Кодекс Республики Татарстан о
муниципальной службе
от 25 июня 2013 г.
N 50-ЗРТ
(В редакции Закона Государственного Совета Республики
Татарстан от
14.12.2017 № 90-ЗРТ)
Принят Государственным Советом РТ 30 мая 2013
года
Глава 1. Общие положения
Статья
1. Предмет регулирования настоящего Кодекса
1. Настоящий Кодекс регулирует отношения в
сфере организации муниципальной службы в Республике Татарстан, а также в
соответствии с федеральными законами определяет условия прохождения
муниципальной службы муниципальными служащими и правовое положение (статус)
муниципальных служащих в Республике Татарстан.
2. Настоящим Кодексом не определяется статус
депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных
должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий
муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся
юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований),
с правом решающего голоса, председателя контрольно-счетного
органа муниципального образования, а также заместителя председателя и аудиторов
контрольно-счетного органа муниципального образования
в случае, если должности заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного
органа муниципального образования отнесены к муниципальным должностям
нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования,
поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не
являются муниципальными служащими.
Статья
2. Муниципальная служба
1. Муниципальная
служба - профессиональная деятельность граждан, которая
осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы,
замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
2. Нанимателем для муниципального
служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия
нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
3. Представителем нанимателя
(работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель
органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии
муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности
представителя нанимателя (работодателя).
Статья
3. Правовые основы муниципальной службы в Республике Татарстан
1. Правовые основы муниципальной службы в Республике
Татарстан составляют Конституция
Российской Федерации, Федеральный
закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной
службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О
муниципальной службе в Российской Федерации") и другие федеральные законы,
иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан,
настоящий Кодекс, законы Республики Татарстан, иные нормативные правовые акты
Республики Татарстан, уставы
муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные
правовые акты.
2. На муниципальных служащих
распространяется действие трудового
законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом
"О муниципальной службе в Российской Федерации".
Статья
4. Основные принципы муниципальной службы
Основными принципами муниципальной службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и
гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих
государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные
условия ее прохождения независимо от пола, расы,
национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными
и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность
муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности
муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными
объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к
муниципальной службе, а также учет исторических и
иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих
за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной службы.
Статья
5. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской
службы Российской Федерации
Взаимосвязь муниципальной службы и государственной
гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская
служба) обеспечивается посредством:
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 29 сентября 2016 г.
N 72-ЗРТ в пункт 1 статьи 5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст пункта в
предыдущей редакции
1) единства основных квалификационных требований для
замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной
гражданской службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и
государственной гражданской службы;
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 12 июня 2014 г. N 53-ЗРТ в пункт 3 статьи 5
настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
См. текст пункта в
предыдущей редакции
3) единства требований к подготовке кадров для муниципальной
и гражданской службы и дополнительному профессиональному образованию;
4) учета
стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской
службы и учета стажа государственной гражданской
службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий
оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных
гражданских служащих;
6) соотносительности основных условий
государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную
службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также
членов их семей в случае потери кормильца.
Глава 2. Должности
муниципальной службы
Статья
6. Должности муниципальной службы, Реестр должностей муниципальной
службы в Республике Татарстан
1. Должность
муниципальной службы - должность в органе местного
самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования,
которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с
установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа
местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или
лица, замещающего муниципальную должность.
2. Должности муниципальной службы
устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром
должностей муниципальной службы в Республике Татарстан (приложение 1 к настоящему Кодексу).
Реестр должностей муниципальной службы в Республике
Татарстан представляет собой перечень наименований должностей муниципальной
службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным
комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам
должностей, определяемым с учетом исторических и иных
местных традиций.
3. При составлении и утверждении штатного
расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии
муниципального образования используются наименования должностей муниципальной
службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Республике
Татарстан.
4. Двойное наименование должностей
муниципальной службы в Республике Татарстан допускается в случаях, если:
1) заместитель руководителя органа
местного самоуправления является руководителем структурного подразделения этого
органа;
2) заместитель руководителя структурного
подразделения органа местного самоуправления является руководителем
подразделения в структурном подразделении этого органа.
5. Наименование должности руководителя
иного органа местного самоуправления (иного структурного подразделения)
определяется уставом муниципального образования и (или) иными
муниципальными правовыми актами.
6. В случае отнесения должностей
заместителя председателя, аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования к муниципальным
должностям нормативным правовым актом
представительного органа муниципального образования указанные должности не
относятся к должностям муниципальной службы.
Статья
7. Классификация должностей муниципальной службы, соотношение
должностей муниципальной службы в Республике Татарстан и должностей
государственной гражданской службы Республики Татарстан
1. Должности муниципальной службы
подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной
службы;
2) главные должности муниципальной
службы;
3) ведущие должности муниципальной
службы;
4) старшие должности муниципальной
службы;
5) младшие должности муниципальной
службы.
2. Под соотношением должностей
муниципальной службы в Республике Татарстан и должностей государственной
гражданской службы Республики Татарстан в настоящем Кодексе понимается
соответствие указанных должностей в зависимости от квалификационных требований,
предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной службы и
государственной гражданской службы Республики Татарстан.
