продукции,
является государственной собственностью.  При этом  владелец  лицензии
имеет  исключительное  право  на  пользование  указанным  имуществом в
течение всего срока действия лицензии и несет ответственность  за  его
сохранность и поддержание в работоспособном состоянии.

     Статья 21.  Продление  срока  действия лицензии на добычу нефти и
газа

     В случае,  если проектный срок разработки месторождения  нефти  и
газа    превышает   установленный   в   соответствии   с   действующим
законодательством срок действия лицензии на добычу нефти  и  газа,  он
может   быть   продлен   по  инициативе  пользователя  недр  органами,
предоставившими лицензию,  при условии выполнения владельцем  лицензии
оговоренных в ней условий.
     Владелец лицензии  на  добычу  нефти  и  газа  обязан  заявить  в
письменной  форме  за  один год до окончания срока действия лицензии о
своем намерении продлить ее.
     В случае   необоснованного  отказа  в  продлении  срока  действия
лицензии на добычу нефти и газа ее  владелец  вправе  обжаловать  этот
отказ в судебном порядке.
     Продление срока действия лицензии  на  добычу  нефти  и  газа  не
влечет  за  собой  изменение  их  первоначальных условий,  если оно не
предусмотрено указанной лицензией.
     При наступлении  обстоятельств  непреодолимой  силы срок действия
лицензии на добычу  нефти  и  газа  может  быть  приостановлен.  После
ликвидации  последствий  этих  обстоятельств срок действия лицензии на
добычу нефти и газа возобновляется,  если ее владелец не  обратился  в
органы,  предоставившие лицензию,  с заявлением о прекращении права на
пользование недрами.

                               ГЛАВА V.
             ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ГЕОЛОГИЧЕСКОМУ
                   ИЗУЧЕНИЮ (ПОИСКАМ И ОЦЕНКЕ) НЕДР
                        И ДОБЫЧЕ НЕФТИ И ГАЗА

     Статья 22.  Особенности  ведения работ по геологическому изучению
(поискам и оценке) недр

     Владельцы лицензий на геологическое изучение  (поиски  и  оценку)
недр в пределах выделенных им участков недр, обязаны обеспечивать:
     определение горнотехнических,    геолого-физических    параметров
нефтегазоносных пластов,  свойств нефти, газа и газового конденсата, а
также сопутствующих компонентов;
     применение методов  и способов геологического изучения (поисков и
оценки) недр,  исключающих неоправданные потери  и  снижение  качества
нефти и газа в недрах;
     ликвидацию в установленном порядке скважин и  других  сооружений,
не подлежащих дальнейшему использованию;
     безопасное ведение работ;
     охрану недр и окружающей природной среды.
     Работы по  геологическому  изучению  (поискам  и   оценке)   недр
подлежат   государственному   учету   и  государственной  регистрации.
Владельцы  лицензий  на  геологическое  изучение   недр,   проводившие
поисковые  работы,  после  их  завершения и составления геологического
отчета,  а также после проведения государственной экспертизы  передают
полученные   данные   в   фонд   геологической  информации  Республики
Татарстан.

     Статья 23. Обязательный минимум поисковых работ

     В лицензионное  соглашение  включается  обязательство   владельца
лицензии   о  проведении  минимума  поисковых  и  оценочных  работ,  в
физическом выражении и денежном исчислении,  по  периодам  пользования
недрами.  Если  владелец  лицензии  не  выполнил  обязательный минимум
поисковых работ  и  не  обосновал  необходимость  его  пересмотра,  он
возмещает государству стоимость невыполненного объема работ.

     Статья 24. Предоставление земельных участков

     При предоставлении   земельных  участков  для  целей  пользования
недрами Кабинет Министров Республики Татарстан определяет приоритет  в
их   использовании   для   той   или   иной  деятельности,  исходя  из
экономической целесообразности и обеспечения  безопасности  окружающей
природной   среды   и   населения,   с  учетом  приоритетности  земель
сельскохозяйственного и иного назначения,  использование  которых  для
других целей не допускается или ограничивается законом.
     При выдаче лицензий на добычу нефти и  газа  выделение  земельных
участков  осуществляется  в  размерах,  необходимых  для строительства
объектов производственной  инфраструктуры  и  трубопроводов  до  точек
приема  нефти  и  газа  в  транспортную систему или до потребителя,  в
соответствии с условиями лицензий.
     В случае     обоснованной    необходимости    изменить    размеры
предоставленных земельных  участков  в  период  действия  лицензии  на
добычу нефти и газа их границы с согласия собственников или владельцев
земельных участков могут пересматриваться с внесением  соответствующих
изменений в указанные лицензии. Застройка указанных земельных участков
допускается с согласия владельцев лицензий.
     Отношения с  собственниками  и  владельцами  земельных  участков,
возникающие в связи с пользованием недрами,  регулируются земельным  и
гражданским законодательством.

