Закон Республики
Татарстан от 16 октября 1997
г. N 1360
"Об особо охраняемых природных территориях"
(В редакции Закона Государственного Совета Республики
Татарстан от
31.12.2007 № 74-ЗРТ)
Настоящий Закон регулирует отношения в
области организации, охраны и использования особо охраняемых природных
территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и
объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, поддержания
устойчивости биосферы, контроля
за изменением ее состояния,
ведения экологического мониторинга, а также экологического воспитания
населения.
Раздел 1. Общие положения
Статья
1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные
понятия:
особо
охраняемые природные территории - участки земли, водной
поверхности и воздушного пространства над ними с расположенными на них
природными комплексами и объектами, имеющими особое природоохранное, научное,
культурное, эстетическое и рекреационное значение, которые изъяты решениями
органов государственной власти частично или полностью из хозяйственного
использования и для которых установлен режим особой охраны;
режим
особой охраны - система ограничительных или запретных мер в
отношении традиционного хозяйственного использования, посещения, рекреации и
иных видов деятельности на территориях государственных природных заповедников,
национальных парков, государственных природных заказников и памятников природы,
обеспечивающая выполнение вышеуказанными природоохранными учреждениями возложенных
на них задач. Режимы особой охраны устанавливаются в соответствии с
законодательством;
охранная зона
особо охраняемой природной территории - земельный участок
(акватория), выделяемый по периметру особо охраняемой природной территории и
выполняющий буферную роль. На территории охранных зон частично ограничена
хозяйственная деятельность. Границы охранных зон особо охраняемых природных
территорий определяются и утверждаются соответствующими положениями об охранных
зонах и выделяются в натуре специальными опознавательными знаками;
природно-заповедный
фонд - совокупность особо охраняемых
природных территорий, редких растений и животных, находящихся под угрозой
исчезновения, имеющая целью сохранение и
восстановление природных ресурсов и создающая его природно-экологический
каркас;
организация
особо охраняемых природных территорий - процесс создания новых
особо охраняемых природных территорий, включающий проведение
проектно-изыскательских работ, принятие соответствующих нормативных правовых
актов и осуществление организационно-хозяйственных мероприятий по формированию
хозяйственной деятельности;
экологическая
ценность - свойство природных территорий и объектов,
заключающееся в их высокой значимости с точки зрения экологии (в средообразовании, сохранении и восстановлении биологических
ресурсов);
ценотический
фонд - совокупность уникальных и типичных исторически сложившихся
сообществ растительных и животных организмов, ценная в экологическом,
научно-информационном и социально-экономическом отношениях.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 6 октября 2005 г. N 98-ЗРТ в статью 2
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу со дня официального
опубликования названного Закона
Статья 2.
Законодательство об особо охраняемых природных территориях
Законодательство об особо охраняемых природных территориях
состоит из федерального законодательства, Конституции Республики Татарстан,
настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, действующих на территории
Республики Татарстан.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 31 декабря 2007 г. N 74-ЗРТ в статью 3
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу со дня официального
опубликования названного Закона
Статья 3.
Категории и формы особо охраняемых природных территорий
С учетом различий правового статуса, особенностей режима
охраны, экологической ценности устанавливаются следующие категории особо
охраняемых природных территорий:
государственные
природные заповедники;
национальные
парки;
природные
парки;
государственные
природные заказники;
памятники
природы;
дендрологические
парки и ботанические сады;
лечебно-оздоровительные
местности и курорты;
зеленые зоны.
Органы государственной власти и органы
местного самоуправления в соответствии с законодательством могут устанавливать
и иные категории особо охраняемых природных территорий (памятники
садово-паркового искусства, охраняемые речные системы, охраняемые природные
ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от
отрицательных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и
водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом
хозяйственной деятельности.
Функциональная совокупность особо охраняемых природных
территорий и их охранных зон составляет сеть особо охраняемых природных
территорий Республики Татарстан.
Особо охраняемые природные территории могут
находиться в ведении органов государственной власти Республики Татарстан,
органов государственной власти Российской Федерации, в ведении органов местного
самоуправления.
Особо охраняемые природные территории
местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся
в ведении органов местного самоуправления.
