Закон Республики
Татарстан от 10 декабря 1997
г. N 1417
"Об охране труда в Республике Татарстан"
(принят постановлением
ГС РТ от 12 марта 1997 г.
N 1082)
(принят повторно постановлением ГС РТ от 10 декабря 1997
г. N 1418)
(В
редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от
23.07.2014 № 60-ЗРТ)
Настоящий Закон применяется в части,
не противоречащей Трудовому
кодексу РФ
Настоящий Закон устанавливает гарантии
осуществления права работников на охрану труда и обеспечивает единый порядок
регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и
работниками в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям
сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в
связи с ней.
Раздел I. Общие положения
Статья
1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Основные понятия, используемые в настоящем Законе,
применяются в том же значении, что и в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Статья
2. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон действует на территории Республики Татарстан
и распространяется на работодателей (физических лиц и юридических лиц
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) и
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях.
Действие настоящего Закона
распространяется на другие отношения, связанные с использованием личного труда,
а также трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства,
организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без
гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных
юридических лиц, если иное не установлено федеральным законом или международным
договором Российской Федерации.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 4 декабря 2009 г. N 61-ЗРТ в
статью 3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу c
1 января 2010 года
Статья 3.
Государственные нормативные требования охраны труда
Государственными нормативными требованиями
охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в
законодательстве, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы,
направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполнения
юридическими и физическими лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, при
осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании,
строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин,
механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации
производства и труда.
Статья
4. Реализация основных направлений государственной политики в
области охраны труда в Республике Татарстан
Реализация основных направлений государственной политики в
области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
Республики Татарстан, органов местного самоуправления, работодателей,
объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и
иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны
труда.
См. Целевую программу улучшения условий и
охраны труда в Республике Татарстан на 2010-2012 годы, утв. постановлением КМ РТ от 16 сентября 2009 г. N 641
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 23 июля 2014 г. N 60-ЗРТ в статью 5
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
Статья 5.
Полномочия органа исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны
труда
В целях государственного управления охраной труда орган
исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны труда:
обеспечивает реализацию на территории Республики Татарстан
государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ
улучшения условий и охраны труда;
разрабатывает республиканские целевые программы улучшения
условий и охраны труда, обеспечивает их реализацию и контроль
за их выполнением;
координирует проведение на территории
Республики Татарстан в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей
организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки
знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения по оказанию
первой помощи пострадавшим на производстве;
осуществляет на территории Республики
Татарстан в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
организует сбор и обработку информации о состоянии условий и
охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории
Республики Татарстан;
исполняет иные полномочия в сфере государственного
управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов
исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми
актами Республики Татарстан.
Раздел II. Право и
гарантии права работника на труд в условиях,
отвечающих требованиям охраны труда
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 23 июля 2014 г. N 60-ЗРТ в статью 6
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
Статья 6.
Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
Работник имеет право на:
рабочее место, отвечающее требованиям
охраны труда;
получение достоверной информации от
работодателя, соответствующих государственных органов и общественных
организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске
повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или)
опасных производственных факторов;
информацию о профессиональной пригодности
по результатам предварительного (при поступлении на работу) и последующих
периодических медицинских осмотров;
личное участие или участие через своих представителей в
рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его
рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на
производстве или его профессионального заболевания;
обеспечение средствами индивидуальной и
коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств
работодателя;
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности
для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой
опасности;
запрос о проведении проверки условий и охраны
труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере
деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную
экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением
трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обращение в соответствующие органы государственной власти,
органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а
также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные
работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
обращение в соответствующие органы
государственной инспекции труда или в суд при отказе работодателя в составлении акта
о несчастном случае на производстве или при несогласии пострадавшего с изложенными в акте
обстоятельствами и причинами несчастного случая;
обучение безопасным методам и приемам работы за счет средств
работодателя;
дополнительное профессиональное
образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места
вследствие нарушения требований охраны труда;
санитарно-бытовое обслуживание и
медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда,
а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую
организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
возмещение вреда, причиненного ему трудовым увечьем,
профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с
исполнением трудовых обязанностей;
прохождение внеочередного медицинского
осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места
работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного
медицинского осмотра;
обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в
соответствии с федеральным
законом;
гарантии и компенсации, установленные Трудовым кодексом
Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным
нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 23 июля 2014 г. N 60-ЗРТ в статью 7
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
Статья 7.