3. Соответствие должностей муниципальной
службы в органах местного самоуправления, аппаратах избирательных комиссий
муниципальных образований устанавливается по перечню должностей в центральных
аппаратах органов исполнительной власти Республики Татарстан, предусмотренному Реестром должностей
государственной гражданской службы Республики Татарстан.
4. Соотношение должностей муниципальной
службы в Республике Татарстан и должностей государственной гражданской службы
Республики Татарстан установлено приложением
2 к настоящему Кодексу.
5. Соответствие должностей муниципальной
службы в Республике Татарстан и должностей государственной гражданской службы
Республики Татарстан, не предусмотренных настоящим Кодексом, определяется на
основании внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.
Статья
8. Квалификационные требования для замещения должностей
муниципальной службы
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 29 сентября 2016 г.
N 72-ЗРТ часть 1 статьи 8 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст части в
предыдущей редакции
1. Для замещения должности муниципальной службы требуется
соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального
образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности,
направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения
должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения
представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению
подготовки.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 29 сентября 2016 г.
N 72-ЗРТ часть 2 статьи 8 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст части в
предыдущей редакции
2. Квалификационные требования к уровню профессионального
образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности,
направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной
службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых
квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определенных частью
3 настоящей статьи. Квалификационные требования к знаниям и
умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей,
устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной
деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной
инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться
квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 29 сентября 2016 г.
N 72-ЗРТ часть 3 статьи 8 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст части в
предыдущей редакции
3. Для замещения должностей муниципальной службы
устанавливаются следующие типовые квалификационные требования:
1) к уровню профессионального
образования: наличие высшего образования для высшей, главной и ведущей групп
должностей; наличие высшего образования или среднего профессионального
образования - для старшей и младшей групп должностей;
2) к стажу муниципальной службы или
стажу работы по специальности, направлению подготовки:
по высшим должностям муниципальной службы - стаж
муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности,
направлению подготовки не менее пяти лет;
по главным должностям муниципальной службы - стаж
муниципальной службы не менее одного года или стаж работы по специальности,
направлению подготовки не менее двух лет;
по ведущим должностям муниципальной службы - стаж
муниципальной службы не менее одного года или стаж работы по специальности,
направлению подготовки не менее двух лет.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 29 сентября 2016 г.
N 72-ЗРТ в часть 4 статьи 8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст части в
предыдущей редакции
4. Квалификационные требования к стажу муниципальной службы
или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения
должностей муниципальной службы старшей и младшей групп не устанавливаются.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 5 июля 2017 г. N 45-ЗРТ в часть 5 статьи 8
настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
См. текст части в
предыдущей редакции
5. При определении стажа муниципальной службы в целях
настоящей статьи учитывается также стаж работы на должностях государственной
гражданской службы и приравненных к ним должностях военной службы и должностях
федеральной государственной службы иных видов.
6. Дополнительным требованием к кандидатам
на должность главы местной администрации муниципального района (городского
округа), назначаемого по контракту, устанавливается наличие опыта
управленческой деятельности не менее пяти лет. Под управленческой деятельностью
в настоящей части понимается работа на должностях руководителя, заместителя
руководителя организации, государственного органа, муниципального органа, а
также должностях руководителей их структурных подразделений. Дополнительные
требования к кандидатам на должность главы местной администрации, назначаемого
по контракту, могут быть также установлены уставом муниципального образования.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 22 февраля 2017 г.
N 7-ЗРТ статья 8 настоящего Кодекса дополнена частью 7, вступающей в силу через 10 дней после
дня официального опубликования
названного Закона
7. Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с
отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома
устанавливаются квалификационные требования к стажу муниципальной службы или
стажу работы по специальности для замещения ведущих должностей муниципальной
службы - не менее полугода стажа муниципальной службы или одного года стажа
работы по специальности.
Статья
9. Классные чины муниципальных служащих
1. Классные чины присваиваются
муниципальным служащим и указывают на соответствие уровня профессиональной
подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения
должностей муниципальной службы.
2. Муниципальным служащим в Республике
Татарстан присваиваются следующие классные чины:
замещающим высшие должности
муниципальной службы - действительный муниципальный советник 1, 2 или 3-го
класса;
замещающим главные должности
муниципальной службы - муниципальный советник 1, 2 или 3-го класса;
замещающим ведущие должности
муниципальной службы - советник муниципальной службы 1, 2 или 3-го класса;
замещающим старшие должности
муниципальной службы - референт муниципальной службы 1, 2 или 3-го класса;
замещающим младшие должности
муниципальной службы - секретарь муниципальной службы 1, 2 или 3-го класса.
3. Отнесение должностей муниципальной
службы к вышеуказанным группам осуществляется в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы
в Республике Татарстан.
Статья
10. Порядок присвоения классных чинов муниципальным служащим и их
сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной
службы и при увольнении с муниципальной службы
1. Классные чины присваиваются
муниципальным служащим последовательно, в соответствии с замещаемой должностью
муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, с учетом установленной продолжительности пребывания в
предыдущем классном чине.
2. Классный чин может быть первым или
очередным.
3. Муниципальным служащим, впервые
назначаемым на должность муниципальной службы определенной группы, присваивается классный чин 3-го класса.