Территории государственных природных
заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным
территориям федерального значения. Территории государственных заказников,
памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо
охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым
природным территориям республиканского значения. Природные парки являются особо
охраняемыми территориями республиканского значения. Лечебно-оздоровительные
местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями
местного значения.
Особо охраняемые природные территории
республиканского значения определяются Кабинетом Министров Республики
Татарстан. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются
в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми
актами Республики Татарстан.
См. Постановление КМ РТ от 18 января 1996 г. N 22 "О
сохранении и развитии сети особо охраняемых природных территорий Республики
Татарстан"
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 31 декабря 2007 г. N 74-ЗРТ в статью 4
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу со дня официального
опубликования названного Закона
Статья 4.
Развитие и размещение особо охраняемых природных территорий
Все особо охраняемые природные территории и их охранные зоны
в обязательном порядке должны учитываться при разработке территориальных
комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или
территориальных схем Кабинет Министров Республики Татарстан принимает решения о
резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми
природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 31 декабря 2007 г. N 74-ЗРТ в статью 5
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу со дня официального
опубликования названного Закона
Статья 5.
Государственное управление и государственный контроль в области организации и
функционирования особо охраняемых природных территорий
Государственное управление и
государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий
федерального значения осуществляются в соответствии с федеральным законом.
Государственное управление и
государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий
республиканского значения осуществляются в соответствии с федеральным законом Кабинетом Министров
Республики Татарстан и уполномоченным органом государственной власти Республики
Татарстан в области охраны окружающей среды.
Управление и контроль в области
организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного
значения осуществляются органами местного самоуправления.
Статья
6. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
Государственный кадастр особо охраняемых
природных территорий содержит сведения о статусе этих территорий, об их
географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, социально-экономической, научно-информационной,
эколого-просветительской, исторической и культурной ценности.
Государственный кадастр особо охраняемых природных
территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда,
определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности
государственного контроля за соблюдением
соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании
социально-экономического развития территорий Республики Татарстан.
Порядок ведения государственного кадастра
особо охраняемых природных территорий устанавливается в соответствии с федеральным законодательством.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 6 октября 2005 г. N 98-ЗРТ в статью 7
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу со дня официального
опубликования названного Закона
Статья 7.
Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании
особо охраняемых природных территорий
Граждане и юридические лица, включая общественные и
религиозные объединения, вправе оказывать содействие соответствующим
государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и
функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы
учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных
объединений.
Раздел II. Государственные
природные заповедники
Исключен
Информация об
изменениях:
См. текст Раздела II
Раздел III. Национальные
парки
Исключен
Информация об
изменениях:
См. текст Раздела III
Об административной ответственности
за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо
охраняемых природных территориях см. Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
Раздел IV. Природные парки
Статья
19. Общие положения
Природные парки являются природоохранными рекреационными
учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные
комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую
ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских
и рекреационных целях.
Территории природных парков располагаются
на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в
отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
На природные парки возлагаются следующие
задачи:
сохранение и восстановление природной среды, природных
ландшафтов;
создание условий для отдыха и сохранения рекреационных
ресурсов;
разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и
поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования
территорий природных парков.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 6 октября 2005 г. N 98-ЗРТ статья 20
настоящего Закона изложена в новой редакции. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного
Закона
Статья 20.
Порядок образования природных парков
Решение об образовании природных парков в соответствии с федеральным законом
принимает Кабинет Министров Республики Татарстан по представлению федерального
органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Статья
21. Особенности правового положения природных парков
Природные парки являются некоммерческими
организациями, которые создаются в форме финансируемого за счет средств бюджета
Республики Татарстан природоохранного учреждения.
См. Типовое положение "О природном парке",
утвержденное Постановлением КМ РТ от 3 августа 1999 г. N 470
Природные парки распоряжаются в установленном порядке
средствами, получаемыми:
в счет возмещения вреда, причиненного в результате
деятельности физических и юридических лиц;
от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности,
не противоречащей задачам природных парков;
в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц,
в том числе иностранных граждан и международных организаций.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 6 октября 2005 г. N 98-ЗРТ в статью 22
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу со дня официального
опубликования названного Закона
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 22.
