Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Республики Татарстан от 20.07.1994 № 2194-XII20 июля 1994 года N 2194-XII ЛЕСНОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Лес - это элемент географического ландшафта, представляющий совокупность земли, древесной, кустарниковой и иной растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга в своем развитии. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие при владении, распоряжении, пользовании лесным фондом (далее - лесные отношения) в Республики Татарстан, в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства охраны и защиты лесов. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Регулирование лесных отношений в Республике Татарстан Лесные отношения в Республике Татарстан, регулируются Конституцией Республики Татарстан, настоящим Кодексом, принимаемыми в соответствии с ними иными законодательными актами Республики Татарстан, основами лесного законодательства Российской Федерации в части вопросов, определенных Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и решениями органов государственной власти и управления районов, принятыми в пределах их компетенции. Отношения при пользовании лесным фондом, связанные с использованием и охраной земель, вод, недр, растительного (за исключением лесов) и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются соответствующим законодательством Республики Татарстан. Статья 2. Леса - народное достояние Леса, произрастающие на территории Республики Татарстан, являются достоянием народа республики. Право владения, пользования и распоряжения лесным фондом от имени народа Татарстана принадлежит Верховному Совету Республики Татарстан, который может поручить распоряжение лесным фондом Правительству республики или специально уполномоченным на то органам, а также передать отдельные вопросы для осуществления совместных полномочий органам государственной власти Российской Федерации в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Статья 3. Лесной фонд Республики Татарстан Все леса, а также не покрытые лесной растительностью земли, предоставленные для ведения лесного хозяйства, образуют лесной фонд Республики Татарстан. Естественные и искусственные лесонасаждения на землях сельскохозяйственного назначения и иных категорий площадью участка не менее 1 гектара, составляют лесной фонд. В состав земель лесного хозяйства входят: лесные земли - покрытые лесом площади, а также не покрытые лесом площади, но предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, прогалины и другие); нелесные земли (сенокосы, пашни, дороги, просеки и т.д.), используемые для нужд лесного хозяйства. Статья 4. Древесная и кустарниковая растительность, не входящая в лесной фонд В лесной фонд не входят: полезащитные и прибрежные лесные полосы, группы деревьев, а также древесная и кустарниковая растительность естественного и искусственного происхождения на землях сельскохозяйственного назначения и иных категорий площадью менее 1 гектара; защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках. Создание указанных насаждений, уход за ними, их использование и охрана осуществляются в порядке, определяемом районными (городскими) Советами народных депутатов, если иное не установлено законодательством Республики Татарстан. Статья 5. Компетенция республиканских органов государственной власти и управления Татарстана в сфере регулирования лесных отношений Ведению республиканских органов государственной власти и управления Татарстана в сфере регулирования лесных отношений подлежат: 1) разработка и совершенствование лесного законодательства республики; 2) распоряжение лесным фондом на территории республики; 3) отнесение лесов к группам и категориям защитности и перевод их из одной группы или категории защитности в другую; 4) установление порядка и размеров взимания платежей за лесные пользования, арендной платы, а также порядка предоставления льгот по платежам; образование и использование республиканского внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов; 5) определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду; 6) установление норм и правил пользования лесным фондом, утверждение ежегодной нормы рубки древесины (расчетной лесосеки) и других нормативов лесных пользований, утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов; 7) организация научно - исследовательских, проектно - конструкторских работ по лесному хозяйству; 8) разработка совместно с органами местного самоуправления государственных программ Республики Татарстан по рациональному использованию лесного фонда, повышению их продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения; 9) утверждение лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки по районам, в том числе для обеспечения государственных нужд; 10) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; 11) ведение государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, лесного мониторинга, лесоустройства и лесохозяйственного проектирования; 12) осуществление международного сотрудничества в области лесного хозяйства. Статья 6. Вопросы совместно осуществляемых полномочий органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан в области регулирования лесных отношений Вопросы совместно осуществляемых полномочий органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан в области регулирования лесных отношений определяются Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Статья 7. Компетенция районных (городских) Советов народных депутатов в сфере регулирования лесных отношений Ведению районных (городских) Советов народных депутатов в сфере регулирования лесных отношений подлежат: 1) участие в разработке и выполнении программ развития лесного хозяйства; 2) согласование порядка пользования лесным фондом, объемов рубки леса, других нормативов лесных пользований; 3) согласование решения об изъятии и предоставлении земель лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства; 4) согласование принципов определения ставок и размеров взимания платы за лесные пользования и размеров арендной платы за пользование лесным фондом; 5) предоставление льгот по платежам за пользование лесными ресурсами отдельным категориям лесопользователей; 6) принятие совместно с органами лесного хозяйства решения о передаче в долгосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда; 7) контроль в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов; 8) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке и в пределах своей компетенции. Статья 8. Компетенция районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений Ведению районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений подлежат: 1) учет лесного фонда; 2) распределение лесосечного фонда в пределах утвержденного лимита; 3) обеспечение установленного порядка взимания платы за лесные пользования и арендной платы; 4) организация выполнения мероприятий по лесовосстановлению, охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней; 5) осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов; 6) принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование; 7) регулирование побочных лесных пользований; 8) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке и в пределах своей компетенции. Статья 9. Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Республики Татарстан осуществляется Правительством Республики Татарстан и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством. В систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством входят: государственный орган управления лесным хозяйством Республики Татарстан (Министерство лесного хозяйства) и подведомственные ему лесхозы, лесничества, администрации национальных парков. Деятельность государственного органа управления лесным хозяйством республики регламентируется положением, утверждаемым Правительством Республики Татарстан. Указания государственных органов лесного хозяйства в пределах, установленных законодательством, правила и инструкции по ведению лесного хозяйства обязательны для всех владельцев лесного фонда, пользователей лесными ресурсами, а также для юридических и физических лиц, проводящих в лесу работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований. Статья 10. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми владельцами лесного фонда, лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов осуществляют Верховный Совет Республики Татарстан, районные (городские) Советы народных депутатов, государственные органы управления лесным хозяйством и государственные органы охраны окружающей природной среды. Порядок осуществления государственными органами управления лесным хозяйством республики государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством Республики Татарстан. Статья 11. Владение лесным фондом Лесной фонд Республики Татарстан находится во владении лесхозов, национальных природных парков, заповедников, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов находится лесной фонд, ранее переданный в бессрочное пользование, во владении совхозов и других сельскохозяйственных формирований - лесной фонд, ранее закрепленный за ними. Статья 12. Функции владельцев лесного фонда В функции владельцев лесного фонда входят: 1) обеспечение использования земель лесного фонда по их целевому назначению, повышение их плодородия и охраны; 2) воспроизводство и повышение продуктивности лесов, уход за ними, организация рационального пользования лесным фондом; 3) проведение рубок, ухода за лесом, санитарных и лесовосстановительных рубок; 4) противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактика и своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, защита леса от вредителей, болезней и борьба с ними; 5) подготовка лесосечного фонда и выдача лесорубочных билетов (ордеров); 6) контроль за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечение нарушений норм и правил пользования лесным фондом, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесопользованием, незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, молодняков, лесных культур, загрязнения леса химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально - бытовыми отходами, отбросами и прочих нарушений лесного законодательства; 7) предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) на основании решения районного (городского) Совета народных депутатов и органа управления лесным хозяйством - лесхоза по согласованию с региональным комитетом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов; 8) предоставление права осуществления лесных пользований и иной хозяйственной деятельности юридическим и физическим лицам и отвод для этого необходимых участков; 9) привлечение в соответствии с решениями районных администраций для ликвидации лесных пожаров специализированных служб лесопользователей и населения; 10) учет лесного фонда; 11) охрана животного мира и согласование с государственными органами охраны окружающей природной среды допустимой численности диких животных в лесном фонде и норм их отстрела. Владельцы лесного фонда имеют право осуществлять лесные пользования, а также строить лесные дороги, склады, противопожарные сооружения, жилые и хозяйственные постройки, питомники и иные объекты, необходимые для ведения лесного хозяйства, при этом пользуются правами лесопользователей и выполняют их обязанности. Раздел II ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 13. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства Лесохозяйственные мероприятия и пользования лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека с учетом интересов нынешних и будущих поколений. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать: - сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека; - многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой лесной продукции; - воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту леса; - рациональное использование земель лесного фонда; - повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использование достижений науки, техники и передового опыта; - сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия; - проведение комплекса биотехнических мероприятий для создания благоприятных условий для воспроизводства охотничьей фауны. Статья 14. Основы организации лесного хозяйства Организация лесного хозяйства должна обеспечивать правовую и техническую регламентацию его ведения и пользования лесными ресурсами и включать: - отнесение лесного фонда к группам и категориям защитности, предусмотренные статьями 15 - 19 настоящего Кодекса; - образование хозяйств (хвойных, твердолиственных, мягколиственных и других); - образование хозяйственных секций (по продуктивности, целевому назначению и другим признакам); - установление возрастов и оборотов рубок леса; - установление норм пользования лесными ресурсами; - установление систем рубок леса и воспроизводства лесных ресурсов; - установление систем мер по охране и защите лесов и охране земель лесного фонда; - иные организационно - технические и правовые мероприятия. Статья 15. Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности В соответствии с народно - хозяйственным и экологическим значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производится отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности. Лесной фонд в Республике Татарстан относится к первой и второй группам лесов, а первая группа лесов - к категориям защитности. Статья 16. Леса первой группы К первой группе относятся леса, включающие категории защитности и выполняющие преимущественные функции: - водоохранные - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; - защитные - противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального и республиканского значения, другие леса в степных, лесостепных и малолесных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей среды; - санитарно - гигиенические и оздоровительные - городские леса и лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов; - леса особо охраняемых территорий - особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы; - леса природно - заповедного фонда - заповедники, заповедные лесные участки, национальные - природные парки. Статья 17. Леса второй группы Ко второй группе относятся леса, имеющие средообразующих, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в районах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых требуется ограниченный режим лесопользования. Статья 18. Определение границ земель, занятых лесами каждой группы и категории защитности При отнесении лесного фонда к группам лесов к категориям защитности одновременно определяются границы земель каждой группы и категории защитности. В лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования - опушки леса по границе с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений, берегозащитные участки леса вдоль рек, озер, приовражных и прибалочных склонов и другие. Статья 19. Порядок отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности и выделение особо защитных участков леса Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их перевод из одной группы в другую производится на основании материалов лесоустройства в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Татарстан. Особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются государственными органами управления лесного хозяйства республики на основании материалов лесоустройства или специальных обследований, согласованных с государственными органами охраны окружающей природной среды, и утверждаются Правительством Республики Татарстан. В зависимости от группы лесов, категории защитности устанавливается порядок ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, а также порядок изъятия земель лесного фонда для государственных и общественных нужд. Статья 20. Порядок установления возрастов и оборотов рубок леса Возрасты и обороты рубок леса определяются исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими экологических, экономических и социальных функций, продуктивности лесных насаждений и биологических особенностей произрастающих древесных пород, а также сроков восстановления леса на вырубках. Обоснование возрастов и оборотов рубок производится при лесоустройстве или специальными научными исследованиями. Установление возрастов и оборотов рубок леса осуществляется государственным органом управления лесным хозяйством республики. Статья 21. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения Расчетная лесосека, как плановый норматив по рубкам главного пользования лесом на длительный период по каждому владельцу лесного фонда (лесхозу, колхозу, совхозу, другому сельскохозяйственному формированию), рассчитывается при лесоустройстве раздельно по лесничествам, группам лесов, категориям защитности и хозяйствам (хвойным, твердолиственным и мягколиственным) исходя из принципов непрерывности и неистощительности пользования лесным фондом. В тех случаях, когда лесной фонд организации, ведущей лесное хозяйство, расположен на территории двух или нескольких районов, расчетная лесосека исчисляется по каждому району. Предложения и материалы расчета и обоснования, рекомендуемые к утверждению расчетной лесосеки, готовятся и вносятся Министерством лесного хозяйства республики по согласованию с районными (городскими) Советами народных депутатов, государственными органами охраны окружающей природной среды и Государственным комитетом Республики Татарстан по экономике и прогнозированию. Расчетная лесосека утверждается и вводится в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ. Расчетная лесосека по республике определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по лесхозам, колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным формированиям. При изменении границ лесного фонда, возрастов рубок, групп лесов и категорий защитности и других изменениях, происходящих в лесном фонде, расчетная лесосека может переутверждаться в установленном порядке. Статья 22. Порядок перевода лесного фонда в другие категории земель в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием Порядок перевода земель лесного фонда в другие категории земель в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, устанавливается Правительством Республики Татарстан. Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется только в исключительных случаях. Изъятие и предоставление земель, занятых лесами первой и второй группы, в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, независимо от размера участка и вида угодий производится по решению Правительства Республики Татарстан. При изъятии или временном занятии земель лесного фонда в связи с переводом в другие категории земель в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, а также ограничении прав владельца лесного фонда и лесопользователей или ухудшении земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридического или физического лица, данными лицами возмещаются убытки и потери лесохозяйственного производства в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Татарстан. Статья 23. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется с разрешения Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан. Статья 24. Порядок согласования проектов и мест строительства объектов, производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства Места строительства объектов, влияющих на состояние воспроизводства лесов, проекты строительства этих объектов, а также производство в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, согласовываются с администрациями районов (городов), лесхозами, Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан, государственными органами охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан. Раздел III ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ Статья 25. Лесные ресурсы и лесные пользования Древесные, технические, кормовые, лекарственные, пищевые продукты, защитные и рекреационные полезности леса, воспроизводимые в процессе ведения лесного хозяйства и используемые для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, составляют лесные ресурсы. Лесопользование (пользование лесными ресурсами) осуществляется на договорных условиях или по разовому разрешению владельцев лесного фонда в порядке, установленном настоящим Кодексом. Статья 26. Виды и сроки пользования лесным фондом В лесном фонде при соблюдении предусмотренных требований и условий могут осуществляться следующие виды лесных пользований: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, бересты, лапки); 4) побочные лесные пользования (заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, древесных соков и других лесных пищевых продуктов, лекарственного и технического сырья, сенокошение, размещение ульев и пасек); 5) пользование лесным фондом в культурно - оздоровительных целях; 6) пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства; 7) пользование лесным фондом в научно - исследовательских целях. Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до пятидесяти лет. До истечения установленного срока долгосрочного пользования участком лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке. Статья 27. Лесопользователи Лесопользователями в Республике Татарстан могут быть юридические лица, в том числе иностранные и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Статья 28. Порядок предоставления лесных ресурсов в пользования Осуществление лесных пользований, за исключением предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса, допускается только по специальному разрешению. Лесные ресурсы предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет являются документом, удостоверяющим право их владельцев на краткосрочное пользование лесными ресурсами. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет удостоверяют право их владельцев осуществлять только установленный в них вид пользования. Лесные пользования осуществляются с учетом интересов местного населения. Статья 29. Аренда участков лесного фонда Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование производится в форме аренды на основании решения районного (городского) Совета народных депутатов и государственного органа управления лесным хозяйством - лесхозом. В Республике Татарстан участки лесного фонда в аренду передаются для пользования в культурно - оздоровительных, научно - исследовательских целях, для нужд охотничьего хозяйства и побочных лесных пользований. Передача участков лесного фонда в аренду производится на основании лицензии. Субаренда участков лесного фонда запрещается. Арендаторы лесного фонда пользуются всеми правами пользователей, должны соблюдать порядок осуществления лесных пользований и выполнять возложенные на лесопользователей обязанности. Положение об аренде лесного фонда утверждается Правительством Республики Татарстан. Статья 30. Лицензия на пользование лесным фондом Лицензия с прилагаемыми к ней соглашениями должна содержать: - описание границ участка лесного фонда; - виды, размеры и порядок лесных пользований, сроки аренды; - обязанности лесопользователя и арендодателя по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов, условия и порядок финансирования лесохозяйственных мероприятий; - размер арендной платы и сроки ее внесения; - характеристику лесного фонда и требования к его состоянию по истечении срока лицензии. Лицензия может дополняться другими условиями пользования лесным фондом, не противоречащими настоящему Кодексу. Лицензия выдается органами управления лесного хозяйства по решению районного (городского) Совета народных депутатов по согласованию с органами охраны окружающей природной среды. Статья 31. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет Лесорубочный билет является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов. В лесорубочном билете указывается количественная и качественная характеристика отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, срок производства работ, условия восстановления леса и очистки мест рубок. Лесорубочный билет выдается лесхозом, а также лесничеством, имеющим статус юридического лица. Ордер на мелкий отпуск древесины на корню является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины и второстепенных лесных материалов. Ордер выдается лесничеством на основании выписанного ему лесорубочного билета. По ордеру без выписки лесорубочного билета может производиться отпуск древесины на корню мелкими партиями, в порядке уборки валежа, сухостоя и бурелома, а также второстепенных лесных материалов. Лесной билет является документом, дающим право его владельцу на проведение краткосрочных лесных пользований. В нем указывается место, размеры, сроки пользования участками лесного фонда, условия проведения побочных лесных пользований и размер платежа за пользование. Лесной билет на проведение побочных лесных пользований выдается лесничеством на один сезон. Владельцы лесного фонда при осуществлении ими лесных пользований обязаны оформлять право пользования на общих основаниях. Статья 32. Права лесопользователей Лесопользователи имеют право: - в установленные сроки, в зависимости от вида осуществляемого пользования, получать участки для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных материалов, а также участки лесного фонда для побочного пользования и иных целей; - в зависимости от вида лесного пользования в установленном порядке прокладывать дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить временные производственные и хозяйственные постройки, устраивать стоянки транспорта, устанавливать оборудование, приспособления для осуществления лесных пользований, согласовав места их расположения с лесхозом. Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению. Убытки, причиненные лесопользователям нарушением их прав, подлежат возмещению. Споры о восстановлении нарушенных прав лесопользователей и возмещении им убытков рассматриваются в суде или арбитражном суде. При изъятии для государственных и общественных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объеме все прямые убытки, связанные с этим изъятием. Статья 33. Обязанности лесопользователей Лесопользователи обязаны: - вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие лесных пользований на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов; - соблюдать правила пожарной безопасности, осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров осуществлять их тушение; - полно и рационально использовать переданный им лесосечный фонд и насаждения, отведенные под подсочку, а также участки сенокосов и других лесных пользований; - не оставлять недорубов (начатых рубкой лесосек) и заготовленной древесины на местах рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки; - приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные ими в результате лесных пользований, в состояние, пригодное для использования их по назначению и указанное в разрешительных документах; - своевременно производить очистку лесосек от порубочных остатков; - производить сдачу владельцам лесного фонда участков лесного фонда после окончания на них работ; - осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках и других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в разрешительных документах. На вырубках и площадях, где в результате деятельности лесопользователей был уничтожен подрост или погиб лес, лесовосстановление проводится за их счет; - выполнять условия, установленные лицензией; - своевременно и в установленном порядке вносить плату за пользование лесным фондом; - соблюдать санитарные правила в лесах, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписание должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, государственных органов охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции; - представлять в установленном порядке информацию по пользованию лесным фондом в органы, выдавшие разрешительные документы. Статья 34. Основания прекращения права лесопользования Право лесопользования прекращается в случаях: 1) истечения установленного в разрешительных документах сроков пользования; 2) отказа лесопользователя от права на лесопользование; 3) возникновения предусмотренного в разрешительных документах условия, исключающего дальнейшее осуществление пользования. Право лесопользования может быть досрочно прекращено органом власти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование по предложению лесхозов в случаях: 1) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий); 2) систематических (более двух раз) нарушений лесопользователем установленных правил пользования, нанесших значительный вред лесному фонду; 3) если лесопользователь в течение установленного в разрешительном документе срока, не приступил к пользованию; 4) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование; 5) систематического невнесения платежей за лесопользование; 6) выдачи лицензии лесорубочного билета (ордера) или лесного билета с нарушением правил пользования лесным фондом; 7) возникновения и распространения лесного пожара по вине лесопользователя; 8) осуществление лесных пользований не в соответствии с целями, предусмотренными в разрешительных документах. Статья 35. Порядок прекращения права лесопользования Прекращение права лесопользования оформляется аннулированием лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета органами, выдавшими эти разрешительные документы. При несогласии лесопользователя с решением о прекращении или ограничении его права пользования он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд. Статья 36. Основания приостановления и ограничения права пользования лесным фондом Право пользования лесным фондом может быть приостановлено или ограничено органами, выдавшими разрешительный документ, в случаях: - нарушения лесопользователем условий, предусмотренных в разрешительном документе; - невнесения в установленный срок платежа за лесопользование; - ухудшения санитарного и экологического состояния лесов по вине лесопользователя. Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права лесопользования, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. В случае несогласия лесопользователя с решением о приостановлении или ограничении его права пользования лесом он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд. Статья 37. Пребывание граждан в лесах Граждане имеют право пребывать в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов леса, лекарственного, технического сырья, участия в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, разорения муравейников, гнезд птиц, а также вести сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, травянистых растений в сроки и способами, не наносящими ущерба их воспроизводству. Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов и лекарственно - технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством Республики Татарстан, в интересах пожарной безопасности, ведения лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников, национальных природных парках и на других особо охраняемых территориях - в связи с установленным в них режимом лесопользования. Статья 38. Виды рубок леса Заготовка древесины в лесах осуществляется в порядке: - рубок главного пользования - рубки в спелых и перестойных древостоях в установленном порядке; - рубок промежуточного пользования - рубки в порядке мер ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией малоценных и теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции насаждений; - прочих рубок - рубки при расчистке отчуждаемых лесных площадей, прорубке просек, противопожарных разрывов и других подобных целей. Статья 39. Способы и виды рубок в зависимости от групп лесов и категорий защитности В лесах второй группы рубки главного пользования производятся способами, направленными на восстановление лесов хозяйственно - ценными древесными породами, на сохранение природоохранных функций этих лесов и позволяющими при этом вести их эффективную и рациональную эксплуатацию. В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, усиление их защитных, водоохранных и других полезных природных свойств, а также на своевременное и рациональное использование запасов перестойных и спелых древостоев. В лесах, национальных природных парках, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, лесопарках, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и в лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, противоэрозионных лесах, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией малоценных и теряющих защитные, водоохранные, и другие экологические функции насаждений, а также прочие рубки: расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений в связи с созданием противопожарных разрывов, дорог, просек и других подобных целей, связанных с ведением лесного хозяйства. В лесах заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки, связанные с деятельностью заповедника. На особо защитных участках леса может быть полностью или частично запрещено применение сплошнолесосечных рубок, а в необходимых случаях также применение других способов рубок главного пользования. Решение о запрещении рубок принимается государственным органом управления лесным хозяйством Республики Татарстан по предложению районных органов местного самоуправления. Статья 40. Порядок заготовки древесины Заготовка древесины в порядке рубок главного и промежуточного пользования лесом осуществляется в соответствии с правилами (наставлениями), утверждаемыми Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан. Порядок отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям, а также заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Республики Татарстан, утверждаемыми Правительством Республики Татарстан. Статья 41. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок главного пользования Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каждому владельцу лесного фонда. Заготовка древесины в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается. Лесосечный фонд образуется из запасов перестойных и спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины в порядке рубок главного пользования. В пределах каждой группы размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда лесозаготовителям устанавливается в порядке, определенном настоящим Кодексом. Статья 42. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования Размер заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования лесом определяется по материалам лесоустройства, исходя из установленных норм рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции, а размер заготовки древесины в порядке прочих рубок - в зависимости от объема работ по расчистке лесных участков под строительные объекты, прокладке просек и для других подобных целей. Статья 43. Порядок заготовки живицы Заготовка живицы производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока предназначаются для рубки. При недостатке перестойных и спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста и поступят в рубку. Не допускается передача указанных в части первой настоящей статьи древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки этих древостоев. Правила подсочки древостоев, а также зоны их обязательной подсочки утверждаются Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан. Статья 44. Порядок пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользований Лесной фонд предоставляется в пользование для заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользований юридическими и физическими лицами в установленном настоящим Кодексом порядке. Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований утверждаются Правительством Республики Татарстан. Статья 45. Порядок пользования лесным фондом в культурно - оздоровительных целях В целях организации отдыха населения районная (городская) администрация, владельцы лесного фонда, а также по согласованию с ними лесопользователи проводят в зеленых зонах и на других территориях, используемых для отдыха населения, мероприятия по благоустройству участков лесного фонда и культурно - бытовому обслуживанию населения с учетом необходимости сохранения лесной среды и природных ландшафтов, с соблюдением требований архитектурной планировки пригородных зон, противопожарных и санитарных требований. Порядок и условия пользования лесным фондом в культурно - оздоровительных целях регулируются типовыми правилами, утвержденными Правительством Республики Татарстан. Статья 46. Порядок пользования лесным фондом в научно - исследовательских целях Для проведения научно - исследовательских работ в лесном фонде научным учреждениям, организациям могут выделяться специальные участки лесного фонда. На выделенных участках может быть ограничено или полностью запрещено пользование лесным фондом иным юридическим, а также физическим лицам, если это несовместимо с целями проведения научно - исследовательских работ. Порядок и условия пользования лесным фондом в научно - исследовательских целях устанавливаются Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан. Статья 47. Порядок пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства Лесной фонд предоставляется в пользование для нужд охотничьего хозяйства специализированным охотничьим хозяйствам, общественным охотничьим организациям, другим юридическим лицам в порядке, установленном настоящим Кодексом. Пользование лесным фондом и лесохозяйственные мероприятия осуществляются с учетом необходимости сохранения благоприятных условий для обитания диких животных. Пользователи участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства несут ответственность за вред, причиненный лесному хозяйству охотничье - промысловыми животными в случае превышения их сверх установленных нормативов плотности. Заготовка древесины в лесах, являющихся средой обитания ценных видов животных, допускается только по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды. Не допускается заготовка древесины, приводящая к уничтожению или деградации среды обитания редких и исчезающих видов животных. Порядок и условия пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства устанавливаются правилами пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства, утверждаемыми Правительством Республики Татарстан. Статья 48. Пользование лесным фондом в лесах заповедников, национальных природных парков В лесах заповедников, национальных природных парков запрещается пользование лесным фондом, несовместимое с их назначением. Статья 49. Особенности ведения лесного хозяйства, лесопользования в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса. Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении, через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с настоящим Кодексом, положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утвержденным Правительством Республики Татарстан. Государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и использованием лесных ресурсов в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляется Советами народных депутатов, государственными органами управления лесным хозяйством и государственными органами охраны окружающей природной среды. Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования могут быть лишены права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства Правительством Республики Татарстан, с последующей передачей указанного лесного фонда государственным органам управления лесным хозяйством. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет на пользование лесными ресурсами в лесах колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований выдаются органом (организацией), ведущим лесное хозяйство. Раздел IV ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛЕСОВ. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ Статья 50. Обязанности владельцев лесного фонда по повышению продуктивности и качества лесов В целях улучшения качественного состава лесов, повышения их продуктивности и средозащитных функций владельцы лесного фонда обязаны: - осуществлять уход за лесом, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию наиболее ценных в хозяйственном отношении древесных пород, осуществлять мероприятия по повышению плодородия почв, предотвращению эрозии почв, заболачивания и других процессов, ухудшающих состояние почв; - принимать меры по наиболее полному и эффективному использованию земель лесного фонда путем восстановления и создания новых лесов на предназначенных для этого площадях; - осуществлять иные мероприятия, направленные на улучшение породного состава, качества лесов, повышение их продуктивности и защитных свойств. Статья 51. Лесосеменное дело В целях повышения продуктивности лесов лесохозяйственные предприятия должны осуществлять работы по созданию лесосеменной базы, выявлению, размножению и сохранению ценного генетического фонда лесных пород. Порядок охраны и использования генетического фонда регулируется Положением, утвержденным Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан. Статья 52. Порядок восстановления лесов Восстановление лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляется как владельцами лесного фонда, так и лесопользователями. Лесовосстановление на непокрытых лесом площадях осуществляется путем создания лесных культур или проведением мер содействия естественному возобновлению. Способы лесовосстановления устанавливаются с учетом условий местопроизрастания, лесоводственных особенностей древесных пород. Они должны обеспечить создание в короткие сроки высокопродуктивных лесов из хозяйственно - ценных древесных пород. Объемы лесовосстановительных работ, соотношение искусственного и естественного возобновления определяются при лесоустройстве и корректируются с учетом фактических изменений, происходящих в лесном фонде. Порядок и сроки облесения вырубок, других непокрытых лесом площадей и выращивания посадочного материала, устанавливаются Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан. Статья 53. Обязанности лесопользователей по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов Лесопользователи обязаны соблюдать требования по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов. Эти требования должны учитываться при разработке новой техники для заготовки и трелевке древесины и других лесных ресурсов. Владельцы лесного фонда могут приостанавливать проводимые лесопользователями работы на предоставленных им в пользование участках лесного фонда, если проведение указанных работ отрицательно влияет на воспроизводство лесов, до устранения причин нарушения лесоводственных требований. Государственные органы управления лесным хозяйством взимают с лесозаготовителей залоговые суммы в размерах, обеспечивающих возмещение затрат на сохранение благоприятных условий для восстановления леса на вырубках. Статья 54. Порядок проведения работ по лесоразведению Лесоразведение проводится на землях сельскохозяйственного и иного назначения, занятых оврагами, балками и песками, а также сильно эрозированных и неудобных для использования землях с целью повышения лесистости территории и предотвращения эрозионных процессов, улучшения экологической обстановки. Проведение работ по лесоразведению осуществляется по специальным программам и проектам, утверждаемым органами государственной власти и местного самоуправления по согласованию с государственными органами лесного, сельского хозяйства и охраны окружающей природной среды. Осуществление работ по лесоразведению возлагается на землепользователей, а также они могут выполняться по заключенным договорам с лесохозяйственными предприятиями. Статья 55. Цели и задачи охраны и защиты лесов Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней. Охрана и защита лесов включает комплекс организационных, экономических, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, сохранение лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иного воздействия, осуществляемых с учетом их биологических и региональных особенностей. Статья 56. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов Правительство Республики Татарстан, районные администрации обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения население, противопожарную технику, транспортные средства и работников предприятий, организаций, в необходимых случаях запрещают на период высокой пожарной опасности посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда. Статья 57. Охрана и защита лесных насаждений в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований и заповедников В лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, заповедников для охраны их от пожаров, самовольных порубок, защиты леса от вредителей и болезней создается ведомственная лесная охрана. Положение о ведомственной лесной охране утверждается государственным органом управления лесным хозяйством, государственным органом охраны окружающей природной среды и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. Авиационная охрана указанных лесов осуществляется базами охраны лесов государственного органа управления лесным хозяйством. Статья 58. Охрана и защита древесной и кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд Охрана и защита полезащитных лесных полос, защитных насаждений на полосах отвода железных и автомобильных дорог, не входящих в лесной фонд, обеспечивается землепользователями, соответствующими министерствами, государственными комитетами, ведомствами и районными (городскими) Советами народных депутатов. Статья 59. Полномочия органов государственной власти по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса Правительство Республики Татарстан, районные администрации в целях предотвращения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса: - ежегодно организуют разработку и выполнение предприятиями, учреждениями и организациями, на которых возложены охрана и защита лесов, и лесопользователями мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке указанных предприятий, учреждений и организаций к пожароопасному сезону; - ежегодно утверждают до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами; - устанавливают порядок привлечения населения, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных средств и других средств предприятий, учреждений и организаций для тушения лесных пожаров, обеспечения лиц, привлеченных к этой работе, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью; - предусматривают на период высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств пожарных подразделений и обеспечивают содержание их готовности к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара; - оказывают содействие в строительстве дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов и в завозе горючего и смазочных материалов, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов лесного хозяйства в качестве дежурного транспортного средства необходимое количество автомобилей и других транспортных средств; - организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах; - обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории, создавая в необходимых случаях специальные комиссии для этой цели. Статья 60. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны проводить согласованные с государственными органами управления лесным хозяйством, государственными органами охраны окружающей природной среды и местного самоуправления технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на охрану, защиту лесов. Статья 61. Государственная лесная охрана Республики Татарстан Государственная лесная охрана Республики Татарстан организуется в системе государственных органов управления лесным хозяйством в целях осуществления мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Государственная лесная охрана наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства. Работники государственной лесной охраны в установленном законом порядке имеют право налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан за нарушение лесного законодательства, предъявлять в суде и арбитражном суде иск о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба. Работники государственной лесной охраны подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов. Перечень работников государственной лесной охраны утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Республики Татарстан. Деятельность государственной лесной охраны регламентируется положением, утверждаемым Правительством Республики Татарстан. Статья 62. Участие граждан и общественных объединений в сфере лесных отношений Граждане и общественные объединения могут участвовать в деятельности по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Раздел V ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 63. Платность лесных пользований Лесные пользования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса, осуществляется за плату. От платы за лесные пользования освобождаются: - владельцы лесного фонда за пользование лесным фондом в целях ведения лесного хозяйства (за древесину, получаемую при проведении рубок ухода за лесом и санитарных рубок и проведении других лесохозяйственных мероприятий, за заготовку второстепенных лесных материалов и осуществление побочных пользований); - научно - исследовательские организации, учебные заведения за пользование лесным фондом в научно - исследовательских и учебных целях. Районные (городские) Советы народных депутатов могут устанавливать льготы отдельным категориям лесопользователей вплоть до полного освобождения их от платы за пользование лесным фондом. Статья 64. Виды платежей Система платежей за лесные пользования включает: - плату за пользование лесными ресурсами; - арендную плату; - отчисления в фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов. Статья 65. Плата за лесные ресурсы Плата за лесные ресурсы взимается: - за древесину, отпускаемую на корню; - заготовку живицы, второстепенных лесных материалов; - промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек, сенокошение и за другие виды побочных лесных пользований; пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных целях; пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства. Плата за земли лесного фонда взимается в соответствии с Законом Республики Татарстан "О плате за землю". Статья 66. Арендная плата За аренду участков лесного фонда вносится арендная плата. Величина арендной платы зависит от количества, качества и местоположения участков лесного фонда. Порядок определения размера и ставок арендной платы за участок лесного фонда и сроки ее внесения устанавливаются Кабинетом министров Республики Татарстан. Статья 67. Ставки и размеры платы за лесные ресурсы и условия ее взимания Лесопользователи, за исключением арендаторов, вносят плату за лесные ресурсы в форме разовых или регулярных платежей в течение всего срока действия предоставленного права пользования лесным фондом. Размеры платы определяются по ставкам, установленным за единицу продукции, получаемой при лесопользовании, а по отдельным видам пользования лесным фондом - погектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда. Порядок определения ставок и размеров платы за лесные ресурсы устанавливаются Правительством Республики Татарстан. Статья 68. Распределение платы за лесопользование Плата за лесные ресурсы и арендная плата поступают в бюджеты районов (городов), на территории которых осуществляется лесопользование. Часть этих средств по решению районных (городских) Советов народных депутатов направляется на охрану и защиту лесов. Статья 69. Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов Все лесопользователи производят отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов в процентах от стоимости древесины собственной заготовки, реализованной, переработанной, а также израсходованной на собственные нужды, исчисленной по ценам реализации. Все эти отчисления относятся на себестоимость продукции лесопользователя и поступают в фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов. Размеры отчислений на воспроизводство, охрану и защиту лесов, порядок взимания, распределения и использования устанавливаются Положением о государственном внебюджетном фонде воспроизводства, охраны и защиты лесов, утверждаемом Верховным Советом Республики Татарстан. Статья 70. Финансирование лесного хозяйства Источниками финансирования комплекса работ по воспроизводству, охране и защите лесов, уходу за лесом, организации пользования лесным фондом, лесоустройству, учету и мониторингу лесов, научно - исследовательских, проектно - конструкторских работ, содержания государственной лесной охраны, развития материально - технической базы предприятий лесного хозяйства и социального развития лесных поселков являются целевые отчисления из Республиканского бюджета, а также средства государственного внебюджетного фонда воспроизводства охраны и защиты лесов. Раздел VI ЛЕСОУСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КАДАСТР И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЛЕСНОГО ФОНДА. ЛЕСНОЙ МОНИТОРИНГ Статья 71. Лесоустройство Лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышение продуктивности, воспроизводство, охрану и защиту лесов, осуществление единой научно - технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляется: - определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника; - выполнение топографо - геодезических работ и специального картографирования лесов; - инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, а также качественных и количественных характеристик лесных ресурсов; - выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, промежуточного пользования и рубок, связанных с реконструкцией хозяйственно - малоценных насаждений, мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения; - обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовка предложений по переводу лесов из одной группы или защитности в другую; - исчисление расчетных лесосек рубок главного пользования, размеров рубок ухода, рубок, связанных с реконструкцией малоценных лесных насаждений, санитарных рубок и других лесных пользований; - определение объемов мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ; - определение размеров побочных лесных пользований и заготовке второстепенных лесных материалов, размера пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в культурно - оздоровительных