4. При поступлении на муниципальную службу
гражданина, имеющего классный чин федеральной государственной гражданской
службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, классный чин
государственной гражданской службы Республики Татарстан или иного субъекта
Российской Федерации, квалификационный разряд муниципальной службы, первый
классный чин присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью в
пределах группы должностей муниципальной службы.
5. Для целей присвоения муниципальному служащему
классного чина в соответствии с частью
4 настоящей статьи применяются установленные соотношение
квалификационных разрядов и классных чинов муниципальной службы, соотношение
должностей муниципальной службы в Республике Татарстан и должностей
государственной гражданской службы Республики Татарстан, соотношение классных
чинов государственной гражданской службы Республики Татарстан и классных чинов
федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской
службы иного субъекта Российской Федерации, а также соотношение классных чинов федеральной государственной
гражданской службы, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.
6. Если с учетом
предусмотренного частью 5
настоящей статьи соотношения должностей, классных чинов и квалификационных
разрядов присваиваемый в соответствии с частью
4 настоящей статьи классный чин муниципальной службы ниже
имеющегося у муниципального служащего классного чина федеральной
государственной гражданской службы, дипломатического ранга, воинского или
специального звания, классного чина государственной гражданской службы
Республики Татарстан или иного субъекта Российской Федерации, квалификационного
разряда муниципальной службы,
муниципальному служащему присваивается классный чин не ниже
имеющегося у муниципального служащего классного чина федеральной
государственной гражданской службы, дипломатического ранга, воинского или
специального звания, классного чина государственной гражданской службы
Республики Татарстан или иного субъекта Российской Федерации, квалификационного
разряда муниципальной службы, но не выше классного чина 1-го класса в пределах
группы должностей муниципальной службы, к которой относится замещаемая им
должность муниципальной службы.
7. При присвоении муниципальному
служащему в последующем очередного классного чина учитывается продолжительность
пребывания в соответствующем классном чине федеральной государственной
гражданской службы, дипломатическом ранге, воинском или специальном звании,
классном чине государственной гражданской службы Республики Татарстан или иного
субъекта Российской Федерации, квалификационном разряде муниципальной службы.
8. Первый классный чин присваивается
муниципальному служащему после успешного завершения испытания, а если испытание
не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения
муниципального служащего на должность муниципальной службы.
9. Минимальные сроки пребывания в
классных чинах секретаря и референта муниципальной службы 2-го и 3-го классов
составляют один год, советника муниципальной службы и муниципального советника
2-го и 3-го классов - два года, действительного муниципального советника 2-го и
3-го классов - один год. Сроки пребывания в классных чинах секретаря,
референта, советника муниципальной службы, муниципального советника и
действительного муниципального советника 1-го класса не устанавливаются.
Повышение в классных чинах указанных муниципальных служащих возможно при их
переводе на вышестоящие должности муниципальной службы соответствующей группы.
10. Срок пребывания в присвоенном
классном чине исчисляется со дня его присвоения.
11. Днем
присвоения классного чина считается день принятия решения о присвоении
классного чина. В случае присвоения классного чина по результатам
квалификационного экзамена днем присвоения классного
чина считается день сдачи муниципальным служащим квалификационного экзамена.
12. Очередной классный чин присваивается
муниципальному служащему по истечении срока, установленного для прохождения
муниципальной службы в предыдущем классном чине, при надлежащем исполнении
муниципальным служащим своих служебных обязанностей и при условии, что он
замещает должность муниципальной службы, для которой предусмотрен классный чин,
равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый муниципальному
служащему.
13. Очередной классный чин не
присваивается муниципальным служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также
муниципальным служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или
возбуждено уголовное дело.
14. В качестве меры поощрения за особые отличия
в муниципальной службе классный чин муниципальному служащему может быть
присвоен:
1) до истечения срока, установленного частью 9 настоящей статьи
для прохождения муниципальной службы в соответствующем классном чине, но не ранее
чем через шесть месяцев пребывания в ранее присвоенном классном чине, - не выше
очередного классного чина, соответствующего этой группе должностей
муниципальной службы;
2) на одну ступень выше без соблюдения
последовательности классных чинов в пределах группы должностей муниципальной
службы, к которой относится замещаемая должность, - 1-го класса -
муниципальному служащему, имеющему классный чин 3-го класса, но не ранее чем по
истечении срока, установленного частью
9 настоящей статьи для прохождения муниципальной службы в
соответствующем классном чине 3-го класса.
15. При назначении муниципального
служащего на более высокую должность муниципальной службы в пределах прежней
группы должностей ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок его пребывания в предыдущем классном чине,
установленный частью 9
настоящей статьи.
16. При назначении муниципального служащего на
должность муниципальной службы, которая относится к более высокой группе
должностей муниципальной службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему
присваивается классный чин, являющийся в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса
первым для этой группы должностей муниципальной службы, если этот классный чин
выше классного чина, который имеет муниципальный служащий. В указанном случае классный чин присваивается
без соблюдения последовательности и без учета срока
пребывания в предыдущем классном чине.
17. Муниципальным служащим, замещающим
должности муниципальной службы на определенный срок полномочий, за исключением муниципальных служащих, замещающих
должности муниципальной службы, относящиеся к высшей группе должностей
муниципальной службы, классные чины присваиваются по результатам
квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится в порядке,
установленном для сдачи квалификационного экзамена государственными
гражданскими служащими.
