Расширенный поиск

Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 01.12.1999 № 2475

  Законом РТ от 20  мая  2005  г.  N  70-ЗРТ  настоящий  Закон  признан
 утратившим силу

      Закон Республики Татарстан от 1 декабря 1999 г. N 2475 "О       
 санитарно-эпидемической безопасности населения" (с изменениями от 15 
                           октября 2002 г.)       
                    

 См.  также  Федеральный  закон  от  30  марта  1999  г.  N  52-ФЗ  "О
 санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

     Настоящий Закон направлен на обеспечение  санитарно-эпидемической
безопасности  населения  и  реализацию конституционных прав граждан на
охрану здоровья и здоровую окружающую среду.

                       Глава I. Общие положения                       

     Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
     Для  целей  настоящего  Закона  используются  следующие  основные
понятия:
     среда обитания человека (далее - среда обитания)  -  совокупность
объектов,  явлений  и  факторов окружающей (природной и искусственной)
среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
     факторы среды обитания - биологические (вирусные,  бактериальные,
паразитарные   и   иные),   химические,   физические  (шум,  вибрация,
ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие  и  иные
излучения),  социальные  (питание, водоснабжение, условия быта, труда,
отдыха) и иные факторы среды обитания,  которые  оказывают  или  могут
оказывать  воздействие  на  человека  и  (или)  на  состояние здоровья
будущих поколений;
     санитарно-эпидемиологическая  обстановка  -  состояние   здоровья
населения  и  среды  обитания  на  определенной территории в конкретно
указанное время;
     санитарно-эпидемическая  безопасность   населения   -   состояние
защищенности  среды  обитания,  при  котором уменьшается или полностью
исключается  воздействие  вредных  факторов   на   человека,   созданы
благоприятные  условия  его  жизнедеятельности  и отмечается тенденция
улучшения общественного здоровья;
     государственное   санитарно-эпидемиологическое   нормирование   -
деятельность,    включающая    в   себя   обоснование,   установление,
утверждение,    регистрацию    и     опубликование     государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
     государственные санитарно-эпидемиологические правила и  нормативы
(далее   -   санитарные   правила)   -   нормативные   правовые  акты,
устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в  том  числе
критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для
человека,  гигиенические  и  иные  нормативы),  несоблюдение   которых
создает   угрозу   жизни   или   здоровью  человека,  а  также  угрозу
возникновения и распространения заболеваний;
     социально-гигиенический  мониторинг  -  государственная   система
наблюдений  за  состоянием  здоровья  населения  и  среды обитания, их
анализа, оценки и прогноза, а также определения  причинно-следственных
связей  между  состоянием  здоровья  населения и воздействием факторов
среды обитания;
     государственный     санитарно-эпидемиологический     надзор     -
деятельность  по  предупреждению,  обнаружению,  пресечению  нарушений
федерального законодательства и законодательства Республики  Татарстан
в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения в
целях охраны здоровья населения и среды обитания;
     физиологические   нормы   питания   -   установленные    величины
потребления  пищевых  веществ и энергии как обеспечивающие оптимальное
здоровье человека;
     санитарно-противоэпидемические (профилактические)  мероприятия  -
организационные,        административные,       инженерно-технические,
медико-санитарные,  ветеринарные  и   иные   меры,   направленные   на
устранение  или  уменьшение  вредного воздействия на человека факторов
среды  обитания,  предотвращение   возникновения   и   распространения
инфекционных   заболеваний   и   массовых  неинфекционных  заболеваний
(отравлений) и их ликвидацию;
     санитарно-эпидемиологическое     заключение      -      документ,
удостоверяющий   соответствие   (несоответствие)  санитарным  правилам
факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции,
работ   и   услуг,   а  также  проектов  нормативных  актов,  проектов
строительства объектов и эксплуатационной документации.

 О  введении  единого  бланка  заключения  о  соответствии  санитарным
 правилам,  нормам и гигиеническим нормативам потенциально опасных для
 здоровья  населения   видов   деятельности,   работ   и   услуг   см.
 Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача  по
 Республике Татарстан от 15 сентября 1999 г. N 36

     Статья      2.       Основные       направления       обеспечения
санитарно-эпидемической безопасности населения в Республике Татарстан
     Деятельность по обеспечению санитарно-эпидемической  безопасности
населения осуществляется по следующим основным направлениям:
     разработка и реализация государственных программ, направленных на
укрепление    здоровья    и    профилактику   заболеваний   населения,
оздоровление  среды  обитания  человека   и   создание   условий   его
жизнедеятельности;
     осуществление   государственного    санитарно-эпидемиологического
надзора;
     государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;
     сертификация   продукции,   работ   и    услуг,    представляющих
потенциальную опасность для здоровья человека;
     лицензирование видов деятельности,  представляющих  потенциальную
опасность для человека;
     проведение социально-гигиенического мониторинга;
     организация    и    проведение     санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
     научные      исследования       в       области       обеспечения
санитарно-эпидемической безопасности населения;
     финансирование мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемической
безопасности  населения  в соответствии с санитарно-эпидемиологической
обстановкой;
     повышение    экономической    заинтересованности    у    граждан,
индивидуальных   предпринимателей   и  юридических  лиц  в  соблюдении
законодательства   в   области   обеспечения   санитарно-эпидемической
безопасности населения;
     развитие      информационной      системы       о       состоянии
санитарно-эпидемиологической       обстановки       и       проводимых
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
     гигиеническое воспитание и образование населения.

