Расширенный поиск

Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 24.03.2004 № 18-ЗРТ

                                 ЗАКОН
                         РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
   
            О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
   
                                                                Принят
                                               Государственным Советом
                                                  Республики Татарстан
                                                  26 февраля 2004 года
   
     Настоящий Закон  регулирует   отношения   в   сфере   организации
муниципальной  службы  и  правовое  положение муниципальных служащих в
Республике Татарстан.
   
     Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
     Статья 1. Муниципальная должность
   
     1. Муниципальная должность - должность,  предусмотренная  уставом
муниципального  образования  в  соответствии с федеральными законами и
законами  Республики  Татарстан,  с  установленными  полномочиями   на
решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление
этих полномочий,  а также должность в органах местного самоуправления,
образуемых  в  соответствии  с  уставом муниципального образования,  с
установленными  кругом  обязанностей  по  исполнению   и   обеспечению
полномочий  данного  органа местного самоуправления и ответственностью
за исполнение этих обязанностей.
     2. Муниципальные должности подразделяются на:
     выборные муниципальные  должности  -  должности,   замещаемые   в
результате  муниципальных  выборов  (депутаты,  члены выборного органа
местного   самоуправления,   выборные   должностные   лица    местного
самоуправления),    а    также   замещаемые   на   основании   решений
представительного или иного выборного органа местного  самоуправления,
в  том  числе в отношении лиц,  избранных в состав указанных органов в
результате   муниципальных   выборов   (члены   контрольного   органа,
избирательной комиссии муниципального образования и другие);
     муниципальные должности муниципальной службы  -  должность  главы
местной   администрации,   замещаемая   по  контракту,  а  также  иные
муниципальные  должности  муниципальной   службы,   замещаемые   путем
заключения трудового договора.
   
     Статья 2. Муниципальная служба
   
     1. Муниципальная служба в Республике Татарстан - профессиональная
деятельность,  которая  осуществляется   на   постоянной   основе   на
муниципальной должности, не являющейся выборной.
     2. Статус  лиц,  замещающих  выборные  муниципальные   должности,
настоящим Законом не устанавливается.
     3. Действие настоящего Закона  распространяется  на  деятельность
главы   местной  администрации,  замещающего  указанную  должность  по
контракту, если иное не установлено федеральным законом.
   
     Статья 3.  Право граждан Российской Федерации на равный доступ  к
муниципальной службе
   
     Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной
службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
   
     Статья 4. Законодательная основа муниципальной службы
   
     1. Муниципальная служба в Республике Татарстан  осуществляется  в
соответствии   с   Конституцией   Российской  Федерации,  Конституцией
Республики  Татарстан,  Федеральным  законом   "Об   общих   принципах
организации   местного   самоуправления   в   Российской   Федерации",
Федеральным законом "Об  основах  муниципальной  службы  в  Российской
Федерации",  иными  федеральными  законами,  настоящим Законом и иными
законами Республики Татарстан.
     2. На    муниципальных    служащих    распространяется   действие
законодательства  Российской  Федерации  о  труде   с   особенностями,
предусмотренными законодательством о муниципальной службе.
   
     Статья 5. Основные принципы муниципальной службы
   
     Муниципальная служба   в   Республике   Татарстан   основана   на
принципах:
     1) верховенства  Конституции  Российской  Федерации,  федеральных
законов,  Конституции  Республики  Татарстан  и   законов   Республики
Татарстан   над  иными  нормативными  правовыми  актами,  должностными
инструкциями  при  исполнении  муниципальными  служащими   должностных
обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
     2) приоритета  прав  и   свобод   человека   и   гражданина,   их
непосредственного действия;
     3) равного доступа граждан к муниципальной службе в  соответствии
с профессиональной подготовкой и их способностями;
     4) самостоятельности органов местного самоуправления  в  пределах
их полномочий;
     5) профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
     6) ответственности  муниципальных  служащих  за  неисполнение или
ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
     7) единства  основных  требований,  предъявляемых к муниципальной
службе в Российской Федерации,  а  также  учета  исторических  и  иных
местных традиций;
     8) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;
     9) внепартийности муниципальной службы.
   
     Статья 6.  Полномочия  органов  государственной власти Республики
Татарстан в области муниципальной службы
   
     К полномочиям органов государственной власти Республики Татарстан
относится  законодательное регулирование вопросов муниципальной службы
в  соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,  Конституцией
Республики Татарстан и федеральными законами.
   
     Статья 7.  Полномочия  органов  местного самоуправления в области
муниципальной службы
   
     К полномочиям   органов   местного    самоуправления    относятся
организация  муниципальной  службы,  а  также  правовое  регулирование
муниципальной службы в порядке и случаях, предусмотренных федеральными
законами и законами Республики Татарстан.
   
     Статья 8. Финансирование муниципальной службы
   
     Финансирование муниципальной   службы   осуществляется   за  счет
средств местного бюджета соответствующего муниципального образования.
   
     Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО
   
     Статья 9. Муниципальный служащий
   
     1. Муниципальным   служащим   является    гражданин    Российской
Федерации,   достигший   возраста   18  лет,  исполняющий  в  порядке,
определенном  уставом  муниципального  образования  в  соответствии  с
федеральными законами и законами Республики Татарстан,  обязанности по
муниципальной   должности    муниципальной    службы    за    денежное
вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
     2. Лица,  не  замещающие  муниципальные  должности  муниципальной
службы   и   исполняющие   обязанности   по  техническому  обеспечению
деятельности   органов   местного    самоуправления,    не    являются
муниципальными служащими.
   
     Статья 10.  Классификация  муниципальных должностей муниципальной
службы
   
     1. Муниципальные должности муниципальной  службы  устанавливаются
нормативными   правовыми  актами  органов  местного  самоуправления  в
соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной  службы
в Республике Татарстан, утверждаемым законом Республики Татарстан.
     В реестре муниципальных  должностей  муниципальной  службы  могут
быть  установлены  муниципальные  должности  муниципальной  службы для
непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица,  замещающего
выборную  муниципальную  должность.  Указанные муниципальные должности
муниципальной  службы  замещаются   муниципальными   служащими   путем
заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
     2. Муниципальные  должности  муниципальной  службы  в  Республике
Татарстан подразделяются на следующие группы:
     высшие муниципальные должности муниципальной службы (5 группа);
     главные муниципальные должности муниципальной службы (4 группа);
     ведущие муниципальные должности муниципальной службы (3 группа);
     старшие муниципальные должности муниципальной службы (2 группа);
     младшие муниципальные должности муниципальной службы (1 группа).
     3. Муниципальные должности муниципальной службы подразделяются по
специализациям,  предусматривающим наличие у муниципального  служащего
соответствующего профессионального образования.
     Специализация муниципальных   должностей   муниципальной   службы
устанавливается   в   зависимости  от  функциональных  особенностей  и
предмета ведения соответствующих органов местного самоуправления.
     4. Соотношение  муниципальных  должностей  муниципальной службы и
государственных   должностей   государственной   гражданской    службы
Республики  Татарстан  устанавливается  законом Республики Татарстан с
учетом квалификационных требований,  предъявляемых  к  соответствующим
должностям муниципальной и государственной гражданской службы.
   
