Закон Республики Татарстан
от 19 октября 1993 г.
N 1982-XII
"Об образовании"
(введен в действие Постановлением ВС РТ от 20 октября 1993 г. N 1993-XII)
(В редакции Закона Государственного Совета Республики
Татарстан от
14.10.2010 № 67-ЗРТ)
Под образованием понимается
целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и
государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных
образовательных уровней, что подтверждается соответствующим документом об
образовании.
Уровень образования, воспитания и культуры личности
обеспечивается совместными усилиями государства, семьи, общественных
объединений и самой личности.
Раздел I. Общие положения
Статья
1. Реализация государственной политики в сфере образования в
Республике Татарстан
Организационной основой реализации государственной политики
в области образования является Комплексная республиканская целевая программа
развития образования в Республике Татарстан.
Статья
2. Законодательство Республики Татарстан об образовании
1. Законодательство Республики Татарстан
об образовании основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, Конституции
Республики Татарстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации и Республики Татарстан об образовании.
2. Задачами законодательства Республики
Татарстан в области образования являются:
- обеспечение и защита конституционного права на
образование;
- создание правовых гарантий для свободного функционирования
и развития системы образования в Республике Татарстан;
- определение прав, обязанностей, полномочий и
ответственности физических и юридических лиц в области образования;
- определение принципов реализации
государственной политики в области образования в Республике Татарстан.
3. Юридические и физические лица,
нарушившие законодательство Республики Татарстан об образовании, несут
ответственность в порядке, установленном законодательством.
Статья
3. Право граждан на образование
1. Граждане в Республике Татарстан имеют право на
получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья,
социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
2. Право граждан на образование
обеспечивается государством путем создания системы образования в Республике
Татарстан и социально-экономических условий для получения образования.
3. В целях реализации права на
образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью
или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.
Категории граждан, которым оказывается данная поддержка, порядок и размеры ее
предоставления устанавливаются законом Республики Татарстан для образовательных
учреждений, находящихся в ведении Республики Татарстан, и муниципальных
образовательных учреждений.
4. Граждане Российской Федерации имеют право на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования и начального
профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного
среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов,
федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об
образовании" образовательных стандартов и требований, если образование
данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации вправе в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, неоднократно получать
бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы
занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в
случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Отдельные категории граждан в
соответствии с федеральным законодательством имеют право внеконкурсного
поступления в государственные образовательные учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования при условии успешной
сдачи вступительных экзаменов.
6. Республика Татарстан оказывает
содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся
способности, в том числе посредством предоставления им специальных
государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии
и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Кабинетом Министров
Республики Татарстан.
7. Выпускники образовательных учреждений
независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную
аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное
учреждение следующего уровня.
7.1. Государство оказывает содействие на
льготных условиях в поступлении в государственные образовательные учреждения
среднего и высшего профессионального образования победителей и призеров
предметных, республиканских, межрегиональных, финальных этапов всероссийских
конкурсов, олимпиад, соревнований технического и спортивно-технического
профиля.
Статья
4. Основные принципы реализации государственной политики в
области образования в Республике Татарстан
Основными принципами реализации государственной политики в
области образования в Республике Татарстан являются:
гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного
пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур,
региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального
государства;
общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,
воспитанников;
светский характер образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический государственно-общественный характер
управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Статья
5. Национальные образовательные учреждения
Деятельность национальных образовательных учреждений
направлена на возрождение национального самосознания личности, исходя из
приоритета общечеловеческих ценностей. В национальных образовательных
учреждениях обучение и воспитание проводятся на основе концепции развития
образования в Республике Татарстан и национально-региональных компонентов
государственных образовательных стандартов.
Статья
6. Язык (языки) обучения
1. Граждане Российской Федерации в
Республике Татарстан имеют право на получение основного общего образования на
родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей,
предоставляемых системой образования.
Право граждан на получение образования на родном языке
обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных
учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.
2. Татарский и русский языки в
общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего
профессионального образования изучаются в равных объемах.
3. В целях обеспечения качественной
подготовки и переподготовки специалистов соответствующих профессий преподавание
в учреждениях высшего и среднего профессионального образования ведется на
государственных языках Республики Татарстан, а также на иностранных.
4. Кабинет Министров Республики Татарстан
в соответствии с международными соглашения и соглашениями с субъектами
Российской Федерации оказывает содействие в получении необходимого образования
на родном языке лицам татарской национальности, проживающим вне территории Республики
Татарстан.
Статья
7. Государственные образовательные стандарты
1. В Республике Татарстан устанавливаются
государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и
национально-региональный компоненты, а также компонент образовательного
учреждения.
2. Национально-региональные компоненты
государственных образовательных стандартов определяют национально-региональные
особенности содержания основных образовательных программ, реализуемых в образовательных
учреждениях Республики Татарстан.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 14 октября 2010 г.
N 67-ЗРТ в пункт 3 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
3. При реализации образовательных программ для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются
специальные (коррекционные) государственные образовательные стандарты.
4. Национально-региональные компоненты
государственных образовательных стандартов утверждаются Государственным Советом
Республики Татарстан по представлению Кабинета Министров Республики Татарстан.
5. Национально-региональные компоненты
государственных образовательных стандартов разрабатываются на конкурсной основе
не реже одного раза в десять лет в порядке, определяемом Кабинетом Министров
Республики Татарстан.
Раздел II. Система
образования в Республике Татарстан
Статья
8. Понятие системы образования
Система образования в Республике Татарстан представляет
собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ
различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных
стандартов и федеральных государственных требований;
сети реализующих их образовательных учреждений и научных
организаций;
органов, осуществляющих управление в сфере
образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
объединений юридических лиц, общественных и
государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области
образования.
