Расширенный поиск

Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 12.01.2016 № 1-ЗРТ

Экологический кодекс Республики Татарстан
от 15 января 2009 г. N 5-ЗРТ

С изменениями и дополнениями от:

16 мая 2010 г., 30 июня, 10 октября 2011 г., 13 января 2012 г., 12 января 2013 г., 14 мая, 12 июня, 23 июля 2014 г., 11 апреля 2015 г., 12 января  от 07.05.2016 № 30-ЗРТ

 

Принят Государственным Советом РТ 15 декабря 2008 года

 

Настоящий Кодекс регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (экологической сфере).

 

Раздел I
Общие положения

 

Статья 1. Экологическое законодательство Республики Татарстан

1. Экологическое законодательство Республики Татарстан основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законах и состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Татарстан.

2. Экологическое законодательство Республики Татарстан регулирует отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 13 января 2012 г. N 5-ЗРТ в статью 2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 2. Основные понятия

Информация об изменениях:

Законом РТ от 11 апреля 2015 г. N 23-ЗРТ в часть 1 статьи 2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст части в предыдущей редакции

1. В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;

государственный фонд недр - используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр;

геологическое изучение недр - получение информации о геологическом строении недр, включающее как одну, так и несколько стадий, или этапов, процесса геологического изучения недр (региональное геологическое изучение, поиски и оценка, разведка);

добыча полезных ископаемых (эксплуатация месторождения, разработка недр) - процессы извлечения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр земли с помощью технических средств;

деградация почв - совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель;

естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией;

заказчик документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу (далее заказчик), - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее подготовку документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу для реализации объекта государственной экологической экспертизы;

загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

абзац девятнадцатый утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца девятнадцатого части 1 статьи 2

загрязнение почв - содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения;

запасы - объем и количество скоплений полезного ископаемого, учтенного и подсчитанного непосредственно по результатам геологоразведочных (горных, буровых, опробовательских) работ;

земельные ресурсы - земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам;

использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха;

контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

качество почв - совокупность свойств почв, определяющих характер и эффективность участия почв в обеспечении благоприятной среды обитания человека, растений и животных;

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

абзац тридцатый утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца тридцатого части 1 статьи 2

месторождение - пространственно ограниченное скопление или совокупность скоплений полезного ископаемого на поверхности или в недрах земли;

минеральное сырье - извлеченное из недр полезное ископаемое для непосредственного использования или последующей переработки;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде, несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - экологические нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения;

неблагополучная экологическая ситуация - экологическая обстановка, возникшая на участке территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности или естественных природных процессов происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных;

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;

отвал - масса пустых пород или некондиционных руд, создаваемая при открытой или подземной разработке месторождений полезных ископаемых;

особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними с расположенными на них природными комплексами и объектами, имеющими особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти частично или полностью из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;

абзац сорок восьмой утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца сорок восьмого части 1 статьи 2

природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

пользователи растительным миром - физические и юридические лица, которым законодательством предоставлено право пользования объектами растительного мира;

полезное ископаемое - природное минеральное образование земной коры, которое может быть эффективно использовано в сфере материального производства;

природно-заповедный фонд - совокупность особо охраняемых природных территорий, редких растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, имеющая целью сохранение и восстановление природных ресурсов и создающая природно-экологический каркас;

почвы - естественный или измененный в результате хозяйственной деятельности компонент природной среды, представляющий собой поверхностный слой земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности;

плодородный слой почвы - поверхностный слой земли, позволяющий удовлетворить потребность растений в питательных веществах, воздухе, воде, биологической и физико-химической среде;

порча земли - действие или бездействие, ведущее к загрязнению, деградации, заражению земель, уничтожению плодородного слоя почвы;

растительный мир - совокупность всех видов высших сосудистых растений, мхов, лишайников, водорослей и грибов, как дикорастущих, так и культивируемых, произрастающих на территории Республики Татарстан во всем их биологическом разнообразии и во взаимодействии с другими компонентами природной среды;

режим особой охраны - система ограничительных или запретных мер в отношении традиционного хозяйственного использования, посещения, рекреации и иных видов деятельности в границах особо охраняемых природных территорий;

строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, - строительство и эксплуатация подземных сооружений на участках недр, бесперспективных на выявление полезных ископаемых до глубины рациональной разработки, с целью использования их для хранения нефти, газа и других веществ и материалов, в том числе и для захоронения радиоактивных, вредных и токсичных веществ и отходов производства, сброса сточных вод (в том числе содержащих вредные и токсичные вещества), строительства трубопроводов и других сооружений;

состояние почв - совокупность показателей, характеризующих состав, строение и свойства почв;

технологические нормативы - нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей;

требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду;

экологическая ценность - свойство природных территорий и объектов, заключающееся в их высокой значимости с точки зрения экологии (в средообразовании, сохранении и восстановлении биологических ресурсов).

2. Иные понятия, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том же значении, что и в федеральном законодательстве.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 11 апреля 2015 г. N 23-ЗРТ в статью 3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды, природопользование в Республике Татарстан осуществляются с учетом положений Хартии Земли, в соответствии с федеральным законодательством на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость государственного экологического надзора;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

неотвратимость ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 11 апреля 2015 г. N 23-ЗРТ статья 4 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 4. Объекты охраны окружающей среды

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

 

Раздел II
Полномочия органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в экологической сфере

 

Статья 5. Разграничение полномочий в экологической сфере между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан

1. Разграничение полномочий в экологической сфере между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

2. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Татарстан о передаче осуществления части полномочий в экологической сфере заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

 

Статья 6. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан в экологической сфере

К полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан в экологической сфере относятся:

участие в определении основных направлений охраны окружающей среды и природопользования на территории Республики Татарстан;

участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Республики Татарстан;

принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, а также осуществление контроля за их исполнением;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 12 января 2016 г. N 1-ЗРТ в статью 7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 7. Полномочия Президента Республики Татарстан в экологической сфере

К полномочиям Президента Республики Татарстан в экологической сфере относятся:

руководство деятельностью Кабинета Министров Республики Татарстан в области отношений, возникающих в экологической сфере;

назначение на должность руководителей органов исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия в соответствии с законодательством;

утверждение структуры органов исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия в соответствии с законодательством;

организация деятельности по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий в соответствии с законодательством;

обеспечение своевременного представления в соответствующие федеральные органы исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Республики Татарстан по вопросам осуществления переданных полномочий, а также иных документов и информации, необходимых для контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти Республики Татарстан переданных Российской Федерацией полномочий;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

 

Статья 8. Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в экологической сфере

Информация об изменениях:

Законом РТ от 7 мая 2016 г. N 30-ЗРТ в часть 1 статьи 8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

См. текст части в предыдущей редакции

1. В соответствии с федеральным законодательством к полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в экологической сфере относятся:

принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в экологической сфере;

утверждение и реализация республиканских программ в экологической сфере;

участие в осуществлении природоохранных мероприятий по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории Республики Татарстан;

участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Татарстан, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти Республики Татарстан, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Республики Татарстан);

установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

организация и проведение работ по нормированию допустимого воздействия на окружающую среду для объектов хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории Республики Татарстан;

обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в экологической сфере;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в экологической сфере;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

абзац четырнадцатый утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца четырнадцатого части 1 статьи 8

ведение Красной книги Республики Татарстан;

образование особо охраняемых природных территорий республиканского значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Республики Татарстан;

организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории;

организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;

делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы федерального уровня в случае реализации этих объектов на территории Республики Татарстан, а также на территории иных субъектов Российской Федерации при условии возможного воздействия их реализации на окружающую среду в пределах территории Республики Татарстан;

выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

абзац двадцать третий утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст абзаца двадцать третьего части 1 статьи 8

установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;

организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения;

организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Республики Татарстан;

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами производства и потребления (далее также - отходы);

установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля;

установление порядка ведения регионального кадастра отходов, нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора);

утверждение инвестиционных программ и производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

регулирование деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения его конкурсного отбора;

проведение конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установление содержания и порядка заключения соглашения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также условий проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов;

утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

2. Полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляются непосредственно Кабинетом Министров Республики Татарстан или уполномоченными им органами исполнительной власти Республики Татарстан.