     Статья    3.    Законодательство    в     области     обеспечения
санитарно-эпидемической безопасности населения в Республике Татарстан
     Законодательство в  области  обеспечения  санитарно-эпидемической
безопасности  населения  в  Республике  Татарстан  (далее - санитарное
законодательство) состоит из федеральных законов, настоящего Закона  и
иных  законодательных  актов,  действующих  на  территории  Республики
Татарстан.

     Статья 4. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы
     На территории Республики Татарстан действуют санитарные  правила,
утверждаемые  в  соответствии с законодательством Российской Федерации
(федеральные санитарные правила).
     Соблюдение   санитарных   правил   обязательно    для    граждан,
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
     Санитарные   правила   подлежат   регистрации   и    официальному
опубликованию в порядке, установленном законодательством.

  Глава II. Компетенция органов государственной власти и управления,  
        органов местного самоуправления в области обеспечения         
            санитарно-эпидемической безопасности населения            

     Статья  5.   Компетенция   Государственного   Совета   Республики
Татарстан  в  области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности
населения
     К компетенции  Государственного  Совета  Республики  Татарстан  в
области  обеспечения  санитарно-эпидемической  безопасности  населения
относятся:
     участие в  выработке  и  реализации  государственной  политики  в
области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения;
     законодательное регулирование  отношений  в  области  обеспечения
санитарно-эпидемической безопасности населения;
     осуществление     контроля     за     соблюдением     санитарного
законодательства;
     утверждение  важнейших   республиканских   программ   в   области
обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения;
     экономическое стимулирование деятельности граждан, индивидуальных
предпринимателей      и      юридических      лиц     по     улучшению
санитарно-эпидемиологической  обстановки,  профилактике   заболеваний,
улучшению  условий  труда,  гигиеническому  воспитанию  и  образованию
населения.

     Статья 6. Компетенция Кабинета Министров Республики  Татарстан  в
области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения
     К компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан  в  области
обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения относятся:
     разработка  и   реализация   республиканских   целевых   программ
обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия  населения,
научных и научно-технических программ в данной области;
     осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

     Статья 7. Исключена
 Законом РТ от 15 октября 2002 г. N 15-ЗРТ статья 8 будет исключена со
 дня истечения срока полномочий местных Советов народных депутатов РТ

     Статья  8.  Компетенция  местных  Советов  народных  депутатов  в
области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения
     К  компетенции  местных  Советов  народных  депутатов  в  области
обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения относятся:
     осуществление     контроля     за     соблюдением     санитарного
законодательства;
     рассмотрение и утверждение статьи расходов  местного  бюджета  на
здравоохранение    в    части    обеспечения   санитарно-эпидемической
безопасности населения;
     принятие решений  об  образовании  целевых  внебюджетных  фондов,
предназначенных    для    проведения    санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
     экономическое  стимулирование   в   пределах   своих   полномочий
деятельности  граждан,  индивидуальных  предпринимателей и юридических
лиц  по  предупреждению  и  ликвидации  неблагоприятного  влияния   на
человека   факторов   окружающей   среды,   профилактике  заболеваний,
улучшению условий труда, быта и жизнедеятельности людей;
     утверждение    местных    программ    в    области    обеспечения
санитарно-эпидемической безопасности населения.

 Законом РТ от 15 октября 2002 г. N 15-ЗРТ статья 9 будет исключена со
 дня истечения срока полномочий местных Советов народных депутатов РТ

     Статья 9. Компетенция  местных  администраций  районов,  городов,
районов   в  городах  в  области  обеспечения  санитарно-эпидемической
безопасности населения
     К компетенции местных администраций районов, городов,  районов  в
городах  в  области  обеспечения  санитарно-эпидемической безопасности
населения относятся:
     осуществление контроля за соблюдением  прав,  свобод  и  законных
интересов   граждан   в  области  обеспечения  санитарно-эпидемической
безопасности населения;
     разработка и реализация местных программ  в  области  обеспечения
санитарно-эпидемической безопасности населения;
     координация деятельности граждан, индивидуальных предпринимателей
и  юридических  лиц  по  вопросам  обеспечения санитарно-эпидемической
безопасности населения;
     организация    и    проведение     санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий на подведомственной территории.

     Статья 10. Компетенция органов местного самоуправления в  области
обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения
     Органы  местного  самоуправления  осуществляют   деятельность   в
области  обеспечения  санитарно-эпидемической безопасности населения в
пределах полномочий, предоставленных им законодательством.