Режим особой охраны территорий природных парков
На территориях природных парков устанавливаются различные
режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и
рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на
территориях природных парков могут быть выделены природоохранные,
рекреационные, агрохозяйственные и иные
функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
На территориях природных парков запрещается деятельность,
влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта,
снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников
истории и культуры.
В границах природных парков могут быть запрещены или
ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической,
культурной и рекреационной ценности их территорий.
С природными парками согласовываются вопросы
социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на
территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития
населенных пунктов.
Конкретные особенности, зонирование и
режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке,
утвержденным в соответствии с федеральным
законом Кабинетом Министров Республики Татарстан по согласованию
с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и
соответствующими органами местного самоуправления.
Раздел V. Государственные
природные заказники
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 6 октября 2005 г. N 98-ЗРТ в статью 23
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу со дня официального
опубликования названного Закона
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 23.
Общие положения
Государственными природными заказниками являются территории
(акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления
природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление территории государственным
природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у
пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Государственные природные заказники могут
иметь различный профиль, в том числе быть:
комплексными (ландшафтными),
предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов
(природных ландшафтов);
биологическими (ботаническими и
зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и
исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном,
научном и культурном отношениях;
палеонтологическими,
предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
гидрологическими (болотными,
озерными, речными), предназначенными для сохранения и восстановления ценных
водных объектов и экологических систем;
геологическими, предназначенными
для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Государственные природные заказники
республиканского значения находятся в ведении уполномоченного органа
государственной власти Республики Татарстан в области охраны окружающей среды,
и финансируются за счет средств бюджета Республики Татарстан и иных не
запрещенных законом источников.
Для обеспечения функционирования государственных природных
заказников создаются их администрации.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 6 октября 2005 г. N 98-ЗРТ в статью 24
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу со дня официального
опубликования названного Закона
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 24.
Порядок образования государственных природных заказников
Государственные природные заказники республиканского
значения образуются Кабинетом Министров Республики Татарстан по согласованию с
соответствующими органами местного самоуправления.
См. положения о Государственных
природных заказниках Республики Татарстан
Статья
25. Режим особой охраны территорий государственных природных
заказников
На территориях (акваториях) государственных природных
заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая
деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных
заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны территории
конкретного государственного природного заказника республиканского значения определяются Кабинетом Министров Республики
Татарстан.
Собственники, владельцы и пользователи
земельных участков, которые расположены в границах государственных природных
заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных
заказниках режим особой охраны и несут в случае его нарушения ответственность в
соответствии с законодательством.
Раздел VI. Памятники
природы
Статья
26. Общие положения
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в
экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные
комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы могут быть
республиканского или федерального значения.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 31 декабря 2007 г. N 74-ЗРТ в статью 27
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу со дня официального
опубликования названного Закона
Статья 27.
Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми
природными территориями
Природные объекты и комплексы объявляются
памятниками природы республиканского значения, а территории, занятые ими, особо
охраняемыми природными территориями республиканского значения Кабинетом
Министров Республики Татарстан.
Органы государственной власти, принявшие
решения об образовании особо охраняемых природных территорий, утверждают
границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы,
находящихся в их ведении. Передача памятников природы республиканского значения
и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление
охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются в
соответствии с федеральным законом уполномоченным органом государственной власти
Республики Татарстан в области охраны окружающей среды.
Объявление природных комплексов и
объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, особо охраняемыми
природными территориями, допускается с изъятием занимаемых ими земельных
участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков в
соответствии с законодательством.
В случае необходимости изъятия земельных
участков или водных пространств, используемых для государственных нужд,
объявление природных комплексов и объектов памятниками природы осуществляется
Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с федеральным законом.
Статья
28. Режим особой охраны территорий памятников природы
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в
границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой
нарушение сохранности памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков,
на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по
соблюдению режима особой охраны памятников природы.
Расходы собственников, владельцев и
пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима
особой охраны памятников природы возмещаются в соответствии с федеральным законом.
Раздел VII.
Дендрологические парки и ботанические сады
Статья
29. Общие положения
Дендрологические парки и ботанические сады являются
природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных
коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного
мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
Территории дендрологических парков и
ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при
этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование
дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским
или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические
парки и ботанические сады.