Гарантии права работника на охрану труда
Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в
условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Гарантии права работников на охрану труда, виды компенсаций
за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также порядок и
условия их предоставления определяются соответствующими законодательными и иными нормативными
правовыми актами, трудовыми договорами.
Условия труда, предусмотренные трудовым
договором, должны соответствовать требованиям охраны труда. В трудовом договоре,
заключаемом на выполнение работ с вредными и (или) опасными условиями труда,
указываются характеристики условий труда, соответствующие гарантии и
компенсации.
На время приостановления работ в связи с
административным приостановлением деятельности или временным запретом
деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие
нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине
работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок или
может быть предоставлена с его согласия другая работа с оплатой по выполняемой
работе, но не ниже среднего заработка на прежней работе.
При отказе работника от выполнения работ в
случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением
случаев, предусмотренных Трудовым
кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами,
работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения
опасности.
В случае, если предоставление
другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до
устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в
соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации и иными федеральными законами.
Отказ работника от выполнения работ в
случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения
требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными
условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой
привлечения его к дисциплинарной ответственности.
В случае необеспечения работника в
соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной
защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине
простой в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации.
В случае причинения вреда жизни и здоровью
работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда
осуществляется в соответствии с федеральным законом.
В целях предупреждения и устранения
нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство
обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора
за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных
лиц за нарушение указанных требований.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 23 июля 2014 г. N 60-ЗРТ в статью 8
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
Статья 8.
Ограничения на работы с вредными и (или) опасными условиями труда
На работах с вредными и (или) опасными
условиями труда ограничивается применение труда женщин, а также запрещается
применение труда лиц моложе восемнадцати лет и лиц, которым эти работы
противопоказаны по состоянию здоровья.
Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с
подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для
них нормы.
Перечни
производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на
которых ограничивается применение труда женщин, предельно допустимые нормы нагрузок для
женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, перечень работ, на которых запрещается
применение труда работников в возрасте моложе 18 лет, нормы предельно допустимых нагрузок для
лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в
порядке, предусмотренном трудовым законодательством.
Раздел III. Обеспечение
охраны труда
Статья
9. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда заключается в
реализации государственной политики в области охраны труда, разработке
законодательных и иных нормативных правовых актов в этой области, а также
требований к средствам производства, технологиям и организации труда,
гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда.
Государственное управление охраной труда
на территории Республики Татарстан осуществляется федеральными органами
исполнительной власти и органом исполнительной власти Республики Татарстан в
области охраны труда в пределах их полномочий.
Нормативные правовые акты по охране труда, утверждаемые
органами, осуществляющими государственное управление охраной труда, обязательны
для исполнения на территории Республики Татарстан исполнительными органами
государственной власти Республики Татарстан и работодателями.
Отдельные полномочия по государственному
управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в
порядке и на условиях, определенных федеральными законами и законами Республики
Татарстан.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 23 июля 2014 г. N 60-ЗРТ в статью 10
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
Статья 10.
Обеспечение охраны труда исполнительными органами государственной власти
Республики Татарстан
В целях организации работы по охране труда исполнительные
органы государственной власти Республики Татарстан:
определяют основные направления
деятельности и принимают меры по реализации государственной политики и трудового законодательства
в подведомственных им организациях;
принимают участие в разработке отраслевых
норм, правил, типовых инструкций, содействуют проведению государственной
экспертизы условий труда;
осуществляют иные полномочия в соответствии с
законодательством.
Статья
10.1. Республиканская межведомственная комиссия по охране труда
В целях содействия реализации государственной политики в
области охраны труда при органе исполнительной власти Республики Татарстан в
области охраны труда создается Республиканская межведомственная комиссия по
охране труда.
Положение
о Республиканской межведомственной комиссии по охране труда и ее состав утверждаются
Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Статья
11. Утратила силу
Информация об
изменениях:
См. текст статьи 11
Законом РТ от 24 июля 2014 г.
N 76-ЗРТ в статью 12 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через
со дня официального
опубликования названного Закона
Статья 12.
Служба охраны труда в организации
В целях обеспечения соблюдения требований
охраны труда, осуществления контроля за их
выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную
деятельность, с численностью более 50 работников создается служба охраны труда
или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую
подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников
которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны
труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики
своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы
охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют
работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель
организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или
специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые
работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги
в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания
которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя
требования аккредитации, которым должны соответствовать организации,
оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за
деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва
аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в
организации и численность работников службы охраны труда определяются
работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Специалисты службы охраны труда имеют право
выдавать руководителям структурных подразделений и должностным лицам
обязательные для исполнения предписания по устранению недостатков, получать от
них необходимые сведения и информацию, документацию, объяснения (в том числе в
письменном виде) по вопросам охраны труда, требовать отстранения от работы лиц,
которые не прошли медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний и
не имеют допуска к соответствующим работам, не применяют средств индивидуальной защиты или не выполняют
требований охраны труда.