     Статья 11.  Квалификационные  требования к муниципальным служащим
по замещению муниципальных должностей
   
     1. Квалификационные требования по должностям муниципальной службы
устанавливаются   к   уровню   профессионального   образования,  стажу
муниципальной службы или стажу  (опыту)  работы  по  специальности,  к
профессиональным  знаниям  и  навыкам  их применения,  необходимым при
исполнении должностных обязанностей.
     2. Квалификационные  требования  устанавливаются в соответствии с
категориями и группами должностей государственной гражданской службы.
     3. Для  замещения  муниципальных  должностей муниципальной службы
устанавливаются следующие квалификационные требования:
     по высшим  муниципальным должностям муниципальной службы - высшее
профессиональное  образование  по  специальности  "государственное   и
муниципальное  управление" либо высшее профессиональное образование по
специализации  муниципальных  должностей  муниципальной   службы   или
образование,  считающееся равноценным,  и стаж муниципальной службы на
ведущих муниципальных должностях муниципальной службы  не  менее  двух
лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;
     по главным муниципальным должностям муниципальной службы - высшее
профессиональное   образование  по  специальности  "государственное  и
муниципальное  управление"   либо   по   специализации   муниципальных
должностей   муниципальной   службы   или   образование,   считающееся
равноценным,  и стаж муниципальной  службы  на  старших  муниципальных
должностях  муниципальной  службы не менее одного года или стаж работы
по специальности не менее двух лет;
     по ведущим муниципальным должностям муниципальной службы - высшее
профессиональное  образование  по  специальности  "государственное   и
муниципальное   управление"   либо   по   специализации  муниципальных
должностей   муниципальной   службы   или   образование,   считающееся
равноценным,  а  также стаж муниципальной службы на старших должностях
не менее одного года или стаж работы по специальности  не  менее  двух
лет;
     по старшим муниципальным должностям муниципальной службы - высшее
профессиональное   образование  по  специальности  "государственное  и
муниципальное  управление"   либо   по   специализации   муниципальных
должностей   муниципальной   службы   или   образование,   считающееся
равноценным,  а также стаж работы по  специальности  не  менее  одного
года;
     по младшим  муниципальным  должностям  муниципальной   службы   -
среднее  профессиональное  образование  по специализации муниципальных
должностей   муниципальной   службы   или   образование,   считающееся
равноценным.
     Признание образования   равноценным   производится   органом   по
управлению муниципальной службой.
     4. Другие  требования  к  уровню  профессионального  образования,
стажу  муниципальной  службы или стажу (опыту) работы по специальности
муниципального служащего по соответствующим  муниципальным  должностям
муниципальной  службы  могут  устанавливаться  уставом  муниципального
образования и иными  муниципальными  правовыми  актами,  в  том  числе
актами  органов  местного  самоуправления,  в  отношении муниципальных
служащих этих органов.
     Дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной
администрации муниципального района (городского  округа),  замещающего
указанную  должность  по контракту,  могут устанавливаться также иными
законами Республики Татарстан.
     5. Квалификационные   требования  к  профессиональным  знаниям  и
навыкам  их  применения,  необходимым   при   исполнении   должностных
обязанностей,   устанавливаются   нормативным  актом  органа  местного
самоуправления с учетом его задач и функций и включаются в должностную
инструкцию муниципального служащего.
   
     Статья 12. Квалификационные разряды муниципальных служащих
   
     1. Квалификационные  разряды присваиваются муниципальным служащим
в соответствии с  замещаемой  муниципальной  должностью  муниципальной
службы  и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки
муниципальных служащих квалификационным требованиям,  предъявляемым  к
соответствующим муниципальным должностям.
     2. Муниципальным  служащим  в  Республике  Татарстан  могут  быть
присвоены следующие квалификационные разряды:
     лицам, замещающим высшие  муниципальные  должности  муниципальной
службы,   присваивается   квалификационный   разряд  -  действительный
муниципальный советник 1, 2, 3 класса;
     лицам, замещающим  главные  муниципальные должности муниципальной
службы, присваивается квалификационный разряд - муниципальный советник
1, 2, 3 класса;
     лицам, замещающим ведущие муниципальные  должности  муниципальной
службы, присваивается квалификационный разряд - советник муниципальной
службы 1, 2, 3 класса;
     лицам, замещающим  старшие  муниципальные должности муниципальной
службы, присваивается квалификационный разряд - референт муниципальной
службы 1, 2, 3 класса;
     лицам, замещающим младшие муниципальные  должности  муниципальной
службы,    присваивается    квалификационный    разряд   -   секретарь
муниципальной службы 1, 2, 3 класса.
     3. При   освобождении   муниципального  служащего  от  замещаемой
муниципальной должности муниципальной  службы  и  назначении  на  иные
муниципальные должности,  а также при прекращении муниципальной службы
присвоенный   муниципальному   служащему    квалификационный    разряд
сохраняется.
     При назначении муниципального служащего на  другую  муниципальную
должность муниципальной службы присвоенный ему квалификационный разряд
сохраняется  до  присвоения   в   установленном   порядке   очередного
квалификационного разряда.
     4. Лишение присвоенного квалификационного разряда возможно только
по решению суда.
     5. Со дня присвоения муниципальному  служащему  квалификационного
разряда   ему   устанавливается  надбавка  к  должностному  окладу  за
квалификационный разряд.
   
     Статья 13.   Порядок   присвоения    квалификационных    разрядов
муниципальных служащих
   
     1. Квалификационные  разряды муниципальным служащим присваиваются
последовательно  по  прошествии  установленного  пунктом  3  настоящей
статьи  времени  пребывания  в  определенном  квалификационном разряде
после его присвоения впервые.
     2. В  качестве  меры поощрения квалификационный разряд может быть
присвоен досрочно либо на одну ступень выше квалификационного разряда,
предусмотренного  для замещаемой муниципальной должности муниципальной
службы.
     3. Минимальные   сроки   пребывания  в  квалификационном  разряде
секретаря и референта муниципальной службы 2 и  3  классов  составляют
один год,  советника муниципальной службы и муниципального советника 2
и 3 классов - два года, действительного муниципального советника 2 и 3
классов - три года.
     Сроки пребывания   в   квалификационных    разрядах    секретаря,
референта,  советника муниципальной службы, муниципального советника и
действительного муниципального советника 1 классов не устанавливаются.
Повышение  в квалификационном разряде указанных муниципальных служащих
возможно  при  их  переводе  на  вышестоящие  муниципальные  должности
соответствующей группы либо в порядке поощрения.
     4. Муниципальным служащим, за исключением муниципальных служащих,
замещающих  должности,  учреждаемые  для непосредственного обеспечения
исполнения  полномочий  лица,   замещающего   выборную   муниципальную
должность,   и   муниципальных   служащих,   имеющих   классные   чины
государственных гражданских служащих,  при переводе с  государственной
гражданской   службы   квалификационные   разряды   присваиваются   по
результатам  квалификационного  экзамена.   Квалификационные   разряды
присваиваются также по результатам аттестации.
     5. Квалификационные разряды муниципальным служащим  присваиваются
органом   и   (или)   должностным   лицом   местного   самоуправления,
уполномоченным на  то  уставом  муниципального  образования  или  иным
муниципальным  правовым  актом,  по  представлению руководителя органа
местного  самоуправления,  в  котором  проходит  службу  муниципальный
служащий.
     Представление о     присвоении     квалификационного      разряда
муниципальному  служащему,  впервые принятому на муниципальную службу,
вносится не позднее трех месяцев со дня его  назначения  на  должность
либо не позднее одного месяца со дня окончания испытания при приеме на
муниципальную службу.
     6. Порядок  внесения  представлений  о  присвоении муниципальному
служащему квалификационного разряда  и  перечень  прилагаемых  к  нему
документов устанавливаются муниципальными правовыми актами.
     7. Муниципальным служащим,  впервые назначаемым на  муниципальную
должность  муниципальной  службы  определенной  группы,  присваивается
квалификационный разряд 3 класса. С учетом квалификации, стажа работы,
наличия  профильной ученой степени муниципальному служащему может быть
присвоен квалификационный разряд 2 класса.
     8. Решение  о  присвоении квалификационного разряда принимается в
месячный срок со дня  внесения  представления  со  всеми  необходимыми
документами.  Отказ  в присвоении квалификационного разряда может быть
обжалован в установленном законом порядке.
     9. Сведения     о     присвоении     муниципальному     служащему
квалификационного разряда вносятся кадровыми службами органов местного
самоуправления   в   личное  дело  и  трудовую  книжку  муниципального
служащего.
   