18. Классные чины муниципальным служащим
присваиваются органом и (или) должностным лицом местного самоуправления,
уполномоченным на то уставом муниципального образования или иным муниципальным
правовым актом, по представлению непосредственного руководителя муниципального
служащего.
19. Порядок внесения представлений о
присвоении муниципальному служащему классного чина и перечень прилагаемых к
нему документов устанавливаются муниципальными правовыми актами.
20. Решение о присвоении муниципальному
служащему классного чина, за исключением случаев, указанных в части 13 настоящей статьи, должно быть
принято в срок не позднее одного месяца:
1) со дня проведения квалификационного
экзамена;
2) со дня внесения представления о
присвоении классного чина со всеми необходимыми документами в орган или
должностному лицу местного самоуправления, уполномоченным присваивать классные
чины, - при присвоении классного чина без квалификационного экзамена.
21. При переводе муниципальных служащих
на иные должности муниципальной службы, а также при увольнении с муниципальной
службы присвоенный муниципальному служащему классный чин сохраняется. При
назначении муниципального служащего на другую должность муниципальной службы
присвоенный ему классный чин сохраняется до присвоения в установленном порядке
очередного классного чина.
22. Сведения о присвоении муниципальному
служащему классного чина вносятся в личное дело и трудовую книжку
муниципального служащего.
Статья
11. Сохранение и лишение классного чина муниципальной службы
1. Присвоенный классный чин сохраняется
за муниципальным служащим при освобождении от замещаемой должности
муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы (в том числе с выходом
на пенсию), а также при поступлении на муниципальную службу вновь.
2. При назначении муниципального
служащего на другую должность муниципальной службы присвоенный ему классный чин
сохраняется до присвоения в установленном порядке очередного классного чина.
3. Лишение присвоенного классного чина
возможно по решению суда в соответствии с федеральным законодательством.
Глава 3. Правовое
положение (статус) муниципального служащего
Статья
12. Муниципальный служащий
1. Муниципальным служащим является
гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными
законами и законами Республики Татарстан, обязанности по должности
муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
2. Лица, исполняющие обязанности по
техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления,
избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности
муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
Статья
13. Основные права муниципального служащего
1. Муниципальный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами,
устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной
службы, критериями оценки качества
исполнения должностных
обязанностей и условиями продвижения по службе;
2) обеспечение
организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных
обязанностей;
3) оплату труда и другие выплаты в
соответствии с трудовым
законодательством, законодательством
о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
4) отдых, обеспечиваемый установлением
нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением
выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого
отпуска;
5) получение в установленном порядке
информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а
также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного
самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
6) участие по своей инициативе в
конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 21 июля 2015 г. N 61-ЗРТ в пункт 7 части 1
статьи 13 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней
после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст пункта в
предыдущей редакции
7) получение дополнительного профессионального образования в
соответствии с муниципальным правовым актом за счет
средств местного бюджета;
8) защиту своих персональных данных;
9) ознакомление со всеми материалами
своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими
документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному
делу его письменных объяснений;
10) объединение, включая право
создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав,
социально-экономических и профессиональных интересов;
11) рассмотрение индивидуальных
трудовых споров в соответствии с трудовым
законодательством, защиту своих прав и законных интересов на
муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
12) пенсионное обеспечение в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Муниципальный служащий, за исключением
муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по
контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя
нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не
предусмотрено Федеральным законом
"О муниципальной службе в Российской Федерации".
Статья
14. Основные обязанности муниципального служащего
1. Муниципальный служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации,
федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные
правовые акты Российской Федерации, Конституцию
Республики Татарстан, законы и иные нормативные правовые акты Республики
Татарстан, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты
и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в
соответствии с должностной инструкцией;
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 14 мая 2014 г. N 33-ЗРТ пункт 3 части 1
статьи 14 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного
Закона
См. текст пункта в
предыдущей редакции
3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права,
свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы,
национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также
права и законные интересы организаций;
4) соблюдать установленные в органе
местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального
образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию,
порядок работы со служебной информацией;
5) поддерживать уровень квалификации,
необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
6) не разглашать сведения, составляющие
государственную и
иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему
известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе
сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их
честь и достоинство;
7) беречь государственное и
муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения
должностных обязанностей;
8) представлять в установленном порядке
предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах
своей семьи;
9) сообщать представителю нанимателя
(работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из
гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного
государства в день приобретения гражданства иностранного государства;
10) соблюдать ограничения, выполнять
обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом
"О муниципальной службе в Российской Федерации" и другими
федеральными законами;
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 21 апреля 2016 г.
N 22-ЗРТ в пункт 11 части 1 статьи 14 настоящего Кодекса внесены
изменения, вступающие в силу
через 10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст пункта в
предыдущей редакции
11) уведомлять в письменной форме представителя нанимателя
(работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных
обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по
предотвращению подобного конфликта.
