Расширенный поиск
Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 11.10.2004 № 52-ЗРТЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2004 - 2013 ГОДЫ Принят Государственным Советом Республики Татарстан 9 сентября 2004 года Статья 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы. Статья 2. Признать утратившим силу Постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 20.07.94 N 2186-XII "Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан". Статья 3. Кабинету Министров Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан предусматривать целевое выделение средств для реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы. Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Президент Республики Татарстан М.Ш.ШАЙМИЕВ Казань, Кремль 11 октября 2004 года N 52-ЗРТ Утверждена Законом Республики Татарстан "Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы" от 11 октября 2004 г. N 52-ЗРТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2004 - 2013 ГОДЫ ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2004 - 2013 ГОДЫ |———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| |Наименование Программы |Государственная программа Республики Татарстан по| | |сохранению, изучению и развитию государственных языков| | |Республики Татарстан и других языков в Республике| | |Татарстан на 2004 - 2013 годы | |———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| |Основание для разработ-|Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. N 44-ЗРТ| |ки Программы |"О государственных языках Республики Татарстан и| | |других языках в Республике Татарстан" | |———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| |Государственный |Кабинет Министров Республики Татарстан | |заказчик | | |———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| |Основной разработчик|Академия наук Республики Татарстан | |Программы | | |———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| |Цели и задачи |Создание условий для сохранения, изучения и развития| |Программы |государственных языков Республики Татарстан и других| | |языков в Республике Татарстан; обеспечение оптималь-| | |ного функционирования татарского и русского языков| | |как государственных языков Республики Татарстан;| | |последовательная реализация Закона Республики Татар-| | |стан "О государственных языках Республики Татарстан| | |и других языках в Республике Татарстан" | |———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| |Сроки реализации Прог-|2004 - 2013 годы | |раммы | | |———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| |Основные направления|Нормативно-правовое и организационно-структурное| |Программы |обеспечение, координация и организация научных| | |исследований, система образования, национально-| | |языковая среда семьи, институт общественного мнения | |———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| |Исполнители Программы |Академия наук Республики Татарстан, Министерство| | |юстиции Республики Татарстан, Министерство образования| | |и науки Республики Татарстан, Министерство культуры| | |Республики Татарстан, Агентство Республики Татарстан| | |по массовой коммуникации "Татмедиа", а также другие| | |министерства, госкомитеты, ведомства, соответствующие| | |исполнительные органы государственной власти| | |Республики Татарстан, учреждения среднего и высшего| | |профессионального образования, расположенные на| | |территории Республики Татарстан | |———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые результаты |Разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих| | |реализацию Закона Республики Татарстан "О государс-| | |твенных языках Республики Татарстан и других языках в| | |Республике Татарстан", создание целостной инфра-| | |структуры в целях координации действий по обеспечению| | |оптимального функционирования языков в Республике| | |Татарстан, развитие материально-технической,| | |научно-исследовательской, информационной и учебно-| | |методической баз всестороннего развития и распро-| | |странения государственных языков Республики Татарстан | |———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| |Контроль за исполнением|Контроль за исполнением настоящей Программы| |Программы |осуществляется Кабинетом Министров Республики| | |Татарстан - государственным заказчиком Программы,| | |соответствующими исполнительными органами| | |государственной власти Республики Татарстан. | | |Ежегодно до 1 февраля все исполнители программных| | |мероприятий представляют в Правительство Республики| | |Татарстан обобщенную информацию о ходе реализации| | |Программы и отчет об использовании финансовых средств | |———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| |Объем и источники|Источником финансирования Программы являются| |финансирования |прямые бюджетные ассигнования из бюджета Республики| | |Татарстан, выделяемые законом Республики Татарстан о| | |бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый| | |год отдельной строкой, и текущее финансирование по| | |сметам соответствующих исполнительных органов| | |государственной власти Республики Татарстан. | | |Объем средств, выделяемых на Программу, утверждается| | |при принятии бюджета Республики Татарстан на| | |очередной финансовый год. | | |Для реализации программных мероприятий на 2004 -| | |2013 годы потребуются всего 121802,7 тыс. рублей, с| | |ежегодным выделением части указанных средств из| | |бюджета Республики Татарстан | |———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| ВВЕДЕНИЕ Настоящая Программа является продолжением Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 20 июля 1994 г. N 2186-XII в соответствии со статьей 7 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан". Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы (далее - Программа) является региональной целевой программой. Наряду с соответствующими федеральными программами она направлена на создание конкретных оптимальных условий для сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, а также татарского языка за пределами республики. 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ В республике вопрос о необходимости выработки новых принципов языкового строительства был поставлен на повестку дня в конце 80-х годов. В этот период и на федеральном уровне начала формироваться соответствующая нормативно-правовая база. В октябре 1991 г. был принят Федеральный закон "О языках народов РСФСР", в июне 1992 г. Совет Национальностей Верховного Совета Российской Федерации одобрил Концепцию государственной программы по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации. Таким образом, Закон Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", принятый 8 июля 1992 г., в принципиальных положениях опирался на обновляющееся российское законодательство. Данный республиканский закон учитывал прежде всего положения федерального закона о праве на сохранение родного языка и свободу выбора и использования языка общения, о закреплении на территории Российской Федерации статуса государственного за русским языком при гарантиях защиты языков всех народов Российской Федерации со стороны государства и прав граждан независимо от знания языков. Закон, принятый в республике в соответствии с Законом Российской Федерации и Декларацией о государственном суверенитете Республики Татарстан, определил, что государственными языками в Республике Татарстан являются татарский и русский языки. Этот статус двух языков был закреплен в Конституции Республики Татарстан, принятой 6 ноября 1992 года. *** В качестве итога работы, проведенной со времени принятия Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" и реализации Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, следует выделить то, что судьба государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан перестала восприниматься как вопрос второго порядка. Для преодоления диспропорции в реальном функционировании двух государственных языков на прошедшем этапе обеспечивалось ускоренное развитие общественных функций татарского языка. В условиях преобразования общества, связанных с развитием рыночных отношений, удалось замедлить процесс сужения сферы функционирования ряда языков, прежде всего татарского. В последние годы в языковой сфере не отмечены потери, имевшие место в прежние десятилетия. Более того: было положено начало формированию языкового законодательства республики; расширились рамки использования татарского языка, в том числе в деятельности органов государственной власти; увеличилось количество печатных и электронных средств массовой информации, использующих в своей деятельности татарский язык; успешно решен комплекс задач первого этапа в организации преподавания татарского языка и литературы в школах и учреждениях начального профессионального образования, связанный с