     Статья 14.  Соотношение квалификационных  разрядов  муниципальных
служащих и классных чинов государственных гражданских служащих
   
     1. Квалификационные      разряды      муниципальных      служащих
соответствующих    классов    приравниваются    к    классным    чинам
государственных   гражданских   служащих   соответствующих  классов  в
соответствии с  установленным  соотношением  муниципальных  должностей
муниципальной  службы  и  государственных  должностей  государственной
гражданской службы Республики Татарстан, а также соотношением классных
чинов  государственных  гражданских  служащих  Республики  Татарстан и
федеральных государственных гражданских служащих.
     2. При назначении на муниципальную должность муниципальной службы
лица,  которому  присвоен  классный  чин  государственной  гражданской
службы, квалификационный разряд муниципального служащего присваивается
с учетом имеющегося классного чина государственной гражданской  службы
соответствующего класса.
     3. При  переводе  муниципального  служащего  на   государственную
должность  государственной  гражданской  службы  Республики  Татарстан
классный чин государственной гражданской службы присваивается с учетом
имеющегося     квалификационного    разряда    муниципальной    службы
соответствующего класса.
   
     Статья 15. Основные права муниципального служащего
   
     1. Муниципальный служащий имеет право на:
     1) участие  в  подготовке  решений,  принимаемых соответствующими
органами местного самоуправления,  их  должностными  лицами,  а  также
принятие решений в соответствии с должностными полномочиями;
     2) обеспечение  надлежащих  организационно-технических   условий,
необходимых для исполнения должностных обязанностей;
     3) ознакомление  с  документами,  определяющими   его   права   и
обязанности   по   замещаемой  муниципальной  должности  муниципальной
службы,  с  критериями  оценки  исполнения  должностных  обязанностей,
показателями  результативности профессиональной служебной деятельности
и условиями последовательного должностного роста;
     4) отдых,       обеспечиваемый      установлением      предельной
продолжительности  служебного  времени,  предоставлением  еженедельных
выходных  и  нерабочих праздничных дней,  а также ежегодных основных и
дополнительных оплачиваемых отпусков;
     5) оплату  труда  и  другие  выплаты  в соответствии с законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и  Республики
Татарстан,  уставом и иными муниципальными правовыми актами, условиями
трудового договора;
     6) получение  в  установленном  порядке  информации и материалов,
необходимых для исполнения должностных обязанностей;
     7) доступ   в   установленном   порядке  в  связи  с  исполнением
должностных   обязанностей   в   органы    местного    самоуправления,
общественные объединения, организации;
     8) ознакомление  с  отзывами  о  его  профессиональной  служебной
деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, с
материалами личного дела,  а также на приобщение к  личному  делу  его
письменных объяснений и других документов;
     9) защиту сведений о персональных данных;
     10) продвижение  по  службе,  увеличение  денежного  содержания с
учетом результатов и  сложности  работы,  уровня  квалификации,  стажа
работы;
     11) профессиональную переподготовку (переквалификацию), повышение
квалификации,   стажировку   в   порядке,  установленном  федеральными
законами, настоящим Законом, муниципальными правовыми актами;
     12) объединение в профессиональные союзы муниципальных служащих;
     13) урегулирование индивидуальных служебных споров в соответствии
с федеральными законами;
     14) проведение по его заявлению служебной проверки;
     15) защиту  своих  прав  и  законных  интересов  на муниципальной
службе, включая обжалование в суд при их нарушении;
     16) медицинское   страхование   в   соответствии  с  федеральными
законами;
     17) государственную  защиту  своей  жизни  и  здоровья,  жизни  и
здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
     18) пенсионное  обеспечение  за  выслугу  лет  в  соответствии  с
настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с  ним  муниципальными
правовыми актами.
     2. Уставом муниципального образования  и  другими  муниципальными
правовыми  актами  в  соответствии  с федеральными законами и законами
Республики  Татарстан  могут  быть  предусмотрены   и   другие   права
муниципального служащего.
   
     Статья 16. Основные обязанности муниципального служащего
   
     Муниципальный служащий обязан:
     1) соблюдать  Конституцию   Российской   Федерации,   Конституцию
Республики   Татарстан,   федеральные   законы   и  законы  Республики
Татарстан,  иные нормативные  правовые  акты  Российской  Федерации  и
Республики   Татарстан,   устав   муниципального  образования  и  иные
муниципальные правовые акты,  а  также  в  пределах  своих  полномочий
обеспечивать их реализацию;
     2) добросовестно исполнять должностные обязанности;
     3) обеспечивать  в  пределах своих полномочий соблюдение,  защиту
прав и законных интересов граждан;
     4) исполнять  приказы,  распоряжения  и  указания  вышестоящих  в
порядке  подчиненности   руководителей,   отданные   в   пределах   их
должностных полномочий, за исключением незаконных;
     5) в  пределах  своих   должностных   обязанностей   своевременно
рассматривать  обращения  граждан и общественных объединений,  а также
предприятий,  учреждений,  организаций,  государственных   органов   и
органов   местного   самоуправления  и  принимать  по  ним  решения  в
установленном законодательством порядке;
     6) поддерживать уровень квалификации,  достаточный для исполнения
своих должностных обязанностей;
     7) соблюдать   установленные  в  органе  местного  самоуправления
правила  внутреннего  трудового  распорядка,  должностные  инструкции,
порядок  работы  со служебной информацией,  нормы служебной этики и не
допускать   действий,   которые   могут   привести   к   использованию
муниципальной службы в личных интересах;
     8) хранить государственную и иную,  охраняемую законом,  тайну, а
также  не  разглашать  ставшие  ему  известными  в связи с исполнением
служебных  обязанностей  конфиденциальные  сведения,   в   том   числе
затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;
     9) соблюдать ограничения,  выполнять обязательства  и  требования
служебного   поведения,  не  нарушать  запретов,  которые  установлены
федеральными законами, настоящим Законом;
     10) представлять  в  установленном  порядке  сведения о доходах и
имуществе, подлежащих налогообложению;
     11) исполнять    другие    обязанности,   установленные   уставом
муниципального образования,  иными  муниципальными  правовыми  актами,
должностными  инструкциями  в  соответствии  с федеральными законами и
настоящим Законом.
   
     Статья 17. Ограничения, связанные с муниципальной службой
   
     1. Муниципальный служащий не вправе:
     1) заниматься    другой    оплачиваемой    деятельностью,   кроме
педагогической, научной и иной творческой деятельности;
     2) быть  депутатом  Государственной  Думы  Федерального  Собрания
Российской Федерации,  депутатом  Государственного  Совета  Республики
Татарстан, депутатом представительного органа местного самоуправления,
членом  иных  выборных  органов  местного   самоуправления,   выборным
должностным лицом местного самоуправления;
     3) заниматься предпринимательской деятельностью лично  или  через
доверенных лиц;
     4) состоять членом органа  управления  коммерческой  организации,
если  иное не предусмотрено законом или если в порядке,  установленном
уставом  муниципального  образования  в  соответствии  с  федеральными
законами и законами Республики Татарстан,  ему не поручено участвовать
в управлении этой организацией;
     5) быть  поверенным  или  представителем  по  делам третьих лиц в
органе местного самоуправления,  в котором он состоит на муниципальной
службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
     6) использовать      в      неслужебных      целях       средства
материально-технического,  финансового  и информационного обеспечения,
другое имущество и служебную информацию;
     7) получать  гонорары  за  публикации  и  выступления  в качестве
муниципального служащего;
     8) получать   от  физических  и  юридических  лиц  вознаграждения
(подарки,  денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений,
отдыха,  транспортных  расходов  и  иные вознаграждения),  связанные с
исполнением им должностных обязанностей;
     9) выезжать   в   командировки   за  счет  средств  физических  и
юридических  лиц,  за  исключением  командировок,  осуществляемых   на
взаимной  основе  по  договоренности  органов  местного самоуправления
муниципального образования с органами местного  самоуправления  других
муниципальных образований, а также с органами государственной власти и
органами    местного    самоуправления     иностранных     государств,
международными и иностранными некоммерческими организациями;
     10) принимать участие в забастовках;
     11) использовать    свое    служебное   положение   в   интересах
политических партий, религиозных и других общественных объединений.
     2. Муниципальные   служащие  не  вправе  образовывать  в  органах
местного самоуправления структуры политических партий,  религиозных  и
других   общественных  объединений,  за  исключением  профессиональных
союзов.
     3. Муниципальный   служащий  обязан  передавать  в  доверительное
управление  под   гарантию   муниципального   образования   на   время
прохождения  муниципальной службы находящиеся в его собственности доли
(пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке,
установленном  уставом  муниципального  образования  в  соответствии с
федеральными законами и законами Республики Татарстан.
   