Статья
9. Форма получения образования
1. С учетом потребностей и возможностей
личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в
образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования,
экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
2. Для всех форм получения образования в пределах
конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной
образовательной программы действуют единые федеральный государственный
образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за
исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в
соответствии с пунктом 2 статьи 7
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об
образовании".
Статья
10. Образовательные программы
1. В Республике Татарстан реализуются
образовательные программы, которые подразделяются на:
а) общеобразовательные (основные, дополнительные);
б) профессиональные (основные, дополнительные).
2. Основные общеобразовательные
программы решают задачи формирования общей культуры личности, адаптации
личности к жизни в обществе, создания условий для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ.
3. К
основным общеобразовательным относятся программы:
а) дошкольного образования;
б) начального общего образования;
в) основного общего образования;
г) среднего (полного) общего образования.
4. Основные профессиональные
образовательные программы направлены на решение задач последовательного
повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку
специалистов соответствующей квалификации.
К основным профессиональным
относятся программы:
а) начального профессионального образования;
б) среднего профессионального образования;
в) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы
магистратуры);
г) послевузовского профессионального образования.
5. Основные общеобразовательные программы
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного
стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных
потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный
план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие
материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество
подготовки обучающихся.
5.1. Основные профессиональные
образовательные программы начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают
реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом
типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план,
рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие
материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также
программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и
методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей
образовательной технологии.
Основные образовательные программы высшего
профессионального образования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской
Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании",
включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество
подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики,
календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие
реализацию соответствующей образовательной технологии.
5.2. К структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования, устанавливаются федеральные государственные требования.
5.3. К структуре основной профессиональной
образовательной программы послевузовского профессионального образования (за
исключением докторантуры) уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти устанавливаются федеральные государственные требования.
6. За пределами федеральных государственных
образовательных стандартов, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых
в соответствии с пунктом 2 статьи
7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1
"Об образовании", на всех уровнях могут иметь место дополнительные
(общеобразовательные и (или) профессиональные) образовательные программы.
Дополнительная образовательная программа включает в себя
рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
К минимуму содержания дополнительной профессиональной
образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях,
предусмотренных федеральными законами.
7. Нормативные сроки освоения основных
образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях определяются Законом
Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об
образовании", другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными
законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях
соответствующих типов и видов, либо соответствующими федеральными
государственными образовательными стандартами, либо федеральными
государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2
статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года
N 3266-1 "Об образовании" образовательными стандартами и
требованиями.
Статья
11. Реализация общеобразовательных программ
1. Общеобразовательные программы
реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных
учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (законных представителей).
2. Образовательные программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья разрабатываются на базе основных
общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и
возможностей обучающихся, воспитанников.
3. Образовательные программы дошкольного,
начального, основного и среднего (полного) общего образования являются преемственными,
то есть каждая последующая программа базируется на
предыдущей.
4. Обучающиеся на ступенях начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по
итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету,
переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать
академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательные
учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности
и обеспечить контроль
за своевременностью ее
ликвидации.
Обучающиеся на ступенях начального общего
и основного общего образования, не освоившие образовательные программы учебного
года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или
условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академическую
задолженность по одному предмету, по усмотрению родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы
компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического
работника образовательного учреждения или продолжают получать
образование в иных формах.
Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего
образования, не освоившие образовательную программу учебного года по очной
форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам
или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академическую
задолженность по одному предмету, продолжают получать образование в иных
формах.
Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по
решению органа управления образовательного учреждения.
5. Трудовая подготовка обучающихся,
воспитанников в пределах общеобразовательных программ осуществляется в
общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, межшкольных
учебно-производственных комбинатах, учреждениях начального и среднего
профессионального образования, в учебных цехах и на участках предприятий,
учреждений и организаций, средних специальных, высших учебных заведений,
научно-исследовательских институтов.
6. Федеральный государственный
образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в
пределах образовательных программ начального профессионального или среднего
профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального
образования.
7. Обучающиеся, воспитанники, не
освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к
обучению на следующей ступени общего образования.
Статья
12. Учредитель образовательного учреждения
1. Учредителем образовательного
учреждения (далее - учредитель) могут быть:
а) органы государственной власти, органы местного
самоуправления;
б) отечественные и иностранные организации всех форм собственности,
их объединения;
в) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
г) общественные и религиозные объединения,
зарегистрированные на территории Российской Федерации;
д) граждане Российской Федерации и
иностранные граждане.
Допускается совместное учредительство
негосударственных образовательных учреждений.
2. Учредителем специального
учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть
только органы исполнительной власти Республики Татарстан и (или) федеральные
органы исполнительной власти.
3. Отношения между учредителем и
образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в
соответствии с законодательством.
Статья
13. Образовательные учреждения
1. Образовательным является учреждение,
осуществляющее образовательный процесс через реализацию одной или нескольких
образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание
обучающихся, воспитанников.
2. К образовательным учреждениям
относятся учреждения следующих типов:
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- учреждения начального профессионального, среднего
профессионального, высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования;
- учреждения дополнительного образования для взрослых;
- специальные (коррекционные) для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:
- учреждения дополнительного образования для детей:
- учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
3. Образовательные учреждения могут быть
государственными (федеральными или находящимися в ведении Республики
Татарстан), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных
и религиозных организаций (объединений).
4. Действие законодательства Республики
Татарстан в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Республики Татарстан (за
исключением федеральных государственных образовательных учреждений) независимо
от их организационно-правовой формы.
5. Образовательное учреждение является
юридическим лицом.
6. Деятельность государственных и
муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об
образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных
учреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые
положения выполняют функции примерных.