     Статья 25.   Возврат   земельных  участков,  предоставляемых  для
ведения работ по геологическому изучению (поискам и оценке) недр

     В ходе  ведения  работ  по  геологическому  изучению  (поискам  и
оценке)  недр  в  соответствии  с  условиями  лицензионного соглашения
осуществляется  возврат  предоставленных  для  этих  целей   земельных
участков.   Владелец   лицензии  обязан  привести  земельные  участки,
нарушенные при пользовании недрами,  в  состояние,  пригодное  для  их
дальнейшего использования.
     Досрочный отказ  владельца  лицензии   от   земельных   участков,
предоставленных  ему  для  геологического изучения недр,  не влечет за
собой уменьшения обязательного минимума поисково-разведочных работ.

     Статья 26. Особенности ведения работ по добыче нефти и газа

     Владельцы лицензий на добычу нефти и газа,  а также  лицензий  на
строительство  и  эксплуатацию подземных хранилищ нефти и газа обязаны
обеспечить проведение работ на основе утвержденных проектов разработки
(технологической  схемы)  и в соответствии с действующими стандартами,
нормами и правилами.
     Владелец лицензии  на  геологическое  исследование,  доразведку и
добычу нефти и газа при открытии им месторождения нефти и  (или)  газа
должен незамедлительно поставить в известность органы,  выдавшие такую
лицензию.
     Если это  месторождение по усмотрению владельца лицензии подлежит
промышленной разработке,  он  обязан  представить  для  утверждения  в
органы, выдавшие лицензию, проект разработки этого месторождения.
     Основными требованиями, предъявляемыми к разработке месторождений
нефти и газа, являются:
     обеспечение экологической  безопасности   и   охраны   окружающей
природной среды;
     создание конструкций скважин,  обеспечивающих  надежную  изоляцию
пластов;
     обеспечение безопасного   ведения    работ    и    контроля    за
строительством  и  эксплуатацией скважин,  предупреждения и ликвидации
открытых фонтанов;
     обеспечение безопасности  внутри-  и межпромысловых трубопроводов
нефти и газа;
     применение систем  сбора  нефти  и  газа и поддержания пластового
давления,  внедрение  современных  технологий   и   техники,   методов
повышения    нефтеотдачи    пластов,    обеспечивающих    рациональное
использование пластовой энергии и наиболее полное извлечение  нефти  и
газа из месторождений;
     техническое и     технологическое     разделение     геологически
обособленных объектов лицензирования пользования недрами;
     объединение в  один  объект  разработки  геологических  объектов,
техническое и технологическое разделение которых возможно без создания
достоверной системы замера технологических  параметров,  раздельно  по
каждому из геологических объектов не производится.
     Владельцы лицензий    обязаны    на    основе     договора     со
специализированными  подразделениями  по  борьбе с открытыми фонтанами
нефти и газа и газоспасательными частями пользоваться их услугами.
     Владельцы лицензий   на   добычу   нефти   и  газа  на  граничных
территориях  Республики  Татарстан  с  другими  субъектами  Российской
Федерации обязаны:
     принимать меры по предупреждению и  пресечению  хищения  нефти  и
газа, которое может осуществляться с территорий соседних регионов;
     в случае  обнаружения  факта   хищения   нефти   и   (или)   газа
своевременно информировать соответствующие государственные органы;
     при невозможности  пресечения  хищения   нефти   и   (или)   газа
собственными  силами  оказывать  всемерное  содействие соответствующим
государственным органам в проведении необходимых мероприятий.