        Глава III. Права и обязанности граждан, индивидуальных        
       предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения       
            санитарно-эпидемической безопасности населения            

     Статья 11. Права граждан
     Граждане имеют право:
     на  благоприятную  среду  обитания,  факторы  которой  не  должны
оказывать вредного воздействия на человека;
     на  возмещение  вреда,  причиненного  их  жизни,   здоровью   или
имуществу  вследствие  нарушений  другими  гражданами, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами санитарного  законодательства,
а     также     при    осуществлении    санитарно-противоэпидемических
(профилактических)    мероприятий     в     порядке,     установленном
законодательством;
     запрашивать и получать  в  соответствии  с  законодательством  от
органов   государственной   власти   и  управления,  органов  местного
самоуправления, специально уполномоченного государственного  органа  в
области  обеспечения  санитарно-эпидемической  безопасности населения,
юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической  обстановке,
неблагоприятных  факторах  и  уровнях их воздействия на среду обитания
(жилища, места учебы, работы, отдыха), качестве и безопасности пищевых
продуктов,  продукции производственно-технического назначения, товаров
для личных (бытовых) нужд, выполняемых работах и оказываемых  услугах,
представляющих опасность для человека;
     осуществлять   через   общественные   объединения    граждан    в
соответствии  с  их  уставами  общественный  контроль  за  соблюдением
санитарных правил,  вносить  предложения,  участвовать  в  разработке,
обсуждении  органами  государственной  власти  и  управления  решений,
направленных  на  обеспечение   санитарно-эпидемической   безопасности
населения.
     Иностранным гражданам гарантируется право на  охрану  здоровья  и
благоприятную среду обитания в соответствии с законодательством.

     Статья 12. Права индивидуальных  предпринимателей  и  юридических
лиц
     Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:
     запрашивать и получать  в  соответствии  с  законодательством  от
органов   государственной   власти   и  управления,  органов  местного
самоуправления,     органов     и      учреждений      государственной
санитарно-эпидемиологической  службы в Республике Татарстан информацию
о  санитарно-эпидемиологической  обстановке,  действующих   санитарных
правилах;
     принимать  участие  в  разработке   программ,   направленных   на
обеспечение санитарно-эпидемической безопасности населения;
     на  возмещение  вреда,  причиненного  их   имуществу   вследствие
нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими
лицами  санитарного   законодательства,   а   также   при   проведении
санитарно-противоэпидемических    (профилактических)   мероприятий   в
порядке, установленном законодательством.

     Статья 13. Обязанности граждан
     Граждане обязаны:
     выполнять  требования  санитарного  законодательства,   а   также
постановлений,  предписаний  и санитарно-эпидемиологических заключений
должностных лиц, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор;
     заботиться о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей;
     не осуществлять действия, влекущие за собой нарушения прав других
граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

     Статья  14.   Обязанности   индивидуальных   предпринимателей   и
юридических лиц
     Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:
     выполнять  требования  санитарного  законодательства,   а   также
постановлений,  предписаний  и санитарно-эпидемиологических заключений
должностных лиц, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор;
     разрабатывать    и    проводить    санитарно-противоэпидемические
(профилактические) мероприятия;
     обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ
и  оказываемых  услуг,  а также продукции производственно-технического
назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд  при
их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
     иметь  в  наличии   официально   изданные   санитарные   правила,
относящиеся к осуществляемой деятельности;
     своевременно    информировать    население,    органы    местного
самоуправления,      органы      и      учреждения     государственной
санитарно-эпидемиологической  службы   в   Республике   Татарстан   об
аварийных  ситуациях,  создающих  угрозу  санитарно-эпидемиологической
обстановке;
     осуществлять гигиеническое обучение работников.

  Глава IV. Общие требования по обеспечению санитарно-эпидемической   
                        безопасности населения                        

     Статья 15. Требования к планировке и застройке районов и  городов
республиканского подчинения
     При планировке и застройке  районов  и  городов  республиканского
подчинения должны быть предусмотрены:
     комплексное благоустройство их территорий;
     создание благоприятных условий для жизни и здоровья человека;
     меры по  предупреждению  и  устранению  неблагоприятного  влияния
факторов  среды  обитания  на человека, а также на условия его жизни и
деятельности.
     При разработке норм проектирования, проектов районной планировки,
генеральных  планов городов, проектов планировки и застройки районов и
городов республиканского подчинения, при решении  вопросов  размещения
объектов      гражданского,     промышленного,     транспортного     и
сельскохозяйственного назначения, при выборе  земельных  участков  под
строительство,    а    также    при   проектировании,   строительстве,
реконструкции  и   техническом   перевооружении   объектов   (пусковых
комплексов),  сооружений  и инженерных коммуникаций должны выполняться
требования санитарного законодательства.

 См. также  Инструкцию  "О  проведении  государственной  экспертизы  и
 согласовании  градостроительной документации и проектов строительства
 в области инженерно-технических  мероприятий  гражданской  обороны  и
 мероприятий  по  предупреждению  чрезвычайных ситуаций", утвержденную
 Постановлением КМ РТ от 24 марта 1998 г. N 156

     Предоставление земельных участков под строительство,  утверждение
норм   проектирования,   проектной   документации   на  строительство,
реконструкцию, техническое перевооружение объектов,  на  планировку  и
застройку  районов  и  городов  республиканского  подчинения,  ввод  в
эксплуатацию построенных, реконструированных  жилых  домов,  зданий  и
сооружений   культурно-бытового,   жилищно-коммунального   назначения,
промышленных, транспортных и других объектов (пусковых  комплексов)  и
сооружений  осуществляются  при  наличии  санитарно-эпидемиологических
заключений,   удостоверяющих   выполнение    требований    санитарного
законодательства.
     Граждане,  индивидуальные  предприниматели  и  юридические  лица,
ответственные  за  выполнение  работ по проектированию и строительству
объектов, их финансирование и (или) кредитование, в  случае  выявления
нарушения   санитарного   законодательства   или   невозможности   его
выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить  проведение
указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