Статья
13. Комитеты (комиссии) по охране труда
По инициативе работодателя и (или) по
инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты
(комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят
представители работодателя и представители выборного органа первичной
профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Комитет (комиссия) по охране труда организует
совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны
труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных
заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на
рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок,
сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 23 июля 2014 г. N 60-ЗРТ в статью 14
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
Статья 14.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда
возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений,
оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в
производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы
управления охраной труда;
применение прошедших обязательную
сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о
техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты
работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на
каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством
и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
приобретение и выдачу за счет собственных
средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной
защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную
сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о
техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами
работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а
также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с
загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и
оказанию первой помощи пострадавшим на производстве,
проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки
знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном
порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний
требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием
условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения
работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий
труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы
трудового права, организацию проведения за счет собственных средств
обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в
течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных
медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований
работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических
освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими
рекомендациями с сохранением за
ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения
указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических
освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими
трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров,
обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских
противопоказаний;
информирование работников об условиях и
охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых
им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
предоставление федеральным органам
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному
органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального
государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим
федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный
контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органу исполнительной
власти Республики Татарстан в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за
соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы
трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими
своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций,
сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том
числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование и учет в установленном Трудовым кодексом
Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое обслуживание и
медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда,
а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую
организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
беспрепятственный допуск должностных лиц
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление
федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный
контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной
власти Республики Татарстан в области охраны труда, органов Фонда социального
страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и
охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление
федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный
контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение
представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации,
иными федеральными законами сроки;
обязательное социальное страхование работников от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда
для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной
организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке,
установленном Трудовым кодексом
Российской Федерации;
наличие комплекта нормативно-правовых актов, содержащих
требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 24 июля 2014 г. N 76-ЗРТ в статью 15
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу через со
дня официального опубликования
названного Закона
Статья 15.
Обязанности работника в области охраны труда
Работник обязан:
соблюдать требования охраны труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной
защиты;
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения
работ и оказанию первой помощи пострадавшим на
производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку
знаний требований охраны труда;
немедленно извещать своего непосредственного или
вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей,
о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении
состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого
профессионального заболевания (отравления);
проходить обязательные предварительные (при
поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности)
медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить
внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях,
предусмотренных Трудовым кодексом
Российской Федерации и иными федеральными законами.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 23 июля 2014 г. N 60-ЗРТ в статью 16
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
Статья 16.
Обучение по охране труда
Все работники, в том числе руководители
организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны
проходить обучение по
охране труда и проверку знания
требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.
См. Примерную программу обучения
по охране труда работников организаций, утвержденную Минтрудом РФ 17 мая
2004 г.;
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций,
утвержденный постановлением Минтруда РФ и Минобразования
РФ от 13 января 2003 г.
N 1/29
Для всех лиц, поступающих на работу, а
также переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо
обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение
безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи
пострадавшим.
Работодатель обеспечивает обучение лиц,
поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным
методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей
экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в
период работы.
Государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
Государство обеспечивает подготовку
специалистов в области охраны труда.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 17 мая 2012 г. N 25-ЗРТ в статью 17 настоящего
Закона внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
Статья 17.
Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным
требованиям охраны труда
Часть первая утратила силу.
Информация об
изменениях:
См. текст части первой статьи 17
Оценка соответствия проектов
строительства, реконструкции, производственных объектов требованиям охраны
труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и
осуществления государственного строительного надзора в соответствии с
законодательством о градостроительной деятельности.
Новые или реконструируемые
производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений
соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
Проекты строительства и реконструкции
производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного
оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным
нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное
оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и
химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников,
в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным
нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или)
сертификат соответствия.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 17 мая 2012 г. N 25-ЗРТ в статью 18 настоящего
Закона внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
Статья 18.
Обеспечение безопасности работников при производстве и применении вредных
веществ и материалов
В производстве запрещается применение
вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая
(санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
В случае использования новых или не
применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до
начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и
здоровья работников.