обеспечением учебно-методической литературой и квалифицированными кадрами; увеличилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием на татарском языке и на языках представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан; началось внедрение татарского языка в систему среднего и высшего профессионального образования; активизировалось изучение языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан, в общеобразовательных учреждениях и сети воскресных школ, расширилось применение этих языков в средствах массовой информации; проведены работы по включению республики в мировой интеграционный процесс в области информационных технологий, созданию условий для базовой национальной локализации компьютерных систем, решению задач компьютерной лингвистики и татарской локализации компьютерных технологий; развернута работа по разностороннему словарному описанию и исследованию татарского языка с точки зрения его грамматической, топонимической, терминологической и стилистической систем; начат научный анализ двуязычия, продолжено изучение взаимодействия государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан; проведены научные исследования по вопросам восстановления татарского алфавита на основе латинской графики, принят Закон Республики Татарстан "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики", осуществлена работа по подготовке соответствующей научно-методической и материально-технической базы, а также кадров для образовательных учреждений; проведен эксперимент по адаптации учащихся к татарскому алфавиту на основе латинской графики. Вместе с тем, несмотря на провозглашение равноправного статуса татарского и русского языков как государственных, на практике сферы и объем функционирования татарского языка остаются ограниченными. В настоящее время еще не сложилась реальная практика применения татарского языка в процессе законотворчества, не определены принципы организации документооборота в условиях двуязычия в органах власти и государственных учреждениях. При этом очевидно, что только придание татарскому языку статуса государственного позволило реально начать работу по расширению его использования. Работа по реализации Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан в период с 1994 года позволила определить факторы, препятствующие осуществлению поставленных целей, выявила новые проблемы, обеспечила более глубокое понимание прежних. Один из таких факторов - отсутствие целевых федеральных программ по сохранению языков народов Российской Федерации, в связи с чем, в частности, осложнено функционирование татарского языка в местах компактного проживания татар на территории Российской Федерации. *** В перечне других сдерживающих факторов можно выделить следующие: пробелы в правовом регулировании языковой политики: описательно-декларативный характер отдельных статей Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", несовершенство механизма реализации положений этого Закона и Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, отсутствие дополнительных нормативных правовых актов в сфере языкового общения и санкций за нарушение законодательства о языках; отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей реализацию Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан не только в разрезе конкретных мероприятий, но и с точки зрения достижения поставленных целей и выполнения задач соответствующего этапа; отсутствие единого центра, отвечающего за соблюдение письменных стандартов одновременного использования двух государственных языков, проведение аттестаций по языковым профессиональным минимумам и за организацию переводов документов; отсутствие системы непрерывного образования на родном языке по схеме - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. *** Настоящая Программа разработана в соответствии с основными принципами государственной политики в области государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, предполагающими развитие и гармоничное взаимодействие языков, поддержание устойчивого баланса национально-языковых интересов многонационального народа Республики Татарстан, всех граждан, независимо от их этнической или языковой принадлежности, и рассчитана на следующий этап языкового строительства в республике. Она составлена с учетом отмеченных выше недостатков в механизме реализации. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Будучи национальным достоянием республики, государственные языки Республики Татарстан охраняются и поддерживаются государством. Языковая политика как одна из составных частей государственной политики направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах жизни общества, их взаимодействия и дальнейшего развития. Основные цели Программы: создание условий для достижения реального равноправия татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан; сохранение и развитие татарского языка как основы национальной культуры, полноценного средства общения и консолидации татарского народа; сохранение и развитие русского языка как государственного языка Республики Татарстан; содействие в сохранении и развитии языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан; повышение общего уровня речевой культуры и межъязыковой толерантности; в соответствии со статьей 14 Конституции Республики Татарстан оказание содействия в сохранении и развитии татарского языка в регионах Российской Федерации и странах СНГ, в которых компактно проживает татарское население. 2.1. Государственные языки Республики Татарстан 2.1.1. Татарский язык Основными целями этого направления Программы являются следующие: обеспечение функционирования татарского языка как государственного языка Республики Татарстан; сохранение, изучение и развитие татарского языка как основы национальной культуры, полноценного средства общения и консолидации татарского народа; формирование бережного отношения к языковым традициям, воспитание сознательного отношения к языку как национально-культурной ценности; повышение языковой культуры общества. Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач: повышение статуса татарского языка в республиканском образовательном пространстве, сохранение и развитие сети воспитательных и образовательных учреждений, работающих на татарском языке, расширение его функций в духовном и культурном взаимообогащении народов; создание условий для изучения татарского языка как государственного всем населением Республики Татарстан и достижения сбалансированного татарско-русского и русско-татарского двуязычия; создание условий для оптимального функционирования татарского языка как государственного языка республики в работе органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, государственных органов, средств массовой информации, предприятий и учреждений в сферах промышленности, связи, транспорта, энергетики, обслуживания и коммерческой деятельности; расширение возможностей лексического и семантического диапазона татарского языка в свете новых социокультурных реалий, позволяющих обеспечить полноценное функционирование языка и в сфере официального общения, и в качестве части национальной культуры и духовного наследия, и как средства многосторонней профессиональной деятельности в контексте современных динамичных информационно-коммуникативных процессов и технологий; всестороннее и глубокое научное исследование татарского языка как духовного наследия татарского народа, в том числе в русле новых лингвистических подходов и с учетом опыта развития мировых языков; разработка теоретических основ культуры речи, истории татарского языка и его диалектов в контексте единой истории татарского народа; научный анализ татарского языка как компонента языковой ситуации в Республике Татарстан; создание информационной базы в области татарского языкознания, духовного наследия татарского народа, теории и истории национального образования с целью полноценного освещения имеющихся научных исследований; усиление нормотворческой работы и расширение изданий нормативных справочников; удовлетворение потребностей в научной, популярной и справочной литературе по татарскому языку; массовое издание лучших произведений современной татарской литературы, издание академических собраний сочинений классиков татарской литературы, перевод на татарский язык и издание произведений мировой литературной классики, научных трудов выдающихся философов, просветителей и других; обеспечение перевода произведений татарской литературы на русский и иные языки; внедрение новейших информационных технологий в сферу гуманитарной науки, формирование банков и баз данных по татарскому языку и культуре; подготовка высококвалифицированных специалистов, научных и педагогических кадров, владеющих государственными языками Республики Татарстан, для приоритетных отраслей народного хозяйства, науки, культуры и образования. 