     Статья 18.  Сведения о  доходах  муниципального  служащего  и  об
имуществе, принадлежащем ему на праве собственности
   
     Муниципальный служащий  ежегодно  в  соответствии  с  федеральным
законом,  а также гражданин при поступлении  на  муниципальную  службу
обязаны  представлять  в  налоговые  органы  сведения о полученных ими
доходах и об  имуществе,  принадлежащем  им  на  праве  собственности,
которые являются объектами налогообложения.
   
     Статья 19. Поощрение муниципального служащего
   
     1. За успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим
своих должностных обязанностей,  продолжительную и безупречную службу,
выполнение   заданий   особой   важности  и  сложности  к  нему  могут
применяться следующие виды поощрений:
     1) объявление благодарности;
     2) выплата единовременного денежного поощрения;
     3) награждение ценным подарком;
     4) награждение  почетной  грамотой  или  иными   видами   наград,
установленными органами местного самоуправления;
     5) награждение  государственными  наградами  в   соответствии   с
законодательством;
     6) досрочное присвоение квалификационного разряда или  присвоение
квалификационного  разряда  на  одну  ступень  выше  квалификационного
разряда,  предусмотренного для замещаемой муниципальной  должности,  в
соответствии с настоящим Законом;
     7) другие   поощрения,   установленные   уставом   муниципального
образования  и  иными муниципальными правовыми актами в соответствии с
федеральными законами и законами Республики Татарстан.
     2. Порядок   и   условия  применения  поощрений,  предусмотренных
подпунктами 1 -  4,  7  пункта  1  настоящей  статьи,  устанавливаются
муниципальными правовыми актами.
   
     Статья 20. Ответственность муниципального служащего
   
     1. За  неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение  муниципальным
служащим возложенных на  него  трудовых  обязанностей  (дисциплинарный
проступок)  на  муниципального  служащего  органом  или руководителем,
имеющим право  назначать  муниципального  служащего  на  муниципальную
должность, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
     - замечание;
     - выговор;
     - увольнение по соответствующим основаниям.
     Муниципальными правовыми     актами    могут    предусматриваться
дисциплинарные взыскания в виде строгого выговора и  предупреждения  о
неполном служебном соответствии.
     2. Порядок  применения,  обжалования  и  снятия   дисциплинарного
взыскания  устанавливается  законодательством  Российской  Федерации о
труде.
     3. Муниципальный  служащий  в  случае  сомнения  в  правомерности
полученного им для исполнения распоряжения обязан в  письменной  форме
незамедлительно    сообщить    об    этом   своему   непосредственному
руководителю,  руководителю,  издавшему распоряжение,  и  вышестоящему
руководителю.  Если  вышестоящий  руководитель,  а  в его отсутствие -
руководитель,  издавший распоряжение,  в письменной форме подтверждает
указанное  распоряжение,  муниципальный служащий обязан его исполнить,
за исключением случаев,  когда его исполнение является административно
либо уголовно наказуемым деянием.
     Ответственность за     исполнение     муниципальным      служащим
неправомерного   распоряжения  несет  подтвердивший  это  распоряжение
руководитель.
     4. Муниципальный   служащий   несет  предусмотренную  федеральным
законом  ответственность  за  действия  или  бездействие,  ведущие   к
нарушению прав и законных интересов граждан.
   
     Статья 21. Гарантии для муниципального служащего
   
     1. Муниципальному служащему гарантируются:
     1) условия  работы,  обеспечивающие  исполнение  им   должностных
обязанностей;
     2) денежное содержание и иные выплаты;
     3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
     4) медицинское обслуживание его и членов его семьи,  в том  числе
после выхода его на пенсию;
     5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение
членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей
в связи с исполнением им должностных обязанностей;
     6) обязательное  государственное страхование на случай причинения
вреда здоровью и  имуществу  в  связи  с  исполнением  им  должностных
обязанностей;
     7) обязательное государственное социальное страхование на  случай
заболевания  или  потери  трудоспособности  в  период  прохождения  им
муниципальной службы или после ее прекращения,  но наступивших в связи
с исполнением им должностных обязанностей;
     8) защита  его  и  членов  его  семьи  в  порядке,  установленном
законами,  от насилия,  угроз, других неправомерных действий в связи с
исполнением им должностных обязанностей;
     9) профессиональная переподготовка (переквалификация),  повышение
квалификации за счет средств местного бюджета с сохранением  денежного
содержания в случаях,  установленных федеральными законами,  настоящим
Законом, муниципальными правовыми актами;
     10) обязательность  получения  его  согласия на перевод на другую
муниципальную должность муниципальной службы,  за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законом;
     11) индексация денежного содержания и других  выплат  в  порядке,
установленном законодательством и муниципальными правовыми актами.
     2. Муниципальному  служащему  в  соответствии  с   муниципальными
правовыми   актами,   принимаемыми   в   соответствии   с  федеральным
законодательством,  возмещаются   расходы   и   предоставляются   иные
компенсации   в   связи   со  служебными  командировками,  приемом  на
муниципальную службу,  переводом  на  другую  муниципальную  должность
муниципальной  службы,  направлением  на муниципальную службу в другую
местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и
расходы на оплату жилья.
     3. Муниципальному служащему в зависимости от условий  прохождения
им   муниципальной  службы  предоставляется  служебный  транспорт  или
возмещаются расходы,  связанные с использованием личного транспорта  в
служебных  целях,  в  случаях и порядке,  установленных муниципальными
правовыми актами.
     4. При  ликвидации  органа местного самоуправления или сокращении
его штата (сокращении муниципальной  должности  муниципальной  службы)
муниципальному  служащему в случае невозможности предоставления работы
в том же органе местного самоуправления должна быть предложена  другая
муниципальная  должность  муниципальной службы с учетом его профессии,
квалификации и занимаемой ранее должности.
     При невозможности   трудоустройства   муниципальному   служащему,
заключившему трудовой договор на  неопределенный  срок,  гарантируются
профессиональная  переподготовка  (переквалификация)  с сохранением на
период  переподготовки  (переквалификации)  денежного  содержания   по
занимаемой  до увольнения муниципальной должности муниципальной службы
и непрерывного трудового стажа,  а  также  предоставление  возможности
замещения иной муниципальной должности муниципальной службы.
     Муниципальному служащему  предоставляются  также  иные  гарантии,
установленные  законодательством  Российской  Федерации  о  труде  для
работников в случае их увольнения в связи с  ликвидацией  организации,
сокращением численности или штата работников.
     5. Уставом  муниципального  образования  и  иными  муниципальными
правовыми  актами могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для
муниципального служащего.
     6. Расходы,    связанные    с    предоставлением   гарантий   для
муниципальных  служащих,  производятся  за   счет   местного   бюджета
соответствующего    муниципального    образования,    если   иное   не
предусмотрено  федеральным   законодательством   и   законодательством
Республики Татарстан.
   
     Статья 22. Денежное содержание муниципального служащего
   
     1. Денежное   содержание   муниципальных   служащих   состоит  из
месячного   должностного   оклада   в   соответствии   с    замещаемой
муниципальной должностью муниципальной службы,  ежемесячных надбавок к
должностному окладу и иных дополнительных выплат.
     2. К  надбавкам  к  должностному  окладу  и  иным  дополнительным
выплатам относятся:
     ежемесячная надбавка за выслугу лет;
     ежемесячная надбавка за квалификационный разряд;
     ежемесячная надбавка   за  особые  условия  муниципальной  службы
ежемесячное денежное поощрение; (Дополнен  -  Закон  Государственного
Совета Республики Татарстан от 05.07.2007 г. N 25-ЗРТ)
(сложность,  напряженность,  высокие достижения в  труде,  специальный
режим работы);
     премии по результатам работы;
     материальная помощь.
     Муниципальными правовыми    актами    может     предусматриваться
установление  ежемесячной надбавки к должностному окладу за профильные
ученую степень, почетное звание Республики Татарстан.
     В случаях,  установленных законодательством Российской Федерации,
муниципальному  служащему  устанавливается  ежемесячная   надбавка   к
должностному   окладу   за   работу   со   сведениями,   составляющими
государственную тайну.
     3. Размер должностного оклада муниципального служащего, размеры и
порядок  установления  надбавок   к   должностному   окладу   и   иных
дополнительных  выплат  определяются  муниципальными правовыми актами.
Надбавка к должностному окладу за работу со сведениями,  составляющими
государственную   тайну,   устанавливается   в   размерах  и  порядке,
определяемых законодательством Российской Федерации.
     4. В  муниципальных  образованиях,  уровень  расчетной  бюджетной
обеспеченности которых,  определенный  в  соответствии  с  федеральным
законом  и  законом  Республики  Татарстан,  является  основанием  для
предоставления дотаций в целях выравнивания  бюджетной  обеспеченности
муниципального образования, размер оплаты труда муниципальных служащих
определяется в соответствии с предельными нормативами,  установленными
законом Республики Татарстан.
   