7. Образовательные учреждения вправе
образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с
участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений).
Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и
совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами, в
порядке, установленном федеральным законом.
8. Права и обязанности учреждений
дополнительного образования, предусмотренные законодательством,
распространяются и на общественные объединения, основной уставной целые которых
является образовательная деятельность, только в части реализации ими
дополнительных образовательных программ.
9. Государственный статус образовательного
учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в
соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных
программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не
предусмотрено федеральными законами.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 14 октября 2010 г.
N 67-ЗРТ статья 13 настоящего Закона дополнена пунктом 10, вступающим в силу через 10 дней после
дня официального опубликования
названного Закона
10. В представительствах образовательного учреждения ведение
образовательной деятельности запрещается.
Статья
14. Устав образовательного учреждения
1. Устав образовательного учреждения
должен отвечать требованиям, установленным гражданским законодательством, а
также в нем в обязательном порядке указываются:
1) Наименование, место нахождения и статус образовательного
учреждения.
2) Учредитель образовательного учреждения.
3) Организационно-правовая форма образовательного
учреждения.
4) Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых
образовательных программ.
5) Основные характеристики организации образовательного
процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся,
воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения:
г) порядок и основания отчисления
обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при
промежуточной аттестации, ее формы, порядок проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их
предоставления:
з) порядок регламентации и
оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и
(или) их родителей (законных представителей).
6) Структура финансовой и хозяйственной
деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного
за образовательным учреждением;
б) финансирования и
материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) утратил силу;
Информация об
изменениях:
См. текст подпункта в) пункта 1 статьи 14
г) осуществления предпринимательской и
иной приносящей доход деятельности;
д)
запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является
отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным
учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому
учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев,
если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
е) порядка распоряжения имуществом,
приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и
иной приносящей доход деятельности;
ж) открытия счетов в органах казначейства
(за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных
учреждений).
7) Порядок управления образовательным учреждением, в том
числе:
а) компетенция учредителя:
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного
учреждения, их компетенция, порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников в образовательных
учреждениях и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и
ликвидации.
8) Права и обязанности участников образовательного процесса.
9) Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и
других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав гражданского образовательного
учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации,
разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его
учредителем. Порядок утверждения устава государственного образовательного
учреждения, находящегося в ведении Республики Татарстан, устанавливается
Кабинетом Министров Республики Татарстан, муниципального образовательного
учреждения - органом местного самоуправления.
3. При необходимости регламентации
указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения
иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к
уставу.
4. Локальные акты образовательного
учреждения не могут противоречить его уставу.
Статья
15. Общие требования к содержанию образования
1. Содержание образования является одним
из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть
ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для
ее самореализации;
- развитие гражданского общества;
- укрепление и совершенствование правового государства;
- приумножение духовных ценностей и интеллектуального
потенциала народов Республики Татарстан.
2. Содержание образования должно
обеспечивать:
- формирование у обучающихся, воспитанников адекватной современному уровню знаний и
уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры
общества;
- возможность интеграции личности в системе мировой и
национальных культур;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в
современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- формирование духовно-нравственной
личности.
3. Профессиональное образование любого
уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно
содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами,
различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными
группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать
реализации права обучающихся, воспитанников на свободный выбор взглядов и
убеждений.
5. Содержание образования в конкретном
образовательном учреждении определяется образовательной программой
(образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным
учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную
аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе
соответствующих примерных основных образовательных программ и должна
обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения
основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными
государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в
соответствии с пунктом 2 статьи 7
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об
образовании" образовательными стандартами.
5.1. Примерные основные образовательные
программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный
учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей).
6. Образовательное учреждение в
соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать
дополнительные образовательные программы и оказывать образовательные услуги на
договорной основе за пределами определяющих его статус образовательных
программ.
Статья
16. Общие требования к организации образовательного процесса
1. Организация образовательного процесса
в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными
программами и расписаниями занятий.
2. Органы государственной власти, органы
местного самоуправления не вправе изменять учебный план и годовой календарный
учебный график образовательного учреждения после их утверждения, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством.
3. Образовательное учреждение
самостоятельно в выборе форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации
обучающихся, воспитанников.
4. Освоение образовательных программ
основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных
образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией
обучающихся.
В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию,
освоение указанных образовательных программ завершается обязательной
государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся,
освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится
в форме единого государственного экзамена, если иное не установлено федеральным
законодательством.
5. Научно-методическое обеспечение итоговых
аттестаций и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении
каждого уровня или каждой ступени образования выдаются документы
государственного образца о соответствующем уровне образования и (или)
квалификации, обеспечиваются органом исполнительной власти Республики
Татарстан, осуществляющим полномочия в сфере образования, в пределах
компетенции и в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами.
5.1. Для организации проведения единого
государственного экзамена и учета его результатов формируется база данных
Республики Татарстан, в которую вводятся данные об участниках единого
государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена.
Участник единого государственного экзамена имеет право на беспрепятственный
доступ к информации о себе, содержащейся в указанной базе данных.
6. Дисциплина в образовательном
учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства
обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и
психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.
7. Родителям (законным представителям)
несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена
возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а
также с их оценками успеваемости.
Статья
17. Дошкольное образование
1. Родители или лица, их заменяющие,
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, прививать любовь к
родному языку и обучать ему.
2. Дошкольные образовательные учреждения
оказывают помощь семье по созданию условий для воспитания детей дошкольного
возраста, охраны и укрепления их здоровья, осуществления коррекции недостатков
развития детей.
3. Государство гарантирует финансовую и
материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста,
обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного
учреждения для всех слоев населения.
4. Отношения между дошкольным
образовательным учреждением и родителями (законными представителями)
регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные
законом права сторон.