     Статья 16. Требования  к  продукции  производственно-технического
назначения, товарам для личных и бытовых нужд граждан и технологиям их
изготовления
     Продукция    производственно-технического     назначения,     при
производстве,  транспортировке, хранении, применении (использовании) и
утилизации которой  требуется  непосредственное  участие  человека,  а
также  товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не
должны оказывать вредное воздействие на  человека  и  среду  обитания.
Продукция  по  своим  свойствам  и  показателям должна соответствовать
санитарным правилам.
     Производство, применение  (использование)  и  реализация  впервые
разработанной   или   внедряемой   в   производство  продукции,  новые
технологические  процессы  производства  продукции   допускаются   при
наличии  санитарно-эпидемиологических  заключений  о  соответствии  их
санитарным правилам.
     Граждане,  индивидуальные  предприниматели  и  юридические  лица,
осуществляющие  разработку,  производство,  транспортировку,  закупку,
хранение  и   реализацию   продукции,   в   случае   установления   ее
несоответствия  требованиям  санитарных  правил  обязаны приостановить
такую деятельность, изъять продукцию из  оборота  и  принять  меры  по
применению  (использованию) продукции в целях, исключающих возможность
причинения вреда человеку, или ее уничтожить.

     Статья 17. Требования к  химическим  и  биологическим  веществам,
потенциально опасным для человека
     Химические и биологические  вещества,  потенциально  опасные  для
человека,    допускаются    к    производству,    закупке,   хранению,
транспортировке, реализации и применению (использованию) только  после
их государственной регистрации в соответствии с законодательством.

     Статья  18.  Требования  к  продукции,  ввозимой  на   территорию
Республики Татарстан
     Ввозимая   на   территорию   Республики   Татарстан   гражданами,
индивидуальными  предпринимателями  и  юридическими  лицами продукция,
предназначенная для применения в промышленности,  сельском  хозяйстве,
гражданском   строительстве,  на  транспорте,  в  процессе  применения
(использования) которой требуется непосредственное участие человека, и
(или)   предназначенная  для  реализации  населению,  включая  пищевые
продукты и продовольственное сырье, должна быть безопасной для жизни и
здоровья людей и среды обитания.
     Продукция ввозится на территорию Республики Татарстан при наличии
санитарно-эпидемиологического  заключения о соответствии ее санитарным
правилам.

     Статья  19.  Требования  к  продовольственному   сырью,   пищевым
продуктам,   материалам   и   изделиям,   контактирующим   с  пищевыми
продуктами, а также технологиям их изготовления
     Пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности
человека   и  не  оказывать  вредного  воздействия  на  его  здоровье.
Продовольственное  сырье,  пищевые  продукты,  материалы  и   изделия,
контактирующие    с    ними   в   процессе   изготовления,   хранения,
транспортировки  и  реализации   населению,   должны   соответствовать
требованиям санитарных правил.
     При  производстве  пищевых  продуктов  могут  быть   использованы
пищевые  добавки,  материалы  и  изделия,  контактирующие  с  пищевыми
продуктами, разрешенные для применения в установленном порядке.
     Производство, применение (использование) и  реализация  населению
новых  видов  (впервые  разработанных  и  внедренных  в  производство)
продовольственного  сырья,   пищевых   продуктов,   пищевых   добавок,
контактирующих  с  ними  материалов и изделий, а также внедрение новых
технологических   процессов   их   производства   и   технологического
оборудования   допускается   только   после  получения  положительного
санитарно-эпидемиологического заключения о их соответствии  санитарным
правилам.
     Граждане,  индивидуальные  предприниматели,   юридические   лица,
осуществляющие  производство,  закупку,  хранение,  транспортировку  и
реализацию  продовольственного  сырья  и  пищевых  продуктов,   должны
выполнять    требования    санитарных    правил,   установленных   для
соответствующих видов деятельности и объектов,  и  принимать  меры  по
предотвращению ухудшения их качества.
     Продовольственное сырье, пищевые продукты, контактирующие с  ними
материалы   и   изделия,  не  соответствующие  санитарным  правилам  и
представляющие  опасность  для  человека,   немедленно   снимаются   с
производства и (или) реализации.
     Снятые с производства  или  реализации  продовольственное  сырье,
пищевые  продукты  и  контактирующие с ними материалы и изделия должны
быть использованы их владельцем в целях, исключающих причинение  вреда
человеку, либо уничтожены.

