Расширенный поиск

Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 18.01.1995 № 2303-XII

Закон Республики Татарстан от 18 января 1995 г. N 2303-XII
"О профессиональных союзах"
(введен в действие
Постановлением ВС РТ от 18 января 1995 г.
N 2304-XII)

(В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 18.04.2011 № 10-ЗРТ)

 

Настоящий Закон гарантирует свободное объединение граждан в профессиональные союзы для защиты своих профессиональных, трудовых и социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и федеральных законов, признает конструктивную роль профсоюзов в развитии социального рыночного хозяйства, поддержании гражданского мира и регулирует отношения, связанные с деятельностью профсоюзов.

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Профессиональный союз

Профессиональный союз (профсоюз) является общественной организацией граждан, в том числе лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего или высшего образования, для выражения, реализации и защиты своих профессиональных, трудовых и социально-экономических прав и интересов.

Правоспособность профессионального союза в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с федеральным законодательством. Профсоюзы вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.

 

Статья 2. Право граждан на создание профессиональных союзов

Граждане, достигшие возраста 14 лет и осуществляющие трудовую (профессиональную) деятельность, имеют право свободно и добровольно, без предварительного разрешения, создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Гражданин может быть членом нескольких профессиональных союзов.

Профсоюзы могут создаваться гражданами на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности (в дальнейшем - предприятия). Профсоюзы могут создаваться как по профессиональному, отраслевому, так и по профессионально-отраслевому или территориальному принципам. Количество профессиональных союзов, создаваемых в рамках одной профессии (групп профессий), не ограничивается.

Принадлежность к профсоюзам и занятие профсоюзной деятельностью не влекут за собой ограничение личных, профессиональных, трудовых, социально-экономических, политических прав и свобод граждан, гарантируемых законодательством.

Неработающие пенсионеры, а также лица, потерявшие работу на данном предприятии, вправе сохранять свое членство в профсоюзе либо вступать в другой профсоюз по своему выбору в соответствии с уставами профсоюзов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

 

Статья 3. Устав профессионального союза

Инициаторы создания профсоюза, профобъединения (в дальнейшем - профсоюз) созывают общее собрание, конференцию (съезд), на котором принимают устав или положение.

Устав или положение профсоюза должны предусматривать:

- название, цели и задачи профсоюза, его права и ответственность как общественной организации;

- условия и порядок приема в члены профсоюза и выхода из него;

- права и обязанности членов профсоюза;

- структуру профсоюза и его отраслевую принадлежность, территорию, в пределах которой он осуществляет свою деятельность;

- порядок формирования, полномочия и ответственность выборных (руководящих) органов профсоюза, сроки полномочий этих органов, их права как юридических лиц;

- условия образования республиканских территориальных, отраслевых и иных объединений профсоюзов;

- источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета, другого имущества профсоюза и его организаций, отчетность органов профсоюза об исполнении профсоюзного бюджета;

- порядок и основания приостановления и прекращения деятельности профсоюза.

В уставе могут предусматриваться и другие положения, относящиеся к деятельности профессионального союза.

Устав профсоюза не должен противоречить законодательству.

 

Статья 4. Право профессиональных союзов на объединение

Профсоюзы, их отраслевые, территориальные и первичные организации могут на добровольных началах создавать профсоюзные объединения.

Профсоюзы могут образовывать республиканские межотраслевые объединения профсоюзов и избирать республиканские межотраслевые органы.

Профсоюзы вправе вступать в межреспубликанские, международные профсоюзные объединения и организации, заключать с ними договоры и соглашения о сотрудничестве.

 

Статья 5. Независимость профессиональных союзов

Профсоюзы независимы в своей деятельности от государственных органов, органов местного самоуправления, работодателей (их объединений), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Не допускается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствование законному осуществлению их уставной деятельности.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 18 апреля 2011 г. N 10-ЗРТ в статью 6 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 18.04.2011 № 10-ЗРТ)

Статья 6. Правовая основа деятельности профессиональных союзов

Правовую основу деятельности профсоюзов составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, настоящий Закон, законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан.