2.1.2. Русский язык Основными целями этого направления Программы являются следующие: обеспечение функционирования русского языка как государственного языка Республики Татарстан; создание условий для сохранения самобытности русского народа, его национальных традиций; научное исследование русского языка в контексте его взаимодействия с татарским языком и культурой; создание условий для повышения грамотности владения русским языком. Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач: создание условий для функционирования русского языка как государственного языка Республики Татарстан; принятие мер по повышению уровня владения нормами русского языка, языковой грамотности и речевой культуры; поддержка научных исследований в области изучения русского языка во взаимодействии с татарским языком и культурой; популяризация достижений казанской лингвистической школы в России и за рубежом; социолингвистический анализ русского языка как компонента языковой ситуации в Республике Татарстан; поддержка и развитие лингвометодических исследований и разработок в области методики преподавания русского языка как неродного; повышение качества подготовки специалистов по преподаванию русского языка и литературы; поддержка издания и перевода на татарский язык произведений русскоязычных писателей Республики Татарстан; проведение русских национальных праздников, конкурсов, фестивалей. 2.2. Развитие языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан Основной целью этого направления Программы является обеспечение сохранения и развития языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: создание условий для функционирования национальных языков в системе органов местного самоуправления в местах компактного проживания в Республике Татарстан представителей других народов; содействие всем формам национально-культурной деятельности (средства массовой информации, издательская деятельность, народное творчество, профессиональная деятельность в области культуры и др.), способствующей сохранению и развитию языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан; сохранение и развитие по мере необходимости сети воспитательных и образовательных учреждений (групп), учебных заведений, работающих на родном языке, в местах компактного проживания в Республике Татарстан представителей других народов; разработка правовых основ деятельности воскресных школ по изучению родных языков, оказание помощи обществам "Родной язык"; обеспечение совместно с соответствующими ведомствами Российской Федерации и ее субъектами подготовки кадров для учебных заведений республики, организующих обучение на языках представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан; включение в межправительственные соглашения специальных пунктов, направленных на удовлетворение духовных потребностей, развитие языка и культуры представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан. 2.3. Сохранение и развитие татарского языка за пределами Республики Татарстан Основной целью этого направления Программы является поддержка функционирования и изучения татарского языка за пределами республики. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: дальнейшее развитие отношений с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов для реализации федеральных законов и выполнения федеральных программ, программ Республики Татарстан в области функционирования родного (татарского) языка на территории Российской Федерации; включение в межправительственные соглашения с субъектами Российской Федерации специальных пунктов, направленных на удовлетворение духовных потребностей, развитие языка и культуры татар, проживающих за пределами Республики Татарстан; содействие деятельности общественных объединений татарского населения в местах его компактного проживания по сохранению, изучению и развитию татарского языка; усиление роли средств массовой информации в распространении татарского языка, поддержка научных и методических изданий по татарскому языку, истории и культуре за пределами Республики Татарстан; содействие в создании условий для распространения республиканских печатных изданий на татарском языке, а также приема республиканских теле- и радиоканалов за пределами республики; содействие в обеспечении преподавательскими кадрами и учебно-методической литературой учебных заведений с обучением татарского языка за пределами республики; проведение совместных мероприятий, посвященных пропаганде татарского языка и культуры, организации школьных и студенческих олимпиад, конкурсов; содействие в пополнении библиотечных фондов за пределами республики книгами на татарском языке. 3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ К основным социальным институтам, которые оказывают воздействие на языковые и межъязыковые процессы, относятся сферы образования, науки, права, семьи. Активизация и объединение позитивного потенциала указанных институтов образуют единый комплексный механизм реализации поставленных целей и задач. Соответственно, можно выделить основные составляющие этого механизма: нормативно-правовое обеспечение; организационно-структурное обеспечение; координация и организация научных исследований; продолжение изучения языков в образовательной системе; национально-языковая среда семьи; институт общественного мнения; ресурсное обеспечение. В настоящее время эти составляющие действуют с разной степенью эффективности в силу их собственной готовности и адекватности целям и задачам Программы. Их работоспособность, в первую очередь, зависит от форм организационного обеспечения. 3.1. Нормативно-правовое обеспечение Нормативно-правовое обеспечение Программы подразумевает: создание эффективной системы юридической защиты языков, включающей гарантии национально-языковых прав ее граждан; разработка правовых норм функционирования языков в сфере деятельности воспитательных и образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, включая разработку соответствующих соглашений с федеральными органами общего и профессионального образования; формирование целостной среды функционирования и взаимодействия языков в Республике Татарстан; завершение оформления правового режима функционирования татарского и русского языков в качестве государственных языков Республики Татарстан, составной частью которого станут государственные языковые квалификационные минимумы; разработка положения о надбавках к зарплате работникам за практическое применение в работе двух государственных языков Республики Татарстан. 3.2. Организационно-структурное обеспечение Совершенствование организационно-структурного обеспечения реализации Программы заключается в создании соответствующей целостной инфраструктуры, которая позволит, во-первых, скоординировать и оптимизировать работу исполнителей Программы и, во-вторых, усилить научную и экспертно-аналитическую базу реализации Программы в целях повышения ее эффективности. Для организационно-структурного обеспечения Программы необходимо: активизировать работу существующих институтов, сформировать специальные научные группы информационно-аналитического и экспертно-прогнозирующего характера по национально-языковым проблемам; создать общественные советы и объединения по вопросам, определяющим развитие и сохранение языков в Республике Татарстан. 3.3. Координация и организация научных исследований В Республике Татарстан сложилась развитая сеть научных и научно-образовательных учреждений республиканского и федерального уровня, изучающих языки (Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, лингвистические кафедры учреждений высшего профессионального образования и др.), которые представляют собой научное сообщество, способное выполнить лингвистические задачи разного уровня. В то же время выполнение задач данной Программы предполагает обязательную координацию и организацию научных исследований, и для этого, в первую очередь, необходимо: организовать научные исследования в области не только собственно лингвистики, но и национально-языковых проблем в условиях полиэтнического общества в целом и функционирования двух государственных языков, в частности; разработать программы приоритетных фундаментальных и прикладных исследований в области татарского языка, а также русского языка в контексте его взаимодействия с татарским языком и культурой; создать гибкую систему координации и организации научных исследований путем целенаправленного аккумулирования научных сил для решения наиболее перспективных и насущных научных задач; обеспечить научную преемственность путем повышения профессиональной квалификации молодых исследовательских кадров. Задачи Программы потребуют объединения усилий академической и вузовской науки в области языков, новых организационных форм их взаимодействия и как результат - активного выхода на темы, экспертной оценки и исследования актуальных и востребованных обществом вопросов, имеющих принципиальное значение в области языкового строительства. 