     Статья 20. Требования к организации питания населения
     При организации  питания  населения  в  специально  оборудованных
местах  (столовых,  ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при
приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для
предотвращения    возникновения    и    распространения   инфекционных
заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений)  должны
выполняться санитарные правила.
     Соблюдение   физиологических   норм   питания   обязательно   при
организации  питания  в  детских, дошкольных, высших и средних учебных
заведениях, лечебно-профилактических,  оздоровительных  учреждениях  и
учреждениях   социальной   защиты,   при  установлении  норм  пищевого
довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм  питания
граждан,   находящихся   в   следственных  изоляторах  или  отбывающих
наказание в исправительных учреждениях.
     При установлении минимальных социальных стандартов  уровня  жизни
населения,     гарантируемых    государством,    должны    учитываться
физиологические нормы питания.

     Статья 21. Требования к водным объектам, используемым населением
     Водные     объекты,     используемые     для     питьевого      и
хозяйственно-бытового  водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха
и в лечебных  целях,  не  должны  оказывать  вредного  воздействия  на
человека. Использование водных объектов допускается только при наличии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии качества  воды
требованиям  санитарных  правил для конкретно указанных целей, а также
об условиях безопасного для человека пользования водным объектом.
     В водных  объектах,  расположенных  в  черте  районов  и  городов
республиканского подчинения, качество воды должно отвечать требованиям
санитарных правил.
     В    целях    предотвращения    загрязнения    водных    объектов
устанавливаются в соответствии с законодательством нормативы предельно
допустимых вредных воздействий на водные объекты.
     Проекты  округов  и  зон  санитарной  охраны   водных   объектов,
используемых  для  питьевого,  хозяйственно-бытового водоснабжения и в
лечебных целях, утверждаются органами государственного управления  или
органами        местного        самоуправления       при       наличии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их  санитарным
правилам.
     В  случаях,  когда  водные  объекты  представляют  опасность  для
здоровья   населения,   органы   государственного  управления,  органы
местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и  юридические
лица   в   соответствии   с  их  полномочиями  обязаны  принять  меры,
направленные   на   ограничение,   приостановление   или    запрещение
использования водного объекта.

     Статья 22. Требования к питьевому водоснабжению населения
     Население  городов  республиканского  подчинения,   городских   и
сельских  поселений  должно  обеспечиваться питьевой водой, отвечающей
требованиям  санитарных  правил,   в   количестве,   достаточном   для
удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.

     Статья 23. Требования к  качеству  атмосферного  воздуха  городов
республиканского  подчинения,  городских и сельских поселений, воздуха
рабочих зон и мест постоянного и временного пребывания людей
     Качество   атмосферного    воздуха    городов    республиканского
подчинения,  городских  и  сельских поселений, территорий промышленных
предприятий,  воздуха  рабочей   зоны,   производственных   и   других
помещений,  в  местах постоянного и временного пребывания людей должны
соответствовать санитарным  правилам  и  не  оказывать  отрицательного
влияния   на   качество  производимой  предприятиями  продукции  и  на
человека.
     Нормативы  предельно  допустимых  выбросов  вредных   веществ   в
атмосферный воздух утверждаются в соответствии с федеральным законом.

     Статья  24.  Санитарная  охрана  почв,  требования  к  содержанию
территорий  городов  республиканского подчинения, городских и сельских
поселений,   сбору,   переработке,   обезвреживанию,   утилизации    и
захоронению отходов производства и потребления
     В  почвах  городов  республиканского  подчинения,   городских   и
сельских    поселений,    сельскохозяйственных    угодий    содержание
потенциально опасных для человека химических и биологических  веществ,
биологических   и   микробиологических  организмов,  а  также  уровень
радиационного  фона  не  должны  превышать  нормативов,  установленных
санитарными правилами.
     Порядок и условия содержания территорий городов  республиканского
подчинения,  городских  и  сельских поселений устанавливаются органами
местного  самоуправления  при  наличии   санитарно-эпидемиологического
заключения  о  соответствии  указанных  в  порядке  условий санитарным
правилам.
     Производственные и бытовые отходы  подлежат  сбору,  переработке,
обезвреживанию,  захоронению  и  утилизации  в  порядке, установленном
законодательством.
     Отходы, имеющие уровень радиоактивного  загрязнения,  превышающий
установленный    санитарными    правилами,    подлежат    переработке,
обезвреживанию,   утилизации   и   захоронению   в   соответствии    с
законодательством.

     Статья 25. Требования к состоянию жилых помещений
     Жилые помещения по площади, планировке, освещенности,  инсоляции,
микроклимату,  воздухообмену,  уровням  шума, вибрации, ионизирующих и
неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам  в
целях   обеспечения   безопасных   и   безвредных  условий  проживания
независимо от его срока.
     Заселение жилых помещений, не отвечающих санитарным  правилам,  а
также   предоставление   гражданам   для  постоянного  или  временного
проживания нежилых помещений не допускается.
     Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

     Статья  26.   Требования   при   эксплуатации   производственных,
общественных зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспорта
     При   эксплуатации   производственных,    общественных    зданий,
помещений, сооружений, оборудования и транспорта должны обеспечиваться
благоприятные для человека условия  труда,  быта  и  отдыха,  а  также
осуществляться    санитарно-противоэпидемические    (профилактические)
мероприятия.
     Индивидуальные  предприниматели  и   юридические   лица   обязаны
приостановить  либо  прекратить свою деятельность или работу отдельных
цехов,  участков,  эксплуатацию  зданий,   сооружений,   оборудования,
транспорта, выполнение и (или) оказание отдельных видов работ, услуг в
случаях, когда осуществление указанных  деятельности,  работ  и  услуг
нарушает требования санитарных правил.