                              ГЛАВА VI.
                МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
                НЕФТИ И ГАЗА, ДОБЫВАЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
                         РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

     Статья 27.  Объекты магистральных трубопроводов, транспортирующих
нефть и газ, добываемых на территории Республики Татарстан

     Объекты магистральных        трубопроводов,        обеспечивающие
транспортировку  нефти  и  газа,  добываемых  на территории Республики
Татарстан,   с   разрабатываемых    месторождений    до    центральных
нефтегазопроводных  магистралей,  могут  находиться  в государственной
собственности,  а также в собственности организаций,  построивших  или
приобретших  эти  объекты  за  счет  собственных  средств  или иных не
запрещенных     законом     источников,     независимо      от      их
организационно-правовых   форм.   Собственник  объекта  магистрального
трубопроводного транспорта нефти  и  газа  не  может  вывести  его  из
эксплуатации  или  изменить его трассу без предварительного согласия в
письменной  форме  всех  пользователей  этим  объектом   и   Кабинетом
Министров  Республики Татарстан,  если это затрагивает их интересы.  В
случае получения такого согласия собственник объекта  имеет  право  на
его свободную продажу, перепрофилирование или демонтаж.

     Статья 28.   Отношения   организаций,   владеющих  магистральными
трубопроводами,  транспортирующих нефть и газ по территории Республики
Татарстан, с производителями и потребителями нефти и газа

     Отношения организаций  магистрального  трубопроводного транспорта
нефти  и  газа,  добываемых  на  территории  Республики  Татарстан,  с
производителями и потребителями нефти и газа определяются договорами.
     Владелец магистрального трубопроводного транспорта нефти  и  газа
обязан  принимать все меры по сохранению количества и качества нефти и
газа и обеспечению ритмичности их поставок.
     Грузоотправитель (грузополучатель)   несет   ответственность   за
происшедшие  по  его   вине   ограничения   других   грузоотправителей
(пользователей  нефтепроводами) или за убытки,  нанесенные организации
магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа.
     Организация магистрального  трубопроводного  транспорта  нефти  и
газа  предоставляет  транспортные   услуги   любому   грузоотправителю
(физическому  или  юридическому  лицу),  обратившемуся  в  организацию
магистрального трубопроводного транспорта  нефти  и  газа  не  позднее
оговоренного  в  установленном  порядке  срока  и подтвердившему право
собственности   на   транспортируемую   продукцию   или    обладающему
соответствующими   сертификатами.  Предоставление  транспортных  услуг
осуществляется только с  учетом  оптимальных  по  стоимости  маршрутов
доставки и технических возможностей.
     В случае, если пропускная способность магистрального трубопровода
нефти   и   газа  не  обеспечивает  возможность  транспортировки  всей
заявленной нефти и газа,  каждый грузоотправитель  получает  право  на
транспортировку  одинаковой доли от заявленной им потребности,  равной
отношению  пропускной   способности   магистрального   трубопроводного
транспорта   нефти  и  газа  по  данному  направлению  к  общей  сумме
потребностей в транспортных услугах по этому  направлению,  заявленных
всеми  грузоотправителями,  если иное не предусмотрено соответствующим
соглашением.
     Грузоотправители, обратившиеся  за  транспортными  услугами после
истечения  оговоренного   в   установленном   порядке   срока,   могут
претендовать  только  на свободную пропускную способность,  остающуюся
после  удовлетворения  потребностей  грузоотправителей,   своевременно
заключивших договоры.

     Статья 29.      Особенности      землепользования     организации
магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа

     Организации магистрального  трубопроводного  транспорта  нефти  и
газа:
     имеют право  в  границах  предоставленных  земельных  участков  с
учетом охранной зоны производить работы по обслуживанию и капитальному
ремонту  оборудования,  предупреждению  и  ликвидации  аварий   и   их
последствий;
     имеют преимущественное право на предоставление земельных участков
для реализации проектов, имеющих республиканское значение.
     Земельные участки  под  строительство   объектов   магистрального
трубопроводного  транспорта  и  для  хранения  газа  предоставляются в
порядке, предусмотренном земельным и гражданским законодательством.

     Статья 30.  Проектирование объектов магистральных  трубопроводов,
транспортирующих добываемые на территории Республики Татарстан нефть и
газ

     Проектирование объектов       магистральных        трубопроводов,
транспортирующих нефть и газ, производится учреждением, имеющим на это
лицензию.
     Проектная документация  на строительство и реконструкцию объектов
магистрального трубопроводного транспорта  нефти  и  газа  проходит  в
установленном      порядке     государственную     экологическую     и
технико-экономическую    экспертизы.    Государственные     экспертизы
проводятся   специально   уполномоченными   государственными  органами
Республики Татарстан в области охраны окружающей  природной  среды,  а
также  по  их поручению независимыми организациями,  имеющими право на
проведение экспертизы.