3.4. Система образования Одной из наиболее разработанных и проверенных составляющих механизма реализации Программы является система общего образования республики, имеющая разветвленную инфраструктуру. Системы среднего и высшего профессионального образования в настоящее время ограничиваются координацией на уровне общественных советов руководителей учебных заведений. Укрепление и усовершенствование данной составляющей, вывод ее на новый уровень предполагают: обеспечение изучения государственных языков в общеобразовательных учреждениях республики; обеспечение преемственности в преподавании татарского языка в дошкольных учреждениях, а также в учреждениях общего и профессионального образования; продолжение работы по расширению сети учебно-воспитательных учреждений, в которых воспитание и обучение ведутся на родном языке, и созданию классов с углубленным изучением татарского или (и) русского языков; дальнейшую разработку и внедрение типовых учебных моделей национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов дошкольного, общего, начального, среднего и высшего профессионального образования; ориентацию на формирование двуязычия в системе среднего и высшего профессионального образования, что даст возможность подготовки специалистов высокой степени языковой адаптации и конкурентоспособности на рынке профессиональной деятельности; разработку и внедрение школьного курса татарского языка как родного с акцентом на расширение коммуникативной компетенции учащихся и глубокое усвоение литературных норм татарского языка; качественное обновление содержания и методов преподавания татарского языка как неродного, укрепление учебно-методической и учебно-материальной базы преподавания татарского языка как государственного языка Республики Татарстан; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей татарского языка для Республики Татарстан; улучшение качества преподавания русского языка в средней и высшей школе; совершенствование работы по подготовке и изданию учебников русского языка для татарских школ, адаптированных к социально-культурным условиям республики; координацию системы и содержания обучения государственным языкам Республики Татарстан; содействие (совместно с соответствующими ведомствами субъектов Российской Федерации) обновлению содержания и методов обучения в учебных заведениях, где преподавание ведется на языках представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан; укрепление учебно-материальной базы преподавания языков представителей народов, компактно проживающих в Республике Татарстан; укрепление учебно-методической и учебно-материальной базы преподавания татарского языка за пределами Республики Татарстан; совершенствование системы подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров для учебных заведений с татарским языком обучения за пределами республики; создание сети бесплатных курсов обучения государственным языкам Республики Татарстан не владеющих ими граждан. Общими для всей системы образования республики в области изучения языков должны стать создание учебных программ нового поколения, разработка, поиск новых современных методов преподавания, оригинального иллюстративного материала и наглядных пособий, включая аудиовизуальные средства. 3.5. Национально-языковая среда семьи Семья является ведущим институтом сохранения и развития родного языка. Но этот социальный институт работает на конструктивное решение национально-языковых проблем только в той мере, в какой семья оказывается охваченной образовательными структурами. На современном этапе необходимо изучить и подготовить предложения по усилению роли семьи, сформулировать принципы национально-языкового воспитания в семье, определить ответственных и координирующих инстанций, которые сделали бы институт семьи одним из основных составляющих механизма реализации целей и задач Программы. 3.6. Институт общественного мнения Языковое регулирование через формирование общественного мнения должно играть важную роль в обеспечении результативности Программы. Усиление данной составляющей предполагает: регулярное изучение общественного мнения; усиление языковой подготовки журналистов с точки зрения их знаний о роли языка в жизни человека и межъязыковых процессах в многонациональных регионах, в частности в Республике Татарстан; совершенствование практики договорного целевого финансирования средств массовой информации, наиболее активно работающих в указанной сфере, материальное стимулирование через систему конкурсов и грантов; организацию целевого обучения руководителей средств массовой информации и журналистов. 3.7. Ресурсное обеспечение Главным финансовым источником реализации Программы является бюджет Республики Татарстан. Кроме этого, необходимо: заключить соглашения между органами государственной власти Республики Татарстан и органами государственной власти Российской Федерации в области финансирования и ресурсного обеспечения программ сохранения и защиты языков, включая государственные языки субъектов Российской Федерации и языки народов, компактно проживающих в различных регионах Российской Федерации; использовать возможности негосударственной финансовой и материальной поддержки развития языков для расширения материальной, информационно-технологической и научной базы развития языков народов Республики Татарстан и татарского языка за пределами республики. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Контроль за исполнением Программы осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан - государственным заказчиком Программы, соответствующими исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, которые ежегодно уточняют целевые показатели и затраты на программные мероприятия, механизм реализации Программы, исполнителей, а также имеют право запрашивать у министерств, госкомитета, ведомств, организаций и учреждений, ответственных за выполнение программных мероприятий, представление отчета о ходе их исполнения. Ежегодно до 1 февраля все исполнители программных мероприятий представляют в Кабинет Министров Республики Татарстан обобщенную информацию о ходе работ и эффективности использования финансовых средств. Для формирования системы своевременной оценки эффективности результатов выполнения программных мероприятий необходимо: регулярно проводить опрос общественного мнения в разных формах и в разных районах республики; проводить ежегодную встречу руководителей исполнительных структур Программы с учеными-лингвистами, учителями-словесниками в разных городах нашей республики и с представителями общественных организаций; в целях установления обратной связи с населением республики разработать и реализовать программу освещения в средствах массовой информации проблем развития и функционирования государственных языков Республики Татарстан. 5. СТРУКТУРА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 1. Организационные меры по реализации Программы: 1.1. Нормативно-правовое обеспечение. 1.2. Организационно-структурное обеспечение. 1.3. Научные исследования. 2. Функционирование татарского и русского языков в Республике Татарстан: 2.1. Делопроизводство. 2.2. Визуальная и аудиоинформация. 2.3. Потребительский рынок. 2.4. Информационные технологии. Технические средства. 2.5. Учебно-воспитательная сфера. 2.6. Изучение государственных языков взрослым населением. 2.7. Формирование общественного мнения, повышение общественного статуса государственных языков. 3. Сохранение и развитие языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан. 4. Сохранение и развитие татарского языка за пределами Республики Татарстан. 6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2004 - 2013 ГОДЫ |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|———————————————|————————————|———————————————————————————| | N | Мероприятия | Исполнители |Срок |Стоимость работ|Источники | | |п/п| | |исполне-|(в тыс. рублей,|финансирова-| Ожидаемые | | | | |ния | в том числе) |ния | результаты | | | | | | | | | | | | | |————————|——————| | | | | | | | всего | на | | | | | | | | | 2004 | | | | | | | | | г. | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|———————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|———————————————————————————| 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.1. Нормативно-правовое обеспечение |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |1. |Провести анализ федерального|Министерство юстиции|2004 - | - | - |текущее фи-|Издание сборника (1 изд.,| | |и международного законода-|Республики Татарстан,|2005 гг.| | |нансирование|15 п.