     Статья 27. Требования к условиям труда
     Условия  труда,  рабочее  место  и  трудовой  процесс  не  должны
оказывать  вредное  воздействие  на человека. Требования к обеспечению
безопасных для  человека  условий  труда  устанавливаются  санитарными
правилами и иными нормативными правовыми актами.
     Индивидуальные  предприниматели  и   юридические   лица   обязаны
осуществлять     санитарно-противоэпидемические     (профилактические)
мероприятия по обеспечению безопасных для  человека  условий  труда  и
выполнению   требований   санитарного   и   иного  законодательства  к
производственным   процессам    и    технологическому    оборудованию,
организации  рабочих  мест,  коллективным  и  индивидуальным средствам
защиты  работников,  режиму  труда,  отдыха  и  бытовому  обслуживанию
работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний,
инфекционных  заболеваний  и  заболеваний  (отравлений),  связанных  с
условиями труда.

     Статья  28.  Требования  к  условиям  работы   с   биологическими
веществами,  биологическими  и  микробиологическими  организмами  и их
токсинами
     Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и
микробиологическими   организмами  и  их  токсинами,  в  том  числе  с
возбудителями инфекционных заболеваний  человека,  а  также  работы  в
области      генной      инженерии     допускаются     при     наличии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы
требованиям санитарных правил.

     Статья 29. Требования к условиям работы с источниками  физических
факторов воздействия на человека
     Условия   работы   с    машинами,    механизмами,    установками,
устройствами,  аппаратами,  которые  являются  источниками  физических
факторов воздействия  на  человека  (шума,  вибрации,  ультразвуковых,
инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и
иного  излучения),  не  должны  оказывать   вредное   воздействие   на
человека.
     Производство, хранение, транспортировка, применение и захоронение
радиоактивных  веществ,  материалов  и  отходов,  использование машин,
механизмов,  установок,  устройств  и  аппаратов,   которые   являются
источниками  физических  факторов воздействия на человека, допускаются
только   при    наличии    санитарно-эпидемиологических    заключений,
удостоверяющих  соответствие  условий  выполняемых  работ  требованиям
санитарных правил.
     Отношения в области обеспечения безопасности работ с  источниками
ионизирующих   излучений   и   радиационной   безопасности   населения
регулируются законодательством Российской Федерации.

     Статья   30.   Требования   к    осуществлению    образовательной
деятельности
     В  образовательных  учреждениях  должны  осуществляться  меры  по
охране  здоровья  детей и профилактике заболеваний, в том числе и меры
по организации их питания, в соответствии с  требованиями  санитарного
законодательства.
     Программы,   методики   и   режимы   воспитания,    обучения    и
профессиональной  подготовки,  учебники и иная издательская продукция,
учебная мебель, технические, аудиовизуальные и иные средства  обучения
допускаются  к  использованию при наличии санитарно-эпидемиологических
заключений о соответствии их санитарным правилам.

Глава V. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия

     Статья        31.        Организация         и         проведение
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
     В   целях   предупреждения   возникновения   и    распространения
инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны
своевременно      и      в       полном       объеме       проводиться
санитарно-противоэпидемические     (профилактические)     мероприятия,
предусмотренные санитарным законодательством.
     Для предотвращения  заноса  на  территорию  Республики  Татарстан
инфекционных   заболеваний,   представляющих   особую   опасность  для
человека, их  распространения  и  ликвидации  организуется  санитарная
охрана территории Республики Татарстан.
     Перечень инфекционных болезней, требующих проведения  мероприятий
по   санитарной  охране  территорий,  определяется  в  соответствии  с
федеральным законом.
     Организация санитарной охраны  территории  Республики  Татарстан,
мероприятия,  необходимые  для  ее осуществления, порядок и условия их
проведения регламентируются санитарным и иным законодательством.
     В случае  угрозы  возникновения  и  распространения  инфекционных
заболеваний  Кабинет  Министров  Республики Татарстан, органы местного
самоуправления   своими    решениями    в    порядке,    установленном
законодательством,    могут    вводить   ограничительные   мероприятия
(карантин).
     В  целях  оперативного  руководства  и  координации  деятельности
граждан,   индивидуальных   предпринимателей   и  юридических  лиц  по
предупреждению и ликвидации массовых заболеваний  людей  при  Кабинете
Министров  Республики  Татарстан  и  местных  администрациях  районов,
городов,   районов   в   городах   могут   образовываться   санитарные
противоэпидемические комиссии.
     Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на  такие
заболевания  и  контактировавшие  с  инфекционными  больными  подлежат
лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению, а  в
случае, если они представляют опасность для окружающих, - обязательной
госпитализации  или  изоляции  (карантину)  в  порядке,  установленном
законодательством.
     Лица,    являющиеся    носителями    возбудителей    инфекционных
заболеваний,   если   они  могут  явиться  источником  распространения
инфекционных заболеваний  в  связи  с  особенностями  производства,  в
котором  они  заняты,  или  выполняемой  ими  работы,  при их согласии
временно  переводятся  на  другую  работу,  не  связанную   с   риском
распространения  инфекционных  заболеваний. При невозможности перевода
указанные  лица  в  соответствии  с   федеральным   законом   временно
отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.
     Инфекционные и массовые неинфекционные заболевания  (отравления),
связанные  с  неблагоприятным  воздействием на человека факторов среды
обитания, подлежат государственному учету, ведению отчетности по ним и
регистрации  по  месту  их  выявления  в  соответствии  с  федеральным
законом.
     Порядок ведения государственного учета  инфекционных  и  массовых
неинфекционных  заболеваний  (отравлений),  а  также  порядок  ведения
отчетности  по  ним  устанавливается  в  соответствии  с   федеральным
законом.