5. Органы местного самоуправления организуют
и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям,
воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Статья
18. Общее образование
1. Общее образование является основным
звеном системы образования и предоставляет всем гражданам равные возможности
для получения и продолжения образования в соответствии с призванием, интересами
и способностями каждого.
2. Общее образование включает в себя три
ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее образование.
Возраст, с которого допускается прием граждан, и нормативные
сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным
законом.
3. Общее образование является
обязательным.
4. Требование обязательности общего
образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до
достижения им возраста лет, если соответствующее образование не было получено
обучающимся ранее.
5. Утратил силу.
Информация об
изменениях:
См. текст пункта 5 статьи 18
6. Утратил силу.
Информация об
изменениях:
См. текст пункта 6 статьи 18
7. По согласию родителей (законных
представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и
местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста
пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им
общего образования.
Комиссия по делам несовершеннолетних и
защите их прав совместно с родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения
основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок
принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и
продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования
по иной форме обучения.
8. По решению органа управления
общеобразовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения
устава образовательного учреждения допускается исключение из данного
образовательного учреждения обучающегося, воспитанника, достигшего
пятнадцатилетнего возраста.
Исключение обучающегося, воспитанника из образовательного
учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата
и дальнейшее его пребывание в образовательном учреждении оказывает
отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права
работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование
образовательного учреждения.
Решение об исключении обучающегося,
воспитанника, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения
его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с
согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и
попечительства.
Образовательное учреждение незамедлительно обязано
проинформировать об исключении обучающегося, воспитанника его родителей
(законных представителей) и орган местного самоуправления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного
учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство
этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом
образовательном учреждении.
Статья
19. Отдельные типы общеобразовательных школ, школы-интернаты,
интернаты при школах, детские дома
1. В целях создания более благоприятных условий для
всестороннего развития обучающихся, воспитанников, а также оказания помощи
семье в обучении и воспитании детей, при наличии соответствующей
учебно-материальной базы создаются в порядке, предусмотренном
законодательством, общеобразовательные школы с продленным днем или группы
продленного дня, школы и классы с углубленным изучением отдельных учебных
предметов, в том числе общеобразовательные школы-комплексы, школы-интернаты,
интернаты при школах и другие.
2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей (законных представителей), с учетом их национальной
принадлежности воспитываются в детских домах, домах ребенка,
общеобразовательных школах-интернатах, в семейных детских домах и содержатся на
полном государственном обеспечении.
Статья
20. Реализация профессиональных образовательных программ.
Профессиональная подготовка
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 14 октября 2010 г.
N 67-ЗРТ пункт 1 статьи 20 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
1. Профессиональные образовательные
программы (в том числе для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов) реализуются в образовательных учреждениях
профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательные учреждения
профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют
указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки
работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов
соответствующего уровня согласно перечням профессий и направлений подготовки
(специальностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не
предусмотрено федеральными законами.
При утверждении новых профессий и направлений подготовки
(специальностей) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным
профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих
перечнях профессий и направлений подготовки (специальностей) или в
Общероссийском классификаторе специальностей по образованию.
При установлении такого соответствия образовательное
учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки
по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым
установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о
государственной аккредитации до окончания срока их действия.
2. Наличие любого другого
профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме
граждан в образовательное учреждение профессионального образования.
3. Профессиональная подготовка может быть
получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных
подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке
индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую
квалификацию.
4. Общеобразовательные учреждения по
договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут
проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в
том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии
(разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная
подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных
представителей).
Статья
21. Начальное профессиональное образование
1. Начальное профессиональное
образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем
основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного
общего и среднего (полного) общего образования.
По отдельным профессиям начальное профессиональное
образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.
В необходимых случаях государство создает условия для
получения профессии лицами, не имеющими основного общего (неполного среднего)
образования.
2. Начальное профессиональное
образование может быть получено в образовательных учреждениях начального
профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего
профессионального и высшего профессионального образования при наличии
соответствующих лицензий.
3. Граждане, получающие в
государственных или муниципальных образовательных учреждениях начальное
профессиональное образование в пределах федеральных государственных
образовательных стандартов, федеральных государственных требований впервые, а
также граждане, обучающиеся по направлению государственной службы занятости,
проходят обучение бесплатно.
Статья
22. Среднее профессиональное образование
1. Среднее профессиональное образование
имеет целью подготовку специалистов на базе основного общего, среднего
(полного) общего или начального профессионального образования.
2. Среднее профессиональное образование
может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
3. Образовательные учреждения среднего
профессионального образования могут реализовывать образовательные программы
начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
4. Получение на конкурсной основе
бесплатного среднего профессионального образования в государственных
образовательных учреждениях среднего профессионального образования в пределах
федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в
соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на
бесплатное обучение.
5. Граждане, имеющие начальное
профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее
профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Статья
23. Высшее профессиональное образование
1. Целями высшего профессионального
образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего
уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении
образования.
Подготовка лиц с высшим профессиональным
образованием для получения квалификации (степени) "бакалавр" и
квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего
(полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения
квалификации (степени) "магистр" - на базе бакалавриата.
2. Высшее профессиональное образование
может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования (высших учебных заведениях).
3. Лица, имеющие среднее
профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень
образования или способности которых являются достаточным основанием для
получения высшего профессионального образования по сокращенным или по
ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное
образование по таким программам. Получение высшего профессионального
образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам
магистратуры не допускается.
4. Получение образования по следующим
образовательным программам высшего профессионального образования
рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
1) по программам бакалавриата или
программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом
специалиста, диплом магистра;
2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом
специалиста, диплом магистра.