     Статья 23. Отпуск муниципального служащего
   
     1. Муниципальному  служащему  устанавливается  ежегодный основной
оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30  календарных  дней.
Для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными законами и
законами Республики Татарстан устанавливается  ежегодный  оплачиваемый
отпуск большей продолжительности.
     2. Сверх    ежегодного    основного     оплачиваемого     отпуска
муниципальному  служащему  за  выслугу  лет  предоставляется ежегодный
дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью:
     при стаже  муниципальной  службы  от  5 до 10 лет - 5 календарных
дней;
     при стаже  муниципальной  службы от 10 до 15 лет - 10 календарных
дней;
     при стаже муниципальной службы от 15 и более лет - 15 календарных
дней.
     3. Ежегодный    основной    оплачиваемый   отпуск   и   ежегодный
дополнительный  оплачиваемый   отпуск   суммируются   и   по   желанию
муниципального  служащего  могут  предоставляться по частям.  При этом
продолжительность одной части предоставляемого отпуска не  может  быть
менее 14 календарных дней.
     4. Муниципальному служащему по его  письменному  заявлению  может
быть  предоставлен  отпуск  без сохранения заработной платы на срок не
более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.
   
     Статья 24 настоящего Закона вступает в силу со дня  вступления  в
силу  муниципальных  правовых  актов,  определяющих  порядок и условия
пенсионного обеспечения муниципальных служащих за выслугу лет,  но  не
позднее 1 января 2008 года (пункт 2 статьи 38 данного документа).
     Статья 24. Пенсионное обеспечение муниципальных служащих
   
     1. Порядок  и  условия  пенсионного   обеспечения   муниципальных
служащих за выслугу лет определяются муниципальными правовыми актами в
соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.
     2. Право   на  пенсию  за  выслугу  лет  имеют  лица,  замещавшие
муниципальные  должности  муниципальной  службы,  при  наличии   стажа
муниципальной  службы  не  менее  15 лет при прекращении муниципальной
службы по следующим основаниям:
     1) увольнение    в    связи   с   ликвидацией   органа   местного
самоуправления или сокращением штата муниципальных служащих  в  органе
местного    самоуправления    (сокращением   муниципальной   должности
муниципальной службы);
     2) увольнение  с  муниципальных  должностей муниципальной службы,
учреждаемых  муниципальными  правовыми  актами  для  непосредственного
обеспечения    исполнения    полномочий   лиц,   замещающих   выборные
муниципальные должности,  в связи с прекращением  этими  лицами  своих
полномочий;
     3) достижение   предельного   возраста    для    нахождения    на
муниципальной службе;
     4) обнаружившееся   несоответствие    замещаемой    муниципальной
должности   муниципальной   службы   вследствие   состояния  здоровья,
препятствующего продолжению муниципальной службы;
     5) увольнение  по  собственному  желанию  в  связи  с  выходом на
государственную пенсию.
     Муниципальными правовыми     актами    может    предусматриваться
предоставление права на пенсию за выслугу лет также лицам, уволенным с
муниципальной   службы  по  инициативе  муниципального  служащего  (по
собственному желанию), при наличии стажа муниципальной службы не менее
15 лет.
     3. Муниципальными  правовыми  актами  может  быть  установлена  в
качестве  обязательного  условия  предоставления  права  на  пенсию за
выслугу лет у лиц,  уволенных с муниципальной  службы  по  основаниям,
предусмотренным   подпунктами   2  -  5  пункта  2  настоящей  статьи,
необходимость  замещения  ими  муниципальной  должности  муниципальной
службы  непосредственно  перед  увольнением  в  течение  определенного
срока, но не более 12 полных месяцев.
     4. Пенсия  за  выслугу  лет  устанавливается к трудовой пенсии по
старости (инвалидности),  назначенной  в  соответствии  с  Федеральным
законом  "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",  и выплачивается
одновременно с ней.
     Пенсия за выслугу лет назначается пожизненно.
     5. Пенсия  за  выслугу  лет   назначается   при   наличии   стажа
муниципальной службы 15 лет в размере 50 процентов месячного денежного
содержания муниципального служащего за  вычетом  базовой  и  страховой
частей  трудовой  пенсии по старости (инвалидности).  За каждый полный
год стажа муниципальной службы сверх 15  лет  пенсия  за  выслугу  лет
увеличивается  на 3 процента месячного денежного содержания.  При этом
общая сумма пенсии  за  выслугу  лет  и  указанных  частей  пенсии  по
старости  (инвалидности)  не  может  превышать  80 процентов месячного
денежного содержания  муниципального  служащего.  Максимальный  размер
пенсии  за  выслугу  лет  муниципального  служащего не может превышать
максимальный   размер   пенсии   за   выслугу   лет   государственного
гражданского   служащего   Республики   Татарстан  по  соответствующей
государственной должности.
     Муниципальными правовыми актами может быть установлен минимальный
размер пенсии за выслугу лет.
     6. Пенсия  за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на
муниципальной  службе,   а   также   в   период   замещения   выборной
муниципальной должности или государственной должности.
     7. Если иное не  установлено  федеральным  законодательством  или
законодательством   Республики  Татарстан,  муниципальному  служащему,
имеющему одновременно право на пенсионное обеспечение за выслугу лет в
соответствии  с  настоящим  Законом  и получение пенсии за выслугу лет
государственного    гражданского    служащего,    иную    доплату    к
государственной  пенсии в соответствии с федеральным законодательством
и законодательством  Республики  Татарстан,  выплачивается  пенсия  за
выслугу лет в соответствии с настоящим Законом или иная выплата по его
выбору.

     Статья 25. Стаж муниципальной службы

     1. В   стаж   муниципальной   службы   муниципального   служащего
включается  время  работы  на  муниципальных  должностях муниципальной
службы,   выборных   муниципальных   должностях   и    государственных
должностях.  Включение  в  стаж  муниципальной  службы  иных  периодов
трудовой деятельности осуществляется  в  соответствии  с  федеральными
законами и законами Республики Татарстан.
     2. Стаж    муниципальной    службы    муниципального    служащего
приравнивается    к    стажу    государственной   гражданской   службы
государственного гражданского служащего.
     Время работы  на  муниципальных  должностях  муниципальной службы
засчитывается в стаж,  исчисляемый для предоставления льгот и гарантий
в  соответствии  с  законодательством  о  государственной  гражданской
службе.
   