     Статья 31.  Эксплуатация объектов магистрального  трубопроводного
транспорта нефти и газа

     Собственники объектов  магистрального  трубопроводного транспорта
нефти  и  газа,  добываемых  на   территории   Республики   Татарстан,
осуществляют эксплуатацию своих объектов самостоятельно либо заключают
договоры с  организациями  магистрального  трубопроводного  транспорта
нефти  и  газа  о передаче им соответствующих объектов в хозяйственное
ведение.
     Эксплуатация объектов  магистрального  трубопроводного транспорта
нефти и  газа  осуществляется  на  основании  лицензии,  выдаваемом  в
установленном порядке.
     Эксплуатация объектов магистрального  трубопроводного  транспорта
нефти   и   газа  осуществляется  в  соответствии  с  утвержденными  в
установленном порядке правилами технической,  пожарной,  экологической
безопасности,  эксплуатации магистральных трубопроводов, использования
природных ресурсов и  охраны  окружающей  природной  среды  и  другими
нормативными актами, обязательными для исполнения.
     Организации магистрального  трубопроводного  транспорта  нефти  и
газа обязаны проводить:
     диагностический контроль  технического  состояния   магистральных
трубопроводов в соответствии с правилами технической эксплуатации;
     периодическую техническую переаттестацию объектов  магистрального
трубопроводного  транспорта  нефти  и  газа  в порядке,  установленном
нормативными актами;
     учет количества  подаваемой  в  магистральный трубопровод нефти и
газа    контрольно-измерительными    приборами,    установленными    и
обслуживаемыми  в  соответствии  с  требованиями  действующих  норм  и
правил;
     учет аварий  трубопроводов  нефти  и газа,  а также передачу этих
данных уполномоченным органам в соответствии с правилами безопасности,
охраны   и  технической  эксплуатации  магистральных  трубопроводов  и
другими нормативными актами;
     мероприятия по  энергоресурсосбережению  и  утилизации  вторичных
энергетических ресурсов;
     страхование на  случай  аварий  трубопроводов  нефти  и  газа для
финансирования мероприятий по ликвидации последствий этих аварий.
     Организациям энергоснабжения       запрещается       ограничивать
электроснабжение магистрального  трубопроводного  транспорта  нефти  и
газа,   если   это   может   привести   к  нарушению  безопасности  их
эксплуатации.

     Статья 32.     Взаимоотношения     организаций     магистрального
трубопроводного транспорта нефти и газа, коммуникации которых проходят
в одном техническом коридоре или пересекаются

     Организации магистрального  трубопроводного  транспорта  нефти  и
газа,  коммуникации  которых проходят в одном техническом коридоре или
пересекаются, регулируют свои отношения в области обеспечения надежной
и безопасной эксплуатации этих коммуникаций на основе договоров.

     Статья 33.  Учетно-отчетное  время  в организациях магистрального
трубопроводного транспорта нефти и газа

     В организациях магистрального трубопроводного транспорта нефти  и
газа   независимо   от   их   местонахождения  устанавливается  единое
учетно-отчетное время - московское.

     Статья 34.  Язык  служебного   делопроизводства   и   общения   в
организациях магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа

     В организациях  магистрального трубопроводного транспорта нефти и
газа,  добываемых  на  территории  Республики   Татарстан,   служебное
делопроизводство,   учетная,   отчетная,  коммерческая  и  техническая
документация  ведутся  на  русском  языке.   При   оперативной   связи
используется русский язык.
     Обмен правовой  и   научно-технической   информацией,   а   также
служебное   общение   по  диспетчерской  связи,  телефону,  телефаксу,
факсимильной  и  другим  средствам  связи  осуществляются   на   языке
инициатора общения, при необходимости с переводом записи, на русский и
татарский языки.
     Все надписи,  в том числе информационные и рекламные, обозначения
на объектах магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа,  а
также     написание     наименований     организаций    магистрального
трубопроводного транспорта нефти  и  газа  выполняются  на  русском  и
татарском   языках.   С  учетом  интересов  местного  населения  могут
употребляться и другие языки.

     Статья 35. Отказ в транспортировке нефти и газа

     Организации магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть и
газ,  добываемые  на территории Республики Татарстан,  вправе отказать
грузоотправителю в транспортировке нефти и газа по причинам:
     отсутствия заявки грузоотправителя на транспортные услуги;
     представления грузоотправителем заявки с нарушением установленных
процедуры и срока;
     несовместимости предлагаемого  для  транспортировки  продукта   с
перекачиваемым   продуктом   по   качеству  и  другим  характеристикам
(определение совместимости перекачиваемых продуктов  осуществляется  в
установленном порядке).
     Отказ в транспортировке  нефти  и  газа  по  другим  причинам  не
допускается.
     Организация магистральных трубопроводов по транспортировке  нефти
и  газа  не  имеют  права  на  их  транспортировку  при  отсутствии  у
грузоотправителей документов,  подтверждающих право  собственности  на
нефть и газ или право поставки на экспорт.