Статья
24. Послевузовское профессиональное образование
1. Послевузовское профессиональное
образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования,
научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального
образования.
2. Послевузовское профессиональное
образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и
интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного
профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие
лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных
учреждениях и научных организациях.
Статья
25. Дополнительное образование
1. Дополнительные образовательные
программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях
всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества,
государства.
В пределах каждого уровня
профессионального образования основной задачей дополнительного образования
является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в
связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных
стандартов.
2. К дополнительным образовательным
программам относятся образовательные программы различной направленности,
реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и
образовательных учреждениях профессионального образования за пределами
определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях
дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в
центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах,
школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных
техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих
соответствующие лицензии);
посредством индивидуальной педагогической деятельности;
в научных организациях.
Статья
25.1. Учреждения дополнительного образования взрослых
1. Дополнительное профессиональное
образование (повышение квалификации и переподготовка кадров) осуществляется в
учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования, в
институтах повышения квалификации и переподготовки, институтах
усовершенствования, на курсах повышения квалификации, в
научно-исследовательских учреждениях и иных учреждениях на основании договора
между заинтересованными сторонами.
2. Контроль за повышением квалификации и переподготовкой кадров
возлагается на руководителей предприятий, учреждений и организаций, а также
соответствующие органы исполнительной власти Республики Татарстан.
3. Порядок организации деятельности,
реорганизации и ликвидации учебных заведений повышения квалификации и
переподготовки кадров, а также их филиалов определяется учредителем.
Статья
26. Учреждения дополнительного образования детей
1. Учреждения дополнительного
образования служат удовлетворению индивидуальных образовательно-воспитательных
потребностей самообразования граждан и могут формироваться как на
самостоятельной основе, так и совместно с основными структурами образования.
К ним относятся учреждения
дополнительного образования для детей, перечень которых утверждается Кабинетом
Министров Республики Татарстан, а также национальные культурные центры, школы,
народные университеты и другие формы пропаганды научно-технических,
экономических, эстетических, общественно-политических и прочих знаний.
2. Учреждения дополнительного
образования должны иметь соответствующую лицензию (разрешение).
3. Порядок организации, финансирования
и деятельности учреждений дополнительного образования устанавливается
учредителем.
Статья
27. Документы об образовании
1. Образовательное учреждение выдает
лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и
(или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется
самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью
образовательного учреждения.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 14 октября 2010 г.
N 67-ЗРТ в пункт 2 статьи 27 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
2. Образовательные учреждения, имеющие государственную
аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы,
выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы
государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые
печатью соответствующего образовательного учреждения, если иное не
предусмотрено федеральными законами.
3. Документ государственного образца о
соответствующем уровне образования является необходимым условием для
продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении
по программам последующего уровня образования.
Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем
профессиональном, высшем профессиональном образовании и (или) квалификации и в
документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают
право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе
занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные
квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.
4. В Республике Татарстан
устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование - бакалавриат;
6) высшее профессиональное образование - подготовка
специалиста или магистратура;
7) послевузовское профессиональное образование.
5. Лицам, не завершившим образование
данного уровня, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию или
получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные
результаты, выдается справка установленного образца об обучении в
образовательном учреждении.
Лица, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию или
получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные
результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную
(итоговую) аттестацию.
6. Организация обеспечения муниципальных
образовательных учреждений и образовательных учреждений Республики Татарстан
(за исключением образовательных учреждений высшего и послевузовского
профессионального образования), имеющих государственную аккредитацию, бланками
документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации
осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики
Татарстан.
Раздел III. Управление
системой образования
Статья
28. Разграничение полномочий в области образования между органами
государственной власти Республики Татарстан и Российской Федерации
Разграничение полномочий в области образования между
органами государственной власти Республики Татарстан и Российской Федерации
осуществляется Конституцией Российской Федерации, Договором Российской
Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти Республики Татарстан" и федеральными
законами в области образования.
Статья
29. Полномочия органов государственной власти Республики
Татарстан в сфере образования
1. К полномочиям Государственного
Совета Республики Татарстан в сфере образования относятся:
- законодательное регулирование отношений в области
образования;
- утверждение бюджета Республики
Татарстан в части расходов на образование;
- установление доли республиканского
дохода, направляемого на финансирование образования, государственных научно
обоснованных нормативов финансирования образования, налоговых льгот,
стимулирующих развитие образования;
- контроль за исполнением
законодательства в области образования.
2. К полномочиям Кабинета Министров
Республики Татарстан в сфере образования относятся:
разработка и реализация Комплексной республиканской целевой
программы развития образования в Республике Татарстан, а также иных программ
развития образования с учетом национальных и региональных
социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других
особенностей;
участие в разработке на основе федеральных государственных
образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных
основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части
учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);
обеспечение и проведение государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы общего и
среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого
государственного экзамена, включая проверку экзаменационных работ участников
единого государственного экзамена в установленном порядке, формирование и
ведение базы данных Республики Татарстан об участниках единого государственного
экзамена и о результатах единого государственного экзамена;
установление порядка создания,
реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений
Республики Татарстан в соответствии с законодательством;
реализация соглашений между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Татарстан в области высшего
профессионального образования;
утверждение положения о специально уполномоченном органе
исполнительной власти Республики Татарстан в области образования;
обеспечение государственных гарантий прав граждан на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования, а также
дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством
выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации
основных общеобразовательных программ, в части финансирования расходов на
оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и
учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на
содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)
в соответствии с нормативами, устанавливаемыми законами Республики Татарстан;
организация предоставления общедоступного
и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных
учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа,
оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за
исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях,
перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в
соответствии с нормативами, устанавливаемыми законами Республики Татарстан;
организация предоставления дополнительного образования детям
в учреждениях республиканского значения;
организация предоставления начального, среднего и
дополнительного профессионального образования (за исключением образования,
получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых
утверждается Правительством Российской Федерации);
создание, реорганизация и ликвидация образовательных
учреждений (за исключением создания высших учебных заведений), находящихся в
ведении Республики Татарстан;
формирование бюджета Республики Татарстан в части расходов
на образование;
установление для образовательных
учреждений, находящихся в ведении Республики Татарстан, дополнительных к
федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм
и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников,
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
информационное обеспечение в пределах
своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения
учебниками в соответствии с федеральными
перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к
использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию
и реализующих образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в
образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
организация подготовки, переподготовки, повышения
квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных
учреждений Республики Татарстан и муниципальных образовательных учреждений;
издание нормативных документов в пределах своей компетенции;
осуществление иных полномочий в соответствии с
законодательством.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 14 октября 2010 г.