              Глава 3. ПРОХОЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
   
     Статья 26.  Поступление на муниципальную службу и  нахождение  на
муниципальной службе
   
     1. Право  поступления  на  муниципальную службу имеют граждане не
моложе 18  лет,  отвечающие  требованиям,  установленным  законом  для
муниципальных служащих.
     2. Не допускается установление при поступлении  на  муниципальную
службу,  а  также  при  ее  прохождении каких бы то ни было прямых или
косвенных ограничений или преимуществ в  зависимости  от  пола,  расы,
национальности,  языка,  происхождения,  имущественного и должностного
положения,  места  жительства,   отношения   к   религии,   убеждений,
принадлежности  к общественным объединениям и профессиональным союзам,
созданным в порядке, предусмотренном законом.
     3. Гражданин  не  может  быть  принят  на  муниципальную службу и
находиться на муниципальной службе в случае:
     1) признания  его  недееспособным  или  ограниченно  дееспособным
решением суда, вступившим в законную силу;
     2) лишения    его    права   занимать   муниципальную   должность
муниципальной службы в  течение  определенного  срока  решением  суда,
вступившим в законную силу;
     3) наличия подтвержденного  заключением  медицинского  учреждения
заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
     4) отказа  от  прохождения   процедуры   оформления   допуска   к
сведениям,  составляющим  государственную и иную,  охраняемую законом,
тайну,  если  исполнение  должностных  обязанностей  по  муниципальной
должности  муниципальной  службы,  на  которую  претендует  гражданин,
связано с использованием таких сведений;
     5) близкого  родства  или  свойства (родители,  супруги,  братья,
сестры,  сыновья,  дочери,  а также братья,  сестры,  родители и  дети
супругов)   с   муниципальным  служащим,  если  их  служба  связана  с
непосредственной подчиненностью или подконтрольностью  одного  из  них
другому;
     6) наличия гражданства иностранного государства,  за  исключением
случаев,    если    доступ   к   муниципальной   службе   урегулирован
межгосударственными соглашениями;
     7) отказа  от представления сведений,  предусмотренных статьей 18
настоящего Закона.
     4. При    поступлении    на    муниципальную   службу   гражданин
представляет:
     1) личное заявление;
     2) документ, удостоверяющий личность;
     3) трудовую книжку;
     4) документы, подтверждающие профессиональное образование;
     5) справку  из  налогового  органа  о  представлении  сведений об
имущественном положении;
     6) другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.
     5. Сведения,  представленные  согласно  настоящему   Закону   при
поступлении  на  муниципальную  службу,  а также при решении вопроса о
назначении гражданина на высшую муниципальную должность  муниципальной
службы, подлежат проверке в установленном федеральным законом порядке.
     В случае  установления   в   процессе   проверки   обстоятельств,
препятствующих  поступлению  гражданина  на  муниципальную  службу или
назначению на высшую муниципальную должность муниципальной службы,  он
информируется  в  письменной форме о причинах отказа в принятии его на
муниципальную службу или назначении на высшую муниципальную  должность
муниципальной службы.
     6. Гражданин  поступает  на  муниципальную  службу  на   условиях
трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не
более пяти лет.
     7. Поступление  гражданина  на  муниципальную  службу оформляется
распоряжением по органу местного самоуправления о  назначении  его  на
муниципальную должность муниципальной службы.
     8. При назначении на муниципальную должность муниципальной службы
муниципальному     служащему    выдается    служебное    удостоверение
установленной формы.
   
     Статья 27. Конкурс на замещение вакантной муниципальной должности
муниципальной службы
   
     1. В  случаях,  предусмотренных  федеральными законами и законами
Республики Татарстан,  а также уставом  муниципального  образования  и
иными    муниципальными    правовыми   актами,   замещение   вакантных
муниципальных  должностей   муниципальной   службы   производится   на
конкурсной основе.
     2. Конкурс не проводится:
     1) при   назначении   на  муниципальную  должность  муниципальной
службы,  учреждаемую  для  непосредственного  обеспечения   исполнения
полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность;
     2) при заключении срочного трудового договора;
     3) при  назначении  на иную муниципальную должность муниципальной
службы муниципального служащего в связи с ликвидацией органа  местного
самоуправления,   сокращением  его  штата  (сокращением  муниципальной
должности муниципальной службы);
     4) при назначении на муниципальную должность муниципальной службы
муниципального служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве.
     3. Конкурс   на   замещение   вакантной  муниципальной  должности
муниципальной службы проводится среди граждан,  подавших заявление  об
участии в конкурсе.
     4. Конкурс  на  замещение   вакантной   муниципальной   должности
муниципальной службы проводится конкурсными комиссиями, создаваемыми в
порядке,  установленном  муниципальными  правовыми   актами.   Решение
конкурсной  комиссии  является основанием для издания акта о замещении
лицом соответствующей муниципальной должности муниципальной службы.
     5. Информация  о  дате  и  месте проведения конкурса на замещение
вакантной  муниципальной  должности  муниципальной   службы   подлежит
обязательному опубликованию.
     6. Каждому   участнику   конкурса    на    замещение    вакантной
муниципальной  должности муниципальной службы сообщается о результатах
конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения.
   
     Статья 28.  Испытание  при  замещении   вакантной   муниципальной
должности муниципальной службы
   
     1. Порядок и срок испытания при приеме на муниципальную должность
муниципальной    службы    устанавливаются    в     соответствии     с
законодательством Российской Федерации о труде.
     2. На    муниципального    служащего    в    период     испытания
распространяется законодательство о муниципальной службе.
     3. До окончания  срока  испытания  первоначальный  или  очередной
квалификационный разряд муниципальному служащему не присваивается.
     4. Если срок испытания истек, а муниципальный служащий продолжает
муниципальную службу, он считается выдержавшим испытание и последующее
его  увольнение  допускается  только  по   основаниям,   установленным
федеральным законодательством.
     5. При неудовлетворительном результате испытания освобождение  от
должности муниципального служащего, впервые принятого на муниципальную
должность  муниципальной  службы,  осуществляется  в  соответствии   с
законодательством Российской Федерации о труде, либо с его согласия он
может быть переведен на другую муниципальную  должность  муниципальной
службы, а при отказе от перевода - уволен.
   
     Статья 29. Квалификационный экзамен
   
     1. Квалификационный  экзамен  проводится  при  решении  вопроса о
присвоении  квалификационного  разряда  муниципальному  служащему   по
замещаемой должности муниципальной службы по мере необходимости, но не
чаще одного раза в год.
     2. Квалификационный экзамен проводится:
     при присвоении первичного квалификационного разряда или  переводе
муниципального  служащего  на муниципальную должность иной должностной
группы не позднее  одного  месяца  со  дня  назначения  муниципального
служащего  на  соответствующую  муниципальную  должность или окончания
испытания при приеме на муниципальную службу;
     по инициативе  муниципального  служащего не позднее чем через три
месяца со дня подачи им письменного заявления о присвоении  очередного
квалификационного   разряда   в   пределах   должностной   группы  без
последующего перевода на иную  муниципальную  должность  муниципальной
службы;
     при присвоении квалификационного разряда досрочно  либо  на  одну
ступень   выше   квалификационного   разряда,   предусмотренного   для
замещаемой муниципальной должности муниципальной  службы,  в  качестве
меры  поощрения  не  позднее  чем  через три месяца со дня возбуждения
ходатайства о применении  указанной  меры  поощрения  непосредственным
руководителем муниципального служащего.
     3. Квалификационный экзамен проводится по установленной  форме  в
целях  оценки  знаний,  навыков  и  умений  (профессионального уровня)
муниципального служащего конкурсной или аттестационной комиссией.
     4. Порядок   сдачи   квалификационного   экзамена   муниципальным
служащим и оценки его  знаний,  навыков  и  умений  (профессионального
уровня) определяется муниципальным правовым актом.
   