2. Муниципальный служащий не вправе
исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения,
являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный
служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме
обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных
нормативных правовых актов Республики Татарстан, муниципальных правовых актов,
которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного
поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его
исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий
и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья
15. Ограничения, связанные с муниципальной службой
1. Гражданин не может быть принят на
муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на
муниципальной службе в случае:
1) признания его недееспособным или
ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию,
исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности
муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
3) отказа от прохождения процедуры оформления
допуска к сведениям, составляющим государственную
и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных
обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует
гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной
службы связано с использованием таких сведений;
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 21 июля 2015 г. N 61-ЗРТ в пункт 4 части 1
статьи 15 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней
после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст пункта в
предыдущей редакции
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на
муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации в
соответствии с Федеральным
законом "О муниципальной службе в Российской
Федерации";
ГАРАНТ:
См. перечень заболеваний, препятствующих
поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную
службу или её прохождению, утв. приказом
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н
5) близкого родства или свойства (родители,
супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов
и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет
местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с
непосредственной подчиненностью или подконтрольностью
этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности
муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью
или подконтрольностью одного из них другому;
6) прекращения гражданства Российской
Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника
международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым
иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе,
приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на
жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание
гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не
являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с
которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного
государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
7) наличия гражданства иностранного
государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда
муниципальный служащий является гражданином иностранного государства -
участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с
которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
8) представления подложных документов
или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;
9) непредставления предусмотренных Федеральным законом
"О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008
года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный
закон "О противодействии коррупции") и другими федеральными законами
сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при
поступлении на муниципальную службу;
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 29 сентября 2016 г.
N 72-ЗРТ часть 1 статьи 15 настоящего Кодекса дополнена пунктом 9.1, вступающим в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
9.1) непредставления сведений, предусмотренных статьей 18.1 настоящего Закона;
Информация
об изменениях:
Пункт 10 изменен
с 15 декабря 2017 г.
- Закон Республики
Татарстан от 14 декабря 2017 г.
N 90-ЗРТ
См. предыдущую
редакцию
ГАРАНТ:
Положения пункта 10 части 1 статьи
15 настоящего Кодекса (в редакции Закона РТ от 14 декабря 2017 г.
N 90-ЗРТ) распространяются
на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года
10) признания его не прошедшим военную
службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с
заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную
службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного
для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего
субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение
призывной комиссии соответствующего субъекта Российской
Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, -
в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым
признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или)
решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по
жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 14 мая 2014 г. N 33-ЗРТ в часть 2 статьи 15
настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие
в силу со дня официального
опубликования названного Закона
См. текст части в
предыдущей редакции
2. Гражданин не может быть назначен на должность главы
местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать
должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства
или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры,
родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования.
3. Гражданин не может быть принят на
муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного
возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.
Статья
16. Запреты, связанные с муниципальной службой
1. В связи с прохождением муниципальной
службы муниципальному служащему запрещается:
1) утратил силу;
Информация об
изменениях:
См. текст пункта 1 части 1 статьи 16
2) замещать должность муниципальной
службы в случае:
а) избрания или назначения на
государственную должность Российской Федерации либо на государственную
должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на
должность государственной службы;
б) избрания или назначения на
муниципальную должность;
в) избрания на оплачиваемую выборную
должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе
первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления,
аппарате избирательной комиссии муниципального образования;
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 19 июля 2017 г. N 55-ЗРТ пункт 3 части 1
статьи 16 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после
дня официального опубликования
названного Закона
См. текст пункта в
предыдущей редакции
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или
через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в
управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении
политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной
общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного
кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских
кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия
на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями
(кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или
вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения
представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном муниципальным
правовым актом), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и
случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления;
4) быть поверенным или представителем
по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии
муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы
либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не
предусмотрено федеральными законами;
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 21 апреля 2016 г.
N 22-ЗРТ в пункт 5 части 1 статьи 16 настоящего Кодекса внесены изменения,
вступающие в силу
через 10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст пункта в
предыдущей редакции
5) получать в связи с должностным положением или в связи с
исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических
лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений,
отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные
муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными
командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной
собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного
самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он
замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом
Российской Федерации. Муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в
связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой или с другим
официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом
нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением
командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности
органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального
образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями
других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и
органами местного самоуправления иностранных государств, международными и
иностранными некоммерческими организациями;
7) использовать в целях, не связанных с
исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического,
финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;
8) разглашать или использовать в целях,
не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям
конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в
связи с исполнением должностных обязанностей;
9) допускать публичные высказывания,
суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении
деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии
муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его
должностные обязанности;
10) принимать без письменного
разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных
государств, международных организаций, а также политических партий, других
общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности
входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
11) использовать преимущества
должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по
вопросам референдума;
12) использовать свое должностное положение в интересах политических
партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично
выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального
служащего;
13) создавать в органах местного
самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий,
религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных
союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или
способствовать созданию указанных структур;
14) прекращать исполнение должностных
обязанностей в целях урегулирования трудового спора;
15) входить в состав органов
управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных
некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории
Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации или законодательством Российской
Федерации;
16) заниматься без письменного
разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью,
финансируемой исключительно за счет средств
иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных
граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
2. Муниципальный служащий, замещающий
должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной
оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной
творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая
деятельность не может финансироваться исключительно за счет
средств иностранных государств, международных и иностранных организаций,
иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации или законодательством Российской
Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной
администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления,
попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных
некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории
Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации или законодательством Российской
Федерации.