л., 1000 экз.) анали-| | |тельств, нормативных правовых|Академия наук Респуб-| | | | |тических статей; комплекс| | |актов по вопросам языковой|лики Татарстан | | | | |предложений по совершенст-| | |политики | | | | | |вованию законодательств| | | | | | | | |Российской Федерации и| | | | | | | | |Республики Татарстан в| | | | | | | | |области языков | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |2. |Разработать положение, регла-|Кабинет Министров|2005 г. | | - |текущее фи-|Положение, регламентирую-| | |ментирующее порядок использо-|Республики Татарстан,| | | |нансирование|щее использование государ-| | |вания государственных языков|Академия наук Респуб-| | | | |ственных языков Республики| | |Республики Татарстан в дело-|лики Татарстан, Минис-| | | | |Татарстан в делопроизвод-| | |производстве, внутриведомс-|терство торговли и| | | | |стве, внутриведомственной| | |твенной деятельности и|внешнеэкономического | | | | |деятельности и потреби-| | |потребительской сфере |сотрудничества Респуб-| | | | |тельской сфере | | | |лики Татарстан | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |3. |Разработать положение об|Академия наук Респуб-|2005 г. | | - |текущее фи-|Положение об использовании| | |использовании государствен-|лики Татарстан | | | |нансирование|государственных языков| | |ных языков Республики Татар-| | | | | |Республики Татарстан в| | |стан в официальной визуальной| | | | | |официальной визуальной| | |атрибутике (вывески, бланки,| | | | | |атрибутике и наглядной| | |печати и др.) и наглядной| | | | | |информации | | |информации | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |4. |Определить перечень должнос-|Кабинет Министров|2005 г. | | - |текущее фи-|Перечень должностей работ-| | |тей работников народного|Республики Татарстан,| | | |нансирование|ников народного хозяйства| | |хозяйства и органов государ-|Департамент по делам| | | | |и органов государственной| | |ственной власти Республики|государственных служа-| | | | |власти Республики Татар-| | |Татарстан, подлежащих атте-|щих при Президенте| | | | |стан, подлежащих аттеста-| | |стации на знание двух госу-|Республики Татарстан,| | | | |ции на знание двух госу-| | |дарственных языков Республики|Министерство юстиции| | | | |дарственных языков Респуб-| | |Татарстан в пределах миниму-|Республики Татарстан | | | | |лики Татарстан. | | |ма, установленного для| | | | | |Положение о языковых ква-| | |конкретных профессий, и| | | | | |лификационных требованиях | | |разработать положение о| | | | | | | | |языковых квалификационных| | | | | | | | |требованиях | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |5. |Внести изменения в квалифи-|Руководители соответ-|2006 г. | - | - |текущее фи-|Изменения в квалификаци-| | |кационные требования и долж-|ствующих исполнитель-| | | |нансирование|онных требованиях и| | |ностные инструкции работников|ных органов государст-| | | | |должностных инструкциях| | |государственных органов,|венной власти Респуб-| | | | |работников государствен-| | |ведомств, учреждений и пред-|лики Татарстан, учреж-| | | | |ных органов, ведомств,| | |приятий Республики Татарстан|дений и предприятий | | | | |учреждений и предприятий| | |с учетом применения в работе| | | | | |Республики Татарстан с| | |двух государственных языков| | | | | |учетом применения в работе| | |Республики Татарстан | | | | | |двух государственных| | | | | | | | |языков Республики Татар-| | | | | | | | |стан | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |6. |Разработать положение об|Министерство юстиции|2005 г. | | - |текущее фи-|Положение об использовании| | |использовании государствен-|Республики Татарстан,| | | |нансирование|государственных языков| | |ных языков Республики Татар-|Министерство внутрен-| | | | |Республики Татарстан в| | |стан в оформлении официаль-|них дел Республики| | | | |оформлении официальных| | |ных документов, удостоверяю-|Татарстан | | | | |документов, удостоверяющих| | |щих личность гражданина, или| | | | | |личность гражданина, или| | |сведений о нем | | | | | |сведений о нем | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |7. |Разработать положение об|Министерство культуры|2005 г. | | - |текущее фи-|Положение об использовании| | |использовании государствен-|Республики Татарстан | | | |нансирование|государственных языков| | |ных языков Республики Татар-| | | | | |Республики Татарстан и| | |стан и других языков в Рес-| | | | | |других языков в Республике| | |публике Татарстан при органи-| | | | | |Татарстан при организации| | |зации и проведении массовых| | | | | |и проведении массовых и| | |и культурно-массовых меропри-| | | | | |культурно-массовых меро-| | |ятий | | | | | |приятий | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |8. |Разработать положение об|Академия наук Респуб-|2005 г. | | - |текущее фи-|Положение об учебных кур-| | |учебных курсах по изучению|лики Татарстан, Мини-| | | |нансирование|сах по изучению и совер-| | |и совершенствованию знаний по|стерство образования| | | | |шенствованию знаний по та-| | |татарскому языку |и науки Республики| | | | |тарскому языку | | | |Татарстан | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| 1.2. Организационно-структурное обеспечение, обеспечение контроля за ходом реализации и оценки эффективности программных мероприятий |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |1. |Создать Совет по развитию|Кабинет Министров|2004 г. | - | - |текущее фи-|Совет по развитию языков| | |языков при Правительстве Рес-|Республики Татарстан | | | |нансирование|при Правительстве Респуб-| | |публики Татарстан | | | | | |лики Татарстан | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |2. |Создать Республиканский совет|Министерство образова-|2004 г. | - | - |текущее |Республиканский совет по| | |по семейному национально-язы-|ния и науки Республики| | | |финансирова-|семейному национально-| | |ковому воспитанию и соответс-|Татарстан | | | |ние |языковому воспитанию,| | |твующие Советы в городах и| | | | | |соответствующие Советы в| | |районах республики | | | | | |городах и районах | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |3. |Создать Совет по проблемам|Академия наук Респуб-|2005 г. | - | - |текущее фи-|Совет по проблемам социо-| | |социолингвистики при Академии|лики Татарстан | | | |нансирование|лингвистики при Академии| | |наук Республики Татарстан | | | | | |наук Республики Татарстан | | | | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |4. |Обеспечить издание литерату-|Татарское книжное| в | 34777,2| 2548|бюджет |Издание литературы, подго-| | |ры, подготовленной в соответ-|издательство, |течение | | |Республики |товленной в соответствии с| | |ствии с разделами настоящей|издательство "Магариф"| всего | | |Татарстан |разделами настоящей Про-| | |Программы | |периода | | | |граммы (всего 300 изд.,| | | | | | | | |общий объем 4493 п.л.,| | | | | | | | |общим тиражом 1203085| | | | | | | | |экз.) | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |5. |Проводить ежегодные встречи|Кабинет Министров| весь | - | - |текущее фи-|Ежегодные встречи руково-| | |руководителей исполнительных|Республики Татарстан,| период | | |нансирование|дителей исполнительных| | |структур настоящей Программы|соответствующие испол-| | | | |структур настоящей Про-| | |с учеными-лингвистами, работ-|нительные органы госу-| | | | |граммы с учеными-лингвис-| | |никами образования и учите-|дарственной власти| | | | |тами, работниками обра-| | |лями-словесниками в городах и|Республики Татарстан,| | | | |зования и учителями-слове-| | |районах республики |учреждения и предприя-| | | | |сниками | | | |тия | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |6. |Проводить ежегодные республи-|Соответствующие испол-| весь | - | - |текущее фи-|Ежегодные республиканские| | |канские совещания, посвящен-|нительные органы госу-| период | | |нансирование|совещания, посвященные| | |ные анализу хода реализации|дарственной власти| | | | |анализу хода реализации| | |настоящей Программы |Республики Татарстан,| | | | |настоящей Программы | | | |учреждения и предприя-| | | | | | | | |тия, Академия наук| | | | | | | | |Республики Татарстан | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| 1.3. Научные исследования |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |1. |Разработать концепцию стан-|Академия наук Респуб-|2004 г. | 175| 175|бюджет |Положение о стандартизации| | |дартизации норм татарского|лики Татарстан | | | |Республики |норм татарского языка,| | |языка | | | | |Татарстан |создание комиссий (орфо-| | | | | | | | |графическая, терминологи-| | | | | | | | |ческая, топонимическая,| | | | | | | | |словаря-именника) | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |2. |Реализовать Программу приори-|Академия наук Респуб-| весь | - | - |текущее фи-|Реализация программы прио-| | |тетных фундаментальных и|лики Татарстан, уч-| период | | |нансирование|ритетных фундаментальных| | |прикладных исследований в|реждения высшего про-| | | | |и прикладных исследований| | |области татарского языка, а|фессионального образо-| | | | |согласно плану Академии| | |также русского языка в|вания | | | | |наук Республики Татарстан | | |контексте его взаимодействия| | | | | | | | |с татарским языком и культу-| | | | | | | | |рой | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |3. |Провести исследования социо-|Академия наук Респуб-| весь | 93,6| 93,6|бюджет |Сборник статей, монографий| | |лингвистических проблем функ-|лики Татарстан | период | | |Республики |по соответствующим пробле-| | |ционирования государственных| | | | |Татарстан, |мам (6 изд., по 12 п.