Настоящий Закон распространяется на все предприятия, находящиеся на территории Республики Татарстан, в том числе иностранные, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Правовое регулирование деятельности профсоюзов, объединяющих сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной безопасности, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Следственного комитета Российской Федерации, военнослужащих, судей и прокуроров, осуществляется соответствующими федеральными законами.

Положения настоящего Закона могут применяться к иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим и работающим в Республике Татарстан, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство не может ограничивать права профсоюзов, предусмотренные общепризнанными нормами международного права.

Отсутствие в настоящем Законе правовых гарантий деятельности профсоюзов, закрепленных в других законах, не должно рассматриваться как ограничение прав профсоюзов.

 

Статья 7. Собственность профессиональных союзов

Профсоюзы могут иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, издательства, учреждения (лечебные, отдыха, научные, информационные, учебно-исследовательские, культуры, спортивные, детские и иные), а также другое имущество.

Профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом, денежными средствами и ценными бумагами, не отвечают по обязательствам государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, работодателей (их объединений), общественных объединений, которые, в свою очередь, не отвечают по обязательствам профсоюзов.

Источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяются уставами или положениями профсоюзов.

Профсоюзы имеют право в порядке, установленном законодательством, создавать профсоюзные банки, страховые, благотворительные и другие фонды, ассоциации, акционерные общества, совместные предприятия, заниматься туристической, издательской, внешнеэкономической деятельностью, а также осуществлять иную финансовую и хозяйственную деятельность. Средства, полученные при этом, направляются для реализации уставных задач.

Контроль за источниками доходов предприятий, принадлежащих профсоюзам, размерами полученных ими средств и уплатой налогов осуществляется государственными финансовыми органами и налоговыми инспекциями в соответствии с законодательством.

Фонды солидарности, помощи безработным, страховые, пенсионные, культурно-просветительные и другие фонды социальной защиты, создаваемые профсоюзами, подлежат налогообложению в соответствии с федеральным законодательством.

Государством гарантируется охрана имущественных прав профсоюзов, сохранность и неприкосновенность профсоюзной собственности. Объекты этой собственности не могут быть приватизированы без согласия соответствующего профсоюзного органа.

 

Статья 8. Реорганизация, прекращение деятельности, приостановка, запрещение деятельности и ликвидация профсоюза

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза осуществляется по решению его членов в порядке, определяемом его уставом или положением, а ликвидация профсоюза как юридического лица - в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением соответствующего суда по заявлению прокурора. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

 

Глава II. Основные права профессиональных союзов

 

Статья 9. Права профессиональных союзов на представление интересов работников, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений

Профсоюзы представляют интересы работников по вопросам трудовых отношений и социальной защиты, выступают стороной социального партнерства с соответствующими органами государственного управления, работодателями и объединениями работодателей.

Профсоюзы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, соглашений и контроль за их выполнением в соответствии с законодательством.

Представительство профсоюзов, как стороны социального партнерства, определяется пропорционально числу их членов.

Статья 10. Права профессиональных союзов на участие в управлении государственными и общественными делами

Профсоюзы вправе участвовать в управлении государственными делами через своих представителей в выборных органах государственной власти.

Соответствующие профсоюзные органы вправе вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодателям (их объединениям) предложения о принятии, изменении или отмене нормативных актов по трудовым и социально-экономическим вопросам, а также проекты нормативных актов по этим вопросам, подлежащие рассмотрению в установленный законодательством срок. Профсоюзы участвуют при рассмотрении вносимых ими предложений.

Нормативные акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права и интересы работников, рассматриваются и принимаются государственными органами и органами местного самоуправления, работодателями (их объединениями) с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

 

Статья 11. Право профессиональных союзов по защите права на труд

Профсоюзы в соответствии с законодательством защищают право граждан на труд, участвуют в разработке и реализации государственной политики занятости, соответствующих законодательных актов Республики Татарстан и иных решений органов государственной власти по данным вопросам; осуществляют защиту социальных гарантий трудящихся при приеме на работу, увольнении, предоставлении льгот и компенсаций.