3. Гражданин после увольнения с
муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах
организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или
служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
4. Гражданин, замещавший должность муниципальной
службы, включенную в перечень должностей,
установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение
двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях
трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной
организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях,
предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального
(административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности
муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению
требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию
конфликта интересов, которое дается в порядке,
устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья
17. Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 21 апреля 2016 г.
N 22-ЗРТ часть 1 статьи 17 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст части в
предыдущей редакции
1. Для целей настоящего Кодекса используется понятие
"конфликт интересов", установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона
"О противодействии коррупции".
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 21 апреля 2016 г.
N 22-ЗРТ часть 2 статьи 17 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст части в
предыдущей редакции
2. Для целей настоящего Кодекса используется понятие
"личная заинтересованность", установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона
"О противодействии коррупции".
3. Предотвращение или урегулирование
конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного
положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов,
вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в
установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной
возникновения конфликта интересов.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 21 апреля 2016 г.
N 22-ЗРТ в часть 4 статьи 17 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст части в
предыдущей редакции
4. В случае, если владение лицом,
замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами (долями участия,
паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может
привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие
ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах
организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации.
5. Непринятие муниципальным служащим,
являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или
урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим
увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
6. Представитель нанимателя (работодатель), которому
стало известно о возникновении у муниципального служащего личной
заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов,
обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов
вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности
муниципальной службы на период урегулирования конфликта с сохранением за ним
денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности
муниципальной службы.
7. Непринятие муниципальным служащим, являющимся
представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной
заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов,
мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является
правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося
представителем нанимателя, с муниципальной службы.
8. Для обеспечения соблюдения муниципальными
служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта
интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии
муниципального образования в порядке, определяемом настоящим Кодексом и
муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению
требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию
конфликтов интересов (далее в настоящей статье - Комиссия).
9. Комиссия формируется на непостоянной
основе правовым актом органа местного самоуправления, избирательной комиссии
муниципального образования. Указанным актом определяются численный и
персональный состав Комиссии, сроки и порядок ее
работы.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 12 июня 2014 г. N 53-ЗРТ в часть 10 статьи 17
настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
См. текст части в
предыдущей редакции
10. В состав Комиссии включаются представитель нанимателя
(работодатель) и (или) уполномоченные им муниципальные служащие, а также
представители научных, образовательных и (или) других организаций,
приглашаемых без указания персональных данных в качестве независимых
экспертов-специалистов по вопросам, связанным с муниципальной службой. Число
независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа
членов Комиссии.
11. Состав Комиссии формируется таким
образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые
Комиссией решения.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 14 мая 2014 г. N 33-ЗРТ настоящий Кодекс
дополнен статьей 17.1, вступающей в силу со дня официального опубликования названного
Закона
Статья 17.1.
Требования к служебному поведению муниципального служащего
1. Муниципальный служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности
добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) обеспечивать равное, беспристрастное
отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать
предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям,
профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не
допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и
граждан;
3) не совершать действия, связанные с
влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов,
препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
4) соблюдать нейтральность,
исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность
решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и
иных организаций;
5) проявлять корректность в обращении
с гражданами;
6) проявлять уважение к нравственным
обычаям и традициям народов Российской Федерации;
7) учитывать культурные и иные
особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
8) способствовать межнациональному и
межконфессиональному согласию;
9) не допускать конфликтных ситуаций,
способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.
2. Муниципальный служащий, являющийся
руководителем, обязан не допускать случаи принуждения муниципальных служащих к
участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных
объединений.
Статья
18. Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера
1. Граждане, претендующие на замещение должностей
муниципальной службы, включенных в соответствующий
перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны
представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о
доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для
представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера государственными гражданскими служащими Республики Татарстан.
2. Муниципальный служащий, замещающий
должность муниципальной службы, включенную в
соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также
о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для
представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера государственными гражданскими служащими Республики
Татарстан.
3. Контроль за соответствием расходов муниципального
служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам
осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О
противодействии коррупции" и Федеральным
законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за
соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их
доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,
настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Республики Татарстан, муниципальными правовыми актами.
4. Сведения о доходах, расходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые
муниципальным служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральными
законами они не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую
федеральными законами тайну.
5. Не допускается использование сведений
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для
установления или определения платежеспособности
муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для
сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды религиозных
или других общественных объединений, иных организаций, а также физических лиц.
6. Лица, виновные в разглашении сведений
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
муниципальных служащих или в использовании этих сведений в целях, не
предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут ответственность в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.
7. Непредставление муниципальным служащим сведений о
своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в
случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление
заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим
увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
8. Проверка достоверности и полноты сведений о
доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых
гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и
полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими
указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых
гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с
нормативными правовыми актами
Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и
запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта
интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом
"О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными
правовыми актами Президента Республики Татарстан.