л.,| | |языков Республики Татарстан | | | | |текущее фи-|по 500 экз.) | | | | | | | |нансирование| | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |4. |Проводить социологические|Министерство образова-| 2004, | 912| 456|бюджет |Материалы социологических,| | |исследования по изучению|ния и науки Республики| 2006, | | |Республики |социопсихологических | | |языковой ситуации в Республи-|Татарстан, Академия| 2008, | | |Татарстан, |исследований по изучению| | |ке Татарстан |наук Республики Татар-| 2010, | | |текущее фи-|языковой ситуации в| | | |стан, учреждения выс-| 2012 | | |нансирование|Республике Татарстан (5| | | |шего профессионального| гг. | | | |изд., по 10 п.л., по 1000| | | |образования | | | | |экз.) | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |5. |Провести научные исследования|Академия наук Респуб-| весь | 58,5| 58,5|бюджет |Подготовка материалов к| | |в области топонимической сис-|лики Татарстан | период | | |Республики |изданию топонимического| | |темы татарского языка | | | | |Татарстан, |каталога. Рукописи сборни-| | | | | | | |текущее фи-|ков статей, монографий по| | | | | | | |нансирование|соответствующим проблемам| | | | | | | | |(3 изд., по 15 п.л., по| | | | | | | | |500 экз.) | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |6. |Разработать топонимический|Кабинет Министров|2005 - | 1040| - |бюджет |Издание топонимического| | |каталог Республики Татарстан|Республики Татарстан,|2008 гг.| | |Республики |каталога Республики Татар-| | |на государственных языках|Академия наук Респуб-| | | |Татарстан |стан (в 2-х частях, по 40| | |Республики Татарстан |лики Татарстан | | | | |п.л., по 3000 экз.) | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |7. |Разработать справочник адми-|Кабинет Министров|2005 - | - | - |текущее фи-|Рукопись справочника адми-| | |нистративно-территориального |Республики Татарстан |2006 гг.| | |нансирование|нистративно-территориаль- | | |деления Республики Татарстан| | | | | |ного деления Республики| | |на государственных языках| | | | | |Татарстан (1 изд., 20| | |Республики Татарстан | | | | | |п.л., 5000 экз.) | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |8. |Провести научные исследования|Академия наук Респуб-| весь | 62,4| 31,2|бюджет |Подготовка материалов к| | |в области терминологии татар-|лики Татарстан | период | | |Республики |изданию терминологического| | |ского языка | | | | |Татарстан, |словаря. Рукописи сборни-| | | | | | | |текущее фи-|ков статей, монографий по| | | | | | | |нансирование|соответствующим проблемам| | | | | | | | |(2 изд., по 12 п.л., по| | | | | | | | |500 экз.) | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |9. |Обобщить итоги научной работы|Академия наук Респуб-| весь | 93,6| 46,8|бюджет |Издание сборника по соот-| | |по формированию норм литера-|лики Татарстан, учреж-| период | | |Республики |ветствующей проблеме (3| | |турного татарского языка |дения высшего профес-| | | |Татарстан, |изд., по 12 п.л., по 500| | | |сионального образова-| | | |текущее фи-|экз.) | | | |ния | | | |нансирование| | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |10.|Провести научные исследования|Академия наук Респуб-| весь | 390| 39|бюджет |Издание методических посо-| | |в области взаимодействия|лики Татарстан, Минис-| период | | |Республики |бий в помощь учителям,| | |татарского и русского языков|терство образования и| | | |Татарстан |сборников статей, моногра-| | |и сравнительного языкознания |науки Республики Та-| | | | |фий по соответствующим| | | |тарстан, учреждения| | | | |проблемам (2 изд., по 15| | | |высшего профессиональ-| | | | |п.л., по 500 экз.) | | | |ного образования | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |11.|Провести научные исследования|Академия наук Респуб-| весь | 117| 117|бюджет |Сборники статей, моногра-| | |в области совершенствования|лики Татарстан | период | | |Республики |фий по результатам научных| | |татарского алфавита | | | | |Татарстан, |исследований (3 изд., по| | | | | | | |текущее фи-|12 п.л., по 500 экз.) | | | | | | | |нансирование| | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |12.|Оказать содействие в органи-|Академия наук Респуб-|ежегодно| 1000| 100|бюджет |Экспедиции по соответству-| | |зации экспедиций: |лики Татарстан, Минис-| | | |Республики |ющим направлениям | | |- диалектологических; |терство культуры Рес-| | | |Татарстан, | | | |- топонимических; |публики Татарстан, уч-| | | |текущее фи-| | | |- этнографических; |реждения высшего про-| | | |нансирование| | | |- фольклорных; |фессионального образо-| | | | | | | |- археографических; |вания | | | | | | | |- эпиграфических | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |13.|Составить энциклопедию "Ка-|Академия наук Респуб-|2004 - | 260| 100|бюджет |Издание энциклопедии| | |занская лингвистическая шко-|блики Татарстан,|2005 гг.| | |Республики |"Казанская лингвистическая| | |ла" |учреждения высшего| | | |Татарстан |школа" (1 изд., 20 п.л.,| | | |профессионального | | | | |1000 экз.) | | | |образования | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |14.|Составить (продолжить состав-|Академия наук Респуб-| весь | 2700| 360|бюджет |Рукописи словарей по соот-| | |ление, внести изменения и|лики Татарстан, Казан-| период | | |Республики |ветствующим направлениям| | |дополнения) словари татарс-|ский государственный| | | |Татарстан |(всего 54 изд., общим| | |кого языка: |университет, Казанский| | | | |объемом 1126 п.л., общим| | |- переводной; |государственный педа-| | | | |тиражом 196000 экз.) | | |- толковый; |гогический университет| | | | | | | |- орфографический; | | | | | | | | |- орфоэпический; | | | | | | | | |- лексический; | | | | | | | | |- этимологический; | | | | | | | | |- словарь личных имен; | | | | | | | | |- школьный словарь; | | | | | | | | |- терминологический; | | | | | | | | |- словарь-минимум для работ-| | | | | | | | |ников различных отраслей; | | | | | | | | |- словообразовательный; | | | | | | | | |- сложных слов; | | | | | | | | |- лексических и грамматичес-| | | | | | | | |ких трудностей; | | | | | | | | |- интерференционности; | | | | | | | | |- двуязычные словари посло-| | | | | | | | |виц; | | | | | | | | |- диалектологический и т.д. | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |15.|Оказать содействие в работе|Министерство по делам| весь | 1000| 220|бюджет |Деятельность школы-семи-| | |школы-семинара молодых|молодежи и спорту| период | | |Республики |нара молодых лингвистов| | |лингвистов-исследователей и|Республики Татарстан,| | | |Татарстан |(учреждение специальных| | |пропагандистов государствен-|Академия наук Респуб-| | | | |грантов) | | |ных языков Республики Татарс-|лики Татарстан | | | | | | | |тан и других языков в Респуб-| | | | | | | | |лике Татарстан | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |16.|Продолжить исследования|Академия наук Респуб-| весь | 600| 60|бюджет |Рукопись сборников памят-| | |памятников старотатарской|лики Татарстан | период | | |Республики |ников старотатарской пись-| | |письменности | | | | |Татарстан |менности (10 изд., по 15| | | | | | | | |п.л., по 1000 экз.) | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |17.|Провести научно-практические|Академия наук Респуб-|ежегодно| - | - |текущее фи-|Проведение научно-практи-| | |лингвистические конференции |лики Татарстан | | | |нансирование|ческих лингвистических| | | | | | | | |конференций | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТАТАРСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 2.1. Делопроизводство |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |1. |Привести нормативные акты ми-|Соответствующие испол-| весь | - | - |текущее фи-|Соответствующие документы| | |нистерств, государственного|нительные органы госу-| период | | |нансирование|министерств, ведомств, уч-| | |комитета, ведомств, учрежде-|дарственной власти| | | | |реждений и предприятий,| | |ний и предприятий в соответс-|Республики Татарстан,| | | | |приведенные в соответствие| | |твие с Законом Республики Та-|организации и учрежде-| | | | |с Законом Республики| | |тарстан "О государственных|ния | | | | |Татарстан "О государст-| | |языках Республики Татарстан и| | | | | |венных языках Республики| | |других языках в Республике| | | | | |Татарстан и других языках| | |Татарстан" | | | | | |в Республике Татарстан" | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |2. |Разработать сборники типовых|Министерство юстиции|2004 - | 280| 120|бюджет |Рукописи сборников типовых| | |образцов деловых бумаг на|Республики Татарстан,|2006 гг.