                              ГЛАВА VII.
                       РЕАЛИЗАЦИЯ НЕФТИ И ГАЗА,
                 ДОБЫТОЙ ИЗ НЕДР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

     Статья 36.  Реализация нефти и газа

     Реализация нефти  и  попутного  газа,  добытых из недр Республики
Татарстан,  производится  на   основании   устанавливаемых   Кабинетом
Министров    Республики   Татарстан   объемов   добычи,   рассчитанных
производителем на основе проектов и технологических  схем  разработки,
утверждаемых в установленном порядке.
     Реализация добываемой нефти совместными предприятиями,  нефтяными
компаниями,  физическими  лицами  производится  на основании лицензии,
контрактов, договоров и других взаимных обязательств.
     Президент Республики   Татарстан,  Кабинет  Министров  Республики
Татарстан могут вносить изменения в годовые объемы  реализации  нефти,
исходя из интересов Республики Татарстан.

                             ГЛАВА VIII.
             ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ
                     ГАЗОСНАБЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
                         РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

     Статья 37. Управление Единой системой газоснабжения на территории
Республики Татарстан

     Органы управления  Единой  системы  газоснабжения  на  территории
Республики Татарстан осуществляет:
     технологические и  организационные  связи  между газодобывающими,
газоперерабатывающими и газотранспортными организациями;
     текущее и  перспективное  прогнозирование спроса на газ и газовый
конденсат, определение способов удовлетворения этого спроса;
     разработку и  реализацию  баланса  газа  и  газового конденсата с
учетом государственных нужд;
     надежное газоснабжение потребителей Республики Татарстан;
     централизованное оперативное   управление   потоками    газа    и
установление   для   сторонних   организаций,   в  рамках  заключенных
договоров, режимов газоснабжения и газопотребления;
     проведение единой научно-технической и инвестиционной политики по
развитию и реконструкции Единой системы газоснабжения.

     Статья 38.  Отношения   производителей   газа   с   организациями
газотранспортных систем

     Отношения производителей  газа  с  организациями газотранспортных
систем   осуществляются   на   основе   разрешений   на    доступ    к
газотранспортной   системе,   а  также  договоров,  заключаемых  между
производителями газа,  газотранспортными организациями и потребителями
газа.  Порядок  выдачи  указанных  разрешений на территории Республики
Татарстан устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
     Транспортировка газа производителей, не входящих в Единую систему
газоснабжения, не должна наносить ущерб транспортировке, распределению
и   поставкам   газа   по   действующим  договорам.  Оплата  стоимости
транспортировки  газа  указанных  производителей   осуществляется   по
системе единых тарифов.

     Статья 39.  Отношения организаций Единой системы газоснабжения на
территории Республики Татарстан с потребителями газа.  Учет количества
газа, подаваемого потребителям

     Отношения организаций  Единой системы газоснабжения на территории
Республики   Татарстан   с   потребителями   газа   осуществляются   в
соответствии с правилами подачи и использования газа,  утверждаемыми в
устанавливаемом порядке.
     Ответственность за   надлежащее  состояние  и  правильную  работу
контрольно-измерительных приборов несут  руководители  организаций,  а
также граждане - потребители газа.
     Потребители газа обязаны в любое время обеспечить  представителям
организаций  Единой  системы  газоснабжения  на  территории Республики
Татарстан доступ к указанным приборам и возможность их проверки.
     Потребители газа,     осуществляющие    строительство    объектов
газоснабжения  и  допустившие  отставание  с  вводом  их  в  действие,
компенсируют  поставщикам потери,  связанные с простоем газопроводов -
отводов.
     Подключение новых   потребителей  газа  к  системе  газоснабжения
осуществляется после получения ими разрешений на  использование  газа,
выдаваемых  органом,  уполномоченным  Кабинетом  Министров  Республики
Татарстан.