3. Полномочия органов исполнительной власти Республики Татарстан в экологической сфере определяются Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 12 января 2016 г. N 1-ЗРТ статья 9 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в экологической сфере

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия в экологической сфере, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 11 апреля 2015 г. N 23-ЗРТ наименование раздела III настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст наименования в предыдущей редакции

Раздел III
Права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в экологической сфере

 

Статья 10. Права и обязанности граждан в экологической сфере

1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Информация об изменениях:

Законом РТ от 11 апреля 2015 г. N 23-ЗРТ в часть 2 статьи 10 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст части в предыдущей редакции

2. Граждане имеют право:

создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

3. Граждане обязаны:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 11 апреля 2015 г. N 23-ЗРТ наименование статьи 11 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст наименования в предыдущей редакции

Статья 11. Права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в экологической сфере

Информация об изменениях:

Законом РТ от 11 апреля 2015 г. N 23-ЗРТ в часть 1 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст части в предыдущей редакции

1. Общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране, обстоятельствах и фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Информация об изменениях:

Законом РТ от 11 апреля 2015 г. N 23-ЗРТ в часть 2 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст части в предыдущей редакции

2. Общественные объединения и некоммерческие организации при осуществлении деятельности в экологической сфере обязаны соблюдать требования, установленные федеральным законодательством.

 

Статья 12. Обеспечение прав на благоприятную окружающую среду

Информация об изменениях:

Законом РТ от 11 апреля 2015 г. N 23-ЗРТ в часть 1 статьи 12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст части в предыдущей редакции

1. Органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в экологической сфере.

2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения Республики Татарстан или результатов референдума.

Информация об изменениях:

Законом РТ от 11 апреля 2015 г. N 23-ЗРТ часть 3 статьи 12 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст части в предыдущей редакции

3. В случае, если должностные лица препятствуют гражданам, а также общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в экологической сфере, предусмотренных законодательством, указанные должностные лица привлекаются к ответственности в установленном порядке.

 

Раздел IV
Планирование мероприятий по экологическому устойчивому развитию

 

Статья 13. Стратегический план экологического устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан

1. В целях планирования деятельности в области рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности на территории Республики Татарстан разрабатывается, принимается и утверждается стратегический план экологического устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан.

2. Стратегический план экологического устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан определяет:

количество и качество природных ресурсов, их использование во всех секторах экономики;

экологическую емкость и нужды Республики Татарстан в потреблении природных ресурсов, включая международные обязательства;

краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные потребности в природных ресурсах для каждого сектора экономики;

институциональные преобразования и административные меры, необходимые для его осуществления;

современные технологии и стратегии для удовлетворения потребностей экономики.

3. Стратегический план экологического устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан разрабатывается Кабинетом Министров Республики Татарстан при непосредственном участии представителей науки, общественности и других заинтересованных сторон и утверждается Президентом Республики Татарстан.

4. Стратегический план экологического устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан должен быть опубликован в средствах массовой информации.

5. Стратегический план экологического устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан пересматривается не реже одного раза в пять лет. При необходимости внесение в него изменений осуществляется в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи.

6. Органы государственной власти Республики Татарстан разрабатывают и реализуют свои отраслевые программы с учетом стратегического плана экологического устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан.

 

Статья 14. Стратегические планы экологического устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности муниципальных образований

Органы местного самоуправления вправе принимать стратегические планы экологического устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности своих муниципальных образований.

 

Раздел V
Экологическое нормирование

 

Статья 15. Основы нормирования

1. Экологическое нормирование осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Информация об изменениях:

Законом РТ от 13 января 2012 г. N 5-ЗРТ в часть 2 статьи 15 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст части в предыдущей редакции

2. Экологическое нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

3. Экологические нормативы и нормативные документы в экологической сфере разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

4. Экологическое нормирование осуществляется в порядке, определяемом в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 16. Требования к разработке экологических нормативов

Разработка экологических нормативов включает в себя:

проведение научно-исследовательских работ по обоснованию экологических нормативов;

проведение экспертизы, утверждение и опубликование экологических нормативов в установленном порядке;

установление оснований разработки или пересмотра экологических нормативов;

осуществление контроля за применением и соблюдением экологических нормативов;

формирование и ведение единой информационной базы данных экологических нормативов;

оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения экологических нормативов.