| | |Республики |образцов деловых бумаг на| | |государственных языках Рес-|Академия наук Респуб-| | | |Татарстан |государственных языках| | |публики Татарстан для исполь-|лики Татарстан | | | | |Республики Татарстан (2| | |зования в делопроизводстве и| | | | | |изд., по 12 п.л., по 5000| | |внутриведомственной деятель-| | | | | |экз.) | | |ности | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |3. |Организовать делопроизводство|Соответствующие испол-| весь | - | - |текущее фи-|Делопроизводство на двух| | |в соответствии с нормативными|нительные органы госу-| период | | |нансирование|языках | | |правовыми актами Республики|дарственной власти| | | | | | | |Татарстан, регламентирующими|Республики Татарстан,| | | | | | | |использование двух государст-|организации и учрежде-| | | | | | | |венных языков в делопроизвод-|ния | | | | | | | |водстве и внутриведомствен-| | | | | | | | |ной деятельности: | | | | | | | | |- в Аппарате Президента Рес-| | | | | | | | |публики Татарстан, Аппарате| | | | | | | | |Кабинета Министров Республики| | | | | | | | |Татарстан, Аппарате Государс-| | | | | | | | |твенного Совета Республики| | | | | | | | |Татарстан, ведомствах при Ка-| | | | | | | | |бинете Министров Республики| | | | | | | | |Татарстан, Центральной изби-| | | | | | | | |рательной комиссии Республики| | | | | | | | |Татарстан, министерствах,| | | | | | | | |государственном комитете и| | | | | | | | |иных органах исполнительной| | | | | | | | |власти и органов местного са-| | | | | | | | |моуправления; | | | | | | | | |- в лечебно-профилактических| | | | | | | | |учреждениях и организациях,| | | | | | | | |учреждениях и организациях| | | | | | | | |социальной сферы, культурно-| | | | | | | | |просветительских учреждениях;| | | | | | | | |- в авиационном, железнодо-| | | | | | | | |рожном, водном, автомобиль-| | | | | | | | |ном, городском и междугород-| | | | | | | | |ном общественном транспорте,| | | | | | | | |учреждениях и организациях| | | | | | | | |связи, учреждениях и предпри-| | | | | | | | |ятиях торговли и обслужива-| | | | | | | | |ния; | | | | | | | | |- в жилищно-строительных| | | | | | | | |учреждениях и организациях,| | | | | | | | |учреждениях и предприятиях| | | | | | | | |сельского хозяйства, учрежде-| | | | | | | | |ниях учета и бухгалтерии; | | | | | | | | |- в судебных органах, органах| | | | | | | | |охраны законности и правопо-| | | | | | | | |рядка | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| 2.2. Визуальная и аудиоинформация |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |1. |Привести средства внешней и|Соответствующие | весь | - | - |текущее фи-|Соответствие средств| | |внутренней визуальной инфор-|исполнительные органы| период | | |нансирование|внешней и внутренней| | |мации и дорожные указатели в|государственной власти| | | | |визуальной информации и| | |соответствие с Положением об|Республики Татарстан,| | | | |видов дорожных указателей| | |использовании государственных|учреждения и предприя-| | | | |нормативно-правовым актам| | |языков Республики Татарстан|тия | | | | |в данной области и Топони-| | |в официальной визуальной| | | | | |мическому каталогу Респуб-| | |атрибутике и наглядной инфор-| | | | | |лики Татарстан | | |мации и Топонимическим| | | | | | | | |каталогом Республики Татарс-| | | | | | | | |тан | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |2. |Привести все уличные указате-|Соответствующие | весь | - | - |текущее фи-|Соответствие уличных| | |ли в соответствие с Положени-|исполнительные органы| период | | |нансирование|указателей Положению об| | |ем об использовании государ-|государственной власти| | | | |использовании государст-| | |ственных языков Республики|Республики Татарстан | | | | |венных языков в офици-| | |Татарстан в официальной ви-| | | | | |альной визуальной атрибу-| | |зуальной атрибутике и нагляд-| | | | | |тике и наглядной информа-| | |ной информации | | | | | |ции | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |3. |Организовать информационное|Министерство транспор-| весь | - | - |текущее фи-|Информационное обслужива-| | |обслуживание населения в|та и дорожного хозяйс-| период | | |нансирование|ние населения в городском| | |городском и междугородном|тва Республики Татар-| | | | |и междугородном (внутри| | |(внутри республики) транспор-|стан и иные исполни-| | | | |республики) транспорте на| | |те на двух государственных|тельные органы госу-| | | | |двух государственных| | |языках Республики Татарстан |дарственной власти| | | | |языках Республики Татар-| | | |Республики Татарстан | | | | |стан | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |4. |Организовать информационное|Министерство транспор-| весь | - | - |текущее фи-|Информационное обслужива-| | |обслуживание населения на|та и дорожного хозяйс-| период | | |нансирование|ние населения на террито-| | |территориях и в помещениях|тва Республики Татарс-| | | | |риях и в помещениях| | |железнодорожных и речных|тан, соответствующие| | | | |железнодорожных и речных| | |вокзалов, автовокзалах и|исполнительные органы| | | | |вокзалов, автовокзалах и| | |аэропортах на двух государст-|государственной власти| | | | |аэропортах на двух госу-| | |венных языках Республики|Республики Татарстан | | | | |дарственных языках Респуб-| | |Татарстан | | | | | |лики Татарстан | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |5. |Разработать комплекты аудио-|Агентство Республики|2006 г. | | - |текущее фи-|Комплекты аудиовизуальных| | |визуальных средств для само-|Татарстан по массовой| | | |нансирование|средств | | |стоятельного изучения госу-|коммуникации | | | | | | | |дарственных языков Республики|"Татмедиа" | | | | | | | |Татарстан | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| 2.3. Потребительский рынок |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |1. |Содействовать в обеспечении|Министерство торговли| весь | - | - |текущее фи-|Этикетки, ярлыки, инструк-| | |выпускаемой в Республике|и внешнеэкономического| период | | |нансирование|ции на государственных| | |Татарстан продукции этикетка-|сотрудничества Респуб-| | | | |языках для продукции,| | |ми, ярлыками, инструкциями на|лики Татарстан | | | | |выпускаемой в Республике| | |государственных языках Рес-| | | | | |Татарстан | | |публики Татарстан | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |2. |Составить сборник нормативных|Министерство торговли|2005 г. | - | - |текущее фи-|Рукопись сборника норма-| | |актов, регламентирующих пра-|и внешнеэкономического| | | |нансирование|тивных актов на государс-| | |вовые отношения в потреби-|сотрудничества Респуб-| | | | |твенных языках Республики| | |тельской сфере, на государс-|лики Татарстан | | | | |Татарстан (1 изд., 15| | |твенных языках Республики Та-| | | | | |п.л., 10000 экз.) | | |тарстан | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |3. |Составить на двух государст-|Академия наук Респуб-|2005 г. | 80| - |бюджет |Рукопись справочника| | |венных языках Республики Та-|лики Татарстан, Минис-| | | |Республики |потребителя на государс-| | |тарстан справочник потреби-|терство торговли и| | | |Татарстан |твенных языках Республики| | |теля, включающий словарь-|внешнеэкономического | | | | |Татарстан (1 изд., 14| | |минимум продовольственных и|сотрудничества Респуб-| | | | |п.л., 10000 экз.) | | |непродовольственных товаров |лики Татарстан | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |4. |Разработать Практическое|Академия наук Респуб-|2005 г. | - | - |текущее |Рукопись Практического| | |руководство для работников|лики Татарстан, Минис-| | | |финансирова-|руководства на государс-| | |торговли и общественного|терство торговли и| | | |ние |твенных языках Республики| | |питания на государственных|внешнеэкономического | | | | |Татарстан (1 изд., 10| | |языках Республики Татарстан |сотрудничества Респуб-| | | | |п.