Ликвидация предприятия, его подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.

 

Статья 12. Права профессиональных союзов в области охраны труда, здоровья и окружающей среды

Профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда, здоровья и окружающей среды.

Профсоюзы в праве по этим вопросам участвовать в разработке и согласовании нормативных актов, создавать службы технической инспекции труда, доверенных врачей, комиссии и другие органы, действующие на основании положений, утверждаемых в установленном порядке.

Технические инспекторы труда, доверенные врачи вправе беспрепятственно посещать соответствующие предприятия и проводить проверки соблюдения норм охраны труда и окружающей среды; выдавать обязательные к рассмотрению работодателями представления об устранении выявленных нарушений; проводить независимую экспертизу условий и безопасности труда; предъявлять требования о приостановке работы оборудования, участков, цехов, производств, если их дальнейшая эксплуатация угрожает здоровью или жизни работников; участвовать в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию новых и реконструированных производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; участвовать в рассмотрении трудовых споров по охране труда, здоровья и окружающей среды; получать от соответствующих органов государственного управления и работодателей информацию по данному вопросу; обращаться в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

 

Статья 13. Права профессиональных союзов в области социального страхования и социального обеспечения

Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов.

Профсоюзы контролируют соблюдение работодателями нормативных актов о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей; вправе представлять интересы потерпевших в государственных и иных органах.

 

Статья 14. Права профессиональных союзов по контролю за соблюдением законодательства о труде, профессиональных союзах

Профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде, профессиональных союзах.

Профсоюзы участвуют в рассмотрении индивидуальных, коллективных трудовых споров (конфликтов), связанных с нарушениями законодательства о труде, условий заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений, затрагивающих права и интересы работников.

В этих целях профсоюзы могут создавать правовую инспекцию труда и другие органы, деятельность которых определяется положениями, утвержденными в установленном порядке. Правовая инспекция труда профсоюза вправе проводить проверки по соблюдению законодательства о труде, профессиональных союзах; предъявлять работодателям представления (требования), вносить в государственные органы и в органы местного самоуправления предложения об устранении выявленных нарушений законодательства и о привлечении в установленном порядке должностных лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства, к ответственности.

Работодатели и их представители обязаны рассматривать представления (требования) в недельный срок, а государственные органы и органы местного самоуправления - предложения профсоюза об устранении выявленных нарушений в срок до одного месяца и сообщать соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения.

Профсоюзы имеют право по просьбе своих членов и других работников, а также по собственной инициативе обращаться в суд для защиты их трудовых, социально-экономических прав и интересов.

 

Статья 15. Права профессиональных союзов в области условий и оплаты труда

Условия и оплата труда наемных работников устанавливаются с участием профсоюзов и регулируются соответствующим законодательством с учетом положений части третьей статьи 6 настоящего Закона.

 

Статья 16. Право профессиональных союзов на информацию

Профсоюзы вправе бесплатно получать от работодателей, а также от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информацию по вопросам, связанным с трудом и социально-экономическим развитием, в пределах установленной статистической отчетности.

В случае непредоставления в установленный срок, а также предоставления неполной или искаженной информации должностные лица и работодатели несут предусмотренную законом ответственность.

Профсоюзы в соответствии с законодательством имеют право пользоваться средствами массовой информации, освещать в них свою деятельность; быть учредителями средств массовой информации, проводить социологические исследования.

 

Статья 17. Право профессиональных союзов на коллективные действия, организацию и проведение забастовок

Профсоюзы имеют право в порядке, установленном законодательством, организовывать и проводить собрания, митинги, шествия, пикетирования, демонстрации, другие коллективные действия и массовые мероприятия, а также право на организацию и проведение забастовок.