9. Запросы о представлении сведений, составляющих
банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, запросы в
правоохранительные органы о проведении оперативно-разыскных мероприятий в
отношении граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальных
служащих, замещающих указанные должности, супруг (супругов) и
несовершеннолетних детей таких граждан и муниципальных служащих в интересах
муниципальных органов направляются Президентом Республики Татарстан в порядке,
определяемом нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
10. Государственный орган Республики Татарстан
(подразделение государственного органа либо должностное лицо указанного органа,
ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений),
осуществляющий контроль за расходами лиц, замещающих должности муниципальной
службы, включенные в соответствующий перечень, а
также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей определяется
нормативным правовым актом Президента Республики Татарстан.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 19 июля 2017 г. N 55-ЗРТ статья 18 настоящего
Кодекса дополнена частью 11, вступающей
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
11. Граждане, претендующие на замещение
должности главы местной администрации по контракту, и лицо, замещающее
указанную должность, представляют сведения о своих доходах, расходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о
доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих
супруг (супругов) и несовершеннолетних детей Президенту Республики Татарстан в
порядке, установленном законом Республики Татарстан.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 19 июля 2017 г. N 55-ЗРТ статья 18 настоящего
Кодекса дополнена частью 12, вступающей
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
12. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, представленные лицом, замещающим
должность главы местной администрации по контракту, размещаются на официальном
сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" и (или) предоставляются для опубликования средствам
массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 19 июля 2017 г. N 55-ЗРТ статья 18 настоящего
Кодекса дополнена частью 13, вступающей
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
13. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах,
расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,
представляемых в соответствии с частью
11 настоящей статьи, осуществляется по решению Президента
Республики Татарстан в порядке, установленном законом Республики Татарстан.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 19 июля 2017 г. N 55-ЗРТ статья 18 настоящего
Кодекса дополнена частью 14, вступающей
в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
14. При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 13 настоящей статьи, фактов
несоблюдения лицом, замещающим должность главы местной администрации по
контракту, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые
установлены Федеральным законом
"О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом от 3 декабря 2012
года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих
государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом
от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц
открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности
в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской
Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми
инструментами", Президент Республики Татарстан обращается с заявлением о
досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность главы местной администрации
по контракту, или применении в отношении его
иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный
принимать соответствующее решение, или в суд.
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 29 сентября 2016 г.
N 72-ЗРТ глава 3 настоящего Кодекса дополнена статьей
18.1, вступающей в силу
через 10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
Статья 18.1.
Представление сведений о размещении информации в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1. Сведения об адресах сайтов
и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет", на которых гражданин, претендующий на замещение должности
муниципальной службы, муниципальный служащий размещали общедоступную
информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю
нанимателя представляют:
1) гражданин, претендующий на замещение
должности муниципальной службы, - при поступлении на службу за три календарных
года, предшествующих году поступления на муниципальную службу;
2) муниципальный служащий - ежегодно за
календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за
исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения
должностных обязанностей муниципального служащего.
2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются
гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы, при
поступлении на муниципальную службу, а муниципальными служащими - не позднее 1
апреля года, следующего за отчетным. Сведения,
указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной
Правительством Российской Федерации.
3. По решению представителя нанимателя
уполномоченные им муниципальные служащие осуществляют обработку общедоступной
информации, размещенной претендентами на замещение должности
муниципальной службы и муниципальными служащими в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также проверку
достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Глава 4. Порядок
поступления на муниципальную службу, ее прохождения и
прекращения
Статья
19. Поступление на муниципальную службу
1. На муниципальную службу вправе поступать
граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком
Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям,
установленным в соответствии с Федеральным
законом "О муниципальной службе в Российской Федерации"
и настоящим Кодексом для замещения должностей муниципальной службы, при
отсутствии обстоятельств, указанных в статье
13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской
Федерации" в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
2. При поступлении на муниципальную службу, а также
при ее прохождении не допускается установление каких
бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от
пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с
профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
3. При поступлении на муниципальную
службу гражданин представляет:
1) заявление с просьбой о поступлении
на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
2) собственноручно заполненную и
подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
3) паспорт;
4) трудовую книжку, за исключением
случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
5) документ об образовании;
6) страховое свидетельство обязательного
пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор
(контракт) заключается впервые;
7) свидетельство о постановке физического
лица на учет в налоговом органе по месту жительства на
территории Российской Федерации;
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 14 мая 2014 г. N 33-ЗРТ в пункт 8 части 3
статьи 19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного
Закона
См. текст пункта в
предыдущей редакции
8) документы воинского учета - для
граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 14 мая 2014 г. N 33-ЗРТ в пункт 9 части 3
статьи 19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного
Закона
См. текст пункта в
предыдущей редакции
9) заключение медицинской организации об отсутствии
заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
10) сведения о доходах за год,
предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и
обязательствах имущественного характера;
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 29 сентября 2016 г.
N 72-ЗРТ часть 3 статьи 19 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10.1, вступающим в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
10.1) сведения, предусмотренные статьей 18.1 настоящего Закона;
11) иные документы, предусмотренные
федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями
Правительства Российской Федерации.
4. Сведения, представленные в
соответствии с Федеральным
законом "О муниципальной службе в Российской Федерации"
и настоящим Кодексом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут
подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В
отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут
устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых
гражданином при поступлении на муниципальную службу.
5. В случае установления в процессе
проверки, предусмотренной частью
4 настоящей статьи, обстоятельств, препятствующих поступлению
гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в
письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.