л., 10000 экз.) | | | |лики Татарстан | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |5. |Подготовить учебно-методичес-|Министерство образова-|2005 - | - | - |текущее фи-|Учебно-методический комп-| | |кий комплект курса по основам|ния и науки Республики|2006 | | |нансирование|лект курса по основам по-| | |потребительских знаний на го-|Татарстан, Министерст-|гг. | | | |требительских знаний на| | |сударственных языках Респуб-|во торговли и внешне-| | | | |государственных языках| | |лики Татарстан |экономического сотруд-| | | | |Республики Татарстан | | | |ничества Республики| | | | | | | | |Татарстан | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| 2.4. Информационные технологии. Технические средства |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |1. |Продолжить работу по обеспе-|Академия наук Респуб-|2005 г. | 55| - |бюджет |Работа по обеспечению| | |чению ресурсов функциониро-|лики Татарстан, Минис-| | | |Республики |ресурсов функционирования| | |вания татарского языка в|терство образования и| | | |Татарстан, |татарского языка в инфор-| | |информационных технологиях |науки Республики Та-| | | |текущее фи-|мационных технологиях | | | |тарстан | | | |нансирование| | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |2. |Разработать положение машин-|Министерство образова-|2006 г. | 90| - |бюджет |Положение машинного фонда| | |ного фонда татарского языка |ния и науки Республики| | | |Республики |татарского языка | | | |Татарстан, Академия| | | |Татарстан, | | | | |наук Республики Татар-| | | |текущее фи-| | | | |стан, учреждения выс-| | | |нансирование| | | | |шего профессионального| | | | | | | | |образования | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |3. |Внедрять и совершенствовать|Кабинет Министров| весь | - | - |текущее фи-|Стандарты и средства| | |компьютерные стандарты для|Республики Татарстан,| период | | |нансирование|поддержки для каждой новой| | |использования татарского|Академия наук Респуб-| | | | |модификации и версии,| | |языка в информационных|лики Татарстан | | | | |включая специальные сред-| | |технологиях | | | | | |ства поддержки татарского| | | | | | | | |алфавита | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |4. |Продолжить разработку|Министерство образова-|2004 - | 130| 65|бюджет |Рукопись толкового словаря| | |толкового словаря англо-|ния и науки Республики|2005 гг.| | |Республики |на 1,5 тысячи терминов (1| | |русско-татарских терминов по|Татарстан, Академия| | | |Татарстан |изд., 10 п.л., 5000 экз.) | | |компьютерным технологиям |наук Республики Татар-| | | | | | | | |стан, учреждения выс-| | | | | | | | |шего профессионального| | | | | | | | |образования | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |5. |Продолжить разработку|Министерство образова-|2004 - | 120| 60|бюджет |Национальный банк шрифтов| | |драйверов и шрифтов для|ния и науки Республики|2005 гг.| | |Республики |для печати татарских| | |татарского языка. Создать|Татарстан, Академия| | | |Татарстан |текстов на всех начерта-| | |лицензионный национальный|наук Республики Татар-| | | | |ниях, использованных та-| | |банк шрифтов татарского алфа-|стан, учреждения выс-| | | | |тарским языком (арабс-| | |вита |шего профессионального| | | | |кая, кириллическая, латин-| | | |образования | | | | |ская графики). Выпуск| | | | | | | | |самоклеящихся символов та-| | | | | | | | |тарского алфавита для| | | | | | | | |клавиатуры | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |6. |Развивать и систематически|Кабинет Министров| весь | 600| 60|бюджет |Машинный фонд татарского| | |поддерживать общедоступные|Республики Татарстан,| период | | |Республики |языка в международной| | |информационные ресурсы на|Академия наук Респуб-| | | |Татарстан |компьютерной сети Интернет| | |татарском языке в международ-|лики Татарстан | | | | | | | |ной компьютерной сети Интер-| | | | | | | | |нет со следующими корпусами: | | | | | | | | |а) электронные неформатиро-| | | | | | | | |ванные тексты | | | | | | | | |(газеты, журналы, книги,| | | | | | | | |документы и др.); | | | | | | | | |б) размеченные тексты, слова-| | | | | | | | |ри, тезаурусы; | | | | | | | | |в) программные модули, линг-| | | | | | | | |вопроцессоры | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |7. |Продолжить разработку компью-|Академия наук Респуб-|2005 - | 200| - |бюджет |Компьютерная модель татар-| | |терной модели татарского|лики Татарстан, учреж-|2008 гг.| | |Республики |ского языка | | |языка, включающей модели|дения высшего профес-| | | |Татарстан, | | | |фонологии, морфологии и|сионального образова-| | | |текущее фи-| | | |синтаксиса, соответствующих|ния республики | | | |нансирование| | | |информационных ресурсов и| | | | | | | | |программ их обработки | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |8. |Продолжить разработку системы|Министерство образова-|2005 - | 500| - |бюджет |Компьютерные программы,| | |синтеза и распознавания|ния и науки Республики|2008 гг.| | |Республики |воспроизводящие татарские| | |татарской речи |Татарстан, Академия| | | |Татарстан |тексты и переводящие| | | |наук Республики Татар-| | | | |татарскую речь в текстовое| | | |стан | | | | |представление | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |9. |Продолжить разработку системы|Академия наук Респуб-|2005 - | 400| - |бюджет |Татарско-русский и русско-| | |татарско-русского и русско-|лики Татарстан |2008 гг.| | |Республики |татарский машинный пере-| | |татарского машинного перевода| | | | |Татарстан |водчик | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |10.|Продолжить разработку|Академия наук Респуб-|2004 - | 120| 60|бюджет |Автоматизированный комп-| | |автоматизированного комплекса|лики Татарстан |2005 гг.| | |Республики |лекс корректора | | |профессионального корректора | | | | |Татарстан | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |11.|Продолжить разработку|Академия наук Респуб-|2004 - | 120| 60|бюджет |Поисковая система на| | |поисковой системы на татарс-|лики Татарстан |2005 гг.| | |Республики |татарском языке в междуна-| | |ком языке в международной| | | | |Татарстан |родной компьютерной сети| | |компьютерной сети Интернет | | | | | |Интернет | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |12.|Обеспечить поддержку сайта по|Кабинет Министров| весь | 400| 40|бюджет |Сайт www.tatartele.ru в| | |развитию языков Республики|Республики Татарстан,| период | | |Республики |международной компьютерной| | |Татарстан в международной|соответствующие испол-| | | |Татарстан |сети Интернет, информаци-| | |компьютерной сети Интернет |нительные органы госу-| | | | |онная поддержка соответст-| | | |дарственной власти| | | | |вующих ресурсов | | | |Республики Татарстан,| | | | | | | | |Академия наук Респуб-| | | | | | | | |лики Татарстан | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |13.|Обеспечить функционирование|Кабинет Министров| весь | 500| 50|бюджет |Функционирование государ-| | |государственных языков|Республики Татарстан,| период | | |Республики |ственных языков в компью-| | |Республики Татарстан в|соответствующие испол-| | | |Татарстан |терных технологиях | | |компьютерных технологиях|нительные органы госу-| | | | | | | |министерств, ведомств, учреж-|дарственной власти| | | | | | | |дений, научно-исследовательс-|Республики Татарстан,| | | | | | | |ких институтов, предприятий|администрации городов| | | | | | | |и учебных заведений |и районов республики,| | | | | | | | |организации и учрежде-| | | | | | | | |ния | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |14.|Продолжить разработку компью-|Министерство образова-| весь | 2000| 200|бюджет |Компьютерные целевые кур-| | |терных целевых курсов, игро-|ния и науки Республики| период | | |Республики |сы, игровые и демонстраци-| | |вых и демонстрационных прог-|Татарстан, Академия| | | |Татарстан |онные программы на татарс-| | |рамм на татарском языке по|наук Республики Татар-| | | | |ком языке | | |учебным программам Министерс-|стан | | | | | | | |тва образования Республики| | | | | | | | |Татарстан и обеспечить ими| | | | | | | | |учреждения образования | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |15.|Перевести татарскую и крае-|Министерство культуры| весь | 800| 80|бюджет |Учебники по изучению| | |ведческую литературу, учебни-|Республики Татарстан,| период | | |Республики |татарского языка на| | |ки по изучению татарского|Республиканская специ-| | | |Татарстан |специальных носителях| | |языка на специальные носители|альная библиотека для| | | | |информации | | |информации для инвалидов по|слепых | | | | | | | |зрению | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| |16.|Республиканским, городским,|Агентство Республики| весь | - | - |текущее фи-|Теле-, радиопередачи на| | |районным и ведомственным|Татарстан по массовой| период | | |нансирование|татарском и русском языках| | |телерадиокомпаниям выделить|коммуникации | | | | |в равных объемах | | |количество времени теле-,|"Татмедиа" | | | | | | | |радиопередачам на двух госу-| | | | | | | | |дарственных языках в равных| | | | | | | | |объемах | | | | | | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————|————————|————————|——————|————————————|——————————————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|