     Статья 40. Распределение газа

     Распределение газа на основании текущих и прогнозируемых балансов
и   лимитов  (квот)  утверждается  в  установленном  законодательством
порядке.
     Преимущественное право  на  использование газа в качестве топлива
принадлежит неотключаемым потребителям газа:
     населению;
     организациям общественного       питания,       торгового       и
социально-бытового обслуживания;
     лечебно-оздоровительным,                 санитарно-гигиеническим,
образовательным, в том числе дошкольным, организациям и учреждениям;
     организациям коммунального и культурного назначения.
     Далее приоритет     в     газоснабжении     имеют:    организации
агропромышленного      комплекса,      промышленные       организации,
газоиспользующее  оборудование которых не может быть приспособлено для
работы на другом топливе.

                              ГЛАВА IX.
               БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ И
                ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, МАГИСТРАЛЬНОГО
               ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТИ И ГАЗА,
                      НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ
                         РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

     Статья 41.    Требования    обеспечения   безопасности   объектов
нефтедобывающей    и    газовой     промышленности,     магистрального
трубопроводного  транспорта  нефти  и газа,  находящихся на территории
Республики Татарстан

     Основными требованиями    обеспечения    безопасности    объектов
нефтедобывающей     и     газовой    промышленности,    магистрального
трубопроводного транспорта нефти и газа являются:
     эксплуатация указанных  объектов и содержание средств обеспечения
их безопасности в  соответствии  с  проектами,  нормами,  техническими
условиями и правилами;
     включение в состав проектов,  норм,  технических условий и правил
комплекса специальных мер по обеспечению безопасного функционирования,
локализации и минимизации последствий возможных аварийных ситуаций;
     запрещение вмешательства  посторонних  лиц и организаций в работу
указанных  объектов,  которое  может  повлечь   за   собой   нарушение
безопасности их работы;
     проведение государственной   экспертизы    по    оценке    уровня
безопасности  указанных объектов на стадии их проектирования и сдачи в
эксплуатацию;
     организация контроля  за  безопасной  эксплуатацией и техническим
состоянием объектов;
     ежегодная аттестация  работников,  обслуживающих производственные
участки с повышенной опасностью;
     проведение государственной экологической экспертизы документов по
оценке уровня воздействия указанных объектов на  окружающую  природную
среду.

     Статья 42. Организация работ по ликвидации последствий аварий

     Организации магистрального  трубопроводного  транспорта  нефти  и
газа  обязаны  принимать  незамедлительные  и  эффективные   меры   по
устранению  последствий  аварий,  вызвавших  нарушения работы объектов
магистрального   трубопроводного   транспорта   нефти   и   газа,    и
информировать об этом соответствующие органы.
     Организации магистрального  трубопроводного  транспорта  нефти  и
газа  возмещают  затраты  организациям,  оказавшим помощь в ликвидации
аварий,  а также возмещают вред,  причиненный физическим и юридическим
лицам, в соответствии законодательству.
     Вред, причиненный  организациям  магистрального   трубопроводного
транспорта  нефти  и  газа  в  результате блокирования или повреждения
трубопроводных  коммуникаций  либо  иных   действий,   нарушающих   их
бесперебойную  и  безопасную  работу,  возмещается  виновными лицами в
соответствии с законодательством.

     Статья 43.  Ответственность за  нарушение  безопасности  объектов
нефтедобывающей     и     газовой    промышленности,    магистрального
трубопроводного транспорта нефти и газа,  расположенных на  территории
Республики Татарстан

     Ответственность за      нарушение      безопасности      объектов
нефтедобывающей    и    газовой     промышленности,     магистрального
трубопроводного транспорта нефти и газа устанавливается в соответствии
с законодательством.

                               ГЛАВА Х.
                       ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 44. Порядок разрешения споров

      Споры, возникающие в процессе отношений,  регулируемых настоящим
Законом, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

     Статья 45. О порядке введения в действие настоящего Закона

     1. Ввести в действие настоящий Закон со  дня  его  опубликования,
кроме статей 10,  11,  12,  13, которые вводятся в действие с 1 января
1998 года.
     2. Кабинету  Министров  Республики Татарстан привести нормативные
правовые акты Правительства  Республики  Татарстан  в  соответствие  с
настоящим Законом.
     3. Установить,  что  Закон  Республики   Татарстан   "О   недрах"
применяется в части, не противоречащей настоящему Закону.

     Президент
     Республики Татарстан          М.ШАЙМИЕВ

     Казань,
     19 июня 1997 года
     N 1211
                                         Утратил силу - Закон
                                  Государственного Совета Республики
                                   Татарстан от 28.02.2002 г. N 1331

Информация по документу
Читайте также