     Статья 30. Аттестация муниципального служащего
   
     1. Аттестация   муниципального   служащего   проводится  в  целях
определения уровня  его  профессиональной  подготовки  и  соответствия
занимаемой муниципальной должности муниципальной службы.
     2. Аттестации не подлежат муниципальные служащие:
     замещающие должности,     учреждаемые    для    непосредственного
обеспечения   исполнения   полномочий   лица,   замещающего   выборную
муниципальную должность;
     замещающие соответствующую муниципальную должность  менее  одного
года;
     достигшие предельного  возраста   нахождения   на   муниципальной
службе.
     3. Муниципальный служащий,  находящийся в отпуске по беременности
и родам,  по уходу за ребенком, проходит аттестацию не ранее чем через
полгода после выхода из отпуска.
     4. Аттестация  муниципального служащего проводится один раз в три
года.
     Ранее этого    срока   внеочередная   аттестация   муниципального
служащего может проводиться после  принятия  в  установленном  порядке
решения о сокращении количества муниципальных должностей муниципальной
службы в органе местного самоуправления.
     5. Для  проведения аттестации муниципальных служащих актом органа
местного самоуправления формируется аттестационная комиссия,  в состав
которой  могут  включаться  представители  научных  и  образовательных
учреждений,  других организаций,  приглашаемые соответствующим органом
местного   самоуправления   в   качестве   независимых   экспертов   -
специалистов по  вопросам,  связанным  с  муниципальной  службой,  без
указания персональных данных экспертов.
     6. При  проведении   аттестации   непосредственный   руководитель
муниципального   служащего   представляет   мотивированный   отзыв  об
исполнении муниципальным служащим своих  должностных  обязанностей  за
аттестационный период.
     7. На период  аттестации  муниципального  служащего,  являющегося
членом   аттестационной   комиссии,   его  членство  в  этой  комиссии
приостанавливается.
     8. В  случае  неявки  муниципального  служащего на аттестацию без
уважительных причин или отказа от  аттестации  муниципальный  служащий
привлекается   к   дисциплинарной  ответственности  в  соответствии  с
законом, а аттестация переносится.
     9. По    результатам    аттестации    муниципального    служащего
аттестационной комиссией выносится одно из следующих решений:
     1) соответствует замещаемой муниципальной должности муниципальной
службы;
     2) соответствует замещаемой муниципальной должности муниципальной
службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в  кадровый
резерв  для  замещения вакантной муниципальной должности муниципальной
службы в порядке должностного роста;
     3) соответствует замещаемой муниципальной должности муниципальной
службы при условии успешного прохождения  повышения  квалификации  или
профессиональной переподготовки;
     4) не   соответствует    замещаемой    муниципальной    должности
муниципальной службы.
     10. В течение месяца после проведения  аттестации  по  ее  итогам
муниципальный служащий может быть:
     1) включен  в  установленном  порядке  в  кадровый   резерв   для
замещения  вакантной  муниципальной  должности  муниципальной службы в
порядке должностного роста;
     2) представлен  в  установленном  порядке к присвоению очередного
квалификационного разряда;
     3) направлен   на  повышение  квалификации  или  профессиональную
переподготовку;
     4) понижен в должности муниципальной службы.
     11. При   отказе   муниципального    служащего    от    повышения
квалификации,  профессиональной  переподготовки или перевода на другую
муниципальную должность муниципальной  службы  муниципальный  служащий
может  быть  уволен  с  муниципальной службы в порядке,  установленном
законодательством Российской Федерации о труде.
     12. Муниципальный    служащий    вправе   обжаловать   результаты
аттестации в установленном законом порядке.
     13. Порядок    проведения   аттестации   муниципальных   служащих
устанавливается  муниципальным  правовым  актом   в   соответствии   с
настоящим Законом.
   
     Статья 31. Персональные данные и реестры муниципальных служащих
   
     1. Персональные  данные муниципального служащего,  сведения о его
профессиональной  служебной  деятельности  и   о   стаже   (об   общей
продолжительности)   муниципальной   службы  вносятся  в  личное  дело
муниципального служащего,  являющееся документом  строгой  отчетности.
Личное   дело   муниципального   служащего  ведется  кадровой  службой
соответствующего  органа  местного  самоуправления  и   при   переводе
муниципального   служащего   на   новое   место  муниципальной  службы
передается  по  указанному   месту   муниципальной   службы.   Ведение
нескольких личных дел одного муниципального служащего не допускается.
     2. В органах местного самоуправления  ведутся,  в  том  числе  на
электронных   носителях,   реестры   муниципальных  служащих,  которые
формируются на основе персональных данных муниципальных служащих.
     Реестры муниципальных  служащих в органах местного самоуправления
в  совокупности  образуют  Сводный   реестр   муниципальных   служащих
муниципального образования.
     3. Сбор и внесение в личное дело и реестры муниципальных служащих
сведений  о  политической  и религиозной принадлежности муниципального
служащего, о его частной жизни запрещаются.
     4. Ведение и хранение личных дел муниципальных служащих,  ведение
реестров   муниципальных   служащих    осуществляется    в    порядке,
установленном  для  ведения  и  хранения личных дел,  ведения реестров
государственных гражданских служащих Республики Татарстан.
   
     Статья 32. Должностная инструкция муниципального служащего
   
     1. Профессиональная   служебная    деятельность    муниципального
служащего  осуществляется  в  соответствии  с должностной инструкцией,
утверждаемой руководителем органа  местного  самоуправления  или  иным
должностным лицом, уполномоченным муниципальным правовым актом.
     2. В должностную инструкцию муниципального служащего включаются:
     1) квалификационные  требования  к  уровню  и  характеру знаний и
навыков,  предъявляемые  к   муниципальному   служащему,   замещающему
соответствующую муниципальную должность,  а также к образованию, стажу
муниципальной службы или стажу (опыту) работы по специальности;
     2) должностные     обязанности,     права    и    ответственность
муниципального служащего  за  неисполнение  (ненадлежащее  исполнение)
должностных   обязанностей   в   соответствии  с  актом,  регулирующим
деятельность органа  местного  самоуправления,  задачами  и  функциями
структурного    подразделения   органа   местного   самоуправления   и
функциональными  особенностями  замещаемой   муниципальной   должности
муниципальной службы в нем;
     3) перечень вопросов,  по которым муниципальный  служащий  вправе
или обязан самостоятельно принимать определенные решения;
     4) перечень вопросов,  по которым муниципальный  служащий  вправе
или  обязан  участвовать  при подготовке проектов нормативных правовых
актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
     5) сроки    и   процедуры   подготовки,   рассмотрения,   порядок
согласования и принятия проектов решений по  замещаемой  муниципальной
должности муниципальной службы;
     6) процедуры служебного взаимодействия муниципального служащего в
связи   с   исполнением   должностных  обязанностей  с  муниципальными
служащими в том  же  органе  местного  самоуправления,  муниципальными
служащими   других   органов  местного  самоуправления,  гражданами  и
организациями.
     3. Положения  должностной  инструкции  учитываются при проведении
конкурса на замещение вакантной муниципальной должности  муниципальной
службы,    аттестации,    квалификационного   экзамена,   планировании
профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.
     4. Результаты   исполнения   муниципальным  служащим  должностной
инструкции  учитываются   при   проведении   конкурса   на   замещение
муниципальной  должности муниципальной службы или включении в кадровый
резерв,  оценке профессиональной служебной деятельности при проведении
аттестации,  квалификационного  экзамена  или поощрении муниципального
служащего.
     5. Органами    по    управлению   муниципальной   службой   могут
утверждаться примерные должностные инструкции муниципальных служащих.
   
     Статья 33. Кадровый резерв на муниципальной службе
   
     1. С  учетом  реестров  муниципальных  служащих   и   поступивших
заявлений  муниципальных  служащих (граждан) формируются на конкурсной
основе для замещения  муниципальных  должностей  муниципальной  службы
кадровый  резерв муниципального образования,  кадровый резерв в органе
местного самоуправления.
     2. Кадровый резерв создается для замещения:
     1) вакантной  муниципальной  должности  муниципальной  службы   в
органе местного самоуправления в порядке должностного роста;
     2) вакантной муниципальной должности муниципальной службы в  ином
органе местного самоуправления в порядке должностного роста.
     3. Включение муниципального  служащего  (гражданина)  в  кадровый
резерв  для  замещения  должности  государственной  гражданской службы
осуществляется  по  результатам  конкурса  в  порядке,   установленном
муниципальным правовым актом.
     4. Включение муниципального  служащего  (гражданина)  в  кадровый
резерв   муниципального   образования   оформляется  актом  органа  по
управлению муниципальной службой,  в кадровый резерв в органе местного
самоуправления  -  актом  органа  местного  самоуправления с внесением
соответствующей записи в личное дело и иные документы,  подтверждающие
служебную деятельность муниципального служащего.
     5. Вакантная   муниципальная   должность   муниципальной   службы
замещается  по  решению  руководителя  органа  местного самоуправления
муниципальным служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве.
     При отказе  муниципального  служащего (гражданина),  состоящего в
кадровом  резерве,  от  предложенной  должности  вакантная   должность
замещается в установленном порядке.
     6. Положение  о  кадровом   резерве   на   муниципальной   службе
утверждается муниципальным правовым актом.
   