Находящиеся на балансе дендрологических
парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не
подлежат.
Дендрологические парки и ботанические
сады могут быть федерального, республиканского значения и образуются в
соответствии с федеральным
законом.
Статья
30. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и
ботанических садов
На территориях дендрологических парков и ботанических садов
запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая
за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Территории дендрологических парков и ботанических садов
могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:
экспозиционную, посещение которой
разрешаются в порядке, определенном дирекцией дендрологических парков и
ботанических садов;
научно-экспериментальную, доступ в
которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или
ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских
учреждений;
административную.
Конкретные задачи, научный профиль,
особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима
особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада
определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами
государственной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 6 октября 2005 г. N 98-ЗРТ в статью 31
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу со дня официального
опубликования названного Закона
Статья 31.
Финансирование дендрологических парков и ботанических садов
Финансирование дендрологических парков и
ботанических садов осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета
Республики Татарстан и других не запрещенных законом источников.
Дендрологические парки и ботанические сады распоряжаются в
установленном порядке средствами, поступающими:
в счет возмещения вреда, причиненного в результате
деятельности физических и юридических лиц;
от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности,
не противоречащей задачам дендрологических парков и ботанических садов;
в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц,
в том числе иностранных граждан и международных организаций.
Раздел VIII.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты
Статья
32. Общие положения
Территории (акватории), пригодные для организации лечения и
профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными
лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, другие природные объекты
и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в
целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных
лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь
федеральное, республиканское или местное значение.
Отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и
курортам осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Статья
33. Режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и
курортов
В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов
запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению
качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными
свойствами.
В целях сохранения природных факторов,
благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на
территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа
санитарной или горно-санитарной охраны.
Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где
природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи
и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях
устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной
(горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности
или курорта.
Порядок организации округов санитарной и
горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования в соответствии
с законодательством определяются Правительством Российской Федерации и
Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Раздел IX. Зеленые зоны
Статья
34. Порядок организации и охраны зеленых зон
Вокруг городов и других населенных пунктов образуются
зеленые зоны, в том числе лесопарковые защитные пояса как территории,
выполняющие средозащитные, санитарно-гигиенические и
рекреационные функции.
Зеленые зоны, представляющие особую
ценность для здоровья населения, по представлению органов местного
самоуправления, решением Кабинета Министров Республики Татарстан могут быть
отнесены к особо охраняемым природным территориям.
В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность,
отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических,
рекреационных функций.
Раздел X. Организация
охраны особо охраняемых природных территорий
Статья
35. Охрана природных комплексов и объектов на территориях
государственных природных заповедников и национальных парков
Охрана природных комплексов и объектов на территориях
государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется
специальной государственной инспекцией по охране государственных природных
заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат
соответствующих природоохранных учреждений.
Директора государственных природных заповедников и
национальных парков и их заместители являются соответственно главными
государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих
государственных природных заповедников и национальных парков.
Статья
36. Охрана территорий природных парков, государственных природных
заказников и других особо охраняемых природных территорий
Охрана территорий природных парков,
государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется соответствующими
государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке,
предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики
Татарстан.
Работники, осуществляющие охрану территорий государственных
природных заказников республиканского значения, пользуются теми же правами, что
и государственные инспектора по охране государственных природных заповедников и
национальных парков.
Органы местного самоуправления принимают
меры по обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий местного
значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения,
наделенные соответствующими полномочиями.
См. Инструкцию Министерства охраны
окружающей среды РТ "О порядке оформления и передачи материалов в органы
прокуратуры по фактам уголовно-наказуемых нарушений природоохранного
Законодательства", 1995
г.
Раздел XI.Международные договоры в
области особо
охраняемых природных территорий
Исключен
Информация об
изменениях:
См. текст Раздела XI
Раздел XII.
Заключительные положения
Статья
38. О введении в действие настоящего Закона
Настоящий Закон ввести в действие со дня его опубликования.
Президент Республики Татарстан
|
М.Ш.Шаймиев
|
г.Казань, 16 октября 1997 года, N 1360