6. Поступление гражданина на
муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность
муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей,
предусмотренных Федеральным
законом "О муниципальной службе в Российской
Федерации".
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 29 сентября 2016 г.
N 72-ЗРТ в часть 7 статьи 19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через
10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст части в
предыдущей редакции
7. Гражданин, поступающий на должность главы местной
администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности,
заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по
контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на
указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября
2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации". Типовая форма контракта с лицом,
назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, установлена приложением 3 к
настоящему Кодексу.
8. Поступление гражданина на
муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя)
о назначении на должность муниципальной службы.
9. Сторонами трудового договора при
поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя
(работодатель) и муниципальный служащий.
10. После назначения на должность
муниципальной службы муниципальному служащему выдается служебное удостоверение. Порядок выдачи и форма служебного
удостоверения муниципального служащего утверждаются главой муниципального
образования.
Статья
20. Конкурс на замещение должности муниципальной службы
1. При замещении должности муниципальной
службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может
предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального
уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их
соответствия установленным квалификационным требованиям к должности
муниципальной службы.
2. Порядок проведения конкурса на
замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым
актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок
проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений
о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее
число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом
муниципального образования.
3. Представитель нанимателя
(работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность
муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по
результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.
Статья
21. Аттестация муниципальных служащих
1. Аттестация муниципального служащего
проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности
муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в
три года.
2. Аттестации не подлежат следующие
муниципальные служащие:
1) замещающие должности муниципальной
службы менее одного года;
2) достигшие возраста 60 лет;
3) беременные женщины;
4) находящиеся в отпуске по беременности и
родам или в отпуске по уходу за ребенком до
достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих
возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;
5) замещающие должности муниципальной
службы на основании срочного трудового договора (контракта).
3. По результатам аттестации
муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том,
соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы
или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о
поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе,
в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации
об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты
аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно
после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются
представителю нанимателя (работодателю).
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 21 июля 2015 г. N 61-ЗРТ в часть 4 статьи 21
настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие
в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного
Закона
См. текст части в
предыдущей редакции
4. По результатам аттестации представитель нанимателя
(работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих
за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня
аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По
результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о
направлении отдельных муниципальных служащих для получения дополнительного
профессионального образования.
5. В случае несогласия муниципального
служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на
другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель)
может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с
муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие
недостаточной квалификации, подтвержденной
результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение
муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной
аттестации не допускается.
6. Муниципальный служащий вправе
обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.
7. Положение о проведении аттестации
муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии
с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих согласно приложению 4 к настоящему
Кодексу.
Статья
22. Должностная инструкция муниципального служащего
1. Профессиональная служебная
деятельность муниципального служащего осуществляется в соответствии с
должностной инструкцией, утверждаемой руководителем органа местного
самоуправления, председателем избирательной комиссии муниципального образования
или иным должностным лицом, уполномоченным муниципальным правовым актом.
2. В должностную инструкцию
муниципального служащего включаются:
Информация
об изменениях:
Законом РТ от 29 сентября 2016 г.
N 72-ЗРТ пункт 1 части 2 статьи 22 настоящего Кодекса изложен в новой
редакции, вступающей в силу
через 10 дней после дня официального
опубликования названного Закона
См. текст пункта в
предыдущей редакции
1) квалификационные требования к уровню
профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по
специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы
для исполнения должностных обязанностей, а также к специальности, направлению
подготовки - при наличии решения представителя нанимателя (работодателя) о том,
что для замещения соответствующей должности муниципальной службы требуется
соответствие квалификационным требованиям к специальности, направлению
подготовки;
2) должностные обязанности, права и
ответственность муниципального служащего за неисполнение (ненадлежащее
исполнение) должностных обязанностей в соответствии с актом, регулирующим
деятельность органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии
муниципального образования, задачами и функциями структурного подразделения
органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального
образования и функциональными особенностями замещаемой должности муниципальной
службы в нем;
3) перечень вопросов, по которым
муниципальный служащий вправе или обязан самостоятельно принимать
управленческие и иные решения;
4) перечень вопросов, по которым
муниципальный служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов
нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения,
порядок согласования и принятия
проектов решений по
замещаемой должности муниципальной службы;
6) процедуры служебного взаимодействия
муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с
муниципальными служащими того же органа местного самоуправления, аппарата
избирательной комиссии муниципального образования, муниципальными служащими
других органов местного самоуправления, гражданами и организациями.
3. Положения должностной инструкции
учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности
муниципальной службы, аттестации, планировании профессиональной служебной
деятельности муниципального служащего.
4. Результаты исполнения муниципальным
служащим должностной инструкции учитываются при проведении конкурса на замещение
должности муниципальной службы или включении муниципального служащего в
кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при
проведении аттестации либо поощрении муниципального служащего.
Статья
23. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным
служащим
1. Помимо оснований для расторжения
трудового договора, предусмотренных Трудовым
кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе
представителя нанимателя (работодателя) в случае:
1) достижения предельного возраста,
установленного для замещения должности муниципальной службы;
2) прекращения гражданства Российской
Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника
международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым
иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе,
приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на
жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание
гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не
являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с
которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного
государства, имеет право находиться на муниципальной службе;