Расширенный поиск
Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 01.12.1999 № 2475Законом РТ от 20 мая 2005 г. N 70-ЗРТ настоящий Закон признан утратившим силу Закон Республики Татарстан от 1 декабря 1999 г. N 2475 "О санитарно-эпидемической безопасности населения" (с изменениями от 15 октября 2002 г.) См. также Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Настоящий Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемической безопасности населения и реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и здоровую окружающую среду. Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; санитарно-эпидемическая безопасность населения - состояние защищенности среды обитания, при котором уменьшается или полностью исключается воздействие вредных факторов на человека, созданы благоприятные условия его жизнедеятельности и отмечается тенденция улучшения общественного здоровья; государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование - деятельность, включающая в себя обоснование, установление, утверждение, регистрацию и опубликование государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний; социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания; государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания; физиологические нормы питания - установленные величины потребления пищевых веществ и энергии как обеспечивающие оптимальное здоровье человека; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов и эксплуатационной документации. О введении единого бланка заключения о соответствии санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам потенциально опасных для здоровья населения видов деятельности, работ и услуг см. Постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 15 сентября 1999 г. N 36 Статья 2. Основные направления обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения в Республике Татарстан Деятельность по обеспечению санитарно-эпидемической безопасности населения осуществляется по следующим основным направлениям: разработка и реализация государственных программ, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний населения, оздоровление среды обитания человека и создание условий его жизнедеятельности; осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора; государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование; сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека; лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; проведение социально-гигиенического мониторинга; организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; научные исследования в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения; финансирование мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемической безопасности населения в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой; повышение экономической заинтересованности у граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения; развитие информационной системы о состоянии санитарно-эпидемиологической обстановки и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; гигиеническое воспитание и образование населения. Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения в Республике Татарстан Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения в Республике Татарстан (далее - санитарное законодательство) состоит из федеральных законов, настоящего Закона и иных законодательных актов, действующих на территории Республики Татарстан. Статья 4. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы На территории Республики Татарстан действуют санитарные правила, утверждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (федеральные санитарные правила). Соблюдение санитарных правил обязательно для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством. Глава II. Компетенция органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения Статья 5. Компетенция Государственного Совета Республики Татарстан в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения К компетенции Государственного Совета Республики Татарстан в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения относятся: участие в выработке и реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения; законодательное регулирование отношений в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения; осуществление контроля за соблюдением санитарного законодательства; утверждение важнейших республиканских программ в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения; экономическое стимулирование деятельности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки, профилактике заболеваний, улучшению условий труда, гигиеническому воспитанию и образованию населения. Статья 6. Компетенция Кабинета Министров Республики Татарстан в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения К компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения относятся: разработка и реализация республиканских целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, научных и научно-технических программ в данной области; осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством. Статья 7. Исключена Законом РТ от 15 октября 2002 г. N 15-ЗРТ статья 8 будет исключена со дня истечения срока полномочий местных Советов народных депутатов РТ Статья 8. Компетенция местных Советов народных депутатов в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения К компетенции местных Советов народных депутатов в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения относятся: осуществление контроля за соблюдением санитарного законодательства; рассмотрение и утверждение статьи расходов местного бюджета на здравоохранение в части обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения; принятие решений об образовании целевых внебюджетных фондов, предназначенных для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; экономическое стимулирование в пределах своих полномочий деятельности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по предупреждению и ликвидации неблагоприятного влияния на человека факторов окружающей среды, профилактике заболеваний, улучшению условий труда, быта и жизнедеятельности людей; утверждение местных программ в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения. Законом РТ от 15 октября 2002 г. N 15-ЗРТ статья 9 будет исключена со дня истечения срока полномочий местных Советов народных депутатов РТ Статья 9. Компетенция местных администраций районов, городов, районов в городах в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения К компетенции местных администраций районов, городов, районов в городах в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения относятся: осуществление контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения; разработка и реализация местных программ в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения; координация деятельности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по вопросам обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения; организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на подведомственной территории. Статья 10. Компетенция органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения Органы местного самоуправления осуществляют деятельность в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством. Глава III. Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения Статья 11. Права граждан Граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека; на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу вследствие нарушений другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в порядке, установленном законодательством; запрашивать и получать в соответствии с законодательством от органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, специально уполномоченного государственного органа в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения, юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, неблагоприятных факторах и уровнях их воздействия на среду обитания (жилища, места учебы, работы, отдыха), качестве и безопасности пищевых продуктов, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, выполняемых работах и оказываемых услугах, представляющих опасность для человека; осуществлять через общественные объединения граждан в соответствии с их уставами общественный контроль за соблюдением санитарных правил, вносить предложения, участвовать в разработке, обсуждении органами государственной власти и управления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемической безопасности населения. Иностранным гражданам гарантируется право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания в соответствии с законодательством. Статья 12. Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право: запрашивать и получать в соответствии с законодательством от органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы в Республике Татарстан информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; принимать участие в разработке программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемической безопасности населения; на возмещение вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в порядке, установленном законодательством. Статья 13. Обязанности граждан Граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор; заботиться о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Статья 14. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, относящиеся к осуществляемой деятельности; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в Республике Татарстан об аварийных ситуациях, создающих угрозу санитарно-эпидемиологической обстановке; осуществлять гигиеническое обучение работников. Глава IV. Общие требования по обеспечению санитарно-эпидемической безопасности населения Статья 15. Требования к планировке и застройке районов и городов республиканского подчинения При планировке и застройке районов и городов республиканского подчинения должны быть предусмотрены: комплексное благоустройство их территорий; создание благоприятных условий для жизни и здоровья человека; меры по предупреждению и устранению неблагоприятного влияния факторов среды обитания на человека, а также на условия его жизни и деятельности. При разработке норм проектирования, проектов районной планировки, генеральных планов городов, проектов планировки и застройки районов и городов республиканского подчинения, при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного, транспортного и сельскохозяйственного назначения, при выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом перевооружении объектов (пусковых комплексов), сооружений и инженерных коммуникаций должны выполняться требования санитарного законодательства. См. также Инструкцию "О проведении государственной экспертизы и согласовании градостроительной документации и проектов строительства в области инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций", утвержденную Постановлением КМ РТ от 24 марта 1998 г. N 156 Предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объектов, на планировку и застройку районов и городов республиканского подчинения, ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других объектов (пусковых комплексов) и сооружений осуществляются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений, удостоверяющих выполнение требований санитарного законодательства. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарного законодательства или невозможности его выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование. Статья 16. Требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд граждан и технологиям их изготовления Продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам. Производство, применение (использование) и реализация впервые разработанной или внедряемой в производство продукции, новые технологические процессы производства продукции допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих возможность причинения вреда человеку, или ее уничтожить. Статья 17. Требования к химическим и биологическим веществам, потенциально опасным для человека Химические и биологические вещества, потенциально опасные для человека, допускаются к производству, закупке, хранению, транспортировке, реализации и применению (использованию) только после их государственной регистрации в соответствии с законодательством. Статья 18. Требования к продукции, ввозимой на территорию Республики Татарстан Ввозимая на территорию Республики Татарстан гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами продукция, предназначенная для применения в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе применения (использования) которой требуется непосредственное участие человека, и (или) предназначенная для реализации населению, включая пищевые продукты и продовольственное сырье, должна быть безопасной для жизни и здоровья людей и среды обитания. Продукция ввозится на территорию Республики Татарстан при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам. Статья 19. Требования к продовольственному сырью, пищевым продуктам, материалам и изделиям, контактирующим с пищевыми продуктами, а также технологиям их изготовления Пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека и не оказывать вредного воздействия на его здоровье. Продовольственное сырье, пищевые продукты, материалы и изделия, контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению, должны соответствовать требованиям санитарных правил. При производстве пищевых продуктов могут быть использованы пищевые добавки, материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами, разрешенные для применения в установленном порядке. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разработанных и внедренных в производство) продовольственного сырья, пищевых продуктов, пищевых добавок, контактирующих с ними материалов и изделий, а также внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускается только после получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения о их соответствии санитарным правилам. Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, должны выполнять требования санитарных правил, установленных для соответствующих видов деятельности и объектов, и принимать меры по предотвращению ухудшения их качества. Продовольственное сырье, пищевые продукты, контактирующие с ними материалы и изделия, не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для человека, немедленно снимаются с производства и (или) реализации. Снятые с производства или реализации продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцем в целях, исключающих причинение вреда человеку, либо уничтожены. Статья 20. Требования к организации питания населения При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила. Соблюдение физиологических норм питания обязательно при организации питания в детских, дошкольных, высших и средних учебных заведениях, лечебно-профилактических, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, при установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания граждан, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях. При установлении минимальных социальных стандартов уровня жизни населения, гарантируемых государством, должны учитываться физиологические нормы питания. Статья 21. Требования к водным объектам, используемым населением Водные объекты, используемые для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха и в лечебных целях, не должны оказывать вредного воздействия на человека. Использование водных объектов допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии качества воды требованиям санитарных правил для конкретно указанных целей, а также об условиях безопасного для человека пользования водным объектом. В водных объектах, расположенных в черте районов и городов республиканского подчинения, качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил. В целях предотвращения загрязнения водных объектов устанавливаются в соответствии с законодательством нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами государственного управления или органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. В случаях, когда водные объекты представляют опасность для здоровья населения, органы государственного управления, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с их полномочиями обязаны принять меры, направленные на ограничение, приостановление или запрещение использования водного объекта. Статья 22. Требования к питьевому водоснабжению населения Население городов республиканского подчинения, городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой, отвечающей требованиям санитарных правил, в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека. Статья 23. Требования к качеству атмосферного воздуха городов республиканского подчинения, городских и сельских поселений, воздуха рабочих зон и мест постоянного и временного пребывания людей Качество атмосферного воздуха городов республиканского подчинения, городских и сельских поселений, территорий промышленных предприятий, воздуха рабочей зоны, производственных и других помещений, в местах постоянного и временного пребывания людей должны соответствовать санитарным правилам и не оказывать отрицательного влияния на качество производимой предприятиями продукции и на человека. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух утверждаются в соответствии с федеральным законом. Статья 24. Санитарная охрана почв, требования к содержанию территорий городов республиканского подчинения, городских и сельских поселений, сбору, переработке, обезвреживанию, утилизации и захоронению отходов производства и потребления В почвах городов республиканского подчинения, городских и сельских поселений, сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должны превышать нормативов, установленных санитарными правилами. Порядок и условия содержания территорий городов республиканского подчинения, городских и сельских поселений устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных в порядке условий санитарным правилам. Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации в порядке, установленном законодательством. Отходы, имеющие уровень радиоактивного загрязнения, превышающий установленный санитарными правилами, подлежат переработке, обезвреживанию, утилизации и захоронению в соответствии с законодательством. Статья 25. Требования к состоянию жилых помещений Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Заселение жилых помещений, не отвечающих санитарным правилам, а также предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. Статья 26. Требования при эксплуатации производственных, общественных зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспорта При эксплуатации производственных, общественных зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспорта должны обеспечиваться благоприятные для человека условия труда, быта и отдыха, а также осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение и (или) оказание отдельных видов работ, услуг в случаях, когда осуществление указанных деятельности, работ и услуг нарушает требования санитарных правил. Статья 27. Требования к условиям труда Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарного и иного законодательства к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда. Статья 28. Требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе с возбудителями инфекционных заболеваний человека, а также работы в области генной инженерии допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы требованиям санитарных правил. Статья 29. Требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека. Производство, хранение, транспортировка, применение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека, допускаются только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений, удостоверяющих соответствие условий выполняемых работ требованиям санитарных правил. Отношения в области обеспечения безопасности работ с источниками ионизирующих излучений и радиационной безопасности населения регулируются законодательством Российской Федерации. Статья 30. Требования к осуществлению образовательной деятельности В образовательных учреждениях должны осуществляться меры по охране здоровья детей и профилактике заболеваний, в том числе и меры по организации их питания, в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания, обучения и профессиональной подготовки, учебники и иная издательская продукция, учебная мебель, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Глава V. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия Статья 31. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, предусмотренные санитарным законодательством. Для предотвращения заноса на территорию Республики Татарстан инфекционных заболеваний, представляющих особую опасность для человека, их распространения и ликвидации организуется санитарная охрана территории Республики Татарстан. Перечень инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территорий, определяется в соответствии с федеральным законом. Организация санитарной охраны территории Республики Татарстан, мероприятия, необходимые для ее осуществления, порядок и условия их проведения регламентируются санитарным и иным законодательством. В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний Кабинет Министров Республики Татарстан, органы местного самоуправления своими решениями в порядке, установленном законодательством, могут вводить ограничительные мероприятия (карантин). В целях оперативного руководства и координации деятельности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по предупреждению и ликвидации массовых заболеваний людей при Кабинете Министров Республики Татарстан и местных администрациях районов, городов, районов в городах могут образовываться санитарные противоэпидемические комиссии. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с инфекционными больными подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению, а в случае, если они представляют опасность для окружающих, - обязательной госпитализации или изоляции (карантину) в порядке, установленном законодательством. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источником распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работы, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода указанные лица в соответствии с федеральным законом временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию. Инфекционные и массовые неинфекционные заболевания (отравления), связанные с неблагоприятным воздействием на человека факторов среды обитания, подлежат государственному учету, ведению отчетности по ним и регистрации по месту их выявления в соответствии с федеральным законом. Порядок ведения государственного учета инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также порядок ведения отчетности по ним устанавливается в соответствии с федеральным законом. Статья 32. Обязательные медицинские осмотры 1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). 2. В случае необходимости в соответствии с федеральным законом Кабинетом Министров Республики Татарстан, органами местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников. 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. 4. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе. 5. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной системы здравоохранения в соответствии с федеральным законом. 6. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется в соответствии с федеральным законодательством. Статья 33. Профилактические прививки Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний гражданам проводятся профилактические прививки в соответствии с законодательством. Статья 34. Гигиеническое обучение, воспитание и образование граждан Гигиеническое обучение, воспитание и образование граждан осуществляется посредством включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях в процессе: воспитания, обучения в детских дошкольных, высших и средних учебных заведениях; подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; профессиональной гигиенической подготовки и (или) аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с вредными условиями труда, производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, продовольственного сырья, питьевой воды и других товаров народного потребления, воспитанием и обучением детей, коммунальным, бытовым и медицинским обслуживанием населения. См. также Приказ Министерства здравоохранения РТ от 27 июля 1998 г. N 504 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Республики Татарстан" Статья 35. Осуществление производственного и общественного контроля в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечить производственный контроль (включая лабораторные исследования, предусмотренные соответствующими нормативными документами) за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, качеством и безопасностью выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг. Общественные объединения граждан в соответствии с их уставами вправе осуществлять общественный контроль за выполнением установленных санитарных правил. Глава VI. Государственное управление в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения Статья 36. Государственное управление в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения Государственное управление в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан и государственной санитарно-эпидемиологической службой в Республике Татарстан, возглавляемой специально уполномоченным государственным органом в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения. См. также Положение "О государственной санитарно-эпидемиологической службе Республики Татарстан", утвержденное постановлением КМ РТ от 9 июля 2001 г. N 439 Статья 37. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с федеральным законодательством. Статья 38. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека Отдельные виды деятельности (работы, услуги), представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющих потенциальную опасность для человека указанных видов деятельности (работ, услуг). Статья 39. Особенности сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека Сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, осуществляется в соответствии с законодательством при наличии гигиенического заключения об их соответствии требованиям санитарных правил. Статья 40. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся в соответствии с федеральным законодательством организациями, аккредитованными в установленном порядке, и экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений. На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главные государственные санитарные врачи в соответствии с законодательством дают санитарно-эпидемиологические заключения. Организации, аккредитованные в установленном порядке, и эксперты, который проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством. Статья 41. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории Республики Татарстан Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории Республики Татарстан включает в себя: контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; санитарно-карантинный контроль; выявление и установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения; применение мер пресечения санитарных правонарушений и привлечение к ответственности лиц, их совершивших; разработку обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемическую безопасность населения; ведение статистического наблюдения в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения, государственного учета инфекционных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с неблагоприятным влиянием на человека факторов среды обитания, а также формирование банка данных о санитарно-эпидемиологической обстановке. Постановление КМ РТ от 27 декабря 1991 г. N 581 "О Государственной санитарно-эпидемиологической службе Татарской ССР" Статья 42. Социально-гигиенический мониторинг В целях выявления, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления, предупреждения, устранения или уменьшения неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на человека в Республике Татарстан ведется социально-гигиенический мониторинг. Социально-гигиенический мониторинг в Республике Татарстан проводится органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в Республике Татарстан совместно с органами государственного управления и органами местного самоуправления. Проведение социально-гигиенического мониторинга на территории Республики Татарстан осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. Глава VII. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Татарстан Исключена Глава VIII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства Статья 53. Ответственность за нарушение санитарного законодательства За нарушение санитарного законодательства граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством. См. также Инструкцию "О порядке привлечения граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушения санитарного законодательства"; Инструкцию "О порядке приостановления или прекращения отдельных видов деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службой Республики Татарстан", утвержденные приказом Госкомсанэпиднадзора РТ от 10.07.2000 г. N 101 Глава IX. Заключительные положения Статья 54. Исключена Статья 55. О введении в действие настоящего Закона Ввести в действие настоящий Закон со дня его официального опубликования. Кабинету Министров Республики Татарстан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев г.Казань, 1 декабря 1999 года, N 2475 Утратил силу - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 20.05.2005 г. N 70-зрт Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|