N 67-ЗРТ в пункт 3 статьи 29 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
3. Органы государственной власти Республики Татарстан имеют
право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в
муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную
аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях.
Статья
29.1. Полномочия Российской Федерации в сфере образования,
переданные для осуществления органам государственной власти субъектов
Российской Федерации
Органы государственной власти Республики Татарстан
осуществляют следующие полномочия Российской Федерации в сфере образования,
переданные для осуществления органам государственной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии с Законом
Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об
образовании" (далее - полномочия Российской Федерации):
1) осуществление контроля качества
образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или
федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях,
расположенных на территории Республики Татарстан, по всем реализуемым ими
образовательным программам, за исключением указанных в подпункте 23 статьи 28 Закона Российской
Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"
полномочий федеральных органов государственной власти по осуществлению
контроля качества образования;
2) лицензирование и государственная аккредитация
образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Татарстан,
по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением указанных в подпункте 24 статьи 28
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об
образовании" полномочий федеральных органов государственной власти по
лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений;
3) надзор и контроль за соблюдением
законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на
территории Республики Татарстан образовательными учреждениями (за исключением
образовательных учреждений, указанных в подпункте
21 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года
N 3266-1 "Об образовании"), а также органами местного
самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; принятие
мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области
образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения
предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного
самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний.
Статья
30. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов в области образования
1. К полномочиям органов местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов
местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по
основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по
финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям
органов государственной власти Республики Татарстан;
2) организация предоставления
дополнительного образования детям (за исключением предоставления
дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного
бесплатного дошкольного образования;
3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных
образовательных учреждений;
4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных
образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
5) учет детей, подлежащих обязательному
обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
6) утратил силу;
Информация об
изменениях:
См. текст подпункта 6 пункта 1 статьи 30
7) осуществление иных полномочий в соответствии с
законодательством.
2. Органы местного самоуправления
городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации
муниципальных высших учебных заведений. Органы местного самоуправления
муниципальных районов вправе осуществлять функции учредителя муниципальных
высших учебных заведений, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря
2008 года.
Статья
31. Органы, осуществляющие управление в сфере образования
1. Государственное управление в сфере
образования в Республике Татарстан осуществляется федеральными государственными
органами и органами государственной власти Республики Татарстан в пределах
своих полномочий.
2. Органы исполнительной власти
Республики Татарстан, осуществляющие государственное управление в сфере
образования, создаются в соответствии с законодательством.
3. В муниципальных районах и городских
округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами
местного самоуправления.
4. В случае нарушения образовательным
учреждением законодательства Российской Федерации в области образования
и (или) устава образовательного учреждения органы, осуществляющие государственное
управление в сфере образования, в пределах своих полномочий вносят предписание
об устранении данного нарушения.
Статья
32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
1. Образовательное учреждение
самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке
кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах,
определенных законодательством, Типовым положением о соответствующем
образовательном учреждении и его уставом.
2. К компетенции образовательного
учреждения относятся:
а) привлечение для осуществления уставной
деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том
числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского
кредита;
б) предоставление учредителю и общественности ежегодного
отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
в) подбор, прием на работу педагогических кадров и
вспомогательного персонала; ответственность за уровень квалификации
педагогических кадров;
г) организация и совершенствование методического обеспечения
образовательного процесса;
д)
разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
е) разработка и утверждение рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
ж) разработка и утверждение по
согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных
графиков;
з) установление структуры
управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания,
распределение должностных обязанностей;
и) установление заработной платы
работников образовательного учреждения, установление надбавок и доплат к
должностным окладам, порядка и размеров премирования работников;
к) разработка и принятие устава
коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
л) разработка и принятие правил внутреннего распорядка
образовательного учреждения, иных локальных актов;
м) самостоятельное формирование
контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты,
если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе и виде
образовательного учреждения и федеральным законом;
н) самостоятельное осуществление
образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения,
лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;
о) осуществление текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, воспитанников в соответствии со своим
уставом и требованиями федерального закона;
п)
утратил силу;
Информация об изменениях:
См. текст подпункта п) пункта 2 статьи
32
р) создание условий в учреждениях
образования для организации горячего питания обучающихся, воспитанников, их
медицинского обслуживания и оздоровления;
с) координация в образовательном учреждении деятельности
общественных (в том числе детских и молодежных) объединений, не запрещенных
законом;
т) осуществление иной деятельности, не запрещенной
законодательством и предусмотренной уставом образовательного учреждения;
у) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже
нормативных;
ф) содействие деятельности
учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических
объединений;
х) определение списка учебников в соответствии с
утвержденными федеральными
перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к
использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию
и реализующих образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в
образовательном процессе в таких образовательных учреждениях.