целях; - лесобиологические и другие обследования и изыскания; авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов, а также иные лесоустроительные действия. Статья 72. Проекты, составляемые по материалам лесоустройства При лесоустройстве для владельцев лесного фонда составляются проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и лесных пользований за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после их согласования с органами местного самоуправления, государственными органами по охране окружающей природной среды, а для лесов колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований - органами сельского хозяйства и утверждения государственными органами управления лесным хозяйством являются основными и обязательными нормативно - техническими документами для ведения лесного хозяйства и осуществления лесных пользований, прогнозирования перспективного и текущего планирования. Статья 73. Система проведения лесоустройства Лесоустройство в лесах Республики Татарстан проводится специализированными лесоустроительными предприятиями по единой системе, в порядке, устанавливаемом Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан. Статья 74. Государственный лесной кадастр. Государственный учет лесного фонда Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся для организации рационального пользования лесным фондом, воспроизводства, охраны и защиты лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения органов исполнительной власти, заинтересованных предприятий, организаций, учреждений и граждан сведениями о лесном фонде. Данные государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда подлежат публикации в печати. Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда содержат систему сведений о правовом режиме лесного фонда, распределении его по владельцам, количественном и качественном состоянии лесного фонда, делении лесов на группы и категории защитности, а также его экономическую оценку и другие данные, необходимые для ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде. Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся на основе материалов лесоустройства, инвентаризации и обследований по единой системе государственными органами управления лесным хозяйством. Документация государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда ведется всеми предприятиями, учреждениями и организациями, во владении которых находится лесной фонд. Статья 75. Лесной мониторинг Лесной мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций. Структура, содержание, порядок осуществления лесного мониторинга устанавливаются совместно с государственным органом управления лесным хозяйством Республики Татарстан и государственным органом охраны окружающей природной среды Республики Татарстан. Раздел VII РАЗРЕШЕНИЕ ЛЕСНЫХ СПОРОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 76. Порядок разрешения лесных споров Споры между предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по вопросам, связанным с осуществлением лесных пользований, включая аренду участков лесного фонда и производство работ, разрешаются судом или арбитражным судом. Статья 77. Недействительность сделок, нарушающих право владельцев лесного фонда Купля, продажа, залог, самовольный обмен участков лесного фонда, а также самовольная переуступка права осуществления лесного пользования недействительны с момента заключения сделок. Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования, а также затрат по сносу незаконно возведенных строений и сооружений. Статья 78. Ответственность за нарушение лесного законодательства Лица, виновные в совершении указанных в статье 77 настоящего Кодекса сделок, а также: незаконной порубке и повреждения деревьев; уничтожении или повреждении леса в результате поджога, небрежного обращения с огнем; нарушении требований пожарной безопасности и санитарных правил в лесах; загрязнении лесного фонда химическими и радиоактивными веществами, повреждении леса производственными отходами и сточными водами, промышленными, коммунально - бытовыми выбросами и отбросами; уничтожении или повреждении лесных культур, сеянцев, саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняков естественного происхождения, подроста и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление; нарушении установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, добычи живицы и заготовки второстепенных лесных материалов; нарушении правил сенокошения, пастьбы скота, повреждении сенокосных и пастбищных угодий в лесном фонде; самовольном сборе дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов, лекарственных растений на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам, а также сборе их с нарушением установленных сроков их сбора; самовольном занятии земель лесного фонда; нарушении сроков возврата временно занимаемых участков лесного фонда или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению; использовании участков лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, устройства складов, разрушении лесных почв и напочвенного покрова без надлежащего разрешения; осуществление лесных пользований не в соответствии с целями и требованиями, предусмотренными в разрешительных документах; уничтожении или повреждении лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда; уничтожении и повреждении ограничительных, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде; уничтожении лесной фауны - несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством. Законодательством Республики Татарстан может быть установлена ответственность и за другие нарушения лесного законодательства. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить ущерб за вред, причиненный ими в результате нарушения лесного законодательства. Древесина и иная лесная продукция, заготовленные без соответствующих разрешительных документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса, подлежат изъятию и реализации владельцами лесного фонда. Порядок исчисления и размеры ущерба, причиненного лесному хозяйству, устанавливаются Правительством Республики Татарстан. Статья 79. Ответственность за уничтожение или повреждение защитных и озеленительных древесно - кустарниковых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд Лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении полезащитных лесных полос либо иных защитных, озеленительных, древесно - кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд, несут ответственность, установленную законодательством, как за уничтожение или повреждение насаждений на особо охраняемых территориях лесного фонда, если не установлена более строгая ответственность за указанные действия. Статья 80. Приостановление работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов В случае, если предприятия, учреждения, организации или граждане проводят работы, которые отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов, и не обеспечивают при этом охрану леса от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запрещены органами исполнительной власти по представлению государственных органов управления лесным хозяйством и государственных органов охраны окружающей природной среды до устранения причин, явившихся основанием для приостановления или запрещения работ. Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ Статья 81. Международные договоры Если международным договором, в котором участвует Республика Татарстан, установлены иные правила, чем те, которые заложены в лесном кодексе, то принимаются правила международного договора. Президент Республики Татарстан М.ШАЙМИЕВ Казань 20 июля 1994 года N 2194-XII Утратил силу - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 24.06.2002 г. N 3-ЗРТ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|