     Статья 34.  Профессиональная  переподготовка  (переквалификация),
повышение квалификации и стажировка муниципального служащего
   
     1. Профессиональная       переподготовка       (переквалификация)
муниципального   служащего  проводится  при  необходимости  назначения
муниципального  служащего  на  муниципальную  должность  муниципальной
службы иной специализации.
     Профессиональная переподготовка (переквалификация) осуществляется
в   соответствующем   образовательном   учреждении   по  установленным
государственным стандартам и учебным программам.
     2. Повышение квалификации или стажировка муниципального служащего
проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
     Повышение квалификации  может  осуществляться  непосредственно  в
органе местного самоуправления,  в образовательном учреждении,  в иной
организации.  Стажировка может осуществляться непосредственно в органе
местного самоуправлении,  в ином органе  местного  самоуправления  или
организации.
     По решению руководителя органа местного самоуправления  повышение
квалификации  муниципального  служащего  проводится с освобождением от
исполнения должностных обязанностей или без освобождения от исполнения
должностных  обязанностей.  Стажировка  проводится  с освобождением от
исполнения должностных обязанностей.
     3. В  зависимости  от  группы и категории муниципальной должности
муниципальной службы, а также от формы профессиональной переподготовки
(переквалификации), повышения квалификации и стажировки муниципального
служащего  сроки  переподготовки  устанавливаются  от  трех  до  шести
месяцев,  сроки  повышения  квалификации  и  стажировки  -  от двух до
двенадцати недель.  Конкретные сроки и формы переподготовки, повышения
квалификации  и  стажировки определяются руководителем органа местного
самоуправления, в котором проходит службу муниципальный служащий.
     4. На  период  профессиональной переподготовки (переквалификации)
за  муниципальным  служащим   сохраняются   денежное   содержание   по
замещаемой  муниципальной  должности  муниципальной  службы,  а  также
другие   установленные   федеральным   законом,   настоящим   Законом,
муниципальными правовыми актами социальные гарантии.
     За муниципальным служащим  на  период  повышения  квалификации  и
стажировки     сохраняются    замещаемая    муниципальная    должность
муниципальной   службы,   денежное   содержание,   а   также    другие
установленные федеральными законами, настоящим Законом, муниципальными
правовыми  актами  социальные  гарантии  по  замещаемой  муниципальной
должности муниципальной службы.
     5. Профессиональная переподготовка (переквалификация),  повышение
квалификации  и  стажировка  муниципального служащего осуществляются в
течение всего периода прохождения им муниципальной службы.
     6. Муниципальному  служащему,  направленному  на профессиональную
переподготовку   (переквалификацию),   повышение   квалификации    или
стажировку,    органом    местного   самоуправления,   образовательным
учреждением,  иной организацией создаются надлежащие условия обучения,
а  также  возмещаются  за  счет средств органа местного самоуправления
связанные   с   обучением    расходы    в    порядке,    установленном
законодательством и муниципальными правовыми актами.
   
     Статья 35. Прекращение муниципальной службы
   
     1. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской
Федерации о труде,  увольнение муниципального служащего по  инициативе
руководителя  органа местного самоуправления может быть осуществлено в
случаях:
     1) достижения предельного возраста,  установленного для замещения
муниципальной должности муниципальной службы;
     2) прекращения гражданства Российской Федерации;
     3) несоблюдения обязанностей  и  ограничений,  установленных  для
муниципального служащего настоящим Законом;
     4) разглашения сведений,  составляющих  государственную  и  иную,
охраняемую законом, тайну;
     5) возникновения обстоятельств,  предусмотренных пунктом 3 статьи
26 настоящего Закона.
     2. Выход на  пенсию  муниципального  служащего  осуществляется  в
порядке,  установленном  федеральным  законом.  Предельный возраст для
нахождения на муниципальной должности муниципальной службы -  60  лет.
Допускается   продление   срока  нахождения  на  муниципальной  службе
муниципальных служащих, достигших предельного для муниципальной службы
возраста.  Однократное  продление  срока  нахождения  на муниципальной
службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.
   
       Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
   
     Статья 36. Управление муниципальной службой
   
     1. Управление муниципальной службой осуществляется уполномоченным
на  то  уставом  муниципального  образования  или  иным  муниципальным
правовым актом органом (структурным  подразделением)  или  должностным
лицом   местного   самоуправления   (далее   -   орган  по  управлению
муниципальной службой).
     2. Орган по управлению муниципальной службой:
     1) формирует,  размещает и исполняет заказ  на  переподготовку  и
повышение квалификации муниципальных служащих;
     2) анализирует эффективность муниципальной службы;
     3) ведет  сводный  реестр  муниципальных  служащих муниципального
образования, создает на его основе информационные системы банка данных
по муниципальной службе в муниципальном образовании;
     4) организует  и  координирует  научные  исследования  в  области
муниципальной службы;
     5) осуществляет  консультацию  кадровых  служб  органов  местного
самоуправления по вопросам правового положения муниципальных служащих,
соблюдения ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы;
     6) осуществляет   иные   полномочия,   предусмотренные  настоящим
Законом,  уставом муниципального образования  и  иными  муниципальными
правовыми актами.
   
   Статья 37. Кадровая служба органов местного самоуправления
   
     1. Руководитель   органа   местного   самоуправления   определяет
структурное  подразделение  или  назначает  муниципального  служащего,
которые  отвечают за кадровую работу в соответствующем органе местного
самоуправления (кадровая служба).
     2. Кадровая служба осуществляет:
     организацию подготовки  и  оформление  решений  органа   местного
самоуправления,  связанных с поступлением на муниципальную службу,  ее
прохождением,   заключением   трудового   договора,   назначением   на
муниципальную   должность   муниципальной   службы,  освобождением  от
должности муниципальной службы, увольнением муниципального служащего с
муниципальной службы и выходом его на пенсию за выслугу лет;
     ведение трудовых книжек муниципальных служащих;
     ведение личных дел муниципальных служащих;
     ведение реестра муниципальных служащих;
     оформление и   выдачу   служебных   удостоверений   муниципальных
служащих;
     организацию и   обеспечение   проведения  конкурса  на  замещение
муниципальных   должностей   муниципальной    службы    и    включение
муниципальных служащих в кадровый резерв;
     организацию и  обеспечение  проведения  аттестации  муниципальных
служащих;
     организацию и обеспечение проведения  квалификационного  экзамена
муниципальных служащих;
     организацию профессиональной      переподготовки,       повышения
квалификации и стажировки муниципальных служащих;
     формирование кадрового резерва,  организацию  работы  с  кадровым
резервом и его эффективное использование;
     организацию проведения служебных проверок;
     консультирование муниципальных   служащих   по  правовым  и  иным
вопросам муниципальной службы.
   
                  Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
     Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона
   
     1. Настоящий Закон вступает в силу  с  1  января  2006  года,  за
исключением положений,  для которых настоящей статьей установлены иные
сроки вступления в силу.
     2. Статья  24 настоящего Закона вступает в силу со дня вступления
в силу муниципальных правовых актов,  определяющих порядок  и  условия
пенсионного  обеспечения муниципальных служащих за выслугу лет,  но не
позднее 1 января 2008 года.
     3. Пункт  1  статьи  39  настоящего  Закона вступает в силу через
десять дней со дня официального опубликования настоящего Закона.
   
     Статья 39. Переходные положения
   
     Пункт 1 вступает в силу через десять  дней  со  дня  официального
опубликования   настоящего   документа  (пункт  3  статьи  38  данного
документа).
     1. Органам   местного   самоуправления  привести  уставы  и  иные
нормативные правовые акты,  принятые до вступления в  силу  настоящего
Закона,  в  соответствие  с требованиями настоящего Закона до 1 января
2006 года,  а также принять нормативные правовые акты,  обеспечивающие
реализацию настоящего Закона.
     2. Принятые до вступления в силу настоящего Закона уставы и  иные
нормативные  правовые  акты органов местного самоуправления с 1 января
2006 года действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
     3. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения,
возникшие после вступления в силу настоящего Закона.
   
     Президент
     Республики Татарстан          М.Ш.ШАЙМИЕВ
     Казань, Кремль
     24 марта 2004 года
     N 18-ЗРТ

Информация по документу
Читайте также