 

Статья 17. Нормативы качества окружающей среды

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

2. К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

3. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

4. В целях сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Республике Татарстан утверждаются республиканские нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.

 

Статья 18. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц (природопользователей) устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы допустимого воздействия на водные объекты;

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

нормативы охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон;

нормативы экологической безопасности;

нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством в целях охраны окружающей среды.

2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

3. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду являются основой для выдачи экологических разрешений и принятия решений о необходимости проведения технических мероприятий в целях снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения.

4. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

Статья 19. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов

1. Нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технологических (технических) нормативов выбросов исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды.

2. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

3. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

4. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются лимиты на выбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Утверждение сроков поэтапного достижения нормативов предельно допустимых выбросов осуществляется органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды по представлению соответствующего федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

5. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников допускаются на основании разрешения, выданного федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органами исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы, лимиты выбросов и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

6. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 20. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты

1. Установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты обеспечивается в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства.

2. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

3. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Информация об изменениях:

Законом РТ от 23 июля 2014 г. N 67-ЗРТ в часть 4 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

См. текст части в предыдущей редакции

4. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

5. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются в установленном федеральным законодательством порядке для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.

6. Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в соответствии с федеральным законодательством.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 12 января 2016 г. N 1-ЗРТ статья 21 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 21. Нормирование в области обращения с отходами производства и потребления

Нормирование в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

 

Статья 22. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду

Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, нормативов экологической безопасности и с учетом влияния других источников физических воздействий.

 

Статья 23. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду

Информация об изменениях:

Законом РТ от 11 апреля 2015 г. N 23-ЗРТ в часть 1 статьи 23 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст части в предыдущей редакции

1. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий.

2. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.

3. При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

 

Статья 24. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды

1. С целью обеспечения устойчивости экологических систем устанавливаются нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.

2. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 

Статья 25. Нормативы охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и для сохранения объектов, требующих особой охраны, устанавливаются охранные, санитарно-защитные и иные защитные зоны.

Размеры охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон устанавливаются в соответствии с законодательством.

 

Статья 26. Целевые показатели качества окружающей среды

1. Для отдельных территорий Республики Татарстан могут устанавливаться целевые показатели качества окружающей среды.

2. Целевые показатели качества окружающей среды характеризуют предельный уровень нормируемых параметров окружающей среды на определенный период времени с учетом необходимости постепенного улучшения качества окружающей среды.

3. Различные целевые показатели качества окружающей среды могут быть установлены для:

1) селитебной территории;

2) особо охраняемых природных территорий;

3) рекреационных зон.

4. Установление целевых показателей качества окружающей среды должно обеспечить:

1) поэтапное достижение нормативов качества окружающей среды на всей территории Республики Татарстан;

2) экологическую безопасность и снижение рисков для здоровья населения;

3) нормирование качества окружающей среды с учетом социально-экономических условий, планов и программ экономического развития Республики Татарстан и ее районов, а также необходимости сохранения экосистем, генетического фонда животного и растительного мира.

 

Статья 27. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды

1. Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности подлежат лицензированию.

2. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральным законодательством.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 13 января 2012 г. N 5-ЗРТ статья 28 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 28. Нормативные документы в области охраны окружающей среды

Информация об изменениях:

Законом РТ от 11 апреля 2015 г. N 23-ЗРТ в часть 1 статьи 28 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст части в предыдущей редакции

1. Нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности:

требования в области охраны окружающей среды к работам, услугам и соответствующим методам контроля;

ограничения и условия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью;

технологические показатели наилучших доступных технологий.

2. Нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.

3. Нормативные документы в области охраны окружающей среды утверждаются в установленном федеральным законодательством порядке.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 13 января 2012 г. N 5-ЗРТ в статью 29 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 29. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности

1. Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности.