     Статья 32. Обязательные медицинские осмотры
     1.  В  целях  предупреждения  возникновения   и   распространения
инфекционных    заболеваний,   массовых   неинфекционных   заболеваний
(отравлений)  и  профессиональных  заболеваний   работники   отдельных
профессий,  производств  и  организаций  при выполнении своих трудовых
обязанностей обязаны  проходить  предварительные  при  поступлении  на
работу  и  периодические профилактические медицинские осмотры (далее -
медицинские осмотры).
     2. В случае необходимости в соответствии  с  федеральным  законом
Кабинетом    Министров   Республики   Татарстан,   органами   местного
самоуправления в отдельных организациях (цехах,  лабораториях  и  иных
структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к
проведению медицинских осмотров работников.
     3. Индивидуальные  предприниматели  и  юридические  лица  обязаны
обеспечивать   условия,  необходимые  для  своевременного  прохождения
медицинских осмотров работниками.
     4. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров,
не допускаются к работе.
     5. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению  в
личные    медицинские   книжки   и   учету   лечебно-профилактическими
организациями государственной системы здравоохранения в соответствии с
федеральным законом.
     6. Порядок проведения обязательных медицинских  осмотров,  учета,
ведения  отчетности  и  выдачи  работникам  личных  медицинских книжек
определяется в соответствии с федеральным законодательством.

     Статья 33. Профилактические прививки
     Для предупреждения возникновения и  распространения  инфекционных
заболеваний   гражданам   проводятся   профилактические   прививки   в
соответствии с законодательством.

     Статья  34.  Гигиеническое  обучение,  воспитание  и  образование
граждан
     Гигиеническое  обучение,   воспитание   и   образование   граждан
осуществляется посредством включения в программы обучения и воспитания
разделов о гигиенических знаниях в процессе:
     воспитания, обучения  в  детских  дошкольных,  высших  и  средних
учебных заведениях;
     подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
     профессиональной  гигиенической  подготовки  и  (или)  аттестации
должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана
с    вредными    условиями    труда,     производством,     хранением,
транспортировкой  и  реализацией пищевых продуктов, продовольственного
сырья,  питьевой  воды  и  других   товаров   народного   потребления,
воспитанием  и  обучением  детей,  коммунальным, бытовым и медицинским
обслуживанием населения.

 См. также Приказ Министерства здравоохранения РТ от 27 июля 1998 г. N
 504   "О   совершенствовании   деятельности   органов   и  учреждений
 здравоохранения  в  области  гигиенического  обучения  и   воспитания
 населения Республики Татарстан"

     Статья  35.  Осуществление  производственного   и   общественного
контроля  в  области  обеспечения санитарно-эпидемической безопасности
населения
     Индивидуальные  предприниматели  и   юридические   лица   обязаны
обеспечить    производственный    контроль    (включая    лабораторные
исследования,    предусмотренные     соответствующими     нормативными
документами)     за     выполнением     санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий, качеством и безопасностью  выпускаемой
продукции, выполняемых работ и услуг.
     Общественные объединения граждан в  соответствии  с  их  уставами
вправе осуществлять общественный контроль за выполнением установленных
санитарных правил.

      Глава VI. Государственное управление в области обеспечения      
            санитарно-эпидемической безопасности населения            

     Статья  36.  Государственное  управление  в  области  обеспечения
санитарно-эпидемической безопасности населения
     Государственное     управление     в     области      обеспечения
санитарно-эпидемической    безопасности    населения    осуществляется
Кабинетом   Министров   Республики   Татарстан    и    государственной
санитарно-эпидемиологической    службой    в   Республике   Татарстан,
возглавляемой  специально  уполномоченным  государственным  органом  в
области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения.

 См. также Положение "О  государственной  санитарно-эпидемиологической
 службе  Республики Татарстан", утвержденное постановлением КМ РТ от 9
 июля 2001 г. N 439

     Статья    37.    Государственное     санитарно-эпидемиологическое
нормирование
     Государственное     санитарно-эпидемиологическое     нормирование
осуществляется     органами     и     учреждениями     государственной
санитарно-эпидемиологической  службы  в  соответствии  с   федеральным
законодательством.