В организациях, деятельность которых связана с
производством, применением, хранением, упаковкой и транспортировкой вредных,
взрывоопасных веществ, разрабатывается нормативно-техническая документация и проводятся организационно-технические,
санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия,
предотвращающие воздействие вредных веществ на работников.
Требования к измерениям, относящимся к
сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при
выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к
средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в
соответствии с законодательством
Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о
техническом регулировании.
Статья
19. Утратила силу.
Информация об
изменениях:
См. текст статьи 19
Законом РТ от 17 мая 2012 г. N 25-ЗРТ в
статью 20 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после
дня официального опубликования
названного Закона
Статья 20.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики
Татарстан, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан,
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и
физических лиц.
В Республике Татарстан, в отраслях экономики, на
территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики
Татарстан, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению
условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных
предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2
процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой
перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств
мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней
профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по
улучшению условий и охраны труда.
Статья
21. Обеспечение экономической заинтересованности организаций в
выпуске средств охраны труда, создании безопасных технологий и средств производства
Организациям, создающим новые, более
безопасные технологии и средства производства, выпускающим и реализующим
средства индивидуальной и коллективной защиты работников, приборы контроля
производственной среды, оказывающим услуги в области охраны труда, могут предоставляться
налоговые и иные льготы в порядке, установленном законодательством.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 17 мая 2012 г. N 25-ЗРТ в наименование раздела IV
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
Раздел IV. Контроль (надзор) за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 17 мая 2012 г. N 25-ЗРТ в статью 22 настоящего
Закона внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
Статья 22.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и
иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на
территории Республики Татарстан осуществляется в соответствии с
законодательством.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 23 июля 2014 г. N 60-ЗРТ в статью 23
настоящего Закона внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
Статья 23.
Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда на
территории Республики Татарстан осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального
государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органом
исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны труда в порядке,
установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.
Если документация и материалы для проведения
государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими
право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий
труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий
труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах
и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза
условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах,
органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или
органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и
материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными
правовыми актами Республики Татарстан, муниципальными правовыми актами.
Численность работников службы государственной экспертизы
условий труда в органе
исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны труда определяется
Кабинетом Министров Республики Татарстан с учетом рекомендаций федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственная экспертиза условий труда
осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов
исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников,
профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками
представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской
Федерации в целях оценки фактических условий труда работников, правильности
предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или)
опасными условиями труда, качества проведения специальной оценки условий труда.
Лица, осуществляющие государственную
экспертизу условий труда, имеют право в порядке, установленном федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для
осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических
лиц), запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления
экспертизы документы и другие материалы, проводить соответствующие
наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости
исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке,
установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской
Федерации.
Статья
24. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных
договоров, соглашений
Профессиональные союзы вправе
осуществлять контроль
за соблюдением работодателями
и их представителями законодательных и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных
договоров, соглашений в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами,
нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Раздел V. Ответственность
за нарушение требований охраны труда
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 17 мая 2012 г. N 25-ЗРТ в статью 25 настоящего
Закона внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
Статья 25.
Ответственность за нарушение требований охраны труда
Лица, виновные в нарушении требований охраны труда,
невыполнении обязательств по охране труда, установленных коллективными
договорами и соглашениями, трудовыми договорами, или препятствующие
деятельности представителей органов государственного контроля (надзора) за
соблюдением требований охраны труда, а также представителей общественного
контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Статья
26. Ответственность организаций за разработку проектов средств производства, внедрение технологий, выпуск и поставку
продукции производственно-технического назначения, не отвечающих нормативным
требованиям охраны труда
Организации, разработавшие проекты средств
производства, внедрившие новые технологии, выпускающие и поставляющие
продукцию производственно-технического назначения, не отвечающие нормативным
требованиям охраны труда, обязаны принять меры по устранению недостатков и
возместить потребителям причиненный вред в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья
27. Приостановление производственной деятельности организации или
ее структурных подразделений
В случаях, когда производственная
деятельность организации или ее структурных подразделений представляет
опасность для жизни и здоровья работников и (или) населения, эта деятельность
приостанавливается работодателем по решению суда.
Статья
28. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее
структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда
Решение о ликвидации организации или прекращении
деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований
охраны труда принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной
власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной
инспекции труда, государственной инспекции труда в Республике Татарстан при
наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.
Президент Республики Татарстан
|
М.Ш.Шаймиев
|
г.Казань, Кремль
10 декабря 1997 г.
N 1417