2. Экологическая сертификация осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 30. Разработка, утверждение и введение в действие республиканских нормативных документов в экологической сфере

1. Разработка республиканских нормативных документов в экологической сфере обеспечивается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

2. Республиканские нормативные документы в экологической сфере утверждаются, вводятся в действие и изменяются Кабинетом Министров Республики Татарстан или уполномоченными органами исполнительной власти Республики Татарстан в порядке, установленном федеральным законодательством.

 

Раздел VI
Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

 

Статья 31. Проведение оценки воздействия на окружающую среду

Информация об изменениях:

Законом РТ от 11 апреля 2015 г. N 23-ЗРТ в часть 1 статьи 31 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст части в предыдущей редакции

1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

 

Статья 32. Проведение экологической экспертизы

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

 

Статья 33. Виды экологической экспертизы

1. В соответствии с федеральным законом в Республике Татарстан осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

2. Государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня осуществляется в соответствии с федеральным законом.

3. Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня организуется и проводится уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы в порядке, установленном федеральным законодательством.

4. Общественная экологическая экспертиза проводится в порядке, установленном федеральным законом.

 

Статья 34. Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня

Обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня, проводимой уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы, в порядке, установленном федеральным законодательством, подлежат:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Республики Татарстан;

2) проекты целевых программ Республики Татарстан, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3 статьи 34

4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

Информация об изменениях:

Законом РТ от 13 января 2012 г. N 5-ЗРТ в пункт 4.1 статьи 34 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", в соответствии с законодательством;

5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

а) доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

б) реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

в) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

г) внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

 

Статья 35. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня

1. Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится экспертной комиссией, образованной уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

2. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты по согласованию с ними; кроме того, в случаях, определенных в соответствии с федеральным законодательством, в состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы в качестве экспертов могут включаться штатные сотрудники федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы и штатные сотрудники уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы.

3. Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы.

 

Статья 36. Эксперт государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня

1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в соответствии с федеральным законом уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

2. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

3. Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с федеральным законом и заданием, выданным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы.

4. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:

заявлять уполномоченному исполнительному органу государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;

формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Информация об изменениях:

Законом РТ от 16 мая 2010 г. N 20-ЗРТ в часть 5 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

См. текст части в предыдущей редакции

5. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений в области науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам Республики Татарстан в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам;

соблюдать требования законодательства об экологической экспертизе;

соблюдать установленные порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

6. Оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы производится уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы на договорной (контрактной) основе в соответствии с федеральным законодательством.

7. Оплата труда штатных сотрудников, участвующих в проведении государственной экологической экспертизы, производится в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 37. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня

1. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральным законом и заданием на проведение государственной экологической экспертизы, выдаваемым уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы.

2. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы:

участвует в формировании уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы указанной экспертной комиссии и согласовывает ее состав;

участвует в подготовке уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы задания на проведение государственной экологической экспертизы для членов указанной экспертной комиссии и согласовывает его;

обеспечивает качественное проведение государственной экологической экспертизы по ее конкретному объекту;

организует подготовку своего заключения указанной экспертной комиссии в соответствии с требованиями законодательства, нормами и правилами в области экологической экспертизы.

 

Статья 38. Заключение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня

1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы.

2. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям законодательства.

3. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.

4. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

5. Положительное заключение государственной экологической экспертизы в соответствии с федеральным законом теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

6. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

 

Статья 39. Права заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе объектов регионального уровня

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе объектов регионального уровня, в соответствии с законодательством имеют право:

получать от уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной экологической экспертизы, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;

получать для ознакомления от уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении государственной экологической экспертизы;

обращаться в уполномоченный на то орган исполнительный власти Республики Татарстан, организующий проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы;

представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы;

оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 16 мая 2010 г. N 20-ЗРТ в статью 40 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 40. Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе объектов регионального уровня

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, в соответствии с федеральным законом обязаны:

представлять на экологическую экспертизу документацию, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы, в соответствии с требованиями законодательства;

оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;

передавать уполномоченному исполнительному органу государственной власти Республики Татарстан в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы;

осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в кредитные организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 16 мая 2010 г. N 20-ЗРТ в статью 41 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 41. Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится в порядке, установленном федеральным законом, по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством.


Информация по документу
Читайте также