     Статья   38.   Особенности   лицензирования    отдельных    видов
деятельности  (работ,  услуг),  представляющих потенциальную опасность
для человека
     Отдельные  виды  деятельности  (работы,  услуги),  представляющие
потенциальную   опасность  для  человека,  подлежат  лицензированию  в
соответствии с законодательством.
     Обязательным условием для  принятия  решения  о  выдаче  лицензии
является          представление          соискателем          лицензии
санитарно-эпидемиологического  заключения  о  соответствии  санитарным
правилам представляющих потенциальную опасность для человека указанных
видов деятельности (работ, услуг).

     Статья 39. Особенности сертификации  отдельных  видов  продукции,
работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека
     Сертификация  отдельных   видов   продукции,   работ   и   услуг,
представляющих  потенциальную опасность для человека, осуществляется в
соответствии с законодательством при наличии гигиенического заключения
об их соответствии требованиям санитарных правил.

     Статья     40.      Санитарно-эпидемиологические      экспертизы,
расследования,     обследования,     исследования,     испытания     и
токсикологические, гигиенические и иные виды оценок
     Санитарно-эпидемиологические      экспертизы,      расследования,
обследования,    исследования,    испытания    и    токсикологические,
гигиенические  и  иные  виды  оценок  проводятся  в   соответствии   с
федеральным   законодательством   организациями,   аккредитованными  в
установленном порядке,  и  экспертами  с  использованием  утвержденных
методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений.
     На основании результатов санитарно-эпидемиологических  экспертиз,
расследований,       обследований,       исследований,      испытаний,
токсикологических, гигиенических и иных видов  оценок,  оформленных  в
установленном  порядке,  главные  государственные  санитарные  врачи в
соответствии  с  законодательством  дают  санитарно-эпидемиологические
заключения.
     Организации, аккредитованные в установленном порядке, и эксперты,
который      проводят     санитарно-эпидемиологические     экспертизы,
расследования,     обследования,     исследования,     испытания     и
токсикологические,   гигиенические   и   иные   виды   оценок,   несут
ответственность за  их  качество  и  объективность  в  соответствии  с
законодательством.

     Статья 41. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на
территории Республики Татарстан
     Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории
Республики Татарстан включает в себя:
     контроль    за    выполнением    санитарного    законодательства,
санитарно-противоэпидемических     (профилактических)     мероприятий,
предписаний   и   постановлений   должностных   лиц,    осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
     санитарно-карантинный контроль;
     выявление  и  установление  причин  и  условий  возникновения   и
распространения  инфекционных  и  массовых  неинфекционных заболеваний
(отравлений) населения;
     применение мер пресечения санитарных правонарушений и привлечение
к ответственности лиц, их совершивших;
     разработку обязательных для исполнения предложений по  проведению
мероприятий,   обеспечивающих   санитарно-эпидемическую   безопасность
населения;
     ведение  статистического   наблюдения   в   области   обеспечения
санитарно-эпидемической безопасности населения, государственного учета
инфекционных, профессиональных и массовых  неинфекционных  заболеваний
(отравлений)  в  связи с неблагоприятным влиянием на человека факторов
среды   обитания,   а    также    формирование    банка    данных    о
санитарно-эпидемиологической обстановке.

 Постановление КМ РТ от 27 декабря 1991 г. N  581  "О  Государственной
 санитарно-эпидемиологической службе Татарской ССР"

     Статья 42. Социально-гигиенический мониторинг
     В целях выявления, анализа, оценки и прогноза состояния  здоровья
населения  и  среды обитания, установления, предупреждения, устранения
или уменьшения неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на
человека   в   Республике  Татарстан  ведется  социально-гигиенический
мониторинг.
     Социально-гигиенический   мониторинг   в   Республике   Татарстан
проводится      органами      и      учреждениями      государственной
санитарно-эпидемиологической службы в Республике Татарстан совместно с
органами    государственного    управления    и    органами   местного
самоуправления.
     Проведение  социально-гигиенического  мониторинга  на  территории
Республики   Татарстан   осуществляется   в   порядке,   установленном
федеральным законодательством.

    Глава VII. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба    
                         Республики Татарстан                         

     Исключена
Глава VIII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства 

     Статья   53.    Ответственность    за    нарушение    санитарного
законодательства
     За    нарушение    санитарного     законодательства     граждане,
индивидуальные    предприниматели    и    юридические    лица    несут
ответственность в соответствии с законодательством.

 См. также Инструкцию "О порядке привлечения  граждан,  индивидуальных
 предпринимателей,  должностных  и  юридических лиц к административной
 ответственности   за   нарушения    санитарного    законодательства";
 Инструкцию "О порядке приостановления или прекращения отдельных видов
 деятельности  Государственной  санитарно-эпидемиологической   службой
 Республики  Татарстан", утвержденные приказом Госкомсанэпиднадзора РТ
 от 10.07.2000 г. N 101

                  Глава IX. Заключительные положения                  

     Статья 54. Исключена
     Статья 55. О введении в действие настоящего Закона
     Ввести  в  действие  настоящий  Закон  со  дня  его  официального
опубликования.
     Кабинету Министров Республики Татарстан привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент Республики Татарстан                         М.Ш.Шаймиев
г.Казань, 1 декабря 1999 года, N 2475
                                        Утратил силу - Закон
                                 Государственного Совета Республики
                                             Татарстан
                                     от 20.05.2005 г. N 70-зрт


Информация по документу
Читайте также