 

Глава III. Гарантии прав профессиональных союзов

 

Статья 18. Обязанности государства и предприятий по отношению к профсоюзам

Государство, предприятия оказывают содействие профессиональным союзам в реализации их уставных задач.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 18 апреля 2011 г. N 10-ЗРТ в статью 19 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

(В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 18.04.2011 № 10-ЗРТ)

Статья 19. Трудовые права и льготы выборных работников профсоюза

Профсоюзные работники, освобожденные от основной работы в связи с избранием в руководящие органы профсоюзов на предприятии, обладают такими же трудовыми правами и социальными льготами, что и члены трудового коллектива. Кроме установленных законодательством, им могут предоставляться также и другие льготы, закрепленные коллективным договором, соглашением.

Часть вторая утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части второй статьи 19

Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность), на том же или с согласия работника на другом предприятии. При невозможности предоставления соответствующей работы работодатель, а в случае ликвидации предприятия - соответствующий профсоюз сохраняют за работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

Время выполнения выборных полномочий в профсоюзах засчитывается в общий и специальный трудовой стаж.

 

Статья 20. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст статьи 20

 

Законом РТ от 18 апреля 2011 г. N 10-ЗРТ статья 21 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

Статья 21. Гарантии для выборных профсоюзных работников при увольнении

Увольнение по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий в случаях сокращения численности или штата работников организации, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, или неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, допускается только с соблюдением порядка, предусмотренного Трудовым кодексом Российской Федерации.

 

Статья 22. Оплачиваемое время для профсоюзной работы

Членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от производственной работы, предоставляется на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, необходимое время с сохранением среднего заработка для выполнения профсоюзных обязанностей, а также на период профсоюзной учебы, участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, в работе президиумов, пленумов и комиссий, если эти обязанности не могут быть выполнены вне рабочего времени.

Помимо оплачиваемого времени дополнительно может быть предоставлено неоплачиваемое время.

 

Статья 23. Обязанности работодателей по созданию условий для деятельности соответствующего профсоюзного органа

Работодатель или уполномоченный им орган предоставляют соответствующим профсоюзным органам в бесплатное пользование для осуществления их уставной деятельности оборудованное помещение. Условия предоставления транспортных средств, организационной и другой техники оговариваются в коллективном договоре или соглашении.

Работодатель или уполномоченный им орган передают в бесплатное пользование соответствующему профсоюзному органу находящиеся на балансе предприятия либо арендованные здания, сооружения или другие объекты, а также санатории и профилактории, дома и дворцы культуры, спорта, базы отдыха, детско-юношеские спортивные школы, оздоровительные лагеря и другие объекты для укрепления здоровья и организации отдыха, ведения физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой работы с работниками и их семьями. Хозяйственное содержание и ремонт указанных объектов производятся за счет средств предприятия. Профсоюзы участвуют своими денежными и другими материальными средствами в приобретении оборудования и содержании этих объектов, а также участвуют в подборе кадров, работающих на указанных объектах соцкультбыта.

Предприятия отчисляют денежные средства профсоюзным органам на цели и в размерах, определяемых коллективными договорами, соглашениями.

Профсоюзный орган, которому предприятием переданы материальные и финансовые средства, несет ответственность за их использование в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашением, представляет соответствующие отчеты профсоюзу, трудовому коллективу предприятия и работодателю.

 

Статья 24. Ответственность за воспрепятствование деятельности профессиональных союзов

В случае нарушения положений настоящего Закона государственными органами, органами местного самоуправления, а также работодателями (их объединениями) и иными должностными лицами профсоюзы вправе обратиться в суд для привлечения виновных лиц к ответственности.

 

Статья 25. Ответственность профессиональных союзов

Профессиональный союз, нанесший своими незаконными действиями ущерб государству, юридическим или физическим лицам, обязан возместить его в порядке, установленном законодательством.

 

Президент Республики Татарстан

М.Ш.Шаймиев

 

газань, Кремль

18 января 1995 г.

N 2303-XII

 

 


Информация по документу
Читайте также