3. Образовательное учреждение несет в
установленном законодательством порядке ответственность за:
а) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников
во время образовательного процесса;
б) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и
работников образовательного учреждения;
в) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
г) реализацию не в полном объеме образовательных программ в
соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, качество
образования своих выпускников;
д) иные действия, предусмотренные
законодательством.
Статья
33. Управление государственными и муниципальными образовательными
учреждениями
1. Управление государственными и
муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с
законодательством и уставом соответствующего образовательного учреждения.
2. Формами самоуправления
образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения,
попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
3. Непосредственное управление образовательным
учреждением осуществляет заведующий, директор, ректор или другой руководитель.
Руководитель государственного и
муниципального образовательного учреждения может быть в соответствии с уставом:
а) избран коллективом
образовательного учреждения;
б) избран коллективом
образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры
(кандидатур) с учредителем;
в) избран коллективом
образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
г) назначен учредителем с предоставлением
совету образовательного учреждения права "вето";
д) назначен
учредителем;
е) нанят учредителем;
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 14 октября 2010 г. N 67-ЗРТ
пункт 3 статьи 33 настоящего Закона дополнен подпунктом ж,
вступающим в силу
через 10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
ж) назначен Президентом Российской
Федерации.
В гражданских образовательных учреждениях
высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается, если
иное не установлено Федеральным
законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании.
4. Разграничение полномочий между советом
и руководителем образовательного учреждения определяется уставом
образовательного учреждения.
5. Руководителям государственных и муниципальных
образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими
должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне
образовательных учреждений не разрешается.
6. Должностные обязанности руководителей
государственных и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов
(отделений) не могут исполняться по совместительству.
Статья
34. Управление негосударственным образовательным учреждением
1. Руководство негосударственным
образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по
его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.
2. Правомочия попечительского совета и
схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а
также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного
учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем
(попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим
коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного
учреждения.
Статья
35. Порядок создания, реорганизации, ликвидации и регламентация
деятельности образовательного учреждения
1. Образовательное учреждение создается и
регистрируется в соответствии с действующим законодательством. Порядок создания
государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики
Татарстан, устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан, муниципальных
образовательных учреждений - органом местного самоуправления.
2. Утратил силу.
Информация об
изменениях:
См. текст пункта 2 статьи 35
3. Права юридического лица у
образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной
деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку
образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного
учреждения.
4. Право на ведение образовательной
деятельности и льготы, установленные законодательством, возникают у
образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 14 октября 2010 г.
N 67-ЗРТ в пункт 5 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст пункта в
предыдущей редакции
5. Орган исполнительной власти Республики Татарстан,
осуществляющий управление в сфере образования, в пределах своих полномочий на
основании заключения экспертной комиссии выдает лицензию на право ведения
образовательной деятельности.
Лицензии на право ведения образовательной
деятельности образовательным учреждениям, созданным религиозными организациями
(объединениями), выдаются по представлениям таких религиозных организаций
(объединений), а в случае, если такие религиозные организации (объединения)
входят в структуры централизованных религиозных организаций (объединений), по
представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций
(объединений).
За предоставление лицензии на право ведения
образовательной деятельности уплачивается государственная пошлина в размерах и
порядке, которые установлены законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.
6. Орган исполнительной власти Республики
Татарстан, осуществляющий управление в сфере образования, в пределах своих
полномочий, по заявлению учредителя образовательного учреждения создает
экспертную комиссию. Ее работа проводится в месячный срок. В экспертную
комиссию входят представители органов исполнительной власти, органа местного
самоуправления, на территории которого расположено образовательное учреждение,
представители образовательных учреждений, научных организаций, эксперты из
числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
7. Контроль за соблюдением образовательным учреждением предусмотренных
лицензией условий и надзор за исполнением им законодательства Российской
Федерации в области образования обеспечиваются выдавшим лицензию органом
исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим управление в сфере
образования. В случае, если было допущено нарушение
этих условий и (или) законодательства Российской Федерации в области
образования, указанный орган исполнительной власти направляет в образовательное
учреждение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного
нарушения и устанавливает срок его устранения.
В случае неисполнения указанного предписания выдавший
лицензию орган исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющий
управление в сфере образования, вправе приостановить действие лицензии
полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным
образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения.
Если в установленный срок указанное нарушение не будет
устранено, лицензия подлежит аннулированию. Решение об аннулировании лицензии
принимается выдавшим лицензию органом исполнительной власти Республики
Татарстан, осуществляющим управление в сфере образования, и может быть оспорено
в суде.
8. Права образовательного учреждения на
пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации,
на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о
соответствующем уровне образования возникают с момента его государственной
аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации,
если иное не предусмотрено Законом
Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об
образовании".
9. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное
образовательному учреждению (за исключением дошкольного образовательного
учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей),
подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных
программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным
государственным образовательным стандартам или федеральным государственным
требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по
образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов
государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.
Свидетельство о государственной аккредитации, выданное
дошкольному образовательному учреждению или образовательному учреждению дополнительного
образования детей, подтверждает государственный статус такого образовательного
учреждения, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.
Свидетельство о государственной аккредитации, выданное
учреждению профессионального религиозного образования (духовному
образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им
образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки
выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов,
дает право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение
по аккредитованным образовательным программам, документов государственного
образца о соответствующем уровне образования. Документ государственного образца
о соответствующем уровне образования, выданный учреждением профессионального
религиозного образования (духовным образовательным учреждением), заверяется
печатью такого образовательного учреждения, не содержащей изображения
Государственного герба Российской Федерации.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается на
срок пять лет.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 14 октября 2010 г.
N 67-ЗРТ в пункт 10 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст пункта в
предыдущей редакции
10. Государственная аккредитация образовательного учреждения
или научной организации проводится органом исполнительной власти Республики
Татарстан, осуществляющим управление в сфере образования, в пределах полномочий
по заявлению образовательного учреждения, согласованному с учредителем
(учредителями).
Государственная аккредитация образовательного учреждения (за
исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного
учреждения дополнительного образования детей) включает в себя экспертизу
соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного
учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или
федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности
образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида.
Государственная аккредитация дошкольного образовательного
учреждения или образовательного учреждения дополнительного образования детей
включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ
соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности
такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и
категории.
Государственная аккредитация научной организации включает в
себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников такой
научной организации федеральным государственным требованиям.
Экспертиза проводится комиссией по государственной
аккредитации, которая создается органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в пределах
полномочий. В состав этой комиссии включаются эксперты из числа лиц, прошедших
соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Государственная аккредитация образовательных учреждений или
научных организаций проводится с привлечением представителей органов
исполнительной власти, образовательных учреждений, научных организаций и
осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений, а
образовательных учреждений профессионального образования также с привлечением
представителей обучающихся и объединений работодателей.
Первая государственная аккредитация образовательного
учреждения или научных организаций может проводиться не ранее чем на стадии
итоговой аттестации обучающихся.
Государственная аккредитация образовательных учреждений
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное
общее, среднее (полное) общее образование.
Государственная аккредитация ранее аккредитованных
образовательного учреждения или научной организации по новым для них
образовательным программам проводится на основании экспертизы соответствия
содержания и качества подготовки выпускников такого образовательного учреждения
федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным
государственным требованиям для указанных образовательных программ.
Имеющее государственную аккредитацию образовательное
учреждение, научная организация не реже чем один раз в пять лет проходит
государственную аккредитацию.
Орган исполнительной власти Республики Татарстан,
осуществляющий управление в сфере образования, в пределах полномочий на
основании заключения комиссии по государственной аккредитации вправе отказать
образовательному учреждению или научной организации в государственной
аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам.
Затраты на проведение государственной аккредитации
оплачиваются образовательным учреждением или научной организацией.
За выдачу свидетельства о государственной
аккредитации образовательного учреждения или научной организации уплачивается
государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.
11. Утратил силу.
Информация об
изменениях:
См. текст пункта 11 статьи 35
12. Утратил
силу.
Информация об
изменениях:
См. текст пункта 12 статьи 35
13. Орган исполнительной власти Республики
Татарстан, осуществляющий управление в сфере образования, может приостановить
действие выданного им свидетельства о государственной аккредитации
образовательного учреждения либо лишить образовательное учреждение
государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным
программам в случае:
1) неисполнения предписания об устранении несоответствия
содержания и качества подготовки обучающихся
соответствующему федеральному государственному образовательному стандарту или
федеральным государственным требованиям либо несоответствия реализуемых
образовательных программ их уровню и направленности;
2) неисполнения предписания об устранении нарушения
образовательным учреждением установленных показателей его деятельности,
необходимых для определения его вида и категории;
3) нарушения образовательным учреждением законодательства
Российской Федерации в области образования, повлекшего за собой неправомерную
выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании
и (или) соответствующей квалификации, либо иного нарушения прав и свобод
обучающихся;
4) аннулирования лицензии.
14. Лицензирование образовательной
деятельности филиалов образовательных учреждений или филиалов научных
организаций осуществляется в порядке, установленном законодательством для
образовательных учреждений. Государственная аккредитация филиалов
образовательных учреждений или филиалов научных организаций проводится в
составе образовательных учреждений или научных организаций, обособленными
структурными подразделениями которых они являются, на основании экспертизы,
устанавливающей соответствие содержания и качества подготовки выпускников,
обучавшихся в таких филиалах, федеральным государственным образовательным
стандартам. Показатели деятельности филиалов образовательных учреждений
учитываются при государственной аккредитации таких образовательных учреждений.
15. Образовательное учреждение может
быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в
соответствии с федеральным законодательством. Порядок реорганизации
государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики
Татарстан, устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан,
муниципальных образовательных учреждений - органом местного самоуправления.
16. При реорганизации образовательного
учреждения в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное
юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического
лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного
образовательного учреждения путем изменения типа
существующего государственного или муниципального образовательного учреждения
образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды
деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной
аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока
действия этих лицензий и свидетельства. При реорганизации
образовательного учреждения в форме присоединения к нему одного или нескольких
образовательных учреждений лицензия и свидетельство о государственной
аккредитации реорганизованного образовательного учреждения переоформляются в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом лицензий и
свидетельств о государственной аккредитации присоединяемых образовательных
учреждений на период до окончания срока действия лицензии и свидетельства о
государственной аккредитации реорганизованного образовательного учреждения.
При изменении статуса образовательного учреждения и его
реорганизации в иной, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, форме
лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу, если
федеральным законом не предусмотрено иное.
17. Утратил силу.
Информация об
изменениях:
См. текст пункта 17 статьи 35
17.1. В случае прекращения деятельности
общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального
профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, а также в
случае аннулирования соответствующей лицензии учредитель (учредители) такого
образовательного учреждения обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с
согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные
учреждения соответствующего типа.
В случае прекращения
деятельности гражданского государственного или муниципального образовательного
учреждения среднего профессионального или высшего профессионального
образования, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии учредитель
(учредители) такого образовательного учреждения с согласия обучающихся
обеспечивает перевод обучающихся в другие образовательные учреждения
соответствующего типа.
18. Ликвидация образовательного
учреждения может осуществляться:
- в соответствии с законодательством Российской
Федерации в установленном Кабинетом Министров Республики Татарстан порядке для
государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики
Татарстан, органами местного самоуправления - для муниципальных образовательных
учреждений;